автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Народные традиции в массовой музыке Казахстана (на примере творчества Н. Тлендиева)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Народные традиции в массовой музыке Казахстана (на примере творчества Н. Тлендиева)"
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ¿"ЗЬЕКИСТАИ ОШЩАпДРШ1 НАРОДОВ" 1ИУЧН(ШЯЩОМТЕШММ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ ИЫ.ШЗЦ ХАШ-ЗАДБ ШШ1
РГВ од
На правах рукописи УДК 73.01, 701,7
АЙТУАРОВА АЖАР ТОШБШНА
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ 0 МАССОВОЙ МУЗЫКЕ КАЗАХСТАНА УНЛ ПЯШЕРЗ ТВОРЧЕСТВА Н.ТЛЕНД1Ш\/
Специальность - 17.00.02 - "музыкальною искусство"
АВТОРЕФЕРАТ диссоруоции на соискание учёной степаш кандидата искусствоведения
Ташкент - 1993
Диссертация выполнена на кафедре гармонии и сольфеджио Алмаотинской Государственной консерватории имени Курмангазы Министерства культуры Республики Казахстан
Научны.! руководитель - кандидат искусствоведения,
профессор ЫУХЛЫБЕТОВА А.И.
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,
.. • профессор ЯН0&-ЯН0ВСКАЯ Н.С. -кандидат искусствоведения ЛБУЛГАЗИНА Г.К.
Ведущая организация - Ташкентская Государственная
консерватория нм.М.Ашрафи
г
Зашита состоится " 199^ г. в часов
на заседании Специализированного Совета Д.092.II.21 в научно-исследовательском институте искусствознания им.Хаызы Ммшстерства по делам культуры Республики Узбекистан.
Адрес: 700029, Ташкент-29, площадь Ыустакиллик 2
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке КИИ искусствознания им.Хамзы
Автореферат разослан " 1993 г. •
Учэный секретарь „
Специализированного Совета 'ШЛОВА К.Б
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В результате исторических социально-экономических преобразований XX в.в ийтгонаяшнх республиках началось строительство нового типа культур;, ориентированной на европейские нории музыкального мишоши. Динамика происшедших"кзиепонн? чривола к такому соотиокошиэ традиционного и прпвносонного,нового,при которой нскскшо народнар музикапыша традиции остались как Си "за боргом" всеобцого культурного развития. Носнотрл на повсо-ыоотное фяалечекио в пролзвэденаях крэгаеспоналыюй композятор-01:0.1 столы зяоаоптп пароднс-трсдагдиоппого музиколикт лзш;а к опору на нарсднио.образа, иуэикалшоо наслодло приобрело зна-чоипе па словах прпзнаваенохч» иашм, а па дало дискриминируемого явлении, вспомогательного материала для нового ксип^лиор-спого таорчоства.
Вопроси жо дальнейших порспоктиь развития традиционной культур!.! И НОБ-ЧХ СОШТО-КуЛЬТУРИиХ усл^'мплк долг:; о годи вообще но сгас:ув:сь. Профосоионаяьнов пнсьмошюо муэнкольноо искусство, оозда;шоо в нишоиалышх культур^"» нойию продуктом пос-топоииого развитии традиционного мивлонил и п результате роз-ксго окачка л Еаэртстано ¿бразопалол .р а з р и л козду но-чим типом культуры и традицконнии олуюатолон, продставллкпзкл-собой огроыпуа нассову» аудитории.
Причиной точу являлись но 'неграмотностт." и "нопроовэтган-ность" сл„аатолоГс публики к но "оторпшшость ксяпоэитэрсл от парода", как утворядалось во мпо^й критических статьях, а полное ноп'ГСманло д р о а л ь к « м культурник процоооам, прямо визгэЯствуицм на сопрсмошшкод. Слокпгдаяа.ч культурная ои-ту«ция стала ся«дотлном игнорирования вопросов яоторячоскоН
перспоктиш - в плана соогвотстют ноэих фрм. музыкального ес-кусотпа тради'цпо и н о Й, и г»'р о д .». о й культуро. общества, пошыаомой но только кшс набор яэикових средств» нс-пользопанпо которой должно било обослочИгь Еокаумагсацап, но • ВрООГ-ОТВОННОСГЬ с КОТОрОп ЮУро&шг-зь Си ЧОРСЗ цслоот!!КО ^Ор!.а! .
иаслэдованил духовного спита проел ого. Рочъ идог
0 аозкоянооти полноценного «йнкциогтропаамя в.соврсмопшг. оо-¡шо-культур'их условиях традиционного созналия со- Ьоом когииоя-сом духолних, оогопчоских, этичооккх цонкоотоП, о разнообразил яу той ссхрапоплл в развития народно л культур« и современном кпро, при яогорех 'удочлотло-ряякс ь духоошо нотро'биоо ш тродыеюнной слуиатояьояо'Д сроди, . традят$1оикого ЗООПрИЛТИЯ.
&:знь показала, что совраиэишо услозпя откюдь по укпч5о--тлта предиосилпн для долшойпоП адолавдя пар-одного с^зггшш» болоо того - произошла адавт ац«л:- трсдвдшпоП кул>*' ?уру з современной художественной ком:», Ь результате' которой в оо недрах были ролями н о в и о фор » и, хоторио п Еркзвани билл хюонслштть каторзчосгл образовавшая культурная вакуум*' : ' .
