автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Н.А. Бердяев — публицист и редактор журнала «Путь» (1925-1940 годы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Н.А. Бердяев — публицист и редактор журнала «Путь» (1925-1940 годы)"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
ОД ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра истории отечественных средств массовой информации
На правах рукописи
ЗЕЛЕНИНА Елена Васильевна
H.A. Бердяев — публицист и редактор журнала «Путь» (1925-1940 годы)
10.01.10 — журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
МОСКВА — 1998
Диссертация выполнена на кафедре истории отечественных средств массовой информации факультета журналистики Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Научный руководитель — доктор исторических наук,
профессор И.В. Кузнецов.
Официальные оппоненты:
— доктор исторических наук, профессор В.П. Смирнов;
— кандидат филологических наук Ю.Н. Пудовкина.
Ведущая организация —
Московский Государственный социальный университет.
Защита диссертации состоится 26 июня 1998 г. на заседании Диссертационного совета по журналистике Д.053.05.10. в Московском Государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: Москва, ул. Моховая, д. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки факультета журналистики МГУ.
Автореферат разослан 26 мая 1998 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент
В.В. Славкин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Российское общество и мировая цивилизация в целом переживают на рубеже веков качественную трансформацию. Проявившийся в XX веке кризис культуры и социально-общественных устоев вызвал к жизни процесс постепенного изменения ментальности. Сегодня его признаки, прежде всего, проявляются в среде интеллектуальной элиты, чья мысль устремилась от задач социального устройства к проблеме судьбы человека в современном мире1.
Таким образом, концептуальная схема европейской цивилизации, модель постановки проблем и их решение, методы исследования, господствовавшие в течение последнего века в научном сообществе, претерпевают замещение новыми мировоззренческими основами, смысловым содержанием которых становится критика материалистического сценария прогресса. Этот процесс находит отражение и в современной российской науке, так как разрабатываемый в течение многих десятилетий советской философской школой диалектико-ма-териалистический метод познания оказался несостоятельным в вопросе о человеке, его исторической судьбе и духовной жизни.
В этой связи обращение к творческому наследию выдающегося философа и публициста H.A. Бердяева, выступавшего чаще в роли критика материализма и коммунизма, приобретает принципиально иной смысл, ориентированный на проблему свободы и духовных устремлений человека.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения «забытого» публицистического наследия Н. Бердяе-
1 Аписимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996; Губман Б.Л. Запад-пая философия культуры XX века. Тверь, 1997; Виттепбург Б. фон. Шах планете Земля. М., 1998; ТоГшби А.Дж., Икеда Д. Диалоги ТоГшби — Икеды. М-, 1998; Мельникова E.H. Час икс. Россия 21 век. (Материалы научного фонда «Интеллект и выживание» Международной академии паук высшей школы). М , 1996; Российская общенациональная идея. (Информационно-аналитические материалы общественно-политического движения «Союз реалистов») М., 1996 и др.
ва в журнале «Путь» Русского Зарубежья1, возникновение и становление которого относится к 20-м годам — одному из содержательных, но малоисследованных этапов истории новейшей отечественной журналистики. В этот период «в нашей стране сложился своеобразный историко-публицистический процесс. После гражданской войны образовались две России: советская и зарубежная. Либерализация жизни в Советской России позволила установить в годы нэпа духовную связь между метрополией и эмиграцией. Русское зарубежье имело в 20-е годы многообразную газетно-журнальную периодику»2.
Неотъемлемой частью печати Русского Зарубежья 20-30 годов являлась уникальная публицистика, принадлежащая перу представителей школы русской религиозной философии, сложившейся в период Серебряного века отечественной культуры. Большинство мыслителей после революции вынуждены были эмигрировать и зарабатывать на жизнь литературным трудом. Их статьи публиковались практически во всех крупных изданиях эмиграции и, несомненно, украсили собой историю русской зарубежной прессы, придав ей интеллектуальную глубину.
Журнал «Путь» — орган русской религиозной мысли — представляет собой наиболее яркий пример философской публицистики Зарубежья, ввиду уникального подбора авторов, в состав которого вошли почти все лучшие представители русской философии, — С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, С.Л. Франк, Г.В. Флоровский, Л.И. Шестов и др.
Кроме того, анализ творчества Н. Бердяева в журнале «Путь» позволит раскрыть уникальность русской философско-публицистичес-
1 Автор использует данный термин в его характерном написании (с прописных букв), вслед за историком русской эмиграции М.И. Раевым, для обозначения сложившегося за рубежом самостоятельного общества, не имеющего национальной территории, но выступающего как единый социум со своим языком, печатными средствами коммуникации, культурными традициями. Время существования Русского Зарубежья как «общества в изгнании» ограничено 1919-1939 гг. Раев М.И. Россия за рубежом. М., 1994. С. 16.
^ Овсепяи Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1996. С. 40.
кой традиции, показать ее лучшие образцы, обосновать ее влияние на формирование отечественной журналистики в целом.
Введение в научный оборот нового фактического материала — малоизученных или неизученных газетных и журнальных источников, архивных документов — способствует созданию объективной картины истории печати Русского Зарубежья 20-30 годов, которая необходима для осознания процессов развития новейшей отечественной журналистики.
