автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Народная медицина коми-пермяков конца XIX - начала XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Мальцев, Герман Иванович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ КОМИ-ПЕРМЯКОВ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
§ 1. Традиционный быт и условия жизни.
§ 2. Влияние природно-географической среды на состояние здоровья.
§ 3. Развитие земской медицины края.
ГЛАВА II. НАРОДНО-МЕДИЦИНСКИЕ ЗНАНИЯ КОМИ-ПЕРМЯКОВ
§ 1. Народные представления о природе заболеваний.
§ 2. Традиционные средства лечения болезней.
2.1 Средства минерального происхождения.
2.2 Средства растительного происхождения.
2.3 Средства животного происхождения.
§ 3. Роль бани в излечении болезней.
ГЛАВА III. НАРОДНЫЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ КОМИ-ПЕРМЯКОВ
§ 1. Роль, статус и иерархия врачевателей.
§ 2. Место знахаря в религиозно-мифологической картине мира у коми-пермяков.
2.1 знахарь-социум.
2.2 знахарь-космос.
2.3 знахарь - предки.
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Мальцев, Герман Иванович
Актуальность темы исследования. Неотъемлемой частью культуры каждого этноса является традиционная народная медицина. Актуальность ее изучения в значительной мере обусловлена тем, что она сконцентрировала в себе обширный опыт человеческой жизнедеятельности, знания об окружающем мире, собственно человека, запечатлела важнейшие вехи в истории развития человеческого общества, отразила фундаментальные мировоззренческие позиции. Многие достижения народной медицины вошли в повседневную практику современных научных медицинских знаний, а также объективизировались в верованиях, обрядах, фольклоре, религиозных предписаниях. Эти факторы представляют народную медицину неким своеобразным симбиозом знаний, которые весьма различны по своей природе, и часть из них выступает в иррациональной форме.
Народная медицина, объединяя знания, верования, обрядовые действия, рассматривается как важнейший социорегулирующий механизм.
В качестве важнейшей составной части культуры этноса народная медицина предполагает полидисциплинарное научное ее изучение. Одним из существенных являются ее этнографически й и исторический аспекты. Этнографическое исследование народной медицины представляет собой важную составную часть истории традиционных народных знаний этноса. Исторический подход позволяет раскрыть роль народной медицины в жизни народов в разные исторические периоды.
Таким образом, всестороннее и глубокое исследование традиционной медицины представляет несомненный теоретический и практический интерес, позволяет выявить и обосновать способы диагностики и лечения заболеваний, народно-медицинские знания, определить место народного врачевателя в системе отношений общества и окружающего мира.
При всей важности изучения народной медицинской культуры до настоящего времени не приводилось целенаправленного сбора полевого материала и изучения традиционной медицины коми-пермяков, одного из коренных финно-угорских этносов Среднего Урала. Проведение такого исследования позволяет восполнить пробелы в знаниях о традиционной культуре коми-пермяков, выявить этнические особенности народной медицинской практики, проследить взаимосвязь с другими элементами народной культуры.
Изучение народной медицины коми-пермяков актуально для решения проблем этнокультурной истории всего Среднего Урала и смежных регионов, в силу того, что исследование традиционной культуры народов региона невозможно без учета этногенетических и этнокультурных связей.
Объектом исследования являются коми-пермяки, проживающие в Коми-Пермяцком автономном округе, а также язьвинские пермяки (Красновишерский, Соликамский районы Пермской области), зюздинские пермяки (Афонасьевский район Кировской области).
Предметом исследования выбрана народная медицина - составная и важная часть культуры каждого этноса.
Народная медицина, как и любой другой вид народных знаний, представляет собой неотъемлемую часть культуры народа.
Однако сложность изучения народной медицинской культуры заключается в том, что по своей сути она является многокомпонентной.
