автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Становление и специфика представлений о человеке в художественной культуре

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Попов, Александр Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Становление и специфика представлений о человеке в художественной культуре'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Попов, Александр Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Человек в контексте западноевропейской художестенной культуры эпохи Ренессанса.

1.1.Изменение стиля жизни и культурного облика человека

1.2. Изображение человеческого тела как фактор художественной культуры

Глава 2. Специфика представлений образа человека в художественной культуре эпохи Ренессанса.

2.1. Живописный образ человека в модификациях южного и северного Ренессанса

2.2. Роль духовного содержания образа человека эпохи Ренессанса в становлении и специфике представлений о западноевропейском человеке в художественной культуре.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Попов, Александр Владимирович

Актуальность темы исследования. Проблемы художественной культуры приобретают сегодня первостепенное значение в развитии всех сфер человеческого бытия. Художественная культура выступает мощным регулятором поведения людей и образа их мышления.

Процесс обновления общества требует обращения к колоссальному художественно-культурному потенциалу, накопленному человечеством за время его существования. Освоение духовного наследия народов и бережного с ним обращения дает возможность постичь смыслы забытых уроков истории, выявить живые развивающиеся художественно-культурные ценности, без которых немыслимы общественное и личностное развитие.

Сейчас очень важно адекватное современности понимание истории мировой художественной культуры. Ее история культуры богата наличием постепенно сменяющих друг друга эпох, неповторимых и оригинальных по внутреннему содержанию. Ни одна эпоха прошлого не знала такого яркого и всестороннего расцвета личности, как эпоха Ренессанса. В художественной культуре Ренессанса человек выступает как вершитель своих судеб и судеб мира.

В эту эпоху впервые замечен антропологический тип художника, который специально пытался исследовать человека живописно-изобразительными средствами (Леонардо, Дюрер). Художник такого типа находится в вечном поиске, мятущийся, открытый, набожный, усердный в труде и крайне противоречивый. Например, Боттичелли - создаёт шедевры живописи и тут же сжигает их в кострах Савонаролы, Дюрер создаёт ужасающие пляски смерти и тут же непревзойдённые женские образы. Идеалы Ренессанса - есть ценное культурное наследие и они актуальны для современности, особенно потребны для молодёжи. Проблемы Ренессанса - совершенный человек, художественно-образная форма человека; эстетические категории актуальны и в наше время. Актуальность работы главным образом, заключена в том, что показывает основы современного представления человека в Западной культуре через специфику представлений о человеке в художественной культуре, мало изменившихся в своей основе вплоть до XXI века. В целом, создана попытка проследить механизм взаимовлияния художественной культуры и философии в обработке центральных понятий современной антропологии. Влияние этого времени и этого стиля можно найти и у Канта, и у Шелера, и у Ницше, и у Гегеля в плоть до включения элементов стиля в философии Постмодерна.

Анализ становления и специфики представлений о человеке и связанных с этим художественно-культурных феноменов эпохи Ренессанса подразумевает обращение к уникальным, самобытным процессам, позволяющим выявить сущность художественной культуры этой эпохи, специфику ее развития на отдельных этапах. Для этого важно исследование художественно-выразительных средств, образно-выразительных, средств изобразительного искусства. Чтобы проследить этапы представлений о человеке, необходимо заручиться прежде всего его художественным образом, который был разработан первооткрывателями нового и современного человека - мастерами живописи эпохи Ренессанса. Проникнуть в духовное пространство художественной культуры очень сложно, и тем не менее внимание современной научной мысли сосредотачивается все больше на субъективной стороне историко-культурного процесса, философско-художественном осмыслении человека, стиле жизни и картине мира человека прошлого и настоящего, которая складывалась и складывается благодаря ментальным установкам, архетипу художественной культуры, психологическому складу народов, проявляющимся в отличительном стиле жизни и стиле мышления.

Современная ситуация в нашем обществе по многим показателям сходна с ситуацией, породившей Ренессанс в западноевропейских странах. Возрождение индивидуальной свободы - фундамент всех гуманистических идей XIV- XVI веков - становится культурным идеалом и в нашем обществе. В политике это проявляется в развитии демократических идей, в изобразительном искусстве - в появлении небывалого разнообразия художественных представлений образа человека. Так в среде интеллигенции появляется новая форма самоорганизации - учебные сообщества, отмеченные свободой развития мысли и обращенные к самым разным философским традициям и направлениям. Человек Возрождения в своё время был "сражен" живописью Дюрера, Бальдунга , Джорджоне . Человек конца XX- начала XXI вв. переживает реформацию искусства Постмодерна. Можно предположить, что комплексный анализ процессов художественной культуры и духовного развития Ренессанса (в их национальной специфике) окажется полезным для осознания таких же процессов в нашем обществе и культуре. В этом и заключается актуальность данного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют труды отечественных и зарубежных мыслителей, заложивших фундамент становлению современных представлений о человеке в художественной культуре. В этой связи особо следует подчеркнуть значение работ Бахтина М., Беньямина В., Бердяева Н., Вейдле В., Винкельмана И., Гадамера X., Гумбольдта В., Давыдова Ю., Дю-виньо Ж., Зомбарта В., Кагана М., Кассирера Э., Муратова П., Нисбета Р., Плотникова С., Турна Х-П., Хаузера А., Юнга К.

Существенное влияние на разработку темы оказали исследования ученых , располагавшие материалами изобразительного искусства эпохи западноевропейского Ренессанса: Гарэна Э., Дмитриевой Н., Колпинского Ю., Либмана М., Немилова А., Нессельштраус Ц., Ротенберга Е., Рутенбурга В., Сидорова А., Стама С. в которых рассматриваются изобразительные функции искусства, проблемы преобразования человека в этике, науке, искусстве, смена установок, систем, эстетических ценностей и ориентаций.

