автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Мужчина в традиционном бурятском обществе

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Очиров, Виталий Олегович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Мужчина в традиционном бурятском обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мужчина в традиционном бурятском обществе"

На правах рукописи

ОЧИРОВ Виталий Олегович

МУЖЧИНА В ТРАДИЦИОННОМ БУРЯТСКОМ ОБЩЕСТВЕ (Х1Х-НАЧАЛО XX ВЕКА)

Специальность 07.00.07 - этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

.17 ОКТ 2013

005534908

Улан-Удэ-2013

005534908

Работа выполнена на кафедре истории Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор исторических наук, профессор Батуева Ирина Батоевна

Жамбалова Сэсэгма Гэндэновна, доктор исторических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, отдел истории, этнологии и социологии, старший научный сотрудник; Гомбоев Баир Цыремпилович, кандидат исторических наук, Государственное автономное учреждение культуры Республики Бурятия «Национальный музей Республики Бурятия», заместитель директора по науке и выставочной деятельности; ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

. Защита состоится 1 ноября 2013 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 210.002.02 при ФГБОУ ВПО «ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств» (670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1. Зал заседаний).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств».

Автореферат разослан 30 сентября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Николаева Дарима Анатольевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Во многих отраслях современной гуманитарной науки широкое развитие получают тендерные исследования (исследования социальных проявлений половой принадлежности). К настоящему времени в отечественной науке гендерная проблематика стала почти обязательной темой многих конференций, растет число публикаций по гендерной социологии, психологии, лингвистике и этнологии. Женские исследования (феминология) включены в Государственный образовательный стандарт, существуют специальные периодические издания. На этом фоне обнаруживается явный недостаток исследований по «мужской проблематике» в отечественной исторической науке в целом, в бурятоведении — в частности. Между тем в современном мире, характеризующемся стиранием социальных граней между мужчиной и женщиной, в условиях снижения значимости института семьи и брака, важность приобретают исследования статуса и функций мужчины в традиционном обществе.

Данная проблема особенно актуальна для России, большая часть населения которой проживает в сельской местности и сохраняет элементы традиционных форм хозяйствования и организации повседневного быта, где высокий статус мужчины исторически определялся его социально-экономическими функциями в семье и обществе.

Вышеизложенное обусловило актуальность темы нашего исследования, посвященного анализу опыта реализации положения' мужчины в традиционном бурятском обществе в XIX - начале XX века.

Степень научной разработанности проблемы. В разные исторические периоды «мужская проблематика» рассматривалась в контексте таких вопросов, как семейно-брачная сфера, общественная, хозяйственная и т.д. Освещение мужской темы зависело от уровня развития науки, от методологических и методических подходов. Исходя из этого,

историография данного вопроса может быть представлена такими периодами, как дореволюционный, советский, постсоветский (современный).

В дореволюционный период, начиная с конца XVIII - начала XX веков, положение бурятского мужчины фрагментарно рассматривалось в различных публикациях, в основном в контексте общей характеристики этноса. Ценные и одновременно весьма краткие сведения о социально-правовом положении мужчины в традиционном обществе бурят встречаются в работах исследователей-этнографов А.П. Щапова, Г.Н. Потанина, М.А. Ядринцева, М.А. Кроля, A.B. Потаниной, И.А. Подгорбунского, H.A. Бестужева, Г.М. Осокина. Определенный интерес вызывают опубликованные труды М.Н. Хангалова, Ц.Ж. Жамцарано, содержащие сведения о жизни и быте мужчины-бурята.

Отдельные стороны мужской культуры у бурят рассматривались в научных трудах историков-этнографов советского периода. Прежде всего, это работы Б.Э. Петри, основанные как на их многолетних наблюдениях за жизнью и бытом бурят, так и специальном исследовании исторического прошлого народа. Из работ первой трети XX в. особую ценность представляют труды И.И. Серебренникова, П.П. Баторова, П.П. Хороших, Б.Б. Барадина, М.Н. Богданова. В работе И.И. Серебренникова «Буряты, их хозяйственный быт и землепользование» даются общие сведения о хозяйственных занятиях и промыслах бурятских мужчин. Статья П.П. Баторова и П.П. Хороших «Приметы аларских бурят, касающиеся погоды, сельского хозяйства и охоты» освещает ритм годовой хозяйственной деятельности мужчин-кочевников, охотников и рыболовов западной части Предбайкалья.

Роль мужчины в хозяйственно-экономической жизни бурят нашла отражение в работах И.Е. Тугутова, И.М. Манжигеева, К.В. Вяткиной, Л. Линховоина. Монография И.А. Асалханова «Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX в.», посвященная изучению процесса проникновения капиталистических отношений в

4

бурятские улусы, показывает расширение сферы деятельности мужчин, которые стали заниматься предпринимательством, торговлей, ростовщичеством и др.

В постсоветский период намечается тенденция более глубокого освещения вопросов, касающихся образа бурятского мужчины дореволюционной эпохи. В 1991 г. вышла в свет монография С.Г. Жамбаловой «Традиционная охота бурят», где автор помимо исследования экономического значения охоты, ее типологии и классификации обосновала существование у бурят пережитков возрастных классов с целым комплексом инициаций и мужских союзов. Монография И.Б. Батуевой «Буряты на рубеже XIX — начале XX веков» раскрывает особенности традиционного скотоводческого хозяйства бурят. В работе детально рассматриваются хозяйственные мероприятия, которые традиционно относились к мужской сфере деятельности: отел, забой скота, его таврение, стрижка грив и хвостов лошадей, ремонт традиционных средств передвижения.

В труде Б.Б. Батуева «Буряты в XVII - XVIII веков» проводится анализ и оценка трудовой деятельности бурятских мужчин-скотоводов, земледельцев, охотников, ремесленников и торговцев в XVII — VIII веках. Ученый отмечает, что любой мужчина-бурят как в повседневной хозяйственной жизни, так и в ходе бытового устройства (при постройке жилища, хозяйственных строений, в развитии различных ремесел, торговле и т.д.), так или иначе, использовал основы естественных наук: математики, астрономии, химии, физики, геометрии, географии. Подробная характеристика деятельности мужчин — мастеров по ювелирному делу, металлообработке и деревообработке - представлена в монографическом исследовании A.A. Бадмаева «Ремесло агинских бурят (XIX - начало XX веков)». В монографии С.Г. Жамбаловой «Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX—XX вв.)» выявлены формы, методы и средства рыбного и зверобойного промысла ольхонских рыбаков и нерповщиков.

