автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Музыка в ранней прозе Томаса Манна

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Павлова, Екатерина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Музыка в ранней прозе Томаса Манна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыка в ранней прозе Томаса Манна"

004609554

На правах рукописи

ПАВЛОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

МУЗЫКА В РАННЕЙ ПРОЗЕ ТОМАСА МАННА: ФЕНОМЕН ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ

Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья

(немецкая)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва-2010

3 О СЕН 2010

004609554

Работа выполнена на кафедре сравнительной истории литературы историко-филологического факультета РГГУ.

Научный руководитель:

Доктор филологических наук, профессор Павлова Нина Сергеевна

Официальные оппоненты: Доктор филологических наук, профессор Жеребин Александр Иосифович Доктор филологических наук, профессор Махов Александр Евгеньевич

Ведущая организация:

Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

Защита состоится «14» октября 2010 года в_часов на заседании

диссертационного совета Д 212.198.04 при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: ГСП-3, 125993 Москва, Миусская пл., д. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета

Автореферат разослан «__»_2010 года

Ученый секретарь

кандидат филологических наук, доцент

Общая характеристика работы.

Томас Манн относится к числу писателей, творчество которых насыщено музыкальными компонентами, соответственно, переступает рамки одного вида искусства, литературы. Данное обстоятельство способствовало и способствует на сегодняшний день активным научным исследованиям музыкально-литературной проблематики в произведениях немецкого писателя. Творчество Томаса Манна представляет собой наглядный пример авторской интенции скооперировать музыку и литературу, использовать, задействовать возможность проникновения одного вида искусства в другой, их продуктивное взаимодействие в художественных целях, собственно авторских замыслах.

Имея дело с достаточно специфической областью исследования, особенность которой раскрывается, прежде всего, в её пограничном характере между двумя самостоятельными медиумами, дисциплинами, видами искусств, мы задались и вопросом научно-критического освещения музыкально-литературной проблематики в целом.

Таким образом, были намечены цели данного исследования:

научно-критическое обоснование, «легитимизация» исследовательской области «Музыка и литература»;

- исследование феномена интермедиапьности в ранней прозе Томаса Манна.

Поставленные цели предполагают решение следующих задач:

• проследить пути взаимодействия искусств - музыки и литературы -в их историческом освещении;

• поставить вопрос о позиционировании исследовательской области интермедиального характера в рамках современного литературоведения;

• исследовать уже имеющиеся подходы к систематизации феноменов музыкально-литературного взаимодействия;

• рассмотреть раннее творчество Томаса Манна на предмет авторской интенции расширить круг художественных возможностей, изобразительных средств посредством литературной обработки и, в последующем, литературного «оформления» музыкальных произведений;

• выделить в раннем творчестве Томаса Манна мотивы с интермедиальным компонентом (музыкальными описаниями);

• исследовать художественные техники и возможности, используемые автором в целях тематизации музыкальных произведений.

Материалом для исследования интермедиального характера послужило раннее творчество Томаса Манна, а именно новеллы «Маленький господин Фридеман» (1897), «Паяц» (1897), «Тристан» (1902), «Кровь Вельзунгов» (1905) и роман «Будденброки» (1901). Причиной выбора материала, а также его ограничения, послужило следующее положение: контекстуальная система философско-музыкальной проблематики для Томаса Манна на этот период творчества носит относительно константный характер. Соответственно, раннее творчество писателя можно принять за экспериментальную художественную область для её гомогенного, однородного описания и анализа.

Методологической базой для данного исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных исследователей по интермедиальной тематике, а именно, по вопросам взаимодействия музыки и литературы. Следует отметить, имена зарубежных исследователей представлены в несколько большем объеме. Причиной данному обстоятельству является следующее: именно зарубежные авторы на протяжении десятилетий особенно активно и последовательно обращались и обращаются с научно-исследовательской целью к интермедиальной и в частности музыкально-литературной проблематике.

Особое внимание в диссертации уделено работам отечественных исследователей А. Махова, И. Глебова, Б. Реизова. Исследования

зарубежных авторов А. Хансен-Леве, С.П. Шера, К.С. Брауна, А. Зихельштиля, В. Вольфа, Кр. Вратца, Й. Одендаля послужили отправной точкой в исследовании музыкально-литературной проблематики.

Актуальность данного исследования раскрывается, с одной стороны, в актуальности самого интермедиального исследовательского компонента, который определяет собой ситуацию в современном литературоведении: пересечение границ одной научной дисциплины, взаимодействие различных видов искусств, полимедиальность. С другой, данная работа представляет собой одну из попыток исследовать творчество Томаса Манна на предмет музыкального феномена, но в отношении интенции автора привлечь интермедиальный компонент с целью обогащения собственной поэтики, системы изобразительных средств.

Новизна исследования включает себя несколько аспектов:

- систематизация международного исследовательского опыта, материала в области интермедиальности, в частности в области «Музыка и литература»;

- представление нового подхода к раскрытию интермедиальной проблематики в произведениях Томаса Манна в отношении описаний музыкальных произведений в тексте на примере раннего творчества писателя.

Новизна работы открывает горизонт, перспективы последующего использования полученных результатов, как в научно-теоретических, так и в практических целях. Теоретическая часть работы: материалы по вопросам музыкально-литературного взаимодействия и накопленный терминологический инструментарий - может быть рассмотрена как база для дальнейшего исследования в области «Музыка и литература». Результаты аналитической работы в отношении раннего творчества Томаса Манна послужат углублению, расширению исследовательской области интермедиальной проблематики произведений немецкого писателя.

Соответственно, работа предполагает собой вклад как в научно-литературное исследовательское наследие в отношении творчества Томаса Манна, так и в литературоведение, точнее в сравнительное литературоведение, интермедиально обусловленную область компаративистики.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась на ежегодной Международной школе аспирантов, проводимой на кафедре германской филологии им. Томаса Манна историко-филологического факультета РГГУ (Москва, 2008). Отдельные главы работы, впоследствии работа целиком обсуждались в рамках еженедельного коллоквиума аспирантов при кафедре германской филологии им. Томаса Манна под руководством профессоров Дирка Кемпера и Павловой Н.С., на заседаниях кафедры сравнительной истории литературы историко-филологического факультета РГГУ.

Структура диссертации определяется выдвинутыми целями, а также поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух основных глав с последующим их делением на части, заключения, списка использованной литературы.

Содержание работы.

Во введении к исследовательской работе характеризуется творчество Томаса Манна как содержащее в себе компонент интермедиального порядка: присутствие музыкального искусства музыки на страницах произведений немецкого писателя; ставится вопрос об интермедиальном характере проводимого исследования в целом. Согласно выделенным аспектам определяются цели и задачи диссертационной работы. Определяется и объект исследования, дается обоснование к выбору материала. Намечается методологическая база, дается краткий анализ уже существующих исследований с указанием на специфику и своеобразие данной работы с последующей формулировкой ее новизны и актуальности.

Традиционное исследование творчества Томаса Манна на предмет проникновения музыкального искусства, на наличие музыкальных компонентов избирает отправной точкой в своем подходе к интермедиальной проблематике произведений философский, музыкально-теоретический дискурс, складывающийся из текстов А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Р. Вагнера, что, безусловно, недопустимо упустить из внимания. Намеренно или же без особого умысла авторы критических статей и монографий, посвященных музыкально-литературной проблематике творчества Манна, в своих исследованиях «возвращают» феномен музыки из произведений писателя в сферу музыкального искусства. Сама музыка становится главной фигурой, не сами литературные произведения, тексты произведений.

