автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Националистическая партия как выразитель классовых интересов африканерской буржуазии ЮАР

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Тихомиров, Владимир Игоревич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Националистическая партия как выразитель классовых интересов африканерской буржуазии ЮАР'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Тихомиров, Владимир Игоревич

ВВВДЕНИЕ.4

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (I9I4-I934) 26-

§ I. Исторические и классовые основы африканерского национализма . 26

§ 2. Националистическая партия.в борьбе за политическую власть (1914-1924).47

§ 3. Коалиционное правительство Д.Герцога и кризис

Националистической партии (1924-1934) . 67

ГЛАВА П. РОЛЬ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В РАЗРАБОТКЕ И

СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ АПАРТЕИДА (1934-1959). 78

§ I. Рост сил африканерского национализма и разработка теории апартеида.78

§ 2. Приход националистов к власти и укрепление их политического господства . 98

§ 3. Мелкобуржуазная сущность расистской теории апартеида . 123

ГЛАВА Ш. КРИЗИС СИСТЕМЫ АПАРТЕИДА И НАРАСТАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

В НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (1959-1983) . 139

§ I. Политические и экономические причины кризиса системы апартеида . 139

§ 2, Политика реформ правительства П.Боты как попытка найти выход из кризисной ситуации в стране, . . . 169

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Тихомиров, Владимир Игоревич

Современное международное положение продолжает оставаться крайне напряженным. Силы реакции и империализма пытаются задушить мировой революционный процесс, "повернуть вспять ход истории". При этом применяются все средства, начиная от актов диверсий и кончая широкомасштабными агрессиями, имеющие целью остановить развертывание национально-освободительного движения, вернуть в лагерь империализма освободившиеся от капиталистического и колониального ига страны. Все это характеризует и сложившуюся на юге Африканского континента обстановку, где проводником политики империализма давно выступает расистский режим правления белого меньшинства в ЮжноАфриканской Республике (ЮАР). "Народы Африки, в том числе и народы "прифронтовых" государств, естественно, заинтересованы в создании мирных условий для своего свободного и независимого развития, - подчеркивала газета "Правда". - Однако они хорошо знают, что именно существование террористического режима в ЮАР является главным источником напряженности на юге континента. Устранение расистских порядков - непременное условие прочного мира в этом регионе" (10.I, 5.Ш.1984).

Одну из самых темных страниц истории ХХв., - отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко, - составляет эскалация расовой и национальной ненависти, вызываемая капитализмом" (2,2, с.II). Расизм в отношении южноафриканского небелого населения возведен в ЮАР в ранг государственной политики. Для закрепления своего господства расисты создали целую систему законов "раздельного существования" белых и небелых жителей - систему апартеида. Характерной чертой этой системы является то, что политически вся страна разделена на две части - "белую" метрополию, занимающую 87$ территории ЮАР, и "небелую" колонию, разместившуюся на остальных 13%. Программа Южно-Африканской коммунистической партии

Путь к свободе Южной Африки" дает следующее определение сложившейся в стране системы: "Возник колониализм нового типа, при котором угнетающая белая нация занимает ту же самую территорию, что и угнетенный народ, и живет бок о бок с ним. На одном полюсе - в "белой Южной Африке" - налицо все черты капиталистического государства, достигшего высшей стадии - стадии империализма. На другом полюсе - в "небелой Южной Африке" - налицо все характерные черты колонии. Политическая власть принадлежит группе людей, которая делает все возможное, чтобы подчеркнуть и увековечить свой инородный, "европейский" характер. "Небелая" Южная Африка - колония "белой" Южной Африки" (2.3,c.I4I-I42).

Усиливая репрессии против участников национально-освободительного движения внутри страны, расистский режим ЮАР продолжает вести необъявленную войну против соседних независимых государств юга Африки, имеющую цель заставить их отказаться от прогрессивного пути развития, склонить их правительства к сотрудничеству с империализмом. Сложившаяся в результате агрессивной политики ЮАР взрывоопасная ситуация в южноафриканском регионе таит в себе угрозу не только для безопасности стран Африки, но и для судеб всех народов мира, т.к. несет в себе возможность возникновения международного вооруженного конфликта.

Вышесказанное дает ясное представление о важности изучения южноафриканских проблем и, в частности, проблемы социально-политического развития ЮАР. Выявление исторических корней сложившейся в этой стране обстановки, классовый анализ южноафриканского политического развития способствуют формированию более глубокой и всесторонней картины конфликта на юге Африки, которая, в свою очередь, служит основой для определения политики прогрессивных сил в этом районе земного шара.

Актуальность изучения проблем южноафриканской истории не раз подчеркивалась в трудах ведущих советских африканистов. Так, в I

- 6 своей монографии "Африка: прогресс, трудности, перспективы", опубликованной в 1981г., член-корреспондент АН СССР, директор Института Африки АН СССР Ан.А.Громыко отмечал плодотворность "дальнейшего изучения экономических и социальных процессов в отдельных странах и регионах, в частности, на юге Африки" (4.II, с.29). Среди тем, рекомендованных для диссертационных исследований в области африканистики на второй Всесоюзной конференции африканистов в 1974г., была проблема "развития социальных процессов в условиях апартхей-да в Южной Африке" (3.1, с.158). Журнал ЮАКП "Африкен коммюнист" в 1983г. подчеркивал: "Существуют две важнейшие темы в новейшей истории ЮАР. Первая - это национальный и классовый конфликт между народом и правящей верхушкой белого меньшинства. Второй темой является конфликт между различными группировками внутри белой общины. И хотя освободительное движение в основном сосредотачивает свое внимание на первой проблеме, оно никогда не должно упускать из виду вторую. Решения о стратегии национально-освободительного движения, имеющие большую важность, зависят от правильного понимания взаимоотношений между составляющими белый лагерь частями" (10.4,1983,$ 92, с.22).

По мере экономического развития ЮАР изменялось положение классов в социальной структуре южноафриканского общества, а вслед за этим изменялась и система взаимоотношений между различными классовыми и социальными группировками внутри белой общины страны. При этом социально-политическое развитие белого населения Южной Африки до последнего времени носило отпечаток противоборства между двумя основными белыми этно-национальными группами - африканерами и англоязычными южноафриканцами, - составляющими вместе более 90$ белых жителей ЮАР. Особенность южноафриканской истории заключается в том, что, несмотря на то, что господствующее положение в экономике всегда занимали и продолжают до сих пор занимать англоязычные южноафриканцы, политическая власть с 1948 года полностью находится в руках экономически более слабой африканерекой буржуазии. Причины такого положения следует искать в политической ситуации, сложившейся в Южной Африке еще в начале века.

Южноафриканская белая община в первые годы ХХв. была разделена на два открыто враждебных друг другу лагеря: африканеров и англоязычных южноафриканцев. Британский империализм, заинтересованный в установлении экономического и политического контроля над крупнейшими месторождениями алмазов и золота, обнаруженных на территории республики Трансвааль во второй половине Х1Хв., явился главным виновником англо-бурской войны 1899-1902гг. В результате этой войны бурские республики полностью потеряли свою независимость, превратившись в колонии Британской империи. Военное поражение бурских республик означало окончание первого этапа истории англо-бурских противоречий, на протяжении которого буры стремились к отделению от англичан и к развитию в форме самостоятельного национального государства. Создание Южно-Африканского Союза явилось началом второго этапа англо-бурских противоречий, на котором между африканерами и англоязычными южноафриканцами развернулась ожесточенная экономическая и политическая борьба. В области экономики африканеры, в подавляющем числе занятые в сельском хозяйстве, основанном на использовании полурабского труда африканцев при сохранении докапиталистических форм хозяйствования, были обречены на поражение со стороны англоязычной южноафриканской крупной монополистической буржуазии, имевшей господствующие позиции в промышленности, торговле, финансовом деле и в управлении страной и пользовавшейся всесторонней поддержкой британского империализма. Наиболее ярким доказательством последовавшего за военным экономического поражения африканеров является приобретший широкие масштабы после англо-бурской войны процесс массового разорения африканерских землевладельцев, которые пополняли армию низкооплачиваемых и безработных белых в городах, что, в свою очередь, привело к появлению в 1920-е и 1930-е годы так называемой проблемы белых бедняков.