Кроме собственно медицинской практики она включает в себя санитарно-гигиенические знания и навыки, представления о здоровом образе жизни, диагностику и профилактику различных заболеваний, а также органично связана с хозяйственным укладом, системой природопользования, сложившимся религиозно мифологическим мировоззрением. С этих позиций считаем наиболее удачным определение "народная медицина", предложенное в работе И В. Ильиной, как ".совокупность накопленных народом сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыках, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней" (Ильина, 1997, с.5).
Важным является и прикладной аспект народной медицины - лечение заболеваний относится к числу самых насущных потребностей этноса.
Степень изученности проблематики. Интерес к медицине народов, населяющих территорию государства Российского, возник довольно рано. Разные сведения о традиционных методах, способах и средствах лечения, "изгнания" болезней содержатся в трудах у ч е н ы х- п у те шестве н н и ко в П.С. Палласа (1772), H.H. Рычкова (1772), И.И. Лепехина (1780), В.Н. Берха (1821) и др.
Следует отметить, что эти ученые уже в этот период упоминают о некоторых аспектах народной медицины коми-пермяков.
Во второй половине XIX века началось эпизодическое изучение народной медицинской практики, ее методов и средств. Появились первые этнографические, сан игарно-антропол оги ческие, историко-культурные работы В.А. Демидова (1788), В.А. Хлопова (1852), И.И. Моллесона (1869), ШТ. Скалозубова (1893), Н И. Припугова (1898), М.М. Чашницкого (1883), И.А. Александрова (1892), Н.М. Воскресенского (1907) и других, в которых большое внимание уделялось состоянию гигиены, санитарии, народного врачевательства у русских и инородцев Урала, Сибири, Поволжья и Дальнего Востока.
Русское геофафическое общество включает народную медицину в круг своих интересов. Материалы о народных медицинских знаниях 23 губерний России обобщены доктором Н. Поповым (1903).
В целом же работы дореволюционных авторов представляют большой источниковедческий интерес, дают много конкретных сведений о народной медицине, знахарстве, колдовстве, народной гигиене и санитарии, этимологии болезней, состоянии здравоохранения и земской медицины в России. Однако они носили преимущественно описательно- и л л юстрати в н ы й характер.
Отмеченные недостатки были характерны и для исследователей народной медицины первой половины XX века. Ими, в основном, изучался народный опыт траволечения, заговоры, описывались суеверные предрассудки и представления.
В 1960-е годы повысился интерес этнографов к народной медицине. М.Д. Торен (1954, 1964) опубликовал ряд работ об использовании лекарственных трав у восточнославянских народов. Л.И. Минько (1972) характеризует народную медицину белорусов, K.P. Арон (1969) - латышей, К.Н. Носаль (1977) - украинцев.
Несмотря на возросшее количество публикаций, проведение полевых исследований практически во всех регионах страны, разработка проблемы по своему масштабу не соответствует задачам сегодняшнего дня. До сих пор отсутствуют обобщающие работы по традиционной медицинской культуре многих народов, в том числе и коми-пермяков.
Народная медицина коми-пермяков не являлась предметом специального монографического исследования вплоть до 1990 года XX века. Однако определенные аспекты народной медицины коми-пермяков нашли свое отражение в работах практически всех исследователей края. Первые фрагментарные сведения о народной медицине коми-пермяков частично отражены в сочинениях Епифания Премудрого. Так, он в "Слове о житии и учении Святого Стефана" описывает роль волхвов и кудесников в излечении и изгнании болезней (Епифаний, 1897). Отдельные сведения о лечебных магических травах, знахарях и знахарках, руководителях жертвенных обрядов -камах у коми-пермяков сохранились в фольклоре, преданиях, былинах и опубликованных трудах В.В. Климова (1991, 1992, 1995), М.Н. Ожеговой (1971), Г.Н. Чагина (1995, 1996, 1997) и др.
