автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Народные предания в произведениях Раффи

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Манукян, Армен Левонович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Народные предания в произведениях Раффи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Народные предания в произведениях Раффи"

АКАДКМИЯ НАУК РКСПУЕГОКИ АРМКНИЯ М1СТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ имена М.АБКГЯНА

На правах рукописи !

у

МАНУКЯН Армен Левонович :

.УДК 891.981.09

НАРОДНЫЕ ПРИДАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РА«И

Специальность: 10.01.03 - Литература народов СССР

(армянская литература)

Автореферат дизсертацш: на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ереван - 1992 »

Работа выполнена в Институте литературы им. М.Абвгяна Академии наук Республики Арония.

Научный руководитель - член-корреспондент АИ РА, доктор филологических наук, ^професоор СлН.Саринян

Официальные оппонент: I. Доктор филологических наук З.Е.Аьетиоян '¿. Кандидат филологических наук С.П.Мурадян,

Ведущая организация - Армднокий педагогии а о кий инотитут им. Х.Абовяна D

Завдта диооертацш ооотоится "./У. ,"(pe.bpcuiuci 1992 г. " J4 " час. на заседании специализированного оовета Д 005 I0j по приоуадению ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы им. М.Абегяна АН РА Садрзо: 375015, Вре-ван-15, ул. Григор Лусаворича, 15).

С диссертацией поено ознакомиться в библиотеке Института литература им. М.Абегяна АН РА.

Автореферат разоолая "/3 " л л 1л л.? 1992 г.

Ученый секретарь специализированного оовета, кандидат йилологических наук

А.М.Еартанян

- 3 -

ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Акт,^альностъ_т8Ш. Е последнее десятилетия внимание лдтерату-роЕедоБ вое более и более привлекают те аЕторн, которые е сеоэм ТЕорчастЕе с наибольшей целостностью выявили феномен армянского национального духа, показали его место в истории нации и дали ориентиры его дальнейшей судьбы.

Сегодня .уже, когда о тЕорчестве кавдого из этих авторов имеется доеольно обширная литература, многие Еопросы подучили сеой отев-ты. Однако ряд еопросое все еще нуждается в исследования. Е частности, недостаточно внимания было уделено исследованию народных истоков теорчестеа классических писателей (Х.А6оеян, Рей», Ов.Ту-манян, Ав.Исаакян, В.Чаренц и др.). Нет сомнений, что любой крупный, подлинно национальный писатель станоЕится таковым также благодаря своим народным корням, анализ же их произведений без учета этого представляется неполным.

Крупный армянский писатель Ра$$и - один из тех авторов, в произведениях которого эти сеязй более чем очаЕидны. Он перЕКм в своих романах уделил большое место образцам национального фольклора, ъ частности, преданиям, и многие пришедшие ему на смену романисты в той или иной мере применили приемы, использованные в армянской литературе Епарьые Ра$р.

Разработанность темы. С конца 50-ых годов, когда начался но-еый этап е истории изучения теорчостеа о романисте я его

произведениях было написано множество статей, исследований и монографий, в которых нашли освещение я довольно обоснованный анализ многочисленные Еопрооы. Несмотря на это ряд вопросов остался либо полностью, либо частично непроясненным, неисследованным. Е их числе вопрос связи творчества Ра^фи и армянского устного народного творчества.

Многие из исследователей (А.Ганвланян, С.Саринлн, В.Петросян, А.Тертерян, З.Аветисян) обратили определенное внимание на этот вопрос и сделали некоторые интересные замечания.

Обобщая все сказанное по этому поводу в нескольких пунктах, можно отметить следующее:

1. Легендарное, мифическое рассматривается кал реальность, слитая о реальной кизныэ, выявляющая сущность этой кизнл.

2. Устное народное творчество (предания) рассматривается как документ, концентрирующий национальный склад народа.

- 4 -

3. Большое значение уделяется, преданиям о точки зрения отображения е них исторической правды..

ё§13ная_ноЕизна. В работе шерьые делается попытка более целостного анализа связи произведений Райи с народными преданиями, раскрытия их роли как в идейной системе, так и в структуре его романов, их глубокого влияния на созданные романистом многочисленные эпизоды, которые в плане историзма нисколько не уступают эпизодам, созданным на основе данных историков ("СамЕвл").

Подвергнуты многостороннему исследованию мастерское использование е исторических романах Ра^и ряда особенностей (портрет героя, диалоги, обстоятельное описание среды и т.д.) поэтики эпических жанров (эпос, миф, предание), а также вопрос использования в современных романах преданий е качестве аллегорий и создания собственных преданий.

