автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Мультикультурализм как социо-культурная парадигма эпохи глобализации

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Короткий, Геннадий Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Мультикультурализм как социо-культурная парадигма эпохи глобализации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мультикультурализм как социо-культурная парадигма эпохи глобализации"

На правах рукописи

Короткий Геннадий Анатольевич

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

2 9 [." 2012

специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Москва-2012

005012814

Работа выполнена на общеуниверситетской кафедре философии

ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель - МАМЕДОВА Наталья Михайловна

доктор философских наук, профессор Научный консультант - СЕРГЕЕВА Ольга Алексеевна

доктор философских наук, профессор Официальные оппоненты - ТИХОНОВА Валерия Александровна

доктор философских наук, профессор МОЗГОВАЯ Эвелина Яковлевна кандидат философских наук, доцент

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Строительный Университет».

Защита состоится 19 апреля 2012 г. в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 850.007.11 по философским наукам при ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4).

Автореферат диссертации размещен 16 марта 2012 г. на сайте Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ по адресу: www.vak2.ed.gov.ru и ГБОУ ВПО МГЛУ по адресу: www.mgpu.ru Автореферат разослан 16 марта 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор

О. А. Сергеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Глобальное экономическое взаимодействие и формирование . глобальных информационных сетей, интенсификация межкультурных контактов и характерный для эпохи постколониализма рост миграционных потоков, появление новых субкультур, потеря культурного единства обществ приводят к исчезновению монокультурных государств и усилению культурного многообразия.

Реальность формирования поликультурного состояния общества требует своего теоретического осмысления. Сообразно происходящим общественным изменениям формируются новые теоретические концепции, позволяющие приблизиться к пониманию новой социальной ситуации.

Одной из таких концепций является развивающаяся парадигма мультикультурализма, предлагающая принятие такого нового мультикультурного состояния социума и теоретически обосновывающая практику не номинального, а фактического уравнивания всех существующих в обществе культур.

Несмотря на то, что проблематике мультикультурализма посвящено определенное количество научных публикаций и теоретических разработок, анализ философских истоков мультикультурализма, выявление социальных реалий, приводящих общество в новое культурное состояние, а также разбор возможных альтернатив и противоречий мультикультурной теории и практики -представлены недостаточно, что определяет актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы. Данное диссертационное исследование связано с анализом актуальных проблем развития общественной культуры. Исходным пунктом анализа является обращение к различным теориям культуры. Широкое распространение в отечественной философии получили деятельностная (М. С. Каган, Н. С. Злобин, В. М. Межуев),

семиотическая (Ю. М. Лотман), системно-синергетическая (Э. С. Маркарян) концепции культуры. Среди зарубежных концепций автор выделяет системно-функциональный подход к культуре (Б. Малиновский, Т. Парсонс), социальный акционализм (П. Бергер, Э. Гидценс), постмодернистскую теорию культуры (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари), психоаналитическую (Э. Фромм, В. Райх, С. Жижек), экзистенциальную (Ортега-и-Гассет) концепции культуры.

Теоретичекой основой анализа современной социокультурной ситуации послужили исследования Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотара, Ю. Хабермаса, М. Фуко, И. Валлерстайна; работы интеллектуалов, занимающих пограничную позицию по отношению к европейской модерности: В. Миньоло, А. Аппадураи, X. Бабы и многих других, а также работы отечественных исследователей: Э. А. Баграмова, Б. Н. Бессонова, А. А. Борисова, А. И. Куропятник, В. С. Малахова, Н. М. Мамедовой, В. М. Межуева, О. А. Сергеевой, К. Б. Соколова В. О. Тишкова, М. В. Тлостановой и др.

В отечественных и зарубежных исследованиях мультикультурализм предстает как в виде различных вариантов теории мультикультурного общества и обоснования мультикультуральных практик, так и в формах его теоретической критики. По мнению М. В. Тлостановой,1 каждый теоретик, обращающийся к данному феномену, предлагает фактически его новое определение. Исследователь также полагает, что постмодернистская критика метанарративов позволяет сегодня говорить о возможности деконструкции национальных культурных метаповествований и обостряет проблему индивидуального культурного выбора и культурной самоидентификации, которая в современную эпоху приобретает вненациональный смысл.

Отечественный исследователь В. А. Мамонова2 считает, что мультикультурализму как модели культуры свойственны общие эстетические и

1 Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. - М.: ИМЛИ

РАН, «Наследие», 2000. С. 7-10.

2Мамонова В. А. Мультикультурализм: разнообразие и множество.

философские установки постмодерна. Культура постмодерна, легитимировавшая множественность как субстантивное начало, закономерно рассматривает мультикультурализм как наиболее приемлемое культурное состояние общества, в котором толерантность, терпимость к культурной инаковости становятся общественно превалирующими ценностями.

В. Миньола3, С. Бенхабиб4, Хоми Баба5, выступая с теоретической защитой мультикультурализма, обращают внимание на слабую обоснованность претензий западной культуры на универсальность. Исследователи подчеркивают моральность требований традиционных этнических культур на получение равного статуса с западной культурой.

У. Кимлика6 и Ч. Кукастас7 предлагают конкретные модели социальной мультикультурализации, обосновывая их теоретически. С. Жижек, С. М. Окин, Б. Кагарлицкий,8 напротив, указывают на слабые стороны мультикультурной теории и практики. Эти исследователи определяют мультикультурализм как новую форму социального обскурантизма. Так, Жижек9 полагает, что горизонт мультикультурной этики ограничен политкорректным уважением к фантазии Другого, когда попытка поиска любой универсальной истины осуждается как форма культурного насилия.

Д. Грей10 рассматривает проблематику мультикультурализма в ее связи с проблематикой политического плюрализма. Поскольку культурные различия присущи всей истории человечества, они являются важной чертой и большинства современных обществ. И если в либеральных гражданских

URL:http://wwwJntelros.ru/2007/07/06/vamamonova_multtoltural izm_raznoobrazie_i_mnozhestvo.html

3 Mignolo W. Towards a Decolonial Horizon of Pluversality.

URL:http://waltermignolo.com/publications/#articles_english 'Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. M., 2003.

5 Bhabha Homi К. A respond to Is Multiculturalism Bad for Women? URL:http://www.bostonreviewjiet/BR22.5/bhabha.html

6 Кимлика У. Современная политическая философия. М., 2010.

'Кукастас Ч. Либеральный архипелаг. Теория разнообразия и свободы. М., 2011.

* Кагарлицкий Б. После мультикультурализма. URL: http://www.kagarlitsky.ru/node/170

' Жижек С. 13 опытов о Ленине. М., 2003.

10 Грей Д. Поминки по Просвещению. М., 2003.

обществах основными субъектами политических прав являются индивиды, то в плюралистических политических образованиях политические права должны быть признаны за культурными сообществами. С. Хантингтон" и П. Дж. Бьюкинен12 рассматривают мультикультурализм как основную угрозу национальной идентичности и единству национального государства. Мультикультурализация общества приведет, как они полагают, к умалению ценностей национальной культуры, обеспечивающих национальное единство и являющихся фундаментом национальной идентичности.

А. Борисов13 и К. Гарибян14 отмечают потенциальную опасность мультикультурализма для существующего социального порядка.

Э. Гидденс15 в своих работах отмечает угрозу перерастания мультикультурального проекта в культурный релятивизм. Если для того, чтобы понять Другого, необходимо абстрагироваться от собственных убеждений и своих исторических ценностей, то как быть с тем, что в таком случае придется признать самые варварские традиции и обычаи?

Позицию Р. Рорти16 по данному вопросу можно охарактеризовать как прагматическую. Философ соглашается со сторонниками мультикультурализма относительного того, что теоретическое обоснование превосходства одних культурных ценностей над другими невозможно. Однако отсутствие такого обоснования не может означать отказ от поиска форм национальной солидарности. Рорти полагает, что поддержку традиционной национальной культуры можно обосновать из соображений социальной прагматики, которые уже не нуждаются в теоретическом внеисторическом обосновании. Исходным пунктом нравственного самообраза индивида в таком случае окажется осознание

11 Хантингтон С. Кто мы? М., 2004.

