автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Объединенный демократический фронт в борьбе против режима апартеида (1983-1990 гг. )

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Тетекин, Вячеслав Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Объединенный демократический фронт в борьбе против режима апартеида (1983-1990 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Объединенный демократический фронт в борьбе против режима апартеида (1983-1990 гг. )"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

ИНСТИТУТ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

На правах рукописи ТЕТЕКИН Вячеслав Николаевич

УДК 329.71:323.2:680

ОБЪЕДИНЕННЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ФРОНТ В БОРЬБЕ ПРОТИВ РЕЖИМА АПАРТЕИДА (1983-1990 гг.)

Специальность 07. 00.03 - Всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание v "-ной степени кандидата исторических наук

Москва - 1990

Работа выполнена на кафедре африканистики Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М. К Ломоносова.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А. Б. Давидсон

Официальные оппоненты - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории АН СССР В. П. Горо-днов;

- кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Африки АН СССР Л. А. Вялимаа

Ведущая организация - МГИМО МИД СССР

Завдта состоится "...." ...........199 г. в ... часов на

заседании специализированного Совета Д. 053.05.23 Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. К Ломоносова по адресу: Москва, К-9, проспект Маркса, 18

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Автореферат разослан "____"............ 1990 г.

Ученый секретарь специализированного Совета

К. и. н. Мл///. Л Шлыков В. И.

©МГУ им.М.В.Ломоносова, 1990 г.

20 августа 1983 года в Южной Африке был создан Объединенный демократический фронт, в состав которого вошли около 500 организаций, представляющих более полутора миллионов южноафрикан-цев. Фронт объединил представителей профсоюзных, молодежных, общинных, женских, спортивных, религиозных, творческих организаций. Он быстро занял центральное место в системе политических сил в Южной Африке, стал важнейшим фактором борьбы за ликвидацию системы апартеида и создания единой, демократической нерасовой Южной Африки.

Защищаемые положения.

1. Возникновение Объединенного демократического фронта стало одним из итогов эволюции южноафриканского общества, преобразований в его экономическом базисе и в социальной структуре. Создание ОДФ как новой политической формы является логическим развитием и прямым продолжением тех форм борьбы, которые использовались демократическими силами ранее, однако на качественно ином уровне, отражающем изменившееся социально-экономическое положение в стране.

2. ОДФ претерпел в ходе рассматриваемого короткого отрезка времени (7 лет) серьезные изменения, выразившиеся в расширении его социальной базы, в смене целей и задач, форм и методов деятельности, в переходе от политики протеста против реформ президента Боты к борьбе за политическую власть.

3. ОДФ является антиапартеидной организацией, внутренним содержанием которой, однако, является борьба против всех форм угнетения, не только расового, но и социального. Фронт представляет собой переходную форму социального движения от национально-освободительной борьбы к национально-демократической и,

далее, к классовой борьбе.

4. Объединенный демократический фронт является конкретной исторической формой возникающего в Южной Африке союза черного промышленного и сельскохозяйственного пролетариата, крестьянства, черной мелкой буржуазии и средних городских слоев, а также отдельных групп белого населения страны.

5. Базовые структуры ОДФ (как, например,"уличные комитеты"), принципы их формирования и взаимодействия могут стать одной из основ общественного устройства Южной Африки после ликвидации апартеида. В этом смысле ОДФ предстает в двух качествах: а) как политический инструмент борьбы против апартеида-, б) как опорная структура для формирования новой системы органов государственной власти.

Цель исследования. Основная цель работы - исследовать условия, в которых проходило формирование организационной структуры и идейно-политической платформы, стратегии и тактики ОДФ, рассмотреть его движущие силы, формы и методы деятельности, проанализировать проблемы единства Фронта, выявить его роль в политической жизни, основные тенденции его развития.

Задачи исследования.

- раскрыть объективные и субъективные факторы , способствовавшие созданию й развитию ОДФ-,

- проследить политические тенденции, лежащие в основе современных форм борьбы; уяснить место и роль ОДФ в истории становления демократических сил Южной Африки;

- проанализировать движущие силы и идейно-политические основы демократического движения; место ОДФ в структуре сил,

выступающих против апартеида; характер взаимоотношений между социальными и политическими силами, входящими в его состав;

- изучить отношения ОДФ с политическимм организациями , не входящими в его состав, характер противоречий между ними-,

- исследовать причины изменения тактики, стратегии и организационных форм ОДФ; методы его деятельности.

