автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Трилогия М. П. Старицкого "Богдан Хмельницкий" в контексте украинско-русских литературных связей

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Тыщук, Татьяна Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Трилогия М. П. Старицкого "Богдан Хмельницкий" в контексте украинско-русских литературных связей'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трилогия М. П. Старицкого "Богдан Хмельницкий" в контексте украинско-русских литературных связей"

КИЕВСЬ°1Й ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. А.М. ГОРЬКОГО

. На правах рукописи ТИЦУК ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

ТРИЛОГИЯ М.П.СТАНЩКОП) "БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ" В КОНТЕКСТЕ УКРАИНСКО-РУССКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ

СВЯТОЙ

Специальности: 10.01.03 - Литература наро^-в СССР

/украинская литература/ 10.01.01 - русская литература.

Автореферат диссертации на соискание ученой стегани кандидата филологических наук

Киоп - ШС

Работа вдошшена в Киевском ордена Ленина £ ордена ОстяОрьской революции гооударственнои университете им, Т.Г.Шевчанко

Научны! руководитель - доктор филологических наук

Кмралш 3.Q.

Официальные оппоненты. - доктор филологичеоких науз°

Мшштасзо ЬД.

- кандидат филологических наук, доцент Карнввнч U.M.

Ведущая организация - Укгородснвй гооударотввнный

увиверсцтет

• Защита оостоитоя " ¿^¡^¿ffr I99Ü г. в ^^"час ш васедании специализированного совета, шифр К 113.01.03. в Киевском государственном педагогичооком института ки. A.U,Горького /252031Л Киев 30, ул.Шфогова.9 /.

С дисоергацие! "ыокно ознаЛоштьоя в научное бийлаоте-св Киевского пе/.чгогичаокого института им. А.М.Горького.

Автореферат разослан

УчениЕ секретарь специализированного совет?

я л Вишневская Г.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Каждая национальная культура является частью мирового художественного процесса, В з-^м плане значительный гятерео представляет творческая деятельность классика укралнс^лй литературы Михаила Петровича Старинного /1840-1904/. В его наследии нагли отражение широкие матшацкональные литературте связи. Разнообразное в жанровом отношении творчество писателя недостаточно исследовано, особенно это касается его исторической романистика. Дальнейшее изучение исторических повестей и романов М.П.Старицкого теоно гтязано о проблемами исследования всей дооктябрьской украинской исторической прозы. В условиях подъема", национального самосознания произведения писателя об историческом прсолом Украины представляют глубокий интерес для изучения истории и культуры народа. Важным представляется и осмысление тех оценок, которые давалиисторическим судьбам Украины прогрессивные художники слова. Актуальность темы состоит я в том значении исторической романистика М,П.Старицкого в контексте украинско-русского литературного взаимодействия 70-90<гг. ХН во^а, которое рсждаотся в период углубленного внимания нашего общества к "новой культуре мех-национального общения", в период "обостренной необходимости изучения исторического прошлого и многоязычной классики народов напей страны".

Степень изученности проблем. Вопросы межлитературных связей давно и плодотворно разрабатываются учеными-литературоведами. Основные этапы исследований теино связаны с достижениями современной филологической наука в области пстор«-ко-сравнителы:ого и типологического изучения литературы, трудами М.П.Алексеева, В.М.Нирмунокого, Н.И.Конрада,-И.Г.Нв-упокоевой, Н.В.Храпч8нко, Д.Ф. Маркова,Г.Н.Ломадзе, Г.Д.Вер-веоа и других. Вопросы украинско-русских литературных овлзей

1 Перестройки: образ мыслей и дейотвий: правда истории, правда жизни: КонЛ,историков и писателей /..,осква,8пр.19Ыл Обзор работы //Правда. - 1988. - <:9, 30 алр.

исследовались в работах А.И.Белецкого, Н,Е, Крутиковой, Е,С.

' Еабяковокого, Д.В.Чалого, И.Я.Заславского и др.

О глубоком внутреннем единстве украинской я русской литератур свидетельствуют генетгческие, типологические, связи г схоздения, выявляачке современным литературоведением. Так, типологические схозденля литератур часто проявлялись в обращении украинских z русских писателей к общи.! проблемам, темам. Одной из такте тем стала героическая борьба украинского народа за о сое национальное и глциальное освобождение. Освоение данной темы украинской я русской литературами неразрывно связано со становлением исторический жанров, специфика которых в достаточной степени еще не изучена, о чем свидетельствуют оаивлешше дискуссии в "Литературной газете" /1978, 1284/, а такхе обсувдение путей развития исторической романистики на У1-5Щ Всесоюзных писательских съездах /1976, 1981, 19Б6Д вопроса, рассмотренные на Всесоюзной конференции историков и писателей /1988/.

