автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: "Моральные Опыты" Александра Поупа в контексте литературно-философской проблематики своего времени
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мирошкина, Вера Александровна
Введение.2
Глава I. От замысла "Моральных Опытов" к его воплощению.30
Глава II. Философские основы "Моральных Опытов".43
Глава III. Этико-эстетическая проблематика "Моральных Опытов".69
1. О познании людей и их характеров.69
2. О пользе богатства.106
3. "Послание мистеру Аддисону" и полемика о классическом наследии в
Англии первой половины XVIII века .131
Глава IV. Жанрово-поэтологическое своеобразие "Моральных
Опытов".159
1. Проблемы жанровой классификации "Моральных
Опытов".159
2. Своеобразие портретов-характеров.186
3. Особенности композиции "Моральных
Опытов".211
Глава V. Художественно-стилевые особенности "Моральных
Опытов".219
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Мирошкина, Вера Александровна
Интерес исследователей к литературе XVIII века не ослабевает уже почти три столетия. Современные отечественные ученые указывают на поразительную "актуальность идей эпохи Просвещения: мысль о единстве мира и человеческого сознания, не отменяющего права на индивидуальность ни для каждого человека, ни для каждой нации"1, отмечают важность изучения традиций прошлого, видя в этом "могучий фактор воздействия на современную духовную жизнь"2.
В связи с переосмыслением многих культурных ценностей, которое можно наблюдать в российском литературоведении последних лет, не иссякает потребность в поиске новых материалов, помогающих более объективно воссоздать духовную атмосферу английского общества XVIII века в контексте общего анализа тенденций развития европейской литературы и общественной мысли.
Творчество Александра Поупа (1688-1744), одного из самых значительных представителей английской классицистической поэзии, является ярким примером воплощения в литературе идейных, социальных, политических и культурных коллизий эпохи. Еще С. Джонсон - один из первых биографов Поупа в "Жизнеописаниях наиболее знаменитых английских поэтов" отметил, что определяющим фактором в формировании мироощущения Поупа явилось
1 Шайтанов И.О. Имя, некогда славное. / Александр Поуп. Поэмы. Сост. и комментарии А. Субботина. М., 1988. С. 4.
2 Мощанская О.Л. Традиции народной поэзии в английской литературе XVIII века. // Литературные связи и традиции. Ученые записки. Вып. 120. Горький, 1970. С. 126. неодолимое давление времени, житейских и гражданских условий бытия"1.
Предметом настоящего исследования являются пять посланий, написанных А. Поупом с 1715 по 1735 гг. и объединенных под общим названием "Моральные Опыты" (1744 г., опубликованы 1751 г.). Поуп адресовал свои послания реальным людям, своим современникам, откликаясь на конкретные события времени. Поэтому исследование "Моральных Опытов", на наш взгляд, невозможно без традиционного историко-культурного анализа, рассматривающего проблемы истории, идеологии, политики, отдельные моменты биографии поэта с целью установления фактов, которые могут послужить дополнительным материалом для изучения конкретных произведений Поупа в частности и английской классицистической поэзии в целом. Указанный анализ позволит определить эволюцию мировоззрения поэта, уточнить его общественную позицию в тридцатые-сороковые годы XVIII века, что, в свою очередь, дополнит выводы об идейной и эстетической направленности английского просветительского классицизма первой половины XVIII века.
При этом культурологический метод исследования литературной проблемы представляется недостаточным без изучения структуры произведения, его жанровой природы и художественного своеобразия. Несомненным является тот факт, что исследование литературного произведения предпринимается, прежде всего "ради понятности текста, в расчете на его
1 Johnson S. The Lives of the Most Eminent English Poets: With Critical Dissertations on their Works: In 4 Vol. Vol.4. London, 1889. P. 177. 4 прочтение"1. В связи с этим, плодотворным, на наш взгляд, является "поиск схождения между фактами, лежащими в разных плоскостях литературы и л жизни, художественного текста и бытового поведения" .
Предлагаемая работа представляет собой попытку интерпретации "Моральных Опытов" А. Поупа с целью определения их идейно-нравственной и эстетической проблематики и установления более точного соотношения социально-политических и философско-эстетических факторов, под влиянием которых сформировалось просветительское мировоззрение А. Поупа, а также выявления жанрового и художественного своеобразия "Моральных Опытов". Задачами исследования, таким образом, являются:
1) определение своеобразия английского Просвещения первой половины XVIII века и выявление основ философско-эстетических взглядов А. Поупа;
2) анализ идейно-нравственной проблематики "Моральных Опытов" в контексте нравственно-философских теорий, концепций и проблем того времени;
3) рассмотрение эстетической проблематики произведения, обусловленной литературно-эстетическими дискуссиями конца XVII - первой половины XVIII века о ценности классического наследия, о своеобразии и достоинстве национальной культуры, о взаимосвязи литературы и искусства, а также противостоянием принципов барокко и классицизма в философско-эстетических спорах о вкусе, о взаимоотношении разума и воображения при создании поэтического произведения;
1 Шайтанов И.О. Жанровая поэтика. // Вопросы литературы. № 3. 1996. С. 17.
2 Манн Ю. Динамика поэтических форм. // Вопросы литературы. № 4. 1996. С. 21 5
4) определение отдельных теоретических понятий, связанных с проблемами "малых" жанров, вопросами сущности литературного цикла и жанрового синтеза; выявление наиболее устойчивых жанровых признаков "Моральных Опытов";
5) анализ авторского замысла и композиционного единства "Моральных Опытов" в связи с проблемой целостности литературного произведения;
6) выявление своеобразия портретов-характеров, созданных Поупом, в контексте эволюции жанра характера от античности до середины XVIII века, определение вклада Поупа в развитие просветительской сатиры в Англии;
7) анализ структурно-композиционных, образно-стилистических и ритмико-интонационных средств усиления поэтической выразительности, которые использует поэт в "Моральных Опытах" в соответствии со стилевыми тенденциями эпохи.
В исследовании также приводятся факты, свидетельствующие об интересе русских просветителей XIX века к "Моральным Опытам" Поупа и стойком внимании отечественных и зарубежных критиков к творчеству поэта в целом.
Отмечая значительную роль литературы просветительского классицизма в Англии первой половины XVIII века, необходимо учитывать, что она существовала в условиях активной борьбы литературных направлений, была частью противоречивого, но вместе с тем единого художественного процесса эпохи.
Существенным вкладом в изучение проблем английской классицистической поэзии эпохи Просвещения является применяемый 6 современными отечественными литературоведами конкретно-исторический подход к явлению классицизма, неразрывно связанный с вопросом о национальном своеобразии литератур1. Отмечено, что важной особенностью английской классицистической литературы первой половины XVIII века является ослабление элемента нормативности. Английский просветительский классицизм в целом, носит менее ортодоксальный характер по сравнению с французским. И это отчетливо проявляется в творчестве Поупа.
Значительная часть настоящей диссертации посвящена анализу жанрово-стилевого своеобразия "Моральных Опытов" Поупа, свидетельствующего об интересе поэта к внутренне очень подвижным, так называемым "малым" жанрам, - эссе, сатирам, посланиям.
Своеобразие английского эссе первой половины XVIII века, вобравшего в себя различные жанровые модификации, раскрывает связи поэзии и философско-публицистической прозы, сатиры и дидактической проповеди, обогащает понимание исторической конфронтации жанров и стилей. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что ведущие принципы классицизма становятся в английской литературе данного периода более широкими и гибкими. Понятие нормы приобретает в творчестве писателей значение не
1 Михальская Н.П., Аникин П.В. История английской литературы. М., 1998; Первушина Е.И. Особенности классицизма А.Поупа: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1988; Реизов Б.Г. У истоков романтической эстетики: античность и романтизм. // Из истории европейских литератур. Л., 1970; Решетов В.Г. Английская литературная теория XVIII века. Свердловск, 1987; Сидорченко Л.В. Александр Поуп: в поисках идеала. Л., 1987; Сидорченко Л.В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII в. СПб., 1992; Ступников И.В. "Опера нищих" Дж. Гэя: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1964; Ступников И.В. Английская комедия XVII-XVIII вв.: Антология. М., 1989; Тесцов C.B. Переписка Г.Уолпола как литературный документ эпохи: Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 1997. 7 столько эстетической, сколько морально-этической категории. "Моральные Опыты" Поупа можно рассматривать как образец того, как поэт с позиций своего времени одновременно пропагандирует нравственно-эстетические нормы бытия и разоблачает самые острые его противоречия.
