автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Музыкальный фольклор ногайцев

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Карданова, Бела Баубековна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Музыкальный фольклор ногайцев'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальный фольклор ногайцев"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ГРУЗИНСКОЙ РОЗПУБЛШШ

ГРУЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЙОТА РУСТАВЕЛИ

На правах рукописи

КАРДАНОВА БЕЛА БАУБЕКОВНА

Ч

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР НОГАЙЦЕВ 17.00.02 - Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Тбилиси 1990

Работа выполнена на кафедре грузинского народного музыкального творчества Тбилисской государственной консерваторки им.В.Сараджии'вили. -

НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ: и.о.доцента Е.Д.Ч0Х0ИЕЛИДЗЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЙНТЫ:

доктор исторических наук, музыковед Н.М.МАЙСУРАДЗЕ

"' • кандидат искусствоведения

. ' И.М.ЖОРДАНИЯ '

Ведущая организация: Грузинский государственный педагогический институт имени Сулхан Саба Орбелиани. '

Защита состоится "1990года в ^ часов на заседании специализированного Совета К.092.05.01 но присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Грузинском государственном театральном институте имени Шота Руставели (38000в;г.Тбилиси, пр.Руставели,19).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке. Грузин-• ского государственного театрального института имени Шота Руставели. . А

Автореферат разослан ".-Ж " 1990 г.

^ 1г -

Ученый секретарь ' с,

специализированного совета доц.М.Г.КМАНДАРИШВИЛИ

" * I. ОЕПМ ХАРАКТЕРИСТИКА. ДИССЕРТАЦИИ

; ' Предмет исследования. Данная диссертационная работа посвящена

' т«1 'И.Й i

-йэу'чешго музыкального фольклора погашен. Современнке ногайцы -в прошлом многочисленный народ, для которого не была характерна автохтонность, исходящая из имманентного (кочевого) уклада ис жизни.. В настоящее время они рассредоточена в разных регионах нашей отраны, а также за ее пределами и не икеют единого государственно-территориального образования. Но при этом ногайцы сумели создать и оохранить единую самобытную и бргатуп музыкальную культуру .Однако до настоящего времени данная область духовной сферы народа не являлаоь предметом специального изучения п не находила глубокого и полного освещения в музыковедении.-

Актуальность темы вытекает из необходимости вести актияно работу по сохранению и преумножению национального культурного наследия каждого отдельного этпооа. В этой связи перед музыковедами-фольклористами стоит конкретная и первостепенная задача всестороннего ' и углубленного исследования в области ногайского^музыкального фольклора. Отсутствие не необходимого для зтой цели количества нотных расшифровок ногайских народах пеоен и~инструментальных наигрышей отавит перед музыковедаш-фэльклористами и другие важные задачи -запись и сохранение максимального количества бытующего сейчас ногайского музыкального фольклора. Важно такае провести всестороннее зтномузыкальное'описание всех регионов и локальных традиций ногай- ■ цев, определить их меото в среде этнородственных культур.

Данная работа является первым этапом комплексного исследования югайского музыкального фольклора.

Цель исследования - дать целостное представление о ногайском дузыкальном фольклоре, проводя воесторонк\>е исследование мугзыкаль-юго искусства данного народа и таким образом, подготовить "плат - , [орлу", "оулдамент" .для дальнейших исследований югайского музн ~

>чдышго фольклора в самых разных его направлениях.

Научная новизна выполненного исследования состоит в следувдзм:

- впервые собрано большое количество (более'700) уникальных образцов ногайоких народных песен и инструментальных наягрышей,нигде ранее ие публиковавшихся;

- впервые сделан обзор и критический музыковедчеекпй. анализ тле тжея публикаций по погайокоы^ музыкальному фольклору;

- впервые сделана наиболее полная жанровая классификация ногайских народных песен и инструментальных произведений;

- впервые определены основные музыкально-стилистические ооосеи-ностг ногайской монодии: мелодики, ладообразовангя, ритмики стиха; соотношения мелодики и critxaj, принципов формообразования;

- впервые сделана наиболее-, полная систематизация ногаЧских музыкальных инструментов;

- впервые выявлены стилистические особенности ногайской инструментальной музыки;

- впервые определены эт.чомузыкалыше овязи ногайской музыкальной культуры о кульгурой родственных с ними неродов и взаимосвязи с соседними народами.

Хеогегпческие п методологические источники.Специфика диссертационной работе и поставленные в не» задали побудили автора обра -тигьел к самой разноплановой литературе.

В общетеоретических и обиефольклориотических вопросах автор спирается на труда Еедущих советских ученых: Б.В.Аоа^ьева, Т.С.Бср-япдекой, В,С.Виноградова, И.И.Немцовского, Л.А.Мазеля, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, Ф.А.Рубцовр, А.Б.Р^дневой, Ю.У.Тшяна, ь также ва труда исследователей национальных музыкальных культур: Э.А.Алскоч-рна, Б.М„БеляевР, К.Дшалиева, Х.С.Кутнарева, А.Б.КунапбаевоС,А.И. Гпхаява и других.