12 Бькжснен П. Дж. На краю гибели. М., 2007.

13 Борисов А. А. Мультикультурализм. Американский опыт и Россия. // Мультикультурализм и

этнокультурные процессы в меняющемся мире. М., 2003. С. 23

14 Гарибян К. Размышления о перспективах реализации политического проекта мультикультурализма в

постсоветском пространстве: да или нет? URL: http://www.intelros.ru/pdf/gender_issledovaniya/2008_l 8/18.pdf

15 Гидденс Э. Социология. М., 2005.

им своей принадлежности к определенному историческому сообществу и традиции.

Схожую позицию занимает Ч. Тэйлор,17 указывающий на значимость этнических культурных традиции самих по себе для полноценного развития личности.

В. А. Тишков18, в свою очередь, определяет мультикультурализм как «теорию, практику и политику неконфликтного сосуществования» различных этнических групп и, обращаясь в прошлое, отмечает, что национальная политика СССР уже содержала в себе мультикультуральные принципы. Следовательно, российская мультикультурная политика должна обратиться к советскому опыту.

И. Валлерстайн19 отмечает противоречивые тенденции мультикультурализма. С одной стороны, происходит интернационализация культуры повседневной жизни (формы питания, стиль одежды), а с другой стороны, отмечается устойчивый рост внимания ко всему культурно-партикулярному. В целом оценивая мультикультурализм положительно, исследователь подчеркивает его роль в общественном прогрессе.

Из приведенных точек зрения можно сделать вывод, что в общественной мысли еще не сформировалось однозначной оценки данного социального явления.

В этой связи очевидна необходимость дальнейшего углубленного исследования данной проблемы во всех сложных взаимосвязях и противоречиях ее развития в виду того, что мультикультурализм является сегодня не только теоретическим концептом, но и объективно существующей социальной

16 Рорти Р. Постмодернистский буржуазный либерализм. // Логос. Избранное, 1991-2005. Т. 2., М., 2006.

17 Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами. икЬ:ЬарУМ\т.тпето8упе.ги/1П)гагу/1ау1ог.11ап1

18 Тишков В. А. О культурном многообразии. иЯЬ:Ьйр://1™л4'.уакгу11511коу.ш/сп&11/риЫ()сас]13/риЫ1)<ас».Ь1га]

" Валлерстайн И. Возможна ли всемирная культура? // Хрестоматия по культурологии под ред. Кравченко А. И. М., 2006.

проблемой, требующей как теоретической рефлексии, так и определенного практического решения.

Объект диссертационного исследования - процесс мультикультурапизации современного общества.

Предмет исследования - мультикультурализм как теория и практика.

Цель диссертационного исследования - выявление социальных и философских основ мультикультурализма, анализ теоретических и практических проблем, связанных с существованием данного явления, поиск путей дальнейшего развития теории и практики мультикультурализма.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

- анализ существующих трактовок понятия «мультикультурализм»;

- экспликация философских основ мультикультурализма;

- исследование социальных факторов, способствующих мультикультурапизации современного социума;

- критический разбор основных направлений теории мультикультурализма;

- анализ консервативной и леворадикальной критики теории и практики мультикультурализма в работах западных и отечественных исследователей;

- выявление позитивных сторон мультикультурной теории и рассмотрение общественно-приемлемых вариантов мультикультурной политики в России.

Теоретико-методологические основания исследования:

Методологической основой диссертационного исследования являются системный и диалектические методы, предполагающие рассмотрение предмета исследования как комплексного развивающегося феномена, включающего в себя множество взаимодействующих и взаимосвязанных уровней: теоретического, социо-экономического, культурного, политического. Междисциплинарный

подход к исследованию проблемы мультикультурализма позволил использовать эвристические возможности таких наук, как социология, политология и культурология. Немаловажным методологическим основанием стал также герменевтической метод, позволяющий эксплицировать основные идеи теоретических работ философов, заложивших мировоззренческие основы мультикультурализма.

Теоретическая основа исследования представлена классическими и современными работами по философии, социологии, культурологии. Рамки исследования ограничиваются 20 в. - началом 21 в., поскольку изучаемая проблема стала особенно актуальной именно в этот период. Выявление истоков мультикультурализма потребовало также привлечения общенаучных подходов, конкретизации и обобщения различных концепций западных и отечественных философов, социологов и культурологов, анализирующих социо-культурную динамику.

Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна состоит в следующем:

1. Выявлена сущность мультикультурализма как новой социо-культурной парадигмы, отражающей процесс трансформации монокультурных национальных государств в поликультурное состояние.

2. Проанализированы объективные и субъективные предпосылки процесса мультикультурализации в эпоху глобализма: экономические, политические, социо-культурные.

3. На основе критического анализа осуществлена классификация основных направлений мультикультурного дискурса: либеральный и радикальный теоретический мультикультурализм, а также консервативная и традиционно-левая критика мультикультурализма.

4. Впервые выделяется направление мультикультурного дискурса -«радикальный мультикультурализм».

5. Показана генетическая связь идей мультикультурализма с общим ходом развития философской и политической мысли конца 19-го - начала 21-го века.

6. С учетом анализа консервативной и леворадикальной критики мультикультурализма выявлены его конструктивные идеи, позволяющие прогнозировать тенденции развития мультикультурной теории, которые могут составить основу политики консолидации поликультурных обществ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Мультикультурализм представляет собой сложный социо-культурный феномен. С одной стороны, этим термином можно обозначить объективно существующее поликультурное состояние современного социума, в котором отсутствует культурное единство и сосуществует множество этнокультурных и субкультурных групп. С другой стороны, это теория и дискурсивные практики, рефлексирующие это состояние в области образования, социо-культурной политики, в публичной и правовой сферах.

2. Мультикультурализм, как новая социо-культурная парадигма, не может оцениваться однозначно. Данное явление требует для своей оценки системного и диалектического подхода. Культурная плюрализация является естественным развитием принципа индивидуальной свободы, выражающейся в культурной свободе отдельных индивидуумов и групп. Культурная плюрализация ведет как к обогащению культурной жизни и росту культурного разнообразия, так и порождает опасность релятивизации важнейших общечеловеческих ценностей и создает потенциальную угрозу политической устойчивости национальных обществ, порождает социальное напряжение. Данная опасность усиливается негативными процессами современной социальной жизни: утратой социальной солидарности, размыванием гуманистических идеалов в общественном

ю

сознании, доминированием идеологии бездумного потребления, взаимным отчуждением граждан.

3. Переход к мультикультурному состоянию общества обусловлен общими тенденциями современного глобального развития: ростом экономической взаимозависимости государств, увеличением потоков трудовой миграции, негативными демографическими процессами в развитых западных странах, формированием единого информационного пространства, интенсификацией межкультурных контактов, имманентными причинами социо-культурного генезиса современного общества, его духовным кризисом. Остановить мультикультурализацшо современных обществ, в силу объективности ее процесса, - можно лишь искусственно.

4. Идейные истоки концепции мультикультурного общества восходят к западной философской мысли Нового Времени и современности. С одной стороны, это логическое развитие теории политического либерализма, в развитых вариантах которой политическая свобода индивидуума дополняется его культурной свободой и правом общественных групп на сохранение культурной независимости. С другой стороны, это комплекс философских идей плюрализма, релятивизма, экзистенционализма, нашедших свое продолжение в философии постмодернизма. Такие интенции постмодернизма, как отрицание универсализма европейской культуры, культурного и социального логоцентризма, единых нормативно-ценностных систем и деконструкция социальных ценностей и культурных смыслов, научных и философских теорий способствуют распространению идей культурного релятивизма и мультикультурализма.

5. Теоретические взгляды сторонников мультикультурализма не обладают единством относительно того, какой вариант мультикультурного общества является наиболее приемлемым. Не существует единой общепринятой концепции «мультикультурного» общества. Отстаиваемая теоретическая позиция

п

и аргументация участников мультикультурного дискурса в большой степени зависит от их политических взглядов. В то время как консервативные мыслители и традиционные левые критикуют идею мультикультурного социума, либеральные мыслители и культурные радикалы рассматривают ее как позитивную.

