автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Музыкальные инструменты традиционной и современной обрядовой культуры башкир

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Ишмурзина, Лилия Фанировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Музыкальные инструменты традиционной и современной обрядовой культуры башкир'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальные инструменты традиционной и современной обрядовой культуры башкир"

На правах рукописи

Ишмурзина Лилия Фанировна

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ БАШКИР: ЭТНООРГАНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

7 НОЯ 2013

005537541

Магнитогорск — 2013

005537541

Работа выполнена на кафедре этномузыкологии ФГБОУ ВПО «Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова»

Научный руководитель: Рахимов Равиль Галимович,

доктор искусствоведения, профессор

Официальные оппоненты: Варламов Дмитрий Иванович,

доктор искусствоведения, профессор, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова», заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики; Макаров Геннадий Михайлович, кандидат искусствоведения, доцент, ФГБОУ ВПО «Казанская государственная консерватория имени Н.Жиганова», доцент кафедры татарской музыки и этномузыковедения.

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная

академия культуры и искусств»

Защита состоится 24 ноября 2013 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета ДМ 210.008.01 по присуждению учёных степеней доктора и кандидата искусствоведения в Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки (455036, г. Магнитогорск, ул.Грязнова, 22, аудитория 85).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном сале библиотеки Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М.И.Глинки.

Автореферат разослан «_»_2013 года.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат искусствоведения, доцент / 7 Чернова Елена Владимировна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Башкиры - древнейший этнос, издавна проживающий на обширной территории Южного Урала и Поволжья. Этноним - «Башкорт».

Изучение башкирской культуры ведёт своё начало со времён первых российских академических экспедиций XVIII в. [И.Георги, 1799]. Первое подробное описание музыкального инструментария относится к концу XIX в. [С.Рыбаков, 2012], но только в последние десятилетия исследования приняли регулярный характер [Н.Ахметжапова, 1996; Р.Рахимов, 2006, Р.Зелинский, 2006]. Полученные материалы показали, что следующие слова якутского исследователя Э.Алексеева в полной мере применимы к башкирам, у которых, как и у якутов, имеется «...своя социальная почва, свои специфические общественные функции, а, следовательно, и своя эстетика, основы которой во многом не совпадают с положениями эстетической теории, сформировавшейся на фундаменте профессионального искусства европейской ориентации» [Э.Алекссев, 1986].

Многовековая политика российского государства, направленная на ассимиляцию «малых народов», а также события первой четверти XX века наложили свой деструктивный отпечаток на культурное наследие. Некоторые башкирские инструменты исчезли, оставив после себя только следы в устном народном творчестве (хорнай, донгор, тыйбл и др.), а сохранившиеся дошли до наших дней благодаря смене функциональности, в частности, с обрядовой на детскую (шогор, хызгыртмак, тоймэ) и с устно-профессиональной на социально-политическую (думбыра - мандолина, кыл-кубыз - скрипка).

Подобные трансформации и ограничения привели к тому, что даже в современных академических учебных пособиях но культуре Башкортоста-

на список национальных инструментов ограничивается всего четырьмя наименованиями (курам, кубыз, думбыра, кыл-кубыз).

Башкирская этноорганология, как наука, изучающая народный инструментарий, недавно вошла в число учебно-академических дисциплин музыкальной этнографии. Но за сравнительно короткий срок, благодаря целенаправленному поиску, были найдены и восстановлены свыше пятидесяти традиционных музыкальных инструментов, которые бережно хранились в культуре башкирского этноса. Некоторые из них были реставрированы (агас-кубыз, кыл-кубыз), другие реконструированы (думбыра, ка-мыш-курай, гэзле), последовательно проводилось восстановление их этно-фоиии.

В процессе исследований выяснилось, что конструкция практически всех музыкальных орудий, материалы, используемые при их изготовлении, тембр и даже динамика звучания окружены мистическим генезисом - проблемой, до сих пор не затрагиваемой в музыкознании. Только в последние годы появились работы, рассматривающие календарные, семейно-бытовые, трудовые ритуалы и традиционные действа, как разновидности древнейшей духовной этнической культуры [А.Заседателева, 2001; Р.Султангареева, 2009 и др.]. В этих и других исследованиях кратко отмечалось, что наряду с песнями - древнейшим пластом музыкально-поэтического фольклора, - обрядовые музыкальные орудия представляют собой материальные свидетельства прошедших эпох.

Таким образом, неразработанность темы обрядовой культуры в башкирской этноорганологии, а также малоизученность значительной части традиционных инструментов, выявленных в процессе полевых исследований последних лет, обусловили актуальность и проблему представленного диссертационного исследования.

Цель исследования - исследование основных органологичсских характеристик обрядовых музыкальных инструментов башкир.

Объею- исследования - башкирское традиционное музыкально-инструментальное искусство.

Предмет исследования - традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка обрядовой культуры башкирского этноса в аспекте органологической систематизации.

В соответствии с актуальностью, целью, объектом и предметом исследования в диссертации были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть функционирование музыкальных инструментов в традиционных ритуалах, праздниках и обрядовых действах;

- проанализировать обрядовые формы башкирского инструментального музицирования;

- охарактеризовать конструктивные и музыкально-выразительные особенности башкирского обрядового инструментария;

- определить место обрядовых башкирских инструментов в академической сфере;

- создать алгоритм изучения традиционного инструментального репертуара цифровыми технологиями.

При решении поставленных задач использовались следующие исследовательские методы:

• метод включенного наблюдения, дающий возможность вести изучение обрядового музыкального инструментария без деструктивного отрыва от традиционной среды;

• метод структурной и функциональной систематизации обрядовых музыкальных инструментов башкир;

• метод системного анализа обрядового инструментария, включающий в себя основные принципы этноорганологии.

• методы комплексного историко-теоретического, обобщающего и статистического анализа, а также научно обоснованные подходы к рассматриваемому материалу из области музыковедения, инстру-ментоведения, этнографии и других гуманитарных наук (применительно к заявленной теме).

Источниковая база. Основой представленного исследования послужили образцы башкирской инструментальной музыки, самостоятельно собранные автором в процессе полевого поиска, а также документы социологического опроса населения Гафурийского, Кугарчинского, Миякинско-го, Илишевского районов Башкирии, и Аргаяшского района Челябинской области. Записано и проанализировано свыше 100 песен, инструментальных мелодий и наигрышей, из которых около 30 иллюстрируют основные диссертационные положения.

