автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Народное образование и культурно-просветительные учреждения Среднего Поволжья в 50-е - начеле 1960-х гг.

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Морозов, Николай Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Самара
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Народное образование и культурно-просветительные учреждения Среднего Поволжья в 50-е - начеле 1960-х гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Народное образование и культурно-просветительные учреждения Среднего Поволжья в 50-е - начеле 1960-х гг."

РГ'В од

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТБЯПйЯ ПЕДАГОШЕСКИЙ ИНСТИТУТ .' " .. ИМЕНИ В.В. КУЙБЫШЕВА

На правах рукописи

МОРОЗОВ Николай Александрович

НАРОДНОЕ 0ВРЛ30БАШВ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЗТИТШШКЫЕ ' УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 3 50-э - качало 1960-х гг.

Специальность 07.00,02 - Отечественная история

А в т эрэфарат диссертации на зсисканаэ учэной степени кандидата исторических наук

Самара - 1993

Работа выполнена на кчфедрэ отечественной истории Самарского государстдошюго педагогического икстигута та.В.Е.КуйЗыпева,

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

с.г.баш:

Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор Л ,а.тошШ ~ кандидат исторических наук,доцзнт Г.А.ШНЖОВ

Вэдущая организация - кафедра историк Отечества Самарского государственного экоиомкчвеюого института.

Зашита состоится " . фЛ^си&Я 1993 г. в час.

...........V /

на заседают специализированного совата К-11-э.17.01» Самарского государственного педагогического института ел. В.В.Куйбшгава / г,Самара, ул. Л.Толстого, 47, ауд.39 ./

С диссертацией можно ознакомиться б библиотеке Самарского государственного педагогического.института.

Адрес: 443043, г.Самара, ул. М.Горького, 65/67, корпус 1.

лр А (¿>

Автореферат разослан " " ^_ 1993 г.

Ученый секретарь спещ^йиайрозагшото сонета кандидат исторических наук, доцент '(ПЛлХи л : Е.Н.ШУЛЬГИН

Г ^ "Л

ОБЩЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Современная Россия, оказавшись перед лицом серьезного кризиса, поразившего вое области жизнедеятельности общества, мучительно трудно ищет ориентиры своего пути. Для успешного выхода из слоаиввейся ситуации, тсро— ме позитивного решения социально-экономических задач, необходимо кардинальное разреиение проблей, относящихся к духовной сфера - культуры и образования.

В этой связи, особую значимость приобретает изучение и осмысление уроков и итогов прошлого развития страна, в том числе, периода 50-х - начала 60-х годов нкнешнего столетия, когда серьезному реформированию были подвергнуты и культурная жизнь, и народное образованно. Анализ преобразований тех лет, прагда, не ■Доведенных до своего логического завершения, способен ответить на некоторые трудные вопроси о причинах сегодняшнего стремительного духовного "обнищания" людей и значительного снижения образовательного уровйя населения в целом.

Утвердившийся в послеоктябрьское время классовый подход и вопросам развитая культуры, да и образования, как единственно правильный, стал абсолютом, а нравственным в культуре стало все то, что служило делу борьбы. Эго дополнялось алпаратиз.-чшей культур Именно аппарат руководил тем, каюга идеи доляны продуцироваться, а какие - нет. Аппаратные чиновники от'культуры "знали", что взять из наследия прошлого, а что выбросить на свзлку нстори-.

Активное влияние идеологических структур на кул. суру а образование мотивировалось тем, что в новую жизнь вступает большая масса людей, и поэтому нутны ускоренные теши ликвидации ее прежнего культурного отчуждения. Но именно "забег" массы п культуру обернулся многими негативными момента;® как для самой культуры, так и для массы.

Такой критический подход вовсе ш означает замалчивания от- .

1 носительно высокого образовательного п кулх. урного потенциала, достигнутого страной в советскую эпоху. Датсе наоборот Иначе просто будет невозможно понять'и объяснить все те успехи, которые имел наш народ , а некоторые из .них имеет по сей день, в XX веке.

При изучении культуры общества, на любом отрезке времени, всегда встает вопрос о совокупности критериев, выражавших суть историко-культурного процесса. При этом в.лишш показателями являются на только создаваемые обществом культурные ценности, но средства и способы, возможности их распространения среди различных общественных слоев, а также изменения в содержании, характере и целях использования этих ценностей. Их же распространение осуществляется целым рядом институтов, которые образуют три группы: а/ систему народного образования; б/ систему средств массовой информации и пропаганды; в/ систему стационарных к передвижных культурно-просветительных учреждений - библиотек, клубов, музеев, театров, кинотеатров, концертных организаций и т.д.