ИССЛЕДОЕАННЫЙ МАТЕРИАЛ. При написании работы били использованы те многочисленные предания и иные сказы, которые широко представлены в романах Райфи и которые восходят к письменным (историки, Библия, различные сборники) и устным источникам, работы посея-щенные романисту и его творчеству, мнонество трудоЕ по истории армянской литературы и армянского народа, а также работы общетеоретического характера.

РЛетодологическую_осноБу. диссертационной работы составляют современные эстетические принципы исследования. Учтены е, ней достижения литературоведческой и историко-научной мысли как прошлого, так и последнего периода, помогающие более целостному выявлению места я роли преданий в романах Рэ|с[я.

Пщктическоа_значениа. Работа представляет собой первый опыт раскрытия народных истоков творчества одного из самых почитаемых армянских писателей. Она может быть полезной для дальнейших научных исследований, а такке в качестве учебного материала для лекций и спецкурсов о романах писателя.

Апробация_£аботы. Работа обсуждалась в отделе ноеой армянской литературы Института литературы АН РА. Бе основные положения отракены в тезисах докладов, прочитанных на республиканских научных сессиях.

Ст£у_кт££§_и_объ§м_£аботы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем ее 151 машинописная страница.

- 5 -

содершив

ВШШЩВ. Здесь обосноишзатся выбор темы, ее актуальность, отмечаются цель и научная новизна работы, дается краткий очерк истории исследования Еопроса.

~ "Романтизм и .устное народное, творчество". Одна из задач современного литературоведения - оценка романтизма и его традиций.

Евдающиеся представители романтизма создали сеой всеобъемлющий метод, который в каком-то смысле подыгокил лучшие черты предыдущих направлений. ГоЕоря о романтизме, следует заметить, что он был своего рода возвратам к естественности, к народному искусству. . Это происходило посредством использования сокровищ устного народного творчества,и в этом смысла фольклор послукил готовим материалом для многих романтических произведений. Подобное использование фольклорного материала было глубоко осознанны.! и преследовало конкретные цели. Дело не только в наивности и непосредственности этого материала (Н.Барковокий). Еанно здесь то, что использование фольклорных образцов (к примеру, преданий) придавало произведениям универсальный смысл я звучание. Используя м;:аы и предания с целью воскрешения прошлого, создания исторического колорита, предугадывания будущего,-выявления посредством изображения мифических времен и людей тех или иных сторон современной или будущей тезки, наиболее талантливые представители романтизма словно знали, что "величие и бессмертие искусства древней Греции в том, что оно дало художественные обобщения, содоркащие Ее ликую историческую правду, подняв их благодаря до общечеловеческой значимоотя" (И.Еолков).

Это качество присутствует и б поэтике армянского романтизма. С самого начала его возникновения армянские романтики обратилиоь к сокровищнице устного народного творчества. Барщиной армянского романтизма справедливо считается РЩй, который более всех среди армянских авторов прибегал к фольклору, и это не случайно. Будущий романист проникался любовью к устному народному творчеству о перних лат своей жизни, я по мере созревания я роста писателя эта любовь становилась все глубае и осознанней. По свидетельству aro биографов (Афтандилян, Гзбамачян), он с малых лет любил сказки, древние сказы, различные занимательные история и заставлял свою бабушку рассказывать их ему в долгие зимние вечера. Эти уольшанные

- 6 -

им б годы детства рассказы оказали впоследствии свое воздействие на его творчество.

Е 1874 году вышел в свет сборник Таре гика Срвандэтяна 'Троц и броц и.Давид Сасунекий или дверь Мгара". Е статье, написанной в 1875 году по поводу этой книги, Раффя дал ей очень высокую оценку, назвав ее полезной работой, поскольку помещенные в ней предания давали представление о первоначальной жизни армян с самых древних языческих времен. По Раффи, распространенные в народе эти предания, мифн, сказы и т.д. с успехом могут восполнить те пробелы армянской историографии, которые оставили наши историки.

Наряду с этой познавательной значимостью предания имеют огромное воспитательное значение. Прославляющие выдающихся лиц и события прошлого, связанные с различными топонимами или созданные по иным поводам эти истории способствовали углублению чувства патриотизма в лвдях и воспитанию их в духе самопожертвования. Именно такое воспитание получили многие из героев его романов. Самш характерным примером в зтом смысле является юный герой романа "Искры" Фахрад. Не случайно, что Аслан берет его в путешествие по Армении, знакомит с природой отечества и рассказывает ему множество преданий, связанных с различными топонимическими названиями. "Кто не знает своей родины, тот не может истинно любить ее", - писал Раффи.

