автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Народный театр в Египте

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Атаред Абдель Магид Фуад Ахмед Шукри
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Народный театр в Египте'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Народный театр в Египте"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ имени Н. К. ЧЕРКАСОВА

На правах рукописи

АТАРЕД АБДЕЛЬ МАГИД ФУ АД АХМЕД ШУКРИ НАРОДНЫЙ ТЕАТР В ЕГИПТЕ

Специальность - 17.00.01 - театральное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Саню -Петербург 1993

Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном институте театра,музыки и кинематографии имени Н. К.Черкасова

Научный руководитель

-доктор исторических наук, профессор В. Е. Гусев

Официальные оппоненты:

- доктор филологических наук, профессор О. Б. Фролова

- кандидат искусствоведения А. Ф. Некрылова

Ведущая организация : Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Защита состоится "__"____1993г.

в_ часов на заседании Специализированного совета

Д.092.06.01 по присуждению ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном институте театра, музыки и кинематографии именн Н. К. Черкасова по адресу:

191065, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д.35, ауд. 418.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан " "_______________ 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат искусствоведения

С. И. Мельникова

Народный арабский.театр представляет большой интерес для современного театроведения как своеобразный вид художественной культуры. Он занимал заметное место в кизни египтян и привлек внимание исследователей как в самом Египте, так и в других странах.

Фольклорный театр и фолькдрама как слояный феномен предполагают комплексный подход исследователя. В трудах по истории и теории фольклорного театра привлекаются данные и методы смежных наук, в том числе философии, этнографии, фольклористики, лингвистики. Большой вклад в изучение арабского театра внесли: А.Таи-ыур, М.Мандур, Абд ал-Хашд Юнус, Ф.Хуршид, И.Хмада, Али ал-Раи, Н.Ибрахим, А.Ыурси, М.Ал-Дгаухари, А.Ш. ал-Дин ал-Хаджаджи, Джекоб Диндау. £.ВЛейн, П.Кахиа. Из рггбот русских ученых дои исследователя арабского театра важное значение, кроме специальной книги Г.А.Путинцевой, тлеют труда П.Г.Богатырева, В.Н.Всеволод-ского-Геригросса, В.Е.Гусева, Ю.И.Дмитриева, Л.М.Ивлевой, А.Ф. Некршговой, а такае работы историков театра народов Средней Азии и Кавказа (сб. Фольклорный театр народов СССР, и., 1965).

Автор диссертации, опираясь на труды названных и других исследователей, анализирует и обобщает свои наблюдения и материалы," собранные во время полевых исследований, записи бесед о народными сказителями об особенностях их творческой деятельности, записи их произведений и приемов исполнения сказителем произведений традиционного фольклора. В диссертации использованы также преяние работы автора, посвященные изучению личности народного сказителя, удостоенные ученой степени магистра искусств в Институте народного творчества (фольклора) при Академии искусств в Каире (8.Ю.89).

Актуальность избранной автором темы определяется тем, что

- 3 -

среда "различных форм арабского драматического творчества искусство сказителя (рассказчика, дкламатора) сохраняется как твое явление народной культуры, пользуется особой популярностью и может быть освоено в современной театральной жизни Египта.

Новизна диссертации заключена в том, что автор одним из первых исследует театральную природу сказительства и вводит в научный обиход указанные выше материалы.

" В процессе работы над диссертацией отдельные ее части апробированы на секторе фольклора Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и в Институте народного творчества при Академии искусств в Каире.

Предметом исследования в диссертации является устное скази-тельство как специфическая форма фольклорного театра. Соответственно, внимание автора диссертации привлекли три формы традиционного арабского народного творчества: поэзия "Кассыды", жанр макамы и холл ал-зыя (театр теней), а также две современные формы арабско-египетского фольклорного театра: исполнение хилалит-ской сиры и мавваля.

Исследование, предпринятое автором диссертации, имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Его результаты могут быть использованы в учебном курсе по фольвдраме и фольклорному театру в Египте в Институте народного творчества (фольклора) при Академии искусств в Каире.

