автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Монументально-декоративная живопись и архитектура (проблемы корреляции)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Монументально-декоративная живопись и архитектура (проблемы корреляции)"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОЭСР ПО ДЕЛАМ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕНШ-ПРОМЬШШЕШОЕ УЧИЛИЩЕ (б.СТРОГАНОВСКОЕ)
На, п{?аВа}с рукописи УДК:?.013,011
САБУР НИЗАР
ШНШЕНТАЛЫЮ-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ И АРХИТЕКТУРА (ПРОБЛЕМ. КОРРЕЛЯЦИИ)
Специальность 17.00.05 -Декоративное и прикладное искусство
•АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва - 1990
Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское).
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущая организация
Доктор искусствоведения, профессор ТЕЛЬТЕВСКИЙ П.А.
СТЕПАНОВ Г. П. - доктор искусствоведения
СЕРГЕЕВА H.A. - кандидат искусствоведения
Харьковский художественно-промышленный институт
Защита состоится -/А» Ж 1990 года в 12.00.
на заседании специализированного совета К-064.10.01 при Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское) по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МВХПУ.
Просим принять участие в защите и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.
Автореферат разослан •/б» Ж 1990 года.
Ученый секретарь специализированного совета
Черепахина А.Н.
\
Значение монументально-декоративной яавопвож в среде обатакая человека безусловно. Нодушнтаюное есвуосгао как составная часть архитектурного и городского пространства, являющегося средой человочэского обатаягя, иряаваяо поднять уровень духовяостя человека.
Сеетоз нодукзнтальао-дэаорзтпзяоа яазопсоя я архитектура носят езкэнчявнЗ saganrsp, osssss еяетсзз усилий чело-пэга, неправленшп: к достгззнЕэ одеяоЗ цзял сэгэЕгеаствовшшя сро-са сбгтанаи. Одаако совреЕзяагя ЕоязгаптаяьЕЭ-дзгоретпЕяая sœo -весь не всегда доотягаат это! цоет. Сгосзнь ездтозэ гзкусстз о пзз-яьэ описается. Проблена соотясззязл пщесгза -п szsaa суцзствуст постоянно, а в наотоя^эа время она стала бойзе сгеггзЗ. Меаушн-тадьвая живопись оказывает пявшпи на огрузагзэе оз пространство. Реальное пространство, s свод очередь, диктует стоп уолонзя з&жоз-вшсу. Поншаяие этого реального пространства а спредзлзшшг уадсо-гтЯ восприятия приводя* s уcuasy прояаведання. Следовательно, актуальность изученая увязянкас ушаиЭ s пх дяяянич да пронзвэдэ— шга назрела.
Монукэнтадьно-шшошгсшга работп з пнаврьере г в экстерьере посят спецпфпчесгиЗ характер в связи в вяшаяея реДльного прсст-раяства. Изучаияз ссобзшгостаЗ рзахьзого' пространства на
произведения я нх зуЕогзотвэшшэ вгэпэятн а пятарьере я экстерьере яаяяэтоя BSBZO&SES ^ззтерса дгя создайся удачйа шнзмент альянс работ.
Апгшга Еонврззшпс позуЕэетшано-кэЕорстпЕянх работ позволен с^дезть зажоясиаряосп я вшцвридг средств воауизятадьных завошю-нвх работ в авэтввмря д штермра.
, Дря подборе прокатах в рабом мавотращл игноржроваш» неудачнна в новев твчкя зракяя работа, поэтеяу иногда повторно яо-пользовался одкя я то* же прхиер пря анализа разлнчнвх аспектов
изучаемых вопросов.
Структура и объем работы. Работа состоит из введешй, .двух глав и заыигания, изложенных, на 141 страницах машжкоплси, библиографии, содержащей 146 наименований. К диссертации прилагается альбоа со 153 Ешзстрадияш.
Цэда ко&зопсг^'-'зд - выявление закоыомэрностеЗ худогестаеиво-го сжатоза ЮД/Ноетагзяо-двкоратззной живописи и архитектуры и егс< сзязоД с т)оглолш цусотранствои.
1. Оцрэдэлешга гарактершп средств и цриемоз учета реадыщх пространств в худоаоотвэнном синтезе ионуцеитальдр-двкоратнвжой нивотасга и архитектуры.