Функции мужчины в быту и различных сферах общественной, обрядово-ритуальной жизни бурят нашли отражение в исследованиях, посвященных анализу различных аспектов традиционной культуры: календарная обрядность - Г-Д. Нацов, Н.Б. Дашиева; ритуалы жизненного цикла - С.Г. Жамбалова, Д.Б. Батоева; общественные игры спортивно-развлекательного характера - Б.Д. Санданов, Р.Д. Дугарова. Каждый из вышеперечисленных авторов, исходя из научных целей и задач, фиксировал в своих работах соответствующие компоненты мужского статуса.

Место и роль мужчины в сфере семейно-брачных отношений бурят в XIX - начале XX веков проанализированы в научном труде К.Д. Басаевой. В рамках этнопедагогического исследования в работах М.С. Васильевой, Ж.Т. Тумунова выявлялись особенности воспитания бурятских мальчиков. Характеристика правого статуса мужчины дана в трудах А.Т. Тумуровой, И.Б. Ломакиной. Социальные функции мужчины на разных возрастных этапах рассматривались в работах Г.Р. Галдановой, Р.П. Сыденовой, С.Г. Жамбаловой.

В постсоветский период широкое распространение получают

гендерные исследования. Гендерология развивается российскими учеными —

H.JI. Пушкаревой, М.Г. Котовской, O.A. Ворониной, В.А. Тишковым, Е.А.

Здравомысловой, М.М. Малышевой, И.Г. Малкиной-Пых и др. В

современной гендерологии представлены исследования, касающиеся

преимущественно «женской проблематики». Как отмечал И.С. Кон,

«главным недостатком основной массы опубликованных работ по гендерной

тематике является то, что отсутствуют параллельные исследования сфер

женского и мужского пространства». По мнению ученого, ситуация начала

меняться только в последнее время, когда начали появляться качественные

работы по «мужской теме». Данное направление зародилось еще в конце 80-х

годов XX века и получило название социальной андрологии. В ее основу

легло изучение образа мужчины, мужской идентичности, мужской гендерной

роли в семье, обществе и т.д. Отечественные научные работы по мужской

6

проблематике связаны с именами И.С. Кона, СМ. Ушакина, Е.А. Здравомысловой, И.А. Морозова, Т.Б. Щепанской, Е.И. Трофимовой, В.А. Геодакяна, Т.А. Гурко и др.

Одним из первых ученых, обративших внимание на «мужскую проблематику», стал российский антрополог И.С. Кон. Важной особенностью научных трудов И.С. Кона является их междисциплинарность, что в свою очередь позволяет рассмотреть мужскую проблематику более объемно. Опираясь на данные истории и антропологии, а также философии, социологии и психологии, ученый исследовал особенности мужских ролей, характера, социализацию мужчин в разных обществах.

Постепенно, благодаря усилиям этнологов, социологов, философов, «мужские исследования» (men's studies) становятся важнейшей составной частью отечественной гендерологии. Так, например, в 2002 году выходит сборник статей «О муже(Ы)ственности» под редакцией С. Ушакина. В данном сборнике предпринята попытка анализа форм «мужественности» с привлечением обширного историко-социологического и

культурологического материала. В период с 2001 по 2007 гг. выходит целая серия специализированных научных изданий «Мужской сборник» (Вып. 1-3) под редакцией И.А. Морозова, посвященных изучению различных сторон мужской культуры в системе традиционного и современного общества. В указанных сборниках рассматриваются гендерные грани «мужского вопроса» в культурах разных эпох.

В этнографии бурят тендерный подход применялся в основном для исследования женского вопроса. В рамках изучения женской темы фрагментарно затрагивалась и мужская культура. Особый интерес вызывает работа Д.А. Николаевой, в которой дается целостное осмысление сущности и роли женщин и женского пространства в традиционной культуре бурят. В монографии Л.Ю. Дондоковой делается попытка реконструировать статус женщины в традиционном обществе бурят (второй половины XIX - начала XX века).

В целях сравнительно-сопоставительного анализа отдельных элементов в структуре мужского пространства в традиционном бурятском обществе мы обращались к исследованиям, посвященным вопросам этнографии тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских и славянских народов. Среди них особо следует отметить труды Л.П. Потапова и С.И. Вайнштейна, Н.Л. Жуковской, А.К. Байбурина, У.Э. Эрдниева, О.В. Бураевой, В.Я. Бутанаева, В.К. Даржа.

Таким образом, историографический анализ показывает, что до настоящего времени в бурятоведении отсутствуют специальные монографические исследования, посвященные положению мужчины в традиционном бурятском обществе на период XIX-начало XX веков.

Цель исследования заключается в комплексном изучении положения и роли мужчины в семейной, общественной, хозяйственно-экономической жизни традиционного бурятского общества в указанный период. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— установить, как изменялся социальный статус и роль мужчины в ходе социализации; раскрыть особенности мужского статуса на разных возрастных этапах;

— охарактеризовать общественное и правовое положение мужчины в традиционном бурятском обществе;

— выявить роль мужчины в системе традиционного хозяйственно-бытового уклада бурят.

Объектом исследования является традиционное бурятское общество XIX - начала XX века.

Предмет исследования — роль и место бурятского мужчины в системе традиционного общества в XIX — начале XX века.

Методологическая и теоретическая база исследования. В основу исследования положен принцип историзма, позволяющий объективно рассмотреть положение мужчины в бурятском обществе в историческом развитии. Основным методом является системный подход, подразумевающий

8

изучение традиционного бурятского общества как системы, где мужчина выполняет определенную социальную роль. Использование комплексного подхода, при котором привлекаются данные смежных наук - социологии, психологии, фольклористики, лингвистики, культурологии, позволяет проанализировать положение мужчины во всей совокупности его проявлений. Также был использован сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий выявить общее и особенное в положении мужчины у бурят и ряда тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских и славянских народов. Из широкого круга методов, применяемых в диссертационной работе, следует выделить классические методы полевой этнографии - включенное наблюдение, межличностное общение, интервьюирование.

Источниковая база исследования. Первую группу составляют архивные материалы Государственного архива Республики Бурятии (ГАРБ), архива Центра Восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ЦВРК ИМБТ СО РАН), а также Государственного архива Забайкальского края (ГАЗК).

Ко второй группе относятся сведения из периодических изданий. Это публикации из научных журналов «Записки Сибирского отдела императорского РГО», «Записки Читинского отделения приамурского отдела императорского РГО», «Известия ВСОРГО», «Бурятоведческий сборник», «Жизнь Бурятии» и т.д. Интересующие нас сведения извлекались также из газеты «Иркутские губернские ведомости». Местная периодика представлена газетами «Буряад Угон», «Угайм Зам», «Правда Бурятии», где наряду с материалами о прошлом бурятского этноса встречаются отдельные сведения из жизни мужчины-бурята.

Третью группу составляют опубликованные источники: 1) фразеологические единицы, пословицы и поговорки о бурятском мужчине; 2) исторические источники; 3) произведение этико-дидактического характера; 4) материалы обычного права.