РаЗфи фактически был первым в армянской литературе писателем, который понял все богатство и многообразие сюжетов и форм, привносимых преданиями, теоретически обосновал это в своих статьях и претворил практически в своих романах. Для него исходной является высказанная в вышеупомянутой статье та мысль, согласно которой литература любой нации приобретает национальный облик лишь тогда, когда она развивается на основе своих преданий. Эта мысль становится вдвойне справедливой в связи с историческими романами. По Раффи, для ооздания хорошего исторического романа свидетельств наших историков слишком мало, и именно национальные предания могут помочь автору исторического романа. Реальную, исторически правдивую картину жизни какой-либо эпохи можно выразительно и красочно представить посредством преданий, которые наряду о чертами национального характера народа оохраняют и достоверные свидетельства относительно важнейших событий я лиц национальной истории.

Необходимо подчеркнуть и то важное обстоятельство, что помимо использования народного творчества и, в особенности, преданий

- 7 -

и эпоса, Раффи такие испытал их глубокое воздействие.

Это становится очевидным при сравнении "Самвела" с его предыдущими романами. Е последнем романа романиста мы ветреем множество картин, созданных в стиле преданий и эпоса. Е диалс царя Шапуха и Парандзем, сцене пира, устроенной Тачатуи, в разговоре раненого Мерукана с посланцами и многих других эпизодах явственно ощущается дыхание народного слова и сказа.

"Исторический роман есть образ исторической жизни народа. Он изо-1 бражает, как н;ил и как действовал народ, изображает его быт и нра-■ бы, обычаи, умственные я нравственные качества, словом, представляет древнего человека в его подлинном первоначальном облика, который с течением Ереиекя изменился я был позабыт новым поколением".

Этот абзац из введения к "Самвелу" показывает, сколь четко представлял Рафр суть и роль исторического романа. Для написания хорошего исторического романа романисту недостаточно было таланта и яркого воображения, ему необходим был и богатый археологический материал. Раффи неоднократно выражал свое недовольство по поводу того, что в произведениях наиих историков еоесв отсутствует общественная и семейная жизнь народа, но наряду с этим он отмечал, что даже по этим дошедшим до нас незначительны!/ отрывкам можно составить частичное представление об исторической кизни армян. Романист здесь несомненно имел ввиду прежде Есего Пзвстоса Бюзанда. Дело в ■ том, что книга Бюзанда изобилует многочисленными преданиями и мифами, иными повествованиями, которые дают богатый исторический ма-Т8£иал для "Самвела". Для создания подобного широкого романного полотна романист нувдался в творческой свободе, а полная гипербол книга Бюзанда даЕала эту возможность свободного творчества - возможность создания полнокроеной картины эпохи путем сочетания народных преданий я исторических фактов. Раффя придержигался того мнения, что автор исторического романа во многих олучаях Еправв жертвовать исторической правдой во имя идейной правды.

В "Самвеле" (так ие, как я Б других исторических реданах) он в некоторых олучаях так и поступил, но в целом не превращая это в принцип, а стараясь сочетать выразительное народное повествование с историческими фактами. Правда, и предания оодержат исторические факты (вернее, в их основе лежат исторические факты), однако пред-отают они в них в более острой, драматической форме, что более

- 8 -

соответствовало стремлению романиста к созданию идейной правды.

В новейших исследованиях ТЕорчестьа отмечается еще од-

но обстоятельство. Используя народные повествования, Ра^и ужа тем самым .уделял большое место изображению наилучших черт национального облика народа - его патриотизма, свободолюбивого духа, способности к самопожертвованию к т.д. Одновременно решалась еще одна задача -. задача изображения киэни простого народа. Как видно из его исторических романов, Ра$аи удалось разрешить ее намного лучше, чем вызвавши в этом смысле его недовольство нашим историкам.

Не менее вакна структурная роль преданий. Исходя из того, каким образом использовал их романист, можно Еыделить два главных изобразительных принципа.

1. Приводя народные повествования неизмененными, порой, можно сказать, почти дословно, Ра^д'п тем самым обогащает созданные ем эпизода. Одновременно эти повествования содзркат достоверные £акты относительно политической, духовной, семейной, слогом, различных сторон жизни эпохи.

2, На оскоЕв преданий Раф|Е создает обширные фрагменты, которые, сохраняя в общих чертах сюжетные ч:ерты преданий, порой, однако, изрядно отклоняются от них в отдельных деталях. Если в перЕой книга "Самвела" Райи в основном руководствовался першд принципе«, то почти все без исключения главы второй и -третьей книг написаны по второму принципу. По этой причине эти части несут на сабе большую печать историчности, нежели первая часть.

