автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Народно-поэтические традиции в драматургии Михаила Старицкого

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Вильная, Ярослава Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Народно-поэтические традиции в драматургии Михаила Старицкого'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Народно-поэтические традиции в драматургии Михаила Старицкого"

{невский ордена Ленина и ордена Октябрьской реполюции государственный ун/нтрейтет им. Т.Г.Шевченко

НАР0ДШИЮЭТИЧ2СКИЕ ТРАДИЦИИ В ДРАМАТУРГИИ МИлАИЛА СТАРИцКОГО

(.-"эииальноста: 10.01.09 - фольклористика

10.01.03 - литерчтурп.

народов СССР /украинская/ ■

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

В и л ь н а я КросЛаза Владимировна

УДК 8ВЗ-2 /Старинкий/

Киев - 1591

Работа выполнена на кафедре истории украинской литерату{ Киевского ордена Ленина я ордена Октябрьской револиции государственного унинерситета им. Т.Г.Шевченко

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор Демьяновская л.С.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Бойко В.Г.

- кандидат филологических наук, доцент Святовец В.<5.

Ведущая организация - Киевский государственный педагогический институт им. М.П.Драгоманова.

Защита состоится м 29 " ноября 1991 г. в {к. часов нь заседании специализированного совета Д 068.18 21 по защит диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Киевском государственном университете им.Т.Г.Шевч ко /¿¡520-1?, Киев-!?, бульвар Т.Шевченко, 14, конференц-зал./

С диссертацией можно ознакомиться.в библиотеке Киевеко государственного университета им.Т.Г.Шевченко /Киев, ул.Вла мирская, 58/.

Автореферат разослан октября 1991 г.

Учеши секретарь оаедивлиэированного совета доц.ДУНАЕВСКАЯ Л

ОЫАЯ aAPAKTZP/'CTMKA PAti/Г;«

Актуальность исследования. Уия Xsxw.t Ст,»г-л«;кого.

выдающегося драматурга, реалкста-ческа ¡к>ссоздтикг:> к штат» окружающего' мара- а' в 'романтическом кл.оче - г-роаччс^огп прошлого своей Родины;- талантливого промаха, портя-ламка, "проламывающего лсевдошепчаякокские шаблон»" AUuninKo/, ¡»любленного з-своих обездоленных героев, роли;/«* яглубоко скорбящего о судьбе народа-труженика, послр;!нйкт-ипгл действительность сквозь призму его чувстз, говоой;::»п> Сопткм лг-кхом народа, заняло почетное место в со?яй?ия ;:чен ¡"«лп/.'.мхсд художников jua- начала XX ни., янесшх сяо/. o<vmo,i вкли украинскую /каре - сл;:-янсх>*»/ тжокчльиу*. культуру, » »оялру» ' борьбу народа за национальное содлалъное осгоЛоудеиае.

Творчество л.Стчрдцкогч}, в частности -"¡гз до нптургая яри всей ©раглкакьностя и с-амоситаоста а значительной «ере основывалась на траатцадх ¿эльхллра, прояякалчсь его задософохо-поэтгческаи видение:/. мира.

Традиционные ^олъклосн;:е пеги;:, луг:-;, легенды,

героические был;: л пересказы, притча являйте. • то.: ??m-it.ixo-структурной основой, на катару.о опирался U.Crap:;;*;-»..: я о псих хуяочестаонакх кскэн/.дх. История народа, в чае^кзита его осчо-оодктельнога дкгчзняя, народнее тг-оачество /-v> рсех сттос-.пых и форуальао-йбразнкх проявлениях/ постоянно аа?.г.?г я обогглал« талант драматурга. Тяготение к это«уисточнику пяч-члось a rwuy, лет я продолвдлось, углубляясь к рас^ряпсь, на протляенин веек его творческой хиэни. Как лирический Дате», он чэрпал лоотичес-кое вдохновение из роль кора своего и друг;« славянских народов а впитал в сбои произведения весь его чиячеутверчдшяанй пя$оз. ¡4 как результат - воссоздал » своем творчество не только народнопоэтическую лексику, фразеологии, ритмомелодику, т.е. языков«;"! позтическиа строй, но и - что важнее - с.мксловуй дощшанту народных сзердзки?. к поясков - в продлск а настоящем.

Вместе с тем обращение драматурга к исследованию духовного,' внутреннего мкра человека во многом предопределило его опору на установившейся. традиция психологизма в творчестве совреме'н-ных ему украинских я русских писателей. Характеры, созданные

.'.!.Cr,ir,i::;K.iM, - елочные, противоречивые, с _ богат км, но далеко нч одно.-ш-ччнм», подчяе парадоксально "зыстроек.ч?,'«" внутренним lie случ»ино, ясе, кксягсив о нем, единодушны' во мнении, что писателе /н местности писател.-о-дракатургу/ удалось лссле-догзчть "а-торий дуй:;!" своего соарекезнака. Именно это обстоя» Te.'ti.oxi>o в Hu.î0o.".tr-4ïit степени роднхт .творчество Н.'Старкцкого с ycfHOi! народной аоэзйея. 3 его аьясах, глубоко патриотически: с широким Tri.vv.iTH'iscKiiH' диапазоном,' облаааыиах художественной и cii.-uii'iecKûK завершенность», с бодьаой силой раскрыт внутренний мир, чаяния и стремления простых ллаей, в основной сельских

