автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Национально-просветительная политика Российской империи на Ставрополье, Дону и Кубани в 1900 - 1917 гг.

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Ткаченко, Дмитрий Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Национально-просветительная политика Российской империи на Ставрополье, Дону и Кубани в 1900 - 1917 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национально-просветительная политика Российской империи на Ставрополье, Дону и Кубани в 1900 - 1917 гг."

Гч.

СП сг

ставропольский государственный университет

на правах рукописи

ТКАЧЕНКО Дмитрий Сергеевич

НАЦИОНАЛЬНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА СТАВРОПОЛЬЕ, ДОНУ И КУБАНИ В 1900 - 1917 ГГ.

Специальность 07.00.02.- Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ставрополь 19 97

Работа выполнена на кафедре политической истории Ставропольского государственного университета

Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент Семенов Виктор Егорович

Официальные оппоненты: 1.Доктор ист. наук, щюфессор Асриянц Г.Г.

2.Кандидат ист. наук, доцент Овчаренко Т.П.

Ведущая организация- Ростовский государственный уни-

заседании диссертационного совета К. 113.50.01 Ставропольского государственного университета ( 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина,1.)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского государственного университета.

Автореферат разослан " ОМ1ЛО/кА.х991 г.

Учении секретарь диссертационного совета -кандидат исторических наук.

верситет

Защита состоится _ октября 1997 г. в

доцент

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная ситуация ■ в национальных районах страны показала важность учета всех сторон решения национального вопроса в процессе урегулирования межнациональных конфликтов. Поэтому изучение опыта простого в сфере решений одной из сторон национального вопроса - организации образования для национальных меньшинств в регионах с преобладающим русскоязычным населением- представляет практический интерес.

Изучение государственной политики России в области национального просвещения, ее позитивных и негативных сторон, достоинств и недостатков представляет интерес для современной практики гармонизации межнациональных отношений.

В связи с возникновением в последнее время системы альтернативных государственным учебных заведений определенный интерес представляет изучение того, как в прошлом часто складывались отношения между ' государственным и альтернативным ему национальным просвещением. Проблема различного отношения государственной администрации к разным типам национальных школ требует детального изучения.

В последние годы в оценке общественно-политической жизни общества все большее значение начинает приобретать оценка роли "человеческого фактора" в тех или шш мероприятиях правительства. Активное или' пассивное отношение самих людей к правительственным мероприятиям коренится в мировоззрении человека, формирование которого начинает школа, и в его национальном менталитете. Анализ действия "человеческого фактора" в проведении государственной национально-просветительной политики 1900 - 1917гг. не потерял своей значимости и сегодня. Ряд конфликтов, возникших в прошлом вокруг национальных школ на основе игнорирование администрацией национальных особенностей нерусских народов, дают поучительный опыт для действий современной администрации.

Научная новизна диссертации состоит в самой постановке проблемы, так как является одним из первых исследований, основанных на комплексном подходе к проблема национального просвещения всех нерусских народов Ставрополья , Дона и Кубани. На основании новых источников, ранее не привлекавшихся к исследованию автор сделал попытку

изучить государственную политику в этой области. Специально поставлен и изучен вопрос о соответствии программ национальных школ общегосударственному стандарту знаний того времени, углубленно изучено положение родного языка и религии в курсе преподавания предметов в национальных школах.

Комплексный анализ отношений национальных обществ и государственной администрации региона с институтом национальной школы позволяет с новой точки зрения рассмотреть ряд проблем национальной политики Российской империи в регионах Кавказа со смешанным составом населения, что расширяет имеющиеся у современной науки Знания по данному вопросу.

Автор уточнил список национальных школ всех народов региона, проследил изменения государственной политики по отношению к ним, выделил типы национальных школ и дал анализ проблемы разной ценности получения светского и религиозного образования для разных народов региона.

Некоторые аспекты темы, представленные в диссертации, является первым опытом их научной разработки: влияние на состояние национального просвещения национального менталитета, церкви и политических движений; проблема гибких действий государственной учебных и церковных властей в национальных школах.

Территориальные рамки исследования строго ограничены спецификой этнической карты Северного Кавказа. Из двух регионов , сложившихся в результате длительного совместного политического, экономического и культурного развития проживавших в них народов, приобретшем характер регионального единства1 , для исследования был взят только район степного Предкавказья. В нем на базе преобладающего русского населения сложилось иное региональное культурно-экономическое единство со своими особенностями, отличавшимися от особенностей как центральных губерний России, так и чисто национальных районов. Вместе с тем несоответствие друг другу дореволюционного административного, церковного, учебного и "поднадзорного" жандарм-

1 Мамсиров Х.Б. Культурно-просветительная работа в национальных областях Северного Кавказа.-Дисс. ... канд.ист.наук,-Нальчик,1990.-С.6.

ского деления территорий Северного Кавказа, а также особенности проведения государством национально-просветительной политики в разных областях, требуют четкого разграничения границ исследования. В них вошли : вся Ставропольская губерния, делившаяся на Ставропольский, Александровский, Влагодарненский, Святокрестовский, Медве-женский уезды, Туркменское и Ачикулакское приставства и Большедербетовский улус; часть отделов Кубанской области : Екатеринодарский, Кубанский, Майкопский, Лабинский и Гч-талпашинский ; ряд территорий Области войска Донского : Ростовская, Донская, Большесальская. Территория исследования не затрагивает Терскую область, Астраханскую губернию, национальные регионы Кавказа (такие как Дагестан) и ряд территории Кубани и Дона, географически не принадлежавшие к степному Предкавказью: Черноморские отделы Кубанской области и Донецкий бассейн Области войска Донского.