Непосредственное отношение к исследуемой проблеме имеют работы в области философской антропологии, среди которых следует выделить труды Я. Буркхардта, Л. Ольшки, Л. Баткина, А. Горфункеля, А. Лосева. Работы первых двух авторов имеют для диссертанта общеметодологическое значение, на остальных работах необходимо остановиться специально, так как в них характеризуется непосредственное состояние человека в художественной культуре эпохи Ренессанса. В частности, раскрываются специфические понятия Ренессанса, такие как образ человека в художественной культуре, художественное понимание человека, художественное понимание действительности. В особенности обращают на себя внимание в этих работах две тенденции: понимание человека философско-концептуальное и понимание человека средствами художественного языка и художественных форм. Эти тенденции имеют общий контекст, в котором системообразующим фактором выступают сама человеческая жизнь, сам человек, его природа и сущность, его переживания, его жизнь и смерть, проблема человеческого «я».

Человек является самым таинственным и сбивающим с толку исследователей объектом науки; можно сказать, что еще никогда в истории человек не становился таким проблематичным для себя, как в эпоху Ренессанса.

Понять особенности становления современных представлений о человеке в художественной культуре было невозможно без анализа культурно-художественного наследия Западной Европы Х1У-ХУ1 веков. Наибольший интерес для работы представили дневники и трактаты А. Дюрера, биографии «описания» художников Д. Вазари, теоретические труды Леонардо, а также непосредственно сами произведения живописи Джотто, Боттичелли, Рафаэля, Дюрера, Грюневальда, Бальдунга, в которых даются яркие характеристики образа человека ренессансного общества, раскрываются особенности культурных и эстетических взаимоотношений.

Диссертант опирается также на исследования культурологов Ростовской школы— Т. П. Матяш, Е.Е.Несмеянова, Г.В. Драча, М. К. Петрова, Ю.А. Жданова, В. Е. Давидовича. В работах этих ученых прослеживается развитие проблематики не только общекультурного значения но и вопросов, связанных с решением проблем естественнонаучной, философской теологической антропологии, экзистенциального существования человека, проблем человеческой телесности и духовности.

В целом следует отметить, что существует широкий круг философско-культурологических концепций, опираясь на которые можно проводить анализ становления современных представлений о человеке в художественной культуре на материалах западноевропейского изобразительного искусства эпохи Ренессанса и приходить к конкретным умозаключениям.

Тем не менее, для традиционного подхода в культурологии Ренессанса характерна дисциплинарная разобщенность, высвечивающая отдельные аспекты явления без их взаимоувязки . Предполагается , что такая взаимоувязка возможна в рамках концепции Человека , рассмотренной через искусствоведческий взгляд на Человека Возрождения.

Цель и основные задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования заключается в выявлении основных закономерностей становления представлений о человеке в художественной культуре эпохи Ренессанса. Анализ последней производится на основе применения понятий «городская культура», «визибилизм», «стиль жизни», «демиург», «мастер», «личность художника северного Ренессанса», «личность художника южного Ренессанса», «образ человека в искусстве эпохи Ренессанса», «модификация образа человека» при комплексном осмыслении исторических, религиозных, философских, социальных её факторов. Из этих целей вытекают следующие теоретико-методологические проблемы:

1. Анализ общей тенденции развития художественной культуры Ренессанса.

2. Исследование вопроса о причинах обращения к изображению человеческого образа и борьбе телесного и духовного начала в человеке в художественной культуре Ренессанса.

3. Выявление основных модификаций живописного образа человека в художественной культуре Ренессанса.

4. Анализ духовного содержания живописного образа человека Ренессанса в становлении и специфике представлений о западноевропейском человеке в художественно-изобразительной культуре.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является этап развития художественной культуры Западной Европы, связанный с возрождением идеала Человека.

Предметом анализа является художественный образ Человека эпохи Ренессанса, рассмотренный во взаимоувязке социокультурных моментов, через искусствоведческий подход.

Методологическая и источниковедческая основа исследования. Определяется системным взглядом на богатство социокультурных моментов, задающих содержание художественного образа человека Ренессанса, попыткой сделать при этом искусствоведческий подход системообразующим фактором.

Главным методом, используемым в исследовании, является системный и системно-исторический подходы, позволяющие дать целостный и всесторонний анализ художественной культуры Ренессанса, в её развитии.Также использовались компаративистские методики для выявления общих и различных черт образа Человека в южном (итальянском) и северном (немецком) Ренессансе.

Гипотезой исследования, отражающей его проблемное содержание, является следующее: важным условием возникновения новой концепции Человека в эпоху Ренессанса стало художественно-образное (особенно живописно-образное) представление сущности человека, сформировавшееся на пристальном интересе к визуальному восприятию действительности , повлекшее ренессансного человека к иному мировоззрению , отличному от средневекового. И это не простое проявление художественно-познавательных процессов, как, скажем, художественное творчество. В Ренессансе это явление несколько другого рода: синтеза человеческого интеллекта , технических изобретений , социальных форм организации человеческой деятельности , теологии, науки, медицины и других моментов культуры , соединенных в едином сознании (например, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и другие).

Специфика образного представления о человеке в художественной культуре Ренессанса заключается в том, что хотя в своих изображениях универсума наука не находит новому человеку места, его все же смогли синтезировать художники Ренессанса: они его нарисовали телесно. Причем, изображенный ими человек имеет различные по своей сути модификации, четко обозначенные в северном и южном Ренессансе. Человек представлен в художественной культуре Ренессанса телесно, причем, с визуальной агрессивностью его телесности. Поэтому в эту эпоху кроме эстетических ставились задачи мировоззренческие, часто приводившие людей к трагическому мироощущению. Стал наболевшим главный спор между школами северного Ренессанса и школами южного Ренессанса: как изображать человека,- так, чтобы он вызывал сексуальное возбуждение или производил впечатление смятенности, предчувствия общественных потрясений, представал насыщенным божественным смыслом.

