автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Мусульманство у золотоордынских кочевников Нижнего Поволжья в XIII-XV вв.
Текст диссертации на тему "Мусульманство у золотоордынских кочевников Нижнего Поволжья в XIII-XV вв."
*и
/
/
/
На правах рукописи
РАКУШИН Алексей Иванович «УСУЛЬНАНСТВО У 30Л0Т00РДЫНСКИХ кочевников НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ХИХ-ХУ ВВ.
Специальность 07.00.02 — Отечественная история Диссертаций на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Научные руководители кандидат исторических наук Лобачева Г. В. кандидат исторических наук Налое Н.М,
Саратов — 199В
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ............................................. . »С. 1
ГЛАВА I. Ислам е политической истории Золотой Орды.« » « . С.25 1. Предпосылки принятия ислама в Золотой Орде.........С.29
2., ислам государственная религия Золотой Орды. ...... С» 52
3. Мусульманская конфессия и тюркские этнополитические
общности эпохи распада. Золотой Орды. ...............С. 70
Г.ЛАБА II. Особенности становления ислама в кочевой
степи..................................................С.М
1. Ниссионерская деятельность среднеазиатски*
суфийских братств в кочевой степи..................С.86
2. Влияние ислама на погребально-поминальную обрядность
номадов............... »............................С.10О
3. Проявления двоеверия у номадов улуса Джучи.........С.125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . ........................................ . .С. 144
Примечания к введению..................................С.149
Примечания к: первой главе..............................С«152
Примечания ко второй главе.............................С.158
Список использованных источников и литературы..........С.165
Список сокращений......................................С.179
ВВЬДьНИЕ.
История распространения ислама в Поволжье тесно связана с одним из мощнейших монгольских государств - улусом Джу— чи, более известным как Золотая Орда. В XIII - XV вв. разноплеменные орды номадов Дешт—и—Кыпчак становятся "компонентами" огромной конфессиональной, лингвистической, этнической и хозяйственно—культурной общности этой кочевой империи» Историческая значимость данного периода определяется сложившимися в результате монгольских завоеваний симбиотическими связями между кочевым миром и оседлыми цивилизациями, которые приводят к заимствование и распространению крупнейших полиэтнических религиозных систем.
В XIII в» Нижнее Поволжье оказывется центром формирования синкретичной зрлотоордынской культуры, вобравшей в себя традиции номадов Великой Степи и оседлых мусульманских цивилизаций Поволжья и Средней Азии. Становление общественных институтов улуса Джучи послужило катализатором развития ислама в поволжском регионе. После принятия этой религии в Золотой Орде начинается длительный процесс исламизации кочевой степи и предопределивший религиозную ориентацию казанских, астраханских, крымских и сибирских татар, казахов и ногайцев, башкир и каракалпаков.
Обращение к проблеме становления ислама в Золотой Орде представляет интерес для изучения объективных тенденций национально-культурного развития мусульманских народов Поволжья. Их история — это часть истории России, поэтому обобщение исторического опыта по данной проблеме позволяет, в известной степени, определить корни, причины и первоосновы происходящих в настоящее время событий, а также по новому
осмыслить современную национально-политическую ситуацию в поволжском регионе. Концепция национальной политики Саратовской области рассматривает национальное возрождение народов Поволжья как неотьемлимую часть общего процесса формирования гражданского общества и становление демократического правового государства- Среди основных направлений реализации национальной политики называются — распространение обьектив— ных знаний об истории и культуре народов населяющих Саратовскую область, сохранение их исторического и культурного наследия, а также дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия народов в рамках общего этнокультурного пространства Саратовского Поволжья С13.
Таким образом, разработка конфессиональных аспектов истории Золотой Орды в рамках распространения ислама среди кочевников Нижнего Поволжья представляет определенный интерес для национально-культурного развития мусульманских народов поволжского региона. Следовательно, актуальность выбранной темы состоит в том, что ислам является одним из важнейших факторов культорогенеза тюркских народов, истоки этнической истории которых формировались еще в золотоордынское время.