В Ставропольской губернии и Кубанской области существовали " Инородческие территории", представляющие для исследования особый интерес : Туркменское и Ачикулакское приставства , Большедербетовский улус в Ставропольской губернии, Майкопский и Баталпашинский отделы в Кубанской области.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1900 по 1917 гг.

На рубеже XIX - XX вв. государством проводилось наиболее интенсивное колониальное освоение присоединенного в середине XIX в. региона. Оно затронуло все стороны общественной жизни, отразилось на организации национального образования, которым в более ранние периоды государство практически не занималось.

Верхняя граница исследования определена 1917 г., так как после революции наступила новая историческая эпоха, создается новое государство, коренным образом отличавшееся от существовавшей ранее системы. Пролетарское государство проводило новую национальную политику и по-новому организовало всю систему народного образования.

Внутри хронологических рамок 1900 - 1917 гг. необходимо выделить два периода, соответствовавших изменениям государственной национально-просветительной политики : 1900 -1904 гг. и 1905 - 1917 гг.

Методологическую основу исследования составило сочетание социально-классового и цивилизационного подходов к истории, что обусловлено спецификой темы. К работе над источниками были последовательно применены общие принципы исторического познания.

Историография проблемы. Различные аспекты деятельности национальных школ в дореволюционной России получили освещение в научных прудах. Всю литературу можно условно разделить на четыре группы.

К первой группе работ относятся труды, посвященные общетеоретической постановке проблемы существования института национальной школы1. В них раскрывается понятие "национальная школа" и некоторые аспекты работы национальных школ в дореволюционной России.

Ко второй группе работ относятся труды, анализирующие деятельность национальных школ в общеисторическом, философском и культурологическом аспектах.

Среди общеисторических работ2 особый интерес представляют труды: ''Национальные школы РСФСР за 40 лет" и "Очерки истории пколы и педагогической мысли народов СССР". Они интересны в плане рассмотрения общих проблем функционирования института национальной школы до революции. Авторы сборников разбирают проблему влияния колониальной политики царизма на постановку образования в национальных школах.. Несмотря на некоторый схематизм, особенно ярко проглядывающий в работах иностранных авторов3 , в труда* дана верная оценка общей направленности прссве-

1 Педагогический словарь.-М.,I960. Педагогическая энциклопедия/Под ред.М.Е.Кгмрова.-М.,1965. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе.-

Дисс. ... д-ра пед. наук.-М.,1993.

2

.Национальные школы РСФСР эа 40 лет/Под ред.Ф.Ф.Советхинл.-М-,195В.Константинов H.A. История педагогики.-М. ,1982.Очерки^ истории школы и педагогической мысли народов СССР/Под ред.Д.В.ПисХуновл. -М. ,1976.Буслаенд Л.Л.История развития просвещения и школы народов СССР.-Горький,1974.Бревяова H.H., Шинджяклшаи-ли Д.И. Некоторые вопросы управления и деятельности учреждений культуры и учебник заведений Министерства Народного Просвещения царской России.-Омск,1988.

3 Altaon P.L. Education and the state in tsarist Russia.-Stanford,1969. Johnson V. Russia's educational heritage.-Pittsburg, 1950.

тительнои политики царизма в национальных регионах на русификацию всех нерусских народов.

Ряд исследований посвящен изучению национальных школ в контексте проводимой государством общей национальной политики1 .Большая часть работ этой группы посвящена анализу материала послереволюционного периода, освещая проблемы национальной политики царизма поверхностно. Она, по мнению авторов, сводилась к ассимиляций и полной русификации всех народов в государстве. Наибольший интерес представляет статья В.А.Козлова "Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос", где автором была сделана' попытка теоретически обосновать идеи национализма, объективно присущие каждой нации, которая стремится сохранить себя как биологический вид"2 .

Ряд работ раскрывают деятельность национальных школ в культурологическом аспекте. В них авторы рассматривают деятельность национальных школ по подъему культурного уровня населения России 3 . Авторы работ исследовали практически только советский период времени, затрагивая дореволюционный период фрагментарно. В ряде работ 4 даже проводится мысль, что институт национальной школы возник в России только после пролетарской революции.

Труды авторов второй группы могут быть привлечены к исследованию государственной национально-просветительной политики Российской империи только как вспомогательные, не освещающие в достаточной степени сущности проблемы.

1 "аджибабаев Х.Ш. Культура Азербайджана в период первой Русской революции.-Баку, 1980. Степьыах С.П. Политика самодержавия в области народного образования и общественно-педагогические движения в России конца XIX- начала XX вв. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. -М.,1991. Блбич И.В. Преподавание русской истории в гимназиях и политика МНП в конце Х!Х- начале XX вв. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М. , 1989. Гатагояа. Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в Х!Хв.- М.,1993.

2 Козлов В.А. Национализм, национал-сепаратизм и русский во-прос//Отечественная история.1993,№2.- С.44-45.

3 Ка.ймаразою Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана.-

М. ,1971. Аруткняя С.И. ,Чвкменев С. А. Победа культурной революции в национальных районах Северного Кавказа.- Нальчик,1966. Мгшсиров Х.Б. Культурно просветительная работа в национальных областях Северного Кавказа.- Нальчик,1990. Имаыкулов P.P. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в условиях национально-русского двуязычья.- М.,1992.

4 Оболадзе Уш.П. Очерки истории общеобразовательной школы в дореволюционной Грузии.- Тбилиси,1957. Советхин Ф.Ф. Указ. соч. Иусаава Т.П. Революция и народное образование в Азербайджане.- Баку,1979.

В третью группу входят работы, носящие педагогический характер. В них рассматриваются различные ..аспекты организации обучения нерусских народов с точки зрения педагогических концепций обучения. Анализ методических концепций преподавания различных предметов в национальной

школе был начат еще дореволюционными учеными 1 и был проч 2

должен в работах современных исследователей

К группе педагогической литературы относятся также труда, посвященные деятельности отдельных педагогов и

ч ' з

просветителей в национальных областях Российской империи .

