автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Народная медицина адыгов (историко-мировоззренческий аспект)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Народная медицина адыгов (историко-мировоззренческий аспект)"
АКАДЭ/Ш НАУ1С РЗСПУБ^Ж ГРУЬШ ГШСТ1ГГУТ IÍCT0PI3I, АРХЕОЛОГ'Г-1 И 'STHOITASSï fr-.ÍÍ.A.l^Vi?
На правах рукописи ' ТХАГАПСОВА Галппа Грпгоръегда
7М 508.470 ■ 621+784.4
(ИСТОР1КО-;.'1!'1РОВОЗЗ?ЗШС1СЙ АСПЕКТ). Сггецко.чьность 07.СО.07 - £тногрр.?пя
АВТОРЕФЕРАТ
•. диссергаиса, представленной-па сэпскакие учоной степони кандидата ксторглесяпх наук.
Тб.'шюн - ■ Ш2
Работа isffi&ssoiio Ajw<£ckcm ордзнс "Зпгк Потота" Еаучяо-ясс.: }лст-с?ъ.гвс:;ах с эке;:с.\:г.:с:, язкка, литературы i: ис-
тории г. на кгЛздрз сет-югра.Чт Тбилисского государственного университета аг.о;::: Хй.^азсхшвпш.
Научньы руководит зля: члзп-корроснок-. ч Asauotnui наук
Рвсх^Злкки Гр./,. •!, профессор ' п&лмадзе в.:;.
доктор ncTopi:r:r..iKi'x наук, профессор Глорзтрко-в II.А.
Qipsasjumo оиолопты: гжхц&ч исторических nays,
доктор петор.тчеекпг. наук Б.Х.Бгагшокоз •
Бгдда: оргеннзацгк - кафедра этнографии Кабардицо-Болкарскга государственного университета
йадпта состоится " $> " UJ-jQ^dl г. в "J^X" часов на зд.седа;чи' с:гс: дад^зироЕанЕого совета Д.С07.13.01 прл Кпстягуте' ксторн'л, архсологм я 'этнография ш. JI.A¿падения неук Республики Груздя (3S0009, Гбшшси, ул.^злпкяавплк, • 10)'
С диссертацией козко ознакомиться в библиотек® Института г.стор.'-и:, срхослогкп с зтногра^зя .т,:.:.г.А.Д::;авахя:™1Ж Республик» Груздя. ' _
ЛвтореГорат разослал ": ". MJQ/-CJI' 19?2 г.
Угони:; оскротгрь спод::адпз:,.розг1!но.г,о совета,- дрктор кего^еегкх .наук .j^Q
■ .'■ .. ' ■ - 3
1.': -•■Ill ■ - •.
:!рт • ОЕЦАЯ' ХАРЛШТЖ!ТЖА РАБОТЫ
Актуальности теми., Возросший интерес• к рерочно!* newt"/» .з последнее время объясняется значительными щш№ичоскк<." л 'осмотическими результатами, .которое даст её-исследование.' Илу: 'яу эмпирического материала этнографических дсслодоваряй kccecj •расширить современной, медицине арсенал лочвбвь'х- срадетв п :ло?о~ "доэ".- С другой/сторона, являясь.составным элементом традиционно;! , .народной тазни,'-она вобрала в себя а сохранила ое-характерные .особенности. Как 'отмечает Ю.В.Бромлей.этим и определяется знача-. , ние. этнографического:-изучения народной медицины. ;Без •-Такого iray-. • , ченйя'."йв!лгодшгла полная этнографическая характеристика народов
.мира.
Лг':' ;
. • ^Актуальность теш ^возрастает и в сн-гза-с педглга-э.:ип:сл т-гю-' .бальншл 'экологет0сяш;л?ризксом.:'О5об8НносФи^'-эткомедидашы-'в раз-личных регионах земного. пара1-обусловлены экологическими^: теог-»/ -. ра^этесктш-условиями,. местной флорой:и фауной», традгцшннй.ш .; "представлениями о здоровье и болезнях. -Изучзнсе народно" медицины как этяоприродного- явления дазт материал, :пеобхопшЛ:для.ре-тения вопросов, о-.возмогших'путях,выхода.из- кризиса; ■ Богатство и:своеобразна прйоодно^-климатичаскйх условий ""
■ ни. ашагов-доз^олшш'накопить тал богдтвм однт. э лечении, бодезнеГ:
. и сохранйнщ.Гздоровьяг Однако.-, • формирование к накопление этого - . опыта, связанй^не: только богатством природы,., по- -и о,-образом;. мшалваий^.0оо^$шостши--щропонимашм..'й. хавахтэрок соцкальао-
■ экономическиХ"отношениЁ-.: связи' со оказании.!. • маро-поззрвнчосяг" . аспект исследования .-этномедядк-ш - адыгов- тзеи за'шоо^ зйзчелио , •.ДОИ:^аСЙИО13ф0ШИ :вгй;как:;ЯВЛ$КДЯ ':КуЯЬТ5»ры:-' ОСРОСЙС'й- путь-города-
' . '<■.-... 4 . ..