6. Мультикультурализация может реализовать свой прогрессивный потенциал только в том случае, если культурная трансформация будет происходить при сохранении важнейших достижений современной культуры. В частности, основ гуманистической культуры, основных этических ценностей, гражданских свобод, научных и философских достижений, а в обществе разовьется атмосфера гражданской солидарности и взаимного уважения.

7. В России для реализации прогрессивного потенциала мультикультурализма необходима государственная политика, направленная с одной стороны, на сохранение важнейших достижений современной общественной культуры, с другой стороны, на укрепление институтов гражданского общества, в которых граждане могли бы эту свободу реализовать. В случае создания в обществе атмосферы открытого гражданского диалога существующей культуре следует доказать действительную силу своих ценностей посредством втягивания в свою орбиту как этнических иммигрантов, так и представителей субкультур. В ходе гражданского диалога возможно разрешение противоречия между культурно партикулярным и универсальным на основе принципов:

- общественного консенсуса и открытости гражданских дискуссий;

- активной гуманистической социальной политики;

- культурного равноправия и свободы частной жизни;

- поиска общих этических ценностей и толерантности.

Теоретико-практическое значение работы заключается в разработке на основе анализа существующих концепций мультикультурного общества и учета конструктивных замечаний ее критиков перспективных путей развития мультикультурной теории, которая в дальнейшем может использоваться при проведении политики консолидации поликультурных обществ. Материалы исследования могут использоваться при подготовке учебных курсов, посвященных проблематике мультикультурализма.

Апробация результатов исследования. Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, нашли отражение в опубликованных автором научных работах, а также в выступлениях на научно-практических конференциях: межвузовской научно-практической конференции «Цивилизация знаний и конкурентноспособность российского общества» Александров 2008 г; межвузовской научно-методической конференции «Гуманитарные науки и образование: актуальные проблемы современности» Москва 2010 г. Материалы исследования использовались автором при подготовке и преподавании учебных курсов в Московском Государственном Открытом Университете им. В. С. Черномырдина.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ее теоретическая и практическая значимость, степень научной разработанности исследуемой проблемы, определены цель и задачи, теоретико-методологические основы работы.

В первой главе - «Мультикультурализм: теоретико-методологические и онтологические аспекты» - определяются исходные понятия и методология исследования; анализируются основные социальные факторы, оказывающие влияние на процесс мультикультурализации современного общества.

В первом параграфе «Теоретико-методологические основы исследования» определяется предмет исследования, эксплицируется история и значение терминов, используемых в диссертационной работе. Обосновывается также общая схема исследования и методологический подход к пониманию культуры, который является наиболее релевантным при исследовании мультикультуральных проблем.

Мультикультурализм в исследовании определяется как состояние сосуществования в единой социальной среде разнообразных этнокультурных и субкультурных групп, как ситуация дробления и рассеивания прежнего относительного культурного единства, а также как дискурсивные процессы, отражающие это новое состояние. Для выявления сущности новой мультикультурной социальной парадигмы, представляющей взаимосвязанный комплекс теорий и практик, в диссертации она исследуется в различных аспектах: мультикультурализм как социальная теория; мультикультурные практики и политика; философские основы мультикультурализма; критика мультикультурализма.

Используемый в работе методологический подход дает возможность понять культуру с одной стороны, как систему эксплицитно и имплицитно установленных правил, норм, ценностей, представлений, категоризаций, установок и моделей поведения, являющихся общими для определенной социальной группы, с которой себя идентифицирует индивидуум и на которые он Ориентируется в своей непосредственной жизнедеятельности, а, с другой стороны, данный подход учитывает, что сами культурные установки находятся в процессе постоянного диалектического развития, и социальный субъект обладает

значительной степенью свободы по отношению к ним. Таким образом, избегается теоретическая «онтологизация» культуры в виде надсубъективной сущности, детерминирующей социальную жизнь индивидуумов и групп. Индивидуальные установки и смыслы открыты для постоянной трансформации как в ходе личностного, так и социального развития.

Во втором параграфе - «Факторы мультикультурализации современного общества» - выявляются объективные факторы, способствующие переходу монокультурного общества в мультикультурное состояние. Прежде всего, это фактор массовой трудовой миграции. Иммигранты, прибывающие в развитые страны из Третьего Мира, приносят с собой свою культуру и образуют этнокультурные сообщества. Росту массовой иммиграции способствует ряд экономических и демо1рафических факторов.

Основными экономическими причинами мультикультурализации является увеличивающийся разрыв уровня жизни в развитых и развивающихся странах по линии Север-Юг. Для большинства мигрантов переезд в более развитую в экономическом отношении страну является единственной возможностью улучшить свое экономическое положение. Росту иммиграции также способствует глобализация мировой экономики, ведущая вслед за формированием мирового рынка товаров к созданию мирового рынка труда, в котором «трудовые ресурсы» свободно перемещаются в регионы, в которых существует актуальная потребность в их использовании. Глобальная экономика, деятельность транснациональных корпораций (ТНК), заинтересованных в получении доступа к дешевым трудовым ресурсам, требуют для своего эффективного функционирования транснационального перемещения трудовых ресурсов,

Мультикультурализации общества способствует также и ряд социальных факторов. Общий рационально-функциональный (Ясперс,20 Адорно и

м Ясперс К. Духовная ситуация времени. // Призрак толпы. М., 2008.

Хоркхаймер,21 Тофлер,22 Маркузе,23 Бодрийар24 и др.) характер современной социальной жизни содействует мультикультурализации. Неудовлетворенность обезличенньм функциональным существованием и потреблением продуктов массовой культуры вызывает стремление сохранить свою традиционную культурную идентичность (или заново воссоздать ее). Члены общества испытывают чувство своеобразной ностальгии и тоски по историческому культурному прошлому. Чтобы не чувствовать себя «культурно обделенными», многие обращаются к традиционной этнической и религиозной культуре. Этот интерес возрастает и в «старых» этнических группах, уже достаточно успешно интегрированных в социальную среду, однако, прежде всего, в среде новых иммигрантов и исторических меньшинств.

Важным фактором, вызывающим у иммигрантов стремление к сохранению своей этнокультурной идентификации и отказ от идентификации с окружающей национальной культурой, являются трудности, с которыми они сталкиваются в попытках интегрироваться в окружающее общество. Отсутствие надежд на «социальную перспективу». Даже натурализовавшиеся иммигранты негласно остаются гражданами «второго сорта» (Деминцева25, Клеман26). Данное положение порождает определенное социальное напряжения и распространение (особенно среди молодежи) нигилизма по отношению к нормативно-ценностной системе окружающего социума, стремление культурно отделиться от него.

Общая культурная ситуация также способствует тому, что культурное сознание общества утрачивает культурное единство и становится более гетерогенным. В современном сознании отражаются «когнитивные

* Хорихаймер М, Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.; Спб., 1997.

22 Тоффлер Э. Шок будущего. Ши.:Ь1^://\уш*.£итег.тЬ/Ь1Ыю1ек_Вик8/СЫШге/ТогГ_811ок/13.р11р

23 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003.

54 Бодрийар Ж. Фантомы современности. В тени молчаливого большинства, или конец социального И Призрак

толпы. М., 2008.

23 Деминцева Е. Сообщество мусульман во Франции: значение понятия «интеграция» сегодня II Государство,

миграция и культурный плюрализм в современном мире: Материалы международной научной конференции.

М., 2011.

м Клеман К. Париж-2005: что это было? // Кто сегодня творит историю: альтерглобализм и Россия. М„ 2010. С.

182-183

диссонансы»27 современной культуры. Продолжающие пользоваться большим влиянием и официальным признанием традиционные картины мира диссонируют с транслируемыми посредством школьного образования «императивами научного знания».