Если в экономической области вслед за военным поражением африканеров последовало резкое уменьшение их роли в экономике и значительное усиление процесса разорения бурских землевладельцев, то в политической области британский империализм избрал тактику частичного отступления с целью получения стратегического выигрыша. На формирование такой позиции английских властей существенное влияние оказали две основные причины: во-первых, желание иметь как можно меньше политических противников и, во-вторых, стремление расправиться с ними "чужими руками".

Сразу после англо-бурской войны власти Капской колонии (осуществлявшей общее руководство британскими колониями в Южной Африке) оказались в затруднительном положении. С одной стороны, существовала реальная возможность возобновления военных действий со стороны африканеров, которые относились к англичанам как к завоевателям, положившим конец более чем столетнему стремлению буров к национальной независимости. С другой стороны, англичанам, равно как и африканерам, противостояла многомиллионная масса африканского населения Южной Африки, к которому белые завоеватели, независимо от их расово-этнического происхождения, относились с одинаковых колониально-расистских позиций. Таким образом, англоязычным южноафриканцам противостояли две превосходящие их по численности силы: африканеры и африканцы. Для сохранения политического господства Великобритании в Южной Африке такое положение требовало наличия постоянной многотысячной хорошо вооруженной армии, симпатизировавшей бы англичанам. Достижение последнего требования было практически неосуществимо ввиду непопулярности колониальной политики английского правительства не только во всем мире, но и в самой Англии. К тому же колониальные войска Великобритании по традиции составлялись из воинских контингентов из различных английских колоний. Солдаты в таких войсках были склонны симпатизировать скорее бурам, чем англичанам.

Из вышесказанного следует, что несмотря на достигнутую победу, экономическое превосходство и военную мощь Великобритании, гарантий сохранения ее политической власти и, тем более, гарантий стабильности внутреннего положения в Южной Африке не существовало. А политическая власть и стабильность в стране были необходимы Великобритании для обеспечения ее контроля над алмазо- и золотодобывающей промышленностью Южной Африки, служившей одной из важнейших предпосылок ускоренного и стабильного развития экономики самой метрополии.

На изменение южноафриканской политики английских властей, их отношения к африканерам, важнейшее влияние оказали два события. Первое, восстание гереро и готтентотов в Юго-Западной Африке в 1904-1907гг., заставило английские власти взглянуть на свои отношения с африканерами сквозь призму взаимоотношений с африканцами. Другое событие, рост движения в поддержку африканеров во время и после англо-бурской войны, привело, как одна из главных причин, к поражению юнионистского правительства на выборах в Великобритании в декабре 1905г. и к замене его лейбористским правительством, стремившимся к ослаблению движения протеста как в Великобритании, так и в Южной Африке, и проводившего, в связи с этим, политику поощрения политической активности африканеров в рамках единого с англоязычными южноафриканцами государства.

Таким образом, первая причина изменения политики британских властей в Южной Африке в начале XX века - стремление иметь больше политических союзников и меньше врагов при сохранении английского экономического господства - нашла свое выражение в изменении отношения к африканерам вскоре после англо-бурской войны. Важнейшим политическим результатом новой британской политики было восстановление избирательного права для всех белых мужчин, независимо от их расово-этнического происхождения. Это несло в себе возможность перехода политической власти в руки африканеров, которые в 1911г. в 1,4 раза превышали по своей численности англоязычных южноафриканцев.

Вторая причина нового английского курса в Южной Африке - желание подавить сопротивление своих врагов чужими руками - нашла свое отражение в фактическом устранении англоязычных южноафриканцев от политической борьбы после образования ЮАС. Расистская политика африканерских политических деятелей полностью совпадала с устремлениями английских и англоязычных южноафриканских капиталистов, одновременно позволяя им сохранять внешнюю непричастность к происходящим в стране политическим событиям, в том числе и к созданию и ужесточению системы дискриминации и эксплуатации коренного населения страны.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что изменение южноафриканской политики Великобритании в начале ХХв., вызванное объективными причинами, имело своей главной целью направление антианглийской активности африканерских лидеров из военной на политическую область. Со своей стороны такая политика Великобритании способствовала изменению целей африканерского национализма как главной идеологической концепции, составлявшей основу политики бурских лидеров в XIX веке. Если раньше основной целью африканерского национализма было отделение от англичан и образование африканерского национального государства, то после образования ЮАС африка-нерские националисты ставили своей главной задачей "культурно-национальную автономию". Лозунг "культурно-национальной автономии", нашедший в Южной Африке выражение в политике "двух потоков" Д.Герцога, а затем в политике апартеида, проводящегося в жизнь Националистической партией с 1948 года, имеет открыто реакционный характер. Еще В.И.Ленин подчеркивал:". Некоторые люди думают, что национальное государство есть больший национализм, чем культурно-национальная автономия. Наивное и смешное заблуждение! Национальное государство - правило в опыте мировой истории. Культурно-национальная автономия выдумка плохоньких интеллигентов, нигде не осуществленная" (1.20,с.386).

Таким образом, политика британских властей в Южной Африке объективно способствовала росту политических сил африканерского национализма. В этом отношении закономерным явилось образование Националистической партии36^ в 1914г. как авангарда сил африканерского национализма.

Если английская политика в Южной Африке в начале ХХв. опиралась на достигнутое экономическое господство английского капитала, то политика африканерских националистов своей основной целью ставила достижение политической власти для улучшения экономического положения африканеров. При этом основную часть сторонников Националистической партии (НП) на протяжении длительного периода ее истории составляла мелкая африканерская торговая буржуазия, афри-канерское фермерство и африканерский рабочий класс, стоявшие на мелкобуржуазных позициях. Существенную финансовую поддержку партии оказывала крупная сельскохозяйственная буржуазия. При этом позиция партии была схожа с позицией либерально-монархических партий левого крыла в России в начале века, которые, по определению В.И.Ленина, "не будучи определенными классовыми организациями, постоянно колеблются между демократической мелкой буржуазией и контрреволюционными элементами крупной, между стремлением опереться на народ и боязнью его революционной самостоятельности, и не выходят в своих стремлениях за пределы упорядоченного буржуазного общества ." (1.18,с.233). в литературе принято это название, как более точно отражающее сущность идеологии партии, хотя в прямом переводе партия называется Национальной.

Говоря о Националистической партии, следует особо выделить такой вопрос, как соотношение ее социальной опоры и классовой сущности. Несмотря на то, что эта партия всегда была и продолжает ос^-таваться буржуазной партией правого толка, в деле ее политической поддержки немаловажную роль на протяжении всей ее истории играл белый рабочий класс, а среди партийного руководства ведущие позиции занимали представители африканерской интеллигенции. Такой пестрый социально-классовый состав националистического движения позволяет некоторым ученым делать вывод о "внеклассовом", "народном" характере партии.

Согласно марксистско-ленинскому учению следует четко разделять классовые цели партии и ее тактическую политику. В конкретной исторической обстановке партия может делать определенные тактические политические и экономические уступки с целью получения стратегического выигрыша. История знает немало примеров, когда буржуазные партии заигрывали с рабочим классом, а часть последнего, в особенности "рабочая аристократия", даже становилась на позиции класса буржуазии. Сходная ситуация сложилась и в Южной Африке в I920-1950-е годы, когда буржуазная Националистическая партия проводила политику защиты определенных экономических интересов белого рабочего класса, делая, таким образом, тактические уступки с целью сохранения политической поддержки белых рабочих. При этом следует учитывать, что южноафриканс кие белые рабочие, участвующие в производстве через систему расистскс дискриминационной организации труда, по своему положению приближаются к месту рабочей аристократии в социальной структуре "классических" буржуазных стран. ". Как ни странно звучат эти слова, -писал В.И.Ленин, - а в капиталистическом обществе буржуазную политику может вести и рабочий класс, если он забывает о своих освободительных целях, мирится с наемным рабством и ограничивается заботами о союзах то с одной, то с другой буржуазной партией ради мнимых "улучшений" своего. положения" (1.5 ,с.232).