В центре данного исследования находится результат трансфера музыкального искусства в литературу, тексты произведений Томаса Манна, содержащие в себе описания музыкальных произведений, реализованные вследствие использования определенных литературных техник. Так, с методологической точки зрения мы отталкиваемся от строго «внутрилитературного» дискурса, нежели от внелитературного, определяющего тенденциозный подход в исследовательской традиции. Соответственно, исследование принимает индуктивный характер -отталкиваясь, именно, от анализа конкретного литературного текста, отрывка.

Первая глава «Музыка и литература. Проблема взаимодействия искусств» посвящена вопросам легитимизации относительно новой, недавно сложившейся исследовательской области интермедиальной специфики, ее позиционирования в рамках сравнительного литературоведения, анализу уже проделанных исследований научно-теоретического работ в целях систематизации феноменов взаимодействия

музыки и литературы и накопления терминологического инструментария для последующего работы.

В ходе работы над первой главой, состоящей из пяти частей, исследуются следующие аспекты:

- Взаимодействие искусств в историческом освещении вопроса. В данной части речь идет об историческом экскурсе музыкально-литературных связей, восходящих к эпохе античности, получивших особую значимость в рамках ставшей самостоятельной области общей эстетики (в последующем поэтико-музыкальная эстетика романтизма), подхваченных в своей концепции искусства Фридрихом Ницше.

- Музыка и литература: проблема позиционирования музыкально-литературных феноменов в научно-исследовательской области. Раздел посвящен вопросам определения «ничейной»1, пограничной сферы исследований интермедиального характера. Были намечены следующие возможности решения проблемы, а именно, через понятия «сравнительное литературоведение/компаративистика», «Comparative Arts», «медиакультурология», предложенные как зарубежными, так и отечественными исследователями.

- К систематизации феноменов взаимодействия литературы и музыки. В данной части излагаются основные подходы к систематизации случаев взаимодействия двух видов искусств, разработанные Стивеном П. Шером, К. П. Брауном, Вернером Вольфом и Андреасом Зихелынтилем. Приводится сопоставление концепций, предложенных зарубежными исследователями, при помощи сопоставительного анализа определяется область данного исследования. Продуктивной в данном отношении является концепция В. Вольфа, отталкивающаяся от аспекта

1 Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes. Hrsg. von Steven Paul Scher. Berlin 1984, S. 9.S. (Перевод E.B. Павловой)

интермедиальности. За единицу берется «интермедиальная референция»2, которая имеет разновидность эксплицитного порядка: референция, протекающая в пределах одной семиотической системы, в данном случае, языковой, при которой тематизация осуществляется средствами собственной системы. Согласно схеме С.П. Шера феномен интермедиальной референции находится в разделе «Музыка в литературе». К.С. Браун обозначил тип музыкально-литературных отношений в данной области как «замещение» и как подгруппу «подражание», замена музыкального посредством словесного. Таким образом, литературная «переработка» музыки и в последующем её словесное «оформление» как следствие вступления музыки и литературы в отношения замещения одного посредством другого, входит в область сравнительного литературоведения (исследования нацелены непосредственно на художественный текст).

- Язык и музыка: взаимоустремление и взаимоуподобление. В данной части конкретизируется вопрос о возможности сближения языка и музыки, сопоставления двух знаковых систем. Основным положением для представителей обеих исследовательских областей: музыкальной, языковой - является следующее: музыка не есть язык в прямом значении слова. Однако речь о языке музыки не является метафорой, а выражение правильного ощущения, что мы сами музыку превращаем в язык, воспринимая её.

- К проблемам проникновения музыкальных произведений в художественный текст. Проникновение музыки в литературный текст -задача, во многом превышающая уровень музыковедческого анализа музыкальных произведений и, конечно, простого упоминания. При осуществлении интермедиальной референции, автор ставит себя в

2 Werner Wolf: Intermedialitaet. Ein weites Feld und eine Herausforderung fuer die Literaturwissenschaft. In: Herbert Foltinek u. Christoph Leitgeb (Hrsg.), Literaturwissenschaft: intermedial - interdisziplinaer. 2002. S 167.

отношение как с музыкальной партитурой и литературным текстом, так и в отношение с реципиентом. Посредством языка, вербально, автор создаёт фикцию реально существующего музыкального произведения через смоделированный им для читателя-слушателя рецептивный процесс. Обращаясь к исследованиям А. Махова, К.С. Брауна, Кр. Вратца, А. Зихелыитиля, мы освещаем проблему соответствий в области вербального и музыкального согласно специфике и основным характеристикам каждого вида искусства. В результате намечается вопрос об изобразительном и интерпретационном дискурсе. Автор интермедиальной референции прибегает к особым средствам изображения, представления музыки в своем тексте, тем самым, интерпретируя её. При изобразительной стороне дискурса речь идет о конкретном воспроизведении, отображении (при использовании языка музыки, терминология), а по отношению к интерпретационной стороне дискурса - о проблеме толкования, объяснения (мысли, чувства, субъективное восприятие, ассоциации).

Вторая глава «Музыка в раннем творчестве Томаса Манна: феномен интермедиальности», представляющая собой основную часть диссертации, посвящена исследованию интермедиального компонента в раннем творчестве Томаса Манна. Опираясь на положения И. Одендаля, выдвинутые в книге "Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann"3, мы поставили вопрос о кодировании музыки на семантическом уровне художественного произведения. Объектом художественного анализа являются эпизоды, содержащие в себе описания музыкальных произведений. За единицу тематизации музыкальных произведений в художественном тексте берется музыкальное событие, в котором описывается то или иное музыкальное произведение. Музыкальные события в произведениях Т. Манна образуются вокруг

3 Johannes Odendahl: Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. Aisthesis Verlag. Bielefeld, 2008.

музыкальных произведений, которые и тематизируются, описываются в эпизодах, содержащих интермедиальные референции эксплицитного характера. Методологически эпизоды с музыкальным событием в раннем творчестве Томаса Манна делимы на группы-мотивы согласно специфике описываемого музыкального события:

а) Мотив посещения оперы: данный мотив образуется в результате введения в повествование определенного оперного произведения, когда герои отправляются в оперный или городской театр;

б) Мотив исполнения оперной музыки на музыкальном инструменте (фортепиано/рояль): мотив служит разновидностью к первому. В данном случае речь идет также о той или иной опере, но исполняемой посредством одного музыкального инструмента (фортепиано, рояль) в гостиной или салоне;

в) Мотив концертной музыки: данный мотив образуют эпизоды, в которых протагонисты исполняют музыкальные произведения камерного характера (не оперы) за музыкальным инструментом;

г) Мотив фиктивной музыки: выступающий как разновидность предыдущему. В данном случае речь идет об исполнении героями музыкальных произведений, «сочиненных» ими. Такое музыкальное произведение является продуктом сугубо вербального характера и «существует» только в художественном произведении;

д) Мотив музыки в ее социально-функциональном контексте: данная группа объединяет эпизоды с музыкальным событием социально-коллективного плана: торжества, встречи в гостиной, салоне, где обязательно присутствует музыкальная программа.

Согласно пяти выделенным группам-мотивам выстраивается структура второй главы исследования, состоящая из пяти частей, каждая из которых посвящена анализу эпизодам, содержащим сходное по своей специфике музыкальное событие.

