автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Народные росписи по дереву на притоках Северной Двины (Уфтюга, Ракулка) конца XVIII-XX веков
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Алексеева, Ольга Викторовна
Введение
Глава I. История собирания и изучения центров уфтюгской и ракульской росписей
Глава 2. Истоки народных росписей на Сольвычегодской земле
Глава 3. Художественные центры росписи на р.Уфтюге
Глава 4. Художественный центр росписи на р.Ракулке
Глава 5. Своеобразие живописно-графической стилистики росписей Ракулки и Уфтюги и их место в общей классификации русских народных росписей
Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Алексеева, Ольга Викторовна
Русская крестьянская роспись постоянно привлекает интересы коллекционеров, исследователей искусства, художников различных стилевых направлений. Ее открывали, собирали, пытались осмыслить как явление не одно поколение знатоков национальной культуры. Процесс этот шел циклически: накапливался материал - шло его изучение; увеличивался круг известных памятников и исторических документов — следовало более тщательное их рассмотрение и обобщение. Сегодня народное творчество находится на том этапе исторического развития, когда многие явления - среди них и крестьянские росписи — уже закончили свое существование. В том, как мы поймем и оценим эти уникальные события, - важность сохранения самого главного - ценностных категорий, на которых держится любая культура. Невозможно искусственно остановить процесс умирания подлинной изобразительной стилистики отдельных уже угасших центров русской народной живописи, так как ушли многие факторы, сформировавшие их уникальный художественный язык. Некоторые, - а среди них и самый главный, - факторы останутся навсегда непонятыми, подтверждая «нелогичность» и «загадочность» их статуса как явления искусства. Другие же причины и события возможно выявить и описать, пока не ушло время, сохраняющее незримую связь и востребованность единых эстетических ценностей на различных этапах развития культуры.
Северная Двина и ее притоки представляют собой такой жизнеорганизующий фактор, повлекший на длительном отрезке развития русской истории возникновение крупных и мелких очагов народной традиционной культуры. Здесь сформировались одни из самых известных типов крестьянской живописи, в названии которых терминологически закрепилось их географическое происхождение: росписи -, шенкурская, северодвинская. Каждая из них имеет свой художественный язык, а северодвинская включает в себя несколько самостоятельных видов. В их число входят росписи Ракулки и Уфтюги - небольших притоков Северной Двины. В отличие от других видов северодвинской росписи - борецкой, пермогорской, нижнетоемской, так называемых «графических», - знаменитых своим обращением к сюжетным изображениям и совмещением их с растительным декором, ракульская и два типа уфтюгской росписи -это искусство, главным образом, мастеров растительной орнаментики с очень небольшим набором изобразительных мотивов. Это и ограничивало их популярность и широту подхода к изучению. Однако по своему многообразию вариантов воплощения единого художественного канона в каждом центре, тонкости средств образной выразительности, широте культурных традиций, которыми они питались, а также объему производства как промыслов и масштабам вовлеченности в общий культурологический процесс на разных этапах русской истории росписи на Ракулке и Уфтюге заслуживают самого пристального внимания исследователей. Их уникальная живописно-графическая стилистика, позволившая объединить эти центры в единой научной работе, является также одной из главных причин для обращения к этим очагам народных росписей, ранее разделявшихся терминологически только на «живописные» и «графические».
Таким образом, в задачи настоящего исследования входит восстановление наиболее полной картины развития этих центров росписи на базе изучения материала, накопленного более чем за
Заключение научной работыдиссертация на тему "Народные росписи по дереву на притоках Северной Двины (Уфтюга, Ракулка) конца XVIII-XX веков"
Заключение
Исследование центров народных росписей на Ракулке и Уфтюге показало, что эти явления представляют собой уникальный материал для осмысления крестьянской живописи как классические примеры традиционного народного искусства, получившие в трех различных вариантах полное и яркое выражение на протяжении своей истории существования: с конца XYIII - до середины XX вв. Они возникли на Сольвычегодской земле, богатой древними и разнообразными художественными традициями, связанными, в первую очередь, с искусством строгановских мастеров: золотного шитья, финифтяников, иконописцев и впитали на разных исторических этапах местную культуру и влияния, привнесенные колонизационными потоками. Они сформировались в неоднородной социальной среде крестьянства Подвинья, не знавшего крепостной зависимости, сочетавшей ортодоксальный подход в вопросах веры и старообрядческие убеждения. Наличие двух противоположных начал -способность творческого осмысления опыта предыдущих поколений и создания своих традиций и одновременно консерватизм, явившийся гарантом их сохранения - способствовали рождению и существованию на прибрежных северодвинских территориях уникальных художественных систем, выраженных в определенном, самобытном для каждого из трех исследуемых центров, изобразительном каноне и многообразии вариантов его исполнения.
