автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: "Мужъ благоверенъ" в произведениях русских публицистов XVI века
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Мужъ благоверенъ" в произведениях русских публицистов XVI века"
На правах рукописи МИХАЙЛОВА Мария Владимировна
«Мужъ благоверень» в произведениях русских публицистов XVI века
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
11 ^шЗ 2й'|5
диссертации на соискание ученой степепи кандидата филологических наук
Москва 2014
005559113
005559113
Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики ФГБОУ ВО «Литературный институт им. A.M. Горького»
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Ужанков Александр Николаевич
Официальные оппопепты:
доктор филологических наук, профессор, . заведующая сектором рукописных книг научно-исследовательского отдела рукописей РГБ Крутова Марина Семеновна
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой методики преподавания русского языка и литературы
ГОУ ВПО МГОУ Шмелева Анна Вячеславовна
Ведущая организация:
Институт мировой литературы РАН
Защита диссертации состоится »а'л/5^-2015 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.109.01 при Литературном институте им. A.M. Горького по адресу:
123104, Москва, ул. Тверской бульвар, д. 25, ауд. 23.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литературного института им. A.M. Горького по адресу: 123104, Москва, ул. Тверской бульвар, д. 25 и на сайте Литературного института им. A.M. Горького Iitinstitut.ru
Автореферат разослан «Я/ » 2015 года.
Ученый секретарь ___,
диссертационного совета / ^/¿¿У Стояновский
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
«Человек всегда составляет объект литературного творчества» 1 -пишет академик Д.С. Лихачев. Изображение людей принципиально важно для литературы: «образ человека, толкование человека <...> всегда находится в центре литературы, и человек есть то начало, благодаря которому и ради которого запускается в ход весь механизм морально-риторического словесного творчества» 2 . Именно поэтому в каждую конкретную эпоху складывается свой уникальный образ человека, обладающий неповторимыми типологическими чертами и характеристиками. Для выбранного диссертантом периода русского Средневековья это религиозно-философский идеал «мужа благоверна», запечатленный в художественном слове3.
Диссертационное исследование посвящено не просто рассмотрению образа средневекового человека в древнерусской литературе, на эту тему написано уже немало, но изучению собирательного образа «мужа благоверна» в русской публицистике XVI века, который воспринимался как образ идеального человека в период построения Московского царства. Для характеристики этого понятия древнерусскими писателями создаются различные категории: «муж праведный», «муж благочестивый», «муж кающийся», «муж молящийся». «Мужъ благоверенъ» же является тем обобщенным образом, который создает сама эпоха Средневековья в лице Ермолая-Еразма. Такой образ человека рассматривается авторами XVI столетия как рекомендуемая модель поведения, к которой он должен стремиться максимально приблизиться. По мнению древнерусских книжников, именно образ Спасителя как Абсолюта и есть та Первооснова,
1 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. С.1
2 Михайлов A.B. Методы и ста™ литературы. - М: ИМЛИ РАН им. A.M. Горького, 2008. С.38.
3 Понятие «мужъ благоверенъ» встречается у Ермолая-Еразма при описании благочестивого человека и поэтому может быть использовано как собирательный образ идеального человека. См.: Ермолай-Еразм. Сочинения // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1880. 4. С. 26.
тот ценностный ориентир, который является главным в жизни средневекового человека.
Многих исследователей-медиевистов XIX-XXI вв. интересовала проблема создания литературного образа идеального человека: Ф.И.Буслаева, В.И. Жмакина, В.П. Адрианову-Перетц, Д.С. Лихачева, С.С.Аверинцева, Я.С. Лурье, A.A. Зимина, М.Н. Громова, А.Н. Ужанкова,
A.B. Каравашкина, М.А. Корзо, Л.А. Черную, Л.Г. Дорофееву, B.C. Горского,
B.М. Ничик, Э. Кинана и др. Интерес к изучению данной проблемы нашел свое отражение в многочисленных трудах указанных исследователей.
Одним из первых обратился к этой теме академик Ф.И. Буслаев в статье «Идеальные женские характеры Древней Руси», в которой исследователь рассмотрел образ женщины как выражение качеств и черт, наблюдаемых в народном характере и нашел в нем изображение идеального человека (храбрую, добрую и великодушную женщину, нравственно совершенную, окруженную ореолом святости, преданную супругу, нежную сестру и любящую и глубокоуважаемую мать)4.
В статье В.П. Адриановой-Перетц «К вопросу об изображении «внутреннего человека» в русской литературе XI - XIV вв.» впервые в истории русской литературы был рассмотрен духовно-нравственный компонент человеческой личности. «Внутренний человек», по замечанию В.П. Адриановой-Перетц - это человек с его душой, естеством, помыслами, нравом, умом, добродетелями и пороками, а «ценность человека определяют его "нрав" и "деяния"»5. Поэтому следует всматриваться внутрь себя, познавать себя и свои душевные побуждения, чтобы приблизиться к нравственному идеалу праведной жизни.
4 Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры древней Руси // О литературе: Исследования; Статьи / Сост., вступ. статья, примеч. Э. Афанасьева. - М.: Художественная литература, 1990. С. 269.
5 Лдрианова-Перетц В.П. К вопросу об изображении «внутреннего человека» в русской литературе XI - XIV веков // Вопросы изучения русской литературы Х1-ХХ вв. М.-Л. Издательство Академии Наук СССР, 1958. С. 17.