Материалы показали хорошо сохранившиеся слои обрядовой инструментально-исполнительской культуры, имеющей глубокие корни в местных традициях и развивающейся согласно требованиям времени. Всего в исследовании затрагиваются свыше 50 музыкальных инструментов, употребляемых в различных обрядах.

Восемь из них вводятся в научный оборот впервые.

В основном рассматривались сольные виды исполнительства, но фиксировались и инструментально-ансамблевые аккомпанементы к песням и наигрышам. Удалось выявить и описать некоторые особенности изготовления национальных музыкальных инструментов - камыш-курая, хорная трех типов, гэзле, кыл-кубыза и др.

Кроме этого в работе применялись сведения из историко-этнографических научных работ, содержащих описания инструментария, а также из устного народного поэтического и музыкального творчества, прямо или косвенно подтверждающих основные тезисы исследования.

б

Из них наиболее ценные материмы, касающиеся традиционного инструментария, обрядовых наигрышей и методов их исследования, были отмечены в трудах Б.Асафьсва, С.Рыбакова, С.Руденко, ЛЛебединского, И.Мациевского, Н.Ахметжановой, Х.Ихтисамова, Л.Нагаевой, Ф.Камаева, Н.Бояркина, В.Яковлева, Г.Макарова, Р.Рахимова, Р.Зелинского, Р.Сулейманова и др.

Использовались прямые и косвенные упоминания о музыкальных инструментах в контексте заявленной темы, которые встречались в работах И.Георга, Р.Игнатьева, В.Бартольда, В.Беляева, А.Жубанова, В.Альбинского, В.Жирмунского, Б.Гизатова, Р.Султангареевой, Г.Хусаинова и других ученых.

Фиксировались описания обрядового инструментального музицирования в художественных произведениях писателей Г.Белорецкого, В.Даля, Н.Крашенинникова и других авторов, а также иные сведения, содержащие интересующий материал.

Широко использовались данные периодической печати и современные информативные системы, среди которых - электронные ресурсы удаленного доступа (\У\УУ/-сайты).

В разделах по реконструкции и реставрации исчезнувших музыкальных орудий анализировалась работа башкирских мастеров В.Шугаюпова, Г.Кубагушева, АЛатыпова и Н.Старостина, а также других известных реставраторов и мастеров-изготовителей музыкальных инструментов.

Научная новизна:

1. Впервые башкирские музыкальные инструменты рассматривались в контексте традиционной обрядовости.

2. Впервые анализировалась методика игры на ряде реставрированных и реконструированных обрядовых инструментах.

3. Впервые расшифровка звучания обрядового фоноинструментария проводилась путём конвертации аналоговой записи в МГО1-формат.

4, Органологический метод, систематизирующий башкирский инструментарий по источнику звука и способу звукоизвлечения, дополнялся этнофоническим анализом.

Практическая значимость состоит в возможности внедрения шести традиционных идиофонов, хордофонов и аэрофонов в концертно-исполнительскую и учебно-педагогическую практику кафедр этномузыко-логии и народной художественной культуры творческих вузов. Разработана основа для учебного курса дисциплин специалитета, бакалавриата и магистратуры, изучающих традиционный инструментарий, среди которых «Народные музыкальные инструменты», «Фольклорный ансамбль», «Ин-струментоведение», «Музыкальная информатика», «Расшифровка и аранжировка народных мелодий» и др. Созданы предпосылки применения основных положений и выводов диссертации в научно-исследовательской работе специалистов соответствующего профиля.

Апробация результатов диссертации

Общая проблематика, отдельные главы работы, а также диссертация в целом неоднократно обсуждались на кафедре этномузыкологии УГАИ им. З.Исмагилова. Материалы диссертации имели практическое внедрение в учебный процесс кафедры народного художественного творчества и хореографического искусства УГАИ им. З.Исмагилова.

Реконструированные башкирские инструменты хорнай, камыш-курай, таштургай, гэзле, их восстановленный и реконструированный репертуар прошли апробацию на международных конкурсах (СПб-2010, Ав-стрия-2011, Финляндия-2012), а автор представленного исследования за исполнительское мастерство был отмечен званиями дипломанта и лауреата (дважды).

Основные положения диссертации освещены в 10 научных публикациях общим объемом свыше 7,0 п.л., список которых приводится.

Структура работы: Диссертация состоит из основной части объёмом 201 е., включающего Введение, четыре главы, Заключение, Список литературы (226 наименования) и Приложения: терминологическое, нотное и фотографическое.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность избранной темы, охарактеризована степень её научной разработанности, определены объект, предмет и материал исследования, установлены цель и задачи работы, указаны методологическая и теоретическая базы, научная новизна, практическая значимость и проведённая апробация.

В первой главе диссертационного исследования «К проблеме изучения музыкальных инструментов башкир в контексте обрядовых традиций» даётся обзор документальных сведений, касающихся общих вопросов музыкально-инструментальной культуры башкирского этноса, анализируются опубликованные сведения, рассматривающие музыкально-инструментальные проявления традиционной обрядовости, а также затрагиваются основные проблемы национального инструментализма с позиций этноорганологии.

Тема обрядового инструментализма сравнительно недавно стала объектом музыковедческих исследований. Ранее описание инструментов давалось обобщённо и чаще всего в контексте песенного пласта музыкально-поэтического фольклора. Анализ акустических свойств инструментария упоминался в обобщениях и в гиперболизированном сравнении, в лучшем случае рассматривались общие и локальные названия с кратким этимоло-

гическим анализом без указаний на репертуарные и исполнительские особенности.

В первом разделе главы отмечается, что одно их первых упоминаний о традиционном инструментарии башкир связано с именем арабского посла Ахмада ибн-Фадлана, который в 921-922 гг. во время путешествия из багдадского халифата в Волжскую Булгарию оставил письменное упоминание о «Тунбуре» - предшественнике большинства щипковых и фрикционных струнных инструментов. С этого времени регулярно стали появляться фрагментарные сведения о башкирских фоноорудиях.