Анализ сложной синтетической жанровой природы "Моральных Опытов", использование Поупом разнообразных стилистических приемов и средств позволяет поставить проблему своеобразия художественного метода поэта. Изучение этой узловой проблемы, тесно связывающей многие вопросы теории и истории европейского просветительского классицизма, в свою очередь, позволит уточнить соотношение европейской и национальной традиций в творчестве Поупа, а также пополнить представления о жанровой и художественной системах английского классицизма.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных творчеству Поупа, философии и эстетике английского Просвещения. В работе использованы достижения современной теории целостного анализа поэтического текста. Жанр понимается как динамическая типовая модель построения литературного целого, как "тип целостного высказывания"1. Подобное понимание категории жанра опирается, прежде всего, на концепции М.М. Бахтина о преемственности в развитии жанров и Ю.Н. Тынянова, рассматривавшего жанр как динамическую систему, элементы которой соотносимы как между собой так и с
1 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 309 ближайшим внелитературным речевым рядом1.
Для настоящего исследования чрезвычайно важна мысль Ю.М. Лотмана о том, что жанр не следует рассматривать как канон для безусловного подражания, но как инвариант, допускающий и предполагающий многочисленные индивидуальные варианты2.
Работы Д.С. Лихачева подсказали нам понимание литературного явления как модели отражения действительности в сознании той или иной эпохи3.
Важным ориентиром в работе стали исследования С.С. Аверинцева, В.И. Березкиной, Л .Я. Гинзбург, Г.Н. Поспелова, В.П. Трыкова, Л.В. Чернец, И.О. Шайтанова4, а также зарубежных литературоведов У. Бэйта, Б. Бойса, А. Фаулера, Р. Паркин5, посвященные дискуссионным проблемам жанровой поэтики, эпистолярного жанра, жанра литературного портрета, характера, эссе. При рассмотрении проблемы целостности художественного произведения, анализе авторского замысла и композиции "Моральных Опытов" мы опирались
Тынянов Ю.Н. Литературный факт.// Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 256-257. л
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972. С. 94.
3Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. С. 9.
4Аверинцев С.С. Риторика и история европейской литературной традиции. М., 1996; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971; Березкина В.И. Английский эссе XVIII века (поэтика и стилистика). Днепропетровск, 1988; Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983; Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999; Чернец Л.В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики).М., 1982; Шайтанов И.О. Указ. соч.
5Bate W. From Classic to Romantic. Cambridge, 1946. P. 19-39; Boyce B. The Character-Sketches in Pope's Poems. Durham, 1962. P. 9-28; Fowler A. Kinds of Literature. Oxford, 1962. P. 40-49; Parkin R.P. The Poetic Workmanship of A. Pope. Minneapolis, 1955. P. 12-29. 9 на исследования M.JI. Гаспарова, И.В. Фоменко, Г. Мастард1.
Особую актуальность в современном литературоведении приобретает проблема изучения жанрово-стилевого взаимодействия, при рассмотрении которой обнаруживается тесная взаимосвязь различных областей поэтики и лингвистики. Художественно-стилистическое своеобразие "Моральных Опытов" рассматривается в данной работе в широком филологическом контексте, с учетом общекультурной, историко-литературной ситуации того времени. В связи с этим важной представляется мысль о том, что только комплексный филологический подход к исследованию литературного произведения может дать научно-объективную картину развития литературы того или иного периода.
Работы Е.И. Клименко, JI.B. Сидорченко, H.A. Соловьевой, JI.M. Тетериной , а также статьи зарубежных литературоведов Г. Петтит, Н. Рудд, О. Хехир , в которых особое внимание уделяется проблемам художественной реализации авторского замысла, анализа стиха на уровне метра и ритма, стали основой нашего исследования в области художественного
Гаспаров M.JI. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.; Топика и композиция гимнов Горация. / Поэтика древнеримской литературы: Жанры и стиль. М., 1989. С. 93136; Фоменко И.В. О принципах композиции лирических циклов. // Известия АН ССР. Т.45. №2. 1986. С. 190-196; Mustard Н. The Lyric Cycle in German Literature. New York, 1946. P. 4-41.
Клименко Е.И. Проблемы стиля в английской литературе первой трети XIX века. JL, 1959.; Байрон. Язык и стиль. М., I960.; Сидорченко JI.B. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII века; Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М., 1988.; Тетерина Л.М. Жанровая дифференциация английского пятистопного ямба XVI-XVII вв. // Проблемы взаимодействий литературных направлений. Днепропетровск, 1975.
3 Pettit Н. Pope's Eloisa to Abelard: An Interpretation// Essential Articles for the Study of Alexander Pope. Ed. by M. Mack. London, 1968. P. 320.; Hehir O.B. Virtue and Passion: The Dialectic of Eloisa to Abelard// Essential Articles. Op. cit. P. 333.; Rudd N. Variation and Inversion in Pope's Epistle to a Lady// Studies in English Literature. Vol. 34. 1969. P. 121.
10 своеобразия "Моральных Опытов".
Анализ художественного текста посланий Поупа осуществлялся нами при учете методологических проблем интермедиальности. Такой подход к тексту подтверждает справедливость сформулированного Ю.М. Лотманом положения о "полиглотизме" любой культуры1. Этот "полиглотизм" или "многоголосие" художественного текста в конкретном произведении искусства и обозначается современными учеными понятием "интермедиальность", что по определению Н.В. Тишуниной, представляет собой "особый тип структурных взаимосвязей внутри художественного произведения, основанный на взаимодействии языков разных видов искусства в системе единого художественного целого"2.
Использование Поупом отдельных приемов и терминов, характерных для живописи, при создании портретов-характеров "Моральных Опытов" позволяет рассматривать цвет как один из "технических" методов художественного творчества поэта, как элемент поэтики произведения. В предпринятых нами попытках интерпретации различных способов использования "цветовых тропов" мы опирались на исследования в этой области М.О. Габель, Н.В. Серова, Н.В. Тишуниной, О.М. Фрейденберг3.
Многоаспектность поставленных задач предопределила методику анализа. Диссертация представляет собой комплексное исследование,
Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 90.
Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: Опыт интермедиального анализа. СПб., 1998. С. 4.
3 Габель М.О. Изображение внешности лиц // Избранные труды по теории литературы/ Отв. ред. А.И. Белецкий М., 1964. С. 149-169; Серов Н.В. Лечение цветом: Мода и гармония. СПб., 1993; Тишунина Н.В. Указ. соч.; Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
11 сочетающее конкретно-исторический, сравнительный, типологический и интертекстуальный методы, с целью воссоздания реального многообразия взаимоотношений искусства и мира.
Научная новизна диссертации связана с выбором в качестве предмета исследования одного из наименее изученных произведений Поупа. Данная работа представляет собой первое в отечественном литературоведении исследование, посвященное анализу "Моральных Опытов" как единого произведения, полностью концентрирующееся на определении его идейно-нравственной и эстетической проблематики и жанрового своеобразия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть учтены при разработке и подготовке общих курсов лекций по истории зарубежной литературы XVIII века, спецкурсов и семинаров по проблемам истории жанров, при составлении пособий и справочников по английской литературе данного периода.
Апробация данного исследования осуществлялась в ходе обсуждения отдельных положений диссертации на аспирантских семинарах кафедры истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского государственного университета, обсуждения докладов, прочитанных автором на международных научных конференциях (V Международная Конференция преподавателей английской литературы. Пермь, 1995; VI Международная Конференция преподавателей английской литературы. Киров, 1996; Международная научная Конференция "Взаимосвязи и взаимовлияния русской и европейских литератур". СПб., 1997), на заседании секции истории зарубежных литератур в
12 рамках работы XXVIII межвузовской научно-методической конференции Санкт-Петербургского государственного университета. СПб., 1999).
Логика исследования определила структуру диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и приложения, в котором изложены факты, свидетельствующие о знакомстве русских просветителей с отдельными посланиями "Моральных Опытов" Поупа.
Заключение научной работыдиссертация на тему ""Моральные Опыты" Александра Поупа в контексте литературно-философской проблематики своего времени"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственно-философские и общественно-политические воззрения А.Поупа формировались в конкретно-исторических условиях общественной жизни Англии первой половины XVIII века. Перманентная борьба политических группировок за власть, обострение социальной обстановки в стране в особенности после подавления "якобитского мятежа" 1715 года, продажность и коррупция в высших эшелонах власти, достигшие наибольшего расцвета в годы правления лидера вигов Р. Уолпола,- все это явилось социально-историческим фоном произведений поэта и к началу тридцатых годов окончательно предопределило выбор Поупом позиции активного участника общественной жизни страны.