Клчдий из героев этого ряда по-сноеау пытается попять oc.hoëu сктия, посткчъ еккел хлзн/., т-слодстеии чего словно доказывает ешыстго общечеловеческой культуры хообзд я кацио -парной, украинской - в частносгл/хонцептуадьво котя чарта украинской ■дри.-.атургйз рубека веков в целом а драд.атургии М.Ст рицкого -в то;л члеле/. В органическом процессе этого духовного слияния М.Старпцкиа су «ал "вобрать" прежде всего традиции укрэ кислого устного народного творчества. Поэтому разработка проблема традиций в драматургии «Е.Старлиаого, по л:ет:-<о:.-.у определений И.Франко, "отиа нового украинского театра", большого аст ■ разыюго тела, согревающего э свое время вел Украину и роэсеи-гаычего'свои лучи далеко за ее предельг -i^, имеет важное, прян-штиальнае значение, как для углубленного поникания художественного пара писателя, его творческой манеры, диапазона поэти' ческо;: пзднтры, так и для выявления общих закономерностей историко-литературной преемственности, центральных вопросов развития художественных систем реализма и романтизма, принцип народности, национальной самобытности, богатства- художествен* форм наазей литературы.

Уроки художника, особенно такого талантливого, своербраз ного, каким был М.СтарицкиЯ, его опыт s творческом освоения народнопоэтических источников, общеэстетичёских структуротвор ческих принципов фольклора показательны я поучительны для современной украинской драматургии. Этим и определяется актуальность предлагаемого диссертационного исследования.

1/ Франко 1ван. Твори в 50-ти т.- К.: Наукова думка, 1982.

-Т.33.-0.260.

Творчество .Y:. Старинного изучено, к сочаденкю. недостаточно, хотя к нему обрза.ги'сь такие ученнг, к-'.к :/.л'>агоманон. ;!.Оранко, С.Ефремов; э нале boo.'/í; - 3.Мороз, JUOt-whko, /¡.Соккрко, ".Ко-кыиакченко, Л.Зубков, И.Скрхпннк, Д.Деу.ьднйвсяая, И.лирлчок, З.Колокаец и tp. Главное вняулн;:« ¡азванаке йссле.човтгели уделили освещению творческого сути писателя, кдеино-тематическому анализу его хукочествяпкого наследия, а так--;« определений места ¡л.Старицкого а историк украинской литератур» и театра, они попутно сделав ряд наблюден:::: о связях писателя с этносом украинского народа и, осооеяяо, aro устным творчеством.

Отдельные нзбладенид, касаемся давно;-. проОлеиц, содержатся и л расот.ах П.Полянского, А.Лея, Ь:. Кир.да на, П.Хролхо, В.ь!уэравсхсго, ^.Пазяка, О.^адорохноЛ и других исследователе;:, по.'ч&зздшх осшслеиа«) процесса становления ччнра драмы я укра-ян^кол литературе, а тчхчв и с еле до в »ни», лробле».и фольклориама украинской драматургии пол./.¿л ст. или изучению фольклора как свойоорагнол систем;; художественного отрачения ж/лки.

целостного чй, специального исследования ароблеич освоения дра,'.:атургиеи Старинного зст-атик.: фольклора, изучения роли и зчения з его творчестве к а роднудо :>ти че о к/, х традиций, до сих лор е нет. Данная диссертация является ::йг>?ои лопйтхо;; ее репная.

Лель г.'.ссеэта;;и/. - а^я-ить в процессе конкретного ана-sa литературного i/лтеркала наи'ол;:-5 тляичные аспекты освоения развития народнопоэтических традиции в драматургии Стариц,<ого, следовательно, изучить наиболее газмне яроолемы поэтики драма-ргии "писателя в их связях с народном мкгхтением. ."тот аспект следования худэк«ст ве нно го с^оеогртзня тг-срчества .'.'.Стаплцкого еет принципиальное значение дли его сокзмяккд как народного эдатурга в самом точном и гл;■/"оке:/, смысле этого слова. Его худо-:гзенное у.ьдаление .роркировалось под исключительным влияние« зодного мировосприятия, запечатленного в 'фольклоре. Автор работы 1йит себе целью раскрыть эту с&чпь на автобиографическом мате-зле, а такче материале главных драматических произведений,".Старого, пытаясь тем самкм выявить их неповторимое своеобразие. ¡ раскрытия связей творчества драматурга с фольклором нельзя до ша постигнуть всей глубины его наоодностк, нельзя увидеть его

оригинального мастерства как художника слоея.

Попутно, в свяаи с конкретным анализом, в диссертации »атрагипахугся некоторое теоретические аспекты проблемы традиций. Отмечается разнообразие традиций - как по диапазону, так и по специфике - традиция мохет оыть связана не только с направлением творчества, методом, стилем писателя, но даке одного произведения, разных его граней. Суть подлинно творческого наследия не в усвоении отдельных стилевых приемов /хотя и это важно/, ко прежде всего в преемственности духовной, нравственной атмосферы искусства, которая не прерываясь, передается к последующим писательским поколениям, постоянно обогащаясь в процессе новых художественных открытий. Исследуя проблему народнопоэтических традиций в драматургии М.Старицкого именно в этом ключе, диссертант исходил из того, что традиция является как бы синтезом влияния реальной действительности и накопленного, сваренного временем нравственного и эстетического опыта в искусстве. Учитывались также закономерности современного литературного процесса,- которые, как известно, зачастую и определяют направление и степень интереса к тому или иному ваду традиций.

