автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Мышление масс и социальная мифология
Текст диссертации на тему "Мышление масс и социальная мифология"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
Диссертационный совет по философским наукам (шифр К 053.05.82)
Коптелова Ирина Евгеньевна
\
МЫШЛЕНИЕ МАСС И СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ
Специальность 09.00.11.- социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 1998
\
СОДЕРЖАНИЕ
Страница
1 НII пгчшс 1
Ж. • ^ Я у Ж.Я.%1 М. »М. *Д V
2. Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИФА И МИФОСОЗНАНИЯ 11
2а. §1. Мифология: ретроспективный анализ. 17
26. §2. Иррациональное: человек и его тень. 47
3. Глава 2. ФУНКЦИИ МИФА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ 61
^ о N 1 [-1 \ о тж агттЛ\ ЬЧ ^а. ^ х. иа)ла ы ишф
36. § 2. Мифологическое мышление в преодолении
экзистенциальных синдромов 74
лв 8 3 Мышление масс 90
" О —
3. Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МИФЫ И
ИХ ТЕХНОЛОГИИ 129
4а. §1. Миф и язык. 135
46. §2. Стратегии пропаганды коллективного внушения. 145
4в. §3. Миф и вожди масс. 151
5. Заключение, о. Библиография
167 171
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы.
Фундаментальный анализ социально-политической культуры и сознания общества, детерминант политического поведения невозможен вне характеристики социальной мифологии. Исследование данного феномена актуально как в теоретическом, так и в социально-практическом аспектах. Хотя человечество участвует в процессе социального мифотворчества на протяжении многих тысячелетий, содержательно-смысловые и формально-структурные особенности функционирования социальной мифологии изучены недостаточно.
Вопросы о возможности использования мифа в целях консолидации общества, о функциях, сущности, месте и роли социальной мифологии в современных условиях, относятся к разряду остродискуссионных и актуальных проблем, вызывающих споры специалистов различных областей знаний - философов, психологов, социологов, антропологов, филологов, культурологов, которые обнаруживают порой диаметрально противоположные оценки и позиции.
В отечественной литературе до недавнего времени большинство работ, затрагивающих те или иные аспекты социального мифа, выстраивалось в соответствии с принятыми идеологическими и информационными «табу». Социальный миф оценивался упрощенно, как фейюмен, присущий исключительно буржуазному сознанию и в этой связи интерпретировался в основном как специфически создаваемая система лжи и фальсификации в целях апологетики интересов господствующих классов и защиты соответствующего строя, «одурманивания» и «оболванивания» масс. Буржуазная идеология и социально-политический миф тем самым отождествлялись и образовывали единый синонимический ряд.
В социально-практическом плане необходимость исследования социально-политической мифологии обусловлена конкретно-историческими обстоятельствами, переживаемыми современной Россией. В периоды реформаций, общественных кризисов актуализируется и активизируется производство и распространение мифологем, способных преодолеть нарастающую неопределенность ситуации, воссоздать иллюзорный образ непротиворечивой реальности, обеспечить идентификацию индивида с надличностными общностями. «Смутное время» в развитии социума всегда связано с деструкцией прежнего мифического пространства и потребностью создания нового. Теоретико-методологический анализ социальной мифологии может оказаться полезным при разработке программ оптимизации социального управления.
Таким образом, актуальность исследования феномена социальной мифологии характеризуется переплетением теоретических проблем и практических задач.
Степень разработанности проблем и теоретические источники
Миф был предметом размышлений философов и историков с самого начала зарождения философии. Однако, миф как особая форма освоения действительности, присущая массовому сознанию, стал исследоваться лишь в конце XIX века. С этого же времени начинается формирование относительно самостоятельной области исследования, предметом которой выступают социальные мифы, закладываются основные направления анализа. Одно из них восходит к Ф. Ницше, обозначившего миф как необходимый горизонт человеческого сознания, другое - к Ж. Сорелю, акцентировавшему внимание на инструментальном, прагматическом аспектах социального мифа. Критически анализируя различные формы идеологии как ложного сознания, К. Маркс подошел к исследованию социального мифа.
Предпосылкой изучения идеологических феноменов с позиций теории мифа послужили подходы, намеченные английской антропологической школой (Д.Фрезер, Э.Тайлор), получившие позднее законченное выражение в ритуалистическом функционализме Б.Малиновского. Он доказал, что миф в архаических обществах выполняет функции поддержания порядка, традиций и непрерывности племенной культуры, санкционируя и оправдывая социальные установления. Аналогичные идеи были высказаны Э.Дюркгеймом в рамках изучения ранних форм религии.
Инструментальное истолкование социальной мифологии получило развитие в работах Р. Барта, Р.Нибура, Дж. Маркуса, А. Сови, В. Парето, А. Грамши и др. Рассмотрение социально-политической мифологии как компонента идеологии, либо сведение последней к концептуализированной мифологии, несмотря на очевидное упрощение специфики данного феномена оказалось продуктивным. Активизация интереса к социальному мифу инициировала изучение взаимодействия идеологии и общественной психологии, психологических особенностей харизматического вождя (Т.Гайгер, Б.Шварц, Б.Эннкер, Э.Эриксон), ложного сознания - идеологии -мифа, аксиологических аспектов соотношения идеологического и научного сознания (Я.Баррион, К.Маннгейм, Дж.Меркиор, Я.Топич), идеологии и проблем манипулирования массовым сознанием (Дж.Робертсон, А.Розенберг, Г.Тюдор, К.Хюбнер и др.)
