автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Народная художественная культура в системе трансляции ценностей народов Саяно-Алтая
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора культурол. наук Ултургашева, Надежда Торжуевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЙСКОГО НАГОРЬЯ
1.1. НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ.
1.2. ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ САЯНО-АЛТАЯ.
1.4. НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ.
ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ИСТОКОВ ДО КОНЦА XX ВЕКА. ИСТОРИКО-КУЛЫ УРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ТРАДИ1ДИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ САЯ.НО
АЛТАЙСКОГО НАГОРЬЯ.
2.2. ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.3. КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ.
2.4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ.
ГЛАВА III. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ЭТНОКУЛТУРНОЙ ИСТОРИИ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ: ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА «ГОРЛОВОГО ПЕНИЯ»
3.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ТРАДИЦИЙ И
НОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ.
3.2. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР АЛТАЙЦЕВ.
3.3 ТУВИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР.
3.4. ХАКАССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР.
ГЛАВА IV. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИТЕМ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАКАСИИ)
4.1. ТРАДИЦИОННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
4.2. ТРАДИЦИОННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ДОШКОЛЬНЫХ, ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
4.3. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАРОДНОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВУ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ХАКАСИИ.
Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Ултургашева, Надежда Торжуевна
Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями российского общества в сохранении и развитии самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций народов Российской Федерации. Об этом свидетельствует такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 г. г.), «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятая в 2000 г.; Региональные межведомственные проекты и программы возрождения народной художественной культуры;
Происходящие процессы, явления, события, этнокультурная история народов Саяно-Алтая алтайцев, тувинцев, хакасов специфические особенности состояния духовной жизни этих этносов, их бытовая практика выдвигают в качестве компенсаторного механизма духовного возрождения всех жителей регионов, развития культуры этносов в единстве со значимыми для данной этнической общности ценностями образа жизни, этнокультурную традицию. В связм с этим большое внимание уделяется изучению народной художественной культуры, выраженной в народных праздниках и обрядах, семейно-бытовой обрядности, обычаях, играх и т.п., характерных для этнической культуры тувинцев, алтайцев, хакасов.
Вся история этносов Саяно-Алтая и их культурное наследие- это глубочайшие и многообразные корни, которые питали последующие поколения идеями единства и , вместе с тем, разнообразия национальных форм и традиций, определяли богатство духовной жизни традиционных этнокультур.Выявление общих черт в этнофольклоре тувинцев, алтайцев, хакасов и других народов Саяно-Алтая актуально не только для фольклористики, но и для разработки этнокультурной истории этих народов. Через обнаруженные фольклорные параллели можно судить о степени историко-культурной этнической общности народов, об их этнокультурных связях. Особое значение и актуальность такой ракурс приобретает в свете продолжающегося процесса консолидации этносов Саяно-Алтая.
Практика свидетельствует, что интересы этносов к своей культуре никогда не угасали, лишь загонялись под глыбы официальной доктрины, вульгарно и примитивно истолковывающей принцип интернационализма. Как это не парадоксально, но именно установка на превалирование «сильных наций» способствовала политической идентификации, которая в силу целого ряда табу приобретала весьма специфические формы.
Объективный ход процессов этнического возрождения требует осознания своей идентичности и увеличение доли лиц, активно участвующих в изучении, сохранении и развитии культуры, так как "народ обязан сберечь свое национальное достояние, ибо только в этом случае он может внести в общую сокровищницу народов что-то свое неповторимое, без чего невозможно мировое единство".
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что специального исследования о роли народной художественной культуры в этнокультурной истории Саяно-Алтайского региона до настоящего времени не было. Однако, частично эта проблема затрагивалась в работах различных авторов.
Так, многоаспектному анализу подверглись многие базовые этнологические категории в работах С.А. Арутюнова, H.A. Бердяева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, Л.М. Дробижевой, Ю.В. Арутюнян, М.И. Ку-личенко, В.Г. Бабакова, В.М. Семенова. Авторы этих исследований зафиксировали противоречивый характер процесса интернационализации всех сторон жизни общества, в том числе и духовной. Целостному анализу этнокультурной среды, художественной культуры региона и географии искусства посвящены работы С.С. Аверинцева, Ч.О. Адыгбай, Н.Д. Джандильдина, Г.Г. Котожекова, Н.В. Исаковой и др.
Концептуальные основы развития народной художественной культуры нашли отражение в работах Т.И. Баклановой, Г.П. Блиновой, В.Ф. Зива, A.C.
Каргина, М.Ю. Новицкой, Т.Г. Леоновой, Н.В. Леоновой, В.В. Мазепуса, И.А. Томилова, Г.Б. Сыченко, Р.Б. Назаренко, Л.Н. Арбачаковой, В.М. Гацак, Г.Н. Курбатского и других.
Многоплановые аспекты формирования ценностного отношения к эстетическому и культурно-историческому наследию прошлого в этнокультурной истории исследуются в работах А.Р. Абдуллина, Ч.О. Адыг-бай, С.А. Алексеевой, В.В. Волковой, Г.Г. Котожекова, А. В. Лебедева, Г.С. Остовского, C.B. Приходько, Т.А. Сафроновой, B.C. Цукерман. Ценнейший вклад в изучение истории и этнической культуры народов Саяно-Аптая в XVIII-XIXв.в. внесли датский ученый В.Томсен и тюркологи академик В.В. Радлов и профессор Н.Ф. Катанов. С того времени началось всестороннее изучение древнейшей этнокультурной истории Саяно-Алтая.