В четвертой группе представлены полевые этнографические материалы, собранные автором в районах Республики Бурятия (Курумканский, Еравнинский, Кижингинский районы), Иркутской области (Усть-Ордынский Бурятский округ) и Забайкальском крае (Агинский Бурятский округ).

Научная новизна исследования заключается в комплексном этнографическом исследовании жизни и быта бурятского мужчины XIX -начала XX века, в результате чего:

- выявлены особенности мужского статуса на разных возрастных этапах и раскрыт процесс мужской социализации;

- проанализировано общественное и правовое положение мужчины в традиционном бурятском обществе;

- обоснована ведущая роль бурятского мужчины в хозяйственно-экономической сфере;

- обобщен и систематизирован накопленный этнографической наукой материал по рассматриваемой проблематике;

- введены в научный оборот архивные и полевые материалы автора.

Хронологические рамки исследования охватывают период XIX —

начало XX века. Такой временной отрезок выбран с учетом следующих тенденций: 1) это период, когда у бурят все еще сохраняется система традиционной культуры; 2) в это же время происходит развитие товарно-денежных отношений, усиливается имущественная и социальная дифференциация, приведшая к изменениям в традиционном обществе бурят.

Территориальные рамки исследования включают районы традиционного проживания бурят в рассматриваемый период, включающие в себя территорию современной Республики Бурятии (Курумканский, Еравнинский, Кижингинский районы), юго-восток Иркутской области (Усть-Ордынский Бурятский округ) и юг Забайкальского края (Агинский Бурятский округ).

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть полезными при дальнейшей разработке проблем по этнографии бурят и изучении этносоциальной ситуации в регионе с учетом тендерных особенностей. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе: при подготовке специальных курсов и практических занятий. Кроме того, основные положения диссертации могут представлять интерес для этнографов, культурологов, работников культуры и краеведческих музеев. Безусловно, все это будет способствовать возрождению культурных традиций бурятского народа и повышению интереса к истории края среди молодежи и подрастающего поколения; при создании обобщающих научных трудов по истории и этнографии бурят.

Положения, выносимые на защиту:

1. Тендерная социализация длилась в течение всей жизни мужчины, однако по мере взросления возрастала самостоятельность выбора ценностей и ориентиров. В ходе тендерной социализации мальчики осваивали нормы социального поведения, получали правильное этическое, физическое, умственное, психическое развитие. Важнейшим социальным институтом, который способствовал формированию и развитию характерных маскулинных ценностей, самосознания и стиля жизни выступало иерархическое мужское сообщество (взрослые мужчины, общество сверстников). Женитьба мужчины символизировала окончательное оформление мужского статуса. Через создание семьи мужчина осваивал новую гендерную роль - мужа и обретал социальный статус отца. В старости главными в мужском статусе становились функции сохранения и передачи знаний об обычаях, традициях и тендерных стереотипах.

2. В традиционном бурятском обществе мужчина играл ключевую роль в социально-экономической жизни семьи и рода, являлся собственником скота и семейного имущества. В общественной жизни бурят в изучаемый период доминировали мужчины. Они обладали правом избирать, быть избранньм,

И

судить, наследовать имущество семьи, участвовать в общественных собраниях и сходах, в общинных молениях.

3. В исследуемый период мужчина играл ведущую роль в повседневной хозяйственной жизни бурят, именно мужской труд и занятия формировали материальную базу. К мужской сфере деятельности относились: скотоводство и земледелие, охота и рыболовством, морской зверобойный промысел, а также металлообработка, деревообработка, ювелирное дело, извоз и торговля. Молодежь при наставничестве взрослых мужчин осваивала все самое ценное о скотоводстве, земледелии, охоте, ремесле, что в свою очередь обеспечивало межпоколенную трансляцию традиционных знаний о хозяйственных занятиях бурят.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены на научно-практических конференциях разных уровней, в частности на международных: «Кыргызский каганат в контексте тюркской цивилизации: Проблемы кыргызоведения» (Бишкек), «Кадырбаевские чтения - 2012» (Актобе), Россия-Монголия: проблемы социокультурных трансформаций (Элиста),, «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы» (Красноярск-Кызыл), IV Ремезовские чтения «Образ как феномен провинциальной культуры: история, археология, этнография, искусство» (Тобольск); на Всероссийских: «Первые Ядринцевские чтения» (Омск), XI Санкт-Петербургские этнографические чтения «Феномен социализации в этнической культуре» (Санкт-Петербург); на региональных: Егуновские чтения-У, «Прибайкалье в микроисторическом срезе: методология и проблемы» (Улан-Удэ), «Народные традиции как источник семейной педагогики» (Улан-Удэ - Элиста).

Данная работа обсуждалась на объединенном заседании кафедры истории и кафедры этнологии и народной художественной культуры ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств».

По теме диссертации опубликовано 11 работ, 4 из них в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК России для защиты кандидатских и докторских диссертаций.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, списка информантов и списка сокращений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются цель и задачи исследования, объект и предмет, формулируются методологическая и теоретическая база исследования, источниковая база, указываются хронологические и территориальные рамки, выявляется практическая значимость исследования.

Первая глава диссертации «Реализация жизненного цикла мужчины в традиционном бурятском обществе» состоит из трех параграфов. В данной главе представлен весь жизненный цикл .бурятского мужчины от рождения до смерти: детство, отрочество, женитьба, отцовство, старость. Исследуются мужские тендерные роли, механизм гендерной социализации и процесс формирования мужской идентичности, особенности воспитания мальчиков, а также статус и место мужчины в различных сферах общественной жизни. Произведен анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через тендерные роли и отношения.

В первом параграфе «Рождение и взросление мальчика» рассмотрены периоды жизни мальчика от рождения до совершеннолетия. В параграфе исследованы различные приметы и поверья, связанные с рождением сына в бурятской семье, ритуальные и обрядовые действия первых лет жизни (перерезание пуповины, пеленание, укладывание в колыбель, наречение именем, первые постриги), которые имели тендерные различия и способствовали гендерной социализации мальчика. В процессе

13

гендерной социализации семья, социум и культура в целом встраивали в детское сознание гендерные нормы, формировали правила поведения и создавали представления о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина».

В рассматриваемом параграфе отмечается, что в детском возрасте происходит пассивное усвоение тендерных норм и ролей, осознание своего пола и своего места осуществляется на уровне семьи. Мальчики все свое время в основном проводили в играх, в которых уже прослеживалось разделение труда и обязанностей по половым признакам. В своих играх мальчики имитировали жизнь взрослых мужчин (скотоводов, земледельцев, охотников, рыболовов, ремесленников). Одновременно через детские игры закреплялись гендерные стереотипы и представление о содержании мужского труда, умения обращаться с орудиями и предметами труда.

