автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Национальное действие в условиях социальной трансформации и экстремальной ситуации

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Азимова, Момокиз Мировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Национальное действие в условиях социальной трансформации и экстремальной ситуации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное действие в условиях социальной трансформации и экстремальной ситуации"

005012238

АЗИМОВА Момокиз Мировна

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Специальность:09.00.11 - социальная философия

12 мдр т

Душанбе - 2012

005012238

Диссертация выполнена на кафедре философий и истории таджикского народа ТГМУ им. Абуали ибн Сина

Научный руководитель: доктор философских наук

Саидов Абдулманон Саторович

Официальные оппоненты: доктор философских наук

Мухамадали Музаффари кандидат философских наук Хуморов Додарбек Мирзорахимович

Ведущая организация: Таджикский технический

университет им. М.С. Осими, кафедра общественных дисциплин

^ Защита диссертации состоится » 2012 г.

в /5 часов на заседании Диссертационного совет4 Д 047.005.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук при Институте философии, политологии и права им. А.М.Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан (734025, г.Душанбе, проспект Рудаки, 33).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан.

Автореферат разослан « Ztt » 2012 г

Ученый секретарь Диссертационного совета доктор философских наук, доцент Садыкова H.H.

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертации обусловлена, прежде всего, теми кардинальными изменениями, которые происходят в национальных процессах современного этапа развития общества. Их сложность кроется в противоречивом характере развития современного социума в целом и отдельных этно-национальных общностей, в частности.

Нередко динамика национальных явлений остается непредсказуемой по своей направленности и остроте конфликтности, и в плане научного подхода не может оцениваться однозначно, так как она противостоит техногенной унификации, энтропии природно-экологического и социокультурного многообразия, а также остроконфликтному их характеру. Такая ситуация не только создает межэтническое противостояние, но и подрывает сами условия существования конкретной национальной общности.

Актуализация фиксации нации как субъекта действий в переломных моментах развития общества, особенно в условиях социальной трансформации, предопределена также наличием негативных тенденций внутри общно-стного характера, обуславливающих раскол нации на этнорегиональные группы, нередко приводящий, как показывает практика таджикской нации, к страшным трагическим последствиям - гражданской войне.

" Более того, возникновение совершенно иных ценностных ориентации в сфере межнациональных и внутриэтнических отношений, качественные изменения в межобщностных связях, новые формы взаимодействия суверенных национальных государств в постсоветском пространстве порождают остро ощущаемую необходимость их социально-философского осмысления. Рассматриваемый в данной работе концепт национального действия исходит из признания устойчивой связи и относительной субординации его компонентов. В их взаимодействии осуществляются конкретные социальные акты по преобразованию социальной действительности, отвечающие интересам и потребностям национального субъекта. Вместе с тем, при реально существующих условиях жизнедеятельности нации, возникающих специфических экстремальных социальных ситуациях, естественно, могут возникать новые значимые моменты в национальных действиях, требующие тщательного философского осмысления.

В то же время, следует со всей основательностью подчеркнуть потребность разработки научно-обоснованной и раннее не рассмотренной в философской науке проблемы национального действия в условиях социальной трансформации, которая могла бы стать одним из важных элементов методологического арсенала социальной философии. Такая необходимость диктуется также интересами дальнейшего развития теории нации и национальных отношений как важного раздела в философской науке, а также задачами исследования ценностных регулятивов действий субъекта в трансформирующемся национальном обществе и их спецификация в экстремальной ситуации.

Степень разработанности темы. Анализ существующих исследова- ^ ний дает основание говорить, что в обществоведческой мысли вообще, и соци-

ально-философской науке в частности, проблеме национального действия посвящено незначительное количество работ. Со стороны отечественных и зарубежных ученых по этой теме, за исключением отдельных работ, фундаментальных трудов почти нет.1

Однако по аспектам самой общей проблематики социального действия опубликовано значительное количество работ. Имеющуюся литературу по философии социального действия можно объединить в две группы: 1) коллективные труды и монографии и 2)исследование отдельных авторов.

По постановке и решению проблемы все эти работы можно условно подразделить еще на несколько подгрупп, в чем нет необходимости в данной диссертации. Мы будем останавливаться лишь на тех исследованиях, которые представляют наибольший интерес с точки зрения поставленной нами цели в настоящей диссертации. В данной связи выделяются работы И. Боровского, А.Л. Блинова, И.А. Васильева, М. Вебера, Ф. Знанецкого, Т. Котар-бинского, М.Ш. Магомед-Эминова, М.В. Митина, Т. Парсонса, Н.В. Рябоко-ня, A.C. Саидова, Ю. Хабермаса, Ю.А. Харина, П. Штомпки, Я.Щепанского, В.А. Ядова, К. Ясперса и др.2

В трудах этих ученых в основном разработаны общетеоретические и методологические аспекты проблемы социального действия, вообще. Через призму возможностей научных инструментарий социологии, психологии, философии истории, политологии и философии в них раскрываются основополагающие познавательные принципы данного феномена.

Исключением составляет фундаментальное исследование отечественного ученого A.C.Саидова, где целенаправленно в ракурсе методологии познания социальных процессов основательно рассмотрены ключевые понятия и положения проблемы национального действия как модификация массового социального действия людей.

