автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Национальная идея в культурологической концепции П.Н. Милюкова

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Захаров, Александр Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Национальная идея в культурологической концепции П.Н. Милюкова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Захаров, Александр Владимирович

Введение.

Глава 1. Истоки и смысл философской концепции П.Н.Милюкова

1.1. Генезис философских взглядов П.Н. Милюкова.

1.2. Социокультурные и историософские идеи П.Н. Милюкова.

Глава 2. Русская национальная идея в интерпретации П.Н. Милюкова

2.1. Проблема формирования национального самосознания.

2.2. Развитие концепции национальной идеи в практической деятельности П.Н. Милюкова.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по культурологии, Захаров, Александр Владимирович

Актуальность темы исследования. Одна из основных причин столь долгого преодоления системного кризиса, поразившего российское общество, очевидно, кроется в отсутствии мобилизующей национальной идеи. Эта тема на протяжении многих лет продолжает оставаться центральной, как в политических дискуссиях, так и в работах философов. Отношение человека к нации и Родине - одна из глубочайших экзистенциальных проблем, которая приобретает особую актуальность в переходные исторические периоды. Естественно, что стремительные изменения социально-экономических условий в России, экспансия западной массовой культуры подвергают кардинальному изменению устоявшиеся представления о русской национальной идее. Прежние ценности и ориентиры целого ряда социальных групп теряют свое значение, их место занимают новые, и, нередко, встает вопрос: останется ли Россия страной с уникальной национальной культурой или же постепенно утеряет свою самобытность.

Отметим, что Россия в своих поисках созидательной национальной идеи не одинока. Одной из особенностей современного мира является активизация различных по своему содержанию этнических процессов. «Этнический ренессанс» - это ответ на вызовы глобализации. Он показывает стремление различных народов сохранить свою культуру, язык, религию и традиции. С одной стороны, отдельные индивиды и народы стремятся к самоидентификации, пытаясь найти суть своего духовного бытия в истории предшествующих поколений, религии, языке, культурных ценностях, традициях политических и социальных институтов. С другой стороны, одновременно с процессом дифференциации наблюдается унификация самых разных культурных традиций, Столкновение указанных глобальных тенденций мирового развития порождает кризисные ситуации как в политической, так и культурной сфере.

Очерченный выше круг проблем цивилизационного развития России имманентно присущ русской философской и культурологической мысли. На протяжении XIX-XX вв. российская интеллигенция сфокусировала свое внимание на решении историософских проблем. Спор западников и славянофилов, рождение концепции культурно-исторических типов Н.Я Данилевского, поиск содержания русской души Ф.М. Достоевским - вехи рефлексии русской национальной идеи в XIX веке.

Исследование теоретических основ осмысления национальной идеи в отечественной философской, культурологической и исторической мысли создают дополнительную возможность описать такие актуальные в научном и социальном плане вопросы, как закономерности функционирования одной из самых иррациональных сфер общественного бытия - национальной, определить составляющие элементы и этапы процесса диалога культур и феноменов инокультурных заимствований в русской истории - т.е. тот круг философских и культурологических проблем, которые являлись центральными в творчестве П.Н. Милюкова, лидера российского либерализма, классика отечественной исторической мысли, который одним из первых ученых на рубеже XIX - XX вв. создал оригинальную концепцию эволюции русской культуры. Следует особо подчеркнуть, что П.Н. Милюков рассмотрел развитие русской культуры в тесной связи с эволюцией национального самосознания русского народа. Данный методологический подход нашел свое отражение в целом ряде фундаментальных научных трудов, созданных русским ученым, среди которых необходимо выделить его концептуальную монографию «Очерки по истории русской культуры».

Степень разработанности проблемы. Начало изучению научных идей наследия и культурологической концепции П.Н. Милюкова положили рецензии выдающихся дореволюционных историков Н.П. Павлова-Сильванского и Б.И. Сыромятникова.

В советской историографии творчество П.Н. Милюкова получало, как правило, критические оценки (Н.В. Наумов, A.J1. Шапиро, A.M. Сахаров и др.), поскольку либеральное толкование некоторых событий отечественной истории, предложенное П.Н. Милюковым, не могло быть принято идеологизированной советской историографией. Тем не менее, в этот период в научный оборот было введено большое количество архивных материалов (В.А. Кувшинов, Н.Г. Думова). В работах указанной группы исследователей освещались преимущественно политические аспекты деятельности Милюкова, его оценки революционного процесса 1917 г. Исторические взгляды ученого классифицировались как близкие к школе неогосударственников.

Изучение философских и культурологических идей П.Н. Милюкова началось в 70-е гг. XX в. (И.Д. Ковальченко, А.Н. Цамутали, A.JI. Шапиро, А.Е. Шикло и др.). Философские и методологические взгляды ученого классифицировались как синтез позитивизма и неокантианства. В работах указанных исследователей отмечалось, что на основе модели социальной эволюции О. Конта П.Н. Милюков создал авторскую концепцию социогенеза, для обоснования которой привлек обширный фактический материал западноевропейской и русской истории.

Широкий общественный и научный интерес к традициям отечественного либерализма, стремление отказаться от идеологически обусловленных оценок творчества дореволюционных и эмигрантских ученых - комплекс причин, которые привели к возникновению на рубеже восьмидесятых - девяностых годов прошлого века ряда работ, посвященных творчеству П.Н. Милюкова. Значительный вклад в изучение культурологических и философско-исторических взглядов ученого в конце восьмидесятых - начале девяностых годов XX в. внес А.Н. Медушевский. Данный исследователь выдвинул оригинальную концепцию эволюции философских взглядов ученого, согласно которой философские взгляды Милюкова эволюционировали от неокантианства к эмпириокритицизму. Следует отметить, что подобная трактовка философских взглядов П.Н. Милюкова не нашла поддержки у большинства современных исследователей.