При всей значимости проблемы распространения ислама у кочевников Золотой Орды, она относится к числу почти неразработанных. Специальных работ по данному вопросу практически нет. Однако следует признать, что рассматриваемая тема носит комплексный, междисциплинарный характер, и различные ее аспекты все же нашли освещение в работах российских историков.
Если в целом оценивать состояние научной разработки проблемы исламизации Золотой Орды, то прежде всего следует отметить вклад дореволюционных авторов. Котя вопрос о необходимости изучения "монгольского" периода русской истории ставился в Российской Академии наук еще в 1808 году, исследований посвященный становлению ислама в Золотой Орде в российской историографии немного С23. Большинство работ, затрагивающим историю улуса Джучи, было написано исключительно с позиций изучения "монгольского" периода русской истории, поэтому проблеме утверждения ислама, как и многим другим проблемам истории собственно Золотой Орды долгое время не уделялось серьезного внимания.
В 1350 г. выходит статья одного из крупнейших русских ориенталистов И.Н. Березина "Внутренее устройство Золотой Орды", в которой он, дав краткую оценку ордынской государственности, подчеркивает кочевой характер этой державы, а исламу отводит негативную роль в истории Золотой Орды ЕЗЛ. В своей докторской диссертации И.Н. Березин, расценивая культуру Золотой Орды как своеобразный "симбиоз двух стихий -оседлой, культурной, цивилизованной и дикой, кочевой, неорганизованной, разрушительной", приходит к выводу о том, что принятие ислама не смогло разрешить этого дуализма и привело к нежелательным трансформациям государственно-правовой структуры кочевого государства Е43.
Дальнейшее развитие эти идеи получили в трудах известного востоковеда академика В.В. Бартольда <1869—1930). В ря—
де своих работ, посвященных истории мусульманским государств Востока, В.В. Бартольд рассматривает причины принятия ислама в Золотой Орде С53. Считая распространение ислама прямым следствием государственной политики ряда золотоордынских ханов, направленной на развитие городов и торговли, в то же время он отмечает стойкость доисламских верований кочевников. Таким образом, В.В- Бартольд подчеркивает существование в Золотой Орде двух культурных традиций: городской - мусульманской и кочевой - языческой.
Выводы, к которым пришел академик В.В. Бартольд, были позднее углублены и конкретизированы его учеником А.Ю. Якубовским. Выявление культурных связей между Сараем ал-Джади— дом и Хорезмом позволило ему проследить среднеазиатские истоки мусульманской культуры золотоордынских городов Нижнего Поволжья Е63. В широко известной монографии "Золотая Орда и ее падение", написанной в соавторстве с Б.Д. Грековым, А.Ю. Якубовский обращается, главным образом, к внешнеполитическим аспектам принятия ислама в Золотой Орде. Но в главе "Черты культурной жизни Золотой Орды" А.Ю. Якубовский, обходя многие вопросы, связанные с религиозной жизнью улуса Джучи, пишет: "Однако, все это вне нашей специальности, а следовательно и вне настоящей книги" €73. Уделяя основное внимание исследованию политической истории, авторы этой монографии, к сожалению, были вынуждены ограничиваются рассуждениями общего характера относительно распространения ислама у кочевников, сводя изложение только к цитированию источников и их пересказу.
Данный подход как к мусульманской проблеме так и вообще к проблеме золотоордынской культуры был связан с известным партийным постановлением 1944 г» , согласно которому казанских татар следовало считать народом, никак не связанным с крымским татарами Е83. Отсюда следовал вывод, что казанские татары - прямые наследники волжских булгар, а значение золо-тоордынского периода для формирования татарской народности минимально. Таким образом, на долгие годы изучение золотоордынской культуры оказалось под запретом, причем высказывания о том, что она создавалась исключительно путем ограбления покоренных народов, стали хрестоматийными.