Росту культурной гетерогенности содействует также интенсификация межкультурных контактов и формирование глобального информационного пространства, в котором исторические культурные идеи и культурные инновации начинают свободно распространяться, «перешагивая» национальные границы. Обществу всегда свойственна определенная мультикультурность (Степин28). В любом социуме присутствуют культурные «инакомыслящие», придерживающиеся альтернативных наборов культурных ценностей и смыслов. Но если в традиционных обществах такие группы оттесняются на маргинальную периферию общественной жизни, то в условиях свободного обмена информацией эти группы разрастаются, общество культурно фрагментируется.

Из всего этого можно сделать вывод, что мультикулыурализация является объективным процессом. Мультикультурализация порождается как внутренними причинами социо-культурного развития современного социума, так и рядом внешних причин.

Вторая глава работы «Теория и практика мультикультурализма» посвящается исследованию мультикультурных практик и критическому анализу основных направлений мультикультурного дискурса.

В первом параграфе - «Философские основания мультикультурализма -показывается, что философская основа теории мультикультурного общества обнаруживается как в идеях философов постмодерна, так и в логических импликациях политической философии либерализма. Глубокие идейные корни

27 Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. М, 2010. С. 135

28 Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 23

мультикультурализма можно найти в философии плюрализма У. Джеймс, в философии жизни Ф. Ницше.

У. Джеймс обосновывает преимущества гносеологического и онтологического плюрализма над различивши версиями философского монизма. Американский философ развивает гегелевское понимание процессуальное™ истины и ее укорененности в мышлении, гегелевскую идею об ограниченности любого конечного утверждения, любого культурного порядка или нормативно-ценностной системы, с которым связаны наши представления об «истинном». Из конечности человеческого опыта можно извлечь радикальный вывод в пользу философии плюрализма. «Мы...имеем так много различных отношений с природой, что ни одно из них не обеспечивает нам всеобъемлющий обхват».29 Каждый партикулярный культурный опыт также может рассматриваться как ограниченный и недостаточный для утверждения культурного универсализма. Разнообразие человеческой природы таково, что оно продуцирует множество культурных точек зрения, каждая из которых обладает правом на существование.

Фридрих Ницше развивает эту тему несколько в другом аспекте. Все «вечное» и устоявшееся можно проблематизировать и опровергнуть. Общепризнанные ценности на поверку оказываются весьма сомнительными. В каждой общепринятой истине при тщательном анализе обнаруживаются изъяны. Бесконечный поток жизни не имеет ни единого смысла, ни единой системы ценностей. Любой универсализм оказывается гиперболизацией одних сторон реальности в ущерб другим. С точки зрения немецкого мыслителя, «наивно» даже надеяться на какую-то всеобщую истину или смысл, поскольку «истины совсем не существует».30 Все, находящие под влиянием Ницше философы 20-го века (Ясперс, Адорно и Хоркхаймер, Лиотар,31 Фуко,32 Деррида33, Делез и

29 James W. A Pluralistic universe. Lecture 1 URL: http//vsíww.gutenberg.org/files/l 1984/11984-8.txt

50 Ницше Ф. Воля х власти. М., 2005. С. 305

31 Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. Спб., 1998.

12 Фуко М. Археология знания. Спб., 2004.

" Деррида Ж. Позиции. M., 2007.

Гваттари,34 Рорти35и др.) с определенными оговорками разделяют эту позицию. Тема отсутствия универсальных истин и смыслов, так или иначе, присутствует в их творчестве. Стремление к открытию абсолютных истин, характерное для классической философии, кажется им нереалистичным и сомнительным. В определенных кругах интеллектуалов формируется атмосфера неприятия любой универсальности. Она отождествляется даже с «тоталитарностью», со стремлением стандартизировать всех по единому шаблону. В разных вариантах в их творчестве можно найти критику просвещенческого рационализма с его стремлением к установлению универсальных и общеобязательных истин. Таким образом, формируется идейная установка культурного релятивизма.

Вторым основным философским источником мультикультуральных теорий является политическая философия либерализма. Уже первые либеральные философы (Мильтон36, Локк37, Джефферсон38) не всегда последовательно, но указывали на необходимость создания в обществе атмосферы терпимости к иному образу жизни. Поскольку, с их точки зрения, приоритет в общественной жизни отводится интересам отдельного индивидуума, государство должно занимать нейтральную позицию к тому, какой концепции «добродетельной» жизни придерживается индивидуум. Хотя такой подход порождает ряд противоречий при практической реализации, согласно этой логике, каждый член общества обладает индивидуальными свободами и правом на «стремление к счастью»,39 а, следовательно, и свободой культурного выбора. Поскольку составляющие группы индивидуумы, каждый по отдельности, обладают правом культурной свободы, логично предположить, что такие права распространяются и на всю группу в целом.

" Делез Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? М-Спб., 1998.

35 Рорти Р. Постмодернистский буржуазный либерализм. //Логос. Избранное, 1991-2005. Т. 2., М., 2006.

34 Milton John A Treatise Of Civil Power In Ecclesiastical Causes; Showing That It Is Not Lawful For Any Power On Earth To Compel In Matters Of Religion. URL:http://olUibertyfund.org

37 Locke John A letter Concerning Toleration. 1689. URL:http://www/constitution.org/jltolerati.htm

31 Jefferson Thomas A Bill For Establishing Religious Freedom // The American Age Of Reason. M„ 1977.

" Jefferson Thomas Declaration Of Independence // The American Age Of Reason. Moscow 1977. P. 105

Данный подход отстаивают либеральные философы 20 века - Исайя Берлин,40 Дж. Ролз,41 Р. Рорти.42 Постлибералы-«коммунитаристы» Ч. Тэйлор43 и Дж. Грей,44 развивают данную философию дальше, ориентируясь уже не на кантовскую идею автономного разума, а на гегелевскую идею культурного развития. Культурные идентичности формируются не во внутреннем мире индивидуальной рациональной автономии, они возникают и развиваются в культурной жизни конкретного исторического сообщества.

Слабой стороной этих философских теорий, с нашей точки зрения, является отсутствие в них постановки вопроса о поиске единых культурных ценностей, способных объединить членов общества в условиях культурной гетерогенности. Для того, чтобы общество могло нормально существовать и развиваться, его возрастающая гетерогенность должна компенсироваться объединяющими людей факторами, которые необходимо найти.

Второй параграф - «Общая концепция и практика мультикультурализма» - посвящается экспликации общей концепции мультикультурализма, разделяемой всеми теоретиками данного направления. Плюралистическая философия мультикультурализма заключается в том, что все существующие в нем культурные традиции (включая субкультуры) начинают рассматриваться как равнозначные. Культурное разнообразие оценивается уже не как недостаток, а как проявление национальной силы. Большее разнообразие означает большее богатство культурной жизни и не может восприниматься негативно. Индивидуум в мультикультурном обществе обладает большими возможностями для личностного развития, большим культурным выбором. Тенденции к мультиультурализации проявляются в культурной политике многих западных стран. В частности, в западных СМИ и академической среде вводятся

40 Берлин И. Две концепции свободы. URL:httpy/kantnarodru/ber)in.htm

41 Ролз Дж. Право народов. URL:http://vphil.ru/mdex.php?option=com_content&task=view&id=202

42 Rorty R. Democracy and philosophy. URLihttp-i/www.eurozine.com/art!des/2007-06-l 1-rorty-en.html

43 Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и хоммунитаристами.

URL:http://www.mnemosyne.ru/library/taylor.html

44 Грей Д. Поминки по Просвещению. М, 2003.

правила строгой политической корректности, осуществляются шаги по развитию мультикулыурного образования. В США, Канаде, некоторых других странах осуществляются программы «утвердительные действия», направленные на устранение диспропорций представительства национальных меньшинств на государственной службе и в учебных учреждениях.

Тем не менее, сохраняются ряд теоретических и практических проблем, связанных с реализацией этой концепции. Главная теоретическая проблема мультикультурализма заключается в том, что до сих пор не сформировалась единая точка зрения относительно того, до каких пределов должна распространяться мультикультурализация общества?

Мультикультурализация порождает ряд новых общественных проблем. Прежде всего, это проблема совместного сосуществования членов общества, придерживающихся разных культурных нормативно-ценностных систем, а также этносов, чьи культурные установки значительно отличаются друг от друга.

