автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: "Народная поэтика" пьес А. Н. Островского
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Иванова, Ирина Владимировна
Введение
Глава 1. Драма А.И. Островского " Не тк живи, как хочется" и народным театр.
Глава 2. Народная поэтика и жанровые вариации ньес А.Н. Островского " Не в свои сани не садись" и " Грех да беда на кого не живет",
Глава 3. Проблемы театральной интерпретации ньес А.Н. Островского.
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Иванова, Ирина Владимировна
А.Н. Островский — основатель русского национального театра. В своем известном труде " О Причинах упадка драматического театра в Москве", драматург не стесняясь подчеркивал, что он " создал целый русский театр" . 1 И.А. Гончаров , признавая заслуги Островского в истории русского театра , писал ему :" Для искусства Вы совершили все, что подобало совершить великому таланту. Дальше , кажется , идти нельзя и некуда! Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские можем с гордостью сказать:" У нас есть свой русский национальный театр". И он , по справедливости, должен называться " Театр Островского" }
О драматургии А. Н. Островского написано значительное количество научных трудов. Большая часть из них исследует его комедии, сцены и драмы как литературные произведения. Но среди их числа есть интересные и значительные работы, рассматривающие и театральную специфику пьес: " Мастер русской драмы" А. Штейна (1973) ;" Драматург на все времена" Е. Холодова ( 1975);" Островский-комедиограф" (1981); "Театр Островского" А. Журавлевой, В. Некрасова (1986) ; " А.Н. Островский . Этапы творчества" И.А. Овчининой (1999).
В последние годы вышли в свет также исследования В. Мнльдона " Открылась бездна.: Образы места и времени в классической русской драме" ( 1992) и Н. Шалимовой " Театральные основы творчества АН. Островского" (2001), в которых затрагиваются аспекты театральной интерпретации его произведений.
В монографии " Открылись бездна. "автор анализирует образы места и времени в пьесах А.Н. Островского " Гроза" , " Снегурочка", " Горячее сердце".
Для театра понятия места и времени и их взаимоотношения -основополагающие, поэтому для театральной практики имеют большое значение, так как " основная пространственная дилемма . -даль и близь". 3 Интересны наблюдения В. Мильдона и над своеобразием образа Катерины в " Грозе" , хотя, как нам кажется, некоторые из них носят спорный характер, например: " Героиня Островского - выразитель . воли , какого до нее не было в национальном художественном сознании (оно служит одним из верных средств понять особенности национальной истории), выразитель глубоко своеобразного отношения к бытию. Это rt 4 отношение есть воля как ведущая черта характера . "
Шалимова Н. В. в своей работе приходит к выводам, что "в основе театральной поэтики Островского лежит принцип драматизации жизни. Он представляет основную особенность его драматургии: 5 гдвуединство жизненного и театрального начала, но подооные выводы еще требуют своей конкретизации.
В более ранних исследованиях театральной поэтики пьес Островского, в частности ,в работе Забозлаевой Т. "О театральности пьес А.Н. Островского" (1974) отмечалось: " Пьесы Островского потребовали нового актера, иных, еще неизвестных способов сценического существования." 6 Но автор, проводя параллели с комедиями Гоголя, останавливаясь на стилевой особенности речи, игре актеров и оценке пьес критикой, современной автору, не касается собственно сценических достоинств произведений. Забозлаевой Т. не исследуются и жанровое своеобразие, хотя делаются наблюдения о финалах и " драматизме" комедий.
Исследование Староверовой Г. " Комедия А.Н. Островского 1853 - 1855 г. и ее истоки (фольклор и русская комедиография X VII в.)" (1980) содержит интересный, но противоречивый вывод о том, что в пьесах " обрядность древнейшая, земледельческая, менее всего связанная с христианством и даже бунтующая против него" ', вывод не учитывающий связь комедии " Не в свои сани не садись" и народной драмы " Не так живи, как хочется".
В центре нашего внимания связь пьес " Не так живи, как хочется" (1854 ), "Не в свои сани не садись" ( 1853) и " Грех да беда на кого не живет" (1863) с народными театральными традициями, сценическая история трех разножанровых пьес и то влияние , которое оказало их воплощение на сцене на развитие профессионального русского театра с середины столетня н по настоящее время.
Дня проведения исследований необходимо прояснить наш взгляд на понятие народности. В теории народность литературы понимается многозначно: степень творческого заимствования и наследования профессиональной литературой образов, поэтики народного поэтического творчества (фольклора), меру глубины si адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа, а также доступность для народа.