, Разнообразная творческая деятельность М.Старицкого издавна была в центре внимания целого ряда исследователей. Одним из перлых на глубинную связь раннего творчества писателя с русской литературой указал И.Франко. Интереокые наблюдения над творчеством М.Сгарицко:*, находим в работах Н.Петрова, • А.Огоновского, С.Русовой и других, В современном литературоведении первые шаги в популяризации его наследия были сделаны С,С">йорои, Д.Бе; эикоу /Е.Кирилюком. К творчеству писателя-демократа обращались исследователи И.Скрыпник, М.Комышан-ченко, Л.Сокиркоj к.Куряленко, 8.Мороз, В.0;д.йкик и другие. Своеобразное начало в исследовании исторической прозы М.Ста-рицкого пологено статьями Н.Сиро кока "Исторические произведения И.П.Старицкого" и "Трилогия И.П.Старицкого "Богдг' Хмельницкий", а такке работами В.Олейника "Роман М.Стариць-кого про Кол11вд'ну" и "Про малов1домлй 1сторич.*.ий художн1й тв1р И.П.Старицьксго". Однако остается о ¡до много нерешенных проблем и полеглическях вопросов, связанных о освещением творчества писателя, в частности его исторической про:™.

Цель и задачу. Цель предлагаемой работы состо.-.т в последовательном изучении исторической романистики л.П.Старицхого, которая являлась важной частью его творчестза на не-

скольких десятилетий XIX века. В диссертации ставятся следугциэ оснсоные задачи: а/ рассмотреть эволюцию трактовка псторячэсккх событий, играюют значительную роль в развитии дружеских связей украинского а русского народов; б/ ка материале трдлогид "Богдан Хмельницкий"/ романы "Перед бурей", "Буря", "7 пристани"/ и других прозаических произведений на историческую тематику исследовать художественнее принципы писателя в отранении значительных исторических собь°ий, реальных исторических личностей, коллектив • ого героя в рамках исторического повествования; в/ осветить вклад писателя в решение вопросов поэтики исторических я&чроз в контексте украинско-русского литературного БзаимодеКс<мкя 70-90-х гг. XIX-го Еека. •

Методология и методика исследование. В методологическом . . плане эегор реферируемой работы опирается на принципы марксистско-ленинской. эстетики, на выводы, обоснованные в работах современных историков и литературоведов. Цель н задачи работ обусловили выбор методики исследования. Автор стремится применять историко-генетическлй, сравнительно-исторический и типологический методы исследования.

Ма тер пало;.; ис следо pi пул язляытся прозаические произволения М.Старицкого об историческом прошлом украинского народа, среди которых тр;1ЛОГдя "Богдан Х;.;ольницкий" /рсманн "Перед .бурой", 1895; "Буря", 1696; "7 и.псташГ, 1897/; роман "Разбойник Кармелш" /1903/. В работе рассматривается и то пропз-водения писателя, которые впервые были капочатшш а газет; "Московский листок", больше нз переиздавались и но вопля а восьмитомное издание сочинений, в частности повесть "Осада Буши" /русскоязычный вариант, 1891/, романы "Молодость — пы" /1898/, "Руина" /181'9/, "Последние орлы" /1901/.

■ В работе использованы материалы ^овда русских дорою-ционйых газет Государстонной библиотеки -ХР им.В.И.Ленина /Мооква/; неопубликованные врхинг.ыа материалы, хранящиеся в Центральном государотшшом историческом лрхиво СССР /ЛонШ1-

- Б -

град/, отделе рукошюай Института литературы АН УССР им,Т.Г, Шевчакко /Киев/ и Центральной научной библиотеке АН УССР им. В.И,Вернадского /Клея/,

Научная новизна ребдты. В диссертации впервые осуществляется исследование исторической прозы М.П.Отарицкого, бовоенив ил в процзосе творчества достижений в исторических жанрах ук;айнской, русокой, западноевропейской литератур Х1Х-го века. Впервые прослеживается эволюция разработки писателем исторической тематики и ее уудожестЕенного воплощения. Рассматривается значение его творчества для' становления ист0ричес:«2с жанров в дооктябрьской литературе украинского и русокого народов.