Мышление художника о Человеке начинается с профессионального творчества в Классическом Ренессансе , и , в дальнейшем , приводит к современным классическим культурно-философским концепциям , дающим оригинальные представления и понимания Человека извлеченные западноевропейской культурной элитой (мастерами-живописцами) из пласта художественных живописных и пластических образов Человека Ренессанса. Художественно-научная антропология Ренессанса создала прецедент новым научным знаниям о Человеке.

Научная новизна диссертационного исследования вытекает из системно-исторического подхода к предмету исследования и проявляется в следующем:

1. Специфика художественно-образного представления (телесного) человека Ренессанса впервые проанализирована как синтетический культурно-антропологический феномен; предпринята попытка выявить его содержание, параметры, динамику развития;

2. Выявлена взаимосвязь философско-концептуального понимания человека (методов натурфилософского, схоластического, экспериментально-математического исследований) и художественно-образного понимания человека, то есть понимания человека средствами художественного языка и художественных форм;

3. Установлено, что развитие культуры эпохи Ренессанса характеризуется противоборством двух тенденций (географически разделенных на южное , итальянское Возрождение и северное , немецкое): индивидуально-личностной и коллективно-социальной (в социальном аспекте), телесно-материальной и духовно-материальной (в гносеологическом аспекте). Эти тенденции наглядно проявились , в частности, в живописи : в виде феномена чувственной навязчивости в художественной культуре южного Ренессанса и феномена духовной отрешенности в художественной культуре северного Ренессанса;

4. Дана характеристика той совокупности признаков, которая определяет специфику модификаций образа человека в художественной культуре южного Ренессанса и в художественной культуре северного Ренессанса.

В результате предпринятого исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

1. В христианском социуме возникает художественно-образное (особенно живописно-образное) выражение действительности и человека, через призму которых рассматриваются образ жизни, культурный облик человека, и, вообще любая идеальная модель западноевропейской художественной культуры.

2. В авангарде гуманистического движения эпохи Ренессанса находится изобразительное искусство, оно позволяет сопоставлять различные и даже противоположные философские, идеологические и социально-культурные установки: идеалистические и материалистические , скептические и прагматические , светские и конфессиональные , анахроничные и прогрессивные и так далее, отсюда впечатление неоднородности, эклектичности, хаотичности, - однако, только из такого состояния могли возникнуть завершенные формы стилей мира.

3. Глубина психологических переживаний ренессансного человека приобретает эротико-гедонистическую и конкретно телесную ориентацию. На севере они проявляются в глубинно-эмоциональном, пороговом экзистенциальном состоянии «бытия к смерти». На юге основывается на эстетически выразительных театрально-патетических и эффектных (объективно обусловленных для Италии) формах творческой активности. Но, в обоих случаях религиозное и философское содержание темы христианской любви в искусстве обусловлено определенно-личным пониманием и субъективно-авторской оригинальностью.

4. Представление о человеке в художественной культуре Ренессанса реализуется через составляющие его элементы: светское общение и светский язык, городской стиль жизни, городская мода, индивидуализм, система воспитания и образования. В формировании данного специфического представления о человеке в художественной культуре главная роль принадлежит итальянскому гуманистическому движению , как влиятельному социокультурному образованию эпохи Ренессанса. Именно итало-романская художественная культура послужила носителем гедонистических идей и явилась создателем (демиургом) великого по красоте и пропорциональности идеального человеческого тела, образ которого в дальнейшем (по истечении примерно двухсот лет) транскультурировался и принял модифицированные формы северного (немецкого) и южного (итальянского) Ренессанса.

5. Противоречивость сознания западноевропейских художников эпохи Ренессанса, отразилась в противоречивости их представлений о человеке. Художники южного Ренессанса: Джотто, Боттичелли, Рафаэль и другие, были неразрывно связаны с идейно-культурной традицией латинизированного гуманизма. Произведения художников-гуманистов южного Ренессанса (большинство из которых принадлежало к элитным слоям общества) оказали огромное влияние на сознание «сословных» художников севера, формируя особую немецко-латинскую культурную традицию.

6. Серьезным шагом в выявлении проблем мировоззренческого синтеза, форм единства материально-практического и духовно-аскетического в художественной культуре человека Ренессанса, является творчество Альбрехта Дюрера, которое принадлежит к религиозно-мистическому направлению искусства Германии XV- XVI вв., и всё же выходит за рамки общепринятых ренессансных гуманистически-идиллических традиций. Мироощущение художника-философа антропоцентрично и космологично вместе. Онтология искусства Дюрера видится и непосредственно - бытийно, и абсолютно. Можно предположить, что именно в творчестве Дюрера получило отражение первоначальное осознание диалектики духовного и материального.

7.Специфика художественно-образного представления человека Ренессанса заключается в а) стихийном чувственно-созерцательном стиле жизни, б) ненаучности и артистизме мышления, в) зависимости изобразительного искусства от средневековой ортодоксии и античной пластической телесности, г) конкретном различии модифицированного образа человека в художественной культуре юга и севера. Т. о., структура понимания человека средствами изобразительного искусства видоизменилась и привела к различным фило-софско-художественным и художественно-философским воззрениям.