Предметом изучения видных отечественных исследователей (О.Ю. Малиновой, В.Ф. Пустырнакова и др.) становятся различные аспекты культурологической концепции и философских идей П.Н. Милюкова, понимание ученым роли России во всемирно-историческом процессе, его практическая деятельность, направленная на решение национального вопроса. Указанными выше исследователями проведен сравнительный анализ концепции национальной идеи, предложенной П.Н. Милюковым и другими видными представителями отечественной общественно-политической мысли начала XX в.

Конец XX в. и начало XXI в. отмечены изданием первых научных монографий, посвященных различным аспектам творческого наследия мыслителя, в которых всесторонне изучаются философские, исторические и культурологические взгляды П.Н. Милюкова (М.Г. Вандалковская, А.В. Макушин, П.А. Трибунский, С.П. Бычкова, В.П. Корзун и др.). Данной группой исследователей в научный оборот было введено большое количество архивных материалов и малоизвестных научных работ, в том числе, опубликованных в эмигрантский период жизни ученого; произведена систематизация отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной творчеству П.Н. Милюкова; поставлена проблема исследования концепции национальной идеи, разработанной русским ученым; выработаны оригинальные оценки взглядов мыслителя.

Среди работ зарубежных исследователей, посвященных изучению философских идей и культурологической концепции русского историка, особый интерес представляют статьи и монографии Т.А. Рига, Мелиссы К. Стокдэйл, Т. Эммонса в которых американскими учеными анализируются гносеологические истоки концепции возникновения и развития этнических общностей П.Н. Милюкова.

Таким образом, обширный круг научной литературы, доступность архивных материалов, дореволюционных и заграничных изданий трудов историка позволяет всесторонне исследовать концепцию национальной идеи в творческом наследии П.Н. Милюкова.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в проведении комплексного анализа содержания взглядов П.Н. Милюкова через раскрытие сущности «национальной идеи» как ее центральной компоненты.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

- исследовать генезис философско-культурологических концепций П.Н. Милюкова;

- выявить идейно-политический, философский и культурологический контекст ведущих направлений русской культурологической мысли конца XIX

- XX вв. и место, которое в ней занимали философско-культурологические концепции П.Н. Милюкова;

- проанализировать философские и культурологические идеи ученого, касающиеся особенностей исторического развития России как теоретической базы, на основе которой реализуются его представления о национальной идее;

- показать взаимосвязь национальной идеи П.Н. Милюкова с проблемами формирования национального самосознания и развития межнациональных отношений в России;

- продемонстрировать реализацию философских и культурологических идей в практической деятельности П.Н. Милюкова.

Объект исследования: научное творчество П.Н. Милюкова. Предмет исследования: культурологическая концепция П.Н. Милюкова. Гипотеза исследования. Отправной точкой диссертационного исследования стало предположение о том, что научный потенциал либерального направления в российской философии в целом, и культурологической мысли в частности, далеко не исчерпан. В условиях идейного кризиса современного реформаторства в России либеральные концепции, основанные на рациональном прагматическом подходе к столь острым проблемам, как межнациональные отношения, поиск единой национальной идеи, способной консолидировать общество в переломные эпохи, могут стать одной из основополагающих идей современного российского либерализма. Культурологическая концепция П.Н. Милюкова открывает путь к гражданскому пониманию нации, выступая в роли золотой середины между консервативными теориями межэтнической интеграции в России и радикальными построениями «сторонников либерализма».

Методологической основой исследования принят диалектический метод, а также междисциплинарный подход, конкретизация которого реализуется в использовании исследовательских приемов, детерминированных содержанием главной цели работы и подчиненных ей соответствующих задач. В качестве методологического инструментария использовались системно-аналитический и сравнительно-исторический методы. На всех этапах исследования применялись методы философской, культурологической и исторической герменевтики.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые дана философская интерпретация национальной идеи в контексте культурологической концепции П.Н. Милюкова. В научный оборот вводятся ряд малоизвестных работ русского ученого, изданных в эмиграции. Показана взаимосвязь теоретической концепции национальной идеи с практической работой лидера конституционно-демократической партии России.

Основные положения, выносимые на защиту:

- концепция национальной идеи П.Н. Милюкова является плодотворной для теории и методологии современной философской и культурологической мысли;

- культурологическая концепция национальной идеи П.Н. Милюкова является выражением традиций российской интеллигенции XIX - первой половины XX вв., дополняет и развивает идеи Н.Я. Данилевского, В.О. Ключевского, П.Б. Струве и других мыслителей той эпохи;

- национальная идея в России, в концепции П.Н. Милюкова, развивалась в оппозиционной официальной власти среде: еретических сектах, движении волжских старцев - «нестяжателей», в публицистике оппозиционной интеллигенции; по своей сути национальная идея зарождалась как гражданская инициатива;

- противоречивая оценка П.Н. Милюковым позитивного содержания конструкта русской национальной идеи, сформированного в результате деятельности правительственных пропагандистов, является следствием непримиримой борьбы, которую вел ученый-политик против идеологии самодержавия, неотъемлемой частью которой был великодержавный шовинизм.

Научно-практическая значимость работы. Результаты работы, теоретические выводы, а также использованные при ее подготовке материалы могут быть применены в дальнейших исследованиях, посвященных изучению генезиса российского национального самосознания в отечественной философской и исторической мысли, а также при подготовке лекционных курсов, проведении практических занятий и составлении учебных пособий по истории, культурологии, философии русской культуры, истории отечественной философии, историографии и политологии.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы обсуждались на всероссийских научно-практических конференциях в г. Пенза в 2004 и 2005 гг., ежегодных вузовских и межвузовских конференциях студентов и молодых ученых Волгоградской области в ВолГМУ и ВолГУ. Результаты исследования отражены в семи научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы (227 источников). Объем исследования составляет 141 страницу.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальная идея в культурологической концепции П.Н. Милюкова"

Выводы по главе

1. Будучи прогрессивным ученым, который отвергал любые метафизические, спекулятивные теории, неподтвержденные достаточным количеством научных фактов, Милюков критиковал расизм и любую биологизаторскую концепцию объяснения природы этноса. Для русского ученого национальность определяется исключительно самосознанием -идеологическим конструктом, возникающем в результате социокультурной деятельности.