2. Едяалааао удачных решений проблемы архитектурного црост-радатза орэдст22лз можуыеитально-дэкоратиаиоЗ анвописи.
3. Исследование специфики произведена гюзуыэнтальио-дэко-ративноЗ кшаописи, посредством которой произведэнзя еыполняют свою рола в окрукавдэй срэдо.
4. Анализ сходства х р&влачгя решзз! irpocTjasrasa в гиторь-ора ж в экстерьере хуцояянжаыз-шауиаиталистзаз а опрадалэваа закономерности используемых имз црнеыоз.
Объектом исследования является практика модумэнтальво-дахо-ративаой живописи 70-80-х годов в СССР. Монументальная живопись начала SX в. в России и зарубежная монументальная еивопись (Мексика, 1ДР, Болгария) привлекаются лап* а тш случае, когда
они необходимы для болзе полной характеристики различных приемов синтеза и отдельных его аспектов.
Научная новизна и драктичэожая ценность работы: I. Научная новизна заключается в тоы, что до вастояцаго врашкх
в научных трудах вопроси корреляции монументальней живописи к архитектуры в экстерьера и интерьере затрагивалась недостаточно.
2. Практическая данность исследования состоят в том, что его результаты представят интерес для большого круга специалистов, работящих в области монументально* живописи и гармонизации город-ско! среда, а также в возможности практического использования выводов и предложений в Сирийской Арабской Республике.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на научно-теоретических конференциях, аспирантов и преподавателей ШШУ (б.Строгановское). Рассмотрены следующие вопросы:
- "Основные тенденции предреволюционного периода в русском монументальном искусстве", 1988;
- "Образ и пространство в росписи во П ЖШШ ш. Н.И.Иирого-ва" ОТ.Лшшцух, С.Щербинина, 1985);
- "Проблема корреляции монументально-декоративной живописи и архитектуры", 1990.
Метода! исследования является диалектический, художественно-искусствоведческий и сравнительный анализ связи монументальной живописи и архитектуры с позиций их взаимосвязей с пространством.
Материалы исследования. В работе использованы реальные объекты монументальной живописи, материалы фондов библиотек Москвы и других городов Советского Союза, а также бесценный материал, собранный автором во время бесед и дискуссий с художниками-монументалистами и искусствоведами СССР.
Обзор литературы. В советской искусствоведческой литературе, которую можно разделить на гяпичную и противоречивую, представляющую новые смелые взгляды, нет источников, полностью посвященных *
исследуемой проблеме.
В качестве информационной, теоретической и методологической базы использовались три группы литературы: знакомящая с русскими, советскими художниками я художниками других стран и их произведениями; дащая понятия и определения художественных теорий и категорий, а также методологии; затрагивающая исследуемую проблему. В третьей группе литературы, наиболее важно! для исследований, можно отметить работу Базазьянц С.Б. "Художник, пространство, среда", В ней автор акцентирует воздействие монументально-декоративной живописи на реальное пространство. Однако отсутствует обратный анализ. В трудах Воронова Н.В. утверждается важность понимания реальной ситуации, в которую художник помещает свои работу.
В статье Давыдова Н. "Специфика монументального изображают" говорится об отсутствии точного понимания монументальной формы. Отметается; что в монументальном произведении основное в согласованности масштаба работы с архитектурным пространством и зрителем, а также зависимость масштаба от реальной среда.
В книге Ыинкявичюса И.К. "Интерьер и монументально-декоративное искусство" автор делает вывод о том, что человек нуждается в архитектурной среде, которая может стать источником красоты % вдохновения.
В работах Смирнова Г.Т. обращается внимание на масштабность, освещение, цвет, график движения.
Опорой при изучении поставленной проблемы были искусствоведческие источники с учетом их недостатков, обобщением к анализом полученных данных.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЗСЛЩОВАНШ
В введении обосновывается актуальность темы, формулируются
цель и задачи работы, приводится анализ состояния изучаемого вопроса по литературным источникам.
В первой главе "Художественные функции монументально-декоративной живописи (анализ факторов). Условия и восприятие монументально-декоративной живописи в экстерьере и в интерьере" поставлена и решается задача изучения факторов, влияющих на восприятие монументально-декоративной живописи в интерьере и в экстерьере.