Хронологические рамки диссертации. Рассматриваемый в диссертации период с 1983 по 1990 год задан уже самим развитием событий в Южной Африки. Это период от создания Фронта в августе 1983 года до отмены запрета ОДФ 2 февраля 1990 года. Однако в отдельных разделах исследования, в частности, для освещения характера изменений в экономическом базисе, социальной структуре общества, идейных течениях, организационных формах демократического движения привлекался материал, выходящий за указанные хронологические рамки.

Научная новизна. ОДФ не стал пока предметом обстоятельного анализа в советской научной литературе. Почти полное отсутствие до последнего времени академических контактов между СССР и Южной Африкой, затрудненные связи демократических сила Южной Африки с внешним миром , цензура печати в ЮАР осложняли работу по этой тематике. Данная работа, очевидно, является первым советским исследованием ОДФ как новой формы антиколониализма, как современной формы единого фронта.

Пока только на подходе и серьезные южноафриканские и западные иследования ОДФ. В силу этого диссертант опирался презде всего на документы самого Фронта, на источники, которые в ол-

ределенной мере имеют уникальный характер. В процессе разработки темы удалось получить материалы Учредительного и национального конгрессов, заседаний руководства ОДФ. В работе использованы материалы газет и журналов ОДФ, листовок и брощор, выпущенных региональными и местными отделениями Фронта. Многие из этих материалов впервые вводятся в научный оборот.

Практическая значимость работы. Конфликт в Южной Африке является одной из наиболее острых проблем мировой политики ввиду особого положения этой страны как последнего очага колониализма в Африке. Очевидно исход конфликта в Южной Африке окажет значительное воздействие на будущее не только этой страны и южноафриканского региона, но и всего континента в целом.

ОДФ является организацией, оказывающей заметное влияние на ход борьбы против апартеида. Изучение ОДФ позволяет прогнозировать развитие общественно-политических процессов в стране, что могло бы способствовать выработке более обоснованной политики в отношении Южной Африки.

Методология и источники исследования. Идейно-теоретической основой работы является теория марксизма-ленинизма. В последнее время она подвергается активному критическому переосмыслению. Догматический подход к марксизму учению нанес серьезнейший ущерб в первую очередь самому этому живому, постоянно развивающемуся учению. Очевидно марксизм нуждается в новом прочтении, освобождении от его догматического восприятия как жесткой системы взглядов.

Но как метод научного познания марксизм продолжает сохра-

нять свое историческое значение, сформулированное в ленинской мысли о том, что .. углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества...Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией... " *)

Большое внимание уделено и работам Е И. Ленина, который был выдаювдмся теоретиком и практиком политической борьбы. Его подход к конкретным проблемам революционного движения сохраняет свое значение и для анализа политических процессов в Южной Африке.

Впервые идея о важности единого фронта была выдвинута В. И. Лениным на Ш Конгрессе Коминтерна в 1921 году. Однако вопрос о взаимодействии различных классовых сил в борьбе против социального угнетения поднимался В. И. Лениным.задолго до этого. Собственно говоря, весь комплекс работ по проблемам союза между рабочим классом и крестьянством в борьбе за политическую власть служит основой для развития концепции единого фронта

Идея народного фронта получила развитие в работах Г. Димитрова, в частности в его речи на УП Конгрессе Коминтерна о стратегической линии на единство всех революционных и демократических сил. Большое внимание Г. Димитров уделил разъяснению ошибочности и вредности как левацко-сектантского, так и право-оппортунистического взглядов на единый фронт, выступая как против беспринципной тактики блокирования с социал-демократическими партиями на основе чисто парламентских комбинаций, так

*) Ленин ЕИ.- Три источника и три составные части марксизма - Полн. собр. соч., 5 изд. т. 23, с. 44.

и против ультралевых, которые были против каких-либо коалиций с социалистами и социал-демократами.

Значительный вклад в осмысление проблем народного фронта внесли -сами киноафриканцы. Вопросы единства различных социальных и политических сил в борьбе против апартеида подробно рассматриваются в программных документах АНК и ЮАКП (в материалах Морогорской конференции АНК 1969 года и Консультативной конференции АНК 1985 года, в Программе ЮАКП 1989 года).

Вкладом в разработку вопросов единого фронта являются и документы самого ОДФ, работы его руководителей и активистов. Ценность теоретических работ южноафриканцев по этой проблематике еще и в том, что они активно используют опыт деятельности как предвоенных, так и современных форм единого фронта во Вьетнаме, в Чили и Никарагуа.

Источники можно было бы разделить на несколько категорий:

1. Программные документы ОДФ: резолюции и другие документы Учредительной конференции фронта (1983), 1 Национальной конференции ОДФ (1985), Национального генерального совета Фронта (1987), Конференции за демократическое будущее (1989).