Главная черта характера башкирского этноса — толерантность и тесное взаимодействие с культурами народов Урало-Поволжского региона, -приводили к заимствованию обрядов с их последующей адаптацией. Другой башкирский обычай - стремление к самодостаточности и довольствование минимальными средствами к существованию, - определяли музыкальные инструменты с минимальной материальной и высочайшей духовной ценностью. Подобные традиции позволяли башкирам осваивать музыкальные инструменты и специфические наигрыши, не характерные для монодийной культуры.

Климатические и природные условия определяли своеобразие быта и музыкальные инструменты, из которых предпочтения были отданы тростниковому кураю и деревянному кубызу. Животноводческое хозяйство дало жизнь специфическим хордофонам (фрикционным и щипковым), о возникновении которых сохранилось множество легенд и сказаний. Пастушья деятельность создала музыкальные тростники (курай, камыш-курай) и шалмеи (хорнай), звучание которых, согласно сказаниям и легендам, наделялось башкирами мистической силой. Трудовая деятельность по обработке продуктов животноводства и птицеводства, таких, как кожа, волос и жилы животных, перья птиц инициировала специфические аэрофоны, хорЮ

дофоны и мембранофоны, которым приписывали характерные анимистические черты.

Второй раздел главы посвящен обзору известных сведений по музыкально-инструментальным проявлениям традиционной обрядовости.

К настоящему времени накоплен большой первичный материал, описывающий обряды и ритуалы башкир, но до сих пор нет исследований, обобщающих накопленные сведения. Возникающие пробелы в какой-то степени заполняет представленная диссертация, в которой затрагиваются общие проблемы функционального подразделения этноинструментальных проявлений в рамках обрядовых традиций. Данная тема охватывает значительные по объёму сведения, выходящие за область заявленной проблематики, поэтому круг изучаемых вопросов сознательно ограничивается только музыкальными инструментами и инструментальными наигрышами, имеющих отношение исключительно к проблемам башкирской органологии.

В данном разделе последовательно рассматриваются сведения о фо-ноинструментах, используемых в обрядах.

Кратко упоминается ряд духовых («быргы», «кэрнэй») и мембранных («нэккар» и «тыйбл») музыкальных инструментов Волго-Уралья, известных по поэме булгарского поэта Кул Гали «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе», 1236 г.).

В древнетуркменском письменном эпосе «Книга моего деда Корку-та» есть фантастическая версия об изготовлении «Кобуза» - якобы родоначальника всех струнных фрикционных инструментов.

Башкирская думбыра, хорнай сигнального типа и кыл-кубыз упоминаются в башкирском кубаире «Заятудяк и Хыухылу».

Для башкир вся природа традиционно была одушевлённой, а значительный пласт верований составляли тотемы (культ Волка, культ Коня,

культ Птиц и др.). Их материальным проявлением служили не только условные изображения и символы, но и специфические шумящие идиофоны, где сложно увидеть собственно музыкальный инструмент - шонгор, тук-мак, кабырсак, хомбэз, кынгырау, сэсмэу. Сюда же относятся и корпоро-музыкальные проявления1 - тыпырзау (башк. - дробь ногами) и узляу Обашк. - сольное горловое двухголосное пение); анимистические обряды способствовали развитию звукоподражания.

Рудименты многих обрядов с использованием фоноорудий сохранились в детских закличках и играх, где часто применялись природные материал - кайын-кубыз (башк. - береста), улэн хабагы (башк. - травинка), сэтлэуек (башк. - скорлупа ореха) и др.

В тех же случаях, когда возможности простого труженика были исчерпаны, наступала очередь людей, обладающих сверхъестественными способностями, какими у башкир считались каракитапсы (башк. - чернокнижник), багымсы (баиск. - ворожеи), сихырсы (башк. - колдуны), юрау-сы (башк. - предсказатели, толкователи), ырымсы (башк. - знахари), мэс-кэй (башк. - колдуны) и другие.

Отдельно в этом ряду стоит деятельность баксы (башк. - шаман).

В представленном исследовании сверхъестественные способности избранных личностей не рассматривались, анализировались только те занятия, которые имели подтверждения и результаты, обладающие явно выраженными сенсорными проявлениями, а также поддающихся фиксации и описанию с позиций органологии.

На основании имеющихся материалов делается вывод, что в современной национальной среде не отмечено разделение башкирских инстру-

1 «Корпоромузыка» - (лат. - corpus, corpora - тело). Термин введен в научный оборот И.В.Мациевским, буквальный перевод - «музыка из тела». В контексте диссертации применяется к «Узляу», «Тыпырзау» и «Звукоподражанию».

12

ментов на ритуальные и светские, в настоящее время на первом месге, за небольшим исключением, стоит их музыкально-эстетическая функция.

В третьем разделе главы рассматриваются основные классификации национального инструментария, в частности - структурная и функциональная.

Первая из них, систематизирующая инструменты по признакам конструкции, звукоизвлечения и репертуара, известна с 1914 года по фамилиям авторов как «Системная классификация Э.Хорнбостеля и К.Закса». Согласно её требованиям все звучащие предметы разделены на 4 класса (идиофоны, мембранофоны, хордофоны и аэрофоны), и подразделы, где каждое музыкальное орудие получает цифровой индекс согласно способу звукоизвлечения (ударом, щипком, трением и др.).

Вторая имеет многообразные подразделения, в которых башкирские музыкальные орудия классифицируются по ситуативным признакам. Функциональные классификации более обширны и рассматривают инструментарий с позиций музыкального фетишизма, магической функции и по историко-хронологическому признаку. Встречаются объединения инструментов по досуговому и трудовому свойству, для детских игр и т.д.

Представленное диссертационное исследование является одной из первых научных разработок, классифицирующей обрядовый башкирский инструментарий по структурно-функциональному признаку.

Вторая глава «Место и значение музыкальных инструментов в традиционных обрядах» посвящена функциональной классификации башкирского инструментария.

Здесь анализируются общебашкирские обряды, имеющие описания в письменных и устных источниках. Предпочтение отдавалось тем типам, где инструменты использовались наиболее активно. Это - капендарно-земледельческие обряды и семейно-бытовые ритуалы, которые представ-

лены в исследовании как разновидности духовной этнической культуры башкир. Отдельно были выделены культовые проявления, которые и по настоящее время встречаются в национальном быту в виде адаптированных рудиментов камлания и заговоров. Письменные сведения давались в сравнении с материалами собственного полевого поиска и специализированного опроса по районам компактного и локального проживания башкир.

