автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Монументальная живопись Мексики /Древние индейские цивилизации Испанская конкиста, Мурализм XX столетия/.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Монументальная живопись Мексики /Древние индейские цивилизации Испанская конкиста, Мурализм XX столетия/."
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО ДЕЛАМ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕНВОЕ УЧИЛИЩЕ /б. СТРОГАНОВСКОЕ/
На правах рукописи Ш: 7.03.031.8
Варгас Кальсада Херардо
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЯИВОШСЬ МЕКСИКИ /Древние индейские цташгазащи Испанская конкиста, Муратазм XX столетия/.
17.00.05 - Декоративное и прикладное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации' на соискание ученой степени кавдвдата искусствоведения
Москва - 1991.
Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Зяаме: высшем худохественно-прошшленноы училище (б.Строгановское)
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущая организация
Доктор искусствоведения, профессор ТЭДЬТЕЗСКШ Л.А
ТЮ1ЫЕВ С.И. - доктор искусствоведения
1АВ1АЫ С.И. - кандидат иокусотведения
Ленинградское высшее худо не с твечн о-промыш .генное училище ик.^.И.1,(ухиной
Защита состоится годэ в 12.00
на заседании специализированного совета K-U64.I0.0l при Московском высшее художественно-промышленном учи ля по (б.Строг новское) по адресу: 125080, Москва, Золоколаыское шоссе,9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке КШУ.
Просим принять участие в защите и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанное адресу.
Автореферат разослан года.
Ученый секретарь
специализированного совета А.Н.Черепахина
-3}
,) Монументальная живопись Мексика периода ее расцвета остается одной ез наиболее ярках странна мирового искусства, вкладом этой страна в сокровищницу искусства всех стран д народов; высо-чайяпЗ художественннй уровень, глубина национального содержания, глубгянкэ связи с семой древней монументальной традицией, развитой веднижма пдвклизшшага доколумбовой Несоамаряки, выраженной в сарвуа очередь, в благородном народной искусстве, раскрыты в огромно» обьене археологических открытий, проведенных в течение XX в., нараду с социальнеа заказом оно послуанло импульсом для шнумэнтальннх циклов Д.Ртаерн, Х.К.Ороско, Д.А.Сшсейроса, которые общеизвестны и получит внсокув оценку в специальной литературе.
В середине XII в. возникает настоящий научный интерес к мо-нушнтальной живописи древних цивилизаций Мексики. Но только лишь к середине XX в. исследовательскпе усшшя начинают проводиться в кизнь. Открытие настенных росписей Бонампака в 1949 г. возроада-ет научный интерес к названному художественному феномену в Мексике.
Среди первых конкретных результатов можно выделить исследования, проведенные И.Берналем я Х.Сустелем в работе "Мехико, Пре-испаннк пейнткнгс" /Нью Йорк, 1958 г./ и более поздние исследования А.Ыхыера "Настенные росписи Теотиуакана" /Вашингтон, 1973 г./. В настоящее время Ми/иер занялся изучением и фотографированием основной части доисшшских муралей Месоамерики. Доиспанское искусство вообще вызвало интерес со стороны многочисленных зарубежных исследователей, которые отводят важное место монументальной живописи в художественной панораме Месоамерики. Среди них - К.Ба-удео, Р.Даниэль, Х.Стирлин /Франция/, Дж.Ланглей, Х.Сшщден, X. Берло, А.Фердинанд, Г.Кублер /США/, Х.Хелфриц /ФРГ/, В.М.Полевой
I >
/СССР/.
Что касается мексиканской литературы, к здесь была проведена значительная работа: Х.Фернаадас, К.Маркинв, М.Кобаррубиас, П.Рохас, Р.Каррильо, а такке более поздние Р.Пинья Чан и П.Геад-роп, составивший интересное "Краткое руководство по доиспансяоцг искусству /Мехико, 1987 г./.
Обращаясь к колониальному периоду, именно исследования М.Ту-ссева в работах "Колониальная живопись Мексики", "Живопись Неходки в 171 в." и "Настенные росписи в мексиканских монастырях 271 в наиболее полным и глубокий образом отражают профили вице-королевского периода Мексики. Изучения Туссена основываются на двух источниках, Это монументальная живопись Х71 в., которая исследуется по оставшийся произведениям /главным образом, в монастырях/ я живописи 17111 в., которая в основной анализируется из биографических источников ее авторов.
Существует такие другие испанские я мексиканские авторы, занимавшиеся изучением колониального живописного искусства: А.Кар-ридьо, А.Чавес, I.Фернандес, Товар де Терэса, Х.Гурриа, М.Кастро.
Но именно монументальная живопись Мексики современного периода породила огромное количество работ по истории и проблематике. Среди авторов - Р.Каррильо, Х.Фернавдес, Р.ЛОпес, А.Родрнгес и другие. С самого заровдения мексиканского муралистического движения эти авторы пристально следили за развитием, успехами и неудачами названного движения. Они всегда опирались па широкий материал, который давала им возможность самостоятельного наблюдения за разворотом событие в мурализме, кроме тего, те дружба и общение, которые они поддерживали ^главными представителями движения, сыграли огромную роль. Со своей стороны сами главные действующие лица мурализма оставили вам свои мнения: "Как пишется мураль" Д.
икеЯроса, "Тексты" Х.К.Ороско, "Слад истории и географии в ме-жанской архитектуре" Д.Риверы.
Зарубежная литература, которая анаяизярус-т этот последний фиод современной vякcикaкf•.кo^,. живописи также имеет' большое зяа-шэ. Наиболее глубокие трулы принадлежат североамериканским уче-«: М.Нелькйя, А.Рид, А.Фердинанд и др.