В связи с этим в диссертации автором поставлены следуедае задачи:

- раскрыть.идейные основы обращения М.Старицкого к фольклорным источникам;

- показать роль народнопоэтического творчества в сформировании общественно-политических и литературно-эстетических взглядов писателя;

- установить фольклорные источники тек, сюкетов, мотивов, образов;

- в тесной связи с мировоззрением писателя, идеей, содержанием и формой каждого конкретного произведения или группы произведений исследовать:

а/ идейно-художественные функции фольклорных элементов в драмах М.Старицкого;

б/ природу, наиболее типичные принципы и методику разработки им н (родных сюжетов, мотивов, образов;

в/ художественные приемы введения народнопоэтических текстов в ткань драматических произведений;

г/ роль народных словесно-поэтических средств и приемов в обогащении стиля и формы произведений, эстетики писателя в делом;

- конкретизировать, что ценного я ядейно-х.уцо*сестяенном плане создал К.Старицкий-драматург в результате обращения к фольклору, чем обогатились народность и реализм его творчества.

В таком аспекте драматургия М.Старицкого как единая структура рассматривается впервые, что дает основание говорить о НОВИЗНЕ данного исследования.

Новым в диссертации является и то, что кястерство драматургии М.Старицкого исследуется в тесной связи с развитием украинской драматургии указанного пеоиода.

В диссертации впервые вводится в сферу анализа значительный архивный материал, рассматриваются различные, ранее неисследованные редакции произведений и на этой основе предпринимается попытка более полно к объективно определить процесс становления М.Старицкого-дракатурга, его место в украинской культуре.

Характер поставленных задач определил и методику исследования. Наиболее полно позволяет осветить сущность данной проблемы историко-литературный принцип анализа, хотя в работе использованы и принципы системного подхода, учтены сравнительно-генетические возможности анализа, а также историко-типологичес-кое сопоставление явлений литературы и фольклора.

Обьектом исследования в диссертации являются тексты драматических произведения М.Старицкого, фольклорные сборники разных лет издания. Использованы также материалы Рукописных отделов Института литературы им. Т.Г.Шввчеяко АН Украины, Института искусствоведения, фольклора и этнография им. М.Т.Рыльского АН Украины, рукописные фонды Государственной театральной библиотеки им. А.В.Луначарского, Центрального государственного исторического архива в Санкт-Петербурге, Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины, Государств?иного

музея им. К.В.Лысенко, рукописные отделы центральной научной библиотеки .'.:.'.. В.И. Вернадского АН Украины к Одесской научной библиотека им. А..','. Горького, украинская периодика 70- 900-х гг. Х!л ст., а так»'е .чп/.отолярнае й мэм;,'арные материалы.

Чтооы полнее выярить основные тенденции взаимосвязей драматургии и..Ст зоицкого и фольклора, их динамику, кдеано-со-дср<ателы1!>и диапазон, к исследовали привлечена произведения ряда укошаских, русских л дольских драматургов, что способствс вало упйдительноитп аналитических синтетических обобщений и выводов.

,'.:.{тд.-слг»гич'!ско:1 основой диссертации является принцип историзма, который слоился л теоретлко-лктературкых концепция» выдалетхся представителей нзуч;:о>»эс?*?ическэ2 кисли XX в., а такхе труди по методологии литературоведения и общих проблем истории и теории лптесатурк.

В процессе исследования использовалась преимущественно скотома целостного анализа, которая ила возможность применять традиционные н яовйе, точные и гуманитарные, рациональные а интуитивные, интерпретационные и оценочные подходы к литературным и фольклорным явлениям а фактам.

В диссертации шроко использованы работы украинских, русских и зарубежных ученых по вопросам философии, эстетики, а также труды ведущих современных литературоведов и 'фольклористов об историческом развитии я связям литературы данного периода с предшествующими идейно-художественными уровняли,исторической преемственности прогрессивных тенденций, эстетическом значении фольклора и его влияния на становление художественных принципоз литературного творчества. ' •

Исходные научные положения. За единицу измерения творческих связей писателя с фольклором принимается фольклораэ« - "исторически развивающийся процесс адаптации, воспроизведения а трансформации фольклора'Как эстетическая хатегория, фольк л'ориэм рассматривается в работе как явление общественно-истори-

i/Гусев В.Е. Фольклор в системе современной культуры славянских народов. - В кн.: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. УШ Межд. сьезд славистов: Тезисы докладов.-М.,1978.- С. 283- 284.

ческое и, следовательно, определяемое в значительной степени идейяо-худокественной задачей, индивидуальными' особенностями стиля автора, эстетическими принципами отображения хизни в произведении.

При определении типа фольклоризма учитывалось то, что использовал писатель из народнопоэтического творчества, идеям, мотивам, образам и в какой степени он отда«ал преимущество.

Теоретическое и практическое значение работы. Не претендуя на окончательную завершенность н освещении темы, лпссептч-ционное исследование позволит и определенной степени восполнить пробелы в изучении творческих связей литературы с ■{.•ольклооом, а так'«е выявить мастерство М.Старинного-лраматупга, лучшие произведения которого наряду с пьесами Л.Кнрпенко-Каоого, М.Кро-Ш'.вницкого, И.Франко, Леси Украинки и др. состапила основу репертуара прогрессивного украинского театра коша XXX— нач. XX вв. и в то же время были то;; животворной почтой, на которой выростал г мухал талант "блистательно;: плеяды мастеров украинской сцены, котоа»е вписаны золотыми буквами на скричалях истории мирового искусства" /¡{.Станиславский/. Полноценной сценической хизньв хпвут они л сегодня.

латесаады провяленного исследования могут бить использованы при чтении вузовских курсов ново;) украинской литературы, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству М.Старинного и пире -украинской литературе и фольклористике, при подгото= 'я учебках и учебно-методических пособий по вопросам украинской драматургии XIX- XX ст. на филологических Факультетах вузов л средних екол Украины.