чп сдага и. ешяяй в области врачевания у адигов - 'устно-зритель-кк£. 'Исторически!; подход к изучению традиционной медицинской культура дает возможность раскрыть культурное взаимодействие этнических обппостей и определить место к роль народной иедшщни в .этнлчоской эт;зни. -Бее досглеэняя этяомздшшны в тесном сплаве материального -1 духовного нредстает перед нами как явление культура
Цо^ьр раследрзацяя представленной .диссертации, является рассмотрение народной мвдщшв в теской связи с миропониманием. Влияние этого щрслояииакия на формирование подходов, приемов А методов лечения. Используя исторический и этнографический лагеря-ал, помазать, как рационалышъ олЬ-т врачевания лри действии силы . обр&гшх связей через ейраз яязня.-обнчаВ, обряда входил, закреп лялся в этническую ЖИЗНЬ:,, ■■ '
' Теоретические и методологические'осцовн. Б своих исследованиях т исхоякяе из утвердивпшхея в отечественной- этюграфичеоко , науке сравнительно-исторического я ретроспектнвногрек.онструктив-ного метопов. При рассмотрении отнокультурнъпс явлений'в области медпкан ¡«а придерживались.ддалоктнческого метода и соблюдшие • принципа историзна'в анализе -и оценке событий. Опирались на теорию. вееедялстЕа' " , отраженную £ грудах В.С.Соловьева, H.A.Бердяева", А. А.Флоренского, на идею ноос$ерогваеза,\на'рассмотрение . человека aas ¿уняешяташц®'ерцяоррпровнув целостность,- предло-кеяаую'.Ц.К.Хазнстеевш л,В.-Д-.Сш1ркзш. '• '• - •-..
Научнея ярвкепа 1')..Д1аг-:'-?пчерроя значимость .работы закличаотс: в 'то;-.:,' что она представляет собой порву» полигку монографического изучена-кародиог «эдидшн- адыгов в ее .асторико-ыировоззранч 01,-р'л -аслэкте. "Б результате' яссдедр'ванкя найдены а .введена- з' кау нв2 оборот возвз материалы,' жев^иа'.культурио-хюторг-гчаскур ценность'.' Кёвдеяцшг "Зэкхок1ьть,!- ССис'щенпо),; ^опирающаяся' на Древ-
. • 5
нейяие представления о макрокосма и микрокосма, покпзи^аст св'тзь ■ этноиедацлны с дшровоззренчсеклми прэдставлелк.г'-ш сгпгои. Чолш-лекснай подход в лочеяик болезней проявляется вт.огаеЗс.эл? не душу п тело человека, в. исдользовааки пспхзчосяого а '¿пзэтосяого. Психотерапевтические ме»одн попользовалась к?.к в грулдолэГ, тг.з и в индивидуально:"! сборке. '.;''.
Ицтр^тцоветрвркря бара после товзшм. В работе кскользоз*.- ■ нн материалы половых исследований; собранных сидя з окслерпциах 'а'к'омандаровках по аулам Республики Адыгея б период 1?В9-19Р1 гг. Изучение специальной а.общей. литература проводилось в Российской Государственной, Россжйскй Национальной ■ блблзоюяах,- й. такзз о • ' библиотеке д архиве АНШ.
.--Апрабадия. ра,ботн. Работа была'обсуждена' и аиробпроьглл на заседания-кафедри этнографии Тбилисского..госудррстворяого уцивор-'сдаета ш. Ив.Двсавахишвила, а такие на заседаний' отдела "эткогро-фаи и- народного искусства 'Адыгейского ваучнэ-исслздоватидьского • института экономика, "языка", литератур» и историк.,. - ';••' ■•■-.■.,'
■ Структура'-работы. Диссертация состоит из .ззёдзшш '<; 'кратки:: '" обзором источников .и' литературы, трех .глав а-згклкяош»,' чЗлблс-ографщ,:сплска.'шформаторов.; :л'.''?••'''.'••''•''''•, '.'■
'': -.'Л^;:1:ООТС^^сюдшрна^Е ТАБОТЙ.'.'".'"
■', Во. введение обосновывается внбор темы,. ое- аетуа.*йг1ость,: тарант.ерйзуется;'дре.шет ;дсслздоБглвл,\его делк д.-зздач.';, .».стс-дологтеское',1Г'Дсточн1жове1йеское основаниэ, а та;с:'г.а долбятся Браткий- "обзор имеющейся ■ по '..вопросу;-.пзциашюа г. '.общи; л.:?пра- '
Глава первая соЬтрйт>из--:1р&х дарагр^в.В. ыеД раосматршается
обадс?в9Езо-2с»орачоское содерканяа народной медицины адыгов.