Без конкретного анализа роли и места этих институтов в структуре государственного и партийного аппаратов, без изучения их эффективности и направлений деятельности, нельзя объективно оце-. лть и понять многих социально-экономических и политических процессов на различных этапах истории той или иной страна, общества, спрогнозировать их дальнейшее развитие.

• Выполнение такой задачи связано с определенными трудностями исследовательского характера. Одна из них в том, что сложившиеся в историографии отечественной культуры подходы не объясняют многих сложных аспектов в истории культурной жизни нашего общества и выходят не только за рамки уже сложившейся тематики историко—культурных исследований, но и не поддаются осмыслению и объяснению в рамках традиционных подходов. * Это ставит в повестку .дня необходимость решения ряда вопросов теоретического и методологического плана.

Объектом исследов ния является состояние и развитие материально-технической и кадровой баз школ, учреждений культурно-просветительной работы, анализ их форм работ по повышению образовательного и культурного уровней населения.Наряду с этим, проанализирована деятельность средст массовой информации, творческих организаций интеллигенции региона , их взаимоотношения с государственными и партийными органами власти.

Территориальные рамки исследования охватывают Пензенскую, Самарскую /Куйбышевскую / и Ульяновскую области Сред} го Поволжья. Этот выбор обусловлен не только чисто географическими мотивами, но и сложившимися тесны-

Вордюгов Г.А..Козлов В.А. Духовная жизнь советского общества как предмет историко-культурных исследований // Вопросы истории к историографии социалистической культуры.- М.,1987. С.29

ми связями во всех сферах общественной гаэта, экономическими и социально-культурными особенностями.

Хронологические рамки диссертации занимают период 50-1 - качала 1960-х годов. Это время вошло в историю страны как хрущевская "оттепель". Большинство исследователей ее начало о. носят к 1956 году, XX съезду ИКС. Автор нее разделяет точку зрения тех, кто считает, что "оттепель" началась сразу же после смерти Сталина, в 1952 году.*

Рассматриваемый этап характеризуется некоторой либерализацией общественной жизни, "переводом" духовности, культуры на более высокий уровень. Происходившие в культуре и ооществе процессы воспринимались в го врет как очистительная буря, которая должка была вымести и унести с собою все .гарое, отжившее.Крупномасштабные перемены не могли не затронуть и деятельности органов народного образования и культурно-просветительных учреждений. Начавшиеся в этих областях реформы сдерживались сохранивиейск практикой "остаточного принципа" их финансирования, мелочной опекой со стороны властных структур. Некоторые партийные и государственные органы, особенно на местах, видели свою гавную роль в строгом контроле идеологически несанкдаонированныг форм культурного поведения, квалифицируемого в моральном, эстетическом и социальном смысле как нечто сомнительное.В конечном итоге, силы созидания, на полужив достаточной поддержки, отступили. А это привело, в на-чалр 60-х годов, к краху "оттепели".

Историография проблемы. На изучение данной темы, как и всей отечественной истории советского периода в целом, большое влияние оказало постанг-злешэ ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий", принятое в 1956 году. На заседании Отделение истории Академии наук в 1957 г. било заявлено, что историки обязана придерживаться оценок основных процессов советской истории, данных в этом документе.С этих позиций освещалась и история культуры. Например, в вышедшей книге М.П.Кима "40 лет советской культуре" 2. г в .описании духовного процесса автор использовал формальный статистический подход. Остались в стороне духовные энности, смена фор- и методов познания

например: Бурлацкий Ф. После Сталина // Новый мир.1988. » 10. С.157,159,163.

Ким М.П. 40 лет советской культуры.- М.,1957 _ ;

природы, общества, человека. Наг упоминаний о рфупнейзих деятелях науки, литературы, искусства, чье творчество не укладывалось в официально признанные рамки.

Одной из первых работ 50-х гг.» посвященных изучению деятельности культурно-просветительных организаций страны, стала монография П.И.Кабанова.1 в ней автор показал процесс восстановления и развития сет» библиотек, клубов, средств масс зой информации в послевоенный период. Кроме этого, следует отметить работу ужа упоминавшегося М.П.Кима "Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР"в которой в монографическом плане была обоснована концепция истории культурной революции.

В 60-е годы исследование работы учреждений культпросвета и вопросов культурной революции получили дальнейшее развитие.3 В это же время появляется большое число работ о советской интеллигенции, 4 в самом общем виде ставится вопрос о проблемно-комплексном подходе в изучении отечественной культуры.5

Но в конечной итоге, не били раскрыты содержание и сущность духовных отношений. Изложение мелких несущественных деталей-скрывало господство официальной идеологии, негативные моменты в народном образовании. Искусстве. Количественные характеристики не давали ничего для понимания духовной атмосферы в стране. Все оценки основных достижений и неудач соответствовали выводам партийных органов.

