автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Моральное сознание личности

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Бормотова, Ирина Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Моральное сознание личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бормотова, Ирина Михайловна

Введение

Глава I. Структура индивидуального морального сознания

§ I. Нравственные чувства как базисный элемент в индивидуальном моральном сознании

§ 2. Роль моральных знаний и взглядов в моральном сознании личности

§ 3. Нравственные убеждения - ядро индивидуального морального сознания

Глава П. Формирование морального сознания личности

§ I, Возрастные особенности становления морального сознания личности . • •.

§ 2. Значение нравственных навыков и привычек для формирования индивидуального морального сознания

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Бормотова, Ирина Михайловна

Весь ход современной жизни - ее динамизм, интенсивное развертывание НТР, резко возрастающий поток информации, совершенствование всей системы социалистических общественных отношений, обострение идеологической борьбы на международной арене предъявляет все более сложные требования к человеку. Это вызывает особую актуальность проблемы личности, одной из наиболее сложных и острых проблем социальной науки» Результаты ее разработки находят отражение, в многочисленных исследованиях самых различных отраслей знания. Однако в комплексе наук, изучающих личность, марксистско-ленинская этика занимает особое место.' Она поставила человека в центр своего социально-нравственного идеала как всесторонне развитую личность, впервые определив реальные, социально-исторические пути его осуществления.1 Этим марксистская этика продолжила гуманистические традиции многих прогрессивных мыслителей прошлого, считавших, что нет для человека более притягательного объекта, чем сам человек.

Человек, личность - чрезвычайно сложная система, связанная с внешним миром противоречивым процессом взаимодействия, взаимозависимостей. "Представление о человеке, - писал А.Н.Леонтьев, - стоящем, один на один перед окружающим его предметным и (духовным - Б.И.) миром, является, конечно, допущением совершенно искусственным. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному, миру .всегда т опосредованы отношением к людям, к обществу" •• Леонтьев А.Н.- Проблемы развития психики. 4-е изд. М. , 1981,

Одним из важнейших звеньев этого опосредованного отношения к окружающему миру является мораль.= Значение нравственного фактора для личности трудно переоценить. Данные психологов, юристов, социологов показывают, что жизнь человека и его деятельность нельзя понять без обращения к моральной сфере. И это не преувеличение, потому что и взлет, и падение личности начинается в моральной сфере: в зависимости от того, как понимает человек нравственный смысл жизни, свое назначение, насколько он реализует их в своей деятельности, находится общественная значимость его как личности. К.Маркс отмечал, что "если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком".*

В системе коммунистического воспитания роль нравственного воспитания неуклонно растет, ибо уровнем нравственной зрелости во многом определяется отношение человека к людям, к природе, к Родине, к работе, к семье. Июньский (1983г.) и Апрельский (1984г.) Пленумы ЦК КПСС особо отметили зависимость решения многих экономических, политических, социальных задач нашего общества от успешного решения вопросов нравственного становлео ния социалистической личности. Поэтому "сегодня идейно-нравственному развитию подрастающих поколений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее внимание, чем обучению с.376. ! . т

Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с.5. .

2 См. : Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М., 1983;

Материалы Пленума ЦК КПСС 20 апреля 1984 г. М., 1984. т основам наук".

Нравственное начало неразрывно связано с гражданскими позициями личности, с ее преданностью общественным идеалам. Эта связь обретает особый смысл в условиях обострения идеологической борьбы на международной арене. В.И.Ленин требовал, "чтобы все дело воспитания-, образования и учения современной молодежи о было воспитанием в ней коммунистической морали".

Итак, формирование человека как личности неразрывно с его нравственным формированием, ибо без нравственных характеристик, без нравственной структуры личность не состоится. Пожалуй, самое категоричное предулр еждение против забвения или недооценки нравственных начал для личности принадлежит Аристотелю: "Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах".

Подчеркивая столь большую роль нравственных параметров личности, мы далеки от "этизавди" личности, т.е. от представления морального сознания самодовлеющим, поглощающим субъективный мир человека образованием. Моральное сознание - важнейшая, но все же лишь сторона сложного целого - духовного мира личности, представляющего собой диалектическое единство морального, политического, правового, эстетического сознания. Однако личность будет рассматриваться в данной работе именно в ее отношении к морали. Иными словами, предметом исследования будет индивидуальт

Утверждать правоту жизни, высокие идеалы социализма. Речь тов. К.У.Черненко на юбилейном Пленуме правления Союза писателей СССР 25. сентября. 1984 г. М., 1984, с.Ю.^ р

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.41, с.ЗОЭ. .

Антология мировой философии, т.1, ч.1. М., 1969, с.467. ное моральное сознание, его строение и становление.

Сложность в определении и анализе индивидуальной нравственности заключается в том, что она выступает своеобразной точкой пересечения самых разноплановых влияний как общественного бытия, так и общественного сознания. Последнее включает в себя и моральное сознание общества,, актуальные нравственные требования и нравственный опыт человека. Нравственные характеристики личности и формы ее участия в нравственной жизни общества меняются от одной общественно-экономической формации к другой. ". Люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, т в которых совершается производство и обмен". Поэтому важнейшим методологическим принципом исследования общественной морали и индивидуальной нравственности является социально-исторический, классовый анализ морали. Используя этот метод, марксистско-ленинская философия неопровержимо доказывает следующие основные положения: I) существует неразрывное единство экономики и морали. Изменение экономических отношений, основного экономического закона постепенно приводит к изменению основных принципов морали, а значит, структуры морального сознания общества и личности; 2) изменение общественных и классовых интересов обусловливает перемену моральных взглядов, норм, ценностей, идеалов, убеждений, чувств в смысле их содержания и структурности; 3) понятийный аппарат морального мышления образуется исторически, так что моральное сознание в общем претерпевает эволюцию, в процессе которой оно дополняется новыми понятиями, которые

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,-2-е изд., т.20, с.95.! в свою очередь подвержены социально обусловленному изменению их содержания и ценности.