Порзкй параграф,первой главы посвящен виявлоляо ряда параллелей ¡/.езду. дровиеадыгской (меотскок) и древнегреческой медициной. .•■■.'• ' '
• Как оиздегельстзует история .формирование древнегреческой медаци от Гкппогфата .полшивяей "начало научной медицине .происходило под влиякпам эмпирического олнта в области врачевания, накопленного
древней Ивдиэк, Згллтогли народам: Малой Азии. Историки-отмечают, что 'будучи врачом-путолествзнкнком'(врачам-пераодеятом), Гиппократ посещая сг;ийов, дроздвазанх на.оаверннх берега*-Черного'моря, восточное .лсбэрезьо у раки Фас на,' а такте Лпзш л широко использовал зпанш' эг-их'народе^. При этом: ученые'не учитывают возможно с а посояеяня ГпппократокЙЗападиого Кавказа к знакомство с опытом эт-номедщгшк $хюс.народов. Однако, будучи в единой'географическом проюреаствв, Зрввяяя Греция .имела' теснив хозяйстлешшё и культурные контакты с народами, пропавайицо/л по Восточному по'берокыо Лостсд-ого 02ера,.ч?с аааию отракешз в юс культурном наследии. - руководствуясь тезисом о взаимосвязи "и взашовлаяшга традшшокэо-л?.сшенно£ ж урадйхЕоаао-устной медицины и генетической- связи • ах с пародата ошягом, а таки с; учетом того, -что медицина, как один из-дрэркайшгх. видов'человечаской_ деятельности несет на себе отпечатан .рг-о' оЕоЛгяцаокного. сгаводтения, .ш попыталась,' используя исторический и этнолэаФстёскиЕ материалы провести, ряд-па-раялэдей неезу .дрзвиегрвч8сно11;<л'-;Дров.чеа.№гскоЁ'.(мзотской) мз-дацчпой. - Прозедшиэ, .параллели пойазнБа'та, что по-в!далог,1у,"''Гяп-
, . , . . . . .м- .и. I . - _ . . ■ I . ■_ , 1 ^ " ' . > ' ,
I .. Гфдьтаногсаяй М.'П; ^дорад.:-1® дх^к *УС/, 196-7; ;-,'С.31-ЗВ. '-
7 ■
пократ посещал всэ народа, проккваетде по побэрекы;) .Уопто-'Солхпд-ской морской дорога," опнт врачевания аоторцх стал «птеглслюой средой дою греческого гения иеддаято. •
Во втором параграфа первой главы отмэчаотог,, что (Тор?.:1;роза1П!5 я накопление знаний в области медяцяяк свйзшш ке юлькс с ';огат- ■ сгзом природы п геогра£®-нлш.!атэтсск;шп услопглхг,, ко race? га себе отпечаток мировоззрения л интеллектуальности народа, а та:;- • 'же зависят от уровня, соцдат»аЬ-экоаояйчесянх отндагяг-г.•
В'боогвётсгз'пи с уровнем общественного устра^етва v rapsareopi-зукщнмася. дросиаи ¿азргархадьно-феодальнктш отношениями, и эко-шляке, оставшейся на уровне натуральной домашней промышленности, развитие о&цесгзенных' форм медицины было крайне замедлено. Такие вакйне исторячоскде события .в развития кетоплнп рзз-лэтяых* культур, лмевяее лрогросслЕноэ'"значеяиа; ка:с: образаганпз храмовой ллсдпцкян в Грецаи, внделбниз сословия* врачей, создл.япз ' медицинских пнол, органйзагоа обиестаенних лечебниц гга: :;.с--:асты-' . рях - все' это но коснулось .развития «едицякв адп'гог!. Отпко, ка- . до отмазить-высокую ортавязадаю' лечебного процесса , у ax-ircj на шдпвидуальном уровне. При пользовали больнвх прапег.ыл.к? до--у ш. оргашзозввался тпатадааый' уход .к лечвняе» Ухо.ту-за ргиошгя адыги.придазали'.бользое 'значение, %/щ. его :осуш0с®2яевя.ч* з.ргнеяс-щ зваяй' "дав"''."сестру '«яяос'врапс'', которая постоянно декурдя» у его .постели'"и выполняла,: все мероприятия по уход?;-Постоянное -. пребывание в..дала раненого' в/ течение, джражыюго.'¿ре-,юеп. (1,5-2 месяца) ;- сотарааафанке д.помшць ■—.'все это сдосодсгзсвало* аознлкно-вэяпюуз;искусственногь.родства'.,;,' .'..„.:"•.'. ■■•-';'7 ' ; Й'.тратьет. параграфа лоррщ .глава 'с. употоп того',, что оссу?- -• ствк£г.:'опрвдая®янй,navoxzzi'' rt-mm'io,- IUXT-'
.-•,... . 8 го.та- к лсхд-гснкэ i: утрате информации, уделено внимание .ряду пс-чеоцухгчк stg бита, во-ксторнчемш засвидетельствокшпкх трапшцй, обрядов и зиапвй, ямеюагас вавное культурологическое значение.Это в поргуя очередь искусное владение методами оспопрдвпзашя, имез-исо, на каш гзгляд, положительное практическое значение. Эти вывод' строятся на анализе кротяворечий в историяескгх материалах. Ряд суддетсисьсгв начала Шй века зпаконязр нас с подробна® ошиа-шикя методов, ззарьолядш доте;'., шевшж место у адыгов. Свидетельства PIX взка отртцаэг знание оспопрививания У адыгов. Такое противоречив! до всей вддогостг, .модно объяскпгь практической 3^¿3::T:mnoc'íi>3 ошта вариодядпк у детой, илевоей место у адыгов. Этот положительны^ результат связан с созданном устойчивого коллективного дг.муняготг в адыгскон зтглчес:;сТ: среди. Исчезновение оспз к?.к заболевания прязело, в свою очередь, к невостребованное ти знака оспопрививания и их зайвению. Однако, едена "поколений на (íojür дрепративгюгося осдапргшпваяия привело к сникеншо, а в дальвеЛиеы псчезноЕзгано коллоктдвг.ого'ш.глукитета к вовш свирепство» оояа, ао ашшяям..
Народней кеднцгаа тесно связана с этнической низныо. Ценные наблюдения, опит в области сохранения здоровья находал свое воп-лотарния к резлизащга через образ жизни, обкчаС, обрядн-и этикет Это даракгзр.чо, к тт эгномешщшы а.днгев, что кото проследить на Бокоторих npEiepsx. Так,-уг.еренность в еде, одно из, нэпретлеи нру. условий сохранения здоровья, находит реализацию через образ еязнл л эoóecmчитая поддардакиз здоровья этноса. Восен-дгй празднш; "д1оул;ас0", устранваеичй .для-потей, в которой щ<, . угодаяп сзе.-ы'М ио5с8К5 кедок, шеег táKse иэдшднедоэ значение. Вкре/иотел оно в активно.',i иосгу^гешж в организм детей бяологл-
чески активннх веществ, ймевэгосея в больгаоп колнчест-о з -еде, ловшешш задагякх сел оргапяэмя, особенно. пеоЗхоз-н.'.'чх -»эсноЗ.
