автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Проблема мультикультурализма в американской гуманитарной научной мысли XX века

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Маркедонова, Юлия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Проблема мультикультурализма в американской гуманитарной научной мысли XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема мультикультурализма в американской гуманитарной научной мысли XX века"

На правах рукописи

Маркедонова Юлия Александровна

Проблема мультикультуралита в американской гуманитарной научной мысли XX века

Специальность 24. 00. 01 - теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону 2005

Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Ростовском государственном университете.

Ведущая организация; Ростовский юридический инсти гут М$Д России

Защита состоится 26 января 2006 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, РГУ, факультет философии и культурологии, ауд. 427.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного университета (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан » декабря 2005 года.

Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор Шевляков Евгений Георгиевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Штомпель Людмила Александровна

кандидат философских наук, доцент Зиновьева Татьяна Николаевна

Ученый секретарь диссертационного совета

М.В. Заковоротная

гоо&А

Актуальность темы исследования.

Актуальность проблемы мультикультурализма определяется рядом моментов. В настоящее время в рамках мирового сообщества активизируются интеграционные межкультурные процессы. В связи с этим постепенно актуализируется вопрос о феномене взаимодействия культур, о степени и механизмах их влияния друг на друга, о роли и месте отдельных культур в общемировом полифоническом этнокультурном хоре. В какой степени активное стремление к объединению порождает «маятниковый откат» от интеграции в сторону локализации и фрагментации культур? Где та граница, нарушение которой порождает агрессивность носителей доминирующей культуры по отношению к представителям «инаковых» культурных традиций? Существует ли пространство, вторжение в которое «инаковой» культуре запрещено?

Проблема взаимодействия культур присуща всем поликультурным обществам. Часто возникающие межнациональные конфликты в рамках одного государства подтверждают актуальность проблемы взаимодействия между национальностями и между культурами в рамках полинациональных, поликультурных государственных образований. Противостояние Ирландии и Англии в рамках Великобритании, курдские конфликты в Турции и Ираке, противоречия между басками и испанцами, цепь конфликтов на Балканском полуострове - примеры межкультурных конфликтов, поднимающие вопрос о способах достижения культурного единства и гомогенности внутри поликультурных и полинациональных обществ.

Проблема межкультурных взаимодействий - неизменная тема теоретико-гуманитарной мысли русских исследователей. Россия - изначально полиэтничная страна, несущая в себе традиции не только русской культуры, что порождает необходимость рефлексивного осмысления феномена мультикультуральности в российском пространстве. В современной действигельности в условиях глобализации настоящая проблема приобретает новый обертон. Насколько глубоко мы можем войти в процессы глобализации, не утратив при этом собственной культурной идентичности? Таким образом, проблема мультикультурализма объединяет в себе различные концепции и поиски ответов на вопросы, стоящие сегодня перед всем мировым сообществом.

Особенно важной данная проблема оказалась для Америки. После трагических событий в США в начале XXI века стало очевидным, что мир «изменился». Это вызвало необходимость очередного пересмотра устоявшихся подходов не только в политико-практической сферах, но и в области теории. Наряду с политическими парадигмами начинают подвергаться сомнению и концепции в области теории культуры. Местоположение в науке некоторых из них постепенно смещается с главенствующего, которое они занимали на протяжении практически всего XX столетия, на периферию. Вопросы, решаемые в рамках проблемы мультикультурализма, сегодня выдвигаются на первый план. Имевшие высокую значимость для американской научной мысли на протяжении всей истории существования Соединенных Штатов Америки, в настоящее время они актуализируются в мировом масштабе. Центральной темой современного американского поликультурного дискурса становится проблема самоидентификации в условиях взаимодействия культур. Что скрывается за понятием американца? Европеец (англичанин, испанец, француз, голландец) или конгломерат, включающий в себя наряду с представителями европейских этнокультурных цивилизаций азиато-европейцев, автохтонных американцев, афроамериканцев и т.д.?

В центре нашего исследовательского интереса находятся причины формирования и генезис проблемы мультикультурализма в контексте развития американской гуманитарной мысли, выделение ее социально-исторических предпосылок и идейных источников. Подобная постановка проблемы дает возможность взглянуть на состояние культурологической мысли США в ее динамическом становлении, позволяет понять, что привело к появлению феномена мультикультурализма, какие тенденции способствовали его обособлению и выделению в самостоятельную область исследования. Этим объясняется включение в данную работу наряду с концепциями американской культурологической мысли XX столетия, философских и культурантропологических работ XIX века как исследований, подготовивших почву для возникновения и развития феномена мультикультурализма.

В современной мировой действительности наблюдаются весьма противоречивые процессы: тенденция к глобализации, стремление к объединению культур, с одной стороны, и тяга к локализации, обособлению, с другой. Подобные

явления представляют собой отражение «через столетия» на более масштабном уровне процессов, ставших неотъемлемой чертой такого поликультурного сообщества, как Соединенные Штаты. То, с чем столкнулся мир, входя в третье тысячелетие, есть проблема, решением которой американские исследователи и мыслители занимаются на протяжении длительного времени.

Изначальное существование для американского научного сознания проблемы бытия множества культур в пределах единого государства, соотнесение их в рамках единой социально-политической целостности, породившее возникновение множества концепций, решающих проблему поликультурности, и объясняет обращение в настоящем исследовании к теоретико-культурной мысли Соединенных Штатов Америки.

Степень разработанности проблемы и её освещение в научной литературе.

Неоднозначность понимания проблемы мультикультурализма в современной гуманитарной науке, предполагающей самые разные сферы ее применения, порождает многочисленные исследовательские подходы.

Анализ литературы по проблеме мультикультурализма показывает, что в гуманитарной науке на сегодняшний день еще не выработана единая общепризнанная трактовка данного понятия. Разнообразие интерпретаций мультикультурализма объясняется тем, что он находится в эпицентре различных подходов в осмыслении вопросов взаимоотношения и взаимодействия культур. Ряд американских исследователей проводит попытки изучения ' мультикультурализма как социокультурного феномена. Среди обилия работ, посвященных постановке проблемы мультикультурализма, следует выделить труды Н. Глейзера, С. Бенхабиб, Т. Гиглина, Б. Боксила, К. Цюрхера, Г. Жиро. Критика мультикультурализма находит свое отражение в работах А. Шлезингера-мл., С. Хантингтона.

В научных трудах X. Келлена, Д. Патрика, Н. Глейзера, Э. Сайда осуществляется разработка и анализ концепций мультикультурализма в США.

Радикальное видение процессов, происходящих в США представлено в работах Б.Т. Вашингтона, У.Б. Дюбуа, K.M. Асанте, Э. Сайда, M.JL Кинга.

Истоки появления проблемы мультикультурализма заложены в исследованиях межкультурных взаимодействий, проводимых в американской культурантропологии и общефилософской мысли XIX - первой половины XX. Предпосылки к

возникновению проблемы мультикультурализма появляются в исследованиях американских культурантропологов, занимавшихся проблемой культурного релятивизма (М. Херсковиц, Ф. Боас, К.К.М. Клакхон). Вопрос взаимоотношений культур, рас, этносов; критика иерархического восприятия культур находит отражение в работах, письмах и выступлениях Р.В.Эмерсона, стоящего на позиции равноценности этносов и культур. Существенное влияние на формирование проблемы мультикультурализма оказали результаты исследований, проводимых американской школой исторической этнологии Ф. Боаса, психологической школой (М. Мид, Дж. Хонигман), в которых произошел кардинальный пересмотр взглядов на роль и значимость этнокультурных групп.

Мультикультурализм - понятие, затрагивающее не только сферу культуры, но в не меньшей степени социальную и политическую области: политическое, социальное и культурное тесно переплетены друг с другом, политические сдвиги могут нести в себе поворот в процессах взаимодействия культур и наоборот. Поскольку мультикультурализм оказывается тесно связан с историческими особенностями формирования США, истоки появления ряда концепций следует искать в области истории государства, как общества полиэтничного и поликультурного. В связи с этим о диссертационном исследовании привлекается материал из различных смежных отраслей хуманитарной науки.

Из работ, посвященных изучению историко-политических процессов в США, в первую очередь следует выделить исследования М. Лернера, А. Шлезингера-мл., Ш. Богиной, Л. Кертмана, занимавшихся теоретическим осмыслением исторических, культурных и политических процессов, происходивших в развитии американского государства.

Проблема американского мульгикультурализма в современной отечественной науке проработана недостаточно. В работах М. Тлостановой, В. Денисенко, А. Куропятника, Е. Литвиненко рассматривается ряд концепций мультикультурализма, а также производится некоторый анализ взглядов на проблему, ее социокультурные аспекты существования.

В целом, несмотря на то, что освещению проблемы мультикультурализма посвящено определенное количество научных публикаций и практических разработок, глубокий анализ истоков мультикультурализма, его видов и концепций, а

также социокультурный пласт его функционирования в динамике развитая представлен недостаточно. Это обстоятельство позволяет нам определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования - феномен мультикультурализма, взятый в его цивилизационном и социокультурном измерении.

