автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры личности

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Григорьянц, Карина Степановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры личности"

академия наук ссор ордеид трудового красного знамени институт. философии

На правах рукописи

ррнгорьящ Карина Степановна

удк 78. п1

йб'ШКАЛЬНОЙ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ЗОНДИРОВАНИЯ

ЯСТИИЧГОКОЙ КУЛЬТУРУ личности

Специальность 09„00.04 - эстетика

Автореферат

диссертации на соискание утокой степени гандня&та философских наук

Москва - 1ЭЭ1

Диссертация выполнена на кафедре этлки» эстетики, теории и истории религии и атаиз;га Ташкентского ордена Дуукби народов государственного педагогического института шеип Икзааш

Научный руководитель - доктор йшюсэ$скнх наук, профессор,

Заолукенный деятель науки УзССР Ш2?;1КШШВ С.13.

Сфщз:альнке оппонента- доктор флюзофсккх наук, профессор,

Зм-луазиньЩ деятель науки РСФСР арнсшьдоз

Е2£дцдат "философских наук, доцент Х^^Н/аНз ¡Л.Х.

Вздутая организация - Институт философии и права шени

И,й.£зтгаиэаа Ш УзССР, сектор эстетики

Згцита состоятся "¿¿2?' ¿С&РУу/ 12Э1 г. в /У часов на заседании специализированного ■■Сззэта Л 002.29.04 по защите диссертаций на соЕСкаяий ученой саепеяв'яаЕЗора :|алойофских наук при Институте $агосо|аа АН СССР / Зозква, ЗЕЬсхонка 14 /.

С диссертацией поено ознакомиться .з библиотеке Института философии АН СССР.

Автореферат разослан " <Р * 1991 г.

Ученый секретарь специализированного Совета

'Ал^у/ Э.М.ТКАЧЕВ

Актуанытоств тета, Реализация программы перестройки и обновивши общественной ктаял вняяета деяий ряд сложнх и разнообразных задач как в сфере сощмльпо-лоя!шгеоеко?*, экононтаескоЗ, тяк я духовной ялзнл паиего общества. СовремзяннП этап развития предъявляет более высокие требования к духовяопу облику, убеждениям и действиям советских лялей. Это обусловлено яретдв всего тем, что кардинальные задачи перестройки могут бить репет и посдлыш людям дисокообраэо-ваншш, внсококвалв1«щпроварнш п сознательно участвугаим в претворении их в жизнь.

Духовное развитие общества п личности чрезвычайно многогранно. Существенное значение для развития налего общества имеет каправяон-ность на остетпзацга отдояышх его сфер и всеЯ тазки в целом, Эстетическая культура, связапяал о восприятие:.! и роажшцяеЗ эстетических данностей в здшгс и искусстве» а так::<з культура худояеетвеяная, являясь частью эстетической а в детом духовной культурн ~ как спо -собность пошагать искусство, наслаждаться кг.?, как стромледпо принять участие в худояеетвенноя творчество - шотииззфуш творческие воз -моглости человека. Такс1!!' подход летает актуальном изучение эстотн ~ ческой культуры как явления, которое па современном этапе обществея-яого развитая долкяо приобрести всеобщий характер.

Форшровагаге еысокого уровня эстетической культуры личности' л общества в целом характеризует пряобщеякссть 15 эстетическим и художественным ценностям, реаяизужяупся в избирательных продпочтаниях, широте п глубине осгекгческой потребности общензя с гшми, в особей-пост эстетических сундэгагё в оценок, а ташхо готовности шревоспга йаковленнно эстетические впечаглепдя з сгоэ деятельность, ео взаимоотношения с окрунаящкп, в мяроощтдакяа. В зтой связи становится очевидной актуальность научного обоснования возрастающей роли еета-тического воспитания «ак основного средства для достижения цели эстетического развитая ко-дого тдавада. Э^оюттопость процесса фор -«ировакяя зстог-гчзской' кулгдурн .¿одой во многом определяется пра -вялькой теорсгачоской к практической постановкой вопроса зс-тотпчсс-' кого воспитания.

Ваяноо оиачеэтв в жиэцедеятржьяоета •человека имеет худонесгвэп-няя культура. Огрюзэтв резорлп рзлдг.зэщ!Л формирующего эстетического воздействия, на личность золоквпн в искусство, в частности в ей -¿сой его сфэрег как цузнка. БозкпкающЕо в нашей зпгзни противоречия', ыевяу пцоалвншиг представлениями о подзшвной музыкальной культуре

п рсэлмътм положением дел в сфере ее выражения п распространения среди различию: групп касолааая ставят задачу изучения процессов взятодсистЕет музь'кальной куямурв и общостаэшой ззязпи в эстета ко~аглоосТ'2!-:о;.( коятоксге пека ещз но до конца ршешшх вопросов о сощгальпой э?.$вкешюс5Ж ^ушащошфсашга: кузккк, о худокесгвскнс; качество ее отл&дышх композиторских н дспояиагеяьскгос образцов. ! времепюгй псртсол совврэенстповгкпя яухошой сфер« общественной гик не стапдт кадесгаэклс повне перед псе«;г, кто несет «узикалз

но-эстоглчсскуп культуру в мвсск, осувгесгвяязт чреззкгчяЗно ва?лую й'^таи-л ~ (iop.',:i;porj3juie худокзстзешго-эстй'скческого развития лэтно£ ти; Б згой сеязл, на ш взгляд, встает реальная необходгалостг. в сбьасяшяоК гоглосо1,око~эст8чячес1;оГ] оценка позйтшшх, Q таг:;?..-; но гатгште: яак-жиЗ, саогшзЕггея в посдежяко года в аааей музякальпод культуре. О-ласторояняя орнекхпрохшкоси. подавииощого бодтжагг-з:: людей, особенно шяояезая, яа так называемую "легкую кузнку", подг верэдаитшея практически все;.'п всслз^овикшк, bjkîhmss пзсЗходз -мость s виявяешго нркчш подобного воздейетигтя (.«ушка иа кассовое нузккаяькое сознание.

Анализ современного искусства не могоа- остеествтшься, как ВД ГчД-з, лквь в сфере искусстеозвакпз, наие оп вдзт вихода ь область с тстпкя, сощтолостш, tp'.:.iocof*,iii к дахе в область сощ>зльно-позл:тачос куто. Это дцаяектпчески связало как с саата хужоаестеепзш прсцсоос es соврзмскаогд этапе, так п с развитием остотпчесиого, фыосоО зко го, а также соцнакьно-палитотсского швяешш.

Взаимосвязь философского обобщения к МузШЮВОДЧОСКОГО ошкйш s иоследовпгш; стиа^ики аущщ является восьиа вождым критсрис:,:,. оаредолявдш восштаттьяую к обществсгщув сиачниоегь музикатклого искусству его шето в елсиомэ духовио-ку^пжургшх адшосгоЗ. Носко ря са то, что 2 изучении Босптжгашшх асяолтоя ¿темах па-ornen д вольно оолгйой oisra, однако ы&кяывщеся условия Фукттоз^оггчпк му звк&лздого искусства, 'развито средств мугдасачыюго в<>здЫ;сдн:я г, как следотЕИй, иролеходяупе пзменеиля в ау&жаяпш: ооэ»яш?я го:*--KSHBoro слушателя требуют дальнейшей разработка »roí- «г er ¡я.

Иу-;ч„- устаешш Боонряпмчпзостя широкой п.,."; ■• к нодкч яворческш работам сэззтс.\а1Х кодаоз'.пор..-..; tv""" ч» v сл^ктпдеА тгапроио-стглеЕОГо кругозора в o&'.'-.ct f.-¡г • • • - : • сша; беле-' глубокого ;;; Mjiîtoro сдуцошш-Wi....." ' г

or.¡ j '.v ¡.

