автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Национально-культурное развитие мордовского народа (конец XIX - середина 30-х годов ХХ в.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Национально-культурное развитие мордовского народа (конец XIX - середина 30-х годов ХХ в.)"
' государственкгЯ комитет рссайсхсй сеяерлцйй
по высшему образованию мордовсхия государственный университет т.н.п.ОГАРЕВ;,
На прааах рукописи
ЕЙГ-СЗА дка КЗДВОША
ядщгзигы»-КУДЭТУЛИЕ РЛЗЕИГКЕ уэрдаетяго НАРОДА
(коиес: XIX - сэрвдяа 30-г гсгзз Ж з.)
Специальность C7.00.c2 - отечественная история
АЗТОРЕвЕРАГ ^ксгсртгцхя еа соискэниэ учгияс« етологги иаюэсзгз кггорйчвсяяЕ паук
Саранск - 1835
гЗССТа Ем^ишёпа КЗ лЗ$ёДр? НОВблшЗп КСТОрКИ КарСДОБ РОССпИ мОрдовского ордена ДрухЗы народов государственного университета им. Н.П.Огарева
, Научный руководитель: доктор исторических наук,
профессор В.А.Балашов
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
профессор В.Т.Ермаков
кандидат исторических наук, доцент В.С.Ивашкин
Ведущая организация: ордена "Знака Почета" Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории, экономики при совете Министров - Правительстве Респуйяикн Уорд. зия.
Защита диссертации состоится и м _199 г.
в часов на заседании специализированного совета К
(«х. уь\01 по яавдте диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Мордовском государственном университете им. Н.И.Огарева
Адрес: 430000, г.Саранск, ул.Бальвевистская.бВ, главный корпус, конференц-зал, 2 этаж. '
диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарева по адресу: г.Саранск, уд.Большевистская, Рв. Главный корпус.'
Автореферат разослав
//
1995 Г.
■Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук доцент
Н.и.Ароентьев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы исследования.В переломные периоды жизни общества, когда происходит переоценка существующих ценностей, прежде всего обращаются к историческому прошлому. Долгое время советская историческая наука, будучи чрезмерно политизированной и заялеалогиэировлниой. придерживалась определенных схем и догм, основу которых состяяляли ложные положения. Проблемы-национального развития, изменения и преобразования в области культуры трактовались преимудестзеннс. на уровне обдефилософских абстракций. без достаточного привлечения и объективного рассмотрения соответствующего исторического материала. Недооценка этих проблем приводила и не редко приводит к негативным последствиям. Достаточно отметить, что в сегодняшних условиях нестабильной ситуации в стране, исторические аспекты ст-'товятся одними из главных в аргументации политических притязаний, а также возведении искусственных барьеров меаду народами. Поэтому без достаточно полного анализа и учета всех сторон жизни наггего многонационального общества все попытки устранения противоречий национальных и в области культуры скажутся бесплодными, а демократические преобразования утратят свое конкретно-историческое содержание.
Актуальность исследования диктуется и тем. что вопросы национально-культурного развития обладают большой потенциальной силой. В условиях дисперсного расселения мордвы, активных ассимиляционных и интеграционных процессов происходит изменение этнического своеобразия, девальвация национального самосознания народа, что вызывает необходимость изучения и анализа этих проблем.
Важность исследования определяется также и большим воспитательным потентатом изучения культуры своего народа. Без него невозможно армирование у лодей бережного отношения к культурно-историческому наследию всех народов. Традиционная культура является хранительницей достижений прошлого, аскомулируе? в себе все лучшее и значимое, позволяет разв1шать духовную культуру и сохранять историческую память народа, повышает его национальное самосознание. Однако, как показывает практика развития соииалистичестой культуры в нашей стране, к богатейшему опыту народной жизни отношение боло в основном нигилистическое. Утверждение понятия о слиянии всех наций и возникновении новой общественности "советский народ" нанесло эначителгный удар по национальной культуре. На-
сидьственко внедряемые новации, оторванные, как правило,от национального наследия, не всегда находили отклик б сознании лодей. Результатом является пассканссть и разнодупие к процессам исчезновения и девальвации многих национальных традиций, культурных ценностей и т.п.
Сегодня уже очевидно, что следует радикально изменить отио-сение к культуре народов России, а для этого необходимы научные исследования в этой области.
Цель и задачи исследована. Основная цель диссертационной работы - историческое изучение сложного процесса национально-культурного развития мордовского народа в условиях социально-экономических и о&дественно-политических изменений и преобразований конца XIX - середины 30-х годов XX века.
Достижение поставленной цели потребовало ресения следуюци> задач:
- рассмотреть вопросы культурного наследия мордовского.народа; на основе фольклорного материала, декоративно-прикладного искусства раскрить духовные и ценностные ориентиры мордовского народа, охарактеризовать тенденции развития традиционной культуры;
- исследовать проблемы; развития народного образования, гра иотнссти мордвы, а также мероприятия, проводимые земскими, рели пгсэнцик и государственными учреждениями а э;оп области. Авто ставит цель показать, что национальная скола конца XIX века нахо дклась на стадии становления;
. - показать принципиальное расхождение теоретических устако зок советского правительства по вопросам предоставления самостоя тельности з выборе государственности мордовскому народу и ег практическими действиями и установить причины этого расхождения проследить влияние национально-государственных преобразований н культурное развитие;
- раскрыть влияние социально-экономических преобразований к естественную хкзнь и сознание мордовского народа;
- рассмотреть проблему становления профессиональней культу; мордвы, а тагосе взаимосвя ь >'е>;ду традиционной и профессиональна культурой .
Состояние изученности проблемы. Сбор и анализ эмпирическое материала по культуре мордовского народа имеют длительную истс рии. Исходным рубежей нашего исследования являются работы о тр< диэдониой культуре мордвы конца XIX века М.Е.ЕвсевьеЕа, Д.К.Зел<
ша, В.Н.Майкова, П.И.Мельникова, И.Н.Смирнова, А.А.Шахматова и ). В исследованиях этого периода рассматривались пре:кде всего зрмы сбичного права, традиции в бытовом.укладе, устно-поэтичес-;е творчество, религиозные верования и обычаи.