Кроме литературы нь русском и'ногайском языках, автором испо зована литература на других тюркских языках, а также дореволюционные и зарубежные источники, написанные на арабской и латинской п.: фике. Помимо этого, в диссертации привлекаются результаты многолетних полевых наблюдений автора.

Материалом исследования является ногайский песенный и инотру -ментальный фольклор. В основном в работе используются магнитофонные записи ногайских песен и инструментальных наигрышей с расшифровками, собранными ею в экспедициях с 1978 г. по 1950 г. в разиш регионах проживания ногайцев, хранившихся в личном архиве диссертанта. Помимо этого, использованц публиковавшиеся в печати нотные записи ногайских пеоен и инструментальных наигрышей.

Практическое значение работы. Результат исследования могут быть полезны представителям разных наук: историкам, этнографом, филологам при изучении различных аспектов ногайской народней культуры и быта. Работа имеет определенную ценность и при сравнительном анализе ногайского музыкального фольклора о этнородствепными и соседними с ногайцаш народами.

Ооновные положения работы ужз длительное время используютоя автором в разработанном ею курсе лекций по предмету "Музыкальный фольклор народов Карачаево-Черкесии" в Черкесском училище искусств. Этот же материал используется и на вузовских курсах по истории культуры КЧАО, при составлении программ, методичеоких поообий по этим предметам, в лекционной работе. ■

Часть собранного материала- отдана меотным профессиональным ком-юзиторам и певцам, хоровым и инструментальным коллективам для по-юлпения их творческого багажа и исполнительокого репертуара.

Апробация работы состоялась на кафедра грузинского народного лузыкалыюго творчества и историк музыки Тбилисской гос.удя петь он-

ной консерватории. Часть результатов исследования апрсоированя на всесоюзной иуэьшоведческой конференции в г.Клайпедо в IStíB г.

Структура рсботы. Диссертация состоит из предисловия,введения, трех, глав,эаключония,списка использованных источников, словаря ногайских музыкальных териинов к ноткых приложений с их паспортными даныши.

II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В предисловии определяются предмет, задачи, цели и методы исслодоваыш. .

Во введении автор счол цзлесооСразныы включить краткую историческую и эпигенетическую справку о ногайской народе, так как его истории известна ограниченнсыу<кругу музыковедов-фольклористов, о чей свидетельствует коизученноегб ¡музыкально ¡i культуры этого , народа.

В работе дастся обзор имеющееся литературы по ногайской'ыузы-

повадлив,фольклору и этнографг..?. При этой отиечается, что иогай-

t / окий народ на сегодняшний день ииеет солидные исследования в области истории, политики, лингвистики,филологии, этнографии,* а по ыузыкильной фольклористке глубоко и серьезные ионографаческио раеоты отсутствуют. Еохь отдельные, кеболыше, хотя и весьма вая-ныз работы ¿Í. Добровольского, В.А.Мошкова (XIX век), а такзд ученых совлекло периода: А.А.Доуровз, Ы.Нигкодэлнова, З.З.Агагншевий. В диссертации деластсч критический анализ их работ.

Из историко-этногрьфичсской и филологической литиритуры, ,в КОт горых затрагиваются проблеин ногайзкоЛ фольклористики, упоминаются груды авторов прошлого века: А.П.Архипова, П.С.Семенова, С.В.Фар-

(¡городского, Ф. И.Кал ельгот одского, Ч.Ч.Валиханова, М.Османова; из советского периода - В.М.Ыирмунского, М.Мутенина, С.А.-Х. Джанибековой-Калмыковой, А.И.-М.Сикалиева. Историческая ценность их работ состоит в том, что они пополнили фольклорный фонд ногайского народа и сделали перше шаги в научном осмыолении ногайского фольклора.

В первом разделе первой главы рассматривр-ггся проблемы классификации посенных жанров, делается обзор трудов ведущих советских ученых-теоретиков, посвященных проблемам йанровой классификации народных песен, определяется методология жанровой классификации народной песня, характеризуется классификация ногайских песен, проводимая ногайскими фольклористами-филологами.. В работе автор предлагает овою классификацию ногайского музыкального фольклора, беря за ее основу три родовых признака: эпику, лирику и драму. Отмечается, что пеоешшй фольклор ногайцев, как и фольклор других пародов, не поддается четкой классификации в связи г тем, что внутри одного рода, жанра или ьида приоутотвуют признаки других категорий фольклора. •

Ногайокие песни содержат традиционные жанры, характернее почти для всех народов мира и специфические, тлеющие свою национальную терминологию, во многом совпадающую с жанрами этнородственннх народов .

Определяются традиционные формы исполнения песен*

1. Монодийное, в котором в опосредованной форме могут прояв -ляться черты скрытой полифонии. .' . ■

2. Диалогическое пение, параллельно о которым встречаются диалогические фермы изложения текста, исполняемые одним певцом (мо-модийно).

3. Хоровое пение, представленное однородным унисонним, т в со-

временном фольклоре смешан;.ым пением; анг-ифонным пением и гетерогенным двухголосном.