%абанов П.И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР в послевоенный годы.-К.,1955 ' . *

лищо!*в'Сс2?Г''УК1С'Г155§КаЯ паРгия ~~ организатор культурной рево-

3£йноградов к. Деятельность культурно-просветительных учреждений в период восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистического общества Л946-1955 гг./-Харьков, 1569; Он же. Учение В.И.Лвнина о культурной революции .-Харьков.1961; Ильин В. Культурно-просветительная работа профсоюзов СССР.- Н.,1961 и др.

43ак Л.М. Проблема формирования советской интеллигенции в совре-. мениой историографии //История СССР. 1968 2; Из истории советской интеллигенции: Сб. статей,-М..1969: Ковалев С.м. Советская интеллигенция,- М..1960: Петров В.Т. Советская интеллигенция в годы семилетки /1959-1365 гг./:Дис, ... канд. ист. наук -- М..1965; Советская интеллигенция. История формирования и роста. 1917 - 1965 годы.- М.,1968 и др.

См.: Всесоюзное совещание историков.- М.,1964.

Разработкой вопросов развития средств : ассовой информации-, печати, функционирования музеев занимались э основном, на этом этапе, представители-профессионалы данных отраслей.* Их работы имеют нэ только узко специальный характер, но и вносят определенный вклад в историю отечественной культуры. Правда, в больиик-стве исследований этого направления можно заметить преобладание" статистического латрриала.над Анализом процессов культурной жизни страны в 50-е - начале 60-х гг.

Важным событием 70-х гг. явилось' признание комплексного подхода к проблемам развития культуры. Она стала пониматься не только как одна из четко ограниченных сфер общественной жнвни, но и как выражение духовной сущности человека, проявляющейся во всех областях его деятельности. Это позволило поднять на новый уровень обобщения традиционную "отраслевую" тематику.2 В эти же годы увидела свет оригинальная'хроника "Культурная жизнь в СССР" охватившая период 1917-1955 годов. В ней, в хронологическом поряд- . ке, изложены важнейшие события многообразной культурной жизни страны. Крот.га этого, особенностью этих лет при изучении ролл государственных и партийных органов в деле культурно-просветительной работы-было то, что историки, при всег многообразии культурного просветительства, старались подчеркнуть обязательный и даже решающий элемент политического просвещения, идеологической работы. 4.

На рубеже' конца 70-х - первой половины 80-х годов наметился крен в сторону исследования теоретических проблем отечественной культуры.

%априм р: Вопросы партийно-советской пс 1ати.-Л.,1967; Глейзер М. Радио и телевидение в СССР /1917-1963/. Даты и фак~ -.-М.,1963; Мишурис А.Д.,Кузнецов И.В. История партийной и советской печати .-№. ,1928; Очерки истории музейного дела в СССР // Труды НИИ Музееведения.'-Bin.fi- М.,1963 а др.

Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941.-М.,1988. С.З.

3

Культурна жизнь в СССР. 1917-1927.Хроника.-М.,1975; Культурная-жизнь в СССР.1928-1941. Хроника.-М.,1976; Культурная жизнь в СССР.1941-1950. 2роника.-М.,1977; Культурн л жизнь в СССР, 1951-1965. Хротс.л.- М., 1979.

^История культурно-просветительной раб.отн в СССР.-Харьков, 1970;

Сааченко А. История культурно-просветительной работы в СССР,- М.,1970; Культурно-просветительная работа в СССР.-М.,1974 я др.

Новые подходы к изучении истории советского общества, наметившиеся со второй половины 80-х годов, не могли еда затронуть вопросов развитая средней общеобразовательной еколы, ни собственно работы культурно-просветительных учреждений. В определенной f¿epe ото коснулось пока лишь оищих моментов функционирования культуры, ее роли в общественном развитии 1

Следует отметить и вклад ученых Среднего Поволжья в исследовании проблей народного образования и ку-гьтуршй низки. Иоркке работы по этим проблемам полаялись уже в 20-е годы? В них доминировало освецвкие тенуиах вопросов на публицистическом и обкесоцио-логическом уровне. 3 основном это били свидетельства очевидцев событиГ, их оценка и поникание тзкущих явлений и фактов культурной жизни, a не результат конкретно-исторического исследования процессов в этой сфере. КсточкиковоХ базой, как правило, была ведомственная статистика, общеизвестные документы, личные свидетельства и наблюдения авторов. Такая тенденция сохранялась практически до конца 40-х гг. Это наглядно прослеживается, например, в работах К.Я.Наякаина? К.А.Скворцсва4 к некоторых других*»

В 50-е годы MecTi.xie историка с-али более активно' обращаться к вопросам материально-технического обеспечения учреждений культуры, формам их работнЗ

На новый, более значительный качественный уровень, выходят дас сертацки, статьи, посвяценныа проблемам деятельности культпроо-Бвгучреадений региона на разных этапах истории, появившиеся в 60-е - 70- гг.Связано это было с расширением источниковой базы,

^Еяегодаик Философского общества СССР.1989-1990: Человек и человечество; духовные традиции г перспективы.^!. ,1990; Круглова Л. Социализм.Челивек.Культура.- М.,1990; Культура в советском обществе. Проблем и перспективы развития.-?,!., 1968.