...y U .^p: ■ O U l1 ОгУ,

to-ovpasaor-o dorm-сода иародасю иузшюльиогс 1-эд».гсг>&; íw;Vv> -

tiw одгадальных, с no3i."£irii «узилсико-оо-*'зукнекого pa3¿.¡i':;j: лу-ыо-

соояюизаиа iBopu'jouofo и nospsoiïrмгского начал в эе ю-поздаеаусльикой BKTI^UOÛW; преодолей твьдсиц oiuioc срэуной 'Елэчсгниосх'л ыузикг'шьяйй ccvpa^oü, - лзучаиле oi:r¿ д^ч .»г ьоуоо -оз ircotí:ca,J,íi..io ддл уои.,...н л о ¡у-ли^ит п. ..уу ..л.:.; ,, рл^лл

(узшюзшю-кстьллоз.чоi'. л/луг,'pu узлллго if.ñu, -y-yon.

'Ci'!"!op .лаилсй услп ;; с:, ai;;/: ;:.ic¿vb олру^лллчул, ¡¡.; л,,.; yivyúy c'.'t'i.iijio.;-coevo ¿ ■:<ел ;

- д •аадЗ,1 uu :У.Л зглрллу^ [ро-лл'^ла!1...uo;; ÍÍ ..IX<4 À '\iti\i у,у.:оллол íjíiIíhiioci j лл лл ллл л ллул

- с;уу;су:>лнг.0о ЛУ'—л-л; л ол y.y :L..cji УллуелУла un еолре ,;;:„';■; ó л,.луг :улл. y л. у.'ук.'Лууго oc: . ллсллл л-..-Л;У у п.; : .

■"{.,:toeyyy'î-y., л лллл лул. Лл ! лл;улу;\уууп;1 'c/iODiua;

-- ^аллллие с:л,:у,ала углу.,- у/улл; гл'л; :г *v,-, г- i •

' ; .ху-: ".p.o'u-:'".! i.'acocjv.i.' xx^ryxx лу~ лууулуул.л л, : у.. . * :

. ! х..р УЛ'У^л л^ххушх-оР кул, л.уру /, ;-'лл; v. хулу; х.-уу. 'г. ■ лл.у = л;Ууууллхх; ¡;opx у уху:4:,у;'луу, , л у уу уулх.у.'. ;л

. -■ У^л*' i;viL,v;;n;Hio ¿pcexx uxpoxy : уху,л л;;л<лу хул ; y\ у.ч;,сх--■ лх;уу"Ол г ) cxxix: ji^-o;; х^хогуоууоууту í¡i:о.¡'.л.^.о1.:-, xvc rулуvn: x.y о'хл ххусгъ r- лб'гухухлллл улл-ухгуххол oíулхс рлухл ухууухлл '■-'■сг-.'-уул ííx еогргиохлс:д ууцс,

"J'yç.'y ..!1УУр:Др1рур|2л\лУлл:уй;:_ILl- л'-улхрохлпл:: xxcoxoro ¿релхш еле.'- .^irniroj'in, na ;пм ¡îc.:30ô;.;0,;.-

•" ""г i ¡r<\VCv;C;..:V;Í';CCUO.Í :: ripjux.-r^euoii

-т1 "7"'1'j:ooir:ii-:;r.:;í, 3 ïe-

' :'ocn:\¡:':../.c и^ололи^и ;\:íúc¿¡,

^crr.-. :?.л"пого c:;:rüi:;. Cd о;.:;.; cuisîteicabcïg/ax цс;ш-1 ps;¿ par" : л з "р.-.:.:"; з nzzzl i jj^". Âb'iopu ^

inborn? Г.З, 3oT8tra*nt к хулй^ра с^пн^лака.

/лрод. на стр.4/

них и других работ придсапеа»т дискуссия вокруг обьслга понятия "эсте-тпческое воспитанно", разрабат >4пт такие теоретические аспекты пробивши зстетичем:ого ьоспигаяия, iu определенна его предмета, цзлей к задач.в целостно;! системе сформирования и раьштня личности, выявляют многообразие irytoí: и средств эстетического &ошш-дошя на сов -ременном этапе посрздсч'лои эстетазацпи процесса трудовой деятельности, предметно! сроди, Еошизкья остетасчеоко!' щадтуря обцзкая, досуга, спорта к т.д. Однако, пак и любоз яаучиоо зн&шю, проблема эстетического ьостил'ИЕя, на иаг. взгляд, одюврешышо и выдвигает целый ряд коькх задач» обусловксгаса разкитлба общзстгаа, спецификой соотаошошш чалогска к социакшо-ир^оддой сродц в hojlix исторэтео-kiíx услозлюс, расбадапк-зя сГ:эрг: гахш&шцщ процессов коамушхкация» особоняостялд разыши искусства к т.д. В этоЯ связи пан представ -лязтоя ваглш расс&ютреппо такк: вопросов, как разработка, с учетом объекачшшк и суб-зека-ышпх факторов, системного подхода к вопросу эстетического воейгшшиа:; выработка четко обозначенных» наиболее эф-фектокпх фора и методов отого процесса; определение сущности к значения такого донятля, как"5стетичаскоо обраьование" (терглтш етот зачастую ьообце отсутствует в работах исследователей); ' рассмотрение пробяс»ш вгакаодеГитш искусства и человека в »оде сясташ с обратной связно и друг&з вопросы.

Веаатио выраженная в последило десятилетия развития нашего общества тенденция к ешпгешш уровня (.¡узвкально-зстетическо'Й культуры хвдей находит свое отразэназ в разрастаадяхся дискуссии по проблеме г,;узик£дыю-зстетяЧеского воспнтания . Круг поднятых в литературе 'водросов довольно обаврет раскрываются специфические особенности

й.":г'"1Д77~Т331Г*Ак,1уальн'Ыб паоблшш »статического и хуцоаественяого

воспитания студентов. Л.: ШШ, 1935; Крутоус В Л. Роль эстетического восшташм в движении к ново! действительности ¡J 'Ларксистско-ла-, вшевая эстетика и худогхствгнкое творчество. iví„: прогросе. I960. С,373-334; Пер^акыз-ов СЛ. Яудо:поз2аошю-8ствтиадскоа воспитание - вавввйшев соедство (Пордсзоовляза нового человека // Актуальные вопроса эстетического еоселтшшя учащейся шлодвш. 4.1. Таыкеат: ТП1Н, 1232, 0,1-12; Файзузгдяа С.Х. C5¿¡:idi.-íó;ií:6 л развлтпо астатического воспитаний икслышкой Узбекистана. Тежент: Фан, 1934: Эстетическая культура в услошязс íffil, Спордлоизк: УрГУ, 1587$ Эстетачеоиоа восяк; саяав йолодоге: и слзт. Народлая есьота, ISS3; Худо-

хеотвеьяоо твопчестео п cror sue осдишшатпчзсиой культу ри» Kaess Научна думка, 1538: Эстетическая деятельность в социалистическом общества. я',J iSCSf Xrxozsovвенная хрлжура а разюткв личности. М.: Наука, 1937? Пути п срсдзтвг caicTiHaoKora воспйтшцщ. Н.: Ньука, 1935

музыки как вида искусства; разрабатываются проблеш развития музы -калышх потребностей, музыкального восприятия; затрагпваотся мето -■ дика развития интереса учащихся к музыкальным ценностям; делается социологический анализ музыкальных потребностей и вкусов сдутотедеЗ п т.д.^.