Включение в диссертационную работу вопросов развития народ-эго образования мордвы потребовало привлечения трудов российских шниу., пссвященних исследованию как общетеоретических положении, 1к и проблемы становления н развития национальной сколы(Б.Й.Ведовского, М.Р.Епгр--1*эва, Е.Л.Звягинцева, З.Л.Зеленко, Г.Г.Гумн-та, П.И.Ольминского, М.Миропиева, В.И.Чаркслуского, З.Г.Орикеля др.). В работах отмечается Сольсая роль земств в развитии -галькой системы и подготовке сельских учителей, указывается не-Эходшость "поддержания -.ероприятий внескшьнсго образования. роьодивпиеся с начала XX века земские и учительские съезды, где бсуадались вопросы развития национальной школы, языка проподава-ия в них, побудили историков, педагогов, психологов к подробному сследованиа данной проблемы(В.Вахтерсз,В.Левитин, /».Потребил, .Суперанский, Г.Тумилик и др.)
В послереволюционное время стала формироваться новая, со-етская историография, взяееэя в основу Коркситско-ленинскую ме-одологиа. ' Основное положения Б.И.Ленина в области нацкональ-о-культурного строительства нагди отражение в работах истериков, тремясихся доказать, что лиаь социализм устраняет глубинные при-.шш неравенства и дает принципиальные возможности развития куль-уры(И.?.!.Богданов, И.И.Илларионов, О.Кретов, В.Мартынов, Е.Мо-ыискин, И.Д.Полуисрдзино, В.И.Панфилов, Г.Г.Лалбишн, Я.Яковлев ¡др.). В 1920-30 годы проводились историко-социологические исс-;едования культурного состояния и политических настроении кресть-нстваСИ.Еоговои, А.Больаакоз, Я.Буров, Я.Дорофеев, Л.Митрофанов, [. Нелаев, П. Г довлев и др.). Следует отметить работы Т.В.Басиль-ва, Н.И.Росницкого, Г.К.Ульянова, поднимающих проблему социальных преобразований в мордовской деревне и связывающих трудности национально-культурных преобразований не только с материальными [ричинами, но и с влиянием национальных особенностей развития на-юда, его традиционных устоев. В этот период продолжал свою дея-■ельность М.Е.Еасевьев,принявший участие в ряде исследовательских ¡кспедиций и комиссиях по разработке национальной государстЕен-юсти мордвы.
Характеризуя историографию 1950 - 80 годов следует отметить,
что исследовали по культурным и ;:а1;:'.он^ль;;;;м преобрагсзалпям в СССР являются в количественном отнсгет:« оданмг. из самих йогатей-гнх'. Этим вопросам пэсвяцега множество.как общетеоретических йот, так :: специально. посвященных определенным региона1.; (Ю.В.Егсмлей, В.П.Данилов, B.H..H'.v:p:-:o2, И.С.Зекушкина, П.'Л.'Кабаков, М.П.Киу., В Л'. Козлов,!.!. К.Куличенко, В.А.Куманев, П.Г.Макарова, Н.й. Никитин, А.Г.Рашик, В.С.Семенов, П.Г.Соколов, J!.C.C;.:::p-кзе, В.П.Ссскин, В.Г.Оплныоноз, Д.А.Чугаев, В.П.И]орстз5::тсв, ö Л!. Якубовская и др.). Одни» кг наиболее характерных недостатков ряда исследований является то, что б них большее место отводилось схоластической теоретизацин проблем интернационализации, стирания различий, сближения расчета национальных ;г/льтур п т.п. Отме-•-.ллось полное разрешение национального вопроса в нагой стране, многие процессы в сфере национального самосознания явно нодооце-кинались. Основное внимание акцентировалось т;а том, что в пня плинии подлинной воли народов, обеспечении ух всестороннего разлития ог-ределяодую роль сыграли мероприятия Советской власти по переустройству социально-экономических отнотониЛ.
Наличке большого числа исторногр'^этес.тмх работ, посвяцотшх культурным преобразованиям, в которых п той или и и о f; iopue затрагивается историография национального культурного развития (см.работы В.Т.Ермакова, Л.М.Зак, В.С.Лельчук, М.П.Кшз, В.Л.Козлова, В.&-Козлова» В.П.Наумова и др.), позволяет не останавливаться лодробно на зтсы вопросе. Следует огыетпть то, что историками « основном применялся проблемный метод исследования: о роли рабочего масса в культурном строительстве' (М.С.Андреева, М.Й.Бахтин, А.П.Веселоб, А.Д.Кахнович, А.П.Молчанова, И.П.Спектор и др.), о развит: народного.образования и ликвидации неграмотности (K.M.Богданов, A.B.Воронов, О.О.Королев, В.А.Куманев и др.), о деятельности культурно-просветительных организации( Т.А.Ремизова, Р.И.Орлова, Е.Н.Стеллиферовскал, JI.C.-Фрид и др.). В исторической науке развивалась определенная тенденция рассмотрения крестьянства, а особенно национального, прежде всего как объекта культурного воздействия социалистического города, причем понятия " культурная помощь " и " идеологическая, пропаганда *' рассматривались как синонимы. Рост политического сознания крестьянства, а также сдвиги в культурном развитии связывались прежде всего с процессом постепенного перехода его на идеологические позиции рабочего кла:са. Не акцентировалось внимание на том, что в
¡^'льтурипм прогрессе сель скос население на полилось пассианнм: оно тип нр только потребителем духовной культура, из и производителем, творцом народного искусства, хранителем трудсгых- и нравстврнннх устояв, трос''циок ной культуры.
и !У.чп-р голы наметился ноши подход в изучении культурных тг нащкчплмшх пррппразований, вся Сальсе распространяется комплексной метод .исследований данкш проблем. Наряду с прекними роп-рПГПМИ, Г7ЯЛИ. разрЛПАТ;.... "-СЯ НОЕи», С ПрИГЛЕЧРНИРМ СОЛС-Р ШИрОКО-гп кругл источников, расширились границы рассматриваемых тем.Так, в рлооте К. А. Козлова " /льтурнал революция и крестьянство 1У'Ч- 1У1Л' гг." (М., исследуптся вопроси влияния социгль-
нл-'ц-пнгмнчаЛмГК и. собственно-политических условий на нзменекпо культурного глликл крестьянства Европейской части FOW.il-', его по-л1:т;прг|-лгг> гопиппия и мнрояоорепия.. Проблема влияния экономических пг-Т'Г'Рлгюпанин ил с/чцгстпе«л;, я и культурную активность сельского населения рассматривалась з работах Д.Д.Горохова, С.А.С'ос-кииа, В.А.Кузнецова, ц.Г.Чернспицкого и др.