Такие аспекты народной медицины - как знахарство, лечебные камни, средства растительного и животного происхождения, "черошлан" - знахарское средство определения болезни и способов выздоровления, роль вежливцев, колдунов в общественной жизни, их контакты с "иным" миром и духами нашли свое отражение в работах профессионалов-исследователей Коми-Пермяцкого края U.C. Палласа (1772), Н.П. Рычкова (1772), И.И. Лепехина (1780), В.Н. Берха (1821), H.A. Рогова (1858, I860), В. Хлопина (1849,1852), В.А. Хлопова (1852), Н. Добротворского (1883), И.Н. Смирнова (1891), Ф.А. Теплоухова (1895), В.М. у
Яновича (1903), Я.М. Шестакова (1905), К.Ф. Жакова (1905), В.П. Налимова (1907, 1914), А. Крупкина (1911), А. Сыропятова (1924), A.C. Сидорова (1927), Г.А. Старцева (1927), H.H. Шишкина (1947), Д.И. Гусева (1993), В.Н. Белицер (1958), Л.С. Грибовой (1975, 1979, 1981, 1983, 1984), Н.Д. Конакова (1993, 1994, 1996), Г.Н. Чагина (1994, 1995, 1996), O.A. Мальцевой (1996), И.В. Ильиной (1996, 1997, 1999), Ю.П. Шабаева (1997, 1998, 1999), B.C. Дерябина (1997, i 998) и др.
Особо среди этих работ выделяется труд H.A. Рогова (1858, 1860) "Материалы по описанию быта пермяков", где дается попытка характеристики всей духовной культуры коми-пермяков. В монографическом исследовании "Пермяки" профессор Казанского университета H.H. Смирнов (1891), проводя квалифицированный анализ традиционной культуры коми-пермяков, охарактеризовал роль знахарей у коми-пермяков, народно-лекарственные средства и описал народные верования, связанные с духами.
В книге A.C. Сидорова "Знахарство, колдовство и порча у народа коми", в которой . дан богатейший фактический материал по лечебно-прикладной магии, сделана попытка ее научного осмысления и анализа (Сидоров, 1927). Огдельные методы, приемы, средства народной медицины коми (зырян и пермяков), а также приемов ухода за ребенком отражены в обобщающей монографии по этнографии коми-зырян и коми-пермяков В.Н. Белицер (1958). Определенные аспекты традиционной медицинской культуры коми-пермяков нашли свое отражение и в монографии И.В. Ильиной "Народная медицина коми (зырян)" (1997). Значимость данного исследования для нашей работы заключается в том, что она позволяет провести тщательный сравнительный и ти по логический анализ развития форм народной медицинской культуры коми-пермяков и коми-зырян, родственных и наиболее близких в этнокультурном отношении народов.
Анализ литературы по рассматриваемой теме с видетельствует о том, что авторы этих работ, зафиксировавшие многие интересные этнографические детали, не ставили перед собой цели охарактеризовать традиционную медицинскую культуру коми-пермяков с комплексно-аналитических позиций. Поэтому, приводимые ими сведения, как о народных медицинских знаниях, так и об их носителях, средствах и методах лечения, сравнительно немногочисленны и фрагментарны. Они нуждаются в систематизации и комплексном, аналитическом, сравнительном осмыслении, что и становится одной из раскрываемых в данной диссертации проблем.
С другой стороны, исследователями Коми-ГТермяцкого края были отмечены и проанализированы некоторые характерные явления народной медицины, поставлены важные проблемы и намечены пути их решения. Ценность этих работ заключается в том, что они позволяют проводить сравнительно-исторический анализ использования различных народно-медицинских средств в тог или иной период. Именно сравнение современных полевых исследований с описанными сведениями исследователей раскрывает эволюцию народной медицинской культуры коми-пермяков.
Источниковая база исследования. Диссертацион ное исследование основано на комплексе исторических, этнографических и фольклорных источников.
По происхождению и информативному содержанию источники можно объединить в несколько групп.