Советская литература по этой теме ямеег особое значение, ее од представляет собой ряд мнений, называющих большой интерес, гя, к сожаления, большое число художников был© оставлено <5ез йкшгля. Л.А.Жадова, Л.С.Осиоват, 0.С.Семенова, А.Костеневич, А. ретникова посвятили своя гоулк г.ташнм представителям совремвя-го глуратасткчлского движения Мексики. Книга Е.И.Кириченко "Три кг искусства Датяиской Америки" также является серьезной бкб-ог;а;л";оско!; подае-югкоа оля. изучения вице-королевского перио-в художественной лизни Мексика.
Однако малоисследованной остается проблема истоков поражаете национального своеобразия творчества этих художников, про-:емз монументальности их творчества. Этим определяется тема ис-¡едованкя, в котором привлечены к анализу новые натурные мате-¡алн, особенно в части исследования истоков национального сво-)бразия, глубоко монументального выразительного языка творчес-за этих крупнейших мастеров.
Целью исследования является выявление пос-здовательности мэнументального живоиисного феномена, начиная его зарождения, включая У11 в. до н.э. до наших дней. Нашей зльп было рассмотреть в хронологическом порядке монументальный явописяый материал Мексики.
В задачи исследования входит выявление истоков монумент аль-ости в искусстве древних цивилизаций Мексики, ретроспективный
анаяиз формирования и отражения национальных традиций, их вырг зительных средств, тенденций и развития произведений монументе льной живописи, ее живой связи с социальным заказом.
Предметом исследования является наго овальное своеобразие монументальной живописи Мексики, приемы в средства его выражения в произведениях художников-эдонументалкс тов Мексики.
Объектом исследования явились натурные произведения монуи нтальной живописи, а такжэ материалы ретроспективного анализа сложения национальных традиций.
Метод исследования. Автор берет на себя з дачу дать анализ художественного материала в рамках историческ го контекста, а также показать взаимодействие и связи, существ пене между различными видами монументальных и изобразительных кусста."Исследование ведется в хронологическом порядке, причем особое внимание уделяется общественным веяниям и национальным стремлениям каждой эпохи. Кроме того, диссертация ставит перед собой цель раскрыть внутренние и внешние взаимодействия, при п мощи которые был сформирован органичный синтез различных худож ственнкх форм.
Актуальность исследования. Монумен тальн&я живопись Мексики - это живой феномен, продолжающий раз виваться, расширяющий свои горизонты, едущий новые формы. Одни из главных его источников национального своеобразия творчества была и остается художественная традиция доиспаяской Месоамерик которая продолжает удивлять вас и по сей день. Достаточно лишь сказать, что 40£ открытий художественного наследия индейских ц вклизаций Мексики было реализовано с 1960 г. по наши дни.
Необходимо отметить, что несмотря на коренные культурные
менн, вызванные колониальным испанским периодом, монумент аль-8 феномен в жнвопвси не потерял своей по следовательно ста. Такс образом, становятся необходим» вкпчять его изучение - 26 вов монументальной живописи Мексики - в исторхко-художвотвен-В контекст для наиболее полного а точного представления худо» зтвенной панорамы ДатжнокоИ Америки.
Будущее монументальной живописи Ыекспки вызывает необходн-ггь разработки достаточно далного научного труда по поводу на-шного феномена в показа нвпрернвной последовательности его ра-ггия.
Проблематика, которую повлек за собой сознательный возврат йразнтельннх искусств к орпгивальнш национальна! источникам, додает оставаться предметом дискуссий в пороздает поляр иза-I раалячннх точек эреюся. Но касты бы то яя было мураянстнче-е движение Мексики Ив., оно заключает 8 сабе то усилие, ко-ое с наибольшей силой н более успешно ассимилировало уроки яккх месоамеряканских кузгьтур. Исследование их всегда пряно«-о я будет приносить интереснейшие открытия в будет служить ссякаемым источником вдохновения.
Научная новизна теме. Диссертация явяяет-первой попыткой показать развитие монументальной живописи сихи на протяжения 26 веков как последовательного, оригина-эго, но чувствительного к международному развитию феномена, рвые в советской литературе приводятся некоторые примеры до-анской настенной живописи: Скстататлана я Хукстлауаки, Какао-Тлакскалы, Игерас Веракруса и др.; а также библюграгЕичес-данные о художниках колониальной аюхх .в некоторые аспекты )рико-худохественного контекста каждой эпохи.
Практическая ценность р а боты. Разу-
льтаты исследования могут послужить основой для подготовки систематических обобщающих работ по изобразительным искусствам Мексики. Основные положения работы и ее выводы заключают в себе практическое значение для творческой практики, так как они отражают в ретроспективной манере художественный опыт нации.
Структура работы. Диссертация делится на тр! главк: "Древние индейские цивилизации", "Испанская конкиста", "Мурализм XX столетия", а таете Введение и Заключение.
Основное содержание работы.
Первая глава диссертации "Древние цивилизации Мексики" по вествует о первой историческом этапе Мексики, охватыв&я само з рождение доиспансних цивилизаций до прибытия в ХУ1 в. испанцев Художественный материал анализируется в истор® о-кульгурном ко нтэксте, который восстанавливается антропологами к историками. Тесная взаимосвязь различных видов изобразительных искусств ат го периода позволяет нам опираться на развитие других видов ис кусств, с целью более полного понимания развития мурализма в л испанских культурах Ыесоемериш..
