автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Население Донецко-Донского междуречья в раннем средневековье

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Решетова, Ирина Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Население Донецко-Донского междуречья в раннем средневековье'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Население Донецко-Донского междуречья в раннем средневековье"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

На правах рукописи

РЕШЕТОВА Ирина Константиновна

НАСЕЛЕНИЕ ДОНЕЦКО-ДОНСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Исторические науки: Специальность 07.00.06 - археология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

? ь' т т

Москва-2014

005549436

Работа выполнена в Отделе теории и методики Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии Российской академии наук

Научный руководитель: Добровольская Мария Всеволодовна

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела теории и методики ИА РАН

Официальные оппоненты: Винннков Анатолий Захарович

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории средних веков и зарубежных славянских народов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет» Хартанович Валерий Иванович

Кандидат исторических наук, заведующий отделом антропологии Федерального государственного бюджетного учреждения науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

Ведущая организация:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Защита состоится «10» июня 2014 г. в 14.00 на заседании совета Д002.007.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии Российской академии наук по адресу: г. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, 4-й этаж, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИА РАН по адресу 117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19

Автореферат разослан «9» апреля 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

Доктор исторических наук Е Г Дэвлет

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Одним из приоритетных направлений археологии Средневековья Восточной Европы является изучение материальной культуры хазар и населения, входившего в состав Хазарского каганата. Формирование салтово-маяцкой культуры отражает сложные процессы этногенеза, как в самом Хазарском каганате, так и в Восточной Европе в целом. Изучение этногенеза ряда восточноевропейских народов невозможно без разностороннего анализа памятников салтово-маяцкой культуры.

Археологические изыскания в этом регионе начинают производиться с конца XIX века (раскопки А.И. Милютина на Маяцком селище) и продолжаются до настоящего времени. Стоит отметить, что интерес к изучению материальной культуры носителей салтово-маяцких традиций только возрастает. В соответствии с этим неуклонно растет и количество зафиксированных и исследуемых памятников. Полученные новые палеоантропологические материалы необходимо анализировать на современном уровне с привлечением всего возможного спектра методик биоархеологии.

Учитывая специфику ареала культуры и локализацию памятников, особое внимание настоящего исследования обращено к могильникам, расположенным на границе степной и лесостепной зон. Этот интерес обусловлен, прежде всего, особенностями погребального обряда в этом регионе - синхронным присутствием катакомбных и грунтовых ямных захоронений. Антропологические характеристики групп из ямных и катакомбных погребений существенно различаются, что было показано в классических краниологических исследованиях (Г.И.Чучукало, Г.Ф.Дебец, В.П.Алексеев, Т.С.Кондукторова). В настоящее время наиболее актуальным является обращение к палеоантропологическим материалам с использованием биоархеологических методик, позволяющих реконструировать образ жизни,

демографические параметры, уровень агрессии, традиции питания, культовые практики населения.

На протяжении середины - второй половины XX века сложилась традиция, согласно которой в рамках салтово-маяцкой культуры выделялось два этнических компонента. Первый - «аланский» - ассоциировался с такими широко известными памятниками, как Маяцкий, Дмитриевский, Верхнесалтовский комплексы, второй - «болгарский» - с многочисленными лесостепными и степными ямными грунтовыми могильниками (Артамонов, 1937; Мерперт 1951; 1957; Ляпушкин, 1958; Плетнева, 1967). Имеющиеся новые данные, прежде всего археологического источника, не укладываются в сложившуюся традиционную систему представлений о салтово-маяцкой культуре. Например, обнаружение ямных захоронений на катакомбных могильниках (Дмитриевский, Верхний Салтов) (Плетнева, 1989; Аксенов, устное сообщение) и, наоборот (Желтое) (Красильников, 2006), присутствие ям различных конструкций в пределах одного могильника (Лысогоровка) (Красильников, Красильникова, 2005). Соотнесение погребального обряда с тем или иным этносом невозможно без привлечения данных биоархеологического источника. Существующие этнические интерпретации, связывающие катакомбный погребальный обряд с аланским этносом, а грунтовые погребения в ямах - с болгарами на современном уровне исследований выглядят неубедительно. Это противоречие требует пересмотра системы классификации и культурной атрибуции археологических памятников, более внимательного, комплексного исследования палеоантропологических материалов.

Проблема исследования

На протяжении середины-второй половины XX века сложилась традиция, согласно которой в рамках салтово-маяцкой культуры выделялось два этнических компонента. Первый - «аланский» - ассоциировался с такими широко известными памятниками как Маяцкий, Дмитриевский, Верхнесалтовский комплексы, второй - «болгарский» — с многочисленными лесостепными и степными ямными грунтовыми могильниками (Артамонов,

1937; Мерперт 1951, 1957; Ляпушкин, 1958; Плетнева, 1967). Имеющиеся новые данные, прежде всего археологического источника, не укладываются в сложившуюся традиционную систему представлений о салтово-маяцкой культуре. Например, обнаружение ямных захоронений на катакомбных могильниках (Дмитриевский, Верхний Салтов) (Плетнева, 1989; Аксенов, устное сообщение) и наоборот (Желтое) (Красильников, 2006), присутствие ям различных конструкций в пределах одного могильника (Лысогоровка) (Красильникова, 2005). Это противоречие требует пересмотра системы классификации и культурной атрибуции археологических памятников, более внимательного, комплексного исследования палеоантропологических материалов.

Объектом исследования является этнокультурная и хозяйственная дифференциация в среде носителей салтово-маяцкой культуры Донецко-Донского междуречья.

Предметом исследования послужили скелетные материалы из девяти некрополей салтово-маяцкой культуры в контексте специфики взаимодействия раннесредневековых этнотерриториальных групп.

Цель исследования — изучение процессов антропологической, социальной и культурной дифференциации населения Донецко-Донского междуречья.

Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи исследования:

1. систематизировать данные о погребальных памятниках и антропологических источниках;

2. сформировать оригинальный комплекс методологических подходов и методов биоархеологического исследования для выявления этномаркирующих признаков;

3. выделить антропологические, социальные и культурные особенности населения Донецко-Донского междуречья хазарского времени по материалам погребальных комплексов с различными обрядами захоронения.

Методы исследования обусловлены поставленными задачами. Применительно к проблематике диссертации результативно использованы сравнительно-аналитический и статистический методы анализа материалов археологических памятников, при этом приоритетным является комплексное изучение антропологического материала с привлечением ряда методик -традиционных и новых, применяемых в биоархеологии.

Эмпирическая база исследования

Исследовательская база состоит из остеологических материалов, находящихся в хранении музеев и университетов России и Украины: отдела археологии Харьковского исторического музея, г. Харьков, Украина; Луганского национального университета им. Т. Шевченко, г. Луганск, Украина; Донецкого центра Института востоковедения им. А. Крымского HAH Украины, г. Донецк, Украина. Исследование коллекции проводилось на базе кафедры нормальной анатомии Донецкого медицинского университета им. М. Горького; кафедры археологии и истории Отечества Белгородского государственного университета, г. Белгород, Россия; музея-заповедника «Дивногорье», хут. Дивногорье, Лискинский р-н, Воронежская обл., Россия.

Источником исследования послужили остеологические и краниологические коллекции из девяти могильников салтово-маяцкой культуры: двух катакомбных (Верхнесалтовский-IV, Дмитриевский могильники), шести грунтовых ямных некрополей (Ржевка, Мандрово, Желтое, Маяки, Новолимаревка, Лысогоровка), одного селища (Маяцкое). Суммарное количество исследованных индивидов составляет 363, из них индивидов из катакомбных погребений - 82, из ямных - 275, из погребений селища - 6. Параллельно привлекались данные о краниологических особенностях индивидов из некрополя Верхний Салтов (Алексеев, 1962), Маяцкого, Дмитриевского комплексов, (Кондукторова 1984, 1991; Кондукторова, Сегеда, 1990), Новохарьковского могильника (Алексеева и др., 2002), некрополей Северного Кавказа (Ефимова, 1999; Герасимова, 1994; Герасимова, Фризен, 2007; Герасимова, Суворова, Фризен, 2009) и Поволжья (Ефимова, 1991). В

качестве сопоставительного материала в остеометрических исследованиях привлекались данные, полученные при изучении Маяцкого комплекса (Кондукторова 1984, 1991), некрополей Хрепле, Новохарьковский (Медникова, 2002), а также памятников X века бассейнов Дуная и Тиссы (Ery, 1998).