3 Казихстыш ато иолучкко еггаовурегекго з глубоко овособ-
1 Таи, в Узбскнотшш создатели .шеокохуяоаоеггтнпух ио-нодпйнах проазвБДпч:!й - баотокера - столп коболе о «о-. бглыю.1 чмт'л традаииоюгоЯ «узиксльасЛ культура, они сумели енэло штгрирозагь иоисчарпшаго реоурси ики-оналыюй ызкодиа к йнтоисддокеыо волнуя иооого врсно-тт. См.: ■Т.Гь^урбсгоэ.Твдлоокно рооурса цацгокалкюД • ып;:одил с ах пролсиленис в узбекской сосотокой нузане. - Тшзкеат, 198?. . "■'••:'
разной $opuo - а. с и и а о а о традагшюттй культура о «ПССООО-НОПуЯЯрмЯ cÇôpOÎt СОПрОМОШГОЙ музи!!!!, îï результате рО-• Л'иооь г.плотго, иходлщсо за рзмкя как Нарпдко!'. муз и к:;, т^';: oí---ccí33T!oí'. тю.могтг.та^^'ргг массопо-гтопуляр'.:!!-/: —
ров, куда обично относят эстрадно добыто it инструмог.тачь-üuo.co'iwíoiühi, лухппуи .музыку, йпрдой'о'кук) лирику, дхаз, a тл.;:-ко мэкдой пласт ро::-кулптура. СлодаТота overo нопат«ра1:ого иа-праслои::я n той, что cub' глубоко состкатотяуот запроса» соаро-ыешюго сл^.'атсяг, и роа';пзуо- пакш.'а оообопгспст£т
V ? п ;> !» il л о « ¡i о г '> V ¡i п a г я о р ч о о т i) a .
, СогдптоЛем ir cu'Wi-i лркхы продстаютолан дипгогс i;anpas~ лония стоя казахский композитор, д:«р,д:ор, кспЬл.втоль Hurraca Тлеидаоа ~ сопромошшн музиксит, а д о я т о л ь » о о г п üótopoTo op г а и я з у ß ц « il структуре«' а и с- V у п а о ? к а р ó д ¡i о - я ? о $ о г g г, о ~ к й л ь и « 2 s к п. : ■ т о о р ч a
туе moro композитора поополт^? гзаорх?» о ьаи ;tr¿:: о ."ïXi'Jcociioira^r.r.'o.^ ккгкпзягоро :n:c:.'.:0üi!0íí rparjnr.;^ ~ ou яикучгу: соцроиокное, «уашгашюо обрасимш::», я ого тцорча-ском Hopot'wo eoïfa опора, Шалоты., (опера "Золотио roí«", tí гг. о-"ДорсгоЛ другой", "OpvoKO", "Лккулар"), ¿гуза;-а к кгаойлль-upi, sxk*.vr.T::iooi.J»4 опоктпклта. Пзснпрояиуд jiböoü:. пркноала СЦУ Äoüüpocüo :í Qpj;ocv;".oii:ja яш, noo;r.i» .атклнагзчоаки одио-С ТТПрЗДПНЙЯ.
J К ДС1Я10КУ ИСЛРОЛЛО!!.''1 iJOÄl'O OTUOCTt! ТЩСЯО тсорчостпо к.кукиобокова еоолсдзшх и а ог.о^оияоотп его про-1.3[)йдо<й!л для OJÏîOSÏpa ¡i¡!gtriVi-'OiiVOa.
В творчество этого композитора воплотилась особая $орыа преемственности трэдцфюипой культуры, иразавдаясв по только в наследовании «узикалышх средств варазителыюстп (лад, иело-для, рити), ио а в близости худохаствотюго катода в тала ?аар-■■ зотва Являясь знатоком традиционного искусства <оп прекрасный домбрнот-вяртусз), Тландлов талантливо л ибпракуяяопно сго-тазврувт ценностпиа оторони *радацпо1тоЙ ыузикалыгоЙ культура о техническими в шразятолышин возможностями овропоЛскоП зи-стоии (оркестровав иногоголоопо, зламеити гарионвп,. полифонпв). В результата роадаатся фопомои, уникашшИ по своой сути: на^одниП у.ип аузиканг'а-про^асоя-' опала, п з л п га и К на " в о о р у а « к в о" д о о I и л о п л я качествонно и и о Й гудо-квогвопиок озотеыиил то х о • в р о и я оохраняюций в о. обо целостность традиционного музыкального пиалок п л .
Традптао'шосгь этого компизнтора выявляется как в деятельной аспекта (стакротизы создателя и .исполнителя, воспроизводства традациоигегх фарц иузикадыюП кочыуникацпз), так в в иузикалъно-язиковоы (прсдолжашш поавндах п шютруиенталышх традиций Саипречьл оо всей комплексом ледовых, фохмоойразуп-ких и синтаксических параметров).
В коначком итого данный тал творчества, квчаотввтш от-лнчаяоь как от анздешпгскога пшгравлзнпя, та!: в от градационной иузмкм, гаявляэт сосЗя посредством :ассово-разйпокга.елгиоЛ сфорл иузикаягиого иокуоотва. В творчество Тлокдиеаа произошел опнтаз нароьно-тгадтюнного с современной массовой офе^оИ
музыки. Унаследованные традиционные формула мало меняются в его сочинениях, однако ориентация на массовый тип музыкального сознания расставляет свои акценты, существенно прообразовтая пх звучание, а точнее - интонирование.
Б целом подчеркивается, что данное явление отражает современную ж и а- н ь традиции в о е новых формах. Исходя из вышеизложенного, акт^аль-ность■^ссладовакдя заключается,а'том, что оно дает понимание всяких процессов развития г^узнкаяшой культуры Казахстана, в ной впервые рассматриваются проблемы развгг.ия массовой музыки республики, осознаваемой в качестве глубоко важной сфера воздействия на общественное сознание, возможности формирования в ней особах типов синтеза европейского и восточного.
Долью иастрящдго_исйледрвания является рассмотрело определенного тина• .творчества в современной-культуре Ка?гхотьча> создатолем и ярким представителем котог' ~о с'.'ал казахский композитор Нургиса Тлендиев, ¿а основе комплексного анализа, чключающим как собственно музнкально-теоретическое эомнелаше, так и социокультурный, исторический и эстетический аспытл. За этим стоят и'болов перспективные задачи - понят£ и «мыслит:. с научно-теоретической точки зрения процессы, проис-годящие в современной культуре Казахстана, что глубоко важно уш реальной практики, насущных проблем развития современных гцио'нальннх культур.