Для исследования выделенных групп-мотивов были выделены категории, при помощи которых осуществляется подход к исследованию интермедиальных возможностей, раскрывающихся при обращении к другому виду искусства, литературных техник, задействованных автором при описании того или иного музыкального события в тексте:

- Категория контекстуальной значимости музыкального события: устанавливает связь микротекста, эпизода с музыкальным событием, с макротекстом, художественным произведением в целом;

- Категория интермедиальности: демонстрирует саму специфику «вхождения» музыкального события как события из сферы другого искусства в текст повествования;

- Категория интертекстуальности: отображает интертекстуальные связи между текстом художественного произведения и, к примеру, оперным либретто (Оперное либретто как текст является релевантным в данном случае для нашего исследования);

- Категория описания музыки: отражает специфику описания музыкального звучания, акустической стороны, пути трансфера звучащего в текст;

- Категория описания драматического действия: вытекает из специфики оперного произведения, его драматического компонента. Категория предполагает наличие, по меньшей мере, одной сцены, на которой разворачивается действие;

- Категория описания пространства: образуется вследствие многочисленных подробных, детализированных описаний пространства (театра, салона, гостиной), на которых автор делает особый акцент.

Наличие всех категорий внутри каждого выделенного нами мотива, группы, необязательно. Согласно собственной специфике каждая группа может содержать или же утрачивать ту или иную категорию. Именно по

принципу исчерпывания интермедиальных возможностей, отраженных в названных категориях, строится и анализ выделенных групп-мотивов.

В рамках группы-мотива посещения оперы анализируются эпизоды из следующих ранних произведений Томаса Манна: «Маленький господин Фридеман», «Кровь Вельзунгов», «Паяц», «Будденброки», содержащие тематизацию музыкальных событий: оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», «Валькирия» (тетралогия «Кольцо Нибелунгов»), Шарля Гуно «Маргарита» («Фауст»). В группу-мотив исполнения оперной музыки на фортепиано входят эпизоды из новеллы «Тристан», в которой «звучит» опера Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда»; а также эпизод из романа «Будденброки», посвященный исполнению органистом Пфюлем увертюры к опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские Мейстерзингеры». Мотив концертной музыки образуют эпизоды из новелл «Паяц», «Тристан», из романа «Будденброки», в которых повествуется о часах музицирования героинь манновских произведений, исполняющих ноктюрны Фредерика Шопена, скрипичные кантилены. В эту группу вошел также эпизод из романа «Будденброки», описывающий имитацию игры на фисгармонии, исполняемую Христианом Будденроком. В данном случае интенция протагониста изобразить музыкальное событие в текст вводится как иное искусство, искусство подражания, театра пантомимы. В отношении мотива фиктивной группы разбираются эпизоды из романа «Будденброки», посвященные вариациям, импровизациям, фантазиям Ганно Будденброка. Мотив музыки в ее социально-функциональном контексте представлен эпизодами из романа «Будденброки», описывающими юбилейное торжество в честь торгового дома, празднование Рождества в семье Будденброков, а также эпизод из новеллы «Тристан», тематизирующий музыкальные вечера в салоне санатория «Эйнфрид», программа которых состояла из заокеанских новомодных nigger songs и произведения «Монастырские колокола» Луи Альфреда Лефебур-Вели.

В результате художественного анализа перечисленных групп-мотивов на предмет литературных техник, задействованных для тематизации музыкальных произведений, организации музыкальных событий в тексте, были выявлены следующие закономерности, определяющие феномен интермедиальности на раннем этапе творчества Томаса Манна:

- В обоих видах искусства, музыке и литературе, помимо фигуры автора того или иного произведения, присутствует и фигура реципиента: слушатель/читатель. В случае вовлечения музыкального искусства в литературу, в текст, в эпизодах с музыкальным событием происходит некоторое «наложение» ролей - читатель невольно становится и слушателем, воспринимающим. Но слушатель присутствует и в тексте самого произведения, на что мы выделили реципиента внутритекстуального (героев самого художественного произведения), реципиента внетекстуального (читателя).

- В результате анализа эпизодов с музыкальным событием в ранних произведениях Томаса Манна установлена закономерность формирования искусственно созданного рецептивного процесса (само описание музыкального события) согласно особенностям внутритекстуальной рецепции. Соответственно, согласно специфике внутритекстуальной рецепции работает категория селективности4, избирательности в описании музыкального отрывка (какая именно часть музыкального произведения будет «подвергнута» его словесному оформлению), а также избираются возможности и стратегии в описании музыкального события.

- К описанию музыки (в аспекте ее акустического оформления, звуковой стороны) автор прибегает по большей части в том случае, когда внутритекстуальный реципиент, главный герой музыкального события

4 Термин заимствован из работы А. Зихельштиля. Sichelstiehl, Andreas : Musikalische Kompositionstechniken in der Liteartur. Möglichkeiten der Intermedialität und ihrer Funktion bei österreichischen Gegenwartsautoren. Essen, 2004.

испытывает личностное влечение к музыкальному искусству, соответственно, представляет собой фигуру декадентского типа, таким образом, получая своеобразную интермедиальную нагрузку своему образу.

- В выделенном мотиве концертной музыки, где речь идет в основном об описании музыки, где описание осуществимо преимущественно через воспроизведение акустической стороны произведений (в отличие от оперы, к примеру) намечается повествовательный модуль, включающий в себя определенное музыкальное произведение и фигуру музицирующего. Гомогенность, однородность этого музыкального события заключается в следующем: фигура музицирующего - играющая на фортепиано, рояле женщина, мать (Габриела Клетериан, мать рассказчика из «Паяца», Герда Будденброк); неотъемлемым элементом является виртуозность музицирующей, подчеркнутая контрастом между расстроенным музыкальным инструментом, на котором она исполняет музыкальное произведение, и качеством исполнения; описание музыкального произведения осуществляется преимущественно за счет воспроизведения (словесного) акустической стороны музыки и, что немало важно, за счет выстраивания каузальной связи5 в описании между исполнительницей и исполняемым произведением.

- При литературной обработке музыкального события «посещение оперы» Томас Манн уделяет особое внимание описанию внешней составляющей театра, внутреннему убранству вместе с традиционно-банальными обстоятельствами в вестибюле, занятием мест в зрительном зале. Это способствовало выделению категории описания пространства, характеризующей мотив посещения оперы. В данной связи можно говорить об особой нагрузке социально-культурного характера музыкальных событий, разыгрывающихся в театре. Описания внутреннего

5 Согласно терминологии Й. Одендаля: Johannes Odendahl: Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. Aisthesis Verlag. Bielefeld, 2008.

пространства театра преимущественно образуют кольцевую композицию в эпизодах мотива посещения оперы.

Категория описания пространства предопределяет своеобразие мотива посещения оперы у Томаса Манна, определяющееся следующей выделенной категорией - категорией описания драматического действия. Посредством этой категории раскрывается феномен наличия двух сцен в эпизоде посещения оперы: за счет смены повествовательной перспективы, смены фокуса описания с фактической сцены театра, на которой разворачиваются события оперы, на сцену побочную, искусственно созданную в зрительном зале (литературные ложи). Томас Манн использует этот феномен в целях достижения эффекта параллелизма в развитии событий на обеих сценах: замещение действия, разыгрываемого на фактической сцене действием на побочной. Это приводит к наложению пространств - оперного и реального (событийного в произведении), и зачастую к «подмене», «наложению» ролей: герои художественного произведения сопоставляются, идентифицируются, порой эксплицитно, с действующими лицами оперы. Особо ярко подобная техника задействована в новелле «Кровь Вельзунговл/''Waelsungenblut": героев автор наделяет именами из оперы Рихарда Вагнера «Валькирия» ("Walküre"), вокруг которой образуется музыкальное событие в произведении.