Опубликованные источники. Данный вид источников включает заметки исследователей, краеведов, земских врачей и священников. В работах И.И. Лепехина (1780), H.A. Рогова (1858, 1860), Н. Добротворского (1883), В.М. Хлопова (1852), H.H. Смирнова (1891), М.М. Чашницкого (1883) и других освещаются материалы по народной медицинской культуре коми-пермяков. Религиозно-мифологические представления, связанные с народной медициной коми-пермяков, описаны в трудах В.Я. Струминского (1904); А. Крупкина (1911) и других священников и исследователей. Состояние земской медицины края освещено в работах М.М. Чашницкого (1883); И.М. Малиева (1903); И.К. Бодина (1914) и других.
Стати ста чес к ие материалы отражают этнический, социальный и профессиональный состав населения края.
Архивные источники. Использованы фонды Коми-Пермяцкого государственного архива (КПГА), Государственного архива Пермской области (ГАПО), Государственного архива Свердловской области, Коми республиканского государственного архива, Центрального государственного архива России, архива Коми Научного Центра.
Полевые материалы. Существенным источником написания работы послужили материалы, собранные во время полевых экспедиций 1990-1999 гг. Коми-Пермяцкого отдела общественных наук, КПОИУУ и ИЯЛИ КНЦ Ур.О РАН, при участии автора, по всем районам Коми-Пермяцкого округа, Крас}ювишерскому, Соликамскому, Ильинскому районам Пермской области и Афонасьевскому району Кировской области.
Экспедиции проводились в соответствии и с целью диссертационного исследования по программам, составленным автором, под руководством заведующего отделом этнографии ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, к.и.н., с.н.с. Н.Д. Кондакова. В ходе полевых работ были обследованы практически все этнографические группы коми-пермяков: нижнеиньвенские, косинско-камские, гайнские, зюздинские, язьвинские, кудымкарские. Информантами являлись в основном люди старшего возраста, помнящие и применяющие народные лечебные средства, хорошо осведомленные о коми-пермяцких народных, традициях, обрядах, верованиях. Как правило, все они получили эти знания от своих родителей, бабушек, дедушек, что позволяет нам дать более полную характеристику народной медицинской культуре коми-пермяков, исследуемого периода. Особо ценными являются материалы, полученные в результате общения и наблюдения за народно-лечебной практикой коми-пермяцких врачевателей.
Эти полевые материалы хранятся в архивах Коми-Пермяцкого ИУУ и Коми-Пермяцкого отдела общественных наук ИЯЛИ КНЦ Ур.О РАН и даются в тексте диссертации без ссылки.
Кроме того, использовались материалы экспедиций 1960-1990 гг. из архивов КПОН, ПОКМ, Чердынского музея, ОЭ ИЯЛИ Коми НЦ, собственные полевые материалы, рисунки, фото, аудио и видеоматериалы, а также материалы отдела этнографии ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, Коми-Пермяцкого отдела общественных наук, Коми-Пермяцкого окружного ИУУ и находящиеся в личных архивах.
Цель и задачи исследования. Цель диссертации заключается в комплексном историко-этнографическом изучении медицинской культуры коми-пермяков в конце XIX- начале XX века.
Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть на фоне природной и социо-культурной среды состояние народной медицинской культуры;
- охарактеризовать применяемые традиционные лекарственные средства минерального, растительного и животного происхождения, их соотнесенность с научными представлениями;
- выявить категории народных врачевателей Коми-Пермяцкого края, и определить их место в религиозно-мифологической картине мира; реконстру и ровать народные представления о природе болезней, проанализировать отдельные религиозно-магические способы диагностики и лечения.
В соответствии с задачей исследования приводятся некоторые сравнительные материалы по народной медицине коми зырян и других финно-угорских народов.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX и начало XX века. Этот выбор в значительной степени определялся состоянием источи и ко ве дчес кой базы. Изучение, сбор материалов по народной культуре, в частности по народной медицине коми-пермяков, начинается со второй половины XIX века.