Большой вклад в дело изучения фольклора (народной культуры) народов Саяно-Алтая внесли известные советские историки Л.П. Потапов, C.B. Киселев. В своих работах они подвергли исследованию огромное количество произведений народного творчества народов Саяно-Алтая и Южной Сибири. Л.П. Потапов в своем монографическом труде «Очерки по истории алтайцев» (М.-Л., 1953) дал наиболее полный обзор истории этнографического изучения алтайцев, и других тюркоязычных племен, подверг детальному анализу работы Г.Н. Потанина, Н.М. Ядринцева, А.П. Щапова и других.
Выявление теоретических основ формирования народной художественной культуры может опираться на изучение работ фольклористов и этнографов Н.И. Костомарова, А.Н. Афанасьева, С.М. Максимова, И.П. Сахарова, М.И. Забылина, И.М. Снегирева.
Концептуальной основой для исторического анализа традиционной культуры Саяно-Алтая послужили работы Л.П. Потапова, Н.П. Дыренковой, НА. Алексеева, С.И. Вайнштейна, П.Н. Милюкова, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, Э.Б. Тейлора, а также хакасских, тувинских и алтайских ученых Л.Р. Кызласова, И.Л. Кызласова, М.А. Унгвицкой, A.A. Кенеля, К.M
Патачакова, Я.И. Сунчугашева, П.А. Троякова, Г.Г. Котожекова, JI.B. Анжигановой, М.Б. Кении-Лопсана, Д.С. Куулара, Б.И. Татаринцева, В.Ю. Сузукей, З.К. Кыргыс, З.Б. Самдан, Г.Д. Сундуй, Г.Н. Курбатского, П.В. Кучеяка, A.M. Параева, В.И. Вербиц ;кого, A.M. Сагалаева, И.Б. Шинжина, С.С. Каташа, С С. Суразакова, Г.Б. Сыченко, Б.М. Шульгина, A.B. Анохина.
При осмыслении психолого-педагогических подходов к развитию народной художественной культуры и музыкального фольклора личности базисными явились работы Б.М. Теплова, JI.C. Выготского, Ю.П. Азарова, Ю.А. Стрельцова, а также этнопедагогические концепции Г.С. Виноградова и Г.Н. Волкова.
Фундаментальными в вопросах этногенеза, эволюции культуры, эстетического и художественного сознания являются труды Г. Спенсера, К. Леви-Строса, К.Г. Юнга, А.Ф. Лосева, Л.Н. Гумилева, М.М. Бахтина.
Работы вышеуказанных иследователей с различной степенью полноты раскрывают различные аспекты функционирования народной художественной культуры народов Саяна-Алтая, но в меньшей степени в них раскрывается взаимопроникновение и взаимовлияние культур тувинцев, хакасов, алтайцев, в частности в такой важной области народной художественной культуры как музыкальный фольклор. В связи с этим возникает проблема адекватного концептуального рассмотрения особенностей функционирования народной художественной культуры в весьма специфическом бытовании народов Саяно-Алтая и в том числе такого важного элемента культуры как музыкальный фольклор.
Объектом исследования являются феномены традиционной народной культуры этносов и этнических групп Саяно-Алтая, в частности, их этномузыкальные и этнофольклорные традиций, взятые в их структурно-функциональной и системной целостности.
Предмет исследования - закономерности взаимодействия различных элементов народной художественной культуры и музыкального фольклора этносов и этнических групп Саяно-Алтая.
Целью исследования является разработка концептуальных основ в осмыслении особенностей развития народной художественной культуры и музыкального фольклора хакасского, тувинского, алтайского этносов. Задачи исследования:
1. Раскрыть общее и особенное в развитии народной художественной культуры и музыкального фольклора в региональном аспекте.
2. Выявить исторические и этнокультурные предпосылки развития народной художественной культуры и музыкального фольклора народов Саяно-Алтая с учетом взаимосвязи общероссийских и региональных.
3. Разработать концептуальные основы осознания процессов сохранения и развития народной художественной культуры и музыкального фольклора на основе региональных этнокультурных традиций Саяно-Алтая.
4. Сформулировать методологические предпосылки требованиям региональному компоненту содержания профессиональной подготовки специалистов по народному художественному творчеству для системы подготовки высококвалифицированных кадров Саяно-Алтая.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические концепции ведущих представителей отечественной науки таких как С.Н. Артановский, Е.В. Боголюбов, Е.А. Вавилин, Ю.Р. Вишневский, Н.С. Злобин, JI.E. Кертман, JLH. Коган, В.Ф. Фофанов, Б.Д. Яковлев, П.А. Флоренский, H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин.
При исследовании автор руководствовался общенаучными методами: анализ, синтез, исторический, логический. Кроме них были использованы методы моделирования, сравнительный, типологический синхронный и. др. Их использование позволило автору с культурологических позиций исследовать и осознать этнокультурные процессы народов Саяно-Алтая. Помимо указанных методов использовались конкретные методы полевых исследований, позволившие зафиксировать и структурировать первичный эмпирический материал.
Учитывая специфику привлекаемого материала данное исследование можно оценить как опыт культурологической регионолистики. На защиту выносятся следующие положения, имеющие научную новизну:
1. Впервые были разработаны теоретические основы роли народной художественной культуры и музыкального фольклора в этнокультурной истории Саяно-Алтая, раскрыта сущность и.характерные черты народной художественной культуры Саяно-Алтайского региона и историко-эволюционной анализ культуры человечества как целостности.