В третьем параграфе работы - «Либеральные теории мультикультурализма» - анализируются основные направления теоретического мультикультур ализма, предлагающие свои ответы на этот вопрос. Теоретический мультикультурализм либерального толка можно разбить на две основные дискурсивные стратегии: стратегию «мягкого» и «жесткого» мультикультурализма. «Мягкий» мультикультурализм допускает существование в государстве культурно не интегрированных меньшинств, однако полагает, что такое культурное состояние не должно поддерживаться искусственно (Кукастас45, Бенхабиб46). Степень ассимиляция каждого отдельного представителя меньшинства должна определяться его собственным желанием и возможностями. Государство должно сохранять «культурный» нейтралитет, не осуществляя искусственных попыток приобщения меньшинств к национальной культуре, как это подразумевает известная концепция «плавильного котла».

45 Кукастас Ч. Либеральный архипелаг. Теория разнообразия и свободы. М., 2011

46 Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. М., 2003

Исходя из такой установки, различные культуры воспринимаются не «эссенциалистически»47, а более динамически и «конструктивистки» (Бенхабиб, Хоми Баба,48 Алпадураи). Этническая культура является «непрерывной и сознательной работой воображения, ищущего в коллективной памяти этический базис для устойчивой репродукции своей культурной идентичности в новом социуме».49

В отличие от такой позиции сторонники стратегии «жесткого» мультикультурализма (Кимлика,50 Тейлор,31 отчасти М. Уолцер52) полагают, что государству следует не только предоставлять меньшинствам возможность свободной интеграции в национальное общество, но и предпринять меры, способствующие сохранению ими своей идентичности и культурных традиций.

При общей значимости теоретических положений, выдвигаемых либеральными мультикультуралистами, ряд существенных критических вопросов остаются нерешенными. Мультикультуралисты не дают ясного ответа на вопрос о том, что произойдет с национальной культурой, если количество меньшинств (этнических, религиозных, сексуальных, субкультурных) будет постоянно увеличиваться? Не приведет ли такая ситуация к ее исчезновению? Поскольку мультикультуралисты признают, что не все обычаи и традиции являются приемлемыми, не указывает ли это на необходимость выработки определенных универсальных ценностей, позволяющих определить, каким культурным элементам нельзя позволить существовать?

В четвертом параграфе - «Радикальный мультикультурализм» -рассматриваются основные теоретические положения радикальных

" Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. М., 2003.

"Баба X. ДиссемиНацга: время, повествование и края современной нации. URL:

http://www.mtelrosju/pdf'siniyjlivan/2005_06/5.pdf

4,Appadurai A. Archive and Aspiration. 2003. URL: ¿г»плаало<л

http://entreciUturas.mfo/system/docs/10/originaVAppa^

50 Кимлика У. Современная политическая философия. M., 2010.

51 Rosa H, Laitinen A. An Interview with Charles Taylor.

URL-bap^/www.jyu.fi/yhtfîl/fil/annaIa/texts/Part°/«20Four%201112.pdf

52 Уолцер M. О терпимости. 1П>Г www pimerinfo/bibliotek Buks/Pollt?Walzer/21 .php j

мультикультуралистов. С точки зрения радикалов (Миньоло, Тлостанова, другие) практическая реализация мультикультуральных идей состоит не в поиске форм возможного сосуществования отдельных культур (как это подразумевают теории либерального мультикультурализма), а в нахождении для меньшинств точек разрыва с доминирующей западной культурой. Они полагают, что постколониальным народам и меньшинствам необходимо отказаться от западной универсальности в любой из ее исторических форм (христианская, либеральная, марксистская), и либо возвратиться к своим традиционным ценностям, либо разрабатывать собственные социо-культурные проекты. Проекты, которые «развиваются не из абстрактных универсальностей, а противопоставляют себя идентичностям, созданным имперскими/колониальными (и патриархальными) дискурсами, нацеленными на девальвацию и контроль людей, которые не отвечают Модели Человека, созданной европейскими христианами и гетеросексуалами...».53 Проблематичным является, с этой точки зрения, само применение западных норм к культурным меньшинствам и стремление заставить их жить по «европейским стандартам». Европейская культура «модернити» пронизана «разъедающими» имманентными противоречиями. А общество Модерна - это общество глобального контроля, присвоения, ранжирования и эксплуатации. Ему свойственны логика траты человеческих жизней и насилия над людьми. Тотальное насилие начинается уже в Новое Время с возрождения работорговли и заканчивается миллионами убитых в мировых войнах и концлагерях. Ранжирование и насилие над людьми продолжается и сегодня. В частности, сама проблема «Другого», как считают радикальные мультикулыуралисты, - чисто западная проблема. Во многих традиционных сообществах, основанных на формах коллективной жизни, подобная проблема с такой остротой не ставится.

:3М!2Ло1о Тотагск а Сесо1ота1 Ноггаж оГ Р1и\сг5аШу. 1ЛШЬгер://№а1!епш2лоЬхот/риЫ)са1юп^#аг&1е5_еп2ШЬ

Одна из возможных «точек разрыва» с западной культурой -девестернализация производства знания. Образование должно перейти к тому, что можно назвать, творением «нового горизонта жизни», к эпистемологической «плюверсальности», в которой «опыт незападных космологии, систем генерирования знания и культурно-эпистемологических моделей может оказаться гораздо важнее для XXI столетия, чем исчерпавший себя западный».54

Верно акцентируя внимание на недостатках западной культуры и темных страницах европейской истории, радикалы впадают в неоправданную критическую крайность, недооценивая реальные успехи и достижения западной цивилизации.

В третьей главе работы — «Критика мультикультуралнзма» - на основе анализа консервативной и леворадикальной критики мультикультуралнзма выявлены ее конструктивные идеи.

В первом параграфе - «Консервативная критика мультикультуралнзма» - представлена консервативная критика мультикультуралнзма. Главной теоретической ошибкой мультикультуралнзма, с точки зрения консерваторов (Бьюкенен, Хантингтон, Шлезингер и др.), является узаконивайте парадоксальной ситуации существования в рамках единого общества конгломерата культур, многие из которых значительно отличаются друг от друга. Логично предположить, что если мультикультурализация продолжится в будущем, существующие социальные связи настолько «истончатся», что приобретут чисто номинальный характер, а национальное общество распадется на культурные сообщества, объединенные лишь проживанием на общей территории. Когда начнут существовать множество групп, говорящих на разных языках, имеющих разные культуры и не имеющих общей истории - само существование национального государства окажется под вопросом. Демократическое государство существует на основе политического консенсуса

54 Тлостанова М. Как «научится разучиваться», или какой университет нужен в XXI веке?

его граждан. Однако для того, чтобы такой консенсус образовался, необходимо нечто объединяющее людей, живущих на данной территории. В отличие от имперских режимов современное государство не сможет позволить себе объединять отдельные сообщества с помощью политических репрессий. И уже к середине 21 века ситуация начнет напоминать положение в Австро-Венгерской, Оттоманской и Российской империях накануне распада.

Со многими аргументами консерваторов можно согласиться, но не с их выводом о необходимости «сворачивания» мультикультурализации. Оценка консерваторами мультикультурализма ограничена их общей ориентацией на сохранение существующего социального порядка. Критики не учитывают актуальной мультикультуральной реальности современного общества. Эта реальность сформировалась не только в результате потоков массовой миграции, но и в силу внутренних причин. Они не учитывают прогрессивного потенциала мультикультурализма.

Во втором параграфе - «Леворадикальная критика мультикультурализма» - анализируются ее основные идеи.