Лолноа -представленке _об этом восприятии может дать только всестороннее исследование взаимного вляния живописи и структуры пространства," которое определено общественными функциями и идейно-художественным содержанием произведения.
В главэ исследуются следующие факторы в интерьере и в экстерьере: содержание, связь с архитектурным ж окружающим пространством, средовая ситуация, освещение и цвет, масштабность, график движения.
Содержание в монументальном искусстве имеет большое значение.
Однако понимание монументальности, как только содержания самого произведения, недостаточно. Анализируя понятие монументальности в монументально-декоративной живописи, можно выделить его специфические содержательные и формальные черты.
К содержательной специфике можно отнести стремление отразить определенное историческое событие или дать какое-либо представление о нем.
Содержание монументального искусства является обобщением идей, важных событий, используемых художником, исходя из его личного подхода к ним.
Художественная форма содержания должна носить обобщенный характер, иначе произведение потеряет свою актуальность в будущем. Несмотря на то, что произведение создается в определенном месте и в определенное время, око должно быть абстагировано от времени,
то есть быть всеобъемлющим и глубоким. Чем глубже обобщение, тем дольше живет произведение.
Обобщенность, символичность и активность образа произведения являются наиболее важными пластическими формальными особенностями монументальной живописи.
Содержание, намерение и художественная цель, какими бы великими они ни были, не будут иметь успеха, если не найден выразительный, характерный образ.
Активность образа в монументальной живописи является ключом к восприятию всей работы в цалом. Выбор образа определяет успех работы. Этот выбор является сугубо личным, однако анализ практики показывает, что формы, носящие чрезмерно показной характер, имеют ограниченное время художественного влияния, по сравнению с формами, созданными более рационально и обобщенно.
Исследования работ многих художников позволяют сделать вывод о том,, что активность образа присуща как монументальным, так и станковым работам. Воздействие образа в монументальных работах возрастает благодаря взаимодействию с реальнш архитектурным пространством, несмотря на то, что у ряда художников (М.Врубеля, Д.Сн-кейроса, Д.Риверы, Н.Игнатова, О.Филатчева) нет отличия между станковыми и монументальными произведениями.
Так, рассматривая репродукции работ Сикейроса, невозможно понять, являются ли произведения станковыми или фрагментами настенных работ.
Отмечено, что неотъемлемой частью монументального шнусства г основным его художественным средством является декоративность, при помощи которой создается форма и воплощается содержание. Декоративные элементы несут в себе символы, передающие содержание в обобщенном эстетическом виде. Декоративность должна присутствовать во всех видах изобразительных искусств как закономерность. Она от-
ражает потребность человечества в красоте, богатстве художественных форм.
Подчеркнуто, что проблема выбора содержания в монументально-декоративной живописи и ее воплощения в архитектуре может быть разрешена только на основе подробного изучения определенной ситуации. Приведены примеры, когда архитектура нейтральна и требует выразительного акцента, либо когда она богата пластикой и органично сформированным пространством, которые не хочется нарушать.
Замечено, что выбор фигуративных шш яефшурагивных решений -дело художника. Однако условия, в которых создается монументальная работа, диктуют выбор того или иного решения.
Рассматривается понятие реализма в случае фигуративных решений монументальных работ как широкого понятия, к которому нельзя подходить односторонне.
Реальная действительность может быть выражена самыми свободными формами.
В качестве критерия выбора содержания монументальных работ в интерьера рассматривается назначение архитектурного объекта.
Доказано, что во всех случаях назначения интерьера необходимо учитывать степень влияния содержания монументальной живописи на ладей, пребывающих в местах ее расположения длительное время.
Анализ ряда работ русских и советских художников за определенный период, работ художников Мексики, Болгарии, ЩР с целью выявления закономерностей использования определенных тем в экстерьере зданий в соответствии с его предназначением, показывает, что живописные работы могут быть связаны с назначением здания, либо такие связи мэгуг отсутствовать.
Отмечается, что архитектурная среда и реальное пространство какого-либо здания побуждает художника к выбору определенного со-лвсжання.
Замечено, что трактовка художником и его понимание определенной задачи игра» основную роль. Это достигается двумя способами:
1) содержательной трактовкой, имеицей непосредственное влияние, давдее ограниченное восприятие, которое быстро проходит;
2) содержательной трактовкой, более обобщенной, углубленной, способной надолго увлечь зрителя, обладающей возможностью общения оо зрителем в различные эпохи.