(' конца ко-х годов все Солее используется критический анализ и оценке национально-культурных процессов з первые. десятилетня говртскои власти. [¡о-новому подошел к рассмотрение проблем культурного строительства Ь'.А.Соскнк ("Культурная революция: так. что яр у нас О!«о,,//<.,опетсклл история: проблемы и урски. Новосибирск, !уу.*-'I, птнетииший ряд вопросов, требувтах переоа««сле;:ж г. более глубокого изучения. Яытмвает интерес коллективное нссле.дсг.анне 11.1!,Каонтсза, В. А.Козлова, В. Г.Литвака "Русскор крестьянство, ^лям духовного освобождония"(М. 1С?8$0, в котором присутстпует конкретно-иотсртоски^ анализ ззл-койенх закономерностей и оссоен-ностей культурного развития крестьянства.
Мямртнш вкладом п Цзучекцн плцпокальн'иХ "опросов является монография К.Я. Куликова '\Чациоц:иьна-государственное строительство Посточно-С'ннски:-: народов в 1917 - 1957 гг." (Ilwr.cn, 1933).-Азтор исследует проолему становления л развития национально-государственных образований в оещрм руслэ решения национального вопроса в ШЛ'Р, влияние на этот процесс зкономических преобразований, делает акцент на том, что процессы коренизацни были одним из условий создания государственности вссточко-финских пародов. К.Я.Куликов отмечает нргативныэ последствия борьСк с то« называе-шш национализмом и запрет^н-ие деятельности органов ойитикного самоуправления, котгрые,. по мнения автора, являлись аачскяйстм зве-
ч
ном консолидации народов, хранителями традиционной культуры.
В российской историографии-в последние годы проверена \ зультативные исследования, представляющие больпое значение в ; пекте понимания как общетеоретических вопросов, так и отдель: проблем в области национально-культурных процессов.
краеведческие работы по вопроезм национально-культурных п; образований многообразны. Историки Мордовии трудились ь леска, ких направлениях: исследовали развитие системы народного обра ваник, культурно-просветительных учреждений, формирования над калькой интеллигенции, национальной печати, процессы становле. мордовской государственности и т.д.
Следует отметить, что длительное время, проблемы развития родного образования периода XIX - начала XX в. занимали неэна тельное место в исследованиях к рассматривались фрагмента? иногда как предисловие и сравнение для показа дост/леп::;'; в э области в советское время1-. Основной вывод, который делался гш рами, заключался в том, что только при Советской власти мордо кое население смогло приобщиться к 'грамотности: до этого оно имело книг на родном языке, в пколах учились лишь дети сост тельных крестьян, преподавание на мордовских языках было под а ретом. о методах преподавания, в частности о системе Н.И.Ильми кого высказывалось резко негативное мнение, без учета того по жителького опыта, который Оыл разработан Казанской учительс семинарией. В то хе время исследователями был привлечен зна тельный статистический и архивный материалы, раскрывающий проц си развития народного образования в советский период, г.окаэ динамика роста мордовских скол, количества учащихся и учител Разработки А.Ососкова, К.Коткова, Н.В.Талдина использовал практически всеми исследователями школьного образования в Мор
вии.
Сгедует отметить диссертационную работу К.1Л. Тиыопиг.ша'" зяйственнап деятельность земств на территории Мордовии в 185-1 1890 гг."(М.,1976), в которой отдельная статья посвящена рассы рении,деятельности земских учреждений в области народного обрг
1.0сосков А.,Котков К. Народное образование в Мордовской АССР. ■ракск,1946; Таддин Н.В. - Очерки истории мордовс школы.Саранск,1956; Меркушкин Г.Я. Народное образование в Морд ской АССР//Залиски МНШ ЯЛЗ'З. Саранск,1951.N13; Сандина Т.И. Г витие народного образования в Мордовии. Саранск, 1969;Кирдяи В.В. Мордовия на пути к всеобщему среднему образованию. Саран 1973; и др.
шил и просвещения. Автор одним из первых подробно исследует :от вопрос и делает вывод о значительном вкладе земств в разви-!е системы шкал, библиотек, организации учительских курсов.
D последнее время пересматриваятся вопросы развития народно-з образования г дореволюционный период. По-новому подошли к изу-smm развития национальной сколы, деятелей просвещения мордовс-ого народа Е.Г.Осовскяй, В.П.Киржаева, Л.В.Кудаева, Т.й.Шугат-а2.
Среди исследований о национальной интеллигенции значительное есто занимает монография B.C.йваагана3, з которой ссСрач богатый ачтически!": материал о подготозке мордозапи специалистов. Работа зляется наиболее последовательной в изучений проблемы.
Вопросы развития культуры мордовского народа рассматривались I трудах А.Л.Киселева, Т.А.Крсксзсй, Г.Я.Игркугхика, В.Васаргина, (.Л.Песоновой, И.Е.Автайюдаа, 8. С. Британского, И.А.Васькина, I.О.Потапова, B.C.Ивашкина и др.4
В историографии Мордовки мок с« изучена тема о деятельнее?:; сультурно-прссзетителькых учре.хдений. Сснсзнсе внимание исследо-аатели уделяли мероприятиям партии и правительства з идеологическом направлении, количественному росту учреждений и направлениями
С.КирлаеЕЗ В.П. Начальный этап обучегия русскому языку в "инородческой ЕКоле"//Современные проблем психслого- педагог-.-.чесгах наук. Саранск, 1G93. Вып.З; Кудаева Л.В. Начальные церковно-при-ходскне училища Мордовского края в конце XIX - нач.XX в.//Современные проблемы психслого-педагогических наук. Саранск. 1993. Вып. 3: Она же.Земские училища Мордовского копя в конце XIX - нач.XX а.//Современные проблемы пихолого-педагогических наук. Саранск, 1991. Bim.l; Николаев С.Д. Народное образование в историческом аспекте// Поволжские Финны(краткий очерк истории и развития мордовского народа)М.,1991; и др.
3.Иваакин В.С.Формирование советской интеллигенции в Мордовии. Саранск,1972.