Этот вид источников представляется наиболее ценным, поскольку сформулированные в них положения, во-первых, являются плодом коллективного разума, во-вторых, дают наиболее весомую оценку сделанного и того, что еще предстоит сделать.

2. Тексты выступлений руководителей и активистов ОДФ на митингах и собраниях, статьи и интервью лидеров Фронта, материалы, подготовленные Фронтом для международных и национальных конференций, заявления ОДФ и его членских организаций. Эти виды источников как бы развивают содержание программных докумен-

тов, помогают уяснить их внутренний смысл, связать их с конкретными задачами борьбы.

3. Документы и публичные выступления союзников ОДФ. К этой категории относятся материалы АНК и Южноафриканской коммунистической партии, Конгресса южноафриканских профсоюзов, Южноафриканского совета церквей, антирасистских организаций белых. Бее эти материалы дают эффект "взгляда со стороны", но со стороны людей, повседневно участвующих в деятельности Фронта.

Больший интерес представляют работы руководителей АНК А. Лу-тули, О. Тамбо, Д. Слово, Г.Шеки, поскольку в них исторические процессы отражены через восприятие людей, создававших основы современного демократического движения.

Деятельность демократических организаций является предметом постоянного внимания ученых-активистов АНК, таких как, Д. Омеа-ра, Р. Дэвис, С. Дламини.

4. Заявления правительства ЮАР, документы и выступления соперников Фронта - организаций"черного самосознания" , а также "Инкаты" позволяют судить о тех внешних политических условиях, в которых формируются стратегия и тактика ОДФ

5. Записи личных бесед с руководителями и активистами ОДФ и АНК дают уникальную возможность посмотреть на процессы, происходящие в ОДФ, как бы изнутри.

Теория национально-освободительного движения постоянно являлась предметом внимания советских ученых. Ее разработкой занимались И.И.Штехин, Э.Шик, Р. А. Ульяновский, К-КБрутенц, Ю. Е Гаврилов. Исторический опыт освободительной борьбы, ее международные аспекты, изменения в социальной структуре общества рассматриваются в трудах А. Б. Давидсона, Л А. Демкиной,

A. С. Покровского, В. Г. Солодовникова, Г. Б. Старушенко, А. ЕУрно-ва, В. Г. Шубина Демократическое движение в 70-х годах, то есть непосредственно перед созданием ОДФ, исследовано в книгах

B. П. Городнова и А. А. Макарова.

Создания и развития ОДФ с позиции участника демократического движения рассматривается в готовящейся к выходу книге южноафриканского ученого Т. Кэрона. Различные аспекты нынешнего этапа демократического движения, также с позиций этого движения, исследуются в коллективной работе "State, Resistance and Change in South Africa" с участием Э. Вебстера, М. Зиллипса, М. Свиллинга.

Значительное внимание уделено демократическому движению в нескольких выпусках "South African Review" с участием таким ученых, как ПВейл, Д. Иннес, II Хадсон, Д. Кеннан, а также в работе известного южноафриканского политического деятеля Ф. фан Зейл Слабберта "The Dinamics of Reform and Revolt in Current South Africa".

Интересные оценки ОДФ дают X. Адам и К. My дли, В. Эстерхейс, которые, с одной стороны, признают, что ОДФ превратился в серьезную политическую силу, с другой - в силу особенностей своего мировоззрения склонны скорее принижать, чем признавать реальное значение и потенциал Фронта.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Первая глава посвящена анализу объективных и субъективных причин, вызвавших подъем национально-освободительного движения и создание ОДФ. Открытие в Южной Африке алмазов, а затем и зо-

лота, способствовали быстрому развитию капитализма, глубоким изменениям в социальной структуре общества, прежде всего черного населения. Развитие экономики вызвало стремительный рост национального дохода. Однако, по определению К Маркса, в рамках тех же самых отношений, в которых производится богатство, производится также и нащета.

В диссертации приводятся статистические данные, свидетельствующие о кричащем экономическом неравенстве черного и белого населения. Сравнение уровней заработной платы, безработицы, обеспеченности жильем, расходов на образование и здравоохранение показывает, что неравенство различных групп населения достигло огромных размеров и создало мопщый потенциал для социального взрыва.

Характерными для изменений в социальной структуре черного населения были рост пролетариата, разорение крестьянства, подавление государством черной буржуазии в интересах белой. К концу 70-х годов рабочий класс уже был самой крупнойю социальной силой в Южной Африке, что оказало серьезное влияние на развитие демократического движения.

В чем значение Объединенного демократического фронта? Силы, противостоящие господству белого меньшинства, неоднородны. Существуют определенные противоречия между африканцами, индийцами и цветными . Каждая из этих крупных этнических групп имеет свои исторические, культурные и экономические особенности, что определяет и разность их политических интересов.