Левые критики мультикультурализма (Жижек, отчасти Фрейзер55, Кагарлицкий и др.) утверждают, что борьба за культурное «признание» подменяет собой борьбу за социальную справедливость и приводит к развитию в обществе «культуроцентризма» - решение конкретных социально-экономических проблем подменяется обсуждением культурных вопросов. Борьба меньшинств за «утверждение» своей идентичности отвлекает их от борьбы за обретение политического суверенитета. И чем чаще социальные конфликты интерпретируется в культурных категориях, тем устойчивее в сознании социальных групп формируется представление о том, что источником их противоречий является культурная разность (Малахов, Клеман56). Тогда как

URL:http://conf.radn.m/mtemalization/res/tlostanova.pdf

55 Fraser Nancy. Rethinking recognitioa URL:http://newleftreview.org/?view~2248.

" Клеман К. Париж-2005: что это было? И Кто сегодня творит историю: альтерглобализм и Россия. M., 2010.

подлинная причина «культурного» конфликта лежит в социально-экономической и политической сфере. Например, «коренное» население сталкиваются с иммигрантами как с конкурентами на рынке жилья, труда и в сфере мелкого бизнеса. И именно эта напряженность порождает в речевых практиках акцентуацию того факта, что иммигранты «инокультурны». Конкретные отличия «чужой» культуры при этом не осмысляются и не артикулируются. В этом, собственно, нет надобности, поскольку Чужой выделяется на основе внешних антропологических признаков и особенностей речи. «Чем более активно в общественных дискуссиях муссируется тема культурной чуждости, цивилизационной (несовместимости, «столкновения» (и «диалога») цивилизаций, тем глубже участники этих дискуссий начинают верить в определяющую роль «культурных» факторов собственного поведения».57

Левые критики (как и консерваторы) также указывают, что идеология ценностного равенства всех культур перечеркивает прогрессивные достижения европейской культуры последних столетий. Она противоречит просветительским принципам культурной эмансипации, которые следует применять ко всем членам гражданам вне зависимости от их этнокультурной самоидентификации. В случае своего последовательного осуществления мультикультурализация приведет к «кошмарной» перспективе «общества, регулируемого перверсивным пактом между религиозными фундаменталистами и политкорректными проповедниками толерантности и уважения чужих верований: общества обездвиженного заботой о чувствах Другого - без разницы как жесток и суеверен этот Другой может быть».58

Чтобы избежать такой перспективы, к политике культурного «признания» должны быть добавлены определенные меры по защите прогрессивных достижений общественной культуры. Необходимо также

" Малахов В. С. Культурный плюрализм versus мультикультуралюм. // Независимая газета (НГ-Сценарии), 14

нюи* 97. URL.Iittpy/www.lgpi.ni/info/people/friends/malakhov/articles/l 132S97922.html " Slovoj Zlzek. Tlio Antinomies of Tolerant Reason. URL:http://www.lacan.com/rizantmoraies.htm

проведение социо-экономических мер, позволивших бы преодолеть отчуждение меньшинств от остального населения.

В третьем параграфе - «Анализ мультикультурализма российскими исследователями» - рассматриваются наиболее значимые идеи российских исследователей, занимающихся проблемами мультикультурализма. Если одни российские исследователи (Борисов,59 Гарибян,60 другие) полагают, что мультикультурализм является несвоевременным для России, то другие (Тишков,61 Куропятник,62 Тлостанова, Низамова63) допускают возможность ограниченной мультикультурализации страны. Наиболее интересной, на наш взгляд, является концепция В. Тишкова. Согласно ей, в публичном дискурсе допускается определенное культурное многоголосие, развивается полиэтничное образование по модели «национальной» школы СССР, однако в целях обеспечения культурного единства должна сохраняться и общенациональная школа. Проводится политика многоязычия. Гражданам предоставляется право использовать любой язык в индивидуальном общении. Недостатком этого проекта является, на наш взгляд, абсолютизация роли государства и недооценка влияния гражданского общества в этом процессе. Более перспективной является концепция, согласно которой общенациональная культура, объединяющая граждан страны, формируется в открытом публичном пространстве (Бенхабиб, Гарибян, Хабермас, Фрейзер) и в институтах гражданского общества. Однако для России такое формирование является делом будущего.

В Заключении подведены итоги, изложены принципиальные теоретические положения и выводы, сформулированы методические и практические рекомендации совершенствования культурной политики России в

59 Борисов А. А. Мультикультурализм. Американский опыт и Россия. // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. М., 2003. С. 23

60 Гарибян К. Размышления о перспективах реализации политического проекта мультикультурализма в

постсоветском пространстве: да или нет? Ш1,: http:/Л™w.mtelros.ru/pdf7geпdeг_issledovaniyЙ00S_18/l 8.pdf " Тишков В. О культурном многообразии. ЦКЬ:Ь^7/№^.уа1егу&ЬкоУти/спШ1/риЫ;касиЗфиЬ11касн.ЬйпГ

62 Куропятник А. И. Мультикультурализм, нация, идентичность (перспективы мультикультурного развития России). 1Ли.:ЬарОДоЬа1си11игелагоА1иЛсоигоруаШ1к.рдГ

условиях развития миграционных процессов и роста этнокультурного самосознания с учетом подходов мультикультурализма.

Процесс мультикультурализации является сложным социальным явлением, имеющим как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, он способствует росту культурного разнообразия, обретению гражданами большей культурной свободы и возможности культурного самовыражения. С другой стороны мультикультурализация может привести к отчуждению отдельных групп населения друг от друга, потери объединяющих людей нормативных принципов. С нашей точки зрения, главной проблемой мультикультурализма является сохранение прогрессивных достижений национальной культуры в мультикультурных условиях. Решение этой проблемы требует разделения публичной и приватной сферы общественной жизни. Если в частной жизни гражданам будет предоставлена культурная свобода, то в публичной сфере необходимо сохранять и улучшать работу таких важнейших культурных институтов, как единая система образования, правовая система, научные учреждения. В общественную культуру также важно привнести ориентацию на гуманистические ценности, принцип мировоззренческой свободы, культурный плюрализм, свободу самовыражения и уважение прав личности, культурную и религиозную толерантность, активный практический гуманизм - все это будет способствовать успешной мультикультурализации общества. Необходимы также меры по обеспечению социального единства, консолидации общества.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

Статьи в изданиях, журналах, рекомендованных в перечне изданий ВАК РФ:

63 Низамова Л. Р. Российские и западные трактовки мультикультурализма.

URL:http://www.isras.ru/files/FІIe/Socis/2009-10/Nizaraova.pdf

1. Короткий Г. А. Образовательные парадигмы: из прошлого в будущее / Г. А. Короткий II Обсерватория культуры - 2010. - № 6. - С. 90-96.

2. Короткий Г. А. Российская культура в условиях глобализации / Г. А. Короткий // Философия и культура -2011. - № 8 - С. 75-81.

3. Короткий Г. А. Концепция «радикального» мультикультурализма / Г. А. Короткий II Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия «Философские науки». - 2011. - № 3 - С. 92-99.

4. Короткий Г. А. Образование: история и современность / Г. А. Короткий // Вопросы философии - 2011. - № 10 - С. 68-75.

Научные статьи, опубликованные в других изданиях:

5. Короткий Г. А. Мифологизированное мышление: попытка его анализа / Г. А. Короткий // Философия и будущее цивилизации: тез. докл. на 4-ом Рос. философском конгр. (Москва, 24-28 мая 2005 г.). - М., 2005. - Т. 4 - С. 31.

6. Короткий Г. А. Реконструкция понятийных схем и парадигмальных установок марксизма в работе Роберта Такера / Г. А. Короткий // Ломоносов - 2005 : тез. докл. на Междунар. науч. конф. студ., аспирантов и молодых ученых (Москва, 12-15 апреля 2005 г.). - М., 2005. - С. 14.

7. Короткий Г. А. Подходы к решению вопроса о мировоззрении в современном образовательном процессе / Г. А. Короткий // Цивилизация знаний и конкурентноспособность российского общества : докл. на третьей межвуз. научно-практ. конф. РосНОУ -М.; Александров, 2008. - С. 62-67.

8. Короткий Г. А. Проблемы теории и практики мультикультурализма / Г. А. Короткий // Труды членов РФО. - М., 2009. - С. 201-206.

9. Короткий Г. А. Понятие «мультикультурализма» в социальном дискурсе / Г. А. Короткий // Вестник Московского Государственного Открытого Университета. Серия «Общественно-политические и гуманитарные науки». -2010.1-С. 41-46.