4.Киселев А.Л.Социалистическая культура Мордовии.Саранск, 1359; Крюкова Т.А.' Мордовское народное изобразительное искусство.Са-ранск.1968; Басаргин Б.,Пеиюнова В.Очерки по истории Мордовского советского театра. Саранск,1966; Брыжинский B.C. Народный театр мордвы.Саранск, 1985; Киселев А../[.Духовная культура Мордовии.Саранск,1979; Меркушкин Г.Я.Развитие науки в Мордовии.Саранск,1967; Автайютн И.Е.Периодическая печать Мордовии в годы социзлис-пггес-кого строительства.Саранск.1975;.Потапов П.Ф. Национальная печать и судьба народа//Мордовский народ:' что нас волнует.Саранск,isai: Васькин И. А, Национальное возрождение мордовского народа.Саранск, 1956; Ивашкин B.C. Интеллигенция - совесть народа//Мордовс-кий народ: что нас волнует.Саранск,1991; и др.
их работы.6 Вместе с тем очевидно, что изучение данных аспектов г.роолеиы раскрывает" в основном возможности, представляемые населенно. Процесс же реализации возможностей, т.е. степень и характер приобщения мордвы к новым культурным ценностям, исследуется недостаточно.
Другим важным направлением исторической науки в Мордовии является исследование нацпэнадьно-государстзенной проблематики (см. :И.А.Васьюш, Ы.В.Дорожкин, М.С.Буккн, Т.В.Попков", . Л.) Ш/Син и др.) В работах собран большой фактический материал, позваляющий проследить сложный и длительный путь мордовского народа к автономии, процесс вовлечения мордовского населения в национально-государственное строительство, рассматриваются вопроси коренизации. Поднимаются в исследованиях и общетеоретические проблемы национального характера. В связи с этим надо отметить, что основное внимание было сосредоточено на показе неуклонного повышения экономических, социальных и культурных достижений в годы Советской власти, позволившие мордве добиться необходимого уровня для получения той иди иной формы государственности. Современность требует нового подхода к оценке разрешения наикэнзлькых вопросов.
В краеведческой историографии был проведен ряд исследований по изучении политических, социально-экономических процессов в мордовской деревне, в которых рассмотрены вопросы, связанные с социалистическими преобразованиями, ростом политической активности крестьян, изменениями общественной жизни и т.п.6 Но в данном случае исследователи не ставили специальной цели-показа изменений в духовном облике мордовского крестьянства, ограничиваясь общей характеристикой этого процесса. Проблема отношения крестьянства к политике партии и государства в деревне лишь начинает разрабаты-
5.Юрин И.А. Агитационно-пропагандистская и культурно-воспитательная работа Коммунистической партии среди мордовского народа в первые гэды советской власти.Автореф.дис. ... кан.Ист.наук./Горь-ковский гос.университет.Горький, 1970; Ивашкин В'.С.,Яшкин H.A. Культурно-просветительные учреждения в деревне - опорные пункты партии. Культурно-просветительская работа среди крестьянства//Ис-тория советского крестьянства Мордовии. Саранск,193?.Ч.1.; и др.
6.дорожкин М.В. Установление советской власти в Мордовии. Саранск, 1957;Корсаков И.М.,Романов М.И. Из истории Мордовии в годы гражданской воины. Саранск,1958; Тягушев B.C. Советы Мордовии в борьбе за массовую каялективпзацию//Вопросы истории и ар. еологии Мордовской АССР. Научно-тематический сборник: Серил исторических наук. Саранск, 1972.4.1, ' N101; Филатов Л.Г. Коллективизация в Мордовии: проблемы, особенности, время завершения//На перекрестке мнений. Саранск, 1990; Общественно-политическая жизнь села советской Мордовии. Саранск,1987; и др.
Значительный вклад в изучение вопросов моральных ценностей мордовского народа, нравственных ориентиров, традиционной культуры внесли работы историков-этнографов (В.А.Балэдов, Н.Ф.Мокзин и ДР.)8 . "
Важное значение для осмысления общей ситуации в Мордовии в исследуемый период кмег» - коллективные^ труды "История Мордовской АССР" в 2 ч.(Саранск, 1979,1981), "Мордва.Историка-этнографические очерки"(Саранск, 1332), "Истс-чя советского крестьянства в Мордовии" в 2 ч.(Саранск,19S7.4.1).
Определенный интерес в исследовании традиционной культуры мордовского народа представляют работы зарубежных'ученых: Хейкки Паасонена, Паво Равиды, Вольфганга Штейница.
Таким образом, имеется не'"ига исследований, прямо или косвенно затрагивают« отдельные аспекты национально-культурного развития мордовского народа. Что касается ее комплексного научного осмысления, то это сделано далеко не. достаточно - данная тема не являлась предметом .специального исследования.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы является материалистическое понимание истории человеческого общества, анализ избранной проблемы на основе принципа объективности и историзма. Под методологией в широком смысле автор понимает теоретическое -осмысление и выражение практики конкретного исторического периода, его проблем и потребностей в соотношении с современностью и в преломлении к будущему развитию общества. В то же время историческая реконструкция есть конструкция историка.
7.Толстова H.H. Политическое ягстрсепие нижегородского крестьянс-тва(По материалам избирательной комиссии по выборам в сельские советы летом 1919)//Записки краеведов. Н-Новгород, 1991; Точеный Д.С; Эволюция политических настроений и общественного соанания крестьянства Среднего Поволжья. Саранск, 1979; Юрченков В.А. Крестьянство Среднего Повод >ъя и низовые органы власти в первый год диктатуры пролетариата (социально-психологический аспект) //Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, ' 1990; Оя .же. Провинциальные реалии НЭПа//На перекрестке мнений.Саранск,1390j Надькин Т.Д.Борьба крестьянства Мордовии против насильственной коллективизации с осени 1929 до весны 1932 года (По материалам ЦГА РМ) //Вестник мордовского университета, 1994. N3; и Др.
8.Балашов В.А. Общественно-политическая жизнь советского докол-хс^.ного * < зла//СбществеиНо-политическая жизнь села советской Мордовии. Саранск, 1937; Оя же. Бытовая культура мордвы.Традиции и современность. Саранск, 1992; Мокшин Н.Ф. - • история мордвы. Саранск,1977; и др.
рпяцрдрнная из сложного комплекса источников, существующих на пптп1с р -.той плллгтн и собстдрнннх исследований. ндееь, нрсомн но, глянцуй роль нграит дза зспекта:' опыт науки и соврацрн проблемы.