В.П. Адрианова-Перетц одной из первых обращает внимание на ценность внутреннего мира человека, значение его душевного состояния для понимания образа благочестивого человека в целом, но ее подход не был развит советскими литературоведами.
Одной из фундаментальных работ по рассматриваемой теме стала монография Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси» (1958 г.). В ней рассматривается литературоведческий аспект образа человека, а сам человек предстает перед читателем сквозь призму сменяющих друг друга литературных стилей XI - XVII вв. и эпох. Каждой эпохой создается свой тип человека-представителя определенной среды: образ князя, образ служителя церкви, образ боярина, образ святого (вне сословий), образ трудового народа (Х1-ХШ вв.), образ святого человека (ХГУ-ХУ вв.), человек, всматривающийся в самого себя (XV в.), человек идеализированный (XVI в.), «человек страдающий» (XVII в.)6 . Однако Д.С. Лихачев не уделяет специального внимания внутренней, «душевной» составляющей человека.
Необходимо отметить работу М.А. Корзо «Образ человека в проповеди XVII века» (1999 г.). Образ, представленный в ее исследовании, тесно связан с концепцией человека идеального, поскольку изучение проповеди, так или иначе, накладывает определенный отпечаток на раскрытие портрета человека, представляя читателю изображение совершенного верующего человека. В монографии М.А. Корзо образ человека рассматривается в контексте догматических систем католицизма и православия, без привлечения светских публицистических произведений, поэтому работа носит богословско-кулыурологический характер.
В книге «Антропологический код древнерусской культуры» (2008 г.). Л.А. Черная называет культуру «чисто человеческим феноменом», полагает, что «в человеке кроется ключ к пониманию культуры»7. Автор рассматривает человека сквозь многогранность понятия «культура» и анализирует
6 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М: Наука, 1970. С. 115.
1 Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 79.
возникновение и развитие образа человека в динамике смены различных типов культуры (душеполезный, личностный и др.), используя при этом памятники древнерусской литературы. Монографию Л.А. Черной можно назвать философско-культурологическим исследованием, нас же больше интересует художественный образ идеального человека, представленный в русской публицистике XVI в.
Работа Л.Б. Сукиной «Человек верующий в русской культуре ХУ1-ХУН веков», вышедшая в свет в 2011 году, рассматривает верующего человека с позиций православной антропологии. Человек верующий предстает перед читателем в храмостроительстве, почитании икон и святых, соблюдении норм повседневного благочестия, предписанных церковной догматикой. Л.Б.Сукина обращается как к письменным (синодикам, вкладным книгам, повестям), так и к невербальным источникам, привлекая памятники архитектуры и изобразительного искусства, их анализ «позволяет раскрыть не проявленные в последних (письменных источниках. — М.М.) аспекты веры и благочестия представителей высшей власти и рядового православного населения»8. Исследовательница полагает, что душевная жизнь человека «частично объективируется в продуктах культуры»9, поэтому церковная архитектура и изобразительное искусство представляют собой «фиксированные результаты его вероисповедной практики и благочестия, осуществляемых в наиболее доступной для него форме» 10 . Мы же попытаемся раскрыть образ благочестивого человека, используя публицистические тексты.
В недавно вышедших монографиях Л.Г. Дорофеевой «Человек смиренный в агиографии Древней Руси XI — первой трети XVII века» и «Образ человека в переводной агиографии XI — XV вв.: опыт герменевтического прочтения» анализируется образ смиренного человека.
8 Сукина Л.Б. Человек верующий в русской культуре XV [-XVII веков. М.: РГГУ, 2011. С. 364.
9 Там же. С. 24-25.
10 'Гам же, С. 193.
Л.Г. Дорофеева выявляет основные ценностно-смысловые категории (самоотреченность, беззлобие, свобода, любовь, терпение, кротость, тишина, покаяние, плач (слезы), умиление, радость), определяющие содержание образа смиренного человека, используя в процессе исследования метод герменевтического прочтения. Человек смиренный - это образ идеального человека в русской агиографии, «мужъ благоверенъ» - идеальный образ русской средневековой публицистики.
Каждый исследователь, занимающийся проблематикой образа человека, стремится найти своего человека в выбранную им эпоху. Для В.П.Адриановой-Перетц свой человек - это человек душевный, «внутренний»; Д.С. Лихачев создает целостный литературоведческий образ человека (как представителя эпохи; человека «идеализированного»; размышляющего; «страдающего») в динамике смены исторических эпох и литературных стилей; М.А. Корзо находит идеального человека в процессе сравнения католической и православной проповеди XVII века (человек верующий, строго придерживающийся церковных предписаний); Л.Б.Сукина рассматривает человека верующего в контексте церковной догматики; Л.Г.Дорофеевой исследован человек смиренный в древнерусской агиографии. Автор данного диссертационного исследования также рассматривает своего человека - «мужа благоверна» как образ человека идеального, благочестивого, праведного в контексте русской публицистики XVI века.
В настоящее время продолжают появляться все новые труды, посвященные анализу образа человека, которые затрагивают литературоведческий, философский или культурологический аспект. Это, безусловно, говорит о многогранности данной темы, о многочисленных сферах ее исследования и о дальнейших возможностях изучения концепции «человек» в зависимости от выбранной эпохи. Необходимо все же признать, что тема образа идеального благочестивого человека пока не разработана окончательно. В данном диссертационном исследовании предлагается
системное рассмотрение с позиции литературоведческого анализа образа идеального человека - «мужа благоверна» в «Домострое» и русской публицистике XVI века, на который, по мнению авторов указанной эпохи, следует ориентироваться.
