автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Национал-социалистическая трансформация традиций и обычаев немецкого народа в гитлеровской Германии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Национал-социалистическая трансформация традиций и обычаев немецкого народа в гитлеровской Германии"
005008905 На правах рукописи
Лапихина Любовь Александровна
Национал-социалистическая трансформация традиций и обычаев немецкого народа в гитлеровской Германии (1933-1945 гг.)
Специальность: 07.00.03 - всеобщая история
2 ФЕЗ т
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва-2012
005008905
< \ 0 Диссертация выполнена на кафедре истории российской государственности
4 ■ Федерального государственного бюджетного общеобразовательного
■ учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации».
Научный руководитель: Фокин Сергей Викторович,
доктор исторических наук, профессор
Официальные оппоненты: Таныпина Наталия Петровна,
доктор исторических наук, профессор Амбаров Виталий Николаевич, кандидат исторических наук, профессор
Ведущая организация: Научно-исследовательский институт
военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации
.Защита состоится 28 февраля 2012 года в^ часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.04 при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российский Федерации по адресу: 119606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд-(2-й учебный корпус).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (первый учебный корпус).
Автореферат разослан «о2£>> Л'^Р^г/.^ 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д-502.006.04, доктор исторических наук,
профессор & Зверев В.В.
1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Пережитые страдания и трагедии, невосполнимые людские потери и невиданные в истории человечества масштабы разрушений в годы Второй мировой войны заставляют вновь и вновь возвращаться к исследованию причин и обстоятельств, предшествовавших развязыванию нацистским режимом Германии Второй мировой войны.
На протяжении длительного времени в отечественной исторической науке нацизм рассматривался главным образом в идеологическом и военно-политическом аспектах, вне контекста традиций и культуры, деформация которых во многом стала индикатором происходящих в обществе изменений. Именно через манипуляционную трансформацию традиций и обычаев народа, его культуры нацизм наиболее откровенно проявил свою антигуманную сущность, злоупотребляя ими в качестве средства эффективного пропагандистского оболванивания масс и формирования нового «арийского человека».
До сих пор нет ответа на вопросы, что же произошло с внесшим огромный вклад в цивилизационное развитие мира немецким социумом в 1930-е гг., как за довольно короткий временной период народ Германии превратился в «толпу радикальной нетерпимости», полностью лишенную элементарных основ морали и нравственности по отношению к другим народам, подвергнув их немыслимым страданиям и уничтожению.
Особенно это касается процесса нацистской трансформации традиций и обычаев немецкого народа по введению граждан Германии в русло повседневности, на фоне которой происходила постепенно наращиваемая национал-социализмом подготовка безжалостных исполнителей чудовищных планов по установлению гитлеровского «нового порядка» в мире.
В связи с этим остается востребованным научный анализ реалий «повседневной практики» нацизма в сфере трансформации веками формируемых немецким народом традиций и обычаев.
Эта тема приобретает особую остроту, в связи с тем, что идеи национал-социализма и сегодня проявляются в общественно-политической жизни не только за рубежом, но и в России. В последние годы мы становились свидетелями разнузданных выходок националистически настроенной молодежи не только в крупных городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург. От демонстративных действий фашиствующих молодчиков есть пострадавшие в Воронеже, Ярославле, Владивостоке, Карелии1.
Все это подтверждает актуальность исследования процессов трансформации традиций и обычаев в Германии под влиянием национал-социалистской идеологии в период с 1933 по 1945 гг.
Степень научной разработанности проблемы. В мире и в России сложилась богатая школа германистики, в которой заметное внимание уделяется истории повседневности.
Развитие нацистской культуры с 1933 по 1945 гг. отражено в трудах И. Вульфа, Ф. Грубе и Г. Рихтера, X. Бернетта, Г. Бок, А. Людтке, Н. Фрая, Р. Эванса2 и других.
В отечественной историографии проблема объединенного сознания, «повседневности» в Третьем рейхе, обычаев и традиций немецкого народа в этот период представлена значительно скромнее, несмотря на то, что
' См.: Урсул В.И. К вопросу о нацизме в современной России // Вестник Военного университета. 2008. №3. С. 63-69; Гранина Н. «Надо фильтровать абитуриентов ещё на подъездах к Москве». Известия. 2009. № 17. С. 9.
1 См.: Wulf J. Die Bildenden Künste im Drittel) Reich. Gütersloh, 1966; Grobe F., Richter G. Alltag im Dritten
Reich. So lebten die Deutschen 1933-1945. Hamburg, München, Zwickau, 1982; Bernett H. Nationalsozialistische Leibeserziehung: eine Dokumentation ihrer Theorie und Organisation. Schorndorf bei Stuttgart 1966; Bemett H. Sportpolitik im Dritten Reich: aus den Akten der Reichskanzlei. Schorndorf bei Stuttgart, 1971; Bock G. Zwangssterilisation im Nationalsozialismus: Studien zur Rassenpolitik und Frauenpolitik. Opladen, 1986; Людтке А. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти / Пер. с англ. и нем. К.А. Левинсона и др.; под общ. ред. и предисл. С.В. Журавлева. М., 2010; Фрай Н. Государство фюрера: Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945 / Пер. с нем. Л.Ю. Пантиной; науч. ред. А.Ю. Ватлин. М., 2009; Эванс Р. Третий рейх в дни триумфа: 1933-1939 / Пер. с англ. Е, Кобрицова и А. Галактионова. Екатеринбург, М., 2010.
советская историография располагала целым рядом трудов, посвященных истории зарождения фашизма в Германии, его развития и краха.
Следует отметить, что в последнее время появилось немало исследований на уровне кандидатских и докторских диссертаций, в которых научному анализу подвергаются различные стороны истории становления и развития германского фашизма. Отметим, прежде всего, докторские работы Корневой, JI.M. Макаровой, Е.А. Паламарчука, О.Ю. Пленкова, Е.Ю. Пуховской, C.B. Фокина и других исследователей1.
Среди значительного количества кандидатских диссертаций заслуживает внимания работы C.B. Арапиной, A.B. Васильченко, A.A. Гаврилова, В.А. Гарнова, C.B. Кормилицина, Г.А. Криволапова, Н.Е. Пуховской, C.J1. Тишкова, О.Г. Шагаловой2. Анализ имеющихся работ показал, что отечественными историками проделана серьезная работа по изучению такого сложного и многопланового явления как нацизм и национал-социалистическая Германия. В то же время тема «повседневности», эволюции традиций и обычаев немецкого народа в период Третьего рейха остается раскрытой лишь фрагментарно. Комплексными
1 Корнева Л. Н. Германская историография национал-социализма: проблемы исследования и тенденции современного развития: 1985 - 2005 гг. Дисс. ... доктора ист. наук. Кемерово 2007; Макарова Д.М. Идеология германского национал-социализма: Социально-политический анализ: Дисс. ... д-ра ист. наук. Сыктывкар, 2005; Паламарчук Е.А. Социальная политика третьего Рейха: Дисс.... д-ра ист. паук. Ростов-на-Дону, 2006, Плснков О.Ю. Немецкая политическая традиция л национал-социализм: Дисс, ... д-ра ист. наук. СПб, 1998; Пуховская Е.Ю. Колониальная идея в кайзеровской Германии: замыслы и воплощение: Дисс. ... докт. ист. наук. Иркутск, 2001; Фокин C.B. Колониальная политика Германии в 1871-1941гг.; Дисс. ... д-ра ист. наук. Москва, 2004.