Тем не менее народность не представляет собой какого-то комплекса признаков, которым мы всегда можем измерить данное произведение, чтобы решить народное оно или нет. В свое время Пушкин в заметке " О народности в литературе" писал: С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности, но никто не думал о определить , что разумеет он под словом народность".
Н.И. Надеждип размышляя по этому поводу , пришел к выводу: " Под народностью я разумею совокупность всех свойств, наружных н внутренних, физических и духовных, из которых слагается физиономия русского человека, отличающая его от всех прочих людей.Русский человек во всех сословиях, во всех ступенях просвещения и гражданственности имеет свой отличительный характер. русский ум имеет свой особый сгиб, русская воля отличается особой, ей только свойственной упругостью и гибкостью, точно так же как русское лицо имеет свой особый склад, отличается ему только свойственным выражением." 9 Таким образом понятие народное сливается с национальным, что для нас представляется существенным. Современное литературоведение пришло к спорному выводу, что народное -это лучшее в национальном, 10 но литература может свидетельствовать и об обратном.
Используя понятие " народная поэтика" мы имеем в виду национальное своеобразие пьес А.Н. Островского, выразившееся в создании драматургом национальных характеров , в полном и верном описании " обычаев, поверий и чувствований " 11, умении понять в народной драме " суть страсти сего народа, . струны его сердца, и 12 научиться наречию, понятному народу .
Еще до написания А.Н. Островским первой его пьесы И. Киреевский кратко, но точно определил народность драматического писателя: это "проводник народного самосознания" 13, что к драматургу -Островскому относится в полной мере.
Цели данной работы:
1. Показать неразрывную связь народной драмы " Не так живи, как хочется" с народным театром , театрализованными представлениями и религиозными праздниками.
2. Исследовать влияние на комедию " Не в свои сани не садись" как народного театра, так и "театральной практики".
3. Рассмотреть сюжетные связи " Не в свои сани не садись" и драмы " Грех да беда на кого не живет", их жанровые вариации.
4. Определить новизну пьесы " Грех да беда на кого не живет" как положившей начало новому жанру — русской национальной драмы.
Научная новизна.
В диссертации конкретно рассматривается "практическая" деятельность А.Н. Островского как организатора русского театра в непосредственной связи с его драматургическими текстами, их структурой.
Подробно анализируется сценическая история пьес А.Н. Островского и ее влияние на театральное искусство России.
Новыми являются выявленные факты влияния трех исследуемых пьес драматурга на театральную и газетную, и журнальную практику.
Практическая значимость.
Материалы диссертации могут применяться как основа для спецкурса по истории русской драматургии и русского театра .
Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в статьях: Жанровое своеобразие комедии А.Н. Островского " Не в свои сани не садись"; " А.Н. Островский и А.А. Потехин"; "От драматического вымысла" к " сценическому исполнению ( Островский и Потехин); "Народная поэтика и жанровые вариации пьес А.Н. Островского ".
По материалам диссертации были сделаны доклады на Третьих Майминских чтениях ( Псков ); конференциях "Театр и драма" (Тверь), "Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы" (Ижевск), межкафедралыюй аспирантской научной конференции (Смоленск), аспирантском семинаре (Коломна).
Структура диссертации.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему ""Народная поэтика" пьес А. Н. Островского"
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы о поэтике трех пьес А.Н. Островского и их значении в истории русского национального театра:
поэтика народной драмы " Не так живи, как хочется" комедии "Не в свои сани не садись" и драмы " Грех да беда на кого не живет" сложнее и многограннее того стереотипного представления, которое сложилось в исследованиях об Островском и имеет свои истоки не столько литературного, сколько театрального видения.
Анализ поэтического мира и жанровых особенностей пьес показал, что история русского национального театра оказала на раннее творчество Островского решающее влияние, как в поисках формы сценического произведения так и в вопросах мировоззрения. Кроме того в своих драматургических поисках автор учитывал и реально сложившуюся к тому времени театральную практику.
В драматургии Островского 50-60-х годов XIX столетия сформировался круг пьес, впитавших в себя опыт народного русского театра в частности, театра скоморохов опыт ритуальных театрализованных представлений и сохранившихся в обиходе народных драм. В каждом произведении этот опыт трансформировался по -разному.