Наряду с анализом преданий в соответствии с принципами их использования представляется удобным - во избежание возможной путаницы - группировать их по тематике и содержанию, выделяя, например, такие их разновидности,как политические, духовные, бытовые,предания, рассказывающие об убийствах и т.д.

Каждое из преданий, рассказывающих о политической жизни страны, приводится с определенной целью. Помимо представления прошлого они служат более глубокому пониканию настоящего посредством прошлого, выявлению какой-либо стороны характера героя, предугадыванию будущего на основе прошлого, а танке утьервдению какой-либо идеи автора.

Например, разобщенность нахараров, их центробежные устремления Ра$фи объясняет естественными условиями горной Армении. Для того, чтобы придать большую убедительность оказанному, Рв^фи в начале раздела "В скобках" приводит предания, которые доказывают эти

- 9 -

особенности армянской зимы я связываются с каким-либо царем и; иной исторической личностью.

Вообще героя в исторических романах Ра^йи часто вспоминаю-свое прошлое и его героев. Как хорошие, так и дурные примеры по;-лого имеют свое воспитательное значение, еот почему многие из героев сравнивают те или ишв ситуации с событиями прошлого, а себя - с героями прошлого, извлекая из этого сравнения какие-то важные выводы«

Е "Самвеле" приведены многочисленные предания о членах рода Мамиконянов, занимавших в 1У-У вв. должность спарапета и игравших огромную роль в политической жизни страны. Е исторический роман проникли дакз идущие от Бюзанда некоторые оттенки чрезмерного прославления отдельных представителей этого рода. Множество историй было сочинено, в особенности, о трех его героях - Еасаке, Музшге и Манвале, которые обильно представлены на страницах "Истории Армения" Бюзанда. Раффи такке уделил большое место преданиям о Еа--сака и Мушаге, ибо они ессьмэ соответствовали его тенденции - зе-кечь в читателях пламя патриотизма, что было очень необходимо в конце XIX Еека. А вышеупомянутые предания и были как раз подобными впечатляющими историями, рассказывающими о патриотизме,.самоотверженности и храбрости, преданности стране и царю.

Е исторических романах довольно много преданий об убийствах выдающихся деятелей. Смерть какой-либо примечательной личности без очевидной на то причины (в особенности, убийство) всегда давала повод для различных толкований. Сочинялись истории, которые в своем большинстЕе не содержали и крупицы правды. Но я они могут быть полезны, ибо из них многое можно извлечь относительно нравов эпохи. Например, в эпизоде убийства Айр Мардпета ннязам Шаваопом Арцрунл отразилось противоречие, существовавшее между светскими и духовными представителями - земельная борьба, которая по сути была борьбой за политическую власть.

Значительная часть национальных преданий имеет религиозную тематику. Е 1У в. в Армения действовали несколько выдающихся лиц армянской церкви, о которых написано множество историй, в первую очередь, самими церковнослужителями. Им приписывались разнообразные чудеса, в народе из уст в уста переходили истории о чудотворчестве и всесилии церкви. "История Армении" Бюзавда наводнена подобными сочинениями, большая часть которых не имеет никакой связи

- 10 -

о армянской действительностью.

Однако многие из этих преданий настолько связаны друг с другом и эпический элемент в них до того выделен, что Ст.Малхасян дал этому циклу общее название "Духовный роман". Герои его - известные отцы армянской церкви, а главный герой - католикос Нер-сео Великий. Помимо прославления христианской церкЕИ эти предания дают богатый фактический материал о внешних и внутренних отношениях Армении, ее нравах. Убийства армянских католикосов, которые объяснялись историками (Бюзавд) односторонне - дурными нравами царей, имели, по Раффи, более глубокую причину: "Еопрос был исключительно экономический, касался исключительно Еласти. Здесь состязались противоположные друг другу интересы церкви и государстЕа. Здесь состязались духовные и светские власти". Наилучший пример этого противостояния для романиста - убийство католикоса Нер-сеса Ееликого царем Папом. Для Рафр этот случай был Еполне логичен, поскольку католикос осуществлял программу благоустройства страны, которая должна была в результате превратить ее в большой монастырь (Раффи), что совершенно ослабило бы Еласть царя. Однако многие историки и филологи находят, что винить Папа в смерти Бер-сеса неверно, и делалось это со стороны духовных лиц с явным намерением ьызеэть в народе отрицательное отношение к Папу (Грант Ар-мен, Ст.Зорян и др.). Причина этого также ясна: юный церь начал весьма решительно укрощать разжиревшее церковное сословие. Так что романист на этом примере в какой-то мере абсолютизироьал идею борьбы духоеных и мирских правителей, тем более что он приводится в историографической части "СамЕела" - "Е скобках". И вообще как из деталей этого конфликта, так и иных отрывков раздела "Е скобках" (н примеру, преданий об епископе Иоанне) чувствуется, что в противоборстве Пап-Нерсес Раффи проявил излишнее доЕерие к Еюзанду и несвойственную ему - ео есяком случае в историографии - тенденциозность (будто бы Пап, к примеру, разрешал идолопоклонство).