Считая поэзию социально значимой силой, Поуп насыщает произведения последнего периода своего творчества сатирическими разоблачениями общественно-вредных пороков, а также обращается к своим современникам с призывами нравственного усовершенствования общества. В "Моральных Опытах" А. Поупа нашли свое отражение социально-политические, философские и эстетические концепции и проблемы, которые оказались в центре литературно-теоретических дискуссий того времени. Просветители выводили общественную гармонию из нравственных побуждений "естественного человека", то есть идеализированного буржуа, "гражданина", добровольно, в силу моральных принципов, разумно сочетающего личные интересы с всеобщим благом. Хорошо различая существующие противоречия
251 между частными и общественными интересами, между влечением и долгом, личностью и обществом, просветители в значительной степени надеялись разрешить эти противоречия путем воспитания.
Свое место поэта-моралиста Поуп в конце жизни определил на стороне тех, кто боролся с пороками общества.
Мировоззрение Поупа вобрало в себя все характерные особенности раннего английского Просвещения. Оно развивалось в русле философских и эстетических теорий, широко распространенных в Англии начала XVIII века, и, прежде всего, учений Сенеки, Монтеня, Бэкона, Лейбница, Мандевиля, Локка, Шефтсбери, Хатчесона.
В "Моральных Опытах" Поуп отводит значительное место познанию человеческой природы, роли человека по отношению к собственной индивидуальности и обществу.
Представленная новой наукой стройная система мироздания, подчиняющаяся непреложным законам механики, в соединении с концепцией Великой Цепи Бытия, ставила человека в четко регламентированные отношения с материальным и духовным миром, к которому он принадлежал. Поуп рассматривает противоречия характера человека как необходимое условие мировой гармонии и призывает разум быть строгим критерием поведения и проводником в "море страстей" человека. В своих рассуждениях о природе человека Поуп опирается на учения античных философов (Демокрита, Анаксагора, Сократа, Платона, Аристотеля), на философский опыт эпохи Возрождения (гуманистическая философия Эразма Роттердамского, теория
252 разумного эгоизма" Монтеня), творчески переосмысливает этику Спинозы, теорию "предустановленной гармонии" Лейбница. В основе предпринятого им исследования характера поведения людей лежат рационалистические принципы философии конца XVII века, оптимистическая философия Э. Шефтсбери, теория воспитания активного, полезного обществу гражданина Дж. Локка. Практически, философские и эстетические взгляды Поупа на роль и предназначение человека в мире воплотили в себе весь опыт предшествующих столетий, творчески переосмысленный с позиций тридцатых годов XVIII века.
Вслед за Аристотелем, Шефтсбери, Хатчесоном и Болингброком Поуп доказывает, что человек - существо социальное, которому необходимо стремиться к порядку и гармонии не только в своей частной жизни, но и общественной. Полагая, что принципы государственного правления должны быть справедливыми, а поведение правителя - безупречным, Поуп разоблачает скупость, расточительство, честолюбие, лицемерие тех, кто обличен властью, видя в этом общественное зло. Г
С просветительской точки зрения Поуп рассматривает и эстетическую категорию вкуса. Также как Шефтсбери и Аддисон Поуп считал вкус врожденным свойством человеческой натуры, однако признавал, что воспитание должно помочь развиться "правильному" вкусу. "Правильный" вкус, с точки зрения Поупа, способствует моральным добродетелям человека, возбуждает его стремление к самосовершенствованию. Просветительски модифицируя понятие "вкус", Поуп соединил его с полезностью, и таким образом развил далее бэконовскую идею утилитарности познания.
253
Моральные Опыты" подтверждают компромиссную позицию Поупа в полемике об античном наследии. Трактовка поэтом идеи прогресса, универсальности человеческого разума, концепций "климата", "гения", осознание им исторической значимости литературы прошлых веков и глубокое понимание воспитательного значения искусства, свидетельствовали о том, что Поуп оставался стойким приверженцем концепции "золотой середины".
Дискуссии о ценности классического наследия в Англии первой половины XVIII века, в ходе которых проявился особый интерес к национальным традициям, упрочили уверенность поэта в самобытной ценности национальной культуры.
Патетическое обращение поэта к своим соотечественникам с призывом осознать особую культурную роль своей державы и заслужить ей "честную славу", кульминационно завершающее "Моральные Опыты", является красноречивым свидетельством просветительской веры Поупа в возможность духовного преображения нации. Понятие "честной славы", сформулированное поэтом в его ранних произведениях ("Храм Славы", 1715 г.), трактуется в "Моральных Опытах" с позиций патриотизма и связывается с идеей славы Англии.
Идейно-нравственная проблематика "Моральных Опытов" отразила просветительскую веру Поупа во всеобщий прогресс и благоденствие, которую поэт сочетал с проповедью разумной, естественной жизни. В "Моральных Опытах" также красноречиво отразилось негодование Поупа по поводу существующих в обществе пороков и осознание поэтом необходимости
254 бороться с ними с помощью сатирического разоблачения.
Сатирические образы "Моральных Опытов" свидетельствуют об определенной эволюции сатирического мастерства А. Поупа. Они позволяют говорить о взаимодействии традиций политической сатиры второй половины XVII века, связанных, прежде всего с именем Дж. Драйдена, и просветительской сатиры. Разоблачая общественные пороки, Поуп наряду с традициями горацианской сатиры развивает тенденции использования хлесткой "бичующей" манеры Ювенала, которая впоследствии окончательно вытеснит "улыбающуюся", "вежливую насмешку" в его произведениях ("Дунсиада", политические сатиры конца тридцатых годов) и определит важнейший идейно-художественный сдвиг его творчества в жанре сатиры.
Просветительское стремление к обобщению, выявлению доминирующей черты в характере человека сочеталось с представление Поупа о бесконечном разнообразии человеческих характеров и многообразии и богатстве самого бытия, что давало ему возможность использовать разнообразные методы изображения персонажа. При этом сатирические разоблачения являлись лишь одним из способов нравственного воспитания. В зависимости от целей Поуп применял разные, наиболее действенные, по его мнению, средства: насмешку, пародию, дидактическое наставление, дружескую беседу, философское размышление, патетический призыв и т.д.
В "Моральных Опытах" Поуп переосмыслил и художественно воплотил европейские и национальные традиции изображения характера. Портрет-характер Поупа на новом уровне обогащается реалистическими деталями,
255 насыщается метафорическими аллюзиями, антитезами, строится по принципу предельной лаконичности и афористичности.
Элементы "обобщающей" сатиры в портретах-характерах Поупа не позволяли ему опуститься до уровня обычного злословия, а наличие хлестких разоблачений и намеков на реальные прототипы придавали его портретам социальную значимость.
С середины XVIII века портрет-характер стал широко использоваться в комедиях, слился с биографией, и наиболее ярко проявился в романе Филдинга, а в XIX веке - в произведениях Теккерея и Диккенса.
Послания "Моральных Опытов" вызывают большой интерес в художественном отношении. Художественно-стилистический анализ "Моральных Опытов" подтверждает, что при решении проблемы взаимоотношения разума и воображения в создании поэтического произведения Поуп опирался на античную концепцию "подражания природе" и классицистический принцип меры. В то же время, художественное своеобразие посланий свидетельствует о том, что Поуп не был ортодоксальным классицистом и стремился не только к простоте и лаконичности стиля, но и к яркой образности. Изучение авторского способа создания образности в аспекте интермедиального анализа: использование в произведении терминов живописи, цветовых тропов, пейзажного фона, элементов геральдики, - расширяет границы классицистической поэтики и помогает определению своеобразия стиля поэта, его способности с помощью разнообразных художественных средств воспроизводить целостную модель мира. Сочетание в "Моральных Опытах"
256 мифологического и бытового, возвышенного и сатирического, нарративности и контрастности создает неповторимое своеобразие каждого отдельного послания и ощущение единого целого, подчиненного общей тематической задаче.
Придавая огромное значение классицистическому принципу художественной целостности произведения, Поуп уделил большое внимание композиционному построению цикла "Моральные Опыты", взяв за основу содержательный аспект композиции, подчинив его аристотелевскому принципу завершенности сюжета.
Жанровое своеобразие единого цикла посланий "Моральные Опыты" заключается в его синтетической природе, основанной на взаимодействии и синтезе разных жанров (эссе, послания, портрета-характера, сатиры, дидактической поэмы) при доминирующих признаках стихотворного послания горацианского типа и сохранении условной структурной целостности классицистического произведения.
