автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Морально-ценностный аспект проблемы отношения "Инвалид-общество"

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Баусов, Юрий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Морально-ценностный аспект проблемы отношения "Инвалид-общество"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Морально-ценностный аспект проблемы отношения "Инвалид-общество""

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Специализированный совет /Д.053.05.84/ по философским наукам

На правах рукописи УДК I ми

БАУСОВ Юрий Николаевич

МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ "ИНВАЛИД-ОБЩЕСТВО"

Специальность 09.00.05 - этика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.

Москва - 1991 г.

Работа выполнена на кафедре этики философского факультета МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель - доктор философских наук, доцент

ГАЕ5СИН В.Т.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

ЛИСОВСКИЙ В.Т.

кандидат психологических наук, доцент МОРОВА Н.С.

Ведущая организация - Институт философии АН СССР, сектор этики.

Защита состоится "1{0" Я И /> с- Л £_ 1992 года,

в*4С часов на заседании специализированного совета /шифр Д.053.05.84/ по философским наукам в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.

Адрес:'Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, философский факультет, П-й этаж, ауд. № _

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им.М.В.Ломоносова.

& У

Автореферат разослан " ^^^^ 1992 года.

Учеши секретарь А; "" ^

специализированного совета 'У _ =НЖ0Н0В К.И.=

- 1 -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социальные процессы, происходящие в нашем обществе, обнажили многие нравственные проблемы, скрытые прежде за идеологизированным фасадом официальной государственно-бюрократической политики. Среди них и давно назревшая проблема бесчеловечного отношения со стороны государственных институтов к инвалиду.

В нем сфокусировалась вся безнравственность отношения общества к инвалиду. Общества, которое более 70 лет, занятое утверждением провозглашенных идей диктатуры пролетариата, поощряло существование двойной морали.

Исследование проблемы отношения "инвалид - общество" позволяет уверенно подходить к возрождению гуманистических основ нравственности, найти устойчивые ценности, которые, несмотря на крушение неколебимых превде идеалов, могли бы дать точку опоры в бурных социальных изменениях. Наиболее важной из них является самоценность любого человека как личности, независимо от конкретных его качеств, от степени его социального и физического здоровья.

Проблема инвалидности выходит сегодня на одно из первых мест по значимости для выживания всего общества с учетом, экологических изменений, происходящих на Земле в связи с воздействием человека на окружающую среду.

Актуальность проблемы заключается в том, что науке необходимо разобраться в процессе инвалидазации, ибо от этого прямо зависит трудовой, деловой, а главное - нравственный потенциал человека и общества.

!-/0</а •

Сейчас происходит переориентация всего хозяйственного механизма на рыночные отношения. Надо ооознать, что будет обостряться проблема трудоустройства безработных и решать ее с учетом самых различных психофизических возможностей людей. Здесь сейчас формируется мощный источник многих морально-психологических драм личности и роста антисоциальных явлений. Исследование проблемы инвалидности дает шанс, при надлежащем учете и использовании его результатов, избежать крупных экономических просчетов и серьезных нравственных потерь.

Изучать эту проблему можно с разных сторон, но в данном случае мы будем рассматривать ее с этических и социологических позиций. При таком подходе одна из наибольших трудностей исследования данной проблематики заключается в обширности, масштабности и динамизме самого проявления инвалидности, с одной стороны, и скудости, случайности и разрозненности литературы /в особенности аналитического плана/ о нем, с другой.

В философской и этической литературе проблема нравственных взаимоотношений между инвалидом и обществом не выделялась и не исследовалась. В последние десятилетия от исхода противоборства социально-экономических систем зависела судьба всего человечества. Специалисты тем не менее занимались проблемой инвалидности, изучая те или иные ее аспекты, в зависимости от запросов, поступавших от официальных органов. Эти исследования носили узконаправленный характер и не могли повлиять на ситуацию в целом.

В советской литературе до сих пор нет современной концепции, которая бы аккумулировала новые подходы и перспективные идеи. История проблемы еще таится в труднодоступных архивных материалах, а ее современное состояние хаотично отражено в текущей периодике.

Из специальной литературы можно почерпнуть главным образом обоснование тех партийно-административных инструкций, которые определяли не существо проблемы, а необходимые тоталитарной системе формы отношений. В лучшем случае в данной литературе давались конкретные рекомендации по обустройству рабочих мест для инвалидов. Если иметь при этом в виду, что в народном хозяйстве преобладали технологии низкого уровня, которые до сих пор царят на нашем производстве, то можно понять л величину эффекта от этих рекомендаций, в особенности меру их гуманизма.