Предмет исследования - мультикультурализм как научный и социокультурный феномен США.

Цель диссертационного исследования - раскрыть содержание проблемы мультикультурализма и его основных концепций в американской гуманитарной научной мысли, и определить их роль в социокультурных процессах США XX века.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. исследовать содержание и специфику американской мультикультуральности как социально-исторического феномена;

2. проанализировать мировоззренческие и теоретические предпосылки становления теории американского мультикультурализма, выявить вклад американских мыслителей и культурантропологов XIX - XX вв. в появление проблемы мультикультурализма;

3. рассмотреть различные трактовки понятия мультикультурализма;

4. провести критически-рефлексивный анализ ассимиляционных, плюралистических и радикальных концепций американского мультикультурализма;

5. проанализировать тенденции развития и практической реализации теорий мультикультурализма в современной Америке, нацеленных на адекватное решение современной мультикультуральной ситуации.

Теоретико-методологические основания исследования: Методологической основой диссертационного исследования являются системный и структурно-функциональный подходы, предполагающие рассмотрение предмета исследования как комплексного феномена, включающего в себя множество взаимодействующих и взаимосвязанных между собой уровней: теоретический, социокультурный, социополитический, исторический и др. Немаловажным методологическим основанием стал также метод герменевтической реконструкции, позволяющий реконструировать как основные смыслы в исследованиях классиков мультикультурализма (Н. Глейзера, X. Келлена, Б.Т. Вашингтона, K.M. Асанте и т.д.),

так и одновременно настоящую социокультурную ситуацию поликультурного общества.

Рамки исследования ограничиваются XIX - XX вв., поскольку изучаемая проблема постепенно формировалась в течение обозначенного времени. Выявление истоков проблемы мультикультурализма потребовало также привлечения общефилософских методов анализа, конкретизации и обобщения различных концепций американских культурантропологов, заложивших основание одной из ключевых позиций мультикультурализма (культурный релятивизм).

Научная новизна диссертационного исследования:

• установлена взаимосвязь социокультурных и исторических особенностей формирования и существования США как поликультурного образования с проблемой мультикультурализма;

• выявлены истоки и тенденции развития проблемы мультикультурализма, лежащие в плоское I и исследований американских мыслителей XIX-XX вв.;

• проведено исследование ракурсов понимания мультикультурализма в американской гуманитарной мысли XX в.;

• выявлены и проанализированы концепции мультикультурализма, а также обоснована проблема жизнеспособности каждой из них;

• установлено, что проблемная ситуация мультикультурализма порождает подъем этнокультурно1 о самосознания и ведет к фрагментации современного американского мультикультурального общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мультикульгуральность в США как социально-исторический феномен обладает следующими специфическими особенностями: мультикульгуральность является изначальным исторически предопределенным способом существования американского общества; культурно-исторические процессы США характеризуются маятниковостью движения от стремления к достижению культурного единства к подчеркиванию культурного многообразия, что порождает динамику феномена американской культурной идентичности.

2. Мировоззренческими и теоретическими предпосылками становления проблемы американского мультикультурализма являются: перемещение научного

интереса с европейской культуры на неевропейские, осознание их самоценности и равнозначности; теоретический пересмотр устоявшейся иерархии между европейской и неевропейскими культурами; актуализация вопроса взаимодействия культур как на локальном уровне, так и в пределах единого поликультурного образования.

3. Понятие мультикультурализма, активно функционируя в современной американской научной гуманитарной мысли, не имеет однозначного смыслового наполнения по сей день. В его толковании можно выделить две противоположные тенденции: использование данного термина в качестве синонима «культурного плюрализма», предполагающего многообразие самодостаточных культур, сосуществование которых ведет к фрагментации единой культуры, и понимание мультикультурализма в смысле сосуществования и активного взаимодействия множества миноритарных культур. Существующие взгляды на проблему мультикультурализма представлены концептуально. Решение проблемы взаимодействия культур в рамках поликультурного общества раскрывается в виде трех концепций: ассимиляционные («Доктрина Явственной судьбы» и «Плавильный тигль»); плюралистические (модели "Salad Bowl", «Культурный плюрализм», «Радужная коалиция» и пр.); радикальные Сэтноцен гризм, афроцентризм, полицентризм и др.).

4. Критически-рефлексивный анализ ассимиляционных концепций позволяет утверждать, что стремление к формированию единой американской культуры, основанной на доминировании европейского начала, характеризуется следующими особенностями: выклточенностью той или иной расовой группы из общей культуры; легализацией англосаксонского, впоследствии - пан-европейского национализма; культурной унификацией в процессе аккультурации, приводящей к созданию однообразной «бесцветности» единой американской культуры; возникновением феномена криптоэтничности. В огличие от ассимиляционных, плюралистические концепции онтологически более адекватны американской культурной реальности в силу своего стремления к уравниванию степени значимости европейской и неевропейских культур и этнокультурных традиций Однако в рамках концепций культурного плюрализма господствует восприятие представителями «инаковых» культур собственной культурной исключительности, самодостаточности и превосходства, что порождает мультикультурный радикализм, приводящий к:

появлению национализма и расизма «наоборот» ("Upside Down"); этнокультурной фрагментации и сепарации; расслоению базисных традиций в культурном единстве общества и расшатыванию единства американской культуры и государства, что приводит к перевертыванию изначального смысла культурной множественности, сформулированного в девизе "Е Pluribus Unum".

5. Проанализированные теории демонстрируют неадекватность онтологии американского мультикультурализма, его несоответствие задачам и реальным процессам, происходящим в США, что требует от американской элиты продолжения разработки теорий мультикультурализма. Феномен маятникового развития американской мультикультуралистической мысли в настоящее время демонстрирует попытку возвращения ассимиляционных тенденций. Вместе с тем, интеграционные движения воплощаются в теории плюралистической интеграции, в последнее время занимающей одно из первостепенных мест в американском мультикультурализме.

Научно-практическая значимость исследования. Выводы диссертационной работы, основанные на анализе проблемы мультикультурализма и моделей межкультурных взаимодействий, могут быть использованы в регулировании этнокультурных отношений в рамках поликультурных обществ, а также при формировании социально-политических проектов преобразования современного мира в условиях глобализации. Обращение исследовательского внимания к проблеме мультикультурализма может способствовать повышению интереса к ней в рамках российской науки и возникновению нового уровня ее теоретического осмысления на российском материале.

Материалы диссертационного исследования мотуг быть использованы при составлении общих и специальных курсов по теории и истории мировой культуры.

Апробация диссертационной работы. Основные идеи диссертационного исследования были изложены в виде докладов на научно-практических конференциях «Проблемы развития культуры в трансформирующейся России (традиции, опыт, современность)» (Ростов-на-Дону, 2001 г.), «Лосевские Чтения» (Новочеркасск, 1999, 2001 гг.).

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 4 публикациях общим объемом 0,5 п.л.

Материалы диссертационной работы были использованы при проведении лекционных и семинарских занятий на кафедре Социально-Гуманитарных наук Ростовского-на-Дону филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы, который включает 172 наименования на русском и иностранных языках, в том числе 50 на английском. Общий объем текста составляет 139 страниц.

Основное содержание диссертации

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень ее научной разработанности, определяются цель и задачи исследования, поясняются методолотческие принципы исследования, формулируются научная новизна и положения, выносимые на защиту, освещается практическая значимость и апробация результатов работы.

Глава первая «Формирование проблемы мультикультурализма в США и ее отражение в научной мысли» посвящена реконструкции социально-исторических и теоретических предпосылок возникновения проблемы мультикультурализма. В ней также рассматриваются основные смыслы понятия «мультикультурализм».

В первом параграфе «Мультикулътуральность США как социально-исторический феномен» раскрываются исторические и социокультурные особенности США как мультикультурального общества. Учитывая факт политгничности и поликультурности США, автор диссертации придерживается мнения, что одной из отличительных черт американского сознания является дуализм единообразия и множественности. Девиз "Е Р!ипЬия Шит" - «Из многих одно» - наиболее четко определяет характерные особенности США как общества, сочетающего в себе разнообразие и единство, гетерогенность и монолипгость. Вслед за М. Тлостановой автор диссертации обращает внимание на такое свойство американской культуры, как «пограничность», определяемая не столько «физическим» нахождением на стыке

цивилизаций, сколько осознанием собственной негомогенности и длительным ожиданием наступления синтеза. Существование разнородных этнокультурных составляющих порождает необходимость их активного взаимодействия, в то время как сверхцелью становится достижение культурного единства внутри американского общества. По мнению М. Лернера, в условиях единого государства не наблюдается окончательного слияния этнокультурных групп и растворения их друг в друге. Тем не менее, согласно А. Шлезингеру-мл., поликультурному американскому обществу удается избежать разъединения путем создания новой национальной самобытности.