Содержание и его художественно-образные системы условно подразделятся на три грушш:
- повествовательные;
- декоративные;
- сииволшсо-нзтафоричвоквэ.
Дав анализ связи монументально-декоративной живописи с архитектурой.
Несмотря на плоскостную по существу форцу живописи, изображенный в ней мир может представляться пространственным, влияя на восприятие реального пространства.
Замечено, что обьемно-просгранстваяная структура шнуменг&гь-но-декоративной живописи оказывает зрительное влияние на формы архитектуры и подразделяется на две группы:
■I. Живопись, подчеркивающая архитектурные формы. В этом случае живопись стремится к органичной связи со стенами. Подчинение живописи линейной структуре и упрощенному цвету, плоскостное выражению приводит к утверждению архитектурных поверхностей и позволяет увязать.аивоплснаэ композиции с геометрической природой двухмерной. стены.
2. Живопись, аа подчеркивающая архитектурные формы, а нарушавшая их. В этом случае синтез архитектуры и живописи несет слож-
вый характер и в то же время имеет широкие возможности.
На примерах работ Д.Сикайроса показано, что иногда идлюэор-яое пространство произведения не связано со структурой сооружения. При изменении перспективы реального пространства отены перестают выражать тектонику сооружения. В этом случае монументально-декоративная живопись противоречивым образом не связана о архитектурой, но в то же время не может существовать вне яее.
Перечислены приемы объемно-пространственных решений и припасы их использования в интерьере и в экстерьере:
1. Двухпространственное решение, используемое в интерьере и в экстерьера;
2. Разнообразие пространства: один масштаб и разные масштабы используются в интерьере и в экстерьере;
3. Наложение одного пространства на другое. Используется только в интерьере;
4. Ковровый прием, используемый в интерьере ив экстерьере;
5. Пространственно-перспективный прием, используемый только в интерьере.
Неудачное расположение работ в реальном пространстве, их несоответствие основный направлениям движения человека является одной из постоянных причин возникновения невыгодных условий для восприятия приведения монументально-декоративной живописи.
Дан анализ месторасположения произведения в интерьере по от-«
ношению к поверхности пола и точке обозрения.
Отмечено наличие новых пространственных работ в интерьере: витража "Гимн Октябри" К.Моркуижса, пространственных витражей А.Стопщуса в Каунасе. Отличием этих работ является возможность их обозрения с разных точек зрения.
На практике наблюдается композиционное взаимодействие монументально-декоративной живописи с архитектурой и о окружающим
пространством в экстерьере. При этом живопись южет располагаться либо: .
1) на фасаде в непосредственной связи с архитектурными формами;
2) свободно от архитектурных частей и решается.одним или многих пятнами на фаоаде;
3) на горизонтальных штос костяк;
4) на архитектурных частях вне связи со зданием.
Отмечено, что аакавоиврносги архитектуры я рвольного пространства влияет на художественную форму монументально-декоративной живописи, на масштабность, цвет и ритм. Многие архитектурные формы играют большую роль в судьбе живописных композиций. Сделан вывод: игнорирование художником ряда архитектурных элементов создает неэффективное впечатление от работы, будто она возникла случайно, например, работа Д.Сикейроса "Апология победы медицины над раком". В данном случае дверь посреди росписи ухудшает общее восприятие работа. Противопсложным примером служит работа И.Лубенникова "1905 год", когда дверь является элементом композиции.
Дана характеристика средовой ситуации и ее исследование. Выделены две характеристики средовой ситуации: открытость и замкнутость, которые определяют степень влияния среды на человека и являются первичными элементши, влияющими на формирование пространственной статической среды. Описаин формы замкнутого и открытого пространств в интерьере и в экстерьере.
Показано значение цвета и освещения для создания образа архитектуры и монументально-декоративной живописи. Проведено сравнение использования цвета в работах для лнтерьера и экстерьера. Отмечено, что удачный подбор цвета является одним из путей связи архитектуры и живописи. Посредством цвета можно зрительно соединять жли разбивать архитектурные формы, подчеркивать объемы, создавать
иллюзорные пространства, уменьшать или увеличивать реальные пространства. Отмэчено значение светотени как выражения пространственных свойств цвета. Выделены принципы сочетания цветов: контрастность, нюансность, ахроматичность. Подчеркнуто, что восприятие цвета связано с характером освещения.