Указывается на наличие в ногайских народных песнях устоявшихся мужских ч генских, возраотних и социальных исполнительских традиций, исходящих из жанровой принадлежности исполняемых песен и сода. льно-бытового уклада жизни общества. . , .

Характерной особенностью большинства песенных жанров является их полифункциональнооть, находящаяся в прямой зависимости от бытовых, социальных предназначений, а также их временного (исторического) переосмысления народом.

Рассматриваются основные пеоенные жанры.

Эпика представлена разноплановыми песнями, объединенными в две группы: первая - песенно-оказовый цикл "Сорок ногайских батыров",, вторая - лирико-драматичеокг1 дестаны, возникшие в сравнительно поздний исторический период. В обоих жанровых группах присутствуют общие типологические элементы народной эпики. Подробно рассматри -Еаются структура, функциональность и семантика разделов эпической |.'.елосгрофы. (тирады). Выявляемся, что речитативные разделы имеют свою особенность. Так, на первый взгляд они воспринимаются как свободно импровизируемые разделы. При детальном же ид рассмотрении обнаруживается организованности и оистемнооть. Они представляют повторяющиеся ритмо-интонационные построения формульного типа, несущие определенную семантику - ритмо-интонационную организацию основного наративного раздела мелоотрофы.

Составным компонентом эпических песен-сказов и дестанов явля -<м'ся диалог, на котором строится изложение основного содержания произведения. Интонационной основой песенных диалогов являются с дна, реке два напева - формулы. На них основаны диалоги Еоех пер-аонпжэЯ произведения. Типично наличие в одном эпическом сказе од-

юго формульного Егаеэа. .Поязлейиа го второго напева в этом иуоиз-юдении связано со стремлением сказителя избегать монотонность.

Переходная лирико-эпическая форма включает исторические песни (азных видов: героические, эпико-историттеские, социальные. Из них юобо выделяются маажирские песни, широко распространенное у всех ¡ародов Северного Кавказа.

Отмечается, что преобладающее большинство ..лрико-эпических ие-ен имеет черты песен-плачей, а некоторые содержа', торхествелно-шнлческне интонации. Тексты ряда песен этой группы написаны гро-ессиональными поэтами. ■ Такое двуедпнство-соединение народного напева) и профессионального (текста) особо характерно для совре-енного ногайского песенного фольклора.

Социальные песни объединяют несколько песс ишх групп - рекрут-кие, солдатские и казацкие песни. Причиной появления песен с со-иалзной тематикой является патриархально-феодальный уклад общест-а.

Казацкие песни посвящена народным мстителям, заступник...*- или юдям, ушедшим на чужбину в поисках счастья. По исполнительским радициям они разделены на дав грлшш: песни, созданные казаками песни о казанах. Рекрутские и солдатские пеони бытовали лишь в зх регионах проживания ногайцев, где была распространена воинская эвинность.

Напевы социальных песен представляют .сплав разных музыкальных силей. Нередки заимствования мелодий у других народов.

Лирический род включает трудовые, бытовые, элв^чеокие и сати-1ческие пеови. Трудовые пеони дифференпруотоя по исполнительским эадицияы (муяскиы и женским), исходящим из дифференциации форд зуда в патриархальной ногайской сем е. К распространенным 1 прошил мужским трудовым песням относятся окотоводчесиг песни. 7 но-

гайдев, проживающих на берегах больших рек сохранились бурлацкие лямочные песни, ^поднявшиеся мужским хором в унисон. Из женских трудовых пеоен рассматриваются земледельческие.

Колыбельные и датские песни, широко бытующие поныне, отлича -хгся полифункциональн'оотью. От основной бытовой фикции этих пеоен зависит манера их исполнения. Рассматриваются формы ясполненш и отруктуры колыбельных и детских песен.

Самостоятельную группу обставляют семейные песни, показывающие , конфликты между членами патриархальной ногайской семьи.

Семейные пеони опираются на две основные формы речи - моноло-гичеокую и диалогическую. Песни обеих групп имеют небольшие объемы текстов и однооюкетные композиции. И тексты песен-диалогов и напевы большинства песен имеют воп'росо-ответные структуры. Обязательным в них является наличие мелодико-текстовых рефренов разных объемов. Пеони эти создаются по принципу ритмо-интонационного сопоставления напева и рефрена.

Подробно анализируются любовные песни, песни-состязания (ай-тысы), дияры (шынъ, сарын). Указывается импровизационное начало большинства из перечисленных жанров, определяется их тематика,исполнительские традиции, формы пополнения в быту.

Обрядовая музыка классифицируется автором гак переходная форма от лирики к драме,, так как,игровые я обрядовые действия ногайцев сопровождаются множеством пеоен, относящихся к лирическому роду. Календарная обрядовая музыка включает песня весеннего праздника

V . - '

Чавруз; религгозные песни, приуроченные к празднику Рамазана. К земледельческим относятся песня Первой борозды, песни вызова дождя и обрядовые хороЕогл, распространенные среди молодегя. Большинство календарных и земледельческих песен является хорош-ш колядками. В ни присутствуют основные признаки обрядовых архаичных

жанров - формальность (напев-формула) и оотинатность (рефрен). Формальность представлена наличием в песнях формул-напевов (ФН) с изменяющимися текстами. Оотинатность (Р) предполагает неизменную периодическую повторность мелодико-отихотворных построений.