В художественной культуре Ренессанса сложились уникальные обстоятельства, уникальные стечения этих обстоятельств, в ней определяется уникальный антропологический поиск и даётся уникальный антропологический ответ. Формировалась «новая антропология», не имеющая магистральной идеи. Не обосновано ссылаться на очевидные, но не исчерпывающиеся предпосылки в религии или экономике, не на различия национальных характеров народов, ни на рост городов, ни на влияние Реформации, ни на какие-либо ещё подвижки. Художественная культура определила «новую антропологию», как живописно-изобразительную, выражающуюся искусством художников северного и южного Ренессанса.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные результаты диссертации имеют характер теоретических положений, которые адресованы специалистам и широкому кругу читателей. Они опубликованы в научных журналах и обсуждались на заседаниях кафедры философии и культуры Ростовского-на-Дону государственного педагогического университета, на заседаниях аспирантского семинара и художественно-графических тренингов. Материалы работы использовались при разработке курса «Культурология» в ИППК при РГУ. Полученные результаты также могут быть использованы для чтения лекций по базовым и факультативным курсам, таким как: « Художественная культура и философия творчества Западной Европы Х1У-ХУ1вв.», "Специфика творчества художников южного и северного Ренессанса" и другим.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление и специфика представлений о человеке в художественной культуре"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования можно сделать ряд выводов, относящихся к методологии рассмотрения подобных вопросов, к истории художественной культуры Ренессанса, а так же и общих, присущих явлению по её внутренней природе.

1. Исследование становления и специфики представлений о человеке в художественной культуре Ренессанса возможно на основе модели, где выделены, во-первых, идея визуального обращения к человеку - живописный образ человека как эпицентр проявления всех научных и ненаучных интенций в представлении человека или визуальный интерес к художественному образу человека и, во-вторых, широкий спектр художественно-культурных образований и их философско- антропологической ориентации.

Первое понимается как непроизвольная (т. е. не рефлексируемая на рациональном уровне без использования особенностей методологии) энергия, которая на поверхность выходит при социально-культурных катаклизмах, характерных для Ренессанса борьбы нового со старым, и на её основе социум сублимирует и преобразует содержание и форму всего спектра художественно-культурных образований.

Содержание интереса к живописному образу человека раскрываются через феномены, определяемые понятиями: городская культура, стиль жизни, визуальный интерес, демиург, мастер, личность художника Ренессанса, образ человека в живописи эпохи Ренессанса. К спектру художественной культуры и ориентированного на человека изобразительного искусства относятся: а) духовная культура, где создается и воспроизводится идеальный художественный образ человека, образ, который существует во многих вариациях и всевозможных явлениях духовной жизни; б) материальная (предметная, вещная) культура как основная функция существования западноевропейского социума в мире бытия. Это способы и средства организации художественно-культурной деятельности. Для фиксации и определения характера изменения художественной культуры в эпоху Ренессанса необходимо использовать категорию, способную играть инструментальную роль при исследовании параметров и динамики художественной культуры в исторический период всеобщего интереса к миру художественных образов человека. В роли такой категории можно использовать понятие «модифицированный живописный образ человека». Это понятие позволяет интерпретировать живописные искусства, по крайней мере, двух отдельных обществ, - немецкого (германского) и итальянского (романского), как целостностей, отражающих их субъективное художественно-культурное существование. Введенная категория ориентирует на поиск критериев системного, целостного и всестороннего изменения художественной культуры Ренессанса. Она позволяет сгруппировать социокультурные события, в результате которых меняются способы художественно-культурного взаимовлияния и, в дальнейшем, прекращаются.

Реформационные и контрреформационные процессы, повлиявшие на судьбу художественной культуры Ренессанса, в первую очередь изменили механизмы организации общественной жизни, затронули мировоззренческие проблемы и поставили новые художественные задачи. Критерием такой трансформации художественной культуры стало изменение самосознания, что проявилось в изменении форм и способов мышления о человеке. Для анализа такого процесса предлагается ввести понятие «духовная доминанта в представлении живописного образа человека» в художественной культуре Ренессанса, отражающее единство и целостность западноевропейского социума в историческом времени и художественно-культурном пространстве, состоящем из множества индивидуально-художественных образований, школ и течений в изобразительном искусстве Ренессанса. Эти образования своей предпосылкой имеют наличие процесса самосознания и самопонимания, они историчны и подвижны в своей структуре и содержании, они формируются и развиваются на основе сопоставления и сравнения с другими художественно-культурными образованиями. Основой историчности этих феноменов понимания является, в первую очередь, выражение своих интересов. В то же время, в ренессансный период истории, когда существует определенный художественно-культурный стереотип «красоты» человеческого тела, имеются идеальные феномены художественной культуры, где в неких изобразительных идеях и явлениях отражается существование социальной определенности. Эти феномены носят знаковый характер, характер основного признака или важнейшей части какой-либо художественно-изобразительной идеи духовности человека, т. е., это духовная доминанта в представлении живописного образа человека в художественной культуре, приоритетного над телесным. Духовная доминанта существует на уровне обыденного, массового сознания в феноменах художественной культуры, характерных для этого уровня общественного сознания, так и на уровне элитарного сознания. Она демократична и бытует, объединяя всех, выполняя роль идеальной основы художественной образованности общности, согласования интересов различных социальных субъектов, начиная от отдельной личности.

Живописно-изобразительная культура есть форма коммуникаций и взаимопонимания, которая объединяет общества и моделирует их народно-национальные социо-культурные системы.

2. Рассмотрение европейской концепции человека, методизм структур мышления человека, методизм влияния художественной культуры и философии в обработке центральных понятий современной антропологии подводит к мысли, что художественно - живописный образ человека как эпохи Ренессанса западноевропейской культуры никем не превзойдён,и,в XXI веке заслуживает пристального внимания и изучения. Искусство Ренессанса-есть нечто большее, чем искусство —это антропология в «красках». В диссертации зафиксирован акт понимания человека в художественной культуре Ренессанса, когда люди хотят и не могут, и не умеют напрямую озвучить своё представление о Человеке, выразить понятийно его концепцию, и тогда берутся изобразить его материально. Т. е., зафиксирована подвижка обращения человека на себя в изобразительном искусстве.