Как уже было сказано, ео второй и третьей книгах "СамЕела" Раффи использоеэл предания по иному принципу: романист создал на основе их обширные фрагменты - так написаны почти все главы этих книг. Не случайно, что многие главы второй и третьей книг имеют эпиграфы из "Истории Армении" Бюзанда и "Истории Армении" Хорена-ци, в которых вкратце передается о событиях, происходящих в этих главах. Скудные, порой противоречивые сведения историков обретают

под пером романиста плоть и кровь и становятся художественными картинами, исполненными глубокой правды. На одном-деух примерах можно Епояне убедиться, что народное повествоЕание, использованное со стороны могучего таланта, способно достичь уроеня больиой исторической правды.

Е основе главы "Крепость Ануш" - ссылка царя Аслана Шапухом. Это событие и дальнейшая судьба Аршака представлены у историков по-разному. Хоренаци пишет, что армянокого царя арестовали персы, а Шапух сослал его е крепость Ануш, где он я покончил с собой.Ина-че описывает конец Аршака греческий историк 1У века Аммиан Ыарцел-лин. По его сведениям, Шапух приказал еыколоть глаза Аршаку, заковать в серебряные цепи и сослать в крепость Агабана, где он после многих мучений был убит. Однако Раффя основывался не на данных Аммиана (с книгой которого он, очевидно, и не был знаком, поскольку она была опубликована спустя 20 лет после его смерти - в 1908 году, на русском языке) или Хоренаци, а на тех.имещкх сильные эпические оттенки, преданиях,которые приводит Бюзанд. ОпусткЕ описание пленения Аршака и следующих за этил происшествий (испытание царя), Ра<Ми начинает с посещения его верного слуги Драстамата. Предание о разрешении на свидание Расйи приводит полностью. Но и данные Бюзанда он использовал не целиком, а лишь до того места, где рассказывается о том, что'сделал главный еецух е крепости Ануш. У историка трагическое состояние Аршака подчеркивается лишь одним предложением: 'Торе мне, Аршаку, откуда куда попал и до чего дожил!" У^Раффи это превратилось в целый монолог, в котором он не оставил ни одной мрачной краски для демонстрации коварства персов и трагедии Аршака. За этим следует долгая беседа с Драстаматом, которая еще более отягчает состояние царя. Но Раффи не торопится ставить точку. Приведенные у Бюзанда картина пира и ишэ подробности предания (самоубийство Аршака) в "Самвеле" не отражены. И судьба Аршака остается неопределенной, так же, как и дальнейшее состояние Нерсеса Ееликого на острове Патмос. Очевидно, что все это сделано не случайно, а с определенным намерением, "ото оъю перерыв а армянской истории и, кстати, роковой перерыв, после которого должны были развернуться дальнейшие события" (С.Сарянян).

Еще. больший интерес представляет глава "Аир Мардпат". Она сплошь написана на основа преданий (не считая иотории о принцео-сой Еормиздухт, которая есть плод воображения автора) и изобрака-

- 12 -

ет падение крепости Артагеро. Здесь укрепилась армянская царица Парандзем с I? тысячами людьми, и крепость надежно охранялась. Но на 14-м месяце второй осады б крепости начинается эпидемия, по словам Бюзанда, "кара небесная", которая в "СамЕеле" выступает в облике чумы, затем - голода. Есе гибнут, остаются лишь царица й ее две служанки (а также принцесса Вормиздухт). Далее, как сообщает Бюзанд, в крепость проникает через тайных вход Айр Мардпет, который сильно порицает Парандзем за содеянные Аршакуни злодеяния и убегает из крепости. Эти несколько предложений превращаются под пером Раффи в драматический диалог, в котором царица изображена как поборник могучей централизованной монархии и трона Аршакуни, а 0 Айр Мардпет - как типичный феодал с центробежными устремлениями, интересы которого попрал царь Аршак. После длительного спора Айр Мардпет удаляется из крепости, а на следующий день взламываются двери крепости и врываются персы. По Бюзанду, после небесной кары Парандзем сша открывает ДЕери. Так же, только без кары, происходит у Хоранаци: "Люди в крепости сдались добровольно, без сопротивления". Кажется, что это расхождение - лишь незначительная деталь, однако в гариаьте романиста она точнее характеризует Парандзем: царица борется до последней минуты.