Оонсиюй метояольгичвокой пооалкой поо;;ужияо учение Б./ла-(ьава о социальной детерминированности интонации, о слиянии ин-онпрования о единым социальным процеооом человеческой творче-кои деятельнооти. Комплексный характер изучения рассматривав-
мого феномена был обусловлен опорой на ценные методологические подходы, имеющиеся я трудах по фольклористике К.Квитки, В.Еусе-ва, И.Земцовского, И.Мадиовокого, Э.Алекоеева и др., в работах, посвященных проблемам функционирования музыкального искусства' в куль:уре сегодняшнего дня (А.Сохора, В.Зада, В.Конен, Н.Янов-Яновской, И.Земзаре и др.). Весьма плодотворными оказались для настоящего диссертационного исследования концепции В.Дукова и Е.Чередниченко, а также методика целостного анализа, разработанная Л.Мазелем, В.Иукгерыаном, В.Боброве дм и, наконец, выявление традиционных основ творчества Тлондиева стало возможным благодаря достижениям казахстанского музыкознания - исследований А.Еубанова, Б.Ерзаковича, Б.Сарыбаева, П.Аравина, А.Байгаски-ной, Б.Ачанова» А.Мухембетовой, С.Елемановой, БЛМкадяыовоС, Б.Каракулова, Х.Еузбасова, С.Кузембаевой, А.Темнрбековой, ?.!.Ахматовой, К.Кириной, А.КунанбаевоЙ, И.Коаабекова, Б.Кскумбаевой, 'С.УтегалиевоЙ, П.Шегебаев.., Г.Омаровой, С.Рзшборгеновой п др.
Научная новизна исследования; заюшчается в том, что автором впервые:
а) выявляется особый тип взаимодействия западной и восточной культур, Ьснованный на преемственности не только средств шразитьльности во сточной культура, а самого синкретического типа творчества со всем комплексом духовных, зстстичесних, коммуникативных ценностей и даотся описание -этого процесса в Казахстане на примере творчества 'Епендиева;
б) дается классификация* массовой музыкальной культуры Казахстана;
в) рассматривается феномен массовой музыки в аспекте сравнения с традиционно** музыкальной культурой, выводятся черты
типологической общности эти- сфер (л общетеоретическом освещении) , ставши основой для сиптоза массового ^народного, осу- __ щестзлешюго а творчество Тлендкева;
г) выявляется п анализируется найдоптгип Тлсшдполам плодотворный путь формирования национальной массовой музккн чороз трансформации градационных иузшнш;шх жанров;
■д) дается характеристика жанра "кюй для оркестра народных инструментов" к, покойся, ьпорШо
е) анализируется творчество современного казахского' композитора *з единстве социальных, эстетических, сутубо музыкальных характеристик.
• послюнили песни и оркостровие пре-
изводеп.тя Тлендисва, изданные я сборниках: "Алатау" (Алмр-Лта: Жазушч, 1Э?Я), "Кустар они" (Ллма-Ат;: "•гяын, 2978), н :0 саятанати" (Адуа-Лта: Опор, ХЗоО), п::.с "м; и гапкси оркестра. "Отрар саз»". диев:ыколж> записи ли««</х босед с композитор«-;'.;.
Гракгкческое значение. Выводы >,, .ерт:.дш! стали основой для методических разработок з^м "Массовая музыка Казахстана"»
г-
"Творчество Н.ТлеидчоРл", "Оркостр казахских народных инструментов. и его место в современной культура Казахстана", "Развитие яанра "кой" в форяох совреыокного оркзогрозого исполггтоль-стад,"». всиользувадх. в иалохщзд арзая аззороа а курсэ ¿<азах~ ской музыки для арздних и шошх музыкальных заведений. Результаты иослойовшшя кох^т оказаться полозгшмл для дирикэров оркестров казахских гкфодаи:: киотрушгтод;, ягмяозлюров и и-зр«.-яптияов, райояздк з одласта массовой мугнка, Материал« два---зертоцип аклотвтн в уче^чак историй казахской музики (раздоя
"Совеющий период"). .
Апробация работы. Основные теоретические положения днс-оертации были апробированы на межреспубликанской научно-прав- . тической конференции "Проблемы бытования и изучения музыкальных инструментов" в г.Алма-Ате*(февраль 1988 г.), Всесоюзных "Беляевских чтениях-90" в г.Ташкенте (февраль 1990 г.), Всесоюзной научно-практической конференции "А.В.Затаеаич и проблемы современного этномузыкознания" в г.Алма-Ате (апрель 1990г.), Работа обсуждена не. расширенном заседании кефедры гармонии и сольфеджио Алма-Атинской государственной консерватории им.Кур-ыангаза.
Структура работы. В соответствии о выдвинутыми задачами работа ооотоит из введения, 4-х глав, заключения, нотного п^лложения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕШНИЕ РАБОТЫ
Во введерии.обоснивывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, методика исследования.
I глава - "Массовое музыкальное искусство как явление довременной культуры" - подразделяется на три раздела:
а) Феномен массовой музыки в современной культуре,
б) Генезис массовой иузыки Казахстана.
в) Особенности массовой музыкальной культуры Казахстана.
Автор опирается на труда исследователей (Н.Янов-Яноаской, В.Конен, Т.Чередниченко и др.)! которые рассматривают современную культуру как взаимодействие трех принципиально самостоятельны* сфер: традиционной системы (фольклор и устио-профео-
сиснальное творчество), академического, профессионального композиторского творчества и маосово-развлекательнах жанров (^третий тип куль-уры" или "третий пласт").
Соотношение традиционной музыки с академическими жанрами довольно часто является предметом теоретических исследований и ЙйокуоозЙ» Поскольку проблема "национального и интернационального" в национальных композиторских школах до сих пор, по мнению диссертанта, не решена, эта взаимосвязь надолго останется одним из актуальных к лючэвих вопросов современности.