В 60-70-х годах вопрос о распространении ислама среди золотоордынких кочевников получил отражение в фундаментальных исследованиях Г.А. Федорова-Давыдова, посвященных проблеме взаимоотношений кочевого и оседлого мира улуса Джучии. В своей кандидатской и докторской диссертациях он характеризует золотоордынекий ислам, как официальную религию государства, безраздельно господствующую в городах, но долгое время оставшуюся чужеродным явлением в степи. По его мнению, принятие мусульманства ханом Узбеком в 1312 г. вовсе не означало одновременное принятие ислама большинством кочевников, не спешивших отказаться от традиционных верований и культов £93.
В отличие от Г.А. Федорова-Давыдова, В.Л. Егоров считает, что основной причиной индиферентности номадов к "новой вере" было не взаимное отрицание кочевой и городской культу-
- ь -
ры, а сепаратизм большинства монгольских нойонов и тюркских биев. Религиозное противостояние хана Узбека и эмиров, по его мнению, является одной из форм борьбы военно-феодальной верхушки против центральной власти. "Золотоордынские феодалы рассматривали введение ислама, с одной стороны как покушение на их права, с другой как укрепление власти хана," - пишет В.Л. Егоров С103. Таким образом, антиисламские настроения среди номадов исследователь обьясняет главным образом не их приверженностью к нормам кочевой жизни, особенностями государственного устройства Золотой Орды. 4
В 1985 г. специально к проблеме становления золотоор-дынского ислама обращается профессор Казанского университета М.А. Усманов. Автор делает попытку выделить основные хронологические этапы развития этого явления. Хотя появление первой в российской историографии работы, специально посвященной принятию ислама в Золотой Орде, имело определенное значение для постановки проблемы, следует признать, что автор, привлекая новые и уже известные источники, в основном идет в русле уже известных разработок В.В. Бартольда, А.Ю.Якубовского и Г.А. Федорова-Давыдова Е113.
Конец 80 - начало 90 гг. знаменовались выходом серии книг по истории Великой Степи Л.Н. Гумилева. Несомненный интерес представляет его точка зрения на проблему золотоор— дынского ислама. Иследователь не без основания считает, что в кочевой степи "ислам... был явлением административным, а
не органичным» Его признавали и без него обходились" С123. В результате, в Золотой Орде создается ситуация двоеверия, что, по мнению автора, привело к расколу общества и политическому кризису, наступившему после смерти хана Джанибека в 1357 году. С помощью чисто логических построений Л.Н. Гумилев приходит к довольно смелому выводу, что главной причиной "Великой Замятии" была ненависть кочевников к власти, принудившей их лицемерить и не замечать казней, ради торжества новой веры. Следует признать, что яркие и эмоциональные концепции ученого, хотя и великолепно укладываются в его теорию этногенеза, зачастую недостаточно подкреплены фактами, недостаток которых неоднократно отмечался профессиональными историками С133 .
В первой половине 90—х гг. в российской историографии наблюдается пробуждение значительного интереса к истории Золотой Орды. Среди ряда серьезных исследований по истории улуса Джучи появляются и работы тем или иным образом, затрагивающие распространение ислама. В 1991 г. Э.Д. Зливкинской была защищена кандидатская диссертация "Монументальное строительство в городам Золотой Орды", в которой большое место отводилось изучению мусульманских культовых сооружений — мечетей, медресе, ханак. В это же время публикуются статьи казанских историков Р.Г. фахрутдинова, И.Л. Измайлова, Д.М. Исхакова, посвященные проблеме становления этнополитического и этноконфессионального сознания населения Золотой Орды в ХШ-ХУ вв С 143.
— А
В 1994 г. выходит в свет монографий А. X. Халнкава "Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария". Автор в ряде глав рассматривает религиозные аспекты золотоордынской культуры, как проявление влияния Волжской Булгарии в целом на улус Джучи. Распространение ислама, по его мнению, находилось в прямой зависимости от уровня развития городской культуры, многие компоненты которой были заимствованы в Волжской Булгарии С 153.