За счет изначальной этнокультурной гетерогенности особую актуальность для американцев приобретает проблема самоидентификации. Время прибытия иммиграционных потоков, их количественный состав, экономические показатели, политико-правовые особенности - факторы, обусловившие степень участия того или иного иммиграционного потока в формировании особенностей политики и идеологи американского общества. В диссертации обосновываются причины доминирования англосаксонских традиций, повлиявших на создание образа американца как воплощения идеала WASP (White Anglo-Saxon Protestant). В начале XX в. идеал WASP официально закрепляется в научной мысли, попадая в качестве основы в одну из мультикультуральных концепций - "Manifest of Destiny" («Доктрина Явственной Судьбы»).

Укоренившиеся представления об американской культуре как культуре в своей основе англосаксонской, отбрасывают на «задворки» культурных процессов как представителей ряда европейских этнокультурных групп, так и представителей неевропейских рас и этносов. Культурному подавлению и процессам аккультурации подвергается ряд европейских, азиатских, семитских и африканских общностей.

В конце XIX - начале XX вв. в поле зрения этнокультурного дискурса наряду с англосаксонским компонентом попадают европейские этносы, и идеал WASP уступает место идеалу американца европейского типа. В связи с интенсивным изменением демографического состава США, со второй половины XX в. происходит кардинальный пересмотр взглядов на этнокультурную проблему общества.

Сдвиг в американском менталитете знаменуется перемещением внимания с европейских на неевропейские этнокультурные группы, в результате чего акцент в определении американской культуры смещается с «единства» на «многообразие».

Изменения в законодательстве США, возникновение и активизация социально-политических движений этнорасовых меньшинств, повышение этнического самосознания и значимости культурного наследия этнических групп, приводят к необходимости пересмотра вопросов соотношения и характера взаимодействия культур в рамках американского мультикультурального общества, а также к переосмыслению устоявшегося восприятия исходного постулата "Е Р1ипЬии Шиш".

Во втором параграфе «Теоретические проблемы феномена мультикультурализма» раскрывается понимание феномена мультикультурализма в американской научной мысли XX в., выявляется многозначность его трактовок, а также определяются сферы его функционирования.

Попытки осмысления феномена мультикультурапьности, поиски вариантов сосуществования различных этнокультурных групп в рамках единого социокультурного организма, порождают множество теоретических концепций. В американской гуманитарной научной мысли вопросы мультикультурапьности находят отражение в проблеме мультикультурализма. Автором диссертации отмечается, что понимание мультикультурализма в американской и мировой научной мысли неоднозначно. Термин применяется по отношению к большому количеству противоречивых явлений, в различных контекстах, в связи с чем однозначная трактовка понятия затруднена. В результате анализа многообразных точек зрения на проблему мультикультурализма, автором диссертации выделены два ракурса осмысления данного феномена.

1. Мультикультурализм как социокультурное явление.

Мультикультурализм включает в себя осознание факта множественности этносов и культур в рамках единого сообщества С этой позиции в понятие мультикультурализма укладываются понятия-синонимы: «поликультурность», «многосоставность», «разнообразие» и т.д. При рассмотрении проблемы мультикультурализма в поликультурном обществе акцент ставится на решении вопросов сосуществования, активного взаимодействия, определения места и роли этнокультурных групп, степени сохранения их свободы и закрепления их прав. Представление о мультикультуральности как множественности различных культур чаще подменяется категорией полиэтничности, акцентируя внимание на антропологических отличиях, исходящих из расовой и этнической

нетождественности. В данном смысле мультикультурализм не заменяет вопросы культуры вопросами антропологии, и в то же время он доказывает, что культура не является тождественной расе или этносу. Мультикультурализм включает в социокультурные процессы не только этнокультурные 1руппы, но и все виды меньшинств (например, сексуальные меньшинства), а также актуализирует вопрос тендерных отношений. В подобных проявлениях отражается универсальность мультикультурализма: все социокультурные группы общества должны был. признаны.

В диссертационном исследовании автор придерживается данной трактовки проблемы мультикультурализма и опирается на нее при анализе вариантов мультикультурализма и результатов его апробирования в американском обществе.

2. Мультикультурализм как синоним понятия культурного плюрализма.

Отталкиваясь от плюралистического понимания культурного разнообразия мира, в понятие мультикультурализма вкладывается смысл сосуществования многообразных этнокультурных составляющих в противовес единой культуре. Протестуя против унификации поликультурного общества, мультикультурализм отказывается от монокультурных формулировок, социальной и культурной дискриминации. Придерживаясь позиции, что существующие культуры не должны подвергаться сравнению, каждая из них имеет свою историю происхождения и развития, отличную от других, поднимается идея полного равенства и равнозначности культур для общества. По мнению Н. Глейзера, мультикультурализм - это позиция положения расового и этнического разнообразия в США, которая «отклоняет ассимиляцию и образ "Melting Pot" как наложение доминирующей культуры, вместо этого предпочитает такие метафоры, как "Salad Bowl" либо «Великолепная мозаика», в которых каждый этнический элемент населения сохраняет и поддерживает свою отчетливость». В данном ракурсе феномен мультикультурализма связан с проблемой фрагментации единого общества. Культурный плюрализм поднимает вопрос неизбежности существования доминирующей культуры. Сторонники плюралистической позиции мультикультурализма считают, что на сегодняшнем этапе существования США доминирующая культура становится излишней. Подобное определение мультикультурализма носит более узкий характер и приобретает односторонний

политико-идеологический оттенок, подчеркивая нацеленность на обособление, выдвижение «инаковости» на передний план, пересмотр устоявшихся в полиэтническом поликультурном общее гве общепринятых норм и ценностей.

Исходя из вышеуказанных особенностей трактования, автор диссертации отмечает, что целью проблемы мультикультурализма должно быть стремление к поддержанию стабильности в негомогенном обществе, а основополагающим должен стать вопрос интеграции в единое общество.

В параграфе акцентируется внимание на гом, что мультикультурализм в способах своей реализации предполагает активное включение различных сфер общественной жизни. Понимаясь в качестве идеологии и политики государства, в качестве социальной технологии, мультикультурализм сохраняет свое основное предназначение: поиск и достижение плюралистического равновесия в условиях интеграции. В области социальной политики государства разрабатывается комплекс мер, политических решений в отношении иммиграции, ее квот, последствий; рассматриваются вопросы результатов политики культурного плюрализма «без границ»; внедряются программы по политической, экономической, культурной поддержке этнокультурных групп. Мультикультурализм также затрагивает образовательные программы. Вслед за Н. Глейзером, автор диссертации отмечает, что проникновение мультикультурализма в образование, на ранней стадии имело позитивные результаты. Однако со временем мультикультурализм порождает изменения в ценностных установках образовательного цикла. Интенсивность поддержки политики мультикультурализма в американском обществе оказывается взаимосвязана с проявлением «ксенофилии» как активизирующейся заинтересованности в «инаковых», в противовес устоявшейся за историю США ксенофобии. В результате мультикультурализм стимулирует развитие этноцентризма и этнокультурного сепаратизма.

Третий параграф диссертации «Мировоззренческие и теоретические предпосылки становления идей американского мультикультурализма» посвящен выявлению и анализу концепций американской культурантропологии и философской мысли XIX - первой половины XX вв., послуживших основой для формирования проблемы мультикультурализма.

Автором диссертации установлено влияние американской научной мысли в

области межкультурных взаимоотношений, расовой и этнической дискриминации, признания уникальности каждой этнической культуры, на формирование проблемы мультикультурализма. Вопросы, выдвигаемые мультикультурализмом, выкристаллизовываются в гуманитарной науке США в течение длительного времени. В становлении проблемы мультикультурализма выделяется два этапа:

1. Перемещение внимания на неевропейские культуры и пересмотр традиционных взглядов на их значимость

Исследования, проводимые американской школой исторической этнологии Ф. Боаса, психологической школой (М. Мид, Дж. Хонигман и др.), поднимают роль и значимость неевропейских культур. В диссертации выявлено, что эти исследования отличает «замкнутость» - локальность в изучении этнических групп, в то время как взаимодействие культур рассматривается на примере особенностей традиций, как правило, единично взятой культуры.

2. Осознание проблемы мультикультуральности как феномена кулмурной и этнической множественности в рамках единого государственного образования.

Внимание направляется на этнокультурные группы внутри поликультурных государств. Доминирующее положение занимает вопрос сосуществования и активного взаимодействия множества культур в рамках одного сообщества.

Автор отмечает, что в социокультурной сфере американского общества еще в XIX в. начинает происходить пересмотр представлений о расовой и этнической иерархии, сложившихся под влиянием ксенофобии. Эмерсон, опираясь на тезис о воздействии политико-социальных норм, жизненного уклада на культуру, считает, что никакие единичные всплески гениальности не смогут сдержать общий откат культуры в обществе, не соблюдающем вышеуказанные нормы. Тем не менее, отвергая расовую дискриминацию, Эмерсон подчеркивает значимость каждой цивилизации и каждой культуры в ее творческих проявлениях.

Проблема самоценности маргинальных, бесписьменных культур, считавшихся до некоторых пор варварскими, получает развитие в концепции культурного релятивизма (М. Херсковиц, Ф. Боас). Согласно данной концепции, каждая культура, независимо от уровня развития ее производительных сил, имеет принципиально тот же уровень сложности, ценности и самобытности, что и любая другая. Каждая культура начинает рассматриваться как явление уникальное, не подлежащее кросс-

культурному анализу. Отрицая единство человеческой истории и культуры, сторонниками культурного релятивизма все объявляется относительным, ставится под сомнение обязательность наличия общего критерия прогресса.