- Интересно проследить, как Томас Манн использует возможность использования текста оперного произведения, его либретто, отмеченную в рамках категории интертекстуальности. Ссылаясь на компетенции внетекстуального реципиента, читателя, Манн опускает эксплицитную референцию к оперному произведению. Источник, вокруг которого образуется музыкальное событие, считывается в прямом смысле из текста художественного произведения. Особо яркими примерами в данной связи являются новеллы «Тристан», «Паяц» (в сцене с кукольным театром).

Своеобразие феномена интермедиальности Томаса Манна определяет мотив фиктивной музыки. Феномен фиктивной интермедиальности подразумевает музыкальное событие, содержащее в себе реально не существующее музыкальное произведение. Соответственно, музыка, ставшая объектом описания, носит исключительно вербальный характер.

- Особое внимание обращает на себя мотив6 тоски (БеЬпзис^зто^у), заимствованный Томасом Манном у Рихарда Вагнера, «словесно переработанном» в новелле «Тристан» и романе «Будденброки». В ходе анализа музыкальных событий в тексте, содержащих мотив тоски, устанавливается его многофункциональная нагрузка: во-первых, его интермедиальная специфика, отсылающая к произведениям Вагнера; во-вторых, его повторяемость в нескольких эпизодах одного произведения, как и в отдельных произведениях, причем в романе «Будденброки» эксплицитная референция к произведению Вагнера отсутствует. Лишь благодаря семантической однородности отрывков из музыкальных событий в новелле «Тристан» и в романе «Будденброки» мы понимаем, что речь идет об одном и том же мотиве. В-третьих, мотив несет особую смысловую нагрузку: становится судьбоносным как для героев оперы Рихарда Вагнера, так и для персонажей новеллы «Тристан» и романа «Буддеброки»; определяет сюжетное развитие в произведениях (предвещает близость смерти).

- Определяющая черта феномена интермедиальности Томаса Манна на раннем этапе раскрывается в интенции автора тематизировать одни и те же музыкальные произведения, но в их различной «литературной» обработке, «литературном» оформлении (опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в новелле «Маленький господин Фридеман», в романе «Будденброки»). Это

6 В музыкальном смысле слова.

отсылает к положению об искусственно созданном рецептивном процессе согласно специфике внутритекстуальной рецепции. А также автор стремиться обратить в лейтмотивы (как в рамках одного произведения (роман «Будденброки»), так и между произведениями) эпизоды с музыкальным событием в их структурно-семантической однородности.

Заключение диссертационного исследования содержит положения, демонстрирующие результаты, полученные в ходе работы согласно намеченным целям, поставленным задачам.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Comparative Arts: перспективы сравнительного литературоведения? // Вестник РГГУ. - 2010. - №2(45). - М„ 2010. - С. 227-233.

2. Язык и музыка: взаимоустремление и взаимоуподобление // Вестник РГГУ. - 2010. - №11(54). - М., 2010. - С.111-118.

3. Музыка в романе Р. Шнайдера «Сестра сна» // Сборник тезисов IX межвузовской научной конференции студентов-филологов. - СПбГУ,

2006.-С.64.

4. Роль музыки в романе Э. Елинек «Пианистка» // Сборник тезисов X межвузовской научной конференции студентов-филологов. - СПбГУ,

2007.-С. 58.

5. «Клара Ш. Музыкальная трагедия» Э. Елинек // Современная российская драма. Материалы Международной научной конференции. Школа. - Казань, 2008. - С. 213-220.

6. Синтез искусств в западном постмодерне // Мировое политическое и культурное пространство: история и современность. - Казань, 2007. -С. 231-235.

7. Синтез искусств в современной культуре (на примере взаимодействия музыки и литературы в немецкоязычной прозе II половины XX века) // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы. - М., 2007. -С.137-140.

Заказ № 64-а/09/10 Подписано в печать 10.09.2010 Тираж 70 экз. Усл. п.л. 1

ООО "Цифровичок", тел. (495) 649-83-30 К(У)) www.cfr.ru; e-mail:info@cfr.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Павлова, Екатерина Владимировна

Введение.

Глава 1. Музыка и литература. Проблема взаимодействия видов искусств.

1.1. Проблема взаимодействия музыки и литературы в её историческом освещении.

1.2. Музыка и литература: проблема позиционирования музыкально-литературных феноменов в научно-исследовательской области.

1.3. К систематизации феноменов взаимодействия литературы и музыки.

1.4. Язык и музыка: взаимоустремление и взаимоуподобление.

1.5. К проблемам проникновения музыкального искусства в художественный текст.

Глава 2. Музыка в ранней прозе Томаса Манна: феномен интермедиальности.

2.1. Мотив посещения оперы.

2.2. Мотив исполнения оперной музыки на фортепиано.

2.3. Мотив концертной музыки.

2.4. Мотив фиктивной музыки.

2.5. Мотив музыки в её социально-функциональном контексте.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по филологии, Павлова, Екатерина Владимировна

Томас Манн относится к числу писателей, творчество которого насыщено музыкальными компонентами, соответственно, переступает рамки одного вида искусства, литературы. Данное обстоятельство способствовало и способствует на сегодняшний день активным научным исследованиям музыкально-литературной проблематики в произведениях немецкого писателя. Творчество Томаса Манна представляет собой наглядный пример авторской интенции использовать, задействовать возможность проникновения одного вида искусства в другой, их продуктивное взаимодействие в художественных целях, собственно авторских замыслах.

Имея дело с достаточно специфической областью исследования, особенность которой раскрывается, прежде всего, в её пограничном характере между двумя самостоятельными дисциплинами, видами искусств, мы задались и вопросом научно-критического освещения музыкально-литературной проблематики в целом.

Таким образом, были намечены цели данного исследования:

- научно-критическое обоснование, «легитимизация» интермедиальной исследовательской области «Музыка и литература»;

- исследование феномена интермедиальности в раннем творчестве Томаса Манна.

Поставленные цели предполагают решение следующих задач:

- проследить пути взаимодействия искусств - музыки и литературы - в их историческом освещении;

- поставить вопрос о позиционировании исследовательской области интермедиального характера в рамках современного литературоведения;

- исследовать уже имеющиеся подходы к систематизации феноменов музыкально-литературного взаимодействия;

- рассмотреть раннее творчество Томаса Манна на предмет авторской интенции расширить круг художественных возможностей, изобразительных средств посредством литературной обработки и, в последующем, литературного «оформления» музыкальных произведений;

- выделить в раннем творчестве Томаса Манна мотивы с интермедиальным компонентом (музыкальными описаниями);

- исследовать художественные техники и возможности, используемые автором в целях тематизации музыкальных произведений.

Материалом для исследования интермедиального характера послужило раннее творчество Томаса Манна, а именно новеллы «Маленький господин Фридеман» (1897), «Паяц» (1897), «Тристан» (1902), «Кровь Вельзунгов» (1905) и роман «Будденброки» (1901). Причиной выбора материала, а также его ограничения, послужило следующее положение: контекстуальная система философско-музыкальной проблематики для Томаса Манна на этот период творчества носит относительно константный характер. Соответственно, раннее творчество писателя можно принять за экспериментальную художественную область для её гомогенного, однородного описания и анализа, что в последующем, на следующих этапах творчества Манна — например, в романах «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947) потребует несколько иного методологического подхода ввиду усложнения музыкально-литературной проблематики. Философско-музыкальная концепция, музыкально-теоретическая основа будут во многом расширены, обогащены и усложнены.