Диссертационное исследование было проведено с опорой на труды и идеи вышеупомянутых российских и зарубежных авторов, но при этом вырабатывается и свой подход, свои критерии и категории оценки «идеального образа» в русской публицистике XVI века. Поэтому в исследовании не обошлось без дискуссии с теми авторами, которые занимались и занимаются данной проблемой. Несмотря на большое количество литературы, проблема образа идеального человека — «мужа благоверна» в произведениях русских публицистов XVI века тем не менее не получила подробного освещения ни в российских, ни в зарубежных работах.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования диссертации является древнерусская словесность XVI в. и отраженные в ней представления публицистов эпохи русского Средневековья: Максима Грека, Ермолая-Еразма, митрополита Даниила, царя Ивана Грозного, Андрея Курбского, Ивана Пересветова, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и центральный памятник литературы данной эпохи - «Домострой». Взгляды вышеупомянутых публицистов относительно человека — «мужа благоверна» представляют собой проблемное поле, а потому подлежат детальному изучению.
Предметом исследования является образ идеального человека в творениях русских публицистов XVI века — «мужа благоверна», принципы художественной организации этого образа, его основные составляющие, особенности и характерные черты, т.е., поэтика образа «мужа благоверна» в произведениях древнерусских книжников.
Основными целями данной работы является открытие и исследование образа «мужа благоверна» как феномена авторского сознания публицистов эпохи русского Средневековья XVI века - эпохи антропоцентризма, анализ
возникновения и развития этого образа, его содержания и поэтики и выявление основных факторов, которые влияют на формирование художественного образа идеального человека в русской литературе и славистике в исследуемый промежуток времени.
Целями определяются следующие задачи исследования:
раскрыть смысловое наполнение образа идеального человека -«мужа благоверна» в контексте произведений русской публицистики XVI века; проанализировать изображение отношений человека и Бога в произведениях древнерусской словесности, а также места человека в сотворенном Богом мире; представить характеристику основных добродетелей и пороков человека на основе мировоззрения древнерусских книжников; изучить представления древнерусского автора о роли воспитания и внешнего вида человека в его взаимодействии с окружающим миром; проанализировать принципы взаимоотношения «мужа благоверна» и царской власти, исследовать роль царя в личном спасении человека.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные идеи и положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных исследователей, касающиеся русской публицистики XVI века в целом и образа человека в частности -Ф.И.Буслаева, В.И. Жмакина, В.П. Адриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, С.С.Аверинцева, Я.С. Лурье, A.A. Зимина, М.Н. Громова, А.Н. Ужанкова, A.B. Каравашкина, М.А. Корзо, Л.Г. Дорофеевой, B.C. Горского, В.М. Ничик, Р. Пиккио, Э. Кинана, Дж. Шепарда, С. Франклина.
Методологическая основа диссертации определяется спецификой объекта исследования и широтой поставленных задач. Базовым методом, применяемым в диссертационном исследовании, является метод
герменевтического прочтения трудов древнерусских публицистов и их последовательное сравнение. Данный метод представляется весьма актуальным при изучении произведений древнерусских книжников, поскольку анализ литературы Древней Руси неотделим от детального разъяснения содержания текстов произведений русского Средневековья, толкования текстов Священного Писания («библейская герменевтика»") и изучения исторических реалий.
Автор использует аксиологический метод исследования произведений древнерусской литературы, что позволяет судить о мировоззрении и миропонимании древнерусских книжников и выявить систему ценностей публицистов XVI века. На основе выполненного интертекстуального анализа произведений публицистов и сопоставления их взглядов, касающихся человека, автором выводятся основные ценностно-смысловые концепты образа человека — «мужа благоверна» в русской публицистике XVI века.
Дескриптивный метод,, используемый диссертантом, позволяет осуществить оценочно-описательное исследование исторических реалий, представленных в выбранную эпоху, а также мировоззрения древнерусского человека. Данный метод основывается на изучении основных категорий образа идеального человека с целью выявления целостного представления о концепции «человек идеальный» в эпоху Средневековья.
Историко-филологический метод, примененный в процессе исследования, предполагает текстуальный и историко-культурный анализ текстов произведений русских публицистов XVI века и изучение этих текстов в их непосредственной связи с исторической эпохой.
Актуальность и научная новизна. Данная тема представляется весьма актуальной, поскольку в современном мире назревшего духовного кризиса особую значимость приобретает пример добродетельного поведения. Свойственный своей эпохе пример благочестия, свой образ идеального
11 Зиичгнко В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход. М.: Флингга: Наука, 2002. С. 1??.
человека, к которому следует стремиться, и представлен в произведениях русской публицистики XVI века. Древняя русская литература, основываясь на феномене христианского миропонимания, обладает «непреходящими ценностями» 12 , отсюда и возникает в ней столь яркий образ «мужа благоверна».