Таким образом, общественная мораль и индивидуальная нравственность по своей природе общественны и как в целом, так и в каждом своем элементе исторически и классово обусловлены.1

Другим исключительно важным методологическим принципом анализа индивидуальной нравственности является принцип единства индивидуального и общественного. Глубокий, всесторонний анализ этого принципа дала К.А.Абульханова-Славская в своей книге "Дит алектика человеческой жизни". Она показала, что марксизм пре- ^ одолевает дуалистическое противопоставление общества и индивида. Общественное и индивидуальное представляют собой взаимосвязь двух форм, в которых осуществляется общественно-историческое развитие - объективированных форм развития человеческой сущности и форм развития реальных индивидов. При этом процессы создания и развития объективированных форм общественной сущности человека не всегда совпадают с развитием индивидов на основе этой сущности. Степень развития индивидов определяется двумя критериями: достигнутым уровнем развития производительных сил (опредмеченными общественными способностями человека).и реальным развитием каждого индивида в зависимости от места, занимаемого им в системе общественных отношений, прежде всего производственных.4 Реальность развития индивидов, вытекающая из этих критериев, в условиях антагонистического общества приводит к развитию лишь отдельных индивидов за счет массы других. Социалистическое же общество создает реальные возможности для разви

Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.:, 1977, с.26-58. тия всех индивидов.

При помощи анализа исторически изменчивого характера соотношения общественного и индивидуального марксизм преодолел и абсолютивацию индивидуального, показав, что индивидуальная форма общественного бытия человека имеет свои общественные закономерности, следовательно, она подлежит типизации. За основание типизации индивидуального марксизм берет общественную сущность индивида.1 "Отсюда необходимый вывод: общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают I л ли они это или нет'

Принцип типизации по отношению к индивидуальной форме общественного бытия заключается в том, что конкретность этой формы рассматривается через ее существенные, а не случайные признаки -такие, как способ включения индивида в общественные процессы, способ развития, диалектика изменения и сохранения и т.д. Это делает объяснимым применение критерия повторяемости при исследовании индивидуальности.*

Однако, существуя и развиваясь внутри определенного общества, используя его материальные и духовные средства в качестве возможностей (которые могут быть и пределами) развития своих человеческих качеств, разные индивиды осуществляют это различным, "особенным" по выражению К.Маркса, образом. Отсюда и разнообразие форм индивидуального развития, индивидуальной активности, которое может порождать и противоречивое соотношение индивидуального и общественного.- Значит, закономерности индивидуальной формы бытия человека - это специфическая форма общественной детерминации, индивидуальный, личностный уровень общественной "органи

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.:, т.27, с.402-403. завди" жизни. Поэтому индивидуальный уровень общественного бытия человека наиболее конкретен и сложен.

Таким образом, "методологическое значение диалектики индивидуального и общественного, - воспользуемся точной формулировкой К.А.Абульхановой-С1лавской, - заключается в обосновании правомерности выделения индивидуальной формы общественного бытия человека, в ее исследовании по ряду оснований"; в "постановке вопроса о самом качественном своеобразии индивидуального уровня общестт венного бытия человека".

Все разобранные положения находят самое непосредственное выражение в морали, для характеристики которой диалектика общественного и индивидуального имеет принципиальный смысл, поскольку в области взаимоотношений мевду общественными и личными потребностями и интересами возникают узловые нравственные проблемы. Да и сама мораль возникла и существует как определенный способ согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей, класса, общества в целом.4

Диалектическая взаимосвязь общественного и индивидуального морального сознания сложна и противоречива. С одной стороны, моральное сознание общества, классов представляет собой выражение наиболее типической морали индивидов данных классов или общества. Однако общественное моральное сознание нельзя определить как сумму индивидуальных сознаний, ибо оно является относительно самостоятельной духовной системой, сложившейся в той или иной социальной среде, включающей в свой состав нравственные идеалы, нормы, взгляды, понятия и теории. С другой стороны, общественное моральное сознание не существует вне и помимо индивида. Более того,

Альбуханова-Славская К.А. Указ.соч., с.39. моральное сознание становится действенным элементом социальной жизни, лишь превратившись в сознание индивидуальное. От степени этого превращения, как это не парадоксально звучит, зависит, становится ли мораль по-настоящему общественным сознанием. В свою очередь индивидуальное моральное сознание есть не что иное как результат интериоризации морального сознания данного общества, т.е. является своеобразной формой выражения последнего.' Степень интериоризации, субъективавди может быть различной. Человек может ограничиться в процессе усвоения моральных общественных установлений каким-то специфическим уровнем их сознательного принятия в соответствии с индивидуальными условиями своего развития и воспитания. Но в любом случае положение об субстанциальном характере общественного морального сознания сохраняет свою безусловность.- Иными словами общественная мораль выступает по отношению к индивидуальному сознанию как объективная система, как ведущая сторона: усвоение личностью общественной морали, исторически сложившегося опыта общения не только определяет общую структуру морального сознания и поведения личности, но и является основой дальнейшего развития личности как социального и нравственного существа.

•■ I

Однако, "было бы наивным предполагать, что мораль как целостная система представляет однозначное выражение общественных требований в структуре индивидуального сознания и в практике нравственного поведения личности.' В таком случае все проблемы, нравственного воспитания свелись бы к механической тренировке.

Целью такой "педагогики" стал бы однозначный результат, характ теристика которого находилась бы вне компетенции морали". т х Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л., 1974,

- II

В действительности общественное и индивидуальное моральное сознание различаются по объему, формам, способам и времени существования, закономерностям формирования, по .ряду других важных характеристик. Индивидуальное моральное сознание и поведе- ( ние личности - активная, относительно самостоятельная система, имеющая свои особенности, "капризы".

В интересах данной работы остановимся коротко на различиях между общественной моралью и индивидуальной нравственностью.