Если первая волна обсуждения мифологического сознания в XX веке была вызвана работами этнологов, вторая - литературными и философскими обработками мифа, то третья волна обусловлена стремлением понять, каким образом возможно существование мифа в современном обществе. Направление дискуссии было задано работой Т.Адорно и М.Хоркхаймера "Диалектика просвещения". Парадокс заключается в том, что власть разума, отменяя все формы мифологической легитимации мыслей и поступков, сама превращается в новый миф.
В отечественной литературе до конца 80-х гг. доминировало представление о социальном мифе как ложном идеологическом образовании, сознательно и специально создаваемом для обслуживания тех или иных социальных и политических потребностей (работы Б.Н.Бессонова, Н.Биккенина, А.С.Богомолова, А.В.Кукаркина, П.А.Ландесмана, В.В.Мшвениерадзе, Ю.В.Согомонова, Ю.В.Суровцева, О.А.Феофанова, В.П.Шестакова, Е.Анчел (Венгрия) и др.)
В качестве предмета фундаментального философского осмысления феномен социального мифа не рассматривался, хотя отдельные аспекты нашли отражение в исследованиях Н.В.Ветровой, А.В.Гулыги, П.С.Гуревича, Я.В.Любивого, И.А.Прохорова.
Исключение составляют работы А.Ф.Лосева "Диалектика мифа", «Жизнь», обосновывающие не только несводимость мифа к идеологии, но постулирующие укорененность мифа в самой человеческой жизни. Символически данное осознание жизни через миф является, по А.Ф.Лосеву, необходимой предпосылкой человеческого существования.
Современная духовная ситуация, снятие идеологических барьеров расширили рамки исследования социальной мифологии, создав, с одной стороны, предпосылки взвешенного и реалистичного анализа данного феномена, с другой, вызвали волну статей публицистического плана, использующих термин "социальный миф" в качестве метафоры, без сколь-нибудь серьезной и содержательной экспликации понятия.
Основным направлением исследования социального мифа в конце 8 Ох -начале 9 Ох стал поиск элементов мифологизации в отечественном массовом сознании и идеологии (Э.Я.Баталов, Т.П.Емельянова, А.Г.Климов, А.П.Лебедев, Л.И.Насонова, А.М.Романченко, М.Н.Эпштейн, Д. Давыдов, М. Розин, А.С.Ахиезер, К.А.Свасьян, Л.Г.Ионин и др.).
Анализ литературы, посвященной изучению исследуемого феномена, показывает широкий разброс мнений, как по вопросам определения понятия, сущности, причин возникновения социальной мифологии, так и по проблеме
существования мифа в современных условиях - от панмифологизма, через промежуточное признание мифологии "теневой" стороной человеческой культуры, пребывающей в латентном состоянии, до ограничения проявлений мифа сферой искусства, эстетики в качестве мотива, сюжета, вечного источника художественного творчества, а также в сфере политики.
Целью диссертационного исследования является исследование мышления масс и социальной мифологии, их взаимосвязь и каналы взаимодействия, стратегии и методы мифологизации массового сознания. Для реализации данной цели необходимо решить ряд более конкретных задач:
1. Выявить философское основание различных традиций исследования мифа и мифосознания.
2. Раскрыть тенденции исторической эволюции мифа.
3. Показать, каким образом миф помогает человеку в преодолении «экзистенциального синдрома»: ощущения конечности и расколотости собственного существования.
4. Выделить основные формы стратегий внушения и манипуляции личности, обусловленные изначальной предрасположенностью мышления масс к мифологизации.
5. Показать изначальную мифологизацию мышления масс, что определяет его тяготение к полю политики, поскольку миф является необходимым элементом политической манипуляции массами
6. Выявить механизм «магического» использования языка как социального кода, способствующего манипулированию массами.
Методологические основания диссертации представлены принципами диалектики, историзма, системности, социокультурной и психоаналитической обусловленности природы человека. Автор опирался на исторический и феноменологический анализ исследования мифосознания, принципы марксистского подхода к исследованию социальных явлений, на
опыт освоения проблемы бессознательного в философии, психологии и
культуры.
Конкретные результаты исследования и их научная новизна
1. В диссертационном исследовании выявлено философское основание различных традиций исследования мифа, прослеживаются тенденции исторической эволюции мифа. Выделяются три аспекта исследования мифа: историко-культурное исследование исторических преданий, конкретных, сформировавшихся в ходе исторического процесса мифологических систем; филологическое понимание, языковое изучение конкретных текстов мифов с точки зрения языковых форм, взаимовлияний и связей, средств художественной выразительности и особенностей поэтики мифа; философское рассмотрение мифа как феномена или формы сознания и существования человека, исследование мифа под углом зрения его включенности в жизнь сознания или функционирования сознания в горизонте мифа. Выделяются две традиции укорененности мифа в отношении человека к миру: ремифологическая, которая считает миф неотъемлемой стороной человеческого осознания действительности, и демифологическая, в рамках которой миф рассматривается в качестве исторически преходящей формы отношения человека к миру.