Основной целью настоящей диссертации является рассмотрение классовой эволюции Националистической партии ЮАР. Начиная с 1924 года эта партия оказывает огромное влияние на осуществление внутренней и внешней политики страны. А после прихода националистов к власти в 1948г. их партия стала основной составляющей частью процесса формирования и претворения в жизнь государственной политики ЮАР. Разработанная в партии и в тесно связанной с ней тайной расистской организации "Африканер Брудербонд" доктрина "христанского национализма" легла в основу государственной политики узаконенного расизма, осуществляющейся в ЮАР, - апартеида.

При анализе вопросов истории националистического движения в ЮАР автор опирался на марксистско-ленинское учение о роли партии в политической структуре общества и, в частности, о- роли буржуазных партий в историческом развитии современного капиталистического общества. В системе парламентского механизма политического управления, существующего в подавляющем числе капиталистических стран (в т.ч. и в ЮАР), партии играют узловую роль. При этом буржуазный парламента ризм, создавая видимость существования демократии в обществе, ставит своей главной целью укрепление политического господства класса буржуазии. На выполнение этой цели направлена вся деятельность буржуазных партий вне зависимости от существования много-, дву- или однопартийной политической системы в конкретной капиталистической стране. Для упрочения своих позиций буржуазные партии зачастую прибегают к политическому маневрированию и социальной демагогии, вступая в различные "коалиции" и "союзы" с мелкобуржуазными и оппортунистически-реформистскими рабочими партиями, провозглашая всякого рода лозунги и программы, якобы имеющие целью укрепление национального и политического единства "народа".

При исследовании вопросов истории следует помнить, что, хотя основные законы и закономерности развития и смены общественно-экономических формаций в конечном счете играют определяющую роль в развитии того или иного общества, на определенных этапах исторического процесса национальные особенности и конкретно-историческая обстановка могут оказывать решающее значение. Применительно к Националистической партии необходимо отметить, что на протяжении довольно значительного периода ее истории особенности социально-политического развития ЮАР оказывали огромное влияние на процесс формирования и осуществления националистической политики. По своему месту в политической структуре южноафриканского общества Националистическая партия всегда находилась среди буржуазных партий правого толка. Но в отличие от "классических" консервативных и ультрареакционных буржуазных партий, имеющих ограниченную социальную базу, НП всегда пользовалась широкой поддержкой белого (в условиях ЮАР - единственного политически активного) населения, причем эта поддержка всегда носила отчетливый этно-национальный отпечаток. Существенным отличием НП от большинства буржуазных партий являлось (до 1950-х годов) то, что партия с самого начала ставила совершенно определенные цели, главной из которых было установление монополии на политическую власть в стране. Эта цель вытекала, прежде всего, из подчиненного экономического положения, в котором находились практически с самого образования единого южноафриканского государства африканеры, составлявшие основную этно-национальную опору партии. Политическая власть африканерским националистам всегда была нужна главным образом для укрепления позиций игравшей второстепенную роль африканерской буржуазии, что националисты осуществляли под лозунгом улучшения материального положения всего африканерско-го "народа" (что частично имело место).

Из вышесказанного можно вывести три основных отличительных признака Националистической партии от буржуазных партий "классических" капиталистических стран: во-первых, наличие широкой поддержки среди избирательского корпуса ЮАР; во-вторых, ярко выраженный этно-национальный характер социальной опоры партии; и, в-третьих, наличие четко выраженных целей партии, на службу осуществления которых была поставлена организационная структура и вся деятельность партии. Следует отметить, что в последнее время, в связи с дальнейшим развитием капиталистических отношений в ЮАР, прослеживается тенденция к ослаблению вышеуказанных отличительных признаков партии и ко все большему сближению положения НП с положением правящих партий капиталистических стран в политической структуре общества (см.: 4.36,с.174-184). Объясняется это общностью их социально-политической опоры, главную роль в которой все больше играет крупная африканерская буржуазия. Характерно, что в условиях ЮАР ослабление позиций мелкой и средней африканерской буржуазии у власти в стране и усиление позиций крупной происходило, в отличие от западных стран, в рамках одной и той же партии и сопровождалось изменением ее основной социальной (но не классовой!) опоры.

В 70-е гг. и особенно в 80-е гг. в белом населении ЮАР, внешне сохранявшем ранее относительное единство, стали со всей очевидностью проявляться глубокие внутренние противоречия. Усилившийся кризис националистического движения привел в 1982г. к расколу НП, после которого многие буржуазные социологи, занимающиеся проблемами истории ЮАР, стали говорить о "повороте партии влево". Они же с восторгом встретили политику частичных реформ апартеида, осуществляющуюся националистическим правительством с конца 70-х гг. Такая ситуация потребовала всестороннего социально-классового анализа сложившейся к середине 80-х гг. в белом африканерском населении ЮАР расстановки сил. Со своей стороны, анализ современной националистической политики был бы неполным, если бы в нем не учитывалась взаимосвязь различных исторических аспектов социально-политического и экономического развития сил африканерского национализма,

Методологической основой настоящей работы являются труды классиков марксизма-ленинизма, работы видных деятелей международного рабочего и коммунистического движения, материалы съездов коммунистических партий. Анализ истории националистического движения в ЮАР проводится на основе марксистско-ленинского учения. При исследовании вопросов истории ЮАР автор руководствовался марксистским положением, что "история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов" (1.1,с.424). "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, - подчеркивал В.И.Ленин, - пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов" (I.21,с.47).

Классики марксизма-ленинизма неоднократно отмечали, что буржуазия не перестает предпринимать шаги, имеющие целью скрыть действительные причины неравенства в обществе, мистифицировать их. Еще в 1849г. К.Маркс и Ф.Энгельс подвергли критике теории, в которых "исторически создавшиеся классовые различия сводятся. к естественным различиям, которые приходится признать за часть вечного закона природы и которые должно почитать." (1.2,с.274).

Вышеуказанные положения марксистской политической науки полностью применимы для анализа развития африканерского националистического движения. Южноафриканская буржуазия, создавая систему расовой дискриминации в стране, для оправдания своих действий выдвигала различные теории и доктрины, в которых содержались "доказательства" естественности и закономерности национальных, расовых, а в силу этого и классовых различий в обществе. Важную роль в подведении философско-теоретических основ под политику апартеида в Южной Африке сыграл кальвинизм.

Рассмотрение истории и политики буржуазных партий предполагает не только анализ взаимосвязи осуществляющей свое политическое влияние через эти партии буржуазии с другими классами в социальной структуре конкретного общества, но и исследования борьбы различных внутрипартийных и внутриклассовых фракций, отражающих зачастую противоположные интересы мелкой, средней или крупной буржуазии. "Изучение политики как специфического явления общественной жизни,чюд-черкивается в монографии "Политические системы современности", -требует не только общих теоретических определений, но и конкретного (в том числе опирающегося на социологические методы), глубоко дифференцированного анализа политических интересов различных группировок внутри как правящих, так и эксплуатируемых классов" (4.36, с.23). При этом необходимо учитывать определяющую роль экономики по отношению к политике. Внутриклассовые, как и все политические противоречия, существующие в обществе, являются, в конечном счете, отражением экономических противоречий.

В советской литературе исследованию проблем Южной Африки посвящен целый ряд монографий, в которых с позиций марксизма-ленинизма рассматривается теория и практика режима апартеида, изучаются различные аспекты национально-освободительной борьбы народов ЮАР и стран юга Африки. К ним следует отнести работы таких авторов как Р.Вяткина, А.Галыбин, А.Гальчинский, Ю.Гук, А.Давидсон, Л.Дем-кина, А.Макаров, Н.Никитина, А.Покровский, И.Потехин, А.Притворов, А.Урнов, И.Черкасова, Ю.Юдин, И.Ястребова и другие. Важное значение также имеют научные исследований и публицистические выступления таких ведущих советских специалистов по проблемам развивающихся стран и, в частности Африки, как К.Брутенц,Б.Гафуров, Ан.Громыко, Г.Ким, П.Манчха, Г.Мирский, В.Солодовников, Г.Старушенко, Р.Ульяновский, Л.Яблочков и многих других.