При исследовании особенностей функционирования и развития культур, Херсковиц вводит понятие инкультурации как процесса вхождения индивида в конкретную форму культуры. Анализируя механизмы принятия и воспроизводства действий, мышления, моделей поведения, характеризующих каждую конкретную культуру, Херсковиц выводит два уровня инкультурации: детство (приобретение и освоение культурных норм, языка, этикета, религии и т.д.); зрелость (рефлексия над принятыми культурными традициями, появление оценочного аспекта а также возможности пересмотра и внесения изменений в устоявшиеся нормы и традиции). Автором диссертации производится попытка перенесения механизмов инкультурации в плоскость межкультурных взаимодействий, что может иметь место в условиях: завоевания одного культурного общества другим; вхождения представителей одной культуры в другую. На первом этапе, обозначенном Херсковицем как «детство», субъект или этническое общество приобретает навыки и традиции культуры, в которой он оказывается. На примере США видно, что локальные культуры в течение длительного времени оказывались перед необходимостью подчинения европейским традициям при полном отказе от собственных культурных установок. Однако полное подчинение и растворение одной культуры в другой - процесс, не являющийся универсальным для всех мультикультуральных обществ. На втором этапе -«зрелость» - субъект, либо этническое общество, введенное в новую культуру, получает возможность участия в культурной дискуссии: а), разговаривая на языке принятой культуры; б), возрождая собственные традиции и получая право этнического «голоса». В последнем случае в рамках мультикультурального общества возникает феномен межкультурного диалога, что отчетливо прослеживается в современном мире с его пересмотром культурных установок в рамках мультикультуральных государств и подъемом этнокультурного самосознания.

Во второй главе диссертации «Концепции американского мультикультурализма в XX столетии» производится анализ мультикультуралистических концепций, а также рассматриваются аспекты их

функционирования в американском обществе.

В первом параграфе «Причины онтологической неадекватности ассимиляционных концепций» раскрываются особенности ассимиляционных концепций, а также анализируются причины их онтологической неадекватности.

Прежде всего, дается общая характеристика двух главенствующих тенденций в американском мультикультурализме- центростремительной и центробежной. Основной идеей первой (ассимиляционной) является объединение различных этнокультурных составляющих США при условии сохранения доминирующей культуры. Вторая (плюралистическая) связывается с возрождением, культивированием этнических традиций, предусматривая вариант локализации культур.

В ходе исследования ассимиляционных концепций выявлена вариативность допустимой степени ассимиляции «инаковых» культур: от полной рецепции доминирующей культуры до попытки «растворения» в ней с точечным привнесением этнических традиций. Выделяются две культурные модели, отражающие главенствующие установки ассимиляционных концепций мультикультурализма: "Manifest of Destiny" («Доктрина явственной судьбы), в основе которой лежит англосаксонское доминирование, и "Melting Pot'" («Плавильный тигль»), включающий в доминирующую культуру европейские традиции Автором диссертации вычленяется ряд причин возникновения англосаксонской, позже - пан-европейской моделей, лежащих в плоскости истории формирования США, а также социальных и политических особенностей развития государства. Вместе с тем, выявляются методы практического применения данных концепций в социокультурной и политической действительности Америки В результате сравнения двух моделей, отмечается, что "Manifest of Destiny" рассматривает ассимиляцию как наиболее полное растворение в доминирующей культуре, не предусматривая сохранение не англосаксонских традиций "Melting Pot" подразумевает «расплавление» культур в новом культурном пространстве, наделяя их правом некоторого влияния на доминирующее культурное ядро.

На основании проведенного исследования, делаются выводы о положительных сторонах ассимиляционных концепций, заключающихся в их интеграционной направленности и стремлении к созданию единой американской культуры. В то же

время, выявляется их онтологическая неадекватность: англосаксонский и пан-европейский национализм; не мобильность идеологии; этнокультурная унификация. Вместе с тем, воздействие ассимиляционизма на «выключенные» из культурных процессов этнические группы порождает феномен криптоэтничности, трактуемый двояко: с отрицательной стороны он характеризуется отсутствием реального участия в процессах создания единой культуры, с положительной - возможностью сохранения традиций этнокультурных меньшинств.

Во втором параграфе «Плюралистические концепции- критически-рефлексивный анализ» анализируются особенности плюралистических концепций с позиций как положительных сторон их идеологии, так и негативного воздействия на культуру США.

Определяются причины возникновения плюралистических концепций: развитие криптоэтничности; рост этнического самосознания; активизация социально-политических движений этнорасовых групп; несоответствие официальной идеологии и процессов, происходящих в обществе Выясняется, что перечисленные предпосылки, а также неудовлетворенность ассимиляционной метафорой амальгамы приводят к поиску иных моделей развития американской культуры. Плюралистическая установка оказывается наиболее точно отвечающей требованиям этнополитических и культурных процессов в США. Автором диссертации выделяются некоторые идеологические принципы, лежащие в основе плюралистических концепций: соответствие требованиям социального равенства и исключение дискриминации; сохранение этно-национальных культурных особенностей каждой группы «внешней» или «внутренней» иммиграции; стремление к разрушению полного языкового, культурного, религиозного единообразия, лишающего культуру этнического колорита; привнесение этнических черт культуры и быта в общеамериканскую культуру; объединение локальных групп в единое полинациональное и поликультурное общество. Рассматриваются некоторые культурные модели, разрабатываемые в рамках плюралистической парадигмы. В качестве базовых понятий, в концепцию «Культурного плюрализма» ее идеолог X. Келлен вводит понятия этнической исключительности и нерасплавляемости. Согласно Келлену, потеря идентичности этнических групп несет угрозу обеднения американской культуры, по этой причине существует необходимость сохранения и

развития этнических традиций по их собственному пути, но в рамках американской культуры. Келлен стоит на позиции культурного плюрализма, настаивая на обязательном соблюдении культурной гомогенности. Метафора "Salad Bowl" («Салатница») рассматривает культуру в качестве единого пространства, в котором составляющие части находятся в процессе постоянного взаимодействия. Однако в ней также подразумевается наличие факта несмешиваемости и нерасплавляемости этнокультурных элементов. Согласно данной концепции, все культуры оказываются в равном положении относительно остальных, и ни одна из них не признается доминирующей. Модель "Gorgeous Mosaics" («Великолепная мозаика») представляет американскую культуру в виде мозаики с большим количеством ячеек - этнических культур. Для полного сохранения традиций, все культуры должны быть замкнуты и закрыты для процессов аккультурации.

В результате критического анализа плюралистических концепций выявляются их негативные стороны, заключающиеся в: угрозе единству американской культуры за счет фрагментации и сепарации; замене прав личности на права групп, определяемых по расовому, этическому, тендерному признаку; активном росте этноцентризма и возникновении этноцентричных концепций культуры; появлению национализма и расизма "Upside Down" («наоборот»)

В третьем параграфе «Американский мулътикучътурализм в контексте радикальных концепций и воззрений «цветной Америки» раскрываются особенности развития этноцентризма в американском мультикультурализме

Внимание к локальным кулыурам порождает не только подъем интереса к проблеме самоидептификации неевропейскими культурами, но и стремление к обособлению, вычленению и культивированию куль гурных различий, что приводит к расизму Upside Down и несет в себе угрозу дезинтеграции общества по расово-этническим линиям.

Отдельной проблемой в XX столетии в CHIA стоит подъем этнокультурного движения. Автором диссертации выделены три основные тенденции, его характеризующие. Первая тенденция, оформившаяся на рубеже XIX - XX вв. заключается в осознанном нацеливании афроамериканцев на интеграцию в белое общество и овладение его ценностями. Основные идеи находят отражение в деятельности Б.Т. Вашингтона и M.JI. Кинга. Согласно Вашингтону, основной

задачей всех локальных групп, интегрирующихся в американскую нацию, является приспособление ко всем представляемым обществом требованиям: культурным, экономическим, политическим, образовательным, морально-психологическим. По его мнению, поскольку уровень развития черных не позволяет претендовать на «полноценное» (Б.В.) равенство с белыми, выходом становится освоение последовательных этапов в саморазвитии этнорасовой группы, что впоследствии дает возможность естественной ассимиляции со своими более развитыми согражданами. Следовательно, этнополитическое и культурное движение должно идти не в направлении бессмысленной политической агитации, а в привитии элементарных навыков цивилизованной, самостоятельной жизни, выстроенной по образцу белых представителей американской нации. Критикуя идею «покорного вживания», в середине XX в. Кинг ставит целью расовокультурного движения единение двух рас на основе полного равноправия. Орудием выживания афроамериканской расы он видит христианскую идею всепоглощающей любви.