При исследовании государственной национально-

просветительной политики работы этой группы исследований могут быть привлечены только как дополнительная литература.

К четвертой группе работ, освещающих деятельность национальных посол, относятся труды, раскрывающие состояние национального образования ь разных областях России 4 . В

1 Ильминскии H.H. Программа школы для крещенных инородцев Восточной России.- Казань,1898. Каминский Т.П. О преподавании русского языка в инородческих училищах.- Казань, 1916. Русова. С. Инородческая школа и ее запросы// Инородческая школа/Под ред. Г.Г.Туюша и В. А.Зеленхо.-Петроград,1916. Сольц В. Родной язык в инородческой школе// Там же. Гурий X. О нуждах инородческой шкелы//Школа и жизнь. 31 августа 1915. № 35.-С.6-8. Кривобродов H.A. Учебники для инородческой школы// Там же, 2 ноября 1915. № 44,- С. 3-4.

2 Арабов H.A. Воспитание семьянина в педагогике таджикского народа. -М.,1992. Днелрова Э.О. Народное образование и педагогическая иыель России кануна и начала империализма.- М.,1990.Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX-начале XX вв./ Под ред. К.Н. Ca липовой. -М. , 1980. Карпова Г.*. Образовательная ситуация в России в первом половине Х>' в. - Дисс. ...канд. пед. наук.-М.,1990. Мираоев U.A. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана.- Дисс. ... канд. пед. наук,- М. ,1987.

Чеджемов С. Р. Интеллигенция и просвещение в Северн«! Осетии.-Владикавказ,199 2. ХанСикон я.И. Русские педагоги Татарии.- Ка-заьь,19бе. Еашигро.в В.Я. Влияние русских педагогических идей на развитие педагогической мысли Азербайджана. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук.-Баку,1988.

4 Дудко A.n. Из истории дореволюционной школы в Абхазии.- Сухуми,1956. Нанагохова P.C. Народное просвещение в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции в

них авторы приводят ценный фактический материал, дают анализ государственной политики по отношению к национальным школам. Данная группа работ является основной для исследования .

Анализ государственной национальной и национально-просветительной политики был начат еще до революции российской общественностью 1 . Исследования педагогами национальных школ состояния образования были тесно связаны с политической борьбой того времени и дискуссией о роли преподавания на родном языке в контексте идей национально-культурной автономии.

Наиболее полный и объективный анализ государственной национально-просветительной политики был дан

В.Малиновским2 . На основании российского законодательства он достаточно полно осветил все изменения с начала XIX в. до 1916г.(момента написания работы). Он пришел к справедливому выводу, что законодательно в Российской им-

Азербайдасане. - Баку,1975. Хемишев K.M. История развития народного образования и педагогической мысли в Адыгее.-Ростов,1994. Мусаева Т.П. Революция и народное образование в Азербайджане.- Баку,1979. Гюльмлмедов U.C. Развитие школьного дела в дореволюционном Закатал ь с ком округе,- Тбилиси,1982.Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР,- М.,1987. Антология педагогической мысли Грузинской ССР. - М.,1Э87. Каймлраэов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане,- Махачкала,1989. Хошвп И. А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа,- Нальчик. 1991. Лашаев А.Х. Очерки истории начального образования на Кавкайе в XIX- начале XX вв.- Нальчик, 1Э91.

' Чичерина C.B. Положение просвещения у приволжских инородцев.-Спб.,1906. Луппов П. немецкиа начальные школы в России; к вопросу о немецких колониях на русской земле,- Петроград, 1916. яобровни-ков H.A. Русско-туземные училища, мектебы и медресе Средней Азли,-СПб.,1913. Фальборк Г., Чаряолусский В. Инородческие и иноверческие училища,- Спб., 1903. Ральборк Г.А. Всеобщее образование в России,- М.,1908. Зяленко В. Инородческая школа как явление русской жизни// Инородческая школа. Добровадовсхий И. Старая и молодая школы в Белорусии// Школа и жизнь. 4 мая 1916. № 18,- С. 2-4. Кир-жниц А. Еврейская школа во время войны//Там же. 11 мая1915 .№19. -С.4-5. Карамзраук Я. Украинская школа// Там же. 2 ноября 1915. 44.-С.3-4. Урсулах К. Татарская школа в Крыму//Гам же.16 ноября 1915.» 46.-С.10-11.

2

Малиновский В. Законодательство об инородческой школе// Инородческая школа.

перии для всех народов, кроме евреев, не существовало ущемления права обучать своих детей . Изучая реальное положение дел в национальной школе, автор пришел к выводу, что оно хуже, чем провозглашено в законе.

Исследования государственной национально-

просветительной политики Российской империи были продолжены советской историографией. Ее изучение носило классовый "характер, что отражают как названия работ, так и методология исследования материала. Авторами, в основном, изучался советский период времени, а проблема существования до революции института национальной школы из объекта исторического исследования переводилась в политическую плоскость для доказательства преимуществ социализма 1 .

В условиях тоталитарного строя исследования национально-просветительной политики царизма в национальных районах базировались на тезисе И.В.Сталина 2 , закрепленном в решениях X съезда партии : " Политика царизма по отношению к народам охфаин состояла в том, чтобы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять их язык" 3 .

Данная концепция национально-просветительной политики царизма- была развита, дополнена и применена к фактическому материалу национальных.регионов (Адыгеи t северной Осетии, Дагестана, Чечено-Ингушетии) в фундаментальном труде "Национальные школы РСФСР за 40 лет"4 .

Несмотря на односторонний подход, работы советских историков представляют ценность для изучения национально-просветительной политики России в национальных регионах.