10. Короткий Г. А. Трансформация университетской образовательной парадигмы в Новое Время / Г. А. Короткий // Наука, образование и общество: компетенция и регуляторы современного развития : докл. на четвертой межвуз. научно-практ. конф. РосНОУ - М.; Александров - 2010. - С. 28-31.

11. Короткий Г. А. Понятие «мультикультурализма» в социальном дискурсе / Г. А. Короткий // Гуманитарные науки и образование: актуальные проблемы современности : Материалы межвуз. научно-метод. конф. -М., 2010. - С. 5054.

12. Короткий Г. А. Россия в мировом культурном пространстве // Вестник Московского Государственного Открытого Университета. Серия «Общественно-политические и гуманитарные науки». - 2010. - № 2 - С. 3439.

13. Короткий Г. А. История религии : Раб. прогр. для подготовки бакалавров по направлению 080100 - Экономика / Г. А. Короткий, К. П. Трофимова. - М. : Издательство МГОУ, 2011. - 20 с.

Формат 60x84/16. Услл. 1,9. Тираж 100 экз. Заказ №1 Отпечатано в типографии Московского государственного открытого университета. 107996, Москва, ул. Павла Корчагина, дом. 22

 

Текст диссертации на тему "Мультикультурализм как социо-культурная парадигма эпохи глобализации"

61 12-9/296

ГБОУ ВПО города Москвы

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК СОЦИО КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

специальность 09.00.11 - социальная философия Диссертация

на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель - д. ф. наук Мамедова Н. М. Научный консультант - д. ф. наук Сергеева О. А.

Москва - 2012

Оглавление

Введение.................................................................................................................. 3

Глава 1. Мультикультурализм: теоретико-методологические

и онтологические аспекты...........................................................14

1.1 Теоретико-методологические основы исследования..............................14

1.2 Факторы мультикультурализации современного общества................26

Глава 2. Теория и практика мультикультурализма........................61

2.1 Философские основания мультикультурализма......................................61

2.2 Общая концепция и практика мультикультурализма...........................78

2.3 Либеральные теории мультикультурализма.............................................93

2.4 Радикальный мультикультурализм..........................................................106

Глава 3. Критика мультикультурализма.............................................123

3.1 Консервативная критика мультикультурализма..................................123

3.2 Леворадикальная критика мультикультурализма...............................133

3.3 Анализ мультикультурализма российскими исследователям...........144

Заключение...........................................................................................................157

Библиография.....................................................................................................172

Введение

Актуальность темы исследования. Глобальное экономическое взаимодействие и формирование глобальных информационных сетей, интенсификация межкультурных контактов и характерный для эпохи постколониализма рост миграционных потоков, появление новых субкультур, потеря культурного единства обществ приводят к исчезновению монокультурных государств и усилению культурного многообразия.

Реальность формирования поликультурного состояния общества требует своего теоретического осмысления. Сообразно происходящим общественным изменениям формируются новые теоретические концепции, позволяющие приблизиться к пониманию новой социальной ситуации.

Одной из таких концепций является развивающаяся парадигма мультикультурализма, предлагающая принятие такого нового мультикультурного состояния социума и теоретически обосновывающая практику не номинального, а фактического уравнивания всех существующих в обществе культур.

Несмотря на то, что проблематике мультикультурализма посвящено определенное количество научных публикаций и теоретических разработок, анализ философских истоков мультикультурализма, выявление социальных реалий, приводящих общество в новое культурное состояние, а также разбор возможных альтернатив и противоречий мультикультурной теории и практики - представлены недостаточно, что определяет актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы. Данное диссертационное исследование связано с анализом актуальных проблем развития общественной культуры. Исходным пунктом анализа является обращение к различным теориям культуры. Широкое распространение в отечественной философии получили деятельностная (М. С. Каган, Н. С. Злобин, В. М. Межуев), семиотическая (Ю. М. Лотман), системно-синергетическая (Э. С. Маркарян)

з

концепции культуры. Среди зарубежных концепций автор выделяет системно-функциональный подход к культуре (Б. Малиновский, Т. Парсонс), социальный акционализм (П. Бергер, Э. Гидденс), постмодернистскую теорию культуры (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари), психоаналитическую (Э. Фромм, В. Райх, С. Жижек), экзистенциальную (Ортега-и-Гассет) концепции культуры.

Теоретичекой основой анализа современной социокультурной ситуации послужили исследования Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотара, Ю. Хабермаса, М. Фуко, И. Валлерстайна; работы интеллектуалов, занимающих пограничную позицию по отношению к европейской модерности: В. Миньоло, А. Аппадураи, X. Бабы и многих других, а также работы отечественных исследователей: Э. А. Баграмова, Б. Н. Бессонова, А. А. Борисова, А. И. Куропятник, В. С. Малахова, Н. М. Мамедовой, В. М. Межуева, О. А. Сергеевой, К. Б. Соколова В. О. Тишкова, М. В. Тлостановой и др.

В отечественных и зарубежных исследованиях мультикультурализм предстает как в виде различных вариантов теории мультикультурного общества и обоснования мультикультуральных практик, так и в формах его теоретической критики. По мнению М. В. Тлостановой,1 каждый теоретик, обращающийся к данному феномену, предлагает фактически его новое определение. Исследователь также полагает, что постмодернистская критика метанарративов позволяет сегодня говорить о возможности деконструкции национальных культурных метаповествований и обостряет проблему индивидуального культурного выбора и культурной самоидентификации, которая в современную эпоху приобретает вненациональный смысл.

Отечественный исследователь В. А. Мамонова считает, что мультикультурализму как модели культуры свойственны общие эстетические

1 Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. - М.: ИМЛИ

РАН, «Наследие», 2000. С. 7-10.

2Мамонова В. А. Мультикультурализм: разнообразие и множество.

4

и философские установки постмодерна. Культура постмодерна, легитимировавшая множественность как субстантивное начало, закономерно рассматривает мультикультурализм как наиболее приемлемое культурное состояние общества, в котором толерантность, терпимость к культурной инаковости становятся общественно превалирующими ценностями.

В. Миньола3, С. Бенхабиб4, Хоми Баба5, выступая с теоретической защитой мультикультурализма, обращают внимание на слабую обоснованность претензий западной культуры на универсальность. Исследователи подчеркивают моральность требований традиционных этнических культур на получение равного статуса с западной культурой.

6 7

У. Кимлика и Ч. Кукастас предлагают конкретные модели социальной мультикультурализации, обосновывая их теоретически. С. Жижек, С. М. Окин, Б. Кагарлицкий,8 напротив, указывают на слабые стороны мультикультурной теории и практики. Эти исследователи определяют мультикультурализм как новую форму социального обскурантизма. Так, Жижек9 полагает, что горизонт мультикультурной этики ограничен политкорректным уважением к фантазии Другого, когда попытка поиска любой универсальной истины осуждается как форма культурного насилия.

Д. Грей10 рассматривает проблематику мультикультурализма в ее связи с проблематикой политического плюрализма. Поскольку культурные различия присущи всей истории человечества, они являются важной чертой и большинства современных обществ. И если в либеральных гражданских обществах основными субъектами политических прав являются индивиды, то

URL:http://www jntelros.ru/2007/07/06/vamamono

3 Mignolo W. Towards a Decolonial Horizon of Pluversality.

URL:http://waltermignolo.com/publications/#articles_english

4Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. М., 2003.

5 Bhabha Homi К. A respond to Is Multiculturalism Bad for Women?

URL:http://www.bostonreview.net/BR22.5/bhabha.html

6 Кимлика У. Современная политическая философия. М., 2010.

7Кукастас Ч. Либеральный архипелаг. Теория разнообразия и свободы. М., 2011.

8 Кагарлицкий Б. После мультикультурализма. URL: http://www.kagarlitsky.ru/node/170

9 Жижек С. 13 опытов о Ленине. М., 2003.

10 Грей Д. Поминки по Просвещению. М., 2003.