Практическая ценность диссертации состоит в возможности использовать описанные е ней материалы для дальнейшей разработки вопросов истории маклитературных ззаимодейотвий, проблем, украинской дооктябрьской прозы, вопросов теории иоторичеокях жанров, Материач диссертационного наследования может быть попользован в практике преподавания историко-литературных курсов в вузе и школе.

Апсобания работы. Диссертация обсуждалась на совместных заседаниях кафедр истории украинской и русокой литературы Киевского государственного университета им, Т.Г.Шерченко, на кафедре русской и зарубежной /. -.тературы'Винницкого государственного педагогического инотитута им. Н.Оотровокого. Результаты исследований сообщались .:а республиканских научных конференциях /Киев, 1987; Б"нкиц? 1968/, на научных конференциях в Винницком государственном пединституте /1984-1989/, а такие отражены в 5-ти научных статьях /Ь84~1990/. .Материалы диссертации использованы при разработка спецсеминаров для студентов педвуза, а также методических рекомендаций для учителей-словесников.

На задиту выносятся следующие положения;

I. Художественное отражение М.П.Старицким масштабных исторических событии интенсивно развивалось от романтических тенденций к реалистическим в направлении углубления принципов историзма.

2, Ислльзоезнио писателем традиций нацлснал'-ноП ут;г-!э;п:~ окон прози и богатств фольклора олуяило средством дальне itaro развития демократических тенденций в ого творчество.

3, В процессе эволюции художественного осмыслен.^ истории изменяется .тлароЕая природа произведении от исторической драмы к Новости, роману, тр1:<огии.

4, Формирование индивидуальных творческие принципов л исторической романистика опиралось на использование достиг;1,:!-::2 русопой, западноевропейской лнтег-атур а исторических яанрах,

ОСН01-10Е ООДЕШНИЕ

Дисоертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Ро яррдрняц обосновывается актуальность и научная новизна работы, ев б'рактичзсиая цешюоть| определяится методологические принципы, цель, задачи| методика исследования,

р ппрйсй Глагэ - "Осветит иоторячпокой уз"атлкл .в тг?0~ пестяэ М>П,Стярнш<ого 60-х годов XIX вчкч" - рассматривается творческая деятельность писателя й русле меялитерагурти взаимодействий 70-90-х годов. Затрагивается гопрос о круге интересов Старицкого - переводчика, обращавшегося к творчеству Еу-KOBCKoroj Пушкина, Лермонтова, Огарева, Крилова, Никитина, а также к произведениям целого ряда видавшихся западноевропейских художников слова» Шекспира, Байрона, Гам, Гюго и других. Акцентируется вниманий На оригиналь^-и поэтических произведениях Старицкого, созданных в 7Р-о годи /"Поклей до брат1в-словияпн( "На прю", "До бронГ', "До Дунаю", *Слов"янсйка доля", "Смерть оЛов"янша" и других/, в коп .их отстаивается идея единства славянских народов на демократической основа, что овидетольотвует о дальнейшем развитии едой Шовчешсо.

Совещаются особенности решения Старицккм творческих задач в дрпматурпгчооких жанрах /пьосн! "Из оудилось", 1601| "Ой, не ходи, Грицп, та й на вечорниц1", 1887; "У томряв1", 1892j "Талан", IG93; чоторичеокие драмы! "Богдан Хмолмшцький", 1887, 1896, 1897| "Оборона Буши", 1896» "Ыаруоя Богуславка",' * I898j "Пооледнлп ночь", 1899 и другие/. Это своеобразие посте-

нощш общественно ваяны* проблем, раовдраняе границ тематики, поэшш драмы, Оэдечаетоя, что Старицхий уопешно выступал в роли икоценизагора прозаических пооизведедаЗ украинских,■русских и аападноеароцеЁоких писателей,