В этой главе в хронологическом порядке, рассматривается рг витие. мэнументаяьной живописи, и различных форм монументальной искусства, которые тем или иным образом по влияли на живопись 1 общее развитие искусств, в Месоамерике. В первую очередь дает» краткое описание, появления к развития человека на америваною» континенте, его основных видов деятельности, его первых худож! ствевных поисков,
Конкретный анализ монументальной живописи Мексики начина етоя о изучения ольмакских пос^лений в 1а Венте, к Сан Лоренсо
/1200-800 гг. до н.э./.
Об их цветовой гармонии известно мало, тем не менее, по высокому уровни развития скульптуры, декоративной полихроматики керамических изделий и цветовой гамме одеяний можно предположить, что колорит зданий не бия случайной с.меска материалов, но был тщательно подобран я, безо всяких сомнений, периодически обновлялся. Не трудно предположить, что он был подобен колориту кершшки.
Настенная шзеопись требовала определенного места в ольмек-ской архитектуре и городском пространстве. Нет сомнений в том, что наскальная ¡¡топись Хукстлауака и Оксотитлала /900 г. до н. э./ является работой ольмексюгх мастеров, но всвязн с географя-чесюй отдаленностьэ от центра ольмекской культуры, она, не получила большого развития. Важным с точки зрения монументальной живописи является то, что ольмеки положили начало этой традиции в Мвсоемерике, и, возможно, она не были первыми, так как уверенность мастеров была велика, техника, базированная на тех же принципах, что я в живописи маслом, превосходна.
От одькекской культуры, как общего знаменателя и основы самых великих культур Месоамерикз, продолжается в неизменном хронологическом порядке обзор настенной живописи, и перечисляются технические и социальные достижения, которые отмечают культурное и художественное развитие. Б эту эпоху наблюдаются более стойкие основы в архитектуре, получает широкое распространение использование катая и извести, как в приготовлении строительного раствора, так.и для внешних отделок - штукатурки. Район Оахаки выступает на первый план: к 600 г. до н.э. в Монтенегро появля-отся первые с!фошые колонны из камня, в то время, как в Монте Альбан развиваются друтзе архитектурные элементы. Куикуилько на
юго-зададе Мексиканской долины поднимает свою огромную пирамиду с круговш подъемом. В то же время в районе нынешнего города Пувбла вырабатываются, возможно, первые образцы скошенных досок, являгвдхся неразрывным элементом ритуальной архитектуры во многих районах.
Наиболее интересным и деятельным с культурной и художественной точек зрения этапом доиспанского периода является классический, Его основные центры расположены в городах Теотиуакане и Ти-кале. Однако, что касается настенной живописи, Теотиуакан представляет более интересную панораму, нежели Тикаль. По этой причине автор уделяет ему большее внимание. В работе исследуется урбанистическая и архитектурная структура Теотиуакана, в частности, дворцы Кецалькоатля, Атетелько и Тетитлы.
Теотиуакан является первым городом Месоамерики, построенным по ранее разработанному проекту. Монументальность достигает сво-' его максимального выражения с возведением пирамид Солнца и Луны /100 г. до н.э. - 150 г. до н.э./, присутствует же она во всех и в каждом здании центра города, поддерживая связь между всем ансамЗлем города и человеческим и географическим факторами.
Храм Кецалькоатля /Кецалькоагль - Пернатый Змей/ представляет собой шестиэтажную пирамиду, украшенную на очень оригинальный манер: головы Пернатого Змея и бога Довдя Тлалока своим непрерывным чередованием напоминают монотонную молитву. Нет сомнения в том, что эта пирамида была покрашена.до мельчайшей детали. Настенная живопись Теотиуакана присутствует абсолютно во всех архитектурных и скульптурных элементах. Храм Кецалькоатля представляет собой господство различных искусств, органично переплетенных между собой, которые крисгализуют самые чарующие ритуалы Древней Мексики, не позволяя им умереть.
:но представить, какое впечатление должны были производить на-1иные картины, украшавшие полностью здание не только снаружи гзнутри, а также и маленький центральный храм, создавая ансамбль 'бычайной красоты и гармонии. Во всех комнатах, а в особеннос-в самых больших, занимаемых знатью, стены были полностью по-(тн фресками на очень разнообразные теш.
В Теотиуакане бита использованы различные техники настенной юписи, способствовавшие созданию экстраординарных композиций, ■инных сокровищ доиспансвого искусства.
Безусловно, этот город вобрал в себя наибольшее количество >изведений настенной живописи во всей Америке. В большинстве >ем картины представляют божественных сфинксов. Выратсаясь пи-словаш, они рисуют образ того или иного бога со всеми его жбутами и орнаментами, в сложнейших одеяниях, покрытых ;сю-;таом украшений из небита п.волудрагоцежгах камней, перьями щ, иногда привезенных из довольно отдаленных мест. Важность ггральной фигуры подчеркнута, кроме того, ее размерами, боль-/Ш, чем у других персонажей.
Все геогиуаканские композиции сохраняют ярко выраженные см ж геометричность. Это огромные композиции повторяющихся |я-р, подчеркивающих центральную. Темы других фресок посвящены зотным, отличающимся высокой степени естесственностью: ягуары юролевскнх одеяниях, с огромными плюмажами, промяли собак, злящих зубы, что символизирует радость, орлята, внимательно латривающиеся вперед и многие другие животные.
Свое место во фресках принадлежит и мифологической фауне, лире символов, фигур в транса, покинувших реальный мир, сцен, ятягивающих взгляд своими то беспокойными, то точными линиями, товек ассоциируется с фантастическими животными - качество, ха-
рактеризующее религиозное искусство индейцев.