Творчество А. Поупа оказало большое влияние на последующие поколения английских и зарубежных поэтов и писателей.
В целом, в поэтических произведениях А. Поупа были осмыслены и воплощены идеи эпохи Просвещения в их духовном, интеллектуальном и художественном синтезе.
При этом анализ "Моральных Опытов" помогает воссоздать панораму многогранных литературно-художественных процессов в Англии первой половины XVIII века, и вместе с тем подтверждает национальное своеобразие
258
Список научной литературыМирошкина, Вера Александровна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1.Произведения и письма Александра Поупа.
2. Additions to the works of Alexander Pope. Together with many original poems and letters of contemporary writers. Vol. 1-2. London, Baldwin, 1776.
3. Alexander Pope: Select Poetry and Prose. New York, 1951.
4. Letters of Alexander Pope / Selected and with an Introduction by J. Butt. London, 1960.
5. The Complete Poetical Works of Alexander Pope. Cambridge Edition of the Poets / Ed. Bliss Perry. Boston; New York, 1974.
6. The Correspondence of Alexander Pope / Ed. G. Sherburn. Vol. 1-5. Oxford, Clarendon Press, 1956.
7. The Select poetical Works of Alexander Pope. Leipzig, 1848.
8. The Twickenham Edition of the Poems of Alexander Pope: In 11 vols. London; Methuen, 1939-1969.
9. The Works of Alexander Pope / With an introduction by A. Crozier. Wordsworth Poetry Library, 1995.
10. The Works of Alexander Pope. / With Introduction by W.L. Bowles. London, 1806, reprinted 1812.
11. The Works of Alexander Pope / With Notes by J. Wharton. D.D. and others. London, 1756-1782, reprinted 1797,1803,1822.
12. Александр Поуп. Поэмы. Составление и комментарии А. Субботина. Вступ. статья И.О. Шайтанова. М., 1988.
13. Поуп А. Опыт о человеке. Пер. И. Кутика. / Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала XVIII века. Сост., авт. предисловия и комментария И.О. Шайтанов. М., 1987. С. 423-460.
14. Произведения античных мыслителей, писателей и философов1. XVII-XIX вв.
15. Английские материалисты XVIII века / Пер. с анг. Под общ. ред. и с прим. Б.В. Мееровского: В 3 т. М., 1967-1968.
16. Английское свободомыслие: Дж. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. М., 1981.
17. Античная эпистолография. Очерки / Отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек. М., 1967.
18. Аристотель. Метафизика. // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 5-44.
19. Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л. Гаспарова. // Аристотель и античная литература. М., 1978. С. 147.
20. Байрон Д.Г. Дневники и письма. М., 1963.
21. Белинский В.Г. Полное соб. соч.: В 13 т. Т.4, 5. М., 1954.
22. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.267
23. Босуэлл Д. Жизнь Сэмюэля Джонсона. Отрывки / Пер. А.Ливерганта// Вопросы литературы. № 11-12. 1997.
24. Буало. Поэтическое искусство / Пер. Э.Л. Линецкой Ред. A.A. Смирнова. М., 1957.
25. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1971-1972.
26. Вергилий. Буколики. Георгики / Пер. С.Ширвинского; Энеида. Пер. Ф. Петровского. М., 1979.
27. Вольтер. Философские сочинения / Пер. с фр., сост. В.Н. Кузнецова. М., 1996.
28. Гегель. Соч. В 14 т. Т. 14. М, 1958.
29. Герцен А.И. Письма об изучении природы. '// Соб. соч.: В 30 т. Т. 3. М., 1954.
30. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1965.
31. Гораций Квинт Флакк. Соб. соч. Оды, Эподы, Сатиры, Послания, Наука поэзии / Вст. Ст. B.C. Дурова. СПб., 1993.
32. Гомер. Илиада/ Пер. Н.И. Гнедича. Л., 1990.
33. Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950.
34. Европейская поэзия XVII века. Переводы / Сост. И. Бочкарева, вст. Статья Ю. Виппера. М., 1977.
35. Зритель мира и деяний человеческих. Переводы с английского Луки Сичкарева. СПб., 1787.
36. Из истории английской эстетической мысли XVIII века: Поп. Аддисон. Джерард. Рид. / Сост., вступ. статья, общ. ред. И.С.Нарского. М., 1982.
37. Лабрюйер Ж. Характеры или нравы нынешнего века / Пер. с фр. Э.Линецкой и Ю.Корнеева. М.-Л., 1964.
38. Лейбниц Г. Соч.: В 4 т. Т.2, 3. М., АН ССР.1983-1984.
39. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. Сб. текстов / Вст.ст. и общ. ред. Н.П. Козловой. М., 1980.
40. Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1985.
41. Локк Дж. Педагогические сочинения / Пер. Ю.М. Давидсона. М., 1939.
42. Ломоносов М.В. Избранное. М., 1986.
43. Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982.
44. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.
45. Монтень М. Опыты. М., 1960.
46. Парадоксы души: Теофраст. Характеристики, Ж. Лабрюйер. Характеры или нравы нынешнего века. Симферополь. Интеллектуальная библиотека, 1998.
47. Платон. Соб соч.: В 4 т. Т.1. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др. М., 1993. Т.2, 3. М., 1994.
48. Пропозиции Ф. Салтыкова. / Памятники древней письменности . СПб., 1891. Т.83.
49. Пушкин в воспоминании современников. М., 1974.
50. Римская сатира/ Сост. и коммент. Ф.А. Петровского. М.,1957.
51. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. Сост. и прим. А.Л. Субботина. М., 1991.
52. Свифт Дж. Избранное / Пер. с анг. сост. и коммент. В. Рака, И. Чекалова. Л., 1987.268
53. Свифт Дж. Памфлеты / Под ред. М.П. Алексеева и Е.И. Клименко. М., 1955.
54. Свифт Дж. Путешествия. Гулливера / Пер. с анг. под ред.
55. A.А. Франковского. Вступ. ст. и прим. А.А. Аникста. М., 1982.
56. Сидни Ф. Астрофил и Стелла. Защита Поэзии. / Первая английская поэтика. Ред. Л.Д. Володарская М., 1982.
57. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1 / Общ. ред. и вст. ст.1. B.В. Соколова. М., 1957.
58. Теккерей У. Английские юмористы XVIII века. Прайор, Гэй, Поп. // Соч.: В 12 т. Т. 7.М., 1977.
59. Федр Бабрий. Басни. Издание подг. М.Л. Гаспаров. М., 1962.
60. Феофраст. Характеры. Пер., статья и примечания Г. Стратановского. Л.,1974.
61. Фрагменты ранних греческих философов / Подг. А.В. Лебедев, отв. ред. И.Д. Рожанский. Ч. I. М., 1989.
62. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры / Сост., ред. М.П.Алексеев. Л., 1978.
63. Шефтсбери Э. Эстетические опыты / Сост. и коммент. А.В. Михайлова. М.,1975.
64. Эстетические учения древних философов античного мира. Античные философы об искусстве. М., 1938.
65. Этика Аристотеля. СПб, 1908.
66. Юм Д. Соч.: В 2 т. / Под ред. И.С. Нарского. М., 1965.
67. Addison and Steele and their periodical Essays / Ed. Humphreys A.B. // Writers and their Work. № 109. London, 1959.
68. Addison J. Select Beauties of the Spectator. Paris, 1825.
69. Arnold Mathew. Poetry and Prose / Ed. J. Bryson. Cambridge, 1956.
70. Arnold M. The Complete Prose Works: In 11 vol. Vol. 9, 10. Michigan Press, 1960-1977.
71. Blake W. The Letters / Ed. Keyness G. New York, the Macmillan со, 1956.
72. Blackmore T. Essays upon several Subjects. Vol. 1-2. London, 1716-1717.
73. Bolingbroke G. A Collection of Political Tracks. London, 1775.
74. Bolingbroke. Letters and Correspondence, Public and Private: In 4 vol. Vol.2, 3. London, 1798.
75. Bolingbroke. Letters on the Study and Use of History. London, 1779.
76. Brown T. The Works, Serious and Comical, in Prose and Verse. 5th ed., corr.: In 5 vol. Vol. 2. London, 1721. .
77. Chesterfild. Letters, Sentences, Maxims / With a prefatory Note by G.Sayle. New York, 1846.
78. Coleridge S.T. Biographia Literaria. Chapter I, // The Works of Coleridge. With Notes, Memoir, etc. New York, Boston, 1875.