Б центре внимания ечтора - взаимодействие двух других художественных систем, не полупившее ослешэнетя в литературе - народной и и л о о и в о -развлекательной . Феномен "развлекательной субкультуры" рассматривается с'позиций ¡к> только серьезно- ¡¿>5ес-сионаадмх капров, по и традиинотг й мусыки и посредством такого, сравнительного анализа, предпрпята лопатка установить спеднфпо иалоиссяодовашюй области современной культуры з ой-щетборотическом освещении»
I посматривая гоковвие каракгеоше для массово-рачвлзкатчь-ней сфер« хюммуш'дционцие формы (звукозапись, массовое тиражирование, вовлеченность з якояв^шчбекио отоояяшя - яоммерчеекпй фактрр и др.)» ав'.зр остюпиое мшиалво ¿дояяат анализу соцвань-ьо-эстетпеских параметров этой области современной музыки в цх сравнения о пародией ьтгккалыгой культурой. В рэоуль-?ота яослэдовшшя вздвяжгаеяг ряд иполоютзокяга: зсоЗетюссэй» общи;: как для Ф&яытаяа* газ я дчй раэг -.огатадьиаЗ субкультур«. Сродп ¡кг:
а) "йоляввишйоеэгь э оиогейа народней *.уль*урм и "маооо-
вооть" в современной маооовой;
б) устность как форма бытования (в песенном жанре.это вы-ражаетоя в возможности мгновенной, бесписьменной формы воспроизведения; в инструментальной, эстрадно-оркестровой музыке -7
в направленности на особую пропеваемость, мелодичнооть и легкость восприятия - иначе говоря - на законы устного типа мышления) ;
в) наличие прикладных функций, совмещение художественных и нехудожественных функций (внутриоиттативность);
г) повышынная "общительность" (это качество неразрывно связано о предыдущими). При этом отмечается, что если в системе народной культура можно говорить о "музыке внутри общения", то в сфере массовой музыки это скорее "общение внутри музыки". И, наконец, автор проводит параллель между такими понятиями как формульнооть в фольклоре и стереотипность интонаций в массовой музыке.
В разделе "Генезио массовой музыки Казахстана" раскрываются генетические предпосылки возникновения маосово-развлека-тельных жанров в Казахстане. В традиционной культуре казахов наблгчалооь разделение музыкальных жанров на бытовую и надбы-товую сферы, разнонаправленные по своей функциональности, социальной предназначеннооти. Опираюсь на гипотезу коммуникационного деления музыкальных жанров, предложенную Луковым Е., диссертант выделяет народные музыкальные жанры, больше связанные о музыкой .как формой общения (профессиональный пласт пеоенного и инструментального творчества, эпические жанры) и жанры, в которых преобладают функции музыки как средства общения (обрядовый и необрядовый фольклор,
каиы-айтысы). Последние и являются, по мнению дисоертанта, истоками современных массово-развлекательных канров._______________— -
В целом генетические корта массово-оытово4. музыки в Казахстане раскрываются в двух параметрах. С одной стороны, они воо-ходят к бытовой сфера музыкальной традиционной куль тури, реализующей функции музыкального искусства прежде всего как средства общения. С другой - они связаны о развлекательной функцией традиционных жанров, имеющей место как в фольклорной пласте, так и в уотно-профессислальном творчестве (искусство салов и серэ, кюйши, народных фО!усников, кукольников, дрессировщиков).
Раздел "Особенности массовой музыкальной культуры Казахстана" - основан на раскрытии отруктуры массово- юпулярной об- . ласти современной музыкальной культуры Казахстана. Автором уточняются понятия - "массовая музыка" и "массовая музыкальная культура". Под массовой музыкой подразумевается профессиональная форма 1 зорчеотва, ориентированна на массовый ("облегченный") тип восприятия, устнооть мышления, использующая арсенал "европеизированных" форм исполнительства (инструментарий "с афонического" типа или эотрадаого - электроинструменты, ударные и др., ансемблевое, оркестровое много"-голоыю, элементы гармонии, полифонии) л реализующая развлекательные, компенсаторные и коммуникативные функции музыкального иокуоотва.
Другеэ понятие - "маооовая музыкальная культура" - несколько шире первого, оно включает и непрофессиональные, не-
спг'шализированные формы твор чества, характеризующие нароло-масоов е творчеотво индивидуумов.
Отмочая ¡еоднорг дный и постоянно меняющийся характер мае-
совой музыкальной культура республики, диссертант разграничивает три ее направления. В первое отражаются главные стилевые модели современной популярной музыки - рок, джаз, песенный шлягер, эстрадные легкие оркестровые пьеса. Другое направление автор связывает с развитием аанра массовой песни (пеони-марши М.Тулебаева, Л.Хамиди, песни-вальсы Л.Хампди - как начало песенной традиции такого типа и их продолжение в современном композиторском (творчестве С.Еайтерэкова, Ш.Каядаякова, 2.Туякбае-ва, Е.Хаоангалиева i. др.).
К тпетьегзу направлению массовой музыкальной культуры Казахстана причисляются произведения самодеятельных авторов и, в частности, любительский пласт, продолжающий линию традиционного искусства в современных условиях и характеризующий современные формы бытования народных музыкальных традиций (творчество К.Коразбаева, ИДаканова, Д.Ракшева). Законы , массово-развлекательной офери сыграли, по мнению автора, не последнюю роль в присутствии в интонациях самодеятельных пасен чувственно-сентиментального начала, в тонально-гармонических соотношениях структуры и регулярности ритмики, квадратности, в образовании 'новых исполнительских форм, ранее не бытовавших в казахской музыке - трехголосного пения, семейных фольклорных аноамблей, в которых поют и играют совместно взрослые и дети (в традиционной культуре, как известно, отношения между разными возраотными группами имели строго регламентированный характер) .
Итак, в первой главе рассматривается феномен массовой музыки в аспекте сравнения с народной музыкальной системой, выводится типологическая общность этих двух сфер (в общетеоретическом освещении), ставшая основой для синтеза мае-
{. . . сового п народного, осуществленного в творчестве Н.Т"ендиева;
обнаруживается и&тичио в традиционной культура казахов ганекг-~ чослих предпосылок" (истоков) Д'Я формяроваття национальной массовой музыки; отмечается разнородность современной массовой му-вгчальной культуры Казахстана, ее европзиаированный характер и подчеркивается неизбежность влияния массовой развлекательной области на развитее современных форм народного творчества (любительство). До мнению диссертанта в современной массовой йуяыура республики остается' о ц а до конца не раскрытыми неограниченные потенциальные возможности для развития национальной массовой м 'у -з.ы к и , имеющиеся в традиционной „культуре.