Апробация работы. диссертация обсухдена и одобрена на заседаниях кафедри истории украинской литературы ¡{невского госуниверситета им.Т.Г.Шевченко. Основные положения работы легли в основу докладов 'на научных конференциях /Киевский университет, 1986, х9Н7, 1958. 1969; Институт литературы им.Т.Г.Шевченко АН Украины, ^990/, научных конференциях молодых ученых /Киев, 1989, 1990/. •

Результаты исследования отражены в пяти публикациях /см.список в конце реферата/.

Структура к обьем работы. Цель я задачи определили ее структуру: введение, три главы, заключение, список использованной литературы. Общий обьем работы - 202 страницы: 187 страниц основного текста. Список литературы включает 264 наименования.

ОСНОБНОа СОДЙРНАШ ДИССйРТАиИИ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяется научная новизна и практическая значимость работы, ее цель, задачи, методологическая основа и методы исследования, формируются положения, которые выносятся на защиту, дается обзор литературы по исследуемо;': теме.

Глада первая - "фольклористические интересы Михаила Старицкого. Вшшае фольклора на мировоззрение и выработку худокествешюй манеры писателя" - освещает общественно-политические, историко-культурные факторы, которыми обусловлен интерес к народному творчеству во П-й пол. X!А в. - эпохи глубоких социально-политических преобразований, пробуждения на Украине национального самосознания. Исследован процесс освоения ¡¿.Старкцким народной словесности, устного народного творчества в связи с героической историей Украины, прослежены вопросы формирования мировоззренческих взглядов писателя, его непосредственного участия в собирании и издании фольклорного материала. Осмыслена разноплановость использования им народнопоэтических традиций в лирических и эпических произведениях и тех факторов, которые позволили М.Старинному занять выдающееся место среди народных писателей.

В формировании мировоззрения и нстетичэских вкусов ы.Стасицкого одним ия вахнейших факторов было устное наоодно-поэтическое творчество. Увлекался он им еше в детские годы. Зтому способствовало окружение: рано потеояя родителей, будущий писатель воспитывался в семье Лксенко, проживавшей тогда в живописных Нлещинцах, а затем Гриньках на Полтавщине.

Устная семейная традиция донесла до а1А в. запорожские исторические песни и думы, легенды о козаках и гайдамаках. Незабываемыми в памяти буду1цего писателя остались сельские вечера, когда хлопцы и девчата водили хороводы - и лились там

дополуночи то задумчивые, печальные, как горе лйдской, то как' жар - искрометные шуточные песни. И, возможно, именно тогда, о чем позке писал "И.Старицкий / в воспоминаниях о ;,Т.Лысенко/ любовь простого народа к песне, музыке, родному слову передалась подростку, отличавшемуся острой впечатлительность.': и влечением ко всему прекрасному и необычному.

С ранних лет М.Старицкии запоминал, а позхе, будучи студентом Харьковского, а затем Киевского университетов, и записывал разнообразный я удизительнки фольклор розво;- земли. Перед этим он проштудировал все тогда достулнне ему фольклорные сборники и фольклористические материал»;. ;.'з записных хнпкек}-^ .'/..Старинного узнаем о работах, которым;; он р.осхкаался. Это прежде всего сборники М.Л.Церетелснл "Опыт собрания старинных малороссииских песней" 9/, .7.А.Максимовича "Малороссийские песни" Л827/, "Украинские народнее песни" /1434/, "Сборник украинских песен" /1-949/, ¡¡.Я.лука_ ;»ича "малороссийские и червонорусские народные д.умн и песни" /18?г/, З.М.Смирннцкого "^алороссииские пословицы и поговорки" /1К-А/ и др.

Из сохранившихся конспектов .'¿.Старинного ЯЕствует, как теателько осваивал он технику и методику записей фольклорных образцов, как глубоко знакомился с разными областями деятель-.ности трудового народа, в том числе и с народной поэзией в ее связях с другими формами устного творчества. Это помогло будущему писатели осмыслить место фольклора в общекультурном процессе, выработать научные основы собирания и фиксации народнопоэтических материалов.

В работе исследуются материалы студенческих фольклорных экспедиции М.Отарицкого, приводятся новые данные об его участии в издании "Словника украГнськоГ мови" Б.Гринченко, "Трудов этнографически-статистической экспедиции в Западно-Русский край" /т.З/ П.Чубинского, в работе кружков, изучающих устное народнопоэтическое творчество и занимающихся организацией "воскресных школ", написанием и изданием книг для народа и др.

В разделе акцентируется мысль о том, что освоение разнообразного народнопоэтического творчества было для М. Старикиого

I/ См. материалы Рукописного отдела Института литературы им. Т.Г.Шевченко АН Украины. - <5.15,- Д.215.

продолжительным и елочным процессом, делом, зеей его жизни, а не только раннего периода деятельности, как доныне утверждалось исследователями 1/>.

Подобные утверждения опрощали представление о той колоссальной работе, которую вел М.Старицкий /да и другие деятели украинской литературы/, осваивая народную словесность, а тем самим и уменьшали ее значение для творчества художников слова. Иначе говоря,не приходила мысль, что через освоение фольклора писатель получает дополнительную возможность близко подойти к актуальным лооодекам народной жизни, ибо фольклор - своеобразные конденсатор истории и современности наоода, его взглядов, исканий и надежд.