^Некрасов Б.Н. Краткий очерк пятилетней работы Симбирского губернского отдела народного образования.-Симбирск, 1922; Полбишн Г. Десять лет хозяйственного и социально-культурного строительства Пензенской губернии.-Пенза,1928; Тизанов С.С.,Скворцов H.A. Ку-льтуркоа состояние Средневолжской области.-М.-Л.,1929.

3Наякшин К.Я. Ку.. дурное строительство в Куйбилевской области за 30 лег.-Куйбышев, 1947; ^Скворцо в H.A. Народное образование в Куйбышевской области.- Куйбышев,1950.

^Боевые помощники. Из опыта культурно-просветительных учреждений К. Мшввской об ласти.-Куйбышев, 1950; Забота об укреплении материальная базы: Сб. статей.-Куйбышев, 1355.

с обретением методологических основ анализа деятельности различных институтов культуры!

Во второй половине 80-х - начале SO-x п- появляются диссертационные исследования, в которых делается попытка ухода от слоившихся стереотипов в оценке деятельности в духовной сфере?

Но за пределами этих работ оказалась история развития культуры и образования Среднего Повохтья 50-х - начала 1950-х годов.

Цель исследования заключается в анализе и обобщения опыта работе органов народного образования, культурна--просветительных учрездений Среднего Поволжья в изучаемый период.

Цель диссертации, ее направленность предопределили постановку следующих задач исследования:

- анализ состояния материально-технической базы и кадрового эген-циала учреждений культуру, народного образования, средств массовой информации, творческих организаций интеллигенции;

- раскрыть эзолишго форм и методов работы данных институтов на разлит а эт. ах. в рамках г. учаемого периода;

- показать степень боелочсни- людей в культурах деятельность, их потребность в приобщении к духовнш ценностям;

- выявить причины негативных твлений в сфера культуры к образования; • .

- дать практические рекомендации по совершенствованию деятельности средней общеобразовательной школы, культурно-просветительных организаций.

','. етодологи ческой осново ':. дог 'ертп-чи-является пришп историзма, объективности и социального детерминизма. В качестве метода избран структурно-функциональный ан лз деятельности местных органов народного образования и культурно-просветительных учреждений.

%лргер Л.И. Культурное строительство на Средней Волге в годы первой пятилетки /1928-1932/: Автореф. дне. ... кадц.ист.наук.-- Куйбышев,1966; Кавлис A.A. Культурно-просветительская деятельность самарских профсоюзов'в восстановительный период /1921-1925 гг./ // Из истории Среднего Поволжья и Приуралья. ШИ. Т.115.-Куйбышев,1973; Слива А.И. Развитие материальной база культурно-просветительных учревдений Среднего Поволж z в годы семилетки /1959-1Э65 гг./ // Из истории Среднего Поволжья и Приуралья.- Куйбышев, 1974. Внп.4; Храмхова Я.П. .^у-тьтурно-ц—осветительные учревдекия • годи Великой Отечественно" войны // Из истории Среднего Поволжья и Приуралья.КПВ1.Науч.тр.Вып.2.-Куйбьг-

шев,1972. р

Кутейников И.А. Культурное строительство в Среднем Поволжье в первые послевоенные годы /1946-1950/:Автореф. дас. ... канд. ист. наук.- Куйбшев, 19S0 я др.

- IQ -

Источники. Базу диссертации составили опубликованные vi неопубликованные источники. К последним относятся те из hex, которые били обнаружены в 25 фондах 2-х центральных и 6-ти мг-vr-ных архивохранилищах страны. Большинство неопубликованных источников веодится в научный оборот впервые. Именно они явились основой для документального исследования поднятых проблем.

Значительную группу материалов составили фонды Центрального государственного архива /ЦГА / Российской Федерации /РФ/ и Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории /РВДЩЩИ/ - бывшего Центрального партийного архива /ИДА/ Института теории и истории социализма ЦК КПСС. В ЦГА РФ изучался фонд Министерства культуры республики, содержащий огромный фактичес кий и статистический материал по самым различным направления культурной жизни.