1 Дорджитв И.3.Выравнивание уровней экономического развития ранее отсталых народов при социализме .-Ростов,1969. Мальбахсв К. А. Критика буржуазной фальсификации национальной политики КПСС на Северном Кавказе.-Нальчик, 1981. Гадокиев A.C. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры.-Махачкала, 1966. Розанов В.В. Сумерки просвещения.-М., 1990. Киселева Я.М. Советский народ и малые национальности.- Дисс. ... канд. фил. наук.- Ростов,1969. Тройно 9.П. Экономическое и культурное развитие горских народов Северного Кавказа в составе России.- Дисс. ... канд. ист. наук.- Ставрополь, 1966. Хтшина Т.П. Адыгея в системе межнациональных отношений на Северном Кавказе.- Автореф. дисс. ...

канд. ист. наук.- М.,1993.

2

Сталин И.В. Марксизм и националько-колониалыши вопрос.- М., 1938.-С.69-70.

3 КПСС в резолюциях...- М.,1953. 4.1, С. 558-559.

Национальные школы РСФСР за 40 лет.

Ими впервые был введен в научный оборот фактический материал, ярко характеризующий одно из направлений государственной политики царизма : тенденцию решать национальный вопрос с позиции грубого силового давления на все народы империи. Однако, сама русификаторская программа, предусматривавшая не только одно силовое давление,- но и гибкие методы, не получила детального освещения. Советской историографией были выработаны основные направления изучения национальных школ в контексте общей государственной политики Советской власти.

Однако, работы советских авгоров1Э20-1980 гг. обладают существенными недостатками, вытекающими из одностороннего подхода к проблеме. Он "не только существенно ограничил, но и исказил результаты многих исследований" 1 . В рамках тезиса И.В. Сталина, цитируя его, часто даже без ссылок на первоисточник2, советской историографией 1920-1980ГГ1. интерпретировался весь фактический материал о постановке национального просвещения, а то, что противоречило официальной точке зрелия, не привлекалось к исследованию. Показательна в этом плане работа А.П.Дудко "Из истории дореволюционной школы в Абхазии", где автор, столкнувшись с проблемой существования в небольшом национальном регионе слишком большого числа национальных школ, не вписывающихся в концепцию И.В.Сталина, сознательно произвольно ограничил их число. "Поступая так, - пишет автор, - может быть число школ и будет меньше фактического, но зато есть гарантия, что и лишнего будет меньше"3 .

Отдельные существенные искажения фактической истории содержатся и в работах других авторов. ОболадЗе Уш.П., говоря о первом съезде учителей "инородческих" школ в 1913-1914гг., заявил, что "царское правительство из-за прогрессивного характера съезда запретило издание его материалов"4 . в то время, как они были опубликованы в 1916г. с надписью "допущено цензурой" 5 .

Новые подходы в решении проблем национального просвещения в Российской империи начали появляться в начале 90 гг.

1 Сучков И.В. Социальный и духовный облик учительства// Отечественная история.-1995,№ 1,- С. 63.

г

Лрутияян С.М. Указ. роч. С. 40.

3 Дудхо А.Я. Указ, соч.- С. 40.

* Оболадав Уш.П. Указ. соч.- С.71.

® Инородческая школа.

Они представлены, в основном в научных статьях, периодических изданиях и диссертациях 1 . Наиболее интересным является исследование Л.Н.Ванчицкой, пересматривающее

ранее существовавшие оценки роли миссионерской деятельности среди народов Севера и педагогической концепции преподавания в дореволюционной национальной школе по системе Ильминского 2 . Все исследования национально-

просветительной политики проводились только на материале чисто национальных регионов страны. Отдельные вопросы, связанные с функционированием национальных школ рассматриваются в краеведческой литературе3 , однако полного исследования института национальной школы в ней нет. Требование комплексного исследования национально-просветительной политики Российской империи в "смешанных" регионах типа степного Предкавказья, диктуется полным отсутствием подобного исследования в- прошлом.

Целостное, комплексное изучение истории проведения национально-просветительной политики Российской империи среди нерусских народов региона является целью настоящей диссертации.

1 Ванчжижая Л.Я. Становление и развитие национальной школы в условиях Обского Севера,- Дисс. ... канд. ист. наук.- М.,1993. Иманху-лов P.P. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся

в условиях национально-русского двуязычья . -М. , 1992 . Исрафилов A.M. Русский народ и преобразования в ДАССР.- Дисс. ... канд. ист. наук . -Махачкала, 1990. Козлов В. А. Указ. соч. Сучков И.В. Указ. соч.Мерд&нов Х-И.Б. Роль православной церкви з становлении и развитии русско-осетинских политических и культурных связей.- Авторе j>. дисс. ... канд. ист. наук.-М.;1992. Плохотнюк Т.Н. Немецкое население Северного Кавказа.- Дисс. ... канд. ист. наук.- Ставрополь,1996. Трехбратова С.А. Геневис народного просвещения на Кубани.- Дисс. ... канд. ист. наук.- Ставрополь,1996. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте.- М.,1996. Клиев И.И. Камень Багрятинского// Родина.» 10.1995.- С. 20-26. Булдаков В. Имперские зтнофобии// Там же. № 7. 1995. С. 26-30.

2 Ваичицкал Л.Н. Указ. соч.

3 Дон и степное Предкавказье/ Под ред. А.П. Пронштейна.Ростов,1S77. История. Дона/ Под ред. В.А.Золотома.-Ростов,1974. История Кабардино-Балкарской АСС/ Под ред. Т.Х. Куликова.- Нальчик.1975. Очерки истории Адыгеи /Под ред. С.К.Бушуежа.-Майкоп,1957. Очерки истории Карачаево-Черкесии/Под ред. В.П.Невской.-Ставрополь,1967. Очерки истории Ставропольского края/Под ред. Д.Б.Кочури.-Ставрополь,1986.