Существуют такие группы картин, которые можно охарактеризовать абстрактными или геометрическими, основанными на чисты) линиях, практически не отражающих никакого известного предмет;
Наибольшее количество художественных произведений вообще, и живописных, в частности, было создано в эпоху Теотиуакана Т. и 111. Теотиуаканская настенная живопись являла собой многоцв< тннй мир, развернутый на стенах и созданный для поклонения богам на манер мольбы, состоящей из ряда коротких молитв; она р! звлекала на празднествах, благословляла в военных походах. На этом уровне развития доколумбовая цивилизация не воспринимала мир без яркого колорита, на который она была способна. Остала< лишь незначительная часть от этого богатейшего мира цвета.
Батрес в 1886 г. и Пеньяфьель в 1890 г. были одними из т рвых ученых, которые заинтересовались изучением этого феномен;
Теотиуакая, чей расцвет начинается за два века до н.э. и распространяется на 800 гг. н.э. - это грандиозный цример дою лумбовой настенной живописи, имея вввду, что доводимые исследования затронули минимальную часть от того, что занимает площадь более 22,5 кв.км. Почти везде еще сохранились красноречивые образцы настенной живописи, которые покрывали практически полностью внутреннюю и внешнюю части зданий.
Эта живопись вместе с керамикой /в основном, ритуальной/ остатки найденных одеяний говорят нам о внутреннем мире теоти уаканца, о той важности, которая придавалась развитию колорис тики.
Паяитра теотиуаканского художника основана на двух тонах красного цвета /индио/: один очень бледный /бледно-розовый/, контрастирующий и другим, намного более насыщенным. Не взирая
на то, что, разумеется, существовал целый ряд различных желтых, зеленых, синих и белый цвет, почти всегда использовался бледный ток очень свойственный доиспанскому стилю. С жаркой, типично те-отиуаканской бихроикей были созданы самые характерные мкстичес-кому символизму города композиции.
С точки зрения тематики, настенная живопись Теотиуакака вращается вокруг моря, доздя, кукурузы, изобилия, и, поэтому одним из самых почитаемых божеств является бог воды, доедя, грома Тлалок, что буквально означает "заставляющий бить юеочом". Он присутствует во множестве образов в живописном искусства Тео-тиуахана: с громом в руке, брызгая крупными каплями воды, омываемый ручьями, водяными потоками, секший маис и т.д., бог Т.*а-лок может возникнуть, символизируя щедрые руки и многое другое. Сач.чя знаменитая сцена находится во дворце Тепантитла, где нашему взору предстает мистическая обитель Тлатокаи - рай бога воды, который принимает в свои владения людей, чья смерть связана с водой: утопленникоЕ, убитых молнией или жертв таких болезней как водянка, дизентерия и др. Там, в тропическом раю, изобилующем водой, среди деревьев какао и других видов растительности, среди порхающих бабочек и стрекоз, катаое движение наполнено чудесами Тлалока. Сладостный, целомудренный рай пения и детских игр, идеальный для тех людей скудного Мексиканского плоскогорья.
Другой кульминационный момент доиспанской настенной живописи, которому уделяется особое внимание в диссертации - это развитие этой художественной формы в некоторых городах культуры майя.
Тикаль, несомненно, самый чудесный город на территории майя, и, как и Теотиуакая в своем районе, предначертал каноны, послужившие тому, что Тикаль станет создателем форм, принятых боль-
шинством городов майя. Монолиты, стеллы и алтари чисто ольмек-ского происхождения будут являть собой новую силу и новые особенности.
Другой город майя скромных размеров произвел на свет значительное количество скульптур, достойных традиции майя. Речь идет о Бонампакв, отличившимся знаменитыми настенными росписями, которые и по сей день не имеют аналогов в искусстве майя.
Классическая эпоха характеризуется рядом стычек между различными городами-государствами. По мнению Н. ла Фая эта ситуация отражена в настенной живописи Бонампака. Б 1946 г. был найден храм, состоящий из трех помещений, чей интерьер был украшен фресками. Произведения настенной живописи экстраординарны по своей документальной ценности. Эстетические качества проявляется в высочайшем чувстве композиции, линии их не дрогнули ни в одном месте, палитра представлена отменными контрастами и богатым колоритом, фигуры написаны с беспрецедентным динамизмом, чувство жизни и движения контрастирует с рисовальным стилем других произведений остальных областей Масоамэрики.
Город Тулум представляет для нас интерес, в первую очередь, благодаря фрескам, которые по сей день хранят его храмы. Восточная стена одного из храмов'является единственной, где сохранились настенные росписи, выполненные в стиле, очень напоминающем мистические кодексы, но представляющие божества майя.
Далее мы остановимся на анализе и характеристике примеров монументальной живописи, созданной культурами мистеков и Чолулы. Хотя архитектура Чолулы иногда и напоминает теотиуаканскую, с другой стороны, она представляет совершенно отличные черты. Градостроительство ее основывается на ряде больших площадей и патио, а не на улицах и кварталах, как в Теотиуакане. Все здания были
крыты настенными росписями, и были известны иве различные шко-. Большинство картин выполнено в геометрическом стиле, основы-ясь на многочисленных диагональных полосах разных рветов, ско-инироЕанных таким образом, что они напоминают морскую звезду, ть другие картины, называющиеся "реалистическими". Одна из х "Пьпцие пульке" служит великолепны« образцом этой группы каин.
Последний, подвергшийся анализу период первой главы диссер-щии посвящен послекдассическому периоду - тольтекам и их ху-жественному влиянию на культуре майя /Чичен Ица и ацтеки/.