Глава вторая лосвяяела рассмотрению тязсо-торг.гоьт^змтге элементов в народной медицине агшгою. Дггв отпоирдиц-Нч анотоз характерен к омгогакснвГ;'подход в аочеилз болезней, ^'рп-ус.тчгГ.ся в целостно?.! воздействии на дуау а тело. Псдхртергпечт-пэснпо ло-тодн црамепаляеь как в групповой, так и в пщгзгпуалкюй Сор-.ю. Б частности, к групповку; фор'-ш-к нсахотерангп г.о'нзо.оФнэотн обр!! ''"кХаод", которой устраивался для бодьнкя.е г.оролог:а:.!И.:: т.тзоягх ранениями. Суть его заключается в том, что сразу поело того гг.к больного определяли в ном,*где его будут пользовать, и лекарь сделал ому необходпине процедуры, собиралась колодо-л я устраивала иумннэ игры с песнями и- гоюскагл. -
"Около постели больного ■ кладут лист полоза, сслнк;-; или другой яелезнын предает. Каждый вхеи&гцзй в дои 'догмой пгонуть и тр;: раза ударить по. полезу... Зола больной заензает, та вотгяпя бить ...по железу, чтобы не дать ему заснуть. Все присутствующие кричат, поют» шшшут. В номнатэ'больного-невероятный пун. Зре.ул от врего-ни сюда со страаннгд гиканьем вривается толпа молодежи, глул-човпая з специально сделанные для чатдэ маски (эдекапо)',. голову, иедведя, волка, стариков я др. Появление ря;::окнх дожпяс бвгь"йеоавдашй1 л произвести как йоазо болкве суматохи л .
Б организационной' структуре чапаа.прослеживается определенная система, а именно: первое - пекла, .второе - с^оксГ.нке, яс-шуу.ньяэ" игры, третье - игры.с зуети, тодартвоб, а зато-.: усг.окоп-
I- Еардецкая Н. Народная медицина и лечебная !*.гцчрз ;; черкесов // ; ' - Ролагяозпно пэрехнтки у-чиркасов-далсуго^. - м., 19, 'С, - С.г';э.
-:.....- 10 .
толкша и четвертое - пение веселнх песен. "Вопросы организации, способи развлечонла больного, шуточно-комедийное существо а1ощак1уэ', - отмечает С.Х.Мафедзев, - свидетельствуют^ том,' что -EA^mBXlya является какш-то древним религиозно-магическим акте:-.:, иазвата лечебные цели и состоявшем из множества ритуалов^.' Еа зш взгляд, лачебнзо цели обряда "к1ащ"" заключается в той, что вся спста» его звуко-аумов шетупаот в качестве раздражителя, соадоацего другую более сильную доминанту в коре больших полупар;-':} к то:; саквм ;уменьшакцее восприятие чувства боли. Б дальHoi-ac-.'i резз:ззгэтся угнзтенде центральной нервной.системы я наступление глубокого сна. - '
Обряд ";:1аад" .(чаша)"выполнял и-некоторые вазнне социальные дунктп, нйпралтзнн.ме на аор.мированиз я поддержание необходимых обществу нпд'.йпдуальпнх черт характера человека. Высокая степень воеявзацр адыгских плег-лек требовала .фор:.арозапия таких- черт характера, как:,-.'.уг.еетво, терпение, храбрость, которые'бы, в'свою, очередь, поддерносалы аоинскии дух в обществе.
"¿сля больной охает,' морщится и не встает- при входе посети*- • телэй, навлекает на-себя'дурное мнение народа и подвергается васмеяиаи. йто обстоятельно делает черкесов терпеливыми до не-лгловерзости." БольнрЁ .сам' участвует в забавах и пении, нередко преодолевая несносную-боль 2 при-входе почтенного посетителя' -или девф® всякий раз встает- с постели, если к'е исполнить того ему нет возмокиостд, -то'он по крайней мэре приподнимается-с из-голозья, несмотря на запрещение пользователя". . • Итак,, необходй-
1 кафе.пзэз 0.1. Обрадуй- оорядовыэ, дгрн адыгов. -.-Нальчик,. 1379'
- с.т.о. '..':-.:.'У\ " •;-." •'.-..,
2 Х&н-Гярей. Еаляекк. о'^еркесии.'- Нальчик, '1374. '-"- С.3X3,. "- >
мость проявления мужества и терпения получай психологическую защиту в обряде "чапц". Социальная функция .обряда направлена таине на отбор и развитие соответствующих "поведенческих стереотипов. Так, входит:к 3 дои к больному и выходоота оттуда осторожно переступают возвипюшии-порог, боясь задеть его ногой, что почитается неблагоприятним предзнаменование;.!. Есть у них поверье, что если посетитель братоубийца или убкЕца невинного человека, то удар полота не произведет звука, такав от его прикоснозоиил к ч?-.-'¡иэ с fió'.aoíi лопнет яйцо, • там положенное, я, что это слуг^кг доказательством преступлении посетителя. Такт обра30:1, дата участия в чапщз тлеют приоритет те лДци, иоторые..не запятнали себя проливши кровь невинных.
В работе такта отмечается,' что имеющее месте.з литераторе стпе-. . *
сение основах- песэн к разряду чапщевих неверно с учетом психотпра-певтической роли чапща. Исполнений основных десен на имеет цель ' психотерапевтического воздействия.