Труды Бердяева, важную часть которых составляют статьи, опубликованные в журнале «Путь», получили широкое распространение как в различных центрах Русского Зарубежья, так и за их пределами. Издаваемые на французском, немецком, английском и других языках, они сделали Н. Бердяева еще при жизни заметным интеллектуальным явлением в Европе. Яркость и глубина мышления, принципиальная авторская позиция религиозного писателя вызывали многочисленные и неоднозначные отклики.
Бердяев-публицист ставил перед собой цель — открыть людям значение их духовной миссии. Используя собственный онтологический метод, он выступал как исследователь социумов и исторического процесса. Благодаря провидческому дару, вооруженному глубоким знанием внутренней природы человека и общества, Н. Бердяев обозначал увиденные им взаимосвязи явлений оригинальными словами-понятиями, бравшимися на вооружение другими исследователями и нашедшими отражение в данной диссертации. Таким образом, Бердяев сам создавал жизнестойкие онто-логемы, являющиеся для его многочисленных последователей важнейшей характеристикой окружающей действительности, а заложенная в них способность внутренней трансформации, с учетом меняющихся внешних условий, позволяет им не терять и сегодня свою актуальность.
Историография темы исследования. Основная часть эмигрантской публицистики Н. Бердяева сосредоточена в журнале «Путь», выходившем под его редакцией в течение пятнадцати лет (1925-40 гг.), совпавших с наиболее продуктивным в творческом смысле периодом жизни мыслителя.
Открытию журнала предшествовал ряд событий. После насильственной высылки за рубеж осенью 1922 года1 Н. Бердяев создал в Берлине Религиозно-философскую академию. Одновременно велись переговоры о совместной деятельности с американской благотворительной организацией YMCA (Ассоциация христианской молодежи, далее — ИМКА), занимающейся вопросами адаптации беженцев из мест социальных потрясений. В результате Н. Бердяев получил согласие представителей ИМКА на оказание финансовой поддержки издательскому плану Академии. Эти скромные средства стали в первые годы эмиграции чуть ли не единственным источником существования для многих писателей.
В 1923 году Бердяев закончил публицистический этюд «Новое средневековье», который сразу вышел отдельной книгой (а в скором времени был переведен на четырнадцать языков) и вызвал большой резонанс в международной прессе. Быстрый успех на Западе нового произведения в немалой степени способствовал тому, что Н. Бердяев возглавил издательство ИМКА-пресс и получил реальную возможность выпускать периодический журнал, который стал печатным органом Религиозно-философской академии.
Первый номер журнала «Путь» увидел свет в Париже в 1925 году, куда незадолго до того переехал Н. Бердяев. Несмотря на объективно трудные для издательской деятельности условия эмиграции, журнал выходил вплоть до оккупации Парижа германской армией в марте 1940 года. На протяжении всех лет Н. Бердяев оставался бессменным редактором журнала «Путь» и издательства ИМКА-Пресс. В течение войны и сразу после нее издание журнала не могло быть возобновлено, так как лихолетье разбросало его прежних авторов по обе стороны Атлантического океана (покинув Францию, многие обосновались в США, Великобритании и других странах), а в начале 1948 года Н. Бердяев скончался.
Научная разработка творчества Н. Бердяева началась еще в довоенный период. Сразу после смерти мыслителя она заметно активизи-
' Осенью 1922 г. по решению советского правительства из России была выслана большая группа писателей, общественных деятелей, ученых, в числе которых — профессора высших учебных заведений Москвы и Петрограда, а среди них — H.A. Бердяев, преподававший в Московском университете. Судно «Oberburgermeister Haken», доставившее высланных в Германию, позже нарекли «профессорским пароходом». (См. Гачев Г. Русская Дума. М., 1991 и др.)
ровалась в среде эмигрантов. Ряд исследований, так или иначе связанных с именем Бердяева, написали советские философы. Однако и те, и другие слишком заметно руководствовались соображениями политической и идеологической конъюнктуры.
Наиболее серьезных эмигрантских исследователей, например, Н. Полторацкого, больше интересовали «национальные» аспекты творчества Бердяева — автора книг «Душа России», «Русская идея» и «Истоки и смысл русского коммунизма», нежели профетическая, делающая попытку предопределить события будущего, и экзистенциальная устремленность, свойственная мыслителю1. Полторацкий, сторонник «конкретных оценок», ставший впоследствии апологетом «юридической» философии И.А. Ильина — идейного оппонента Бердяева — бросает упрек мыслителю за увлечение эсхатологической проблематикой (предлагающей сценарии «исхода», конца мировой истории, конечного бытия), которая, между тем, является одной из вершин творчества писателя.
Фундаментальные исследовательские работы появлялись и позже. Например, солидарист С.А. Левицкий2 изучал наследие Н. Бердяева как критика марксизма и большевизма.
Комментаторы из академического философского цеха, начиная с современника Н. Бердяева В.В. Зеньковского3, отмечали как недостаток чрезмерную, на их взгляд, эмоциональность, публицистичность, указывали на отсутствие практикуемой в профессиональной философской методологии сложной систематизации.