Далее в главе аде! речь о Старицком - прозаике, который вошел в историю литературы кек автор романов и повестей об историческом прошлом украинского народа /трилогия "Перед бурей", 1695; "Буря", 18961 "У примени", I8S?( романы "Молодость Мазепы", 1693» "Руина", 1699} "Поолэдние орла", 1901; "Разбой->шк Кармелюк", 1903} погести "Ос да Буси4, 1891, 1894; "Черво-йый дьявол", 1896| "Первые коршуны", IS0Q й другие/. Параллельно о иоторичегкой прозой создавались 1 прозаические произведения /повеем, рассказы/,- отражающие «из«ь сала, тякелов экономическое положение сельской бедноты, в большинстве своем произведения реалистические, оозданные о глубоким сочувствием к обездоленным, Подчеркивается» что teop4soïbo Старицкого отличается в основном демократическим содержанием, о чем свидетельствуют его прогрессивные взгляды, созвучные духу времени, которые отразились в пьесах I6QI Года "Kpa'pï яйЭнй" и "Жертва", а ïarae в его историчеокой прозе. _

Старицкий опиралоя не достижения западноевропейской, русской, литератур в развитии принципов художественного иото-риэма. Ваяяоа место в его тв;рчеокой оволвцго! занимая национальный украинокий литературный опи? в иоторичэоких жанрах, Вое это художественное богатство ни умаляет творчеоного под-вианичесгва Старицкс '0, с гдаваего целый ряд произведений На историческую тематику в 70-90-е годи XIX' века, когда канр исторического романа переживал кризис.

Становление к развитие принципов художественного историзма в украинокой я русской литературах тесно Связано о процессом ад ейно-е о готического освоения истории украинского "ла-рода в период национально^оовободйтедьной борьбы под предво-. дательотвом БДмельницкоГо /1646-1654 гг,/« Наблюдаем канро-вую эволюцию в обращении М.Старицкого к втой популярной теме! от исторической драма /пьеса "Богдан Хмельницький"/ - к ее зпическоиу осмыслению /повеет.- "Осада Буши", трилогия романов "Перед бурой*, "Бурд", "У приот -и"/.

В драме "Богдан Хмельницький", первом оригингльном историческом произведении М.Старицкого, воосоэданы только отдельные этапы освободительного движения украинского народе против дольской шляхты з середине ХУЛ от» При художественном изображении» этих событий писатель с демократических позиций утверзда-8Г идею дружбы украинского и русского народов, а также показывает сочувственное отношение рядовых казаков к простому польскому люду,

Обратиклись к художественному воплощению прошлого, Ста-рицкий сумел взглянуть на истории глазами народа, увидеть за историческими событиями ооциалькыэ конфликты. Об этом свидетельствует изображение писателем-демопатом расслоения вос-оташего народа. Неоднократное обращение в драме и романе "Буря" /второй части трилогии "Богдан Хмельницкий"/ к сценам и эпизода.;;, в которых показана часть старшин, далеких от интересов, народа, служит доказательством важности для автора мысли о социальной неоднородности казачества.

Отмечаем, что реалиотический в своей основе конфликт, • его развитие сочетаются со средствами романтической поэтики, « что было характерно для г/оизведений многих украинских писателей этого периода, Традиционным является творческое освоение богатств национального героического эпоса. .

Наблюдения над принципами создания центрального образа • произведения, гетмана Б.Хмельницкого, позволяют сделать вывод о том, что художественные достижения автора - результат не • только творческого освоения традиций эпоса, но и знания опыта русской литературы. Прослеживается исполь?;занпо творческих решений сходных задач в произведениях Пушкина, Гоголя, чо проявилось в изобракении народных масс в исторической драмо, художественное постижение важности "мнения народного" в оцен-0 ке исторических событий, исторически личностей.

Делаотся вывод о том, что драма "Богдан Хмольницькиа" заняла важное место п творческом развитии писателя как реалистическое в омой основе оригинальной 1.',юиз подокно на исто-' ричоокую тематику, которым пистоле уверенно начал художоог-веиное осшшюнло знаменательных событий прошлого, сущности

, о -

реальдаа всторнчаокда; деятелей, а такаа роли народе я исторических событиях, Уделено шшоняа и на шолнз удачным художественную решевдагл автора,

ДальнаГаш освоение опнтз художественного отреденш? ко-тордчзского прошлого свяведо о повеотш "Ооаде Еущй" /Ш1, 1834/, Б отдячиэ от драмы, где главное место венимаат обраа БД'.елышцкого, с первой о вагинальном лроаанческом произведении на историческую тематику в центр изображения писатель ставит-сраяаэдувоя цародную кассу, В сопоотааледаш повести "Ооеда Буша" с гоголевснвм "Тарасом Булкой", о такие повестью .Л« Срш:о "Захар Беркут" оовецццотсл творческие поиски М.Отаринко-уо( которые г. п в общи русле становления исторических жанров ь литературе украинского и русского народов»