2 Арашша C.B. Германский трудовой фронт: создание и деятельность (1933 -1939 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2006; Васильченко A.B. Школьная политика гермаиского национал-социализма: Дисс. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2001; Гаврилов A.B. Католицизм и национал-социализм в Германии (19331945 гг ): Дисс.... канд. ист. наук. Ярославль, 2001; Гарнов В.А. Церковь в Третьем рейхе: роль в обществе и взаимоотношения с фашистским режимом (1933-1945 гг.): Дисс.... каид. ист. наук. М., 1997; Кормилацын С. В. Молодёжная политика Третьего рейха (1933-1941г.г.): Дисс. ... каид. ист. наук. СПб, 2000; Криволапое Г.А. Нацистская пропаганда механизмы и методы воздействия на немецкое общество: Дисс. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2005; Пуховская U.E. Формирование и реализация культурной политики в Третьем рейхе: Дисс. ... канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2001; Тишков С.Л. Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма: на примере фашистской Германии: Дисс.... канд. полит, наук, М., 2004; Шагалова О.Г, Государственная политика Третьего Рейха в области воспитания и образования немецкой молодёжи: Дисс.... канд. ист. наук. Тюмень, 2005.
исследованиями, посвященными этой теме, российская историография не располагает. Это обстоятельство не в последнюю очередь подвигло автора на выбор темы данной работы.
Цель исследования - путем всестороннего изучения, прежде всего, оригинальных немецких источников, определить основные направления воздействия теории и практики нацизма на сознание и повседневную жизнь народа, его традиции и обычаи, выявить сущность и особенности этого воздействия в различных сферах, показать эволюцию взаимоотношений «народ — нацизм» на различных этапах становления и функционирования гитлеровского государства.
В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:
1. Выявить конкретные приемы внедрения нацистской идеологии в общественное сознание как своего рода «новой религии» немецкого народа в обозначенный период.
2. Проанализировать изменение статуса и социальной роли церкви в жизни немецкого народа под воздействием национал-социалистических идей.
3. Исследовать целенаправленную трансформацию традиционных праздников немецкого народа после прихода нацистов к власти.
4. Проанализировать использование нацистских новых государственных и партийных праздников для деформации национальных культурных и религиозных традиций.
5. Исследовать эволюцию государственной и партийной символики в 1933 - 1945 гг. в Германии.
6. Сформулировать научные выводы и практические рекомендации, которые могут быть востребованы для противодействия попыткам фальсификации истории, героизации нацистских преступников, ревизии итогов Второй мировой войны.
Объект исследования - традиции и обычаи немецкого народа б период Третьего рейха.
Предмет исследования — процессы целенаправленного воздействия идеологии и практики НСДАП на общественное сознание населения Третьего рейха.
Теоретико-методологическая база исследования сформирована на основе комплекса принципов системности, объективности и историзма, выработанных отечественной и зарубежной историографией к требованиям исторической науки: научности, объективности и историзма, предусматривающие изучение явлений и процессов во всем их многообразии и в конкретных исторических условиях их возникновения и развития. В соответствии с поставленными задачами и целью исследования в работе используются методы исторического, источниковедческого, хронологического и сравнительно-исторического анализа, которые позволили показать историю трансформации гитлеризмом вековых устоев повседневной жизни немецкого социума, его традиций и обычаев в русло национал-социалистической идеологии развязывания и ведения агрессивных войн и установления германского мирового господства.
Источннковая база диссертации. Исследование представленной темы невозможно без обращения к документам архивов. В ходе диссертационного исследования были использованы как архивные материалы (законодательные акты и официальные документы инстанций различного уровня) Российского государственного военного архива (РГВА), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), использовались также фонды, содержащие материалы о деятельности немецких церквей в годы нацистской диктатуры1. Наряду с этим в Немецком Федеральном архиве2 и его филиалах сосредоточены документы по проблематике исследуемого периода,
' Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 500к. Оп. 1. Д. 80; РГВА. Ф. 500к. Оп. !. Д. 8); РГВА. Ф. 500к. Оп. 1.Д. 172 (2); РГВА Ф. 500к. Оп. 1. Д. 2606(1); РГВА. Ф. 500к. Оп. 3. Д. 313 и др.
Das deutsche Bundesaichiv. Примечательной особенностью Немецкого Федерального Архива является возможность получения электронного доступа к его базам.
раскрывающие суть идеологии и практическую деятельность НСДАП в области трансформации гитлеризмом народных традиций и унификации жизнеустройства населения Третьего рейха. Документы рассредоточены как
т 2
по центральным архивам , так и по многочисленным земельным архивам , в частности, документы, касающиеся деятельности евангелической и католической церкви, а также организации и проведения праздников и других праздничных мероприятий в годы нацистской диктатуры.
В ходе исследования анализировалась мемуарная литература, хотя как источник она и носит сугубо субъективный характер, но представляет ценность реальным видением и оценкой давно минувших событий со стороны непосредственных их участников3.
Кроме того, в диссертации были использованы такие группы источников, как опубликованные документы, материалы периодической печати4, проанализированы кино- и фотодокументы, отражающие характер рассматриваемого периода5.
Хронологические рамки исследования. Выбор хронологических границ обусловлен предметом исследования - периодом существования Третьего рейха в Германии (1933-1945 гг.)
Результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна обусловлены тем, что впервые в отечественной историографии осуществлено комплексное научное исследование эволюции жизни и быта немецкого народа в период с 1933 по 1945 гг. В ходе исследования использованы оригинальные материалы и литература, не
' Bundesarchiv Berlin Lichterfelde, Bundesarchiv Koblenz, Evangelisches Zentralarchiv.
2 Bayerisches Hauptstaalsarchiv, Generallandesarchiv Karlsruhe, Hauptstaatsarchiv Stuttgart u.a.
3 См.: Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993; Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М, 1993.; Ширер У. Взлет и паление третьего рейха. В 2 т. Т.1. М., 1991; Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспондента. М., 2002.
4 См.: Bölsche J. Hackenkreuz am Altar // Spiegel. 2008. Nr.l. S. 88-91; Bönisch G. Die Unterwerfung // Spiegel. 2008. Nr.l, S. 63-73; Friedmann J. „Macht Platz, ihr Alten" // Spiegel. 2008. Nr.l. S. 24-29; Kershaw I. Der Hitlermythos. Spiegel. 2008. Nr.l. S. 103-113; Völkischer Beobachter №.45, Nr.79, Nr. 7, Nr.48/88 vom 19331937.
5 См.:„1932 war ein besonderes Jahr" // Die Wocheschau Filmausschitte auf Video - CD, CHRONOS EHOCFRD Verlag, 2004; „1933 war ein besonderes Jahr" // Die Wocheschau Filmausschitte auf Video - CD. CHRONOS EHOCFRD Verlag, 2004.; „1939 war ein besonderes Jahr" // Die Wocheschau Filmausschitte auf Video - CD. CHRONOS EHOCFRD Verlag, 2006.
являвшиеся ранее предметом изучения российской исторической науки. На основе системного анализа традиций и обычаев немецкого народа и их эволюции в период Третьего рейха установлены связи между идеологией и практикой национал-социализма и трансформацией мировоззрения населения на бытовом уровне.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплексный анализ национал-социалистической трансформации гитлеризмом повседневной жизни, обычаев и традиций немецкого народа в 1933-1945 гг. показывает, что у германского руководства существовало понимание важности обращения к глубинным пластам повседневной практики как к платформе, на которой могло выстраиваться отношение населения к реалиям Третьего рейха.
2. Результаты комплексного анализа национал-социалистической трансформации гитлеризмом повседневной жизни, обычаев и традиций немецкого народа в 1933-1945 гг. дают основание утверждать, что в период гитлеровской диктатуры в Германии произошла ломка их внешних проявлений, однако, корни таких обычаев и традиций затрагивались не существенно, а происходило идеологизированное замещение символики и ритуала.
3. В период нацистского господства была переосмыслена ролевая значимость германской церкви, что привело к существенной эволюции религиозного мировоззрения немецкого народа в рассматриваемый период.
4. Цели, сущность и причины трансформации системы обрядов и праздников немецкого народа в 1933-1939 гг. занимали подчиненное положение по отношению к целям, сущности политики по воспитанию «нового человека».