В ногайских песнях преобладают структуры о последовательностью НФ - Р, но встречаются и более слоиные отруктуры (НФ1 - Р - НОЛ -Р).

Свадебные песни включают разные жанры: плачи невеоты (сынъоув), песни сватов (яр-яр),пеоня-оостязания певцов (айтыс), застольные величальные песни (тилек), благопожелаяия (алгаш), песни открывания свадебного пира (той баолав), песни закрывания пира (той тар-катув).

При рассмотрении песен яр-яр выявляется, что в их основе лежит интонационная формула, представляющая мелодико-стихотЕорный ргтм, который является "как бы ритмическим остовом песни, ее существенной ритмической канвой"-'-.

Выявляются устоявшиеся типы микроструктур в застольных песнях. Среди них встречаются построения, в которых две порвые мелодико-стихотворные строки остаются неизменными, они представляют рефрены (принцип остинатности). Вторые разделы, две последующе молодако-стихотворные отроки, представляют формулы! ость (НФ): Р - НФ.

Они могут подвергаться различным модификациям.

Выделяются и другие тшш микроструктур, которые имеют иное расположение разделов., -ь / .

■ Похоронная музыка является наиболее драглатичной частью ногчй -окого фольклора. Она представлена несколькими циклами, каждая из которых имеет определенную семантику: хошласув - предсмертное прощание человека с низнью, родными и'близкими; зстиретв - оповещиние

I. Л.Мазель. О мелодии.-V,,, I952.-o.2I7. •

о смерти близких умершего; бозлав - похоронный плач, исполняемый в доме покойного в первые три дня после его имертк; йоклав - песни-воопомш'лния, созданные и исполняемые после похорон; юбантув - пес-ни-утешечия, успокоения близких умершего.

По исполнительским традициям обрядовые бозлав (песни-плачи) делятся на.две разновидности: I) плачи-импровизации, созданные близ-гш.ш покойного; 2) "классические'1 плачи, созданные народными профессиональными плак~лыцицами-бозлавши. Обе группы имеют отличительные особенности. Поэтические тексты "классических" бозлав представляют собой "клипе", исполняемые бозлавши многократно, так как в них отсутствует приуроченность к конкретному человеку, а приуроченность прослеживается по возрастным, половым, семейным или социальным признакам. Вторая группа бозлав создавалась для конкретного • человека и в них обязательным является наличие конкретного имени умершего и его близких. Особенностью бозлав этой группы является наличие двусдинства: а) эмоционального (словесно-интонационное выг-рачение душевного состояния поющего и других близких покойного); б) наративного (подробное описание момента смерти покойного, его взаимоотношения с окружающими людьми). Оба начала в бозлав сочетаются. Выявлены разные композиционные типы песен-плачей с опреде лением их семантической дифференциации. Подробно рассматриваются устоявшиеся формы пнтонироЕанпя разных видов песен-плачей. В за-т ключении раздела делается обобщение по песенным жанрам ногайцев. Бее положения и утверждения в диссертации подкрепляются нотными примерами, схемами п ссылками на определенные источники.

Во втором разделе первой главы "Музыкально-стилистические особенности ногайских песен" рассматриваются основные компоненты ногайской народной песни. Автор выявляет, что за дтательный путь исторического развития в музккальеой ккилении ногайцев с£орг.шрсва-

"Оь устоявшиеся специфические му зы ка л ь н о -с т и лис т ич е с ки е элемент.

Мелодика песен находится в прямой зависимости от ее жанровой принадлежности. Она колеблется от коротких простых речитативных фраз до широких мелодических построений. Наиболее характерными являются три типа мелодических контуров: нисходящий, восходяще-нисходящий и волнообразный.

Важную роль в мелодике играет функциональность, проявляемая на макроуровне (между ыелофазами). Определяются, несколько типов мело-сгруктур, отличающихся наличием разного количества мелодичеокгх фаз: I. Однофазные мелоструктуры, имеющие нисходящие мелодические контуры, начинающиеся в верхней грани звукоряда' и. постепенно спускающиеся к ее нижней грани. 2. Двухфазные мелоструктуры,состоящие из двух мелодических построений нисходящего '.ила о ярко выделенными каденциошшми окончаниями. В них границы между-двумя фазами определяются восходящими скачками. 3. Трехфазные мелодические структуры, в которых первая фаза имеет экспозиционный характер и несет функцию мобилизующую внимание слушателя, вторая - наратир-иая (сюжетное развитие песни), представляющая речитацию на двух или более звуках; третья фаза, каденционная - итог ранее изложенному .

Рассматриваются все встречающиеся в песнях интервальные сопряжения и возможные семантические модификации интервалов одинаковой величины в зависимости от их местоположения, направления, ритмической организации. Выявлено, что в интонационном оформлении песен принимают участие все диатонические интервал!''ые сопряжения. В ногайском песенном фольклора они представлены неравномерно ч неравнозначно. .