Итак, Раффя принял (в основном) сведения Бюзанда. Аммиан же дает несколько иное описание падения Артагерса (именно оно принято современной армянской иоториографией и потому достойно упоминания). Согласно греческому историку, е окруженный Артагеро вошли деэ армянских нахарара-изменника - Глак и Артаван. Они пришли о тем, чтобы от имени Шапуха предложить царице сдаться. Однако вместо того, чтобы убедить Паравдзем, они сами убеждаются в необходимости соединиться с патриотами. Затем эти двое ведут армянские войска на персов, которые терпят поражение и обращаются, в бегство. Но за первой осадой следует вторая и крепость захватывается.

Е "СамЕеле" также крепость Артагерс завоевывается после второй осады. Первая осада, отступление Шапуха и ликование армян описаны в глаье. "Артагеро". Первый источник Раффя - Бюзанд об этой осаде не дает каких-либо сведений, у него лишь одна длительная осада. Романист сочинил первую осаду (так же, как и переставил во времени свидание Аршака с Драстаматом, победу Муиега при Тебрязе, гибель Амазаспуи и жестокости, совершенные Шапухом у Зарехавана. Есе это происходило после падения Артагерса). Будь Раффл знаком с

- 13 -

"Историей" Аммана, ок, пожалуй, предпочел бы тот интересный сюжет, который находим здесь. Предпочтение же, которое наши историки отдают греческому сюжету в плане исторической правды, еоесв не опро-гергает варианта Бюзанда, и в представленном е "СамЕеле"нрасочноу фрагменте историзм вряд ли пострадал.

Для раскрытия основных особенностей образа жизни, мышления, национального характера и психологии народа Еакную роль играют те предания и .мифы, которые сеязэны с явлениями природы, насаленными местностями я иными наименованиями, с осг-яшенными, ставши:,¡и реликвиями различными предметами, вообще, с той иди иной стороной быта народа. Трудно представить какой-либо народ, который на шел бы древних предании и ;,ш5ов, легенд и сказов о сЕоей стране и жлзня, начиная с самых стародавних времен. Кмешо в устном народном творчестве в наиболее чисто..) виде выступает национальный облик народа. Еот почему Радр, особенно в романах "Салби", "Искры", "Давид Бак", уделил такое большое внимание бытовш сказам. Их герои - язы-чбскио боги и богини, древние полуясторичвские - полумифические цари я царицы, освященные деятели христианской религии, лица, сЕвр-ыявшие г.о воле Бога разнообразные чудеса, а также удостоившиеся СЕоей деятельностью или необычным поведением славы (или презрения) народа. Особенность этих преданий в том, что они связаны с каким-либо местом - полем, горой, крепость», селом, рекой, родником, скалок, монастырем, часовней, остроиом. История народа тесно связана с та": страной, где он проживает. Проживая долгое время на какой-либо территории, народ оставляет там свои исторические падятники, многочисленные свидетельства, рассказывающие о его жизни. На езгляд РафТи, тот народ обладает жизнестойкостью, который создает, сохраняет и передает последующи поколениям эти памятники - свои материальные я духовные ценности. Еот что гоЕоркт романист устами своего героя Аслана: "Тот может печься о своем настоящем, кто не забывает своего прошлого. Посмотрите вокруг: каждая скала, кавдая разЕалина, каждый холи, каждый родник я ручеек расскажет нам что-нибудь из нашего самого отдаленного прошлого. И б этих историях вы узреете прошлое величие нашей страны я народа". Связываясь о на^ой-либо богиней, каким-либо богом, святым, царем, царицей, о именем какого-либо героя или чуда, даннвй топоним приобретает уже ценность исторического свидетельства,.сохраняя свое парвоотапенноа

- 14 -

раэъясилтельное-толковательное значение.