Традиционное исследование творчества Томаса Манна на предмет проникновения музыкального искусства, на наличие музыкальных компонентов избирает отправной точкой в своем подходе к интермедиальной проблематике произведений философский музыкально-теоретический дискурс, складывающийся из текстов А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Р. Вагнера, что, безусловно, недопустимо упустить из внимания. Намеренно или же без особого умысла авторы критических статей и монографий, посвященных музыкально-литературной тематике творчества Манна, в своих исследованиях трансферируют, «возвращают» феномен музыки из произведений писателя в сферу музыкального искусства. Музыка становится главной фигурой, не литературные произведения, тексты произведений.

В центре данного исследования находится результат трансфера музыкального искусства в литературу, тексты произведений Томаса Манна, содержащие в себе описания музыкальных произведений, реализованные вследствие использования определенных литературных техник. Так, с методологической точки зрения мы отталкиваемся от строго «внутрилитературного» дискурса, нежели от внелитературного, определяющего тенденциозный подход в исследовательской традиции. Соответственно, исследование принимает индуктивный характер — отталкиваясь, именно, от анализа конкретного литературного текста, отрывка.

Методологической базой для данного исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных исследователей по интермедиальной тематике, а именно, по вопросам взаимодействия музыки и литературы. Следует отметить, имена зарубежных исследователей представлены в несколько большем объеме. Причиной данному обстоятельству является следующее: именно зарубежные авторы на протяжении десятилетий особенно активно и последовательно обращались и обращаются с научно-исследовательской целью к интермедиальной и в частности музыкально-литературной проблематике.

Особое внимание в диссертации уделено работам отечественных исследователей А. Махова, И. Глебова, Б. Реизова. Исследования зарубежных авторов А.-Х. Леве, С.П. Шера, К.С. Брауна, А. Зихелынтиля, В. Вольфа, К. Вратца, Й. Одендаля послужили отправной точкой в исследовании музыкально-литературной проблематики.

Актуальность данного исследования раскрывается, с одной стороны, в актуальности самого интермедиального исследовательского компонента, который определяет собой ситуацию в современном литературоведении: пересечение границ одной научной дисциплины, взаимодействие различных видов искусств. С другой, данная работа представляет собой одну из попыток исследовать творчество Томаса Манна на предмет музыкального феномена, но в отношении интенции автора привлечь интермедиальный компонент с целью обогащения собственной поэтики, системы изобразительных средств. Новизна исследования включает себя несколько аспектов: - систематизация международного исследовательского опыта, материала в области интермедиальности, в частности в области «Музыка и литература»; представление нового подхода к раскрытию интермедиальной проблематики в произведениях Томаса Манна в отношении описаний музыкальных произведений в тексте на примере раннего творчества писателя.

Новизна работы открывает горизонт, перспективы последующего использования полученных результатов, как в научно-теоретических, так и в практических целях. Теоретическая часть работы: материалы по вопросам музыкально-литературного взаимодействия и накопленный терминологический инструментарий - может быть рассмотрена как база для дальнейшего исследования в области «Музыка и литература». Результаты аналитической работы в отношении раннего творчества Томаса Манна послужат углублению, расширению исследовательской области интермедиальной проблематики произведений немецкого писателя. Соответственно, работа предполагает собой вклад как в научно-литературное исследовательское наследие в отношении творчества Томаса Манна, так и в литературоведение, точнее в сравнительное литературоведение, интермедиально обусловленную литературоведческую область компаративистики.

Структура диссертации определяется выдвинутыми целями, а также поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух основных глав с

 

Список научной литературыПавлова, Екатерина Владимировна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistisehen Grenzgebietes. Hrsg. von Steven Paul Scher. Berlin 1984.

2. Andreas Sichelstiehl: Musikalische Kompositionstechniken in der Liteartur. Möglichkeiten der Intermedialität und ihrer Funktion bei österreichischen Gegenwartsautoren. Essen 2004. S.36.

3. О технике введения лейтмотивов подробнее в книге: Vaget, Hans Rudolf: Seelenzauber. Thomas Mann und die Musik. Fr/Main: Fischer Verlag GmbH, 2006. S.512.

4. Подробнее об этой категории излагается в первой части работы в ссылке на работу А. Зихелынтиля.

5. Кукольный театр появляется также в романе «Будденброки», и именно, в качестве подарка маленькому Ганно на рождество, и служит биографическим элементом в произведениях Томаса Манна.

6. OLDE. Raumes und der Zeit entronnen,Wie lange fern! verschmolzen das Du und das Ich, dasWie fern so lang! Deinund Mein sich zu erhabenerWonne. Trennen konnte sie des Tagestueckisches Blendwerk, doch

7. Манн, Т. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1. Будденброки. История одного семейства / Т. Манн : пер. с нем. Н. Ман. М.: Изд. Художественной литературы, 1959. - С. 542.

8. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke Briefe - Tagebücher in 10 В. В. 2.1. Frühe Erzählungen 1893-1912. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008. - S. 354.

9. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke Briefe - Tagebücher in 10 В. B. 1.1. Buddenbrooks. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008. - S. 826.

10. Согласно терминологии Й. Одендаля: Johannes Odendahl: Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. Aisthesis Verlag. Bielefeld, 2008.

11. Гофман Э.Т.А. Крейслериана, ч. I: Мысли о высоком значении музыки; Совершенный машинист // Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений. В 6. т. : пер.с нем. Т.1. М.: Худож. лит., 1991. - 434с.

12. Манн, К. Мефистофель : История одной карьеры: роман : пер. с нем. / К. Манн : пер. с нем. СПб. : Азбука, 2000. - 378,1. с.

13. Манн, Т. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом : роман : пер. с нем. / Т.Манн : пер. с нем. С.Апта, Н.Ман. М.: Терра, 1997. - 654с.

14. Манн, Т. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1. Будденброки. История одного семейства / Т. Манн : пер. с нем. Н. Ман. — М.: Изд. Художественной литературы, 1959.-807с.

15. Манн, Т. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 7. Рассказы / Т. Манн : пер. с нем.- М.: Изд. Художественной литературы, 1960. 551с.

16. Манн, Т. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 10. Статьи 1929-1955 / Т. Манн : пер. с нем. М.: Изд. Художественной литературы, 1961. - 551с.

17. Ницше Ф. Казус Вагнера: проблема музыканта // Ф. Ницше. Сочинения в 2 т. : пер. с нем. Т. 2. М.: Рипол Классик, 1997.

18. Ницше Ф. Рождение трагедии : пер. с нем. / Ф. Ницше : пер. A.B. Михайлова ; сост., общ. ред., коммент. и вступ. ст. A.A. Россиуса. М. : Ad Marginem, 2001.- 735 с.

19. Роллан, Р. «Жан-Кристоф»: роман в 4 т. : пер. с фр. / Р.Роллан : пер. с фр. под ред. Н. Любимова; вступ. ст. Т. Мотылёвой. — Киев: Муз. Украша, 1987. -783с.

20. Турнье, М. Лесной царь : роман : пер. с фр. / М.Турнье : пер. с фр. И.Волевич, А.Давыдова. Спб.: Амфора, 2001. - 479с.

21. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С. Нарский. М. : Просвещение, 1992. - 477 с.