5. Смысловое содержание насаждаемой властным институтом гитлеризма нацистской государственной и партийной символики в значительной степени определялось не внутриполитическими, а внешнеполитическими, а еще более геополитическими факторами,
сформированными в результате поражения Германии в Первой мировой войне.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Материалы и выводы диссертации имеют теоретическое и практическое значение для научных и практических работников в сфере исторических, исследований. Содержание и основные выводы могут быть использованы в научной, преподавательской, лекционной и воспитательной работе. Материалы диссертации могут быть востребованы при создании учебников и учебных пособий по истории Германии новейшего периода, а также в научном осмыслении феномена нацизма.
Апробация исследования. Материалы диссертационного исследования были широко использованы автором в лекционной деятельности и на учебно-методических семинарах в Военном университете в 2007-2011 гг. и в выступлениях автора перед различными аудиториями.
Диссертация обсуждалась на кафедре Истории российской государственности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также на заседаниях кафедр истории, культуры и искусства, иностранных языков Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Ее выводы и положения подробно излагались автором на «круглых столах», научных семинарах, в опубликованных монографии и статьях, а также в публичных выступлениях.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении дана характеристика исследуемой проблемы, обоснована ее актуальность, сформулированы цели и задачи, объект и предмет исследования, определена методологическая основа, научная новизна, показана практическая значимость результатов исследования, формулируются выводы и положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Трансформация народных традиций в контексте унификации жизнеустройства немецкого народа в годы национал-социалистического господства» анализируется источниковедческое видение реалий германского социума в годы гитлеровской диктатуры, национал-социалистическая унификация немецкого религиозного сознания, а также нацистская реформация немецких национальных традиций.
В нервом параграфе «Источниковедческий и историографический анализ реалий германского социума в годы гитлеровской диктатуры» проводится анализ архивных материалов, ранее не опубликованных и опубликованных документов, официальной и закрытой переписки центральных органов власти с гауляйтерами областей, донесений от руководителей НСДАП и служб полиции земель, областей и районов, распоряжений, циркуляров, статистических данных и указаний Главного управления СД и полиции безопасности рейха, Управления государственной безопасности рейха, Министерства внутренних дел рейха и других. Особое внимание уделено документам и материалам, хронологически охватывающим события в Германии в период 1933-1939 гг., германского трофейного архива РГВА. Среди них - документы Главного управления имперской безопасности (PCXА) рейха фонд 500к и фонд 519к (Национал-социалистическая рабочая партия Германии), раскрывающие усилия гитлеровского руководства по нацистской трансформации германских традиций и обычаев и направлению их в русло программных установок НСДАП по превращению немецкого народа в послушное орудие планов гитлеризма по уничтожению так называемых, «неполноценных» народов и
завоеванию господства над миром. Основное внимание автор сознательно уделил изучению документов немецких архивов, немецких газет того времени, т.е. источников, до сих пор мало использовавшихся в отечественной историографии и по разным причинам не всегда доступных отечественным историкам. Также проведен анализ документов архивных фондов германских церквей, в результате чего было выявлено, что если гитлеризму удалось добиться «взаимопонимания» с протестантской церковью, то католическая церковь всеми силами сопротивлялась нацистской идеологии и была подвергнута силовому давлению, ее пасторы или уничтожались, или были сосланы в концентрационные лагеря.
Помимо германских архивов исследовались законодательные акты и правительственные документы, работы нацистских руководителей, мемуарная литература, свидетельства современников, сборники документов и материалов, которые позволили осуществить достаточно полное погружение в повседневную реальность немецкого социума в годы нацистской диктатуры и осуществить анализ политики трансформации немецких традиций и обычаев в контексте идеологии нацизма.
Автор подробно останавливается на нормативно-правовых актах нацистского государства, публиковавшихся в «Рейхсвестнике законов», который издавался на всем протяжении существования Третьего рейха. Значимость и ценность этого источника определяется тем, что он отражает официальную точку зрения и имеет конкретное назначение в деле реализации официальной культурной политики по нацистской унификации жизнеустройства немецкого общества.
В качестве источников, раскрывающих эволюцию взглядов гитлеровского руководства на культурно-историческое развитие Германии, значение и роль национальных традиций и обычаев немецкого народа, автором использованы публикации и выступления руководителей Третьего
рейха. Среди них - «Моя борьба» А. Гитлера, «Миф XX века» А. Розенберга, дневники И. Геббельса и других1.
Информация о подлинных событиях того времени и их видение современниками проанализирована автором по опубликованной мемуарной литературе и дневникам. К их числу относятся очерки Г. Ликера, Г. Раушнинга, людей, входивших в близкое окружение Гитлера, которые
стенографировали его приватные рассуждения о религии, науке, культуре и
2
политике, а также известного американского историка и журналиста У. Ширера3.
Автором отмечены труды известных современных немецких историков А. Людтке и Н. Фрая. Так, труд одного из родоначальников «истории повседневности» А. Людтке «История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти» представляет собой своего рода новую исследовательскую концепцию изучения прошлого через историю повседневных социальных практик4. Историк Н. Фрай в своей работе «Государство фюрера: Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945»5 убедительно раскрыл ход процесса идеологической мобилизации, охватившего все общество, в котором практически никому невозможно было оставаться в стороне от нацистских праздников, объединений и союзов, созданных под патронажем НСДАП.
В отечественной литературе проблема объединенного сознания, «повседневности» в Третьем рейхе, обычаев и традиций немецкого народа в этот период представлена значительно скромнее. Хотя было создано достаточно много трудов, посвященных истории зарождения, становления и
1 См.: Hitler А. Mein Kampf. Zwei Bändein einem Band. München, 1943; Rosenberg A. Der Mythos des 20. Jahrhunderts // Eine Wertung der seelisch-geistigen Gestaltenkämpfe unserer Zeit. München, 1943; Gftbbels .T.
Tagebücher 1924-1945 / Herausgegeben von Ralf Georg Reuth. 5 B. München, 2008. гПикерГ. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993.
J См.: Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. В 2т. Т. 1. М., 1991; Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспондента. М., 2002.
См.: Людтке А. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти М., 2010.
s См.: Норберт Ф. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945. М., 2009.
краха германского фашизма1. Вышедшая в 1990 г. монография Л.А. Мерцаловой2 дает обобщающую картину развития западногерманской историографии 70-80-х гг.
Современный этап развития отечественной историографии германского фашизма отчасти восполняет пробелы советской историографии. Анализ имеющихся кандидатских и докторских диссертаций показал, что отечественными историками проделана серьезная работа по исследованию такого сложного и многопланового явления как нацизм и национал-социалистическая Германия.
Второй параграф - «Национач-социатстическая унификация немецкого религиозного сознания» - посвящен анализу взаимоотношений национал-социалистов и церкви.
В Германии уже к 1933 г. сложилась устойчивая география разделения влияния католической и протестантской церковных организаций. На традиционно католических территориях сложилась католическая субкультура со своими собственными представлениями о морали и направленной на поддержку католических партий системой выборов. Таким образом, у католического населения сформировался своего рода иммунитет по отношению к национал-социализму и другим радикальным партиям, что создавало нацистам немалые проблемы в районах проживания католиков. В протестантских регионах, напротив, идеи А. Гитлера и он как харизматический лидер его партии имели успех. На всех выборах в рейхстаг после 1928 г. наблюдалось усиление симпатии к нацистам со стороны избирателей - протестантов.
1 См.: Безыменскин Л. Разгаданные загадки Третьего Рейха. 1933-1941. М„ 1981; Бессонов Б.Н, Фашизм: идеология, политика. М„ 1985; Бланк A.C. Германский фашизм и западногерманский неонацизм (идеология). Вологда, 1974; Бланк A.C. Из истории раннего фашизма в Германии. М., 1978; Бланк A.C. Адвокаты фашизма. Легенды и мифы реакционной буржуазной историографии о германском фашизме. М„ 1974; Бровко Л.Н. Германская социал-демократия в годы фашистской диктатуры. 1933-1945. М., 1988; Галактионов Ю.В , Корнева Л.Н., Черкасов Н.С. Марксистская историография германского фашизма. Кемерово, 1988; Галкин A.A. Германский фашизм. Изд. 2-е. М., 1989 и др.