На наа взгляд, в настоящее время назрела необходимость в обобщения. имеющегося теоретического и практического опыта с целью совершенствования механизма, регудирупцего ироцсзос дункцирниропания музыки в обществе и обеспечитащаго пошоашэ о& вовтгаателвноП роли п современных условиях. Практика показала, что ъоз-до-шостк музнкп в лизал нашего oôqocïna реализуются далеко на в паяную меру. Для то -го, чтобы это происходило, необходим комплексный поггход к рнрабог.« филоссЛсяпх, методологических и аршиичсскшс понросоп Дуикздонирова-ш музыкального искусства. Осуществляйте этой зпяа'гд дачкяо dnvs направлено на то, чтобы ыакс;иально сузить спору стпххйюга возцея»-ствгч на слушательское музыкальное сознание a придать процессу по -тотеческого развития личности управляаиый характер. Огромные возможности в этой связи лежат в области так называемой "серьезной" музыки (в работе делается попытка раскрыть особенности процесса иузкка-льно-эстотыческого развития личноет:: именно через данное дпирарленпе музыкального искусства). Па иаш взгляд, в ляггра'.урз незоспаочно осве^енн вопросы, связаншо с (руякцшнлрошнием сло-ашх жанров пузп-кальяого искусства, только намечачтен пути выработки цедосуноЗ системы формирующего воздействия их на развитие музыкального сознания

!"узш;а и обцоняо молодегл. М.: Знание, 19Бо; Музыка п аано - ' день (Проблемы клубного двитенияК М.: Обчисти "Знпняз" PCWP, I9G5; [','атонис В.П, ¡.'узшсалыю-астп'лг'еокое воспитание личности. Л.: ¡.¡узы-ка, ЮСБ; Скартымовл JI.A., Набок И,Л. Музыка и молодежь (роль ¡.¡.узы-калхпого искусства в щт-зПяо-дстйтичоском воствттатш ыололвчи). Л,: Лешшгр. орг. об>д-ва "Знание" РСФСР, 1ÍV.B; (!амеони?тзе Л.С, Особен -нести раз нытик музикашюго восприятия. Тбилиси: Мециперба, ЮТ; Проблемы м»знкальноп культугп. Киев: Муаячнп Гкоа1на, 1287; ;ллз-р'ова P.A. Музыка н культура. Г,!.: Знпшо, t'ífifí; Орлова И.В, В ритме ношх поколений. i.!,: '-наяне, Iif'ß; Гольдии Л.;1, Космическое и зйн -поо (Р-чзмьтрпния о fK-сто inoccmiwKofi .чузша! в современном сбгцест -во). Ц.: Знание, 1589; Пузнкачьноо образованно - личность - культу-па: '¿б. паучн. трудов. '.Г.: 1959; Чередниченко Т.Н. Современная гл п р к с: н". т с i; о • - л г; ш ч о к 'з п аст^г^ка музнкапьното искусот. Яройяочв и перснектигн развития. П.: Поветсгглй композитор, i960: Орлова И.Б. На годно ньучяо-твдияческого прогресса, i-!.: Зяааио, 1С6Э; Саркптов II.Л., Ь'оздсо i11.В. Рок -музыка-, сущность, история, проблем!»'. Зна -ппс, !('09; ¡r но.

личности. Ва;яннм представляется также доследование проблемы музыкально-эстетического ¡Г"0рш1роваяия и развития личности как многоступенчатого процесса, детерминированного психологическими, возрастными, ^пгзгоиальннкк и другаш характеристиками и особенностями.

П.едь п злдпчи исследования. Целю нашего исследования таилась иои^тка определить возможности иуэыкачьного искусства (на примере ;.о;»'кр€ачплс глнров: оперы к балета) в астетико-образователыгам и вос-п^атиином процессах, направленных на выработку в эстетическом соз-

ялчаоста худоздскнаио-вбнаостаой систедш как одного из ваших :пы4И£рукхща и сшзлообразуэдхгс факторов ее жизни. Исходя из этого, г. работе наии ставятся. следующие задачи:

1. Показать сущность к необходимость системного подаода в реа-.усаед^к вопроса кузикашю-эстетичесяого образования и воспитания лдчкосш па основе диалектической взаимосвязи образовательного и досиптательпого процессов.

2. Определить взаимообусловленность эстетической нанравленнос-■:к ¿¡узыкалыго-педагоплеского процесса ц состояния. а также возмоя- _ аостай слопзшнепея музыкальной культури в" эстетическом развитии лычко 0111.

3;- Отвечая необходимости радения практических вопросов ыузккс-лькэ-остсдатокого воспитания на современном этапе, рассмотреть паи-более э^екгнзннэ форлаг музыкально-воспитательной работы и наметить нскоториа пути их пропаганда.

яотгтика сссяедоваася состоит в то;,;, что сделана попытка доказать'многоступенчатость и системность процесса ыузыпально-эс-•готического развитии личности, а такке обусловленность его диалектической связью восютаякя и образезагшя.

В работе исследуется судаость и значение эстетического, музы -кальпо-зстетичосг.ого образования как необходимого условия эстетической надавхеисосет развития личности. Исходным моментом исследования- является $шгосс$'СКо-ззтетЕчесКЕЙ анализ взаимодействия педагогической направленности процесса музикапьиотэотетическбго воспитания и художественно-творческой атаосфоры, под воздействием которой $ор-ыируется личность. До сих тар как в теория, тая и в практике эсте -тичоского Боепитания на всегда учитывается пд'.ешю эта внутренняя взаимообусловленность двух указанных направлений, являющаяся важным

моментом в комплексном, структурном подхода к ови^згиаи^шпэ эдпа*: музыкально-эстетического развития личности.

Теоретическая и практическая значимость изслддэваязн э

том, что его основные выводи и практячзскзэ режмендадш лоту? 'гть использованы в дошкольной, школьной и вузовской епстггга эстзтич-з-гго- • го воспитания. Предцз всего:

- в процессе чтения лакций я пропед&нигз празггчэЕТзп зпнеее?. по курсу эстетики в высших и срзд;-:пс учебкзс зят-эдглтшх;

- в организации целенаправленно:! кошшеотвйЗ работы з» музгсд-льно-худонественному образованию я востггашгэ в цел.тг Яю^лргтапил музыкально-эстетичоской культуры пкольязеов л студэстэглой лгсаэдагз;

- содержание работы мо-ет оказать гоаогэ дееторскнд л жэззгаа-дистоким кадрам.

Теоретической и матодологичедко"; осяезо! ЕсследэзанЕа яашкь труда и выступления видных деятелей отечественно! м заруйекнгй -дуль-туры, освещавших философские вопроси развязал духпввоЕ сфгря общественной лизни, а такке материалы научных дасяусшй н асавйЕ^ЕЕЕпй яэ проблеме функционирования музыкального искусства з ф^раагруапето воздействия его на эстетическое сознаяяэ масс.

Апробапия работа. Основяне положения дпссгртацаз задож-ггл ль -тором в научных докладах на межвузовской аяучно-драгтгчвсггг;; кэнЗз-ренции "Диалектика и современное научное позяаяае1" (НЕЙ етЛккакЕ» Ташкент, 1987 г.), на научно-аетодачесггой понйервзцая "ЛГезгнкэз атеистическое наследив и современность" (ЖИ хи.Зпзеяи. Тазгаен™, 1987 г.), на Всесоюзной научио-теоретическоЗ Есн^гретзии человека в современном мире" (Тат17, Таикзнт, 1250 т.).

Диосертация обсуздена яа заседания ка^гдрн етзащ, эстзегкз и научного атеизма Ташкентского государственного вэдаияяч'всягга хн -статута им.Низами, на заседания сектора встетакз ажгаигута Эелзш -фии АН СССР и рекомендована я защп*а.

Структура и объем работ». Диссертация .гссякЕг из введшая. дзтх глав, заключение и списка попользованной ллтвратттта.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ! ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются цель, зада чи, методологическая основа, выявляются научная новизна, практическая значимость работы.

В первой глапе - "Удакектичоокое единство музыкального образо-ва'р.ы и .'/узккаяытого воспитания - необходимое условие процесса эсте-■п'ческого развития ломкости" - дадается попытка проанализировать понятия: ''йузекзльно-эстетпческов образование" и "музыкально-эстетическое рос-ттитачне" как основных компонентов, из которых складывается музыкально-эстетическая культура человека.