С'клеты, почерпнутые в фольклорных источниках, впоследствии дадут ¡«.Старинному возможность создать свои собственный художественный мир. А пока, в пемод становления, М.Старицкий впитчвал 'мудрость нчрода, его титаническую силу и неисчерпаемую веру в преодоление зла. Итогом серьезных студий стала тетрадь фольклорных записей устнопоэтических произведений, собранных им в "разных местах на Подолии и Полтавчане" ^ . "яписи сделаны от разных ладей - сельских сказителей. Их более 50. ".Старяцкий не издал собранного отдельной книгой. Возможно, из-за цензуры: не издал же он и своего сбооняка "Н1Ноч1 п1сн1", хоть очень

о/

впоследствии' жалел об этом '. Кояно предположить также, что собирание нэоодноцоптического творчества не было для писателя самоцелью и позже, когда он уже приобщился к литературной деятельности, записывал или запоминал фольклорный материал с целью использовать его в писательской работе. 5тот аспект имеет принципиальное значение в вопросе фольклоризма. 'И.Старинного /фольклор для писателя - высокоценный материал для изучения мировоззрения народных масс, народной характерологии, неповторимости натуры/. "На живых народных думах и мечтах"/И.Франко/ М.Стариц кий учился мысяи/ть и писать. И в этом, его существенная особенность.

1/См.: Комышанченко М.П. Михайло Стаоицький.Л1тературниЙ портре -К.: Дн1про, 1970.— С.20; Сокирко Л.Г. И.П.Старицкиа.Критико-библиографическяй очерк.-К.,19оО.-С.85 и др. 2/ Материалы Музея Н.В.Лысенко. Папка Л36.- Л.-1- 39. 3/ Рукописный отдел Института литературы им.Т.Г.Шевченко АН Ук{ ины.-ф. 15.- Д.437.-Л.18. Этого сборника пока разыскать не удалось»

Ярким подтверждением высказанной мысли и является упомянутый вьете сборник. В диссертации рассматриваются входящие в него произведения, принадлежащие преимущественно к социально-бытовой лирике /коэацкие, рекрутские, батрацкие, свадебные, обрядные произведения, веснянки, шуточные песенки, припевки и др./ Все они, к сожалению, не паспортизированы. Отдельные из них имеют варианты, опубликованы в сборниках "Ухинок з pi;;noro поля" /1857/ М.Гатцука'и "Малорусский литературный сборник" /1859/ Д.Мордовца.

Аотя М.Старицкий и не издал и этого /второго/ сборника, зато большинство из записанных фольклорных произведении использовал в своих лирических, эпических или драматических произведениях /в диссертации подробно рассматривается этот вопрос/.

Значение и роль фольклора для r/.Старицкого в разные периоды были не одинаковыми, но по-разному очень значительным. Начинал он с перепевов, затем, возмужав как поэт, старался развивать народные мотивы, вдохнуть в них собственную художественную мысль, и делал это так удачно и тонко, что без специальных сопоставлении с фольклорными текстами почти нельзя определить, где народное творчество, а где собственно писательское. На конкретных примерах в работе иллюстрируется и эта гипотеза диссертанта.

Следует отметить, что в лирических и эпических произведениях М.Старицкого круг народных образов и героев неизмеримо вире, чем круг образов и героев, условно говоря, фольклорных. Далеко не всегда обращение к народному образу влекло за собой использование фольклорных приемов его создания, фольклорной поэтики. Но в одном М.Старицкий неизменен: в воссоздании в духе народных идеалов роли художника и искусства в жизни трудового народа, •в отображении природы и образа родного края, страданий народных касс и ее борьбы за свое освобождение.

Широко пользуется фольклорной образностью и символикой М.Старицкий и в эпических произведениях. Диссертант акцентирует на разных типах и уровнях фольклоризма, на том, как хорошо писатель знал народные типы, обычаи, язык, щедро использовал сокровища надднепрянского фольклора: пересказы, легенды, баллады, побасенки и цр. Это способствовало глубокому воссозданию народного взгляда на разные явления общественной я семейной юз ни: г

оитопие и »мумеетп-лннне отношения, несчастливую любовь и' тесно с но¡: онняанну»! судьбу человека, положение женажнн в семье, освободительное лчк^еайе на Украине л т.д. /см. анализ рассказов в диссертации с.СЬ- 4 ¡5/.

Итак, в иерло.1 главе, рлосматривая вопрос роли и места различных жанров фольклора в станоплейиа »¡.Сгасицкого-лисателя, автор обращается к его собственно ельклористическои деятельности, а тякке к использованию им наоодного творчества в поэзии и прозе, пред'аряя таким образом подходы к основному вопросу исследования драматургии, ее связям с фольклорными традициями.

Ьо второй главе - "Народнопоэтические с.-ггсты и мотивы в драматургии .М.Старпцкого" - рассматривается основные аспекты- освоения и развития традиции украинского народного поэтического творчества в том литературном роде, что его ¡¿.Старнцкии считал наиболее совершенным - в драматургии /попутно уделено внимание некоторым малоизвестным вопросам становления украинского театра/.

Драматургия »¡.Старлцкого создавалась на протяжении четырех десятилетки. Ее начал он в 16-64 г. либретто оперы Н.Лысенко "Гаркуна", а окончил в 1904 г. - исторической драмой "Владислав 1У 2а это время М.Старицкам было создано более.тридцати драматических произведении. Разновидовые и разножанровые, они рассматривается в диссертации как своеобразное зеркало елочных процессов движения автора от романтизма к реализму.

В диссертации подробно исследуатся: т.н. "этнографизм" М.Старинного, история написания и язлания драматических произведения, специфические приемы использования фольклорных сюжетов, мотивов и образов; акцентируется на том, что осмысление

фольклорных средств и включение элементов фольклора в прямом или опосредственном виде в целостную систему произведения было для писателя весьма важным, а подчас а ключевым идейно-художественным фактором выразительности драматического произведения.