Очень мало, к сожалению, современных переводных работ по данной проблеме.

Целью диссертации является исследование внутренней логики развития морального отношения "инвалид - общество" применительно к нашему современному обществу.

В соответствии с целью ставятся задачи:

- рассмотреть методологию .вопроса, выделив основополагающие противоречия как источник данной проблемы;

- разработать и обосновать свой подход к проблеме, соотнося его с основными фактами и тенденциями, а также с документами - "Всемирной Программой действий в отношении инвалидов", созданной ООН и Законом СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР";

- показать оправданность такого подхода с позиций общечеловеческого прогресса;

- дать краткую характеристику этапов истории инвалидности, критериев социально-нравственной оценки и соответствующего отношения общества к данному явлению;

- выявить и изучить наиболее существенные отношения между инвалидом и обществом, обращая преимущественное внимание на гуманистический аспект проблемы;

- показать острую необходимость изменения крайне тяжелой ситуации в жизни советских инвалидов.

Фактологическая и методологическая база исследования. В работе используются законодательные акты как международного, так и внутрисоюзного, республиканского уровня, действующие в настоящее время, либо недавно переставшие функционировать.

Данная проблематика практически не отражена в историко-философской литературе. Нами не найдены какие-либо специальные разработки этой теш в социальной философии. Надо полагать, проблема была сформулирована лишь в последние десятилетия, что и объясняет подобную скудость информации.

Прежние советские социологические исследования инвалидности слишком тенденциозны /что отмечают ныне и'сами специалисты, и социологи/, их нельзя полновесно использовать в нашей работе. Новые же исследования, отвечающие интересам движения инвалидов, еще только намечаются. Отчасти робость здесь обусловлена тем, что еще неясны запросы становящегося инвалидного движения, а отчасти влияет хроническая нехватка средств на проведение подобных исследований. Сказывается также инерция казенного безразличия. Например, в последней /1989г./ переписи населения, несмотря на запросы инвалидов, эта область жизнедеятельности общества не нашла отражения в опросных листах.

В работе не ставилась задача привлечь весь имеющийся в советских архивах материал по данной проблеме. В этом случае ис-

следование утонуло бы в необъятном море Пиктов, накопившихся за время существования советского общества. В материале требовалось выделить основные тенденции, характеризующие существенное влияние подобного опыта на развитие нравственности. Без подобной основы невозможно говорить о целостном философско-этическом подХоде к обсувдаемой проблеме. Пока нет общей методологической обоснованной концепции данного общечеловеческого явления, осмысление отдельных проявлений неспособно привести к адекватной этической оценке. Такой концепцией, по нашему мнению, выступает утверждение, что отношение "инвалид - общество" является одной из форм болей широкого отношения "индивид - общество". Правда, при всей внешней схожести нравственных коллизий, происходящих в отношениях "инвалид - общество" и "индивид - общество", они вовсе не товдественны.

Проблема нравственности человека в обществе - это проблема его свободы, его отношений с другими людьми. Насколько человек свободен в выборе своей позиции в отношениях с другими людьми, настолько он может быть нравствен в своих поступках. Инвалид, особенно в нашей стране, не имеет возможности свободного проявления себя в отношениях с другими людьми, с обществом. Эта несвобода отличается на целый порядок от возможностей, которые имеет среднестатистический нормальный человек. Следовательно, и нравственные критерии этой группы людей несопоставимы с общепринятыми в настоящее время.

Именно поэтому необходимо наряду с этической проблематикой исследовать общую методологию вопроса, тесно увязывая его с со-

циологической и юридической проблематикой, с теш реальными отношениями, в которых существует эта социальная группа.

В настоящее время сложились и существуют два подхода к решению проблемы в отношении "инвалид - общество".

Первый — его можно назвать социально-прагматическим - когда общество трактует индивида по преимуществу как рабочую силу, через его способность к труду. Отсюда и определение инвалидности через отсутствие трудоспособности. Данный подход еще до недавнего времени лажер в основе отношения нашего государства к инвалиду.

Есть и другой подход - гуманитарно-антропологический. Он получил достаточно широкое распространение в развитых капиталистических странах. При данном подходе считается, что каждый человек имеет право на жизнь, а стало быть и на собственное биологическое существование в любом виде.

Такое различие в подходах отражает разные уровни развития общества, меры его гуманности, оно затрагивает объективную диалектику человеческой сущности, показывает степень гармонизации биосоциальной сущности человека.

