автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Музыка русского балета первой четверти XIX века
Текст диссертации на тему "Музыка русского балета первой четверти XIX века"
/ а«' *
"у * .
/ /
Министерство культуры Российской федерации Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского
Кафедра истории музыки
На правах рукописи
ПЕШКОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
№
МУЗЫКА РУССКОГО БАЛЕТА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Диссертация на соискание ученой степени кандитата искусствоведения
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
Научный руководитель- кандидат искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств России Н.А.Вольпер
Екатеринбург - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................3
Глава 1. Балет в русской музыкально-театральной жизни
первой четверти XIX века..............................................14
Глава 2. Музыка русского балета на исторический,
мифологический и "современный" сюжеты............................31
2.1. Музыка русского балета на исторический сюжет....................32
2.2. Музыка русского балета на мифологический сюжет.................43
2.3. Музыка русского балета на "современный" сюжет..................60
Глава 3. Музыка русского балета на анакреонтический
и «волшебный» сюжеты............................................89
3.1. Музыка русского балета на анакреонтический сюжет................89
3.2. Музыка русского балета на «волшебный» сюжет...................127
Заключение......................................................148
Нотные примеры.................................................166
Библиографический список использованной литературы...............171
Приложения.....................................................183
ВВЕДЕНИЕ
Балет - одно из блистательных явлений отечественной художественной культуры последних двух столетий. Объемная предыстория жанра, уникальная система художественно-выразительных средств, воплощающая в «отвлеченной геометрии классического танца» (Л.Д.Блок) неповторимый образный мир балета, устремленный к воссозданию абсолютной Поэзии и Красоты, участие балета, наряду с оперой и симфонией, в создании золотого фонда отечественной музыкальной классики — все это делает балет, и как самостоятельное жанровое явление, и как явление, отражающее определенную грань отечественной художественной культуры, чрезвычайно притягательным для исследователя русского музыкального театра.
Между тем, целый круг вопросов, связанных со спецификой жанра как явления музыкального театра, его ролью в становлении национальной музыкальной традиции, на сегодняшний день оказывается недостаточно изученным. Не составляет исключения в этом плане и объект нашего исследования - русский балетный театр первой четверти XIX века.
Усиливающийся в последние годы интерес к балету, историческим и теоретическим аспектам его изучения, делает естественным и закономерным обращение к истокам жанра в отечественной культуре. Внезапный взлет, какой на первый взгляд переживает балет в творчестве П.И.Чайковского и А.К.Глазунова во второй половине XIX века, а затем и утверждение балета как основного музыкально-театрального жанра в начале века XX в творчестве И.Ф.Стравинского, оказывается не случайным, а закономерным итогом длительного пути развития жанра, уходящего своими корнями в музыкальную культуру России первых двух десятилетий XIX века.
Заслуживающий пристального внимания, как одно из ярчайших завоеваний золотого века русской культуры, балет первой четверти XIX века, на сегодняшний день, однако, парадоксальным образом довольствуется устоявшейся оценкой второстепенного явления, по отношению к традиционно выделяемому в музыкальной науке жанру оперы. Парадоксальность музыковедческой оценки заключается прежде всего в том, что именно в этот период формируется неповторимое «лицо» жанра, оформляется его содержательное «поле», обращенное к воплощению надбытового, лирического содержания, складывается особая, отличная от других жанров музыкального театра, система художественного мышления, зафиксированная в исторически первой школе классического танца, в целом, намечаются многие художественные идеи, оказавшие влияние на становление не только самого балета, но и других жанров отечественного музыкального театра классического периода и, прежде всего, оперы. Отмеченная, «классически» заниженная, оценка жанра обусловлена, на наш взгляд, не только опероцентристской позицией отечественного музыкознания, но и опосредованным воздействием социального фактора, которому долгое время, особенно в советский период, придавалось значение первостепенной важности. «Жизнь» балета при императорском дворе, ограниченность, по сравнению с оперой, зрительской аудитории незаслуженно ставились в вину жанру, отводя ему роль увеселительного, ограниченного в содержательном плане и предназначенного для услаждения взора немногих, эротически прекрасного зрелища. Наиболее емкие, позитивные оценки балета имеются лишь в работах начала XX века или последних двух десятилетий.