Несмотря на довольно обширное количество публикаций, связанных с ЮАР, такая важная проблема, как анализ социально-классовой эволюции находящейся у власти в стране Националистической партии в советской исследовательской литературе остается малоизученной. В 1970г. Институтом Африки АН СССР была опубликована коллективная монография "Политические партии Африки", в которой впервые в советской африканистике подробно рассматривался вопрос о истории деятельности и социально-классовой сущности партий белого населения ЮАР (4.35,с.280-298). В 1871г. И.Витухиным была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, посвященная проблеме возникновения и развития африканерской расово-этнической группы населения ЮАР (6.1). В 1976г. в Москве вышел в свет сборник статей "Южноафриканский империализм и проблемы национально-освободительного движения на юге Африки", в который была включена статья И.Витухина "Формирование доктрины апартхейда" (5.2). В ней, также как и в диссертации, политика и классовая эволюция националистического движения в ЮАР получили частичное освещение. В 1979г. была издана монография директора Института Африки АН СССР Ан.А.Громыко "Конфликт на юге Африки". Одна из глав этой монографии посвящена рассмотрению сложившейся к концу 70-х гг. ситуации на внутриполитической арене в ЮАР (4.12,с.197-229). В первой главе коллективной монографии "Кризис на Юге Африки", опубликованной в 1984г., помимо исследования других проблем, дан детальный анализ политики нынешнего правительства ЮАР во главе с П.Ботой (4.20, с.42-69).

Несмотря на то, что в вышеуказанных работах были рассмотрены многие аспекты политики и истории Националистической партии, ряд вопросов, включая социально-классовую эволюцию белого националистического движения, связь политической деятельности белых партий с развитием экономики страны, взаимоотношения Националистической партии с другими южноафриканскими политическими партиями и, в особенности, с влиятельной африканерской организацией "Африканер Брудербонд", борьба различных политических и религиозных течений внутри белого населения ЮАР, в советской научно-исследовательской литературе не получили достаточного освещения. Этим вопросам автор уделил наибольшее внимание при написании настоящей диссертации.

Источниковедческая база диссертации включает материалы, документы конгрессов Националистической партии, выступления партийных лидеров, речи и заявления государственных деятелей ЮАР, официальные информационные и статистические материалы, публикации ООН и других международных организаций по проблемам южноафриканского региона. Важнейшим источником явились документы Южно-Африканской коммунистической партии, среди которых центральное место занимает программа ЮАКП (2.3), а также речи и публицистические выступления видных деятелей коммунистического и национально-освободительного движения Южной Африки - Д.Даду, А.Лерумо, Н.Манделы и других.

Дополнительным источником, использованным в работе над диссертацией, послужили советские и зарубежные периодические издания, в которых освещаются социально-политические проблемы ЮАР, деятельность различных организаций и партий южноафриканского белого населения. Много ценного научного материала автор нашел на страницах южноафриканской прессы и, в частности, газеты Националистической партии Капской провинции "Ди бюргер" (10.9).

Среди зарубежных периодических публикаций следует также особо выделить теоретический журнал Южно-Африканской коммунистической партии "Африкен коммюнист" (10.4) и издания Африканского национального конгресса Южной Африки журналы "Сечаба" (10.19) и "Еженедельный обзор южноафриканской прессы" (10.5), в которых дается объективное и глубокое исследование происходящих в ЮАР социально-политических и экономических процессов, разоблачается теория и практика националиста ческих правительств.

Помимо использования источников, в работе над диссертацией авто^ критически переработал фактический материал, содержащийся в работах зарубежных исследователей проблем южноафриканского региона.

Среди научных трудов, изданных за рубежом, в первую очередь следует выделить исследования южноафриканских ученых-марксистов, таких, как Б.Бантинг, Д.О 'Миара, С.Ним, супругов Х.Дж. и Р.И.Саймоне и многих других.

В монографии южноафриканского коммуниста Б.П.Бантинга "Становление южноафриканского рейха" (4.1) собран богатейший фактический материал и с позиций марксизма-ленинизма проведен анализ политики Националистической партии ЮАР. Несмотря на то, что в виду давности срока написания монографии, политика партии рассматривается только до 1963г., книга Бантинга оказала значительную помощь автору для лучшего понимания истоков и сущности националистического движения.

В работах таких видных ученых, как Д.О 'Миара и супругов Х.Дж. и Р.И.Саймоне (4.90; 4.97), дается глубокий классовый анализ истории южноафриканского рабочего, национально-освободительного и националистического движений. К большой научной ценности фактического материала, собранного в этих работах, прибавляется также и то, что авторы исследовали происходящие в Южной Африке социальные процессы с марксистских позиций. Высокую оценку получили работы О'Миара и Саймонсов в журнале ЮАКП "Африкен коммюнист" (10.4,1984, № 96,с.86-88,104-105).

Важное значение для теоретического осмысления автором мношх сложных проблем истории и современной политической ситуации, сложившейся в ЮАР, имели работы специалистов по южноафриканским проблемам из социалистических стран, таких как А.Бабинг, Г.Вайнбергер, Я.Врла, Х.Штокер, Э.Фодор и многих других (см., например,3.4). В работах этих ученых дается детальный классовый анализ происходящих в Южной Африке процессов, рассматриваются социально-экономические и исторические корни существующей в ЮАР системы расовой дискриминации.

Обширное количество публикаций, посвященных вопросам истории ЮАР, издается в капиталистических странах. Наибольшего внимания заслуживают работы национальных исследователей южноафриканских проблем и, в частности, вопросов истории становления и развития белого националистического движения в ЮАР. К их числу следует отнести работы Х.ван дер Мерве, Х.В.Ватчера, И.Вилкинса, Х.Гилиоми, А.Кеппел-Джонса, К.де Кивита, В.А.де Клерка, Д.В.Крюгера, Л.Маркарда, К.Еюл-лера, Х.Стридома и других. Изучением различных аспектов истории африканерской общины в ЮАР также занимаются многие ученые США (Х.Адам, Л.Х.Ганн, П.Дуигнан, Г.Картер, Т.Муди, Р.Ротберг, Л.Томпсон, И.Хек-сам и другие) и Великобритании (М.Вильсон, П.Лэмблей, Ф.Труп и др.). Для анализа конкретных проблем истории белого националистического движения в ЮАР в диссертации были критически использованы работы многих из этих ученых.

Следует отметить, что большинство буржуазных историков, политологов и социологов, несмотря на широкий доступ к источникам (многие из них собирали материал для своих работ в библиотеках и архивах ЮАР, что совершенно недоступно ученым из стран социализма), зачастую дают поверхностный или односторонний анализ южноафриканских социально-экономических проблем, предпочитая обходить стороной классовый метод исследования социальных процессов. Вместо него они выдвигают различные доктрины, призванные скрыть наличие классовых противоречий в южноафриканском обществе. Например, в книге американского и южноафриканского социологов Х.Адама и Х.Гилиоми (4.49) содержится следующее утверждение: "Все же (Националистическая) партия является партией не буржуазии, а этнической партией" (4.49,с.225). Таким образом, эти исследователи становятся на точку зрения южноафриканских пронационалистически настроенных историков, стремящихся всеми силами доказать, что в африканерской группе белого населения классовых противоречий никогда не существовало и не существует и что Националистическая партия выражает интересы всего африканерского "народа" (фольк).

В 1983г. Х.Адам опубликовал статью (5.5), где классовое и внутриклассовое деление африканерского и всего белого южноафриканского общества на рабочий класс, мелкие, средние и крупные фермерство и буржуазию, а также на социальные прослойки - интеллигенцию и свяще-нослужителей, он подменил разделением, по его собственному определению, на "трудовых расистов, ортодоксальных идеологов, правящих технократов и критических моралистов" (5.5,с.238). При этом Адам не замечает (или не хочет замечать) внешних факторов, оказывающих значительное, а зачастую, решающее влияние на расстановку сил внутри белой общины ЮАР. Так, в вышеупомянутой совместной с Гилиоми монографи! он пишет: "Если до сих пор националисты фундаментально не изменили свою расовую политику, значит, причина этого не в (их) непримиримосп а в обстоятельствах, которые не способствовали появлению достаточно могущественной социальной силы, выступавшей бы за запрещение принципов апартеида" (4.49,с.28). Преуменьшение роли африканского населения в социальной жизни ЮАР и влияния его борьбы на позиции внутри белого населения страны позволило журналу "Африкен коммюнист" охарактеризовать позицию Х.Адама как "антикоммунистический конформизм" (10.4,1981,Ж36,с.97).