Источники использоЕанных Раффи подобных сказов как письменные, так и устные. Он обращается к книгам наших историографов, арменоЕедоЕ и историков, сборнику Срвандзтяна и др. Использовал он также многочисленные истории, услышанные и записанные им ео гремя сеоих путешествий. К П0ЕестЕ0Еаниям первого ряда можно причислить предания, рассказывающие о богине Астгик и поле Муш, родоначальнике Айке, Шамирам, царе. Артавазде, некоторых героях Библии и многие другие, ко второму ряду - предания о родниках Катнахпюр и Артасук, патриархе Акопе Мцбни, Григоре Нарекаци и другие.

Для исторического романа важное значение имеет правдивое, достоверное описание внешности и той среды, которая непосредственно связана с деятельностью этих лиц (одежда, местонительство, оружие, образ жизни). "Сшвел" в этом смысле предстает как вполне достоверный роман. Используя скудные сведения историкоЕ, некоторые данные _ Кнчичяна, Чаччяна, Алкшана и Нового словаря армянского языка, Раффи благодаря своей мощной фантазии дал блестящи описания внешности героев и среды их деятельности. По поводу "Сш-Еела" Арсен Тертерян заметил, что Раффя талантливо использоеэл одну из особенностей поэтики устного народного тЕорчестьа - канр портрета. Такие портреты, каковы, к примеру, описания еношности и одежды Самвела, Парандзем, Айр Мардпета и гонца Сурена, какутся правдоподобными да-'.е в сеоих самых незначительных деталях. Пожалуй, лишь е одном случае едва заметна романтическая тенденциозность: наделенный дьявольской сущностью Акр Мардпет представлен со столь не дьяеольско$, отталкиьающей внешностью. Ео Есех других случаях Рафои в сеоих описаниях нейтрален.

Романист .удиЕительно красочно и естестьенно изобразил характерные стороны быта средневековой знати, как например, празднест-Еа и состязания ('Торная княгиня"), пиршество ("Неудачный заговор") и охоту ("Лоеуики Арзкса"), Раффи учел каждую мелочь - орукяе, пищу, обряды, музыкальные инструменты и т.д., что во многом обусловило худокестЕенную и познавательную ценность романа.

Другой важнейшей особенностью романтизма яьляется то, что помимо использования готового фольклорного материала он создал свои собственные мифы, легендарные истории, б которых реальное и фантастическое тесно сплетены, и последнее имеет свою конкретную роль: оно служит опосредованному, зачастую аллегорическому вое-

созданию действительности. Еообще аллегория или аллегорическое мыа-ление - одна из характерных черт устного народного творчества. Оно Еыразялось не только в баснях и пословицах, но и в сказках, преданиях, мифах, сказах, даже в песнях., словом, едва ли можно найти какой-либо фольклорный жанр,, в котором в той или иной форме не присутствовала бы аллегория.

Наличие аллегории во многих преданиях и мифах зачастую становится причиной того, что они, не отличаясь от басен и фантастических рассказов, причисляются к ним. Однако наряду с многих сходными чертами содержащие аллегорию предания сохраняют свой жанровый облик, то есть свою этимологическую основу, сня сообщают исторические, географические, политические, религиозные, бытовые сведения, не имеют устойчивой формулы начала и конца, связаны с конкретными людьми и предметами и т.д. По этой причине отождествление их о вышеупомянутыми жанрами наверно.

Родоначальник врмякс.чой сморзссгреф:?. Хорвкеш, который в . своей "Истории Армении" упомянул и привел множество преданий и мифов, имел своеобразное отношение к ним. "Он считает народный роман-миф аллегорией, то есть, таким рассказом, в котором так же, как и в баснях под внешним материальным содержанием скрыто внутреннее содержание, реальное, важное" (Ст. Малхасян). Однако аллегория содержится не ю всех преданиях й мифах, а порой роль ее второстепенна-, несущественна.

В произведениях Раффи также встречаются многочисленные сказы, в которых заключена аллегория и-которые выполняют аллегорическую роль. Е соответствии с этим предания используются как аллегории деоякйм образом: I. используются предания, содержащие аллегорию, как например, предания об Артавазде, о Колесе судьбы и Мгере и иные подобные истории; 2, предание играет аллагорическую роль, с их помощью становится понятным или более понятным тот или иной фрагмент произведения, картина, часть, даже произведение в целом, как например, "Золотой петушок". В использовании преданий эта аллегорическая роль более Еажна, я порой ее выполняют даже предания, не содержащие аллегории.

Аллегорическое использование преданий брооается в глаза уже в первом романе Раффи "Салби". Здесь мы сталкиваемся с многочисленными фантастическими происшествиями, которые, хотя я играют в решении ршанных узлов отрицательную роль (например, спасение Салбй Хлвликом), тем не менее не так уж искажают картину реальной жяз-

ни.