Среди советских исследователей наиболее авторитетным являлся В.А. Кувакин4, который предпринял попытку оценить творчество писателя с позиции диалектического материализма. Он ставил в вину
' Полторацким Н.П. — профессор Питтсбургского университета (США), автор статей и книг но истории русской религиозной философии, ученик и последователь философа И.А. Ильина. Полторацкий Н.П.«Бердяев и Россия»: Философия истории. Нью-Йорк, 1967. ^ Левицкий С.А. — идеолог движения солидаристов (НТС), историк философии. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии н общественной мысли. М.,1995. ^ Зепьковскпй В.В. — автор академического труда «История русской философии», являлся сотрудником журнала «Путь». Зепьковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Париж, 1948.
4 Кувакин В.А. — советский философ, критик русской религиозной философии. Кувакип В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.,1975; Религиозная философия в России. М., 1980; Философия Вл. Соловьева. М., 1988.
«буржуазному философу-мистику» Бердяеву — «идеологу веховства» — выработку «духовного вооружения» с целью «оттолкнуть колеблющуюся интеллигенцию» от идей марксизма-ленинизма.
В последнее десятилетие с творческим наследием мыслителя в России сложилась неоднозначная ситуация. В конце 80-х — начале 90-х годов произведения «вернувшегося» Бердяева издавали много, но стихийно. Как в России, так и на Западе до сих пор отсутствует полное собрание сочинений Н. Бердяева. Таким образом, Бердяев читаем, но не прочитан. Ни одно из исследований основных трудов, предпринятых в России в последние десять лет Р. Гальцевой, А. Андреевым, А. Ерми-чевым и другими, не добавило принципиально новых оценок.1
Осталось не до конца раскрыто влияние Н. Бердяева на формирование новой парадигмы, для которой определяющими являются духовное и экологическое пространство человека. Поверхностно затронута система построения онтологем Бердяева, таких как оправдание человека, спасительное творчество, трансцендирование, объективация, обскурантизм, духовная буржуазность, религиозный реализм, гибель культуры, бытийственная свобода, русская идея, новое средневековье и т.д., — отраженных в его книгах и статьях.
Таким образом, до сих пор философская публицистика Н. Бердяева, ее возникновение, формирование и развитие, приемы публицистического мастерства, а также основные типологические особенности философско-публицистических изданий, которые прослеживаются на примере материалов «Пути», в журналистской науке не изучались. При отсутствии основательных работ, посвященных этой теме, значительная часть новейшей отечественной периодики выпала из исследовательского процесса.
Научная новизна исследования в том, что в нем впервые предпринимается анализ редакторской и публицистической деятельности Н. Бердяева в журнале «Путь», на основе которого рассматрива-
1 Гальцева P.A. — специалист в области истории философии и культурологии. Гальцева P.A. Марксизм н Россия: по следам мысли Н.А.Бердяева. М., 1993; Н.А.Бердяев — философ творчества и теоретик культуры // Николай Бердяев: творчество, культура и искусство. М.,1994. Андреев A.JI. — специалист по эстетике, истории русской философии, публицист. Андреев A.JI. Искусство, культура, сверхкультура: философия искусства Н.А.Бердяева. М., 1991. Ермичев A.A. Три свободы Николая Бердяева. М., 1989 и др.
ются проблемы формирования общенациональной идеи, толерантности и свободы печати как альтернативного по отношению к советской журналистике пути развития российских СМИ.
В данной диссертации изучается процесс возникновения, становления и развития религиозно-философской публицистики Русского Зарубежья на примере журнала «Путь» Н. Бердяева, выявляются ее особенности, исследуются новые тенденции в отечественной журналистике 20-30 годов.
Впервые религиозно-философская печать Русского Зарубежья рассматривается как неотъемлемое звено в системе отечественной журналистики новейшего времени. Предпринимается попытка дать общие типологические характеристики религиозно-философских изданий, обозначить основные этапы в формировании философской публицистики.
Цели и задачи исследования состоят в стремлении изучить публицистическое творчество и редакторскую деятельность Н. Бердяева, от-носящиееся к эмигрантскому периоду его жизни и нашедшие отражение в журнале «Путь», продолжившем лучшие традиции русской религиозно-философской печати начала XX века, рассмотреть их как возможную перспективу в развитии современной отечественной журналистики.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
— показать процесс развития «русской идеи» в публицистике Бердяева, обозначить ее истоки, философскую и историческую обусловленность;
— обосновать проблему свободы и духовного творчества человека как доминирующую в публицистике Бердяева;
— доказать своеобразие религиозно-философской публицистики Бердяева;
— раскрыть особенности редакторской деятельности Бердяева в журнале «Путь» и издательстве ИМКА-пресс;
— проанализировать основную проблематику публикаций Бердяева в журнале «Путь»;
— выявить основные типологические особенности журнала «Путь» и других философско-публицистических изданий Русского Зарубежья;
— рассмотреть полемику на страницах журнала как метод проявления свободы мышления и демократизма издания;
— обозначить определяющую для журнала «Путь» направленность творчества ведущих публицистов «Пути» — С. Булгакова, Б. Вышеславцева, Г. Федотова, Г. Флоровского и других;
— раскрыть влияние публицистического творчества Бердяева на современников, а также сегодняшнюю цивилизацию.
Объектом исследования являются публикации в журнале «Путь», в частности, статьи Н. Бердяева в этом издании. Таким образом, хронологические рамки исследования — 1925-1940 годы.