Хронологические рамки исследования определяются временем существования салтово-маяцкой культуры на территории Донецко-Донского междуречья, а именно концом VIII — серединой IX века.

Географические рамки исследования:

В рамках исследования было решено остановиться на изучении лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры как наиболее представленного погребальными археологическими памятниками и антропологическими материалами. Локализуясь на территории Донецко-Донского междуречья городища, селища и некрополи давно привлекают внимание исследователей.

В работе рассмотрены материалы девяти погребальных памятников, расположенных в Белгородской, Воронежской, Луганской, Харьковской и Донецкой областях.

Новизна исследования обусловлена привлечением новых биоархеологических данных по памятникам салтово-маяцкой культуры, ранее не введенных в научный оборот, а также применением новых методов комплексного исследования палеоматериалов как к новым материалам, так и ранее известным. Применение новой методологии комплексного биоархеологического исследования позволяет на современном уровне изучить этнические, социальные, хозяйственные особенности групп носителей традиций салтово-маяцкой культуры с различной погребальной обрядностью.

Практическая и научная значимость. Выводы работы базируются на основании комплексного исследования 363 индивидов из девяти некрополей.

Введение в научный оборот этих материалов дополнит уже имеющиеся базы данных по палеодемографии, палеопатологии, а современные методы

построения биоархеологических реконструкций позволят по-новому взглянуть на одну из самых развитых культур средневековья Восточной Европы.

Основные результаты исследования опубликованы в научных статьях, тезисах докладов научных конференций, а также представлены в виде сообщений, докладов. Результаты доступны для широкого круга исследователей салтово-маяцкой культуры и могут быть использованы при составлении образовательных программ и учебных пособий по истории и археологии раннесредневекового населения Восточной Европы.

Апробация

Основные положения диссертационной работы отражены в опубликованных научных статьях и тезисах докладов, обсуждались на заседаниях Отдела теории и методики Института археологии РАН, были представлены в качестве докладов на научных конференциях: «Новые материалы и методы археологического исследования», ИА РАН, Москва, 15-17 марта 2011 г.; «Средневековые древности Евразийских степей», ИА РАН, Москва, 31 марта - 1 апреля 2011 г.; международная научная конференция, посвященная 20-летию музея-заповедника «Дивногорье», хут. Дивногорье, Лискинский р-н, Воронежская обл., 28-30 июля 2011 г.; «Государственность восточных булгар IX-XIII вв.», РГСУ, г. Чебоксары, 2-3 декабря 2011 г.; «Современные проблемы экологии человека (памяти О.М. Павловского, В.П. Волкова-Дубровина)», НИИ и Музей антропологии МГУ, Москва, 7-9 декабря

2011 г.; 18th Annual Meeting of the European Association of Archaeologists, Helsinki, Finland, 28.08.-03.09.2012; VIII Международная конференция «Проблемы истории и археологии Украины», г. Харьков, Украина, 9-10 ноября

2012 г.; III Луганская международная историко-археологическая конференция «Проблемы исследования памятников археологии Восточной Украины (памяти С.Н. Братченко)», г. Луганск, Украина, 11-13 ноября 2012 г.; II Международная конференция молодых ученых «Новые материалы и методы археологического исследования», Москва, 19-21 марта 2013 г.; X Ежегодная Московская конференция «Восточные древности в истории России. Памяти С.А.

Плетнёвой», ИА РАН, Москва, 27-28 марта 2013 г.; 19lh Annual Meeting of the European Association of Archaeologists, Pilsen, Czech Republic, 2-8.09.2013; XI Ежегодная Московская конференция «Восточные древности в истории России.», ИА РАН, Москва, 26-27 марта 2014 г.

Результаты работы над исследовательским проектом были представлены на международном конкурсе студенческих работ в рамках Ежегодной сессии Европейской Археологической Ассоциации (ЕАА) в 2013 году, где получил положительные отзывы (ЕАА Student Awards of 19th Annual Meeting of the European Association of Archaeologists, Pilsen, Czech Republic, 2013).

Структура работы состоит из введения, 5 глав, заключения, библиографического списка и приложений, содержащих таблицы и иллюстрации к диссертационной работе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность и научная новизна исследования, сформулированы цели и задачи, перечислены методы исследования, определены хронологические и географические рамки, охарактеризован круг источников, указана практическая ценность работы.

ГЛАВА I. История изучения материалов салтово-маяцкой культуры (археологический и антропологический аспекты)

В главе 1 обсуждается история открытия и изучения памятников салтово-маяцкой культуры в археологическом и антропологическом контексте.

История Хазарского каганата богато представлена письменными источниками. Так информацию о территории, местоположении, составе и особенностях населения Хазарии мы находим в свидетельствах, прежде всего, арабских, персидских, византийских и др. авторов. Существует самостоятельное направление исследований, основанных на работе непосредственно с источниками или обращающихся к ним в ходе работы -Коковцев П.К. (1932), Данлоп Д.М. (1954), Артамонов М.И. (1936, 1946, 1962), Голден П.Б. (1993), Гадло A.B. (1994), Калинина Т.М. (1988), Коновалова И.Г. (2008), Петрухин В.Я. (2010), Афанасьев Г.Е. (2001), Тортика A.A. (2001), Галкина Е.С. (2002), Семёнов И.Г. (2009) и т.д. Источниковедению посвящены работы многих медиевистов, хазароведов, болгаро - и алановедов (Дорн, 1844; Вестберг, 1908; Новосельцев, 1986, 1990, 1998, 2001; Ромашов, 2001, 2005; Алемань, 2003 и пр).

Центральными темами этих трудов стали: 1. соотнесение письменных источников с археологическими данными, а также дискуссии о подлинности. Среди наиболее значимых отмечу важные документы по истории Хазарии, датируемые серединой X века - так называемая «хазаро-еврейская переписка», объединяющая три рукописи: «Письмо Кардовского сановника Хасдая ибн Шафрута хазарскому царю Иосифу»; «ответное письмо царя Иосифа» и «Кембриджский аноним». 2. Локализация административных центров Хазарии

(поиски хазарской столицы - Итиля). 3. Широкий спектр гипотез о составе населения, подвластного канату. Ярким примером источника, разносторонне описывающего население Восточной Европы, содержащим большое количество топонимов, гидронимов, этнонимов, является труд императора Константина Багрянородного «Об управлении империей».

Эти и многие другие вопросы рассмотрены в подробных обобщающих работах по истории изучения Хазарского каганата (Новосельцев А.П., 1986, 1990, 1998, 2001; Иванов A.A., 1999; Семенов И.Г., 2009; Ващенко Э.Д., 2006 и др.), в связи с чем останавливаться на перечислении всего корпуса имеющихся данных не являлось задачей данного исследования.

Ареал исследования в настоящее время занимает территории Воронежской, Ростовской, Белгородской областей России, Донецкой, Луганской и Харьковской областей Украины. В плане распространения природно-климатических зон это местность пограничья степи и лесостепи.

В изучении истории этого региона в хазарское время крайне важны памятники салтово-маяцкой культуры. Локализуясь на указанной территории, они приобретают особое значение в связи с неопределенностью постоянно меняющихся западных рубежей каганата.

История изучения памятников салтово-маяцкой культуры насчитывает более 120 лет. За это время не только менялось количество открытых и изученных памятников, но менялись и приоритеты в исследовании.