В диссертации доказано, что в изучении этого аспекта проблемы исследователяш наблюдается односторонний подход. Уделяя доляное внимакиб вопросу эстетического воспитания, вне поля зрения исследователей Остается такой существенный компонент процесса эстетического развитии личности, как эстетическое образование. Отмечается, что до ^настоящего времени в литературе не существует четкого определения самого понятия "эстетическое образование", а во многих работах от -сутствуот даже термин "эстетическое образование". Одни из авторов полагают, что оно само собой разумеется, другие, напротив, убеящекв в той» что специфика эстетического и в особенности художественного творчества как -предмета восприятия и переживания требует именно вос-питаШь

делая анализ этого ¡аспекта, автор исходит из того, что о форми-ровашгк "ЗСгетическоЙ культуры личности мы судим на основании того, как и Тв какой конкретной форме реализуется-па практике система личностных человеческих отношений, направляющих человека на практическое применение эстетических норм и критериев оценки, помогающих адекватно организовать поведение и определяющих творческое решение возникающих перед человеком задач и проблем в любой области его жизни, в том числе и в отношении к искусству. Для того, чтобы результатом процесса эстетического развития стала выработка на уровне эстетического сознания личности определенной системы эстетически ценностных ориентации, личность должна овладеть определеинши знаниями, обогатиться выработанными, человечеством или конкретным обществом куль -турным опитом. Эстетическое образование делает возможным и имеет

гссру;л:тл чалс-зеле зла¡г;í'.i гстетпческих и лудс>:зст.ьепннх цен-г.ссто:1. Говоря с 717J4 .лях-сть цсггла усвоить в процессе зстат:;-"\с:\(~сс рее; ;.-ц .—з-з ; з к:,:.т обгззсган;^; отвечая на гопрос, evo:' лглоззс о^чтез^глллгсл, п; '¡леем в

Б гззлзсса соплзллггцз:! плдлзьда ьссгепенло складззаегсн пот -рззпое'гъ в ссгет^еог.сг. гзс^лзлчзр пореллззг;::::, а '¿атом и зетети -чзоком нреобразсгл::; л .."."зззгп-злигоегл,, Челоаск мзчег не ссозпачзть с::сл гаугреннле сдлЛ'О окл суисстг/учт и определяет его

rar':r.;f:iTTtC„ Оотстнчееко? сбзззззззпо л шзелра!;,:,сг бессознахолгнче зс~ с.1Л".>с\,сл.'> пс;'у:-,л е;с.л;::з:,:;о .ю'.'еебцеечи. У личности пояьяяет-Сп г-опм*>"'-'оссь лед par Алтаем л способами унозлеглл.ренля

гголс Г'глреолссче.и Па еззеап озеехачасто запаса знак:;: при соот-г^готгуг.'л.д , с. :чч о:ч з'хлензгл назрлглезкгх чопдезез-

зезхлх. :л сч з "егоонзп 'гстзтччсскол чпТ-ормацпи к рас-

:кчгеопо г-з- ■ '"гч ''тгт обчазегзч'гии т;елогек часто не огра -

зеч г:ее:::зам чу.:рллзз: ч.; зех-'л-чеогсл л чупочестиенвсч 'лн-;. "'^atKjíru J чхгч-л ' ч гч г- ;; осознанному табору а e:ïcpe

;'v;evi:leccro ::о хигблчзчл ч ¡л р'л-.пл.

хччч) i":*": .4 :-'чч г -vr.- ч^аг'уччрзазть чочялчч; 'резз^ч--

Гтр^"--^ ~ ( ' г- -i ; гт ; ^ ^ 7 ' ' " i ■ г, г*. ' Wi1^ |Т О О Г' З1 ' 3 <' 1 '' ^

'.,'.'■ 1 < ' 3-'' : . ; • :,. ("4M ЧЗ-'ЧЛ '..i;.:-: ЗЧЧ »'.Л ЧООЗЗ-Ч

' ' •.-■'•■•■•—г ",:;ru( =.л т.¿л.м. ..-хслзкз

iMr:-.»-.r ;.'VÍ г- . ,r.4lJ ЬХСС 'Л .vvjJläjJOO-

приятия, которое воплощает в себе идеал цельности самого человека, его внутренней духовной гармония^. В таком контексте музыкальное образование вбирает в себя щеалв духовного освоения мира, вне которш ч&'котч и идеал образованности личности.

Оспаривая определенные высказывания некоторых исследователей ис вопросам куаукашюП грамотности и образованности' личности, диссертант в то кр время подчеркивает, что рм ни в *:ое;1 мере не гбсолю-гпзпруется роль музнкаяьпо-эстогичоското образования, поскольку наличие (.Г'Зыкальпоя грамотности, выработка уыгяшА, навыков'в области 'лузыкатыгого искусства - еще ко свидетельство высокой ыузкпаяыгой образованности липкости, тем боле:) уровня ее ?<узчю?.пьаой культуры. Вместо с те;.:, этот компонент рассматривается как одно из непременны: услошР. процесса мусикалыю-остоточеокого ^ормпровсаня личности.

Практическая реализация задач иузккшшго-эстетического образования и,чес? определенную направленность, икраченпуо л прозаягкетт от усшосягя олсусягов пеняя и лузпк&шюК гп&'кш:, ознакомления со «»связкой гуаккп, ее влразтгелкЕШ средстваш и стро&шзн произве денк.4., от обрекши здеиектаршас навыков игры на музыкальных пнет -рукеятах и приобретении пстсртсо-тоореатвских зпзвлЗ в сторону овладения основ х.:и обярй и музыкальной остстпки, особенностями прояв-лекия эстетических категорий в музыкальном искусстве. Б згой связи, по мнения автора, встает проблема создания такой системы музыкально го эстетического образования, которая превратила бы личность из объ екта образования в субъект образования, формируясь не только в ре -вультата целенаправленных воздействий, ко прежде всего, ф0рмируя се бя сама. Это означает такое изменение всей системы отношений в об -разоваяпи, при котором человек оказывается в ситуации творчества, иными словами, личность реализуется через потребность в самообразовании. Однако потребности развития личности необходимо связывать с потребностями общественного развития, т.е. осуществлять соцпализа -щш личностд. Поэтов сегодня речь идет о .необходимости сбалансированного сочетания формирования личности в социокультурном плане и глубоко индивидуального процесса ее развития. Отсюда делается выво; что личность должна быть созидотшм фактором в образовании, само ос разование - созидающим фактором в культуре - в этом, по мнению

1 Асафьев Б; (Игорь Глебов). Ценность музыки. Сб. ст. Ч;П. 1923. 0,16-19.

автора, суть подхода в отподешш к сясч'сш "культура - сбрюов'о* ■ : - личность", Дело» !год\'а.рппзрзтся, что яля успетшоь р*а»ш:;пр!г.; ь>-задачи необхолтми соотватству.чтв уоловдт, к которхи мспг очи о.ч гаряатпчпосгь коакретт-т:-: Г-'рч " оиогьм обуздппк, т.о. то, что ¡Н; V»-сродствошго входит в пропесз посп::тллчя, Сегошм ьэлю рглуг'ко оа -реде^гцгь с-^зпу рбтзатот^иого ч рзоч ¡рчть г.оаг.^чгостч оорм^с'огчг'ч, ВКРОПС/НШЗ Л П';ЬХОр1!?7':Ч:'{СОГ;1 СГОТГ'.?, прогрггп, СХЮООбОЗ Я .Тер'! соу™ Ч0!1!'ЧР ОбОС!1""ОТГ!-7ГГГ-С " ПСГрИВ ЮЯаОСГЬ, тяк г удовлет)?ср.;-а 10 00 -разоратедыкис дотргбьог ?<"Г; липкости,.

Тссрст:г!чл,г.ой оЗосиорг:тпч пробен-я пу:чч;:?л1-по--тссетччзсьо1^ образования раоипнг.тзтп;! диссертантом па шг:чоро так н.ч.чгв.аомсо "серьезной*' /'узяк!!. г<о:1со-:;ио<упт пото) с!', то ого .'И'чгчп способствует ршл.чпчл! е-чт-лт-чт;':'; лччнеот:!. Г.чсс.'.атравпн спсто-му пу.зпчгип.ио-г^ггр'илю.сисго обр^.аогамп так соотС5Л';уп из с

в5пп;.-0свло'!н!11!х п м'слы'в, пчтор долгот поьм'хлу

дать лпатгуч /мрагтрриетвку ка.у.ого :?ве;п, по претендуя при ото:,; па рсчерпикаемоста характеристик.