22. Шопенгауэр, А. Свобода воли и основы морали Артура Шопенгауэра = Две основные проблемы этики : пер. с нем. / А. Шопенгауэр : пер. с нем. Ф.В. Черниговца. 3-е изд. - СПб. : Суворин, 1896. - V, 363, 4. с.

23. Шеллинг В.Ф. Философия искусства : пер. с нем. / Ф.В. Шеллинг : пер с нем. М. : Мысль, 1999. - 607 с.

24. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика : в 2 т. / Ф. Шлегель ; вступ. ст., сост., пер. с нем. Ю. Н. Попова. М. : Искусство, 1983. - 2 т.

25. Betrachtungen eines Unpolitischen / Thomas Mann. Hrsg. und textkritisch durchges. von Hermann Kurzke. Frankfurt am Main : Fischer, 2009. - 643 S.

26. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke Briefe -Tagebücher in 10 В. В. 2.1. Frühe Erzählungen 1893-1912. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008.

27. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke — Briefe — Tagebücher in 10 В. B. 2.2. Kommentar. Frühe Erzählungen 1893-1912. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008.

28. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke — Briefe -Tagebücher in 10 В. B. 1.1. Buddenbrooks. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008.

29. Mann, Thomas. Große kommentierte Frankfurter Ausgabe. Werke — Briefe -Tagebücher in 10 В. В. 1.2. Komentar. Buddenbrooks. Fr/Main: S. Fischer Verlag. 2008.

30. Mann, Thomas. Briefe I 1889-1913, Bd. 21 (Große kommentierte Ausgabe), hg. v. Heinrich Detering, Frankfurt am Main 2002.

31. Theodor W. Adorno Thomas Mann, Briefwechsel 1943-1955, hg. v. Christoph Gödde, Frankfurt am Main 2002.

32. Wagner, Richard. Tristan und Isolde, Sämtliche Schriften und Dichtungen, Bd. 7. Leipzig 1911.Научно-критическая литература:

33. Адорно, Теодор В. Философия новой музыки / Т.В. Адорно. М.: ЛОГОС: XXI в. 2001. - 343с.

34. Апт С. Над страницами Т. Манна // Очерки / С. Апт. М: Советский писатель, 1980. -483 с.

35. Асанова, H.A. «Жан Кристоф» Р.Роллана и проблема взаимодействия в искусстве / H.A.Асанова. Казань: Изд-во Каз.гос.ун-та, 1978. - 103с.

36. Асанова, H.A. Философский роман Мишеля Турнье / Н.А.Асанова, А.С.Смирнов. Казань: Изд-во Каз.гос.ун-та, 1997. - 143с.

37. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М. : Искусство, 1979. - 421 с.

38. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики : исслед. разных лет / М.М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1975. - 500 с.

39. Белобратов А. Высказать невысказываемое, произнести непроизносимое / А. Белобратов // Иностранная литература. 2003. - № 2. - С. 138 - 145.

40. Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Рихард Вагнер. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. 692 с.

41. Взаимодействие наук при изучении литературы : сборник статей АН ССР, Ин-т рус. литературы. — JL: Наука, Ленингр. от-е., 1981. 277с.

42. De Musika : сборник статей / ред. И. Глебов. Петроград: Госуд. Академич. Филармония, 1993. - 287 с.

43. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки / Е.Л.Гуревич. М: ACADEMIA, 2000. - 289 с.

44. Друскин М. История зарубежной музыки / М.Друскин. М: Музыка, 1983.-315 с.

45. Жеребин А.И. Зачинатель и «завершители» = Идея синтеза искусств и ее русские критики / А.И. Жеребин // Вопросы литературы. М. 2009. — Вып. 4.

46. Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе = Литература и музыка / В.Г. Зусман. -Н.Нов.: Деком, 2001. — 167с.

47. Какабадзе Н.М. Томас Манн : Грани творчества / Н. М. Какабадзе, Гл. редкол. по худож. пер. и лит. взаимосвязям при Союзе писателей Грузии. -Тбилиси : Мерани, 1985. 213 с.

48. Курбанов Б.О. Взаимосвязь музыки и литературы / Б.О. Курбанов. Баку: Элм, 1972.-356 с.

49. Махов А.Е. Música Literaria = Идея словесной музыки в европейской поэтике / А.Е. Махов. Москва: Intrada, 2005. - 224с.

50. Михайлов A.B. Этапы развития музыкально-эстетической мысли в Германии 19 века // Музыкальная эстетика Германии 19 века: в 2 т. Сост. А.В.Михайлов, В.П.Шестаков. Т.1. -М., 1981. С. 9-73.

51. Михайлов A.B. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка // Современное западное искусство: XX век. М.: Наука, 1988. С. 267278.

52. Немецкое философское литературоведение наших дней: антология : пер. с нем. / сост. Д. Уффельманн, К. Шрамм. — СПБ: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.-552с.

53. Павлова Н.С. Типология немецкого романа 1900-1945 / Н.С.Павлова. М: Наука, 1982.-478 с.

54. Поэтика: слов, актул. терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358с.

55. Раку, М. Вагнер = Путеводитель. / М. Раку. М.: Классика XXI, 2007. -320 е., ил., компакт-диск.

56. Реизов Б.Г. Литература и музыка = Контакты и взаимодействия // Литература и музыка / Б. Г. Реизов. Л: Издат-во Ленинград. Ун-та, 1975. -362 с.

57. Русакова A.B. Т. Манн в поисках нового гуманизма / A.B. Русакова. JI: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1969. - 165 с.

58. Ручьевская Е. Слово и музыка / Е. Ручьевская. Л: Музгиз, Ленинград, отделение., 1960. - 278 с.

59. Стоковский Л. Музыка для всех нас / Л. Стоковский. М: Издат-во Советский композитор, 1963. - 378 с.

60. Стрекаловская Х.А. Судьбы романтического мифа: Вагнер и Шенберг // Мифология и повседневность. СПб., 1999. - С. 473-483.

61. Тишунина Н.В. Взаимодействие искусств в литературном произведении как проблема сравнительного литературоведения // Филологические науки. 2003. № 1 (январь февраль). - С. 19-26.

62. Шайтанов И.О. Триада современной компаративистики: глобализация -интертекст диалог культур / И.О. Шайтанов // Вопросы литературы. - 2005. -2005 ; N6. - С. 130-137.

63. Шевченко E.H. Проблема искусства в романах Клауса Манна 30-х годов: автореферат на соискание учёной степени к.ф.н. / Е.Н.Шевченко. — Н.Н: ННГУ, 1993.-16с.

64. Фёдоров A.A. Т. Манн. Время шедевров / A.A. Фёдоров. М: Издат-во Москов. Ун-та, 1981.-276 с.

65. Abel, Angelika : Musikästhetik der klassischen Moderne. Thomas Mann -Theodor W. Adorno Arnold Schönberg. München 2003.

66. Ansei, Michael: Die Erfindung des Schriftstellers Thomas Mann / hrsg. von Michael Ansei. Berlin u.a. : de Gruyter, 2009. - IX, 494 S.

67. Begemann, Chr. / Wellbery, E.D.(Hg) / Kunst-Zeugung-Geburt. Theorien und Metaphern aesthetischer Produktion in der Neuzeit / Christian Begemann; E.David Wellbery. Freiburg im Breisgau: Rombach Druck- und Verlagshaus GmbH u/ Co, KG, 2001/-384S.

68. Boisits, Barbara Hrsg. : Die Vorstellung von Musik in Malerei und Dichtung / hrsg. von Barbara Boisits . Wien : Praesens-Verl.; Wien : Österr. Ges. für Musikwiss., 2006. - 207 S. : III.