Поскольку человек Ренессанса фактически совершил визуальную революцию в изображении человека, он стал проблематичным для самого себя. Он обнаруживает собственную проблематичность, которая не даёт ему покоя. Человек стал заглядывать в пустоту. В художественной культуре создалась ситуация экзистенциального кризиса, было очевидным, что человек не укладывался в рамки схоластических категорий. Человек - не вещь, описать его не возможно, остаётся только нарисовать.

Эпохе Ренессанса необходимы зрительные образы и они создаются, разрушая узкие бытования средневековой художественности. В Западной Европе началось интенсивное взаимодействие художественных культур. Художник эпохи Ренессанса находящийся в поиске между небом и землёй, представлял человека в различных вариациях и образах, по принципу «я себя нарисую и так представлю», показывает, что человек не исчерпаем, и все формы описания человека не пригодны. Поэтому самым востребованным в художественную эпоху являлось изобразительное искусство, особенно живопись. Антропология сместилась и стала выражаться резцом, кистью, масляными красками, итальянским карандашом.

В художественной культуре Ренессанса сложились уникальные обстоятельства, уникальные стечения этих обстоятельств, в ней определяется уникальный антропологический поиск и даётся уникальный антропологический ответ.

В художественной культуре Ренессанса не видна магистральная идея^ на которой бы основывалась концепция человека. Не возможно ссылаться ни на религиозные, ни на экономические предпосылки, не на различие национальных характеров народов Западной Европы, ни на рост городов, ни на влияние Реформации, ни на какие-л. ещё; всё это присутствовало и тем не менее не исчерпывалось этим. Художественная культура Ренессанса открыла новую антропологию - живописно-изобразительную, уникально определившую и представлявшую сущность человека.

3. Изобразительное искусство Ренессанса на закате своего существования (конец XVI века), повлекло за собой изменение духовности, сознания и психологии западноевропейского социума. Изменение духовности общества отразилось на всех уровнях общественной жизни и индивидуальной. Изменилась самооценка, понимание своего места и роли в историческом процессе, стало формироваться новое самосознание, и все это отразилось в различных формах духовного и художественно-культурного производства.

В эпоху Ренессанса декларировалась новая модель образа жизни и ценностной художественно-культурной системы как основы существования человека, формировалось личностное и народно-национальное сознание. Именно на этом этапе происходит отказ от ценностно-нормативной гуманистической художественной культуры прошлого. Это разрушение существующей художественной культуры и внедрение новой народно-национальной художественной культуры. Эти процессы стали объективной основой сохранения и развития новой художественной культуры, продекларированной в годы реформации и контрреформации. Новое состояние художественной культуры-это неизбежно изменение в представлении образа человека в искусстве. В результате ренессансного представления образа человека западноевропейская художественная культура превратилась в нечто иное и стала образцом для всего остального цивилизованного мира.

Развитие представлений о человеке в искусстве до настоящего времени происходит и как реализация художественных идей о человеке, впервые возникших в Ренессансе. Важно учесть, что художественное творчество эпохи Ренессанса, как и духовная составляющая этого процесса - деятельности отдельных наций, сословий, групп, индивидуальностей есть взаимообогащенный и взаимосогласованный ход, форма развития сложной и противоречивой романо-германской художественной культуры.

Художественная культура Ренессанса восприняла все лучшее из общечеловеческой культуры, она пронизана глубоким пониманием гуманности и духовным смыслом изобразительного искусства. Её идейную основу составляет художественный образ человека, его двойственная и дисгармоничная природа, поскольку она представляет смешение двух враждующих начал, добра и зла. В живописном искусстве человек представляется во всем многообразии жизненных конфликтов, его сплетении с величественным и уродливом, титаническим и низменным; пугающим уродством смерти и радостью рождения; красотой трагического просветления и безудержной земной страстности.

Начиная с дюреровской эпохи, западноевропейская цивилизация, проявив активный интерес к человеку, начала вести: во-первых, историю профессионального художественного творчества, как мышления художника-живописца о человеке; во-вторых, художественные силы и ресурсы в лоно философской антропологии и изобразительной культуры. Которые в свою очередь, существенно повлияли и могли привести к современным философским концепциям, таким как: трудовая этика протестантизма, прагматизм (северная, германская культура); романтизм (южная, романская культура); экзистенциализм, позитивизм (франко-романская культура); и другим.

В дальнейшем, тема исследования может быть продолженной на анализе мыслей и категориального аппарата ХХ-ХХ1 вв., можно будет попытаться перенести мысли художников Ренессанса с холстов и досок на новый понятийный философско-антропологический язык, выявить причины «новой антропологии». Что являлось результатом художественных поисков человека, что хотели но не смогли, не сумели, в чём сомневались художники, представлявшие человека, когда брались за кисть?

 

Список научной литературыПопов, Александр Владимирович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1.Азевич А. Математика «северного Леонардо». Учительская газета. 1996, №3, с.21.

2. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2т., М.,1935.

3. Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939.

4. Алпатов М.В. Питер Брейгель Мужицкий. М.,1933.

5. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.,1976.

6. Анисимов Г. Гравюры мастера. Правда, 1972, 9 янв.

7. Андронов С.А. Рембрандт. О социальной сущности творчества художника. М., 1978.

8. Античность. Средние века. Новое время. М.,1977.

9. Аристотель. Сочинения: В 4т. М., 1976. Ю.Боккаччо Д. Фьямента. Фьезоланские нимфы. М.,1968.

10. Боккаччо Д. Декамерон. М.,1989.

11. Балдини У. Микель Анджело - скульптор. М.,1979.

12. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. В поисках индивидуальности. М.,1989.

13. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1989.

14. Баткин Л.М.Замечания о границах Возрождения. Сов. Искусствознание. М.,1980, Вып.2.

15. Бахтин М.М. Искусство и ответственность. Литерат.- критич. Статьи. М.,1986.

16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

17. Беген С. Французский рисунок XVI века. М.,1984.

18. Белоусова H.A. Джорджоне. Очерки о творчестве. М.,1982.