Все стороны обобщения государственной национально-просветительной политики невозможно дать в ограниченных рамках одной диссертации, поэтому диссертант остановился на решении следующих задач :

-исследовать положение института национальной школы в регионе, на основе законодательства Российской империи, циркулярных распоряжений правительства и директивных указаний администрации;

-дать наиболее полный анализ положения национальных школ всех народов региона, выявить типы их национальных школ, составить их общий список;

-исследовать политику государства по отношению к совместному обучению нерусских детей с русскими в "общих" учебных заведениях региона;

-всесторонне рассмотреть место национальной школы в национальной политике правихельства, ее методы, способы проведения;

-дать анализ политической борьбы вокруг национальных школ различных политических партий и общественных движений, выяснить степень их влияния на реальную постановку национального просвещения народов региона.

Источниховая база. В основу исследования положены разнообразные источники, содержащиеся в архивных фондах и публикациях.

Диссертант привлек материалы 30 фондов Российского Государственного Исторического архива(РГИА), Государственного архива Ставропольского крал(TACK), Государственного архива Ростовской области (ГАРО), Государственного архива Краснодарского края (ГА1СК). Большая часть использованных в исследовании источников впервые вводится в научный оборот.

Источники представлены следующими группами: Первая группа источников состоит из нормативных документов государственного законодательства, содержащихся в Своде законов Российской империи 1 . В нем оговорены официальные подходы государства к решению национального вопроса в стране 2 , регламентировано административное деление Северного Кавказа 3 , порядок управления

■ (вод законов Российской Империи/ Под ред. С.В.Мордухай-Бэ.попского. В 12 томах.-СПб,1912.

1 'Гам же, Т.2. Положение инородцев.

3 Там же, Т.2. Учреждения Кавказского края.

"Инородческими территориями", жизнь всех учебных заведений страны 1 и порядок управления конфессиональными учебными заведениями 2

Во вторую труппу источников вошли документы директивного характера: разъяснения к принятым в дополнение к существовавшим законам, постановления правительства и губернских властей, циркулярные распоряжения министерств и распоряжения учебного начальства Учебных округов. Они содержатся в фондах архивов 3 .

Третья группа источников представлена документами исполнительного характера : отчетами, справками, информацией о работе отдельных заведений, документацией учебных заведений: журналами успеваемости учеников, аттестатами, программами, прошениями о приеме, перепиской директоров учебных заведений с учебным начальством и т.д. Эти источники содержатся в архивах * .

В четвертую группу источников вошла бухгалтерская отчетность и статистические материалы, дающие Наиболее объективную характеристику состояния национальных школ 5 .

В пятую группу источников вошли документы из неофициальных источников : постановления национальных обществ, "общественные приговоры", документация политических партий и общественных движений о состоянии образования, личные дела учителей и учащихся, их неофициальная переписка и мемуары ° .

В шестую группу источников вошли опубликованные материалы : сборники документов, программы политических партий и общественных движений, отдельные постановления пра-

1 Спид иконой... Т.П. Уставы учетных заведений Министерства Народного Просвещении.

* Гам же. Т. 9. Усганм Цносланных пспоисданпй.

•лГГ11Л,ф.733,74«^6127б,1278,398,821,135«,Глск,ф.15,0|1.2,ф.101,0п.4,ф.1«08,0ч., 1 ЛК1ч\ф.427,()п.2,ф.454,0||.1,ф.470, ,Оп.1,.ф.131, О п.2.

4ГЛ( К,ф.15,()||.2,ф.7.4,()и.1,ф.75,0н.1,ф.77,0||.1,ф.126,0|1.1,ф.135,0|1.5х,ф.241,0п.1,ф.3() 9.()||.1,ф.39(1,<)|1.1,1ЛГ(),ф.131,0|1.1,ф.258,0|1.1, ГЛКК,ф. 47«,()||.1, Ои.2.

5ГАСК, ф.408,Оп.1, ГАРО,ф.310,Оп.1, ГАРО,ф.310,Оп.1, Первая всеобщая перепись населения Российской Империи.- Спб.,1905. ^ ГАСК, ф.15,Оп.2, ф.1008, Оп.1, ГАРО, ф.46, Оп.1, ГАКК, ф. 470, Оп.2.

вительства и источники, цитирующиеся в других исследовани-ях1 .

При привлечении материала к исследованию автор критически относился к отбору источников, учитывал их научную достоверность, опирался на факты, подтверждающиеся несколькими независимыми источниками. Проанализированные выше источники позволили автору раскрыть исследуемую проблему и все ее аспекты как можно глубже, обеспечили достаточно полное решение задач, поставленных в диссертации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы пополняют историческую литературу новыми знаниями. Собранные и систематизированные данные исследования могут быть использованы при написании очерков по истории Ставрополья, Дона и Кубани, в трудах, посвященных раскрытию разных аспектов национальной и колониальной политики царизма на Кавказе, истории педагогики народов региона, при чтении спецкурсов по историческому краеведению в высшей и средней школе.

Апробация исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, были обсуждены автором на четырех научных конференциях ( при СГУ, СГСХА) и изложены в ряде статей и периодической печати.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений.

1 Журнал межведомственного совещания по вопросам о постановке образования для инородческого инославного и иноверческого населения / ННП.— Спб, 1909. Основные програмкые положения ведущих политических партий Российской империи.- Ставрополь ,1993. Пономарев Е. Г.,Шаповалов В. А. Формирование политических партий в России.-Ставрополь, 1993, Сборник документов и материалов по курсу Политической истории XX в. - 11., 1991,3аписка об армянских школах / Департамент духовных дел МВД.- Спб, 1911, Сборник документов й статей по вопросам образования инородцев.- Спб, 1869. Гвалчрелидэе А. Ставропольская губерния в географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях.- Ставрополь, 1991.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются актуальность, научная новизна, практическая значимость темы, дан историографический анализ, определена цель исследования, его задачи, проведен обзор источников и дана.их характеристика, дана информация о возможностях практического применения результатов исследования, апробация работы.