Несколько иной подход к проблеме этнокультурных влияний прослеживается в работе Г.А. Федорова—Давыдова "Золотоор-дынские города Поволжья", вышедшей в том же году. Г. А. Федоров—Давыдов , признавая мусульманский характер городской культуры поволжским улусов, тем не менее доказывает что, более значимым было не булгарское, а хорезмское влияние. Этот тезис позволяет автору интерпретировать культуру городов Нижнего Поволжья, как урбанистическую культуру среднеазиатс-ко-иранского типа £163.
Обзор работ по распространению ислама в Золотой Орде будет не достаточно полным без упоминания материалов межрегиональных и международных научных конференций, проходивших в последние годы: "Средневековые кочевники и городская культура Золотой Орды" (Волгоград, 1991), "Культура и искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи" ( Казань , 1992), "Золотая Орда: история и культура" ( Казань, 1993), "Проблемы взаимодействия национальных культур" (Астрахань , 1995, "От Увека до Саратова" (Саратов, 1997), многие докладов которых были посвещены зо лотоор дыне кой проблематике С 173.
Историография проблемы распространения ислама в Золотой Орде не исчерпывается строго историческими работами. Определенный вклад в разработку этой темы был внесен исследованиями по материальной культуре золотоордынских кочевников. Впервые мусульманский характер памятников золотоордынских кочевников был отечен A.A. Спициным С183. Позднее к исследованию мусульманских некрополей Золотой Орды в своих работах обращались П.С. Рыков, Л.П. Зяблин, Г.А. Федоров-Давыдов, Л.Т. Яблонский, J3.A.Иванов, В.А. Кригер, Е.П. Мыськов С193.
Историографический анализ позволяет заключить, что отдельные аспекты исламизации Золотой Орды постоянно привлекали внимание исследователей. Но не смотря на это так и не появилось специальной работы посвященной распространению ислама у золотоор дынских кочевников. Одним из возможных направлений дальнейшего изучения этой проблемы могла бы стать интеграция всего спектра ее историко-культурных аспектов , что позволило бы в переспективе выйти на новый уровень научного осмысления содержания и итогов процесса становления ислама в Золотой Орде. Необходимость данного подхода давно назрела, поскольку обращение к этой проблеме невозможно без определенной концептуальной базы развития ислама в Золотой Орде, и общего анализа кочевого исламизма.
Целью исследования является изучение роли ислама в истории Золотой Орды, на базе материалов о распространении му-
сульманства у кочевников Нижнего Поволжья в середине XIII — начале XV в. Ее реализация предполагает решение ряда тесно связанных между собой исследовательских задач?
- анализ исторических предпосылок, условий и сущности процесса исламизации Золотой Орды;
— выявление основных этапов утверждения ислама в контексте политической истории Золотой Орды;
— определение масштабов, хронологии и последствий исламизации кочевников XII1-ХУ вв.;
- определение главных особеностей распространения мусульманства в кочевой степи;
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на основе максимально возможного круга источников проведено комплексное изучение процесса распространения ислама у кочевников Золотой Орды. Названы основные причины принятия ислама. Обозначена роль исламского фактора в становлении золо— тоордынской государственности и формировании постзолотоор— дынских этнополитических образований. Выявлены основные этапы исламизации улуса Джучи. Впервые обозначена роль суфийских среднеазиатских братств в этом процессе. Нетрадиционный подход к становлению ислама в кочевом обществе и поглощения шаманского культа мусульманством позволил проанализировать проявления двоеверия у номадов Золотой Орды и выявить механизм перехода от языческой к мусульманской обрядности.
Теоретико-методологической основой диссертации стали основные принципы исторического познания - историзм и обьек-тивность. При написании работы использовалась система мето—
дов исторического анализа: описательный, сравнительно—исторический, логический и т.д. Как наиболее целесообразный был избран проблемно-хронологический подход к изложению результатов исследования, позволяющий отразить основные аспекты проблемы и избежать пов