^ашшй ¡г кяряпнй дсшсоаышЯ возраст - период, когда ззклздаиа-гатся переояачо.таше способпосхл, обусловливозцсе воз.чоглостп прчоб-пенпя ребенка к различит;;.! Е.тдам деятельности. Этот период розвлтяя задатков, простеГшнх яавнкоп зпукораслп'генкя и звуковоспроиэведе -пля, а такие выработка навыков слушания музыки. Ыузнкальное обуче -нпе в дошкелышх учрозденпях имеет свою специфику, отлпчащутося со-, держанием, оргпшгзациопнши формами и методами. *

Далее диссертант олредаяяет конкрет!ше цели и задачи нузикаль-яо-эстетпчаского образования в общеобразовательной школе. В этой связи акцентируется внимание на том, что эффективность музыкально-эстетического образования п воспитания детой в орромаой степени определяется социально-педагогической зрелостью, уровнем культур«, профес-слснальной подготовкой самого воспитателя. Владея целым спектром знаний в области отечественной психофизиологии, возрастной психологией, общей педагогики, учитель также должен бить знаком с идеями современной фшюсойпкоЗ и псшсолого-педагогической науки о природе эстетических ценностей, о синкретическом характере художественного творчества, о диалектике объективного и субъективного в отяошенпп человека к красоте, о мировоззренческие аспектах эстетического воспитания, знать фтиософско-остетическпо концепции развития музнкаль-

кого искусства дрешосдаг а современной ьузыгаиаиой ътзал'уры. Педагогу долбан быть доступен взох. • " *»с суб^еитллюЛ чолоБоческоа вешюсш, а та;;л:с способность гл'.> -кого сса^ли-кого г^ро^илзашм* Бее ею тадю сдунет нзобход;:;.!^! создаы;к педлллпо остэтл-

ческой ы«ос?5ра ^си^а/^но-образовско/аього & г.оешп'сташюго процессов.

Во Т)Гог-РМ кчг.г^'""'^ .цглиоГ. гсаьн - »н^ту»—. ?т«.р-го^очт^опчо^ восготашо как сис1с;.:аудпк!'>ов:щ;й,£ я ущавлягаИ! поопеео йормирова-кпя- пгп'т'лц^сро!! п-п- ч'/г'1 л-ллчп-улд" - делайся доактеа ышнш. сущность и показать специфику процесса аузикг^шю-остстзчосиого воспитания посредством з;удо:хвствзш;о значишь ценностей с учетом объективных л субъзктпшиа факторов форшфввдншх иотетьдссдоп культуры личности в по!!:!;; уагоккк разидт^я духовной сфер:; сЗцссгвшвоЛ газш,

Дсдац грлтплисклЛ обис:) юауоцвЬся ио проблеме .::птературп г; отмечая несомненную х;а::июсть ос-тьшшюттл определили!:, касаждютя г.епо-средстсбЯЕО терки;:-! ''Естетдчосдоо еослдтг.пко", ¡тзтер исходит п ьоцу, что дйсдодокаолгйп вгпсоауэ унускпстоя тпкоН х.иГгшй оледени дрсцсиса сететлчссдзго газгатля дамасски кй:; о.са'е-л;<&сдэр сбрльолд-с{ л шытся в са'О!]: сгязд дат!: свое Оцределодле. долд;;:;я "сс^етл---^еодэа юобйй-шше".

];°ллл£?' ^Г", .Г'.'."•'.'.!:-Д.'

В т:р:.д(о^со ¡ллучолл;; длдхротурд 04л.:лД:с:.ы :-Ч-лл.лло ,л'лл:_у'лл;;лл лллллл.ч,::. '-до ил,л; >.л •_> 6л-

;"ллллллс лл-.^род лдл л..,длл-. ; >л„,. .. лд... ;,дллл'д.д;.. 1.. ел.; ■ С'л 1 дпл--.. Б длл.д лл' д-дл- .......д- ¡лл л. д.дл;,.;: л ддлд. .д .д.:;

д .Г чудо 2 а д, г'г;дулп п д--лрдч,;:д 7 ;дл дд;т дддгл'г-// Ьо^олчеодд1-} идйд:* ; ¡-лд^л, '-'у'-'^т'М-гя

;ос^у-гг:1-'-:- по-,.;:л,"......д, л.,.л, .е.-':.,, ;

л1:!>?>дп!д:д ')_, д"л.с;д>д ~> д'~ггд.....г -тд"! ллл'-лд"', ' к л л- , л,, дд

леллид-. ае лл.х илдч:^- ддлелд;.,.^' дчд-.дл' дчллл^.дчд ддд<Ч'-^-г лддл.

коп, . i л..; .л. л.- л1л. i дкп ¡, ■•

0<-:д0т'~ д.., ;' о г- —л - л. ';лл1 ьг

степень стихийного воздействия ее на слушателя,.- когда музыка ¡все л больше приобретает массовый характер, .[возникла .необходимость работке системности и методов научного управления музнкальлотвоспп-тательным процессом. ...... , ,,, ., ,.„

Ядром, главным принципом системы музыкально-эстетическо1;о.:.Бос-питания долтша стать преемственная св!гзь"ге:.;ду уровнями, музыкально-эстетического развития на каждом отапо"пузь'катгьно-вослитатольисй. л пропагандистской работы с тем, чтобы.¿оспитонпе, отдеаяось. па ужа,., достигнутое, на предыдущий опыт. С-аглэчено,' что 'в" создании, единой.системы музыкально-эстетического воспитания проблема,преемственности, например, молду музыкальны;.! восшгсашеи в семье,. дряхольних. учрег-докиях, средней школе, шсией школа и т.д. является одной ж?-наиболее актуальных и слоеных.

Далее в параграфе делается обстоятельный анализ кавдого этапа процесса музыкально-эстетического формирования.личности, начиная с рождения и до ее социальной, самостоятельности, ... .

Исследователь подчеркивает, что 'яузккаль'нре; воспитание ребенка должно начинаться с первых дней его жизни»-3 период,так называемого предличностного этапа только начинают складываться предпосылки к преднамеренным действиям, происходит развдггиз подражательного рей*-лекса, превращение его в орудие познания и общения. 3 этом возрасте дети начинают проявлять внимание к музыкальному звучанию, реагирует произвольным ш даке ритмически упорядоченным движением на музыкальный ритм, выражают удовольствие от пения взрослых, звучания муза-г калышх инструментов. На данном этапе е-цо трудно выделить мотивы, цели, свидетельствующие о каком-либо специальном эстетическом или художественном содержании деятельности. Здесь еще что имеет места эстетическая оценка или художествешза восприятие. Правомерно говорить лишь о созревании необходимее хервдаготягяок .для дальнейшей эстетически "окрашенной" деятельности,

Музыкально-воспитательная работа в дошкольных учреждениях оп -ределяется спецификой дошкольного возраста. На этом этапе ллзнь ребенка связана о разнообразиями мотивами, условиями, навнкаш преднамеренных действий, обуславливаем« игрой как центральным видом деятельности данного возраста. Как справедливо отмечает А.Леонтьев, игра дошкольников - синкретическая и многофункциональная деятель -лость. В ной ребенок готовит себя к вадгалистга основных яязневннх

функций взрослого*. Интенсивно разБИвазданся речь, память, воображение, эмоциональная отзывчивость способствуют формированию способности эстетического переживания л зсудо.тествеино-творческих потреб -ностей.

Далее на исследовании конкразшых .практических опытов музыкально-воспитательной работы диссертант делает обобщения и дает некоторые практические рекомендации. Подчеркиваемся, что недооценка музыкально-эстетического развития детаи ш дошкольный период может при -вести к упущении периода наибольшей .музыкальной восприимчивости и активности.