Дервая глава : "Система национального просвещения народов Ставрополья, Дона и Кубани" посвящена анализу состояния национальной школы в целом в стране и в регионе в 1900-1917 гг.

Характерной чертой Российской империи являлся многонациональный состав населения, что вынуждало государственную администрацию искать пути просвещения народов. проживавших в национальных окраинах страны.

Обща» система народного образования в Российской империи в своем завершенном виде начала формироваться еще с 1864 г.( со школьной реформы), однако институту национальной школы государство начало уделять внимание только с начала XX в. в связи с новыми требованиями социально-экономического развития общества.

Государством было определено три типа учебных заведений, подпадавших под собирательное понятие "национальная школа". Они были подчинены ведению разных министерств и ведомств в Зависимости от характера образования, предлагаемого ими.

Наиболее Законченное образование давала государственная национальная - '"инородческая" - школа, централизованно подчиненная Министерству народного просвещения (МНП) , где обучение велось по утвержденным государством программам. Учащиеся могли, также, получать образование в конфессиональных школах, открывавшихся национальной религиозной общиной при местном религиозном центре : церкви, молельном доме, мечети, синагоге, в хурулах. Конфессиональные школы, подчиненные Департаменту духовных дел МВД государство считало нежелательными, терпимыми только из-за недостаточного количества общих школ на нациоьальных окраинах страны.

Третий тип национальных школ составляли частные национальные учебные заведения, которые открывались и содержа-

лись частными лицами, национальными благотворительными обществами или самой национальной общиной. Они обладали максимальными свободами вплоть до разрешения пользоваться в процессе преподавания родным языком и организовывать учебные программы по заграничным учебникам.

Для проведения миссионерской работы среди народов национальных регионов государство разрешало открывать национальные школы православной церкви, подчиненные Святому Синоду.

Профессиональные-ремесленные национальные школы с преподаванием в них на родных языках относились к ведомству Министерства земледелия и землеустройства.

Разные типы национальных школ пользовались разным юридическим статусом в зависимости от важности каждого из них для Российского государства. Они предлагали разный уровень знаний и давали разный объем прав для выпускников.

Национальное просвещение народов Ставропольской губернии, Кубанской области и Области войска Донского обладало своей спецификой. В них существовали все три типа национальных школ, но они были только начальными учебными заведениями. После их окончания получить среднее образование можно было только в "русских" средних учебных заведениях, где обучались дети всех народов, проживавших в регионе. В регионе функционировали три средних национальных учебных заведений (два армянских и одно калмыцкое) . После окончания среднего учебного заведения нерусский ученик мог на общих основаниях поступать в вузы в центральных губерниях страны. В целях интенсивного экономического освоения региона в программы государственных национальных школ на территории проживания кочевых народов были введены элементы программ ремесленных училищ Министерства земледелия.

У разных народов, проживавших в регионе, сложилось разное отношение к знаниям, предлагавшимся разными типами национальных школ. Большей ценностью являлось получение религиозного образования в конфессиональной школе, которое ассоциировалось у них с сохранением и передачей национальной культуры, чем светское, русифицированное образование в государственной "инородческой" школе. Все попытки учебной администрации вмешиваться в религиозное образование, даже если они объективно способствовали улучшению качества преподавания в национальной школе, встречали резкий отпор со стороны национальной общины, расценивавшей это как вмешательство в свою религиозную жизнь.

Вторая глава : "Национальная школа, в просветительной политике Российского государства на Ставрополье, Дону и Кубани" содержит анализ всех изменений подходов государства к национальному просвещению народов региона с 1900 по 1917 гг.

В действиях по отношению к национальному просвещению народов государственная и учебная администрации исходили из требований общей национально-просветительной политики. Исходя из изменений в подходе к национальной школе, выделяются два периода : 1900-1904 и 1905-1917 гг.

В 1900-1904 гг. государством был предложен путь силового решения национально-просветительной политики, признав единственно возможным просвещение нерусских народов в "общих" государственных школах совместно с русскими детьми и всячески способствуя этону обучению на местах, правительство провозгласило само существование национальной школы нежелательным явлением, создающим конкуренцию государственной школе. Было признано право на существование только За государственной "инородческой" школой при условии обучения в ней детей на русском языке.

На Ставрополье, Дону и Кубани в конце XIX- начале XX вв. был проведен ряд ограничительных мероприятий по отношению к национальным школам народов региона(немцев, армян, эстонцев), успевших создать к этому времени свою сеть общеобразовательных национальных школ.

По отношению к национальным школам народов коренного населения Северного Кавказа, особенно кочевым ( туркмен, калмыков, ногайцев), государство в 1900-1904 гг. действовало более мягко, боясь спровоцировать вспышку антирусских настроений на территории, сравнительно недавно вошедшей в состав империи. Оно не считало возникший у народов коренного населения Кавказа институт конфессиональной школы серьезным конкурентом для государственной школы, существующем только из-за образовательного "вакуума" на "Инородческой территории". Он возникал из-за крайне незначительного количества общеобразовательных школ, обеспечивавших от 2,4 до 3% грамотности среди детей школьного зоз-раста.

Жесткий курс правительства в 1900-1904 гг. по отношению к национальному просвещению противопоставил общегосударственную и национальную школы в регионе и вызвал отток детей в незаконно открываемые "нелегальные" частные школы. Их

государство подвергало административным преследованиям, что вызывало дополнительные конфликты вокруг национальных школ народов региона (немцев, армян, горских народов). Эти конфликты накладывались на общие социальные противоречия, накаляя обстановку перед революцией 1905-1907 гг.