Начальный исследовательский период был связан, главным образом, с открытием крупных археологических комплексов, собственно выделением «салтовской» или салтово-маяцкой культуры, а также с определением ее признаков и характерных особенностей, хронологических рамок. Внимание археологов привлекали и вопросы происхождения, как истоков самой культуры, так и населения, ее создавшего. Привлекались материалы соседних областей, в первую очередь Северного Кавказа.

Среди наиболее ранних исследовательских работ отметим труды Багалея Д.И. (1905), Бабенко В.А. (1905), Покровского A.M. (1905), Макаренко Н.Е. (1906), Самоквасова Д.Я. (1908), Спицина A.A. (1909).

На втором этапе приоритет исследований направлен на изучение самой культуры, составление классификаций, выделение ее особенностей. В ряде обобщающих работ (Артамонов, 1934; Ляпушкин, 1958; Мерперт, 1951) был обозначен регион распространения салтово-маяцкой культуры, сделана попытка дифференцировать этот культурный массив, выделив территориальные варианты, и высказаны предположения, касающиеся состава населения, объединенного этим культурным пластом.

Характеризуя эволюцию теоретико-методологического подхода к изучению памятников салтово-маяцкой культуры (на примере исследования Маяцкого городища), Г.Е. Афанасьев отмечает, что в ранние исследовательские этапы исторические интерпретации основывались исходя из общих исторических представлений, а не на анализе конкретного материала, который выступал скорее в качестве иллюстративного инструмента к уже сложивщимся взглядам (Афанасьев, 2012, с. 104-105).

Этот период в исследовании памятников связан с именем М.И. Артамонова, И.И. Ляпушкина, Н.Я. Мерперта. Первые дифференциации археологических объектов подкреплялись данными антропологии.

Первыми исследователями остеологических коллекций памятников этой культуры было продемонстрировано четкое выделение двух краниологических типов в саптово-маяцких сериях. Еще Г.И. Чучукало и Г. Ф. Дебецем были выделены долихокранный и брахикранный компоненты (Чучукало, 1926; Дебец, 1948).

К отдельному периоду в истории исследования памятников салтово-маяцкой культуры можно отнести проведение широких разведывательных и раскопочных работ в описываемом регионе. Большой вклад в открытие новых археологических объектов внесли работы Советско-Венгерской экспедиции Института археологии АН СССР (в 1978-1982 гг. - Советско-Болгаро-

Венгерская экспедиция). Винников А.З. оценивал Советско-Болгаро-Венгерскую экспедицию как уникальное явление в полевой археологии (Винников, 2009. С.6). Экспедиция работала течение семи полевых сезонов огромным коллективом, объединившим разносторонних специалистов из разных стран. В состав экспедиции, которую возглавляла С.А. Плетнева, вошли такие ведущие специалисты в области средневековой археологии как С. Ваклинов, С. Бояджев, Р. Рашев, и др. (Болгария), венгерские археологи: И. Эрдели, Б. Эрдели, Л. Ковач. В результате работы экспедиции была создана значительная база данных археологического, антропологического и остеологического материала для построения исторических реконструкций. По окончании полевых сезонов издавались сборники научных трудов, оперативно вводящие новые материалы в научных оборот (сборник «Маяцкое городище. Труды советско-болгаро-венгерской экспедиции» под редакцией С.А. Плетневой (1984), монография Плетневой С. А. «На славяно-хазарском пограничье (Дмитриевский археологический комплекс)» (1989) «Маяцкий археологический комплекс. Труды советско-болгаро-венгерской экспедиции» под редакцией С.А. Плетневой (1990), монография Винникова А.З., Афанасьева Г.Е. «Культовые комплексы Маяцкого селища. Материалы раскопок советско-болгаро-венгерской экспедиции» (1991)). Хочется особенно выделить работы археологов по систематизации и обобщению материалов из крупных погребальных комплексов - Маяцкого (Флеров, 1984) , Дмитриевского (Плетнева, 1989) и выделению специфических черт погребального обряда для каждого из некрополей.

На территории Среднего Подонцовья с 1970-х гг. Красильниковым К.И. производятся масштабные разведки и полевые работы (Плетнева 1967; 1989). Аналогичные работы по поиску и исследованию памятников салтово-маяцкой культуры на территории Поосколья проводят А.Г. Николаенко и Г.Е. Афанасьев. На территории распространения салтово-маяцкой культуры стали известны четыре типа могильников: катакомбные, ямные, подкурганные и трупосожжения.

Одной из дискуссионных остается проблема определения границ распространения салтово-маяцкой культуры и сопряжения их с границами Хазарского каганата.

Интерпретация основного контингента лесостепного населения Подонья в настоящее время как будто не вызывает сомнений. Сопоставление антропологических серий из «эталонных», наиболее изученных комплексов салтово-маяцкой культуры (Верхнесалтовского, Дмитриевского и Маяцкого) указывает на их большую близость. Для людей, захороненных там, характерен морфологический тип, который принято называть «аланским», или «верхнесалтовским» (Кондукторова, 1991; Алексеев, 1962).

Начиная с 1950-60-х гг. отмечается общенаучная тенденция к изменению направленности комплексов методологических подходов в археологических работах в сторону большей объективности и критичности в обработке и интерпретациях материалов. Появляется понимание того, что археология не должна быть иллюстрацией к устоявшимся выводам. Руководствуясь критериями для возможной верификации данных, новый подход стремится к выявлению закономерностей и принимает необходимость внедрения методов естественных наук (Афанасьев, 2012. С. 93-94).

С увеличением количества исследуемых археологических объектов, в особенности на территории пограничья лесостепной и степной зон, открывается интересная картина выявления контактных зон и проявления большой их вариабельности. Появляются работы, посвященные исследованию социальных и хозяйственных структур (Афанасьев, 1987; 1993; Коробов, 2003; Красильников, 2005; Красильникова, 2005).

В работах Винникова А.З. подробно разбирается одна из важнейших проблем - взаимодействия основного населения Хазарии со славянами, занимавшими сопредельные территории (Винников, 2010). Опираясь на данные, полученные при изучении керамического материала и гончарного производства, а также домостроительства, исследователь пришел к выводу о наличии активных контактов между этими массивами населения (Винников,

2010. С. 197, 200; 2012. С. 18). Так, по материалам исследования I Белогорского городища, автором «наряду с обычными славянскими полуземлянками и печами выявлены полуземлянки с очагами, обожженными камнями и другими, не характерными для донских славян конструктивными особенностями. На полу этих полуземлянок найдена главным образом салтово-маяцкая керамика», (там же) На этом городище обнаружено большое количество как гончарной, так и лепной керамики салтово-маяцкого типа (Винников, 1990. С. 130, рис. 2). Влияние славянского печного строительства в постройках салтово-маяцкой культуры на территории Среднего Подонцовья прослеживалось К.И. Красильниковым (1998). Дискуссия о контактах славянского населения и хазарского контингента подробно рассмотрена в статье А.З. Винникова (2010), где автор приводит различные точки зрения на эту проблему. Приведем некоторые их них. Так С.А. Плетнева указывала на близость керамических комплексов (Плетнева, 1962), что отмечалось также В.В. Колодой (2008). Этой точки зрения придерживался и В.К. Михеев, подчеркивая взаимодействие и взаимовлияние в том числе в восприятии салтовцами земледельческих навыков (Михеев, 1962). Иную позицию занимал Д.Т. Березовец, отрицая наличие каких-либо связей между носителями традиций салтово-маяцкой культуры и славянским миром (Винников, 2010. С. 200). Винников А.З. обращает внимание на известное историческое свидетельство даннических отношений между славянами и Хазарским каганатом и предполагает наличие специализированных хазарских центров по сбору дани на территории славянских земель (например, городище Титчиха на р. Дон, I Белогорское городище на р. Воронеж и пр.) (Винников, 2012. С.18).