Так, уже в'инсценизациях и переработках малосценических пьес других авторов /таких, как'"Р13двяяа шч", "Зимовий веч1р", "Цяганка Аза", "За 'двома зайдяш" и др./, М.Старицкий, используя чужие темы и мотивы, изменял их освещение, иногда вносил иные смысловые акценты, воплощал их в своих, свойственных только ему

формах. Сичетн автор переосмысливал, дополнял отс,/тствур).цч.! предысториеи главных событий, отдельные, пункт^ро»: отмеченные, эпизоды в сюкетноп канве развооачивял в широкие кчртины и е.ченн, глубже мотивируя события и поведение гоооев, оаскрыкан их психологии и чувства, "то особенно касается пьес ";:лган;м Аза", "За двома эаицями..." и др./. лорозиы подспорьем при атом для него послукило устнопоэтическое творчество, глубокое энание народных обрядов, танцев, песен.

С обрядами привносились в драму ".Старинного не только их драматургия, выигранные в сценическом отношении ситуагли, ■но и проблемы, связанные с ними. Сиены обрядов помогали сопрягать моральные и социьльнке конфликты, создавали убедительны.: и яркии эмоционально-психологически:: фон для развития д>.*нствия. Они привносили в пьесу национальны.: колорит, помогали создать народные характеры. С введениям обрядового «1т»оиалп в драматургию входили лиризм и поэтичность как определявшие элементы стилистики социально-бытовой п?,ееы и пьесы 'тар,ч;кого в частности. Обряды, песни, тчнцы помогали драмчтуогу донести 110 зрителя и раскрыть полнее главную идею того или иного произведения, разбудить скрытые богатства чувств а«осонччен, а ¡тота и выручали автора перед всевластно;: '•«н-'уроя. Поэтому часто "этнография" пьес »'.Старицкого вызывала протест со стороны царских чиновников, именно'потому, что она нару~пла "ппепелы чтногра! /.л" т.е. "переходила границы дозволенного". Ь работе приведены примеры цензурной "правки" пьес "Не сулилось", "В томрян:" и пр. Зато изображение свободолюбивых черт народных масс, поояяляг<сих-ся в повседневном быту, вызывали неслыханный успех украинского театра среди зрителеи /см.анализ пьесы "Не судилось", "Ой не ходи, Грицю____" и др./.

Проанализированы в данной главе и композиционные особенности драматургии М.Старицкого в связи с заимствованием элементов фольклора. Худохзстшшая организация срзматиччских произведений писателя в значительной степени сориентирована на народнопоэтическое творчество. Так, сюжеты большинства пьес драматурга созданы по фольклорным образцам /опыт семейно-бнтовой и исторической, песни и народной думы заимствует социально-бытовая пьеса и историческая драма; характер развития событий в народном

анекдоте перенимает водевиль, динамизм мызи, лаконизм изложения трансформирует из народной пословицы в свою художественную структуру бытовая комедия/. Так, на комической истории о двух разорившихся помещиках, бытовавши в фольклоре, построен водевиль ¿¡.Старинного "Як ковбаса та чарка, то минеться сварка". Из жизненных народнопоэтических источников почерпнут сюжет драм "Не супилось" Л93х/, "В темрявГ' Л892/.' Народная песня о несчастной лиева девушки к изменившему возлюбленному "Не ходи, Грицю, а а вечорниц!", варианты которой находим в упомянутом рукописном сборнике М.Старинного и в книге Л.А.Максимовича "Малорос-сикские песни" /;<;., ¿Р27/, лежлт в основе пьесы Старинного "Ой чч хода,Грицю, та й на вечзрниц!". Исторические песни, народ. яна думы, легенды и сказы об освободительно« борьбе украинского народа послужили опорным материалом при создании Х.Старишм таких выдакаихся драматических произведешь!, как "Воглан Хыель-ницкйии/18Р7/, "Оборона Буш" /1В9Э/, ".ларуся Ьогуслчвка"/109?)/ и др.

Используя в большинстве своих оригинальных произведений народнопоэтическую сюжетную канву, драматург обращался с ней творчески: развивал и наполнял ее оригинальным илейно-эстетичес-ки.\; содержанием, не колировал, а переосмысливал талантом, ооога-щал собственной творческой индивидуальность», не исходил при этом из просветительской /орнаментальной/ цели, как это делали представители народническо»: литературы, а структурно-творческой / такэ,; подход свойственен репрезентаторам литературы критического реализма и ноЕоромаятпзма/.

/.так, для драматургии И.Отаркцкого характерно не просто тяготение к сюжетам, мотивам, образам фольклора, но и своеобразная типологическая жанровая прикреплен.чость к ним. Народнопоэтические "вкрапления" в произведениях писателя при всем ах жанровом многообразии можно с достаточными основаниями соотносить с определенным формам:: эпоса К.Старицкого.

Каждую картину, явление, действие писатель нагружал значительны;/, социальным и поихологачоскам "материалом" и таким образом вписывал в общим строй, заставляя "работать" на ведущую концепцию произведения. В комедии "За двома зайцями", например,

- i5 -

уже а первом действии "скрестили шпаги" главные действующие лица, причем, хлмча для их раскрытия М.Стярнскн'и и тут позаимствовал из народных песен и пересказов. Голохностнй мокет понравиться только такому яе, как и он, духовному уроду - П-,оае; Галя, дочь Лимзрихи, не кочет всерьез принять ухаживания Голо-хеостого, иоо он - ловелас, шарлатан, хват, пустомеля, а она -простая, трудолюбивая и честная девушка, и ей не пристало слулать его речи.