Ряд буржуазных историков выражают открыто прорасистские взгляды. Так, в книге американских исследователей Л.Х.Ганна и П.Дуиг-нана (4.73), одно название которой говорит само за себя - "Почему выживет ЮАР. Исторический анализ" -, в большом количестве содержатся пропагандистские уловки, к которым зачастую прибегают южноафриканские апологеты расизма, например: "Русский квалифицированный рабочий в Москве или Киеве. будет восхищен городом типа Coyэто, в котором в каждом доме в среднем живет менее шести человек"(4.73, с.83). "Библией для реакционеров" назвал журнал южноафриканских коммунистов эту книгу (Ю.4,1981,Л87,с.87).

Другой крайностью является резкая антиафриканерская позиция, характерная для некоторых, в особенности англоязычных, авторов. Они преувеличивают значение противоречий между двумя группами белого населения, считая их, а не противоречия между угнетаемым африканским большинством и меньшинством белых эксплуататоров определяющими в истории Южной Африки. Так, один из таких авторов, П.Лэмблей, пишет: "Исторические факты подтверждают, что группой, внушавшей наибольший страх у африканеров, были не черные, а скорее белые англоязычные южноафриканцы, которые для африканеров выступали в качестве фобических врагов на протяжении большей части XIX века" (4.84,с.32). А в самом начале своей книги этот же автор безоговорочно утверждает, что все африканеры - консерваторы: "Африканеры не способны к критическому самоанализу" (4.84,с.XX).

Приведенные выше точки зрения в целом не характерны для зарубежных исследований по южноафриканской тематике. Среди фундаментальных трудов по истории ЮАР, в том числа и по истории белого националистического движения в Южной Африке, следует особо выделить изданную под общей редакцией Л.Томпсона и М.Вильсон в начале 70-х годов в Великобритании двухтомную "Оксфордскую историю Южной Африки", второй том (4.94) которой большей своей частью посвящен проблемам новейшей истории страны. Другой из недавно изданных зарубежных монографий, рассматривающей в подробностях политическое развитие Южной Африки, является коллективный труд южноафриканских историков "Пятьсот лет: история Южной Африки", опубликованный под общей редакцией К.Мюллера в ЮАР в 1977г. В вышеназванных работах содержится много малоизвестных фактов, касающихся истории возникновения и развития националистического движения, но существенным недостатком этих работ, значительно снижающим их ценность, является отсутствие анализа взаимосвязи политического движения с экономическим развитием страны. Среди зарубежных монографий, посвященных конкретным вопросам политической истории ЮАР, автор хотел бы особо выделить работы Х.В.Ватчера, В.А.де Клерка и Т.Д.Муди.

Хотя книга Ватчера "Белый лагерь. Становление африканерского национализма" (4.II) была опубликована еще в 1965г., она содержит богатейший материал по истории Националистической партии, который со временем не только не устаревает, но и приобретает все большую ценность. Изданная одиннадцать лет спустя монография де Клерка "Пуритане в Африке. История африканеров" (4.65) во многом перекликается с трудом Ватчера, хотя если в первой основной упор делается на рассмотрение политического развития ЮАР, то во второй главное внимание уделено, наряду с политикой, истории культурного и религиозного движения африканеров.

Докторская диссертация американского ученого Т.Д.Муди, переработанная им в монографию (4.91), представляла для настоящего исследования, наряду с книгой Д.О'Миары, наибольший интерес. В этой монографии Муди содержится собранный в библиотеках ЮАР редкий материал по истории зарождения, становления и развития южноафриканского кальвинистского течения, проведен анализ его взаимосвязи с афри-канерским политическим движением. Работа Муди,-также как и О'Миары, богата фактами, отражающими отношения между церковью и политическими партиями, в том числе и Националистической партией. Но в отличие от О'Миары, проводившего анализ с позиций марксизма, Муди исследует историю кальвинизма с объективно-идеалистических позиций, считая основными критериями политического развития (антагонистического) общества не классы и классовую борьбу, а "гражданскую религию" и "гражданскую веру", что подразумевает рассмотрение общества как единого целого, вне классовых различий. Несмотря на этот существенный недостаток, фактический материал, собранный Муди представляет большую научную ценность; он, во многом, послужил основой для анализа истории кальвинизма в Южной Африке, проведенного в настоящем исследовании.

В 1960г. в Кейптауне был опубликован наиболее подробный до настоящего времени сборник документов по истории политических партий Южной Африки (4.100). В этом сборнике, изданном под общей редакцией Д.В.Крюгера, содержится большое количество фактического материала, касающегося истории Националистической партии. Документы из этого сборника во многом пополнили источниковедческую базу настоящей диссертации.

В 1978г. южноафриканские либеральные журналисты И.Вилкинс и Х.Стридом опубликовали в ЮАР свою книгу "Суперафриканеры", в которой они разоблачали деятельность Брудербонда. Книга получила широкий резонанс и годом позже под другим названием была переиздана в Нью-Йорке и Лондоне (4.116). Содержащиеся в этой книге редкие материалы и документы по истории и структуре Брудербонда помогли автору в составлении подробной картины деятельности этой тесно связанной с Националистической партией организации.

Кроме исследователей, публикующих свои работы в основном на английском языке, существует целый ряд южноафриканских историков, пишущих на африкаанс. К ним можно отнести историков-политологов Д.Коэт-це, Л.Нода, В.дю Плесси, Дж. ван Ройена, Б.дю Тойта, К.ван ден Хиве-ра и некоторых других. Среди этой группы ученых выделяются официальные хронографы Националистической партии М.Малан и К.ван ден Хивер, "Федерации африканерских культурных ассоциаций" И.дю Плесси и "Африканер Брудербонд" А.Пельцер. К сожалению, прежде всего в виду отсутствия книг большинства этих ученых (за исключением некоторых, переведенных на английский язык, например, ван Джарсвельда (4.113) в фондах советских библиотек, автор не имел возможности подробно ознакомиться с содержанием монографий вышеперечисленных специалистов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Националистическая партия как выразитель классовых интересов африканерской буржуазии ЮАР"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внутриполитическая ситуация, складывающаяся в ЮАР в середине 80-х гг., характеризуется дальнейшим обострением социально-классовых противоречий. Доминирующая роль в формировании и осуществлении внешней и внутренней политики страны продолжает сохраняться за Националистической партией ЮАР. Эта партия, образованная 70 лет назад как партия африканерского мелкого фермерства, только вступившего в период развития капиталистических отношений, к настоящему времени полностью изменила свою социальную (но не классовую) опору, став выразителем взглядов южноафриканского крупного государственно-монополистического капитала. В этой связи необходимо подчеркнуть, что НП меняла свою социальную опору только в рамках класса буржуазии и в политической структуре южноафриканского общества все время находилась и продолжает находиться среди буржуазных партий правого толка.