В первом разделе главы рассматривались следующие обряды: «Свадьба», «Праздник плуга», «Вороний праздник», «Кукушкин чай», «За-кличка дождя», «Коллективная помощь», «Военные» и «Культовые». В начале давалась краткая характеристика традиционного действа, проясняющая основные функциональные признаки применения музыкальных орудий.

Во втором разделе дана характеристика национальным корпорому-зыкальным проявлениям: узляу, тыпырзау и звукоподражанию.

«Узляу» - сольное двухголосное горловое пение - уникальный вид традиционного искусства, распространённый у многих народов, и, в их числе у башкир, монголов, тувинцев, калмыков и алтайцев.

Термином «Узляу» отмечаются два типа традиционного башкирского музицирования:

- бурдонное голосовое сопровождение наигрышей на курае,

- особый тип звукоизвлечения, носящий в международной практике название overtone singing (англ. - обертоновое пение).

Этимология термина «узляу» до сих пор точно не выяснена. Региональных названий данного искусства на территории современного Башкортостана насчитывается несколько: узляу, хоздау, тамак-курай, кукрэк-менэн, кукрэккэ-халып и др.

В современных исследованиях десятки разнообразных стилей башкирского двухголосного горлового пения разделяются по трём видам:

1. «Кара узляу» или «Тубэн узляу» (башк. - тёмное или низкое горловое пение).

2. «Югары узляу» {башк- высокое горловое пение).

3. «Бала-узляу или «Катын-узляу» {башк. - детское или женское горловое пение) [Рахимов, 2007].

В настоящее время сохранились только первые два вида («Бала» и «Югары»), Третий тип («Кара») практически исчез, но в настоящее время ведутся работы по его восстановлению.

Ещё одно корпоромузыкальнос проявление - «тыпырзау» {башк. -дробь ногами), - распространенная форма традиционного обряда, описываемое в самых ранних источниках. Чаще всего тыпырзау построено на подчеркивания ритмо-артикуляционного строения мелодики ударами (притоптывание?;) ног в наиболее ярких акцентах наигрыша.

Башкирские обрядовые пляски с использованием специфических дробей ногами имели языческую основу. Магическую роль при изгнании болезней имели круговые обходы больного «шайтан курэзэ» {башк. - бесо-гонитслем), с громким топотом, стуком о металлические предметы, ударами плетками, пропитанными конским потом, песнями-заклинаниями и даже выстрелами из ружей. В разделе дано описание свадебного обряда, в котором использовались шумящие идиофоны «Калай» {башк. - полоса железа) и «Батмус» {башк. - поднос). Считалось, что чем громче дробить каблуками - тем богаче будет жить семья. При этом значение имела и высота танцевальной площадки. Чем выше место - тем ближе к небесным божествам и благополучию в плодовитости.

Третий вид корпоромузыки - «звукоподражание», - отмечен в ранних письменных источниках конца XVIII века и сохранён до настоящего

времени. Так в 2012 году в Учалинском районе от информатора Н.К.Ханова автором были записаны примеры этого традиционного искусства (подражания звукам природы, голосам диких и домашних животных, птицам, шуму леса, звуковой палитре сельской жизни и т.д.).

Все описываемые в главе II музыкальные инструменты, применяемые в обрядах, были сведены в таблицы.

Делается вывод, что в большей части календарных и семейно-бытовых ритуалах широко применяются музыкальные инструменты, как специальные, так и общенациональные. Отдельно отмечается роль исполнителя-инструменталиста, которому, благодаря особым способностям хранить и передавать информацию невербальными средствами, часто приписывались фантастические свойства и умения общаться со сверхъестественными силами.

Некоторые национальные обряды в настоящее время подверглись значительной трансформации, связанной с исламизацией, урбанизацией и культурной глобализацией, появились новые праздники, часто заимствованные, а от традиционных в ряде случаев сохранились только следы. Однако все это можно рассматривать не как деструктивное вытеснение национальных традиций, а как заимствование, которому предстоит значительная адаптация.

В третьей главе «Классификация и функциональная характеристика обрядовых музыкальных инструментов» рассматриваются 54 музыкальных орудия башкирского этноса, которые чаще всего используются в традиционных обрядах. Все инструменты сгруппированы по четырем классам согласно структурной классификации Хорнбостеля-Закса: идио-фоны, мембранофоны, хордофоны и аэрофоны.

8 из них описываются впервые.

Идиофоиы представлены группой кубызов (агас-кубыз, тимер-кубыз. каурый-кубыз), а также трудовыми, прикладными и функциональными идиофонами: салгы (башк. - коса), «кылыс» (башк. - сабля), «кайрак таш» {башк. - точильный камень), тукмак, кынгырау, шакылдак, калак, «батмус» (башк. - поднос), «бизрэ» (башк. - ведро), «калай» (башк. - железо для покрытия крыши), шумящими подвесками (сэсмэу, сэсбау, ургес, шонгор, кабырсак, комбэз) и др.

В разделе даётся их этноорганологическая характеристика.

Мембранофоны. В данном разделе отмечается, что специальных национальных мембранофонов, используемых в обрядах, мало. В легендах и сказаниях сохранились упоминания о традиционном дунгуре, нэккаре и награ (разновидности бубна), столообразном военном барабане дыбыл (тыйбл), фрикционных киле и кобо, а также мирлитоне «каба». Некоторые мембранофоны зафиксированы в современном быту как детские игрушки.

Мембранофоны - слаборазвитая группа инструментов в башкирской культуре. Они в полной мере иллюстрируют одну из национальных традиций башкирской культуры - использование бытовых предметов, вышедших из употребления, в качестве музыкального орудия.

Хордофоны - наиболее характерная обрядовая инструментальная группа, представленная в исследовании фрикционным «кыл-кубызом» двух типов (цитровидным и лютневидным), а также плекторными: «янкыл-кубызом» (башк. - музыкальный лук), «думбырой» и «гэзле» (башк. - гусли, в некоторых районах «гусле», «кэсне»).