2. Раскрыта особая роль народной художественной культуры и музыкального фольклора в национальных культурах народов Саяно-Алтая.
3. Впервые в отечественной культурологии показана эффективность использования народной художественной культуры и музыкального фольклор как источника по этнокультурной истории не только народов Саяно-Алтая, но и сопредельных регионов Центральной Азии.
4. Обоснована необходимость построения содержания региональной программы этнохудожественного образования и воспитания на основе широкого спектра этнопедагогических, празднично-обрядовых, семейно-бытовых, трудовых, конфессиональных, образовательных, культурно-просветительных и других этнокультурных традиций данного региона
5. Определены основные компоненты региональной модели этнохудожественного образования и воспитания, включая ее цели, задачи, структуру, функции, содержание и формы: среди приоритетных целей и задач выделены такие, как сохранение культурно-исторического и национально- культурного наследия каждого из регионов, как основа развития общероссийского культурного пространства и духовно-нравственного обновления общества; в структуре регионального этнохудожественного образования и воспитания выделено несколько взаимосвязанных уровней (от дошкольного до вузовского); предложенная система функций этнохудожественного образования и воспитания включает этнопсихологические, этноэстетические,этноэкологические и этносоциальные; предлагаемые содержание и формы этнохудожественного образования и воспитания адекватны самобытным традициям региона, но не ограничиваются ими, вводя личность в широкое общероссийское культурное пространства
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что введен в научный оборот корпус этнологического, этнографического материала как внутренних элементов культурного процесса Саяно-Алтая. Тем самым внесен весомый вклад в историю Южной Сибири. Концепция исследования вносит значительный вклад в культурологию (культурную регионолистику), историю, социологию, этнопедагогику. Заложены концептуальные основы нового теоретического видения процессов культурной преемственности в многообразных культурных феноменах современной России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут найти применение в подготовке обобщающих трудов по истории культуры Сибири и ее отдельных территорий в культурологических, философских, филологических, этнопедагогических работах.
Также результаты исследования внедрены в учебный процесс Абаканского музыкального колледжа Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова по специальности 0518 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» и Кызыльского училища искусств по специальности 0518 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» Республики Тыва;
Автором исследования разработана и внедрена программа по «народной художественной культуре и музыкальному фольклору для научно-исследовательской лаборатории «Билиг» при министерстве образования Республики ТыЦа, в детской музыкальной школе №1 г. Горно-Алтайск.
В Республике Тыва, в республиканской школе искусств для особо одаренных детей подготовлена учебная программа по народной художественной культуре и музыкальному фольклору - для юных «хоомейжи» (исполнителей горлового пения).
Основные положения диссертации могут быть внедрены в практику деятельности коллективов художественного творчества, в содержание учебного процесса учебных заведений общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства; кроме того практическая значимость определяется разработкой методологических проблем национального образования тувинцев, алтайцев, хакасов.
Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в деятельности организаторов народного художественного творчества , образования - как проектные документы деятельности направленной на оптимизацию социально-педагогической ситуации и совершенствование систем повышения квалификации и подготовки кадров в сфере народной художественной культуры и музыкального фольклора.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедрах народного художественного творчества института искусств Хакасского госуниверситета им. Н.Ф.Катанова (Абакан, 2002), истории музееведения, краеведения Академии культуры и искусств (Кемерово, 2002).
Основные положения диссертации апробированы на научных конференция и семинарах.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Народная художественная культура в системе трансляции ценностей народов Саяно-Алтая"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования и анализ культурно-исторических процессов у народов Саяно-Алтайского региона - алтайцев, тувинцев, хакасов, позволяют считать народную художественную культуру и музыкальный фольклор целостным феноменом общечеловеческой культуры. Методологически верным представляется ее исследование как относительно самостоятельного феномена культуры, как одного из структурообразующих ее элементов, составляющих специфический тип культуры со своими признаками и закономерностями развития. Народная художественная культура - это синтез национально-особенного, национально-специфического и инонационального, переработанного, освоенного и обогатившего национальное. Именно благодаря такому пониманию национального появляется возможность изучать культуру конкретных народов и основы культурных контактов этносоциальной общности в прошлом и настоящем, механизмы взаимодействия и взаимообогащения в настоящем и будущем.
Такой подход к понятию народной художественной культуры как историко-социальному явлению дает возможность исследовать специфические особенности культуры в процессе его исторического развития, а также те черты, которые характеризуют в ней неповторимое от другой, но и то, что роднит, сближает ее с другими культурами.
Традиционная художественная культура в течение тысячелетий помогала человеку в выживании, познании законов природы, передавала от поколения в поколение опыт и навыки. Она адаптировала человека к жизни, систематизировала знания, хранила их, становясь источником прогресса.
В республиках Саяно-Алтая - в Хакасии, Туве, Алтае до середины XX века традиционные нравственные ценности действовали на уровне общепринятых законов. Нужно констатировать высочайшую нравственную регулятивную эффективность народной художественной культуры и музыкального фольклора. Однако, на определенном этапе цивилизации роль хранителя информации, опыта, их фиксатора стали значительно эффективнее осуществлять наука, письменность, книги. Постепенно отошла на вторые позиции роль народной культуры, связанная с непосредственным участием в организации трудовой деятельности, в передаче и сохранении знаний, информации.