Но и у африканцев не существует прочного единства. Они , в свою очередь, делятся на несколько этнических групп (коса, зулу, сото, тсвава, педи и др.), имеющие свою историю и проблемы

взаимоотношений. Потенциал этнических и политических разногласий среди африканцев хорошо просматривается в деятельности трайбалистского движения "Инката".

Усилились и социальные противоречия среди черных, в частности, ввиду разницы в положении рабочих-постоянных городских жителей и рабочих-отходников. Черные сельское население оторвано от центров концентрации промышленного пролетариата, оно более раздроблено и менее образовано. Возникли новые социальные слои: верхушка и бюрократическая прослойка бантустанов, благосостояние которой зависит от сохранения апартеида; быстро растующая мелкая и средняя черная буржуазия, которая разделяет антирасистские настроения пролетариата, но не разделяет его социальные устремления; люмпен-пролетариат, политические позиции которого отличаются неустойчивостью, что делает из него как наиболее радикальную часть демократического движения, так и приводит его в ряды колаборационистских организаций.

Сложная этническая, социальная и политическая структура общества делает форму народного фронта наиболее приемлемой для условий Южной Африки. Среди субъективных факторов, влияющих на темпы создания, организационные формы и идеологию ОДФ необходимо отметить традиции освободительной борьбы, исторических опыт взаимодействия различных сил в рамках единого фронта. В диссертации прослеживается цепочка взаимосвязанных форм: АНК С1912 г.), - Неевропейский конвент (1927 г.) - Всеафриканский конвент (1935 г.) - Союз конгрессов (1955 г.) - ОДФ (1983 г.).

Восстание в Соуэто в 1976 г. стало переломным моментом в современной истории демократического движения. Его результатом стало появление новых политических форм, в частности, общинных

организаций, налаживание взаимодействия между крупными социальными группами, которые впоследствии сыграли решающую роль в подъеме демократического движения: молодежи, общинных организаций и профсоюзов.

Анализ изменений в социальной структуре белого населения (обладающего политической и экономической властью и во многом определяющего условия политической борьбы) показывает, что в последние годы среди белых усилились центробежные тенденции. Африканерский национализм реализовал себя не только через политическую власть, но и через выравнивание своего положения в экономике с англоговорящим бизнесом.

Альянс африканерской и англоговорящей буржуазии нуждается в политической стабильности, которую, как показал опыт 70-х и 80-х годов, невозможно обеспечить репрессиями. Апартеид стал препятствием к дальнейшему развитию экономики. Все это определяет готовность крупного бизнеса поддержать реформы, направленные на устранение наиболее одиозных форм расизма.

Изменилась социальная опора правительства. Раньше, при президенте П. Боте и его предшественниках, оно представляло интересы африканерской буржуазии, белого рабочего класса и бюрократии. Сейчас, особенно с приходом президента де Клерка, оно становится все больше защитником не белых привилегий, а капиталистических отношений. В этом смысле оно все больше становится правительством крупного бизнеса.

В последние десятилетия усилился отток белых рабочих в административную систему апартеида и в управленческие слои промышленности. Гарантированные позиции в экономике сделали не столь необходимым для значительной прослойки белых сохранение

апартеида в его традиционном виде. Усилился либерализм, который всегда был важной политической традицией в Южной Африке, резко увеличилась прослойка белых, которая открыто идентифицирует себя с идеями единой, демократической Южной Африки.

Южная Африка сильно интегрирована в мировую капиталистическую систему. Это означает, что международная финансовая олигархия, заинтересованная не в сохранении апартеида, а в защите капитализма, вынуждена подталкивать правительство Южной Африки к отказу от наиболее одиозных форм расовой дискриминации, от применения репрессий. Это способствовало созданию возможностей для легальной деятельности демократических организаций.

Сыграли свою роль в создании условий для возникновения ОДФ и ошибки правительства. Попытка расколоть черных через создание нового парламента, а также формирование органов самоуправления африканцев (что привело к ухудшению уровня их жизни), вызвало столь сильную реакцию, что появление Фронта стало лишь организационным оформлением той вспышки борьбы, которая потрясла затем Южную Африку. Новая конституция закрепляла политическое бесправие африканцев, органы самоуправления - ухудшали их экономическое положение, служили детонатором . Результатом мог быть только новый социальный взрыв.

Во второй главе рассматривается процесс практического создания ОДФ, документы, принятые его Учредительной конференцией, характер взаимодействия в нем различных социальных и политических сил, а также характер разногласий в демократическом движении.