Вторая тенденция, выделенная автором диссертации, заключена в стремлении к обособлению от белых, средством реализации которого выступает идея создания афроамериканской субцивилизации. У.Б. Дюбуа, опираясь на фактологический материал, показывает, что уровень культуры Африки в XIV в. соответствовал уровню цивилизации Европы, а по ряду параметров превосходил его. Находясь в русле афроцентризма, Дюбуа видит Африку, а не Европу в качестве мессии, на которую возложена обязанность по возрождению этических принципов человечества. Вслед за Вашингтоном и Кингом, Дюбуа считает мир и терпимость единственным средством к достижению вечного прогресса.

Основной чертой третьей тенденции является полный отказ от интеграции и акцент на радикальных методах решения проблемы расовокультурного суверенитета. Развивая афроцентристские идеи Дюбуа, Гарви, K.M. Асанте отвергает значимость европейской культуры и европейской истории, призывая сосредоточить внимание на исторических и культурных реалиях африканского народа. Вместе с тем, третья тенденция характеризуется возникновением конфессиональных движений радикального толка, наиболее мощное из которых - исламское экстремистское движение представляет к концу XX в. единое глобальное движение

Приверженец радикальных исследований культурных моделей Э. Сайд, не отказываясь от замысла культурной общности, предлагает идею полицентричного мультикультурализма, основным принципом которого становится диалог и взаимообмен подвижных и проницаемых друг для друга культур.

В четвертом параграфе «Поиск практических и теоретических решений проблем американского мультикультурализма» производится анализ прикладных аспектов развития концепций мультикультурализма. В параграфе также рассматриваются критические подходы к его осмыслению.

Обилие концепций, предлагаемых американскими мыслителями в рамках мультикультурализма, отражает постоянные поиски решений от компромиссных до крайне радикальных. Выявляется факт отсутствия на сегодняшний день единой концепции, способной полностью удовлетворить все стороны поликультурной дискуссии. Американский мультикультурализм отличается стремлением к воплощению как в теории, так и на практике. Государственные программы, проводимые в рамках мультикультуральной политики, включают в себя социальные, экономические, образовательные и культурные компоненты. Автором диссертации выявлено, что мультикультурализм в американском обществе характеризуется многовекторностью и взаимообустовленносшо взаимодействия между сторонами его функционирования: уровнем теоретического осмысления, политико-экономических мер, плоскости бытования мультикультуралистических концепций и мер внутри американского общества.

Результаты внедрения плюралистическою пласта мультикультурализма сегодня демонстрируют гипертрофированность одной из его сторон. «Правильным» считается то, что не принадлежит культуре белых европейцев, порождая феномен «обратной дискриминации». Подъем этнического самосознания, акцент на различии, стремление к обособлению, фрагментация американского общества по этнорасовым и этнокультурным линиям - процессы, приобретающие довлеющий характер, вытесняя такие компоненты взаимодействия культур, как интенсивные интеграционные процессы, взаимопроникновение, взаимообогащение, культурный обмен. Ответной реакцией на этноцентризм и еврофобию, порожденных плюрализмом, становится возвращение к ассимиляционизму. Консервативные мыслители и политики принимают охранительные меры в отношении европейских культурных ценностей.

Возрастает критика мультикультурализма, несущего в себе угрозу государственному единству. По мнению С. Хантингтона, наделение групп особыми правами, политика мультикультурализма, проводимая в русле плюрализации, способствуют столкновению цивилизаций внутри США. А. Шлезингер-мл. называет данный процесс «разъединением Америки». В качестве одного из основных средств противостояния мультикультурализму, Хантингтон видит необходимость взращивания патриотизма. Согласно Шлезингеру-мл., ключевой предпосылкой сохранения единства американского общества должны стать охранительные действия в области политических институтов и лингвистического компонента культуры.

Вследствие того, что культура в жизни мультикультурального общества -более надежный базис, нежели идеология, в настоящее время культуру как некий коммуникационный код относят к главенствующему средству объединения «множества» в единое целое. Одна из важнейших целей политики мультикультурализма - создание и поддержание социокультурного равновесия в обществе. Средствами достижения равновесия американскими мыслителями предлагаются: распространение ценностных ориентиров, подающихся в качестве общезначимых для мультикультурального пространства; сохранение этнокультурных традиций; необходимость межкультурных взаимодействий; активное включение в мультикультуральные процессы всех групп, существующих в обществе. Автор диссертации придерживается мнения, что наиболее приемлемой моделью, соответствующей требованиям разрешения мультикультуральной дилеммы, является концепция плюралистической интеграции, основанная на необходимости сохранения всех существующих культур с их неповторимыми чертами (учитывая степень сохранения и переноса локальных традиций в «новую» культуру); включении их в общие процессы; стремлении к интеграции для поддержания единства культуры государства.

В Заключении подводятся итоги исследования, делается общий вывод о месте и роли проблемы мультикультурализма в американском поликультурном обществе, а также намечается вариант перенесения проблемы мультикультурализма на глобальный уровень.

Статьи по теме диссертации

1. Маркедонова Ю.А. США и Европа в конце XIX - первой половине XX веков: к диалогу культур// Гуманитарные и социально-экономические науки. №2. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Маркедонова Ю.А. Философия США конца XIX - первой половины XX века, (к вопросу о своеобразии американской мысли)// Лосевские чтения: Материалы научно-теоретической конференции «Цивилизация, человек: проблемы развития»/ЮРГТУ (НПИ), 3-5 мая 2000 г. Ростов-на-Дону, 2000.

3. Маркедонова Ю.А. Современная культура между глобализацией и мультикультурализмом// Проблемы развития культуры в трансформирующейся России (традиции, опыт, современность) Ростов-на-Дону, 2001.

4. Маркедонова Ю А Феномен мультикультурности в американской культурантропологии// Пуп, в науку. Вып.З. Ростов-на-Дону, 2002.

Подписано в печать 16.12.2005г. Заказ № 41. Бумага офсетная. Ризограф. Тираж 100 экз. Усл.печ.л.1 ООО «Ника», 344082, г.Ростов-на-Дону, пер.Халтуринский, 46 «а», к.40.

i-

J10Q6A £ЪЪ

06-622

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Маркедонова, Юлия Александровна

Введение

Глава I. Формирование проблемы мультикультурализма в США и ее отражение в научной мысли

1. Мультикультуральность в США как социально-исторический феномен

2. Теоретические проблемы феномена мультикультурализма

3. Мировоззренческие и теоретические предпосылки становления идей американского мультикультурализма

Глава II. Концепции американского мультикультурализма в XX 66 столетии

1. Причины онтологической неадекватности ассимиляционных 66 концепций

2. Плюралистические концепции: критически-рефлексивный анализ

3. Американский мультикультурализм в контексте радикальных 92 концепций и воззрений «цветной Америки»

4. Поиск практических и теоретических решений проблем 110 американского мультикультурализма

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по культурологии, Маркедонова, Юлия Александровна

Актуальность темы исследования.

Актуальность проблемы мультикультурализма определяется рядом моментов. В настоящее время в рамках мирового сообщества активизируются интеграционные межкультурные процессы. В связи с этим постепенно актуализируется вопрос о феномене взаимодействия культур, о степени и механизмах их влияния друг на друга, о роли и месте отдельных культур в общемировом полифоническом этнокультурном хоре. В какой степени активное стремление к объединению порождает «маятниковый откат» от ■fr интеграции в сторону локализации и фрагментации культур? Где та граница, нарушение которой порождает агрессивность носителей доминирующей культуры по отношению к представителям «инаковых» культурных традиций? Существует ли пространство, вторжение в которое «инаковой» культуре запрещено?

Проблема взаимодействия культур присуща всем поликультурным обществам. Часто возникающие межнациональные конфликты в рамках одного государства подтверждают актуальность проблемы взаимодействия между % национальностями и между культурами в рамках полинациональных, поликультурных государственных образований. Противостояние Ирландии и Англии в рамках Великобритании, курдские конфликты в Турции и Ираке, противоречия между басками и испанцами, цепь конфликтов на Балканском полуострове - примеры межкультурных конфликтов, поднимающие вопрос о способах достижения культурного единства и гомогенности внутри поликультурных и полинациональных обществ.

Проблема межкультурных взаимодействий - неизменная тема теоретико-гуманитарной мысли русских исследователей. Россия - изначально полиэтничная страна, несущая в себе традиции не только русской культуры, что порождает необходимость рефлексивного осмысления феномена мультикультуральности в российском пространстве. В современной действительности в условиях глобализации настоящая проблема приобретает новый обертон. Насколько глубоко мы можем войти в процессы глобализации, не утратив при этом собственной культурной идентичности? Таким образом, проблема мультикультурализма объединяет в себе различные концепции и поиски ответов на вопросы, стоящие сегодня перед всем мировым сообществом.

Особенно важной данная проблема оказалась для Америки. После трагических событий в США в начале XXI века стало очевидным, что мир «изменился». Это вызвало необходимость очередного пересмотра устоявшихся fr подходов не только в политико-практической сферах, но и в области теории.