2 См.: Мерцалова Л.А. Германский фашизм в новейшей историографии ФРГ. Воронеж, 1990.
Проведенные автором документальные исследования показали, что на этапе своего становления фашизм искал в церкви союзника, но после прихода к власти стал активно навязывать ей собственную систему ценностей, противоречивость которой христианским ценностям становились все более очевидной.
В 1932 г. внутри Евангелической церкви Германии было сформировано движение «Немецкие христиане» (Deutsche Christen), основанное на вольном толковании протестантизма. Представители этого движения поддерживали нацистский тезис «позитивного Христианства», отрицавший человеческую греховность, и соглашались с расовыми идеями национал-социализма, утверждая, что христиане, имеющие еврейских предков, немецкими христианами не являются, и поэтому необходимо еврейский Ветхий Завет удалить из Библии. Целью движения было создание Имперской Церкви (Reichskirche), которая бы своим христианским крестом со свастикой объединила всех немецких протестантов1. «Немецкие христиане» вели откровенную пропаганду фашистских идей. Во многих церковных общинах руководящие позиции захватывались нацистами силой. Появлялись руководства и принципы нового порядка в церквах, все церковные округа получали инструктивные письма НСДАП по идеологическим вопросам. Вскоре все руководящие должности в протестантской церкви оказались в руках «Немецких христиан», которые добились, что так называемая арийская статья стала для всех служителей церкви обязательным «законом», по которому церковная политика «Немецких христиан» полностью идентифицировалась с политической борьбой НСДАП.
Такие действия сторонников движения «Немецкие христиане» вызвали протест части протестантской общественности. Группа авторитетных приверженцев традиционной религии основала «Исповедальную (или Конфессиональную) церковь». «Исповедальная церковь» боролась за
' Немецкие христиане // http:// ru. wikipedia.org
сохранение чистоты евангелического вероисповедания и выступила с заявлением, в котором говорилось, что христианство не совместимо с нацистским мировоззрением. Гитлеровский режим ответил жесткими репрессиями. Сотни пасторов «Исповедальной церкви» были арестованы, а ее касса конфискована.
Параллельно гитлеровский режим вел работу по подчинению себе католической церкви, епископат которой осуждал национал-социализм. Ликвидацию «сплочённой католической цитадели» Гитлер назвал важнейшей задачей ещё в первые недели своего правления. Также актуальной задачей для Гитлера являлось ослабление Партии католического центра, которая не теряла надежды сохранить влияние в государстве. Католическая церковь продемонстрировала готовность отказаться от политической деятельности при условии заключения конкордата с Ватиканом, который и был подписан 20 июля 1933 г., став первым государственным договором между католической церковью и германским государством, ограничив её влияние чисто религиозными вопросами. Важно отметить, что подписанный с Ватиканом конкордат стал в Германии обладать силой не только договора, но и закона, и являлся по своей сути частью внутреннего права1. Несмотря на это, давление на церковь продолжалось, в результате чего под прицел нацистов попали околоцерковные организации, в первую очередь молодежные, которые вскоре были распущены, а их задачи переданы в ведение Гитлерюгенда. Национал-социалисты мобилизовали целое поколение молодых немцев для утверждения своей власти в его сознании.
Серьезная борьба развернулась и в сфере образования. Исследованные автором архивные материалы подтверждают, что нацистский режим планомерно осуществлял практические действия по разрушению вековых традиций и устоявшихся обычаев населения, которое с трудом принимало их
1 Amtsblatt für die Erzdiözese Freiburg, Nr. 13 v. 4.5.1935. S. 378.//РГВА. Ф. 500k. On. 1. Д. 58.
нововведения, ломавшие привычки, нормы поведения, культурный и социальный опыт.
В третьем параграфе - «Нацистская реформация немецких национальных традицгш» - исследуется процесс насаждения в германском обществе гитлеровским режимом собственного псевдорелигиозного эрзаца, выстроенного на базе принципов, изложенных фюрером еще в «Майн кампф». Вскоре были созданы ритуалы, которые считались необходимыми для создания новых традиций, способных поддержать веру в фюрера и идеологию национал-социхтизма. При этом заимствовались многие церковные обряды. Они приспосабливались к организации партийных мероприятий, повышая их действенность в пропаганде национал-социалистического мировоззрения. В этом плане национал-социализм практически стал государственной религией. Постепенно нацисты склонились к понятию «мировоззрение», поскольку «религия» ассоциировалась с ненавистными церквами. Тем не менее, это «мировоззрение» нуждалось в том, что всегда сопровождает религиозные верования: в мифах и ритуалах. События, описанные в мифах, часто повторяются в обрядах и ритуалах для поддержания существующего порядка. Нацистская пропаганда, не отрицая сакрального значения понятий «рейх» и «фюрер», сама сознательно использовала христианские идеи и идеалы. Немаловажное значение, наряду с мифами играли в «политической религии» национал-социализма и различные ритуалы, обряды, церемонии, призванные затмить и заменить привычные и сложившиеся в ходе столетий традиции и обычаи, содержание которых не служило укреплению всесилия национал-социалистической идеологии.
Национал-социализм нуждался в ритуалах и церемониях и активно создавал их. При этом для организаторов национал-социалистических празднеств, как отмечает К. Вондунг, именно христианские ритуалы служили
практическим примером для подражания1. Автор подробно исследует этот его тезис при анализе аутентичных немецкоязычных источников, а также архивных материалов. Ритуальные церемонии присутствовали на каждом празднике, организуемом национал-социалистической партией, и их описание и анализ также приводится автором в настоящем диссертационном исследовании.
Влияние этих ритуалов и церемоний усиливалось с помощью массового воздействия на людей различными средствами культуры -литературы, живописи и скульптуры, театра, кинофильмов и образования.
Население Германии воспринимало национал-социалистическую идеологию не как религию, а как мировоззрение, с которым можно и нужно было соглашаться, и которое для многих вскоре превратилось в замену религии.
Национал-социалисты с помощью ритуалов и культа пытались сделать свою идеологию более привлекательной и доступной для широких масс. Чтобы наполнить праздники и торжества соответствующим содержанием, нужны были ритуалы и церемонии, соответствующие разным поводам. НСДАП претендовала на полный контроль над обществом, ей нужны были ритуалы по всем возможным поводам - от рождения и до смерти. В этих целях были разработаны единые партийные установки. Поскольку выбор ритуалов и церемоний был органичен, наиболее удобным способом было заимствование христианских образцов и их соответствующая доработка.
НСДАП превращалась в партию, нацеленную на формирование нужного ей мировоззрения, располагающую календарем, составленным из праздников и памятных дат, с установленными ритуалами и символами, схожими с христианскими образцами и заимствованными там ритуалами, смешанными с военным церемониалом и германскими традициями.
' Cm.: Vondung K. Magie und Manipulation // Ideologischer Kult und politische Religion des Nationalsozilismus Göttingen, 1971. S. 155.
Во второй главе - «Внедрение нацистского символизма в традиции немецкого народа» - анализируются модификация гитлеризмом немецкого календаря, превращение партийных и государственных праздников НСДАП в традиции немецкого народа, а также символы Третьего рейха в идеологической практике внедрения в новые немецкие традиции.
Первый параграф - «Модификация гитлеризмом немалого календаря» - посвящен исследованию торжественных дат, введенных нацистами. Немало стараний они проявили в связи с необходимостью замены церковных праздников, равно как и существовавших до сих пор юлианского и григорианского календарей с их разной длительностью месяцев и с семидневной неделей, на так называемые «новоязыческие».