В разделе подробно описывается процесс изготовления кыл-кубыза -инструмента баксы (башк. - шаман), а также национальных гуслей, которые наряду с думбырой использовались сэсэнами - музыкантами устной традиции в их профессиональной деятельности. Приводятся выдержки из легенд и сказаний, где происхождение, изготовление и звучаиие нацио-

нальных хордофонов со щипковым и фрикционным звукоизвлечением окружено мистическим происхождением.

Аэрофоны - наиболее многочисленная группа башкирских музыкальных орудий, включающая в себя как собственно духовые инструменты, где колеблющийся столб воздуха ограничен самим инструментом, так и их разновидности, где колеблющийся воздух корпусом инструмента не ограничен.

В этнических обрядах зафиксирована тростниковая флейта «курай», открытые вихревые бызылдак и тоймэ (гожлэк), язычковый хорнай, национальные разновидности флейты Пана («камыш-курай»), окарина («таштургай») и др.

Все затронутые в главе III инструменты объединены по органологи-ческому признаку в таблицы.

В качестве вывода отмечается, что традиционные музыкальные инструменты имеют многозначную функциональность. Легенды и сказания повествуют о необычности происхождения того или иного фоноорудия, мистикой и таинственностью окружен тембр его звучания, а жанровые разновидности репертуара имеют традиционную приуроченность, корни которой уходят в глубину веков.

Некоторые инструменты, ранее активно использующиеся в обрядах, в настоящее время сменили свою функциональность или своеобразно «законсервировались», оставив о себе следы в сказания и легендах. Многие из них перешли в разряд светских, детских и досуговых, а часть нашла применение в сфере академического образования.

В четвертой главе диссертационного исследования «Обрядовые музыкальные инструменты в академическом образовании» из 54 музыкальных инструментов, систематизированных в третьей главе, были выделены шесть идиофонов, хордофонов и аэрофонов, прошедших апробацию

в концертно-испслнительской и учебно-педагогической сфере. Отмечается, что многие приемы звукоизвлечения на них очень трудно обозначить знаками стандартной семиографии, поэтому в академической педагогике часто используется иллюстративный метод преподавания, больше характерный для педагогики устной традиции.

В первом разделе главы IV анализировались основные работы по восстановлению традиционных музыкальных инструментов башкир.

Из идиофонов в разделе затрагивались кубызы (агас и тимер) и салгы (башк. - коса), рассматривались главные направления по адаптации их конструкции и традиционного репертуара применительно к академическому образованию.

Национальные хордофоны здесь представлены цитровидным «кыл-кубызом» уфимского мастера Н.Старостина, в котором совмещены старинная технология изготовления русского гудка и тюркских фрикционных хордофонов. Подробно рассматривается работа разных мастеров над реконструкцией пятиструнного варианта «гэзле» (башк. - гусли).

Из группы национальных аэрофонов выделен «Камыш-курай» -разновидность национальной флейты Пана, который был обнаружен в Га-фурийском районе Башкирии, изучен и введён в исполнительскую практику автором диссертации. Здесь же анализируется восстановительная работа уфимского мастера А.А.Латыпов над разновидностью язычкового хорная, известного под названием «котоусе хорнай» (башк. - пастуший рожок). Мастером реконструировано несколько традиционных башкирских наигрышей, которые удобно исполняются на инструменте, сохраняя национальный колорит, и, возможно, входили в оригинальный репертуар хорная.

Во втором разделе главы на примере аэрофонов «Камыш-курай» и «Хорнай» рассматриваются основные аспекты преподавания традиционного обрядового инструментария в условиях академического образования.

Основная сложность - необходимость письменной фиксации и темперации народных наигрышей, которые в оригинале часто несут микротоновую интонацию. Приводимые примеры расшифровки традиционных мелодий, как слуховым методом, так и с применением цифровых технологий показывает определённую деструктивность данного процесса. Это в свою очередь выдвигает необходимость решения очередных задач, связанных с письменным зидоизменением фольклорного первоисточника (ладогармо-ническим, метроритмическим, формообразующим и др.) по аранжировоч-ным канонам, где импровизации — основному принципу игры народных музыкантов, - отводится крайне ограниченное пространство. В разделе приводятся примеры академической адаптации некоторых характерных инструментальных наигрышей.

В третьем разделе главы анализируются примеры применения в учебном процессе цифровых программных продуктов. Рассматривается практическая работа с автоаранжировщиками, приводятся примеры расшифровки полевых записей с помощью компьютерной конвертации. Впервые в этномузыкологии приводится компьютерная расшифровка пения птиц и ударных идиофонов без определённой высоты звучания.

В Заключение диссертационного исследования делается вывод, что изучение обрядовых проявлений у Волго-Уральских этносов - одна из актуальных исследовательских тем современного искусствознания. Наиболее интересны, но наименее изучены в этой сфере - музыкальные инструменты.

Народные обычаи многочисленны и чрезвычайно сложны для систематизации. Поэтому в представленной работе из значительного числа общих и локальных обрядов были выделены только те, где музыкальные инструменты используются наиболее активно. Чаще всего это - семейно-бытовые, трудовые и календарные отправления, разнообразные по содер-

жанию и отражающие взгляд сельских тружеников на среду проживания. Практически во всех обрядах используется аутентичная и адаптированная музыкально-инструментальная атрибутика в традиционном виде, значении и мистическом отношении к звучащим орудиям.

Несмотря на языковые и культурные различия единство Волго-Уральских народов прослеживается в музыкальных инструментах. Отсюда и многие совпадения в конструкции и этнофонии (способов звукоизвлече-ния и репертуара). В представленной диссертации они рассматриваются как единая система, функционально объединённая традицией обрядовости, проникающей во все сферы деятельности башкирского этноса и развивающейся вместе с ней.

Таким образом, исследование показало следующее:

1. Традиционные обряды башкирского этноса бережно сохраняются и продолжают формироваться даже в условиях урбанизации и культурного глобализма.

2. Башкирские музыкальные инструменты, список которых на время завершения работы насчитывает 54 наименования, имеют непосредственную связь с соответствующими обрядами и развиваются вместе с ними.

3. В процессе эволюции музыкальной культуры башкирского этноса происходила перманентная ротация: своеобразная «консервация» инструментов в этнической памяти (это - легенды, сказания, сказки, песни, следы в инструментальных наигрышах и другие виды устного народного творчества) - возвращение в национальную культуру при появлении востребованности - обратная «консервация» при её отсутствии.