Прежде всего сознание отдельной личности связано с кон- 7 кретными условиями ее жизни, ее жизнедеятельностью, ее микро-, средой и неповторимым сочетанием обстоятельств. Таким образом, индивидуальное сознание отражает общественное бытие, общественное сознание, духовный опыт человечества своеобразно - через призму своего личного социального опыта, опыта собственных взаимоотношений с окружающим миром, людьми, а поскольку личный опыт всегда ограничен, то индивидуальное сознание не способно выразить окружающий мир с той полнотой и широтой, в какой в состоянии сделать общественное сознание, в этом смысле индивидуальное сознание можно считать "уже" общественного. Но это не дает основания для заключения, что индивидуальное моральное сознание лишь часть общественного. Заслуживает серьезного внимания замечание А.К.Уледова, что категория "часть" вообще к духовным образованиям вряд ли применима. "Здесь аналогия со строением материальных систем явно неправомерна. Для характеристики строения общественного сознания применяются такие категории, как. "форма", "вид" сознания, "уровень" и "состояние" сознания и др.' Так, о философии можно сказать, что она является формой выражения обо.81. щественного сознания, мировоззренческой его стороной, но едва ли можно назвать "частью" сознания, ибо оно не разделяется на дискретные части в том смысле, в каком мы говорим об этом применительно к материальным системам"

Сказанное, как нам кажется, полностью относится и к индивидуальному моральному сознанию, ибо, как мы уже отмечали, общественное моральное сознание не есть сумма индивидуальных сознаний, а индивидуальное сознание обладает свойством целостности, каковым не обладают просто отдельные части системы.

Далее. Индивидуальное моральное сознание не является зеркальным отражением общественного бытия, общественного сознания, пассивным отражением "среды обитания" индивида, "места", занимаемого им в системе общественных отношений. Оно само является активным участником этого отражения. Личность выступает, писал

С.Л.Рубинштейн, как "связанная воедино совокупность условий, о через которую преломляются все внешние воздействия". Своеобразным "фокусом" этих внутренних условий выступает самосознание личности, играющее самую активную роль в избирательном отношении человека к внешним воздействиям, в восприятии и усвоении общественных моральных норм, идеалов, законов. Требования, выдвигаемые моральным сознанием общества, затрагивают личность в той мере, в какой она способна - через уровень своего миро-усвоения - превратить их во внутренние потребности. В связи с этим в индивидуальном моральном сознании могут существовать два уровня: уровень знания морально-ценностных норм общества т

Уледов А.К.: 0.структуре общественного сознания. - Философские науки, 1965, . ЖЗ, с.49. , .

Рубинштейн С.Л.* Бытие и сознание. М., 1957, с.137. и уровень самоотовдествления с ними, мевду которыми возможен разрыв. Довольно часто индивид знает общественные моральные установления, но не отождествляет себя с ними, а значит - не реализует их в своем поведении. В общественном моральном сознании нет такого противоречия. Именно поэтому некоторые авторы считают его самым характерным отличием структуры индивидуального морального сознания от структуры общественного морального сознания.*

Со вторым различием общественной морали и индивидуальной нравственности тесно связано третье - значительное различие в степени их регулирующей роли. Интересно в связи с этим рассуждение венгерского этика Э.Фаркаша: "Роль морали в регулировании общественных отношений является вторичной и выступает в качестве средства, в то время как в жизни индивида оно играет большую.роль и является - в субъективном плане - более значительной. Моральная специфика нередко глубже раскрывает суть личности, чем, например, ее экономическое положение или позиция, занимаемая ею в политике". Это обусловлено тем, что "личность располагает обычно, большей автономией в формировании своей собственной морали, чем, например, в улучшении своего о экономического или социального положения". Думается, что речь здесь идет о том, что в обществе не только и не столько мораль регулирует поведение людей, отношения мевду ними. Существуют и более "сильные" (в смысле принудительности санкций) способы т

См., например, Фаркаш Э. Мораль: индивидуальное и общественное. - В кн.: Нравственные проблемы развития личности. М., 1982 , 0.12.' 2 Там же, с. 11-12.

- 14 ~ регуляции (право, государство), по отношению к которым мораль выполняет как бы дополняющую роль (что особенно характерно для классово антагонистических обществ), т.к. является "способом преодоления неантагонистических противоречий между личностью и обществом".'1' В жизни же индивида мораль - не только средство, подчиненное другим мотивам, но и относительная самоцель. Поэтому моральная цель в мотивационной системе личности может расположиться и на вершине иерархии ценностей (например, идеал), следовательно, человек все остальные ценности подчиняет ей. В этом случае средством будет не мораль, а остальные мотивы, ибо они будут функционировать в качестве средства достижения моральной цели. Утрата веры в моральные ценности, крах моральных позиций личностью с такой иерархией ценностей переживается очень болезненно и в крайних случаях может привести к трагической развязке - к самоубийству, что является негативным подтверждением "самоценности" моральных принципов в жизни человека, их роли в качестве.детерминант поведения.'

И, наконец, еще одно существенное отличие индивидуальной морали от общественной - большая связь с психологическими механизмами.' Это проявляется двояко. Во-первых, субъвотированные моральные нормы в индивидуальном сознании существуют не иначе как. в психологических формах, каковыми являются убеждения, знания, чувства, воля, установки, потребности, мотивы и т.д. Объективация индивидуального морального сознания тоже всегда осуществляется через психический механизм. Отсюда правомерно за См.: Момов.В. Человек. Мораль. Воспитание. М., 1975, с.65; Харч ев А.Г., Яковлев. Б. Д. Очерки истории марксистско-ленинской этики в ССОР. Л., 1972, с.157. ключение, что индивидуальная мораль всегда связана с психическими механизмами, с поведением индивида, находится в органическом единстве с чувствами, подсознательными инстинктами и привычками. Т.е. она всегда сопровождается психической регулят цией". Однако это совершенно не значит, что специфика, природа индивидуального морального сознания связывается исключительно с закономерностями психологии. Как мы показали раньше, индивидуальное моральное сознание в сущности своей социально, детерминировано классовыми, историческими условиями, поэтому "идеологическое и психологическое образует в моральном сознании личности неразрывное единство, т.е. нравственность личности имеет по своему содержанию идеологическую, а по форме психологическую природу". При этом "психологические элементы достигают эффективности вообще только посредством конкретного идеологического соо держания".