2. Основываясь на аналитических исследованиях конструкта русской <1*1 национальной идеи, мыслитель доказывает, что она не является исконно русским проектом. Национальная идеология Московской Руси инкорпорировала большое число элементов иностранных, в первую очередь византийских и южнославянских, политических концепций. Однако их происхождение было забыто со временем. Ученый делает вывод, что национальная идея находится в процессе перманентной эволюции и основной ее характеристикой является «пластичность», т.е. подверженность внешним влияниям и внутреннему развитию. Милюков доказывал, что в России сложились две традиции национальной идеологии: официальная «националистическая» идеологии и народная демократическая.

3. Мыслитель полагал, что неотъемлемой частью официальной идеологии и политики самодержавия является национализм. Следует констатировать, что, т критикуя негативные положения теории официальной народности, и даже оппозиционные власти славянофильские теории, Милюков демонстрировал непонимание аргументов своих идеологических противников, и положительных установок идеологии официальной народности, способствовавших интеграции русского народа и развитию патриотизма.

4. П.Н. Милюков отмечал, что с развитием общества национализм должен уступить место более рациональным и толерантным формам национальной идеологии, которые будут соответствовать росту самосознания в обществе. Идеальный образ русской национальной идеи Милюков представлял как сумму щ рационального, лишенного чрезмерной эмоциональной окраски, сознания русской истории и культуры, отречения от замкнутости на собственном культурном наследии, и как следствие, открытости инокультурным влияниям, толерантности в отношении к представителям других национальностей. Ученый отмечал, что русское национальное самосознание совмещало в себе черты архаического национализма и некоторые черты либеральных идей. Однако Милюков полагал, что русская национальная идея эволюционирует по направлению к ее либерализации, ^ч 5. Ученый оправдывал политику колонизации, поскольку таким образом нация, находящаяся на более высокой ступени социально-экономического развития оказывает цивилизаторское воздействие на другие этносы. Мыслитель положительно оценивал инкорпорирование национальных меньшинств в систему социальных институтов государствооразущего этноса. Он был глубоко убежден в том, что насаждение культуры титульной национальности может привести к всплеску национализма со стороны народов России, принуждаемых к ее восприятию. Особенно данное положение относилось к этносам с достаточно развитым национальным самосознанием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преобладающее влияние на формирование культурологической концепции Милюкова и его трактовки проблем национальной идеологии оказала философия позитивизма О. Конта, теория социальной эволюции Г. Спенсера и ее модификации в американской социологической школе. Также русский историк испытал незначительное влияние философии неокантианства и в меньшей мере марксизма. Следует отметить, что Милюков с позиций философии позитивизма подвергал критике провиденциалистскую интерпретацию исторического процесса и другие идеалистические философские концепции. Рационализм мыслителя нашел свое выражение и в его отрицании «метафизики», абстрактных аксиологических категорий. В своих исследованиях мыслитель никогда не ставил задач разрешения проблем теории познания. Милюков был глубоко убежден в постижимости феноменов социального бытия. В традиции русской философской мысли и отечественной историософии рационализм и позитивизм мыслителя стоит несколько в стороне от преобладавших на рубеже XIX-XX вв. тенденций к созданию идеалистических интерпретаций исторического пути России и акцентирования своеобразных особенностей отечественной цивилизации, стремления к противопоставлению Востока и Запада.

Исходя из указанных философских систем, русский мыслитель признавал универсальность однолинейного прогресса общества от простых, архаичных, иррациональных форм к сложной системной организации, которая находит свое выражение в западноевропейских моделях социальных систем. Милюков отмечал ряд факторов, ставших причиной различных темпов социокультурного развития Западной Европы и России. Признание важнейшим фактором отсутствие наследия античной культуры на территории Киевской Руси мыслитель воспринял от представителей западнического направления русской философской мысли: П.А. Чаадаева и И.В. Киреевского. Однако, указывая на , определенную специфику «месторазвития» русского «национального организма», Милюков в своих работах доказывал существование общих черт в развитии русской и западноевропейской цивилизации. Он указывал на существование отечественной традиции рационализма и демократизма, противостоявшие деспотических и иррациональным тенденциям социокультурного развития. Мыслитель был убежден, что не существует альтернативы прогрессивному развитию общества, образец которого представлен демократическими обществами Запада.

Позитивистская исследовательская установка, сциентизм ученого выразился в постановке Милюковым задач изучения феномена национального bf самосознания и процесса создания русской национальной идеи. Указанная проблема имела большое концептуальное значение, поскольку ученый отвергал любые националистические и расистские концепции биологически обусловленного превосходства тех или иных этнических групп или рас над другими. Для русского мыслителя национальность определяется исключительно самосознанием - идеологическим конструктом, возникающем в результате социокультурной деятельности.

Милюков, используя обширный фактический материал, доказывает, что ц, национальная идеология Московской Руси инкорпорировала большое число элементов иностранных, в первую очередь, византийских и южнославянских, политических концепций. Однако их происхождение было забыто со временем. Ученый делает вывод, что национальная идея находится в процессе перманентной эволюции и основной ее характеристикой является «пластичность», т.е. подверженность внешним влияниям и внутреннему развитию. Стремясь достигнуть полной научной объективности, Милюков подвергает критическому анализу и деконструкции не только официальную идеологию самодержавия, в том числе конструкт народности, но также отрицает любые аргументы в защиту национальной самобытности и доказательства позитивного содержания идеологии официальной народности.

Ученый полагал, что с развитием общества «национализм» должен уступить место более рациональным и толерантным формам национальной идеологии, которые будут соответствовать росту самосознания в обществе. Идеальный тип русской национальной идеи Милюков представлял как рациональное, критическое отношение к историческому прошлому, отказ от замкнутости на собственном культурном наследии, и как следствие, открытость инокультурным влияниям, толерантность в отношениях к представителям других национальностей. Ученый отмечал, что русское национальное самосознание совмещало в себе черты архаического национализма, и некоторые черты либеральных идей. Однако Милюков полагал, что русская национальная идея эволюционирует по направлению к ее либерализации.