Методологической основой диссертации стали публицистические сборники и отдельные труды Н. Бердяева, в основу которых положены духовно-нравственные критерии, принципы объективности, соответствия истине, исторической правде, — «Кризис искусства», «Душа России», «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия неравенства», «Новое средневековье», «О назначении человека», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея», «Царство Духа и Царство Кесаря» и др.
Комплексный характер исследования обуславливает необходимость привлечения работ по теории журналистики и публицистики, типологии периодических изданий В.М. Горохова, Я.Н. Засурского, Э.Л. Лазаревич, В.Д. Пельта, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, М.И. Стюфляевой, В.В. Уче-новой, М.В. Шкондина и др.; по истории отечественной журналистики А.Ф. Бережного, Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, И.В. Кузнецова, Р.П. Овсепя-на; по проблеме языка и стиля публицистики Ю.А. Бельчикова, К.И. Былинского, Л.М. Грановской, Г.Я. Солганика и других.
Характер названных выше трудов по проблемам журналистского творчества, совмещающих в большинстве случаев вопросы как теории, так и практики, позволил глубже, обстоятельнее раскрыть тему диссертации. Были использованы также метод сравнительного анализа источников, систематизация обширного фактического материала, критическая оценка исследований, входящих в библиографию диссертации.
Важными при написании диссертации были мемуары (и автобиографии), а также периодика, связанные с анализом обозначенных в
данной диссертации проблем. Не считая самых общих описаний, практически отсутствуют монографии, которые были бы созданы сотрудниками и единомышленниками Н. Бердяева, работавшими в 20-30 годы в эмигрантских изданиях.
Интересующие сведения об окружении Н. Бердяева за рубежом удалось обнаружить в биографиях (некрологах) и мемуарах, большая часть которых опубликована в периодических изданиях. Известно, что мемуары как исторический источник обладают несколькими существенными недостатками. Их авторы предпочитают сосредоточивать свое внимание на раннем периоде своей жизни, или наиболее ярких моментах карьеры, и обычно склонны идеализировать прошлое. Большинство мемуаров, написанных представителями Русского Зарубежья, вышло из-под пера людей старшего поколения, большая часть жизни которых прошла в дореволюционной России, и, естественно, они скорее уделяли внимание событиям до 1917 года, нежели времени изгнания.
Особенно ценной явилась мемуарная литература, содержащая важные сведения о 20-40 годах, авторами которой являются Е. Гер-цык, Р. Гуль, Г. Федотов, С. Франк и др.
Творческая жизнь Русского Зарубежья отразилась и запечатлелась во многих периодических изданиях тех лет — газетах, еженедельниках, разнообразных журналах и бюллетенях. Сложности, возникающие при работе с этим видом источников, кроются в раздробленном характере большинства изданий. Как и сама эмиграция, ее печать была разбросана по различным странам, и московские библиотеки не могли, да и не старались получить все эти издания.
В данной работе используется также справочный и фактический материал, который содержится в литературе Русского Зарубежья и отечественных исследованиях последнего десятилетия1.
1 Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья: Книги 1917-1940. Материалы к библиографии. — Спб., 1993; "Зерпов Н.М. Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. 1921-1972. Бостон, 1973; Материалы к сводному каталогу периодических и продолжающихся изданий российского зарубежья в библиотеках Москвы. М., 1991; Русская эмиграция в Европе: 1920-1980. Сборники и журналы па русском языке. 1920-1980. Париж, 1988; Хроника научной, культурной и общественной жизни 1920-1980, Франция/ Под ред. Мнухипой Л.А./ В 4 т. М., 1996 и др.
Из неопубликованных источников привлечены автографы статей Н. Бердяева, письма к нему Е.К. Герцык и дневники Л.Ю. Бердяевой, супруги мыслителя, являющиеся частью архива Бердяева, хранящегося в Российском Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, бывш. ЦГАЛИ СССР). Эти документы были переданы в 1960 году через Советское посольство во Франции, согласно завещанию Бердяева, пожелавшего хотя бы таким образом вернуться на родину.
Справочные и архивные материалы помогли уточнить и более объективно оценить процессы, которые происходили в истории журналистики Русского Зарубежья.
Практическое значение работы состоит в том, что исследование творчества Н. Бердяева в журнале «Путь» позволяет глубже осмыслить процессы, происходившие в истории новейшей отечественной журналистики 20-30 годов. Обращение к опыту журнала «Путь» может стать одним из механизмов осознания законов, лежащих в основе публицистческого творчества, и выработки нравственно-этических и общественно-политических позиций современных масс-медиа.
Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении сформулированы цели и задачи исследования, его методология и методика, актуальность и практическая значимость диссертационной работы, дается краткая историография вопроса и анализ литературы по теме.
В первой главе «H.A. Бердяев — основатель и редактор журнала «Путь» — анализируются материалы, связанные с возникновением и развитием в Русском Зарубежье религиозно-философской печати и, в частности, журнала «Путь», а также рассказывается о литературной миссии эмиграции, о деятельности издательства ИМКА-Пресс.