В фондах РЦЩЩМ были изучены документы встреч деятелей культуры и искусства с руководителями партии и государства, проходившие в конце 50-х - начале 60-х гг.

Наряду с этим, автором проанализированы документальные комплексы, сосредоточенные в государственных архивах Пензенской /ГАЛО/, Самарской /ГАСО/ и Ульяновской /ГАУО/ областей.Главным образом использовались отчеты, справки, сводные обзоры, доклады, составляемые для или в органах народного образования, кульвр-просветработы. Значительный интерес представляют материалы, рассказывавшие о фактах жалоб на работу школ, клубов, кинотеатров, библиотек и т.д. со стороны рядовых граждан.Это позволило более полно воссоздать не только картину культурной жизни того времени, но и почувствовать особый "калорит" той эпохи.

Ценная информация была почерпнута из бывших партийных архивов, а ныне Центров документации новейшей истории Пензенской /ЦЦНИЛО/, Самарской /ШШИСО/ и Ульяновской /ЩНИУО/ областей.Особенностью материалов их фондов является то, что в плане объективности они заметно отличаются от официальных партийных документов исследуемого периода- значительно конкретнее и много правдивее, чем, например, материалы газетных публикаций.

Составной частью диссертации явилось использование документальных,опубликованных сборников, по культурному развитию каждой из исследуемых областей региона, центральной и местной печати.

Научная новизна состоит в том, что автор на основе ранее не введенных в научный оборот источников стремится

исследовать актуальную проблему, не получившую освещения в исторической лигоратурэ. Используя комплексный подход, анализируется деятельность различных институтов культуры Среднего Поволжья в 50-е - начата 1960-х гг.

Практическая значимость диссертации. Фактический материал и выводы исследования могут быть использованы в раб'-^з различных учреждении культуры, при написании истории культурных преобразований в рампах региона, в лекционном курсе истории России, вузовских спецкурсах по истории культуры, краеведческой работе.

А п р о б а I и я работы. Основные положения исследования были изложены на всесоюзна научных конференциях по проблемах.! устной истории в стране /Киров, 1990 и 1991 годы/, на всесоюзной конференции молодых ученых по этнической истории и культура народов Советской страны /Омск, 1991 год/, а так же докладывались на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Ульяновского госяеданститута и,!. И.Н.Ульянова /1938 -- 1992 гг./. Список публикаций прилагается.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Соответственно целям и задачам диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Во введении диссертации обосновывается актуальность исследуемой темы, цель, задачи, новизна и научно-практическая значимость работы, характеризуется историография, методологическая основа и источниковедческая база.

В первом разделе "Состояние и развитие материально-технической и кадровой баз культурно-просветительных учреждений и органов народного образования" автор характеризует степень материальной и кадровой обеспеченности систем народило образования и культурно-просветительных учреждений Среднего'Поволжья.

К началу 50-х годов состояние материальной базы народного образования региона было весьма далеким до благоЬолучного. Так, в Куйбышевской области техническое состояние подавляющего числа.

гакол было 1файнз неудовлетворительным. Оа,сутствие1 в течение ряда лет должного и необходимого ремонта усугубило изноо зданий, катастрофически не хватало учебно-наглядных пособий} Расходы на народное образование хотя и были увеличены, но весьма незначительно. Например, в Ульяновской области 'в 1Э50 году они составили 38,1 млн. рублей по сравнению с 9,4 млн. в 1945 году? дт эффективного функционирования этой сферы выд8ляег.агх средств было явно недостаточно.

Сложным оставалось в первой половине 50-х гг. к положение с обеспеченность» вкол педагогическими кадрам.Особенно остго стоял во....ос об учителях с высшим педобразованием, Кз 10742 педагогов, работавших я 1953/54 учебном году е школах Куйбышевской области, только 1?иэ из них имели высшее образование, а 3240 -окончили учительский институт?

Серьезным препятствием для плодотворной работы учительства являлась их относительно невысокая зарплата, недостаточное внимание, в перрую очередь, <?: стороны местных вяас'.зй, к их жилшд-но-бытовчм цроблемам. А перспективы в этом плане были очень туманные. Так, на одном из заседаний Ульянове.'.ого облисполкома, состоявшемся в середине 1953 г., по поводу материального положения педагогов бг~о прямо сказано, что "изкрчить ситуацию к лучшему в ближайшее время вряд ли ?озкояно."4 ' Государство, не располагая возможностям;; решения этого вопроса в таком аспекте старалось в полной мере использовать моральные стимул: . Широко применялась практика ньгравдения учителей орденами, медалями, почетным грамотами и т.п.