Поскольку единственным обязательным -.звеном в нашей образовательной системе является общеобразовательная школа, автор акцентирует внимание на том, что на ыколу ложатся -.значительная часть ответственности за решение проблемы музыкалЕно-частетического развития личности.

Система школьного обучения совершенно четко .дифференцирует виды деятельности детей, которые намечались лз .играх дошкольного воз -раста. На этом этапе начинают отделяться -от игры и более четко дифференцироваться формы эстетической л здвдогшственной деятельности.

Определяя цаяя н задачи музыкально-воспитательной работы в школе, автор приходит к выводу, что практика современной школы еще яе удовлетворяет общественным потребностям формирования высокого уровня музыкальной культуры подрастающего ¡поколения. Практические исследования выявили ряд несоответствий ¡воспитательного, образова -тельного, организационно-ыегодичеокогошлана, сдерживающих интенсивность развития эстетического и художественного образования. К ним автор, в частности, относит: .

- несоответствие мевду ролью ¡предметов художественного цикла и их ыестои в учебном плане, материальнойсоояащенноегьга;

- иеаду Необходимость!) нзучашш бгуаыкя ¡в школа как явления искусства и превалировании на уроке .-¿{увыкаввденяя, заслоняющего под -час в сознании школьника собсввенно ¡искусство;

- мевду необходимостью определения ¡критериев эстетического развития учащихся по различным возрастным,,гнациональным и т.д; уров- | ням к отсутствии таковых на практике;

- между-эстетической ролью предметов художественного цикла и

т ■ 1 • '■■ "'

См.: Леонтьев А. Деятельность. Сознание," Личность. М., 1975.

профессиональной подготовкой воспитателей и др.

Далее в работе подчеркивается, что полноценное музнкэльно-эс -гетическое восгштэние детей невозможно без активного участия в этом процессе семы;.

Диссертант делает вывод, что музыкально-эстетическое поспита -те в целом стоит сегодня перед необходимостью основательного пересмотра идей, подходов, методик, атга? систс?гч, слояивпихся стихийно з практике послодгг'х дзсятшггтрР.

Автор убгкдач э гол, что ¡n клгдом этапе музшсалыго-эстбтотес-íoro развития лчччостл лол:гтй постясь тлнодорная, организовали?».«!, щрзшяег!!??» с.ис"'о'.'от:1Ч"?счач рг.сгста.

Задача ^зшгатепо-зстотспоачого ссрмпротниа людей моя?? быть )ешсйо ясклйчлтрльно в коэтлекспсй ферме, где кзчвуй отдаттой компонент системы взаимодействует с другитг, г,та шжехоппт взптнютадт-кте и ■вэаииопротакиовегсте всех части'!, Только обьоятпвкнй критичо-:кт:й анализ существугтаггх недостатков, творческий поиск и активность 1елеустремления позволят усовершенствовать работу в области музыка-ir-но-остетпческого образования и воспитания.

Вторая глава диссертация - "Особенности н .задачи ¡Агенкальной суяьтусн как составной чартп эстетической ктльтуто в условиях обновления духовной сДепы обостренной кпзни" - начинается параграфом 'Условия, сГюрмтровзния музыкальной культуры слушателя и эстетическое ьззвитие личности", в котором показано, из каких компонентов ома -сывается музыкальная культура слушателя» иод воздействием каких фзк-?оров она формируется и развивается. Ключевой мисльп параграфа явля-¡тся убеждение в том, что музыкальное развитие личности в огромной ¡тепеня зависит как от правильно организованной педагогической сб ->азовательно-воспитателыюЙ работы, тая и от той художественно- ■ творческой атмосферы, под воздействием которой формируется музнка-Еьное сознание личности. В, этой связи в работа делается попытка сать объективный анализ тем позитивным и негативным явлениям, кото->нэ имеют место сегодня в нашей музыкальной культуре (на примере збексксй республики), определить некоторые задачи, которые время вдвигает в качества насущных в дело музыкального развития лчдей, юобеняо подрастающего поколения.

В диссертации отмечается, что под музыкальной культурой лич -юсти подразумевается предде всего мера человеческой способности

чувствовать и понимать данное искусство. А такяе степень освоения личностью существующих в, сбш "по музыкальных ценностей, т.е. при -общенность к ыузшальному искуса зу в таких аспектах, как объем п содержание потребления (частота контактов с музыкой, частота про -слушквання различных музыкальных аапреш), интересы, вкуси, знания в области ыузшж, участие в музыкальной самодеятельности и т.д.

Главной задаче!'; развития музыкальной культуры человека является формирование музнкшхьно-остетпчеог.ого сознания личности, активизация всех элементов музисачыюго сознания (чувств, переглванпй, вкусов, зиапий, установок, ориентации, взглядов, идеалов). Уровень развития музыкальной культура личности позволяет судить об ее эстетическом совершенство.

Поскольку г.г/з1'ка, благодаря своей специфике, воздействует пройде всегр на человеческие змоцпп, она способна формировать определенную культуру эдацкй, чувств личности. Нельзя воспитывать вкус, не формируя мировоззрение и взгляда, не совершенствуя одновременно теоретический уровень сознания личности. Икими словами, восгштсвая культуру чувств, зйоцлЦ человека, музыка в процессе восприятия участвует и в формировании вдаГша-аравствонного совершенствования.

Далее в работе подчеркивается, что поскольку музыка представ -лязт собой особого рода информационны!! процесс, воспринимавший дол-кеп обладать определенный языковым запасом, чтобы понимать звучащую музыкальную информацию. Чтоби реальное восприятие .могло быть адек -ватным, слушатель должен на основе владения ыузнкадыши язш;ом, рово~стйлистичес1:ш.ш предсташшшши, системой худоясесг-шшшх цен -костей при поаоща своего художественного шдолзаия поняаь проиэвэдо-няо и найти в ней глубокий личностный смысл. Художественно-языковое сознание слуыатоия, дааз;ое возаоиаоеть военршючшяшу ориентироваться на пое.тиен'де авторского стгля, ¿'оршфуетоя в процесса музи -кадъного образования и военчтаккя.

В диссертации показано, что для полноценного восщшятпя ело;;; -ных $орм ыузикалвкого искусства пуша определенная внутренняя под -готовка, ну «ян хотя бы мшшмалышй слушатачъскшг опнт. Процесс ак -кшнох'О слушания музыки вкгпачаьт, по кнепшо автора, два основных' условии: первое ~ спосс&югл'Ь раскрываться для одзыкапьного перевеивания и второе - способность критичзоки оцотшить это пере;;сш«ние. Главное не столько в тон, получает ля слушатель удовольствие, сколы;« в т"'М, как он понимает значимость пузики как вотетнчьокого

форматора. Это дает возможность диссертанту сделать следуюпп!: вы -вод: чем богаче становится слушательский опыт, тем шире л активноэ идет ответное движение - творческое осмысление личностью обретенного ею опыта, следовательно, тем обширное становится диапазон музи -калышх восприятий личности, ее музыкальных потребностей.

С целью определения отиодендя молодеип к сло-ашм :;v.u;paM а./зм -каяьного искусства автором бют яровгдени социологические псодедо -ваяия в одной из обаюобразоватачыясс шеол, зузо и прэдтхр;:лт:г:г города Таиканта. Анкетный опрос показа;;, что большинство учаслсся «з.<зп? определенный слуховой ошг, в частности в -сайрах оперного и бхдет -ного искусств. Однако список анисошх пропзаздонаИ очень у:»ок: как правило, это музпка Чайковского, Зердп, Глинки. Трудность шгзпалц произведения современных советских композиторов, а такло узбекской национальной музыки. Предпочтение студенческой л рас очей тслодо-ш встрадн обосновывается "сопрдчастносг'ьо", "созвучность;)" данного направления музыки молоде-зш устремлениям, мароощуисндл.1.