Своеобразие ракульских и уфтюгских росписей на протяжении более чем столетия привлекало внимание многих поколений ценителей и знатоков русской национальной культуры, среди которых немало известных имен. Этот интерес сформировал уникальные коллекции росписей исследуемых центров в столичных и
120 провинциальных музеях и частных собраниях. Рассмотрение этого накопленного базового материала, а также сохранившихся документальных свидетельств позволило воссоздать картину становления и недолгого, с точки зрения общего культурологического процесса, существования, обозначить их значение как экономического явления и одновременно уникальных явлений народного искусства. Обращение к отдельным именам в истории промыслов, таким как Витязевы, А.Д. Кувакин, Дм. М. Новинский, В.В. Трапезников и др., позволяет выявить роль личностного начала в сохранении и развитии местных традиций на разных этапах ее существования и раскрывает дополнительные факторы, повлиявшие на возникновение новых изобразительных мотивов или целых тенденций в изобразительной системе каждого из исследуемых центров.
Своеобразный художественный язык, сложившийся в каждом из трех центров, уникален своей образной выразительностью различных пластов крестьянского мировоззрения и объединяется живописно-графической стилистикой, которая также имеет глубокие корни в традициях местного искусства: росписях сундуков, «усольских» эмалях. Она находит аналогии среди росписей других территорий, таких как Поволжье, и тем самым заслуживает отдельного терминологического статуса как сложившееся явление в системе стилистической классификации русских народных росписей.
121
Список научной литературыАлексеева, Ольга Викторовна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Арбат Ю.А. Путешествие за красотой. М., 1966. 184 е., 113 с. ил.
2. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. М., 1970. 199с.
3. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Л., 1988. 199 е., ил.
4. Барадулин В.А. Росписи по дереву и бересте на предприятиях Севера, Урала и Сибири и перспективы развития местных художественных традиций // Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера, Урала и Сибири. М., 1985. С.7-23.
5. Бернштам Т.А. Прялка в символическом контексте культуры (по русским памятникам в музеях) //Из культурного наследия народов Восточной Европы. Сб. Музея антропологии и этнографии, 45, СПб., 1992. С. 14-43.
6. Билибин И. Народное творчество Севера // Мир искусства, 1904, № 11. С. 303-318.
7. Билибин И. Остатки искусства в русской деревне // Журнал для всех, 1904, № 10. С. 608-618.
8. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия. М., 1910-1913.
9. Бобровницкая И.А. Об эмалях Оружейной палаты. К проблеме происхождения «Усольских эмалей» //Музей 4. М., 1983. С. 58-65.
10. Ю.Богуславская И.Я. Из истории коллекции народного искусства Русского музея // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Л., 1991. С. 413.
11. П.Богуславская И.Я. Северные сокровища. Архангельск, 1980. 80 с.149
12. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты. М, 1989. 192 с.
13. Бочаров Г, Выголов В. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983. 336 с.
14. Бударагин В.П. Пополнение Северодвинского собрания // ТОДРЛ. Т. 32. Л, 1977. С.272-274.
15. Бударагин В.П. Северодвинские находки // ТОДРЛ. Т. 29. Л, 1974. С. 356-358.
16. Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 2. Древнерусская народная литература и искусство. СПб, 1861. 429 с.
17. Василенко В.М. Избранные труды о народном творчестве XXX вв. М, 1974.293 с, ил.
18. Василенко В.М. Искусство русского севера// ДИ СССР, 1970, №7. С.11-16.
19. Введенский А.А. Иконные горницы у Строгановых в 16-17 вв. // Материалы по истории русского искусства. Т.1, Л, 1928. С. 55-56.
20. Верещагин В.В. На Северной Двине. По деревянным церквам. М, 1896. 121 с, 12 ил.
21. Вилинбахова Т, Пивоварова Н. Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова. СПб, 1996. 24 с.
22. Вишневская В.М. Возрождение традиций свободных кистевых росписей по дереву на новых предприятиях народных художественных промыслов // Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера, Урала и Сибири . М, 1985. С.24-42.
23. Вишневская В.М. Свободные кистевые росписи Русского Севера // Народное декоративно-прикладное искусство Русского Севера. Л, 1965. С. 3-9.