>;пдьшпй значение для автора имеют работы отрчрстпрнннх лс рнкг.гл, птногрдфов, искусствоведов по проблемам национально-ку. турима пг^'Цр^лв (гм. Л.М.Дробюкева, В.Т.Ермаков. й.Л.Ковальч< кп, м.И.Гуппгло, В.П.Данилов, В.И.Козлов. К.К.Куликов, В.л.Ка ппп и др. ,1
Методика кссдедозакия, рго источниковая Раза. Сод'ррха) изпрпкиои теми ооуслокило ряд особенностей ее исследовании. 1<и( в качество основного осгеста изучения сельского мордовского на< лония-логяпняетпя, во-первых, тем, что око, в отличии от горл; кого. хлрлстрризуется оольией приверженностью к народной транш огшои ггультурр к рй консервации. Во-вторю, подавляющая чаг мпрдпи в исследуемый период проживала в сельской местности.
Предметом исследования стали процрссы и тенденции каниона; но-культурного развития мордовского народа. В основу террито; а1Ы(!К рямок ваяти границу современной Мордовии. Г<ыбор терркто[ ачьннх границ отолита изучения объясняется тем. что для впявлр! многогранного функционирования культуры мордовского насела потребовались значительные по глубине и объему исторические, < кнвнне изыскания.
- кроме того, при выборе объекта исследования был принят внимание тот Факт, что каждая национальная республика представ.? ет попои гооудар^тврнко-подктическую. социально-зкономическук ^тнотерриторкальну» (имеется в виду территория коренной наци кальнооти.» целостность, в то же время выступая в роли органиче кой части рдиного целого - области, страны.
Хронологические рамки исследования определены тем, что про отмени крепостного црава в Российской империи заметно актквизкр ваяся процесс формирования капиталистических отношений, в котор так или иначе втягивался мордовский народ. Развития капитализм окватиь широкий круг якономичесих, социально-бытовых отношени значительно изменил ситуацию в сфере'культуры. Именно в ятот л риод начинает складываться система народного образования, орган зуются чкспрдишги по спору ятногряфического, фольклорного матер яла и т.п. Пол влиянием идей революции 1917 г. значительно уск рилисъ социально-политические процессы, сказавшиеся на нгцкокал . но-культурном развитии мордвы: происходило становление и развит иационашюи государственности народа, его профессиональной кул: туры, однако с середины -1930-х годов, с созданием командно-адм:
нистратизной системы репрессиями против национальной интеллигенции, начался новай этап в культурной хизни мордовского народа. Взятый нами период (посд^.тл треть XIX - середина ЗО-х гидов XX века) представляется наиболее интересным и важным для извлечения позитив!:!.?, и негативных уроков э решении проблем этнической культуры и национальных отнесений.
По методам анализ. гочняковой базы данное исследование носит комплексный характер. Позначно многих процессов и яклений на-ционально-культурнсго гязп( предполагает рациональное сочетание традиционных исторических методов исследования, а тпкхе необходимость привлечения других смежных научных дисциплин.
Диссертация основана на айролом круге источников, условно разделенных на несколько групп:
1. Материал, извлечен!:' "> из фондов Центрального государственного архива Российской Оедерли'И, Центрального государственного архива Республики Мордовия, Государственного архива Пензенской области. Государственного архива Ульяновской области. Центра документации новейшей истории г.Ульяновска, рукописный С-сид и ар-ХИ5 Научно-исследовательского института языка, литературы, истории, экономики при Совете Министров - Правительства Республики Мордовии. Подавляющая часть архивных материалов, екдйчоннуи з исследование, вводится в научный оборот впервые.
2. Материалы статистических данных, которое усг.оъпо можно подразделить на две основные группы:!) характеристика грамотности мордозского населения, содержащаяся наиболее полно з материа-.лх переписей 1897 и 1026 годов. Подробнее о работе рассмотрены материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1807 года, поскольку данные грамотности мордовского населения этого времени практически ле анализировались подробно ¡, краеведческой литературе; 2) материалы ежегодных обследовании народного образования и культурно-просветительной работы, проводившие« земствами и советский организациями.
3. Законодательные материалы государственных и партийных органов, официальная отчетность Министерства народного образования. Наркомпроса, Глазпслитпросветг и др.
4. Социологические обследования мсрдаисксн деревни, проводившиеся партийными,. советскими, краэзедческими организациями. По своему типу их можно подразделить на общие и специальные.' Обсле стгвили своей целью изучение практически всех сторон сельской жизни и; как празилэ» включал» в себя оссСие разделы о к/мтург и-быте, деревни, об отношении крестьян к деятельности сельских Советов, партийных организаций, религиозности населения и г.п. Специ-
альные ооследпвания. использованные в работе, так же можно условно разделить на две основные группы. Во-первых, это данные изучения партийного и советского аппарата в деревне, а также отношение мордовского населения к органам власти и проводимым ими мероприятиям. Ко-вторых, обследования народного образовглия и культурного состояния различных районов Мордовии.
У», Материалы опубликован них архивных документов.
Научная новизна диссертационной раооты состоит прежде всего в том, что:
-сделана попытка объктнвно оценить происходившие процессы в ООщегтВРНИО-политической и культурной хизни мордовского народ? конца XIX - середины УО-х годов XX века;
- п существу впервые анализируется взаимодействие национально-государственных преобразований и культурного развита морды; " ;
- рассмотрена национальная специфика профессиональной культуры мордовского народа в 1920 - 30 годы, впервые по новому рассматривается вопрос о том, насколько профессиональная культура вы-ражача этническую специфику и качественно удовлетворяла потребности мордвы;
- в научный оборот введены новые, ранее не использован ны архивные материалы, позволяющие Солее полно рассмотреть исследуе ыую проблему.
Практическая значимость работы заключается в том, что ои представляет конкретно-исторический материал для дальнейшей раз работки этой темы. Положения и выводы, сформулированные в диссер тадш, могут быть использованы в написании учебного пособия г истории Мордовии, курсе лекций по краеведческим дисциплинам. Анг лиз ошкоок и просчетов в разрешении национально-культурных прос лем может пот/.;лить предостережением для государственных органе при принятии управленческих решений. '
Апробация результатов исследования, теоретические положен! и отдельные бы оды диссертации, были изложены на научной конфер©1 ции "Возрождение мордовского народа" (г.Саранск, май 1994г.: международной конференции "Крестьянство и власть в России в 19 - 19У4 гг.", (г.Ростов-на-Дону, сентябрь 1994г.), "Огаревск чтениях" (г.Саранск. дек£«эр1'994г.).
Диссертации оосуздалась .на заседании кафедры новейшей ист рии народов России Мордовского госуниверситета им. Н.П.Огарев основные положения исследования нашли отражение в соответствуют публикациях.