Отмечена важность масштабности как одного из элементов архитектурных художественных композиций. Дан анализ масштабности в ин-терьорвнх и экстерьерных работах. Отмечено, что масштабность монументальной живописи в интерьере определяется следующими факторами: согласованностью масштаба архитектурного объекта и масштабов интерьера. то есть реального пространства; согласованностью масштаба живописи и человека; в экстерьере - масштабом реального пространства.
Анализируется влияние графика движения человека на раоположе-, вне монументально-декоративных работ. Одним из условий синтеза архитектуры я живописи является согласованность функций графика движения как задающего направление следования человека и как связующего сфера интерьера между собой. Приведены примеры. Даны виды графика движения по отношению к расположению работы. Восприятие работ в экстерьере.рассчитано по более сложному графику движения, чем в интерьере. Анализируется влияние графика движения а скороо-ти движения человека на фоску и масштаб монуыентально-двкоратив-ных работ в поле его зрения.
Сделаны основные выводы по главе I.
Во второй главе "Анализ произведений монументально-декоративной живописи и специфика ее средств в экстерьере и в интерьере" выявлены и проанализированы факторы, от которых зависит решение монументально-декоративных работ в интерьере и экстерьере: содержа-нив'и его художественно-образные системы, связь с архитектурой или с архитектурным экстерьером и с окружащим пространством, цвет, масштабность, природный фактор.
Выделенные ранее три художественно-образные системы содержания- монунан&шю-двкоративяой живописи анализируются по отношению к экстерьеру и интерьеру. Первая система характеризуется повество-вательностью, вторая - декоративностью, третья - символикоЧитафо-ричноотыо. Эти системы не встречаются в чистом виде.
Повеотвеь&тедьность монументально-декоративных работ является рассказом, переданным цветом г формами. Порой повествователь--дость способствует восприятию художественной работы больше, чем художественные средства выражения, хотя более совершенный художественный образный язык увеличивает степень положительного воздействия на человека.
Рассматривается отличие повествовательное™ как художественно-образной системы s интерьере г экстерьере.
На примере двух работ: витража в интерьере К.Моркунаса для мемориала Каунасского девятого форта и экстерьерной мозаики Б.Таль-берга "1812 год" дана характеристика типа выразительной структуры повествовательного произведения в интерьере и экстерьере.
Выделены особенности работ, отличащихся своей повествова-тальностью и живописным языком, которые могут быть расположены только в интерьере. Это - наличие детализированных сшетов, скрытые замыслы художника, использование материала, дающего бвгатую цветовую гамму; наличие неярких и сложных тонов. Для восприятия
таких работ необходимо длительное время.
Замечено, что ряд сюжетов можно использовать только в интерьере. Например, пейзаж, мифология.
Содержательный смысл декоративных работ в значительной степени определяется хх функциональной ролью в среде. Отмечено, что декоративность может проявляться в формах, свободных от непосредственной повествовательности. В определенных случаях реальные условия в интерьере и экстерьере нуждаются лишь в красочном оформлении.
Многие современные здания требуют декоративных работ, свободных от информативности, которая постоянно воздействует на человека. Примером декоративных работ могут служить мозаики 3.Церетели.
Сделан вывод о том, что мозаигу с цветными рельефами предпочтительно использовать в экстерьере.
На примере работ 3.Церетели на фасаде и в интерьере ресторана "Арагви" в Тбилиси проведаны исследования отличительных особенностей монументальных декоративных работ в интерьере и в экстерьере. Главные из них: декоративным работа« с насыщенным цветом и художественными символами соответствует широкое пространство экстерьера; внутренние декоративные работы отличаются детализацией со спокойным цветом, подходящим для длительного обозрения. Предпочтительным материалом для этих работ является смальта, обладавшая большими декоративными возможностями.
Выделены выразительные средства метафорического характера, сочетающиеся с большим открытым пространством и придающие произведет® большую эффективность. Использование монументальных работ метафорического характера в интерьере не подтверждается наличием удачных работ в практике советской живописи.