После прихода к власти нацисты в спешном порядке занялись установлением праздничных дней. Законом от 27 февраля 1934 г. (Сборник законов Рейха. § 7)' были утверждены не только государственные и партийные, но и народные праздники: День летнего солнцестояния, День зимнего солнцестояния, Национал-социалистическое рождество.
Введённые упомянутым законом даты и сроки праздников отражали элементы национал-социалистической идеологии, возрождали традиции германских предков. В организации и проведении праздников летнего и зимнего солнцестояния нацисты видели способ внедрения своей идеологии в массы.
Одновременно нацисты занялись вытеснением традиционных численников и календарей, в которых содержались жития святых угодников, толкования библейских текстов, а также чисто светские элементы - анекдоты, стихи, загадки, рецепты и т.д. Национал-социалисты начали препятствовать выходу в свет традиционных календарных изданий, однако устранить их полностью не смогли, хотя и поставили под надзор созданного в 1937 г. Консультационного календарного бюро, занимавшегося цензурой. Был налажен выпуск пронацистских календарей «Немецкая домашняя книга»,
1 См.: Sammlung der Gesetze Reich. Berlin, 1934. В. I. S. 191.
«Друг солдата, карманный календарь для Вермахта», «Немецкий крестьянский календарь». В них отсутствовали литургические праздники христиан и дни святых, они были заменены обозрениями мифологических и доисторических праздников. Такое новоязыческое суеверие преподносилось как «исконная религия»1. Тогда же в календарях появились короткие истории национал-социалистического толка.
Национал-социалисты пытались упразднить традиционное летоисчисление и христианский календарь, принятые практически повсюду. Предполагалось ввести собственные представления о распределении календарного времени, претворить в жизнь «новое время» с абсолютной цензурой, независимо от христианских, античных и еврейских традиций. Предпринимались попытки изменить нумерацию годов, а также вместо семидневной ввести десятидневную неделю.
Меняя календарь, идеологи германского национал-социализма во имя пропаганды новых культов и мифов национал-социалистической идеологии хотели изменить прежнее течение жизни народа, его быт, а также его христианскую культуру и традиции.
До прихода нацистов к власти в Германии немецкий социум традиционно отмечал много народных и региональных праздников, которые являются формой существования традиций. Национал-социалисты наполнили их своим собственным содержанием, изменили форму праздников в контексте того, что все мероприятия должны проводиться в строгом соответствии с инструкциями и предписаниями нацистских пропагандистов.
На национал-социалистическое оформление праздника оказывал влияние административно-правительственный аппарат и его различные подразделения. «Преобразование» праздников велось под руководством рейхсминистра пропаганды и просвещения Й. Геббельса. С апреля 1935 г. начали выходить Предложения руководства пропагандой «Третьего рейха»
' Cm.: Schäfer M. Luigi Sturzo als Totalitarismustheoretiker: in Maier H. „Totalitärismus" und „politische Religionen". Freiburg, Basel, Wien, 1995. S. 37-45.
по оформлению национал-социалистических праздников. Они стали первой попыткой придать национал-социалистическим праздникам чёткую форму и точно определённое содержание.
Особое внимание уделено празднику Рождества. Доказывая связь праздника рождества с обычаями и верованиями древних германцев, национал-социалисты пытались создать основу для переосмысления в свою пользу всех связанных с ним обычаев и символов. Описанная в параграфе трансформация христианских рождественских символов создала предпосылки для вывода праздника Рождества из христианской традиции и его включения в нацистский календарь праздников. Открылись новые возможности для использования Рождества в пропагандистских целях и влияния на празднование в кругу семьи. Праздник Рождества, будучи праздником рождения христианского Спасителя, давал единственную возможность буквального и однозначного обожествления Гитлера, который служил объектом исевдорелигиозного почитания практически всех национал-социалистических праздников.
Автор также рассматривает трансформацию национал-социалистами праздников Летнего и Зимнего солнцестояния, Дня Иоанна Крестителя, Освящения имени, Пасхи и др., останавливается на ритуалах бракосочетания и погребения, которым НСДАП придавала политико-ритуальную значимость.
Во втором параграфе - «Превращение партийных и государственных праздников НСДАП в традиции немецкого народа» - исследуются способы изменения устоявшихся традиций и обычаев, т.е. реорганизация праздников, которые являлись и являются формой существования традиций. Культовыми и театрализованными обрядами НСДАП пыталась мифологизировать и обожествить Гитлера. В связи с этим появился круг годовых праздников, для которых вошло в обращение и стало общепринятым обозначение «национал-
социалистические»1. Это 30 января - День прихода к власти, 24 февраля -День основания НСДАП, Национальный день траура отмечали во второе воскресенье Великого поста, а затем 16 марта как День памяти павших героев. В этот день отмечался также День всеобщей воинской повинности. 20 апреля отмечали День рождения Гитлера, 1 мая - Национальный день труда. Во второе воскресенье мая - День матери, 24 июня - День летнего солнцестояния. В сентябре национал-социалисты отмечали Годовщину Имперского партийного съезда, в сентябре или в октябре - Праздник урожая, 9 ноября - День памяти жертв «Пивного путча» 1923 г., 21/22 декабря - День зимнего солнцестояния, Национал - социалистическое рождество.
Национал-социализм пытался превратить праздники в политические события, хотя и придерживался традиций и обычаев их проведения, так как традиции и обычаи способствовали выражению народного единения. Нацисты требовали поголовного участия в праздниках - будь то деревня, лагерь, маленькая организация или большое объединение. «Рекомендации» нацистов по проведению народных гуляний и праздников включали в себя сборники специально подобранных произведений, песенники и т.д.
Организация праздников демонстрировала, как много национал-социалисты заимствовали из христианской церкви и старых традиций.
Со своими символами и национал-социалистическим восприятием жизни партия присутствовала повсюду. Она должна была отождествляться с такими приметами национал-социалистических праздников, как благосостояние, чувство собственного достоинства, красота, народное единение. Праздничные обращения были призваны вырабатывать у населения веру в счастливое будущее только в союзе с существующей властью, отвлекать немецкий народ от повседневных забот, указывать на связь нынешнего режима с лучшими традициями прошлого.
' Kratzer W. Feiern und Feste der Nationalsozialisten. München, 1998. S, 179.
Придавая особое значение воспитанию молодого поколения немцев в духе национал-социализма и преданности идеям фюрера и партии, нацистское руководство разработало специальную систему ритуалов для Гитлерюгенда. Ведущее значение имел праздник приёма в Гитлерюгенд и посвящение молодёжи (югендвайе).
В 1933 г. национал-социалистами был официально введен в стране День матери. По замыслу пропагандистов рейха, праздник должен был стимулировать рост рождаемости, напоминать немецким женщинам об их обязанности «подарить фюреру ребенка».
Праздник Дня матери в нацистской Германии был целиком отформатирован под нацистское понимание идеала и роли «арийской женщины». Её призвание - заботиться об уюте в доме, рожать детей, дорожить общественными ценностями, добровольно выполнять социальные задачи и воодушевлённо справляться с трудностями повседневной жизни1». По мнению А. Гитлера, в числе основных задач немецкой женщины было также воспитание арийского поколения в духе национал-социализма.
Внедрение нацистской пропаганды с целью разрушения народных обычаев шло рука об руку с введением обычаев, наполненных идеологией и смыслом нацизма.
Любой праздник пропагандисты НСДАП превращали в демонстрацию единства народа и партии, несмотря на его название и официальное содержание. Для повышения силы воздействия праздников продумывались и создавались типовые сценарии их проведения. Большое внимание нацисты уделяли оформлению этих праздников.
Для укрепления авторитета партии организаторы превращали праздники в запоминающиеся события, связанные не только с крупными партийными датами, но и со вступлением в нацистские организации. Лидеры НСДАП стремились создавать праздники, демонстрирующие близость партии к народу, поэтому логичным - с точки зрения национал' Koonz С. Mütter im Vaterland. Freiburg im Breisgau, 1991. S. 17.