69. Boulez, P. : Poésie centre et absence - musique / Pierre Boulez. In: Melos 30, 1963.

70. Brinkemper, Peter V. Spiegel & Echo : Intermedialität und Musikphilosophie im "Doktor Faustus" / vorgelegt von Peter V. Brinkemper. Würzburg : Königshausen und Neumann, 1997. - 520 S.

71. Brown, Calvin S. : The Relations Between Music and Literature as a Field of Study. In: CL 22, 1970, S. 97-107.

72. Caduff, Corina : Die Literarisierung von Musik und bildender Kunst um 1800. Muenchen 1995.

73. Comparative Literature: Method and Perspective, hsg. von N.P. Stallknecht undH. Frenz (Carbondale: Southern Illionois University Press, 1971, S.l).

74. Dahlhaus, Carl : Die Idee de absoluten Musik. Kassel, 1978.

75. Dahlhaus Carl; Danuser, Hermann : Erzählte Musik. Fiktive Poetik in Thomas Manns „Doktor Faustus", in: Thomas Mann. Doktor Faustus, 1947-1997, hrsg. von Werner Röcke. Bern 2001, S. 293-320.

76. Danuser, Hermann : Musikalische Prosa. Regensburg 1975.

77. Dichtung und Musik: Kaleidoskop ihrer Beziehungen/Günter Schnitzler (Hrsg.).1. Aufl. Stuttgart 1979.

78. Die wechselseitige Erhellung von Literatur und Musik: Ein Arbeitsgebiet der Komparatistik? Neohelicon 5, 1977, S. 93-123.

79. Eicher, Thomas : Intermedialität. Vom Bild zum Text. Bielefeld: Aisthesis-Verl.1994, 220 S.

80. Fliethmann, Axel : Die Medialität der Intertextualität. Die Textualität der Intermedialität das Bild der Seife. In: Die Kommunikation der Medien. Tübingen. 2004, S. 122.

81. Frey, Hans-Jost : Der unendliche Text. Frankfurt 1990.

82. Gess, Nicola : Gewalt der Musik. Literatur und Musikkritik um 1800. Freiburg i.Br./Berlin 2006.

83. Gier, Albert; Gruber, Gerold W.: Musik und Literatur: komparativistische Studien zur Strukturverwandschaft. Frank/Main; Berlin; Bern; New Yourk; Paris; Wien 1995.

84. Gottfried, Herwig : Mythos und Mythisches in der Gegenwartsliteraturstudien. Stuttgart 1996.

85. Grage, Joachim : Literatur und Musik in der klassischen Moderne. Mediale Konzeptionen und intermediale Poetologien. Würzburg: Ergon Verlag., 2006.

86. Hanna Stegbauer : Die Akustik der Seele. Zum Einfluss der Literatur auf die Entstehung der romantischen Instrumentalmusik und ihrer Semantik. (Palaestra 325) Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht 2006. 293 S. Gebunden. EUR (D) 46,90.

87. Hoffmann, Gerd : Die Musik im Werk Thomas Manns, in: Aufbruch 11 (1955), S. 561-572.

88. Heibig, Jörg : Intermedialität. Theorie und Praxis eines interdisziplinären Forschungsgebietes. Berlin: Schmidt, 1998. 319S.

89. Hoetzl, Ernst : Musikgeschichte heute? Versuch einer Perspektive. Mit einem Vorwort von Fabio Luisi. Wien; Koeln; Weimar; Boehlan 1995.

90. Hoesterey, Ingeborg : Verschlungene Schriftzeichen. Intertextualität von Literatur und Kunst in der Moderne/Postmoderne. Frankfurt 1988.

91. Hoff, Dagmar von; Martin, Ariane : Intermedialität, Mediengeschichte, Medientransfer : zu Georg Büchners Parallelprojekten Woyzeck und Leonce und Lena / Dagmar von Hoff; Ariane Martin. München : Meidenbauer, 2008. - 238 S. : III.

92. Huber, Martin : Text und Musik: musikalische Zeichen im narrativen und ideologischen Funktionszusammenhang ausgewählter Erzähltexte des 20. Jahrhunderts. Frankfurt am Main; Berlin; New York; Paris; Wien 1992.

93. Just, Klaus Günther : Das deutsche Opernlibretto. In: Poetica 7, 1975, S. 20320.

94. Kaiser, Hartmut M. : Intertextuelles Spiel mit Wagner-Analogien. Thomas Manns Burleske „Tristan" und der „Ring der Nibelungen", in: Thomas-MannJahrbuch 14 (2001), S. 189-212.

95. Kesting, Hanjo: Krankheit zum Tode. Musik und Ideologie, in: Thomas Mann (Text+Kritik), hrsg. von Heinz Ludwig Arnold. München 1982, S. 27-44.

96. Koopmann, Helmut : Der schwierige Deutsche : Studien zum Werk Thomas Manns / Helmut Koopmann. Tübingen : Niemeyer, 1988. - 192 S.

97. Koopmann, Helmut : Thomas Mann : Konstanten seines literarischen Werks / Helmut Koopmann. Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1975. - 194 S.

98. Koopmann, Helmut (Hg.): Thomas-Mann-Handbuch, Stuttgart 1990.

99. Kohut, Daniel L. : Musizieren: Theorie des Lehrens und Lernens. Essen 1996.

100. Kopriva, Roman; Kovär, J. : Kunst und Musik in der Literatur. Ästhetische Wechselbeziehungen in der österreichischen Literatur der Gegenwart. II. bilaterales germanistisches Symposion Österreich-Tschechien Brünn, Tschechien, Dezember 2003. Wien 2005.

101. Kristeva, Julia : Bachtin, das Wort, der Dialod und der Roman. In: Jens Ihwe (Hg.), Literaturwissenschaft und Linguistik. Band 3. Frankfurt a. M.1972. S. 347.

102. Kreutzer, Hans J. : Obertoene: Literatur und Musik. Neue Abhandlungen ueber das Zusammenspiel der Kuenste. Wuerzburg 1994.

103. Kreutzer, Hans J. : Faust. Mythos und Musik. München 2003.

104. Kurzke, Hermann : Thomas Mann : ein Porträt für seine Leser / Hermann Kurzke. München : Beck, 2009. - 249 S.

105. La Motte-Haber, Helga de : Musikästhetik / hrsg. von Helga de La MotteHaber. Laaber : Laaber-Verl., 2004. - 458 S. : III., Notenbeisp.

106. Lachman, Renate (Hg.): Dialogizität. München 1982

107. Levi-Strauss, Claude : Sehen. Hoeren. Lesen. München; Wien 1995.

108. Levi-Strauss, Claude : Mythos und Bedeutung. 5 Radiovortraege. Frank/Main 1980.

109. Literatur intermedial: Musik Malerei - Photografie - Film/hrsg. von Peter V. Zima. - Darmstadt: Wiss. Buchges., 1995.

110. Literatur und Musik: ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes / hrsg. Von Steven Paul Scher. — Berlin: E. Schmidt, 1984.

111. Mall, Claudia: Literatur und Musik. Am Beispiel von Anthony Burgess' „A clockwork orange", Bret Easton Ellis' „American psycho" and Nuck Hornbys „High fidelity". 2003. 108 Bl.

112. Medicus, Fritz : Das Problem einer vergleichneden Geschichte der Künste. In: Philosophie der Literaturwissenschaft. Hg. E. Ermatinger. Berlin 1930, S. 188-239.