На ооново изучения особенностей с зработня конфликте», батальных епизодоа, принципов создания центральных оброиов по-ваотя ьавказиваахоя штняе о том, что пиоатель творчааки сошные! и прогрессивный опит западноевропейской литературы, Б поломало о утрдаввй^исд трактовками отдельных об разив, ев-гс»? ротируемой работа говорят о попытках Сгарищсого освоить ' традиции, характррацэ для романов Вальтера Скотта*

Работа над дршой "Богдан Хмельницкий1' и повэстш "Осада Бука" связала о щорчеоклг.ч поисками писателя на пути ху-«огесгБЗНИйГо отрашщш исторического прошлого украинского парада, осмысления срадст воссоздания важнейших исторических событий, иоторцчооких личностей, коллективного героя в рамках исторического повествования, В своих творческих поисках он опирается на спит русской, западноевропейской,, украинской литератур, Есе ато формировало условия для решения новых Твор-чзскшс задач в канрэ романа, деащего более широкие возмоано-стй отрашшя те;.Ш.

Етопая .глабз.- ^оемкюгяниа творущвх ппимгиппв рог;-дзепгя изтопичег-мга ломана в процппзе ряботн }'ад •талогнвй "Богдан ^¡мальштпиИ" - содержит наблюдения над тем, как вдет далькейаое освоение писателем темы освободительного движения украинского народа 1648—16Б4 гн, Опираясь на архивные материалы, определяем основные этапы работы над романом, который

осуепоийо перзрастает в трилогию, Сопосгзвлециэ романов "Перед ypsíí", "Буря", "У пристани" о произведенном i,Глинки "Зиновий -огден Хмельницкий, «ля Освобожденная Малороссии', а такяе по-сона Гогоед "Тарас Бульба" даот возможность говорить od ах оторико-генагаческой сеязи, что свидетельствует об рбгаюоти оюписной традиции в произведениях, ясляюидосся фактами латера-урнаго взаимодействия дпух национальных культур, Анализ особен-Qoteü разработки темы,трактовки центральных конфликтов, ншш-:ие эмоционально-образных перокчичак позволяет сделать вывод о •ипологических схождениях произведений Отаршцкзга и повести 'оголя "Tapac Бульба",

В своих творческих замыслах ОгарищиШ - прозаих опирался :а опыу Толстого, В романах "Перед бурой", "Буря", "У пристани" ¡тарцщигй сделал попытку создать опичэсний сюаэт на основе кс-•opirmcKitt 'Jaulón, Движения сгао?а должно било воспроизводить Д1Ш из акпоп цоторкчоского процесса, Разделяв мнение больс^к-ipna современных лигературоведов о ссм, что исторический ромз.ч-iTo "роман об nojopmi", а из изучний т-гуд" * считаем рацяопаль-1Ш.1 определакко ?г-"-<зг;ш "Еогдза Хг.элшщкнй", как п(юнзсэд5-и'Я, овадоуэллотв^з^-зго о развитии п угфаичской литературе той-teHKitii) ведущих к утворядешга припцшоп историзма в яанро рсма-ia» Однако а цело;,-, принцип '.«торизма в прозе Старинного nplr.ie-«ется непоследовательно, что отразилось в пзобрйхонйи ряда юторичаских лиц, эпизодов в ого романах»

Анализ централ; :аго образа романов трилогии даот осйоез-шз для выЕода об углублении принципов лндитауглязаада лнтз-рагурного героя по сравнен» о драной^ гло пел образгм Хмйль-лицкого писатель работал г.порвиа. В г£ялс1чш Стартщнй вопле-игет oeqq понимание и оценки политических идеалов Х^.ельшййо-со. Наблюден«.': над процессом ггарчесиа По архгрчцм материалам позволяют говорить о том, что автор на всегда полагался етэ работы современной ег: историЬграТяц, проявляя самостоятельность в рошояии яя;?лейш:пс творческих зздач, ко торш встают перед писателем в процессе художественного изображения ис-торичгскях фактов и лиц.

Воссоздавая фигуру национального героя Украины, пяоатель стремится к реалистичеолой прорлоовке образа, Важным средством «ипиаеили являются традиционные для автора реалистически выполненные портретные характеристики, Создавая образ Хмельницкого, писатель творчвоки использовал приемы, характерные для повести Гоголя "Тарас Булъба", что свидетельствует о продолжаю щемоя осмыслении К ооаоенки Лшта русоких прозаиков.