Проведенные исследования позволили подтвердить гипотезу о современном бытовании исторических корней народной художественной культуры, обрядового и музыкального фольклора. Более значительное ее бытование наблюдается в республиках Саяно-Алтайского нагорья, испытавших ранее определенные ограничения в проявлении этнического самосознания и возможностей развития собственной народной культуры и народного искусства. Преимущественное развитие народной художественной культуры обусловлено контекстом конкретных празднично-обрядовых форм, видов и жанров исполнительской и музыкальной культуры.
Народная художественная культура и музыкальный фольклор алтайцев, тувинцев, хакасов формирует своеобразный нравственный и эстетический защитный слой. Тем не менее, при всей очевидности важной роли, которая выполняла традиционная художественная культура, на определенном историческом этапе она вступила в конфликт с запросами человека. Произошло это в силу глобальных социально-экономических, культурно-идеологических, демографических причин, кардинальных изменений в сфере бытования этноса. Способствовали этому и специальные меры, направленные против ее развития и укрепления. Все это создало неблагоприятный фон, существование которого в течение долгого времени привело ко многим утратам в культуре многих российских этносов, интернационализации ее важных сторон и свойств, размыванию традиций. Небрежное и скептическое отношение к народной художественной культуре и музыкальному фольклору, порой их открытое изгнание из обихода ударило по межнациональным отношениям, культурно-экологической защищенности, по нравственно-эстетической культуре. Поколения, выросшие на размытых ценностях массовой культуры, кича, не знающие и не понимающие этнической культуры, не приобщенные по-настоящему к народному художественному творчеству, превратились в людей антикультуры, агрессивно настроенных по отношению к основополагающим нравственным ценностям.
Постепенное возвращение художественной народной культуры в качестве исходной, базовой этнопедагогической системы продиктовано признанием ее высокой эффективности, экологичности, демократичности и открытости для внедрения в массовую практику.
Смыслообразующим ядром национального образования и воспитания в учебных заведениях Хакасии, на наш взгляд, должен быть интегрированный курс «Народная художественная культура». Он основан на подходе к народной культуре, музыкальному фольклору как явлению этническому, а не классовому. Народная художественная культура не сводится к фольклору, народному искусству, народному художественному творчеству. В ее основе -этнохудожественное сознание во всем многообразии его культурно-исторических типов и форм воплощения.
Такое сознание определяет этнические стереотипы коллективной и индивидуальной художественной деятельности и ее предметные результаты. Оно отражает менталитет народа, «народный характер», те или иные картины мира.
Национальное образование, основанное на системных представлениях о целостном мировом гуманитарном пространстве составляет основу процесса обретения целостности человека с самим собой.
В республиках Саяно-Алтайского нагорья - Алтае, Туве, Хакасии, как по России в целом в конце XX века народная художественная культура, музыкальный фольклор, переживает один из сложнейших периодов своей многовековой истории. С одной стороны, наблюдается бурное возрождение интереса к национальным корням культуры, рост национально-культурного самосознания, возрождение празднично-обрядовой, семейно-бытовой культуры, фольклорно-этнографических коллективов, возрождение и изготовление самобытных музыкальных инструментов, традиционных народных костюмов, создание многочисленных общественных и коммерческих образований в этнофольклорном движении. С другой стороны, налицо хаотичность, разобщенность в действиях, неясность целевых установок у практиков, отсутствие квалифицированных специалистов-фольклористов как теоретиков, так и практиков-исполнителей. Увлечение народной культурой, фольклором стало своеобразным бегством от сложностей и противоречий современной жизни. Фольклор, превратился в развлечение, из которого была выхолощена философско-мировоззренческая основа.
Глубокие противоречия социального и научно-технического развития с особой остротой поставили проблему формирования своего «образа мира» для человека, бытие которого объективно оказалось включенным в общепланетарные связи. Не только ближайшее окружение, но и иные народы и государстве, начинают специфическим образом оказывать свое воздействие на индивида. Его сознание обретает глобальные, общеисторические измерения. И в этой связи адекватное самоопределение современного человека не может осуществляться только в формах традиционной культуры, являющейся защитной системой индивида в локальном обществе, а также только в формах «альтернативной» абстрактной культуры, не имеющей национальных корней. Оно требует диалектического сочетания традиционного и нового в национальной культуре этносоциальных общностей, т.е. трансформации традиционных ценностей с учетом и использованием современных инноваций. В сплаве этих начал и заключается основная задача современной народной художественной культуры.
Процесс духовного возрождения этносов и этнических групп Саяно-Алтайского нагорья идет тем успешнее, когда происходит стыковка традиционного и современного в народной художественной культуре. Вместе с тем, рассмотрение конкретного материала, т.е. народной художественной культуры народов Саяно-Алтая, этнокультурных процессов через призму теоретико-методологических принципов исследования, изложенных в первой главе, показывает, что под бурным натиском интеграционных процессов социально-экономической жизни, активной интернационализацией духовной сферы, индивид (в силу объективных и субъективных причин) все чаще не успевает впитать соки традиционной культуры, национального музыкального творчества, а также овладеть принципами современной культуры. В результате, в духовном формировании индивида образуется дефицит, а то и вакуум культуры, который зачастую заполняется бескультурьем, безнравственностью, современным типом варварства, в котором, по мнению Н. Бердяева «иссякает духовная энергия, угасает дух-источник культуры». Это обстоятельство позволяет сделать вывод о необходимости повышения роли и приоритета национальной культуры в духовном формировании личности.