Наряду с политическими парадигмами начинают подвергаться сомнению и концепции в области теории культуры. Местоположение в науке некоторых из них постепенно смещается с главенствующего, которое они занимали на протяжении практически всего XX столетия, на периферию. Вопросы, решаемые в рамках проблемы мультикультурализма, сегодня выдвигаются на первый план. Имевшие высокую значимость для американской научной мысли на протяжении всей истории существования Соединенных Штатов Америки, в ф настоящее время они актуализируются в мировом масштабе. Центральной темой современного американского поликультурного дискурса становится проблема самоидентификации в условиях взаимодействия культур. Что скрывается за понятием американца? Европеец (англичанин, испанец, француз, голландец) или конгломерат, включающий в себя наряду с представителями европейских этнокультурных цивилизаций азиато-европейцев, автохтонных американцев, афроамериканцев и т.д.?

В центре нашего исследовательского интереса находятся причины формирования и генезис проблемы мультикультурализма в контексте развития американской гуманитарной мысли, выделение ее социально-исторических предпосылок и идейных источников. Подобная постановка проблемы дает Щ возможность взглянуть на состояние культурологической мысли США в ее динамическом становлении, позволяет понять, что привело к появлению феномена мультикультурализма, какие тенденции способствовали его обособлению и выделению в самостоятельную область исследования. Этим объясняется включение в данную работу наряду с концепциями американской культурологической мысли XX столетия, философских и культурантропологических работ XIX века как исследований, подготовивших почву для возникновения и развития феномена мультикультурализма.

В современной мировой действительности наблюдаются весьма противоречивые процессы: тенденция к глобализации, стремление к объединению культур, с одной стороны, и тяга к локализации, обособлению, с другой. Подобные явления представляют собой отражение «через столетия» на более масштабном уровне процессов, ставших неотъемлемой чертой такого поликультурного сообщества, как Соединенные Штаты. То, с чем столкнулся мир, входя в третье тысячелетие, есть проблема, решением которой американские исследователи и мыслители занимаются на протяжении длительного времени.

Изначальное существование для американского научного сознания проблемы бытия множества культур в пределах единого государства, соотнесение их в рамках единой социально-политической целостности, породившее возникновение множества концепций, решающих проблему поликультурности, и объясняет обращение в настоящем исследовании к теоретико-культурной мысли Соединенных Штатов Америки.

Степень разработанности проблемы и её освещение в научной литературе.

Неоднозначность понимания проблемы мультикультурализма в современной гуманитарной науке, предполагающей самые разные сферы ее применения, порождает многочисленные исследовательские подходы.

Анализ литературы по проблеме мультикультурализма показывает, что в гуманитарной науке на сегодняшний день еще не выработана единая общепризнанная трактовка данного понятия. Разнообразие интерпретаций мультикультурализма объясняется тем, что он находится в эпицентре различных подходов в осмыслении вопросов взаимоотношения и взаимодействия культур. Ряд американских исследователей проводит попытки изучения мультикультурализма как социокультурного феномена. Среди обилия работ, посвященных постановке проблемы мультикультурализма, следует выделить труды Н. Глейзера, С. Бенхабиб, Т. Гитлина, Б. Боксила, К. Цюрхера, Г. Жиро. Критика мультикультурализма находит свое отражение в работах А. Шлезингера-мл., С. Хантингтона.

В научных трудах X. Келлена, Д. Патрика, Н. Глейзера, Э. Сайда осуществляется разработка и анализ концепций мультикультурализма в США.

Радикальное видение процессов, происходящих в США представлено в работах Б.Т. Вашингтона, У.Б. Дюбуа, К.М. Асанте, Э. Сайда, M.JI. Кинга.

Истоки появления проблемы мультикультурализма заложены в исследованиях межкультурных взаимодействий, проводимых в американской культурантропологии и общефилософской мысли XIX - первой половины XX. Предпосылки к возникновению проблемы мультикультурализма появляются в исследованиях американских культурантропологов, занимавшихся проблемой культурного релятивизма (М. Херсковиц, Ф. Боас, К.К.М. Клакхон). Вопрос взаимоотношений культур, рас, этносов; критика иерархического восприятия культур находит отражение в работах, письмах и выступлениях Р.В.Эмерсона, стоящего на позиции равноценности этносов и культур. Существенное влияние на формирование проблемы мультикультурализма оказали результаты исследований, проводимых американской школой исторической этнологии Ф. Боаса, психологической школой (М. Мид, Дж. Хонигман), в которых произошел кардинальный пересмотр взглядов на роль и значимость этнокультурных групп.

Мультикультурализм - понятие, затрагивающее не только сферу культуры, но в не меньшей степени социальную и политическую области: политическое, социальное и культурное тесно переплетены друг с другом, политические сдвиги могут нести в себе поворот в процессах взаимодействия культур и наоборот. Поскольку мультикультурализм оказывается тесно связан с историческими особенностями формирования США, истоки появления ряда концепций следует искать в области истории государства, как общества полиэтничного и поликультурного. В связи с этим в диссертационном исследовании привлекается материал из различных смежных отраслей гуманитарной науки.

Из работ, посвященных изучению историко-политических процессов в США, в первую очередь следует выделить исследования М. Лернера, А. Шлезингера-мл., Ш. Богиной, JI. Кертмана, занимавшихся теоретическим осмыслением исторических, культурных и политических процессов, происходивших в развитии американского государства.

Проблема американского мультикультурализма в современной отечественной науке проработана недостаточно. В работах М. Тлостановой, В. Денисенко, А. Куропятника, Е. Литвиненко рассматривается ряд концепций мультикультурализма, а также производится некоторый анализ взглядов на проблему, ее социокультурные аспекты существования.

В целом, несмотря на то, что освещению проблемы мультикультурализма посвящено определенное количество научных публикаций и практических разработок, глубокий анализ истоков мультикультурализма, его видов и концепций, а также социокультурный пласт его функционирования в динамике развития представлен недостаточно. Это обстоятельство позволяет нам определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования - феномен мультикультурализма, взятый в его цивилизационном и социокультурном измерении.

Предмет исследования - мультикультурализм как научный и социокультурный феномен США.

Цель диссертационного исследования - раскрыть содержание проблемы мультикультурализма и его основных концепций в американской гуманитарной научной мысли, и определить их роль в социокультурных процессах США XX века.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. исследовать содержание и специфику американской мультикультуральности как социально-исторического феномена;

2. проанализировать мировоззренческие и теоретические предпосылки становления теории американского мультикультурализма, выявить вклад американских мыслителей и культурантропологов XIX - XX вв. в появление проблемы мультикультурализма;

3. рассмотреть различные трактовки понятия мультикультурализма;

4. провести критически-рефлексивный анализ ассимиляционных, плюралистических и радикальных концепций американского мультикультурализма;

5. проанализировать тенденции развития и практической реализации теорий мультикультурализма в современной Америке, нацеленных на адекватное решение современной мультикультуральной ситуации.

Теоретико-методологические основания исследования:

Методологической основой диссертационного исследования являются системный и структурно-функциональный подходы, предполагающие рассмотрение предмета исследования как комплексного феномена, включающего в себя множество взаимодействующих и взаимосвязанных между собой уровней: теоретический, социокультурный, социополитический, исторический и др. Немаловажным методологическим основанием стал также метод герменевтической реконструкции, позволяющий реконструировать основные смыслы в исследованиях классиков мультикультурализма (Н. Глейзера, X. Келлена, Б.Т. Вашингтона, К.М. Асанте и т.д.), и настоящую социокультурную ситуацию поликультурного общества.

Рамки исследования ограничиваются XIX - XX вв., поскольку изучаемая проблема постепенно формировалась в течение обозначенного времени. Выявление истоков проблемы мультикультурализма потребовало также привлечения общефилософских методов анализа, конкретизации и обобщения различных концепций американских культурантропологов, заложивших основание одной из ключевых позиций мультикультурализма (культурный релятивизм).

Научная новизна диссертационного исследования:

• установлена взаимосвязь социокультурных и исторических особенностей формирования и существования США как поликультурного образования с проблемой мультикультурализма;

• выявлены истоки и тенденции развития проблемы мультикультурализма, лежащие в плоскости исследований американских мыслителей XIX - XX вв.;

• проведено исследование ракурсов понимания мультикультурализма в американской гуманитарной мысли XX в.;

• выявлены и проанализированы концепции мультикультурализма, а также обоснована проблема жизнеспособности каждой из них;

• установлено, что проблемная ситуация мультикультурализма порождает подъем этнокультурного самосознания и ведет к фрагментации современного американского мультикультурального общества.

Положения, выносимые на защиту:

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема мультикультурализма в американской гуманитарной научной мысли XX века"

Заключение

XX век вошел в историю как эпоха «тотальной глобализации», затронувшей все без исключения сферы человеческой деятельности. В 1919 г. выступая на Парижской мирной конференции, американский дипломат Стенарт Бэкер заявил: «Париж не может быть понят без Москвы». Лига наций и ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, язык эсперанто, мировая глобальная сеть Интернет, транснациональные корпорации, Евросоюз - яркие свидетельства стирания экономических, политических, социокультурных границ. В то же время это может послужить и поводом для предположения некоего «конца истории» (Ф.Фукуяма).