Во втором параграфе второй главы рассмотрены. магические приемы врачебной'практика адыгов. ,:''.' ; Проблема магла, ее место в общечеловеческой чз'льтуро, -зэ от- • ношение-к религии и науке являются драйве слогио:: и противоречивой. В настоящее время наметились кардинально вовне' подход»/, crprr-••..•-ся вскрыть-нв> только социо-культурййе, но и психолог:--.:о: . "У-яе физиологические корни магических представлений, 'i'. тлм по кзя<*о психотерапевтическая.роль магических приемов,.-'по.все'.-бесспорна. Каи' отмечает' С.А.Токарев, не. только у- охс«мп:х «-.р: применяемые для 'лечения.' ёстеотвеннне средства-обычно ко:.:?::п:-.р;:;т-ся 'с- шарлатанско-ыагич'ескигдя приемами, ■ но, и в ^городской с роле до
. 7.2
пор кое-где 'бытуют су-еззрнке средства "домашнего" врачевания, котеркч далеко нэ всегда можно отграничить от докртвительных сродо'гв народной 'медицины; а если-учесть большое психологическое значение верь- больного з действенность рекомэвдуемых ему средств, учесть силу внушения, психотерапию,которая приносит полезные результаты дат пщ явной бесполезности применяемых йизе-. ческнх. средств самих но себе, го в этих условиях даже и опытный врдч не всегда сумеет разграничить родпояачьвое к магическое сре-
т
да приемов врачрваная"".
В зтпогтедвдше ад-тгов магдческое и я-азнчосяое представлено в виде целостного сплава и гтандаайется во всех аз разделах, начиная о? летезяя зеруш?05 патологии до впутро.".'::": болезней. Бас-шотрччяе пряе-уздв лечебной мзгии, кмеошнх место в опыта врачева-И2Я г.дггов,' гш 'предприняли с учетом класси£икодЕП, предложенной отечественна: ученым С.АДокарзвь:;.:. Согжпо указаипоС классификация в народной иедаэдне адыгов представлены все тшш лечебной • магии. Предав всегс проявление катил шозт место при регулкрова-шш соэдалкшх отношений. В частности, в огярпюшшх лекаря к больного, где оплата труда лекаря регулируется законом благодарности, кодареплошюго магическим воззрением. Доло в том, что отсутствие благодарности в ответ да лечение монет стать прпчипсЕ болезни и несчасткй лекаря, бодыюй как бп оставляет в -доме болезнь. Так®: горазсм, благодарность, отпугивая болезнь,'выступает как апотродоическак г.агля. Магическое имеет место и в системе подготовки лекаря. Так,-согласно градации народной шдядикя адпгов, нельзя начинать заниматься, лекарской практикой в молодом воз$ас-
I Токарев С.А. Ра':зние форма религии. .- М.1990. - С.419. .
то, ибо з процесса лрче.чдя на лекаря переходит часть болезни, п он в конце -катов срм становятся болыилл.
3 лечебной практике наиболее пярояо прЬпстгтлонс глштагчз-кая клз гогдооютлчеопая, принцип которой состоят г везде;'ст\'ии ::а подобное годобгл".-:. Сна кайло cace пасявленно в лечении "тъохъ уз" (нелтухи) в лечении опухолей, бородавок, при норуэеннп носового дахавкя У дето;":, лечении кок.тхта, зубчо£ боли. Да: сня-екя температура, а тайге красноты прп иостеоп юспачитзлгл-х-м -процессе яуето азлтъ красную ткань я пакр«?ь пи больпоо. место, затем чаять нотц.ядн, згкоть п концах н.атку, поднять и г.р-зест:: огонь сверху по погэрхяссти- тпнпки. i; оссбоБ ветззп и-'ч?втягнЬ:1 ладо отнести и иоиользбваккэ в качество ^-оч; бннх прочат:" г ers.*, хаеавгшхоя дотошного, Зз .течении ночного нелерчнннч -очя, волокно:! боли, соба. 7>
3 приемах народной погпщпян а'пагов к; якроко встречагмея и о признаками контагиозной магии. Озп проявлял?;?:: в роднльнчх об,, ¿рядах, з пояэрье, что нельзя виЗрасквать волосе, обрегг.нлне ног-л т;:, так чад если окя попадут к непойрон'-олатоло, то ся.::с-э; наслать болезнь. В отличии от..airs иерзы! внпавзнй ¡.".о.юч.ч::: ну::.-'по пибрсопть. ■
К призмам катартичаскрй мггял надо отгзетя мирока практлкот'аг-шаося• црпеац- [кровоа?с::аяья. Счптодесь, что болезнь снязана с г.а-
• коплэнпе.м дурной крови з'организме, которую необходимо зь: пустить.
Приемн аиорропеическон магии проявляются- ? мироком иргмонон -и амулетоз и талисманов как оберегов от болозие?'. Это: -раченина
• каури,.. альчин-из ноги волка, камни, глаэдло непйнчнуэ пхому и
. иропехондешиз, змеиная спорна. Почхтакпр иолли?., мотта, куга она '.ударила,-, дерело, чзлоэога :'п-?еет место у аднров до /:зег;:.-.г,огс
. ■.... .. 14 • - -
времени. Вера в'охранительную силу круга, использование ароматических расТеииЗ для отпугивания злах духов,. вера в прилеты. С магическим представлениями связан е способ лечения, называемый у адыгоз "дТэлъьхстоь", что дословно означает смена'места спания, .или з Сюлёе эарояом понимании смена места пребывания, которое, по мнения информаторов, элективно при головной боли и плохом самочувствии неизвестного пролехокдерля.