Народная художественная культура и музыкальный фольклор малочисленных народов алтайцев, тувинцев, хакасов, в условиях рыночных отношений должна иметь защиту государства. Также как хоомей -культурный феномен, феномен музыкальной культуры тувинцев, алтайский кай, хакасский хай должны быть также защищены. Культура по своей сути и миссии не эгоистична. Она абсолютно беззащитна от рынка и деляческой коммерции. Как мы знаем, законы рынка национальной окраски не имеют. Если вернуться к современной социокультурной ситуации, то возрождение народной художественной и музыкального фольклора выражает вовсе не возвращение к игровой стихии, торжествующей в предшествующих и более ранних культурах, а потребность превратить народное искусство и музыкальный фольклор исключительно в развлечение, т.е. использовать его как средство, неосознанно осуществляющее в обществе дисфункциональную роль. Вследствие чего, национальную культуру малочисленных этносоциальных общностей ждет процесс увядания, либо она станет не конкурентоспособной.
Вместе с тем, анализ советского культурного строительства при всех перекосах, перегибах административно-командной системы, подтверждает, что в основе социалистической идеи заложен глубокий гуманизм и большие потенциальные возможности для возрождения, развития и самовыражения национальных культур малочисленных народов и только благодаря советской системе образования и культуры народы получили реальные права и перспективы для развития своей письменности и культуры.
Кризис в культуре и искусстве конца XX века очевиден, хотя формы проявления этой кризисности весьма завуалированы, не бросаются в глаза, приняли «цивилизованные» формы. Бездуховность народа (при кажущейся возрастающей грамотности) также бесспорна. Углубляет кризисность отсутствие основополагающей социальной идеи в развитии современной России и республик Саяно-Алтайского региона в частности, и отчуждение народа от своих национальных традиций.
В преодолении этой ситуации может свое веское слово сказать музыкальный фольклор и традиционная художественная культура, ставшая реальным участником возвращения народу его исторической памяти и гордости. Сегодня не случайно ставится вопрос о новом прочтении народной художественной культуры.
Вопрос о выработке концепции или программы поддержки народной художественной культуры в общегосударственном масштабе, в масштабе республиканских властей региона, стоит очень остро. Наши исследования показывают, что значительная часть молодежи не испытывает потребности в общении с фольклором, не видит привлекательности. Необходимо понимание причин невостребованности фольклора. Обозначенные проблемы три каждом новом приближении к ним открываются новыми гранями и Шубиной.
Таковы в целом диалектика познания и характер традиционной сультуры.
Список научной литературыУлтургашева, Надежда Торжуевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Адрианов A.B. Шагаа-Сойотский Новый год . Кызыл, 1993.С.32
2. Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка М., 1964. С.16-54
3. Алтайские народные песни. Горно-Алтайск, 1962.
4. Андреев Н.П. Фольклор и его история. // Русское народное поэтическое творчество. Составитель Круглов Ю.Г.//М.Д986. С.64.
5. Анжиганова Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов.( учебное пособие) Абакан, 1995.С.58.
6. Анжиганова Л.В. Эволюция мировоззрения этноса: Автореф.дисс.на соиск.уч.степ.докт.филос.наук.-М., 1999.-46с.
7. Анжиганова Л.В. Ментальные основания этнической культуры. Абакан, 2000.93 с.
8. Анжиганова Л.В. Философия национального образования. Абакан, 1996.51 с.
9. Анжиганова Л.В., Анжиганова Е.В. Хакасы во времени и пространстве. Абакан, 2001.71 с.
10. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л., 1983.-С. 57-58
11. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. // Русское народное поэтическое творчество // М. « Высшая школа,» 1986. С. 90-95
12. Аниеимов А. Система цивилизованных кодов и глобальная динамика // Россия XXI 1996, № 1-2,-С.5, 160
13. Анохин A.B. Музыкальная этнография. Горно-Алтайск, архив обл.музея.
14. Анохин A.B. Сборник песен. Горно-Алтайск, 1962.
15. Анохин A.B. Доклад об азиатской музыке тюркских и монгольских племен. Горно-Алтайск, музей, архив А.В.Анохина.
16. Анохин A.B. Народное песенное музыкальное творчество алтайцев, монголов и шорцев. Архив Горно-Алтайского областного музея.С.24.
17. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен.// Социально-политический журнал. 1997.-№3-С.31.
18. Арутюнов С.А. Народные праздники, игры, спорт. Народы восточной Азии. М.-Л., 1965
19. Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Этнические процессы и информация,-Природа. 1972, №7
20. Бабаков В.Г. Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) М., 1996
21. Бакланова Т.И. Специальность « Народное художественное творчество »: итоги развития и новые перспективы.// Время культуры и культурное пространство. Сб. тезисов Между нар. научно-практ. конф. // М., 2000, 253с,зов
22. Баранова Н.К. Поиски творческого подхода к преподаванию ( из опыта работы) РНМЦ Абакан, 1994. 11с. Баскаков Н.А. Алтайский язык. ( Введение в изучение алтайского языка и его диалектов) М., 1958
23. Бахрушин C.B. Енисейские киргизы. // Научные труды. М., 1955. т.111 -ч.2 Беленький В.Х. Исторический выбор России. Размышления и диалоги,
24. Вайнштейн С.И. Очерки этногенеза тувинцев. УЗ ТНИИЯЛИ, Кызыл, 195 7.Вып. 5
25. Вайнштейн С.И. Тувинцы-Тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М., 1961
26. Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П. Памятники в могильнике КОКЭЛЪ в конце 1 тыс. до н.э.- первых веков нашей эры // ГТКЭАН. М., Л., 1966
27. Ваненков С., Кусжанова А. Традиция и образование в модернизационном потенциале современного японского общества. Россия XXI. 1995,- №3-4,-С.83,85.