Свобода выбора, как нравственный эквивалент человеческой идентичности, должна лежать в основе социального бытия, быть и свободой его биологичяского самоопределения. Если инвалид не способен прямо создавать материально овеществленный общественно полезный продукт, то он тем не менее реально участвует в "производстве" самого человека, выводя общество на новую степень свободы человеческого духа. Корни моральной проблемы ответственности /отдельного индивида перед обществом, общества перед группой и индивидом/ здесь обнаруживаются весьма явственно.

Проблема инвалидности, рассмотренная в этическом ключе, позволяет понять истоки еще одного явления нравственной жизни -восприятия другого как подобного, но враждебного существа. Этика и здесь может сослужить добрую службу обществу, которое должно понять, что угрозой для его существования является не отдельный носитель инвалидности, а первоисточник этого состояния, та или иная болезнь, те или иные социальные условия,, провоцирующие инвалидизацию человека и в конечном счете - общества.

Может быть поставлен вопрос и об инвалидязации всего общества как определенной исторической тенденции, где воедино сплетается целый ряд проблем гуманности и нравственного регресса. В свете этого вопроса особенно важно квалифицированно проводить этическую экспертизу законопроектов, органично увязывая их с общечеловеческими ценностями и гуманистической направленностью.

Этический подход позволяет выделить механизм формирования привилегий и поиск наиболее общих человеческих оснований для существования льгот.

Научная новизн~а диссертации складывается из ряда моментов.

Во-первых, новизна заключается в самом объекте исследования, впервые в советской этической литературе взятом в качестве темы кандидатской диссертации.

Во-вторых, определенной научной новизной обладает разработанная в диссертации методология раскрытия теш /когда понимание морально-ценностных аспектов проблемы отношения "инвалид -общество" обусловлено тем или иным теоретическим решением более общих проблем "индивид - общество", "социальное и биологическое в человеке", "потребности поддержания той или иной меры общест-

венного здоровья и возможности социальной инфраструктуры по реабилитации и интеграции больных, инвалидов, престарелых"/,

В-третьих, в работе впервые в советской этической литературе разработана моральная типология инвалидности, показана исчерпанность кредита морального доверия со стороны инвалидного движения к существующим структурам социального обеспечения и прослежены складывающиеся тенденции, новые формы социально-нравственного самоопределения инвалидов в условиях демократизации и социально-экономической стагнации.

В-четвертых, в диссертации показаны основные пути выхода из того социально-нравственного кризиса, который больнее всего ударил по "социально слабому слою" - инвалидам /реальная, а не декларативная демократизация общественных отношений; действительное движение к рыночной экономике при росте социальной консолидации; развертывание самодеятельного инвалидного движения; гуманитарная поддержка по международным и межгосударственным, частным и индивидуальным каналам; перестройка политики социального обеспечения и др./.

В-пятых, исследование зивдется на основном этико-аксиоло-гическом тезисе: "отношение к инвалиду в обществе - показатель моральности общественных отношений, мера цивилизованности общественных нравов, критерий социальной экологии человека".

В-шестых, в работе сделана попытка показать, что осознанность развития проблемы инвалидности дает возможность нравствен-ного|юдхода к разработке целого пласта гуманистических проблем, касающихся всей сферы человеческой деятельности - начиная с повседневного бытового общения и кончая смыслом дальнейшего существоания человечества.

Практическая значимость. Работа может быть использована при проведении этической экспертизы законопроектов различного уровня, а также практики действующего законодательства. Предложенная методология может быть применена в конкретных социальных науках при изучении такия явлений как: донорство органов, продление жизни, социальная реабилитация инвалидов, формы инвалидного движения.

Апробация работы. Предложенный в диссертации подход к теме сложился и был первоначально апробирован в работе диссертанта с письмами инвалидов в течение двух лет в редакционных отделах печатного и телевизионного журналов "Здоровье", телевизионной молодежной программы "Взгляд", Фонда милосердия и здоровья /Московского отделения/, Московского общества инвалидов.

Отдельные идеи диссертационного исследования докладывались автором на Всесоюзной конференции по этике "Обновление морали и перспективы этики" /Москва, 1989г./, на 1-м Всесоюзном Соловецком форуме "Десталинизация сознания" /Архангельск, 1989г./, на международном семинаре по проблемам инвалидности "Реабилитация детей-инвалидов: современная ситуация и перспективы" /Таллинн, 1989г./, на Всесоюзной ежегодной студенческой конференции. "Студент и научно-технический прогресс" /Новосибирск, 1989г./. Были публикации в ж-ле "Здоровье", г-те "Комсомольская правда".