При ооадании образов соратников Хмельницкого автор'.; в основном опирается на народно-поэтическую традицию. Отмечается выоокйй художественный уровень центральных, положительных героев романов трилогии.

К художественным доотоиноТвам романов "Перед бурей", "Буря", "У приитани" относится созданный пиоателем образ ка-аацко-креотьянокой маооы. Коллективный :ерой предотавлен в масштабных, колоритных маосовых, батальных оцепах. Художественная праща в изображении восставшей массы позволяет говорить о вкладе. писателя-демократа в развитие ъринципол изобра-кения коллективного героя, ибо большинство романистов XIX века к такому герое не обращались,

Начиная о драыы "Богдан Хмельницький", в произведениях М.Старицкого разбивается тенденция Изображения социального расслоения вооогашеГо казачества, однако типы креотьяь л ка-закоБ-предотавителой восставшего народа аанимают в романах трилогий незначителыюэ место, ооновное внимание ^делено лидерам движения.

Анализ масгероки созданных воощшх эпизодов, выполненных о использованием опыта батальной "живописи" Толстого, дает возможность говорить о вкладе украинского писателя в дальнейшее развитие традиций реалистической баталистики. Принципы героизации персонажей в-батальных эпизодах у Ста-рицкого ближе к творческой манере Гоголя, возвышающего незаурядные натуры, в отличие от Толстого, "открывшего" героя в рядовом -'частнике событий.

В главе сделан ряд наблюдений, свидетельствующих о творческом преобразовании Старицким сюжотных мотивов традиционных для историчпских жанров I русской и западноевропейской литорптурпх. Освещается вопроо о роли художоствокного

шасла в романах трилогии, га яанровой природе} отмечается вявь поэгшш романов о традициями национального героического пооа; рассматриваются принципы бытописательства, восоовдашш 'внешней истории", связанные о традициями прогрессивных укра-локих и русоких писателей.

Существует справедливое мнение об анахронизмах, комдо-иционно-сюжетных проочзтах Отарицкого, допущенных в романах 'рилогиз и других произведениях на историческую тематику» Про-нализировашпЛ! материал дае? возможность глубже понять харак-•ар этих явлений, Предотааняетоя, что, о одной отороны, это ладотвие оложности, противоречивости представлений автора о акйнах развития общества,'о другой стороны, - это ОЕИдетель-иво использования устаревших к концу XIX века сюнзтообраэуа-|их элементов, идущих от художеотвенншс. принципов Валы ера 1котта, а также характерных для русокой исторической беллетри-|Тини первых деоятилетий XIX века,

В дилогии о Петре Дорошенко, соотоящей из раланов "Моло-оогь Мазепы" /1690/ и "Руша" /1699/, опубликованных пооле 'рилогии "Богдан Хмельницкий" /1895-1897/, Ст'арищшй обратилоя 1 опыту популярной авантюрно-приклвчекчэскай романистики« Э?о ;елашло существенный отпач?ток на их содзрсшшв, особеНнооти юнфликта, принципы созданий образов историчааких лдц.

проведенные наблвденяядают основание для вывода о том, [то романы "Порсд оурай", "Буря", "У приотпЛи" олздуат оча-•ать высшим доойшши л писать.ш в исторической романиотшсэ* 'рилййш овидетельотвуот о вклада писателя в дальнейшее ста-[овление жанра ис/орического романа, утвер^анио принципов юалиЕма и историзма, Ибо, неомотрл на Целый ряд Не вполне дачных Творческих решений, выразительность образов Б.Хмэль-¡ищ'.ого, его сорат/шгла, мастерство в сбздашси К'-ллеготы^ого 'ороя, крупнейсиос исторических событий, сражений даот основа-'.чо'говорить об определении досшенийх С*арйцкого в разработке методов йзойраквния исторических собиГйй ц лиц. Трило-'ия "Богдан Хмельницкий" способствовала дальнейшему развития ¡сторг;шокой ромшшстшш.