О степени неисследовательности балета, как явления музыкального театра выразительно говорит и состояние архивов, в которых хранится музыкальный материал балетных спектаклей начала XIX века. Единственной партитурой изданной уже в наше время(1973) оказывается «Волшебный
барабан» А.Алябьева. Балетная же музыка других композиторов современников А.Алябьева: Ф.Антонолини, К.Кавоса, Ф.Шольца сохранилась лишь в виде рукописных материалов- партитур, а чаще, не сведенных воедино, оркестровых «голосов».
Исследовательская литература, посвященная русскому балетному театру начала XIX века, насчитывает достаточно обширную библиографию. Балетоведением разработаны многочисленные вопросы, связанные со спецификой жанра, его историей, характером формирования первой русской исполнительской школы, особенностями взаимодействия балета с другими видами искусств. Что же касается вопроса о музыкальном решении спектаклей этого времени, то он не только в балетоведении, но и музыкознании редко становится поводом для самостоятельных научных изысканий. Причем, и в этих немногочисленных работах внимание, как правило, всецело сосредоточено на литературной стороне отдельных художественных произведений, а там, где музыка и попадает в поле зрения исследователей, то рассматривается исключительно как программный элемент спектакля, всецело зависящий от творческой воли балетмейстера.
Представленный в работе принципиально иной угол зрения на балет связан с выявлением исторического значения жанра в формировании национальной музыкально-театральной традиции. Избранный ракурс определил новизну научных результатов исследования - введение в научный обиход целостного пласта театральной музыки начала XIX века. При этом, включается определенное количество ранее мало известных художественных произведений, что позволяет не только восстановить и расширить персональный ряд значительных для своего времени композиторских имен, но в известной мере пересмотреть и переоценить сложившиеся в отечественном музыкознании мнения о путях формирования национальной музыкальной традиции. На сегодняшний день с этой точки зрения ранний русский балет в литературе не рассматривался.
В балетоведении выделение первых двадцати пяти лет как самостоятельного периода истории жанра впервые встречается в целом ряде работ относящихся к концу XIX - началу XX века. Попытки воссоздания истории русского балета связаны с именам А.А.Плещеева -«Наш балет» (1896г.),- В.Я.Светлова -«Современный балет» (1911г.),- А.А.Левинсона -«Мастера балета» (1914 г.),- С.Н.Худекова - «История танцев» 4.1—4 (19131915).
Богатый материал по истории русского балета этого периода содержится в трудах первого советского балетоведа Ю.И.Слонимского. Из многочисленных работ исследователя, написанных с позиции исторического анализа и ставших классикой отечественной науки о балете, следует выделить монографию «Мастера балета XIX в.» (1937 г.), в которой один из очерков посвящен основателю школы классического танца Ш.Дидло. Им же подготовлены к публикации и прокомментированы два мемуарных издания начала XIX века - «Воспоминания балетмейстера» А.Глушковского (1940 г.) и «Из архива балетмейстера» И.Вальберха (1948г.). Пристального внимания заслуживает так же и целый ряд других работ Ю.Слонимского, посвященных этому периоду: «Дидло. Вехи творческой биографии» (1958г.); «Драматургия балетного театра» (1977 г.) и «Балетные строки Пушкина» (1974 г.).
х^СННЫМй фактами по истории балета этого периода отмечены исследования М.В.Борисоглебского «Материалы по истории русского балета» (1938-1939 гг.) и Ю.А.Бахрушина - «Балеты Чайковского и их сценическая история» (1940 г.).
Пути становления и развития балетного театра были изучены в работах В.М.Красовской: «Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века» (1958 г.), «Западноевропейский балетный театр. Преромантизм» (1983 г.).