В первом параграфе главы дается краткая характеристика российского периода жизни и творчества Н. Бердяева, который «был родом» из Серебряного века, названного им русским духовным ренессансом1. Яркой отличительной чертой Серебряного века, также, как прежде, в 1830-1840-х годах, века Золотого, было пробуждение острого интереса к проблемам духовного, религиозного и философского характера, но в противоположность позитивизму конца XIX века, ренессанс философии был явно отмечен расцветом идеализма и метафизики.
Далее показано, как Н. Бердяев, оказавшись в эмиграции, благодаря своей энергии и широкому кругу знакомств среди западных интеллектуалов, быстро включился в общественную жизнь: становится деканом отделения Русского научного института в Берлине, создает Религиозно-философскую академию, возглавляет издательство ИМКА-Пресс, а затем основывает журнал «Путь», который стал наследником традиции русского духовного ренессанса.
ИМКА, оплачивая труд писателей, оказывала существенную материальную поддержку представителям эмигрантской интеллигенции. Н. Бердяев был высокого мнения о значении этой помощи: «...куль-
1 Бердяев H.A. Русским духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» (к десятилетию «Пути»)// Путь. 1935. № 49. С. 3.
турная деятельность YMCA, которая издавала русских писателей, изгнанных из своей родины... будет оценена Россией, когда там раздастся свободное слово»1.
С момента образования зарубежной России отечественная журналистика разделилась на два потока. При всем идеологическом, мировоззренческом, эстетическом их различии, они являются частями единой, целостной системы — национальной культуры. Журналистика Русского Зарубежья оказалась временно отведенным в сторону потоком отечественной журналистики новейшего времени, поэтому возникает задача воссоздания единой истории российской печати.
Автор диссертации отмечает, что журналистика служила эмигрантам главным средством выражения их принадлежности к диаспоре, спасала их от денационализации. Какие бы разногласия о сути русской культуры и ее традициях ни возникали среди эмигрантов, они преодолевались ради молодого поколения, которому, как они считали, предстояло в будущем создавать новую свободную Россию. Слова Зинаиды Гиппиус: «Мы — не в изгнании, мы — в послании» стали своего рода девизом культурной элиты эмиграции.
В первом параграфе среди основных изданий Русского Зарубежья особо выделены религиозно-философские журналы «Вестник РСХД», «Новый град» и др., давшие великолепные образцы философской публицистики, среди которых на первом месте стоит журнал «Путь».
Размышления над «длящимися» проблемами духовного характера, их углубленное исследование позволяли журналам реализовать свое преимущество как типа издания с углубленной трактовкой явлений духа, мысли, реальности.
Религиозно-философская печать была озабочена тем, как преодолеть ортодоксальный характер православной церкви, вызывающий непонимание в миру, чтобы религиозность глубоко проникла в русскую жизнь. Характерной чертой этого процесса была связь, которая установилась между религиозной мыслью и наукой в результате возрождения философии в начале XX века. Таким образом, сле-
' Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990. С. 232.
дует отличать религиозно-философскую прессу Русского Зарубежья от печати, принадлежавшей церковным организациям.
Философская публицистика является оригинальным явлением Русского Зарубежья, интерес к ней эмигрантской аудитории был во многом обусловлен желанием духовно переосмыслить свой собственный непростой жизненный опыт.
Автор диссертации акцентирует внимание на том, что редактирование журнала «Путь» было только одной из сторон многогранной культурно-философской деятельности Н. Бердяева. Хорошо поставленное издательское дело по выпуску философской и духовной литературы в ИМКА-Пресс способствовало активной общественной работе Бердяева. Например, основы современного экуменического движения, несомненно, выросли из усилий Бердяева и его коллег — С.Н.Булгакова, В.В. Зеньковского и др.
Предмет исследования второго параграфа — непосредственно журнал «Путь», его цели и задачи, главные из которых заключались в миссии духовного просветительства, в поисках пути возрождения России через сохранение ценностей и традиций русской культуры.
Название журнала, выбранное Н. Бердяевым, со всей очевидностью перекликалось с заглавием журнала «Новый Путь», отражавшего в начале XX века настроения возникших тогда религиозно-философских собраний, в которые, кроме философов, входили известные писатели, поэты, художники, представители академической науки1. Позднее, перед первой мировой войной, главные силы религиозно-философской мысли были сосредоточены вокруг издательства «Путь», в котором выходили книги духовной направленности.
Концепция журнала «Путь» нашла горячий отклик интеллектуальной части эмиграции. Ему удалось объединить прогрессивные силы, желавшие бороться за духовную культуру в атмосфере нараставшего духоборства. В процессе борьбы началась новая эпоха выхода русской философской мысли на европейскую и мировую арену.
' «Новый путь» — ежемесячный журнал (1903-1904), орган религиозно-философских собраний в Петербурге. С октября 1904 г. выходил под редакцией Н.А.Бердяева и С.Н.Булгакова. С января 1905 г его новая редакция издавала журнал «Вопросы жизни», явившийся фактическим преемником «Нового пути».
Последовательная линия, проводимая журналом, аргументировалась публикациями, в которых заключался поворот к онтологическому направлению. Таким образом, философская публицистика размышляла не столько о перипетиях эмигрантской жизни, сколько о бытии, о смыслообразующих основах социума и его моральных установках, в том числе, на примере России, переживавшей в те годы опыт коренного общественного переустройства.