Многочисленные данные содаолбютоскж исследований, по мнению автора, свидетельствуют о том, что с точки зрения объема "потребления" пузика сегодня значительно обгоняет другие звди искусства. Однако эта тенденция, характеризующая оозрамоину» социокультурну?) ситуация, далеко не однозначна. В настоящее время в музыкальной культуре слояяяось одно из самих глубоких и острил противоречий - мкхяу потенциально:! цоякоотко всякого музыкального искусства во всем его объеме и значимостью для большинства (особенно молоде.хи) лши, той ее части, которая относится к категории "легкой" музыки. Односторонняя ориентированность на музыку эстрпдно-развлекательпога плана под-* твердцается практически всеми исследованиями*.

Далее автор видит необходимость в определении самих понятий "легкая музыка", "серьезная музпка". Употребляя выражение "серьезная музыка", ш подразумеваем слсглейипй конгломерат различных течений и направленна, объединениях подчас лаиь своей кспрпчасткостьэ к музыке "несерьезной". Серьезная музыка представлена в двух направлениях: музыкальная классика и современная серьезная музыка. Все, что не входит в эти рамки, воспринимается как музпка "легкая",

1 См.: Алексеев Э„Е Апдрукешч II.Ф., Головинский Г,Л. Модо-дега гг музыка сегодня // Соцкалыша функции искусства и его видов. М., ISB0; Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение // Социология и жизнь. М., 1986. ,

IB -

подчас ассоциирующаяся о легковесность:;), осздрловиослл. Б этой связи диссертант ставит волр( " правомерен ли var;oîî подход? Вецг» в той гдузшга, чуо мл сегодня ши> аил классической, нех-дло проведений и "несерьезвьк" ("КойсД-ная ua;iiv.va Я.-С.Наш, нъкоуо^но сям -йошгя Й.Гайща: 'Тассйяяяял'Р "Пед-^юь", "Пур.^" л т.д.).

К оокалешю, болнлая часть соврелешюй осгриляой нузккк не содержит' в cedo кухешос'ля, "рябот.-ц,/' t.а су:деа'"бЛтся паи впполнлйт (¿y;:::i;i;io рслаклэ:;^/' Оя'я.'агян.яоР р:я,;<-.1я:я). Сялало я в это;: сязро яузияя ест! яяя.я- л. •.ллотрряяляя'ь я:::лх лр1.:лляяятя,Л, зачастую "а'ояуцях" в елуяяяя: : яяя:е ;:..л.л_ро1я Содрзясяяя^л 3i;'±p:.A-ная иузяря яоыгкяоъ я:; яа я;:яоя я.яил, она t,u:::¡üfla;i:¡ .яоо-jitяяняя кародяоГ;¡ т^зоопчазкоя я .яялот^Р .у.,. ..я ( лсяларцллйяйя-я.^лия длаз, рл я.яя-Рляо, ¡лял;..::, ; ::..-■;- ¿0;¡.< ). РРял.я^яг лолзрл ардл, op..я побудило яеяо'л'орлл :ялл з.лЛ'уя';, ¡ яляля' алая призР, пряя^л^ я г,гап\;йиро:ляяшколля ряя.,я ям.-роя, ст^ЛоР, яяголя;.-.;. "яя, яоо-гяло гр>у:пл: "ляакря", "'¿.-"р ря-яя.о.,. ;)чяя яяо ? я яч г. о:.; юс; яоирляо-;яя: рол-оярояко., созяя^я а я.-;;Рро.яя., "короли'" ияягат Г/ял, ярсяя •-ягр.оял" i'a!P;::a,

ЯЯЛЯОО ОПЯ-Я.'. ¡...О. ГЯ . .ЯЯ'.Я,. 'Яя^ЛОиЛ Я. ля1я' я

ся лялл'л я;я ;я;р я,¡яр"яя, .¡у. я.-.:-.::; л. яляуллр; яя..ля: с я: яяя ,яг -

яя .япрля.' . Tai: i г; _____яяря яяя Uli-;. ; '5-i. t я я ; . я ; г "-.Jr., я?

Я.;ЯЯ: гяе::яя,яяягй. яяялол, ...я о;яя \.\-.u г. .яягюн.яя: яя,яяс ■ я.я ¿'Рояля' Л,, тлоио, 'ооляя, я к.-;""' Р 040'0.:.y *'

G „Гргл:, pp.),

РЛЯЯЛ.ЯО ; .: ЛЯЛЯя О'ЯЯЯ: 1... Я .:ЛЯЯ; Я'ЛЛЯ'ЗЯ луляя! тляляля: ОСЛО ■я.яосл: яр; ¡ляли^яя ,я.,,ля:л оятяя,. Р or ололллл:л- ;яае;ЛЯ.я, оря-

:.--.ЯЯЯ: Р-Р-Я.' ¡ЯЯЯчЯЯ'Я ОЯО.. .ЯЯ У ( ' ОяллОрЛОЛ, ЯЯря1' -яЛлЯуСЯл} . ирн.'-е-ягло^яло лолялояля яряя-луолР яя-лялошсллло voua - "опорл-'&лпг'Р "боло J -съяторял", адк-слуу 7oot~oi¡iya я х-.д.

тт.', ^оляя'1'v ""-<л Я"' V! п Я. "я Г ' .'ЯЯ'-""' 'Я'"" я' яя'ЯЯ ......'V язя: о

сл." ол-л;;лляу-я; ллрпля:яос:я:о ■ рлялял -ял з ■я .яр-.:..' ,-. ... уу. .... Гя, ялоое-лсту-п лгяллу б?тсгг : "v ?:íy ,яяя\ "Г.Гсрорляя;'' ор--генного р'тлр'-'егя! злпгля'с;>' -'я-я" -.я;ся, :r j. Р:я''..яя иялц1.я:л"я;:я. двячеят'!, 0як/ртя:г0:я1я я;тя:;:!,яу'.я. ояуя

йяН.Яяов -Яновского йЯотру::;:з-дцосггльгд".

По п'яторе. íTí'яя; с т я я;' ярпрлтя '.угя:ля;я ..-/с.

кскусстла одлна о свегя оу;;рюск: ï: дело шь в ииосоедслеяносап, различат со епшевнх, нндкиигувльясгяомясзяюрсгй'Х к еду-

шательсюсс впявлендк.

Нузш'.альное искусство, подчеркивается далее, к-зобдодимо рас -сматривать как явление целостное, л аоаорои в то ко время ле кокет бить рагзоцешюх по своим ^удог-эствздно-оатетическт« достоинствам результатов творческой доятеяькоот;г. вопрос, скорее всего, заключается в тел, т;сС' .тжигь врлчшш еккхепла уровня мужкальнок культуры лпде" п се^пть такуч эХОокгивг^э опстед'у воздействия на слушателей. чтебу ?г: астетаческко вкуси л уогроглеяия склонялись в сто ~ рону ху;ц):::эствеп'1ого цвпяого. 3 этой егтл гвтор подчвркаиозт, что уровни, развития «.узшсалг-нсП кул* .г-р; необходимо свягптст» с состс-яяяги с;5т,сс5чг pit. яухогиш ч хфачотяпч.»,: кэтеодвало»« Лузтлсаль -ное j'O'fj'f'.cv-'o с с is с чько ;го croc:: сути п яг,5ФГ.шепяос1й, и его раз -литке есть г/.ра"с::„'о воои совокупно-тя со;;;.::с;,:во:ндл;х: стнолеяли Как справедливо отмечает Л,'Гольд;л, годи застоя, сстаталк;нз ирл-гцго распределения (па культуру - л посж-дг.": о'-:ередь), комащис-адмюш-стратлвяая екстгма управления культуре:; - доз ото в полно:: коре сказалось на ргсохсадо искусства'.

Эстетическое развитие л отпоет :г есу .сселяется :иг.лъ в irpox;occo постоянного контакта с rzpou остэтдчсскл д;г.*пт:яж явлении.