24. Вишневская В.М. Свободные кистевые росписи //Русское народное искусство Севера. Л, 1968. С. 7 18.15025 .Вишневская В.М. Туески с Верхней Уфтюги // ДИ СССР, 1960, № 1. С.15-16.
25. Волокитина О.Н. Мифологема «мировое дерево» в контексте крестьянского прикладного искусства Коми // Музей и краеведение. Труды Национального музея республики Коми. Вып. 1. Сыктывкар, 1997. С.12-16.
26. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М., 1972. 350 е., ил.
27. Восточные и европейские ткани в собрании Государственного Исторического музея. Без пагинации и б/г.
28. Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Каталог. Автор вступительной статьи и составитель каталога Г.А. Григорьева. Архангельск, 1999. 153 с.
29. Голубцов Н.А. Архангельский городской музей и его коллекции. Архангельск. 1913. 36 е., 2 ил.31 .Гра Е.А. Иконопись сольвычегодских «иконных горниц» Строгановых // Музей 4, М., 1983. С. 43 57.
30. Грибова J1.C. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. М, 1980. 237 с.
31. Грибова J1.C., Савельева Э.А. Народное искусство Коми. Сыктывкар, 1992. Без пагинации.
32. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. М., 1985. 158 е., ил.
33. Демин JI. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В.В. Верещагина. М., 1991. 373 е., ил.
34. Димитрий митрополит Ростовский и Ярославский. Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодны. М., 1824. 644 с.
35. Дунаев Б.И. Город Сольвычегодск. Историко-культурный очерк. Отдельный оттиск из 1-го и 3-го номеров журнала «Баян», 1914.16 е., 10 табл.151
36. Евдокимов И.В. Старинные красноборские печи.// Известия Вологодского о-ва изучения Северного края. Вып.2. Вологда, 1915.
37. Евдокимов И.В. Север в истории русского искусства. Вологда, 1921. 231 е., ил.
38. Ешкилев В.А. Город Сольвычегодск и памятники былой его культуры. Великий Устюг, 1926. 40 с.41 .Еще о церковных сторожах в старые годы // Прибавление к ВЕВ 1903, №5
39. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 1984. 175 с.
40. Жегалова С.К., Жижина С.Г., Попова З.П., Просвиркина С.К., Черняковская Ю.С. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967. 262 с.
41. Жегалова С.К., Жижина С.Г., Попова З.П., Черняховская Ю.С. Пряник, прялка, и птица Сирин. М., 1983. 192 е., ил.
42. Жижина С.Г. Северная резная береста// Русское художественное дерево. Труды ГИМ. Вып. 56. М., 1983. С. 83-116.
43. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XYI и XYII столетиях. Книга первая. Государев двор или дворец. М., 1990.312 с.
44. Иваницкий Н. Сольвычегодский крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность // Живая старина, 1898, № 1. С. 3-74
45. Иванова Н.Н., Митлянская Т.Б., Розова JI.K. Музей народного искусства. Путеводитель. М., 1972. 175 с.
46. Иванова Ю.Б. Кистевые росписи по дереву Вологодской губ. второй пол. Х1Х-нач. XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1993. 28 с.
47. Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л.,1987. 139 е., ил.
48. Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М., 1991. 176 с ил.
49. Каменская М.Н. Роспись по дереву // Русское декоративное искусство. Под ред. А.И. Леонова. Т. 1. М., 1962. С. 159-180.
50. Кленов М.В. Русская колонизация европейского северо-востока по материалам археологических исследований (Общее состояние проблемы) // Музей и краеведение. Тр. Национального музея республики Коми. Вып.1 . Сыктывкар, 1997. с. 24-32.
51. КолпаковаН.П. У золотых родников. Записки фольклориста. Л., 1975. 199с., ил.
52. Коровин К.А. На Севере диком.// Легенда о счастье. Проза и стихи русских художников. М., 1987. С.196-210.
53. Косарева М.Н. И.А. Гальнбек коллекционер, ученый, архитектор // Судьбы музейных коллекций. Материалы YII Царскосельской научной конференции, СПб., 2001. С. 318324.
54. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XYI и XYII столетиях. М., 1992. С.302.
55. Красный цвет в русском искусстве. Альбом. СПб., 1997. 185 с.
56. Круглова О.В. Жанровые росписи Русского Севера // Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. с. 196-204.153
57. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. М., 1987. 31 е., 126 ил.
58. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1974. 239 с.
59. Круглова О.В. Русские прялки. Каталог. Выставка из собрания Загорского музея. Чехов. 1971. 86 с.