4. Шесть инструментов (идиофоны: кубыз, салгы; хордофоны: кыл-кубыз и гэзле; аэрофоны: камыш-курай и хорнай), получивших в диссертации всестороннее освещение, могут быть внедрены в академическую учебно-исполнительскую практику.

5. Народные музыкальные инструменты, используемые в обрядах, отражают социальную и природно-климатическую среду их бытования, художественные вкусы их создателей, мастерство исполнителей и представляют собой яркие образцы материальной и духовной культуры башкирского этноса.

Научное осмысление рассматриваемого в диссертации феномена обрядового инструментализма выдвигается в первые ряды ключевых проблем музыкознания Башкортостана, открывает новые горизонты инстру-ментоведения и является залогом дальнейшего развития всех видов музыкального искусства.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: В изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Редкие башкирские аэрофоны устной традиции // Проблемы музыкальной науки. - Уфа, 2012. - № 2 (11). - С. 130-133.

2. Инструментальная культура башкирского политеизма // Проблемы музыкальной науки. - Уфа, 2013. - № 1 (12). - С. 66-71.

В других изданиях:

3. Камыш-курай — башкирская флейта Пана // Башкирская этноорганоло-гия: история и открытия / Авт.-сост. Р.Г.Рахимов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. - С. 77-103.

4. Башкирский хорнай. Фольклорный сборник / Науч. сост. Р.Г.Рахимов, вступ. статья Л.Ф.Ишмурзиной. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. - 25 с. -Ноты, фото.

5. Традиция исполнительства на редких башкирских аэрофонах // Лаборатория этноорганологии: межвузовский сборник научных статей / сост. Р.Г.Рахимов. - Уфа: Вагант, 2008. - С. 41-43.

6. Основные направления Лаборатории башкирской этноорганологии // Современное музыкальное образование в полиэтническом культурном пространстве: Сб. материалов Всеросс. науч.-прак. конф. (24-26 марта 2011 года). - Сибай: Издательство ГУП РБ «СГТ», 2011. - С. 75-78.

7. Камыш-курай - башкирская флейта Пана // Родники народного творчества: материалы конф. / Всеросс. научно-практ. конф., г. Октябрьский, Респ. Башкортостан, 27-29 октября 2010 г., Октябрьское музык. уч.-ще. - Уфа: РУМЦ МК РБ, 2011. - С. 31-33.

8. Башкирские гусли «гэзле» // Произведение искусства в контексте художественной культуры: сборник статей Всероссийской с международным участием науч.-практ. конференции 29 ноября 2010 года / ред,-еост., автор вступит, ст. И.В.Алексеева. - Уфа: УГАИ им. З.Исмагилова, 2011. - С. 230-233.

9. ... И еще об «Узорице» II Фольклорный ансамбль «Узорица»: 30 лет. Сборник материалов и статей / авт.-сост. Р.Г.Рахимов, И.П.Рахимова. -Уфа, 2012.-С. 36-37.

Ю.Инструментальная культура «мэжусилек» в литературных источниках // Родники народного творчества: материалы конф. / Всеросс. научно-практ. конф. по проблемам изучения народного творчества в системе художественного образования, 29-30 октября 2012 г., г. Салават, Сапа-ватский музык. колледж. - Уфа: РУМЦ МК РБ, 2013. - С. 39-44.

Ишмурзина Лилия Фанировна

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ БАШКИР: ЭТНООРГАНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

Подписано в печать 18.10.2013. Формат 60X84/16. Компьютерный набор. Гарнитура Times. Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. - 1,8. Уч.-изд. л. - 1,6. Тираж 100 экз. Заказ № 1044.

ИПК БГПУ 450000, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, За

 

Текст диссертации на тему "Музыкальные инструменты традиционной и современной обрядовой культуры башкир"

Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова

Кафедра этномузыкологии

Ишмурзина Лилия Фанировна

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ БАШКИР: ЭТНООРГАНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

04201364397

На правах рукописи

Научный руководитель: Р. Г. Рахимов

доктор искусствоведения, профессор

Уфа-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ................................................................................ 3

Глава I К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ БАШКИР В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДОВЫХ ТРАДИЦИЙ........................................................................

1.1. Башкирская музыкально-инструментальная культура как объект этномузыкологических исследований..............

1.2. Музыкально-инструментальные обрядовые традиции башкир.........................................................................

1.3. Структурная и функциональная систематизация музы- ^ кальных инструментов...............................................

Глава II МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В ТРАДИЦИОННЫХ ОБРЯДАХ...................................... 2У

2.1. Обрядовая инструментальная культура...................... 30

2.2. Корпоромузыкальные проявления............................ 54

Глава III КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРЯДОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ .........................................................................

3.1. Идиофоны......................................................... 67

3.2. Мембранофоны.................................................. 86

3.3. Хордофоны........................................................ 91

3.4. Аэрофоны.......................................................... 102

Глава IV ОБРЯДОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ...................................

4.1. Реставрация и реконструкция музыкальных инструмен-

Izo

TOB.........................................................................

4.2. Обучения игре на традиционных инструментах............ 148

4.3. Цифровые технологии в башкирской органологии....... 160

Заключение ................................................................................. 170

Список 175 литературы

Список тт 194

Нотные примеры......................................................................................................................íyH

иллюстрации

Фотографии................................................................................................................................197

Таблицы........................................................................................................................................199

Приложения 1.Терминологический словарь........................................................................................200

2. Фотоприложение....................................................................................................................206

3. Нотное приложение......................................................................................................225

ВВЕДЕНИЕ

Башкиры — древнейший этнос, издавна проживающий на обширной территории Южного Урала и Поволжья, не ограниченной современными административными рубежами (локально - от Волги до Оби). Самоназвание - башкорт. Первые упоминания о многочисленных башкирских племенах датируются концом первого тысячелетия, к этому же времени относятся и фрагментарные сведения об их культурно-бытовых и языческих традициях [Путешествие Ибн-Фадлана, 1939 и др.].