Опираясь на данные, полученные при изучении керамического материала и гончарного производства, исследователь пришел к выводу о наличии активных контактов между этими массивами населения. Были разработаны методики по изучению социальной стратификации для одного из компонентов этой культуры (алано-асского общества) (Афанасьев, 1993; 1993). Методика многомерного статистического анализа, разработанная Г.Е. Афанасьевым, была

дополнена Д.С. Коробовым более подробным описанием исходного материала, а также возможностью учитывать расположения предметов в погребальной камере и на теле. Эти методики были применены для анализа социальной структуры северокавказских аланских племен по данным погребального обряда с середины III до начала X века н.э. (Коробов, 2003. С. 7, 17) В монографиях Г.Е. Афанасьева была поставлена также проблема дифференциации памятников степи-лесостепи (Афанасьев, 1987; 1993).

Концепция «хозяйственно-культурных типов» и «историко-этнографических областей» (предложенная М.Г. Левиным, С.П. Толстовым, H.H. Чебоксаровым) дала возможность полагать, что разные экологические условия бассейна Дона могли обусловить возникновение у населения этих районов различных палеоэтнографических особенностей и закономерностей, выделение которых становится задачей исследователей. Претерпевает изменения концепция дуэтничности носителей традиций салтово-маяцкой культуры. При конкретном анализе материалов, происходящих с аналогичных типов памятников, а иногда даже в пределах одного археологического объекта, мы сталкиваемся с проблемой несоответствия имеющейся традиционной бинарной схемы представления о структуре салтовского населения (катакомбные погребения/ «аланское» население - ямные погребения/ «болгарское» население)

В качестве еще одной основной составляющей салтово-маяцкой культуры, принимавшей активное участие в ее создании, выделяется угорский компонент, с которым связывают появление шумящих подвесок в погребениях Маяцкого селища (Винников, Афанасьев, 1991. С.41), на Сухогомолыианском могильнике (раскопки Михеева, Аксенова) (Аксенов, 2006. С. 134-136).

Дальнейшее развитие получают краниологические исследования салтово-маяцких материалов. Антропологический облик населения салтово-маяцкой культуры четко выделяется на фоне других групп восточноевропейского населения, о чем пишет С.Г. Ефимова. Ею была дана характеристика основных компонентов салтово-маяцкой культуры: «аланского», «болгарского» и

«хазарского». (Ефимова, 1999) Исследуя краниологические материалы с территории Нижнего Подонья, Е.Ф. Батиева вновь обращается к проблеме многокомпонентного состава населения каганата. Рассмотрение различных социальных категорий, а не только вещевых комплексов салтово-маяцкой культуры, является очень перспективным направлением и требует отчасти пересмотра традиционных подходов к анализу материала, использования новых современных методик и возможностей, комплексного междисциплинарного подхода.

Особенно важно отметить новый этап в изучении салтово-маяцкого населения, связанный с привлечением данных палеодемографии и папеопатологии. Использованный А.П. Бужиловой биоархеологический подход открывает новые перспективы анализа антропологических материалов с целью реконструкции социальных особенностей общества, воссоздания хозяйственного уклада (Бужилова, 1995; 1998). Важность этих исследований состоит в том, что продемонстрированы связь между исторической динамикой и спецификой состояния здоровья, а также между социальным положением индивида и интенсивностью стрессовых воздействий. Добровольской М.В. была проведена реконструкция состава рациона питания для представителей населения из Новохарьковского некрополя (Козловская, 2002) и показана преимущественно белковая диета, что, возможно, указывает на сохранение давних традиций, восходящих в эпохе раннего средневековья.

Изучение следов травм и ранений в группах из Маяцкого и Дмитриевского могильников, проведенное Бужиловой А.П., помогло выявить общий высокий уровень агрессии в группе, а также идентифицировать оружие, которым были нанесены ранения (Бужилова, 2005).

Таким образом, применение различных подходов к антропологическим данным открывает новые перспективы изучения хазарского населения.

За более чем 100-летнюю историю изучения памятников салтово-маяцкой культуры менялись приоритеты и направления исследований, возникали и разрабатывались новые методологические подходы; были выявлены некоторые

периоды накопления и анализа полученных данных. На современном этапе мы имеем возможность проведения комплексных исследований с применением не только аналитических приемов, но также построением обоснованных выводов на основании данных многомерной статистики, привлечением естественнонаучных методов. Комплексный подход способствует повышению результативности и объективности научного знания.

ГЛАВА II. Описание материалов исследования

В главе приводится подробная характеристика погребальных комплексов, из которых происходят рассматриваемые в работе антропологические материалы. Это катакомбные могильники верхний Салтов-IV, Дмитриевский, грунтовые ямные могильники Ржевка, Мандрово, Желтое, Маяки, Лысогоровка, Новолимаревка и ямные погребения Маяцкого селища.

Все памятники локализованы на территории Среднего Подонья, четыре памятника (Маяцкое селище, Верхний Салтов-IV, могильник Ржевка, могильник Мандрово) расположены на границе степной и лесостепной зон.

Рассмотрение материалов этой культуры в контексте исторической экологии человека с применением широкого спектра современных методик позволит проследить формирование адаптивных процессов и условий жизни населения этих памятников пограничного региона.

ГЛАВА III. Методика исследования

В основу методики работы положен принцип комплексности биоархеологического исследования. Введение новых программ не отменяет необходимости применения традиционных методик. Морфологические исследования в антропологии всегда лежали в основе изучения изменчивости. Однако соотнесение данных классических методик с учетом признаков, позволяющих реконструировать образ жизни индивидов, дает новую возможность понимания целого ряда вопросов. Прежде всего, имеется в виду изучение адаптации древнего населения (при переходе к оседлости, освоении пространства в поисках источников пищи, военных конфликтах и т.п.)

дифференцированный доступ к пище и другим ресурсам (связанный с социальными и тендерными различиями).

Так как в задачи входило получение разносторонней информации о биологических особенностях и биологических маркерах хозяйственных, культурных, социальных традиций, был сформирован следующий корпус методик: 1. комплексная половозрастная диагностика на основании описания черепа и посткраниального скелета; 2. краниометрическая и остеометрическая программа; 3. программа фиксации маркеров физиологического стресса и травматических нарушений; 4. программа фиксации патологических проявлений; 5. программа фиксации и описания трепанаций; 6. программа определения изотопного состава коллагена костной ткани.

Краткое описание каждой из перечисленных программ приведено ниже.

При исследовании краниологических материалов применялась стандартная методика Р. Мартина и дополнительные размеры Т. Ву в модификации В.П. Алексеева и Г.Ф. Дебеца (Алексеев, Дебец, 1964).

Краниометрическая программа включала 50 абсолютных размеров, углов и указателей, отражающих особенности формы черепной коробки в мозговом и лицевом отделах.

Программа остеометрического обследования (Алексеев, 1966) для каждой из выборок включала 42 абсолютных размера.

Статистическая обработка материалов проводилась с использованием нескольких программ. С помощью приложение Microsoft Excel, входящее в состав стандартного пакета Microsoft Office (версии 2007, 2010), была составлена база индивидуальных данных, подсчитаны значения средних величин, среднеквадратического отклонения и стандартной ошибки среднего арифметического, вычислен коэффициент полового диморфизма.

Одним из этапов статистической обработки краниометрического материала стал анализ главных компонент и кластерный анализ с использованием программы PAST - пакета программ, включающих в себя

общую статистическую обработку, построение и моделирование функций (Hammer et al., 2001. PAST programm).

Для работы в программе PAST была создана матрица с использованием известных индивидуальных данных по могильникам салтово-маяцкой культуры, а также могильникам сопредельных территорий синхронного времени. На основе матриц были получены графические отображения результатов статистического анализа.

Для расчета основных палеодемографических характеристик использована компьютерная программа Д.В. Богатенкова - ACHERON (Алексеева, Богатенков, 2003).

Описание патологических проявлений и фиксация маркеров стресса проводилась по апробированной программе А.П. Бужиловой (Бужилова, 1995; 1998).