Автор диссертации доказывает, что журнал «Путь» представлял собой одно из лучших культурных достижений эмиграции. Добиться этого Н. Бердяеву удалось, сплотив вокруг журнала «звёздную плеяду» авторов. Каждый из них был видной фигурой в культурной жизни Русского Зарубежья, их воззрения не всегда совпадали. Таким образом, несмотря на широкую известность и общественный авторитет редактора, «Путь» не был журналом «одного лица». Как редактор Бердяев был вполне толерантен, он нередко печатал статьи, с которыми не был согласен, но оставлял за собой право начать полемику. Таким методом обсуждались важнейшие темы, освещаемые журналом.
По инициативе Бердяева в журнале практиковалась демократическая традиция соредакторства. Редакторами «Пути» были Б.П.Вышеславцев, работавший также в парижском Институте св. Сергия, и молодой швейцарец, секретарь ИМКА Г.Г.Кульман, в будущем известный деятель Лиги Наций.
Журнал по крупицам собирал все лучшее, что происходило в интеллектуальной жизни Русского Зарубежья. Бердяев неустанно подчеркивал, что эмиграция должна решить важную созидательную задачу — сохранения культурного наследия для будущих поколений России.
«Пути» приходилось бороться за свободу религиозной, философской, социальной мысли, за свободу творчества. И нужно думать, что журналу удалось кое-что в этом отношении сделать. Он стал вне и над обычными политическими страстями эмиграции.
Ключевой темой на протяжении многих лет для зарубежной российской печати была большевистская революция. Она сразу же обнажила страшный раскол между верхним культурным слоем и народными массами. Народ перешел от наивной веры, в которой не вполне еще были
преодолены языческие суеверия, к наивной материалистической и коммунистической вере. «Путь» писал, что революцию нельзя отрицать, бессмысленно игнорировать, несмотря на те страдания, которые она принесла народу и в особенности интеллигенции. Назад пути не было, и это обстоятельство определяло особую роль эмиграции.
Журнал с самого начала выступал со свободолюбивых и гуманистических позиций против итальянского фашизма и германского нацизма, был всегда тверд, отказываясь прислушиваться к похвалам большевистскому национализму, от кого бы они ни исходили — от русских или от иностранцев.
Автор диссертации отмечает, что большая часть эмигрантов была заражена политической и религиозной реакцией. Бердяев считал, что «русская православная атмосфера за рубежом могла лишь оттолкнуть от православия человека, который дорожит истиной, правдой и духовной свободой»1.
Авторы «Пути» в большинстве своем выступали за подлинный гуманистический социализм, философское обоснование которого строилось не на упрощенном материалистическом позитивизме радикальной интеллигенции XIX в., а на признании духовного и религиозного потенциала гармонически развитой личности. Социализм, уходивший корнями в народное правдоискательство и религиозные ценности православия, связанный с ними, был той целью, к которой стремилось большинство выступавших на страницах «Пути».
Уделяя основное свое внимание будущему возрождению русской культуры на базе как национальных, так и общечеловеческих ценностей, авторы «Пути» пытались определить, в чем состоит сущность русской культуры. «Путь» печатал статьи об истории уникального национального явления — русского старчества2, а также помещал со-
' Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990. С. 191.
2 Старчество — духовная традиция в русской религиозной жизни, основывающаяся па мопа-шески-аскетическом православии. Старцы — люди, приобщенные к мистическому опыту, не связанные с церковными иерархическими чипами, жили в определенных монастырях и пустынях, выступали в роли духовных учителей и руководителей. Местами массового паломничества были Оптипа и Зосимова пустыни. При советской власти представители старчества преследовались законом.
общения о положении Православия в Советской России. В отличие от журналов, выходившихдо 1914 г., «Путь» опубликовал ряд статей, освещавших историю византийской и древнерусской церковной жизни и мысли. Это был первый русский неконфессиональный журнал, который содержал серьезную информацию и дискуссионные материалы, посвященные теологическим и мистическим вопросам, а также истории церкви.1
Единственная принципиально новая система взглядов на русскую историю и культуру, появившаяся в Русском Зарубежье, была сформулирована в 20-е годы евразийцами. Как движение евразийство быстро пришло в упадок, попав под влияние сменовеховцев и расколовшись по политическим и групповым признакам.
Журнал славился своими книжными обзорами. Всего «Путь» прорецензировал около 160 зарубежных изданий, (включая работы, написанные русскими и изданные на иностранных языках), и 75 русских. Здесь легко прослеживается просветительская цель, которую преследовал журнал. Его обзоры и рецензии позволяют убедиться в экуменических пристрастиях «Пути», а также в высоком интеллектуальном уровне читателя, которому он был адресован.
Давая оценку своему журналу, Бердяев писал: «Путь» должен бороться за качество духовной культуры, хотя бы лишь немногие остались ей верны. В нашу эпоху более всего нужно бороться за человека и человечность, духовно и социально бороться. Задачи русской религиозно-философской и социальной мысли останутся творческими, обращенными к будущему, а не к прошлому. Это есть задача поддержания света, как бы ни была велика тьма. И если настоящее и ближайшее будущее не за нас, то мы должны быть обращены к более далекому будущему»2.