Искусство Гулы отражает, в первую очередь, насилие, неиз-сшое в войнах, поэтому теш, присутствующие здесь, зачастую дазвищны. Как, например, в декоре боковых стен храма Тлаулис-зльпантлэкутли. Мы еидим орлов и ягуаров, пожирающих человече-ше сердца, бога Кецалькоатля, заступника "утренней звезды", эры человеческих черепов, принесенных в жертву у алтарей или а платформе, предназначенной специально для жертвоприношений, аолне возможно, что целью декора своих городов при помощи всех гях сцен насилия, что очень характерно для послеюгассического ернода Мексиканской долины, было запугать своих соперников бстановкой ужаса, которая с момента разрушения теотиуаканского ира превратила в своих врагов всех соседей, не согласившихся ы на закличете мира даже ради совместного нападения на другие ароды.
И еще больше, чем в Туле майя-тольтекская архитектура Чи-:ен Ица предстает в обновленном ввде, что было достигнуто бла-одаря использованию колоннад. "Гребешки" храмов, венчавшие пн-|амиды у майя, заменяются скульптурными эмблемами на манер меши-■я. Сохраняя многие элементы типично майя, Чичен Ица успешно
комбинирует изящно изгибающиеся линии со строгими деталями военного духа тояьтеков. Как бы то ни было, Чичен йца будет являться последним культурным образцом монументального характера ис кусства майя.
Что касается настенных росписей, в Чичен йца существует изображение двух битв: одно находится в Храме Тигров, другое -в Храме Воинов. Воины бегут за пределы селения, направляясь к полю боя. Еа фоне ке остаются мирные жители, хютнн, хиачувде женщины. На первом плане можно различить двух атакующих. Огромная змея, яростно защищая одного из них, обнимает его своим жалок» На заднем плане восседает несколько человек, возможно, военачальников, следя за кодом битвы. Оттенок торжественности при дают росписи бога и знамена.
Примеры настенной живописи ацтеков, что парадоксально, оче: малочисленны, несмотря на то, что это была последняя великая до-испанская цивилизация Месоамерики. Это обусловлено, цревде всег< усилиями испанцев уничтожить все следы доиспанской культуры.
По этой причине, что касается ацтекской цивилизации, то диссертация подходит к этой, теме по-новому. Благодаря существующим письменным свидетельствам ХУ1 в., оставленными испанскими монахами, мы в состоянии представить себе политико-религиозные функции доиспанского искусства, а также с точностью расшифровав его иконографические изображения.
В доколумбовой Месоамерике оригинально и многолико проявились черты высокоразвитой художественной монументальности. Благородные цивилизации, обладающие широкими художественными возмо-
жностями, оказались способны конфигурировать огромное множество внешних и внутренних пространств в единстве архитектуры, скульптуры и живописи. Они ощуаали постоянную творческую озабоченность, способную создать эту вселенную произведений искусства, поддерживающую теснейэую связь с географией, историей, с самим космосом, наконец, частью космоса чувствовали они себя.
Доиспаяская монументальная живопись именно вследствие сво*-их монументальных характеристик ощутила на себе разрушающую силу человека, и, тем не менее, малочисленные остатки этих произведений дают нам точное представление об огромной важности ме-соамериканских цивилизаций. Настенная живопись становится постоянным элементом внутреннего архитектурного пространства, неоть-ешпамой частью внешнего "скульптоживописного" пространства, во-лихроматичных рельефов, предметов, наделенных блеском цвета, без которых не мог существовать доиспанский мир.
Доколумбовая цивилизация представляла собой многоцветный мир муралей, созданный для поклонения богам, оживления празднеств и битв. Каадая из месоамериканских культур, будь то ольмеки, те-огиуаканы, тольтеки, майя, тотонаки, сапотеки, мистеки, ацтеки или же другие культуры бшш способны при помощи произведений монументальной живописи придать благородство любому сооружению.
Живописно-монументальная одиссея Месоамерики зарождается с ольмекской культуры в Окстлатитлане и Хукстлауаке в 711 в. до н. э. и позже в Кужкуилько и Чолуле в доклассическкй период.
Бесспорен тот факт, что великий Геотиуакая /200 г. до н.э. -800 г.н.э,/ - это наиболее грандиозный образец доколумбовой настенной живописи. Один лишь дворец Тетитла представляет 25 различных ансамблей настенных росписей. Зарождение мурализма в классическую эпоху в Очабе, СавтаРосе, Кстампаке, Лолтуне, Чакала-
ле и Муль-Чике, расположенных в районе майя уже при своем появлении тесным образом связано с архитектурными и скульптурными элементами.
Вторая глава "Испанская конкиста" берет на себя задачу исследования колониального периода Мексики. Что касается настенной живописи, этот период значительно беднее предыдущего. За исклвчвнием Х71 в., украшение храмов основывается, главным об-„ разом, на картинах на холсте /зачастую огромных размеров/ и их ансамблях на скульптурно-алтарных композициях. Основной целью этой главы было показать последовательность монументального феномена живописи Мексики, проявляющегося в своих двух гранях -официальной и народной живописи.
В течение ХУ1 в. живопись и скульптура Мексики была обра' щана, презде всего, к необходимости христианизации индейцев. Именно поэтому прототипы этих произведений мы встречаем иногда в далекой средневековой Европе 1У и У вв., когда христианская религия с триумфом шествовала по старому континенту.