В раннем средневековье Восточной Европы и, в частности, у носителей салтово-маяцкой культуры весьма распространенным явлением была традиция трепанации черепа. Этот обряд не носил единичного характера, а встречался как в хронологически более ранних памятниках сарматов, алан, в синхронных салтовским памятниках хазар и булгар, так и в поздних памятниках болгар и венгров. Сведения о бытовании традиции трепанации черепа с древнейших времен подробно описаны в обобщающей работе М.Б. Медниковой. (Медникова, 2001; 2003) При описании последствий оперативного вмешательства на черепе использован алгоритм, предложенный венгерскими антропологами Немешкери И., Краловански А. и Харзани Л.

В главе значительная часть посвящена методике определения содержания стабильных изотопов в костной ткани человека и животных. Этот метод был впервые применен к материалам из некрополей салтово-маяцкой культуры. Приводятся подробные описания теоретических основ, методика пробоподготовки и проведения спектрометрических определений.

ГЛАВА IV. Результаты комплексного исследования палеоантропологического источника.

Общее количество индивидов, используемое для выявления демографических особенностей исследуемых выборок, составило 363 индивида. Для описания и подсчета краниологических показателей пригодным оказались 126 черепов взрослых индивидов; для работы по остеометрической программе - 156 посткраниальных скелетов взрослых индивидов. В главе подводится итог краткому обзору свидетельств перенесенных стрессов в группах изученных палеопопуляций. Впервые для материалов салтово-маяцкой культуры был проведен изотопный анализ коллагена костной ткани человека (48 образцов) и животных (11 образцов).

ГЛАВА V. Результаты комплексного биоархеологического исследования: опыт системного описания.

Комплексное исследование антропологического источника погребальных памятников салтово-маяцкой культуры в лесостепном Подонье второй половины VIII - второй половины X веков имеет ключевое значение для получения представлений о происхождении, хозяйственной специализации, специфики социальной организации населения, оставившего памятники этой культуры. Эта территория объединяла различные племена и народности, традиции и верования которых предполагали отличные погребальные обряды. Ингумации лесостепного Подонья представлены захоронениями в катакомбах, ямными погребениями, их комбинациями и конфигурациями. Использование антропологических материалов позволили создать корпус сведений, касающихся физического облика, культурных и хозяйственных традиций, социальной структуризации общества.

На основании обобщения результатов обследования антропологических материалов из 9 памятников общей численностью 363 индивидов удалось выявить ряд особенностей в группах населения, различающихся по погребальному обряду. Таким образом, общая палеоантропологическая база скелетных материалов из памятников салтово-маяцкой археологической

культуры, пополняется объемом новых данных, равных примерно половине известного ранее.

Для группы, погребальный обряд которой позволяет ее ассоциировать с аланской этнической общностью, характерны следующие особенности:

Известное единство морфологического облика, проявляющегося в чертах строения черепа и посткраниального скелета, демографической структуры, позволяющей считать эти популяции оседлыми, стационарными, динамично растущими. Оседлость групп подтверждается данными изотопного анализа, указывающими на значительную часть растительного компонента в рационе, а также низкую индивидуальную изменчивость изотопных показателей. Выявленные две четко выраженные краниологические особенности, встречающиеся на памятниках, отдаленных друг от друга территориально, единые тенденции конституционального развития, говорящие о южном истоке формирования этого компонента, воспроизводимость демографической структуры, консолидированность общества свидетельствуют об особых традициях формирования семьи и заключения брачных связей. Высокий уровень травматизма указывает на то, что эти группы находились в зоне постоянных военных столкновений оборонительного и наступательного характера. О ярко выраженных тендерных традициях свидетельствуют не только частоты встречаемости травм и ранений, но и маркеры физиологического стресса, и демографические показатели.

Особой чертой группы следует считать навыки проведения хирургических трепанаций посттравматического происхождения. О сложившейся специализации населения говорит наличие хорошо заживших травм наряду с реконструируемым способом ведения боя (Бужилова, 1995. С. 134), а также археологические данные о контактной зоне со славянским миром, отделенным границей крепостей, при которых обнаружены катакомбные могильники (Афанасьев, 1987. С. 114; Свистун, 2011. С. 70,71; Хоружая, 2012. С. 162).

Для группы индивидов, погребенных в ямных конструкциях, был обнаружен комплекс характерных особенностей. Во-первых, отметим повышенную индивидуальную изменчивость внутри этих групп. Эта черта проявляется практически во всех системах признаков. Даже сами погребальные ямы очень вариабельны от размеров, форм, до самих конструктивных особенностей (наличия или отсутствия заплечиков, перекрытий, гробовища) и наличия/отсутствия поминальной пищи.

Морфологический облик населения очень пестрый, в краниологическом аспекте имеет четкую межгрупповую изменчивость и большую индивидуальную вариабельность в продольных размерах длинных костей. В то же время, наблюдается тенденция к сохранению пропорций сегментов посткраниального скелета, которые свидетельствуют о степном или лесном-лесостепном происхождении этих групп.

В общности с традицией хоронить членов своего коллектива в ямах выявлен неодинаковый уровень жизни и уклад. Отмечены памятники с явно низкими жизненными показателями: практически полным отсутствием детских погребений при паритетном соотношении погребенных женщин и мужчин, высокими показателями маркеров стресса и уровня травматизма (могильник Ржевка). В то же время, по материалам ямного некрополя Маяки реконструируется структура и условия жизни, сближающие его с консолидированными аланскими поселениями.

В целом же отмечен высокий уровень травматизма, говорящий о частых военных столкновениях, зачастую оборонительного характера, о чем свидетельствует присутствие черепных травм у детей и женщин. Выявленные тендерные различия отмечают более низкое положение женщин в группе, для которых отмечены более высокие показатели маркеров стресса.

Показатели изотопного состава свидетельствуют о значительной мобильности населения, возможно, отсутствии постоянной территории общего проживания, общих традиций питания. Результаты изотопного анализа фиксируют высокую индивидуальную изменчивость, которая может быть

вызвана разнообразием традиций питания, а также пребыванием в различных ландшафтно-климатических условиях в течение последних 10 лет жизни.

В среде с традициями ямных погребений обнаружены многочисленные случаи символической трепанации, являющейся известным надэтническим маркером, объединявшим, по мнению ряда исследователей, воинскую верхушку. Важно отметить, что в X веке тот же вариант символических трепанаций получил наиболее широкое распространении у населения равнин Венгрии, где встречается в некрополях с чрезвычайно пестрым антропологическим составом. Символические трепанации присутствуют одновременно с хирургическими, носящими посттравматических характер.

Выявленные особенности не дают основания характеризовать эти общности как консолидированные, они объединяются только общим отличием от стабильного и единообразного аланского компонента.

Таким образом, мы можем предположить, что для выделения этой этно-территориальной группы маркирующим признаком выступает скорее не погребальный обряд, а локализация памятника с привязкой к ландшафтно-климатическим зонам.

Заключение

Обзор источниковых и литературных данных позволил оценить место «хазарской проблематики», выявил актуальные направления исследований, как в ретроспективе, так и в перспективном направлении. Современный исследовательский этап предполагает на новой методической и методологической базе обратиться к изучению этнических компонентов в пределах Хазарского каганата, а также их культурной, социальной и хозяйственной специфики.

На основании существенного расширения базы антропологических материалов памятников салтово-маяцкой культуры лесостепи подтверждается выделение двух массивов населения. Первый из них представлен аланскими группами. Их принадлежность к этой культуре не вызывает сомнения и подтверждается археологическими данными. Вторая группа памятников

характеризуется высокой изменчивостью ряда антропологических и экологических признаков, однако объединена особенностями демографической структуры обществ.