Правильно органа окзкна я и пс?- амгно яе'Детаущгш система irj -:;ш:алыю-эст-ззпч¿скего образосгите л постигал;;.? г» сочетании с яхсо~ ким урошок сло:/::гп&исл в конкретном odr,ссгво муеякально;! культура г'ог'зт споообстзог.лть тог-миров-*;:;:;:) "ст^тдлсекого сознания лляеУг. 13 огромной стене-?;; реализация это!' задачи запксг.:-,г, по «когда автора, . ст выработки наиболее ссБерас:ш:?:с вугеи л Уокм муз1!калыю-~стотхко-екого развития личности. Этому вопросу исегтул! n?opstl данной глагл - "Ссщшг^Л^Тл^

Трудности, 'Кс;; ■^'•есл ;-.озде;;ст>/'Л в ма^з'а-он ,v?.c.'„rr.6n но

К'ПЬНОМ СОПНПТЮ, ВОЗНЛКЛПТ ОТ ИОД-, V :TG'i;7r.'i :г'зК5..Г1;Ч10СМ1 П^иЧИИЛ :Тi тпкого хтного го?"г..-У:;-,'-- ко моторки

"удс.н-м пнмяс- му-: сальная ; лит.-;, •*> •• :■ -^гегват;::-,*.

'''ПГ! "■ 7:-H(V, v- "< v.- чг~" "■" *с-'\ :■: cij.

ней организаций.

В работе показано, какие возможности в деле ¡музыкального развития детей заложены в уроках пения в школе, во внеклассной и внешкольной работе. Иллюстрируется имеющийся положительный опыт. Особое внимание диссертантом уделено вопросу музыкально-эстетического развития детей в сельской местности. В этой связи автор подчеркивает, что города имеют значительно большие возможности в осуществив -нии задач музыкального воспитания, чем' сельская местность. Сохра -шгвашеся еде существенна разлагай мелду городом и деревней приводят как к различным уровням понимания людьми эстетического в действительности, в восприятии искусства, знаний о нем, так и, в конеч -ном счете, к разному уровню их художественных интересов и вкусов. Диссертант приходит к убелщешпо, что в сельской местности должны осуществляться те ке принципы и формы музыкально-образовательной и воспитательной работы, что к в городе, но для этого должны быть созданы все соответствующие условия.

Теоретическая разработка и практическое использование новых наиболее современных и эффективных форм музыкально-эстетического воспитания дохши быть направлены на решение главной задачи - приобщения как молно более широкой массы людей к высокохудожественной музыке, ибо именно она формирует и воспитывает высокий эстетический вкус. Речь вдет о воспитании любви к музыкально!,ту искусству, в ко -тором каддый способен найти свое, максимально отвечающее его духовным потребностям. Наиболее результативен этот процесс в том случае, когда осуществляется непосредственный, прямой контакт человека с искусством,.когда личность выступает не только как потребитель кс -кусства, но ж как непосредственный его участник. В этой связи нам представляется чрезвычайно ваишой такая художественно-творческая деятельность человека, как художественная самодеятельность.

Анализ современного состояния самодеятельного творчества позволил диссертанту сделать вывод о том, что сегодня очевиден тот факт, что занятие искусством все больше становится прерогативой профессионалов, а основная масса населения все больае превращается в потребителей художественных ценностей. Музыкальная самодеятель -кость смокет стать, па наи взгляд, своеобразной формой бытового музицирования тогда, когда основной упор будет делаться не на подготовку к публичному выступления, а на исполнение "для себя", для

говарищей по учебе, работе. Дело теперь не только и пе столько з гом, чтобы через самодеятельность нести культуру в ¿¡ассы, пропаган-шровать искусство (эта задача, конечно, остается как одна из ess -leifcmx), но и в то«, чтобы привлечь эти массы к созядателгьпсй тзор-lecKoñ деятельности.

Далее в работе отмечается, что сегодня, в век гигантского развития средств массовой коммуникации, техтпсскогэ прогресса знача -рельно распирались возможности для впогрозпя г^здтагкых путей а 5ори музыкальной пропаганда. Вцдэосолода, зяузгг.а-аьике библиотеки, технически оснацешше университеты искусств я т;д. гсглк бы в бодь-юй степени способствовать .музыкальному развитии лгдеЗ л протдз ¡сего подрастающего поколения. Отмечал огроияуо роль средств аассо-юй информации в пропаганде музыкального искусства, диссертант подергает критическому анализу та недостатгл, дстсрые гмсэт ксстэ s ¡той области. В частности, подчеркивается, что процесс технического 'аспространения музыки поснт двойственный характер. С одной стороны,, :меются неограниченные возможности для обдекня с нет лпдеа, усилэ-ия ее воздействия на массы, возрастания аз значения з дововдпгвпсй изни, а с другой - наблюдается своеобразное обеягегзвашгэ кузыкк з езультате еэ проникновения в быт, повсеместного звучглия, сущ-зст -ования в качестве некоего фона во время разного рсда ггпятгй чгдэ-ека. Подчеркивая тот факт, что сегодня па ¡¿уникальной грез-з боссио-еп приоритет зстрады, автор считает шобходп.ся| рзззэзтагь одно, равнптольно недавно Еозняпаое, но влиятельное тзорэтическое подо вниз современного радио и телевидения, загстз-г'-гсЕвся з тем, чтэ редства массовой информации должны быть сриентхровада из равноэ цовлотворениз вкусов и эстетических потребностей рдзннх слогз сду-ателей; тут на должно быть никакого пакта, ибо слудптзль долган теть право эстетического выбора. Цена сппбкз в Еэдооттвзпвта тзо-этическом воззрении, на нал взгляд, - даснрвзизпзя пастолхгго, злжого искусства а пользу красивого развлечения.

Раскрывая недостатки работы республиканских средств игеосзой формации и определяя'некоторые наиболее зК^знгзекыз пути тозза -шды глузнкадьного искусства, азтор подчеркивает, что зрвмя бцдви-шт в качестве насущной задачи - усиленна ролп,стгзтстЕен=эсгз зг [аченпя организаций и лиц, занятых пропагандой и расцрострзгизЕза ¡кусства. По отношению к музыкальной культуре это означает лрззгэ

всего posKoo улучуоннз pacora воох учрсшший, олоородупкнл' связь г/.екду творчество;.'; и восприятием -ига:«!. Нет сэшыищ, что только целенаправленность, ношлекошгй л-, скоордшшровашш работа ьеех. учреадекйй и организаций, занятых в У£ерз музыкального обучения, оо'ра-аованйя, ьпгзшсалыго£ пропзгавды, йудот способствовать решив» вазшнх задач музыкально-астотического воспитания и развития личное гл.

В заютчекии диссерраиий содержатся обойцаздис вывода ко иссли-дуемой .проблеме п даны практические рекожндации, сиособотвуадиз дальнейаошг совэргаенстзоааккй patío ш по формировании и развитие зсть-тической культуры советских людей.

ПО ТЕДЕ ДШСоЯТАИШ ОДШВШШМ ЗДЩШЩ РАШ'Ш : '

Í. Значение диалектического единства эстетического образования и остетячэского воспитания в гармоническом развитии дичюсги //Тез.дом. республ. научно-тесретич. конфзр. "Диалектика и еовреглешюе научное дознание Ташкент,1937. С.430-432.

2. Роль г,музыкального искусства в :|ор;лпрова;ши эстетической культуры личности в условиях совершенствовали« социализма // «¿орг.шрованиз 'духовной етльтуры личности в условиях ускорения соцкалыю-зконо.миче-ского развития. СО. трудов ТГЛИ шл.Низашл. Ташкент,1983, G.35-43.

3. Музыка к атеистическое воспитание // Тез.докл.республ.научно-методич,кон']5ер. ,посвя:ценной 70-летию Великого Октября " Ленинское атеистическое наследие и современность ". Ташкент,ТГШ1,1933. С,20 -21

4. Эстетическое воспитанна личности //Совет мактаби, 1988.№12. 0.10 - 12 /на узб.яз/„ .

5. Проблема человека в системе эстетической культуры // Тез,дом.

■ Всессюзшй'научно-теоретичеокой контор. "Проблема человека в совреые^ ном маре". ТашГУ, 1991. С. 26-28.

HlHftUl-Ui>-I0Ü-04-9£