социалистической идеологии — выглядело превращение в «национальные» праздников, связанных с самой НСДАП. Некоторые праздники вводились нацистами для того, чтобы попытаться создать некое подобие конкуренции религиозным праздникам, которым тяжело было придать политический характер.
В третьем параграфе - «Символы Третьего рейха в идеологической практике внедрения в новые немецкие традиции» — анализируется роль символов в национал-социалистической идеологии. Символы становятся частью традиции народа, передаются из поколения в поколение. Однако за всякими официальными символами стоит идея, политическая цель, идеологическая установка. Символы олицетворяют гражданское единство общества, нередко - и его фундаментальные убеждения.
Государства и партии нуждаются в символах не только для политического обрамления официальных праздников, но и для каждодневного воздействия на создание общества путем символического отражения своих идей, своих особенностей, отличия от других государств или политических объединений, для обоснования и закрепления собственной традиции. Значение символики хорошо понимали лидеры Третьего рейха.
Политика национал-социализма ставила своей целью оказание влияния на весь уклад жизни каждого отдельного человека. Никто не должен был оставаться в стороне от «движения». Заметно, что на всех массовых мероприятиях присутствовало громадное количество разнообразной символики - знамена, униформы различных цветов, факелы и др. Необходимо отметить, что для придания торжественности и важности какого-то мероприятия для его участников следовало придерживаться определенных правил. Церковь в течение столетий довела проведение такого рода мероприятий практически до совершенства. У партий, в том числе национал-социалистов, практически не оставалось места для маневра. Но националисты, в принципе, и не хотели ничего менять, поскольку они пришли к убеждению, что церковные ритуалы и торжественные мессы
организованы оптимально для влияния на массы - нужно только придать им определенную партийно-идеологическую наполненность.
На массовых мероприятиях свастика - будь то на гигантских знаменах или в виде факельного шествия - служила символом могущества, принадлежность к которому должны были ощутить все участники мероприятия. Часто повторяющиеся приветствия «Зиг хайль» («Да здравствует победа») и «немецкое приветствие» «Хайль Гитлер» («Да здравствует Гитлер») также входили в набор ритуальных действий во время демонстраций. Все это оказывало сильнейше воздействие на участников.
Идеологи НСДАП активно эксплуатировали тезис о происхождении немецкой нации от «героических германских племен», превратили в места поклонения могильные курганы (Hünengräber) и места народных собраний древних германцев (Thingstätten) в северной части Германии, а также каменные глыбы (Externsteine) на опушке Тевтобургского леса. Здесь разыгрывались театральные представления, игрища и другие мероприятия.1
Активно использовались в тех же целях памятники, созданные в XIX веке в напоминание о германских предках. Среди них видное место занимал воздвигнутый в Тевтобургском лесу памятник Арминию -предводителю племени херусков, разбившему в 9 в.н.э. римские легионы Квинтилия Вария. В иерархии нацистских культовых ценностей памятник Герману занимал одно из ведущих мест.
Также в пропагандистских целях активно использовались национал-социалистами памятники Битве народов под Лейпцигом, Нидервальд, Кифхойзерденкмаль и Кайзерпфальц в Госларе, валгалла под Регенсбургом.
Символами власти нацисты считали здание рейхстага и Бранденбургские ворота в Берлине, церковь Паульскирхе во Франкфурте-на-Майне. У Бранденбургских ворот проводились массовые факельные шествия членов CA и СС. Ворота стали символом завоевания власти. Он обыгрывался и в ходе Олимпийских игр 1936 г. - ворота были изображены на
1 См.: Vondung К. Magie und Manipulation. S. 24-32,70-74.
официальном плакате. В фильме Лени Рифеншталь об олимпийских играх именно Бранденбургское ворота играли одну из главных ролей в демонстрации «счастливого Берлина».
Для демонстрации величия национал-социализма возводились гигантские сооружения. Уже 1 мая 1933 г. для проведения массового партийного митинга на площадке Темпельхофер Хоф в Берлине были воздвигнуты трибуны, похожие на церковные алтари, украшенные фашистскими знаменами огромной величины, с необычной подсветкой из прожекторов.
Важными для формирования общественного сознания нацисты считали такие символы, как различные архитектурные сооружения (прежде всего памятники, места проведения массовых мероприятий, здания официальных учреждений), характерной чертой которых были монументализм и гигантомания.
Символическое значение с большим эмоциональным воздействием придавалось также торжественным мероприятиям и шествиям, где использовались как традиционные символы (знамена и гимны), так и другие атрибуты (музыкальное и световое оформление, ораторское искусство).
Еще одним серьезным направлением развития символики нацисты считали использование в своих целях символов искусства, прежде всего изобразительного и музыкального. Для этого, с одной стороны, всячески пропагандировались «образцовые» взгляды А. Гитлера на искусство, с другой - подвергались гонениям и клевете представители так называемого «вырожденческого» искусства.
В целом руководству НСДАП за короткое время удалось создать достаточную систему символов, и, используя традиционную приверженность немцев к порядку, внедрить идеологическую символику в жизнь и быт народа Третьего рейха, которая оказала сильное воздействие на массовое немецкое сознание.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, делаются основные выводы, а также формулируются рекомендации и предложения.
Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора.
I. Публикации в периодических изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования научных результатов диссертационных исследований
1. Лапихина Л.А. Эволюция традиций и обычаев немецкого народа в Третьем рейхе // Вестник Военного университета. - 2009. — № 2. - 0,4 п.л.
2. Лапихина Л.А. Трансформация немецких национальных символов нацистским режимом // Этносоциум и национальная культура. - 2011. - № 7. - 0,5 п.л.
3. Лапихина Л.А. Трансформация немецких народных традиций в идеологической практике нацизма // Этносоциум и национальная культура. -2011.-№8.-0,6 п.л.
Л. Монографии
Традиции и обычаи немецкого народа в национал-социалистической трансформации гитлеризма (1933-1945 гг.). Монография. - М.: «Граница», 2011.-10 п.л.
III. Статьи в научных периодических изданиях, в сборниках научных трудов
1. Лапихина Л.А. Национал-социализм и Рождество (Эволюция традиций и обычаев немецкого народа в Третьем рейхе). // Соискатель.-2008. -№4.-0,6 п.л.
2. Лапихина Л.А. Трансформация традиций немецкого народа нацистским режимом в Германии (1933-1945) // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения: Сб. науч. статей. Выпуск 4(13) / Под общ. ред. C.B. Смульского. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 0,7 п.л.
3. Лапихина Л.А. Трансформация национальных символов в Германии (1933-1945) // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения: Сб. науч. статей. Выпуск 6(15) / Под общ. ред. C.B. Смульского. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 0,7 п.л.
Объем научных публикаций автора по теме исследования - 13,5 п.л.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Лапнхина Любовь Александровна
Тема диссертационного исследования:
Национал-социалистическая трансформация традиций н обычаев немецкого народа в гитлеровской Германии (1933-1945 гг.)
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Фокин Сергей Викторович
Изготовление оригинал-макета
Подписано в печать 17. 01. 2012 г. Тираж 80 экз. Усл. п. л. 1,4
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации
Отпечатано ОПМТ РАНХ и ГС. Заказ №3 119606, Москва, проспект Вернадского, 84
Текст диссертации на тему "Национал-социалистическая трансформация традиций и обычаев немецкого народа в гитлеровской Германии"
61 12-7/282
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
На правах рукописи
Лапихина Любовь Александровна
Национал-социалистическая трансформация традиций и обычаев немецкого народа в гитлеровской Германии
(1933-1945 гг.)
Специальность: 07.00.03 - всеобщая история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Фокин С.В.