Реформы 1983 г. вызвали активное сопротивление черных. Возникшие общинные организации быстро завоевали авторитет, пос-

кольку смогли оказать эффективное сопротивление попыткам повысить квартплату или стоимость проезда. С ростом политического сознания масс начало возрастать и понимание необходимости общенационального единства даже в тех вопросах, которые имели локальный характер.

В своем заявлении 8 января 1983 г. Исполком АНК выдвинул лозунг "Единство в действии". Призыв к созданию Объединенного демократического фронта был сделан президентом Всемирного альянса реформатских церквей Алланом Бусаком 23 января 1983 года яа конференции одной из антиапартеидных организаций. Эти призывы легли на уже подготовленную почву. 14 мая 1983 года реги-шальная организация ОДФ была создана в Натале. Неделей позже ■ в Трансвале. 24 июля была создана организация ОДФ западной исти Капской провинции.

Создание ОДФ было провозглашено 20 августа 1983 г. в Кейп-ауне на митинге , в котором приняло участие около 12 тысяч еловек изо всех уголков страны. Перед этим митингом Учреди-ельная конференция с участием около 2 тыс. делегатов, предс-авляющих около 500 организаций, приняла Декларацию и "Рабочие ринципы ОДФ", в которых определялось название организации, ее зли, задачи и структура, права ее членов, состав, принципы эмплектования и полномочия руководства.

Состав руководства организации подчеркивает преемственность жолений в борьбе против апартеида. Все три сопрезидента ОДФ видные в прошлом деятели АНК - участники освободительной |рьбы 50-х годов . Остальные члены исполкома в основном моло-жь, включившаяся в политическую деятельность в 76-77 годах, льшую часть патронов Фронта составляли лидеры АНК, осужден-

ныв на пожизненное заключение на Ривонийском процессе.

Декларация ОДФ - краткий, но очень емкий документ, содержащий как анализ положения в стране и намерений правительства, так и стратегические цели, которые поставили перед собой организации, вошедшие в состав ОДФ. По своей стилистике и по основным концептуальным идеям Декларация несомненно отражает влияние Хартии свободы, однако отличается от нее структурно и содержит в себе положения, в большей степени ориентированные на проблемы и задачи современного этапа борьбы.

Примечателен уже сам перечень резолюций, принятых Учредительной конференцией ОДФ: "Жилищная политика", "Женщины", "Милитаризация", "Рабочие", "Образование", "Сискей", "Бантуста-ны", "Стоимость жизни", "Аресты, политические заключенные и ссыльные", "Намибия", "Выселения и районы размещения этнических групп", "Преследования и репрессии", "Империализм".

Программные документы ОДФ предельно конкретны , они обращены к непосредственным, ежедневным нуждам миллионов южноафри-канцев. Набор идей и требований, содержащихся в них, имеет достаточно общий характер, не выделяющих интересы какойлибо расовой и социальной группы или политической организации. Это создало основу для сотрудничества не только между различными отрядами демократического движения, но и с либеральными организациями белых.

В документах ОДФ, принятых на его 1 Национальной конференции, можно было бы выделить два уровня целей. Первая группа целей определяется конкретными проблемами, вызвавшими создание Фронта - задачами борьбы против проекта конституции и законопроектов Коорнхофа. Вторая - имеет более долгосрочный характер

и определяет задачи борьбы за демократию. Впервые со времени Конгресса народа был поставлен вопрос о власти.

Большая группа организаций-членов ОДФ признавала Хартию свободы как свой программный документ. Однако было принято решение воздержаться от ее принятия Фронтом. В условиях, когда некоторые члены ОДФ еще воздерживались от поддержки Хартии, ее признание Фронтом могло бы привести к сужению сил, взаимодействующих в ОДФ.

Активные дискуссии вызвали вопросы о взаимоотношении ОДФ с организациями, построенными на этнической основе , о роли рабочего класса и профсоюзов в ОДФ, о роли белых. Руководители Фронта подчеркивали, что существование организаций, основанных на этнической базе, является отражением реалий Южной Африке, , что нерасовый подход не может вводиться формальным решением, а может возникнуть только в результате совместной борьбы.

В конце 70-х - начале 80-х годов многие профсоюзы делали акцент на борьбе за условия труда и жизни. Отсюда нежелание ряда профсоюзов участововать в деятельности ОДФ. Но становилось все более ясно, что коренные вопросы, определяющие эти условия, лежат не в плоскости чисто профсоюзных дел - переговоров между рабочими и предпринимателями, а в политическом устройстве страны. Профсоюзы во многом сыграли решающую роль в становлении ОДФ.