28. Гаер Е.А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX начале ХХвв.-М., 1991.-C.42 Гасанова Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации. //
29. Герасимова K.M. Социальная экология в школьных программахэтнопедагогики. Мат-лы рег.научн-практ. конф. Улан-Уде 1994. С.38 Герасимов М.М. Обычаи Сибири,- М., 1935,- С.93-100
30. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. Вопросыфилософии ,1992.№3 С.54зю
31. Гилязетдинов Г.М., Панфилов А.Н. Исследование содержательных и динамических характеристик этнопсихологических стереотипов. // Человек в научной и философской картине мира XXI в.ч.1- Курск, 1996.-С.162.
32. Гиппиус Е.В. Предисловие к монографии А.Н. Аксенова « Тувинская народная музыка». М., 1964
33. Горно-Алтайская авт.обл. Краткий краеведческий справочник,- Горно-Алтайск, 1963.-С.36
34. Григорьев А. Архангельские былины и исторические песни,- СПб., 1910,-т.З.-№15,- С.319
35. Гроф С. Области человеческого бессознательного; опыт исследования с помощью ЛСД. М., 1980. - С. 157
36. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
37. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. М., 1992.
38. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.
39. Гуревич А.Я. Средневековой мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
40. Гуревич А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу. // Споры о главном, дискуссии. вокруг школы "Анналов". Л., - М., 1993. С. 16, 20
41. Гусев В.Е. Народная художественная культура (теоретические очерки). М., 1993. - С.110.
42. Гусев В.Е. Фольклор как источник изучения социальной технологии. // Проблемы общественной психологии. М., 1965.
43. Гусев В.Е. Актуальные проблемы современной фольклористики. М., 1988.
44. Демина Л.В. Забава: Сборник песенно-игрового материала Тюменской области. Тюмень. 1993.
45. Демин А.Г. Музыкальный инструментарий монголов в эпоху великой империи (XIII -XIV вв). Улан-Удэ, 2000. С.37
46. Джарылгасинова P.ILL, Крюков М.В. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. М., 1983. - С.5-13зи
47. Джованни дель Карпини. История монголов. Гильям де Рубрук. Путешествие в восточные страны; Марко Поло. Книга. М., 1997. С. 61.
48. Домострой Минск; ТПЦ "Поллфаст", 1991. - С.3
49. Духовность, художественное творчество, направленность. (Материалы "круглого стола"). Вопросы Философии. 1996, - №2. - С. 4 - 7
50. Дьяконова В.П. О погребальном обряде тувинцев. В. Кн. Труды Тувинской КАЭЭ.- М. Л.; Наука. т.П, 1966. - С.58.
51. Ермоленко H.H. Народное песенное творчество. // Народная художественная культура. Под общ. ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. М., 2000. С. 117 -245//
52. Жарков А.Д. Формирование нового педагогического мышления в учебном процессе при подготовке специалистов досуга. // Время культуры и культурное пространство. Сб. тезисов Междунар. Научно практ. конф.// М., 2000. С. 253
53. Жамсуева Д. С, Эволюция архитектурных форм бурятских дационов в XVIII -XX вв // Материалы междунар. Науч. Конф. Улан Удэ,2000, т. И, С. 261.
54. Жуковская Н.Л. Цагаан cap счастливый месяц. - Наука и религия. 1981. № И.
55. Жуковская Н. Л. Надом. Азия и Африки сегодня . 1976. № 7
56. Зазерский Е.Я., Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы .М., 1975., 329с.
57. Земцовский ИИ. О творческой природе фольклора.// Стилевые тенденции в сов.музыке 1960-1970-х годов. Л., 1984. С.147
58. Зива В.Ф. Мифологические истоки народной художественной культуры. // Народная художественная культура. Под общ.ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. М„ 2000.С.42-75
59. Злобин Н.С. Культура как целостное явление: Проблемы и методология изучения. Л., 1983
60. Каганский В. Ландшафт и культура. // Общественные науки и современность. -1997.-№1.-С.143
61. Казачинова Г.Г., Татарова В.К. Голова года: Творческая реконструкция инаучно-экспериментальные модели сценариев. Абакан, 1997-52с. Каргин A.C. Народная художественная культура. Учебное пособие. М., 1997.228с.
62. Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейшихвремен до наших дней. ИОЭАЭ. Казань, 1894.-t.X11,- Вып.2.С.235 Каташ С.С. Лик Алтая. ( Литература, история, культура) г.Горно-Алтайск, 2000, 175с.
63. Котожеков Г.Г. Этническая стратификация и национальная культура-Абакан, 1994-51с
64. Крысько В.Г, Дергач A.A. Этнопсихология. Теория и методология М, 1992-с.49
65. Кубарев В.Д. Каменные изваяния Алтая. Новосибирск- Горно-Алтайск, 1997-с.6
66. Леонтьев Л.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл. Вступительная статья. // В.