Научная новизна предпринятого автором диссертационного исследования заключается в открытии в «Домострое» и русской публицистике XVI века идеального образа «мужа благоверна» (Ермолай-Еразм) и его литературоведческое описание на основе анализа произведений древнерусских книжников эпохи Средневековья. В ходе исследования выявлен главный принцип организации художественно-богословского образа идеального человека (человек, созданный по образу и подобию Божиему, стремящийся к благочестивой жизни), описаны его основные духовные составляющие («тричисленность» души, добродетель и греховность, смирение и любовь как основные условия существования «мужа благоверна»), определено значение концепции идеального человека для жизни людей (как в данную эпоху, так и в дальнейшем) на основе размышлений о воспитании человека, способов его существования в мире.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть полезны при создании новой академической истории русской литературы и ее исторической поэтики, а также послужить основой при составлении методических указаний, учебных пособий и специальных курсов в ВУЗах, кроме того, они могут быть использованы в учебном процессе при преподавании и обучении по курсу «Древнерусской литературы» и «Литературы периода Средневековья». Теоретические аспекты диссертационного исследования могут быть применены в литературоведении, антропологии, культурологии, антропологической и религиозной философии и стать базой для аналогичных исследований.
12 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. С.131.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Древнерусская литература Х1-ХУ вв. выработала идеальный образ человека - святого. Русские книжники XVI века открывают в жизни и создают в публицистике новый идеальный образ своего времени — «мужа благоверна», как религиозно-нравственный ориентир для всех людей, желающих достичь спасения в «конце времен».
2. Изображение идеального человека — «мужа благоверна» восходит к евангельскому Первообразу и складывается в русской публицистике XVI в. на основе принципа уподобления.
3. Мировоззрение русских публицистов XVI века имеет ярко выраженный сотериологический характер, на основе которого формируются представления об идеальном человеке в миру: человек и «мир» дольний, «зримый образ» человека, его воспитание и поведение; человек и царь (царская власть) представляют собой симфонию, их синергия является важным моментом спасения верующего человека. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
результаты были представлены в виде докладов на научно-практической конференции в МГЛУ им. Мориса Тореза, на кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области теологии МГЛУ им. Мориса Тореза и на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им. А.М. Горького. По теме исследования автором подготовлены и опубликованы 5 научных статей, из них 3 - в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура работы. Диссертация объемом 188 с. состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 253 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дается обоснование темы, формулируются цели и задачи исследования, говорится о его актуальности и научной новизне, о теоретической и практической значимости, выделяются хронологические и территориальные рамки исследования, дается характеристика уже существующих исследований в данной области и аргументируется выбор метода исследования — герменевтическое прочтение текста с последующим его анализом в сочетании с аксиологическим, дескриптивным и историко-филологическим подходами.
Первая глава — «"Мужъ благоверенъ" в поэтике Средневекового хронотопа». Существование «мужа благоверна» во времени и пространстве подчиняется закону предопределения. это предполагает некую детерминированность его этического поведения, поскольку все существующее определяется в конечном счете волей Бога. В тварном мире и пространстве, где временно пребывает человек идеальный, его жизнь и деятельность подчинены Божиему Промыслу, на основе Божиего Промысла и веры человека строятся его отношения с Богом.
Человек создан по образу и подобию Божиему, уподобление человека Первообразу — это важнейшая составляющая образа идеального человека, но речь идет о приближении к Абсолюту в уподоблении Ему, а не о равенстве Творца и сотворенного Им человека. Поэтому публицисты рассматривают греховную сущность человека, как основное отличие его от Творца. «По всему подобенъ человекомъ, разве греха» — пишет Ермолай-Еразм13. Кроме того, слово человека гибнущее, т.е. временное, указывают авторы. Это одно из самых существенных отличий, слово человеческое ни в какое сравнение не может быть поставлено со Словом Божиим, действующим и действенным,
13 Ермолай-Еразм. Сочинения // Чтения в Обществе истории и древностей Российских, 1880,4. С. 16.
имеющим волю, творящим. «Человекъ есть Богомъ сотворенъ, но мертвенъ есть, и слово имея мертвено», - пишет Ермолай-Еразм14.
Средневековые книжники замечают, что человек был поставлен в этом мире царствовать, Бог щедр и милостив, и Он даровал это всему человечеству, «Богъ же, не имеющий начала, человека создавъ, оказалъ почеть ему — надъ всемъ, что существуетъ на земле, поставилъ царемъ», человек «яко бы земнаго коего царя образъ веществененъ сотворенъ»15. Такое высокое положение человека в этом мире свидетельствует о том, что он является венцом творения, высшим существом в мире дольнем.
Говоря об отношениях Бога и человека, публицисты употребляют такое понятие, как страх Божий. Страх Божий называется началом нашего спасения и корнем всего благого, что есть в людях. Страх производит нравственную перемену в душе христианина, «мужъ благоверенъ» должен «страхъ Божий всегда имен въ сердце своемъ и память смертную и любовь нелицемерную ко всемъ, всегда волю Божию твори и по заповедемъ его ходя»16. Страх Божий является для «мужа благоверна» добродетелью, страх в данном случае означает благоговение к беспредельной святости Божией, опасение нарушить Его предписания и заповеди, страх развивает в благочестивом человеке особую бдительность, что является совсем не лишним фактором для становления образа идеального праведного человека. Поэтому «мужъ благоверенъ» может одновременно иметь в своем сердце как страх Божий, так и любовь.
Кроме того, авторы обращают внимание читателя на концепцию человека свободного, «мужъ благоверенъ» всегда имеет возможность выбора, он несет ответственность за свои поступки, и Божий Промысел не противоречит самостоятельности действий человека. У И.С. Пересветова свобода человека не вызывает сомнений, для него это достойное человека
14 Ермолай-Еразм. Сочинения // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1880. Т. 4. С. 3.
13 Там же. С. 3.
16 Домострой. По рукописямъ императорской публичной библиотеки. Подъ редакциею В.Якоплзла. СПб.: Въ типографии императорской академии наук, 1867. С. 10.