Против участия белых в деятельности Фронта особенно активно возражали сторонники "черного самосознания". Признавая в целом, что белые могут внести вклад в освободительную борьбу, они, тем не менее, выступали против прямого участия белых в , деятельности антиапартеидных организаций. ОДФ занял иную пози-

цию. В документах , принятых при его создании, особо подчеркивался нерасовый характер Фронта.

Лидеры ОДФ сразу же отвергли утверждения о том, что Фронт является "ширмой" для АНК. Шесте с тем, они недвусмысленно признали, что ОДФ является продолжением тех традиций борьбы, которые были заложены АНК много десятилетий назад. К началу 80-х годов в демократическом движении определились две основные идеологические тенденции: "чартистская" - последователей Хартии свободы и идеология "черного самосознания", выраженная в деятельности Организации народа Азании (АЗАГО). Этот раскол, принимавший иногда очень острые формы, был частично преодолен только к концу 1990 г.

Гораздо более сложные отношения возникли с "Инкатой", лидер которой Г. Бутелези все более открыто становился на сторону режима. ОДФ неоднократно предпринимал попытки снизить противоборство с "Инкатой", по крайней мере для того, чтобы остановить его наиболее крайние кровавые формы. Однако "Инката" постоянно срывала попытки "мирного урегулирования".

В главе Ш рассматриваются основные направления и периодизация деятельности ОДФ, исследуются вопросы как и в каких условиях возникали новые формы и методы борьбы, каковы были их движущие силы и какую .эволюцию они претерпевали.

Первый этап - сопротивление реформам Сполитика протеста и мобилизации) 1983-84 гг. Итоги кампаний первого этапа (против выборов в органы самоуправления, за сбор 1 миллиона подписей под декларацией, которая отражала основные принципы ОДФ) свидетельствовали о поражении стратегии правительства, об укреплении авторитета ОДФ как политической силы. Однако обнаружи-

лись и слабости. ОДФ еще не мог в полной мере использовать политическую активность масс. Первый этап завершился с проведением парламентских выборов и принятием новой конституции , то есть тех политических процессов, для противоборства которым и был формально создан ОДФ.

Второй этап - политика вызова и организации. 1984-1985 гг. Уже стало ясно, что уровень мобилизации масс превосходил уровень организации. Принципиальное значение имел лозунг "От протеста к вызову, от мобилизации к организации", означавший, что демократическое движение переходит от сопротивления реформам к непосредственной борьбе за политическую власть. Фронт от общенациональных кампаний вновь повернулся лицом к местным нуждам и проблемам, используя их как новую важную арену борьбы.

Третий этап - отказ от подчинения органам власти. (1985 г.) состоял из 4 основных элементов: борьба местных общин против органов самоуправления ; общенациональные бойкоты занятий в школах; массовые забастовки; бойкоты магазинов. К 1986 году кампания бойкота квартплаты распространилась на 54 черных поселка по всей стране. Потери местных властей в виде неполученной квартплаты составили к концу 1986 года более 177 миллионов рандов. Этот процесс сопровождались быстрым ростом насилия по отношению к черным колаборационистам.

В бойкотах школ, скоординированных с основными кампаниями ОДФ, участвовали сотни тысяч учащихся. Борьба школьников пользовалась возрастающей поддержкой их родителей. В марте 1986 г. в Дурбане был создан Национальный комитет по кризису в области образования, который быстро стал крупным членом ОДФ.

С 1984 года по июнь 1986 года в стране прошло около 50 мес-

тных и общенациональных забастовок. Как правило, их инициаторами были общинные или молодежные организации. Однако они обычно получали поддержку профсоюзов и поэтому имели весомый политический эффект.

Одним из эффективных элементов стратегии ОДФ стали бойкоты магазинов, принадлежащих белым или колаборационистам из числа черных предпринимателей. Отличительной чертой этих бойкотов в середине 80-х годов стал их общенациональных характер и выдвижение в их ходе как местных, так и общеполитических требований. Пожалуй, впервые в истории Южной Африки создалась ситуация, когда черные могли непосредственно воздействовать на экономические интересы значительных слоев белой общины.

Четвертый этап - создание органов народной власти. К середине 1985 года стратегическая иницитива начала переходить в руки демократических сил. Фронт перенес борьбу в ту плоскость, где он обладал преимуществом - в черные поселки, и направил свою энергию против наиболее уязвимых элементов правительственной структуры, - против муниципальных советников и черных полицейских. Развал местных органов власти привел к вакууму в управлении поселками. В этих условиях функции управления все больше стали брать в свои руки общинные организации.