Народная драма " Не так живи, как хочется" представляет собой своего рода авторский эксперимент по созданию народного сценического произведения.
Комедия "Не в свои сани не садись"- собственно сценическое произведение с народной поэтикой, что отразилось как на создании образов, так и на языке, и собственно жанре произведения.
Драма " Грех да беда на кого не живет" - совершенно новый
жанр - русская национальная драма, создание которой стало возможным благодаря преемственности ряда героев с ярко выраженной народной поэтпкой с их миросозерцанием из первых исследуемых пьес.
Все три пьесы можно рассматривать как новаторские учитывая их жанр оную специфику и народную поэтику.
Постановки комедии и драмы на русской сцене при непосредственном участии А.Н. Островского сформировали новый тип актера, новый подход к понятшо спектакля как целостного произведения и тенденции его освещения в критических газетных и журнальных статьях.
" Не так живи, как хочется", " Не в свои сани не садись" и " Грех да беда на кого не живет" сыграли значительную роль в развитии театрального искусства своей и последующих эпох. Тем ие менее рассмотрение их сценической истории показало, что театральная интерпретация указанных пьес и для современного театра представляет серьезную проблему.
Тексты:
1. Островский А.Н. Поли. собр. соч. под ред. М.И. Писарева. Т. 1-12. -П., 1904-09.
2. Островскнй А.Н. Поли. собр. соч. Т.1-16. -М.,1949-53.
3. Островский А.Н. Полн. собр. соч. в 12 т. Т. 1-2. -М., 1973-1974.
4. Островский АН. Соч. Т.1-11.-М.,1919-1926.
5. Островский АН. О театре.(Ред. и вступительная статья Г.И. Владыкина ) 2 изд., -Л. - М., 1947.
6. Островский АН. Собр. соч. Т. 1-10.-М.,1959-60.
7. Островский А.Н. О литературе и театре. - М.,1986.
8. Островский А.Н. Собр. соч. изд. Кушелева-Безбородк:о.-СПб.,1858-1859.
9. Дать В. Толковый словарь живого великорусского языка. -М., 1995.
10. Анушкин Н.С., С.И. Ожегов, В.А. Филиппов. Словарь к пьесам А.Н. Островского. -М.,1993.
Статьи и монографии:
11. Авдеев М.В. Письма " пустого человека" в провинцию о петербургской жизни. Письмо четвертое // Современник, 1853,№4.
12. Аверкнев Д.В. Народный театр в Москве. Репертуар с 9 нюня по 4 шоля // Московские ведомости, 12 июля 1872.
13. Акимова Т. Народная драма в новых записях. - Ученые записки Саратовского университета, 1948.Т.20.
14. Аксаков И.С. Письма С.Т., К.С. и И.С. Аксаковых к И.С. Тургеневу. Статья Л.Н. Майкова // Русское обозрение, 1894. Т. 29, №9.
15. Атсперс Б. Театральные очерки в 2-х т. - М., 1977.
16. Андреев МЛ. Метасюжет в театре Островского.-М., 1995.
17. Анненков П.В. F4l Островский // Воспоминания и критические очерки.-СПб., 1879.
18. Анненков П.В. Отчет о шестом присуждении наград графа Уварова-СПб., 1863.
19. Баженов А.Н. Сочинения и переводы г-М, 1869. Т.1.
20. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды. Поли. собр. соч-М, 1954, Т. 5.
21. Белкин А.А. Русские скоморохи—М, 1975.
22. Белова Н.М. К творческой истории драмы А.Н. Островского и С.А. Гедеонова" Василиса Мелентьева". Издательство Санкт-Петербургского университета. Филология. 1998. Выпуск 2.
23. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.
24. Богданова П. Статистика знает все-3. Московские премьеры трех сезонов//Современная драматургия, 2001, №1.
25. Богданова П. Статистика знает все4. Российский репертуар. 1999 // Современная драматургия 2001,№2.
26. Боткин В.П. и И.С. Тургенев. Неизданная переписка.-M.-JI.,1930.
27. Брокгауз Ф.А. Эфрон И. А. Масленица. Энциклопедический словарь. 1890.Т. 36.
28. Бруте П. Пустое пространство. -М., 1976.
29. Варнеке Б. А.Н. Островский и сценические исполнители // Творчество А.Н. Островского: Юбилейный сб. -М.; -Пг., 1923.
30. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.-М., 1989.