Основными средствами теьгагическоа. J развития мелодии явл--,отся -чгпевания, опевания звуков, повторность на разныз' уровнях (от от-

дельных мелодических фраз до целых построений}» Повторность предполагается трех видов - товдеотвениая, вариантная и реже секвент-

ная. ■

Лад. В ногайских песнях ладозвукоряд складывался в результате длительного пути исторлчеоког'о развития от элементарных трех-че-тьрехступеншх поповок до сложных ладовых систем.

Малообъемные ладозвукоряды представлены трихордами, пентахордами и гексахордами. Они разделяигоя на две группы ладозвукорядов, развивающихся параллельно - ангемитоновые и гемитоновые (диатонические лада).

Ангемитоника встречается в трех видах. - трихорд в объеме большой терции, пентатоника, пентахорд в объеме секста с пропущенной второй ступенью. В ногайских песнях обнаружены два вида пента-тоник:малотерцовая с большой секстой от тоники (или малотерцовая большесекстовая); 2) с малой тонической терцией и малой септимой от тоники (или малотерцовая малосептимовая).

Пентатонные лады образуются путем сцепления двух попевок, в которых опорные' звуки не выделяются иэ-за отсутствия полутоновых тяготений (центростремительных сил). Определить в них опорные тона можно по другим признакам - временному, ритмическому и количественному выделению опорного тона, выделению этих звуков путем опевания. Пентатонные напевы могут иметь расширенные звукоряды за счет октавных удвоений нескольких звуков первичного звукоряда. Расширенные ангемитоновые звукоряды образуются и путем сцепления первичных звукорядов.

К ладам ногайской народной музыки относятся лады с субквартой. В их числе как малообъемные попевки о квартовой интонацией, так и болыиеобъемше звукоряды с аналогичной интонацией. СубквартовнО .•звукоряда с,малым амбитусом могут входить в более слошше ладовые

¡истеки ч в них квартовый интервал служит остовом для нового ладо-зого образования.

Наиболее объемной частью ногайской ладовой системы является ге-штоника. Малообъемнне гемитоновые ладо звукоряд*! встречаются в виде тетрахордов и пентахордов, тетрахордов в объеме квинты о пропущенной второй ступенью. В данной главе рассматриваются большеобъем-■ыч и гиполадовые системы, также-характерные для ногайских ладосио-■ем. При описании перечисленных ладозвукорядов выявляется их жанро-:ая принадлежность, динамика образования, и.внутриладовая функцио-альность.

В ногайских песнях преобладают монотоникальные системы, пред-олагаищие наличие одного опорного гона. Помимо этого, в ногайских адосистемах возможно наличие одного или нескольких побочных опор-ых юное, строящихся на верхнемедиантовом, верхнеквартовом и вер-неквинтовом звуках ладозвукоряда.

Для ногайских народных песен характерны однозвенные, двух, трех чегырехзвенные системы. Однозвенные (первичные) системы представ-ены в большем количестве, остальные системы образуются путем оое-янения первичных звеньев. При этом возможны оцеплейия звеньев, в эторых общие звуки отсутствуют. Образование зЕукорядных систем ■ ?тем перекрещивания первичных звеньев предполагает наличие у этих зеньев произвольного количества общих звуков. Рассматриваются об- . азования двух, трех и четырехзввнных систем. Отмечаетоя, что трех-?еннне систеш сложней даухзвенных. Общие звуки в них появляются ¡иду двумя звеньями, чаще же образуются общие звуки между тремя •еньями. В четырехзвешшх системах, помимо наличия соединений пу-!М сцепления-или перекрещивания, возможны соотношения звеньев, в иорых одно из звеньев расположено на расстоянии от остальных еньев и не имеет с ни.ш общих звуков. ,

Определенная роль в ладовой системе отведена модуляциям и отклонениям. Чаще они совершаются между ладами о разными тониками при общих звукорядах. Типичны сочетания одноименных и разноименных ладов, при сочетании которых получаются традиционные соединения -секундовые, терцовые и кварто-квинтовые.

В установлении ладотональной сферы и определении ее основного (тонического) устоя важную роль играют начальные интонации - за-;чшш, в которых тоника лада вводится разными путями: поступенным ходом от пятой ступени к первой; скачком от пятой ступени к первой; ! первая ступень появляется только в конце первого построения или в конце всей песни. Преобладающая же часть песен начинается с тонического звука*

Выявляются устоявшиеся типы каденщюнных окончаний. Основная их масса заканчивается на тоническом устое и сильной доле такта.

Подход к конечному уотою в каденционных окончаниях достигается разными путями: нисходящи}.; скачком от разных ступеней лада к устою, каденционнш оборотом, камбиатного типа, квартовым трихордом,квинтовым трихордом. Кадеяционные окончания могут представлять построения зеркального типа, а также различные опевания тоники.