19. Бердяев H.A. О назначении человека. Париж, 1931.

20. Беренсон Б. Живописцы итальянского Ренессанса. М.,1965.

21. Бецольд Ф. История Реформации в Германии: В 2т. С-Пб., 1900.

22. Богуславский В.М. «Опыты» Мишеля Монтеня. Вопросы философии, 1956, №5.

23. Большаков В.П.Монтень великий гуманист эпохи Возрождения. М.,1983.

24. Боттичелли.Сборник материалов о творчестве. М., 1962.

25. Брагина Л.М. Этические взгляды Дж. Пико делла Мирандола. Ср. Века, вып.28, М., 1965.

26. Буркхардт Я. Культура итальянского Возрождения. М.,1996.

27. Бэкон Ф. Сочинения: В 2т. М., 1977.

28. Вазари Д. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Р.-н/Д., 1998.

29. Валери П. Избранное. М., 1936. ЗЬВаллантен А. Эль Греко. М.,1962.

30. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л.,1964.

31. Вельчинская И.Л. Альбрехт Альтдорфер. М.,1977.

32. Веселовский А.Н. Боккаччо, его среда и сверстники: В 2 т. Пг., 1915.

33. Веселовский А.Н. Противоречия итальянского Возрождения.Собр. Соч. С Пб., т.4, Б. г.

34. Верцман И. Рафаэль и Шекспир В кн.: Шекспировские чтения. 1978. М., 1981.

35. Вельфлинг Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. М., 1934.

36. Виллари П. Джироламо Савонарола и его время: В 2т. СПб., 1913.

37. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс ХШ-ХУ1 в.в.: В 2 т. М., 1977.

38. Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи рацвета. М.,1962.

39. Виппер Б.Р. Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХУ-ХУП в.в. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

40. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970.

41. Виппер Б.Р. Тинторетто. М., 1948.

42. Всеобщая история архитектуры: т.5. М., 1966.

43. Всеобщая история искусств: т. 3. М., 1962.

44. Галилей Г. Избранные труды : В 2 т. М., 1964.

45. Габричевский А. Рафаэль Санти. М., 1956.

46. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

47. Гегель Г.Ф. Эстетика : В 4 т., М., 1968-1973.

48. Гегель Г.Ф. Философия истории. Собр. соч. M.-JL, 1935, т. 8.

49. Герман М.Ю. Ганс Мемлинг. JL, 1983.

50. Гершензон-Чегодаева Н.М. Нидерландский портретХУ в., его истоки и судьбы. М., 1972.

51. Гершензон-Чегодаева Н.М. Питер Брейгель. М., 1981.

52. Гершензон Н.М. Лукас Кранах. М., 1933.

53. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

54. Горфункель А.Х. Философия великой эпохи. Вопросы философии. 1963. №6

55. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

56. Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987.

57. Гращенков В.Н. Боттичелли. М., 1960.

58. Гращенков В.Н. Рафаэль. М., 1975.

59. Гращенков В.Н. Георг Вейзе об итальянском Возрождении.Сов. Искусствознание 1979. М., 190. Вып. 2.

60. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М., 1982.

61. Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 1985.

62. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса Феодализма в Зап. Европе. М., 1970.

63. Гуревич H.A. Тициан. Л., 1940.

64. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1961.

65. Давидович В.Е. В зеркале философии. Р.-н/Д., 1997.

66. Данилова И.Е. Джотто. М., 1969.

67. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975.

68. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М., 1972.

69. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения : В 2 т. М., 1978.

70. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

71. Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. М., 1974.

72. Джохадзе Д.В. История диалектики Х1У-ХУШ в.в. М., 1974.

73. Дмитриева М.Э. Античность в восприятии немецких гуманистов и творчество А.Дюрера.В кн.: Проблемы истории докапиталистических формаций. М., 1978.

74. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств : В 3 т. М., 1987, 1990, 1993.

75. Документы по истории университетов Европы ХП-ХУ в.в. Воронеж, 1973.

76. Долгий В.М., Левиинсон А.Г. Архаическая культура и город. Вопросы философии, 1971. №7.

77. Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли. М., 1977.

78. Дурус А. Еретик А.Дюрер и «три безбожных художника». Искусство, 1937. №1.

79. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты : В 2 т. М.-Л., 1957.

80. Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.

81. Егорова К.С. Ян ван Эйк, М., 1965.

82. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции. М.-Л., 1958.

83. Золотой век нидерландской живописи. М., 1981.

84. Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

85. Ильин М., Сегал Е. Как Человек стал Великаном. М.,1994.

86. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1999.

87. Карель М. Книга о художниках. M.-JI., 1940.

88. Картна А., Лумисте М., Тихлак Э. Нидерландская живопись XV- XVII в.в. Таллин, 1978.

89. Кеменов B.C. Художественное наследие Леонардо да Винчи.Вопросы философии, 1952, №3.

90. ЮО.Климов Р.Д. Питер Брейгель. М., 1954. Ю1.КлулаИ. Екатерина Медичи. Р-н/Д. ,1997. 102.Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. М., 1981. ЮЗ.Колпинский Ю.Д. Искусство Венеции XVI в. М., 1970.

91. Колпинский Ю.Д. Образ Человека в искусстве эпохи Возрождения в Италии, М.-Л., 1941.

92. Корнелий Тацит. Анналы. Малые произведения. История. М.,2000 .

93. Косарева Л.М. Картины Вселенной в европейской культуре XVI-XVIII в.в. М., 1990.

94. Ю7.Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. М., 1979.

95. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.

96. Кузнецов Ю. Шедевры Фландрии и Голландии. М., 1981. 1 Ю.Культура Возрождения и общества. М., 1986.

97. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997.

98. Культура Испании. М., 1940.

99. Курьер "Юнеско". Барокко. 1987, октябрь.

100. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения-, т. 1. М., 1956.