Е£-Л1£12£££1Ш11 - автсч анализирует причины популярности музыки Тлендиева на основе изучения соцко-культуриого контокста данного типа творчества, раскрывается эстетика, формулируются особенности ого стиля через призму сравкегшя с традиционной культурой казахов и оовременной массово-развлекательной музилой.
Раздел "Социс-культурный контекст творчества Н.Тлендиева" выявляет социальные предпосылки необычайной популярности рассматриваемого типа творчества. Б 70-80—х годах в Казахстане олокилась обстановка повышенного интереса широких масс к традиционным ценностям прошлого и творчество Тлендиева стало свое-' образным отаотом на социальный заказ.
Несмотря на то, что отиль его музыки выходит за рамки традиционных средств и является качественно иным явченис.; чем
фольклор и устный профессионализм, творчество этого композитора, как показало анкетирование, прямо связывалось с возрождением народного искусства, вотреча с его музыкой в кассовой сознании приравнивалась к встрече о казахской народной музыкой.
Социальная значимость данного типа творчества раскрывается и в другом ключе, а именно - в его связи о проблемами урбанизации. МасооЕая музыкальная культура, приобретающая в современных социо-культурных условиях городской среда значение "регулятора" эмоциональной жизни общеотва, "обслужиэает" самые различные социальные, возрастные, национальные слушательоьие группы. Вместе о тем "за бортом" ее влияния оказывается гот тип национального лушателя, который сформировался в иной социально-культурной среде - в ауле, где еще сохранились элемента традиционного музыкального времяпроЕЭЖдени.?.
Искусство Тлендиева несет на себе функции, которые выполняла народная система и, более того, воополняет неудовлетворенные слушательские ожидания национальной аудитории-той части, кгторая была оторвана от традиционного музыкального контекста и не' получила взамен от городской культуры аналогичные народной музыке коммуникационныч форма. Творчество этого казахского композитора своевременно воопогняет образовавшийся культурный вакуум как изнутри - оредотрами овоей му-раки, так и внешне - воспроизводя традиционную форму общения музыканта со слушателями.
одновременно данный *ип творчества реализует функции мао-сово-развлека'.ельной сферы современной музыки, предотавл'яя собой, по сути национальную "легкую музыку".
Раздел "Твор'.эство Тлендиева как синтез различных »ипов
прс $еосионализма" отражает многоаопектность данного типа творчества, супзоои которого выявляется через официальный статус Тлендиева (композитор письменной традиции), устный професоио-нализм и массово-развлекательную природу его музыки (установка на "облегченный*, чувственно-эмоциональный тип восприятия). сочетание этих сторон и позволяет -говорить о специфике исследуемого культурного феномена.
В двух последующих аналитических главах автор на коырвт-ном музыкальном материале показывает проявление теоретических выводов, изложенных в предыдущих главах. В Ш главе - "Песенное творчество Н.Тлендиева" - последовательно рассматриваются три группы песен, условно разделяемые диссертантов В песнях -народного типа" отмечаемая традиционность мышления выражает себя, в частности, в , формульное ти как на попевочном уровне, "ак и на уровне типологических структур. Самый распространенный и действенный из них срздш:й (фраза-предложение), Тлондиев, как и народный мастер, мыслит не мелют попевкамп, а скорее крупными построениями-Люками. В мышлении композитора микро-тп'онавдга и мелкие попезочные образоваштя подчинены логике становления крупных мелодических построений. Устойчивость блоков обусловливается устойчивостью сочетания микроформул, стабильность яе в соотношении блоков образует формульность более высокого ранга - на уровне пес§нпой_$орчы.
Проводя параллели с конкре-кыми образцами традиционного песе-ного наследия казахов, автор выводит ряд формул, встреча-ещи""зя как в народном творчестве, так и в песнях Тленш^ва. Среди них: формула-трихорд ("Се -яайляу" Тлендиева, народная "Саулем-ай"), различные варианта квартовой формулы (песнг Тлен-
диева "Б1зд1н агай тамата", "Алтыбакан эн1% народные "ОЙ жай- . лау", "СГрымбет"), формула, основанная на ходе по 1-Я-Ш ступеням ("Ауылдгты женеше-ай" Тлендиева, народная "Асот") ,
Проанализировав пёони традиционного типа Тлендиева, также образцы народного песенного наследия аз фольклорных сборников, ■ агтор преходит к выводу о наличии единой пеоне-формул» С е м и р е чья. При этом.обмечается, что приверженность Тлендиева именно к данному ищу свидетельствует не только о принадлежности коуозвтора к определенному региг яу (он уроженец Алма-Атинской области), но д подтверждает аототи-ческие особенности его творчества, именнотакойтип пеонефорну-» лы со свободной непринужденность- овоКх многократных "вдлеюв" к вершине, с я.киыи зачин ами интонациями, светлым мажорным колоритом и регулярным ритмом повторений в прицеле как нельзя * лучше соответствует опядаисткчности жизненного тонуса, праздничности мироощущения э®бго композитора.
Два других направлени.:- маршевые и "синтетические* песни ! . (песни, вобравшие в себя черты советской лирической песни вальсового характера и интонаций традиции фольклора) характеризуют ту сторону творческого почерка этого композитора, которая обусловлена традициями советской массовой песни, В песнях - маршах отражены интернациональные, "универсальна" в своем роде черты советских.маршевых песен о их метрической четкостью, яркой акцентировкой, уотойчивыми интонационными комплексами {мотив "сексты", квартовый зачин о пунктчрпым ритмом и др.к В "синтетических" песнях Тлендиева, прод лжшзздх традиции лирических песен А.Еубанива, Л.Холгади, Ы.Тулебаайа, Ш.Калдаякова вальс о- . вая формула проявляется либо а кощертно-виртуозпой форме, лес в качеотче одного из .выразительных ¿Ьедотв.сообдешади ооо-
бую мягкость и лиричность песнэ.