67. Франкл. Человек в поисках смысла. Сб. с английского; М., 1990. С.6 Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). Вопросы философии. 1992. № 3. -С. 36, 47.
68. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. -М., 1994. С. 106. Лосев А. Ф. Мифы народов мира. - М., 1996. - С. 13, 41
69. Львов Прач Н. Собрание народных русских песен, с их голосами. - М., 1950. -С. 38.
70. Мазель Л.А. О мелодии. М., 1952. - С. 13.
71. Максименко Г.А. Окуневская культура в Южной Сибири. М., 1965. МИА, № 130.
72. Малери Ж. Заметки о шаманизме у чукчей и эскимосов Азии. // Сб. Ранние формы религии народов Сибири., 1992. С. 96. Мальгин И.В. Происхождение этнической традиции. - М., 1997. - С. 41.
73. Мархинин B.B. Теория этноса: к анализу оснований. // Гуманитарные науки в Сибири. 1994. -№ 1. - С. 38.
74. Материалы Всесоюзной научно практической конференции по фольклору. М., 1988
75. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 495 - 499
76. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление. Пермь, 1994. 176 С.
77. Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры детерминанты, тенденции, закономерности. М., 1999. 238 С.
78. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизованные разломы (эколого-политический анализ). // Социально-политический журнал. 1995. - № 3. - С. 71.
79. Моисеев H.A. Художественная культура современного общества. Методы исследования и прогнозирования. // Время культуры и культурное пространство. М., 2000. С. 175
80. Некрасова М.А. Народное художественное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983. - С. 334.
81. Низами. Искандер НАМЭ. - М. Госполитиздат, 1953. 669 С.
82. Новгородова Б.А. Центральная Азия и карасукская проблема на Енисее. Л., 1978.
83. Новиков В. М. Становление культуры : философск. Анализ. // Введение в культурологию. М., 1996, 335 С.
84. Овчинников В.Ф. О понятии исторического типа философии // Вопросы философии. 1996. - № 10. - С, 173.
85. Окладников А.П. Открытие Сибири. М., Молодая гвардия, 1970. С. 165.
86. Павленко В.Н. Культурно историческое развитие и теория поэтапного формирования. // Вопросы психологии. 1995. № 1. - С. 58 - 59
87. Панарин С. Национально культурное возрождение в республиках и целостность России // Вестник Евразии. Acta Eurasica. - 1996. « 2. С. 130 -132
88. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, Хак-НИИЯЛИ, 1957
89. Потапов Л.П. Краткие очерки по истории и этнографии хакасов XVII XIX вв. Абакан, 1952
90. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л., АН СССР, 1953.
91. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976, С. 80.
92. Пукроков Ф.П. Менталитет и духовный идеал удмуртов. // Менталитет,широкий и узкий план рассмотрения. Ижевск. 1994. - С. 5. Путешествия Гильома де Рубрука. 1253- 1255 гг
93. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. - С. 23 -24, 46-47 Путилов Б.Н. Методология сравнительно - исторического изучения фольклора. Л., 1976.
94. Пушкарев Л.Н. Введение. // Менталитет и культура предпринимателей России XVII XIXbb. - М., 1996. - С.8. Пюрбю С. Напевы жизни. - Кызыл, 1967. - С. 195.
95. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. ML, 1994. 224 С. Саакян C.B. Этническое мифосознание как феномен культуры. Автореф. Дисс. на соиск. к. филос. н. М., 1995 Самдан З.Б. Памятник фольклора народов Сибири и Дальнего Востока.
96. Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки. М. - Л., 1950. - т.1 -С.100.
97. Сибирская советская энциклопедия, т. III. Западно Сибирский ОГИЗ, 1932., С. 585 -587.
98. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. IL- М., 1960. С.285 Солоухин В.А. Соленое озеро . М., 1994. С. 140.
99. Сузукей В. Ю. К вопросу о специфике бурдонно обертонового музицирования тувинцев. Мат-лы 1 Международного Симпозиума "Хоомей - 92". Кызыл, 1994. С. 42-48.
100. Сундуй М.М. Тувинский хоомей. Современное состояние. Материалы 111 Международного этномузыкологического симпозиума. Кызыл, 1998.С. 19-20 Сунчугашева К.Е, Работа над хакасским вокальным репертуаром. Метод.Рекомендации.Абакан, 1981, 24С.
101. Суразаков С.С. Алтай албатынын оос поэтический творчествозы. Горно-Алтайск, 1960. -С.48
102. Сыченко Г.Б. Традиционная песенная культура алтайцев. Автореф.дисс. на соиск.уч. степ. к. искуствовед. Новосибирск, 1998. 21 С.
103. Сыченко Г.Б. Системное изучение традиции «Кожон» как способ ее включения в современное образование и культуру.// Тезисы и мат-лы Сиб. науч.-прак. конф. 17-20 ноября 1992. Новосибирск, 1993, 98с.
104. Тачеева Т.Г. Хакасский хайджи- Кадышев С.П. ( к 80-летию со дня рождения ) //Проблемы хакасского фольклора. Отв. Ред. П.А. Трояков // Абакан, 1982.С.88 Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989
105. Тишков В.А. Материалы по проблеме межнациональных отношений в Российской Федерации.//Российская этнография.- 1993.-№18.-С.46 Токарев С.А. Что такое мифология // Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 10 M., 1962.-С.113
106. Тозыяков A.A. Туулардын кожондоры. ( Песни гор). Горно-Алтайск, 1984, 56с. Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования. -Советская этнография, 1980, ЖЗ-С.27
107. Тувинско-русский словарь. Под ред. Э.Р. Тенишева.: Советская энциклопедия. 1968.