Полученные данные подтверждают описанную ранее Г.И. Чучукало, Г.Ф. Дебецем, В.П. Алексеевым, Т.С. Кондукторовой краниологическую специфику индивидов из катакомбных погребений, позволяющих относить их к аланской общности. Вслед за результатами Т.С. Кондукторовой на основании статистических методик выделены два базовых краниологических компонента, на основе которых сформировалось консолидированное аланское общество Донецко-Донского междуречья. Эти группы из катакомбных погребений характеризуются грацильным сложением на фоне более массивного населения Восточной Европы. Население, практиковавшее обряд погребения в ямах, краниологически разнородное и отличается как от более долихокранных индивидов из катакомб, так и на межгрупповом уровне. Индивиды из ямных погребений в сравнении с аналогичными показателями индивидов из катакомб выделяются более крупными продольными размерами посткраниального скелета (в целом не выходящие за пределы средних для средневекового населения) и относительно удлиненным проксимальным сегментом верхних конечностей. Несмотря на значительные межгрупповые различия в отдельных остеометрических показателях, эта группа демонстрирует аналогичные пропорции посткраниального скелета.

Выявлена демографическая специфика аланских групп, проявляющаяся в относительно высоких для средневековья показателях продолжительности жизни и уровня рождаемости. Эти демографические показатели получают особую оценку на фоне маркеров частых локальных военных столкновений, следов нападений на апанские группы. Некоторые показатели позволяют судить о том, что сумма стрессов, переживаемых мужской половиной общества, начиная с детства, была, как правило, больше, чем у женщин.

Результаты комплексного биоархеологического анализа индивидов из ямных погребений показывают значительные отличия по показателям маркеров

стресса, уровню травматизма, демографическим параметрам. Группа из погребений в ямах демонстрирует более низкие показатели средней продолжительности жизни, малую по сравнению с аланскими памятниками детскую смертность, высокие процентные значения маркеров стресса, кроме этого, отметим более частую встречаемость черепных травм среди женщин и детей. Это может свидетельствовать об отличных условиях существования этих поселений. Весь пласт материалов из ямных погребений нельзя отнести к конкретной этнической общности, и тем более проводить этнические интерпретации (принадлежность к «болгарам»).

Обобщение известных ранее и описание новых случаев трепанаций из погребений салтово-маяцкой культуры, их анализ позволили использовать данные об этом культурном явлении как независимый исторический источник. Все случаи трепанаций на черепах людей из катакомбных погребений относятся к типу хирургических и связываются в первую очередь с лечением. А на черепах людей из ямных погребений обнаружены трепанации хирургического и символического типов. Однако особый вид — символические трепанации - были зафиксированы только в материалах из ямных погребений. Ближайшие аналогии символическим трепанациям находятся среди полиэтничного военизированного населения Великой Венгрии X века. Согласно различным источникам в разноэтничной среде населения Хазарии и Великой Венгрии присутствовали угорский и тюркский этнические компоненты. Поэтому можно считать верным, что символические трепанации являются надэтническим маркером.

Выявлены различия в параметрах изотопного состава костной ткани в группах с различной погребальной обрядностью. Реконструируемый на основе изотопного состава кости усредненный пищевой рацион аланских групп состоял в значительной мере из земледельческой продукции, и население стабильно существовало на территории лесостепных ландшафтов. Для второго объединения выделить единую традицию питания не представляется

возможным, из-за высокой индивидуальной изменчивости изотопных соотношений.

Таким образом, комплексный биоархеологический анализ позволяет увидеть два различных этногенетических процесса. Один из них разворачивался в среде аланских племен и вел к образованию так называемого «этникоса» (по терминологии Ю.В. Бромлея). А другой процесс происходил в полиэтничной среде групп с ямным погребальным обрядом, характеризуя путь развития «этносоциального организма».

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Работы, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертационного исследования

1.Решетова И.К. Новые антропологические материалы саптово-маяцкой культуры из могильника Верхний Салтов-1У /И.К. Решетова // Российская археология, 2012, №3, с. 129-136.

2. Решетова И.К. Описание индивидов с трепанированными черепами среди носителей салтово-маяцкой культуры: медицинская практика или культ? /И.К. Решетова // Этнографическое обозрение, 2012, №5, с.151-157.

3. Березина Н.Я., Бужилова А.П., Решетова И.К. Новые краниологические материалы к вопросу об антропологическом субстрате средневековых алан / Н.Я. Березина, А.П. Бужилова, И.К. Решетова // Вестник МГУ. Серия XXIII.

2012. №4. С. 18-37.

4. Добровольская М.В., Решетова И.К. Питание носителей традиций салтово-маяцкой культуры в Доно-Донецком междуречье по данным изотопного анализа /М.В. Добровольская, И.К. Решетова // Российская археология, 2014, №2, с.33-41.

Работы, опубликованные в других научных изданиях

5. Березина Н.Я., Решетова И.К. Новые краниологические материалы из могильников Северного Кавказа и Среднего Подонья / Н.Я. Березина, И.К. Решетова // Новые материалы и методы археологического исследования: Материалы II Международной конференции молодых ученых. - М.: ИА РАН,

2013.СС. 181-182.

6. Добровольская М.В., Решетова И.К. Возможности применения изотопного анализа в реконструкции особенностей хозяйственного уклада носителей традиций салтово-маяцкой культуры /М.В. Добровольская, И.К. Решетова//Дивногорский сборник: Труды музея-заповедника «Дивногорье» Вып. 3. - Воронеж: «Научная книга», 2012, СС.142-151.

7. Решетова И.К. Адаптивные признаки в популяциях носителей салтово-маяцкой культуры /И.К. Решетова // «Современные проблемы экологии человека». Тезисы докладов. М.: Параллели. 2011. С. 114-117.

8. Решетова И.К. Новые антропологические материалы салтово-маяцкой культуры из могильника Верхний Салтов-1У /И.К. Решетова //Новые материалы и методы археологического исследования: Научная конференция молодых ученых. Тезисы докладов. - М.: ИА РАН, 2011, с.79-81

9. Решетова И.К. Новые методические подходы при изучении антропологических материалов: на примере могильника Верхний Салтов - IV / И.К. Решетова // Проблемы истории и археологии Украины: материалы международной научной конференции (Харьков, 9-10 ноября 2012). Харьков:СЮО «НТМТ», 2012.С 78-79.

10. Решетова И.К. Случаи символической трепанации в среде болгарского средневекового населения /И.К. Решетова// Государственность восточных булгар 1Х-ХШвв./Материалы международной конференции «Государственность восточных булгар 1Х-ХШвв.» Чебоксары, 2-3 декабря 2011 г. - Чебоксары: «Таус», 2012., с. 249-258.

11. Решетова И.К. Случай символической трепанации черепа у индивида из погребения Маяцкого селища / И.К.Решетова // Археологические памятники Восточной Европы. Вып. 15. - Воронеж: 2013

12. Решетова И.К. Характеристика палеоантропологических материалов могильников у .с. Маяки на Северском Донце / И.К. Решетова // Новые материалы и методы археологического исследования: Материалы II Международной конференции молодых ученых. - М.: ИА РАН, 2013. СС.182-184.

13. Решетова И.К., Красильников К.И. Древнеболгарский могильник у с. Желтое (папеоантропологическая характеристика) / К.И. Красильников, И.К. Решетова // Материалы международной научной конференции памяти С.Н. Братченко (Луганск, 13-15 ноября 2012). - Луганск, 2012., с. 422-429

14. Reshetova I. The population of Middle-Don area in the Khazarian time according to the data of anthropology / Reshetova I. // Abstracts of The 19th Annual Meeting of the European Association of Archaeologists, Pilsen, Czech Republic, 28.09.2013 pp. 429

15. Reshetova I. The trephination cases from Early Bulgarian population (Saltovo-Mayaki cultural) /1. Reshetova // The European Archaeologist. - issue, №38: winter 2012/13, pp. 9-14

16. Reshetova I. Trephination from Early Bulgarian cemetery Zheltoe /1. Reshetova /abstract from 18th Annual meeting of European Association of Archaeologists (29 aug-lsept, Helsinki, Finland). 2012. P.222.