Будучи многонациональным по составу населения. Среднее Поволжье имело свою специфику и в области образования, таторгч определялась, г эжде всего, наличием рглветвленной сети национальных школ. Это вызываю необходимость выпуска учебников на родном языке учащихся, подготовь./ национальных кадров для таких школ. С последним обстоятельством било особенно много трудностей. Дело в том, что учителей для национальных школ готовили в основном учебные заведения только автономных республик - Татарии, Чуваши, Мордовии и Башкирии. А их выпускники: не всегда горели желанием рг^отать в соседних областях. И этому бшш при-

*ГАСО.Ф.Р-400.0п.1.Д.860.Л.З,5.

2Родана В.И.Ленина.Якономико-стагистический сборник.-М.,1970.0.115 ЗГАС0.Ф.Р-40а.0п.3.д.103.* .60. 4ГАУОЖР-3038.0п.4.Д.662.Л.247.'

чины. Молодые учителя оказывались очень часто слабо подготовленными к работе в местных условиях, не всегда учитывали кацяонаяь-нмй характер и псхологию опита старших поколений. А это вызывало сложности в отношениях не только с учащимися, но и с их родителями.В 1953 году, несмотря на довольно солидный "десант" педа-гов в национальные школы Куйбьгаевской области, потребность в них была удовлетворена всего лишь на 70?.При этом педвузы некоторых .автономий направили сюда большое число русскоязычных выпускников, что не могло решить проблемы комплектований кадрами нацио-кальных школ}

Таким обра?^м, могло констатировать, что на протяжения цервой половины 50-х гг., несмотря на определенные меры центральных и местных властей, кардинальных изменений в лучшую сторону в развитии материальной базн школ и обеспечения их в полном объема квалифицированны?.»! учительскими кадрами не произошло.

Существенные сдвиги в решении этих вопросов наметились во второй половине этого десятилетия.Здесь свою положительную роль сыграло инициативное строительство, т.е. возведение школ за счет средств колхозов, совхозов, промышленных предприятий, различных учреждений. К концу 50-х годов значительно увеличилось число педагогов, имевших высшее образование.

В более худаем положении, по сравнению с народным образованием, находилась,в рассматриваемый период, система культпросветработнике характерными чертами были низкий профессиональный уровень работников, их высокая текучесть, особенно в сельской местности, слаоая материально-техническая база. Ярким подтверждением этого может слу::. материал обследования сельских утоаддений культуры Лестраьскто района Куйбыкевской области, проведенный в начало 60-х гг. "Зарплата клубньгл работникам, - говорится в нем, -выдается в последнюю о*орадь, на ремонт клубов, библиотек местные Советы ни какого г-чмання не обращают."2

Наметившийся со второй половины 50-х годов хост культурно-просветительных организаций в региона, все же не мог обеспечить имовшь..ся потребностей. В первую очередь это , юалось села. Многие населенные пункты не имели к библиотек, на клубов, до-» вольно редко посещали их и "кинопередвижки".

1ГАСО.Ф.Р-400.0п.З,Д.ЮЗ.Л.43-44.

2Ц1ШС0.Ф.6Я6.0п.81.Д.363.ЛЛ82-183.

Несколько лучше в этом плане обстояло дело в городах, где уже в кинотеатрах демонстрировались широкоформатные фильмы не только в вечернее, но а в дневное время.

Для улучшения дел с кадрами культработников, в областных центрах Среднего Поволтсья стали открываться культурно-просветительные школы.Кроме зтого, в начала 60-х годов была распространена практика работы на общественных началах в некоторых клубах, Ломах культуры. Мэра эта была вынужденная, связанная с большим дефицитом профессионалов в этой области, и просуществовала она не так долго.

Важным средством, призванным повысить информированность населения, поднять его культурный уровень, стало решение местных властей об организации студий телевидения. Одним из первых городов страны, где развернулось строительство телестудии, стал Куйбышев. В августе 1959 года Ульяновский телецентр проЕел свою первую передачу. А в июне 1958 года Пензенский облисполком принял решение об организации своей студии телевидения}

В самом пристальном внимании властей нуждались музеи и театры региона, которые являлись важным элементом в духовном развитии человека.Многие из них постоянно были озабочены поиском денег для нормальной работы, ютились в приспособленных помещениях. К примеру, Мэлекессиай колхозно-совхозный драматический театр Ульяновской области влачил довольно жалкое существование, т.к. почти ежегодно ему требовались солидные финансовые инъекции.2 В конце концов, из-за тяжелого финансового положения, отсутствия помощи, он прекратил свою деятельность. По этой же причине в середине 50-х гг. свернули своя работу некоторые музеи в Пензе и Ульяновске,

Тем самым,- порочный принцип "остаточного финансирования " культуры наносил непоправимый ущерб духовному развитию и самовер»-шенсгвованшо личности, способствовал распространению пошлости и бескультурья в обществе, заложил своеобразную ;."\шу замедяен-у кого действия. Она поражала и продолжает поражать душ людей. Только при полном отказе от данного принципа возможно улучшение положения дел не только в культуре, но и всех других областях человеческой жизнедеятельности.

