автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Музыкальная драма и опера в узбекском музыкальном театре
Введение диссертации1982 год, автореферат по искусствоведению, Комаха, Н.Н.
Взаимодействие и взаимовлияние художественных культур европейских и неевропейских народов, цузыки Запада и музыки Востока -одна из животрепещущих проблем развития современного искусства. Со всей остротой прозвучала она, например, на заседаниях УП Международного Музыкального конгресса (Москва,1971), Ш Международной трибуны Азии (Алма-Ата,1973), симпозиума "Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего и Среднего Востока и современность" (Самарканд,1978) и др. Как свидетельствуют опубликованные материалы (3,2; 3,3; 3,4; 3,5), оживленную полемику вызвали самые различные ее аспекты: традиции и новаторства, динамики национального стиля, национальной почвенности современного искусства, многообразия путей его развития и т.д. Особенно актуальным и даже определяющим в данной проблеме представляется положение, выдвигаемое в настоящее время прогрессивными деятелями современного музыкознания: "Становление общечеловеческой культуры происходит ныне в живом диалоге национальных культур" (3,5; 24).
Опыт развития музыкального искусства Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана и других республик Советского Востока является ярким примером, доказывающим правильность высказанного положения. В Узбекистане, в частности, получает убедительное разрешение проблема развития всех жанров современного музыкального искусства, в том числе и театрального, являя собой красочную иллюстрацию к идее плодотворности взаимодействия культур. В настоящее время узбекский советский музыкальный театр, оставив позади полувековый период начального становления, достиг значительной профессиональной зрелости. Тысячами нитей связан он с развитием многонациональной советской культуры, опирающейся на лучшие традиции западно-европейской и русской оперной классики; вместе с тем путь его формирования отмечен и чертами своеобразия. В отличие от практики европейского музыкального театра, в котором со времени возникновения оперного жанра опера зашла доминирующее положение, в узбекском профессиональном музыкально-сценическом искусстве, в силу специфических исторических и национальных условий его формирования, определились две основных типологических ветви*. Именно они представляют в настоящее время его магистральные направления. Оперное искусство в республике, включающее различные жанровые разновидности (героико-иеторическую, сказочно-легендарную, комическую, лирико-психологи-ческую), которые являются по сути своей национальными аналогами общеизвестных европейских оперных жанров, развивается параллельно с более традиционными и самобытными жанрами: музыкальной драмой и комедией (в специфическом местном понимании терминов)^.
Обе названные типологические ветви узбекского музыкального театра - и опера, и музыкальная драма - сформировались в результате творческого освоения, глубоко-почвенной ассимиляции лучших достижений европейской оперной классики на базе богатейшего национального наследия - музыкального фольклора и профессионального искусства устной традиции, национальной классической литературы и устной народной драмы. Вместе с тем узбекская музыкальная драма по ряду причин оказалась ближе к традициям народного искусства, чем опера, что позволяет исследователям этого жанра справедливо отнести ее к самобытной музыкально-сценической форме, опирающейся и творчески развивающей опыт народного театра Востока. В этом плане она представляет несомненный интерес. Однако в общей картине анализа музыкально-сценических жанров узбекская музыкальная
4 -1 драма долгое время оставалась в тени и даже в известной мере недооценивалась, что несколько искажало подлинную панораму жанров национального музыкально-сценического искусства и представление о путях его развития. Вплоть до настоящего времени узбекской музыкальной драме нередко отказывали в профессионализме, оспаривая подчас ее жанровую самостоятельность, а, следовательно, подвергая сомнению возможность существования ее в качестве одного из самостоятельных путей развития национального профессионального музыкально-сценического искусства. Причиной тому - сложность и противоречивость исторических условий формированию жанра.
Возникнув в период глобальных общественных переустройств, в исторически переходную для развития национальной музыкально-сценической культуры эпоху - музыкальная драма оказалась связующим звеном между двумя принципиально различными этапами ее развития: народным синкретическим театром устной (бесписьменной) традиции и разнообразными формами профессионального театрального искусства - как музыкально-сценическими, так и собственно драматическими . Своеобразие ее исторического положения в определенной мере обусловило известную противоречивость в оценке ее действительных потенциальных возможностей и перспектив развития.
Именно в музыкальной драме - как первом музыкально-сценическом жанре искусства новой революционной эпохи - впервые ставились и искали своего практического разрешения две сложнейших и исторически важных задачи: а) переход от форм устного народного творчества и профессионального искусства устной традиции к письменному профессиональному; б) освоение на базе традиционной монодии новых, многоголосных форм и жанров (преимущественно в виде ассимиляции отдельных форм и жанров русского и западно-европейского искусства).