Диссертация состоит из Введения, двух глав и Заключения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ' РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования,

характеризуется степень разработанности проблемы, определяются

цель и задачи исследования, его методологическая основа, опре-з-ючо

деляется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

ПЕРВАЯ ГЛАВА - "Отношение "инвалид - общество": история и методология" посвящена выработке этической методологии для выбора путей решения поставленной в работе проблемы. Используя собранный материал по теме, в данной главе автор рассматривает возникновение и развитие обсувдаемой проблемы как на протяжении истории человечества, так и на примере последних лет, в частности, в нашей стране. В основу методологического подхода положены современные разработки понятийного аппарата практической социологии, которые апробированы и действуют в международных, союзных и республиканских документах.

В главе прослеживается наложение друг на друга нравственных и этических норм в процессе возникновения и развития проблемы в рамках деятельности выработанных для этой цели социальных институтов, в частности, института благотворительности. Глава состоит из трех параграфов.

В первом параграфе - "Из истории инвалидности" - кратко

описывается процесс формирования проблемы в ходе истории и на

примере нашего государства.

Первоначальное значение термина "инвалидность" указывало на

дефицит способности выжить за счет физической сиды и активности.

Поэтому первоначальное зшчение термина "инвалид" обозначает -1/

бессильный ' . Лишь в прошлом столетии его стали интерпретировать как "человек, потерявший трудоспособность"^/.

1/ БЭС, т.10, ст."Инвалидность", 3-е изд., М.,1972.

2/ "Инвалид". - Этимологический словарь русского языка, Изд.МГУ, 1980.

- 11 -

Значение термина "инвалид", связанное с нетрудоспособностью, изменяет негативный оттенок, перенося акцент с абсолютной неприемлемости такого ицдивида для материальной жизнедеятельности , всего общества, на терпимое и дифференцированное отношение к отдельным носителям такого явления, как инвалидность. Такое смягчение в подходе к проблеме инвалидности обусловлено изменением характера общественного труда.

Современный технический прогресс позволяет включать в производственный процесс самые различные социальные группы. Это произошло потому, что страны, участвовавшие во второй мировой •войне, будучи не в силах содержать такую армию нетрудоспособных, используя достижения научно-технического прогресса, всячески стимулировали активность самих инвалидов в посильном их трудоустройстве.

В СССР нормальное развитие проблем инвалидности в начале века подтверждается тем, что были различные артели инвалидов, была своя газета - "Русский инвалид", и в целом в области решения проблем инвалидов мы мало отличались от других стран даже в двадцатые годы.

В 20-х годах сформировались, получившие официальное одобрение Советской власти, общественные организации слепых и глухих. Те из них, кого не коснулась реорганизация, в 60-е годы положившая конец существованию обычных артелей инвалидов, имеют сегодня экономически рентабельные предприятия, приносящие немалый доход не только самим обществам, но и государству.

С точки зрения нашей темы весь исторический прогресс можно рассматривать как протезирование человечества, как стремление

человека компенсировать ограничения своей биологической природы за счет расширения своих социальных возможностей, куда одним из главных компонентов входит компенсация биофизических возможностей человека за счет технического прогресса. А если это так, то проблема протезирования из сферы применения ее к узкой социальной группе перерастает в проблему общечеловеческую, а значит и моральную.

Однако, благодаря тому же техническому прогрессу, мы имеем не просто увеличение численности инвалидов, но и ускорение тенденции их количественного роста. К ухудшению здоровья населения все более тяготеет молодое поколение. Завершает данный перечень демографическая цроблем^старения общества в целом, и особенно в развитых странах. Происходит явный количественный рост инвалидности, переходящий в качественное изменяние всего общества.

Второй параграф - "К определению основных понятий: методология и методика" - посвящен определению основных понятий и описанию методологии изучения инвалидности, в частности, применению представлений современной социологической науки, ее методологических принципов.к данной области исследования.

Наша цивилизация сложилась таким образом, что в процессов своей жизнедеятельности люди реализуют общезначимые человеческие ценности, среди которых можно выделить' две основополагающие -здоровье и трудоспособность.

Первая, говоря несколько упрощенно, определяет возможность полноценного существования человека как биологического существа. Вторая позволяет человеку быть общественным индивидом, существом

социальным. Без утверждения обеих ценностей существование человека и общества оказывается ущербным.