Москва-2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Трансформация народных традиций в контексте унификации жизнеустройства немецкого народа в годы национал-социалистического господства 11
§ 1 .Источниковедческий и историографический анализ реалий
германского социума в годы гитлеровской диктатуры 11
§ 2. Национал-социалистическая унификация немецкого
религиозного сознания 33
§ 3. Нацистская реформация немецких национальных традиций 59
Глава II. Внедрение нацистского символизма в традиции немецкого
народа 90
§ 1. Модификация гитлеризмом немецкого календаря 90
§ 2. Превращение партийных и государственных праздников
НСДАП в традиции немецкого народа 114
§ 3. Символы Третьего рейха в идеологической практике
внедрения в новые немецкие традиции 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 182
ПРИЛОЖЕНИЯ
216
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Пережитые страдания и трагедии, невосполнимые людские потери и невиданные в истории человечества масштабы разрушений в годы Второй мировой войны заставляют вновь и вновь возвращаться к исследованию причин и обстоятельств, предшествовавших развязыванию нацистским режимом Германии Второй мировой войны.
На протяжении длительного времени в отечественной исторической науке нацизм рассматривался главным образом в идеологическом и военно-политическом аспектах, вне контекста традиций и культуры, деформация которых во многом стала индикатором происходящих в обществе изменений. Именно через манипуляционную трансформацию традиций и обычаев народа, его культуры нацизм наиболее откровенно проявил свою антигуманную сущность, злоупотребляя ими в качестве средства эффективного пропагандистского оболванивания масс и формирования нового «арийского человека».
До сих пор нет ответа на вопросы, что же произошло с внесшим огромный вклад в цивилизационное развитие мира немецким социумом в 1930-е гг., как за довольно короткий временной период народ Германии превратился в «толпу радикальной нетерпимости», полностью лишенную элементарных основ морали и нравственности по отношению к другим народам, подвергнув их немыслимым страданиям и уничтожению.
Особенно это касается процесса нацистской трансформации традиций и обычаев немецкого народа по введению граждан Германии в русло повседневности, на фоне которой происходила постепенно наращиваемая национал-социализмом подготовка безжалостных исполнителей чудовищных планов по установлению гитлеровского «нового порядка» в мире.
В связи с этим остается востребованным научный анализ реалий «повседневной практики» нацизма в сфере трансформации веками формируемых немецким народом традиций и обычаев.
Эта тема приобретает особую остроту, в связи с тем, что идеи национал-социализма и сегодня проявляются в общественно-политической жизни не только за рубежом, но и в России. В последние годы мы становились свидетелями разнузданных выходок националистически настроенной молодежи не только в крупных городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург. От демонстративных действий фашиствующих молодчиков есть пострадавшие в Воронеже, Ярославле, Владивостоке, Карелии1.
Все это подтверждает актуальность исследования процессов трансформации традиций и обычаев в Германии под влиянием национал-социалистской идеологии в период с 1933 по 1945 гг.
Степень научной разработанности проблемы. В мире и в России сложилась богатая школа германистики, в которой заметное внимание уделяется истории повседневности.
Развитие нацистской культуры с 1933 по 1945 гг. отражено в трудах Й. Вульфа, Ф. Грубе и Г. Рихтера, X. Бернетта, Г. Бок, А. Людтке, Н. Фрая,
Р. Эванса2 и других.
В отечественной историографии проблема объединенного сознания, «повседневности» в Третьем рейхе, обычаев и традиций немецкого народа в этот период представлена значительно скромнее, несмотря на то, что
1 См.: Урсул В.И. К вопросу о нацизме в современной России // Вестник Военного университета. 2008. №3. С. 63-69; Гранина Н. «Надо фильтровать абитуриентов ещё на подъездах к Москве». Известия. 2009. № 17. С. 9.
2 См.: Wulf J. Die Bildenden Künste im Dritten Reich. Gütersloh, 1966; Grube F., Richter G. Alltag im Dritten Reich. So lebten die Deutschen 1933-1945. Hamburg, München, Zwickau, 1982; Bernett H. Nationalsozialistische Leibeserziehung: eine Dokumentation ihrer Theorie und Organisation. Schorndorf bei Stuttgart, 1966; Bernett H. Sportpolitik im Dritten Reich: aus den Akten der Reichskanzlei. Schorndorf bei Stuttgart, 1971; Bock G. Zwangssterilisation im Nationalsozialismus: Studien zur Rassenpolitik und Frauenpolitik. Opladen, 1986; Людтке А. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти / Пер. с англ. и нем. К.А. Левинсона и др.; под общ. ред. и предисл. С.В. Журавлева. М., 2010; Фрай Н. Государство фюрера: Национал-социалисты у власти: Германия, 19331945 / Пер. с нем. Л.Ю. Пантиной; науч. ред. А.Ю. Ватлин. М., 2009; Эванс Р. Третий рейх в дни триумфа: 1933-1939 / Пер. с англ. Б. Кобрицова и А. Галактионова. Екатеринбург, M., 2010.
советская историография располагала целым рядом трудов, посвященных истории зарождения фашизма в Германии, его развития и краха.
Следует отметить, что в последнее время появилось немало исследований на уровне кандидатских и докторских диссертаций, в которых научному анализу подвергаются различные стороны истории становления и развития германского фашизма. Отметим, прежде всего, докторские работы JI.H. Корневой, JIM. Макаровой, Е.А. Паламарчук, О.Ю. Пленкова, Е.Ю. Пуховской, C.B. Фокина и других исследователей '.
Среди значительного количества кандидатских диссертаций заслуживает внимания работы C.B. Арапиной, A.B. Васильченко, A.A. Гаврилова, В.А. Гарнова, C.B. Кормилицина, Г.А. Криволапова, Н.Е. Пуховской, C.JI. Тишкова, О.Г. Шагаловой2. Анализ имеющихся работ показал, что отечественными историками проделана серьезная работа по изучению такого сложного и многопланового явления как нацизм и национал-социалистическая Германия. В то же время тема «повседневности», эволюции традиций и обычаев немецкого народа в период Третьего рейха остается раскрытой лишь фрагментарно.
1 Корнева Л. Н. Германская историография национал-социализма: проблемы исследования и тенденции современного развития: 1985 - 2005 гг. Дисс. ... доктора ист. наук. Кемерово 2007; Макарова Л.М. Идеология германского национал-социализма: Социально-политический анализ: Дисс. ... д-ра ист. наук. Сыктывкар, 2005; Паламарчук Е.А. Социальная политика третьего Рейха: Дисс. ... д-ра ист. наук. Ростов-на-Дону, 2006; Пленков О.Ю. Немецкая политическая традиция и национал-социализм: Дисс.... д-ра ист. наук. СПб, 1998; Пуховская Е.Ю. Колониальная идея в кайзеровской Германии: замыслы и воплощение: Дисс. ... докт. ист. наук. Иркутск, 2001; Фокин C.B. Колониальная политика Германии в 1871-1941гг.: Дисс.... д-ра ист. наук. Москва, 2004.
2 Арапина C.B. Германский трудовой фронт: создание и деятельность (1933 -1939 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2006; Васильченко A.B. Школьная политика германского национал-социализма: Дисс. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2001; Гаврилов A.B. Католицизм и национал-социализм в Германии (1933-1945 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2001; Гарнов В.А. Церковь в Третьем рейхе: роль в обществе и взаимоотношения с фашистским режимом (1933-1945 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. M., 1997; Кормилицын С. В. Молодёжная политика Третьего рейха (1933-1941г.г.): Дисс. ... канд. ист. наук. СПб, 2000; Криволапов Г.А. Нацистская пропаганда механизмы и методы воздействия на немецкое общество: Дисс. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2005; Пуховская Н.Е. Формирование и реализация культурной политики в Третьем рейхе: Дисс. ... канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2001; Тишков С.Л. Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма: на примере фашистской Германии: Дисс.... канд. полит, наук. М., 2004; Шагалова О.Г. Государственная политика Третьего Рейха в области воспитания и образования немецкой молодёжи: Дисс.... канд. ист. наук. Тюмень, 2005.