Серьезным анализом вопросов истории хореографии, ее поэтики и тенденций развития отличаются труды Н.И.Эльяша, большая часть которых посвящена русскому балету начала XIX века: «Русская Терпсихора» (1965г.), «Пушкин и балетный театр» (1970 г.), «Авдотья Истомина» (1971 г.).
Самостоятельную научную ценность представляет исследование О.А.Петрова, чья монография «Русская балетная критика конца XVIII -первой половины XIX века» (1982г.) содержит уникальный материал, позволяющий реконструировать историко-художественный облик балетного театра Дидло и его современников.
Усилиями этих авторов, основывавшихся в своих исследованиях на изучении источников мемуарного характера, эпистолярного наследия, архивов, газетных и журнальных рецензий, восстановлен процесс исторического развития русского балетного театра, введены многочисленные материалы, воссоздающие уникальную картину театральной жизни первой четверти XIX века.
Последние десятилетия в отечественном балетоведении отмечены новыми подходами к изучению жанра. И хотя целый ряд работ, появившихся в это время, непосредственно не связан с балетным театром исследуемого периода, значение их, как теоретической базы для нашей работы, очевидно. Укажем на некоторые из них: П.Карп «О балете» (1967г.), «Балет и драма» (1980 г.); В.Гаевский «Дивертисмент» (1981г.), А.Волынский «Книга ликований» (1992 г.), О.Петров «Русская балетная критика второй половины XIX века (1995 г.). Особо выделим вышедшую в свет в 1987 году редкую в своем роде книгу Л.Д.Блок «Классический танец. История и современность». Она представляет собой собрание театроведческих работ, посвященных балету, большая часть которых, написанных в 30-е годы, была напечатана впервые. Наряду с историческим разделом, раскрывающим специфику классического танца, в книге опубликован целый ряд статей о творчестве Ш.Дидло. В отмеченных работах ставятся многие вопросы теоретического
характера: о природе хореографической образности, о разнообразии пластической лексики, о выразительности и изобразительности хореографии, о взаимодействии музыки и танца.
Преобладающий в балетоведении исторический ракурс рассмотрения балетного театра первой четверти XIX века присущ и музыковедческим работам, посвященным русскому музыкальному театру доклассического периода.
Постановка вопроса о роли музыки в балетных спектаклях в основном связана с классическими образцами жанра - с балетной музыкой П.И.Чайковского и А.К.Глазунова. Особо значимыми в этом плане оказываются статьи Г.Лароша и Н.Кашкина, написанные в конце XIX -начале XX веков, а также работы Б.В.Асафьева о балете 10-х - 40-х гг. XX века.
Что же касается музыки балетного театра начала XIX века, то этот вопрос попадает в поле зрения отечественных исследователей лишь во второй половине XX века, когда интерес к доклассическому периоду русского музыкального театра заметно активизируется. В немногочисленных дореволюционных источниках он затрагивается в общем контексте проблем театральной жизни, и лишь изредка в связи с творчеством того или иного композитора. Так, о К.А.Кавосе, композиторе наиболее отмечаемом
V/ V/ __
современниками в связи с его интенсивной театральной деятельностью, как авторе балетной музыки встречаем только беглые, незначительные замечания в мемуарах П.Каратыгина, театральных воспоминаниях Р.Зотова и С.Жихарева. Нет самостоятельного раздела о балетной музыке Кавоса и в наиболее полной из имеющихся в XIX веке работ о творчестве композитора: Г.Блох «К.А.Кавос. Очерк его деятельности в России» (Ежегодник императорских театров 1896-1897). Исключительно, как автор музыки к дивертисментам отмечается Кавос и в одном из значительных трудов историка русского театра В.Всеволодского-Гернгросса «Театр в России
эпохи Отечественной войны» (1812 г.). В литературе советского периода вопрос о музыке в балетном театре первой четверти XIX века впервые затрагивается в работе Асафьева «Русская музыка от начала XIX века» (1930 г.) в связи с интересующей ученого проблемой симфонизма. Вполне естественно, что, с этой точки зрения, балетная музыка начала XIX века, в частности Кавоса, оказывается «сборником танцев с крайне ничтожным симфоническим содержанием» (13, с.6).