Новое определение инвалида, предлагаемое союзным Законом об инвалидах, не включает термин "трудоспособность" и апеллирует к психофозической аномалии индивида. В результате внимание акцентируется на ущербности субъекта и он становится предметом отрицательной оценки, так как возникает моральная дискриминация инвалида. Конечно, как говорил Спиноза, каждое определение есть ограничение. Но следует учитывать, что физиологический дефект не может быть оправданием социальной ущербности индивида как личности. Это насправедливо. Надо полагать, что устарело не определение инвалида, а традиционное толкование категории "трудоспособность".

В данном случае не учитывается главная связующая нить биосоциальной сущности человека, а именно его трудоспособность. Логику ее развития надо изучать в связи с историческим прогрессом человеческого общества, ибо труд - это отношения людей, направленные на поддержание процесса существования общества, т.е.' на общественно полезную деятельность, без которой обособленные индивиды не могут существовать. Тогда трудоспособность - это способность /комплексно соединяющая биологическое и социальное/ воспроизводить данные отношения.

Индивид - общее, а инвалид - особенное. Но такое же соотношение существует между трудоспособностью, с одной стороны, как родовым свойством человека /индивида/ и трудоспособностью, с другой, как особым свойством и**валида.

Соотнесем эти два объекта, выражающихся понятиями "инвалид" и "общество". Необходимо начать с понятия более широкого объема,

которое однородно со вторым. Б данном случае это "общество", а не только ицдивид, ведь объем понятия "общество" полностью исчерпывается лишь совокупным множеством объектов, определяемых понятием "индивид". Вместе с тем, понятия "общество" и "индивид" являются абстракциями одного уровня. Кроме того, понятие "инвалид" в логическом и гуманитарном плане показывает ввктор конкретизации более широких по объему понятий "общество" и "индивид".

Теперь необходимо соотнести понятие "индивид" с понятием "норма", или "норма здоровья". Психолог Б.С.Братусь, подробно разбирая этот аспект, приходит к заключению, что "нормальное развитие - это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой сущности человека"1-/.

В диссертации приняты следующие определения:

Общество - это совокупность социальных групп и их отношений, состоящих из различных индивидов и отношений между ними.

Индивид - это отдельный представитель общества, человек, имеющий те или иные биологические и социальные возможности, присущие именно ему, совокупность которых определяет его уровень здоровья.

Инвалид - это индивид, человек, который нуждается в различного рода помощи, необходимой для поддержания нормальной собственной жизнедеятельности в обществе, вследствие сниженного, в сравнении с общепринятым уровнем.

Здоровье - это совокупность биологических и социальных возможностей конкретного индивида или общества, необходимых для ведения самостоятельного образа жизни.

1/. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.,1988,с.49-50.

- 15 -

В заключение необходимо отметать значимость четкого идеологического подхода для понимания изучаемых процессов. Обладая подобной методологией, можно не только лучше понимать явление, но и увереннее решать практические задачи. На этой основе, например, можно разрабатывать и проводить этическую экспертизу по отношению к законодательным проектам, прогнозируя развитие нравственной ситуации в обществе при условии принятия того или иного варианта предлагаемого закона.

В третьем параграфе -"Противоречия социального и биологического: этическая интерпретация'' - делается попытка предлагаемую методологию приложить к толкованию сложившегося положения дел в стране.

Человека нельзя оценивать только с утилитарной точки зрения /полезен - неполезен, друг - враг/. Самоценность человека не идеологическая выдумка. Человек ценен сам по себе прежде всего своей принадлежностью к человеческому роду, как к субъекту всей цивилизации и культуры. Человек, рисующий ртом, или пишущий книгу пальцами ног, способен обогатить общество интеллектуально, духовно ничуть не меньше кузнеца, шахтера или балерины.

Главннм для формирования человеческой сущности является отношение к самому человеку. Степень приобщения £ родовой сущности определяется не количеством, объемом усвоенных общественных отношений, а прежде всвго выбором и осуществлением главного, системообразующего отношения - отношения к людям и к каждому отдельному, человеку. "Так как человеческая сущность является истинной общественной связью людей, то люда в процессе деятельного осуществления своей сущности творят, производят человеческую общест-

венную связь, общественную сущность..

Инвалид подчас не просто способен воспроизводить существующие социальные отношения, но и формировать новые, более рафинированные. Они менее опосредованы материальным, общественно-полезным производством, а более непосредственно нравственные. Аналогичное положение можно проследить на протяжении всей истории человечества на примере таких социальных групп как дети, женщины, старики, больные.