С момента своего образования НП ставила своей главной целью установление политического господства африканеров. На службу этой цели была поставлена вся политическая и экономическая деятельность партии в деле мобилизации сил африканского национализма. При этом следует отметить, что партии путем разжигания националистических чувств среди африканерского населения Южной Айрики удалось создать себе довольно прочную политическую опору. В 30-40-е гг. НП сформировала альянс африканерских классовых сил - буржуазии и находившегося в привилигерованном положении белого рабочего класса -, в основе единства которых лежала мелкобуржуазная националистическая идеология. Именно в этом двуединстве между буржуазной классовой сущностью националистического движения и национальным характером проявления его социальной формы кроется своеобразность этого политического движения, своеобразие Националистической партии в сравнении с другими буржуазными партиями. С другой стороны, уникальность националистаческого движения основывается на особом характере внутриполитической и социально-экономической обстановки в Южной Африке. Наличие двух враждебно настроенных друг против друга национально-этнических групп белого населения - африканеров и англоязычных южноафриканцев, враждебность которых была обусловлена историческим развитием Южной Африки и в значительной мере усилена экономически зависимым и подчиненным положением африканеров по отношению к англоязычным южно-африканцам, создавало благоприятную почву для развития идей национализма. В то же время в стране продолжала сохраняться и развиваться система расовой дискриминации и сегрегации в отношении большинства африканского населения - африканцев, жестокая эксплуатация которых позволила подкупить широкие массы белых рабочих и привлечь их, таким образом, к союзу с буржуазией. Следствием двух вышеназванных причин явилась слабость и разобщенность рабочего и национально-освободительного движения в ЮАС, что также способствовало росту сил национализма в стране.

В своем историческом развитии Националистическая партия ЮАР прошла ряд этапов. На первом этапе (1914-1934гг.) происходило политическое и классовое становление партии. Образовавшись как партия африканерского фермерства северных провинций ЮАС, после раскола 1934г. НП эволюционировала в партию африканерской мелкой и средней торгово-промышленной и сельскохозяйственной буржуазии, причем ведущую роль в националистическом движении стала играть буржуазия южных провинций. На втором этапе (1934-середина 60-х гг.) националисты сосредоточили свое главное внимание на создании необходимой для прихода к власти политической опоры своей партии, а после победы НП на выборах 1948г. - на обеспечении политического и экономического господства африканерской (прежде всего мелкой) буржуазии. С этой целью НП создала социально-политическую и экономическую систему апартеида. С середины 60-х гг. партия вступила в третий этап своего развития. Этот период истории НП охарактеризовался ожесточенной борьбой между мелкой и крупной африканерской буржуазией за первенство во всем националистическом движении. Внешне это выразилось в политическом и идеологическом кризисе НП, сопровождавшимся с начала 70-х гг. и общим социально-экономическим кризисом всей созданной националистами системы апартеида. Раскол партии 1969г. явился первым отражением этой внутрипартийной борьбы. Раскол НП 1982г. был, по существу, последним отголоском этой же борьбы и произошел уже на четвертом, современном этапе развития африканерского националистического движения. Этот этап берет свое начало со второй половины 70-х гг., когда с ведущих позиций в партии стала оттесняться мелкая буржуазия, к тому времени значительно потерявшая свой вес в африка-нерском секторе экономики ЮАР, и постепенно лидерство в партии (и, следовательно, в государстве) захватил африканерский, а вместе с ним и весь южноафриканский, крупный государственно-монополистический капитал. Свое окончательное внешнее закрепление этот процесс получил в 1978г. с приходом правительства П.Боты к власти в стране.

При рассмотрении вопроса о периодизации необходимо отметить, что на протяжении значительного периода истории партии ведущую роль в националистическом движении играла мелкая африканерская буржуазия, внесшая в него свойственный любому мелкобуржуазному политическому течению экстремизм. Ленинская формулировка, что "буржуазия готова на все дикости, зверства и преступления, чтобы отстоять гибнущее капиталистическое рабство" (I.I4,с.166), получила в Южной Африке свое полное подтверждение в виде системы дискриминации,сегрегапии коренного африканского населения - системы апартеида.

Политика апартеида, ставившая своей главной целью сохранение власти в руках белых или, что на момент ее воплощения означало одно и то же, в руках мелкобуржуазных националистов, как и все националистическое движение с конца 30-х гг., способствовала созданию условий для быстрого роста класса африканерской средней и крупной торгово-промышленной буржуазии. К середине 60-х гг. класс африканерской буржуазии окончательно потерял свою относительную однородность, когда в нем стали все возраставшую роль играть представители молодого африканерского монополистического капитала.

В начале 70-х гг. противоречия между мелкой и крупной буржуазией в националистическом движении перенеслись на область экономики, что нашло свое выражение в нараставшем недовольстве южноафриканских крупных капиталистов системой апартеида, превратившейся к тому времени из "ускорителя" роста экономического производства, каковой она была в 50-60-е гг., в его тормоз. В этой обстановке в 70-е гг. произошло образование неоформленного политического союза африканерской и англоязычной крупной торгово-промышленной буржуазии, основой которого послужила общность их экономических интересов. Подъем национально-освободительного движения в южноафриканском регионе в эти годы послужил одной из основных причин усиления массовых антирасистских выступлений в ЮАР, что к концу 70-х гг., наряду с экономическими противоречиями, вызвало глубокий кризис режима апартеида.

Реформистский" курс правительства П.Боты внес окончательный политический раскол в уже давно расколотое по экономическим интересам националистическое движение. Отколовшаяся от националистов часть заметно усилила позиции правого крыла белого населения ЮАР. В связи с этим одной из главной целей форсируемой режимом конституционной реформы является создание юридического обеспечения господства крупного капитала как ответ на активизацию деятельности правых мелкобуржуазных партий. Начавшийся в 70-е гг. процесс увеличения роли военных в формировании политики страны отражает тенденцию милитаризации южноафриканского режима, которая после введения в действие новой конституции, несет в себе возможность установления в ЮАР военной диктатуры крупной монополистической буржуазии. С другой стороны, политика правительства Боты, в том числе и конституционная реформа, ставит своей важнейшей целью раскол национально-освободительного движения, усиление репрессий в отношении коренного африканского населения.

Теперь лидеры националистической партии уже не выступают от лица африканерской буржуазии в целом, - писал председатель ЮАКП Ю.Даду, - а представляют интересы южноафриканского монополистического капитала. Взятая на вооружение правящим режимом "тотальная стратегия" есть по сути дела попытка приспособить расистские порядки к нуждам и потребностям империалистических монополий, погасить разгорающееся пламя народного гнева, не допустить дальнейшей револгоционизации угнетенных масс" (2.5,с.24).

Несмотря на все усилия по сохранению режима, предпринимаемые правительством П.Боты, в стране нарастает волна общедемократического движения, ярким доказательством чего может служить создание Объединенного демократического фронта (УДФ) в 1983г. - массовой антирасистской организации южноафриканского населения. Отражением кризиса господствующей в ЮАР системы служит также увеличение числа белых, в том числе студентов, священников, части интеллигенции, активно выступающих за отмену расистских порядков в стране. Но главную роль в борьбе против режима апартеида продолжают играть южноафриканские национально-освободительные организации - Африканский национальный конгресс и Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО) -, активно поддерживаемые в этой борьбе авангардом рабочего класса ЮАР, Южно-Африканской коммунистической партией.

Рождение Республики Зимбабве, растущий накал освободительной борьбы в Намибии, а теперь уже и в ЮАР, - отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, - наглядно показывают, что господство "классических" колонизаторов и расистов близится к концу" (2.1,с.14). На смену колониализму южноафриканские националисты теперь пытаются поставить неоколониализм. Но и эти попытки обречены. Только созданием общества, в котором вое национальности будут равны в правах, можно решить южноафриканскую расовую проблему. "Наш опыт, - подчеркивал В.И.Ленин,-создал в нас непреклонное убеждение, что только громадная внимательность к интересам различных наций устраняет почву для конфликтов, устраняет взаимное недоверие, устраняет опасение каких-нибудь интриг, создает то доверие,., без которого ни мирные отношения между народами, ни сколько-нибудь успешное развитие всего того, что есть ценного в современной цивилизации, абсолютно невозможны" (1.7,с.240).

 

Список научной литературыТихомиров, Владимир Игоревич, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд,,т,4. - с,419 - 459.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Рецензии из "Neue Rheinische Zeitung. Роlitisch-5conomische Revue", Jfe 4. - Маркс К. И Энгельс Ф.Соч., т.7, - с.268-307.

4. Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмидту. 27 октября 1890 года.Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т.37. - 0,414-422,

5. Ленин В.И. Английские либералы и Ирландия. - Полн,собр.соч.,т.24. - с.365-368.

6. Ленин В.И. В Америке, - Полн.собр.соч.,т.22. - с.231-232.

7. Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. (Проектплатформы партии), - Полн.собр.соч.,т.31. - с.149186.

8. Ленин В.И.Интервью корреспонденту "Обсервер" и "Манчестергардиан"М.Фарбману. - Полн.собр.соч.,т.45, - с.237244.

9. Ленин В.И. К десятилетнему юбилею "Правды". -Полн.собр.соч.,Т.45. - с.173-177.

10. Ленин В.И. К пересмотру партийной программы. - Полн,собр.соч.,т.34. - с.351-381.

11. Ленин В.И.Критические заметки по национальному вопросу,Поля.собр.соч.,т.24. - C.II3-I50.

12. Ленин В.И,Материализм и эмпириокритицизм. - Полн.собр.соч,,т.18. - с.1-384,

13. Ленин В.И. Национализация еврейской школы, - Полн.собр,соч.,т.23. - с.375-376.

14. Ленин В.И. Один из коренных вопросов революции. - Полн.собр..соч.,т.34. - с.200-207. 267

15. Ленин В.И. Отсталая Европа и передовая Азия. - Поли.собр.соч.,т.23. - с.166-167.

16. Ленин В.И. Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводупобеды над Деникиным. - Поли.собр.соч., т.40. с.41-47.

17. Ленин В.И. Последнее слово бундовского национализма. - Поля.собр.соч., т.7. - с.322-325.

18. Ленин В.И. Спорные вопросы. Открытая партия и марксисты.Поли.собр.соч.,т.23. - с.65-88.

19. Ленин В.И. Тактическая платформа к объединительному съездуРСДРП. (Проект резолюций к объединительному съезду РСДРП). - Поли.собр.соч., т.12. - с.221-238.

20. Ленин В.И, Тезисы ко П конгрессу Коммунистического Интернационала. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам. - Пол.собр.соч., т.41. - C.I6I-I68.

21. Ленин В.И. Тезисы реферата по национальному вопросу. - Поли.собр.соч.,т.24. - с.382-395.

22. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма.Поли.собр.соч.,т.23. - с.40-48.

23. Ленин В.И. Удеряат ли большевики государственную власть?Поли.собр.соч., т.34. - с.287-339.

24. Официально-документальные материалы

25. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.:Политиздат,I98I. - 223 с.

26. Черненко К.У. Шестьдесят лет братской дружбы народов. - Проблемы мира и социализма, 1982, Jfe 12. - с.6-14,

27. Путь к свободе Южной Африки. Программа Южно-Африканскойкоммунистической партии. - В кн.: Говорят коммунисты Африки. - М.:Наука,I97I, - с.121-169. - 268

28. Даду Ю, Кризис в цитадели расизма и апартеида, - В кн.:Поступь свободной Африки. - Прага: Мир и социализм, 1978. - с.9-24.

30. The Case for Sanctions Against South Africa. - N.Y.: UnitedNations, 1982, - 45p.

31. Quarterly Economic Review of South Africa. Annual Supplement1982. - L.: Economist Intelligence Unit, 1982, 85p.

32. Repressive Legislation of the Republic of South Africa. - N.Y.United Nations, 19б9. - 127p.

33. South Africa 1982. Official Yearbook of the Republic of SouthAfrica. - Johannesburg:Chris van Rensburg,1981, lOllp.

34. Suid-Afrikaanse Statistieke. South African Statistics. 1982.Pretoria: Department of Statistics, 1982,

35. Материалы конференций, симпозиумов

36. Марксистско-ленинская наука о путях преодоления отсталостиафриканских стран. (Материалы Второй всесоюзной конференции африканистов, состоявшейся в Москве 30 сентября - 2 октября 1974г.). - М.: Институт Африки, 1975, - 152 с.

37. Проблемы национального и социального освобождения Южной Африки. (Материалы научной сессии, посвященной 50-летию ЮАКП, Москва, 19 мая I97I года), - М.: Институт Африки, 1975. - 71 с.

38. Расизм - идеология империализма, враг общественного прогресса,(Материалы международной научной конференции, 269 состоявшейся в Москве 14-16 декабря 1971г.).М.:Наука, 1973. - 428 с.

39. Current Problems of the Southern African Region, - Leipzig:Karl Marx University, 1981. - 137p. 4. Книги

40. Бантинг Б. Становление южноафриканского рейха. - М.: Мысль,1965. - 391 с.

41. Борьба идей в современном мире. Под общ,ред. Ф.В.Константинова, Т.2.Современный капитализм: противоречия и доктрины. - М.: Политиздат, 1976. 399 с.

42. Брутенц К.Н. Новая форма порабощения народов . <1йеоколониализм:сущность и методы). - М.Политиздат, 1969. - 96 с.

43. Внешняя политика стран Африки. - М,Международные отношения,1.8I. - 336 с.

44. Вяткина P.P. Создание Юйсно-Африканского Союза (1902-1910гг.).М.:Наука, 1976. - 226 с.

45. Галыбин А.И. Намибия (Юго-Западная Африка) в планах колонизаторов 1946-1970ГГ. - М.:Наука, I97I, - 140 с,

46. Гальчинский А.С. Южно-Африканская Республика. Развитие государственно-монополистического капитализма. М.:Мысль, 1973. - 200 с.

47. Гафуров Б»Г. Дни колониализма сочтены. - М.;Соцэкгиз, 1963,131 с.

48. Говорят коммунисты Африки. - М.:Наука, I97I. - 360 с,

49. Горбунов Ю.И., Притворов А.В. Намибия. Проблемы достижениянезависимости. - М.: Наука, 1983. - 102 с. - 270 <4»II, Громыко Ая.А. Африка: прогресс, трудности, перспективы, - М,: Международные отношения, I98I. - 261 с,

50. Громыко Ан.А. Конфжкт на Юге Африки. - М,: Мысль, 1979,278 с.

51. Гук Ю.И. Внешняя политика ЮАР. - М.:Наука, 1973. - 112 с.

52. Давидсон А,Б. Южная Африка. Становление сил протеста. 18701924, - М.:Наука, 1972. - 614 с.

53. Демкина Л.А., Черкасова И.В, Режим ЮАР - преступление противчеловечества. - М.: Международные отношения, I98I, 118 с.

54. История Африки в XIX - начале XX в. - М.: Наука, 1967. - 472с.

55. История дипломатии. Т.2. - М.: Государственное издательствополитической литературы, 1945, - 394 с.

56. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. - М,: ОГИЗ, I93I.112 с.

57. Ким Г.Ф., Кауфман А.С. Ленинизм и национально-освободительноедвижение. - М.:Политиздат, 1969. - 288 с.

58. Кризис на Юге Африки, - М.: Наука, 1984. - 260 с.

59. Критика буржуазных теорий национализма и расизма. - М,: Мысль,1976. - 287 с.

60. Критика идеологии неофашизма. - М.:Мысль,1976. - 464 с.

61. Куличенко М.И. Нация и социальный прогресс. - М.: Наука,1983. - 317 с.

62. Лерумо А. 50 лет борьбы. История Южно-Африканской коммунистической партии I92I-I97I. - М.:Прогресс, 1973. 311 с.

63. Макаров А.А. Борьба африканского населения ЮАР. - М.: Наука,1.8I. - 199 с.

64. Мандела Н. Нет легкого пути к свободе. Статьи, речи, выступления на суде. - М.: Прогресс, 1968. - 231 с. 271

65. Манчха П.И. Актуальные проблемы современной Африки. - М.:Политиздат, 1979. - 343 с.

66. Мирский Г.И, Аршя и политика в странах Азии и Африки.М.: Наука, 1970. - 349 с.

67. Мнацаканян М.О. Колониализм и его исторические формы.М.: Наука, 1976. - 230 с.

68. Покровский А.С. Монополистический капитал в странах ЮжнойАфрики. - М.: Наука, 1976. - 173 с.

69. Политическая экономия современного монополистическогокапитализма. Т.2. - М.: Мысль, 1970. 431 с.

70. Политические партии Африки. - М.: Наука, 1970, - 313 с.

71. Политические системы современности. - М.: Наука, 1978.251 с.