{1.'гк Кдцгц^^к"/*; анализируется дальна&аее формирование индивидуальных творчэс!-а. принципов Старицкого - прозаика, В романе "Последние орлы", первом в украинской литературе прозаическом произведении о Колшшдина, утвзрддаегоя мысль о про-емотвешмотл борьбы украинского народа против всех форм угна-тения, могучим отимулом которой на протяжении шюгих веков являлись победа под предводительством Б.Хшльницкого, Роглан, пак я воя историческая проза Огаряциого, пронизан идеей друя-й.! украинского и русского народов, Своеобразие произведения определяется его антиклерикальной направленностью,

Принимая шевченковскую нсгоричеокуп концепция событий конца ХУШ века, ОГарицкий изображает гайдамак борцами оа освобождение украинского народа от господства польском шляхты, В глг-яе отмечено раайатио писателем революционно-демократических традиций Шевченко, выразившееся в показа социального расслоения восоташих. Такой подход к изображений казацко-креотьялской наосы смел моею и в драм о "Богдан ХмзльниКшй", в в романах однокмзнной тг/'логии, ■! го свидетельствует о его принципиальной важнооти для автора.

Наблюдения ¡юд принципами создания образов Валиг.чяка и Гонты, а также вымышленного персонажа - гайдамака Навды дают основание для утверждения о дальнейшем углублении реализма и историзма в творческих изысканиях СгариЦксго. В ро-кенэ "Последние орлы1' фактически завершаются попытки писателя создать тип мыслящего польского дворянина, переходящего на- сторону восставших! Грабовского /Грабимы, роман "Перед бурей" /, КриЧевскоГо /романы "Буря", "У пристани"/| частично образ Антося Корецкого /повесть "Осада Бущя* и драма "Оборона Буши" !\ в "Последних орлах" - образ мелкого .шляхтича Лзвавдовского. Образ Дарины определяется как дальнейшее развитие линии женщин-патриоток, верных общественному долгу и отличаацихоя постоянством в личных чувствах: Гашш'Золотаре нкэ /трилогия "Богдан Хмельницкий"/, Орыои /повеогь "Ооадн Буши"/» Марьяны /драма "Оборона Бути"/,

Сложна жанровая природа произведения; несмотря на наличие в сюжете традиционных для писателя элементов приключенчества, оно может быть определено как исторический роман, в котором в основном правдиво отражена волед за Шевченко /поема , "Гайдамаки"/ жизнь и героическая борьба народа Правобережной Украины за свое социальное и национальное освобождение.

В глава рассматривается также последний роман Старинного на 'иоторическую тому "Разбойник Кармелш", в котором писатель продолжил художественное осмысление реальной исторической личнооти Устима Кармалюка, начатое Шевченко /поэма и повесть "Варнак"/ и Марко Вовчок /повесть-сказка "Кармелюк"/. Роман Старицкого "Разбойник Карг.юлюк" стал непосредственным откликом на массовке выступления креотьян Полтавокой и Харьковской губерний в 1902 г,, как и стихотворения "Еорв1й", "I --валт, I кров... Справля оваволи оила" и "Занадто вчсе! Чим дихати нема", в которых прозвучало ойуждение кровавой расправы царизма над участниками двгавкйя, Центральный герой романа, оценивается как вклад писателя в освоение образа мстителя и протеоТан-та. Эволюцию этого типа академик А.Белецкий црослеживал на материале украинской литературы от Варнака у Шевченко до герозв "Фата моргена" Кощобинскогл.

' Сгарицкому принадлежит заслуга дальнейпей. исторической конкр.тиаации изображаемого движения под началом Кармалюка, В главе освещаются полемическио суадения литературоведов об эволюции центрального героя романа Старицкого. Высказывается мнение о том, что в изображении отхода народного мстителя, рт борьбы в финало романа можно искать соответствие с завершением пути Владимира /повеогь Пушкина "Дубровский"/, а также Кирилла /повесть Шевченко "Варнак"/, Примиренческий характер концовки можно рассматривать и как следствие просветительских представлений автора о'возможности мирного преобразования общества и устранения сощ.-льной несправедливости. Затрагивается вопрос о полемических сценках 'в литературоведении принципов создания образов побритимов Кармелкжа в анализируемом произведении^ Старицкого.

В романе "Разбойник Кармелак", как и во всех прозаических произведениях писателя на историчесяув тематику, просле-

киваются народу с реалистическими тенденциями черти, свойственные романтической п^озе. Роман Старицкого "Разбойник Кар-мел»к".как первое произведение прозаической литературной Кар-малюкианы песет в оеое непреходящее иоторико-познавателыюе и эстетическое • чачение.