Во втором разделе "Формы и содержание деяте-

1ГАПи.Ф.Р-2038.0п.1.Д.3531.Л.119. 2ГАУ0.Ф.Р-3049„Ол Л. Д.29.Л..268.

яьностн учреждений народного образования и культпросвета" автор рассмотрел вопросы работы школ по повышению общего образовательного уровня подрастающего поколения» формы и метс„ы деятельности учреждений культура в приобщении населения к овладению ценностями культуры, а также роль средств массовой информации в повседневной жизни человека, творческих союзов интеллигенции.

На протяжении всего исследуемого периода система школьного образования вынуждена бнла преодолевать серьезные препятствия на пути к более эффективной результативности в своей деятельности. Одной из главннх задач того времени было выполнение Закона о всеобуче, т.е. полном привлечении к получению образования детей школьного возраста. Реализация згой задачи была сопряжена с решением многих социальных вопросов, которые, однако, не входили в компетенцию органов народного образования.' В частности, некоторая часть детей не могла посещать школу из-за элементарной нехватки одезды, особенно в зимнее время, из-за болезней, необходимости работать, чтобы хоть как-то поддерживать сносное существование своей семьи. Разумеется, что в таких случаях, школа была бессильна.

Начиная со второй половины 50-х гг. проводились реформы в образовании, презде всего школьном. Они были нацелена на демократизацию обучения, на необходимость его "приземления" к касудным потребностям реальной жизни. Так, был введен практикум по сельскому хозяйству э сельских школах, получивший развитие путем создания при школах различных ученических бригад по производству сельскохозяйственной продукции. В Среднем ..овэлкье, как и по стране в целом, эта форма организации вдроко рекламировалась в средствах массовой информации.Кроме того, проводились различные • слеты и смотры учащихся, охваченных этой деятельностьа.Логическим завершением начатых преобразований должен был стать • принятый Верховным Советом СССР в конце 1958 г. Закон "Об укрепления связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в 1958 году". Этим законодательным актом предусматривалось, например, овладение ужа в школе несколькими рабочими профессиями.Но ужа через некоторое время в регионе претворение этого Закона в жизнь столкнулось с рядом трудностей, визваШнх во многом непродуманностью его. с точки зрения т.'.атеркадаю-тбЗс-нической обеспеченности. Поэтому не случайно, в начале 1951 Года, директор БорскоЯ средней школы Куйбышевской офгастя ^Зайцев на совещании в Министерстве просвещения РСФСР заявил4" йя

не учли в-этом деле одного очень важного факта: возможности материальной базы."1 Наряду с з.ткм, ряд новшеств реформы вводился слишком поспешно без учета местных особенностей. Все это вместе Езятое, а также изменение политической ситуации в стране, привели в середине 60-х гг. к свертыванию этой реформы.

Нельзя не отметить положительных моментов, связанных с ней, для Среднего Поволжья. Так, за время ее проведения Пензенская область осуществила переход к всеобщему семилетнему образовании. А вот полностью решить вопрос с привлечением к образованию детей школьного возраста не удалось даже к середине 60-х гг.

Более того, нерешенной оставалась и проблема неграмотности среди определенной части взрослого населения края.Решить ее только силами одной школы не представлялось возможным. Тогда к этому делу были подключены культурно-просветительные учреждения. Правда, результативность их работы была значительно ниже, чем акал. Оставался не до конца, решенным и вопрос, связанный с работой национальных шкал, которые по многим параметрам довольно серьезно отставали от русских школ.

Существенные изменения стала претерпевать и работа системы культурно-просветительных учреждений. В первую очередь это было продиктовано идеологическими мотива™, когда на них возлагалась обязанность, пропагандировать решения партийных и советских органов. Вместе с тем,стали появляться и новые формы работы непосредственно относящиеся к задачам культурного просветительства населения. Например, библиотекари Карсунского района Ульяновской области с целью привлечения большего числа читателей, использовали такие формы, как подворные обходы, книгоношество. Уже к середине 50-х гг. значительно выросло количество читателей, а в начале 60-х - библиотеки п преходят на удлиненный рабочий день и непрерывную рабочую наделю.

Активизируется деятельность' клубов и действующих при них раз^ личных кружков, более регулярно проводятся • смотры и конкурсы художественней самодеятельности. С 1956 года в областях Средней Волги стали проводиться районные и областные съезды работников культуры.