Лсголковызать черты характера действующих лиц как явления социально обусловленные дал возможность .'Л.Стяряцкэму прежде всего его глубокий демократизм, который опирался, в сзо.ю очередь, ка традиции мировоззрения, свойственного различным видам народного творчества.

И характерно ese одно: хотя характеры пьес м.Старицкого-драматурга з значительной мере основаяч на фольклорных образах, сама эта основа предстзвляется все же вторпчнон. Главенствующим элементом при создании характеров у М.С'тарицкого выступает жанровая форма произведения. Так, в исторических драках изображены персонажи героического плана. Это касается, пречде всего, Ьогдана Хмельницкого, максима Кривоноса, Ивана Ьогуна, "арьяны Зависной и др. В водевилях и комедиях герои У.Старкцкого впитали в себя поэтику народного юмора и сказки с характерной для нее совмещенностью явлений реальной действительности с элементами фантастики.

Создавая многие образы, М.Старицкяй опирался на народное представление о тех или иных событиях, выраженное в фольклоре. Например, образ Катри Дзвонарив.чы /"Не судилось'Ууосаблизает народное представление о чести и красоте сельской девуаки, Павл» Чубаня — о народном защитнике. Главные черты помещиков-обывателей, "болота" в названной драме - Ивана Ляшенко, его жены Анны Петровны, Белохвоотова и др. - душевная черствость и злоба, бездуховность, стяяательство. И здесь поведение персонажей прямо ассоциируется с поведением отрицательных действующих лиц народных украинских сказок и преданий.

Народная оценка персонажей у писателя - основной критерий их положительности. На протяжении всего действия в пьесах "Не судилось" и "В темряв!" последовательно выдерживается противо-

ностаялепие помещиков, сельских старост и яругах мироедов - и народа. Чакое своеобразное противостояние двух лагерей как бы ассоциируется с изображением в фольклоре Лобра и Зла - тем более, если иметь в виду масштабность, укрупненность в изображении представителей обоих лагерей.

В исторических драмах образы Хмельницкого, Кривоноса, Сулимы, 1'онты и др. созданы на основе народных предании о предводителях освободительно!! борьбы украинского народа. Оора^ Богдана Хмельницкого, например, в одноименной драме, произведении крупномасштабном, где писатель поднимается до художественного воплощения мысли о единстве исторических процессов на Украине, - образ истинно национальный, как бы увиденный глазами народа. Сама трактовка л.Старицккм личности Хмельницкого, как "заступника обиженных и обездоленных", опирается на представление о народных заступниках в фольклоре / в известных народных думах, исторических песнях/. Лонечно, драма не исчерпывается народной традицией, она глубоко психологична, обнаруживает присущее писателл тяготение к бытовой детализация. ¡л.Старацкии глубоко историчен в показе Хмельницкого как человека своего времени, со многими противоречиями, душевными метаниями, оаибкаш. Но при этом общий реалистический рисунок драмы все же сильно повернут в сторону фольклора, со свойственными его эпическим произведениям маскабностью и обобщенностью.

Через призму народного восприятия, фольклора истолкованы не только образы драмы."Богдан Хмельницкий", но и других произведений. Такова ¡/¿арьяна Зависна, Ганна Золотаренко, Наняло Не-чай, Чарнотв л др. В народнопоэтическом ключе освещены в исторических драмах я отдельные исторические события, многие сцены и картины. Этим обусловлено введение, например, в пьесу "Оборона Буш*" сказочных элементов и исторических песен. ОсобеннсГ выразителен здесь образ кобзаря. В окружении врагов, идя на самопожертвование, он поет песню о величии духа украинского народа, его непобедимости.

Народное творчество для М.Старицкого - нечто большее, чем один из многих источников, питавших его драм^туогию. Украинский фольклор о его поэтическими законами, выразительной меткостью и зоркостью, тяготением к большим социальным обобщв-

ниям, непрестанными поисками правды и оргаи'/.чнкм неприятием лки и насилия лежит в самой манере М.Старинного, в его слоге, стиле,, истинно демократическом складе художественного ичичения.

■ Н третьей главе - "Кастерство драматуогик .V.Старинного. Место и функции в нем.народного афористического слова, народнопоэтических приемов и средств" — внимание скоицантризовано на поэтике драм и комедий М.Старицкого, месте и роли ¡ольклора, его отдельных форм в поэтическом искусстве его дочматузгпи.

3 драматургии писателя отразились и черты племени, и елочный внутренний мир его современника. Идя вопло'.тщия их драматург искал новые художественные средства, обращаясь не только к опыту украинской драматургии, но к дитеоатурн вообле <л других видов искусства.

Он возел а литературу не только как автор р°алистическои социально/., сытовои и исторической, драмы, трагедия, но и острой сатиры, камелии, водевиля, "смеха сквозь слезы", автор полемических пьес.

Еанровое и стилевое богатство М.Старипкого-драматурга, зачастую проявлягддееся даче в не»делах одного произведения, вило результатом его стремления к многомерному кзобрат.ени/о героя и действительности. В синтезировании реалистического и романтического, использовании народных символов к условных приемов, во взаимопроникновении и взаимэобогзщении жанров и стилей, в сочетании контрастов проявилось индивидуальное своеобразие его таланта. Гуманистическое качало и гражданский пафос произве-. дений..'¿.Старицкого, его понимание "сверхзадачи" художника во многом перекликается с сегодняшним д«-.зм украинской литературы, в которой, как отмечзл 0.Гончар в отчетно;.! докладе на У съезде писателей Украины, - " заметно укрепляется гуманистическое, человекоиедческое устремление... углубляется ее философская

и А /

подоснова

й если "что" М.Старицкого в значительной мере стало историей, ' то его "как" - злободневная сущность современной литературы, поскольку вопрос мастерства остается для современных писателей "вопросом жизни" ^.