31. Вольф А. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 годов—СПб., 1877.4.1
32. Вонебрес (Серебров?)Киевскнй театр // Киевский телеграф, 17 января 1865.
33. Всеволодский- Гернгросс В.Н. История русского драматического
геатранМ, 1977.Т.1.
34. Гегель. Лекции по эстетике. Раздел драматическая поэзия // Соч. в 14 тгМ, Т. 14; Ки. 3,1958.
35. Герцо- Внноградский С.Т. Эхо театральной залы // Одесский листок, 17 июля 1882.
36. Гительман Л.И. Из опыта освоения драматургии Островского зарубежным театром И А.И. Островский и литературно-театральное движение 19-20 вв. -Л., 1974.
37. Гладков А. Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде // Тарусские страницы -Калу га, 1961.
38. Гоголь И.В. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности. Собр. соч. в 7 т.-М, Т.6.
39. Гончаров И. А. В связи с представлением пьесы на полу чение академической премии. Соч. в 8 г—М, 1955. Т.8.
40. Горб а невский М.В. В мире имен и названий-М., 1983.
41. Григорьев А. Литературная критика^!, 1967.
42. Григорьев А. Театральная критика -Л., 1985.
43. Григорьев А. Обозрение деятельности Островского и отношение критики к ней. ПСС в 12 т-Петроград, 1918. Т.1
44. Григорьев А. После " Грозы" Островского. Собр. соч. Выпуск 8.-М, 1916.
45. Д.С. Предоведумление. Драмматический словарьг-М, 1787.
46. Данилова Л.С. Актерское искусство в театре Островского.-П.,1981.
47. Дмитриев Ю.А. Репертуар // История русского театра.-М, 1978.
48. Добролюбов И. А. Литературная критика в 2-х т. -Л.,1984
49. Добролюбов Н.А. Темное царство. Собр. соч. в 9 ти\1,1962. Т.5.
50. Достоевский Ф.М. Об игре Васильева в " Грех да беда на кого не живет". Полн.собр. соч. в 30 т.-Л, 1980.Т.20.
51. Достоевский Ф.М. Ряд статей о русской литературе. Введение. Полн
собр. соч. в 30 Tv-Л., 1978. Т.18.
52. Достоевский Ф.М." Гроза" //Светоч, 1860,№1.
53. Дружинин А. В. Сочинения А. Островского. Два тома-СПб., 1859// Прекрасное и вечное^-М.,1988.
54. Евреинов Н. Последние лицедеи. Проблемы театра. -СПб., 1915.
55. Елышцкая Т. М. Репертуарная сводка. Репертуар драматических трупп Петербурга и Москвы. 1826-1845 // История русского театра— М., 1978. Т.З.
56. Журавлева А. И. ОстровскишетмедиографнМ, 1981.
57. Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX векаМ., 1988.
58. Журавлева А. И. Тысячелетний памятник России // А.Н. Островский А.Н. Театр и жизнь.-М, 1995.
59. Журавлева А., Некрасов В. Театр Островского. -М., 1986.
60. Журавлева А.И. Вступительная статья в кн. "Русская драма эпохи Островского".-М, 1984
61. Забозлаева Т. О театральности пьес Островского // А.Н. Островский и литературно-театральное движение 19-20 вв. -Л.,1974.
62.3ограф Н.Г. Малый театр в конце XIX-начале XX вв.—М. 1966.
63. Иванов А.С. Кинешемский театр имени А.Н. Островского. Краткая летопись. 18974997Л\ннешма, 1998.
64. История русского театра. Под ред. В.А. Каллаша и Н.Е. Эфрона-М., 1914. Т.1.
65. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руеи-М., 1996.
66. Киреевский И. Обозрение русской словесности 1829 года-Денннца, альманах ira 1830 годгМ,1830.
67. Ковалевский П. М. "Василиса Мелентьева". Новая драма г. Островского в 5д. // Отечественные записки, 1868.№1.
68. Койранский А. " Грех да беда па кого не живет" ( драматический театр) //Утро России, 5 сентября 1916.
69. Кони А.Ф. Театральное обозрение // Пантеон, 1853. Т.8. Кн. 4,10 марта.
70. Коропчсвский Д.А. Сезон 1894/1895 // Ежегодник императорских театров, приложение. Кн. 2.
71. Краткий словарь литературоведческих терминов. Под. ред. ЛИ. Тимофеева, С.В. Тураева -М, 1985.