17. Reshetova I. Trephination of the skull among the population of the Khazar Kaganate / Reshetova I. // Abstracts of The 19th Annual Meeting of the European Association of Archaeologists, Pilsen, Czech Republic, 2-8.09.2013 pp.208-209

 

Текст диссертации на тему "Население Донецко-Донского междуречья в раннем средневековье"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

04201458443 На правах рукописи

Решетова Ирина Константиновна

НАСЕЛЕНИЕ ДОНЕЦКО-ДОНСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Специальность 07.00.06 - археология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель Добровольская М.В., д.и.н.

Москва - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ (АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ) 10 §1.1. Ранние исследования салтово-маяцкой культуры. Открытие

крупнейших археологических памятников 12

§1.2. Анализ и интерпретация археологического материала 14 § 1.3. Организация крупных экспедиций по выявлению памятников салтово-

маяцкой культуры. Работы Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции 18 § 1.4. Изменение подходов и методологических принципов

исследования 23 § 1.5. Комплексный междисциплинарный подход к изучению

антропологических материалов салтово-маяцкой культуры 31

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 34

§11.1. Верхнесалтовский-IV могильник 34

§11.2. Дмитриевский могильник 37

§ II.3. Маяцкое селище 39

§11.4. Могильник Ржевка 41

§11.5. Могильник Мандрово 42

§ II.6. Могильник Желтое 43

§11.7. Могильник Маяки 44

§ II.8. Могильник Новолимаревка 45

§ II.9. Могильник Лысогоровка 45

ГЛАВА III. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 47 § III. 1. Комплексная половозрастная диагностика на основании описания

черепа и посткраниального скелета 48

§ III.2. Краниометрическая и остеометрическая программа исследования 49

§ III.3. Методы построения биоархеологических реконструкций 54

Программа палеодемографического исследования 55

Программа фиксации маркеров физиологического стресса 56

Программа фиксации травматических нарушений 59

Программа фиксации патологических проявлений 60

Программа фиксации и описания трепанаций 60 Методика изотопного анализа при изучении скелетных материалов из

погребений салтово-маяцкой культуры 64 ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА 70

§ IV. 1. Демографические особенности 70

§ ГУ.2. Краниологические и остеометрические аспекты исследования 77 § 1У.З. Маркеры стресса и уровень травматизма (см. текст - другое название) 112

§ 1У.4. Трепанации черепа как культурный маркер 108 § IV.5. Изотопный анализ в изучении скелетных материалов из погребений

салтово-маяцкой культуры 119 ГЛАВА V. РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОГО БИОАРХЕОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПЫТ СИСТЕМНОГО ОПИСАНИЯ 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

БИБЛИОГРАФИЯ 135

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 15 7

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 160

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 161

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 163

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 218

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 242

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 253

ВВЕДЕНИЕ

Одним из приоритетных направлений археологии Средневековья Восточной Европы является изучение материальной культуры хазар и населения, входившего в состав Хазарского каганата. Формирование салтово-маяцкой культуры отражает сложные процессы этногенеза как в самом Хазарском каганате, так и в Восточной Европе в целом. Изучение этногенеза ряда восточноевропейских народов невозможно без разностороннего анализа памятников салтово-маяцкой культуры.

Археологические изыскания в регионе начинают производиться с конца XIX века (раскопки А.И. Милютина на Маяцком селище) и продолжаются до настоящего времени. Стоит отметить, что интерес к изучению материальной культуры носителей салтово-маяцких традиций только возрастает. В соответствии с этим неуклонно растет и количество зафиксированных и исследуемых памятников.

Учитывая специфику ареала культуры и локализацию памятников, особое внимание настоящего исследования обращено к могильникам, расположенным на границе степной и лесостепной зон, что обусловлено прежде всего особенностями погребального обряда в регионе - присутствием синхронных катакомбных и грунтовых ямных захоронений. Антропологические характеристики групп из ямных и катакомбных погребений существенно различаются, что было показано в классических краниологических исследованиях (Г.И.Чучукало, Г.Ф.Дебец, В.П.Алексеев, Т.С.Кондукторова). В настоящее время наиболее актуальным является обращение к палеоантропологическим материалам с использованием биоархеологических методик, позволяющих реконструировать образ жизни, демографические параметры, уровень агрессии, традиции питания, культовые практики населения.

На протяжении середины - второй половины XX века сложилась традиция, согласно которой в рамках салтово-маяцкой культуры выделялось два этнических компонента. Первый - «аланский» - ассоциировался с такими широко известными памятниками, как Маяцкий, Дмитриевский,

Верхнесалтовский комплексы, второй - «болгарский» - с многочисленными лесостепными и степными ямными грунтовыми могильниками (Артамонов, 1937; Мерперт 1951; 1957; Ляпушкин, 1958; Плетнева, 1967). Имеющиеся новые данные, прежде всего археологических источников, не укладываются в сложившуюся традиционную систему представлений о салтово-маяцкой культуре. Например, обнаружение ямных захоронений на катакомбных могильниках (Дмитриевский, Верхний Салтов) (Плетнева, 1989; Аксенов, устное сообщение) и, наоборот (Желтое) (Красильников, 2006), присутствие ям различных конструкций в пределах одного могильника (Лысогоровка) (Красильников, Красильникова, 2005). Соотнесение погребального обряда с тем или иным этносом невозможно без привлечения данных биоархеологического источника. Существующие этнические интерпретации, связывающие катакомбный погребальный обряд с аланским этносом, а грунтовые погребения в ямах - с болгарами на современном уровне исследований выглядят неубедительно.

Это противоречие требует пересмотра системы классификации и культурной атрибуции археологических памятников, более внимательного, комплексного исследования палеоантропологических материалов.

Степень разработанности проблемы.

История изучения памятников салтово-маяцкой культуры насчитывает более 100 лет. Постепенно развиваясь в рамках хазарской, аланской проблематики, исследования обособились в самостоятельное направление средневековой историографии. Были определены границы распространения салтово-маяцкой культуры, хронологические рамки ее существования, найдены ближайшие аналогии материальным комплексам, позволяющие судить об ее истоках, разработана типология керамики, систематизируются данные по особенностям погребального обряда. Результативными оказались исследования, направленные на реконструкцию хозяйственного уклада и социальной стратификации общества. Применение статистических методик обеспечило необходимую воспроизводимость результатов, а также их достоверность.

За годы изучения была накоплена обширная база антропологических материалов. Исследование памятников салтово-маяцкой культуры в этом аспекте начинается с открытия Верхнесалтовского могильника на Северском Донце в 1900 году. Первые измерения черепов и публикации материалов были выполнены Г.И. Чучукало (Чучукало, 1926), а впоследствии и Г.Ф. Дебецем (Дебец, 1948). С обнаружением Зливкинского, Маяцкого, а затем и Дмитриевского комплексов исследование останков проводят К.Н. Наджимов (Наджимов, 1953), В.П. Алексеев (Алексеев, 1962), Т.С. Кондукторова, С.П. Сегеда (Кондукторова, Сегеда, 1990), Д.Г. Рохлин, С.Г.Ефимова (Ефимова, 1991; 1999), Т.А.Трофимова, В.В.Гинзбург, А.П. Бужилова (Бужилова, 1995; 1998; 2005; 2010).

Изучение скелетных материалов проводилось методами классической антропологии, включающими стандартные методики краниометрии, остеометрии, статистической обработки. Результаты позволили судить о присутствии нескольких морфологических типов в материалах некрополей. В краниологическом аспекте было выделено два основных типа -долихокранный (ассоциируемый с аланским компонентом салтово-маяцкой культуры, представленным в катакомбных погребальных памятниках) и брахикранный (соотносимый с «болгарским» компонентом и ямным типом погребений). Эти представления долгое время не подвергались сомнению.

Новый этап антропологического исследования материалов этой культуры как исторического источника был связан с работами А.П. Бужиловой. Ею были изучены выборки из Маяцкого и Дмитриевского комплексов с применением нового подхода - с точки зрения исторической экологии человека. На основании изучения материалов могильников с помощью методики фиксации маркеров стресса и патологических проявлений был реконструирован образ жизни населения, оставившего эти памятники.