А.С.Рабинович в исследовании «Русская опера до Глинки» (1948 г.), всецело акцентируя внимание на оперном наследии ведущих театральных композиторов доглинковского времени, Кавоса и С.Давыдова, высказывает ряд ценных замечаний и относительно их музыки для балетных спектаклей. Так, давая оценку балетной музыки Кавоса, Рабинович, не без основания, отмечает: «Балетная музыка Кавоса значительно лучше не только запрудившей впоследствии русскую хореографию «дансантной» музыки Минкуса и Пуни, но и оперной музыки самого Кавоса» (131, с. 150).
В сборнике статей «Очерки по истории русской музыки» (1790-1825 гг.) под редакцией М.С.Друскина и Ю.В.Келдыша (1956 г.) балет начала XIX в. впервые рассматривается как самостоятельная область русского музыкального театра (очерк VI «Театральная музыка», автор М.С.Друскин), а также самостоятельная область композиторского творчества (очерк VII. К.А.Кавос, автор П.В.Грачев). Особого внимания заслуживает единственное в своем роде исследование А.Гозенпуда «Музыкальный театр в России от истоков до Глинки» (1959 г.), в котором впервые в истории отечественного музыковедения в научный обиход был введен ценный фактологический материал по истории балетной музыки в России, намечен ракурс рассмотрения музыки первых русских балетов в связи со сценарием и хореографической драматургией.
Значительно расширяет проблематику изучения балетной музыки этого периода хронологически последняя музыковедческая работа
А.Соколовой «Балетный театр», помещенная в четвертом томе «Истории русской музыки» в десяти томах (1986 г.), где автор рассматривает вопрос о характере музыкального прочтения сюжетов балетных спектаклей и особенностях их музыкальной драматургии в контексте основных художественных направлений эпохи - классицизма и романтизма.
Суммируя содержание вышеуказанных работ, выделим то общее, что их объединяет:
- доминирующее значение монографического принципа в подходе к анализу явления в целом, что приводит к нечеткости периодизации русского балетного театра первой четверти XIX века и стертости представления о нем как крупном явлении отечественной музыкальной культуры;
- описательный характер анализа музыки балетных спектаклей, а также преобладание в анализе конкретного и детального над типичным и общим;
- подход к оценке музыки балетного спектакля с точки зрения художественной ценности произведения и, как следствие, заниженное историческое значение этого пласта театральной музыки в целом.
Все сказанное приводит к тому, что истинная картина исторического процесса русской музыкальной культуры отмеченного периода, немыслимая без балетного театра, оказывается размытой и стертой.
Основная цель настоящего диссертационного исследования — определить роль балета в формировании национальной музыкально-театральной традиции и вернуть балету доклассического периода его историческое место в культуре России. Это тем более важно для музыковедения, если учесть, что воспоминания современников, рецензии и другой многочисленный документальный, равно как и художественный материал той поры дают достаточно богатые сведения, которые
свидетельствуют об активном функционировании балета в культурном пространстве России того времени.
В связи с тем, что основное внимание в работе уделено творчеству композиторов «второго плана», так называемой творческой «периферии» -К.А.Кавосу, Ф.Антонолини, Ф.Шольцу и других - правомерно обратиться к идеям Б.В.Асафьева о значении фоновых явлений в истории культуры. В работах исследователя, посвященных русской музыке доклассического периода, творческие усилия композиторов «второго плана» рассматриваются не как незаслуживающие внимания «усилия многих», а как «живой многообразный процесс интонирования звучащего материала, творимый одновременно многими в разнообразнейших направлениях» (12, с.27). Асафьев подчеркивает, что: «Следы этого процесса необходимо ис