Кроме того, в параграфе приводятся материалы, свидетельствующие об изменении в подростковом возрасте объема и содержания гендерной идентичности, включая широкий набор маскулинных черт. Подросток стремился самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою тендерную идентичность. С подросткового возраста мальчик начинал получать должное трудовое и физическое воспитание. В результате взаимодействия и общения мальчика со старшими мужчинами и однополыми сверстниками формировались и закреплялись гендерные нормы и стереотипы, связанные с понятием маскулинность. В совершеннолетнем возрасте юноша уже считался правой рукой, надежным помощником отца и готовился вступить в брачную жизнь.

Второй параграф «Мужчина — муж, отец, глава семьи» содержит анализ статуса мужчины в семейной и общественной жизни бурят. Автор отмечает, что мужчина в традиционном патриархальном обществе бурят выполнял несколько тендерных ролей. Наряду с традиционно сложившимися ролями — кормильца, добытчика и защитника семьи - мужчина выполнял также роль сына, мужа и отца.

В параграфе указывается, что настоящим мужчиной можно было считаться только после заключения брака. Женитьба мужчины символизировала окончательное оформление мужского статуса, обеспечивало его переход в категорию «взрослых» и полноправных членов общины. Через создание семьи мужчина осваивал новую гендерную роль; он обретал новый социальный статус - отцовство. Мужчина, который имел большую семью и много детей, пользовался в обществе почетом и уважением. Наличие семьи и детей могло послужить плюсом при избрании на общественную должность. Мужчина-отец, воспитывая сыновей, приобщал их к физической работе, хозяйственной деятельности, формировал и закреплял у них черты маскулинности, мужского характера, устойчивые стереотипы мужского поведения, отношение к членам семьи, родственникам, к природе. Отец занимался вопросами имущественного выделения сыновей, платил калым при женитьбе сына и предоставлял приданое при замужестве дочери.

В третьем параграфе «Старость и смерть» анализируется статус бурятского мужчины в старости. Диссертант отмечает, что функции сохранения и передачи знаний об обычаях и традициях, гендерных стереотипах с возрастом становились главньми в мужском статусе. Старики являлись свидетелями прошлого, носителями народной мудрости и ревностными хранителями древних традиций. Они играли ведущие роли в идеологической и ритуальной жизни социума, знакомили подрастающее поколение с историей рода, прививали любовь и уважение к земле предков.

Во второй главе диссертации «Мужчина в традиционной хозяйственно-экономической сфере бурят» раскрывается роль мужчины в повседневной хозяйственной жизни этноса. В работе указано, что в основе социально-производственных отношений бурят доминировала традиционная система гендерного разделения труда, а также дихотомизация и поляризация мужских и женских социально-ролевых и хозяйственных функций, занятий и сфер деятельности.

Первый параграф «Мужчина — скотовод и земледелец» посвящен выявлению роли мужчины в скотоводстве и земледелии. В XIX — начале XX века одной из основ хозяйственной жизни бурят являлось скотоводство, где ведущие роли отводились мужчинам. В параграфе указывается, что бурятские скотоводы в ходе своей повседневной хозяйственной деятельности опирались на знания, накопленные в течение тысячелетий и передаваемые из поколения в поколение по мужской линии. В круг таких знаний входило: способность ориентироваться на местности, знать способы выпаса скота (в зависимости от времени года), правильно выбирать пастбище, знать кормовые качества трав, повадки животных, уметь пользоваться традиционными средствами передвижения (телегами, санями), подготавливать скот к гону и отелу, знать способы лечения скота, уметь разделывать тушу животных в период забоя. Молодежь при наставничестве взрослых мужчин осваивала все самое ценное о скотоводстве. Это обеспечивало межпоколенную передачу знаний о кочевом хозяйстве бурят.

Буряты, жившие в районах Предбайкалья, активно занимались земледелием. Диссертант отмечает, что все полевые работы, где требовалась физическая сила, осуществлялись мужчинами: корчевание пней, уход за рабочим скотом, пахота, боронование, уборка зерновых культур (косьба, жатва), вязка снопов, молотьба, строительство оросительных каналов. Труд земледельца был тяжелым и напряженным и требовал не только физических сил и опыта, но и знаний из области арифметики, геометрии.

Во втором параграфе «Мужчина — охотник и рыболов» рассматривается роль мужчины в охоте и рыболовстве. К мужской сфере деятельности относилась охота и рыболовство. Бурятские мужчины были искусными охотниками. Ремесло охотника передавалось из поколения в поколение по мужской линии. Диссертант отмечает, что важную роль в процессе социализации подростков играли мужчины зрелого репродуктивного возраста и старые охотники, которые являлись носителями охотничьей культуры и обеспечивали межпоколенную передачу знаний и

16

традиций. От них подростки получали знания об охотничьем ремесле, о приемах охоты на копытных, хищных животных, пушных зверей и птиц. Взрослые мужчины знакомили молодежь с охотничьими угодьями, с местами обитания и повадками зверей, с правилами безопасности на охоте, учили пользоваться охотничьим оружием и снаряжением, ориентироваться на местности, определять следы зверей, уметь выбирать удобное место для стоянки, правильно обустраивать ночлег в тайге. На охоте мальчики приобщались к мужской культуре, обретали черты маскулинности, становились мужчинами.

Поскольку на территории проживания бурят расположено множество рек и озер, то определенное развитие получило и рыболовство, которым в основном занималось мужское население. Бурятским рыболовам было известно множество разнообразных приемов, способов и методов рыбной ловли в зависимости от времени года и с использованием различных орудий промысла. От взрослых мужчин молодежь узнавала, какие виды рыб водятся в реках и озерах, пути их миграции, знакомилась со способами добычи рыбы, с различными приметами, указывающими, где и когда лучше ловить рыбу, с приемами ее обработки.

Третий параграф «Ремесленная и торговая деятельность мужчин» посвящен рассмотрению роли мужчины в ремесленном производстве и торговле. Ремесленное производство (ювелирное дело, металлообработка и деревообработка) и торговля традиционно относились к мужской сфере деятельности. Как отмечает автор, бурятские мужчины-ремесленники обладали высоким уровнем профессионального мастерства и широким полем деятельности, обеспечивающим потребности населения не только в производственно-бытовой, но и в сакральной сфере. Ремесло мастеров по металлу и дереву передавалось по наследству, по мужской линии. В ходе своей трудовой деятельности бурятские ремесленники использовали данные основ естественных наук: математики, геометрии, физики, химии.