События революции 1905-1907 гг. заставили правительство изменить свое отношение к проблеме национального просвещения. Оно пошло на ряд серьезных уступок, стремясь отвлечь нерусские народы от революционной борьбы. С 1905-1907 гг. были прекращены все репрессивные мероприятия по отношению к ранее преследовавшимся школам.

С 1905 г. правительство было вынуждено изменить свою концепцию национально-просветительной политики, признать, что существование образования на национальных языках представляет меньшую угрозу для единства государства, чем эт-но-конфессиональные конфликты, дополнительно подогреваемые репрессивными мероприятиями правительства по отношению к национальным школам. Новые подходы в национальном просвещении и мероприятия по искоренению последствий просчетов рубежа Х1Х-ХХвв., рассчитывались правительством для чисто национальных регионов : Средней Азии, Польши, Прибалтики, Финляндии. Однако они опосредованно сказались и в исследуемом регионе.

Законодательными актами 1905-1907 гг. были восстановлены ранее закрытые школы и открыт ряд новых национальных школ. Их общее количество в Ставропольской губернии увеличилось к 1915-1916 гг. с 28 до 60, а в Кубанской области -с 33 до 50. Особенно высокий рост - в 2,5 - 10 раз - отмечен среди школ кочевых народов1 . Улучшилось и качество преподавания в национальных школах народов региона, где было разрешено использование национальных языков для немцев и армян.

От грубого силового давления на национальное просвещение правительство перешло к более гибким мероприятиям, стремясь реформами общеобразовательных "русских" школ (введя в курс гимназий национальные предметы) , сделать их более притягательными для "инородцев", чем их собственные национальные школы. Наиболее последовательно эта линия в национально-просветительной политике должна была проводиться с 1913-1914гг. после введения в стране обязательного всеобщего начального образования, которое должно было

Подсчет сделан автором на основании архивных фондов( табл. 1,2 в диссертации).

осуществляться только через школы с государственным стандартом знаний. Однако, когда в 1913 - 1914 гг. началась реализация этого плана, правительство столкнулось с трудностями в связи с непродуманностью реальных просветительных мероприятий, отсутствием материальной базы и кадров для новых национальных школ и завышением планировавшихся темпов реализации программы.

С началом первой мировой войны, реализация плана охвата всего населения образованием была отложена, а реальное количество открытых к 1917 г. национальных школ было ничтожно мало по сравнению с запланированным.

С началом первой мировой войны изменилась и националь-т но-просветительная политика государства под влиянием-"причин поенного времени". Жестким репрессиям было подвергнуто национальное просвещение немцев. При этом, дополнительные льготы для обучения нерусских детей вводились в государственных общеобразовательных школах.

Национально-просветительная политика Российской империи предусматривала и совместное обучение нерусских детей с русскими в "общих" государственных школах. Отношение государства к нему практически не изменилось с 1900 по 1917 гг. Процентный состав учащихся разных национальностей в "общих" государственных школах с 1900 по 1917 гг. практически совпадает с процентным соотношением национальных диаспор, проживавших в регионе. Он составлял в среднем 80% русских и 20% нерусских.

В государственных "общих" учебных заведениях не зафиксировано какое-либо ущемление прав на получение образования по национальному признаку. Все учащиеся обучались по единой программе (кроме Закона Божьего, разного для разных конфессий) , сдавали экзамены в одинаковом объеме и получали единый аттестат, дававший км равные права для продолжения образования и льготы по несению воинской службы. В "общее" государственное учебное заведение можно было перевестись из соответствующей национальной школы без сдачи дополнительных экзаменов, если их программы совпадали.

В "общих" государственных учебных заведениях русская администрация тщательно Тотовила национальные кадры для своего бюрократического аппарата в регионе. Особенно ярко опака со стороны администрации за качеством подготовки национальных учащихся своего региона прослеживается в горском пансионе Первой Ставропольской мужской гимназии, где на

полном государственном обеспечении учились горцы из всех национальных регионов Кавказа.

Экономический и политический кризис, вызванный первой мировой войной, явился причиной ухудшения состояния национального просвещения в регионе.

Третья глава "Национальная школа в общественной жизни Российского государства" посвящена проблеме разного подхода государственной власти, российской общественности и политических кругов к институту национальной школы.

В своей национально-просветительной политике государство преследовало неизменную цель : способствовать полной русификации всех народов страны, использовав для этого институт национальной школы. Российское государство в 1900-1917 гг. избрало великодержавный курс, не изменив его и после революции 1905-1907 гг. В его рамках признавалось только влияние русской культуры на местное население, а обратного влияния на русское население со стороны местных народов правительство стремилось избежать, установив законодательно запрет на обучение русских в национальных школах других народов . За исполнением его тщательно следили не только государственная и учебная администрации, но и православная церковь , которая, вмешиваясь в учебный процесс, преследовала при этом миссионерские цели. Методы русификации нерусских народов через систему национальных школ варьировались со временем в зависимости от действий разных внутри- и внешнеполитических факторов. При прозедении правительственного курса местная администрация чаще прибегала к силовому давлению на национальную культуру в школах народов региона. Преподавание национальных предметов систематически сокращалось , и русификация заключалась "не в насаждении русской культуры, а в искоренении национальной самобытности"1 Особенно полно к силовому давлению государство прибегло в отношении к немецкой национальной школе в 1916 г. , установив административную ответственность за преподавание на немецком языке.

Национальные общества видели цель существования института своей национальной школы не в его последовательной русификации, а. в сохранении и передаче через него национальной культуры. Их интересы вступали в противоречие с официальным курсом правительства. По поводу степени употребления родного языка в преподавании постоянно возникали конфликты.