Комплексными исследованиями, посвященными этой теме, российская историография не располагает. Это обстоятельство не в последнюю очередь подвигло автора на выбор темы данной работы.
Цель исследования - путем всестороннего изучения, прежде всего, оригинальных немецких источников, определить основные направления воздействия теории и практики нацизма на сознание и повседневную жизнь народа, его традиции и обычаи, выявить сущность и особенности этого воздействия в различных сферах, показать эволюцию взаимоотношений «народ - нацизм» на различных этапах становления и функционирования гитлеровского государства.
В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:
1. Выявить конкретные приемы внедрения нацистской идеологии в общественное сознание как своего рода «новой религии» немецкого народа в обозначенный период.
2. Проанализировать изменение статуса и социальной роли церкви в жизни немецкого народа под воздействием национал-социалистических идей.
3. Исследовать целенаправленную трансформацию традиционных праздников немецкого народа после прихода нацистов к власти.
4. Проанализировать использование нацистских новых государственных и партийных праздников для деформации национальных культурных и религиозных традиций.
5. Исследовать эволюцию государственной и партийной символики в 1933 - 1945 гг. в Германии.
6. Сформулировать научне выводы и практические рекомендации, которые могут быть востребованы для противодействия попыткам фальсификации истории, героизации нацистских преступников, ревизии итогов Второй мировой войны.
Объект исследования - традиции и обычаи немецкого народа в период Третьего рейха.
Предмет исследования - процессы целенаправленного воздействия идеологии и практики НСДАП на общественное сознание населения Третьего рейха.
Теоретико - методологическая база исследования сформирована на основе комплекса принципов системности, объективности и историзма, выработанных отечественной и зарубежной историографией к требованиям исторической науки: научности, объективности и историзма, предусматривающие изучение явлений и процессов во всем их многообразии и в конкретных исторических условиях их возникновения и развития. В соответствии с поставленными задачами и целью исследования в работе используются методы исторического, источниковедческого, хронологического и сравнительно-исторического анализа, которые позволили показать историю трансформации гитлеризмом вековых устоев повседневной жизни немецкого социума, его традиций и обычаев в русло национал-социалистической идеологии развязывания и ведения агрессивных войн и установления германского мирового господства.
Источниковая база диссертации. Исследование представленной темы невозможно без обращения к документам архивов. В ходе диссертационного исследования были использованы как архивные материалы (законодательные акты и официальные документы инстанций различного уровня) Российского государственного военного архива (РГВА), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), использовались также фонды, содержащие материалы о деятельности немецких церквей в годы нацистской диктатуры1. Наряду с этим в
1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 500к. Оп. 1. Д. 80; РГВА. Ф. 500к. Оп. 1. Д. 81; РГВА. Ф. 500к. Оп. 1. Д. 172 (2); РГВА Ф. 500к. Оп. 1. Д. 2606(1); РГВА. Ф. 500к. Оп. 3. Д. 313 и др.
Немецком Федеральном архиве1 и его филиалах сосредоточены документы по проблематике исследуемого периода, раскрывающие суть идеологии и практическую деятельность НСДАП в области трансформации гитлеризмом народных традиций и унификации жизнеустройства населения Третьего рейха. Документы рассредоточены как по центральным архивам2, так и по многочисленным земельным архивам3, в частности, документы, касающиеся деятельности евангелической и католической церкви, а также организации и проведения праздников и других праздничных мероприятий в годы нацистской диктатуры.
В ходе исследования анализировалась мемуарная литература, хотя как источник она и носит сугубо субъективный характер, но представляет ценность реальным видением и оценкой давно минувших событий со стороны непосредственных их участников4.
Кроме того, в диссертации были использованы такие группы источников, как опубликованные документы, материалы периодической печати5, проанализированы кино- и фотодокументы, отражающие характер рассматриваемого периода6.
Хронологические рамки исследования. Выбор хронологических границ обусловлен предметом исследования - периодом существования Третьего рейха в Германии (1933-1945 гг.)
Результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна обусловлены тем, что впервые в отечественной
1 Das deutsche Bundesarchiv. Примечательной особенностью Немецкого Федерального Архива является возможность получения электронного доступа к его базам.
2 Bundesarchiv Berlin Lichterfelde, Bundesarchiv Koblenz, Evangelisches Zentralarchiv.
3 Bayerisches Hauptstaatsarchiv, Generallandesarchiv Karlsruhe, Hauptstaatsarchiv Stuttgart u.a.
См.: Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993; Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., 1993.; Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. В 2 т. T.l. М., 1991; Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспондента. М., 2002.
5 См.: Bölsche J. Hackenkreuz am Altar // Spiegel. 2008. Nr.l. S. 88-91; Bönisch G. Die Unterwerfung // Spiegel. 2008. Nr.l. S. 63-73; Friedmann J. „Macht Platz, ihr Alten" // Spiegel. 2008. Nr.l. S. 24-29; Kershaw I Der Hitlermythos. Spiegel. 2008. Nr.l. S. 103-113; Völkischer Beobachter Nr.45, Nr.79, Nr 7 №48/88 vom 1933-1937.
6 См.:„1932 war ein besonderes Jahr" // Die Wocheschau Filmausschitte auf Video - CD. CHRONOS EHOCFRD Verlag, 2004; „1933 war ein besonderes Jahr" // Die Wocheschau Filmausschitte auf Video - CD CHRONOS EHOCFRD Verlag, 2004.; „1939 war ein besonderes Jahr" // Die Wocheschau Filmausschitte auf Video - CD. CHRONOS EHOCFRD Verlag, 2006
историографии осуществлено комплексное научное исследование эволюции жизни и быта немецкого народа в период с 1933 по 1945 гг. В ходе исследования использованы оригинальные материалы и литература, не являвшиеся ранее предметом изучения российской исторической науки. На основе системного анализа традиций и обычаев немецкого народа и их эволюции в период Третьего рейха установлены связи между идеологией и практикой национал-социализма и трансформацией мировоззрения населения на бытовом уровне.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплексный анализ национал-социалистической трансформации гитлеризмом повседневной жизни, обычаев и традиций немецкого народа в 1933-1945 гг. показывает, что у германского руководства существовало понимание важности обращения к глубинным пластам повседневной практики как к платформе, на которой могло выстраиваться отношение населения к реалиям Третьего рейха.
2. Результаты комплексного анализа национал-социалистической трансформации гитлеризмом повседневной жизни, обычаев и традиций немецкого народа в 1933-1945 гг. дают основание утверждать, что в период гитлеровской диктатуры в Германии произошла ломка их внешних проявлений, однако, корни таких обычаев и традиций затрагивались не существенно, а происходило идеологизированное замещение символики и ритуала.
3. В период нацистского господства была переосмыслена ролевая значимость германской церкви, что привело к существенной эволюции религиозного мировоззрения немецкого народа в рассматриваемый период.
4. Цели, сущность и причины трансформации системы обрядов и праздников немецкого народа в 1933-1939 гг. занимали подчиненное
положение по отношению к целям, сущности политики по воспитанию «нового человека».
5. Смысловое содержание насаждаемой властным институтом гитлеризма нацистской государственной и партийной символики в значительной степени определялось не внутриполитическими, а внешнеполитическими, а еще более геополитическими факторами, сформированными в результате поражения Германии в Первой мировой войне.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Материалы и выводы диссертации имеют теоретическое и практическое значение для научных и практических работников в сфере исторических исследований. Содержание и основные выводы могут быть использованы в научной, преподавательской, лекционной и воспитательной работе. Материалы диссертации могут быть востребованы при создании учебников и учебных пособий по истории Германии новейшего периода, а также в научном осмыслении феномена нацизма.
Апробация исследования. Материалы диссертационного исследования были широко использованы автором в лекционной деятельности и на учебн