Автор диссертации приходит к заключению, что создание и длительная творческая жизнь религиозно-философского журнала
' Бердяев H.A. Два понимания христианства // Путь, 36, 1932; Булгаков С.Н. Очерки учения о Церкви // Путь, №№ 1-2, 4, 15; Федотов Г.П. Трагедия древнерусской святости И Путь, № 27, 1930 и др.
2 Бердяев H.A. «Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» (к десятилетию «Пути») // Путь, 1935, № 49, С. 22.
«Путь» — замечательное явление не только русской, но и общеевропейской культуры XX века. Русская культура в сложнейших условиях своего эмиграционного существования продемонстрировала жизненную силу, способность к духовно-нравственному выживанию и развитию.
Вторая глава — «Проблемы свободы и духовного творчества человека в публицистике Бердяева» — раскрывает проблематику, особенности философской публицистики Бердяева.
Первый параграф главы содержит анализ материалов, раскрывающих полемику Бердяева с евразийцами, его критику христианского социализма и русского коммунизма.
Важно заметить, что в основу построения публицистических статей Н. Бердяева положен метафизический философский метод, рассматривающий явления в их общих, сверхчувственных принципах и формах. Н. Бердяев утверждает, что человек, принадлежащий «царству природы», посредством духовного творчества преодолевает зависимость от нее и, обретая свободу, становится богочеловеком.
В связи с глобальной концепцией богочеловечества, главной темой публицистического творчества Н. Бердяева является проблема свободы человека, решаемая через его духовное творчество.
Одна из важных тем, исследуемая Н. Бердяевым на страницах журнала «Путь»— «русская идея», религиозная идея Святой Руси с ее духовными исканиями и обостренным чувством социальной справедливости. Социальные аспекты «русской идеи» рассматриваются при анализе публикаций об евразийстве, христианском социализме и русском коммунизме.
Н. Бердяев является сторонником гуманистических форм общественной организации жизни, поэтому главным критерием в его оценке социального устройства, будь то монархия или коммунизм, выступает, прежде всего, принцип духовной свободы, принцип личности как высшей ценности, ее независимости от общества и государства, от внешней среды. Вследствие этого тема взаимоотношений человека и общества развивается в русле ответственности общества, коллектива за духовное и материальное благосостояние человека, который,
в свою очередь, ответственен не перед коллективом, а перед Богом, возложившим на человека сверхисторическую задачу построения «Царства Божьего».
Полемика Н. Бердяева с евразийцами на страницах «Пути» представляет большую ценность в свете современной концепции национальной идеи России на платформе евразийства. Бердяев доказал, что евразийство, ставящее перед собой цель насильственной организации культурной и духовной сферы жизни человека, потеряло своеобразие «русской идеи», отступило от искания правды.
С этой же точки зрения опасен «русский коммунизм», религиозный по своей сути, стремящийся установить монополию на духовность. По мнению Бердяева, подменяя веру в обретение «Царства Божьего» верой в построение коммунизма, цели человечества переориентируются исключительно в плоскость материального. Человек становится рабом «царства природы», движимый искренним чувством справедливо устроить мир, он готов жертвовать собой во имя коммунистической веры. Этот обман — главное преступление коммунизма перед человечеством. Свою личную задачу Н. Бердяев видит в разоблачении иллюзий коммунизма — не через отрицание его социальной правды, а через отделение ее от духовной лжи.
Автор диссертации резюмирует, что реалии «русского коммунизма» скомпрометировали идею социализма как наиболее приемлемого с точки зрения свободы личности общественного устройства, однако в журнале «Путь» активно дискутировалась тема «христианского социализма», признающим высшую ценность не только в каждом производителе материальных благ, а в каждом человеке. Социализм, не ущемляющий прав человека, а напротив, распространяющий их на сферу экономической жизни, есть тот достижимый идеал, к которому, по мнению Н. Бердяева, следует стремиться.
Во втором параграфе второй главы — Н. Бердяев оценивает состояние современной ему культуры как глубочайший духовный кризис. Он убедительно показывает, что цивилизация с ее теорией технического прогресса, с все возрастающим темпом жизни, стремится
превратить личность в орудие, механизм, поглощенный суетной необходимостью посвятить всего себя «делу».
Вследствие этого человек забывает, что он (согласно «Промыслу Божьему» по Бердяеву) должен организовать и преобразовать мир свободным творчеством. Однако человек обладает этой сверхспособностью лишь в том случае, если он ощущает себя точкой пересечения двух миров, «вечного и временного», не только действует во времени, но и созерцает вечность, обратившись к Богу.
Н. Бердяев приходит к выводу, что истинный смысл творчества человека заключен в преображении жизни, в открытии глубин и создании художественных проекций тех образов, которым еще только предстоит воплотиться в реальности. В этом заключается подлинный реализм, и одна из главных задач человека-творца.
Реализм должен означать связь искусства с происходящими в мире потрясениями жизни, с великим историческим кризисом и переломом, который подлежит и художественному претворению. И дело не в том, что художнику-творцу будут даваться заказы на определенные темы, а в том, что «я», творческая личность художника, органически вберет внутрь себя все, что происходит с миром, и претворит в образы. Итак, искусство имеет духовный, религиозный смысл, который заключен в художественном преображении жизни.