Во введении автор диссертации касается проблемы существования театра в арабском мире, поскольку ее поставили многие исследователи, ученые и мыслители, европейцы и арабы, театроведы и нетеатроведы, занимавшиеся изучением социальной и культурной жизни народов арабского региона, tie утихают споры, были ли знакомы народы, говорящие на арабском языке, с искусством театра и драмы

_ 4 -

в европейском значении этих понятий и в тех формах, в каких они развивались в Египте. При этом одна группа исследователей безоговорочно признает знакомство арабов с театральный искусством, а другая, напротив, отрицает его. Освещая эту проблему, автор диссертации не принимает такие альтернативные подхода к ней, ибо сторонники одного направления ориентируются на западную модель культуры в качестве единственного критерия театральности, а их оппонентов охватил пыл защиты арабского и исламского менталитета как, якобы, исключающего саму театральность.

Автор диссертации признает, что в Египте существовали некоторые простейшие формы исполнительского искусства (например, искусство ыухаббизиной, баядерок-газий, театр Арагоз, труппа Ал-Садар). Хотя они помогли арабскому народу быстрее усвоить форму и содержание профессионального драматического искусства, занесенного в Египет из Европы, сами по себе сии не развились в современный национальный театр. Во введении содержится краткий обзор становления и истории арабского театра в Египте. В последнее время египетские драматурги в своих статьях и речах обосновывали необходимость создания нового вида театра,.который бш бы связан с народным наследием. Однако, эти попытки создать современный арабский театр, по мнении автора диссертации, означа-пт перестройку сценического искусства в соответствии с новыми театральными формами, не соответствующими оригинальным арабским египетским народным театральным традициям.

Основная цель диссертации заключается в том, чтобы доказать театральную природу египетского традиционного фольклорного исполнительского искусства, выраженного пренде всего в деятельности народного сказителя.

ПЕРВАЯ ГЛАВА содержит критический обзор исследований, пос-

- 5 -

веденных проблеме народного театра в арабской научной литературе. Не всегда правомерно искать в обряде истоки собственно театрального искусства. Религиозные ритуалы и обряды, известные араоам в эпоху средневековья и обладавшие элементами театрализации, не образовали почву арабского театра. Автор диссертации различает дотеатральные игровые виды фольклора (ряжение, обрядовые действа, народные игры) и драматические представления на основе фольклорного ш фольклоризированного драматического текста. Понятие "фольклорный театр" относится только к последним. Вопрос о существовании драматического искусства у арабов, проблема его самобытности до сих пор не решены в египетском театроведении и вызывают споры, народная драли остается мало исследованной .

В арабском театроведении соотношение понятий народная драма и народный театр, фолькдрама и фольклорный театр трактуется не всегда отчетливо. В некоторых авторитетных словарях термин народная драма отсутствует вовсе. Абд ал-Хашд Юнус в своих работах ввел два новых понятия: I. непосредственное народное театральное искусство, которому он относит отдельных актеров, а именно: поэтов, певцов, сказителе!! и рассказчиков-хакавати; 2. опосредованное народное театральное искусство, важнейшим видом которого является "ханл ал-зил" 7 театр теней, где используются куклы дня создания теневых образов, но применяется и актерская игра, и речь, и пение.

Профессор Ахмад Рашди Салих проводит границу ме;кду народным театром и собственно фольклорным представлением (импровизированные сценки, "хаял ал-зил" и пан томами). ¡ipo.be сор Амин ад-Хули в качестве примера народного театра ирньодит "¡^.-Оа.м-.ш" -открытый театр.

Другие исследователи усматривают связь арабской мистерии "Зар" с театральным действом, сопоставляя ее с древнеегипетской мистерией об Озирисе. Диссертант не усматривает этой связи и аналогии, не считает мистерию "Зар" театральным искусством, так как у сакрального действа и театрального представления различны» функции (у арабской мистерии - не эстетическая функция, а психотерапевтическая) .

Тунисский ученый Ыухаммад Азиза ц другие исследователи полагают, что арабский народный театр представлен "Шиитской Таази-ей". Но автор диссертации оспаривает такое мнение; "Таазия" -это духовная религиозно-обрядовая мистерия; нельзя смешивать функции обрядовых действ, народных игр с элементами драматизации и функции фолъкдрамы.

Автор диссертации полемизирует с теми авторами, которые подходят к арабскому народному театру с критериями, основанными на изучении истории театра европейских народов, и считает ошибочный восприятие явлений арабского драматического искусства с ориентацией на образцы европейской театральной культуры.