С развитием товарно-денежных отношений наиболее зажиточная часть мужского населения начала активно заниматься торговлей, ростовщичеством, извозом. Среди бурятских мужчин имелись торговцы, ростовщики, извозчики. Торговлей, главным образом, занималась наиболее предприимчивая и богатая прослойка мужского населения; Торговые операции осуществлялись как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Мужчины отправлялись с торговой миссией в разные деревни, города, страны. Наиболее зажиточные буряты занимались предпринимательством — они открывали питейные заведения, различные заводы и предприятия.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы. Традиционное общество бурят XIX - начала XX века основывалось на прочных патриархальных устоях, где преобладало мужское доминирование и строго выстроенная иерархия мужских и женских ролей. Тендерную систему отличала асимметричность, в которой мужчины преобладали над женщинами, а все мужское считалось первичным и доминирующим (характер, стиль поведения, вид трудовой деятельности и т.д.). В семейной иерархии мужчины занимали господствующее положение. Мужчина играл важную роль в экономической жизни семьи, служил ее главной опорой. Основной заботой мужчины было содержание семьи и управление хозяйством. Решающая роль мужчины в хозяйственной сфере обеспечивала ему власть не только в патриархальной семье, но и давала право «голоса» в обществе. В политической сфере господствовали мужчины, они обладали полной монополией на публичную власть. На родовых общественных собраниях представительствовали и обладали правом голоса только мужчины-главы семейств. Поскольку мужчины занимали ведущие роли в общественной жизни общества, то соответственно дети мужского пола обладали монопольным правом на получение образования в школах. В компетенцию мужчин входило несение различного рода повинностей (строительство и ремонт дорог, несение подводной, почтовой службы и т.д.). Тендерная асимметрия проявлялись в наследственных отношениях бурят. По

18

нормам обычного права собственником и распорядителем всего имущества семьи являлся мужчина - глава семейства. Без его разрешения женщине запрещалось совершать какие-либо сделки, связанные с семейным имуществом. Отцовское имущество, земельные наделы, закрепленные за семьей (покосные и пахотные земли) переходили по наследству только к сыновьям и внукам. Социальная активность мужчины, его общественная и хозяйственная нагрузка способствовали повышению его авторитета, возрастанию его голоса в обществе и увеличению значения мужского слова. Полноценность мужчины выражалась в проявлении в нем черт маскулинности, мужской природы и мужского характера.

Человек уже с момента рождения становился объектом воздействия системы гендерных отношений и начинал усваивать и воспроизводить стандарты и установки, связанные с его половой принадлежностью. Вплоть до совершеннолетия в жизни бурятского мальчика происходил важный процесс мужской социализации и формирования мужского самосознания. Мужская гендерная социализация была одновременно вертикальной (взрослые мужчины формируют мировоззрение мальчиков) и горизонтальной (общество сверстников выступает как институт социализации мальчиков). Важнейшим социальным институтом, который способствовал формированию и развитию характерных маскулинных ценностей, самосознания и стиля жизни выступало иерархическое мужское сообщество (отец, старшие мужчины, мальчишеская среда).

Женитьба мужчины символизировала окончательное оформление мужского статуса, обеспечивала его переход в категорию «взрослых». Холостяки считались социально неполноценными. Настоящим мужчиной можно было стать только после заключения брака. Через создание семьи мужчина осваивал новую тендерную роль - мужа и обретал социальный статус отца. Мужчина, который имел большую семью и много детей, пользовался в обществе почетом и уважением. Все это говорит о том, что состоятельность мужчины в патриархальном обществе бурят определялась не

19

только его социальной, но и сексуальной полноценностью. Бездетность же наоборот подчеркивала неполноценность и ущербность мужского статуса. Высокий статус в семье был у главы семейства. Он обладал правом распоряжаться судьбою детей. Решал такие важные вопросы, как выдача замуж дочерей, уплата калыма за сына и его имущественное выделение, содержание престарелых родителей. В традиционной бурятской семье отец играл важную роль в социализации мальчиков и в формировании у них черт маскулинности. Под покровительством отца мальчик получал необходимые жизненные и ценностные установки, познавал окружающий природный и социальный мир, а самое главное становился настоящим мужчиной, живым воплощением своего отца,

В основе традиционной бурятской семьи лежали иерархические отношения, которые определялись как половой, так и возрастной принадлежностью лица, соблюдался принцип старшинства. Наиболее высокое и значимое положение в общинной иерархии занимали старики. Старики, наделенные жизненным опытом и мудростью, играли важную роль в семейных отношениях и в общественной жизни. В активный период старости пожилые хозяева играли ведущие роли в идеологической и ритуальной жизни социума.

Мужской труд являлся необыкновенно тяжелым, только стойкость, сообразительность и проявление мужского характера позволяли выжить в суровых жизненных условиях. Под руководством взрослых молодежь осваивала знания о хозяйственных занятиях бурят. Труд мужчины-скотовода заключался в поиске пастбища, присмотре за поголовьем скота, заготовке корма, предоставлении сырья для пищи, одежды и дома. Мужчины производили сенокошение, огораживали жилище, перевозили юрты с одного кочевья в другое. В обязанности мужчины-земледельца входили: обработка земли, засевание полей, сбор урожая. Охота, рыбная ловля, ремесло (металлообработка, ювелирное дело, деревообработка) и торговля также являлись мужской сферой деятельности.

20

Таким образом, в традиционном обществе бурят фигура мужчины занимала центральное место. Высокий статус мужчины объясняется его важной ролью в деле воспитания детей (мальчиков), доминированием в общественной, хозяйственно-экономической и обрядово-ритуальной жизни бурятского общества. Мужчина играл структурообразующую роль в продлении рода, социуме и являлся ключевым звеном, обеспечивающим сохранение и воспроизводство национально-культурных традиций и обычаев.

Основные публикации по теме диссертации Статьи в рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Очиров В.О. Приметы и поверья, связанные с рождением сына в бурятской семье / В.О. Очиров // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — Элиста, 2012. - №2. — С. 119-121.

2. Очиров В.О. Мужчина-отец и его роль в бурятской семье / В.О. Очиров // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - Челябинск, 2012. - №3 (31). - С. 84-86.

3. Очиров В.О. Охотничья культура бурят / В.О. Очиров, И.Б. Батуева // Вестник Бурятского государственного университета — История. — Улан-Удэ, 2012. -№ 7. - С. 42-46.

4. Очиров В.О. Ролевой статус мужчины в семейно-брачных отношениях бурят / В.О. Очиров, И.Б. Батуева // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. - Омск, 2012. - №4. - С. 9-12.

Статьи в других научных изданиях:

5. Очиров В.О. Особенности досвадебного периода жизни бурятского мальчика / В.О. Очиров // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. — Улан-Удэ, 2012. — № 1 (2).-С. 107-112.

6. Очиров В.О. Мужчина как продолжатель рода у бурят / В.О. Очиров // Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы : сб. ст. III междунар. науч.-практ. конф. -Красноярск-Кызыл, 2012. - С. 158-162.