Итак, в песенком жанре нашли отражение основополагающие стороны "тлендиевского феномена1:
а) т р а д и ц и о н н о о т ь мышления, наиболее полно воплощенная в образцах "народного типа" (выявляемая как на образно-содержательном уровне - обращение к традиционной поэтической оиьаолике и мотивам традиционных взаимоотношений между родственниками, так и на музыкально-языкопм -через форыулышоть на различных урсэнях пеоенной формы, традиционную ассвметрию в соотношении поэтичеокой основы и напева,
в иррегулярности и неквадратности формы, во взаимодействии опорных тонов лада и преломлении жанровых признаков°бытовой лирической песни и терме)
б) принадлежность к массово-популярной культуре , выражаемая через универсальные жанрогае стереотипы, широко распространенные в данной сфере музыкального искусства и органично вошедшие в советскую массовую песшо (марш и вальс).
Специфика и свооо'1}.,ч.зие стилистики Тлендиева -в равноправном сосуществовании названных сторон, в двойственной природе маршевых и вальсовых пе-оен (взаимопроникновение национального и общеевропейского), в преломлении такой традиционной песнеформулы, котор; I в традиционной- казахской культуре бала наиболее распространена в * м а'О оо в ом народном быту, чем в устно-профессиональной ореде (тгн. "кара олен" - т.е. простой, "обиходный" . отив), и ее массовое тиражирование ^жо нз уровне современной развлекательной "субкультуры".
3 ТУ глава - "Произведения Н.Тлендиева для оркестра "Отвап оазу." - р~с сматриваот ся творчество Тлендиева, связанное с Фольк-лорно-этногр-_4я1челким оркестром "Отрар сазы".
В первом разделе - "Оркестр народных инструментов каг специфическая фортка исполнительства музыкальной культуры Казахстана" - подчеркивается, что данная исполнительская форма выявляет себя как носитель репертуара народной инструментальной традиции (в оркестровом воплощении) и, одновременно, произведений академического направлемяя. П о з и т и в. н а я значимость оркестров выступает в пропаганде на широко-массовом уровне: а) сочинений народных композиторов - газев -.некоторые качества которых - "симфо.-язм" (Асафьев Б.) , степень динамического нарастания, процессуальность.формообразовашш (западно-казахстанская традиция) и обертоновая "игра" звуков, пространственная разрякенность тематических комплексов (древние кгоип восточно- ;азахстанская традиция) - способствуют естественности и органичности их воплощения в оркестровой форме; б) произведений западно-европейской и русской классики, сочинений современных автопов.
При создании оркестровых разновидностей домбры и кобыза подверглись изменении качег :ва отру.., их количество, отрой (повышение традиционных строев и и;, хроматизыция), форма'п технология "зго.товления корпуса народных инструментов.. Автором подчеркивается факте т неизбежности подобных преобразований для создания народно-оркестровой исполнитольской фор.?ы. Вместе о тем констатируются и к в г а т и в н и в п о с л е д о т в и я чышеизложеннах изменений, сказывающиеся на традиционном ввуко-
идеале: повышение стрэя домбры и кобыза и замене качества струн г о
нарушили мяг сость традиционных тембров, тонкую обертоносую
"игру", сказались па семантика и чистоте иптонкрован. л, технике игра. Ориентация на общеевропейскую эстетику звука, среди
критериев которой преобладают тенденции к звонкости и полетнсГ-сги оркестрового звучания, акцентированию громкостной динами-К1. н насыщенности звучания повлекла к искажению сущностной специфики народного инструментария и отдалению кародно-оркест-ровой формы от подлинно национальной культуры.
Одна из задач созданного Тлендиевым оркестра "Отрар оазы" состояла, в том, чтобы включить в сивру современной худолвствеи-ной яизгот древние казахские инструменты, воссозданные Сарыбае-вым Б.: саз сырнай (глиняная флейта), оь'бызгы (тростниковая флейта), шанкобыз (язычковый кдкофон), шертер (Трехструнный щипковый хордофон), дауылпаз (мембранный идиофон), жетиген ( 7-ми ■ струнная ящикообразная арфа*, конырау (колокольчик)*, асатаяк и туякгас Чоамозвучагпе пдисфосш) и таким образом приблизить оркестровое звучание к народному тембр-идеалу.
Во втором разделе - "Кои для оркестра народьых инструментов Н.Тлондиова" - диссертант специально останавливается на таком малоисследованном нанрз коя "кий для о р и а о I р а народных инструментов". Обращая внимание на нерводкмость этой копровой разновидности ни к традиционному инструментальному жанру (кюй для сольного инструмента), ни к оркиотровым! произведениям совреызшшх казахских кпмпозиторов для оркестра народных инструментов, носящими названия "*х-й-по-эма", "кюй-талгау" и т.д., но не имеющих форму моя, автор подчеркивает, что Тлекдиов - один из немногих современных композиторов, который сумел реализовать традиционный к а н р в новых условиях - р -
кестрового многоголосия, не нарушив при этом ни целостности традиционного жанра, ни условий
■I
европейского оркестрового и и о ь -м а . -
На-основе целостного 'анализа оркестровых кюев Тлеидиева автор приходит к выводу, что оркестровая вер.лкаль (многоголосие) целико." подчинена традиционному двухголосному монодк-чоског.!у комплексу и потому осовополагающпм принципом оркестровки становится дублирование (часто неточное) "омплекса веющих голосов, репрезентантом которого выступает домбровая группа. Сохранение ведущей роли традиционного для. домбрового кюя тембра' способствует тому, что п е р е о р и е н т а ц и и ' традиционного слуха но происходит.