72. Потехия И.И. Формирование национальной общности африканских банту. - М.: Изд.вост.лит., 1955. 263 с.

73. Поступь свободной Африки. - Прага: Мир и сотдиализм, 1978.205 с. - 272

74. Сговор против африканских народов. Кто и почему поддерживает расистов ЮАР. - М.: Прогресс, 1983.222 с.

75. Солодовников В.Г. Проблемы современной Африки. Статьи ивыступления. - М.: Наука, 1973. 397 с.

76. Старушенко Г.Б. Нация и государство в развивающихся странах.М,: Международные отношения, 1967. 294 с.

77. Ульяновский Р.А. Неоколониализм США и слаборазвитые страныАзии. - М,: Изд.вост.лит., 1963. 344 с.

78. Урнов А.Ю. Политика ЮАР в Африке. - М.: Наука, 1982. - 263 с.4*44. Черкасова И.В. Внешнеэкономические связи ЮАР. « М.: Наука, 1977. - 123 с.

79. Юдин Ю.А. Государственный строй Южно-Африканского Союза.М.: Госюриздат, 1959. 88 с.

80. Южноафриканский империализм и проблемы национально-освободительного движения на Юге Африки. - М.: Институт Африки, 1976. - 203 с.

81. Ястребова И.П, Расовая дискриминация основной принцип политики реакционных правительств Южной Африки. Ее формы и важнейшие социальные и политические аспекты. - М.: Институт Африки, 1970. - 36 с.

82. The Apartheid Regime. Political Power and Racial DiscriminatioiBerkeley: Univ. of California, 1980. - 331p.'

83. Armstrong H.C. Grey Steel. (J.C.Smuts). - L.: Oxford Univ.Press, 1939. - 265p.

84. Arnold G. The bast Bunker. A Report on White South AfricaToday. - L.: Quartet Books, 1976. - 2б9р.

85. Austin D.' Britain and South Africa. - L.: Collins, 1966. -307p.

86. Babing A. Вгйиег H..-D. Namibia. - Dresden: 7erl. Zeit im Bild,1981. - 372p.

87. Barber J. South Africa's Foreign Policy, 1945-1970. - L.:Oxford Univ. Press, 1973. - 247p.

88. Bernstein H. South Africa: The Terrorism of Torture. - L.:Christian Action Publ., 1972. - 54p.

89. Brookes E.H. Apartheid. A Documentary Study of Modem SouthAfrica. - L.: Routledge & Paul, 1969. - 228p.

90. Carter G.M. The Politics of Inequality: South Africa Since1948. - L.: Thames and Hudson, 1959. - 541p.

91. Carter G.M. Which Way is South Africa Going ? - BloomingtonLondon: Indiana Univ. Press, 1980, - l62p,

92. Conflict and Compromise in South Africa. Ed. by R,I.Rotberg,J.Barratt. - Lexington (Mass.): Lexington Books; Toronto: Health, 1980, - 212p.

93. Cope J, South Africa, - L.: Allen & Unwin, 1965. - 252p.

94. Davenport T,R.H, The Afrikaner Bond: The History of a SouthAfrican Political Party, I88O-I911. - Cape Town: Oxford Univ, Press, I966. - 431p.

95. De Kiewiet C.W, A History of South Africa, Social and Economic. - L,: Oxford Univ. Press, I964. - 292p.

96. De Klerk W.A. The Puritans in Africa: A Story of Afrikanerdora.Harmondsworth: Penguin Books, 1976, - 451p.

97. De Jorre J,A. House Divided: South Africa's Uncertain Future.New York-Washington: Carnegie Endowment for International Peace, 1977, - 136p.

98. Dreyer P, Martyrs and Fanatics: South Africa and Human Destiny.Princeton: Princeton Univ. Press, 1978, - 470D. - 274

99. Dugard J. Human Rights and the South African Legal Order.Princeton: Princeton Univ. Press, 1978. - 470p.

100. Du Toit D. Capital and labour in South Africa: Class Strugglesin the 1970s. - London-Boston: Paiil Intern., 1981. 49 5P.

101. Hahlo H.R. & Kahn E. The Union of South Africa. The Development of its Laws and Constitution, - London: Stevens; Gape Town: Juta, I960. - 900p.

102. Harsch E. South Africa: White Rule Black Revolt. - N,Y.:MonadPress, 1980. - 351p.

103. Hepple A, South Africa. A Political and Economic History.L.: Pall Mall, 1966. - 364p.

104. Hexham I, The Irony of Apartheid: The Struggle for National1.dependence of Afrikaner Calvinism Against British 1.perialism. - New York-Toronto: The Edwin Mollon Press, 1981. - 239p.

105. Horrell M. Days of Crisis in South Africa. - S.I., I960. - 74p.

106. Houghton D.H. South African Economy. - Oxford: Oxford Univ.Press, 1973, - 287p.

107. Jackson J.D, Justice in South Africa. - L.: Sacker & Warburg,1980. - 239p.

108. Johnstone F.A,' Class, Race and Gold: A Study of Class Relationsand Racial Discrimination in South Africa. - L.: Routledge and Paul, 1976. - 223p.

110. Lambley P. The Psychology of Apartheid. - L.: Seeker & Warburg,1980. - 291p.

111. Laure J. and Laure E. South Africa: Coming an Age Under Apartheid. - N.Y.: Parrar, Straus and Giroux, 1980. - 180p.

112. Laurence J.C, Race, Propaganda and South Africa. - L,: Gollancz, 1979. - 215p.

113. Legum C. & M, South Africa: Crisis for the West. - N.Y.: Oxford Univ. Press, 1964. - 137p.

114. Marquard L. The Peoples and Policies of South Africa. - L,:Oxford Univ. Press, I966. - 284p.

115. Marquard L. The Story of South Africa. - L,: Paber and Paber,1955. - 251p.

116. Uolutshungu S.C. South Africa in Africa. - Manchester: Manchester Univ. Press, 1975. - 304p.

117. Oliver R. & Page J.D. A Short History of Africa. - Harmondsworth: Penguin Books, 1962, - 257p.

118. The Oxford History of South Africa. Ed. by M.Wilson & L.Thompson. Volime II: South Africa I87O-1966. - Oxford: Claredon Press, 1971. - 584p.

119. Roux E. Time Longer Than Rope. - Madison (Wis.^: Univ. ofWisconsin Press, 1964. - 193p.

120. Serfontein J.H.P. Brotherhood of Power: An Expose of the Secret Afrikaner Broederbond. - L.: Rex Collings, 1979. 278p.

121. Simons H.J. & R.E. Class and Colour in South Africa 1850-1950..Harmondsworth: Penguin Books, I969. - б25р,

122. South Africa: Government and Politics. Ed. by D.Worrall.Pretoria: Raven Press, 1971. - 424p,

123. Л . Бантияг Б, Истоки апартеида. - В кн.: Апартеид, Правда орасизме в Южной Африке, М*: Прогресс, 1975.-с.27-44,

124. Витухин И.В. Формирование доктрины апартхейда. - В кн.:Южноафриканский империализм и проблемы национальноосвободительного движения на Юге Африки. - М.: Институт Африки, 1976, - с.28-47.

125. Городнов В.П. Пролетариат ЮАР и проблемы борьбы против расизма и политики апартхейда. - В кн.: Рабочий класс и рабочее движение в Африке. - М.: Наука, 1979, - с.254-266,

126. Babing A. Hew Development Strategy in Southern Africa. - CurrenProblems of the Southern African Region. - Leipzig:Karl Marx Univ., 1981. - pp.94-101.

127. I^ Toit A, Ideological Change, Afrikaner Nationalism^ and Pragmatic Racial Discrimination in South Africa. - Berkeley: Univ. of California Press,- Change in Contemporary South Africa. - 1975. - pp. 3-31.

128. Южно-Африканская Республика. Экономический справочник. - М.:Наука, 1982. - 240 с. 10. Периодические издания 101. Правда, М.

129. Проблемы мира и социализма, Прага.103. Africa Insight, Pretoria. 104.' African Communist, London.

131. Asia, Africa, Latin America, Berlin.107. Cape Times, Cape Town.