Количество фресок, созданных во время Х71 в., огромно, и это, учитывая то время, пока ивдейские мастера адаптировались в новом стиле. Истории искусства известны лишь два примера, аналогичных ХУ1 в. в Мексике, что касается количества. Это фрески Каталонии Х111 в. и Италии периода Возрождения.
Настенную живопись колонии, даже ту, которая соответствовала первому этапу колонии, невозможно рассматривать как сплав стилей. Художественные вкусы индейцев совершенно чужды испанским, традициям периода Возровдения ХУ1 в. Поэтому живопись Вицв-королевства будет заметно отличаться от испанской, ведь выполнена оаа была рукой индейского мастера. Это различия чисто меха-
¡ческого вида, и подвержена им, прежде всего, материальная сто-iHa живописи, что связано с индейцами, которые с трудом адал-гровались в новой художественной модели,
Живопись, украшающая жизнь Мексики в течение трех веков ко-нии, независимо от того, частная ли она, или публичная, рели-гозная или светская, не бала создана сразу, это был процесс поведенной, но ни в коем случае не абсолютной смены индейских ¡ычаев. Также это не было чистым влиянием европейской живописи, везенной конкистадорами /эпохи Возрождения, фламандской, ита-янской, испанской/.
Открытие большинства произведений живописи ХУ1 в., как и испанских, реализовано, главным образом, в наши дни. Настен-е украшения, которые вмещало в себя подавляющее большинство лигиозных зданий эпохи, носили подобный характер. Однако они вольно разнообразны и сохраняют свои особенности. Некоторые вершенно неповторимы.
Нет сомнения в том, что все храмы и монастыри, построен-е в Мексике в течение ХУ1 в., были украшены настенными роспи-ми. Однако именно в этих сооружениях они могли,сохраниться в чшем качестве и большем количестве. Что касается других зда-й нерелигиозного характера той эпохи, толйко)лишь в некоторых учаях смогли сохраниться угашавшие их росписи. Это связано с
стоянными переменами и реконструкциями, проводившимися по ка-
i \ \
изу их хозяев.
Ко второй половине ХУ1 в. Италия все также остается зако-пательницей направлений в Европе, которая считала итальянскую водись самим совершенством. Физическая отдаленность "нового ятинента" не помешала его художникам быть в курсе происходя-го по ту сторону океана. Продолжали прибывать произведения,
которые служили моделью в развитии живописи колонии. Среди нщс стоит отметить следующие: "Портрет Карла У верхом", кисти Тициана, "Портрет Филипа 11", кисти Алонсо Коэяьо, "Портрет Филипа Красивого и. католических королей" /?/.
На мексиканскую живопись начала ХУИв. воздействовало новое событие, довольно чувствительно повлиявшее на многие характеристики колониального искусства живописи ХУ11 в. Это .был приезд Алонсо Васкеса. Этому художнику предписываются замечателын технические способности, которые, несмотря на его короткое пребывание в Мексике, повлияли на художников Вица-королевства, в особенности, на творчество молодого тогда живописца Баятасара . де Эчаве Орио.
Живопись Новой Испании ХУ111 в. беднеет, что касается содержания, повторения, усталость тем ослабляюг ее. В Мехико аристократия отказывается от клких-либо перемен в стиле, который отражает ее лицо и фиктивное экономическое благополучие колонга Несмотря на упадок живописи ХУ111 в., экстравагантное барокко нашло в себе силы занять привелигированное место в мексиканское искусстве посредством собственного выражения жизни и духовност!
Именно живопись явилась тем искусством, которое в большей степени почувствовало на себе все последствия; апогей барокко в скульптуре и архитектуре ставит ее на второй план. Тот упадок живописи, который существует в Европа, в Новом свете, так зависимом от нее, чувствуется с еще большей силой. Академии также не удастся возродить течения в живописи. В первую очередь, потому, что она и не наметила-этой цели, во-вторых потому, что она свяжет живопись новыми правилами, явившимися продуктом менее свободных критериев, изучений, в которых художественному дз хновеншэ отводится второе место. И тем не менее, успехи Акада-
мии можно наблюдать в другом. Если Академия и не смогла вывести живопись из общего упадка, парящего в колонии, она поддержала технический уровень и даке спасла его.
Три века колонии послужили коренному перелому в мексиканском искусстве. Настенную живопись Н1 в. ь Мексике невозможно рассматривать как сплав стилей. Художественные проявления индейской культуры чужды испанским вкусам возрожденческого периода, по причине чего объединение этих культур происходит чисто механически.
Неистовая работа евангелизацки населила территорию Мексики монастырями-крепостями, среди которых: Акольман, Актопан, Иксми-кильпан, Уэхотсинго, Эпасоюкан и многие другие, бесценные благодаря муралям, хранящимся в них и являющих собой выражение культурного синкретизма. Кроме того, особое место занимает фреска, которая декорирует другой вид сооружений, как например дом Дель Деан в Пузбле.
В конце концов расовое смешение впоследствии дает новую расу, которая выражает свой дух в богатейших произведениях искусства, взлете фантазии, хроматической насыщенности, страсти и фанатизме, проявляющихся полным образом в мексиканском барокко.
Мексика была включена в культурное течение Запада. Однако ее географические условия, ее история и культура являют собой мощные элементы, которые придают ее искусству своеобразие и индивидуальность.
В колониальный период искусство развивается в двух гранях: о$щдалъвой и народной. И что касается настенной живописи, эти две грани очень далеки друг от друга.
Мурализм XIX в. зарождается в конце вице-королевской ano-
хи, цринимая ее последнее течение, романтицизм, строги,1, элегантный, прекрасный, но слишком холодный. Он будет способствовать резкому конфликту с барокко, которое отражало дух новоиспанского колониального общества Мексики.