Мифологическое мышление не было чуждо человеку ни е какие времена Си особенно ка зара истории человечества). Е его сознании реальное и фантастическое Еысгупают в сочетании, зачастую реальное скрывается под оболочкой фантастического и это процесс извечный, посколько вечен процесс познания человека и мира. "Еот почему сказочное, легендарное, мифическое не есть отдаленные от реальности ¿акты, а органически слитые с ней реалии, процесс жизни, структура мира" (С.Саринян). Так например, способность мастера Патроса лечить одержимых (реальность) и то, что дар этот получен от бесов (миф), иди сказочное рождение Рустама и Салби (миф) л их необычная, полная приключений жизнь (действительность).

Сказанное о микологическом мышлении Раффя было бы неполным без учета того обстоятельства, что романист создал в сьоих произведениях ряд образоЕ, которые oEoeíi меткостью, правдивости* и одновременно подчеркнутой тенденциозностью и сплетением в них реального и фантастического приближаются к древним преданиям я мж|ам. Еообщз одним из критериев величия автора исторических романов и приключенческого канра помимо непосредственного использования им народных преданий следует считать его умение создавать собстьенные мифы. Это явление, присущее развитой литература (У.Далгат), занимает большое место в романах Ра§фи. Он создал в "СамБале" многочисленные эпизоды по аналогии с некоторыми эпизодами исторических преданий и мифов, национального эпоса. Он поступил таким же образом со многими привычными, бытовыми случаями, явлениями, фактами, которые благодаря романтическим крайностям и острота описаний стали мифами, легендами (школа Тер-Тодика). .

Микологическое мышление выступает в многочисленных иных эпизодах, как например, в эпизоде борьбы групп Сархата против курдских разбойников в ущелье Сахкал-Тутан ("Дкаллаледдин"), в истории гибели семей охотника Аво и отца Каро - Мир Марто ("Искры"); истории хачагохоЕ и разбойничьего атамана Д калл ад а ("Дневник ха-чагоха") и др.

ЗАКЛЩЕЩК. Здесь подытожены результаты исследования я сдела-'ны основные выводы.

I. Использование фольклорного материала со стороны Раффи было глубоко осознано и преследовало определенные цели. Романист обосновал это использование в своих теоретических статьях, последовательно развивая ту мысль, что только литература, созданная на

основа национального (народного) материала может отразить характерные черты кязня этой нации.

2. Исходя из этой своей мысли, Рафс[и уделил в своих романах огромное место историческим преданиям, порой отдавая та предпочтение перед историческими йактами. Превосходя последние по своей художественности, они зачастую такие содержат достоверные исторические факты, тем самим полниитью опраЕДЫЕая Еыбор романиста.

3. Для более хсиеописного и достоверного представления среды деятельности героеЕ сеоих романов, их внешности, одеяды и вообще какой-либо стороны быта, Радфи широко использовал народные предания. Учет ко романистом кавдой мелочи, каждой детали еще более увеличивал худокестьенную и познавательную ценность его произье- -дений.

4. Помимо исторического источника и познавательной роли многие предания в рвдаках Раффи выполняют и аллегорическую роль. С их помощью автор выражает свою идею, тенденцию или разъясняет, делает понятными ЯЕления, события и происпествия. По аналогии с народными сказами Раффи создал и свои собственные мифы, и мифологичес-уое мышление те;.: самш.! стало одним из характерных элементов многих его произьедений.

5. Использование преданий в структурном плане также играет большую роль в системе создания образоЕ у Ра^ди. Е особенности в последнем романе "Самвел" яестезнно просматриваются деэ изобразительных принципа: I. приукрашивание собственного повествования путем непосредственного, почти дослоеного приведения преданий;

2. создание на основе преданий разьернутых эпизодов. Оба принципа романист применил с большим мастерством, отчего в огромной мера Еыиграли его исторические романы как е структурном, так и в идейном плане.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Ра^и и армянские народные предания. Тезисы докладов. Материалы 9-ой республиканской сессии молодых научных работников и аспирантов. Изд. АН РА, ВреЕан, 1988. - с.43.

2. "Княжества Хамсы" Раф|и как источник истории Арцаха. Тезисы докладов. Материалы X сессий молодых научных работников и аспирантов. Изд. АН РА, Ереван, 1990. - с.31-32.

3. Комментарии. Раффи. Собрание сочиьений в 12-ти томах, т.II, Ереван, 1991.

Тирах/ 00

Отпечатано ш ротапргнтном участке ЦНИОН АН Армении Адрес: Ереван-!, ул.Абовява,15.