Во-вторых, тесная связь индивидуальной морали с психологическими характеристиками заключается в следующем: на нравственный облик личности оказывает большое влияние характер человека, психологические качества, своеобразие его психического облика в целом. "Вся психология личности как многогранное и в то же время целостное образование, определяет моральное (и аморальо ное) поведение". В свою очередь существенна и обратная связь, т

Фаркаш Э.1 Указ^соч.', с.12.< о

Шутпеяьц П.1 К вопросу о некоторых теоретических и методологических проблемах исследования структуры морального сознания социалистической личности.^ - В кн. : Структура нравственности и личность.' М. , 1976, с.37.= 3 Крутов H.H.- Мораль в действии.' 1977, 0.92.' обратное влияние: особенности моральности личности во многом детерминируют ее психическую жизнь, ее психологические параметры (вплоть до нижних этажей психики - через сложную систему мотивации).5 Поэтому связь "психического" и "морального" - не односторонняя, это взаимосвязь, взаимозависимость на уровне сознания, и в поведении, и во всех структурных характеристиках личности, и в понимании своеобразия психических процессов. Причем, как справедливо замечает В.Г.Иванов, картина взаимосвязи "психического и морального" очень сложна, далеко до конца не исследована. Ее ни в коем случае нельзя трактовать механически, т.е.5 психику представлять лишь как некие нейтральные к морали "механизмы сознания", абстрактную форму, которая "пригодна" для наполнения любым содержанием.' "Психические механизмы гораздо более "интимно" связаны с содержанием, в том числе т а в известной мере - прежде всего) с моральным содержанием".

Отмеченные различия индивидуальной нравственности и общественной морали показывают, что особенностью общественного морального сознания является устойчивость его содержания, выраженного в системе нормативных требований, индивидуальное же моральное сознание значительно более подвижно, вариативно.*

Рассмотрение сферы нравственного сознания личности - традиционная для этики проблема, поскольку связана с анализом узловых нравственных вопросов.' Однако на кадя;ом этапе своего развития этика вновь возвращается к осмыслению сущности, специфики и структуры индивидуального морального сознания, что связано как с развитием самой этической науки, так и с изменением нравственных характеристик личности и форм ее участия в

Методология этических исследований.' М», 1982, с.ЮЭ-ПО.1

- 17 нравственной жизни общества.

Моральное сознание личности - сложное явление, которое исследуют не только этики, но и философы, психологи, педагоги, социологи, юристы. В отечественной научной литературе многие проблемы индивидуального морального сознания подвергнуты всестороннему анализу.^ Выделены многоаспектные взаимосвязи между общественным бытием и общественным сознанием и моральным сознанием личности, показаны ведущая, детерминирующая роль общественного морального сознания по отношению к индивидуальному и исторически изменчивый характер морального сознания личности (К.А.Абульханова-Славская, С.Ф.Анисимов, Л.М.Архангельский, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, В.Г.Иванов, Н.В.Рыбакова, А.И.Титаренко, А.К.Уледов, А.Г.Харчев, К.А.Шварцман, В.Ф.Шишкин и др.1), определена сущность и природа индивидуального морального сознания, выяснена его специфика и функции (Л.М.Архангельский, Н.Д.Зотов, В.П.Кобляков, Н.В.Рыбакова, Т.В.Хо-лостова, А.Ф.Шишкин и др.), отмечено значение морального сознания человека для становления его личности, индивидуальности (В.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Б.И.Додонов, С.Н.Иконникова, И.С. Кон, И.И.Резвицкий, В.А.Сухошшнский).

Сравнительно недавно предметом пристального внимания и глубокого анализа ученых стали такие специфические, относительно самостоятельные проблемы индивидуального уровня существования морали, как единство морального сознания и поведения личности, механизм и условия объективации индивидуального морального сознания в поведении и деятельности личности (С.Ф.Ани-симов, В.А.Влюмкия, М.И.Боровский, А.А.Гусейнов, В.Г.Иванов, Н.Н.Крутов, Г.И.Курган, Б. О.Николаич ев, Н.-К.Эйнгорн и др.), моральный выбор и нравственная позиция личности (В.И.Башта

- 18 новский, В.Т.Ганжин, В.Н.Сагатовский, Ю.В.€огомонов, А.И.Ти-таренко и др.ОАктивно обсуждается ряд вопросов, связанных с формированием нравственной культуры личности, нередко характеризуемой как показатель и критерий общей культуры современного человека (В.И.Бакштановский, Л.Б.Волченко, С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский и др.).!

В последние годы в советской этической литературе оформился круг проблем, касающихся таких показателей нравственного развития личности, как нравственная целостность, надежность и устойчивость личности (Г.Ф.Карвацкая, Н.В.Рыбакова, О.П.Цели-кова, В.ЭЛудновский).'

Широкое применение в этических исследованиях морального сознания личности нашел структурный метод, что позволило добиться значительных успехов в разработке более ясных представлений о разнообразии и связях моральных явлений индивидуальной нравственности (Г.Г.Акмамбетов, Т.С.Лапина, Н.Н.Крутов, БеО.Николаич ев, Н.В.Рыбакова). Результаты этой работы, а также материал психологов и педагогов (Л.И.Божович, Т.Е.Конникова, Н.С. Лейтес, А.АЛюблинская, Т.К.Мухина, Л.И.Рувинский и др.), разрабатывающих идеи творческого наследия Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, оказывают влияние на дальнейшую разработку вопросов морального становления личности, формирования нравственных образований личности.'