состояние, свободу публицист видит важной составляющей образа идеального человека. Свобода представляется, однако, не просто абстрактным понятием, свобода «мужа благоверна» - это его свобода в вере, во Христе.
Вера человека определяет его поступки и суждения, публицисты считают веру свойством человеческой природы, проникающим во все элементы его жизни, и важнейшей составной частью мировоззрения средневекового человека, без которой в принципе невозможно представить его образ. Авторы дают человеку наставления, как можно сохранить веру в чистоте и нерушимости, призывают доказывать свою веру добрыми делами, цитируя Священное Писание: «Такожде и вера, аще делъ не имать, мертва есть о себе» (Послание Иакова, 2:17).
Вера помогает «мужу благоверну» спастись, учение о сотериологии является одним из центральных в русской публицистике XVI в., это объясняется эсхатологическим напряжением выбранной нами эпохи. Для спасения, полагают книжники, необходима праведная и благочестивая жизнь, соблюдение заповедей, борьба с пороками и стяжание добродетелей. Путь спасения определяется единством Божественной воли и человеческой энергии, направленной в нужное русло - на стяжание благодати. «Мужу благоверну» следует воспитывать в себе любочестие и безмолвие, благоумие, духовную любовь и кротость, все это достигается, по мнению публициста митрополита Даниила, постом и молитвой. «Бдите и молитеся <...> непрестанно молитеся» 17 - советует он людям. В спасении человека заключается его счастье, если человек ведет праведную и благопристойную жизнь, следует Божественным предписаниям и заповедям, смиряет себя и постится. Настоящее счастье человеку предстоит достигнуть, оно в далеком будущем, в загробной жизни, этот же мир - подготовка «мужа благоверна» к счастливой жизни во Христе, во спасении. Но, по замечанию публицистов,
17 Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. Отдел приложений. М.: Въ Университетской типографии (М. Катковъ), на Страстномъ бульваре, 1881. С. 19.
многие люди пытаются найти счастье в этом мире, мире временном и тленном, что невозможно и является, по убеждению авторов, напрасной тратой сил и времени. «Мужъ благоверенъ» сам устроитель своего спасения и сам его творит.
Путь спасения долог и непрост, «мужу благоверну» нужно быть к этому готовым, указывают древнерусские книжники, врата же «уские» и человеку придется «теснымъ путемъ шествовати повелеваеть, вся же находящая доблествене терпети заповедаеть»'8. На этом пути Бог всегда рядом с человеком, Он дает людям те необходимые силы, чтобы пройти его, не бывает в жизни людей трудностей и испытаний, которые они не в состоянии преодолеть, так и в деле спасения: вера поможет любому человеку возродиться, нужно бороться и твердо стоять на пути к своей цели.
Вторая глава - «"Мужъ благоверенъ" как художественный образ идеального человека». Образ «мужа благоверна», представленный публицистами эпохи русского Средневековья, является, прежде всего, изображением идеального творения Божиего. Во второй главе мы обращаемся к общим представлениям об образе такого человека в Московской Руси и подробно рассматриваем его основные составляющие. К ним относятся ум, слово, душа и тело, а также основные добродетели и пороки человека. Поскольку русская публицистика XVI века носит по своей сути назидательный характер (не случайно творения книжников этой эпохи носят названия «послание», «поучение», «наказание», например, «Послание о блудныхъ помыслахъ», «Поучение противъ увеселений» и т.д.), то рассмотрение добродетелей и пороков человека возможно сквозь призму наставлений, данных публицистами в своих произведениях: как воспитывать добродетели и как побеждать пороки. В процессе взращивания своих добродетелей и борьбы с пороками перед нами предстает человек идеальный — деятельный, активный, борющийся. При этом основу его пребывания в этом мире составляют смирение и любовь, без которых авторы эпохи
18 Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. Отдел приложений. М., 1881. С. 18.
1 о
русского СредневгкоБья вообще не считают возможным существование «мужа благоверна».
Несмотря на то, что к XVI в. в древнерусскую литературу все больше и больше проникает прагматический способ мышления, теологическое начало в произведениях древнерусской словесности все же сохраняет свое место. Авторы этой эпохи, создавая «послания», «слова», «поучения», «наказания», ведя переписку друг с другом, используют примеры из реальной жизни, но теологические компоненты (обращение к Священному Писанию, цитаты из творений Святых Отцов, примеры верующих людей и т.п.) тоже присутствуют в их произведениях в весьма внушительном количестве.
Человек идеапьный называется книжниками-публицистами по-разному: Ермолай-Еразм употребляет понятие «мужь благоверенъ» и благочестивый, митрополит Даниил рассуждает об образе человека-пастыря, для царя Ивана Грозного и боярина Андрея Курбского существует идеал и антиидеал человека. По мнению древнерусских книжников, благочестивый человек -это человек, соблюдающий заповеди, хранящий свою веру, кроткий и смиренный, борющийся с пороками и стяжающий добродетели. Митрополит Даниил считает, что такой человек также может проповедовать и помогать другим людям на пути к праведной жизни. Боярин Андрей Курбский полагает, что благочестивому человеку обязательно нужно читать Священное Писание и во всем следовать ему.
Во второй главе рассматривается тричисленность идеального творения
19
Божиего, ум, слово и душа человека «во единемъ телеснемъ сосуде» . Нравственная чистота человека непосредственно связана с чистотой ума, души и тела, человек подвержен страстям, поэтому стремится бороться с ними, чтобы достичь состояния чистоты. Душа человека бессмертна, подчеркивают авторы, но она особенно подвержена порокам, потому что
19 Ермолай-Еразм. Сочинения // Чтения в Обществе истории и древностей Российских, 1880, 4. С. 68.