Ныне человек вынужден проводить большую часть своего времени на производстве, зарабатывая средства к существованию. Поэтому он пользуется такими учреждениями, как дошкольные, школьные, интернаты для престарелых и инвалидов, больницы, лишая себя, как оказывается, наиболее богатых человеческих связей.

Вынося за пределы "семейного очага", то "чисто социальное" производство человека, которое культивировалось в семье, и беря за основу принцип материального производства, когда социальные связи становятся "овеществленными", а сам человек освобождается от участия в непосредственном формировании другого человека, общество лишается того повседневного механизма очеловечивания, которое и делает человека Человеком.

В церкви, как социально-духовном институте наиболее последовательно воплощается забота о больших группах инвалидов, появлявшихся после войн и стихийных катаклизмов. Часто строились хралш с целью приюта пострадавших и обездоленных. Возникает такой союз вокруг абсолютной ценности, т.е. высшего религиозного авторитета, прочности и действенности которого трудно добиться I/. Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, т.42, стр.23.

с помощью светских программ социальной реабилитации. Инвалид, защищенный церковью от голодного и бесприютного существования, максимально проявляет свои способности, которые у него остались. И сегодня, в наше трудное время, церковь своим.примером старается показать иную возможность человеческих отношений, нежели та, которая у нас монопольно культивировалась многие десятилетия, когда общеполитические и экономические отношения людей поглощали все иные оттенки' человеческих отношений.

Подобные отношения открывают серьезную нравственную истину: материальное благосостояние не критерий человечности, а условие для ее возникновения. Есть светский вариант этой истины: появляются меценаты от промышленности, которые начинают заниматься благотворительностью, создавая "дома призрения" для убогих и покалеченных, для инвалидов и престарелых.

Социальный прогресс - это некоторая тенденция обогащения социальных возможностей человека, их развития и распространения на все общество. Поэтому благотворительность - это внутреннее содержание самой сути человеческого общества, его прогресса.

Подводя итог сказанному, необходимо подчеркнуть, что разрешая проблему инвалидности, мы решаем более общую проблему взаимоотношения между обществом и индивидом. В отношении "инвалид - общество" данные взаимоотношения приобретает крайнюю степень остроты и напряженности. В тоже время данное отношение является индикатором нравственного благополучия или неблагополучия любого общества потому, что проблема инвалидности затрагивает все социальные слои и группы общества, касается жизненно важных потребностей всех людей.

- 16 -

Во второй главе - "Ценностное и социальные аспекты отношения "инвалид - общество" - анализируется современная ситуация в обществе по отношению к инвалидам. Здесь рассматривается сложившаяся градация этой социальной группы и типы морального сознания, связанные с установившимся делением, разработанная ранее методология используется для толкования современного фактического материала, сделана попытка спрогнозировать возможное развитие ситуации в обществе, перемены в нравственном климате при изменении сторон изучаемого отношения "инвалид - общество".

Первый параграф второй главы - "Инвалид: типы морального самосознания."- кроме социологического анализа сложившегося деления внутри данной социальной группы, содержит в себе исследование влияния нравственного кризиса на формирование существующего конгломерата типов морального самосознания в различных группах инвалидов.

Можно выделить несколько оснований, до которым проводится классификация инвалидов у нас в стране. Мы в своем исследовании остановимся на делении по наличию льгот. Здесь представлены интересующие нас аспекты моральных отношений /в отличие, скажем, от строго медицинской квалификации/. Само основание, по которому происходит деление инвалидов на группы, лежит в сфере моральных отношений, непосредственно определяющих собственно сознание инвалида в социальной среде. Подобная классификация существует и в обществе любого социального типа, следовательно, это дает право и возможность переноса сделанных выводов в данной группе сообщества на общество в целом.

Основные потребности социального индивида, удовлетворяя ко-

торые он может существовать - это биологическое здоровье и трудоспособность.

Первую основную ценность для существования человека пока оставим в стороне. При всем разнообразии грум инвалидов есть нечто общее, формирующее их отношение к обществу. Этим "нечто" является отношение отдельного индивида, некоторой социальной группы и всего общества к одной из высших ценностей - трудоспособности.

Именно здесь и появляется социальное противоречие, приводящее к моральным коллизиям. Одной социальной группе создаются особые условия для удовлетворения основных потребностей, а другую группу искусственно лишают такого удовлетворения или ограничивают его по сравнению с первой.