1/ Гончар Олесь. Доклад ка- У съезде писателей Укоаины.- К.: Рад. письмеяник, 1957,- С.35. 2/ Т а :л х е.- С.35.

Рассматривая драматургию 1!.Старинного в контексте литературы и фольклора его времени, нельзя не заметить глубинных связен произведения писателя с проблематикой у. стилистикой произведении И.Кечуя-Левинкого, Пакаса Мирного, К.Карпенко-Карого, И.ураяхо, Л.Тургенева, Л.Толстого, не прочувствовать отдельных пьрокличек с А.Островским и А.Чеховым.

Для поэтики М.Старицкого-драматурга.характерны не только разные контрасты, выполненные в народном поэтическом ключе, но и различная морально-психологическая тональность, лиризм, задушевность, создаваемые благодаря введению в с.-огет не только второстепенных /и третьерядных/ лиц, ко и внесценкческкх персонажей и событии.

Конфликты в пьесах К.Старацкого кме»;т четко вкрг-:екнкй социальны/, характер, раскрывает несоответствие идеалов человека и условий его кипнн. Нервом драматической интриги становятся у л.Старинного хааяенные связи, отношения Лл.дей, обдеотвекно-бытовые коллизии, которые и создают соответствующий психологических климат пьес.

Проанализированы з данной главе и вопросы основного построения пьес 11.Старинного, на первом плане в котоэкх, как и в устиопоотических произведениях, стоят соответствующие обстоятельства, причины, факты, которые и паиводят в движение действие, логически обуславливает поведение героев, лак правило, »'.Старицкий, владея, секретом сленой композиции, строил свои пьесы в фольклорном духе - очень просто, сохраняя единство действия в значении единства замысла и авторской концепции. Много работал над сердцевиной произведений - е;>-:етом с драматическим конфликтом. В его пьесах, как и в народнопоэтических произведениях, развитие еючета, поведение героев обусловлены внутренней логикой' того хупочестзен.чого задания, которое он ставил и решал. М.Старицкий обладал искусством находить такие повороты ь еючзте, такие моменты в биографии героев, которые давали возможность им наиболее выразительно проявить себя словом или делом. 5то тоу.е наука, почерпнутая из источников народоведения.

Акцентируется в работе и наиболее интересная особенность поэтики М.Старинного - умение раскрывать внутренний конфликт

героя, создавать психологичискуи атмосферу в потоке обычной жизненной истории, как результат внешних общественных обстоятельств. Углубление дсихолопгчеокого, аячлияя - .■»начлтольный

художественный вклад ¡¿.Сучоицкого вкснусстро уур'яиноко»_

классической драмч.

Достаточно полно анализируется в диссертаций поиноил фольклорное концентрации, социальности, искусство соединения трагического а комического, умение автора слиться, с поступками своих героев.

Ьзльвое внимание в диссертации уделяется анализу роли разножанровых песен я контексте пьес, ремарок, рзалик, приемов подтекста, смысловой двупл-чкопости. работа над языком как средством типизации и индивидуализации действующих лиц, специфике использования поговорок и пословиц, диалогов и монологов, лексических ресурсов и т.д. /см.анализ пьес, с. 173- 191/.

Так называемые "малые жанры" фольклора - лирические песни, пословицы и поговорки, притчи л др. - не имеют в драмах М.Ста-рицкого четкой жанровой пракреаленности: они придают повествованию особое, неповторимое стилистическое своеобразие, рельефно подчеркивающее национальным склад М.От а ри ц ко го-дра:.*.а?у р га. Иногда ограничивают субьективность авторской трактовки, с ее "присутствием" в произведениях в той или иной степени. 'Л в таком случае малые жанры фольклора не могли оставаться нейтральными относительно фона изображения, эмоциональко-психологичес-кого настроя персонажей. Они создавали вокруг себя определенное силовое поле, влияние которого сказывалось как на тональности изображения, так и на характере развития действия.

В заключении подведены итоги исследования, подытожена ■роль фольклорных истоков в драматургическом мастерстве М.Ста-рицхого, значимость проблемы историко-литературной преемственности для украинской литературы, роль художественного наследия и опыта М.Старяцкого на современном этапе развития литературного процесса на Украине.

fio теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Драма Ы.Старицкого "Ой не ходи, Грицю, та Й на вечорницi" и народное творчество. - Шсник КиГвського университету. Лгтера-турознавство. ;,:овознавстзо, 1982.- Вьп.24.- С.75- 81 /на укр.яз./

2. Драмы И.Старицкого "Богдан дмельницький" i "Оборона Буш1". - Весник Кй1вського университету, /лтературознавство. Мовознав-ство, х983.- Был.25.— С.84- 92 /на укр.яз./

3. Оольклордзм пьесы .'¿.Старпцкого "За двома зайцам»".-

Biсник Kzi'BCbKoro университету. ¿Нтературоанавство. "овозкавство, 1985.- Вып.27.- C.i9- 25 /на укр.яз./

4. Фольклористические интересы' Старинного.- 36iрних наукових праць викладачхв i acnipaHTÍB. - К., I9R9.- С.9- 13 / на укр.яз./

5. Трансформация фольклорных элементов в ранней лирике

М.СтаринногоBíchkk Ки'1вського университету. 1сторико-фиоло-ri4Hi науки. - К., i991, - C.JL8- 23 /на укр.яз./

н:иы г.лиев