подобно воску, зеркалу (образы, встречающиеся в русской публицистике), легко подвергается изменениям.
Сотворив мир невидимый, горний, Господь создает мир дольний, видимый — солнце, луну и звезды, а на земле — «созда человека по своему образу и отъ своего трисолнечьнаго Божества подобие тричислено дарова ему: умъ, и слово и духъ животенъ. И пребывает в человецехъ умъ, яко Отецъ слову; слово же исходить отъ него, яко Сынъ посылаемо; на немъ же почиеть Духъ, яко у коегождо человека изо усть слово безъ духа исходити не можеть, но духъ с словомъ исходить, умъ же началствуетъ»20. Таким образом, человеческая душа несет в себе образ Божий и состоит из трех составных частей — ума, слова (логоса) и духа, соответствующих трем Ипостасям Троицы - Отцу, Сыну (Иисус Христос - воплощенное слово) и Святому Духу. Древнерусские книжники пишут и о разуме. Разум управляется умом, разум — это телесные очи, ум же, который «началствуетъ» — это духовные очи человека21.
Раскрытие образа идеального человека — «мужа благоверна», невозможно без рассмотрения добродетелей, которые такой человек в себе воспитывает, и пороков, с которыми он борется.
С целью привлечения внимания читателя к образцу благочестивой жизни, публицисты изображают пример добродетельного поведения. Основными добродетелями авторы считают смиренномудрие, кротость, нестяжание, благоумие, любовь, воздержание. Чтобы обрести эти добродетели, «мужъ благоверенъ» должен побороть в себе пороки: стяжание, излишество (несоблюдение меры), веселье, праздность, гордость, зависть, блуд, лень. Для иллюстрации порочной натуры человека авторы используют
20 Ермолай-Еразм. Сочинения II Чтения в Обществе истории и древностей Российских, 1880, 4. С. 66.
21 См. об этом: Ужанков А.Н. Категории «ума» и «разума» в древнерусской письменности // Язык как материал словесности. Сборник научных статей к 90-летию профессора А.И.Горшкова М., 20";3. С. 240-246.
«сцены вызывающе греховного поведения человека»22. Практически все публицисты считают труд одним из важнейших способов борьбы с пороками. Человеку трудящемуся, не знающему, что такое праздность, некогда пребывать в пороках, таким образом, труд играет крайне важную роль в деле спасения человека, «тружайтеся, делайте не яко рукоделию и мамоне, но яко Богу работающе и внимающе <...> трезвитеся», обращается к людям митрополит Даниил23. Помимо труда, авторы считают молитву и соблюдение заповедей неотъемлемым оружием человека в борьбе со своими пороками.
Добродетели и пороки, рассматриваемые публицистами, безусловно, связаны с христианскими добродетелями: верой (стойкостью в веровании), надеждой (способностью не сдаваться и не унывать) и любовью (бескорыстной, безусловной и добровольной) и с семью смертными грехами: гордыней, алчностью, завистью, гневом, похотью, обжорством и унынием (или ленью). Характеризуя указанные добродетели и пороки, публицисты расширяют и дополняют их количество.
Важными концептуальными составляющими образа идеального человека — «мужа благоверна» мы видим любовь и смирение, это основополагающие условия бытия человека. Все преодолевается, пишет Иосиф Волоцкий, «кротостию и терпениемъ и смирениемъ, и милосердиемъ и любовию» 24 . В этом мнении, на наш взгляд, выражено общее представление всех публицистов XVI века, все авторы считают эти качества, эти добродетели крайне важными для человека, без них невозможна праведная и благочестивая жизнь и гармоничное существование общества. Публицисты сами являют пример смирения, называя себя убогими, окаянными, презренными, грешниками, червями и т.д.
21 Дёмин A.C. О художественности древнерусской литературы. Очерки древнерусского
мировидения. От «Повести временных лет» до Аввакума. М.: «Языки русской культуры», 1998. С. ИЗ.
23 Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. Отдел приложений. М., 1881. С. 36.
24 Просветитель, или Обличение ереси жвдовствующихъ. Творение преподобпаго отца нашего Иосифа, Игумена Волоцкаго. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1896. С. 167.
Смирение — это то, что следует воспитывать в себе человеку, желающему спастись. Смирение является главным принципом поведения средневекового человека, подчеркивают древнерусские книжники, ведь оно предполагает предание воли человека Божьей воле, а это является основным законом жизни «мужа благоверна» в этом мире и важной предпосылкой к его спасению. Человек ни в коем случае не должен отчаиваться, а смиренно принимать все трудности и невзгоды, выпавшие на его пути к спасению, и стремиться достичь жизненной цели любого христианина — спасения во Христе.
Еще одно важное качество, которое должно проявлять благочестивому человеку - это любовь, причем смиренная любовь, духовная любовь, как называет чувство истинной любви Иосиф Волоцкий. Любовь — это главная добродетель, основа всех добродетелей. Без любви становится невозможным и недостижимым и само спасение «мужа благоверна». Малейший добрый поступок, совершенный из любви, приносит пользу всем. Любовь, пишет митрополит Даниил, «болши же всехъ въ заповедехъ <...> яже есть основание и верхъ всемъ добродетелемъ»25. Бог есть любовь, человеку во всем следует идти путем Господним и стараться проявлять качества по примеру Иисуса Христа.