72. Кугель А. Театральные замет ки // Театр и искусство, 1903.
73. Кугель А. Театральные портреты. -JI., 1967.
74. Кугель А. Русские драматурги. Очерки театральных критиковт-М, 1934.
75. Кузнецова А. А. Отчет театрального критика о командировке в Кипешемскнй драматический театр. Музей Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского, ф.4, оп. 52.
76. Лазарев А. И. Народный театр // Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А. М. Новиковой. Изд. 2-М., 1978.
77. Лакшин В.Я. Театр АН. Островского. -МД985.
78. Лакшин В.Я. АН. Петровский.-М., 1982.
79. Лихачев Д. Панченко А Смеховой мир Древней Руси. -Л., 1976.
80. Лобанов М. А.Н. Островский^-М., 1989.
81. Лобанов М. Искусство жизненной правды // Островский А. И. О литературе о театре,- М., 1986.
82. Лосев А.Ф. Философия имени.-МГУ 1990.
83. Лотман Л.М. Драматургия А.Н. Островского // История русской драматургии. Вторая половина X IX-начало XX в.-М., 1987.
84. Лотман Л.М. Русская исторшсо-филологическая литература второй половины XIX века // Русская литература, 1996, №1.
85. Лотман Л.М. А.Н. Островский // Русские писатели. - М., 1999.
86. Лощилин Б.В. Возрождение народного театра на Дону. Краткие сообщения институ та Этнографии, 1950, №11.
87. Луконин А.Ф. Песня, ее источники и значение в творчестве А.Н. Островского. Ученые записки Куйбышевского педагогического института. Литературоведение. 1958. Выпуск 19.
88. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила-СПб., 1994.
89. Марков П. Кинга воспоминаний. - М.,1983
90. Масленица. Большая Советская Энцнклонедшь-М, 1974.Т.15.
91. Мнловзорова М.А Жанровые поиски в русской драматургии 3040-х годов и раннее творчество А.Н. Островского // Мир Островского.-Кострома, 1998.
92. Мнльдон В. Открылась бездна.Сбразы места и времени в русской классической драме.-М.,1992.
93. Молчанова С. Ф. Характеризующие наименования лиц в пьесах Островского первого периода творчества \\ Язык и слог Островского драматурга. - Ярославль, 1974.
94. Морозов А. Г. Три века русской сцены. От истоков до Великого октябрягМ,1978.
95. Морозов П.О. История русского театра до половины X VIII столетия- СПб., 1889.
96. Н.Н.( С.С. Дудышкнн).Сочинении А. Островского. Два тома. Изд. графа Кушелева-Безбородко. -СПб., 1859. // Отечественные записки, 1859,Т. 125, ст. 1.
97. Некрасов Н.П. Сочинения А. Островского. Изд. Кушелева-Безбородко. СПб., 1859 // Атеней 1859, № 8. Ч. 2.
98. Назаров Н. Театральная хроника. " Не так живи, как хочется". Комедия. Сочинение г. Островского ( письмо в редакцию" Санкт-Петербургских новостей) // СПб. ведомости, 18 декабря 1854.
99. Некрасов Н.А. Заметки о журналах за декабрь 1855г. собр. соч. в 15 тг-Л., 1990. Т. 11. Кн. 2.
100. Немирович-Данченко В.И. Набросок беседы об " Анатэмс". Музей МХА, ф.4, №12.
101. Немирович- Данченко Вл. О творчестве актера. - М., 1984.
102. Николаев Н.И. Драматический театр в КиевегКиев, 1898.
103. Никонов В. А Ищем имягМ, 1998.
104. Овчинина II. А А Н. Островский. Этапы творчества.- М, 1999.
105. Ончуков Н. Северные народные драмы. -Спб., 1911.
106. Основин В. Финалы в пьесах Островского // Наследие А.Н. Островского и советская культура. -М., 1974.
107.Островский и русские композиторы. Письмат-МЛ.,1937.
108. Панаев И.И. Заметки и размышления Нового Поэта по поводу русской журналистики // Современник, 1855.№2.
109. Патуйе Ж. О драматической технике Островского // Памяти П.Н. Сакулина. -М., 1931.
110.Первое наследство. Русские фамилии. Календарь имен. Под ред. С.Т. Антнпова-Иваново, 1992.
111. Петровская И. Театр и зритель российских столиц. 18954917rJL, 1990.
112. Петровская И. Театр и зритель российской провинции.-Л., 1979.