Изучение башкирской культуры началось в XVIII в. со времён так называемых академических экспедиций [Георги, 1799]. Первое подробное описание музыкального инструментария относится к концу XIX в. [Рыбаков, 1897], но только в последние десятилетия исследования приняли регулярный характер [Ахметжа-нова, 1996; Рахимов, 2006; Зелинский, 2006 и др.]. Полученные материалы показали, что слова исследователя якутской традиционной музыки Э.Алексеева в полной мере применимы и к башкирам, у которых также имеется «...своя социальная почва, свои специфические общественные функции, а, следовательно, и своя эстетика, основы которой во многом не совпадают с положениями эстетической теории, сформировавшейся на фундаменте профессионального искусства европейской ориентации» [Алексеев, с.8].

Многовековая политика российского государства, направленная на ассимиляцию «малых народов», а также события первой четверти XX века наложили свой деструктивный отпечаток на культурное наследие. Некоторые башкирские инструменты (хорнай, донгор, тыйбл и др.) исчезли под давлением доминирующей культуры, оставив после себя только следы в устном творчестве. Сохранившиеся дошли до наших дней благодаря смене функциональности, в частности, с обрядовой на детскую (шогор, хызгыртмак, тоймэ), а с устно-профессиональной на социально-политическую (думбыра - мандолина, кыл-кубыз - скрипка) [Рахимов, 2001].

Подобные трансформации и ограничения привели к тому, что даже в современных академических учебных пособиях по культуре Башкортостана список национальных инструментов ограничивается всего четырьмя наименованиями (ку-рай, кубыз, думбыра, кыл-кубыз) [Галина, 2013].

Башкирская этноорганология, как наука, изучающая народный инструментарий, недавно вошла в число учебно-академических дисциплин музыкальной этнографии. И, хотя первой общепринятой в мировой практике органологической систематике, основанной на подразделении инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения, скоро исполнится 100 лет [Hornbostel, 1914], в России она стала применяться в 80-е годы [Мациевский, 1973; Вертков, 1975 и др.]1.

Благодаря целенаправленному органологическому поиску из забвения были выведены свыше пятидесяти традиционных музыкальных инструментов, которые бережно хранились в культуре башкирского этноса как в открытом, так и в латентном состоянии. Некоторые из них были реставрированы (агас-кубыз, кыл-кубыз), другие реконструированы (думбыра, камыш-курай, гэзле), последовательно проводилось восстановление и их этнофонии.

В процессе исследований выяснилось, что конструкция практически всех музыкальных орудий, материалы, используемые при их изготовлении, тембр и даже динамика звучания окружены мистическим генезисом - проблемой, до сих пор не затрагиваемой в музыкознании.

Национальное музыковедение, многие десятилетия опирающееся на философию материализма, пока не выработало чёткого отношения к данному вопросу. Это во многом связано со слабой разработанностью темы традиционных башкирских обрядов, который обычно рассматривались в контексте языческих верований

1 Параллельно с этноорганологическим методом в учебной сфере продолжает культивироваться так называемый «музыковедческий метод», подразделяющий инструменты по принципам, сформированным на базе академического инструментоведения и инструментовки времён венского классицизма. Несмотря на завяленное в «Музыкальной энциклопедии» «принципиальное различие» [Вертков, 1974] оба направления («органологическое» и «музыковедческое») существуют без каких-либо противоречий.

(анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков и т.д.) [Башкирские обряды, 1997; Руденко, 2006 и др.].

Только в последние годы появились работы, рассматривающие календарные, семейно-бытовые, трудовые ритуалы и традиционные действа как обрядовый фольклор, а некоторые проявления политеизма - как разновидности духовной этнической культуры [Заседателева, 2003; Султангареева, 2009 и др.]. В этих и других исследованиях отмечалось, что наряду с песнями - древнейшим пластом музыкально-поэтического фольклора, - бытуют и обрядовые музыкальные инструменты, которые представляют собой материальные свидетельства прошедших эпох. Таким образом, неразработанность темы обрядовой культуры в башкирской этноорганологии, а также малоизученность значительной части традиционных инструментов, выявленных в процессе полевых исследований последних лет, обусловили актуальность и проблему представленного диссертационного исследования.

Цель диссертации - исследование основных органологических характеристик обрядовых музыкальных инструментов башкир и определение их роли и места в национальной академической учебно-исполнительской сфере.

Объект исследования - башкирское традиционное музыкально-инструментальное искусство.

Предмет исследования - традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка обрядовой культуры башкирского этноса в аспекте орга-нологической систематизации.

В соответствии с актуальностью, целью, объектом и предметом исследования в диссертации были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть функционирование музыкальных инструментов в традиционных ритуалах, праздниках и обрядовых действах;

- проанализировать обрядовые формы башкирского инструментального музицирования;

- охарактеризовать конструктивные и музыкально-выразительные особенности башкирского обрядового инструментария;

- определить место обрядовых башкирских инструментов в академической сфере;

- создать алгоритм изучения традиционного инструментального репертуара цифровыми технологиями.

При решении поставленных задач использовались следующие исследовательские методы:

• метод включенного наблюдения, дающий возможность вести изучение обрядового музыкального инструментария без деструктивного отрыва от традиционной среды;

• метод структурной и функциональной систематизации обрядовых музыкальных инструментов башкир;

• метод системного анализа обрядового инструментария, предложенный Ленинградскими (Санкт-Петербургскими) учеными во второй половине XX века и включающий в себя основные принципы науки «этноорганологии». Теоретические основы нового направления в инструментоведении, базирующиеся на комплексном подходе к «...области этномузыкознания, специально сконцентрированной на проблемах народного инструментализма» [Мациевский, 1987, С.7], вошли в исходные тезисы представленного диссертационного исследования и отражены в заголовке.

• методы комплексного историко-теоретического, обобщающего и статистического анализа, а также иные научно обоснованные подходы к рассматриваемому материалу из области музыковедения, инструментоведения, этнографии и других гуманитарных наук (применительно к заявленной теме).

Источниковая база

Для решения поставленных задач привлекались образцы башкирской инструментальной музыки, самостоятельно записанные автором в процессе полевого поиска, а также документы социологического опроса населения Гафурийского, Кугарчинского, Миякинского, Илишевского районов Башкирии, и Аргаяшского района Челябинской области. Записано и проанализировано свыше

100 песен, инструментальных мелодий и наигрышей, из которых около 30 иллюстрируют основные диссертационные положения.