Третья глава - «"Мужь благоверенъ" в контексте бытия» -посвящена раскрытию «внешней стороны» образа «мужа благоверна», этапов становления образа благочестивого человека в условиях его существования в обществе, его бытия в контексте взаимоотношений с окружающими его людьми, а также принципов синергии «мужа благоверна» и царской власти.
Основной принцип, которого придерживаются авторы XVI века, рассуждая о царской власти, заключается в богопоставленности самой царской власти. Царю полагалось служить верой и правдой, каждый человек для личного спасения обязан исполнять «всякую правду»26. Царская власть в
25 Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. Отдел приложений. М., 1881. С. 21.
26 Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. С. 81.
России носила ярко выраженный сакральный и мессианский характер, она уподоблялась власти Божией. Помазание царя придавало ему специфический сакральный статус, особую харизму. «Царь как бы принадлежит иной, высшей сфере бытия»27. Поэтому и задачи русского царя приобретают своего рода мессианский характер, царь уподобляется Богу и воспринимается своими подданными как спаситель.
«Домострой», к примеру, напутствует: «Царя бойся и служи ему верою, и всегда о немъ Бога моли, и можно отьнюдь не глаголи предъ нимъ <...> яко самому Богу, во всемъ повинуйся ему»28. В «Домострое» часто фигурирует понятие страха, страх в данном случае означает благоговение, глубокое почтение по отношению к тому, кого «мужъ благоверенъ» «страшится». Человек-подданный молится за своего царя, и царь совершает молитву за своих подданных, так и осуществляется принцип синергии в общем деле спасения. Но царь - это человек, он не уподобляется Вседержителю, сущность его - греховная, он борется с теми же пороками и взращивает в себе все те же добродетели, что и его подданные.
Царь - мученик во имя всего царства, именно поэтому от «мужа благоверна» ожидается безусловное подчинение царю, ведь все это - во имя богоугодных целей. В XVI в. возникает идея «коллективного спасения в благочестивом Православном царстве»" .
В третьей главе говорится также о воспитании «мужа благоверна», благочестивого человека следует взращивать с малых лет, публицисты (в частности, митрополит Даниил) отдельно пишут о воспитании юношей (муж, отец, глава семейства) и девушек (мать, жена, хозяйка, помощница мужа своего в общем деле спасения) («Домострой», Ермолай-Еразм). Авторы
27 См. об этом: Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русского переосмысление). М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 204.
28 Домострой. СПб., 1867. С. 11.
29 Ужанков А.Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций. Монография. М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2011. С. 118-119.
призывают родителей не давать детям пребывать в праздности, прививать им добродетели и учить беспрекословно соблюдать Божественные заповеди.
С точки зрения митрополита Даниила, юношеский возраст самый важный и в то же время опасный, если речь идет о воспитании личности, возраст этот имеет первостепенное значение, если речь идет о становлении личности. Поэтому важно думать о чистоте душевной и духовной, целомудрии, хранить эти качества, возраст юный — это огонь, который необходимо контролировать и гасить. «Не малъ подвигь въ волнахъ тишины наслажатися <...> вельми дивно есть еже въ огненной пещи несъгорати», этот огонь способен разжечь «пещь сластную внутрь человека», в этом случае ему уже очень трудно противостоять30. Поэтому, обращается автор к отрокам и девицам, «възлюбите тихое и смиренное житие въ целомудрии и чистоте, даже и в семъ веце велия радости насладитеся, в будущем же животь вечный наследите. Не возлюбите, о юннии, празности, юность бо въ пищи и в празности не малу беду и себе и инымъ исходатайствуеть, празность бо всему злу начало есть»31. Любые занятия сгодятся для юных душ, будь то писательство, учение или рукоделие, главное - не жить в праздности, ведь это корень всех бед, где праздность — там и грехи.
Воспитывая «мужа благоверна», следует помнить и о надлежащем внешнем виде. В рассуждениях публицистов о внешнем виде «мужа благоверна» мы можем отметить напутствия людям, как нужно выглядеть благочестивому человеку (скромно, без чрезмерных украшений), а также предостережения, как выглядеть такому человеку нельзя (украшение себя — это противление совершенству Божественного творения). Описывая внешний вид благочестивого человека, митрополит Даниил, например, указывает на следующие качества: бледность лица, сухость тела, всегда опущенный и тихий взор, кроткая смиренная походка, скромная одежда, благопристойные манеры. Он же укоряет людей, говоря, что вместо того, чтобы заниматься
30 Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. Отдел приложений. М., 1881. С. 31.
31 Там же. С. 32.
душеполезной деятельностью, человек тратит время, например, на свой внешний вид, такая растрата времени и сил, по мнению публициста просто недопустима.
Основными способами существования «мужа благоверна» публицисты видят брак и монашество. Оба пути открыты для человека, и оба они одинаково освящены Богом. Мирская жизнь видится авторами менее удобной для достижения спасения, поскольку таит в себе множество прелестей и соблазнов. Но человек способен воспитать в себе правильное отношение как к порочному материальному миру, так и к его благам, уверены древнерусские книжники. Монашеский образ жизни максимально приближен к идеальному, поэтому рассматривается как более предпочтительный (митрополит Даниил, Максим Грек). Это вовсе не означает, что в мирской жизни невозможно приблизиться к идеалу, многочисленными напутствиями книжники доказывают, как это возможно сделать. Брачная мирская жизнь регулируется моральными законами, монашеский же образ жизни - это добровольный подвиг человека. Поэтому каждый человек должен избирать свой путь, руководствуясь своим нравственным состоянием, сообразно своим нравственным силам.