Структура альтернативных органов власти была примерно одинаковой по всей стране: 5-6 "дворовых" комитетов, каждый из которых объединял примерно 20 семей, формировали "квартальный". В "уличный" комитет в составе 10-12 человек входили представители 6-7 "квартальных" комитетов. В зональном или районном комитете были представлены жители до 25 улиц. Исполнительный общинный комитет всего поселка избирался на заседании представи-

телей всех микрорайонов.

Введение чрезвычайного положения 21 июля 1985 года нананес-ло сильный удар по демократическому движению. Арестам подверглись десятки тысяч руководителей и активистов ОДФ. Большинство членов национального руководства оказались или в тюрьмах или были вынуждены уйти в подполье. Региональные организации Фронта были разгромлены. Его штаб-квартира перестала функционировать. В особенно тяжелом положении оказались общинные организации, которые не были приспособлены к деятельности в условиях репрессий. Серьезно пострадали программы ОДФ в области культуры, спорта и образования, ослабла активность Фронта в районах проживания индийского и цветного населения.

Однако полностью достичь цели правительству не удалось. Уже через б месяцев после введения чрезвычайного положения Фронту удалось провести первую крупную кампанию. Общенациональная забастовка 5 и б мая 1987 года стала крупнейшей акцией протеста за всю историю страны. В забастовке 5 и 6 июля 1988 года приняло участие около 3 миллионов человек. Для правительства стало очевидным, что демократические организации сохранили влияние на массы. Это создавало угрозу для' муниципальных выборов в октябре 1988 года, которые должны были создать видимость укрепления опоры режима среди черных. В феврале 1988 г. ОДФ и ряд других демократических организация были запрещены.

Чрезвычайное положение не остановило роста демократических организаций. 28 марта 1987 года был создан Южноафриканский молодежный конгресс (САЯКО), в состав которой входило от 600 до 700 тысяч человек. В апреле 1987 г. возник Женский конгресс ОДФ. Аналогичные организации были созданы и в других секторах

общественной жизни, в области культуры, спорта, религии. В 1987 году возникло такое интересное формирование, как Конгресс традиционных вождей Южной Африки (КОНГРАЛЕСА). Процесс консолидации низовых организаций по "горизонтальной" линии (профсоюзы, молодежные, женские и др.) привел к появлению значительно меньшего количества значительно более крупных организаций.

В этой главе рассматриваются также вопросы соотношения легальных и нелегальных методов борьбы, массовой борьбы и деятельности профессиональных революционеров, стихийного и сознательного в демократическом движении, целесообразности тактики участия или неучастия в органах самоуправления. Здесь же затрагивается проблема соотношения революционных и эволюционных элементов, рассматривается вопрос является ли ОДФ по-прежнему Фронтом или он превратился в политическую партию.

В заключении подводятся итоги исследования исторического опыта, роли и места ОДФ среди демократических сил страны, содержатся основные выводы.

К началу 80-х годов демократическое движение сталкивалось с рядом серьезных проблем: с этническими, социальными и идеологическими противоречиями между различными группами черного населения, уровень организованности демократических сил отставал от уровня политизации масс, это движение еще было слабым в сельских районах и бантустанах. В 1983-86 гг. подавляющее большинства белых были нейтрально-враждебными по отношению к демократическому движению.

К 1983 г. в Южной Африке возникла критическая масса общинных, молодежных, женских, профсоюзных и иных организаций. Необходим был механизм координации общенациональных антиапарте-

идных действий доселе разрозненных местных организаций и он был создан в форме Объединенного демократического фронта. Толчком, превратившим количество в новое политическое качество, стали проект новой конституции и законопроекты Коорнхофа, которые вновь вели к ухудшению положения черных.

Фронт оказался наиболее приемлемой для конкретных исторических условий формой объединения организаций, представляющих интересы различных социальных, политических и этнических групп. ОДФ не претендовал на мэсткий контроль над организациями-членами, но вместе с тем создавал аккумулирующий эффект, генерировал политическую энергию, превышающую совокупную энергию всех организаций-членов. Именно это определяет центральное место Фронта среди демократических организаций Южной Африки.

К середине 80-х годов в демократическом движениии произошли важные перемены. Измененилась его социальная опора. Все более заметную роль в ОДФ начал играть рабочий класс. Возникла разветвленная "горизонтальная" структура , включаюшая в себя профсоюзы , общинные молодежные, женские, религиозные, спортивные организации. Идет процесс их укрупнения, а значит и дальнейшего роста единства. Создана "вертикальная" структура Фронта от низовых до национальных органов. В ОДФ существует довольно высокий уровень идейного единства. Хотя в движении сотрудничает широкий спектр политических сил, все они сходятся 1а основе единой платформы - Хартии свободы. Сформировались голитические кадры демократического движения.