Структура и обьем работы." .В : соответствии о поставленн
целы к задачами исследования диссертация состоит из "Введения", трех разделов. "Заключения" и библиографического списка. Ее содержание изложено на 245 страницах машинописного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во "Введении" обоснована актуальность выбранной темы, освещается степень ее научной разработанности, сформулированы цель и задачи диссертационной работы, разъясняется ее структура, опррд"-леш методология, методика исследования, характеризуется источни-ковая база.
В порвом разделе "Традиционная культура мордовского народа" на конкретном историческом и этнографическом материалах рассматривается устно-поэтическое творчество мордвы, декоративно-прикладное искусство, а также процессы становления и развития сист&ми народного образования и национальной школы.
Известно, что устное народное творчество - значительная часть культуры народа. 3 нем находят отражение такие явления общественной жизни. которые нельзя кайти ни в одном историческом документе: взгляды народа на жизнь природы и человека, идеалы добра и справедливости, понятия красоты, счастья и т.п. Сольклср мордовгкого народа ^огат, своеобразен, высокохудожественен. Он давно привлекал к себе внимание русских и зарубежных ученых: В.Ф.Миллера, А.Л.Шахматова, Х.Паасонрна, П.Равилы, В.Штешшцл, П.Ломокоша. И.Н.Смирнова. М.Е.Евсевьева, А.И.Маскаева, К.Т.Само-родова и др.
Устное народное творчество имеет свои специфические черты. Из глубины веков ведет свое начало такая особенность, как синкретизм. связь с другими видами народного искусства: музыкой, пением. игрой, танцами.
Мордовский фольклор по содержанию и назначению делится на обрядовую и необрядовув части. Обрядовая поэзия сопутствует человеку на всем его пути от рождения до смерти и сообразно выражает его душу, украшает повседневную жизнь, наполняя ее своеобразной торжественностью. Историческое сознание народа наиболее "рко отразилось в исторических песнях, в которых мордовский народ вершит свой суд и оценивает исторических деятелей, организаторов тех или иных событий.
Анализ фольклорных произведений показывает, какое значение придавалось силе слова, раскрывалась красота души мордовского народа, его воззрения на мир и общество, где все должно быть достойно человека, все оценивалось согласно его добры?,: поступкам.
Передаваемы*» из поколения в поколение пески, сказания, легенды, пгглогшпы и ,г.л. аккумулировали в себе историческую память наро-дг„ его ПТН1ПРСКИ? ценности и идеалы: уважение к родной земле, гг.плму народу, труду, победа добра над элоы, вера в лучшую ,жизнь. Шп позволило мордовскому народу сохранить своеобразие и неповторимость традиционной культуры вцелом.
К рассматриваемый период продолжали раззизаться и совершенствоваться многие грсмыслы мордовского народа. Художественное начало пронизывало практически все предметное окружение человека, слагаясь л крепкую традиция. Думовные ценности, накопленные народом. воплощались в декоративно-прикладном искусстве: резьбе по дереву, ставке, изготовлении керамики и т.п. Хотя в это премя в результате усиления межэтнических связей и происходило дальнейшее проникновение новых способов изготовления предметов Сыта, матери-орудий труда, однако традиционные национальные особенности сохранялись. :-+го говори? об устойчивости культурных ценностей и спосооноотн воспринимать нововведения. То есть национальная культура НР была застывпей м догматичной, она совершенствовалась, ьпитывая в сеоя весь положительный опыт, разработанный другими народами.
В раздел» ,та«хе : ^следуется систецд у-родного образования на территории Мордовии. Ее становлен;:? «зло с большими трудностями и сопровождалось сопротивлением реачционпых правительственны/; кругов. Для обоснования необходимости ооучепия нерусских народов на га родном языке потребовалась больсая работа педагогов, психологов. других деятелей народного образования. Судя по архивным материалам, ."»та просдома неоднократно обсуждалась на земских собраниях. учительских съездах, в педагогической литературе. В результате созданного благоприятного общественного мнения правительство вынуждено 5шо признать родной язык "орудием первоначального обучения в училивдк инородцев" и привлекать для этого учителей коренной национальности. В этот период стали издаваться школьные пособия для учителей, книги для чтения.
Большая работа в области развития народного образования была проделана сельскими обществами и земствами. Заслуживает внимания к опыт ряда учительских семинарий в подготовке национальных учителей и разработке учебников и методических рекомендаций.
Во втором разделе "Национально-государственное строительство. Коренизация государственного аппарата" рассматривается вопросы становления мордовской, государственности, создание национальных органов управления,, перевод делопроизводства на мордовские языки, подготовка кадров, исследуется проблема влияния социаль-
но-политических. зконом;гчесют< преобразований советского государства на национальное .-ультурноо разв;ггке ^срлспского народа.
Один из вакнейпих периодов лизни мордовского народа - период создания национального государства, призванного г.онсолидировать нацию и обеспечить реализацию суверенных нрав - был органически связан с томи реьслпцио' преобразованиями а общественно-политической. социальной и культурной областях, которые происходили в советской стране, развитие 1 -шокально-государствениого образования мордовского народа с. до целиксм и полностьи обусловлено противоречивость» самой советской системы. Стремление поднять мордовский народ до уровня передовых (прежде всего русского) народов пело к навязывании срерху фора национальной государственности. Абсолютизм в репении напнона-.ьнпго вопроса получил гипертрофированные Сюрмы. когда единствен«" г.'.г/.чсскак партия, стснтя над бирократгпесксй гсг\\"рствепной организацией и г.олпостьп с ней переплетенная, создала систему зсеобцего контроля нал национальным движением.
!'. работе подробно освещается процесс корекигации, проходивший с середины 19?0-х годов и вк.тачагслЛ в сеоя создание национальных органов самоуправления, перевод делопроизводства на национальный язык, подготовку -кадров. Отмечается, что корс-ни:-Л!;нл з Мордовии проходила с болызими трудностями: сказывалась. нехватка профессиональных работников, средств для организации их подготовки, неразработанность норм правописания нордсзскггх языковотсутствие образцов оформления отчетности и т.д. Крои? того, некомпактное проливание мордовского населения и ведение деловых бумаг на двух языках (русском и мордопекгм) создавало дополнительные трудности.