Смешение различных национальных традиций мешав! точному научному определению терминов "народный театр", "народная драма" применительно к египетскому материалу. Кроме того, слишком широкое и неопределенное содержание этих терминов побуждает предпочитать им термины "фольклорный театр" и "фольвдрама". По убеждению автора диссертации, истоки подлинно фольклорного арабского театрального искусства находятся в традиции выступлений народных сказителей, исполнителей народных сказаний.

. Ъ обзоре научной литературы в связи с этим приводятся те работы и суждения, которые позволяют выделить подлинно фольклорные (¡¡ор.ми арабского драматического творчества. Автор диссерта-

-ции, в частности, рассматривает жанр "маками" как оригинальное арабское театрализованное искусство, где в процессе исполнения произведения постоянно взаимодействуют исполнитель и слушатель, мастер-сказитель и зритель, активно воспринимавший процесс исполнения произведений этого жанра.

Роль народного исполнителя возрастает и изменяется с появлением, театра теней 'Хаял ал-зьш": исполнитель стал кукловодом ("Ыухаяль"). Автор диссертации проводит различие между этим видом народного драматического творчества и кукольным театром "Арагез", а также типом театра "Сундук Ал-дунья" (последние два вида представляются ка.с импровизированная комедия).

Таким образом, историографический анализ научной литературы подводит к проблеме роли исполнителя в процессе становления театральных форм арабского фольклора, к проблеме истоков фольклорного театра в творчестве сказителя.

Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ рассмотрены три основные проблемы:

1. "Сиры" как традиционный жанр героического сказания в арабском египетском искусстве и исполнение сиры сказителем как театрализованная форма.

2. Народный сказитель-исполнитель и искусство хилалнтской сиры.

3. Народный сказитель-исполнитель и искусство мавваля.

Народный сказитель хранил непрерывную традицию исполнения

"сир", среди которых особенно характерны Ыухашадова сира (жизнеописание пророка) и хилалитская снра (дизнеоппсшше героев племени Бану хилал). Эти сиры сохранились в репертуаре сказителей даже когда они в своем творчестве развивали сю;;:еты народной мелодрамы "Кисса" (с социально-бытовой или любовной тематикой) и когда стали исчезать другие традиционные ^ормы искусства ыакамы

- 8 -

и "Хаял Ал-зыл".

Народные сиры были воплощением идеи героической борьбы за восстановление справедливости и правды и отразили гестокую реальность, в которой долгое время жил арабский народ. Вместе с тем они выразили мечты об идеальном герое-избавителе от тирании и порабощения, от которых страдали арабы в период их противостояния иноземному вторжению (татаро-монгольскому нашествии, а

ч

до того, гораздо более опасной европейской экспансии, именуемой крестовыми походами). Народные сиры изобраяали подвиги арабских и исламских героев в борьбе, которую они вели, оказывая сопротивление врагам арабов и.мусульман. Они отранаат историческое противоборство арабов и ромеев-византийцев (Сира эмирш Зат ал-химма), арабов и персов (Богатырь Хамза), арабов и крестоносцев

(Сира аз-Захира Байбарса) и другие события (сира Антары, сира_ * \

Шаддада, сира ал-Мухалхила аз-Зира Салима, сира Абу Зайда ал-Хилали Саламы). "

Сира - это история жизни индивида в рамках этнической общности. Все народные сиры выраяают позицию героя, принадлежащего к определенному племени. Но, являясь лидером того или иного племени, он вместе с тем отстаивает интересы всего арабского народа.

Принимая концепции профессора Фарука Хурпшда, согласно которой народные сиры оформились в "период творчества", мы полагаем, что этому оформления предшествовали два других периода. Первый период - период "собирания", второй период - период "сочинительства". Народный сказитель, исполняющий ныне народные сиры как традиционное предание - хронологически поздний тип сказителя. Ему предшествовал тип "собирателя", который во времена "язычества" и в начале ислама прислушивался к устным преданиям, бы-тоиаишигл з "домах собраний" и во время вечерних застолий. За

- 9 -

типом сказителя-собирателя следовал тип сказителя-"сочинителя", который объединял отдельные мотивы и пропускал их через "исламский фильтр". На определенном этапе появился тш сказителей, придавших традиционному сюжету известную в настоящее время форму. Сиру нельзя рассматривать как повествование, созданное по законам литературного творчества: она является результатом устного творчества. Сказитель-исполнртель сир близок к лицедею и декламатору. Он следует канонам устной традиции; обладая мастерством выразительно интонируемой устной речи, сопровождаемой игрой на музыкальных инструментах, он одновременно владеет своеобразным "языком" жестов и телодвижений, особой системой "театральных знаков" (П.Г.Богатырев).