Между зачинами и каденциошшми окончаниями прослеживается опре-. деленная ритмо-интонационная связь. Так, оба раздела ритмически или мелодически повторяют друг друга или же противополагаются:

I) каденция представляет точное повторение зачина; 2) каденция является продолжением на расстоянии мелодического движения от верхнего регистра0к нижнему; 3) мелодическое *вие ние каданса представляет противодвижение зачигу по принципу зеркального отражения, ритмическая же организация построений при отом может илаватьоя свободной. ч''

Метроритмическая' сгрутура. За определенный пссенными жанрами

ми закрепились устоявшиеся ритмические формулы. Типичным почти во Есех жанрах является наличие триолей, роже дуолей и квинтолеЗ. Часто простые длительности сочетаются с разного рода сиикопаыи и усложненными рптмачи, мелизмами и глссоандирова::пямя. Особенностью многих ногайских песен является акцентирование в них олабкх долей такта. В ряде случаев происходит замедление ритмической пульсации в заключительных фразах, завершающееся остановкой на последне:" и самой длинной ноте.

Взаимосвязь мелодии и стиха. Доминирующим компонентом во многих песенных жанрах является стих, мелодия же представляет лишь своеобразную канву стиха и играет в песне подчиненную роль.

Наиболее типичными проявлениями их взаимосвязи являются различные трансформации построений (их сужения или расширения). К средствам расширения построений относятся вставные слоги, слова или группы слов, часто асемантического типа (глосалалип), функция которых зависит от конкретного песонного канра и их расположения в напеве. К средствам расширения песенной строки относятся дробления длительностей нот, чаще на третьей или четвертой долях. Исходной стихотворной структурой часто является сеиисложник,' который делится на две слоговые группы (4 + 3). Дробления звуков семпсложника дают новые более крупные ритмические структуры - восьмисложник, девяти-слойник, десягисложник. Одиннадцатисложник образуется путем добав- . ления к семисложнику чсткрехслогоЕой группы. Сужение песенных мело-строк происходит путем усечения слогов семЕслоншпса, чаще четвертого или последнего. Распространенными средствами сужении мелострок являются часто элизии и вкпевания слабых неудар[шх гласных в середине слов, приводящие к слиянию двух соседних слогов в один.

Параллельно с сенислошшом и его разшт модифшеацилгли суще -ствуыт са/.остоятелып-е стихотворце структуры с различииш количества:'.и слогов.

. 16

Ногайокяе народные песня отличартоя многообразием форм. В них преобладают нзслокные структуры. Их фондообразование происходит путем соединения нескольких мелодических элементов (мелофраз). Наиболее распространенными являютоя одночастные построения, в которых одно мелодическое построение укладывается в одну строку стихотворного тепота (однострочные.напевы). Двухэлементные построения укладаваютоя в две отроки стихотворного текста, образуя двухстрочную песенную форму, чаще вопросо-ответного типа. Рассматриваются и другие формы: I)' двухэлементные о четырьмя мелодаческлми фразами: а а ва; 2) о тремя элементами и четырьмя фразами в разных соотношениях: а) о повторным первым элементом: а а в с ; в) с вариантным повтором второго элемента: а в в^ с; в) с вариантным повтором третьего элемента - а в о с1 и другие..

Во второй главе' рассматриваются музыкальные инструменты (первый раздел) и инструментальная музыка (второй раздел).

Во вводной части первого раздела приводятся тлеющиеся фрагментарные этнографические и Архивные описания ногайского инструментария о ХУШ века до наших дней. Указываются происшедшие эволюционные процеосы, бытовая функциональность, метода изготовления и спо-ообы звукоязвлечения ногайских музыкальных инструментов.Отмечаетоя, что на протяжении длительного исторического пути ногайские музыкальные инструменты претерпели эволюционные изменения. Одни инструменты уходили из бытования, потеряв свою утилитарную функцию и на оегсдняшяий день полностью йочезли. Некоторые инструменты заимствованы от соседних народов."Прошшн/а в Зыт людей в сравнительно абздний период они еытеонюп. более древние традиционные -музыкальные инструменты. '; 7 Ч 7 " ' '

■■ Веоь инструментарий народа состоит из разновидностей идиофонов., хордофоьив, -а&рофоноь я кемйрафоЕов.

Аэрофоны представлены инструментами: сыбызгы, сыбызнк,муюз,сур-най, коькрек сурнай, карнай. Хордофоны включают инструменты: кылкобыз, домбра, дутар, гармоника (кобыз). Ндиофоны объединяют: шынъ кобыз (варган),. асатаякъ, шакыд^двыкъ (трещетку); мембрафонн: давылбаз (литавру), дел-дал (бубен), доул или думьбирдек (барабан), кабал (больно3 бубен).

В период военного феодализма у ногайцев, как и у многих народов Средней Азии и Казахстана, существовал военный оркестр, в который входило несколько инструментов - сурнай, карнай и давылбаз.

Делается утверждение, что геогргфия распространения инструментов между различными локальными группами Ногайцев неравномерна и неравнозначна. До настоящего времени сохранена дифференциация исполнительских традиций, хотя она не всегда была строгой.

Произведения для музыкальных инструментов имеют разную природу Егзникновения - вокальную, собственно инотрументальную и многие из них тлеют конкретную бытовую функционаг'.ную направленность.При всем своем многообразии инструментальная музыка в количественном отношении уступает вокальной. В настоящее время разнообразные формы инструментальной музыки сохранены у дагестанских я астраханских ногайцев, у кубанских ногайцев встречается, только игра на гарюняке.