В браке помощницей мужу в общем деле спасения души является его жена. В произведениях публицистов XVI в. можно встретить два основных типа образа женщины: образ женщины - мудрой девы, выступающей в роли помощницы своему мужу в деле достижения главной цели жизни человека -спасения, верной своему мужу, долгу и данному мужу слову (в «Повести о Петре и Февронии») и образ женщины, являющейся для окружающих источником соблазнов и греховных помыслов (у митрополита Даниила, Максима Грека и Андрея Курбского). Муж, по мнению митрополита Даниила, несет ответственность за нравственное состояние его жены. Долг мужа - забота о религиозно-нравственном воспитании жены и о внешнем благоповедении жены (сюда относится украшение лица, платье, наряды). Основа отношений мужа и жены - это их взаимная любовь, авторы при этом
не исключают права мужа проявлять строгость по отношению к жене в целях ее надлежащего вразумления. Митрополит Даниил, к примеру, пишет, обращаясь к мужьям: «О, мужие, наказуйте женъ вашихъ боятися Бога, и жити вт. законе Господни и нищимъ подавати»32. Под словом «наказуйте» здесь следует понимать напутствие и наставление жене.
Выводы диссертационного исследования в самом кратком, общем виде заключаются в следующем:
Образ «мужа благоверна» создается древнерусскими книжниками -публицистами XVI в. как образ идеального человека — творения Божиего в его уподоблении Господу. Рассматривать образ «мужа благоверна» необходимо в свете христианской картины мира и с позиций христианской антропологии и сотериологии, в этом контексте образ идеального человека имеет свое особое смысловое содержание, раскрываемое авторами XVI в.
Публицисты эпохи русского Средневековья придерживаются мнения о человеке как венце творения, они восхищаются совершенством Божественного творения, не забывая при этом про греховную сущность человека. Сотворенный по образу и подобию Божиему человек, по мнению древнерусских книжников, тричисленен (ум, душа и слово в теле).
Авторы сходятся в едином мнении, что на все Божья воля. Человек же вовсе не теряет своей свободы в отношениях с Богом, у него всегда есть возможность выбора. Свобода выбора, подчеркивают публицисты, - главный антропологический закон, на основе которого строится вся жизнь «мужа благоверна».
Вера видится древнерусскими книжниками XVI в. основой жизни человека, определяющей его поступки и стремления. Это важнейшая составляющая образа средневекового человека, суть его миропонимания.
Главной целью и идеей произведений публицистики XVI в. является наставление на спасение души «мужа благоверна». Эта идея универсальна для всех произведений указанной эпохи. Возможность спастись дается Богом
32 Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. Отдел приложений. М., 1881. С. 30.
24
каждому человеку. В этом и заключается счастье человека - получение этой возможности и последующая ее реализация. Все публицисты так или иначе рассуждают о спасении человека и о том, какие меры для этого нужно предпринять. К этим мерам можно отнести молитву, пост, праведную жизнь, соблюдение заповедей, преданное служение Господу, покаяние.
В произведениях древнерусской словесности всегда можно увидеть пример добродетельного поведения, в публицистике XVI в., с учетом эсхатологического напряжения и желания людей спастись, призыв к такому поведению становится особенно актуальным.
Проведенный герменевтический анализ вербальных памятников публицистики XVI в. позволяет сделать вывод о том, что смирение и любовь являются основными условиями существования «мужа благоверна» в этом мире.
Говоря о положении человека в окружающем его мире, публицисты уделяют основополагающую роль воспитанию человека, на основе правильного воспитания и строятся отношения между людьми. Публицисты выделяют два основных способа существования человека в тварном мире: брак и монашество; рассуждая о браке, они раскрывают образ жены.
Взаимоотношения человека и царской власти основываются на крайне важной роли царя в деле спасения человека. Царь — помазанник Божий -являет своим подданным образец благочестивого поведения и ведет их к спасению души.
Таков образ «мужа благоверна» в его становлении в русской публицистике XVI века: созданный по образу и подобию Господа, кроткий, смиренный, стремящийся к идеалу благочестивой жизни.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
I. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАК:
1) Михайлова М.В. «Концепция «человек» в произведениях Максима Грека» П Вестник МГЛУ. Языкознание. - 2010. - Вып. 4 (583). Религиозная коммуникация: конфессиональный и лингвистический аспекты. С. 22-29. (0,3 п.л.);
2) Михайлова М.В. «Особенности композиционного развития полемики в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского» // Вестник МГЛУ. Языкознание. - 2012. - Вып. 4 (637). Проблемы взаимодействия языка и религии. - С. 96-102. (0,4 п.л.);
3) Михайлова М.В. «Образ человека-пастыря в произведениях митрополита Даниила» // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Филология. -2013.-Вып. 4.-С. 7-12. (0,4 п.л.).
II. Статьи в других гаданиях:
1) Михайлова М.В. «Стилистические особенности переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского» // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. -2011. - Вып. 2. - С. 103-107. (0,3 п.л.);
2) Михайлова М.В. «Человек в произведениях Ермолая-Еразма» // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. - 2009. - Вып. 2. - С. 3337. (0,3 п.л.).
Подписано в печать 15.01.2015 Издательство Литературного института им. A.M. Горького Москва, Тверской бульвар, 25 Тираж 100 экз. Заказ № 001