ч

Исполнение народной сиры основывалось на поэтической и прозаической декламации, сочетавшейся с комментариями сказителя; он выступал перед слушателями и зрителями, сопровождая повествование выразительными телодвижениями. Кроме того, он изменял тембр своего голоса в зависимости от ситуации и переживаний.Декламация эпизодов войны передавалась голосом иначе, чем мотивы любви, которые отличались от интонаций грусти и страдания шш радости и счастья. Этим один сказитель-исполнитель отличался от другого. Сказители различались и по манере исполнительства. Могут быть выделены несколько основных типов: сказитель-имитатор, сказитель-декламатор, сказитель-шировизатор. Известен также тип сказителя поэта - музыканта - декламатора и рассказчика в одном лице.

Во второй главе особенно обстоятельно анализируется Хила-литская сира и ее исполнение современным сказителем и актером Шейх Али ил-вахади, приводятся непосредственные наблюдения автора диссертации над процессом исполнении и обстоятельные разъ-

- [О -

гснения самого исполнители.

В диссертации приводится образец искусства оказывания сиры юэтом-ребабистом и отличающееся от этого типа исполнения сиры ювцом-ребабистом Миткалом.

Диссертант разделяет сиру на четыре раздела: рождение геро-:в, искания героями места своего проживания, поход героев на !апад, смерть одного поколения героев и рождения нового поколе-!ия героев (называемых в сире "сиротами", потерявших своих от-юв).

Особенности исполнения хилалитской сиры раскрываются авто-)ом диссертации на материале одной из частей этой сиры: "Сказа-[ия об убиении Ал-хафаги (ал-хафаджи) Амира", исполненной поэ-?ом-ребабистом Шейхом Али ал-Вахиди, одним из хранителей и ска-ттелей всех двадцати восьми "диванов" сиры. Выступление Шейха ли ал-Вахиди состояло из нескольких частей: музыкальной увер-:юры, панегирика пророку Мухаммаду, сказания пророческой сиры, I которой поется о чудесном деянии пророка и посланника Мухам-юда (Сказание о Газели) и, наконец, "Сказания об убиении Ал-:афаги А1.шра" (часть сиры, связанная с важнейшим ее разделом 'Величайшим походом на запад").

На основании анализа автор приходит к выводу, что харак-:ерная особенность исполнения хилалитской сиры заключается в истерстве соединения различающихся мевду собой форм искусства I соответствующих им способов изложения содержания сиры. Компо-!1шию исполнения составляют: во-первых, религиозные песнопения, соторые можно разделить на два вида: I, славословие пророку и )лагословешю посланнику и 2. религиозное сказание, события ко-:орого зра:::хютсл вокруг одного из чудес посланника; во-вторых, • театрализованное нспслненпс прозаического текста или точнее

- II -

речитация положенных на музыку ритмизированных фраз; этот вид исполнения может обходиться и без музыкального сопровождения; в третьих, театрализованное исполнение стихотворного текста или точнее декламация стихотворного текста в сопрововдении игры на музыкальных инструментах. Заключительная часть сказания ограничивается религиозными песнопениями (славословием и благословением пророку).

В диссертации сопоставляются различные условия исполнения одним сказителем сиры. С изменением места театрализованного исполнения и состава аудитории изменяется и сам характер исполнения. Выступление народного сказителя поэта-ребабиста шейха Али ал-Вахнди совершается обычно при непосредственном контакте между ним и народной аудиторией. Этого контакта шейх не ощутил в Национальном культурном центре (иначе называемом Египетской оперой) 20 июля 1990 года, где собрались интеллигентные слушатели. Ьднако принципы, лежащие в основе искусства исполнения, предполагают, в сущности, непосредственное сотворчество исполнителя и.активно воспринимающей его аудитории.