Духовые произведения предетавлены наигрышами на сыбызгы и на мугоз. В эту группу входят программные произведения, широко распространенные в прошлом; наигрыши, связанные с чабанским трудом.

Струнная музыка состоит из произведений трех видов: программных сазоЕ, танцевальных и песенных наигрышей (тартув).

Домбровые сазы отличаются тематическим и эмоциональным разнообразием. Однако, в них отсутствуют зарисовки портретных характеристик, как и в домбровых клях казахов ь других народов.

Когайокая допбровая музыка сочиняется в бурдонном двухголосной ,

.¡.о

ск:-^ . -лчсеторых случаях сочетающаяся с подголосочной полило -нией, доходящей до полной самостоятельности второго голоса. Бурдсн-ное двухголосно в них представлено двумя видами: I) развитым ведением г.:елодаи на верхней струне, при сопровождении ее выдержанным зв; :сом верхней Струны. Движение параллельными интервалами не характерно. Начальные вступительные разделы сазов тлеют разные объемы. Их основная функция - утверждение опорного тона лада или же настройка обеих струн. Они несут определенную коммуникативную функцию, мобилизуют внимание слушателей.

Отмечается, что формообразование сазовых произведьний происходит путем соединения нескольких,небольших разделов, чередующихся между собой.

Танцевальные домбровые наиг£ипш по форме проще программных. В их основе лека'. пЬстроения квадратного типа о четким танцевальным ритмом. . ' "

Песенные наигрыши являются переложениями на домбру песенных мелодий, их формы соответствуют песенным формам.

Гармошечные наигрыши делятся на три группы: обрядовые 'свадебные, танцевальные и несенные наигрыши(тартув).

Обрядовые наигрыши приурочены к определенным моментам свадьбы: исполняются при выводе невестп из родительского дома (таьвкеше тартув), при знакомстве невесты с родственниками мужа, причащении к очагу (бет йылытув тартув). Их функциональное предназначение, сводимое ч эмоциональному акцентированию особенностей данных сва-. дебных актов, огределявт торжеотввнно-праУ-даичный характер их зву-

.. о

чаняя. . ...

1анцевал1ив гарм'печные наигрыши отличается мелодг иокой неразвитостью „ доминированием в аих ритма, звучащего оинхронно о ритмом танц...

Песег ше наигрыш представляют переложения на гармошку вокальных мелодий, в основном лирического склада.Они имеют широкий диапазон звучания, исходящий из их вокальной природа. Гармошечные наигрыши,' появившиеся в поздний исторический п-риод, внеся новое гармони -чески-функциональное интонационное мы. ление, ранее на характерное цля этого народа. Таким образом, функциональность и истоки инстру-лептальных произведений определяют их суботрат - основную стр итель-1ую ячейку (мелодическую или же ри^пческуга). В танцевальных паи-

I ■ ■ ■

грышах основным строительным субстратом является ритмопнтонацпя,в 1роизведениях песенного происхоядениячделоинтонация.

Границы между разделами в инструментальных произведениях всех групп определяются по множеству признаков: по каден"иоиным оконча-)иям, выделяемым путем увеличения длительности конечного звука [редадущего раздела; по новому тематическому материалу;' по новой ■актуре; по переходу в другой высотный регистр; по повтору ранее шучавшего построения и другим.

В данном разделе рассматриваются также произведения для воен-:ого оркестра, зафиксированные диссертантом в вокальном исполнении,'"-то могло внести в подлинное их звучание некоторые,модификации.'

В третьей главе рассматриваются этнемузыкальные связи погайцев ' родственными народами Средней Азии и Казахстана. Для выявления 1 . тнического родства ногайцев с народами Средней Азии и Казахстана ; , втор привлекает множество утверждений других наук этнически срав- ', [«.ваемых народов (истории, лингвистики, археологии, антропологии).

Для утверждения эгномузыкальных 'связей ногайцев о казгхами.ка- V акалпакамп, киргизами и другими народами 'выявляются общие эле- V ;нты в их музыкальном фольклоре: песенных и инструментальных яан- . ах и их формах бытования, в функциональна назначении, содержании,' , ревнооти бытования; выявляются общие типологические принципы муж-;

кальногс :.;..'ош'.ропа.лк.

И главе приводится таблица музыкальных инструментов и состав военного оркеотра сравниваемых народов, дается их внешняя и внутренняя характеристика. Утверждая общность инструментария этнород-ственных с ногайцами народов, автор ссылается на высказывания других исследователей.

Отмечается, что идентичность обрядов влечет за собой наличие у них схожих, но не идентичных, обрядовых песенных типов. Сравниваются все обрядовые песенные жанры с.анализом общих типологических признаков мелодики, ладов, ритмики и фондообразующих структур. Отмечается, что на свадьбе у них бытовали общие типы песенных жанров, приуроченных к определенным моментам свадебного обряда. К числу песен свадебной обрядности у всех народов относятся песни-плачи невест, исполняемые при отъезде ею в дом жениха.