7. Очиров В.О. Образ идеального мужчины в традиционных представлениях бурят / В.О. Очиров, И.Б. Батуева // Россия-Монголия: проблемы социокультурных трансформаций: сб. ст. междунар. науч. конф. - Элиста, 2012. - С. 26-28.

8. Очиров В.О. Роль старика в бурятском социуме / В.О. Очиров // Первые Ддринцевские чтения: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. посвященной 170-летию со дня рождения Н. М. Ядринцева. - Омск, 2012.-С. 163-165.

9. Очиров В.О. Социальное положение бурятского мужчины в Х1Х-ХХ вв. / В.О. Очиров // XI Санкт-Петербургские этнографические чтения «Феномен социализации в этнической культуре». — СПб., 2012. — С. 7983.

10. Очиров В.О. Традиционные мужские занятия бурят (охота, рыболовство, скотоводство) / В.О. Очиров, И.Б. Батуева // Кадырбаевские чтения — 2012 : материалы III междунар. науч. конф. -Актобе, 2012. - С. 392-396.

11. Очиров В.О. Место мужчины в кочевой цивилизации (на примере бурят) / В.О. Очиров, И.Б. Батуева // Кыргызский каганат в контексте Тюркской цивилизации: проблемы кыргызоведения: Ч 2, сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - Бишкек, 2013. - С. 62-65.

Подписано в печать 27.09.2013 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Объем 1,3 печ. л. Тираж 100. Заказ № 37.

Отпечатано в типографии Изд-ва БНЦ СО РАН 670047 г. Улан-Удэ ул. Сахьяновой, 6.

 

Текст диссертации на тему "Мужчина в традиционном бурятском обществе"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств

04201362883

На правах рукописи

Очиров Виталий Олегович

Мужчина в традиционном бурятском обществе (Х1Х-начало XX века)

Специальность 07.00.07 - этнография, этнология и антропология

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор И.Б. Батуева

Улан-Удэ - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................3-15

ГЛАВА I. Реализация жизненного цикла мужчины в традиционном бурятском обществе...................................................................16-98

1.1. Рождение и взросление мальчика..........................................16-58

1.2. Мужчина - муж, отец, глава семьи..................................................58-85

1.3. Старость и смерть..............................................................85-98

ГЛАВА II. Мужчина в традиционной хозяйственно-экономической сфере бурят............................................................................................................99-145

2.1. Мужчина - скотовод и земледелец..................................................99-110

2.2. Мужчина - охотник и рыболов..........................................110-127

2.3. Ремесленная и торговая деятельность мужчин........................127-139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................140-145

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................146-170

СПИСОК ИНФОРМАНТОВ............................... .............................171

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.............................................................172

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Во многих отраслях современной гуманитарной науки широкое развитие получают тендерные исследования (исследования социальных проявлений половой принадлежности). К настоящему времени в отечественной науке тендерная проблематика стала почти обязательной темой многих конференций, растет число публикаций по тендерной социологии, психологии, лингвистике и этнологии. Женские исследования (феминология) включены в Государственный образовательный стандарт, существуют специальные периодические издания1. На этом фоне обнаруживается явный недостаток исследований по «мужской проблематике» в отечественной исторической науке в целом, в бурятоведении - в частности. Между тем в современном мире, характеризующемся стиранием социальных граней между мужчиной и женщиной, в условиях снижения значимости института семьи и брака, важность приобретают исследования статуса и функций мужчины в традиционном обществе.

Данная проблема особенно актуальна для России, большая часть населения которой проживает в сельской местности и сохраняет элементы традиционных форм хозяйствования и организации повседневного быта, где высокий статус мужчины исторически определялся его социально-экономическими функциями в семье и обществе.

Вышеизложенное обусловило актуальность темы нашего исследования, посвященного анализу опыта реализации положения мужчины в традиционном бурятском обществе в XIX - начале XX века.

Степень научной разработанности проблемы. В разные исторические периоды «мужская проблематика» рассматривалась в контексте таких вопросов, как семейно-брачная сфера, общественная,

1 Пушкарева Н.Л. Тендерная теория и историческое знание. СПб.: Алетейя , 2007. - С. 5.

хозяйственная и т.д. Освещение мужской темы зависело от уровня развития науки, от методологических и методических подходов. Исходя из этого историография данного вопроса может быть представлена такими периодами, как дореволюционный, советский, постсоветский (современный).

В дореволюционный период, начиная с конца XVIII - начала XX веков, положение бурятского мужчины фрагментарно рассматривалось в различных публикациях, в основном в контексте общей характеристики этноса. Ценные и одновременно весьма краткие сведения о социально-правовом положении

мужчины в традиционном обществе бурят встречаются в работах

1 "2. исследователей-этнографов А.П. Щапова , Д.Я. Г.Н. Потанина , М.А.

Ядринцева3, М.А. Кроля4, A.B. Потаниной5, И.А. Подгорбунского6, H.A.

7 8

Бестужева , Г.М. Осокина . Определенный интерес вызывают опубликованные труды М.Н. Хангалова9, Ц.Ж. Жамцарано10, содержащие сведения о жизни и быте мужчины-бурята.

Отдельные стороны мужской культуры у бурят рассматривались в научных трудах историков-этнографов советского периода. Прежде всего,

1 Щапов А. П. Бурятская улусная родовая община // Изв. / СОИРГО. - 1874. - Т. 5, вып. 3-4. - С. 128-146.

2 Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии: Результаты путешествия, исполненного в 1876-1877 гг. по поручению Императ. Рус. Геогр. о-ва. Вып. 1: Дневник путешествия. Материалы для физической географии и топографии Северо-Западной Монголии - СПб., 1881.- 425 с.

3 Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение: Этнографические и статистические исследования с приложением статистических таблиц - Спб., 1891.-308 с.

4 Кроль М. А. Охотничье право и звериный промысел у забайкальских бурят // Изв. / ВСОИРГО - 1895 - Т. 25, № 4-5. - С. 51-81; Отд. оттиск - Иркутск, 1895; Кроль М. Брачные обряды и обычаи у Забайкальских бурят // Изв. / ВСОРГО, - 1894. - Т. XXV, №1. - С. 54-87; Кроль М. А. О забайкальских бурятах // Зап. / ИРГО. Приамур. отд. Читии. отд-ние. - 1896. - Вып. 1.- С. 1-26; Отд. оттиск. - 1896. - 26 с.

5 Потанина А. В. Буряты // Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. - М., 1895. -С. 1-^!8.;Потанина А. В. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях с 14 рисунками - 2-е изд.-М., 1912.-61 с

6 Подгорбунский И. А. Буддизм, его история и основные положения. Вып. 2: Основные положения учения буддизма//Тр. / ВСОИРГО. - 1901.-Т. 4. - С. 1-242; Иркутск, 1901.-242 е.; Подгорбунский И. А. Буряты: (Исторический очерк) // Зап. / ВСОИРГО по этнографии. - Иркутск, 1910. - Т. 1, вып. 1. - С. 1-62; ИЕВ. -1902. - Л1" 13-17.