Особый раздел второй главы диссертации составляет анализ искусства ыавваля и особенностей его исполнения сказителем. Автор ознакомился с личностью и творчеством одного из исполнителей мавваля, мастером этого жанра Юсуфом Шита ал-Калуби. Автор провел с ним специальную беседу об искусстве мавваля в доме сказителя, в другой раз беседовал с ним, сопровождая его на одно из торжеств, а также наблюдая само выступление мастера, причем всякий раз стремился выяснить особенности исполнения мавваля как вида народного театрального искусства и характер взаимосвязей исполнителя и аудитории.

Народные сказители различают так называемы!; "зеленый мав-

- 12 -

валь", исполняемый самим сказителем, и "зеленый мавваль", в исполнении которого участвует местный артист или певец. Особый интерес представляет "Повествовательный мавваль", или "эпический мавваль" как специфическая форма театрализованного исполнения. В диссертации обстоятельно описан и проанализирован весь процесс такого исполнения, приводится описание сценического пространства и реакции зрителей и слушателей на выступление сказителя, а также музыкального сопровождения исполнения мавваля. Уделено внимание структуре мавваля, что позволяет установить его строфические формы.

Особенности исполнения мавваля позволяют различать, где проходят границы собственно драматического творчества, поэтического и музыкального творчества в этом виде народного искусства Современный мавваль воспроизводит не только героические события прошлых времен; сказитель создает и новые произведения, посвященные актуальным событиям современности. о

Мавваль как поэтическая форма встречается в трудовых песнях, в суфийскгс: кружках радения ("зикрах"), I? народных танцевальных песнях и других жанрах. Эта форма используется и в народных сказаниях как часть их текста. По структуре навваль представляет собою строфические стихи с единой рифмой; строфу могут составлять пять, семь, тринадцать и даже девятнадцать стихов.

Исполнители театрализованных эпических сказаний (сир и др.)

«

пользуются маввалем в наиболее драматических эпизодах.

На основании анализа мавваля автор диссертации приходит к вывод-/, что его содержание и форма весьма разнообразны. Он занимает особое место в современном репертуаре народных исполнителей. Хотя в настоящее время остается немного мастеров, исполняют;}; традиционный м,лзиаль (особенно - эпический), он все же за- 13' -

нимает доминирующее положение в современном народном драматическом искусства.

Театр как художественная система состоит из трех основных

элементов: вербального текста (или песенного текста), исполните-

«

ля текста и зрительской аудитории, объединяемых сценическим пространством. Эти признаки присущи и исполнению сир и других сказаний, анализируемых в диссертации, что дазт основание рассматривать их как вид арабского фольклорного театра.

В заключении диссертации подводятся итоги всего исследования, формулируются основные его выводы и предлагаются некоторые направления дальнейшего изучения проблемы театральности народного сказительства.

Текст диссертации дополняют и иллюстрируют несколько приложений:

Приложение № I. Профессор Фарук Хурдшд о жанрах "сиры" и "магази".

Приложение №.2. Шейх Али ал-Вахиди о своем искусстве исполнителя хилалитскюс сир. Образцы сир в его исполнении.

Приложение )* 3. Образец дидактического фрагмента сиры в исполнении Шейха Али ал-Вахиди.

Приложение №4. Образцы "красного" и "зеленого" маввалей в исполнении Шейха Ыаджи Абу ал-Джаведа.

Приложение £ 5. Образец современного мавваля в исполнении маэстро Юсуфа Шита ал-Калюби.

Приложение № 6. Структура мавваля. Образцы в исполнении маэстро Юсуфа Шита ал-Калюби.

Приложение 7. Фотографии сказителей - исполнителей сир и ыаввалзй и фотографии, воссоздающие обстановку их исполнении.

- и -

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

1.Шохерезадя в египетском современном драматическом театре/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени бакалавра// Академия.искусств.- Каир, 1981.-0,бп.л.

2. Искусство народного повествования и роль сказителей

в исполнении сказок/ по материалам экспедиций в дельту Нила //Автореферат диссертации нп соискание учёной степени магистра// Академия искусств.- Каир,1939г.-1,0 п.л.

3. Влияние исламской культуры на творчество сказителя // Черная жемчужина.- Санкт-Петербург, 1993 г., № 4 -0,8 п.л. /статья в производств«/,