Для нашего государства все наиболее значимые периоды его существования были тесно связаны с военными действиями и надсадным трудом по восстановлению разрухи после них. Отсюда возникло особое выделение такой категории инвалидов, как инвалиды Великой Отечественной войны /далее, инвалида войны/. В данную категорию со временем вливались и те, кто пострадал в рядах Вооруженных сил СССР, в том числе и те, кто принимал участие в боевых действиях в других странах Дуба, Ангола, Египет и др./. Недавно в рамках этой категории появилась такая категория как "Афганы".

Поскольку у нас труд до сих пор в основном сравнивается с ратным подвигом, то труд повседневный имеет естественно более низкую ценность и набор льгот у инвалидов по труду гораздо проще, чем у инвалидов войны.

Многие их льготы закреплены за местными предприятиями, где они когда-то работали. Теряя непосредственную связь с предприятием, становясь нетрудоспособными, а, следовательно, ненужными предприятию, они теряют и человеческую ценность для коллектива данного предприятия.

Совсем недавно начала оформляться новая социальная группа в среде инвалидов - это люда,- пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, иной деятельности атомной энергетики.

В настоящее время в среде инвалидов выделяются две наиболее активные группы, как некоторые организованные объединения. Это инвалида войны и "афганцы". Они имеют возможность собственной активности лишь потому, что существует пока благодатная почва в общественном мнении, что индивид должен получить то, что он уже заработал в тяжелом, мученическом труде. Так механизм льгот порождает привилегии.

Рассмотрим наиболее яркий пример. В нашей социальной системе пенсия является целью самой по себе. Человек заработал всем своим прошлым трудом высокую пенсию и особые льготы для того, чтобы теперь он мог "спокойно отдохнуть".

Объем пенсий по прежнему его положению есть не пустая масса денег за прошлый труд, а мера значимости данного индивида для общества. Если у него была большая заработная плата, значит он был более значимым для общества, и выплачивая ему пенсию по инвалидности, оноверит, что этот уникальный опыт не исчезнет из-за беды. Эта суша поможет вщ вновь быстрее обрести себя в новом качестве^ и остаться Человеком.

Подобное социальное различение должно гарантировать чело- •

веку, ставшему инвалидом, вне зависимости от источника инвалидности, больше возможностей тому, кто найдет в сесе силы, стать полезным обществу, близким, чем тому, что ссылаясь на свою инвалидность, как непосредственное обстоятельство, живет лишь для удовлетворения собственных амбиций. Последний должен иметь право и возможность жить так, как он желает, но набор льгот и компенсаций его ущербности будут иные, нежели у инвалида, ведущего активный образ жизни.

Следует отметить, что социальное различение среди групп инвалидов есть условие естественное и необходимое, однгко, оно не является достаточно обоснованным и справедливым.

Достаточным должно выступать условие компенсации ущербности в той мере, в которой это необходимо конкретному инвалиду, чтобы он мог вести самостоятельную активную социальную деятельность, удовлетворять потребность в общении.

Это не значит, что все инвалиды, получив такие возможности, захотят или смогут ими воспользоваться. Всегда будут особые случаи инвалидности, которые потребуют особой заооты со стороны специалистов-врачей, медицинского персонала, социальных работников.

Во-втором параграфе - "Социально-биологическая реабилитация как нравственная ценность" - рассматривается не только социальная оаза, вызывающая кризис морального отношения "инвалид -общество", но и рост потребности всего общества в социально-биологической реабилитации инвалидов. Признание данной ценности обществом и закрепление ее в правах - важный показатель гуманности и нравственного прогресса.

- 22 -

Говоря о моральной ценности здоровья индивида, важно постоянно помнить, что речь идет не просто о биологическом здоровье, проявляющемся в первую очередь в его физической активности, а о комплексном самочувствии человека с учетом его биологических, психо-физических, социально-личностных качеств, позволяющих человеку жить удовлетворяющим его способом, вести наполненную индивидуальным смыслом жизнедеятельность.

Это значит, что одним из критериев действенности существующей системы отношения к инвалидам является создание условий для удовлетворения главной потребности инвалида - включения его в общественно полезную деятельность и через нее возможности стать полноценным социальным индивидом. Это, во-первых.

Во-вторых, система правовой защиты работника должна сделать так, чтобы индивид не терял остатки своего биологического здоровья в процессе трудовой деятельности. Если же он его теряет, то сделать все возможное, чтобы он мог вернуться к социальной активности.