Пути решения национального вопроса в России нашли свое отражение в политической и общественной деятельности Милюкова. Кадетский лидер в своей политической деятельности последовательно отстаивал права на культурную автономию и самоуправление национальных окраин Российской империи. С думской трибуны политик осуждал любые проявления ксенофобии в государственной политике.

Мыслитель последовательно выступал против дезинтеграции России, поскольку, согласно его взглядам, более прогрессивный государствообразующий этнос оказывает цивилизаторское влияние на народы, находящиеся на более низкой ступени социокультурного развития. Помимо этого кооперация в экономической сфере и необходимость совместной обороны диктует необходимость политического сближения различных народов бывшей Российской империи. Исследователь доказывал, что насаждение культуры титульной национальности может привести к всплеску национализма со стороны народов России, принуждаемых к ее восприятию. Особенно данное положение относилось к этносам с достаточно развитым национальным самосознанием.

Мы полагаем, что данный подход к интерпретации исторического прошлого является распространенным среди представителей философии позитивизма конца XIX и начала XX в. Необходимо отметить, что интерпретация Милюковым социокультурного генезиса российской цивилизации в условиях наблюдаемого в начале XXI в. «столкновения цивилизаций», возрождения религиозного фундаментализма, государственного национализма, этнического и диаспорального партикуляризма, на наш взгляд, имеет лишь один существенный недостаток: она не учитывает иррациональности целого ряда социальных, ментальных и культурных процессов. Судя по всему сознание человека и национальное самосознание в частности оказалось несколько более инертным и консервативным, не столь способным к трансформации под воздействием рациональной научной информации, чем представлялось мыслителям рубежа XIX-XX вв.

Тем не менее, продолжение анализа интерпретации Милюковым русской национальной идеи и проблем межнациональных отношений дает возможность для дальнейшего изучения указанных вопросов в русской философской и исторической мысли конца XIX, первой четверти XX в. Исследование трактовки мыслителем феномена национализма и процесса эволюции национальной идеи имеет теоретическую ценность для выявления закономерностей указанных процессов. Значительным и до настоящего времени недооцененным вкладом русского ученого в развитие культурологи и философии является его концепция трех этапов генезиса национального самосознания, которая практически не имеет аналогов в отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблеме эволюции этнического самосознания. Мы полагаем, что теоретические и методологические идеи Милюкова, посвященные национальным проблемам не утеряли своей актуальности и в начале XXI в. Они могут быть плодотворно использованы для прогнозирования этнокультурных и этнополитических процессов на территории России и за ее пределами. Оригинальный проект русской национальной идеи, выдвинутый мыслителем, сохраняет свою актуальность и в наше время.

 

Список научной литературыЗахаров, Александр Владимирович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Государственный архив Российской Федерации

2. Ф. 579. Архив П.Н. Милюкова. On. 1. Д. 3514. Л. 1-37.

3. Ф. 579. Архив П.Н. Милюкова. On. 1. Д. 1343. Л.5.

4. Ф. 523. Заседания центрального комитета кадетской партии. On. 1. Д.ЗО. Л.: 26-32, 35-41.

5. Опубликованные источники Периодические издания

6. Русские ведомости. 1898г. №: 159, 168, 181, 183, 277.

7. Русские ведомости. 1899г. №: 4, 7. 15,21, 28, 36, 44, 60, 85.1. Литература

8. Александров С.А. Лидер российских кадетов П. Н. Милюков в эмиграции. М.: АИРО-ХХ, 1996.-151 с.

9. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. - 640 с.

10. Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 328 с.

11. Бердяев Н.А. Русская идея. НО России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990.-С.43-271.

12. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175 с.

13. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. -М.: Издательство МГУ, 1990. 256 с.

14. Бицилли П.Н. Философия русской истории в трудах П.Н. Милюкова // П.Н. Милюков: Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия, 1859-1929. -Париж: Alcan, 1929. С. 81-91.

15. Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в историографию отечественной истории XX века. Омск: Издательство Омского Гос. Ун-та, 2001. - 275 с.

16. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М.: Памятники ист. мысли, 1997. - 349 с.

17. Вандалковская М.Г. История изучения русского революционного движения середины XIX века, 1890-1917 гг. М.: Наука, 1982. - 208 с.

18. Вандалковская М.Г. П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер: история и политика. -М.: Наука, 1992.- 285 с.

19. Вандалковская М.Г. П.Н. Милюков политик и историк // Преподавание истории в школе. - 1990. - №6. - С.41-56.

20. Вандалковская М.Г. Павел Николевич Милюков // Портреты историков: Время и судьбы. М.: Университетская книга; Иерусалим: Gershaim, 2000. -Т.1. - С.175-194.

21. Вандалковская М.Г. Милюков в полемике о евразийской концепции русской истории // П.Н. Милюков: историк, политик, дипломат. М.: РОССПЭН, 2000. - С.262-173.

22. Вахтурина А.Ю. Воззвание к полякам 1 августа 1914г. и его авторы //Вопросы истории. 1998. - № 8. - С. 132 - 157.

23. Вахтурина А.Ю. Польский вопрос в Совете министров: 1914-1917 гг. (источниковедческий аспект) //Исторический источник: человек и пространство. М.: Наука, 1997. - С. 254-257.

24. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

25. Вишняк М.В. Русский европеец // П.Н. Милюков: Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия, 1859-1929. Париж: Alcan, 1929. С. 173179.

26. Ганфман М.Н. Политические идеи П.Н. Милюкова // П.Н. Милюков: Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия, 1859-1929. Париж: Alcan, 1929.-С. 131-137.

27. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб.: Наука, 1992. - Т.1.- 349 с.

28. Гегель Г.В.Ф. Лекций по истории философии. СПб.: Наука, 1992. - Т.2.- 423 с.

29. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000. - 477 с.

30. Гегель и философия в России: 30-е гг. XIX в. 20-е гг. XX в. Сборник статей. - М.: Наука, 1974. - 264 с.

31. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.-312 с.

32. Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. -М.: Моск. шк. полит, исслед., 2002. 249 с.

33. Геллнер Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2004. - 239 с.

34. Гнатюк О.Л. П. Б. Струве как социальный мыслитель. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. -374 с.

35. Государственная Дума. Третий Созыв. Стенографические отчеты. Сессия третья. Часть вторая. Спб.: Государственная типография, 1910г. - 456 с.

36. Государственная Дума. Третий Созыв. Стенографические отчеты. Сессия третья. Часть четвертая. Спб.: Государственная типография, 1910г. - 483 с.

37. Государственная Дума. Третий Созыв. Стенографические отчеты. Сессия четвертая. Часть первая. Спб.: Государственная типография, 1911г. - 518 с.

38. Государственная Дума. Четвертый созыв. Стенографические отчеты. Сессия вторая. Часть вторая. СПб.: Государственная типография, 1914. -472 с.

39. Грязнова Т.Е., Корзун В.П. Русская революция в исторической концепции П.Н. Милюкова // Проблемы истории и науки и культуры России. Омск: Изд-во ОмГУ, 1993. - С.98-111.

40. Грязнова Т.Е., Корзун В.П. П.Н.Милюков историк первой русской революции // Революция 1905-1907 гг. и общественное движение в Сибири и на Дальнем Востоке. - Омск: Изд-во ОмГУ, 1995. - С. 23-37.

41. Гумилев JI.H. Открытие Хазарии. М.: Айрис-пресс, 2002. - 416 с. Гумилев J1.H. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. СПб.: Кристалл, 2003. -608 с.

42. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: ACT, 2002. - 560 с.

43. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX -XII вв.): Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2001. - 399 с.

44. Данилевский И.Н. Русские Земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2001. - 389 с.

45. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Известия, 2003. - 607 с.

46. Дневник П. Н. Милюкова, 1918-1921. -М.: РОССПЭН , 2005. 845 с.

47. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие для студентов вузов / Под редакцией Е.А. Мельниковой. М.: Логос, 2001. - 608 с.

48. Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля. М.: ACT, 2003. - 829с.

49. Дорохов В.Н. Исторические взгляды П.Н. Милюкова. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2005. - 229 с.

50. Дугин А.Г. Проект «Евразия». М.: Эксмо, Яуза, 2004. - 512 с.

51. Думова Н.Г. Черчилль и Милюков против Советской России. М.: Наука, 1989-202 с.

52. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М.: Наука, 1988. - 391. с.

53. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.-896 с.

54. Из глубины. Сборник статей о русской революции. Париж: YMCA PRESS, 1967.-334 с.

55. Евреинов Б.А. Библиография печатных трудов Павла Николаевича Милюкова (1886-1930) // П.Н.Милюков: Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия. Париж: Alcan, 1930. - С. 313-351.

56. Западно-европейская социология XIX века: О.Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер. Хрестоматия. Под общ. ред. В. И. Добренькова. М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр., 1996. - 352 с.

57. Иоффе Г.З.Крах российской монархической контрреволюции. М.: Наука, 1977. - 458с.

58. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. - 654 с.

59. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. - 430 с.

60. Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. -М.: Наука, 1978.-359 с.

61. Кант и философия в России. Сборник. М.: Наука, 1994. - 271 с.

62. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры: Философско-исторический анализ. М: РОССПЭН, 2001. - 451 с.

63. Кантор В.К. Историк русской культуры практический политик (П.Н. Милюков против «Вех»)//Вопросы философии. - 1991.-№1. - С. 101-105.

64. Карпович М.В. П.Н. Милюков как историк // Новый журнал. 1993. - № 6.-С. 362-368.

65. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992.-324 с.

66. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1999. - 351 с.

67. Кибасова Г.П. Истоки русского этнического самосознания. // Гуманитарное образование и медицина: Сб. научных трудов: Т. 57. -Волгоград: ГУ Издатель, 2001. вып. 2. - С. 42 - 54.

68. Кибасова Г.П. Этническое пространство. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2003.-244 с.

69. Кизиветтер А.А. О П.Н. Милюкове-историке // П.Н. Милюков: Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия, 1859-1929. Париж: Alcan, 1929.-С. 49-59.

70. Киреева Р. А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX в. до 1917г. М.: Наука, 1983. -295 с.

71. Кирсанова Е.С. В.И.Герье о политической функции исторического знания //Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск: Изд-во Томского Государственного университета, 1982 С.73-104.

72. Ковальченко И.Д., Шикло А.Е. Кризис русской буржуазной исторической науки в конце XIX начале XX века (Итоги и задачи изучения) // Вопросы истории 1982.-№ 1.-С.18-35.

73. Козинг А. Нация в истории и современности: Исследование в связи с историко-материалистической теорией нации. М.: Прогресс, 1979. - 316 с.

74. Корелин А.В. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М.: Политиздат, 1991 - 378 с.

75. Корзун В.П. Концепция истории исторической мысли П.Н. Милюкова / Вопросы историографии всеобщей истории Тамбов, 1984. - С.235 - 284.

76. Кувшинов В.А. Разоблачение партией большевиков идеологии и тактики кадетов (февраль-октябрь 1917 г.). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-238 с.

77. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Альтейна, 1998. - Т.1,2. -630, 571 с.

78. Либерализм в России. Сборник статей. М.: ИФРАН , 1996 - 448 с.

79. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. -М.: Мысль, 1971. 171 с.

80. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М.: Мысль, 1981.- 185 с.

81. Ленин В.И. О национальном вопросе и национальной политике. М.: Политиздат, 1989. - 557 с.

82. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994. - 399 с.

83. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Таллин: Александра, 1992.-Т.1.-479 с.