113. Петровский Н.А. Словарь русских личных именгМ, 1984.
114. Писарев Д. И. Мотивы русской драмы // Литературная критика в 3-х т. Т.1гЛ., 1981.
115. Португалова М. Тема театра в драматургии Островского //Записки о театре. -Л. - М., 1960.
116. Потехин А.А. " Суд людской-не божий" // Русская драматургии эпохи А.Н. Островскогог-М., 1984.
117. Потехин А А Забавы и удовольствия в городке-СПб., 1853.
118. Потехин Н.А. " Наши безобразники". -СПб., 1864.
119. Похлебкин В. Кушать подано! Кулинарный антураж в русской классической литературе. А.Н. Островский. -М., 1993.
120. Прийма Ф.Я. Проблема народности в истолковании В.Г. Белинского // Русская литература,1986,№2.
121. Пушкин А. С. Комментарии к " Евгению Онегину". Собр. соч. в одном томе.-М.,1990.
122. Пушкин А.С. О народной драме " Марфа Посадница". Собр. соч. в одном томегМ,1990.
123. Пушкин А.С. О народности в литературе. Собр. соч. в 10 tv-M, 1962. Т.6.
124. Рехельс М. Режиссер-автор спектакли. -JL, 1969.
125. Рожнова П. Радоница. Русский народный календарь. Обряды, обычаи, травы, заговорные слова-М., 1992.
126. Садур Н. Догадка о народе // Вопросы литературы, 2001,№2.
127. Сальникова Е. Действие в драме. Война и перемирие // Современная драматургия, 1998, №2.
128. Сальникова Е. Конфликтный путь // Современная драматургии, 1999, №2.
129. Сахновский В. Влияние театра Островского на русское сценическое искусство //Творчество А.Н. Островског о: Юбилейный сборник.-М.; -Пг., 1923.
130. Светаева М. Островский -режиссер //Наследие А.Н. Островского и советская культура. -М., 1974.
131. Светаева М. Режиссерские уроки Островского //Вопросы театра: Сборник статей и материалов. -М., 1981.
132. Скафтымов А. Белинский и драматургия А.Н. Островского// Нравственные искания русских писателей. - М.,1972.
133. Смелянский А. Наши собеседники: Русская классическая
драматургия на сцене советского театра 70-х годов. -М., 1981.
134. Современное зарубежное литерату роведение. Энциклопедический словарьг-М,,1996.
135. Соколова В.Ф. Народная драма 18504860-х годов // История русской драматургии вторая половина XIX-начало XX -Л.,1987.
136. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусствам., 1962.
137. Станиславский К. С. Согласие на Островском//Радищева О.А. Станиславский и Немирович- Данченко: История театральных отношений. 19094917.-М, 1999.
138. Староверова Т. Л. Комедия А.Н. Островского 1853-1855 гг. и ее истоки(Фольклор и русская комедиография 17в.):Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Л., 1980.
139. Театр и музыка \\Во.ттгарь ( Нижний Новгород), 11 февраля 1898.
140. Томашевский Н. Комментарии к пьесе " Семьи преступника" // Островскнй А.Н. Полн. собр. соч. в 12 ти№, 1975. Т. 9.
141. Трофимова А. В драматическом театре имени А.Н. Островского // Приволжская правда, 6 ноября 1990.
142. Ушаков В.А Русский театр // Московский телеграф, 1830,№ 1.
143. Филиппов Т. "Не так живи, как хочется". Народная драма в 3-х д. Соч. А.Н. Островского // Русская беседа, 1856 №1.
144. Флоренский П.А. Имена // Тайна нмени-Харьков, 1994.
145. Фольклорный театргМ, 1988.
146. Холодов Е. Драматург на все временагМ,1975.
147. Холодов Е. Мастерство Островского. -М.,1963.
148. Шалимова И. Русский мир Островского. - Ярославль, 2000.
149. Шалимова Н.А. Лики красоты в произведениях А.Н. Островского// Национальный характер и русская культурная традиция в творчестве А.Н. Островского Ч.2-Кострома. 1998.
150. Шалимова Н.А. Театральные основы творчества А.Н. Островскогот-Ярославль, 2000.-G108.
151. Штейн А. Л. Мастер русской драмы.-М, 1973.
152. Эфрос И. А.Н. Островский. -Пг., 1922.
,;xoHKSSS 'J.'-; j'tVitAGO. A [)i iliOOOJ