Сохранность паевого мышления достигается благодаря прямой завиоимооти оркестрового многоголосия от традиционных закономерностей протекания форм'), за счет раскрытия внутренних возможностей традиционной моделИ| которая в условиях народного мышления имеет с а м о д о о х а т о г н ы й характер и не требует дополнительных интонационных и структурных образований. В кюе Тлендиева "Акку", продолжаюгтм традиции дшоименш'х древних кюев, многоголосие направлено превд. всего на раскрытие пространственных эффектов« подчеркивание акуотически-обертоновой оути ими "Акку". л кюях "Ансау" и"Кош-Керуен", наш»оанкых в о тиле "шерто", традиционный принцип непрерывного париаитно-ва-уиационного обновления« присущий ; гнному опит, распространяется и на тембх эвую драматургию. Каждое новое темообразовапке влечет за собой изменение их тембровой окраски, поскольку тема
а во тембровая проекция миолятол как единоо целоа.
С другой оторопн - круговая структура кюя "лрорезаотоя"
л п и о Й*н о R гтоцоссуальноатью тоиброэогс обпоачопья -Чс______
a arou KODaTcpciBO трактовки ТлондковЛ: традиционного инструментального ssjipa казахов.
В конечном итого обращаотоя внимают на то, что современная ырикальпоя культура вадвпгаот новно форма ('дикционирова-ппя традицпотпмх saitpoo', _одной из которчх япляотия н а р о д-« о - о р к о с т р о в а я. Полноценная реализация .»пнра "кой" в райках оркестрового ксполпительстпа - на только доказатольст ' во живучести жанра, во и з г л о г сохранения его э совро-ме»пих условиях.
В застпчйняи подчеркивается,. что феномен Тлондиопа - одш:~ ствешмй в своим родо с о « и а л ь н и Я опит, ропрззоитп-ручщзП п условиях слогной а противоречивой музыкальной реальности сегодняшнего дня константа традиционного мышления в яораз-ра&яЬи одипство нузоиалыю-стилнотлчоских, эстотичосиих сторон. Глубокое своеобразие иузики ¿того совромаиного r/дотдша раскрп-• эаотся чэроз органичный сг^аз т р а л и ц и о н н о го к массового музикального нс2;уосгял.
Данная тип тсорчостаа достоьн зсоеторошгого изучения в пла-
о
но ого алиязпгя на иассосоо музикалыюо общспг.ш, ¡ra развлекатель-пуа с$ору ц-'оикальноЯ культу.pu, ибо аю сдай из dosmosumx пу-roîl !ipaacTce:moro очищения масоово-п ггуляу;:'л" хагров, поднятия их цэп.чоогкогс урозпя. ?эорчос?Ео Тлвиднава - одинстескпнЯ пока й созроуонпой культура Казахстана цзыий опит созд&яид и а -
ц и о П а Л Ь Н О а МАССОВОЙ МУЭШСГ, ПОЭТОМУ ОЛОДУИЩ!.Г5 ó~ап
i
изучения данного яаяения смоягат г^г.огтп гозрлгоъку более аирояоv'i споктрл прослои - фергглрозання н перзнокуис раза«ткг»
«атюиальноЛ массопо-хизагокагольной ыузикп еоарвивтшх кулаку г Сродгей Лзта и Казахстана,
* ' . ' По тома дкссостаток спубллкопа1М_ол0дуг1у.!0 дтботи;
1. музикш1ь!!0-с7:*д,'ст51ч0ски£ оообоппостн яасон Н.Тлоидкв-ва. Рукопмь депоотровмг. в Ш!0 шмр'.кулътур/, Госуд.бкйл'лото-Ksr CCCt îrj,Ленина. -Vi,, 1983. '¡ïViLù. ~ 27 с, • ' '
2. Трздвдпл народно-яооотиго прэфоссзгонал^чма л массовой иузихса Казахстана (псоонкор творчество.".Тлондкова) // Иаоос-
АН КазССР. Серил филилгичовкая. - A"va-A?a,. 1930. й I. C.55-SQ. '... ' , .
3. ifen в vcxori'.wx иагюдис-оркостроеой çûpîju 1кп0д1п5т0дьсг-
L>a // А.В.йатзович и проблош современного эгиомуаккозгсаши '»Наториали Заозоазной : :су ч но-;гракг к'¡сокой ш>|с';й1Я№л), • - Алма-Ата, Í39I. C.9Ï-S4. .... ' 1 ,.;.••'•''
4. аорт па в кародпо-оркостровоД форма иопэлнптсдьсг-. • ва ff Таттгмбетч: проблещи изучания традиционно it казахской ку-
(Тозпсц республиканской 'лаучис*-прам.такоЛ ко^оронша). -Алма-Ата, liiSO, С.35-5Э. •..''. •
5. .Соцко-культуунаП iroKïoxcv и эстетика творчества И.Тлск-. диова ff Вопросы музыкальной педагоге;«:, тгарии и жш&штояь-сгва. - Алма-Ата: КазПУ ки.Абая (в начата), 12 с.
jkbycyotíс '
Зак»з # bols *яраз ICO окз' ciio pûïanpiiiî ЮЗ, т./уча-Атс, хф. Ленина,СБ ,
M У X T A С A P
Ушбу тадцицот ).:oDo.yn долзарб sa кам ^гапилгпн,. оммагнй мусии.а санъати'.птг г.:гьзг.о!жй sa oauonnmfi такллар:» хпмдр уллртшнг Jbapo тэгсярлзпяа жорайнига Согяялопгоя. Реепубл itn vyw-n вя satr.' оигигя фаол таъсир ¡¡Мсказобтган сокаларидан бира б^лган Козогисгон sai.'.uíiae'r.'.í омм..й:Г; муснцас-.! бор илмкП vprn-шлыоздо•
. Маокур илмий ишинии:' долззрблиги :;?йздзги омилл^дзн и б орт : а/ биринчидан, унда ^оаогнсто;; оммааий иуси^о оакллогаза па саморэли
рвэозмга seos буяупчи адлай Улрт-Гмороит.лпр в1»«;лоиади иа'втроф-л««а тп^лил ГнИЛйкад;:;
б/ ;ütic>'.;;v.;;,n,on, н?.фа;с,а? Корц кодэгаптига хос ойрик ¡¿усика ифода оос'.'.таларн /"'.орда-ту о у г., o>;a;i: , усул ва ?J > балг.нм í"ap:; па Гпрб мэдзгг-'лтларшвшг Jan га хос кагсирлоикс ?ур;г а с ос;'да маъиявп.'! во ¿одни» ¡^дри.чтлвр токассукида п„<!-.удга калган бутун бкр яхлйт : тури тавсифлаиодк.