113. Müller, Jürgen E. : Intermedialität. Formen moderner kultureller Kommunikation. Münster: Nodus-Publ., 1996. 395S.

114. Mertens, Folker : Groß ist das Geheimnis. Thomas Mann und Musik. Leipzig: Militzke Verlag e. K., 2006. 272S.

115. Metzger, Heinz-Klaus : Musik wozu? Frank/Main 1980.

116. Musik ist die teuflische Analogie des gefuehlsbetonten Lebens/Suzanne Katherina Langer: Feeling and Form: A Theorie of Art, New Yourk(Schirmer), 1953.-S.27.

117. Odendahl, Johannes : Literarisches Musizieren. Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann. Aisthesis Verlag. Bielefeld, 2008.

118. Peacock, Ronald : Das Leitmotiv bei Thomas Mann. Bern 1934.

119. Petri, Horst : Literatur und Musik. Form- und Strukturparallelen. Goettingen 1964.

120. Pirner, M.L. : Musik und Religion in der Schule: Historisch-systematische Studien in religioes-musikalischer Perspektive/Manfred L. Pirner. Goettingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1999. - 253S.

121. Rajewsky, Irina O. : Intermedialität. Tübingen u.a.: Francke, 2002. XI, 216S.

122. Riethmüller, Albrecht : Sprache und Musik: Perspektiven einer Beziehung. Laaber 1999 (Spektrum der Musik; Bd. 5). 178 S. 9-14.

123. Scher, Steven Paul : Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes. Hrsg. von Steven Paul Scher. Berlin: Erich Schmidt Verl., 1984. 432S.

124. Schmiz, Jens : Konstruktive Musik : Thomas Manns "Doktor Faustus" im Kontext der Moderne / Jens Schmitz. Würzburg : Königshausen & Neumann, 2009. - 446 S.

125. Schnitzler, Günter : Dichtung und Musik: Kaleidoskop ihrer Beziehungen/Günter Schnitzler (Hrsg.).-l. Aufl.-Stuttgart:Klett-Cotta, 1979. 307S.

126. Schnitzler, Guenter Hrsg.; Andraschke, Peter : Intermedialität : Studien zur Wechselwirkung zwischen den Künsten ; [Festschrift für Peter Andraschke zum 65. Geburtstag] / Günter Schnitzler . (Hg.). Freiburg im Breisgau : Rombach.

127. Sexl, Martin : Einfuehrung in die Literaturtheorie. Wien 2004.

128. Sichelstiehl, Andreas : Musikalische Kompositionstechniken in der Liteartur. Möglichkeiten der Intermedialität und ihrer Funktion bei österreichischen Gegenwartsautoren. Essen 2004.

129. Simonis, Anette : Intermedialität und Kulturaustausch : Beobachtungen im Spannungsfeld von Künsten und Medien / Annette Simonis (Hg.). Bielefeld : Transcript, 2009. - 346 S.

130. Sombroek, Andreas : Eine Poetik des Dazwischen : zur Intermedialität und Intertextualität bei Alexander Kluge / Andreas Sombroek. Bielefeld : transcript, 2005.-317 S.

131. Thomas Mann, Die Sendung der Musik. Zum 50järigen Dirigenten-Jubileum Bruno Walters, in: Essays. Band 5; Deutschland und die Deutschen 1938B1945, hg. V. Hermann Kurzke u.a., Frankfurt am Main 1996.

132. Thorau, Christian: Semantisierte Sinnlichkeiten. Studien zu Rezeption und Zeichenstruktur der Leitmotivtechnik Richard Wagners. Stuttgart 2003.

133. Unger H.H. Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16-18 Jarhundert. Wuerzburg 1941.

134. Vaget, Hans Rudolf : Seelenzauber. Thomas Mann und die Musik. Fr/Main: Fischer Verlag GmbH, 2006. 512S.

135. Valk, Thorsten : Literarische Musikästhetik : eine Diskursgeschichte von 1800 bis 1950 / Thorsten Valk. Frankfurt am Main : Klostermann, 2008. - 469 S.

136. Vratz, Christoph : Partitur als Wortgefuge. Sprachliches Musieieren in literarischen Texten zwischen Romantik und Gegenwart. Würzburg 2002.

137. Walton K.L. : Mimesis as make believe: On the foundations of the representational arts / K.L. Walton. Cambridge - London: Harvard unv. press, 1990.-450p.

138. Walzel, Oskar : Wechselseitige Erhellung dr Künste. Ein Beitrag zur Würdigung kunstgeschichtlicher Begriffe. Berlin 1917.

139. Werner, Theodor W. : Musik und Literatur in ihren Wechselbeziehungen. In: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte. Hg. von Paul Merker und Wolfgang Stammler. Bd. 2, Berlin 1926-28, S. 431-440.

140. Wolf, Werner : Intermedialität. Ein weites Feld und eine Herausforderung fiier die Literaturwissenschaft. In: Herbert Foltinek u. Christoph Leitgeb (Hrsg.), Literaturwissenschaft: intermedial interdisziplinaer. 2002.

141. Wolf, Werner : The musicalization of fiction: a study in the theory and history of intermediality / Werner Wolf. Amsterdam u.a.: Rodopi, 1999.

142. Yoo, Hyun-Joo : Text, Hypertext, Hypermedia : ästhetische Möglichkeiten der digitalen Literatur mittels Intertextualität, Interaktivität und Intermedialität / Hyun-Joo Yoo. Würzburg : Königshausen und Neumann, 2007. - 242 S.

143. Zum Verhältnis von zeitgenössischer Musik un zeitgenössischer Dichtung. (Hrsg.Otto Kolleritsch). Studien zur Wertungsforschung. Wien/Graz: Styria, 1998. -208 S.v v

144. Zmegac, Viktor : Kulissenwelt. Zu einer Szene bei Thomas Mann, in: Zmegac: Tradition und Innovation: Studien zur deutschsprachigen Literatur seit der Jahrhudertwende. Wien 1993, S. 168-179.Справочная литература:

145. Мазель, JI. Строение музыкальных произведений : учебн. пособие. — 3-е изд. / Л. Мазель. М.: Музыка. 1986. - 528с. : нот

146. Оперные либретто = Краткое изложение содержания опер. М.: Музыка, 2000.-438 с.

147. Поэтика: слов, актул. терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358с.

148. Geschichte der deutschen Literatur/ Von den Anfaengen bis zur Gegenwart von Wolf Wucherpfennig. -Leipzig: Ernst Klett Verlag Leipzig GmbH, 1996. -368S.

149. Handbuch Literaturwissenschaft. Band 1: Gegenstände und Grundbegriffe. Hg. v. Thomas Anz. Stuttgart, Weimar 2007.

150. Lexikon der dt.-sp. Gegenwartsliteratur seit 1945. Muenchen: Thomas Kraft GmbH, 2003. - 587S.141. "Schopenhauer, Artur", Microsoft (R) Encarta (R) 98 Enzyklopaedie. (c) 1993-1997.Электронные источники:

151. Ильенков Э.: Заметки о творчестве Вагнера Электронный ресурс. : Режим доступа : www.wagner.newmail.ru, свободный. — Загл. с экрана.

152. Электронный ресурс. : Режим доступа : librettoguide / www.impresario.ch/libretto/, свободный. — Загл. с экрана.

153. Электронный ресурс. : Режим доступа : www.rwagner.net/opere/e-t-walkure.html, свободный. Загл. с экрана.