60. Круглова О.В. Северодвинские находки //ДИ СССР. 1960, № 3. С.33-35.
61. Круглова О.В. Северодвинские росписи // Русское народное искусство Севера. JI.,1968. С. 19-33.
62. Кублицкий Г. Фритьоф Нансен. М., 1958. 336.
63. Кулешов А.Г. Деревянные дома Красноборского района. // Живая старина, 2000, № 2. С.52-53.
64. Макаренко Н. Искусство Древней Руси у Соли Вычегодской. Пг. Б/г 157 е., ил.
65. Максимов С.В. Год на Севере. М., 1890. 698 с.
66. Малкова О.А. Древнехранилище в Великом Устюге //«Бысть наУстюзе.». Вологда, 1993.
67. Мальцев Н.В. Народное искусство Верховажья (по материалам экспедиции Русского музея в Устьянский район Архангельской области). СПб., 1993. 24 с.
68. Мальцев Н.В., Мальцева О.Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Северной России 16-18 веков. СПб., 1998. 127 с.
69. Мальцев Н.В., Тарановская Н.В. Русские прялки. Каталог выставки из собрания ГРМ. Л., 1970. 64 е., ил.
70. Марушкова Н.А. Шемогодская прорезная береста (Эволюция художественных приемов вторая пол. 19-20 вв.)//Великий Устюг. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 253-293.
71. Мелкая и кустарно-ремесленная промышленность Северодвинской губернии в 1924-1925 гг. //Записки Северо154
72. Двинского о-ва изучения местного края. Вып.5. Великий Устюг, 1928.
73. Молотова JI.H. Е.А. Ляцкий и его деятельность в Этнографическом отделе Русского музея // Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (Х1Х-ХХ вв.). СПб., 1992. С. 14-25.
74. Молотова JI.H. Об одной группе вологодских головных уборов // Музей народного искусства и художественные промыслы. Сб. тр. НИИХП. Вып. 5. М., 1972. С. 286-294
75. Мотивы росписи туесков Верхней Уфтюги (Красноборский район, Архангельская область). Фотоальбом. М., 1958.
76. Мошина Т.А. О березе в материальной и духовной жизни Выговского общежительства (по памятникам старообрядчества и этнографическим материалам) // Старообрядчество. 1998, № 6. С. 75 -80.
77. Мудрова Н.А. Книжные вклады Строгановых второй пол. 16-нач.-18 вв. // Строгановы и Пермский край. Пермь, 1982. С. 57-67.
78. Народное искусство Севера. Открытые письма с зарисовками (в несколько красок) художественных кустарных изделий Северного Края. Работа художника М. Д. Ракова. Архангельск, 1925.
79. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.344 е., ил.
80. Некрасова М.А., Воронцова Е.И. Кистевые росписи Севера. Альбом в 3-х частях. М., 1969.840 церковных сторожах на Руси в старые годы //ВЕВ, 1900, № 14
81. Общий каталог Всесоюзной сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставки. М., 1923. 268 е., ил.86.0лтаржевский В.К. Первая сельскохозяйственная выставка в Москве. Воспоминания //Ежегодник Ин-та истории искусств, 1956. М., 1957. 254-280.155
82. Платонов С.Ф. Собрание сочинений по русской истории. Т.2 Прошлое русского Севера. СПб., 1994. 638 с.
83. Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969.127 с.
84. Поездки Вологодского епархиального миссионера в 1901 г.// Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям, 1902, № 15
85. Полунина В.Н. Одолень-трава. М., 1989. 142 е., ил.
86. Полунина В.Н. Росписи Уфтюги // ДИ СССР, 1986, № 8. С.38-43.
87. Пономарев В.А. История Черевковской волости. Рукопись.
88. Попова О.С. Русское народное искусство. Произведения из коллекции Музея народного искусства. М., 1972. 192 е., ил.
89. Порошина А. Первый директор.// Двинская правда. 1998, 26 июня
90. Работнова И.П., Вишневская В.М., Кожевникова JI.A. Народное искусство Архангельской области //Сб. тр. НИИХП. Вып. 1. М., 1962. С. 3 35.
91. Разина Т.М. Русская эмаль и скань. М., 1961. 36 е., 76 ил.
92. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970. 255 с.
93. Ракова М.М. Скульптор Михаил Дмитриевич Раков (18921971). М., 1992. 118 с.
94. Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Каталог выставки. Архангельск-Москва, 1995. 207 с.
95. Рупасов Н.Н. Коллекция прялок в Красноборском музее // Земля Красноборская. Архангельск. 1991. С. 59-61.