Воделнк пун» курса то дики, кзага кол г?"; оаноис ий тарт-;.оро>!гг-лсри хялг. тафэккуринянг »;стия;болли ривояига т^сик булкзди. Дужудгз келган лиги аакллар'оар^по йтн.члпктда р;;вок топгэн ».издать. ¿
рлари бмлан г fr. сонлп вниканий тиягловчи жаыоа уртпсида гарихий Пул билан паядо булгат: б? ели*; rat т?лдн;
Увбу гяд*,'.!котдп уаочур цопо* бйсгпкорларидон - îîr/piic Тлендиав ижодига алсцида а>;а;.г.;лг берллгал, Ко-т/.ур u&v,?a:;op;'.tK;tir пяоди - хзлг? ва окмгзвий гурдагп шдзният »-»бхэлариин у,'5г.ун луикэдо нодир намунадир. Шунингдек, шу фтткр кам уз псботкии топал»;:-!» уибу. ижодиег ?,арор сописи жарзёниде. у.ооиргл иетимоий-модпипй мухит таъсирида узгарган, амио опаки сз ."ьа аньаналарига асос.так-ган касбийлик /лрофессиона. :зм/ омили таянч вазифасини бажзради.
Маэкур бастакор ор^али халгч уста-созаддалар йчида шундай икодкор ''урух аниг,лвнадикк, улардь бир во^тнянг уэидэ хам уэга бадиий туэумининг хусусиятлари, у,аи онъакавий муси^а тафаккурининг бутунлиги бара вар намоем булыоода.
Тлендаов айтиы во чолгу асарла^лгс; тачлил ^н-чш орцоли лиги, анъ"навий нутг, ифодадврга цайгадан мшов бергаь ок-гавий шллий
муси^а тили хамда унинг т-ркибий булаклари ало*ида урпннлоди. * . *
Шу билан бирга Козогистовда оимавий ыусэданин келиб чи*иши ва ривожлании йулларк тамил; эгилмоада, оыыааий ыусица ва фольклор гоифодаги ижодиот турлари уртасидаги уыуниьлик тононлари кури-
лади.
Н.Тловдиэв - г.ем «лшшзвий шзклларкни бугу». лги , кап Озрупо оркестр ёзув усулини буэыэган колда янги куповоэлик оркесяр услу-бида чолгу ыусица турларидан "кий" ваклини янэда такомиляоштириш йулларини топ го и замоиавий бастакорлеридан бирядир.
Тодаи^откинг хулосасидэ замоиазий ыусица санъатида бостакор билан тингловчклар 7р. :осидаги ало;;а боглаиии конуниятлори ающ-лэниб, миллий мадагаятига хсс булгон бощо муаммолорининг очимиго кумак борадиган аыалиЛ в» са"ар ли йуллар курсатнлади.
hesuKE
Thin investlQatlon In dedicated to the actual and little know probleu of Interrelations of traditional and modern forms of was* music a> c. The Kazakhstan! *onfem ma«* Music, which is one of the oost important and actively influences over the soi ai consciousness of spheres of »»u'jiiral culture ot the Republic, becoaoa th® obj^t of scientifi rw. jrche* for tits first time.
The actuality of this work consists of the folloninqs
«> one of the fruitful Hay, on which it in possible the formation and development of the "izakhstoni nass music, is found out and analyzed in all aspects
bl the specific type of transaction of the ori<<ntal and western cultures, based on succession not only the separate means of orpressivenesa of the oriental culture t tune, «olody, rhythm), but itself intat type» of art ««»th the whole ccnpJex of spirit, ac. .hetic, coitwn..iicat;vi? values, are displayed ■
Life r.hoNed , that «odern conditions did n't tlestroimJ the precis;?«; to further e»"ilution of people eon'"iotisness. In its bowels have been born nc« foreo, which arc called to fil! up tft' historically formrd vacuum bet. een the ne», Europeaniicd type of culture ar.d general listener. which represents itself the great mass auuierice. This investigation displays the phtf «ena of one of the r.ost popular kazakh composer Nurgisa Tlei.jiyev, whose art is unirjue experience of the cynthe».' ' of national ar-.d mass culture, proves that the professional skill in ral tradition adopted to the iwdem soclal-cun-cu! tural conditions is the formation structure of the given type of art. In the person of this author one can observe th' national type of a professional ».uslcian, «ho had taken an the achieveaiento tit quiet different systea of art as his "ar<vj" and at the sa«H? tirae koeping inside himself intactnev . of traditional music
consciousness*
The elements of new <sass national mosi lanijuaiji*, within which re-jntonation of »»Senento of traditional iwisic is ioir.n en, ¡»ri*
opened and general i eecf by the of c^ncrc-to a^lysis of -soon** orchestra compositions of Tlendiyoi-. Genesis slid ways of »ass »>sic >n Kazakhstan are investigated simultaneously , the question«! o>* Hie typological eoitimvn i ty between ihe mass music and folkioire are considerated here-
TI .idiyev - is on» of the few «Odern composer*, who could realize the traditional inr.tnuienlal дег.го "fcyui" in new conditions of the orchestra uulli-v ice, cliiítrayinq nBither int-etnfw« of the traditional genre nor conditions of the Curoppaa orchrctra Letter*.
In the tat»l, the i»o*t important cik.<or«ikiee of яос*<гп Music coammicatipne, *hlit. allot to ai» the perspectiv» am re-1 way» to aolve the }..ublpn of national cultures, arc.opened in this investigation