Материалы показали хорошо сохранившиеся слои обрядовой инструментально-исполнительской культуры, имеющей глубокие корни в местных традициях и развивающейся согласно требованиям времени. Всего в исследовании затрагиваются 54 музыкальных инструмента башкирского народа, которые интенсивно используются в календарных, трудовых и бытовых обрядах.

Восемь из них вводятся в научный оборот впервые.

В основном рассматривались сольные виды исполнительства, но фиксировались и инструментально-ансамблевые аккомпанементы к песням и наигрышам. Удалось выявить и описать некоторые особенности изготовления национальных музыкальных инструментов - камыш-курая, хорная трех типов, гэзле, кыл-кубыза и др.

Кроме этого в работе применялись сведения из историко-этнографических научных работ, содержащих описания инструментария, а также из устного народнопоэтического и музыкального творчества, прямо или косвенно подтверждающих основные тезисы исследования.

Из них наиболее ценные материалы, касающиеся традиционного инструментария, обрядовых наигрышей и методов их исследования, были отмечены в трудах Б.Асафьева, С.Рыбакова, С.Руденко, Л.Лебединского, И.Мациевского, Н.Ахметжановой, Х.Ихтисамова, Л.Нагаевой, Ф.Камаева, Н.Бояркина, ВЛковлева, Г.Макарова, Р.Рахимова, Р.Зелинского, Р.Сулейманова и др.

Использовались прямые и косвенные упоминания о музыкальных инструментах в контексте заявленной темы представленного исследования, которые встречались в работах И.Георги, Р.Игнатьева, В.Бартольда, В.Беляева, А.Жубанова, В.Альбинского, В.Жирмунского, Б.Гизатова, Р.Султангареевой, Г.Хусаинова, и других ученых. Анализировались легенды и сказания башкирского народа, имеющие отношение к исследуемой проблеме, как опубликованные, так и устные, записанные от фольклорных информаторов. Фиксировались все известные описания обрядового инструментального музицирования в художествен-

ных произведениях писателей Г.Белорецкого В.Даля, Н.Крашенинникова и других авторов, а также иные сведения, содержащие интересующий материал.

Широко использовались данные периодической печати и современные информативные системы, среди которых - электронные ресурсы удаленного доступа (^УЖЭД'-сайты).

Информация о традиционном инструментарии башкир хранится в адаптированном виде в детских играх, ведь, по словам А.Эйнштейна «...тайна атомного ядра - детская игра по сравнению с тайной детской игры». Поэтому в процессе работы над диссертацией особое внимание обращалось на детские игры с использованием звучащих игрушек, в которых, при внимательном анализе, можно обнаружить глубокие корни национальных обычаев.

В разделах по реконструкции и реставрации исчезнувших музыкальных орудий анализировалась работа башкирских мастеров В.Шугаюпова, Г.Кубагушева, А.Латыпова и Н.Старостина, а также других известных реставраторов и мастеров-изготовителей музыкальных инструментов.

Научная новизна:

1. Впервые башкирские музыкальные инструменты рассматривались в контексте традиционной обрядовости.

2. Впервые анализировалась методика игры на реставрированных и реконструированных обрядовых инструментах.

3. Впервые расшифровка звучания обрядового фоноинструментария проводилась путём конвертации аналоговой записи в МЮ1-формат.

4. Органологический метод, систематизирующий башкирский инструментарий по источнику звука и способу звукоизвлечения, дополнялся этнофониче-ским анализом.

Практическая значимость состоит в возможности внедрения шести традиционных идиофонов, хордофонов и аэрофонов в концертно-исполнительскую и учебно-педагогическую практику кафедр этномузыкологии и народной художественной культуры творческих вузов. Разработана основа для учебного курса дисциплин специалитета, бакалавриата и магистратуры, изучающих традиционный

инструментарий, среди которых «Народные музыкальные инструменты», «Фольклорный ансамбль», «Инструментоведение», «Музыкальная информатика», «Расшифровка и аранжировка народных мелодий», и др. Созданы предпосылки применения основных положений и выводов диссертации в научно-исследовательской работе специалистов соответствующего профиля.

Апробация результатов диссертации

Общая проблематика, отдельные главы работы, а также диссертация в целом неоднократно обсуждались на расширенных заседаниях кафедры этномузы-кологии УГАИ им. З.Исмагилова. Материалы диссертации имели практическое внедрение в учебный процесс кафедры народного художественного творчества и хореографического искусства УГАИ им. З.Исмагилова.

Реконструированные башкирские инструменты хорнай, камыш-курай, таш-тургай, гэзле, их восстановленный репертуар прошли апробацию на международных конкурсах (СПб-2010, Австрия-2011, Финляндия-2012), а автор представленного исследования за исполнительское мастерство был отмечен званиями лауреата (дважды) и дипломанта.

Основные положения диссертации освещены в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ (Редкие башкирские аэрофоны устной традиции // Проблемы музыкальной науки. - Уфа, 2012. - № 2 (11); Инструментальная культура башкирского политеизма // Проблемы музыкальной науки. - Уфа, 2013. - № 1 (12), в ряде публикаций, список которых приводится, представлены в виде научных статей, выступлений и докладов на Международных и Всероссийских конференциях, а также в монографии «Башкирская этноорганология: история и открытия», глава «Камыш-курай - башкирская флейта Пана» (Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. - С.77-106).

Всего по теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом свыше 7,0 п.л.

Структура работы: Диссертация состоит из основной части объёмом 193 е., включающего Введение, четыре главы, Заключение, Список литературы (229

наименования) и Приложения: 1. Терминологический словарь, 2. Фотоприложение, 3. Нотное приложение.

Во Введении обоснована актуальность избранной темы, охарактеризована степень её научной разработанности, определены объект и предмет исследования, установлены цель и задачи работы, указаны методологическая и теоретическая базы, научная новизна и практическая значимость проведённой апробации.

В первой главе исследования «К проблеме изучения музыкальных инструментов башкир в контексте обрядовых традиций» рассматриваются основные письменные сообщения по заявленной проблематике.

Вторая глава «Место и значение музыкальных инструментов в традиционных обрядях» посвящена функциональной классификации башкирского инструментария. В ней анализируются восемь традиционных обрядов, а также основные корпо