96. Русская деревянная посуда XYII-XX веков. Каталог выставки из собрания Государственного Исторического музея. М., 1981. Без пагинации.156
97. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Альбом. Редактор-составитель И .Я. Богуславская. J1, 1984. 288 с.
98. Русское народное искусство и его собиратели. К 55-летию Отдела народного искусства. Каталог выставки. СПб, 1993. 242 с.
99. Русское народное резное и расписное дерево в собрании Смоленского государственного объединенного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника. М, 1985. 232 с.
100. Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской. 13-18 вв. М, 1995. 436 с.
101. Савельев Ю.В. Старообрядчество в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии (по материалам отчетов миссионеров)//Сольвычегодская старина. Сыктывкар, 1993. С.36-48
102. Севан О. Роспись крестьянского дома// ДИ СССР, 1979, № 10. С. 17-20.
103. Северин Н.А. По Северной Двине. М, 1957. 309 с.
104. Симакова J1.A. Традиции народной архитектуры в Верхней Уфтюге // Земля Красноборская. Архангельск, 1991. С. 75-80.
105. Смирнова Э.С. О группе северодвинских икон XYI века // Культура и искусство Древней Руси. JI, 1967. С. 138-143.
106. Сорокатый В.М. Храмовая икона Успенского собора Великого Устюга // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М, 1989. С.181-193.
107. Соколов С, Томский И. Народное искусство Севера России, М, 1924. 8 с, 28 ил.157
108. Строгановский иконописный лицевой подлинник (конца XYI-XYII столетия). Печать с издания 1869 г. М., 1991. 214 е., ил.
109. Суворов Н. О церковных «трапезниках» или сторожах на Руси в старые годы // Прибавление к ВЕВ, 1888, № 4/5.
110. Суслов И.М. Эмаль // Русское декоративное искусство от древнейшего периода до XYIII в. Под ред. А.И. Леонова. Т.1. М., 1962. С. 375-396.
111. Такташова Л. Е. Мастера строгановской школы иконописи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, Л., 1981. 16 с.
112. Тарановская Н.В. Мастер и ученик.// Маленькие чудеса. Л., 1981. С. 52-61.
113. Тарановская Н.В. Народное искусства Архангельской области // Краткие сообщения Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, XXXYII, М., 1962. С. 26-38.
114. Тарановская Н.В. Новые данные о формировании северодвинских народных росписей // Страницы истории отечественного искусства. Вып. 2. Вторая половина XIX -начало XX века. СПб.,1993. С.59-67
115. Тарановская Н.В. О типах северной росписи на бытовых предметах// Доклад на YII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Москва, август 1964 г). М., 1964.9 с.
116. Тарановская Н.В. Редкий сюжет в народной росписи северодвинского типа // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Л., 1991, Сб. науч. тр. Под ред. И.Я. Богуславской. С. 29-39.
117. Тарановская Н.В. Мальцев Н.В. Русские прялки. Альбом. Л., 1970. 110 с.
118. Тарановская Н. В. Русские прялки. / ГРМ. Альманах. Вып. 7. СПб., 2001. Без пагинации.158
119. Томский И.И. По северу России. Путеводитель. Сольвычегодск. 1920. 232 с.
120. Тупицын С.И. Хроника земли Красноборской. с. Красноборск. 1998. 179 с.
121. Уколова М.Г. «Северодвинская роспись» в коллекции И.С Куликова. // Народная культура Русского Севера. Архангельск, 1997. С. 35-55.
122. Урюпина М.Д. Интерьерные росписи крестьянских домов Архангельской области (По материалам экспедиций в Красноборский и Устьянский районы) // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. 7, Вологда, 1999. С.90-95
123. Уханова И.Н. Книжная иллюстрация XYTII в. и памятники народного декоративно-прикладного искусства Русского Севера (Северная Двина)// Русское искусство первой четверти 18 в. Материалы и исследования. М., 1974. С. 210226.
124. Уханова И.Н. Народные ремесла Лесного края // Этнография народов СССР. Л., 1971. С. 94-109.
125. Уханова И.Н. Указ выговцев об изготовлении туесков.// ТОДРЛ. Т.31. Л., 1976. С. 94-389.
126. Федорова-Дылева Н.А. Северные русские крестьянские берестяные изделия // Этнография народов СССР, Л., 1971. С.110-122.
127. Федорова-Дылева Н.А. Способы украшения изделий из бересты у крестьян Русского Севера // Этнография народов Восточной Европы. Л., 1977. С.88-104.