Другой важный аспект темы творчества связан с понятием духовной буржуазности. Человеку творческому, духовному во все века противостояли антагонистические людские типы. В XX веке такой тип Н. Бердяев определяет термином «буржуазность». У буржуа слишком сильная вера в этот вещный мир и неверие в мир иной, горний, он поражен видимым миром вещей, потрясен и соблазнен им.
Духовная буржуазность насаждает культ денег, творчество превращает в товар. Она отвергает внутреннее созерцание, грозит совершенно вытеснить его из жизни. Это означает, что человек утратит веру, перестанет молиться, что у него не будет больше интимного отношения к Богу, он не станет бескорыстно творить красоту и познавать истину. Человек рискует потерять личность, которая оп-
ределяется не только в своем отношении к времени, но и в отношении к вечности.
В третьем параграфе главы раскрываются языковые особенности философской публицистики Н. Бердяева в журнале «Путь». Она необычна, так как связана с глобальными проблемами жизни, в ней угадывается устремленность к будущему, обостренное чувство свободы, чести и достоинства человека, призыв к творческому действию. Сложность тематики компенсируется блестящим литературно-публицистическим даром.
Эмоциональность, экспрессивность, раскованность характеризуют философскую публицистику Бердяева, добивавшегося стилистического эффекта использованием «фигуры шока», оксюморонами и другими выразительными средствами. Кумулирующий слой слов создает ощущение энергии, натиска.
Для Бердяева характерно глубокое осмысление слова, желание отразить в нем сверхчувственное начало. Язык в философской публицистике — не только средство передачи мысли, это «таинство, способное преображать мир». В Русском Зарубежье сформировался новый, «поэтизированный» философский язык, широко использующий тропы и фигуры речи.
Жанровое своеобразие публицистики в журнале «Путь» выражается, с одной стороны, в развитии традиций философской печати-конца XIX — начала XX века, а с другой — в работе над новыми формами жанровых разновидностей.
Излюбленным жанром у Н. Бердяева были полемические статьи, которые иногда производили впечатление скандала, но при всей эмоциональности авторского стиля сохранялась композиционная стройность, логика подбора фактического материала, четкая аргументация, ясные и обоснованные выводы.
Одной из важных характеристик творчества Н. Бердяева является обращенность к вечным образцам — классике, насыщенность повествования историко-культурными контекстами. В его творчестве реализуются следующие стилистические тенденции — обращение к языку как «чистой структуре», внимание к архитектонике текста, его
словесной инструментовке, сближающих прозу со стихотворной речью, отталкивание от законченного, «обрамленного» сюжета «к свободному высказыванию себя».
Проведенное исследование дает автору возможность утверждать, что философская публицистика Н. Бердяева в журнале «Путь» представляет собой своеобразную категорию публицистики Русского Зарубежья 20-30 гг., характеризующуюся своим методом познания, проблематикой, жанровой структурой, стилистическими и языковыми особенностями.
В Заключении содержатся выводы и обобщения по исследуемому материалу, даются некоторые практические рекомендации.
Проведенное исследование публицистической и редакторской деятельности H.A. Бердяева в журнале «Путь» позволяет автору сделать вывод о том, что процесс изучения и понимания русской религиозной философии XX века, выразительницей которой на страницах периодической печати стала философская публицистика, в настоящее время еще только начинается. Конечно, определенная историко-философская традиция существует. Основы ее были заложены самими представителями русской религиозно-философской мысли. Известные историко-философские сочинения Н. Бердяева, В. Зеньковского и Н. Лосского, Г. Флоровского и С. Булгакова, и других мыслителей, создававшиеся в России, а затем в эмиграции, — все это, несомненно, прекрасный фундамент для изучения философской публицистики.
Изучение религиозно-философской публицистики является на сегодняшний день серьезной проблемой, этот вид литературной деятельности не изучался по идеологическим соображениям. Только в последние годы ситуация радикально изменилась. «Закрытые» для нескольких поколений россиян области национальной духовной традиции сегодня становятся частью культурной жизни. Все это дает определенные основания для оптимизма: прерванные связи действительно могут быть восстановлены и национальная традиция предстанет во всей своей исторической полноте.
И в этой связи, полагает автор диссертации, значение журнала «Путь» заключается в том, что он явился первоосновой для станов-
ления религиозно-философской печати, стал точкой отсчета для философской публицистики за рубежом, обусловил ее объективность, идеологическую независимость, полемичность, патриотичность. Обращение к его опыту может стать основой для формирования идейно-нравственных и общественно-политических позиций современных журналистов, для выработки концепции прессы как участницы созидания цивилизованного гражданского общества.
Завершают диссертацию приложения, составленные на основе изученных периодических изданий и архивных источников.
Диссертационное исследование, его основные выводы прошли апробацию в научных сообщениях автора на заседаниях кафедры истории отечественных СМИ в 1994-1997 гг., а также в опубликованных работах:
1. Журнал «Путь» H.A. Бердяева в системе печати русского зарубежья// «Вестник Московского университета» (серия «Журналистика»), 1997, № 3. С. 56-66.
2. Журнал Н. Бердяева «Путь» о свободе личности// Тезисы конференции «Журналистика в 1996 году». М. Изд-во МГУ. 1997. С. 55-57.