3 третьем параграфе третье главы нами рассмотрен вопрос о знахарстве ь ого мосте з культуре- адыгов, в этнической среде, где всегда отмечалась устойчивость и идвучесть магических прод-стсхлсп::;;. агиографический Д исторический материал показывает, что знахарями у адагоз 'считались л'.оди, обладавшие особыми природными способностями. Встречи и интервью с такого рода лекарями показывает , что они пришли к своей деятельности не .путем изучения опыта и зигаа£, накопленных предшествующими поколениями,''а .через особоз ведение и чувствование оьру какие го. Они не относятся к . дзяест^ак знахарей, я.роду у них не занимались лечебной практикой. . Проявление .этих способностей, как они отмечают, произошло, у-них после какого-то нервно-психического заболевания. Или возмогло ,.наоборот, проявление этих особых способностей происходило чероз" нарвно-лсдхаческо'е заболевание. Характерна: атрибутом адыгских зкахаргп является владендо книгой "Кетаб", или /'Книга открс веийн'/дгакгаов" (дкшш. - дух.-цовидилюо существ ЬУ.0 наличии этой книги-в трйД'.дионро'Й.Ъедаэднсио? культуре адыгов свидетельствуют и .исторические материалы. Как отмечал И.Витсен: "Есть у них •одна книга, хреивдаяся- у одного аз ссарейши, ее больше не.долке вддетв Д1ИКГ0, когда'стсрэиашна -умрет,- выбирают другого да хране
ния книги, что там написано - г га о неизвестно, г,о достоверно то, что оттуда они' черпают свои кяогочссленние суозсряя п думает,
т - '
что по этой книге"момно излечить больного" . Si1:: сведпни-т, относящиеся к ОТ воиу.^перед.тшгеоюгся с материалами ладсугсдэн окс-шщгаш XX века (1939 г.), usuree за|зксщют»виой (Такт бытования этой книги. По словак "¡апсугов, для лечения различных боя&гпъ, существовала особая snnra - "Котаб". Эту книгу черкооп получ'дгн
■от крымских татар, которые, в свою очеродь, получил;; ее от арг,-р
бов . Как отмечают информаторы, книгу эту момст читать re дам-даЗ» И наследуют знахвра ее тему, кто мо;~от о:э овладеть. Такал книга пивотоя У Даху;сева Аслана (аул Aigm;;::) п й?2му;:е;:а Т.'.з;.а;;~ ла (аул Егерухав). На Аслан, ни Измаил не изучали книги трг:т...тг-онным путем яоеглззнпя азбуки, слов, грамматики .''Он;: адалп читать эту книгу после перенесенной болезни. Б работе приводится р :д теоретических поломен::*:, которые позволяют породить к рассмотрению указанных явлоппй как естествопно-пгэрпчсскп::. Так, частности, По гипотезе, выдвинутой. З.П.1%азнгт,левы:У, :«о иланото Земля, в ее биоссере, кроме известно:'; белково-нукл^н.'св:;;'" ^ерт-' яизни, существуют такзе полевые йорьи- оргаяхзлцяи стгого ведост-ва. Эволюция мизого вещества на плюете Земля, согласно гипотезе, это результат взаимодействия'л определеннего сочетания его перечисленных сорм. Развитие труда, культуры, социально::, семо'*-ной организации привело к- тому, что перзпчаве полевые .~:ормн разумного г:пвого вещества "погрузились",■"замаскировались" в новых
1 35дтсен Н. Северная ;: Восточная Татария // А див;-, балкарцы н карачаевцы в известиях Европейских авторов ХЙ-ХК вв. - Нальчик, 1974. - С.79. • «* • . i
2 '.ЗХардецная П. Народная црдзпдеп я лечебная кагдп у Черкасов //
..'. • Религиозные, пврзяа?кя У черкесов-аапсугов.. - !.!., 1940. - С.55.
16 - .
сс:дагкат цоги'нактэх". Лгаь некоторые кз нас, еидпд.о, смутно сгуггетг своп иронию космокланотарние полевво связи. Бее они лт'зд з о сков з все:: нозоЗ человеческой сугчостит
Глав г грзтьп поскацяпа ограгеппйц косн:ог,игн™ес:п,н воззро-в шроагэй тлодглжяе адыгов. Б частности, эгдсгрз-Гдлссккв. исследования позволи-лн выделить группу заболеваик 1, продставле-¡зпе о причине возникновения и лечонно 'который основанн на древне'.¡зях представлениях о гакро и п:и;р:д;оемо. Это позволило вам олрскэлдть оо как конноядию "Зэк:>о:;1;.;г:>" в народно" медицине * адкгов.