Волызое значение в ходе коренизатаи имела подготовка кдпта-налышх кадров, зияет-дих родной я рык к умс-п^х организовать работу на местах. Для решения этой задачи привлекались старые спецналис-ты. лояльно относившиеся к новой власти, организовывались различные курсы. Широко практиковалось выдвиженчество - привлечение на руководящие должности рядовых работников и наиболее активных представителей населения. Зто имело свои плюсы и минусы. С одной стороны, многие выдвиженцы обладали организаторскими способностями, желанием наладить работу на-вверенном месте, а с другой - отсутствие опыта, слабая образовательная подготовка, незнание специальных навыков часто приводили к негативным результатам. В этой связи следует отметить, что уровень грамотности и профессиональной подготовленности, особенно работников сельских органов управления, длительное зремя был невысоким. Отсутствие единого квд'.о-
- ib -
иалыюго центра. при которой возможно было проведение постоя! курсгж к рглот» по налаживанию организации местных органов вл; и их деятельности, повлияло на формирование качественного сос-сп.пшалистоо мордовской национальности. Положение значите: сталилизнровадось после образования Мордовской автономии.
И раздело отмечается, что претворение в жизнь советской ([ипнллькой политик;? проходило довольно слохно. нередко с отрл практических мероприятий от теоретических установок. Правовое пенгтБО всех народов, прозозглялекпсе в октябре 101? года, i заменено принципом фактического равенстза, что предусматри! "гырлпннпание отсталых наций", к числу которых сил отнесен и i довсккп нар-од. Тем самки получение им государственности пол: лось при достижении осоонх критериев, которые определялись m ми органами вла:ти. В результате зтого, а также возрастающей • денции '--¡и.^иклцпи управленческих функций советского государс .•>кономнческо<\ политическое и ку.т-.турное развитие мордовского рода сказалось в полной зависимости ст В1';спих органов. вл; страна, сакткчески, провал коренизации произошел из-na двойств ко-ти советской национальной политики, непродуманное™ пресор; ианпн при создании национальных органов управления, несоотв! твии целей, средств и методов их осуществления.
Том не менее нельзя игнорировать и полсхительш:? сто; происходивших в этой области процессов. Признание мордовских : ков государственной в 1931 г, способствовало развит;^ кацион, моя школя, культурных учреждений. периодической печати и лит тури, интеллигенции. Известно', что в аппарате властных стру; монархической России раЗотала незначительная прослойка црс-дст. тглей мордовской национальности. Нельзя отрицать, что з новой торкеской обстановке сил сделан ваг вперед в ресени;: этой п леыы.
Даг;ее в раЗоте ссвоезйтся вопросы социальных и политэте преобразования в деревне и их влияние на общественную актив;', мардоаскогс народа, поскольку возникая в результате их проЕ и иг! поляризация политически;: интересов различных слсез кресть тва усугубляла проблему национальной консолидации. Кроме то отнесение к Советской .власти к ее преобразованиям в деревне, зал ось. и но восприятии новых ферм общественной и культурной ни.
Включая в исследование дакнул проблему мы исходили из т что в содержание понятия "культура" в сироксм его понимании дя? не только традиционные и профессиональные Формы, но и кул политическая,- цели, средства, результата деятельности обнес
- X t -
лет. различных групп, характеризующих в данном случле мору со-алыюго развития народа как суЗг-екта сбаествоншл отношений. В язи с этим необходимо было рассмотреть те унификации, кстсрко явились в Формально-правовой стороне политической у.иани в ссот-тстпии с принципам» Советского государства. Поэтов'и этом раз-.•<> диссертации исследуются в исторической динамик? условия и кторы становления новых об^остаенно-политических <!•">;''" хиппи рдовгкого народа к специфика их проявления. Поскольку л рауках кого рлздрла но представляется возможным рассмотреть uro прояп-ния политического сознания мордовского крестьянства .'особенно с етом того, что конкретно-исторический анализ проблемы в крае-дческой v.o.?opv.orpat',in только начинается), поэтому ын :зь такие аспекты как: отношение к государственному стр-ти п;>л-' лей партии., другим классам и ашальтл.' группам, прелеглвления социальной справедливости.
В числе определяющих факторов политической культуры важное ■сто занимает социальная среда, которая включает совокупность югообразных условий, необходимых для пробуждения. раиР.итнн <: териенствования потребностей личности, ценности!« ориентация и чшальной активности. Представления о социальной слраведлииос-I, пррдпол'агзицио соответствие должного и реально' суау-ствую^го, тагог.н оценка действительности с позиции должного, являлись од-ми из главных элементов морально-политических- взглядов. Отноао-ш к преобразованиям Советского правительства, представителям пасти, вопроси о роли и месте партий в государственном устройс-зе. оценка происходящих изменений в общественно-политической ¡эни деревни - все это. влияло и формировало политические настроим мордовского населения, его социальную активности.
отношение к новой власти и ее действиям было неоднозначно на наличных этапах. В разделе сделан акцент на том, что проводимая оллективизация. с сопутствующий ей раскулачиванием, обострением гщиальных отноаений, репрессиями, явилась моеным ударом по наци-¡альному развитии мордовского народа. С коллективизацией нача-XI не просто введение новых форм хозяйствования, а домка всей истемы отношений на селе. "Великий перелом" привел мордовский зрод к ск"жению своей социально-политической активности, инерт-хти. лишил значительную его часть возможности и желания приоб-атения опыта общественно-политической работы и производственной редприимчивости. Искусственное обострение классовой борьбы тяже- -о сказалось на сознании мордовского крестьянства» т.к. подрыва-исъ вековые традиции добрососедства и взаимопомощи. Прежние присные устои рушились быстрее, чем создавались заменяющие их но-
• оллг.ллрн1£я национальной ссковы общественной жизни мордовского народа в определенной степени способовповала и деятельности присылаемых из городов рабочих (двадцатипятитысячников). :г.с правило, русского происхождения. не 2на"щих национальных осо-. ©енностей мордвы.
В работе рассматривается и отнесение мордовского нлголения к проводимой политике в отношении цеэкви. Закрытие скол при церквах и запрещение преподавания липам духспного звания лизало многих детей приооретоння азов грамотности, т.к. при отсутствии других учителей и катастрофической нехватке скальных помещений, был нанесен ощут$ьый урон увеличен!» грамотного населения среди мордвы. Если учесть я тот факт,что деятельность земских учреждений такхе запрещать. то можно представить труд ноет 1! з области народного образования.