Ранняя музыкальная драма выступала в то время либо в виде небольших пьес злободневного содержания, представлявших собой инсценировку народно-песенных жанров, либо в виде драматических пьес из классического репертуара, обильно сопровождавшихся музыкой6. Идея синтеза слова, музыки и действия, истоками своими имевшая устную драму народного театра масхара и составлявшая сущность, основу жанра музыкальной драмы - в ранних ее образцах, естественно, еще не получала своей полноценной художественной реализации.
Бесспорно, эти во-многом весьма несовершенные и не имеющие конкретного жанрового прототипа образцы ранних музыкальных драм не могли противостоять тому идеалу национальной оперы, который виделся через призму веками кристаллизовавшейся модели европейской классической оперы, ассимилируемой на национальной почве в качестве некоего эталона для развития национального музыкально-сценического искусства. Вместе с тем музыкальная драма, по сравнению с оперой, обладала рядом неоспоримых преимуществ. Неизменный успех многим ее ранним образцам у массового зрителя обеспечивали любимые народом мелодии, сопровождавшие постановки, и высокохудожественные тексты классической узбекской поэзии, составлявшие сценарную первооснову'. Все это создавало почву для бытования в творческой практике различных, порой весьма противоречивых взглядов на жанры оперы и музыкальной драмы, которые обострялись существованием реакционных тенденций8.
Выражением одной из крайних точек зрения явилось отрицание оперы как жанра, якобы чуждого национальному слушателю, а, следовательно, как одного из возможных путей развития узбекского муа зыкального театра . Сторонники же другой точки зрения, напротив, в музыкальной драме видели отживающую форму, тормозящую развитие профессионального музыкально-сценического искусства республики, в 10 опере усматривая магистральное направление его развития.
Но если жанровая самостоятельность оперы никогда не подвергалась сомнению, то относительно жанровой сущности музыкальной драмы в период начального профессионального становления узбекского музыкально-сценического искусства (20-е, 30-е, 40-е годы) существовали разночтения. Среди них - понимание музыкальной драмы как "драматической пьесы с музыкой"11 (что принципиально противоречило ее жанровой специфике, переводило жанр из разряда музыкально-сценических видов искусства в собственно драматические), а также взгляд на музыкальную драму как на некую "промежуточную то синтетическую полупрофессиональную форму" , через которую осуществлялся переход от самодеятельных кружков, любительских обществ к профессиональному театру - драматическому и музыкальному (что, фактически, равносильно было отрицанию жанра вообще).
Диалектика взаимоотношений узбекской оперы и музыкальной драмы в процессе их дальнейшего совместного параллельного существования свидетельствует о том, что положение, сложившееся в узбекском музыкальном театре в период начального профессионального становления жанров, сохраняется почти без изменений и в последующие десятилетия; в какой-то мере оно справедливо и на сегодняшний день13. Жанры продолжают конкурировать между сооой: опера - в профессионализме, музыкальная драма - в популярности у широкого демократического слушателя.
Подведение творческих итогов в конце 50-х годов - рубежных в развитии узбекского музыкально-сценического искусства*4, ознаменованных завершением периода начального становления и вступлением в стадию профессиональной зрелости - продемонстрировало некоторые преимущества оперного жанра по сравнению с музыкальной драмой. Заметно возрастает профессионализм в национальной опере, тогда как музыкальная драма в значительной мере отстает в развитии и в большинстве спектаклей остается на уровне ранних образцов жанра*^ (что, естественно, вызывало известную обеспокоенность его судьбами).
Вместе с тем, появление в 60-е годы отдельных новаторских произведений в жанре музыкальной драмы ("Ватан ишки" С.Бабаева, "Момо ер" й.Акбарова и некоторых других) свидетельствовало, что музыкальная драма не только не сдала свои позиции, но, напротив, обнаружила новые обнадеживающие тенденции к творческой эволюции, подтверждающие жизнеспособность жанра и намечающие перспективы ее дальнейшего успешного развития.
Такова, в самых общих чертах, диалектика развития и взаимоотношения двух основных типологических ветвей узбекского музыкального театра - национальной оперы и самобытной музыкальной драмы -в свете полувековой исторической перспективы.
Далеко не аналогичную картину представляет освещение названных жанров в музыковедческой литературе.
Музыковедческая литература по узбекскому музыкальному театру достаточно обширна. Вместе с тем библиография, составленная по интересующей нас теме, констатирует многочисленные исследования по национальной опере и единичные по музыкальной драме. В центре внимания исследователей находятся проблемы преимущественно оперного жанра (исторические и в меньшей степени теоретические).
В первую очередь следует назвать исторический монографический очерк Я.Б.Пеккера "Узбекская опера" (4.41) - фундаментальное исследование, посвященное истории развития национальной оперы в Узбекистане со времени ее возникновения до 60-х годов.