101. Левандовский А.П. Жанна д'Арк. М., 1982.

102. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

103. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. М., 1982.

104. Либман М.Я. Донаттелло. М., 1962.

105. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972.

106. Либман М.Я. Якопо делла Кверча. М., 1960.

107. Лихачев Д.С. Возрождение в Средневековье. Русская литература, 1973 .№4.

108. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: статьи и очерки. Л., 1985.

109. Лихачева Е. Европейские реформаторы: Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин. СПб., 1872.

110. Львов С.Л. Альбрехт Дюрер. М., 1977.

111. Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952.

112. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. М., 1934.

113. Маген Ж.-М., Маген А. Шекспир. Р.-н/Д., 1997.

114. Майер В.Е. Деревня и город Германии в X1V-XVI в.в. Л., 1979.

115. МандерК. Книга о художниках. М.-Л., 1946.

116. Манн Т. Иосиф и его Братья. М., 1968.131 .Мальцева Н. Л. Французский карандашный портрет XVI века. М., 1978.

117. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве : В 2 т. М., 1976.

118. Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971.

119. Мастера искусства об искусстве: В 3 т. М., 1967.

120. Мисюров H.H. Этюд о Дюрере Вильгельма Генриха Вакенродера. Научный докл. Высш. Шк. Филологич . Науки , 1989. № 1.

121. Михайлов A.B. Вильгельм Генрих Вакенродер и романтический культ Рафаэля .Сов.Искусствознание, 1979. М., 1980.

122. Монтень М. Опыты. М., 1989.

123. Неволин Ю. Гравюры Дюрера в художественных мастерских Ивана Грозного. Юный художник , 1987. № 4

124. Немилов А.Н. Вилибальд Пиркгеймер и его место среди немецких гуманистов начала XVI века. Средние века. М., 1965, Вып. 28.

125. МО.Немилов А.Н. Грюневальд. М., 1972.

126. Немилов А.Н. Значение Крестьянской войны 1525 г. для развития общественной мысли эпохи Реформации. Вестник ЛГУ, 1975. №14. Вып. 3.

127. Немилов А.Н. Лукас Кранах. Искусство, 1953. № 6.

128. НЗ.Немилов А.Н. Первые гуманистические кружки в Нюрнберге и их роль вразвитии раннего нем. Гуманизма. Ученые записки ЛГУ, 1958. № 251. Вып.2

129. Несмеянов Е. Е. Стиль политико-теоретического мышления. Р-н/Д., 1992.

130. Нессельштраус Ц. Г. Альбрехт Дюрер. 1471-1528. Л., 1961.

131. Нессельштраус Ц. Г. Тинторетто. М., 1964.

132. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л., 1964.

133. Никулин H. Н. Рогир Ван дер Вейден. Лука, рисующий Мадонну. М.-Л., 1964.

134. Никулин H.H. Лука Лейденский. Л.-М., 1961.

135. НикулинН. Н.ЯнванЭйк. Л.-М., 1959.

136. Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. Л., 1989.

137. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Р.-н/Д.,1992.

138. Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Л., 1982.

139. Петров М.Т. Проблемы Возрождения в советской науке. Л., 1989.

140. Петров П.Н. Сб. Материалов для истории императорской СПб. академии Художеств. С-Пб., 1865.

141. Петров Э.Ф. Эгоизм. Философско-этический очерк. М., 1969.

142. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции XV-XVI в.в. Л., 1973. ЗбЗ.Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1958.

143. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982.

144. Песни трубадуров. М., 1979.

145. Пинский Л.И. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

146. Порозовский Б.Д. Мартин Лютер. М., 1995.

147. Пуришев Б. Очерки немецкой литературы ХУ-ХУПв.в. М., 1955.

148. РаблеФ. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1981.

149. Реале Д., Антисери Д. Западная философия огистоков до наших дней: В 4 т.,СПб., г.2, 1994; т.З, 1996.

150. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме. М., 1977.

151. Репина Л.П. Сословие горожан и феодальное гос-во в Англии XIV в. М., 1979.

152. Розанов В.В. Религия, философия, культура. М., 1992.

153. Ротенберг Е.И. Микель-Анджело Буонарроти. М., 1976.

154. Ротенберг Е.И. Тициан и его место в искусстве Возрождения. Сов. Искусствознание 1977. М., 1978.

155. Руссо Ж.-Ж. Избр. Сочинения : В 3 т. М., 1961.

156. Рутенбург В.И. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

157. Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени. Л., 1974.

158. Рутенбург В.И. Проблемы Возрождения. Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., 1974.

159. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

160. Свет Я.М. Колумб. М., 1973.

161. Свет Я.М. Фернандо Магеллан. М., 1956.

162. Себастьян Брант. Корабль глупцов. М., 1989.

163. Севастьянов А. Дюрер: книжная иллюстрация в творчестве немецкого художника А.Дюрера. В мире книг. 1987. № 9.

164. Седова Т. Великий немецкий худжник (А.Дюрер). Художник, 1978. № 5.

165. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. С-Пб., 1993.

166. Сергеев К.А. Ренессансные основания рационализма нового времени. Автореф. Дисс. Д. Ф. Н., ЛГУ., 1990.

167. Сидоров А. Дюрер. М.-Л., 1937.

168. Сидоров А. Дюрер. 500 лет со дня рождения. Коме. Правда,1971,21 мая.

169. Смирин М.М. Народная реформация Мюнцера и Великая крестьянская война. М., 1955.

170. Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. М., 1952.

171. Смирин М.М. Прогрессивное содержание мюнцеровского пантеизма. Вопросы истории, 1975, №6.

172. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М.,1978.

173. Смирнов A.A. Шекспир. Ренессанс и Барокко. Вестник ЛГУ, 1946, № 1.

174. Смирнова И.А. Витторе Карпаччио. М.,1972.