Существенный вклад в разработку проблем индивидуального морального сознания вносят труды этиков-марксистов: Г.Бека, В.Момова, Э.Фаркаша, М.Фритцханда, П.Шутпельца.'

Вместе с тем, несмотря на постоянное внимание этики к анализу индивидуального морального сознания, говорить о полной

- 19 разработанности этой проблемы было бы преждевременным. Вследствие сложности объекта исследования и многообразия подходов в процессе научного поиска многие вопросы нуждаются в дальнейшей разработке. Так, нет единства в трактовке сущности, специфики и функций важнейших элементов и уровней морального сознания личности. Определения многих из них в свете последних данных психологической и педагогической наук требуют уточнения.5 Недостаточное внимание удаляется исследованию влияния микросреды на нравственное становление личности. Остаются до сих пор нераскрытыми сложные механизмы нравственного самоопределения личности, активности личности в процессе восприятия моральных норм и самоотоздествлення себя с ними. Недостаточно изучена роль нравственных навыков и привычек в формировании и функционировании индивидуального морального сознания.' Дцут своего решения вопросы: возрастных особенностей морального сознания личности и связанных с ними наиболее эффективных способов воздействия на личность, временной последовательности формирования элементов морального сознания и поведения личности, методов и средств нравственного воспитания. Все это и определило выбор цели и задач исследования.

Целью диссертации является исследование строения и становления основных психологических элементов морального сознания личности. Указанная цель определила постановку конкретных задач работы, которые состоят в том, чтобы:

- на основе анализа природы и функций нравственных чувств показать их базисную роль по отношению к рациональному и волевому уровням морального сознания личности;

- охарактеризовать содержание и сложный состав нравственных знаннй и взглядов;

- исследовать интегральный характер нравственных убеждений как центрального элемента индивидуального морального сознания;

- проанализировать значение нравственных навыков и привычек для формирования морального сознания индивида;

- через рассмотрение некоторых возрастных особенностей морального сознания личности выявить неравномерность становления элементов индивидуального морального сознания.*

Указанные задачи определили и структуру работы. Первая глава открывается общей характеристикой структурного анализа нравственной сферы личности^ Это представляется нам необходимым по двум причинам: во-первых, для объяснения выбора структурного метода исследования морального сознания личности в качестве основного в данной работе; во-вторых, для уточнения основания структурирования индивидуального морального сознаниям В целом глава "Структура индивидуального морального сознания" посвящена анализу психологических форм, в которых существует специфическое содержание морального сознания личности.5 Предметом анализа является структура строения морального сознания, в которой выделяются рациональный и эмоциональный уровни, находящиеся в сложной системе взаимосвязей.5

Знание элементов морального сознания и структурно-функциональных связей между ними в свою очередь является основой для рассмотрения процесса становления индивидуального морального сознания, исследованию которого и посвящена вторая глава -"Формирование морального сознания личности".7 Отдавая отчет в сложности и многоаспектности проблемы нравственного становле-' ния личности, автор остановился лишь на вопросах, недостаточно разработанных в литературе: возрастных особенностях нравственяого формирования человека и роли нравственных навыков и привычек в становлении и функционировании индивидуального морального сознания.'

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Моральное сознание личности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнить важнейшую задачу общества развитого социализма в области нравственного воспитания, т.е. воспитать каждого человека в духе коммунистических идеалов, можно только имея на "вооружении" стройную, научно обоснованную теорию нравственного воспитания. Такая теория невозможна без знания специфики, структуры, функций, закономерностей сферы индивидуальной нравственности.

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть лишь один аспект индивидуальной нравственности - те психологические формы, в каких существует специфическое содержание морального сознания личности. В результате проведенного структурного анализа были выделены важнейшие элементы, характеризующие систему индивидуального морального сознания - нравственные чувства, знания, взгляды и убеждения, исследованы их основные функции и наиболее существенные связи между ними, уточнена временная последовательность в их формировании. Через рассмотрение некоторых возрастных особенностей морального сознания личности была выявлена неравномерность становления элементов индивидуального морального сознания, являющаяся отражением общего закона взаимосвязи элементов и структуры в системе. Безусловно, предложенные в работе и структура строения, и хроноструктура (т.е. основные этапы возникновения и развития) морального сознания личности -это определенные модели структуры, отношение которых (как и любой модели) к моделируемому объекту (в данном случае - индивидуальной нравственности) не изоморфно, а гомоморфно. Реальное строение, функционирование, существование индивидуального мо

- 144 рального сознания сложнее и богаче его структуры.

Проведенный анализ - лишь начало исследования специфической чрезвычайно сложной области индивидуальной нравственности.' Практика коммунистического воспитания, а также логика развития самой науки этики выдвигают на первый план все новые и новые задачи, вопросы. В их числе - анализ таких показателей развития индивидуальной нравственности, показателей уровня развития нравственно полноценной личности, как нравственная целостность, моральная надежность, нравственная устойчивость личности. Для оценки "субъективной моральности" или "индивидуальной моральности" представляется интересным рассмотреть нравственную структуру личности в целом как единство трех субструктур: структуры строения, структуры функционирования (с присущей ей дихотомией - направленностью вовнутрь (моральное самосознание, совесть) и вовне (воля, щэав-ственное поведение личности) и хроноструктуры. Указанные три субструктуры, на наш взгляд, необходимы и достаточны для целостного представления о нравственной структуре личности.

Таким образом, анализ сферы индивидуальной нравственности с необходимостью требует и структурного, и аксиологического методов исследования, которые взаимо дополняя и обогащая друг друга, дают полную картину богатой палитры индивидуальной нравственности.

 

Список научной литературыБормотова, Ирина Михайловна, диссертация по теме "Этика"

1.1 Маркс К. П.В.Анненкову, 28 декабря 1846 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.27, с.401-412.

2. Маркс К. Капитал. Т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23. - 907с.

3. Маркс К.: Экономико-философские рукописи 1844 года. -Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т.1. Соч. 2-е изд., т.З, с.9-454.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.689с.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.', т.20, с.5-338.'

7. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К.:, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343-626.

8. Энгельс Ф.1 Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.261-317.

9. Ленин В.И. Задачи союзов мол одеж. Полн. собр. соч., т.41, с.298-318.

10. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше.1 Полн.собр.соч., т.45, с.389-406.

11. Ленин В.И, 0 государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.6484.

12. Ленин В.И. Рецензия. Н.А.Рубакин. Среди книг, т.2. (издт-во "Наука"). М., 1913 (изд-е 2-е). Полн.собр.соч., т.25, с.111-114.13.- Ленин В.И. Философские тетради. Пслн.собр.соч., т.29^с.1-620.

13. Черненко К.У.; Утверждать правоту жизни, высокие идеалы социализма. Речь тов.Черненко К.У. на юбилейном Пленуме Союза писателей СССР 25 сентября 1984 г. М.: Политиздат, 1984. 15с.'

14. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.-: Мысль, 1977. 224с.

15. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности.- В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981, сД9-44.

16. Аверин Н.М. Проблема формирования нравственных убеждений. В кн.1: Актуальные проблемы нравственного развития личности. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1975, с.69-71.

17. Азимова Р.Д. Нравственное сознание личности: некоторые аспекты индивидуального морального сознания. Баку: Элм, 1977. -П5с.

18. Акмамбетов Г.Г. Проблемы нравственного развития личности. Аима-Ата: Изд-во Наука Каз.ССР, 1971. 215 с.

19. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т.; Т.2. М. : Педагогика, 1980. 287см

20. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.1. М.:: Наука, 1977. 380с.

21. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.1: Мысль, 1979.'142с.27.' Анциферова Л.И.* К психологии личности как развивающейся системы.1 В кн.1: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981, с.3-19.

22. Аристотель. Этика. Антология мировой философии, т.1, ч.1. М.: Мысль, 1969, с.458-475.

23. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.;: Высшая школа, 1974. 318с.30.^ Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы развития личности. М.:: Мысль, 1974. 221с.

24. Аскин Я.Ф. Направление времени и временная структура процессов. В кн.: Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971, с. 56-79.'

25. Бакшутов В.К.! Нравственные чувства и научное сознание. В кн.: Структура морали. Свердловск, 1970, с. 60-78.

26. Бек Г.О. О месте структурных исследований в этике и социальной детерминированности морали. В кн.: Структура нравственности и личности. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976, с.!06-П7.!- 148

27. Влюмкин В. А.* 0 нравственной деятельности. М.: Знание,1977. 63с.

28. Божович Л.И.= Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464с.;

29. Бондаренко-Л.Й. Природа нравственных чувств. Дис. канд.филос.наук. Л.", 1984.5 159с^

30. Боровский М.И.; Детерминизм и нравственное поведение личности. Шнек: Изд-во Наука и техника, 1974. 224с.

31. Буева ЛЛ.: Человек: деятельность и общение. М.: Мысль,1978. 216с.

32. Вайлер В. Моральные убеждения как составная часть мировоззрения. В кн.: Структура нравственности и личность. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976, с.199-207.

33. Вилюнас В.К.: Основные проблеш психологической теории эмоций. В кн.: Психология эмоций /Тексты/. М.: Изд-во Моск.; ун-та, 1984, с.3-26.

34. Выготский Л. С. Вопросы детской-возрастной психологии.-Собр.соч. В 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1984, с.243-385.!

35. Выготский Л. С. Основы педологии: стенограммы лекций. М.: Гос.учеб.-педагог.изд., 1934. 178с.г

36. Выготский Л. С.' Развитие высших психических функций.- 149

37. М.: Изд-во Акад.пед.наук, i960. 500с.;

38. Гаврилов Ю.А. Сущность и структура нравственных убеждений. Автореф.канд.филос.наук. Воронеж, 1975. 22с.

39. Ганжин B.T.j Рефлексия и мораль. В кн.: Актуальные проблемы нравственного развития личности. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1975, с.65-68.;

40. Ганжин В.Т. Этика и формирование нравственности. М.: Знание, 1978. 64с.

41. Гегель Г. Философия духа. Энциклопедия философских наук, т.З. М.: Мысль, 1977. 471с.;

42. Гегель Г.' Философия права.! Соч., т.7. М.-Л: Соцэкгиз, 1935 380с.54.- Гегель Г. Философия природы. Соч., т.2. М.'-Л.;: Соцэкгиз. 683с.!

43. Гомонова Л.Я. Место и роль эмоционально-чувственных элементов в нравственном сознании. Автореф.канд.филос.наук. М., 1974. 22с.

44. Гулуа В.Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси: Мецниереба, 1981. 291с.;

45. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1974. 157с.

46. Гусейнов А.А.^ Структура нравственного поступка. В кн.: Структура морали и личность. М.: Мысль, 1977, с.75-92.:

47. Гусейнов A.A. Этика и мораль. Философские науки, 1984, Я>5, с. 11-20.

48. А Дщцарьян И.А.' 0 соотношении нравственных и эстетических чувств. В кн.: Проблемы этики. М.: Наука, 1964, с.59-89 v- 150

49. Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. JI.: Советский писатель, Ленингр.отд-ние, 1970. 424с.

50. Додонов Б.И. Эмоциональная направленность и коррес- -пондирующие свойства личности. Вопросы психологии, 1974, JS6, с.59-74.

51. Додонов Б.И. Эмоциональное насыщение как потребность организма и личности. В кн.: Личность, коллектив и проблема воспитания. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1975, с.145-156.

52. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272с.

53. Дробницкий О.Г. Научная истина и моральное-добро.

54. В кн.: Наука и нравственность. М.: Политиздат, 1971, с.268-322.

55. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.388с.

56. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1974. 333с.

57. Журавлев В.В, Основные закономерности развития коммунистического общественного сознания. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1966.; 287с.

58. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1980. 224с.