79. Coleridge. The Critical Heritage. Ed. by Jackson. London, 1970.
80. Coleridge. The Notebooks / Ed. Coburn. Vol. 1-3. Vol. 1. New York, 1973.
81. Congreve W. The Complete Plays / Ed. Ewald A.C. London; New York, 1903.
82. Courthope W. J. The Life of A. Pope. London, 1889.269
83. Cowley A. / The Works of the British Poets. A Complete Edition. Vol. V. London, 1795.
84. Critical Essays of the Seventeenth Century / Ed. J.E. Spingarn. Vol. 1-3. Bloomington, 1957.
85. Critical Essays of the Eighteenth Century 1770-1725 / Ed. W.H. Durham. New York, 1961.
86. Cowper W. The Poetical Works / Ed. H.S. Milford. 3d ed. London; Oxford, 1926.
87. Culpeper T. Essays or Moral Discourses on Several Subjects. London, 1671.
88. Drayton M. Englands Heroicall Epistles. // The Works: In 5 vol.Vol. 1. / Ed. W. Hebel. Oxford, 1961.
89. Defoe D. The Essay upon Projects. London, 1887.
90. Dennis J. The Critical Works. Ed. by Hooker E.N. Vol. 1-2. Baltimore, 19391943.
91. Dennis J. Select Works. London, 1718.
92. Donne J. Letters to several Personages. // Poetry and Prose. Sei. by W.S.Scott. London, 1946. P. 307-327.
93. Dryden. Critical Essays / Ed. W.P. Ker. Vol. 1-2. Oxford, 1926.
94. Dryden J. The Works in 18 vol. Vol. 4, 6, 12, 14, 15. / Ed. W. Scott. London, 1808.
95. The Works of J.Dryden. Poems 1681-1684: In 2 vol. Vol. 2. London, 1972.
96. Dubois Charles. Notes on Insects / Ed. L. Jessop. London, 1989.
97. Hume David. A Treatise of Human Nature. // The Works: In 2 vol. /Introd. A.D. Lindsay. London; New York, 1961.
98. Hopkins Gerard Manley. Further Letters, including his Correspondence with Coventry Patmore / Ed. with Notes and Intr. by Claude Coleer Abbott, 2nd ed. London, Oxford, 1956.
99. Horace. The Odes, Satyrs and Epistles. Done into English / Ed. T. Greench, 2nd ed. London, 1688.
100. Hutcheson F. An Inquiry into the Original of our Ideas of Beauty and Virtue. Glasgow, 1772.
101. Johnson S. The Lives of the most eminent English Poets: With Critical Dissertations on their Works: In 4 Vol. Vol. 1. London, 1878. Vol. 4, London, 1889.
102. Johnson S. The Political Writings. London, 1968.
103. Johnson S. The Works: In 2 Vols. Ed. by A.Murphy. New York, 1946.
104. Lock J. The Clarendon Edition of the Works of J. Lock:. In 8 vol. Vol. 4, 6, 9. London; Oxford, 1979.
105. Low W. A Collection of Letters on the Most Interesting and Important Subjects and on Several Occasions. London, 1760.
106. Mandeville B. The Fable of Bees. // The Works:In 2 vol. Oxford, 1924.
107. Marvell A. Poems and Letters / Ed. H.M. Margoliouth. 3-d ed. Oxford, 1971270
108. Overbury T. Sir Thomas Overbury, His Wife. With Additions of New Characters. London, 1627.
109. Prior M. Epistles. // The poetical Works: In 2 vol. Vol. 1. London, 1802-1803.
110. Ruskin John. The Diaries of J.Ruskin. Selected and ed. by J. Evans and J. Howard .Vol. 1 -3. Oxford, 1956-1959.
111. Rymer T. The Critical Works / Ed. Curt A. Zimansky. New Heaven, 1956.
112. Shaftesbury A. Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times: In 2 Vol. London, 1900.
113. Sidney A. Discourses concerning Government. London, 1751.
114. Smith A. The Works: In 8 vol. Vol. 2. Edinburg, 1808.
115. Spence J. Observations, anecdotes and characters of books and men. / Ed. J.M. Osborn: In 2 vol. London, Oxford, 1966.
116. Steel R. The Political Writings. London, 1715.
117. Swift J. The Correspondence / Ed. F.E. Ball: In 6 vol. London, 1910.
118. The English Language Essays by English and American Men of Letters (14901839) / Ed. W. Bolton. Cambridge, 1966. P. 67.
119. Thomson J. The Seasons. // The Poetical Works: In 2 vol. Vol. 2. Boston, 1875.
120. Webster J. The Works / Ed. A.Dyce. London, New York, 1857.
121. Wharton Joseph. An Essay on the Genious and Writings of Pope: In 2 Vol. New York, Garland, 1970.
122. Wycherly W. The Complete Plays / Ed. with introd. and notes by W.Ward. London-New York, 1896.
123. I Научно-критическая литература.
124. Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная "словесность" (противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971. С. 219-230.
125. Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература / Поэтика древнегреческой литературы. Сб. статей. Отв. ред. Аверинцев С.С. М., 1981. С. 3-14.
126. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации / Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. Сб. статей. М., 1986. С. 104-117.
127. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
128. Алексеев М.П. Пушкин и Чосер. // A.C. Пушкин. Л., 1972. С. 248-378.
129. Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи XVIII-XIX вв. М., 1982.
130. Аникст A.A. Английская эпиграмма. / Английская классическая эпиграмма. Сост. О.Лозовецкого и др. М., 1987. С. 5-19.
131. Аникст A.A. Александр Поп. // История английской литературы. М., 1956. С. 133-136.271
132. Античные теории языка и стиля. M.-JL, 1936.
133. Бак Д.П. Эстетика М.М. Бахтина в контексте генезиса идеи исторической поэтики / Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. СПб, 1995. С. 179-189.
134. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.
135. Бахмутский В.Я. На рубеже двух веков /Спор о древних и новых. Сб. Пер. с фр. В.Я. Бахмутского, Н.В. Наумова. М., 1985. С. 7-40.
136. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
137. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
138. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
139. Березкина В.И. Английский эссе XVIII века (поэтика и стилистика). Днепропетровск, 1988.
140. Березкина В.И. Стилистика английской прозы XVIII века. Днепропетровск, 1989.
141. Березкина В.И. Из истории жанра эссе в английской литературе XVIII века: к проблеме исторической поэтики жанра / Научный доклад высшей школы. // Филологические науки. 1991, № 4. С. 49-54.
142. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М., 1952.
143. Берков П.Н. Иван Шишкин литературный деятель 1740-х годов. / Вопросы изучения русской литературы XVIII-XX вв. М.-Л., 1958. С.55-62.
144. Борухович В.Г. Квинт Гораций Флакк, Поэзия и время. Саратов, 1993.
145. Буржуазная общественная мысль Англии XVII-XIX веков. Сборник статей. АНССР. М., 1989.
146. Вавилов С.И.Исаак Ньютон. М., 1961.
147. Васильева Т.Н. Александр Поп и его политические сатиры (поэмы 20-40х гг XVIII в.). Кишинев, 1979.
148. Васильева Т.Н. Английская сатирическая поэзия XVIII века 1760-1800. Кишинев, 1981.
149. Васильева Т.Н. Английская сатира XVIII века (Споры и решения). Кишинев, 1991.
150. Введение в литературоведение / Сост. Л.В. Чернец, В.Е. Хализев и др. М., 1999.
151. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
152. Виндельбанд Вильгельм. Дух и история: избранное / Пер. с нем., прим. М.А. Ходанович. М., 1995.
153. Вызинский Г. Англия в XVIII столетии. Ч. 1-2, СПб., 1860-1861.
154. Габель М.О. Изображение внешности лиц. / Избранные труды по теории литературы / Отв. ред. А.И.Белецкий. М., 1964. С. 149-169.
155. Гаспаров М.Л. Композиция "Поэтики" Горация // Очерки истории римской литературной критики. М., 1963. С. 90-112
156. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.
157. Гаспаров М.Л. Топика и композиция гимнов Горация/Поэтика древнеримской литературы: Жанры и стиль. М., 1989. С. 93-136.
158. Гаспаров М.Л. Овидий Публий Назон. / Овидий. Пер. с лат., коммент. М. Гаспарова. СПб., 1992. С. 5-15.272
159. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960.
160. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.
161. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С.254-296.
162. Гирфанова З.Г. Формирование норм русского литературного языка середины XVIII века. Казань, 1986.
163. Гусейнова С.Х. "Характеры" Томаса Овербери: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1992.
164. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978.
165. Дубашинский И.А. Памфлеты Свифта. Рига, 1968.
166. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. М., 1988.