84. Макушин А.В. Взгляды П.Н.Милюкова на проблему исторической закономерности в освещении отечественной историографии (после 1917 г.) // Исторические записки: Научные труды исторического факультета ВГУ. -Воронеж: Издательство ВГУ, 1996. Вып.1. - С.89-96.

85. Макушин А.В. Два эпизода университетской карьеры П.Н.Милюкова // Российские университеты в XVIII-XX веках: Сб. науч. ст. Воронеж: Издательство ВГУ, 1998. - Вып.З. - С. 161-177.

86. Макушин А.В. Из истории университетской деятельности П.Н.Милюкова // Российские университеты в XIX начале XX века: Сб. науч. ст. - Воронеж: Издательство ВГУ, 1996. - Вып.2. - С. 123-138.

87. Макушин А.В. П.Н. Милюков: путь в исторической науке и переход к политической деятельности (конец 1870-х начало 1900-х годов): Автореф. дис. канд. ист. наук. - Воронеж, 1998. - 24 с.

88. Макушин А.В. Рецензия на книгу: Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее // Вопросы истории. 2003. - № 8. - С.163-166.

89. Макушин А.В. Узловые проблемы истории российского либерализма// Исторические исследования в России II. Семь лет спустя. - М.: Наука, 2003. - С.341-362.

90. Макушин А.В. Участие П.Н.Милюкова в деятельности научных обществ при Московском университете // Российские университеты в XVIII-XX веках: Сб. научных статей. Воронеж: Издательство ВГУ, 1999. - Вып.4. - С. 139154.

91. Макушин А.В., Трибунский П.А. П.Н. Милюков. Труды и дни. Рязань: Частный издатель П.А.Трибунский, 2001. - 438 с.

92. Малинова О.Ю. Две концепции «либерального национализма» П.Б. Струве и П.Н. Милюкова // П.Н.Милюков: историк, политик, дипломат. М.: РОССПЭН, 2000. - С. 462-473.

93. Малинова О.Ю Либеральный национализм (середина XIX начало XX века). - М.: РИК «Русанова», 2000. - 254 с.

94. Манацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 367с.

95. Медведева Л.М. К проблеме роли интеллигенции в российской истории. // Гуманитарное образование и медицина: Сб. научных трудов: Т. 57. -Волгоград: ГУ Издатель, 2001. Вып. 2 - С. 55 - 60.

96. Медушевский А.Н. Административные реформы в России XVIII XIX вв. в сравнительно-исторической перспективе. -М.: ИНИОН, 1990.-46 с.

97. Медушевский А.Н. Государственный строй России периода феодализма (XV-XIX вв.). Зарубежная историография. М.: ИНИОН, 1989. - 61 с.

98. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.: РОССПЭН, 1998. -654 с.

99. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993.-316 с.

100. Медушевский А.Н. Милюков: ученый и политик // История СССР. 1991. -№4.-С.20 —41.

101. Медушевский А.Н. Реформы Петра I и судьбы России: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1994. - 541 с.

102. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительно историческое исследование. М.: Текст, 1994. - 317 с.

103. Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема. (Ориентация в новой исследовательской парадигме) // Политические исследования. 1995. №6.-С. 55-60.

104. Милюков П.Н. Вооруженный мир и ограничение вооружений. М.: Гос. публ. ист. б-ка России , 2003. - 126 с.

105. Милюков П.Н. Воспоминания. М.: Современник, 1990. - Т.1. - 432 с.

106. Милюков П.Н. Воспоминания. М.: Современник, 1990. - Т.2. - 446 с.

107. Милюков П.Н. Из истории русской интеллигенции. Сборник статей и этюдов. СПб.: Изд. Д.Е.Жуковского, 1902. - 312с.

108. Милюков П.Н. Историософия г. Кареева. // Основные вопросы философии истории.- СПб.: Изд-во журнала Мир Божий, 1887. Т. I. - С. 5468.

109. Милюков П.Н. История второй русской революции. М.: РОССПЭН, 2001-764 с.

110. Милюков П.Н. Источники русской истории и русская историография // Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон, 1899. -Т. XXVIII, полутом 55. - С.430-446.

111. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб.: Кн. Издательство М.В.Пирожкова, 1904. - 680 с.

112. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб.: Издательство М.В. Аверьянова, 1895. - 342 с.

113. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб.: Издательство М.В. Аверьянова, 1913. - 367 с.

114. Милюков П.Н. Живой Пушкин. М.: Эллис Лак, 1997. - 413 с.

115. Милюков П.Н. Национальный вопрос. Происхождение национальности и национального вопроса в России. Берлин: Свободная Россия, 1925. - 192 с.

116. Милюков П.Н. Новая книга по социологии. Рец. на: Барт П. Философия истории, как социология. // Мир Божий. 1899. - № 12. - С. 196.-215.

117. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры СПб: Изд-во журнала «Мир Божий», 1896. - 4.1. - 223 с.

118. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб.: Изд-во журнала «Мир Божий», 1904. - 4.1. - 295 с.

119. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб.: Изд-во журнала «Мир Божий», 1904. - 4.2. - 236 с.

120. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб.: Изд-во журнала «Мир Божий», 1904. - Ч.З. - 242с.

121. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб.: Изд-во журнала «Мир Божий», 1909. - Ч. 1. - 310с.

122. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб.: Изд-во журнала «Мир Божий», 1909. - 4.2. - 241с.

123. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. — СПб.: Изд-во журнала «Мир Божий», 1909. 4.3. - 278с.

124. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Париж: Пресс либр, 1937.-Т.1.-568 с.

125. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1,2. М.: Прогресс, 1993. - 528, 496 с.

126. Мирзоева С.Г. Место македонского вопроса в научной и политической деятельности П. Н. Милюкова (1898-1917 гг.): Дис. канд. ист. наук.Л1. Нальчик, 2003.-193 с.

127. Милюков П.Н. Почему и зачем мы воюем? Война, её происхождение, цели и последствия. Петроград: Свобода, 1917. - 59 с.