59. Каган М.С. Система и структура. В кн. : Системные исследования. М.: Наука, 1983, с.86-106.;

60. Карвацкая Г.Ф. Моральная мотивация. Автореф. .канд. филос.наук. М., 1974. 24с.

61. Карнаухова Л. А. Самосознание и его роль в нравственном поведении личности. Автореф.канд.филос.наук. Л.;, 1978. 16с.';

62. Келле В.Ж. Структура общественного сознания. М.:Наука, 1964. с.

63. Кененбаева К.Н. Условия целенаправленного формирования моральных убеждений. Автореф.канд. психол. наук. М., 1982. -22с.'81. ¡Киселев В.П. 0 проявлениях протекционизма и о борьбе с ними. М.: Знание, 1982. 46с.:

64. Кобляков В.П. Мораль и мировоззрение.- М.: Знание, 1981. 36с.

65. Кобляков В.П. Роль философии в формировании нравственных убеждений личности. В кн.: Духовное становление человека. Л.: Знание, 1972, с.31-49.- 152

66. Ковалев А.Г, Психология личности. 2-е изд. М.: Просвещение, 1965. 228с.

67. Кон И.О. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. .- 367с.

68. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967,383с.)

69. Кульчинская Е.И. Генезис нравственных чувств. В кн. : Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов СССР.; М., 1977, с.67.

70. Кульчинская Е.И. К проблеме нравственного развития ребенка. (Развитие чувства- стыда у детей дошкольного возраста).- Вопросы психологии, 1966, Ж, с.116-125.

71. Курган Г.И. Механизм усвоения индивидом нравственных норм. В кн.: Вопросы марксистско-ленинской этики. М. : Изд-во Моск.ун-та, 1978, с.3-15.

72. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: Изд-во Моск.ун~та, 1971. 40с.'

73. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981. 584с.'

74. E. Лисовский В.Т. Воспитывать убевденность. Л.: Знание, 197Г. 48с.

75. Личность: этические проблемы.' М.: Изд-во Моск.ун-та, 1979. 218с.1

76. Люблинская A.A. Воспитателю о развитии ребенка. 2-е изд. М.: Просвещение, 1972.' 256с.*

77. Люблинская A.A.Очерки психического развития ребенка. 2-е изд. М.: Просвещение, 1965. 363с.

78. Макаренко A.C. Общие вопросы теории педагогики. Соч., т.5. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1951, с.1-304.

79. Макаренко A.C. О воспитании молодежи. 2-е изд. М.: Трудрезервиздат, 1951. -396с.

80. Макаренко A.C. О коммунистическом воспитании. Избр. ледагог.произ. М.: Учпедгиз, 1956. 579с.

81. Машковский И.И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М.: Знание, 1976. 64с.1

82. Методология этических исследований. М.: Наука, 1982. -382с.-154

83. Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. М.: Прогресс, 1975. 163с.

84. Мораль и этическая теория. (Некоторые актуальные проблемы). М.:: Наука, 1974. 295с.!

85. Моральное сознание: элементы, формы, особенности. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1974. I39c.f

86. Моральный выбор личности. М.-: Изд-во Моск.ун-та, 1980,' 344с.;

87. Мороз И.А. Пособия по коммунистическому воспитанию в преподавании философии. Философские науки, 1972, $5, с.176-178.

88. Николаичев Б.О. Осознавание и неосознавание в нравственном поведении личности.- М.: МГУ, 1976. 96с.

89. Николаич ев Б.О. Эмоциональное и рациональное как поведенческие установки личности /к проблеме конфликта эмоционального и рационального/. В кн. : Рациональное и эмоциональное в морали. М. : Изд-во Моск.ун-та, 1983, с.63-76.

90. Новрузова М.А. Формирование нравственных убеждений и привычек и их значение в воспитании социалистической личности. Автореф.канд.филос.наук. М., 1979. 22с.1

91. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. М.: Мысль, 1982. 295с.'

92. Нравственное воспитание в детском саду. 2-е изд. М.: Просвещение, 1978. 256с.- 155

93. Нравственное воспитание школьников. /Под ред.Марченко И.С.1 М.: Просвещение, 1969. 310с.

94. Нравственное формирование личности школьников. Межвуз. сб.науч.тр. Л.!: Ленингр.гос.пед.ин-т им.А.И.Герцена, 1981, -159с.;124.: Общая психология. /Под ред.В.В.Богословского, 3-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. 383с.;

95. Петухов Н.И. Структура индивидуального морального сознания. В кн.;: Личность: этические проблемы. М.: Изд-во Моск.1 ун-та, 1979, с.37-49.

96. Пирназаров Г.А. Идейно-нравственная основа активной жизненной позиции личности. Дис.канд.филос.наук. Л., 1982. -151с.!

97. Платонов К.К.1 Теория функциональных систем, теория отражения и психология. В кн. : Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978, с.62-85.

98. Понугаева А.Г. Импринтинг. Л.: Наука, Ленингр. отд.1, 1973. 103с.;

99. Поршнев Ь.Ф.! 0 начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974. 487с.<

100. Развитие этики: панорама идей. Вопросы философии, 1984, с.109-132.1

101. Рациональное и эмоциональное в морали. М. : Изд-во Моск.ун-та, 1983. 160с.

102. Резвицкий И.И. Философские проблемы теории индивидуальности. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1973. 175с.

103. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328с.- 156

104. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704с.

105. Рубинштейн С .Я. О воспитании привычек у детей. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1958. 39с.

106. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.1 М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981. 184с.'

107. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983. 158с.

108. Руткевич М.Н. Структура как философская категория. -В кн.: Категория структуры в системе философских категорий.' Сер. "Категории диалектики". Вып.2. Сверд.: Изд-во Урал.ун-та, 1973, с.3-13.

109. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1974. 120с.:

110. Рыбакова Н.В., Протанская Е.С. Воспитание нравственных чувств. Л.: Знание, 1979. 35с.