Охарактеризовать затронутую в данном параграфе идею можно также понятием взаимной ответственности: ответственности общества перед индивидом и индивида перед обществом.

Общество нередко делает индивида инвалидом в процессе его естественной самореализации. Использовав человека в качестве средства, "отворачивается" от него, игнорируя его собственные потребности и интересы. За это оно и должно нести ответственность, в том числе нравственную.

В последнем параграфе второй главы - "Нравственные задачи общества в -решении проблем инвалидов в период перехода от тота-

- 23 -

иташого государственного управления к демократическому' редаагается прогноз относительно изменений в нравствен® ошениях между обществом и инвалидом, отмечается ваяностз анного разрешения данного противоречия для всего общесп елается вывод о том, что изменение нравственного отноше! инвалид - общество" способствует не только изменению нр; енного самосознания в обществе, но и способствует более якальной трансформации социальной структуры от тоталита] ипа управления к более цивилизованному.

Уже отмечалось, что инвалидность - это отношение мез .еством и инвалидом. Форма этих отношений зависит от ист< кого этапа развития как общества вообще, так и той или 1 траны, в частности. Эти отношения опосредуются государс-ими и общественными институтами.

В настоящее время система социального обеспечения » авляет возможности инвалиду решать свои проблемы иначе, одько чем через государственную службу, где он становит амым "винтиком", которого система автоматически облагод< твовала, лишая всякой собственной инициативы. В завис® г послушания системе /непрерывный рабочий стаж, длител аботы на одном месте, длительность партийного стажа/, ог надеяться на различного рода льготы, пенсию, вплот: ональной.

По сути он становился иждивенцем, привыкая, что ? яедующий этап его жизни обеспечит определенный набор яьных и иных благ.

Другим не менее важным условием формирования отг

- 24 -

ве является деятельность общественных объединений, (бщества инвалидов за рубежом, в отличие от наших обще с и щов формируются без претензии на всеобъемлющую помощь и деятельностью всех инвалидов страны. Существует большое сто самых различных общественных объединений инвалидов, [е весьма независимы как от государственных структур соц-!чения, так и друг от друга. Это дает инвалиду возможное I, а значит и собственную свободу. У нас пока дело обсто: юнно иначе.

¡роме работы с инвалидами через государственные органы и создаваемые общества инвалидов, существует процесс инте [ инвалида в общество путем участия в культурной жизни

5 основе интеграции лежит благотворительное движение, ко теперь набирает силу и расширяет сферу своего влияния н различные сферы человеческой деятельности. Помогать не жтно, а напротив, конкретно - своим трудом, конкретным чтобы видеть действительные результаты труда, - такая ;ость есть и у самих инвалидов, и иных малообеспеченны! (ашего народа. Это пока не учитывается. В этом мы еще I ушли от тоталитарного мышления, в том числе и в управ1 зазованными фондами. Благотворительность у нас понимаем а. как некое деяние для инвалидов, а не вместе с ниш, акции рассчитаны не столько на помощь нуждающимся, ск< самоутверждение части людей творящих благотворительное ,есь смысл перехода к демократическим преобразованиям в обществе неминуеио ведет к тому, что у человека должны

- 25 -

появиться потребности и возможности в самодеятельности и самореализации.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ диссертации суммированы вывода проведенного исследования проблемы гуманистических основ нравственности в отношении "инвалид - общество".

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Определение правового статуса ребенка-инвалида - нравственная задача общества. /Реабилитация детей-инвалидов: современная ситуация и перспективы. Таллин, изд-во НИИ Социсследований ЭССР, 1989 г., стр. 219-220/.

2. Отношение к инвалиду как нравственное оздоровление общества. /Обновление морали и перспективы этики» М., Изд-во ШУ, 1989 г., стр. 183/.

3. Нравственное отношение к инвалиду - путь перехода от тоталитарного мышления к демократическому. /Десталинизация сознания: проблемы и перспективы. Архангельск, изд-во Пед.институт, 1989 г., стр.21-24/.

4. Морально-ценностный аспект проблемы отношения "инвалид и общество". /Студент и научно-технический прогресс. Новосибирск, изд-во НГУ, 1989 г., стр.64-69/.

5. Милосердие - категория нравственная. /М., ж-л "Здоровье", № 9, 1989 г., стр.32-33/.

6. Проблемы молодых инвалидов в контексте социальных преобразований общества. /М., "Комсомольская правда", 18 апреля 1990г./