На конкретных примерах доказано, что социальный заказ может оказывать отрицательное влияние на художника, на выбор темы, на художественные средства выражения. Отмочено, что работы в экстерьера при социальном заказе таите »«пьзую художественную ценность, чем работы тех же авторов в интерьере. Это объясняется многократным повторением старых, скучных символов, используемых традиционно в экстерьере. На основании проведении* исследований можно сделать вывод о противоречии между жизненной потребностью и официальными заказами.
Фактор связи с архитектурой является одним из вачшейикх срак--
торов, благодаря которому произведение способно оживить среду.
Выделены три основные связи между монументальными живописны-№1 работами к окружающим архитектурным и городским пространство®. Первая - условно осуществляемая архитектурными средствами. Мозаика Н.Андронова и А.Васнецова "Человек и печать" является образцом этой взаимосвязи в интерьере. В ней язык цвета и живописных выразительных форм превращается в язык линий и геоштрических площадок. Схематизм и излияний рационализм лишили духовности произведение живописи, творческого ощущения. Общий холодный цветовой фон, четкие геометрические линии не вызывают расположения к.работе. В мозаике Л.Полгацука и С.Щербининой на фасаде библиотеки П МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова достигнуто единство с окружающей средой при помощи архитектурных средств. На основании этк>: примеров доказано, что взаимосвязь первого вида более подходит для неограниченного или объемного пространства, то есть для экстерьера.
Второй виц связи монументальных работ с архитектурой осуществляется при помощи живописно-архитектурных средств. Она характеризуется наличием архитектурной поверхности,на которой художник выполняет живописную композицию без визуального измзнения общей плоскости, либо созданием скульптурно-архитектурного рельефа на яркой поверхности, придающего ей новую форму, либо присутствием архитектурной декорации на архитектурной поверхности. Доказано, что связь этого вида приемлема как в интерьере, так и в экстерьере.
Третий вид - связь при помощи живописных средств. Живопись в этом случае входит в архитектурную плоскость со своими выразительными средствами: цветом и образом, линиями, цветнши площадями и гаммами, тенью и светом, как основной фактор во взаимоотношениях.
- Г7 -
Анализ работ О.П.Фияатчева позволич доказать, что используемое в литературе название "станковый подход" при анализе связи мопументально-декоративноЗ живошед с архитектурой живописными оредствама, на точно выражает суть этой связи. Доказано, что имеется другое понимание и отношение к работе с учетом всех архитектурные реалынх условий.
Связь третьего вида нежелательна в экстерьере, так как экстерьер бога? пространством, светом и теныо и не нуждается в иллюзорном пространство.
Объемное пространство в художественном произведении тлеет вааяоо гпшгеипо, главным образом в интерьере, оживляя его, давая ецу повуэ ялзнь.
Анализ §ашора цвета позволяет выделить методы его использования в интерьера з экстерьере, несмотря на сугубо индивидуальное принлтлэ худозяншм цветовых решений.
Первой - шшописяыЗ метод - цвет и его бесконечные тона по-рзкегаэтея, смешиваются а определяют фотш произведения. Природа маелдапх, тогшершх и фреокозге: красок позволяет реализовать это? кэтод, по это по озпачаоз, что метод нежелателен прв использованпз шзагт, флорвнтяЗокоЗ-нозааза и дазе в витражах. Зйвописный метод црэдпочтптельпэз использовать в интерьера.
Второй кэтод заключается в использовании цветовых пятен и площадок в вида противопоетавлонзЗ, либо в согласованной форме -работа строятся па этоЗ осново шга на основе соответствия цветовых пятен рельефам. Этот изтод имеет место в интерьере, но, в основном, используется в экстерьере.
Третий иэтод является смешанным, используются живописные и цветовые пятна, нэгда художник в одной работе применяет цветовые архитектурные площадки о живописным изображением. Этот мэтод ха-
рактерен для ряда интерьерных и экстерьерных работ.
Четвертый метод - графический. Ливия играет при этом основную роль в работе. Используется простыв цвета - легкие цветные ка яркие пятна. Работы художника Б.Шишкова являются примерок ■вяояьзования этого метода в интерьере и экстерьере.
Дана характеристика используемых цветов в интерьере и в экстерьере.