Научная новизна результата заключается в том, что уточнены и прослежены основные тенденции изучения мифа: рассмотрение мифа как тотальности, исследование распространения мифа на все сферы человеческого бытия, признание мифологии «теневой» стороной человеческой культуры, существование мифа в отдельных сферах, ограничения действия мифа; изучение специфики форм его проявления в отдельных сферах.
2. В диссертационном исследовании показано, что на современном этапе миф является одной из форм взаимодействия массового сознания и науки.
В частности выявлены особенности осмысления и ассимиляции в массовом сознании результатов, достигнутых в научных исследованиях. Если ученый может свыкнуться с фрагментарностью картины мира, колебанием между противоречивыми решениями и неопределенностью эфемерных истин, то человек в обыденной жизни этого не принимает. Только неоспоримые истины, предоставляемые мифами, обеспечивают всеобъемлющее видение целостной картины мифа. Существовавшая вера в непреложность и всесилие науки превращает ее в магическое средство попыток человека добиться целей. Крушение такой веры в прогресс рождает отчаяние. Такое отчаявшееся сознание рождает мифы противоположной ориентации. «Аргумент от науки» оказывается основным для массового сознания в процессе его мифологизации или ремифологизации.
Научная новизна полученного результата заключается в том, что показана невозможность эффективного функционирования современного социального мифа без обращения к различным сторонам науки как познавательного и социально-культурного феномена. Выявлено принципиальное различие функционирования элементов мифа в массовом сознании и в научном творчестве ученого. Впервые представлены возможности использования мифа в качестве механизма синтеза знаний, как одной из предпосылок выдвижения новых идей, создания единой картины мира, а также стимула использования практической деятельности.
3. В диссертационном исследовании выявлена функция мифа в преодолении экзистенциального синдрома. Человек - это первое животное, столкнувшееся с необходимостью «научиться умирать». В работе исследуется процесс преодоления человеком ощущения своей конечности и расколотости собственного существования, когда, по крайней мере в своем воображении, он становится частью возвышенной и вечной жизни, частью большого и постоянного целого, учится создавать настоящие или
вымышленные инструменты воздействия на судьбу. Показано, каким образом миф обеспечивает человеку «вход в вечность», поддерживая тенденцию игнорирования настоящего времени или того, что называется «историческим моментом».
Научная новизна полученного результата заключается в выявлении того факта, что именно миф играет главную роль в придании непрерывности миру мимолетности, в определении цели и значения бытия, в создании порядка, предсказуемости и меры контроля, помогая таким образом преодолеть экзистенциальный синдром. Именно миф помогает современному человеку выйти за пределы временной протяженности и жить в качественно ином темпоральном ритме, возвращаясь к мифическому образу жизни, даже не осознавая этого. Миф оказывается универсальным способом идентификации вида с обществом в целом или с отдельной референтной группой.
4. В диссертационном исследовании выделяется стихийное мифотворчество, подразумевающее ненаправленный, неосознанный, спонтанный характер процесса, и сознательное мифотворчество, способное программировать поведенческие реакции объекта. Прослежена соотнесенность мифосознания с «теневой», невостребованной сферой личности, показан ситуативный характер замещения личности человека в толпе. Научная новизна исследования состоит в том, что понятие «теневая часть личности» впервые выделено в качестве концентрирующей оси силы внешнего воздействия стратегий внушения и манипуляций личностью, основанных на мифологизации сознания. Предложено деление манипуляций на два вида: а) рациональный, построенный на власти авторитета должности, компетентности или культурном образце и б) иррациональный, направленный на использование и эксплуатацию теневой части личности и основанный на авторитете харизматической личности, извлекающий из тени личности некоего другого.
5. В диссертационном исследовании показано, что массовое сознание имеет общую тенденцию к политизации. Изначальное мифологическое оформление массового сознания определяет его тяготение к полю политики. Исследуя мифологемы «власти», «врага», «чужого», «катастрофы», «героя» в массовом сознании, мы неизбежно выходим в область политики. Массовое сознание политизировано в любом обществе. Социальная мифология есть современное проявление, современная конкретизация мифологии вообще, социально-политическое мифосознание есть не что иное, как обращенность мифосознания к рефлексии над социальной действительностью. Выявлены стратегии коллективного внушения социальных мифов. Показано, что каждое политическое действо имеет свой собственный ритуал, для коллективного внушения мифов необходимо пространство, где, воздействуя на массы, можно получить желаемые эффекты. Показано, что пространства стадионов, проспектов, площадей напоминают открытые массы, в то время как дворцы, соборы, театры больше подходят для замкнутых на себе самих массах. Коллективное внушение не может существовать без символов, почитаемых или разрушаемых. Имитация духовной самостоятельности человека видна в политических играх на его стереотипах при помощи искусно внедряемых в его сознание имиджей. Значительная роль в мифологизации сознания прина