7 Бестужев Н. А. Из записок декабриста Н. А.Бестужева // Исторический вести, - 1904. - Т. 96, апр. - С. 118135.

8 Осокин Г. М. На границе Монголии: очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья - СПб., 1906.-304 с.

9 Хапгалов М. II. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. под ред. Г. II. Румянцева. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», - 2004. - 508 е.: ил.; Хангалов М. II. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. под ред. Г. Н. Румянцева. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», - 2004. - 312 е.: ил.; Хангалов М. Н. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 111. под ред. Г. Н. Румянцева. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография» - 2004. - 312 с.

10 Жамцарано Ц. Путевые дневники. 1903-1907 гг. сост.: Ц. П. Ванникова, В. Ц. Лыксокова, И. В. Кульганек - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2011. - 264 с.

это работы Б.Э. Петри основанные как на многолетних наблюдениях их автора за жизнью и бытом бурят, так и специальном исследовании исторического прошлого народа. Из работ первой трети XX в. особую ценность представляют труды И.И. Серебренникова", П.П. Баторова , П.П. Хороших4, Б.Б. Барадина5, М.Н. Богданова6. В работе И.И. Серебренникова «Буряты, их хозяйственный быт и землепользование» даются общие сведения о хозяйственных занятиях и промыслах бурятских мужчин. Статья П.П. Баторова и П.П. Хороших «Приметы Аларских бурят, касающиеся погоды, сельского хозяйства и охоты»8 освещает ритм годовой хозяйственной деятельности мужчин-кочевников, охотников и рыболовов западной части Предбайкалья.

Роль мужчины в хозяйственно-экономической жизни бурят нашла отражение в работах И.Е. Тугутова 9, И.М. Манжигеева10, К.В. Вяткиной11, Л.

1 9

Л. Линховоина . Монография И.А. Асалханова «Социально-экономическое

1 Петри Б. Э, Территориальное родство у северных бурят // Изв. / Иркут. гос. ун-т. Биол.-геогр. НИИ. -Иркутск, 1924. - Т. 1, вып. 2. -22 е.: 1 л. схем.; Петри Б. Э. Внутриродовые отношения у северных бурят// Изв. / Иркут. гос. ун-т. Биол.-геогр. НИИ. - Иркутск, 1925. - Т. 2, вып. 1.-71 е.: ил.; Петри Б. Э. Старая вера бурятского народа: науч.-попул. очерк, посвящ. памяти М. II. Хангалова; ИГУ. Студ. Науч. кружок краеведения. Секц. «Человек». - Иркутск, 1928. - 78 с.

2 Серебренников И. И. Буряты, их хозяйственный быт и землепользование. Т. 1; ред. Н. II. Козьмнн БМНО им. Д. Банзарова. - Верхнеудинск, 1925 - 226 с.

3 Баторов П. П., Хороших П. П. Материалы по народному скотолечению иркутских бурят - Иркутск, 1926. -- 13 е.; Баторов П. П., Хороших П. П. Приметы Аларских бурят, касающиеся погоды, сельского хозяйства и охоты // Бурятовед. сб. - 1926. - Вып. 1. - С. 46-51.

4 Баторов П. П., Хороших П. П. Материалы по народному скотолечению иркутских бурят - Иркутск, 1926. --13 с.; Баторов П. П., Хороших П. П. Приметы Аларских бурят, касающиеся погоды, сельского хозяйства и охоты // Бурятовед. сб. - 1926. - Вып. 1. - С. 46-51.; Хороших П. П. Знаки собственности бурят - Иркутск, 1929.-22 е.: ил.; Сиб. живая старина. - 1929. Вып. 8-9.-С. 199-218.

5 Барадин Б. Б. Рождение ребенка у бурят-монголов: (Из старого быта хори-бурят Агинского аймака) // Жизнь Бурятии. - 1926. -№ 7-9. - С. 87-92.

6 Богданов М. II. Очерки истории бурят-монгольского народа; с доп. ст. Б. Б. Барадина и II. II. Козьмина; под ред. Н. Н. Козьмина; БМНО им. Д. Банзарова. - Верхнеудинск, 1926.-230 с.

7 Серебренников И. И. Буряты, их хозяйственный быт и землепользование. Т. 1; ред. Н. Н. Козьмин БМНО им. Д. Банзарова. - Верхнеудинск, 1925 -226 с.

8 Баторов П. П., Хороших П. П. Приметы Аларских бурят, касающиеся погоды, сельского хозяйства и охоты охоты // Бурятовед. сб. - 1926. - Вып. 1. - С. 46-51.

9 Тугутов И. Е. Материальная культура бурят: этногр. исследование; АН СССР. БКНИИ. - Улан-Удэ, 1958. --214с.

10 Маижигеев И. М. Янгутский бурятский род - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1960. - 232 с.

11 Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят; ред. Л. П. Потапов; АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Л., 1969. - 218 с.

12 Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят; ред. К. М. Герасимова. - Улан-Удэ, 1972.- 101 с.

развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX в.»1, посвященная посвященная изучению процесса проникновения капиталистических отношений в бурятские улусы, показывает расширение сферы деятельности мужчин, которые стали заниматься предпринимательством, торговлей, ростовщичеством и др.

В постсоветский период намечается тенденция более глубокого освещения вопросов, касающихся образа бурятского мужчины дореволюционной эпохи. В 1991 г. вышла в свет монография С.Г. Жамбаловой «Традиционная охота бурят»", где автор помимо исследования экономического значения охоты, ее типологии и классификации обосновала существование у бурят пережитков возрастных классов с целым комплексом инициаций и мужских союзов. Монография И.Б. Батуевой «Буряты на

о

рубеже XIX - начале XX веков» раскрывает особенности традиционного скотоводческого хозяйства бурят. В работе детально рассматриваются хозяйственные мероприятия, которые традиционно относились к мужской сфере деятельности: отел, забой скота, его таврение, стрижка грив и хвостов лошадей, ремонт традиционных средств передвижения.

В труде Б.Б. Батуева «Буряты в XVII - XVIII веков»4 проводится анализ и оценка трудовой деятельности бурятских мужчин-скотоводов, земледельцев, охотников, ремесленников и торговцев в XVII - XVIII веках. Ученый отмечает, что любой мужчина-бурят как в повседневной хозяйственной жизни, так и в ходе бытового устройства (при постройке жилища, хозяйственных строений, в развитии различных ремесел, торговле и т.д.), так или иначе, использовал основы естественных наук: математики, астрономии, химии, физики, геометрии, географии. Подробная характеристика деятельности мужчин - мастеров по ювелирному делу,

1 Асалханов И. А. Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX В.; отв. ред. Ф. А. Кудрявцев; АН СССР Сиб. отд-ние БКНИИ - Улан-Удэ, 1963. - 494 с.