Народно-медицинские знания коми-пермяков, народные врачеватели и их место в религиозно-мифологической картине мира, рассматриваются в том виде, в котором они бытовали в конце XIX - начале XX века. Однако при необходимости будем обращаться к тем историко-этнографическим процессам, которые протекали в более ранние периоды в Коми-Пермяцком крае.
Методология и методика исследования, В данном исследовании автор использовал совокупность общенаучных и исторических методов. Основными методами изучения являются историко-генетический и сравнительно-исторический, которые позволяют выявить особенности народной медицины у коми-пермяков в исследуемый период.
Автор при написании работы также опирался на принципы историзма и объективности.
Для анализа и понимания, рассматриваемых в диссертации проблем автор использовал подходы, разработанные в трудах ряда известных исследователей. В частности, используется понятийный аппарат народной медицинской культуры, предложенный исследователями С.А. Токаревым, С.А. Арутюновым, Ю.В. Бромлеем, И.И. Брехманом, A.A. Александровым, A.A. Вороновым, Н.Ф. Мокшиным, И.В. Ильиной, Л.И. Никоновой и др.
Диссертация является первым обобщающим историко-этнографическим исследованием традиционной медицинской культуры коми-пермяков. В работе впервые выделена и обоснована система народно-медицинских знаний у коми-пермяков, охарактеризована иерархия знахарей в коми-пермяцком обществе. Определено место, занимаемое ими в системе отношений общества и окружающего мира.
На основе анализа различных материалов выявлены региональные особенности медицинской культуры и обозначены различия и схожие черты с коми зырянами.
В научный оборот вводится ряд новых источников.
Результаты исследования имеют определенную научно-практическую значимость. Данные, приводимые в диссертации, могут быть использованы в работе по созданию новых лекарственных препаратов минерального, растительного и животного происхождения, проводимой Институтом лекарственных препаратов РФ.
Материалы диссертации нашли отражение в публикациях, в разработках программ школьных факультативов и спецкурсов по традиционной культуре ком и - п ер м я ко в, для студентов и учащихся средних специальных заведений округа и Кудымкарского института - филиала Удмуртского госу н и вере итета -в спецкурсах учителей, повышающих квалификацию на базе Коми-Пермяцкого окружного института усовершенствования учителей, в массовой лекционной п рос ветиге л ьс кой работе. Определенный интерес работа вызывает у специалистов по истории медицинских наук, ботаников, философов, химиков, физиков, физиологов, антропологов, фармацевтов и диетологов.
Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских конференциях в период с 1993-го по 2000 гг.: международная конференция "Традиционная культура народов Прикамья" (Пермь, 1993 г.); международная научная конференция "Коми-пермяки и финно-угорский мир" (Кудымкар, 1995 г.); VIII конгресс финно-угроведов (Ювяскюля, Финляндия, 1995 г.); I международный финно-угорский медицинский конгресс (Ижевск, 1996 г.); международная научная конференция "Языки малых народов мира с глобальной точки зрения" (Хельсинки, Финляндия, 1996 г.); международная конференция "Состояние и функционирование коми-пермяцкого языка в современных условиях" (Кудымкар, 1997); международная конференция "Славянский мир на рубеже тысячелетий" (Пермь, 1998, 1999, 2000); международная конференция "Чердынь и Урал: история и современность" (Чердынь, 1999) и международная конференция "Коми-Пермяцкий округ и Урал: история и современность" (Кудымкар, 2000), межрегиональная нау ч н о- п ракти-ч еская конференция "Эколого-экономические проблемы и пути их решения" (Кудымкар, 2000), а также на региональных и вузовских конференциях в г. Сыктывкаре (1994, 1997), г.Кудымкаре (1997-1999), г.Уфе (1997), г.Перми (1996-1997).
Исследование является итогом многолетней работы автора в изучении традиционной медицинской культуры коми-пермяков. Результаты исследования отражены в 14 публикациях общим объемом около 10 печатных листов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка ис по л ьзо ванной литературы и источников и приложения.