Третья глава "Мурализм XX столетия" посвящена настенной живописи XIX и XX вв., подчеркивая таким образом, намерение показать существующую в развитии мурализма Мексики всех времен последовательность и неизменное влияние культур автохонного анауа-ка /земли меж двух морей/ в благородной традиции народного искусства, географии и идиосинкразии.
Если испанская конкиста вызвала коренной перелом в направлении развития Месоамерики с 1521 г., то новое мексиканское господство 1810 г. не явилось для мексиканской культуры отрывом от старого континента. Больше того, нескончаемая цепь постоянных агрессий в течение всего XIX в. помешала приданию необходимой важности искусству и его поддержки со стороны старых меценатов.
Новая живопись XIX в. в независимой Мексике хотя и остается подверженной в большой степени европейской, намечаются отрешения развивать живопись более национального характера. Возникает насущная потребность в создании чисто документальной живописи. Намечается разрыв, отделяющий эту живопись от традиционной живописи Бице-королевства, в особенности в течение второй половины века, когда республика уже укрепилась. Неоклассичнский стиль, наконец, принят, и ему отдается предпочтение не только потому, что он не требовал таких больших материальных затрат, как барокко, но и потому, что он представлял современность эпохи, несмотря на то, что бил навязан старым колониальным порядком
тем не менее, влияние барокко еще было заметно.
Революция 1310 р. дала импульс мексиканскому движению жя-огшси, названному муражгзмэм. Ко нельзя утверждать,' что оно ыяо порождено этой революцией. Монументальная живопись Мекси-эг - это продолжительный феномен. Происхождение ее теряется в здейских культурах страны. Коренная перемена, которая чувствуйся в мураяистическом движении XX в. также не может считаться ледствием революции. Наоборот, художники являются частью этой 'рушш интеллигенции, которая вызывает революционные перемены. !ексинанские художники в действительном!! более радикальны, чем дема революция. И если мурализм считается детищем революции, так >то просто потому, что благодаря ей он реализует себя.
Мексиканская революция показывает необходимость создания [ационального искусства, так как эта национальная сущность до гого времени была отвергнута во имя "цивилизации". Постоянные гередвижвния сотен, тысяч мексиканцев по стране во время воору-¡еинаЯ борьбы открыли мексиканцам тот факт, что Мексика - это зетище могучей тысячелетней традиции. Это вызвало патриотические чувства нации, открыло многообразие элементов, из которых метается яркий мир произведений искусства. Было сделано открытие", "Что яашсфзрм и цветов - это язык общения нации. Внеза-гао взоры обратились к творцам народного искусства. В самых от-цаленных уголках страны начался поиск семян доколумбового про-алого, убедительно заговорила о себе его всемогущая сила, его гигантская пластическая магия. Вдохновленные этим грандиозным цоколумбовым и вице-королевским прошлым, новые художники-мура-листн выступают за монументальное, общественное, традиционное и народное искусство.
Влияние национального прошлого было огромно. Натиск его
гиастического содержания скоро проявился в новых работах, европейские влияния перестали быть механическим отражением, теперь они ассимилируются в новой волне.
Сам характер муралистического движения был тесно связан с развитием мексиканской архитектуры, с ее национальнда характером. Требования были просты: для существования национальных архитектуры и живописи должна существовать нация. Республиканский период XII в. смог бы консолидировать нацию и создать национальную архитектуру вместе с другими искусствами. Но неуравновешенность, вызванная французской интервенцией и порфириан-ской диктатурой пошатнула эти надевды на использование в качестве модели европейской архитектуры.
В 1922 г. в Мексике формально начинается период мурализма. Бывший колледж Сан Педро и Сан Пабло станет первым зданием, отданным Васконселосом худозсникам, событие, расценивающееся правительством всего лишь как эксперимент.
В третий раз мексиканское искусство живописи удивит весь мир. Хивопись являлась выражением языка новой нации,, которая нашла в себе силы не погрузиться в свою трагедию," не забыть о своих мечтах и с новой силой наметить пути в будущее. Вновь мексиканское искусство звучало в мировом художественном концерте,
Когда Ривера, а позже и Руфино Тамайо и Карлос Мерида, начинает вновь открывать оригинальную действительность Америки, он делает это не только с полным осознанием эволюции, определяющей настоящую ситуацию в мировой живописи, но и с полным пониманием, что мексиканское искусство выжило и дождалось возрождения этой оригинальной действительности, которая долгое время пряталась в неведомых пространствах.
Мексиканский художник - наследник великой художественной
адвшш. Однако его личность находится чаще всего между его стилетом принадлежности в необходимостью исследовать, что яв-ется постоянным конфликтом между поиском личности и принад-кности.
Призвание мексиканской школы с ее новейшими методами, о знообразными жанрами осуществилось благодаря гению и влиянию ких мастеров, как Румяно Таыайо, Матияс Геринц, Хорхе Гоноа-о, Карлос Мерада и мн. др. И в действительности, это было ло~ чеогам развитием того, что Ороско, Ривара в столько других кожников начали в 1923 г.
После тех усилий, которые были проложены в XIX в. для со-шся национальной культуры и которые пошатнулись вначале (едствие французской интервенции и после порфирианской дикта-юй, Мексиканская революция 1910 г. открывает мексиканцам глава то, что жх страна является наследницей богатейшей культур! традиции, оригинальной и подлинной, которая живет ожидани-, что наконец-то будут собраны плоды, которые она передает >ез язык форм и цвета.