2 Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят - Новосибирск: I Гаука. Сиб. отд-ние, 1991. - 175 с.

3 Батуева И. Б. Буряты на рубеже Х1Х-ХХ веков (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период); историко-этнографический очерк. - Улан-Удэ: Изд-во ОНЦ «Сибирь», 1992. - 74 с.

4 Батуев Б.Б. Буряты в XVII XVIII веках. / Б.Б. Батуева - Улан-Удэ, 1996. - 103 С.

металлообработке и деревообработке - представлена в монографическом исследовании А.А. Бадмаева «Ремесло агинских бурят (XIX - начало XX веков)»1. В монографии «Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (Х1Х-ХХ вв.)»" выявлены формы, методы и средства рыбного и зверобойного промысла ольхонских рыбаков и нерповщиков.

Функции мужчины в быту и различных сферах общественной, обрядово-ритуальной жизни бурят нашли отражение в исследованиях, посвященных анализу различных аспектов традиционной культуры: календарная обрядность - Г-Д. Нацов3, Н.Б. Дашиева4; ритуалы жизненного цикла - С.Г. Жамбалова5, Г-Д. Д.Б. Батоева6; общественные игры спортивно-развлекательного характера - Б.Д. Санданов7, Р.Д. Дугарова8. Каждый из вышеперечисленных авторов, исходя из научных целей и задач, фиксировал в своих работах соответствующие компоненты мужского статуса.

Место и роль мужчины в сфере семейно-брачиых отношений бурят в XIX - начале XX веков проанализированы в научном труде К.Д. Басаевой 9. В рамках этнопедагогического исследования в работах М.С. Васильевой10,

1 Бадмаев А. А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов); отв. ред. Н. А. Алексеев; РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т археологии и этнографии. - Новосибирск, 1997. - 160 с.

2 Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (Х1Х-ХХ вв.). - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.-400 с.

3 Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят. Ч. 1.; Введ., пер. и примеч. Г. Р. Галдановой; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. центр. БИОН. - Улан-Удэ, 1995. - 156 с.

4 Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования); отв. ред. Т. Д. Скрынникова; РАН. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. -М.; Улан-Удэ, 2001.-299 е.; Дашиева, Н. Б. Бурятские тайлганы (опыт нсторнко-этнографнческ'ого исследования) - Улан-Удэ: Издательско-полифафический комплекс ВСГАКИ, 2001. - 105 е.; Дашиева П. Б. Традиционные общественные праздники бурят: история и типологии; отв. ред. вып. З.П. Соколова. - М. ; Улан-Удэ : Изд.-полигр. Комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2012.-211 с.

5 Жамбалова С. Г. О ритуале первого пострига волос у бурят // Мир Центральной Азии. - Улан-Удэ, 2002. -Т. I.: Археология. Этнология. - С. 131-137.

6 Обряды в традиционной культуре бурят / Д. Б. Батоева, Г. Р. Галданова, Д. А. Николаева, Т. Д. Скрынникова; отв. ред. Т. Д. Скрынникова: РАН. Сиб. Отд-ние. ИМБИТ. - М., 2002. - 222 с.

7 Санданов Б. Д. Эрын гурбан наадан (Три игры мужей) - Улан-Удэ: Изд-во «Соел». - 1993. - 160 с.

8 Дугарова Р. Д. Традиционный спортивный праздник «Эрын нурбан надаан («Три игрища мужей») и его место в культуре бурят: дисс.... канд. ист. наук: 07.00.07 - Улан-Удэ, 2004. - 196 с.

9 Басаева К. Д. Семья и брак у бурят. Вторая половина XIX - начало XX века - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991.-193 с.

10 Васильева М. С. Этническая педагогика бурят; Мин-во общ. и проф. образования РФ, Бурят, гос. ун-т. -Улан-Удэ, 1998.- 134 с.

Ж.Т. Тумунова1, выявлялись особенности воспитания бурятских мальчиков. Характеристика правого статуса мужчины дана в трудах А.Т. Тумуровой , И.Б. Ломакиной3. Социальные функции мужчины на разных возрастных этапах рассматривались в работах Г.Р. Галдановой4, Р.П. Сыденовой5, С.Г. Жамбаловой6.

В постсоветский период широкое распространение получают тендерные исследования. Гендерология развивается российскими учеными -

7 8 9 10

Н.Л. Пушкаревой ; М.Г. Котовской , O.A. Ворониной , В.А. Тишковым , Е.А. Здравомысловой11, М.М. Малышевой12, И.Г. Малкиной-Пых13 и др. В современной отечественной гендерологии представлены исследования, касающиеся преимущественно «женской проблематики». Как отмечал И.С. Кон, «главным недостатком основной массы опубликованных работ по тендерной тематике является то, что отсутствуют параллельные исследования сфер женского и мужского пространства». По мнению ученого, ситуация начала меняться только в последнее время, когда начали появляться качественные работы по «мужской теме». Данное направление зародилось

1 Тумунов Ж. Т. Этнопедагогика агинских бурят - Чита: Изд-во Заб. гос. пед. ун-та им. II. Г. Чернышевского, 1998,- 160 с.

2 Тумурова А. Т. Обычное право бурят (Селенгннское уложение 1775 года) - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2004,- 116 с.

3 Ломакина И. Б. Обычное право: Институциональный аспект. ( Теоретико-правовой анализ) - СПб.: Астернон, 2005.-284 с.

4 Галданова Г. Р. Закаменские буряты: Ист.-этногр. очерки: (Вторая половина XIX - первая половина XX в.); в.); отв. ред.: Л. П. Потапов, К. М. Герасимова; РАН. Сиб. отд-ние. БИОП. - Новосибирск, 1992. - 172 с.

5 Сыденова Р. П. Улусная община западных бурят (вторая половина XIX -начало XX в.) - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003,- 130 с.

6 Жамбалова С. Г. О ритуале первого пострига волос у бурят // Мир Центральной Азии. - Улан-Удэ, 2002. -Т. 1.: Археология. Этнология. - С. 131-137; Жамбалова С. Г. К вопросу о разграничение ролей старика и шамана в бурятском социуме // Исторический опыт взаимодействия народов и цивилизаций: к 350-летию присоединения Бурятии к России: сб. науч. ст. - Улан-Удэ; Иркутск: Оттиск, 2011. - 380-385 с.

7 Пушкарева Н.Л. Тендерные исследования и исторические науки. СПб., 2007; Пушкарева Н. Л. Тендерная асимметрия социализации ребенка в традиционной русской семье // Тендерные стереотипы в прошлом и на