в плюралистических политических образованиях политические права должны быть признаны за культурными сообществами. С. Хантингтон11 и П. Дж. Бьюкинен12 рассматривают мультикультурализм как основную угрозу национальной идентичности и единству национального государства. Мультикультурализация общества приведет, как они полагают, к умалению ценностей национальной культуры, обеспечивающих национальное единство и являющихся фундаментом национальной идентичности.

А. Борисов13 и К. Гарибян14 отмечают потенциальную опасность мультикультурализма для существующего социального порядка.

Э. Гидденс15 в своих работах отмечает угрозу перерастания мультикультурального проекта в культурный релятивизм. Если для того, чтобы понять Другого, необходимо абстрагироваться от собственных убеждений и своих исторических ценностей, то как быть с тем, что в таком случае придется признать самые варварские традиции и обычаи?

Позицию Р. Рорти16 по данному вопросу можно охарактеризовать как прагматическую. Философ соглашается со сторонниками мультикультурализма относительного того, что теоретическое обоснование превосходства одних культурных ценностей над другими невозможно. Однако отсутствие такого обоснования не может означать отказ от поиска форм национальной солидарности. Рорти полагает, что поддержку традиционной национальной культуры можно обосновать из соображений социальной прагматики, которые уже не нуждаются в теоретическом внеисторическом обосновании. Исходным пунктом нравственного самообраза индивида в таком случае окажется осознание им своей принадлежности к определенному историческому сообществу и традиции.

11 Хантингтон С. Кто мы? М., 2004.

12 Бьюкенен П. Дж. На краю гибели. М., 2007.

13 Борисов А. А. Мультикультурализм. Американский опыт и Россия. // Мультикультурализм и

этнокультурные процессы в меняющемся мире. М., 2003. С. 23

14 Гарибян К. Размышления о перспективах реализации политического проекта мультикультурализма в

постсоветском пространстве: да или нет? URL: http://www.intelros.ru/pdfgender_issledovaniya/2008_18/18.pdf

15 Гидденс Э. Социология. M., 2005.

Схожую позицию занимает Ч. Тэйлор,17 указывающий на значимость этнических культурных традиции самих по себе для полноценного развития личности.

В. А. Тишков18, в свою очередь, определяет мультикультурализм как «теорию, практику и политику неконфликтного сосуществования» различных этнических групп и, обращаясь в прошлое, отмечает, что национальная политика СССР уже содержала в себе мультикультуральные принципы. Следовательно, российская мультикультурная политика должна обратиться к советскому опыту.

И. Валлерстайн19 отмечает противоречивые тенденции мультикультурализма. С одной стороны, происходит интернационализация культуры повседневной жизни (формы питания, стиль одежды), а с другой стороны, отмечается устойчивый рост внимания ко всему культурно-партикулярному. В целом оценивая мультикультурализм положительно, исследователь подчеркивает его роль в общественном прогрессе.

Из приведенных точек зрения можно сделать вывод, что в общественной мысли еще не сформировалось однозначной оценки данного социального явления.

В этой связи очевидна необходимость дальнейшего углубленного исследования данной проблемы во всех сложных взаимосвязях и противоречиях ее развития в виду того, что мультикультурализм является сегодня не только теоретическим концептом, но и объективно существующей социальной проблемой, требующей как теоретической рефлексии, так и определенного практического решения.

16 Рорти Р. Постмодернистский буржуазный либерализм. // Логос. Избранное, 1991-2005. Т. 2., М., 2006.

17 Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами. URL:http://www.mnemosyne.ru/library/taylor.html

18 Тишков В. А. О культурном многообразии. иКЬ:Ь«р:/Л¥\у\у.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii.html

19 Валлерстайн И. Возможна ли всемирная культура? // Хрестоматия по культурологии под ред. Кравченко А. И. М., 2006.

Объект диссертационного исследования - процесс мультикультурализации современного общества.

Предмет исследования - мультикультурализм как теория и практика.

Цель диссертационного исследования - выявление социальных и философских основ мультикультурализма, анализ теоретических и практических проблем, связанных с существованием данного явления, поиск путей дальнейшего развития теории и практики мультикультурализма.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

- анализ существующих трактовок понятия «мультикультурализм»;

- экспликация философских основ мультикультурализма;

-исследование социальных факторов, способствующих

мультикультурализации современного социума;

- критический разбор основных направлений теории мультикультурализма;

- анализ консервативной и леворадикальной критики теории и практики мультикультурализма в работах западных и отечественных исследователей;

- выявление позитивных сторон мультикультурной теории и рассмотрение общественно-приемлемых вариантов мультикультурной политики в России.

Теоретико-методологические основания исследования:

Методологической основой диссертационного исследования являются системный и диалектические методы, предполагающие рассмотрение предмета исследования как комплексного развивающегося феномена, включающего в себя множество взаимодействующих и взаимосвязанных уровней: теоретического, социо-экономического, культурного, политического. Междисциплинарный подход к исследованию проблемы мультикультурализма позволил использовать эвристические возможности таких наук, как социология, политология и культурология. Немаловажным методологическим

основанием стал также герменевтической метод, позволяющий эксплицировать основные идеи теоретических работ философов, заложивших мировоззренческие основы мультикультурализма.

Теоретическая основа исследования представлена классическими и современными работами по философии, социологии, культурологии. Рамки исследования ограничиваются 20 в. - началом 21 в., поскольку изучаемая проблема стала особенно актуальной именно в этот период. Выявление истоков мультикультурализма потребовало также привлечения общенаучных подходов, конкретизации и обобщения различных концепций западных и отечественных философов, социологов и культурологов, анализирующих социо-культурную динамику.

Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна состоит в следующем:

1. Выявлена сущность мультикультурализма как новой социо-культурной парадигмы, отражающей процесс трансформации монокультурных национальных государств в поликультурное состояние.

2. Проанализированы объективные и субъективные предпосылки процесса мультикультурализации в эпоху глобализма: экономические, политические, социо-культурные.

3. На основе критического анализа осуществлена классификация основных направлений мультикультурного дискурса: либеральный и радикальный теоретический мультикультурализм, а также консервативная и традиционно-левая критика мультикультурализма.

4. Впервые выделяется направление мультикультурного дискурса -«радикальный мультикультурализм».

5. Показана генетическая связь идей мультикультурализма с общим ходом развития философской и политической мысли конца 19-го - начала 21-го века.

6. С учетом анализа консервативной и леворадикальной критики мультикультурализма выявлены его конструктивные идеи, позволяющие прогнозировать тенденции развития мультикультурной теории, которые могут составить основу политики консолидации поликультурных обществ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Мультикультурализм представляет собой сложный социокультурный феномен. С одной стороны, этим термином можно обозначить объективно существующее поликультурное состояние современного социума, в котором отсутствует культурное единство и сосуществует множество этнокультурных и субкультурных групп. С другой стороны, это теория и дискурсивные практики, рефлексирующие это состояние в области образования, социо-культурной политики, в публичной и правовой сферах.

2. Мультикультурализм, как новая социо-культурная парадигма, не может оцениваться однозначно. Данное явление требует для своей оценки системного и диалектического подхода. Культурная плюрализация является естественным развитием принципа индивидуальной свободы, выражающейся в культурной свободе отдельных индивидуумов и групп. Культурная плюрализация ведет как к обогащению культурной жизни и росту культурного разнообразия, так и порождает опасность релятивизации важнейших общечеловеческих ценностей и создает потенциальную угрозу политической устойчивости национальных обществ, порождает социальное напряжение. Данная опасность усиливается негативными процессами современной социальной жизни: утратой социальной солидарности, размыванием гуманистических идеалов в общественном сознании, доминированием идеологии бездумного потребления, взаимным отчуждением граждан.

3. Переход к мультикультурному состоянию общества обусловлен общими тенденциями современного глобального развития: ростом экономической взаимозависимости государств, увеличением потоков

трудовой миграции, негативными демографическими процессами в развитых

(

западных странах, формированием единого информационного пространства, интенсификацией межкультурных контактов, имманентными причинами социо-культурного генезиса современного общества, его �