167. Елистратова A.A. Поп. / История английской литературы. Под ред. М.П. Алексеева, И.И. Анисимова и др. В 3 т. Т. 1. Вып. 2. М.-Л., 1945. С.301-314.
168. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.
169. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
170. Жирмунский В.М.Введение в литературоведение. СПб., 1996.
171. Жучков В.А. Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения. М., 1989.
172. Залдкин А.И. Иван Мартынов деятель Просвещения в начале XIX века. / Циркуляр по управлению Кавказким учебным округом, 1902. № 12, приложение.
173. Из истории русской литературной и общественной мысли 1860-1890 гг. М., 1977.
174. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. H.A. Соловьевой. М., 1999.
175. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т.2. М., 1962.
176. Каджарова М.М. Композиционно-стилистические особенности английского эссе первой половины XVIII века: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1983.
177. Клименко Е.И. Проблемы стиля в английской литературе первой трети XIX века. Л., 1959.
178. Клименко Е.И. Байрон. Язык и стиль. М., 1960.
179. Клименко Е.И. Традиции и новаторство в английской литературе Л., 1961.
180. Кожевников М.В. Система жанров в творчестве Дж.Аддисона: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1991.
181. Креленко Н.С. "Пуританская" революция и английская общественная мысль XVII-XIX вв. Саратовский университет, 1990.
182. Кузьмичев А.И. "Времена года" Дж.Томсона и проблемы английской просветительской поэзии: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1989.
183. Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в первой половине XIX века. М., 1977.
184. Лабутина Т.Л. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов, 1660-1681. М., 1982.273
185. Лазурский В. Сатирико-нравоучительные журналы Стиля и Аддисона. Из истории английской прессы XVIII века. // Записки императорского Новороссийского университета. Одесса, 1907. Т. 109. С. 296-312.
186. Левин Ю.Д. Восприятие английской литературы в России. Л., 1990.
187. Лихачев Д.С. Сад и культура Европы // Декоративное искусство. № 3. 1982. С.38-44.
188. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. М., 1982.
189. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней'Руси. М., 1970.
190. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.
191. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб., 1999.
192. Макуренкова С.А.Английская метафизическая поэзия XVII века. // Известия АН ССР. Сер. Литературы и языка. Т. 45. № 2. 1986. С. 160-168.
193. Манн Ю. Динамика поэтических форм. // Вопросы литературы. № 3. 1996. С. 21-24.
194. Мееровский Б.В. Свободомыслие английских деистов-материалистов XVIII века. // Вопросы научного атеизма. Выпуск 1. М., 1972. С. 19-29.
195. Мееровский Б.В. Английские моралисты XVIII века о "природе человека" (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Б. Мандевиль). / История философии и вопросы культуры. Сб. статей. Отв. ред. М.А. Лифшиц. М., 1975. С. 24-32.
196. Мееровский Б.В. Борьба идей в культуре английского Просвещения.// Философия и история культуры. М., 1985. С. 180-190.
197. Михайлов A.B. Из истории характера. / Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. Отв. ред. А.Я. Гуревич. М., 1990. С.43-49.
198. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М., 1998.
199. Мокробородова Л.С. Стиль sermo в "Посланиях" Горация. // Вестник ленинградского университета. Сер.2. Вып.З. 1987. С. 54-61.
200. Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. М.-Л., 1959.
201. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII-XVIII вв. М., 1969.
202. Мощанская О.Л. Традиции народной поэзии (баллады) в английской литературе XVIII века. // Ученые записки Горьковского университета. Вып. 120. 1970. С. 126-131.
203. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.
204. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978.
205. Орлов В.Н. Русские просветители 1790-1800 годов. М., 1950.
206. Первушина Е.А. Особенности классицизма А.Поупа: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1988.
207. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983.
208. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
209. Поэтика: Труды русских и советских поэтических школ. Будапешт, 1982.
210. Поэтическая теория и поэтическая практика стихотворцев XVIII века. М., 1995.
211. Просветительское движение в Англии. Под ред. Н.М. Мещеряковой. М., 1991.274
212. Рак В.Д. Сатирико-нравоучительные журналы Аддисона и Стиля и литературная полемика их времени. // Ученые записки ленинградского университета. Сер. Филологические науки. Вып.54. 1959. С. 10-15.
213. Рак В.Д. Сатирико-нравоучительные журналы Аддисона и Стиля и литературная полемика их времени: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1967.
214. Реизов Б.Г. У истоков романтической эстетики: античность и романтизм. // Из истории европейских литератур. JL, 1970. С.5-7.
215. Решетов В.Г.Английская литературная теория XVIII века. Свердловск, 1987.
216. Решетов В.Г. Дж.Драйден и становление английской литературной критики XVI- XVII вв. Иркутск, 1989.
217. Рош Д. Ученый и его библиотека в XVIII веке. / Век Просвещения. Москва-Париж, 1970. С.113-118.
218. Сапрыкин Ю.М. От Чосера до Шекспира. Этические и политические идеи в Англии. М., 1985.
219. Серов Н.В. лечение цветом: Мода и гармония. СПб., 1993.
220. Сигал H.A. "Спор древних и новых ": У истоков Просвещения // Романо-германская филология. Л., 1957. С.248-262.
221. Сидорченко Л.В. К проблеме античных традиций в английской литературе первой половины XVIII века. // Литературные связи и проблема взаимовлияния. Горький, 1978. С.114-124.
222. Сидорченко Л.В. Становление жанра эссе в английской литературе начала XVIII века. / Переходные эстетические явления в литературном процессе XVII-XX вв. М., 1981. С. 25-40.
223. Сидорченко Л.В. Александр Поуп: в поисках идеала. Л., 1987.
224. Сидорченко Л.В. Джон Драйден в полемике о классическом наследии в Англии. // Вестник Ленинградского университета. Сер.2. Вып.1. 1987. С. 3139.
225. Сидорченко Л.В. Эпистолярное наследие А.Поупа. // Межвуз. сб. науч. трудов. Зарубежная мемуарная и эпистолярная литература. Л., 1987. С. 19-28.
226. Сидорченко Л.В.Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII века. СПб, 1992.
227. Сидорченко Л.В. Эпистолярное наследие леди Мэри Уортли Монтэгю. / "Лирическая проза" в зарубежных литературах (Мемуарная и эпистолярная проза). Межвузовский сборник научных трудов. СПб, 1993. С. 3-26.
228. Сиповская М.П. Литературная баллада и балладное возрождение в Англии первой половины XVIII века: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1977.
229. Смирнов A.A. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.
230. Соболев В.В. Проблема характера в творчестве Дж.Чосера: Автореф. дис. канд. филол. наук. Ташкент, 1994.
231. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М., 1988.275
232. Соломенко Н.И. Жанрово-стилистическая стратификация текста и ее композиционно-стилистические особенности в английской литературе XVIII века: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1987.
233. Ступников И.В. "Опера нищих" Дж.Гэя: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1964.
234. Ступников И.В. Английский театр конца XVII- начала XVIII вв. Л., 1986.
235. Ступников И.В. Английская комедия XVII-XVIII вв.: Антология. М., 1989.
236. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии 1640-1815. М., 1958.
237. Теплова В.А. Общественно-политические взгляды и политическая деятельность И.И.Мартынова. Горький, 1965.
238. Тесцов C.B. Переписка Г.Уолпола как литературный документ эпохи: Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 1997.
239. Тетерина Л.М. Жанровая дифференциация английского пятистопного ямба XVI-XVII вв. //Проблемы взаимодействий литературных направлений. Днепропетровск, 1975.
240. Типология жанров и литературный процесс: Сб. науч. тр. / Пед. ун-т им. Герцена. СПб, 1994.
241. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999.
242. Тынянов Ю.Н. Литературный факт.//Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С.256-260.
243. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.
244. Фоменко И.В. О принципах композиции лирических циклов. // Известия АН ССР. Т.45. № 2. 1986. С.187-194.
245. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
246. Чернец Л.В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). М., 1982.
247. Шайтанов И.О. Мыслящая муза: "Открытие природы" в поэзии XVIII века. М., 1989.
248. Шайтанов И.О. Жанровая поэтика; Жанровое слово у Бахтина и формалистов. Бахтин и современное литературоведение. // Вопросы литературы. № 3. 1996. С.16-18.
249. Addison and Steel and their periodical Essays. Ed. by A.B.Humphreys // Writers and their Work. № 109. London, 1959. P. 312-319.
250. Aden J.M. Dry den and the Imagination. // Publications of Modern Language Association of America. Vol. LXXIV, 1959. P. 28-32.