Значительный вклад в изучение проблем узбекского музыкального театра вносят работы Т.С.Вызго: разделы об опере в "Истории узбекской советской музыки" (4.19), освещающие историю зарождения и дальнейшего формирования этого жанра в Узбекистане, фрагменты из монографии "Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой" (4.II), в которых национальная опера впервые рассматривается в аспекте проблемы взаимодействия узбекской национальной и европейской (в первую очередь русской) музыкальных культур, а также ряд других работ автора и ее многочисленные статьи (5.14; 5.16; 5.17; 5.18; 5,70).
Особый интерес в связи с поставленной темой представляет отмеченный выше очерк Т.С.Вызго "Опера и музыкальная драма" (5.14), содержащий исторический обзор развития названных жанров до 1955 года и объективную, на наш взгляд, оценку перспектив их развития.
Обширный исторический материал собран в книге А.Корсаковои "Узбекский оперный театр" (4.31). Первая узбекская комическая one-pa "Проделки майсары" С.Юдакова является предметом исследования в кандидатской диссертации В.З.Плунгян (6.4). Оперы узбекских ком позиторов на историко-социальную тематику находятся в центре внимания исследования В.К.Зудова (6.2).
Перечень названных работ можно дополнить довольно значительным числом статей отдельных авторов (см.библиографию). Таков общий объем работ по. национальной опере.
Наиболее ранними работами, посвященными узбекской музыкальной драме, являются отмеченный выше очерк Т.С.Вызго "Опера и музыкальная драма" и неопубликованная рукопись Т.С.Вызго и Д.Заки-рова "Музыка в узбекской музыкальной драме" (5.79).
Отдельные сведения по вопросам зарождения и развития узбекской музыкальной драмы содержатся в музыковедческих работах самого разного профиля (отмеченных выше монографических исследованиях Т.С.Вызго, Я.Б.Пеккера, его книге "В.А.Успенский" и некоторых других - см.библиографию).
Вместе с тем специальных музыковедческих исследований по узбекской музыкальной драме в настоящее время существует всего лишь два: кандидатская диссертация К.Ахмедовой (7.2) - фактически первая попытка "реабилитировать", утвердить в своих правах жанр узбекской музыкальной драмы и посвященная проблеме его музыкальной драматургии, и диссертация М.Хамидовой (6.5), в которой рассматривается частная, исполнительская проблема жанра - вокала. Весьма ценны своей полемической направленностью статьи А.Джаббарова (5.20, 5.21, 5.22), поднимающие остроактуальные проблемы современного состояния жанра. Показательно, что названные работы относятся исключительно к последним двум десятилетиям.
Недостаточная изученность узбекской музыкальной драмы в музыковедческой литературе в какой-то мере восполняется работами театроведов: М.Р.Рахманова (4.46), М.Х.Кадырова (7.3), Т.Абидова (7.1), Х.Абдуллаева (5.49). В них находят освещение отдельные малоизученные стороны жанра (вопросы генезиса, преемственности с традициями народного узбекского театра и др.).
Беглый обзор литературы по теме исследования свидетельствует об известной диспропорции в изучении узбекской оперы и музыкальной драмы, что в определенной мере отражает ту точку зрения, которая долгое время являлась определяющей в оценке рассматриваемых жанров и перспектив их развития. Сравнительная недооценка возможностей самобытного и национально-почвенного жанра узбекской музыкальной драмы, имевшая место в течение ряда предшествующих десятилетий, в первую очередь объясняется неразработанностью проблемы как в историческом, так и в теоретическом аспекте. Определенную роль в этой недооценке мог сыграть подход к художественным явлениям, сложившимся на базе восточной монодийной традиции, с пози
•"V ций, норм, критериев, выработанных в европейском музыкознании.
И только лишь в настоящее время, в связи с острой активизацией интереса к проблеме Восток-Запад, к неевропейским музыкальным культурам, стимулировавшего появление ряда специальных исследований в этой области, а также в связи с общими, новейшими достижениями современной науки о музыке, стал возможен более гибкий, дифференцированный подход к художественным явлениям, сложившимся на базе восточных монодийных культур и сравнительно изученным ранее. Это и обусловило необходимость введения некоторых уточнений в их рассмотрение, а в ряде случаев - их переосмысление и переоценку. В их числе - узбекский музыкальный театр и проблема путей его развития.
Б свете вышесказанного представляется необходимым обратиться к рассмотрению путей развития узбекского музыкального театра для уточнения действительного места и исторического значения музыкальной драмы в общей панораме его жанров, выяснения взаимоотношений мевд двумя основными соперничающими на протяжении всей полувековой истории его профессионального становления и развития жанровыми разновидностями: национальной оперой и самобытной музыкальной драмой. Это и составляет главную цель настоящего исследования.