108. Ултургашев С.П. Звезда мировой величины (к 130-летию со дня рожд.Н.Ф. Катанова) Абакан, 1993 , 35 с. Унговицкая М.А. Хакасские народные тахпахи. Хак.НИИЯЛИ. Абакан, 1980, 132с.
109. Фольклор России в документах советского периода. 1933-1941. Сб. документов.-М., 1994.-С.87 Firentshez W. Modes of Thought. A Study in the Antzapology of low and Religion. Tubingen, 1995. P. 151-159
110. Фрейденберг O.M. Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы -Л., 1936.-С.54
111. Фромм Э. Иметь или быть .М., 1990, ЗЗбСс.
112. Фрезер Дж. Золотая ветвь . М., 1985.
113. России: возрождение и развитие .- Владикавказ. 1992.-С.3 Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Далтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. // Вопросы философии,- 1995.-№11 .С. 120
114. Чебодаев И.П. Традиционная семейная обрядность хакасов. -Абакан, 1996,-72с.
115. Чебодаев П.И. История Хакасии. Абакан, 1992,150с.
116. Челбораков Г.И. Земля родная .Сб-к песен для уч-ся 1-4 кл., Абакан, 1995, 56с. Чернов Б.П. О физиологии механизма тувинского и хакасского гортанного пения.// Проблемы хакасского фольклора. Огв.ред.П.А. Трояков// Абакан, 1987, 170с.
117. Чертков А.К. « Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников» М., ГИХЛ., 1955.-Tl.-C.275
118. Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959.С.8 Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX вв.М., 1957 Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959
119. Шадриков В.Д. Духовные способности .М.,1988 Шадриков В.Д. Этническое мышление . М., 1998
120. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этногеографическом иисторическом отношении,- СПб., 1892.-С.100, 105, 117 и др. Ядринцев Н.М. Об алтайских и черневых татарах. Доклад читан на заседании
121. Отделения Этнографии 23 марта 1881 г. Ярошевский М.Г. Наука о поведении, русский путь,- М., 1996.-С.29
122. ТУУП САПОГ. КОЖАНЫ£ САПОГИ.р&г ту у/7 пс ': - маамнщ, саиго //ас/кзон - да,суур-Яг/слын,
123. Сарнг чоргамнанъ туспеспШ. ч Хыр чоргамнанъ туспестн.
124. Из жёлтой кожи своп сапоги,
125. Пока не вступлю на гальку—не сниму;
126. Пока девушку, о которой мечтаю, не возьму (в жёны),
127. С солового иноходца не сойду. ' '
128. Из красной кожи свои ичиги, Пока не вступлю на песок—не сниму; Пока на любимой девушке не женюсь, С чалого иноходца не сойду.
129. Качинская. Песня получила широкое распространение, как песня, исполняемая в пьесе М. Кокова „Акул" действующим лицом Акуном. Записана в Абакане от артистов Областного национального театра. Запись 1944 г.
130. Сарыг тууп маимаамны, Сайга паспаанда суурбаспын; Сагынганымны албаанда,
131. Хызыл тууп маимаамны, Хумга паспаанда суурбаспын; Хынган хызымны албаанда,
132. Лирическая песня 'ШЕСТИГРАННЫЙ МОЙ ПЕРСТЕНЬ"■ -Ф
133. Ал-ты лихыр-лыг чус-ч'у-чем ал-ты чыл чёр-зин яа-лам-даа
134. Ал-ты чыл саган ол-~гь>-чам элтон чыл чат-сынсын хой-ным-да.
135. Чити ли хырлыг чустучем, Чити чыл чёрзин холымда Чити чыл сагаан оолгычам Читон чыл чатсын хойнымда.1. ХАРАХ ЧАЗЫ. СЛЁЗЫ.¡Медленно J = 72.)
136. Wo еУа/ -да* or ты Vo -<*jf- '/пнь vос rowar - j/c/t> - да vox,
137. Чабыдах атты чобатчанъ Час тайгалар хайда чох? Чабал пайларда чобалкан Чалчы миндеглер хайда чох?
138. Изерл1г атты чобатхан Иретт1г тайка хайда чох? Хусхун пайлар илетченъ Хул миндеглер хайда- чох?
139. Адам чирi аллык чир Ах от Оскен чир полкан, Аиы сагынзам позымнынъ Ала хараамнанъ час ахчанъ.
140. Инем 4npi илбек чир Ирбеи бсченъ чир полган, Изептел аны сагынзам, ¡к! хараамнанъ час ахчамъ.
141. Не оседланного копя мучающей Девственной тайги где нет? У злых богачей мучающихся1. Батраков, как я. где нет?
142. Оседланного коня мучающей Глухой тайги где нет? У стервятнпкон-богачей мучающихся Рабов, как: я,- где нет?
143. Отцовская земля-просторная земли Белой травой поросшая земля была, Об этом как' подумаю,— Просто слёзы из моих глаз лились.
144. Материнская земля— широкая земля .Богородской травой поросшей была Как вспоминал Об этом,— Из обоих глаз слёзы текли.