К концу 80-х годов начал возникать политический союз нового фовня: АНК и его союзников - ВДД (ОДФ-КОСАТУ) - широкого ¡пектра организаций, в том числе и белых, не входящих в ВДД,

но разделяющих его стратегические цели. Очевидно можно говорить о качественно новом уровне идейного и организационного единства противников апартеида, которое впервые в истории Южной Африки создает серьезнейшию предпосылку ликвидации апартеида. Однако одновременно продолжалось политическое и идеологическое размежевание черного населения в трех основных направлениях:

- мелкобуржуазный радикализм с сильным националистическим уклоном, который в идейном плане имеет базу в идеях "африканизма" и "черного самосознания", а в организационном плане опирается на систему ПАК - Движение черного самосознания -АЗА1Ю;

- национально-освободительное и взаимодействующее с ним национально-демократическое направление, в идейном плане стоящие на платформе Хартии свободы ("чартистское"), а в организационном - составляющее два потока: нелегальный (до февраля 1990 г. )(АНК - ЮАКП - САКТУ) и легальный (ОДФ - КОСАТУ);

- колаборационистское направление, которые в наиболее законченном виде выражено в движении "Инката". Это направление не умещается в простую схему, поскольку "Инката" рассматривает себя как национально-освободительное движение, но оно не могла бы существовать без опоры на всю структуру апартеида.

Конфликт в Южной Африке имеет в своей основе антиколониальный характер. 'Именно борьба против расовой дискриминации, против общего противника, которым является режим белого меньшинства, сплачивает столь разнородные в социальном, этническом, культурном отношении силы черных, является питательной основой демократического движения.

Классовый характер конфликта долго находился как бы в "затененном" состоянии, ввиду совпадения границ национального и социального угнетения. Развитие капитализма , новая расстановка социальных сил, обострили классовую сторону конфликта. Все более ясно становится, что апартеид является специфической формой классового угнетения, что завоевание только политической власти, национальное освобождение без социального не принесет реальных изменений в жизни черных южноафриканцев.

Безусловно, ближайшей и наиболее важной целью демократических сил является ликвидация политического господства белого меньшинства. Однако с ликвидацией расовой дискриминации будут, с одной стороны, устранены препятствия развитию черной буржуазии, с другой - ликвидированы механизмы защиты белых рабочих от конкуренции на рынке рабочей силы со стороны черного пролетариата. В этих условиях довольно быстро станет очевидной разница в экономических и политических интересах черного пролетариата и черной буржуазии. Соответственно и белые рабочие, лишенные искуственной "среды обитания", будет подвергаться эксплуатации точно так же, как и черные.

Произойдет ломка ныне существующих классовых союзов как у черных, так и у белых. Баланс политических сил приобретет иной, более выраженный классовый характер. Борьба за демократию с ликвидацией апартеида не закончится, а будет продолжаться, но уже на новой основе, более соответствующей этапу монополистического капитализма. Она будет разворачиваться в условиях, когда политическая власть будет принадлежать парламенту, избранному на демократической основе, но экономической властью будет в основном владеть крупный капитал . Одним махом это

фундаментальное противоречие разрешить невозможно. Очевидно политическая борьба .в Южной Африке с ликвидации апартеида приобретет более выраженный классовый характер.

Сохранится ли в этой ситуации единый народный фронт? В том виде, в котором он существует сейчас, вряд ли. В этом смысле ОДФ можно рассматривать как промежуточную форму политического движения. Слишком усилятся центробежные силы внутри него. Но сама идея народного фронта несомненно сохранит привлекательность для широких масс, и , вероятно, в том или ином виде Фронт, как важная политическая форма, сохранится.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах автора:

1. Послесловие к переводу на русский язык книги В. Манделы "Часхь моей души ушла с ним". - М., 1986, Прогресс,(0,53 п.л.)

2. "Копье, несущее свободу". В журнале "Азия и Африка сегодня", No. 5, 1987 (0,35 п. л. )

3. "Washington - Pretoria Alliance: Are There Any Changes?". - Sechaba, September 1987 (0,37 п. л. )

4. "В единстве - залог победы. Программные документы Объединенного демократического фронта Южной Африки". В журнале "Расы и народы", Но. 17,- 1987 (0,8 п.л.)

5. "Реальности противоборства". В журнале "Азия и Африка сегодня",No. 11, 1987 (0,4 п. л.).

6. "Южная Африка Новый этап борьбы". В журнале "Азия и Африка сегодня", No. 5, 1990 (0,4 п. л.)

7. "Эволюция демократического движения в Южной Африке в 80-х годах". В "Вестнике МГУ", No.1, 1991 (0,75 п.л.)