Термп; "зЪ::ъо"1ыгъ", по всей -вкдиности, продетавляет собой 'сражение префикса взап-жости ''зэ" - с глагольной ооново? "к'октпгь" - витляпул из-за чего-то. Такш образом "зэкъок1нг5" сзнгинст, что пз .двух взаиноовязанкнл единой плоскостью часто!; • одна часть впглпнула са другая или произошло екзщеяле относительно плоскости. Понятие "зэкт,ок1игьп объединяет три вида паго-лог:и1 "нъхьо зокъок1игь", "бгъэ ззкъскХпгъ",' "нпбндг. нзыгъ". Иа"одогло "и'ьхьо зок,ьок11.ть", так::.! образом,надо рассматривать как смевдние костей черепа относительно единой шоскостп. Диагностика данной болезни строится на тцательно.д измерении охрук? ности голопн и совж'дешпг.ялин цолуокруокругяосте-З. При хс&».бг: глитличетрогэ;: разите .длин полуокружностей, говорят о "съхзэ ззкзокХигъ" (-смещение костсй череда). 1,'етодкка лечения связана с "ативо гнзнк" с шлоненне:.! тугой повязки, что-по представлен: ям дэкар.сЁ приводит к совмещению спешенних костсй.' '
I назкачеов З.П., Спирин З.А. Космошанстаранй йеномен человека. 1391. - С.76-124. ' ■:' ■ "Ч-, ;
Патолога» "бгъэ зок'ьокХигб" ладо, ш-влдт.:ому, рассматривать как смокю'ПЕв грудной клетки. Еодоо точно характеризует его другой термин "бгшга щтфо" (скручпзпкяе ::счо!;;;-ш')го отростка), Тогда сглсцрняо трудно!'; клетки пгзо поп'гг.ть как смещение костез"| грудной клетки относительно ндосгостя симметрии -дли осп елге-етрлл. Тесно связана с патологий." "бгьо ззкт-.окХпг'ь" другая "ныбцпж пзнгъ" (вкладевяо пупка). А ис утвг'рмиеяип че-• которше информаторов, "бгъэ зэкьокХпгъ" и "нк&гтге ипиг" являются вдави патологически'! процессом. Лрглтю." далгсле пг.руно-пий является тяжелая, непосильная физическая робота. Частое поднятие гянестеи с неравномергп::? ее раслрелз тонне,-.:. Ло представлениям азотов пупок "центр" имеет чэтнре коромислз, па которых удертлкаэтея. внутренние органы. Взрхнпе яодоясла удеп-г.пва:зт органы, раслоло":опп!ле виде пупка, рлглао порот гс та -органы, ра«ноло»?кяко ни:-::е пупка. Развитие патологического процесса связано с ослабление;», коромысел пупка, что приводит к его внпадешга, а токдо смоаенив виутрзянк: органов я ряду заболевший. Наиболее часто отмечается смещение'селезенки и • сордца. При ослаблении вятах короглпссл отмечается гаруаони^
акции килечника, боли внизу живота, .бэсплодио у потеаг. Бее эти нарушения сопровождается развитием рята болсзионии.'с симптомов: бтетрая утомляемость, писком^-ортное состояние, с опуханием втягивания тавота внутрь, потеря аппетита, тяпег вниз, хочется летать, колики в ловом боку. Диагностика проводятся следуз"ш- образе:». В среду утром аатогчрк боткгого ясо . улояпть на твердую ровную поверхность лицом ваерх, дальниру-ит (одупкзаит) груднуо*клетку спереди то кргл избег,. При этом, отмечается болезненность и оттопырончость ребер. Затем
18 . г.е-'упыег.юг "'.дЧВВЕИНИН отросток я, соли он отклонен глубоко внутрь, вправо или влево, с аогду роборлигл дугами в облаете
отростка :,:о"'по вставить четыре калы® рунн, то говорит "пбгъэ зэкзокХыгъ" алп вбгкшо даг^э". Деле? ставят подушечку (Золкгаго паям» право:; руки да пупок л делая? врааатель-пое"дЕ.г;."'окг13 но ходу часовой стрелки, если пупок уходят аз-под пальба и.-утрь, как бы проваливается, се.саспвается внутрь,'то . говорят "шшбыдЕ кзнчъ". Если зе пуяы; не уходит пз-под паль-;
;; палец ке прокручивается, как бы £икслруотся, схватывается, то рто у'.::з ке впнаденке пупка, а какое-то другое заболевание.
В глазе приводятся подробные ызто.ды лечения этих заболева-кп:;, основанных па принципах восстановления шрушэнногэ равновесия в организма, которые строятся на учошш о том, что тело i аза человека является некой замкнутой и целостной системой, ус роокпо!; разумно и целесообразно а, самре главное, являлщейся-" зе^калькы.-л отражением вселэняоЕ - макрокосма, точно так Ей,как ось шра, располагающаяся в центре вселенной, выступает главны: оперши-столбом, 'енрешеющш громоздкую пахту космоса, также п через человеческий организм проходит ось н ее. центр,- пуйок скрепляют, удерянваег все органы. Вероятно,'концепция "ЗэкъокХ "С:/.энен:1з" 'представляет ■ преломленную через этническую культуру концешыго глдсрокоска, широко популярную в древности. Осмнслзне а-крекоаи. .человеческого тела и его организованности рассматря састся в этне.мешщне адагов в соответствии с паровым аорядаок Нарузенке этого порядка есть прдчкка хаоса (болезней) .в ы^ре ■'. (оргапкзпз). ■■'.•',
Концепция "Зэкъок1нгъ" в этноыадогцшо адыгов это'еще одяс ЕО!'.тв-_'р":денке того, что в глубокой древности на Северном"При(
'яоморьв существовала стройная и развитая система мировоззрения, в основе которой лзяала модель мира, дочнтаные космических сил, пульт предков. Однако,. по-видимому, представленная концепция дм-ходит за рашш' традиционной -культуры адыгского народа :г чриобро-тает широкое культурологииссгсоо значение. Иодтвэрнегчо то-,«у приэеданннй сразиятелышй матерая, которьй показывает, яте род патологии, внявлзнпый в этномолпдшю аднх'ов при прозе,топни dtjio-
• графических исследований, имеет место и у других народов, гпне-тически отдаленных друг от друга. Она наста отражение и в традиционном медицинском культуре славян, латычзп и банкир, она харах- ' .терна и для народов Кавказа я Средней Азии. Dco сто г-иззолизт думать о существовании единого учения в котоадке прошлого, ;;< ■>-Ходякего к древнейшему представлению о человеке к?к коемчплгг' тарном существе. Антропоэкологический опит и соответствуя,го
ему эмпирические знания позволили создать б древности целозтпуп концепции о каузальности патологии внутренних'органов, которая - заключается в том, что .болезнь - суть причина нарушения яотяяяя расположения их у челодека. (мднрокосдса). Макрокосм \ зоркплкк»?