Замечено, что природа к изменяющиеся погодные условия требуют ярких, свчякх чистых я контрастных цветов в экстерьерных работах. А в интерьера в уелошях искусственного освещения качество цвета связано с объемом реального пространства: использование ярких теолвх введенных цветов в малой архитектурном пространстве создает сщуцение тесноты и отчужденности, с назначением помещения .ал содержанием произведения, о пониманием художником своей задачи.
Важность фактора маватабяостж объясняется влиянием масштаба моцумвнтаяьно-зекоратжввнх работ на иллюзорно воспринимаемый размер реального пространства. Анализ ряда работ в интерьере и экстерьере позволяет выявить наиболее подходящие масштабы, соответствие их внутреннему реальному пространству и окружающей среде, соответствие между масштабами изображения, между размерами изображение я плоцадью стены. Имеется несколько основных решений: работа имеет одномасотабную композиционную систему, что используется, в основном, в интерьере; работа имеет разномасштабную гомпо-звцюнну» сиотецу, для которой характерно большое реальное пространство. Элементы композиции, расположенные на стене, должны соответствовать и плова ди.
Соответствие между масштабом изображения и реальный пространством означает, что изображение в монументальной работе должно быть
-19в диалектической связи с шздужшцей средой. Доказано, что абсолютного масштаба в интерьере я экстерьере ве существует. Вйбор масштаба зависит от объема реального пространства.
Соответствие масштаба иетериала изображению диктует, что любой материал должен стать жизненным элементом формы, которую он создает. Отмечено, что искажение масштаба материала и его несоответствие форме приводят к искажению композиционного замысла работы.
Исследован природный фактор воздействия реальных условий и характера реального пространства на произведение.
Реальное пространство) ямяется уникальной средой, которая, несмотря на самобытность в идвпиздуаяьность художника, диктует ему форму мышления. Исслщшшвне монументально-декоративных работ позволило определить воздавшие реального пространства на создаваемое произведение.
Анализ работы ОЛ.Филзствва "Человек и природа" показал следующие взаимосвязи: назначение здания - выбор темы (природа Крыма); ограниченное реальное проощвнство - выбор условного воображаемого иллюзорного пространстняшого построения росписи; ограниченное реальное пространство и отсутствие архитектурных элементов на стенах за исключением дверей — вябор единой панорамной композиции с конкретными деталями.
Эти взаимосвязи О.П.Филатчев использовал постоянно в работах, предназначенных для небольших и узких реальных пространств.
В последней работе - мозаике "Праздник •молодежи" 1989 года сказалось изменение архитектурные реальных условий. Богатое, широкое архитектурное пространство позволило отвергнуть плоскостную глубину, сформировать полностью плоскостную композицию.
Игнорирование реального пространства приводит к отрицательным результатам. Это подтверждает роспись "Консилиум" 1988 года
А.Полищука и С.Щербининой. Большой масштаб изображения не совпадает с размерами площади обозрения. Художники не учли возможности восприятия работы в этом ограниченном реальном пространстве.
Природный фактор дня работ в экстерьере значительно отличается от воздействия этого фактора для работ в интерьере. Художник при создании экстерьерных работ должен учесть окружающую природу, скорость движения транспорта и людей вблизи работы, размеры объектов, расположенных в зоне видимости работы, общую цветовую обстановку. Это обнаруживается при анализе мозаики А.Кшценко в гостинице "Турист" в Минске. Мозаика Н.Андронова, ¿.Васнецова а В.Элько-нина на кинотеатре "Октябрь" демонстрирует неудачное использование реального пространства. Образы мозаики не привлекают зрителя, используемая гамма цветов не придает среде новых цветовых оттенков и не оживляет монотонности района.
В диссертации выделена специфика монументально-декоративной живописи экстерьера и интерьера в художественном синтезе с реальным пространством и составлена* таблицы, наглядно отражающие эту специфику, а также даны рекомендации, обобщающие исследования.
Сделаны выводы по второй главе.
В заключении приводятся следующие выводы:
1. Исследование показало специфику характерных черт мэнумен-тально-живописных работ в экстерьере и в интерьере в их художественном синтезе с архитектурой. Было доказано, что реальное пространство влияет на художественные решения работ.