За годы исследования антропологическая база данных из некрополей салтово-маяцкой культуры на территории Среднего Подонья насчитывала около 560 индивидов. Материалы были освещены в широком круге научных

публикаций (Чучукало, 1926; Дебец, 1948; Наджимов, 1953; Алексеев, 1962; Кондукторова 1984, 1991; Кондукторова, Сегеда, 1990, Бужилова, 1995). Данное исследование основано на изучении останков 363 индивидов из катакомбных и грунтовых ямных могильников. Таким образом, работа существенно расширяет изученное количество материала по салтово-маяцкой культуре.

Объектом исследования является этнокультурная и хозяйственная дифференциация в среде носителей салтово-маяцкой культуры Донецко-Донского междуречья.

Предметом исследования послужили скелетные материалы из девяти могильников салтово-маяцкой культуры.

Цель работы заключается в изучении процессов антропологической, социальной и культурной дифференциации населения Донецко-Донского междуречья конца VIII - середины IX века.

Для достижения сформулированной цели исследования поставлены следующие задачи:

1) систематизировать данные о погребальных памятниках и антропологических источниках;

2) сформировать оригинальный комплекс методологических подходов и методов биоархеологического исследования для выявления этномаркирующих признаков;

3) выделить антропологические, социальные и культурные особенности населения Донецко-Донского междуречья хазарского времени по материалам погребальных комплексов с различными обрядами захоронения.

Методы исследования обусловлены поставленными задачами. Применительно к проблематике диссертации результативно использованы сравнительно-аналитический и статистический методы анализа материалов археологических памятников, при этом приоритетным является комплексное изучение антропологического материала с привлечением ряда методик-традиционных и новых, применяемых в биоархеологии.

Эмпирическая база исследования.

Источниковая база состоит из остеологических материалов, находящихся в фондах музеев и университетов России и Украины: отдела археологии Харьковского исторического музея, г. Харьков, Украина; Луганского национального университета им. Т. Шевченко, г. Луганск, Украина; Донецкого центра Института востоковедения им. А. Крымского HAH Украины, г. Донецк, Украина. Исследование коллекции проводилось на базе кафедры нормальной анатомии Донецкого медицинского университета им. М. Горького; кафедры археологии и истории Отечества Белгородского государственного университета, г. Белгород, Россия; музея-заповедника «Дивногорье», хут. Дивногорье, Лискинский р-н, Воронежская обл., Россия.

Источником исследования послужили остеологические и краниологические коллекции из девяти могильников салтово-маяцкой культуры: двух катакомбных (Верхнесалтовский-IV, Дмитриевский могильники), шести грунтовых ямных некрополей (Ржевка, Мандрово, Желтое, Маяки, Новолимаревка, Лысогоровка), одного селища (Маяцкое). Суммарное количество исследованных индивидов составляет 363, из них индивидов из катакомбных погребений - 82, из ямных - 275, из погребений селища - 6. Параллельно привлекались данные о краниологических особенностях индивидов из некрополя Верхний Салтов (Алексеев, 1962), Маяцкого, Дмитриевского комплексов, (Кондукторова 1984, 1991; Кондукторова, Сегеда, 1990), Новохарьковского могильника (Алексеева и др., 2002), некрополей Северного Кавказа (Ефимова, 1999; Герасимова, 1994; Герасимова, Фризен, 2007; Герасимова, Суворова, Фризен, 2009) и Поволжья (Ефимова, 1991). В качестве сопоставительного материала в остеометрических исследованиях использованы данные, полученные при изучении Маяцкого комплекса (Кондукторова 1984, 1991), некрополей Хрепле, Новохарьковский (Медникова, 2002), а также памятников X века бассейнов Дуная и Тиссы (Ery, 1998).

Хронологические рамки исследования определяются временем существования салтово-маяцкой культуры на территории Донецко-Донского междуречья, а именно концом VIII - серединой IX века.

Географические рамки исследования охватывают Донецко-Донское междуречье - регион лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры, погребальные памятники которого предоставили репрезентативные археологические и антропологические коллекции. В работе рассмотрены материалы археологических памятников, расположенных в Белгородской и Воронежской областях России и Луганской, Харьковской и Донецкой областях Украины.

Новизна исследования обусловлена привлечением биоархеологических материалов памятников салтово-маяцкой культуры, ранее не введенных в научный оборот, а также применением методов комплексного исследования палеоматериалов, позволяющих на новом уровне изучить этнические, социальные, хозяйственные особенности групп носителей традиций салтово-маяцкой культуры с различной погребальной обрядностью.

Практическая и научная значимость. Выводы работы базируются на комплексном исследовании 363 индивидов из девяти некрополей салтово-маяцкой культуры. Введение в научный оборот этих материалов дополнит уже имеющиеся базы данных по палеодемографии, палеопатологии, а современные методы построения биоархеологических реконструкций позволят по-новому взглянуть на одну из самых развитых культур средневековой Восточной Европы.

Основные результаты исследования опубликованы в научных статьях, тезисах докладов на научных конференциях, а также представлены в виде сообщений, докладов. Результаты доступны широкому кругу исследователей салтово-маяцкой культуры и могут быть использованы при составлении образовательных программ и учебных пособий по истории и археологии раннесредневекового населения Восточной Европы.

ГЛАВА I.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ САЛТОВО-МАЯЦКОЙ

КУЛЬТУРЫ (АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ)

Эпоха раннего Средневековья - один из наиболее сложных периодов истории Восточной Европы. Донецко-Донской регион оказывается ареной движения миграционных потоков, спровоцированных гуннским нашествием с последующими событиями, предопределившими дальнейшую историю региона. Нашествие гуннов в IV веке н.э. положило конец господству ираноязычных скотоводческих племен (сарматов, алан и др.) на территории южной части Восточной Европы (Засецкая, 1994. С. 6, 156, 160). В процессе продвижения мигрантный поток постоянно пополнялся за счет побежденных или разоренных ими народов.

Одним из ведущих политических объединений эпохи раннего Средневековья несомненно являлся Хазарский каганат.

История Хазарского каганата богато представлена письменными источниками. Так, информацию о территории, местоположении, составе и особенностях населения Хазарии мы находим в свидетельствах прежде всего арабских, персидских, византийских и других авторов. Выделяется самостоятельная группа исследований, основывающихся непосредственно на источниках или обращающихся к ним в ходе работы: Коковцев П.К. (1932), Данлоп Д.М. (1954), Артамонов М.И (1936, 1946, 1962), Голден П.Б. (1993), ГолбН. (Голб, Прицак, 1997), Гадло A.B. (1994), Гумилев Л.Н. (1966, 1967, 1969), Заходер Б.Н. (1967), Калинина Т.М. (1988), Коновалова ИГ. (2008), ПетрухинВ.Я. (2010), Афанасьев Г.Е. (2001), Тортика A.A. (Аксенов, Тортика, 2001), Галкина Е.С. (2002), Семенов И.Г. (2009) и т.д. Источниковедению посвящены работы многих медиевистов, хазароведов, болгаро- и алановедов (Дорн, 1844; Вестберг, 1908; Новосельцев, 1986; 1998; 2001; Ромашов, 2001; 2005; Алемань, 2003 и пр.).

Центральными темами этих трудов стали:

1) соотнесение письменных источников с археологическими данными, а также дискуссии о подлинности. Среди наиболее значимых отмечу важные документы по истории Хазарии, датируемые серединой X века, - так называемая хазаро-еврейская переписка, объединяющая три документа: «Письмо Кардовского сановника Хасдая ибн Шафрута хазарскому царю Иосифу», «Ответное письмо царя Иосифа» и «Кембриджский аноним»;

2) локализация административных центров Хазарии (поиски хазарской столицы - Итиля);

3) широкий спектр гипотез о составе населения, подвластного каганату. Ярким примером источника, разносторонне описывающего население Восточной Европы и содержащего большое количество топонимов, гидронимов, этнонимов, является труд императора Константина Багрянородного «Об управлении империей».

Эти и многие другие вопросы рассмотрен