175. Смирнова И.А. Джорджоне. М., 1962.

176. Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI в., М., 1964.

177. Смирнова И.А. Якопо Бассоно и позднее Возрождение в Венеции. М.,1976.

178. Смирнов Н. Прекраснейший талант Возрождения (Филиппино Липпи). Художник, 1976. №10.

179. Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М.,1962.

180. Соколов Н.П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов, 1963.

181. Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского средневековья. М.,1964.

182. Стам С.М. Корифеи Возрождения: искусство и идеи гуманистического. Саратов, 1991.

183. Стам С.М. Флорентийские мадонны Рафаэля: вопросы идейного содержания. Саратов, 1982.

184. Стеблин- Каменский М.И. Миф. Л., 1976.

185. Степанов А. Альбрехт Дюрер: «Когда я был еще ребенком». Юный художник,! 985, № 2.

186. Степанов A.B. Мастер Альбрехт. Л., 1991.

187. Стоклицкая Терешкович B.B. Очерки по социальной истории немецкого города в XIV - XV вв. М.-Л.Д936.

188. Средневековый быт. Л.,1935.

189. Средневековый роман и повесть. М.,1974.

190. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М.,1974.

191. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

192. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965.

193. Типология и периодизация культуры Возрождения. М.,1978.

194. Тольнай Ш., Иероним Босх. Нидерландская живопись XV-XV1 вв. М.,1992.

195. Топуридзе Е.И. О некоторых аспектах сущности Ренессанса . Тбилиси,1989.

196. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской ср.-век. философии. М.,1957.

197. Трофимова О.В. Города в гугенотском движении во Франции XVI в. Ярославль, 1983.

198. Тяжелов В.Н. Сопоцинская О.И. Искусство средних веков. Малая история искусств. М.,1975.

199. Удальцова З.В., Гутнова Е.В. Генезис феодализма в странах Европы. М., 1970.

200. Ульрих фон Гуттен. Диалоги, публикации, письма. М.,1959.

201. Фейербах Л. Писатель и человек. Собрание юмористических философских афоризмов. История философии: В Зг. М., 1967.

202. Фехнер Е.Ю. Нидерландская живопись XVI в. Очерки из истории западноевропейского искусства. Л., 1949.

203. Фишер К. История новой философии. В 8т., т.1. М., 1901.

204. Фламандская и голландская живопись. М.,1957.226.Фламенка. М.,1983.

205. Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. М.,1987.

206. Фомин Г.И. Иероним Босх. М.,1974.

207. Фомичева Т.Д. Тициан. М.,1960.

208. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства. Р.-н/ Д., 1990 .

209. Фромантен Э. Старые мастера. М.Д966.

210. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.Д980.

211. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1988.

212. Хогарт В. Анализ красоты. Теория искусства. Л., 1987.

213. Хлодовский Р.И. Ренессансный реализм и фантастика. Литература эпохи Возрождения. М., 1967.

214. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М.,1974.

215. Цейтен Г.Г. История математики в XVI и XVII вв. М.- Л., 1938.

216. Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии: В 2т. М.,1937.

217. Цырлин И.И., Питер де Хоох. М., 1955.

218. Шапиро Ю.Г. Искусство Голландии XVII века. Л., 1960.

219. Шедевры Возрождения. Чинквеченто в Тоскане. М.,1982.

220. Шедевры Фландрии и Голландии. М.,1981.

221. Шмит Ф.И. «Барокко», как историческая категория. Русское искусство XVII в. Л., 1929.

222. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М.,1932.

223. Шрамкова Г.И. Искусство Возрождения. М.,1977.

224. Штекли А.Э. Галилей. М.,1972.251 .Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Антология мировой философии. В 4т. М.,1971.т.З

225. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. 253.Экологические очерки о природе и человеке. М.,1988.

226. Элиасберг Н.Е. Перуджино. М., 1966.

227. Энгельс Ф. Об искусстве эпохи Возрождения. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.,т.14.

228. Эпштейн А.Д. История Германии от позднего средневековья до революции 1848г. М., 1961.

229. Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. М.,1960

230. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М., 1969.

231. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

232. Эстетика Ренессанса. M., 1981.261 .Ювалова Е.П. Немецкая скульптура XIII в. М., 1983.

233. Яброва М.М. Зарождение раннекапиталистических отношений в городе (Лондон XIV нач. XVIbb.) Саратов , 1983.

234. Ян Вермеер Делфтский. М., 1983.

235. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Биографические очерки. M., 1905.

236. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI- XIII вв. Эпоха, быт, костюм. М., 1978.

237. Burke P. Culture and Society in Renaissance Italy: 1420 1540 London , 1972.

238. Panofsky E. Albrecht Durer. London , 1948.

239. Panofsky E. Renaissance and renascences in Western art. Stockholm, 1960.

240. Рафаэль Санти . Папа Юлий II. Около 1513 г.

241. Интерьер Капеллы делла Арена . Падуя 1304-1313гг.

242. Джотто ди Бондоне . Поцелуй Иуды . ¡306 г.

243. Церковь Санта Мария Новелла . Начата в 1278 г. Слева интерьер.

244. Леонардо да Винчи . Монна Лиза (Джиоконда). 1506 г.1. А»*1. Т? и' ' "--> V*"-- Г ЙВ11ет::::^11''''ч ■ ¡зь?5я * .гг|Я» ц1. ВДЭи I > д "1. ТДГ " К. • гК . Ч .Л

245. Неизвестный художник XVI в. Мученическая смерть Савонаролы1. Фрагмент.

246. Матис Грюневальд . Распятие. Около 1502 г.

247. Альбрехт Дюрер . Рыцарь, смерть и дьявол . Гравюра на .меди 1513 г.

248. Альбрехт Дюрер . Портрет молодой венецианки . 1505 г.

249. Ганс Бальдунг Грин . Красота и смерть . ¡509 г.