Нпородмегкая шкала,- С. 30.

Исходя из реальной обстановки вокруг национального просвещения народов региона, государственная администрация, а затем и правительство страны предприняли поиск новых форм организации взаимоотношений с национальными школами. Эго означало поиск более гибких путей проведения национально-просветительной политики с учетом национальных особенностей народов региона. Смягчив давление на национальные школы, и разрешив изучать родной язык и религию в государственных "общих" учебных заведениях, правительство предполагало вести русификацию "постепенно, но систематически воздействуя на духовно-нравственный мир инородцев, через школы переменить в них враждебное отношение к русскому языку и религии"1 ,

Вместе с тем, русификация народов, какими бы способами не проводившаяся, сводилась к потере ими своих национальных особенностей, тем более, что государство сохранило идею проводить национальную политику без обратного влияния национальных культур на русское население региона. При-данном подходе к проблемам национального просвещения многие конфликты социального и культурного порядка были загнаны вглубь, а не разрешены.

Конфликт в обществе вокруг использования национальной школы в национальной политике правительства отразился и в политических кругах.

Монархические и черносотенные организации целиком одобряли избранный правительством русификаторский курс, критиковали администрацию за все отхождения от него на практике. Все программные положения и заявления относительно национальной школы сводились к мысли о необходимости полного уничтожения национального просвещения в рамках тезиса :"Россия - для русских". Государственные учебные заведения черносотенные организации. использовали для националистической пропаганды, особенно усилившейся всвязи со скандалом по "делу Бейлиса".

Конфликт по вопросу русификации национального просвещения породил создание националистических партий, ставивших целью полную, автономию национальной школы от русской культуры. К ним относились сионистские организации, армянские националистические партии, а в мусульманских районах страны - течение пан-исламизма. Фактический материал региона не выявил широкого распространения в нем националистических

1 ГАСК, ф. 439, Оп.2,д. 274, л. 14.

партий ( только в Ростове непродолжительное время функционировала ученическая сионистская организация "Макковей") и течения пан-исламизма .

Осознавая, что корни разраставшегося в обществе конфликта самодержавной власти и национальных обществ в вопросе национального просвещения лежали в великодержавной национально-просветительной политике, российские политические партии и общественные движения попытались предложить новые принципы взаимоприемлемых отношений государства, русского народа и национальных меньшинств страны.

Результатом поиска стала дискуссия в обществе о национально-культурной автономии, провозглашенной в программах многих политических партий и общественных движений, широко охватившая российскую общественность в предвоенные годы.

Основной идеей национально-культурной автономии, касавшейся национально-просветительной деятельности, была мысль о необходимости предоставления самим народам полной свободы в организации всего национального просвещения на родном языке и решения просветительных задач без вмешательства государства. Эта идея, разделяемая "Союзом 17 октября", кадетами, эсерами, БУНДом, "Союзом учителей", была утопична в условиях многонационального государства 1900-1917 гг. За это теоретиков национально-культурной автономии в одинаковой степени критиковали и Министерство народного просв«*ще-ния и лидеры РСДРП(б).

Невозможность обеспечить все преподавание в национальных школах исключительно на родном языке учащихся из-за несоответствия уровней лексического развития разных национальных языков была осознана и теоретиками национально-культурной автономии. Они были вынуждены видоизменить свои первоначальные положения о месте родного языка в учебном процессе.

Не приняв идей национально-культурной автономии, правительство попыталось само осуществить поиск новых подходов к национально-просветительной политике, тем более , что в разных министерствах было ее разное видение. Однако, даже заявления С.Ю.Витте о необходимости перемен в решении "еврейского вопроса" остались только его личным мнением и не повлияли на общий государственный курс. В результате национальные противоречия в стране накапливались, дойдя к 1917 г. до взрыва, который слипся с пролетарской революцией.

В заключении формулируются выводы, основанные на анализе многочисленных источников, некоторые суждения о практиче-

ском использовании опыта национально-просветительной деятельности Российской империи.

просвещения позволяет предположить, что конструктивное решение возможно в последовательно-демократическом государстве, сочетающем интересы государственной власти, русского и национального элементов в просветительской деятельности; Шире использовать положительные наработки при составлении программ для национальных школ дореволюционных педагогов и просветителей. При проведении просветительных мероприятий государству необходимо учитывать национальные особенности и менталитет народов, для изучения которых местной администрации целесообразно шире привлекать научные круги.

В приложении к диссертации помещены карта территориального деления Северного Кавказа, общие списки национальных школ, выявленных в ходе исследования, таблицы, составленные автором, и некоторые документы, подтверждающие отдельные выводы диссертации.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

1. Самоуправление в русской сельской общине// Актуальные проблемы политической системы и самоуправления : Сб. науч. статей / Под ред. В.А.Шаповалова, Ставрополь,1994.- С.90-

2. Из истории изучения родного языка в национальных школах Ставропольской губернии (1900-1917 гг.)//Ставропольская земля в прошлом и настоящем : Сб. науч. статей / Под ред. В.А.Шаповалова, Ставрополь,1995.- С. 146-154.

3. Национально-просветительная политика Российской империи на Ставрополье, Дону и Кубани в 1905-1917 гг.// Страницы истории России : Сб. науч. статей/ Под ред. Н.Д.Судавцова, Ставрополь, 1996.- С.43-50.

4. Есть богатый исторический опыт. Национальные школы// Ставропольская правда, 26 июля 1996,Я" 143(21088) .- С.2.

5. К вопросу об обучении детей в национальных школах в 1900 -1917 гг./У Из истории земли ставропольской : Сб. науч. статей/ Под ред. Н.Д.Судавцова, Ставрополь,1997.

Учет исторического опыта решения проблем национального

92.