128. Милюков П.Н. Республика или монархия? М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 1996.-31 с.

129. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы философии. 1991.-№ 1.-С.121.

130. Мякотин В.А. Курс русской истории П.Н. Милюкова // Русское богатство.-1896.-№ 11.-С. 1-20.g 127. Мякотин В.А. П.Н. Милюков как историк // П.Н. Милюков: Сб.материалов по чествованию его семидесятилетия, 1859-1929. Париж: Alcan, 1929.-С. 39-47.

131. Нарежный А.И. П.Н. Милюков об истоках либерализма в России // П.Н.Милюков: историк, политик, дипломат. М.: РОССПЭН, 2000. - С. 251.

132. Наумов Н.В. Великая социалистическая Октябрьская революция во французской буржуазной историографии. М.: Мысль, 1975. - 192 с.

133. Одинец Д.М. П.Н. Милюков в русской исторической науке // П.Н. Милюков: Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия, 1859-1929. -Париж: Alcan, 1929. С. 55-68.

134. Остеруд О. Суверенная государственность и национальное самоопределение // Этнографическое обозрение. 1994. - № 2. - С. 18-26.

135. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: Изд-во МГУ, 1999.-288 с.

136. Первая мировая война. Пролог XX века. Сборник статей. М.: Наука, 1998.-476 с.

137. Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2002. - 420 с. 133. П.Н. Милюков: историк, политик, дипломат. - М.: РОССПЭН, 2000. -558 с.

138. П.Н. Милюков: Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия, 1859-1929. Париж: Alcan, 1929. 215 с.

139. Нарочницкая Н.А. Национальный принцип и будущее Европы // Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок? М.: ИНИОН, 1998. - С. 70-81.

140. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: Международные отношения, 2004. - 536 с.

141. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Захаров, 2004. - 496 с.

142. Петрова И.А. Россия в этническом времени. Волгоград: Издательство ВолГУ, 1999.-224 с.

143. Петрова И.А. Цивилизационная парадигма исследования истории Советского Союза. // Гуманитарное образование и медицина: Сб. научных трудов: Т.60. Волгоград: ГУ Издатель, 2003. - вып. 1. - С. 212 - 215.

144. Покровский М.Н. Противоречия г. Милюкова // Красная Новь. 1921. -№2.-С. 284-301.

145. По вехам. Сборник статей об интеллигенции и «национальном лице». -М.: Общественная польза, 1909. 166 с.

146. Полторацкий Н.П. П. Б. Струве как политический мыслитель. Лондон: Заря, 1981.-74 с.

147. Поляков А.И. Милюков Павел Николаевич . // Философская энциклопедия. -М.: Мысль, 1964. Т.З. - С.443-444.

148. Пустырнаков В.Ф. Социологическая концепция П.Н.Милюкова -антитеза метафизической философии истории // П.Н. Милюков: историк, политик, дипломат. М.: РОССПЭН, 1999. - С.21-44.

149. Рассел Б. Искусство мысль. М.: Идея-пресс, 1999. - 239 с.

150. Рассел Б. История западной философии. М.: Академический проект, 2000. - 766 с.

151. Рубинштейн H.J1. Русская историография. М.: Наука, 1941.-441 с.

152. Рудь А.С., Семенюк Г.В., Шелохаев В.В. Из истории трех революций в России. М.: Мысль, 1976. - 381 с.

153. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции, первая треть XX в. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН - 1997. -748с.

154. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М.: РОССПЭН, 1999.-479 с.

155. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.:Наука, 1995.-488 с.

156. Русская философия. Словарь. М.: Республика, 1995. - 654 с.

157. Руткевич Н.А. Философия истории российского либерализма: П.Б. Струве и П.Н. Милюков. Сравнительный анализ. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002. - 26 с.

158. Сахаров A.M. Историография истории СССР: досоветский период. Учебное пособие. М.: Наука, 1978. - 362 с.

159. Седова Н.Н. Человек этнический. - Волгоград: Офсет, 1994. - 82 с.

160. Секирский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. М.: Памятники ист. мысли, 1995. - 286 с.

161. Селезнева Л.В. Западная демократия глазами российских либералов начала XX века. Р-н-Д.: Издательство РГУ, 1995. - 329 с.

162. Скиф Н. (Н.М. Соколов). П. Милюков и славянофильство // Русский вестник.- 1903.-№ 1. С.268-317.

163. Смит Энтони Д. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. - 464 с.

164. Соловьев В. Философское начало цельного знания. Минск.: Харвест, 1999.-912 с.

165. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. -458 с.

166. Спенсер Г. Классификация наук. М.: Вузовская книга, 2001. - 90 с.

167. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Современный литератор, 1998. - 1407 с.

168. Струве П.Б. Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. - 526 с.

169. Струве П.Б. Размышления о русской революции. М.: Знание, 1991. -62с.

170. Струве П.Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. Париж: YMCA-PRESS, 1952 - 386 с.

171. Струве П.Б. Скорее за дело! Статьи. -М.: Б.и., 1991. -46 с.

172. Струве П.Б. На разные темы: Сб. статей. СПб.: типография А.Е.Колпинского, 1902. - 613 с.

173. Спирин Л.М. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России. -М.: Наука, 1977. 254 с.

174. Сыромятников Б.И. Основные моменты в развитии исторической мысли // Русская мысль. 1906. - № 12. - С. 71 -97.

175. Тамбиа С. Национальное государство, демократия и этнонационалистический конфликт // Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции. М.: Наука, 1994. -С. 203-238.

176. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение. 1998. - № 5. - С. 3-26.

177. Третья государственная Дума. Отчеты фракции народной свободы. -СПб.: Государственная типография, 1912 г. 451 с.

178. Трибунский П.А. П.Н. Милюков как историк русской исторической мысли: Дис. канд. ист. наук. Рязань, 2001. - 318 с.

179. Тураев В.А. Этнополитология. Учебное пособие хрестоматия. - М.: Ладомир, 2001. - 367 с.

180. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000. - 554 с.

181. Уткин А.И. Первая мировая война. М.: Алгоритм, 2001. - 592 с.

182. Франк С.JI. Биография П. Б. Струве. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956.-237 с.

183. Флоровский Г.В. Вера и культура: избранные труды по философии и богословию. СПб.: Издательство РХГМ, 2002. - 862 с.

184. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. Статьи. М.: Аграф, 1998.-431 с.

185. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: ACT, 2004. - 588 с.

186. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2003. - 603 с.

187. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: ACT, 2004. - 635 с.

188. Хоскинг Дж. Россия и русские: В 2 кн. М.: ACT, 2003. - 494, 492 с.

189. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). Смоленск: Русич, 2001.-512 с.

190. Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии периода империализма. М.: Наука, 1983. - 257 с.

191. Цамутали А.Н. Очерки демократического направления в русской историографии 60-70-х гг. XIX в. Л.: Наука, ленинградское отделение, 1971.-320 с.

192. Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. -М.: Мысль, 1970.-448 с.

193. Чесноков В.И. Пути формирования и характерные черты системы университетского исторического образования в дореволюционной России // Российские университеты в XIX начале XX в. Сборник научных статей. -Воронеж: Издательство ВГУ, 1996. -Вып.2. - С.7-35.

194. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. -№ 6.- С. 35-49.

195. Шапиро А.Л. Русская историография в период империализма: Курс лекций. Л.: Наука, ленинградское отделение, 1962. - 231 с.

196. Шапиро A.JI. Историография с древнейших времен до 1917 года. М.: Наука, 1993.-569 с.

197. Шаханов А.Н. С.М.Соловьев и В.О.Ключевский // Вопросы истории. -2000. -№3.- С. 146-155.

198. Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. -М.: Наука, 1985.-347 с.

199. Шелохаев В.В. Разработка кадетами национального вопроса в годы первой мировой войны // Первая мировая война. Пролог XX века. М.,1998. -С. 358.

200. Шмидт С.О. Ключевский и культура России // Ключевский. Сборник материалов. Пенза, 1995. - Вып.1. - С.323-335.

201. Штеллин К.В. Методология П.Н. Милюкова // П.Н. Милюков: Сб. материалов по чествованию его семидесятилетия, 1859-1929. Париж: Alcan, 1929.-С. 92-95.

202. Экономические и социально-политические проблемы отечественной истории. Сборник научных трудов. М.: Издательство института российской истории, 1992.-210 с.

203. Эммонс Т. «Запоздалость» или «своеобразие»? Проблема русского исторического процесса у П.Н. Милюкова // П.Н.Милюков: историк, политик, дипломат. М.: РОССПЭН, 2000. - С.ЗЗ - 61.

204. Яковлева Т.А. Пути возрождения. Идеи и судьбы эмигрантской печати: П. Б. Струве, П. Н. Милюкова и А. Ф. Керенского. Иркутск : Изд-во Иркут. экон. акад., 1996.-216 с.

205. Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие? // Полис. 1996. -№ 1. - С. 35-49.

206. Литература на иностранных языках

207. Andriewsky. N. S. The Polities of National Identity. London: Ithaca, 1984. -XV, 417 p.

208. Bohn T.M. Russische Geschichtswissenschafit von 1880 bis 1905 Pavel N. Miljukov u. die Moskauer Schule. Koln etc.: Bohlau, 1998 - XVIII, 473 p.

209. Bourdeau L. L'histoire et les historiens. Essais critique sur l'histoire consideree comme science positive. Paris: Astrelle, 1888. - XXIV, 351 p.

210. Elkin B.J. Paul Miliukov // Slavonic and East European Review. 1945. - № 62. - P. 137-141.

211. Hobsbawm E.J. Nations and Nationalism since 1780. Program, Myth, Reality. -Cambridge: Cambridge University Press , 1992. XVIII, 541 p.

212. Kroner A. The Role of the Kadets in the Three Attempts to Form Coalition Cabinets in 1905-6. // Revolutionary Russia, 1992. Vol. V. - № 1. - P.41-64.

213. Miliukov P. Russia and its crisis. New York: Collier Books, 1962. - XXIII, 416 p.

214. Miliukov P. Russe crise. Paris: Leroux, 1907. - XVII, 423 p.j^i 9. Milioukov P. Essais sur l'histoire de la civilisation russe. Paris: Girard &

215. Briere, 1901. VIII, 295 p.

216. Novick P. That Noble Dream: The "Objectivity Question" and the American Historical Profession. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. - XXV, 176 p.

217. Pipes. R. Struve. Liberal on the Right, 1905-1944. London : Harvard university press: 1980. - XIX, 526 p.

218. Riha T.A Russian European: Paul Miliukov in Russian Politics. London: * University of Notre Dame Press. 1969. - XXVI, 529 p.

219. SmirnoffS. P. N. Miljukow: Essai de biographie et aper<?u de son activite. -Paris: Alcan, 1930.-20 p.

220. Stockdale M.K. Miliukov, nationality and national identity // П.Н. Милюков историк, политик, дипломат. М.: РОССПЭН, 2000. - С. 275 - 287.

221. Stockdale. M.K. Paul Miliukov and the Quest for A Liberal Russia. London: Ithaca, 1996.-XXV, 379 p.1. Интернет ресурсы

222. Вокруг "Вех" // http://vyww.vabloko.ru/Themes/History/around vekhi.html#kiz Милюков.П.Н. Речь на конференции кадетской партии в ноябре 1909г. // http://www.vabloko.ru/Themes/Historv/milyukov.htm

223. Струве П.Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества. // http://www.yabloko.ru/Themes/History/struve.htm

224. Тыркова-Вильямс.А. Кадетская партия. // http://www.yabloko.ru/Themes/Historv/tyrkova.htm

225. Alan Kimball Russian Historian Paul Miliukov on State and Society in 1905: the Historical Roots of European Liberalism. // http://darkwing.uoregon.edu/~kimball/Miliukov.htm