Способствовав сближению различных культур, глобализация стала причиной резкого всплеска самосознания этнокультурных групп. «Стирание» различий между культурами способствовало кризису идентичности, тем самым интенсифицировав поиски ответов на вопросы «Кто мы? Откуда? Куда идем?». Оно заставило провести демаркационную линию между «своим» и «чужим». Таким образом, ответом на «вызов» глобализации - своеобразного всемирного «Плавильного тигля» - "Melting Pot" - стал культурный плюрализм.

Бесспорно, интересным культурологическим феноменом, соединяющим в себе два противоположных начала (глобализацию и мультикультуральный плюрализм) является американское культурное пространство. США, с одной стороны, выступает в качестве активного проповедника идей глобализации и общечеловеческих ценностей, по сравнению с которыми традиционные (этнические, национальные, цивилизационные) ценности вторичны. С другой стороны, сама американская научная мысль современности со второй половины XX столетия и по сей день особенно интенсивно переживает тотальную «смену вех», сложив концепцию "Melting Pot" к ногам мультикультурального плюрализма. Весьма показателен в этом отношении нынешний американский научно-публицистический язык, в котором нет места неграм и индейцам, но присутствуют «афроамериканцы» и «автохтонные американцы» ("native Americans"), а культура индейцев навахо признается равноценной Шекспиру и Данте. Социологи, историки, политологи значительное внимание уделяют так называемому «двойному стандарту» США в вопросах внешней политики. Однако для научного анализа не менее важен феномен «двойного стандарта» в американской культуре. В качестве идеала признается культурный универсализм, тождество «глобальной культуры». Однако, применительно к внутреннему состоянию, Соединенные Штаты в качестве приоритета рассматривают сохранение множественности культур, их локализацию, считая недопустимым размывание их границ. При этом последняя тенденция, набрав «обороты», активно вытесняет ценностные ориентации и нормы, общезначимые для всего американского общества.

США, претендуя на роль мирового лидера и единственного «полюса», официально заявляя о реализации двух тенденций: глобализации и культурного плюрализма, и в этом случае применяют «двойные стандарты». Стоя на позициях глобализации мирового сообщества, внутри своего государства охраняют границы между этническими и другими культурами. В результате, Соединенные Штаты Америки с точки зрения мультикультуральной позиции напоминают своего рода «лебедя, рака и щуку», растягивающих общество, и в частности его социокультурный срез, в разные стороны. Условное «единство» государства на сегодняшний день похоже на рассыпающуюся на множество осколков общеамериканскую культуру. Это вызывает негативные оценки значительной части американской интеллектуальной элиты, видящей в апелляции к культивированию «самости» «инаковых» угрозу ценностям «Декларации независимости», Конституции, демократической миссии Соединенных Штатов.

Процессы, происходящие в США на локальном уровне отражают процессы, характеризующие состояние всего мирового общества сегодня. Этнический подъем локальных культур, их требования, выдвигаемые обществу, апелляция к мировому сообществу, конфликты, порождаемые этим подъемом и неудовлетворенными требованиями - закономерный итог гипертрофирования плюралистического взгляда на мультикультурализм, принятого мировым сообществом. События 11 сентября 2001 года, теракты, совершаемые в России, США, Испании и т.д. - порождение плюрализма и толерантности, которая не смогла сдержать маятниковый уход в противоположность - национализм локальных цивилизаций.

Не только американские, но и европейские мыслители в настоящее время заняты поиском выхода из сложившейся ситуации. Что необходимо сделать, чтобы мир перестал разрушаться, чтобы человечество в результате происходящих на сегодняшний день процессов не уничтожило само себя?

Исследования, проводимые в рамках мультикультурного дискурса показывают, что прогнозируемый «конец истории» откладывается на неопределенный период. А основной задачей XXI века - не столько политической, сколько в первую очередь культурной - становится не допустить реализацию сценария С.Хантингтона - «столкновение ("clash") цивилизаций».

Таким образом, в третье тысячелетие мир вошел вместе с поиском решений, лежащих в плоскости мультикультуральной проблематики.

 

Список научной литературыМаркедонова, Юлия Александровна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.

2. Актуальные вопросы истории США и Англии в Новое и Новейшее время. Л., 1975.

3. Актуальные проблемы теории и истории культуры. Ташкент, 1980.4. Американа. М., 1996.

4. Американская социологическая мысль. М., 1994.

5. Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов XX века. М., 1982.

6. Американский характер: Очерки культуры США. М., 1991.

7. Ананова Е.В. Новейшая история США. 1919-1939. М., 1962.

8. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПб.,1997.

9. Антология культурологической мысли. М., 1996.

10. Аптекер Г. История американского народа. Т. 1. М., 1961.

11. Аптекер Г. История американского народа. Т.2. М., 1962.

12. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. М., 1967.

13. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л., 1977.

14. Артановский С.Н. Современная зарубежная философская мысль и проблемы этнокультурных исследований // Этнологические исследования за рубежом. М., 1973.

15. Велик А.А. Культура и личность. М., 2001.

16. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.,1998.

17. Бенхабиб С. Притязания культуры. М., 2003.

18. Богина Ш.А. Как складывалась американская нация. США: ЭПИ. 1994, №12.

19. Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX века. М., 1974.

20. Боноски Ф. Две культуры. М., 1978.

21. Боррадори Дж. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, МакИнтайром, Куном. М., 1998.

22. Васильев B.C. Травкина Н.М. Духовные основы американской цивилизации // США: Экономика, политика, идеология. 1995, №8.

23. Вашингтон Б.Т. Из рабства к благам жизни. СПб., 1906.

24. Ващенко А. Америка в споре с Америкой. М., 1988.

25. Гаевский И., Сетунский Н. Американская мозаика. М., 1991.

26. Гачев Г. Американский образ мира, или Америка глазами человека, который её не видел // Национальные образы мира. Космо-психо-логос. М., 1995.

27. Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. "Американская мечта" и американская действительность. М., 1981.

28. Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. США: кризис духовной жизни. М., 1982.

29. Туманова Ю.Л. «Политическая корректность» как социокультурный процесс: (На примере США). Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. М., 1999.

30. Гуревич П.С. Американоцентризм // Культурология. XX век. СПб., 1997.

31. Денисенко B.C. Национальная идентичность, мультикультурализм и национальный интерес: внешнеполитические аспекты // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Философия. М., 2000-№2.

32. Дмитриев Г. Многоцветье всегда арче одной краски. Многоуровневое, многокультурное образование в США // Граждано-ведение, 1999, №2 (март).

33. Дюбуа У.Б. «Африка» // Антология культурологической мысли. М., 1996.

34. Дюбуа У.Б. Африка. Очерк по истории африканского континента и его обитателей. М., 1961.

35. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.

36. Жалда Д. Политическая культура средств массовой информации как фактор разрешения межэтнических конфликтов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. М., 1999.

37. Зангвилл И. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1910.

38. Зангвилл И. Собрание сочинений. Т.2. М., 1911.

39. Западная Европа и культурная экспансия "американизма". М., 1985.

40. Знаменский А.А. Самоопределение для коренных американцев: как решают эту проблему в США // США: ЭПИ. 1993, №3.

41. Зубок Л.И., Яковлев Н.Н. Новейшая история США (1917-1968). М., 1972.

42. Iberica americans: Культуры Нового и Старого Света XVI XVIII в.в. в их взаимодействии: 500 лет открытия Америки. - СПб, 1991.

43. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. М., 1991.

44. История Соединенных Штатов Америки. В 4-х т. T.l. М., 1984; Т.2. М., 1985; Т.З. М., 1985; Т.4. М., 1987.

45. Кертман JI. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

46. Кинг M.JI. Любите врагов ваших // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 66-71.

47. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.

48. Конен В. Пути американской музыки. М., 1961.

49. Кревекер С.Дж.де. Письма американского фермера. М., 1987.

50. Кузьмина М. Искусство США // Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах. М., 1979.

51. Культура народов Америки. Л., 1985.

52. Куропятник А.И. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2000 №2, Т. III.

53. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000. С.35-48.

54. Лабулэ Э. История Соединенных Штатов. СПб., 1870 (1-я эпоха); СПб., 1870 (3-я эпоха).

55. Лан В.И. США в военные и послевоенные годы. М., 1978.

56. Лернер Макс. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. Т. 1,2. М., 1992.

57. Литвиненко Е.Ю. Современный билингвизм как доминанта мультикультуральной модели социализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на-Дону, 2000.

58. Малахов B.C. Нация и культурный плюрализм // НГ, 1997, 14 июня.

59. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

60. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

61. Мировая культура = World culture: Традиции и современность. М., 1991.

62. Михайлова Л.Г. Культура США предмет исследований российских ученых // США. Канада: Экономика, политика, культура. 1999, №9.

63. Мостова Л.А. Американская антропологическая школа // Культурология. XX век. СПб., 1997.

64. Наука о культуре. Итоги и перспективы. Вып.2. М., 1998.

65. Наука о культуре. Итоги и перспективы. Вып.6. М., 1997.

66. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

67. Остроух А.В. «Политическая корректность» в США: культурологический аспект проблемы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. М., 1998.

68. Очерки новой и новейшей истории США. Т. 1-2. М., 1960.

69. Паррингтон B.JI. Основные течения американской мысли. М., 1962.

70. Перепутья и тупики буржуазной культуры. М., 1986.

71. Пирогов Г. Культурная агрессия. М., 1986.

72. Подзолка Е. США: «плавильный котел» или культурный плюрализм? // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып.9.

73. Проблемы американистики. Вып.1. М., 1978.

74. Проблемы американистики. Вып.2. М., 1983.

75. Проблемы американистики. Вып.З. М., 1985.

76. Проблемы американистики. Вып.4. М., 1986.

77. Проблемы американистики. Вып.5. М., 1988.

78. Проблемы американистики. Вып.6. М., 1992.

79. Проблемы американистики: 9. Концепция «американской исключительности»: идеология, политика, культура. М., 1993.

80. Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. Вып.1. М., 1990.

81. Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. Вып.2. М., 1990.

82. Работы Лесли Уайта по культурологии. М., 1996.

83. Работы М.Мид // Современная этнография. 1946. №2.

84. Сивачев Н.В., Языков Е.Ф. Новейшая история США. 1917-1972 г.г. М., 1972.

85. Сигида С. Музыкальная культура США периода «великой депрессии» в истории становления национального стиля. М., 1994.

86. Ситрин Дж. Язык, политика и американская национальная общность // США: ЭПИ. 1996, №6.

87. Соболь О.Н. Критика философских концепций американской «культурной антропологии». Киев, 1978.

88. Современная американская социология. М., 1994.

89. Современная американская этнография. М., 1963.

90. Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. М., 1983.

91. Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985.

92. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. М., 1989.

93. США: политическая мысль и история. М., 1976.

94. Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии // Языки, раса и культура. М., 1993.

95. Тлостанова М.В. Движение идей мультикультурализма в США конца XX в. // США * Канада: экономика политика - культура. М., 2000 -№10.

96. Тлостанова М.В. Западные СМИ и мифология толерантности // «Право знать: история, теория, практика». №9-10 (81-82) сентябрь октябрь 2003г.

97. Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. М.,2000.

98. Традиция в истории культуры. М., 1978.

99. Туганова О.Э. Современная культура США: Структура. Мировоззренческий аспект. Художественное творчество. М., 1989.

100. Уайт JI.A. Наука о культуре // Антология культурологической мысли. М., 1996.

101. Уайт JI. Этнологические эссе. М., 1990.

102. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

103. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

104. Хижняк И. США: государство, бизнес и культура 60-80-х годов XX столетия. Киев, 1986.

105. Художественная жизнь современного общества. Субкультуры и этносы в художественной жизни. СПб., 1996.

106. Чегодаев А. Искусство США от войны за независимость до наших дней. М., 1960.

107. Чегодаев А., Швидковский О., Хан-Магомедов С. Искусство Соединенных Штатов Америки // Всеобщая история искусств, т.VI. Кн. 1. М., 1965.

108. Червонная С.А. Возможно ли единство во множестве // США: ЭПИ. 1997, №10.

109. Червонная С.А. Миф об этнической терпимости в США // США: ЭПИ. 1995, №11.

110. Черные американцы в истории США. Т.1. М., 1986.

111. Черные американцы в истории США. Т.2. М., 1989.

112. Чертина З.С. Этничность в США: теория «плавильный котел» // Американский ежегодник. М., 1993.

113. Чеснов Я.В. О теории «культурных областей» в американской этнографии // Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

114. Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М., 1992.

115. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

116. Этнология в США и Канаде. М., 1989.

117. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук. Ростов-на-Дону, 1999.

118. Юрчук В.В. Современный словарь по культурологии. Минск, 1999.

119. Малахов В. С. Культурный плюрализм versus мультикультурализм. http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000 5 6/2000 5-6 01.htm

120. К. Цюрхер. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России: некоторые методологические замечания.http: // www.politstudies.ru/fulltext/1999/6/12.htm.

121. Altshuler, G.C. Race, Ethnicity, and Class in American Social Thought. 1805-1919. Arlington Hights, IL,1982.

122. Asante, M.K. Afrocentricity. Trenton (USA) Asmara (Eritrea), 1996.

123. Bernstein, R. Dictatorship of Virtue: Multiculturalism and the Battle for America's Future. NY, 1994.

124. Boas, F. Evolution or Diffusion. AAnth, v.26, 1924.

125. Boas, F. The Methods of Ethnology, American Anthropologist, n.s., vol. 22, 1920.

126. Cultural Pluralism and the American Idea. Philadelphia, 1956.

127. Denney, R., Glazer, N., Riesman, D. The Lonely Crowd. New Haven and London, 1963.

128. Emerson, R.W. Emerson's Antislavery Writings. New Heaven and London, 1995.

129. Emerson, R.W. The Complete Writings of Ralph Wildo Emerson. Containing All His Inspiring Essays, Lectures, Poems, Addresses, Studies, Biographical Sketches and Miscelaneous Works. Vol. 1,2. NY, 1929.

130. Emerson in His Journals / Selec. and ed. by Joel Porte. Cambridge, L., 1982.

131. Encyclopedia Britannic. 15-th ed. Vol. I s.l.1994.

132. Encyclopedia of Multiculturalism. NY, 1994.

133. Encyclopedia of Social and Cultural Anthropology. Ed. By Alan Barnard and Jonathan Spencer. Routledge, 1996.

134. Fairlie, H.A. Decade of Reaction. New Republican, 1979, Jan.6.

135. Fanon, F. Sociologie d'une Revolution. Paris, 1968.

136. Gale Encyclopedia of Mulitcultural America. Detroit, 1995.

137. Geertz, C. The Uses of Diversity // Michigan Quarterly Review, 25, 1986.

138. Giroux, H.A. National Identity and Politics of Multiculturalism. College Literature. Vol.22. N2, Jan. 1995.

139. Gitlin, T. The Twilight of Common Dreams. Why America is Wrackes by Culture Wars. NY, 1995.

140. Glazer, N. Affirmative Discrimination. Ethnic Inequality and Public Policy. Cambridge, 1987.

141. Glazer, N. We are All Multiculturalists Now. Cambridge, London, 1997.

142. Glazer, N., Patrick, D. "Beyond the Melting Pot". Cambridge, Massachusets, 1964.

143. Gottfried, P.E. Multiculturalism and the Politics of Guilt: Toward a Secular Theocracy. Columbia, Missouri, 2002.

144. Greenberg, M. Piano, J.C. The American Political Dictionary. NY-Chicago-San Francisco-Toronto-London, 1963.

145. Hallowel, L. Culture and Experience. Philadelphia, 1963.

146. Harris, M. The Rise of Anthropological Theory. A History of Theories of Culture. NY, 1970.

147. Heartney, E. Critical Condition. American Culture on the Crossroads. Cambridge University Press, 1997.

148. Herscovits, M.J. Acculturation in the Americas. Chicago, 1952.

149. Herscovits, M.J. Cultural Anthropology. NY, 1955.

150. Herscovits, M.J. Man and His Works. NY, 1949.

151. Honigman, J. Personality in Culture. NY, 1967.

152. Jameson, F. Postmodernism or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Duhram, 1991.

153. Kallen, H. Culture and Democracy in the United States. NY, 1924

154. Kroeber, A.L. Style and Civilization. NY, 1957.

155. Kroeber, A.L. Kluckhohn, CI. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. NY, 1952.

156. Lincoln, К. Native American Renaissance. University of California Press, 1985.

157. Lopez, M. The Origins of Multiculturalism in Australian Politics. 1945-1975. Melbourne, 2000.

158. Multicultural Experiences, Multicultural Theories. NY, 1996.

159. Reinventing the American People. Unity and Diversity Today. Washington, Cambridge, 1995.

160. Said, E. Representing the Colonized: Anthropology's Interlocutors. // Critical Inquiry, 15, 1989, p.225.

161. Schlesinger, A.M. The Disuniting of America. NY, 1992.

162. Sterba, J.P. Three Challenges to Ethnics: Environmentalism, Feminism, Multiculturalism. NY, Oxford, 2001.

163. The Booker Washington Papers. In 8 vis. V.l. NY, 1972.

164. The Columbia Encyclopedia. Columbia, 1993.

165. The Oxford English Dictionary. Oxford, 2000.

166. The Science of Culture. NY, 1949.

167. Washington, B.T. Democracy and Education // Negro Social and Political Thought. 1850-1920. NY, 1978.

168. Washington, B.T. Up from Slavery. NY, 1901.

169. White, L.A. The Concept of Cultural Systems. A Key to Understanding Tribes and Nations. NY, 1975.

170. Boxil, B.R. "Separation or Assimilation?" Campus Wars: Multiculturalism and the Politics of Difference, http://unc.edu/depts/phildept/bboxil.htm

171. Forrest, J. Dunn, K. Welsh, G. Is Multiculturalism Dead in Australia? http://www.pr.mq.edu.au/macnews/ShowItem.asp?ItemID=358