• отражение макрокосма устроен в определенном лорд-дне, разумы^ и целостно. Наруиопие этого порядка, 'связанное со смешением внутренних органов и развитием ассвметрии, ведет к различным забо- '
■ леванпям. Суть метода -лечения таких шруаондГ: - восстановление соответствующего порядка..
'■' Во втором- параграфе третье?, главы рассмотрены дуалистические , представления,• а так:» рбрада, связапныо с почитанием -звезд, лу -•,311, соли», -Одно из ва~ноЗаих. мест в древяедяом представления о микро- л макрокосме тлело члеяеииэ мирового .Дереве-. И чело зека -О'оответстзенао;,.солнечному а. лунно!5у, мукскому и конскому началам.
20 ... Яддпство п иротнвсполонность мукского и венского начал занимали» Сввтральяое место в архаической картине вселенной. Представления о дуая::з:лз ¡лире, тщалв отрокешю и в традициях народной медицин« едегов. Полевне даяние по.дтверлда'зт сужоцрвование в ней. древкеп-аоЛ классификации полезного и бесполезного, основанного на дуалистических представлениях. Гак, в основу клзссяфкацш: растений ке лекарственное (полезное) и нелекарственное (бесполезное) лег-лл представления о ыукском (хъу) к ненском (бзы) начале. При '. этод в качестве лекарственного вн ступает "бзп" невское, а нелекарственным является "хьу" иуаское. ?&тервалн головах исследования пезволяпт прявести примера,.-.подтверждающие такое деление, ¿[уолгстлческяе представления нашла отражение и в улассд&жации ? клинических $орй болезни. При этой более тяг.елне формы' болезни ощюлелявтея как "бзн" гсенское по представлении о том, что "бзы конское более злое. Более легкие фор?«: болезни определяются как "хъу" муиекое. Так, например, заболевание "адэуз" - мужское -более легкая терчг и "адэбзн" - такекая, более тяжелая §орма. Далее "щыгт. знтрагъэтыехэрэ узыр" или просто "ингъ.узыр" (болевш определяемая бусинкой или просто "болезнь бусинкЕ")нмеет .две ' корми "уд,у" - .глуг.ская' более легкая и "бзы" - кекская более тя-■холля. В диагностике этой болезни используются бусинки, .которн топе в своп очередь различаются на "хъу" и "бзы".
/Ддео рассматривается ряд традиций и обрядов, связанных • • так::п с почитлипеу небеса.'х тел. Тек, лекарство, у адыгов, готовится в ночь да сроду и вдсгавллэтся на улицу в открыток виде. .Как о'дночазот локарп, чтобн лекарство получило лечебную силу,'-1 кого пол-га глянуть звезда. Тяжело больниц сдаги .устраивали-- •' "дизадлио" (дуногля.диа), чтобы узнать, кто позарился на-'больнс
го: земля ли, луна ли, звезкн ли.
' Для адкгов, как и для других народов, б.чло хзргкторло наблюдение и проведение аналогии мемду етзикэ нрнрз.м; и лизнуо -человека и соогвесонйв эрх иаЙдодвил!!. Такие чал-чина ярдротг; как смена .дня и ночи, восход солнца и луни пс oeva; лсь нстч'очоннн-мн л оставили след в духовной культура пара та.
ЙШШШШа. Таким образом, пронсцонн.на последов:-чип показа— ■ ли, что народная медицина е.дагов ухолит стимл корнями н глубскуя древность. Рорннрозапчо ее проходило л тесно;' вггл'.осчяпг с ВЭДарнио-шюьаеппши системами, в честности, с дрогногрочэсгсо"! кедавдной. Уровень ее развитии сиро деле отел и урочном развнтнч общества з цолои, и в первуп очередь еоцнадьпо-аченоннчео-н-нн отношениями.
Будучи тесно связанной с этническом чнзньд, в силу сиетомн обратных связей, наблодопио к опкт здогов в области врач-чечня и сохранения здоровья получили своп реализации через образ лизин, обшал, обряде и этикета, получав силу культурно." норм,;;.
Дяя народной медицины а.днгов характерен комг!до::с:;кн подиод в лечении болезней, возлсмстгиэ на 'единство дули л тела. Паих.о--тераповтнчеекпо метопа применялись пяроко как в групповой, так и в янткздяуашгой горис.
3 народно;; медицине а.днгов имело место и знахарство. Лечебная деятельность знахарей в силу их остостзешю-природпки особенностей носила специфический характер.
Подхода в лоченни, внбор методов я средств в народном к.адн-цине адыгов .определялись не только местной рлороГ. п. '/ауле';, но такие и особенностями иаропозккавая. Так, в.концепции "Зек'ьочРпг'ь" представления о причине болезни и забор методов лочоячя основаны
22 • . на дрегнеьичх представлениях о'"'макрокосме и микрокосме как зер-'-кальном отражении каярокосш.' Б этномедкцине альтов нашли также отражение дуалистические представления, и почиганке небесных тел
Список
пу&шкаций по тогда диссертации " ' •
■ I. Двор '1эзэгъу-.//-Социалистинескэ Агьтей аяролни н 3 1986 рэ илъэс. (0,5 п.л.) ■•
2. Народпая иодацяпскея терминология адигоз /'/ '"ультура л бит адыгов. Этнографические исследования. - Ете.УЕ. - '.'апкоя, '1989 (I д.л.) . ..
3'. Применение продуктов пчеловодства в народной медицине адыгов. Этнографические исследования. - Бшх.Е. - Майкоп (В производстве) (I л.л.)