Посада, Веласко, Ороско, Ривара, Сикейрос, Тамайо, Мевдес, лггинс, Гонсалес Камарена, Чавес Морадо, 0 Горыан, Сальсе, 140 и многие, многие другие художники взяли на себя задачу дания новой живописной культуры в Мексике. Черпая вдохнове-в грандиозном доколумЗовом и колониальном ярошюм, новые ;ожники монументалисты отдают свои голоса за народное а об-твенное искусство, которое проявилось в старых зданиях об-твенного характера вице-королевской архитектуры.
Но мурализм важен не только с эстетической точки, зрения, презде всего, с точки зрения технической, социальное и по-
литической и особенно культурной. Одним из наиболее ценных за воеваний мексиканского муралистического движения XX в. являет ся. мексиканская школа, импульс, данный Мексиканским Возрожден ем, поиск потерянной мексиканской самобытности, могучее тыся» летнее прошлое, пробуждающееся после четырех веков забвения.
Заключение.
Различные исторические эпохи, пережитые мексиканской наг ей оставили неизгладимые следы в ее художественных проявления Среди них значительное место отводится искусству настенной ш вописи. Это искусство ацтеков, майя, теотиуаканов, мурали кол ниальной, независимой Мексики и,' наконец, всемирно известная ременная мексиканская настенная живопись.
Первые открытия произведений монументальной живописи до! лумбовой цивилизации бьии сделаны в середине XIX в. Это были цурали, найденные на полуострове Юкатан Дяс.Стефенсом и Т.Гра* ном в 1846 г., а также мурали Теотиуакана, найденные Бейтресс и Пеньяфьелем в 1890 г. и мурали Митлы, которые обнаружил Сел 1888 г.
Но именно в наш век реализуются самые удивительные открь тия: мурали Бонампака в 1946 г., Муль-Чика на полуострове Юнг тан в 1961 г., в ИтерасВеракрусе в 1968 г. и в Какакстле Тле кскале в 1975 г. Кроме того, это найденные недавно мурали в С статнтлане и Хукстлауаке, штата Герреро.
Нет сомнения в том, что великий Теотиуакан являет собой наиболее грандиозный пример до колумбовой настенной живописи 1 является, прямом потомком расписанных камней пирамиды Куикуил* ко, сооруженной, по приблизительным подсчетам, между У11 и 13
ВВ. ДО Н.8.
Что касается искусства ацтеков, то письменные свидетельс
эа испанских монахов в ХУ1 в. являются документами, опираясь яа которые становится возможным полностью понять функции этого искусства.
Гри века испанской колонии вызвали коренной перелом в юкусстве Месоамерики. ХУ1 в. является наиболее интересным периодом, что касается монументальной живописи. Монастыри Иксми-ииьпана, Актопана, Акольмана, Уэхотсинго, Эпасоюкана и мн. др. хранят на своих стенах бесценные свидетельства конвульсивной встречи, столкновения двух разных культур, яростных усилий испанской евангелизации.
Тысячелетнее доиспанспое прошлое, которое кивет по наши пни во многих местах; живое и функциональное искусство Вице-ко-ролевства в церквях, монастырях, часовнях, дворцах и крепостях -двойственность, в которой была сформирована мексиканская нация -зильнейшим образом повлияли на выдающихся личностей, которые в эчень короткий период создали живописное движение, вызвавшее этклик во всем мире. Индейские корни мн видим в муралях Риверы эдновременно с его универсальным духом и тем опытом, который эн извлек из живописи периода Возрождения; мурализм Ороско оку-гывает нас своей трагической магией; поиск пластических решений и новых техник и материалов встречаем мы у Сикейроса.
Муралисгы трансформировали живопись, ликвидировав эпоху академизма. Они писали по-другому и заставили нас по-другому взглянуть на свое искусство, они изменили направление наших [■лаз, освободив нас от устаревших условностей и утвердив таким збразом достоинство человеческой судьбы в прославлении простого человека, который и является истинным творцом величия нации.
I
В творчестве муралистов человек занимает особое положение, зтрасть народа показана в персонажах, выполненных в соответст-
бии с уравновешенной структурой объемов, с наиболее требовательными правилами монументальности.
Сила редукции и синтеза у Ороско настолько мощна, что все детали связываются в один блок, в один ансамбль пластического динамизма, со свойственной ему ничем не приукрашенной строгость! и простотой, как в "Окопе" в старом колледже Сан йльдефонсо. Новый смысл приобретает цвет у Ривары, становясь более чистым, твердым, звучным.
Дистанция, существующая мевду доиспанским культурный миром и современным искусством - это пропасть, которая не позволяет полного возрождения. И тем не менее, мексиканская древность -это что-то большее, чем просто источник вдохновения. Латинская Америка может и должна сосредоточить сьое культурное единение вокруг величественных индейских культур, которые живут ц поныне в произведениях искусства.
Нет сомнения в том, что муралистическое движение Мексики являет собой усилие, которое с большей силой и успехом направляет1 латиноамериканскую культуру к конкретным путя'л гг :з рождения Мексиканский мурализм XX Бека оказался способным асса\жлировать са'.ше передовые течения европейского авангарда, а также огромный опыт древних итальянских мастеров фрески. Но Сез существова ния гигантской живописной традиции доиспанских культур и без тьердой поддержки народного искусства мексиканское муралистическое движение не смогло бы выполнить намеченных задач.
Публикации автора по теме диссертации.
1. "Монументальная жиюпись Мексики" /от ольмекской культуры до роч'дешг ;овремен-юго движения мураяизма/.
2. "Монументальная сгульпто-живошсь Мексики".