251. Aldridge A.O. Shaftesbury and the Test of Truth. // Publications of Modern Language Association of America. Vol. LX, 1945. P. 129-134.
252. Alexander Pope's Contribution towards the Development of the Romantic Movements. Diss. Erlangen-Nürnberg, 1986.
253. Alexander Pope. Ed. by Dixon P. London, 1972.
254. Alexander Pope. A Critical Antology. Ed. by F.W.Bateson and N.A.Joukovsky. Harmondsworth, Middlesex, 1971.
255. Alpers P.J. Pope's to Bathurst and the Mandevillian State // English Literary History. Vol. 25. 1958. P. 103-120.
256. Amarasinghe U. Dryden and Pope in the early XIX th Century. Cambridge, 1967.276
257. Atkins J.W. English Literary Criticism: XVIIth and XVIIIth Centuries. London, 1951.
258. Ault N. New Light on Pope. With some additions to his poetry hitherto unknown. Hamden, Archon Books, 1967.
259. Ault N. Pope and Gulliver //National Revue, 1944. P.26-39.
260. Avril H., Dixon P. Pope and the Architects: A Note on the Epistle to Berlington. //English Studies. Vol. 51, 1970. P.437-441.
261. Baldwin E.C. The Relation of the English Character to its Greek Prototype. // Publications of Modern Language Association of America. Vol. XVIII, 1903. P.412- 429.
262. Bate W.J. From Classic to Romantic. Premises of Taste in Eighteenth -Century England. Cambridge, Harvard univ. Press, 1946.
263. Bedvold L.T. The Gloom of the Tory Satirist. // Pope and his Contermporaries. Essays presented to G.Sherburn. Ed. by Clifford J. L. And Landa L. Q. Oxford, 1949. P.65-70.
264. Beljam A. Men of Letters and the English Public in the XVIIIth Century 16601744. Dryden, Addison, Pope. Ed. by Bonamy Dobree. London, 1948.
265. Boas G. In Search of the Age of Reason: Aspects of the Eighteenth Century. Baltimor, 1965.
266. Bond D.F. Distrust of Imagination in English Neo-Classicism. // Philological Quaterly. Vol.XIV, 1935. P.54-62.
267. Bond D.F. Pope's Contribution to the "Spectator". // Modern Language Quaterly. Vol.V, 1944. P.69-74.
268. Bosker A. Literary Criticism in the Age of Johnson. New York, 1930.
269. Boyce B. The Theophrason Character in England to 1642. Harvard Un. Press, 1947.
270. Boyce B. The Character-Sketches in Pope's Poems. Durham, 1962.
271. Brauer G.C. The Education of a Gentleman. Theories of Gentlemanly Education in England, 1660-1775. New York, 1959.
272. British Moralists, 1650-1800. Oxford, 1969.
273. Broadus E.K. Addison's Influence on the Development of Interest in Folk Poetry in the XVIIIth Century. //Modern Philology. Vol.VIII, 1910. P. 123-129.
274. Brower R.A. Alexander Pope: The Poetry of Allusion. Oxford, Clarendon Press, 1986.
275. Brower R. Dryden and the Invention of Pope / Restoration and Eighteenth Century Literature. University of Chicago Press, 1961. P.49-58.
276. Brownell, Morris R. Alexander Pope and the Arts of Georgian England. Oxford, 1978.
277. Burnet J. Early Greek Philosophy. London, 1937.
278. Clark G.N. The Later Stuarts, 1660-1714. Oxford, 1947.
279. Clark D. Alexander Pope. New York, 1967.
280. Clausen W. The Beginnings of English Character-Writing in the Early XVIIth Century. //Philological Quaterly. Vol. XXV, 1946. P.32-68.
281. Cragg G. Reason and Authority in the Eighteenth Century. Cambridge, 1964.
282. Crowford E.C. What was Pope's Debt to Edward Young? // English Literary History, 1946. № xm. P. 157-167.277
283. Dale Peter Allan. The Victorian Critic and the Idea of History. Cambridge, London, Harvard University Press, 1977.
284. Dobree B. Alexander Pope. London, Oxford Un. Press, 1963.
285. Dobree B. English Literature in the Early XVHIth Century, 1700-1740. London, 1964.
286. Dobree B. English Essayists. London, 1964.
287. Dyson H.G. and Butt J. Augustans and Romantics, 1689-1830. With Chapters on Art, Economics, Phylosophy by G.Webb, F.Fisher, H.Hodgers. London, 1961.
288. Edmunds E.W. Pope and his Poetry. London, 1913.
289. Edwards T.R. This Dark Estate: A Reading of Pope. Berkley-Los Angeles, Un. of California Press, 1963.
290. Edwards T.R. Reconcil'd Extremes. Pope's Epistle to Bathurst. // Essays in Criticism. Vol. XI, 1961. P.290-310.
291. Ellis A.M. Horace Influence on Dryden. // Philological Quaterly. Vol. IV, 1923. P.39-46.
292. Erskin-Hill H. The Medal against Time. // Journal of the Warburg and Courtland Institutes. Vol. 28, 1965. P.270-278.
293. Erslane H. The Lucky Hit in Commerce and Creation: Atterbury and Pope's Sir Balaam. //New English Quaterly. Vol. 14, 1967. P.407-419.
294. Essential Articles for the study of Alexander Pope. Ed. by M.Mack. London, 1968.
295. Evans B.I. Tradition and Romanticism. Studies in English Poetry from Chocer to W.B.Yeats. New York, 1940.
296. Farnham F. Achilles Shield: Some Observations on Pope's Iliad // Publications of Modern Language Assotiation of America. 1969. Vol.84, № 6. P. 70-82.
297. Fitzgerard M.M. First Follow Nature: Primitivism in English Poetry 1725-1750. New York, 1947.
298. Foester D.M. Homer in English Criticism. // Yale Studies in English. New Heaven. Vol.105, 1947. P.22-48.
299. Foster R.J. Ancient and Moderns. A Study of the Rise of the Scientific Movement in Seventeenth Century England. // Washington Un. Studies. St.Louis, 1961. P.33-38.
300. Fowler A. Kinds of Literature. Oxford, 1962.
301. Fraser G. Alexander Pope: Life and Work. London, 1978.
302. Friedman A.B. Addison's Ballad Papers and the Reaction to Metaphisical Wit. // Comparative Literature. Vol.XII, 1960. P.64-78.
303. Friedman A.B. The Ballad Revival. Chicago Un. Press, 1961.
304. Gibson W.A. Three Principles of Renaissance. Architectual Theory in Pope's Epistle to Burlington. // Studies in English Literature. Vol. II, 1971. P.487-499.
305. Goad C. Horace in the English Literature of the Eighteenth Century.// Yale Studies in English. New Heaven. Vol.58, 1918. P.48-52.
306. Goldgar B.A. Pope's Theory of the Passions. The Background of Epistle II of the Essay on Man. //Philological Quaterly. Vol.XLI, 1962. P.730-736.
307. Goldstein M. Pope and the Augustan Stage. Standford Un.Press, 1958.
308. Gosse E. The Eighteenth Century Literature. Oxford, 1938.278
309. Görden G. Theophrastus and his Imitators. / English Literature and Classics. New York, 1967. P.38-45.
310. Graham W. The Beginnings of English Literary Periodicals. New York, 1926.
311. Guerinot J. Pamphlet Attacks on Alexander Pope, 1711-1714: A descriptive Bibliography. London, 1969.
312. Halsband R. Life of Lady Mary Wortley Montagu. Oxford, 1956.
313. Hazlitt W. On Dry den and Pope. / The Hazlitt Sampler. Greenwich, 1961.
314. Hernadi P. Beyond Genre. New Directions in Literary Classification. London, 1972.
315. Highet G. The Classical Tradition. Greek and Roman Influences on Western Literature. Oxford, 1949.
316. Hooker E.H. Humour in the Age of Pope. // Huntington Library Quaterly. Vol. XI, 1948. P.361-385.
317. Irwing W. The Providence of Wit in the English Literary Writers. Durham, 1955.
318. Jackson W. Affective Values in the Early XVIIIth Century. / Englische Literatur Theorie. // Wege der Forschung. YSB. №3. Darmstadt, 1984. P.49-55.
319. Jambrook J. The XVIIIth Century. Intellectual and Cultural Context of English Literature 1700-1789. London, New York, 1986.
320. James D.G. The Life of Reason. Hobbes, Locke, Bolingbroke. // English Augustans. Vol. I, 1949. P.201-229.
321. Jones R.F. The Background of the Battle of the Books. // The Seventeenth Century Studies in the History of English Thought and Literature from Bacon to Pope. Stanford, London, 1969. P.49-62.