В целях активизации культурной жизни стала применяться прак-

1ГАСО.Ф.Р-400.0п.З.Д.941.Л.2-3.

тика шефства театров, концертных организаций над предприятиями, колхозами, совхозами. Участие профессиональных артистов заключалось в подготовка и проведении спектаклей, концертов силами самодеятельности. Анализ такой формы работы позволяет выявить как положительные, так и отрицательные моменты. К последним можно отнести то, что выступление артистов на "местах" не всегда способтвовало воплощению их творческих замыслов,были трудности, связанная! с определенными бытовыми неудобствами. В тоже время, приезда со спектаклями, концертами,, например, в сельскую местность, были для сельчан большим событием. Для многих из них это являлось ед .нственной возможностью приобщиться к высокому искусству.

Нужно признать очевидным факт того, что культура в целом была призвана играть роль не самостоятельного сачоорганизувдего фактора, а подчиненную тем задачам, которые были определены на рубеже 50-х - начала 60-х гг. Весьма рельефно это прослеживается в работе киносети того времени. На первом месте стояла задача пропаганды успехов страны в различных областях экономической деятельности. Этой цейи были посвящены многочисленные кинофестивали, смотры и т.п. Тем не менее, уже в конце 50-х годов появляется тенденция усиления интереса людей к художественному кино. В результате чего работа кинотеатров стала строиться по скользящему графику, чтобы полнее удовлетворить потребность зрителя в показе художественных фильмов.

На фоне периода "оттепели" в Среднем Поголжье растет активность творческой интеллигенции - писателей, поэтов, художников, музыкантов в осмыслении многих явлений истории страны, бывших ранее под строгим запретом власт й. К сожалению, многие попытки такого рода оказались нереализованными в силу того, что Уопека" командно-административной системы продолжала действовать, а вопрос взаимоотношения художника и власти остался нерешенным.

Исследуемый период характерен появлением новых профессиональных коллективов, которые стали играть, а некоторые и продолжают, . - важную роль в культурной жизни не только региона, но и страны в целом.Так, возникший в 1952 г. в Куйбышеве Волжский народный хор пройдя с честью трудный этап становления, превратился в ансамбль высокого профессионального мастерства его артистов.

Многие творческие коллективы работали не только над расширением своего репертуара, но и совершенствовали формы работы со зрителями. В начале 60-х гг. Куйбышевский драматический театр стал проводить на телевидении конференции по своим постановкам.

Г/iHoms его спектакли в записи стали показнвагьоя по телевидении.

Но культурная кизнь протекала не только в официальных формах и рамках.Многие учреждения культуры, приспосабливаясь к сравнительно невысокому эстетическому уровню массового потребителя, не яелялиоь центрами духовной жизни. Зто имело место как в городе4 так и в.селе. И тогда, особенно молодежь, создавала свои клубы, объединяясь в них по интересам. Первые такие объединения, дозае названные неформальными,появилась в Среднем Поволжье в начале 60-х гг. в Куйбышеве. В сельской же местности, например, в Ульяновской области, продолжали "функционировать" т.н. "кельи".Чаще' всего это были дока одиноких кителей, где собиралась молодежь для проведения своего свободного времени. Здесь пешг, играли, знакомилась.К сожалению, такие самодеятельные формы культурной деятельности не стали пред:/,атом заинтересованности ни работников культуры, ни властей. Более того, в городах такие "клубы" подвергались преследованию со стороны правоохранительных органов.

Думается, что в настоящее врем назрела необходимость возрождения истинно народных традиций в культуре, которые могли в полной мере способствовать духовному обновлению России.

В заключении изложены основные выводы и практические рекомендации по исследуемой теме.

По тем?- диссертации опубликованы следующие работы:

1.Морозов H.A. Некоторые аспекты изучения социалистической культуры. // Тезисы докладов научной конференции молодых ученых УГШ.-Ульяновск,1У88. С.10-11.

2. Морозов H.A. Возрождение устной историк - один из путей возрождения культуры. // Проблемы устной истории в СССР / Тезисы научной конференции 20-29 ноября 1989 г. в Кирове.-Киров, 1990. С.6-7, ,

3.Морозов H.A. О культурной традиции как одной из форм выраже-■ ния национального сам.опознания /на примере региона Среднего

Поволжья/ // Этническая история и культура народов Советской страны. Всесоюзная научная конференция молодых ученых: Тез. докладов.- Омск, 1991. С.182-183.

4.Морозов H.A. Восприятие сельскими жителями важнейших событий вн^ренней жизни страны 50-х - н.ачала 60-х гг. // Проблемы устной истории в СССР. Материалы второй научной конференции в г.Кирове. 14-15 мая 1991 года. - Киров,1991. С.67-70.