Б задачи работы входит: I) выявление магистральных направлений развития узбекского музыкального театра; обрисовка его жанровой панорамы с учетом изменений, произошедших в музыкальной практике в последние два десятилетия; определение перспектив его дальнейшего развития; 2) прослеживание преемственных связей узбекской музыкальной драмы и оперы с традициями национального искусства как на уровне целостных музыкально-сценических форм, так и в отдельных элементах музыкальной и сценарной драматургии, музыкальном языке и стилистических особенностях; определение влияния творческой практики и лучших достижений европейского музыкального театра, а также отечественной музыкальной классики.
Аспект исследования определил и научную новизну теш. Б настоящей работе впервые предпринимается попытка параллельного, поэтапного рассмотрения двух основных видов узбекского музыкального театра-оперы и музыкальной драмы и возникших на их основе жанровых разновидностей, что позволяет наиболее полно представить целостную картину развития жанров и их судеб в процессе их совместного существования. Это дает возможность осветить некоторые спорные вопросы, касающиеся определения места и исторического значения узбекской музыкальной драмы в ряду жанров национального профессионального музыкально-сценического искусства, а также дать наиболее объективный ответ на вопрос о путях развития национального музыкального театра в аспекте остро актуальной в настоящее время проблемы взаимодействия музыкальных культур Востока и Запада. Справедливым на сегодняшний день представляется положение, отражающее современную точку зрения на взаимоотношение соперничающих жанров, корректирующее формулу-лозунг узбекского искусства 30-х, 40-х годов, бытовавший долгое время в музыкальной практике и имевший место на страницах отдельных работ: не "От музыкальной тс драмы - к опере", но "Музыкальная драма и опера" .
Проблематика диссертации, а также ее цели и задачи обусловили выбор метода исследования. Методологические основания и теоретические предпосылки работы исходят из положений марксистско-ленинской эстетики и философии; исследование опирается на достижения советского музыкознания и смежных наук, занимающихся процессами искусства XX века, судьбами жанров и форм в современной музыке, проблемами взаимодействия и взаимовлияния музыкальных культур Запада и Востока.
При работе над диссертацией были использованы исторические и теоретические труда советских и зарубежных музыковедов и эстетиков - Б.Асафьева, В.Бобровского, В.Виноградова, З.Лиссы, Л.Мазеля, Е. Назайкинского, В.Протопопова, С.Скребкова, Ю.Холопова, В.Цуккерма-на, Н.Шахназаровой и др.; фундаментальные исследования по музыкальному театру Б.Асафьева, А.Гозенпуда, Л.Данько, С.Друскина, А. Кандинского, Ю.Келдыша, В.Конен, В.Кречмара, Л.Лоранси, М.Сабининой, И.Соллертинского, М.Тараканова, Ф.Фермана, А.Хохловкиной, Б. Ярустовского и др.; основополагающие работы в области узбекского музыкознания К.Алимбаевой-Ахмедовой, С.Векслера, Т.Вызго, С.Галиц-кой, С.Закржевской, Ф.Кароматова, Ю.Кона, Я.Пеккера, Т.Соломоновой, Н.Янов-Яновской и др.; труды узбекских театроведов М.Кадаро-ва, М.Рахманова и др., а также публикации материалов международных симпозиумов и внутрисоюзных конференций по вопросу взаимодействия музыкальных культур европейских и неевропейских народов.
Фундаментальные труды по музыкальному театру свидетельствуют о том, что специфические особенности объекта изучения - его синтетическая природа, многоуровневая структурная организация, социально-историческая обусловленность функционирования и т.д. - предполагает возможность постановки проблем различного порядка (теоретических, исторических, эстетических, музыкально-социологических и т.д.) и предоставляет достаточную свободу в выборе методологических оснований, базы для анализа. В силу отмеченных выше причин освещение музыкального театра нередко настоятельно диктует необходимость комплексного рассмотрения его, обусловливая потребность одновременного сочетания различных методов исследования.
Настоящая работа выполнена на базе методологических оснований, разработанных советской наукой о музыкальном театре; в основе ее - комплексный подход к рассмотрению исследуемого явления, сочетающий в себе черты, элементы системного метода и сравнительно - типологического.
Работа состоит из трех глав, введения и заключения, В первой главе (вводной) рассматриваются истоки и предпосылки возникновения узбекского музыкального театра. Глава вторая посвящается рассмотрению жанра узбекской музыкальной драмы, третья
- основным жанровым разновидностям узбекского оперного искусства
- "большой", комической и камерной, лирико-психологической опере. Здесь же приводятся наблюдения, касающиеся некоторых тенденций современного этапа развития узбекского оперного театра (его взаимодействий со смежными искусствами: литературой, драматическим театром, кино и т.д.).
Задача выявления эволюции национальной музыкально-театральной традиции обусловила преимущественно историко-хронологический принцип расположения материала.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыкальная драма и опера в узбекском музыкальном театре"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.146