В третьем разделе "Становление профессиональной -культуры мордовского народа" рагсаатризаотся вопросу народного образования, развития национально!! п?чати и литературы, театрального искусства, деятельность культурно-просветительных учреждений. Причем тендекюш и своеобразие этих явлений анализируется не изолированно. а как части единого процесса национал!, но- культурного развития мордовского народа.
Особое внимание в разделе уделдегсз вопросу о том,'насколько профессиональная культура в расслатризаемШ период выражала и удовлетворяла потребности мордовского населения.
В раоот<? анализ круэгея постановления созетского правительства. к органов народного образования по развитии национальной школы, п с с но н ал ь н и :< учебных заведений и их практическое выполнение. Мероприятия-Советской власти в области просвещения являлись неотъемлемой часть» Чс/льтурной революции" и проводились практически с начала существования новой власти. Характерно, что именно в перш л программах закладывались установки на гссподстго классового,подхода. огосударствления образования, превалировало понятие о массовых я коллективных методах обучения. В связи с постановлением "О сколах национальных меньсинств" в местах наиболее компактного проживания мордовского населения создавались мордовские школы. Однако из-за недостаточного количества мордовских учителей, .учебников на родном яв^ке этот процесс протекал медленно. Во многих нашюна-ьныч школах обучение на мордовском языке велось лиг» первые 2-3 года, причем родной язык использовался как вспомогательный для изучения русского и дальнейшее обучение шло на русской языке. Предметов по изучению национальной культуры и истории в школах практически не было. В работе рассматриваются ме;
роприятия по подготовке учителей из мордвы, отмечается, что после образования Мордовской области, а впоследствии и республики, дело по подготовка окольных работников улучшилось. В то же время отмечается тот факт, что расходы на народное образование мордовского населения были значительно ниже. чем в Средне-Волжской области и стране. » '
В разделе хараг'тер;:^>с;с2 проволизсатся кампания по ликвидации неграмотности среди мордвы, отмечаются трудности, особенности и результаты -того мерог.риятг ,
У исследовании анализ-руется развитие национальной печати к литературы, акцентируется внимание на сдсжквпзйся противоречивой ситуации з зтсй области: с однсй сгсрсгаг, существовала необходимость издания национальных книг, газе?.учебников на мордовских языках, а с другой - несработанность норм литературного языка приводила к плохому качеству запускаемых изделий, что отталкивало мордовское население от их чтения. Это негативно сказывалось на национальном самосознании народа, вызывало неуверенность в способностях применения родного языка з общественно-политической жизни.
В работе охарактеризована деятельность кудь-урно-просзе?:!-телъких учреждений: изб-читален, библиотек, клубгз ;: т.п. Стый-чается. что их мероприятия были излпзяе заидесдэглзироваш: и чзс-то сводились лиги» к политической пропаганде. Работа на мсрдозских языках проводилась относительно редко, а срие.чгпрсзка па массовость и коллективную сторону подазл"-.! тапцплтнзу. Развивалась тендешшя отхода от национальных традиций.
относительно немногочисленный слой мордозсксй интеллигенции был поставлен з рамки жесткой унификации и идеологических схем. что липадо его мног-к "раз индивидуальной творческой деятельности и надолго задержало качественны;: реет национальной культуру, многим выходцам из срелы дореволюционной интеллигенции чинились препятствия при поступлении ка работу, это татае относится и к наиболее зажиточной (и, кач лразплз, наиболее ) части мордовского населения. Сормирозаз^аясп в ГО-е гсгы национальная интеллигенция, утрзчизахтая многие связи с зекез^и духовными ценностями своего нерода, характеризовалась з ряде случаев пренебрежением к. езеому языку и все большим отрывом о? трздтвй. Насаждавшаяся идеология та1: называемого "пролетарского интернационализма", с ее гкпертгофирезалггьм классовым чутьем, агрессивно от-чузказа сг себя нащлнагьно-иссорические духовике ценности, веками складывающиеся культурные традиции, подчас и возее отрицая наличие прежних достижений. Однако, нельзя сказать, что вся мор-
донская культура 1920-ЭО-х гг. страдала "лакейством" и бездарностью. Е< частности, развивалась активно литература. Произведена М.Еезбородовп, П.Кириллова. А.Моро. Н.Зркая, П.Левчаева, Ф.Чесно-кова иоппдь?овали вол красоту и поэтичность мордовских языков, присуждали лполвь к своему народу, бережное стношение к родно£ пемл»». природе, богатствам традиций и нравственных устоев.
Большой удар по развитию национальной культуры нанесли репрессии в отношении деятелей творческой интеллигенции и активны? участников национального движения. "Врагами народа" были объявлены лучпие представители мордвы, возложившие на себя социальную, этническую н гуманистическую ответственность за судьбу мордовского народа, его самоопределение и дальнейаее развитие. 3 их числ<
B.В.Антонов, М.Л.Смирнов. Ф. И.Петербургский. И.Г.Черапкин, К.СДЧ<пиряк(ПоадяРН>, Ф.М.Чеснокоз, А.И.Завалишип. Ф.С.Атянин, Н.И.Виард(Ардрев), П.И.Левчаев, В.Радин, А.П.Рябов и другие.
отмечается в раооте положительные факторы развития традиционной культуры этого периода, дается их качественная характеристика, оценивается влияние на развитие национального самосознани; мордовского народа.
В лаклоченш работы приведены основные итоги исследования,
Но теме диссертации подготовлены следующие публикации:
1.Коза вятихгь куцематне (Куда ведут ступени) //мокла: на моетанпсом языке. 1903.- N 9-10.- С.71-72.
2. Общественно-политическая жизнь мордовской деревни : 1У17-1УД^х годач.//Крестьянство и власти в России в 1917-199. гг. Тезисы докладов и сообщений международной научной кокФерен ции. Ростов-иа-дону, 1994.- С. 56-57.
3. Национальное самосознание мордвы: факторы и тенден ции(1920-1930гг.) //Вестник Мордовского университета.- 1994.-n1.
C.19-24.
4. Течкнъ асатыкстнэ чачеть умок(Сегсшняпние недостатки родя .тась давно)//сятко: на зрзянском языке.-1&.»4.-N4.-0.59-61.
5. К.вопросу реализации национальной политики в мордозско крае в 1920-х - середине 30-х годов//Возроасдение мордовского на рода. Материалы научной конференции. Саранск, 1994.-С.39-41.
ч
Госкомстат Республики Мордовия Заказ Тирая 100