2. Проведенный анализ выявил влияние объективных факторов на монументально-живописные работы в экстерьере и в интерьере и отличие интерьераой работы от экстерьерной содержанием, связьв с пространством, цветом, масштабности), ее пониманием средовой ситуации.
3. Сравнительный анализ приведенных в работе примеров поз-
волзл опщйяв ^дачпув связь монугантшЕзо-докоратазяоЗ азгзошгои с архитектурой а сгаторлоро л d штэриарз» через хсоторуэ моп^ептзлъ-енэ работа гетшгяст трэфталу» роль.
4. подаюрдао, тзо иодтиоетазкю-дохсоратзвпзл
загяшаз ппазшжл? глшазотзущрэ роаз з ддоззоЗ хгхп созремэя-ного чагсзсж, кзгдз osa иозэт аташа па окрузазгср сроду я яа орз-таяя. Это рэгшзуогоя уходом от етгоаща л узэзоаазм гзжпй вре-Л9яз п Т20згщрзза, аалЕД! язуинагаи существогзлзя тхпззэдэгпя в рэажшси щжозрзвзтзо.
5. Иаслоиэгтаэ показало, ознтоо но доязеп восщшзжатьсд ksk фсгрэлзЕэе язжкио, жэщео ояуздагзззнэ я постоянно черты. Слзтгз сааз ¡гост.пт.гсл xas ззэдркш зекусстгз в аизпа. Зудоае-
вТЗЭЗЯСЯ р-ЙОТП ДОЛЗЕа .TiOTb бОЛЩТЭ ЦЭНЕООТЭ П ЕЗТЬ 3 ОЦРОД&ТОН-ЕШ ©а ИС020.
Б.. lüraorro арсгаохтурн я psaassoro яроостегзтга шпяэт па гражгсззу скатала зудогееззсм з псясазкшо работа. Сродз дашхпэ вдсшкшять гтоетшзта.
7. Нссясдсзапяз показало, ^о отреажша s^osnstoa нозет 5ата Е2гтазлс,ю па ваяпшшо еодорзздяя, боз ясшшюозшпм з saracS нзро зддезвотввязото югпса, лзбо на выяажпо содерзапнл »бота cospcmnrir.! пдааайшгз зудезестгоязги язпясу, а такзе -'олько Еа фор.*?.
На Esa загашд, порвоо пз стреаяззгЛ нэ псзот достягпута тро-'qrfzsoü цаяи. Содераанзо баз современной фэраш» соответствующей на-
ЯЦу ВРЗЕЭЕЗ, Е9 ЦСВвТ бЫТЬ ЗШКТШШЕШ.
Втсроа ив пврэщолешшх отрегмвшй - идеальное. В этом слу-ав худозшго стремятся шполпзть содврватавнув работу, облекал е в новуа форму, обдадащую качеством быт» понятноЗ о настоящей будущем.
Третье та стремлений имеет характер поиска материалов. Художник пытается выявить декоративное качество используемых материалов. Это стремление имеет интересные стороны. Современная архитектура во мнатаос случаях требует таких декоративных работ.
8. Можно утверждать, что знание опыта мирового искусства обогащает художника. Знание и полное изучение реального пространства приводят к успеху решения задачи. Монументальное произведение - это результат длительного поиска, проведенного в мастерской.
9. Настоящие исследования являются важными для Сирийской Арабской реопуйшси, так как специалистов и исследований в области советского искусства, в том числе монументального, кет. Данному нсоладоааншо црисуще стремление освоить практические стороны, необходимые для художника-монументалиста, позволящие находить удачные решения монументальных работ, а также освоить опыт художников других стран, а именно - опыт советских художников.
Публикации и сообщения автора по теме диссертации:
1. Основные тенденции предреволюционного периода в русском монументальном искусстве // Тезисы доклада на няучго-творческой конференции аспирантов и преподавателей ЬШШ. - Ы., 1988.
2. Образ г пространство в росписи во П МОЛШИ им. Ы.И.Днро-гова Ц.Пшшцук, С.Щербинииа) // Тезисы доклада нашувга-творче-окой конференции аспирантов и преподавателей МНЗШУ. - М.« 1989.
3. Проблема корреляции монуйантальш-декоративиой живописи и архитектуры // Тевисы доклада' на научно-творческой конференции аспирантов и преподавателей МБХПУ. - П., 1990.