Широко распространены у этих же народов диалогические формы исполнения песен и песни-состоязания. Общей у всех народов является их функция - выиграть в оостоязании. Б оонове песен типа "Яр-яр' у всех народов лежса. общетиповые ритмоинтонационные формулы, являющиеоя ритмической основой песня и в оонове которой лежит се-миоложнкк или в редком случае шестисложпик (как модификация оеми-сложника). Характерным элементом в данном песенном жанре у всех народов являемся наличие общетиповой ладоформульности, имеющей однако овои локальные особенности.

Общгл черты присутствуют в г.коронной обрядности. У них бытуют

общие жанры: Роклав (у ,югайцев), жоктау (у казахов), жоклау (у

л ■

каракал шов), жохтав (у киргизов) и другие. Большинство плачей у

эткородогЕ'нных народов имеют близкие типологические принципы ин-

хоннров. аия и формообразоь*лия.

Совпадает у пере-ц деленных народов и эпический фольклор. Так у

большинства дародов эпические песпи содержат общих героев. Во многих олучаях в этих произведениях совпадаю? и сгаяты. Распространение общетпповнх иапеьов ореди них пока не обнаружено. Однако имеются общие строительные отруктуры. .

Общие условия быта, труда определили и общие типы трудовых песен: песни табунщиков —-йылкышы йыры (у ногайцев); жылкышы анчи-(у казахов); жнлкычынын йыры" (у киргизов). Выявляются общие элементы и в музыкально-стилистических компонентах народных пеоен и в приемах их интонпровспия. Встречаются общие ладоэвукоряды: с субквартой; большеобъемные звукоряда, образованные от первой ступени о усгоем внизу; гпполадогые, в которых устои перемещены в середину звукоряда и часе Есего начинающиеся о пятой ступени.

У ногайцев и татар совпадают некотоше вида пентатоник: I)иаютерцовая с большой секстой от тоники; 2) о малой тоничеокой терцией и малой септимой от то!шки. По при этом от:.:ечг\:тся, что вот: в татарских песнях пентатоники встречаются преимущественно в расширенном виде (о октазнымп удвоениями нижних звуков звукоряда), го в ногайских песнях чаще встречаются варг.алты п*!оен о пемтатон-пими зрукорядамл в количестве пяти звуков.

Для всех названных народов характерен общпй тип акцентировки па слабой доле такта, с постеленнгм замедлепгем ритмической пуль-загшн.с остановкой на самой длинной ноте напева.

Выделены общие черты мелодического движения в песнях в особен-'¡ооти интонирования ногайских и казахских пссен.

В данной главе автор проводит танке сравнительный айг.ллз запг-зей ногайских песеп про:плого столетия с современными записями. 1рпчем сравнивается песни ногайцев, прожквавыи:: з разки:: географл-«ских регионах и в чих обнаруживается сходство всех песенных композитов.

¿сдается утверждение, что интонационное мышление ногайцев ох-ллчаетоя устойчивостью во временя и интонационным сходством разных террлториально-географдчеоких регионов.

Бо вторам разделе третьей главы прослеживаются музыкальные взаимосвязи ногайцев с соседними народами - черкесами, карачаевцами, балкарцами, русскими и другими. Отмечается, что причинами этих процессов являются разные факторы: их территориальное соседство,торговые контакты, межнациональные браки, отчасти ьаличие общих этно-генегических компонентов, языковое родство и другие.

Указывается, что взаимосвязи проявляются на разных уровнях - наличии идентичных обрядов и общетиповых (но не идентичных) приуроченных к ним пеоен и инструментальных наигрышей. Проолежкваются общетиповые черты в интоЕШровании и формообразовании ряда песенных жанров, процессы заимствования многих десен ц инструментальных произведений.

Б заключительном раздела диссертации подводятся основные итоги доследования. Проводится мысль - чтобы иметь целостное представление о музыкальной культуре нации на достаточно рассмотрения одного '•«ли кеокольких ее компонентов. Для этого необходимо комплексное -.'саотороннее исследование всех ее элементов. Несмотря на большую изолированную территориально-географическую рассредоточенность, ногайский народ сохранил, овои самобытные и единые истоки интонационного мышления. При этом, в разных географических культурные регионах имеются свои индивидуальные легальные особенности, исходящие из конкретных географических и бытовых условий жизни народа, взагмоовязей о другими этническими культурами.

Определяется, что корни ногайской музыкальной культуры уходят к общей среднеазиатской культуре, определяется ее меото среди эт~ неродственных культур.

Таюш образом, данная работа является- начальным этапом серьез-

пого всестороннего изучения музыкальной культуры ногайцев.

Публикации ко теме диссертации:

I. Музыкально-стилистические особенности ногайских песеп, -Черкесок, 1989, I п,л.

стихи, игры, загадки и послопшщ (на ногайском языке).-Черкесск, 1989, 2,9 п.л.

3. Запись к обработка народных мелодий.-Ногайские мелодия. Девять гаргошечних наигрышей /ДНшЙ гар.< он ис г. -Лльбом пьес I» обработок. - и.: Советский композитор, 1550. - о,53,55-64.

2. Как-как, каргалар (Галка-галочки). Народные детские песни,