111. Рылько О.П. Генезис понимания и переживания : совести у учеников третьих-восьмых классов. В кн.: Вопросы психологии личности и общественной психологии. Л.: Ленингр.гос.пед.ин-т им.А.И.Герцена, 1964, с.55-74.

112. Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести. М.: Молодая гвардия, 1982. 206с.- 143. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М.: Молодая гвардия, 1972. 223с.

113. Свидерский В.И. Элементы и структура как категории диалектики.-- В кн.: Диалектика и логика научного познания. М.: Наука, 1966, с.245-273.

114. Сидоренко Ю.И. Нравственные чувства, их место и роль- 157 в системе морали. Автореф. канд. филос. наук. М., 1972. 22с.'

115. Симонов П.В. Психологический подход к исследованию классификации человеческих потребностей. В кн. : Проблемы потребностей в этике и эстетике. Сер. "Вопросы этики и эстетики", вып.З, I.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1976, с.142-148.

116. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.215с.

117. Скляров В.А. О методологическом значении понятий индивидуального и общественного для изучения морального сознания личности.; В кн.: Актуальные методологические проблемы социальных наук. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, Х976, с, 100-110,'

118. Скляров В.А. О соотношении индивидуального и общественного в моральном сознании. Автореф.канд.филос.наук. Л., 1975. -24с.

119. Скрипник А.П. О гармонии и дисгармонии основных уровней моральной регуляции поведения. В кн.: Рациональное и эмоциональное в морали. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983, с.50-63.^

120. Словарь по этике. 5-е изд. М.: Политиздат, 1983. -446с.!

121. Смирнов Л.А. Убеждение как философская категория. Калинин, 1973. 140с.

122. Согомонов Ю.В., Ландесман П.А.1 Мировоззренческие ориентации морального выбора. В кн. : Моральный выбор. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980, с.251-303.

123. Согомонов Ю.В. Этика и перспективы социализации личности. В кн.: Актуальные проблемы нравственного развития личности. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1975, с.47-49.'155.- Соловьев Э.Ю.! Знание, вера и нравственность. В кн. :- 158

124. Наука и нравственность. М.: Политиздат, 1971, с.196-322.'

125. Степанова С.С. Этические проблемы мотивации поведения личности. Дис.канд.филос.наук. Л., 1983. 163с.!

126. Структура морали и личность. М.: Мысль, 1977. 174с.1

127. Структура нравственности и личность. (Материалы симпозиума этиков ГДР и СССР, Москва, 28 мая I июня 1974г.). М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976. - 235с.'

128. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969. 398с.!

129. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.! 272с."

130. Сухомлинский В.А. Труд души. Комсомольская правда, 1971, 4 марта.162 • Теория личности. /Под ред.Сержантова В.Ф. Л.: Изд—во Ленингр.ун-та, 1982. 185с.

131. Титаренко А.И. Антиидеи. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. 478с.164.' Титаренко А.И. Материалы о культуре нравственных чувств.- В кн.: Актуальные проблемы нравственного развития личности. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1975, c.29-33.i

132. Титаренко А.И, Роль чувств в морали, принципа сенсуализма - в этике. - Вопросы философии, 1984, №8, с.58-71.

133. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. 278с,

134. Титова Т. А. Нравственное регулирование и .нравственные потребности. В кн.: Моральное сознание: элементы, формы, особенности. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1974, с.17-28.

135. Уледов А.К. 0 структуре общественного сознания,- 159

136. Философские науки, 1965, №3, с.48-59.'

137. Ушинский К.Д.' Избранные педагогические сочинения, т.1. М.: Учпедгиз, 1953. 639с.170.: Фаркаш Э. Мораль: индивидуальное и общественное. В кн.:: Нравственные проблемы развития личности. М., 1982, с.9-21.

138. Фритцханд М. Задачи марксистской этики в исследовании личности. В кн.-: Нравственные проблемы развития личности. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982, с.131-144.

139. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М.: Политиздат, 1977. 143с.:

140. Целикова О.П. Нравственная целостность личности.- М.: Наука, 1983. 158с.

141. Чернов В. Урок поведения. Клуб и художественная самодеятельность, 1977, JSX, с.29-32.;

142. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: ^Педагогика, 1981. 208с.

143. Шакирова Г.М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений у школьников. Вопросы психологии, 1981, }£6, с,47-58.180.' Шварцман К.А. Теоретические цроблемы этики. М.: Изд-во Высшая школа, 1969. 94с.

144. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения- 160 действительности. M. : Наука, 1971. 223с.

145. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. (Историко-критический очерк). М.: Мысль, 1979. 268с.

146. Шишкин В.Ф.; Так и складывалась революционная мораль. М.: Мысль, 1967. 360с.

147. Штракс Г.М. О превращении философских знаний в убеждения. М. : Изд-во Моск.ун-та, 1971. 28с.

148. Шутпельц П. К вопросу о некоторых теоретических и методологических цроблемах исследования структуры морального сознания социалистической личности. В кн.: Структура нравственности и личность, M., 1976, с.32-41.

149. Шутпельц П. Структура морального сознания социалистической личности. В кн.;: Структура морали и личность.1 М. : Мысль, 1977, с.93-100.

150. Эйнгорн Н.К. Диалектика соотношения морального сознания, нравственной деятельности и поведения личности. Автореф. канд.филос.наук. Сверд., 1975. 24с.:

151. Эльконин Д.П. Детская психология. М.: Учпедгиз, i960-. 328с.

152. Эльконин Д.П. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, М, с.6-20.

153. Якобсон С.Г., Почеревина Л.П. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников. Вопросы психологии, 1982, Ж, с.40-50.;

154. Якубсон Я.Г. Морализирование и нравственное просвещение. В кн.: ХХУ1 Герценовские чтения. Л., 1973, с.72-76.'

155. Якубсон Я.Г. О месте нравственных знаний в нравствен-161 ном ¡воспитании. В кн.: .Проблемы этики и эстетики. Вып.1.:

156. Л.-: Изд-во Ленингр.ун-та, 1973, с.49-63.