322. Jones W.P. The Rhetoric of Science. A Study of scientific Ideas and Imagery in XVIIIth Century English Poetry. Berkeley-Los Angeles, Un. of California Press, 1966.
323. Kallich M. The Association of Ideas and Critical Theory in eighteenth Century England. A History of psychological Method in English Criticism. // Studies in English Literature. The Hague-Paris, Mouton. Vol.40, 1970. P. 88-92.
324. Keener F.M. An Essay on Pope. New York and London, 1974.
325. Kernan A. The Cankered Muse. Satire of the English Renaissance. // Yale Studies in English. New Heaven. Vol.142, 1959. P.107-121.
326. Knight G.W. The Poetry of Pope, Laureate of Peace. London, 1965.
327. Knight G. Pope and the Heroic Tradition. New Heaven, 1951.
328. Leadam J. S. The History of England 1702-1760. London, 1912.
329. Leishman J.B. The Monarch of Wit. London, 1954.
330. Lovejoy A.O. Nature as Aesthetic Norm. // Essays in History of Ideas. Baltimor, 1948. P.19-28.
331. Lovejoy A.O. The Great Chain of Being. A Study of the History of an Idea. Cambridge, 1936.
332. Lucas F.L. The Art of Living: Four Eighteenth- Century Minds. London: Cassel, 1959.
333. Macdonald W.L. Pope and his Critics. A Study in Eighteenth Century Personalities. London, 1951.
334. Mack M. Alexander Pope: A Life. New York, London, Norton, 1985.279
335. Mack M. The Gardern and the City. Retirement and Politics in the later Poetry of Pope, 1731-1743. Un. of Toronto Press, 1969.
336. MacLean K. John Lock and the English Literature of the XVIIIth Century. New York, 1962.
337. Mahaffey K. Timon's Villa: Walpole's Houghton. // Texas Studies in Language and literature. Vol. IX, 1969. P.193-198.
338. Malins E. English Landscaping and Literature, 1660-1840. London, 1966.
339. Maxwell J.C. Pope's Use of the First Satire of Persons in the Epistle to Dr Arbuthnot. // New English Quaterly. Vol. 15, 1971. P.207-212.
340. Mazzeo J.A. Reason and the Imagination.// Studies in the History of Ideas, 1600-1800. New York, London, 1962. P.69-82.
341. Modern Essays on Eighteenth Century Literature. New York, Oxford, 1988.
342. Morris D.B. Alexander Pope, the Geniuse of Sense. London, 1984.
343. Mustard H. The Liric Cycle in German Literature. New York, 1946.
344. Nicolson M. H. Newton Demands the Muse. Newton's Optics and the XVIIIth Century Poets. Princeton, 1946.
345. Nicolson M. and Rousseau G. "This Long Desease, my Life". Alexander Pope and the Sciences. Princeton, 1968.
346. Parkin R. P. The Poetic Workmanship of Alexander Pope. Minneapolis, Minnesota Un. Press, 1968.
347. Parkin R.P. The Role of Time in Pope's "Epistle to a Lady". // English Literary History. Vol. 32, 1965. P. 46-49.
348. Paston G. Lady Mary Wortley Montagu and her Times. London, New York, 1907.
349. Pettit H. Pope's Eloisa to Abelard. An Interpretation. // Essential Articles for the Study of Alexander Pope. Hamden, 1968. P.320-326.
350. Phillips P. The Adventurous Muse: Theories of Originality in English Poetics 1650-1760. Uppsala, 1984.
351. Plumb J.H. Sir Robert Walpole. London, 1960.
352. Poetry and Politics under the Stuarts. Ed. by C.V. Wedgwood. Cambridge, 1961.
353. Pope and his Contemporaries: Essays presented to George Sherburn. Ed. by J. Clifford and L.A. Landa. Oxford, Clarendon Press, 1949.
354. Porter R. The English Enlightenment in National Context. London, 1981.
355. Rader R.W. The Concept of Genre and the Eighteenth Centuries Studies. Selected Papers from the English Institute. New York, London, 1974.
356. Redwood D. Reason, Ridicule and Religion. The Age of Enlightenment in England 1660-1750. London, 1976.
357. Rogers P. The Augustan Vision. London, 1978.
358. Rogers R.W. The Major Satires of Alexander Pope. // Illinois Studies in Language and Literature. Vol. 40. Urbana, 1955. P.46-57.
359. Rudd N. Variation and Inversion in Pope's Epistle to a Lady. // Studies in English Literature. Vol. 34, 1969. P.120-128.
360. Russo J.P. Alexander Pope. Tradition and Identity. Cambridge, Harvard Un. Press, 1972.
361. Sambrook J. The Eighteenth Century: Intellectual Context of English Literature, 1700-1789. London, New York, 1994.280
362. Schilling B.N. Essential Articles for the Study of English Augustan Backgrounds. Hamden, 1961.
363. Schmitz R. Pope's Essay on Criticism / A Study of Bodleian manuscript text. Washington, 1962.
364. Sherburn G. Pope on the threshold of his Career. Harvard library. 1959. Vol.13. P.29-46.
365. Sherburn G. The Early Career of Alexander Pope. Oxford, 1934.
366. Sherburn G. Timon's Villa and Cannons. // Recent English. Vol. VIII, 1935. P.131-135.
367. Sitter J.E. The Argument of Pope's Epistle to Cobham. // Recent English. Vol.X, 1965. P.469-474.
368. Sitwell E. Some Notes on Pope's Poetry. London, 1930.
369. Sitwell E. Alexander Pope. Harmondsworth (Middlesex), 1948.
370. Stephen L. English Literature and Society in the XVIIIth Century. London,1903; reprinted 1966.
371. Strachey L. Alexander Pope. London, 1925.
372. Spacks P. An Argument of Images, the Poetry of Pope. Cambridge, 1971.
373. Srigley M. The Mighty Maze: A Study of Pope's "An Essay on Man". Uppsala, 1994.
374. The Eighteenth Century. Ed. by Pat Rogers. London, Methuen, 1978.
375. The Golden and the Brazen World: Papers in Literature and History, 1600-1800. Ed. by J.Wallace. Un. of California Press, 1985.
376. Thompson E. The Seventeenth-Century English Essay. // University of Iowa. Vol. 3. 1926. P. 46-59.
377. Tillotson J. On the Poetry of Pope. Oxford, 1938.
378. Trowbridge H. Pope's Eloisa and the Heroides of Ovid. // Studies in Eighteenth Century Culture. Ed. by H.E.Pagliaro. V III, Clevelend, 1973. P. 11-34.
379. Wellington J.E. Introduction. // Eloisa to Abelard by Alexander Pope with Hughes letters. Ed. by J.E.Wellington. // Critical Studies. Miami, 1965. № 5. P.20-32.
380. White D.H. Pope and the Context of Controversy. Chicago, 1970.
381. Whitney L. Primitivism and the Idea of Progress in English Popular Literature of the XVIIIth Century. Baltimore, 1934.
382. Wimsat W.K. On Relation of Rhyme to Reason: Alexander Pope. / Studies in the Literature of the Augustan Age. New York, 1966. P. 109-208.
383. Wimsat W.K. The portraits of Alexander Pope. New Haven, London, 1965.
384. Справочные и энциклопедические издания, словари.
385. Античный мир в терминах, именах и названиях.Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. Минск, 1996.
386. Всемирная история. Энциклопедия в 10 т. АНССР. М., 1958.
387. Литературный энциклопедический словарь.Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева и др. М., 1987.281
388. Маковский М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.
389. Пыпин А.Н. Для любителей книжной старины: Библиографический список рукописных романов, повестей, сказок, поэм и пр., в особенности из первой половины XVIII века. М., 1888.
390. Русская периодическая печать (1702-1894). Справочник. Под ред. А.Г. Дементьева и др. М., 1959.
391. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века (17251800). Т.4.М., 1966.
392. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. Под ред. И.П. Ильина, Е.А. Цургановой. М., 1996.
393. Dictionary of World Literary Terms. Criticism. Forms. Technique. Ed. by I.T. Shipley. London, 1955.
394. Jensen J. A. Glossary of John Dry den's Critical Terms. Minneapolis, 1969.
395. Lee Sydney. The Dictionary of National Biography from the earliest times to 1900. Vol. 1-62. London, 1885-1900. Vol. I, XIII, XV, XXVI, XLVI, LXIII.
396. Williams E.N. The Penguin Dictionary of English and European History, 14851789. Harmondsworth, 1980.