Таким образом, в контексте литературного развития украинского и русского'ткшродов проза М.Д.Старицкого была значительным достижением в исторической романистике тех лег. Обратившись к изображению реальных борцов за социальное и национальное освобождение украинского народа, писатель развивает принципы создания исторического лица» художественно воссоздавая юторичес-кие события, глубоко отражает роль народа,

В заключек.м обобщаются результаты исследования. Делается вывод о том, что романы и повеоти Ста-нцкого о важнейших событиях исторического прошлого украинокого народа явльлся важным этапом в развитии украшгакой исторической прозы. В последние десятилетия XIX века писатель утверяда.' в укратчской литературе жанр исторической драмы, повести, исторического романа, активно используя творчески!! опыт, русской литературы предшествующих периодов.

В становлении творческих принципов Ст^яцкого значительную роль сыграли общие законы, утвержденные в исторически, романистике Вальтером Скоттом, 'Старицкий глубоко осмыслил худо-жесгвг.шшр'опыт Пушкшш, Гоголя, Толстого в.исторической прозе. В зрелый период эволюция Старицкого-прозаика важную роль в формировании творческой индивидуальности писателя играли достижения украинских литераторов в исторических нанрах, традиции Е. Гребенки, П.Кулиша, Т.Шовченко, И.Франко.

Достижения Старицкого в исторический романистике в своп эпоху били довольно значительными, глубоким было осмысление роли исторического лица и народа в развитииизторических событий. Писытелом разработаны художественные принципы изображения народных масс в соответствии с актуальными задачей ого времени, :;ри широком использовании творческих достижений Пушкина, Гоголя, Шеьчонко, Франко. 1кшшм вкладом в историческую прозу стало создание.коллективного образа казацко-кросгьянской массы, дальнейшая разработка могодои изображения историчооких соб;/П!й к лиц.

В творческой эволюции исторических жанров писатель шел от романтических традиций к реалиотичеоким. В истерической ромаш.-зтике Старицкого преобладают реалистичэокиз тенденции, связанные зо стремлением писателя к постижению объективной природы изобра-касмнх историчеокях процессов. Однако широко использованы в пьезах, повестях, романах на историческую тематику и романтические традиции, в чем отразилась особенность всего литературноГо провеса 'на Украине.

Опыт Старицкого - автора исторических пьес, повестей, рома-гав не утратил определенного значения и для решения современнш полемических вопросов. Пос?оянно ведувдеся дискусоии об отраже-ш истории в художествек-.ам' произведении, свяаанныв о решением гроблемы правды исторической и правды художественной, могут быть >ешены только на основе глубокого осмыоления творчески исканий [исагелей прошлого. Это надежный путь и в решении вопросов со ведения отечественной истории, а также в формировании национального 1амосознания наших современников.

Основные положения диссертации отражены в оледующих статьях:

I, Изучение литературы классического реализма рубежа XIX-X веков в контексте русско-украинских взаимосвязей //Взагаио-вяэь в преподавании русской и родной литератур в обцеобразова-ельной школе. - ^лннлца, 1984, - С.13-20,

.2. Руоская историческая проза М,П,Старицкого в контексте усско-украянских литературных связей /Винниц.гос.пед.ин-т им. .Оотровского.-ВинНИ- 1,1986,- 45о.-Деп, в ИНГОН АН СССР .№ 24917 Т 17,04,86 г.

3. Трилогие М.П.Старицкого "Богдан Хмельницкий" в контакте русоко-украинских литературных связей /Винниц.гоо.пед.ин-т м.Н.Островского.-Винница, 1986.-34с, - Деп. в ЩЮН АН ССОР

16076 от 31 »Я,67 г.

4. М.Кодобинский I М.Старицький.» 3 1стор11 творчих взае-¡ш //Тези допов1дей га овХдомлень обласно! науково-мзтодично1 знферонцП, присвячено1 125-р1ччм в1д дня народженНя М.М.Коио-¡шсысого /-В1нниця, 26-27 жовтня 1989/ - ВВшйцн, 1969.-С.26-28.

5. 1сторична I хуДожня правда про народного героя, алан "Разбойник Кармелвк" М.Старицьксго //Тези допов1дэй та зв!домлонь областно1 науково-мотодично1 конференцП "ЛИерату-з р1дного краю"/ - Ынниця, 18-19 травНл 1990/ - В1нниця,

390. - С. 18-20.