Исследование проблемы социального действия во многоаспектных его проявлениях в последнее десятилетие вызывает огромный интерес со стороны ученых-обществоведов. Показателем в этом отношении выступают

Напр., см.: Саидов A.C. Нация как субъект социального действия. - Минск-Душанбе: «Дониш» 1999.

2

Вебер М. Основные социологические понятия.//Теоретичесхая социология: Анталогия в 2-х частях. - М.: Книжный дом «Университет», 2002; Боровский М.И. Моральное действие// Социальное действие/Под. ред. Ю.А.Харина. - Минск: «Наука и Техника», 1980; Блинов А.Л., Петров В.В. Элементы логики действий. - М: Наука.1991; Znaniecki F. Nauki о culture: Narodzny 1 rozwoj.- Warszava, 1971; Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Издательство МГУ^ 1991; Коктарбинский Т. Трактат о хорошей работе: Перевод с польского. - М.: Экономика , 1975; Митин М.В. Социальное познание и социальное действие//Вопросы философии, 1976. -МЫ; Panons Т. The social System. - London: Tavistock publ., 1952; Рябоконь H.B. Детерминация социального действия: философско-методологический анализ. - Минск: Университетское, 1992; Саидов A.C. Нация как субъект социального действия,- Минск-Душанбе: «Дониш», 1999; Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handels: 1-n Bd. - Frankfurt - am Main: Sunkamp, 1981; Харин Ю.А. Диалектика социального отрицания. - Минск: БГУ, 1972; Его же. Марксистская социальная диалектика. - Минск: Университетское, 1985; Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект-Пресс, 1996; Щепански Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1996; Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с немецкого.-2-е изд. - М.: Республика, 1994; Ядов В. Есть ли у России будущее?// Социум, 1995.

состоявшиеся международные научно- теоретические конференции: «Философия социального действия и перспективы демократии» (Минск, 1994), «Социальные действия: цели и результаты» (Гродно, 1996) и др.

В тоже время, стоит отметить, что в выше названных научных конференциях предметом обсуждения и дискуссий выступали анализ общенаучных аспектов проблемы социального действия субъекта в изменившейся социально-политической обстановке. Конкретно вопросам национального действия вообще, и его спецификации в условиях трансформации общества и экстремальной социальной ситуации со стороны их участников не было уделено внимания.

Вместе с тем, мы в своем анализе опирались на большой массив публикаций методологического характера, позволивших в своей совокупности выявить основные эвристические ориентиры предпринятого исследования.

Это, во-первых, общефилософские и социально-философские труды с обсуждением вопросов социодинамики, структуры и диалектики общественного развития (классическая философия, социологическая и культурологическая литература; работы B.C. Барулина, Л.Г. Гумилева, В.Ж. Келле, Н.О. Лосского, М.К. Мамардашвили, В.М. Межуева, Л.И. Мечникова, А.И. Раки-това, B.C. Соловьева, В.М. Степина. Ф.А. Хайека, В. Холличера, А.К. Уледо-ваи др.).1

Во вторых, широкий круг исследования по проблематики нации и национальных отношений (труды А.Г. Агаева, Я.М. Архангельского, В.В. Бартольда, H.A. Бердяева, Дж. Вико, Б.Г. Гафурова, Э. Геллнера, Г.Е. Гле-зермана, М.К. Гафаровой, М.Диноршоева,М.С. Джунусова, М.И. Куличенко, Э.А. Позднякова, А.А.Шамолова и др.).2

1 См.: Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. - М.: МГУ, 1987; Гумилев Л.Н. В поисках промышленного царства. - СПб.: Абрис, 1994; Его же. От Руси к России. - М.: Прогресс- Т, 1992; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса.- М.: Политиздат, 1981; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.; Политиздат, 1991; Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки: Сб.ст. - М.: Прогресс-Пангея, 1995; Ракитов А. И. Историчекое познание: Системно-гносеол. подход. - М.: Политиздат, 1982; Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии, 1994. №; Холличер В. Личность и гуманизм. -М.: Прогресс, 1981; Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Перевод с английского. - М.: Издательство новости, 1992; Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек, 1994. - №5; Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исслед. - М.: Мысль, 1980; МежуевВ.М. О национальной идее//'Вопр, философии, 1997. -№12.

2 См.: Агаев А.Г. Нациология: проблемы конструктирования //Философия науки, 1991. - №5; Его же. Теория нации в тисках схоластического догматизма //Социал.-полит.науки. 1990. - №12; Архангельский Л.М. Племя, народность, нация как исторические формы общности. - М.: «Высш тк.»,1961; Бартольд В.В. Таджики: Истории, очерк. Соч.: в 9т. - М: «Изд-во востлит», 1963. - Т 2, ч.1; Бердяев H.A. Судьба России:Опыты по психологии войны и национальности: Репринт.вопроизвед изд. 1918. -М.: «Изд-во МГУ», 1990; Вико Дж. Основания новой науки: Об общей природе нации. - М.: «RLFL - book», 1994; Вишневский А.Я. Ленинская национальная политика в действии. - Душанбе: «Дониш», 1982; Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. - М.: «Наука», 1972, Геллнер Э Нации и национализм. - М.: «Прогресс», 1991; Глезерман Г.Е. Классы и нации. - М.: «Полииздат», 1974; ; Гафарова М.К.Общественное сознание.-Душанбе: «Ирфон», 2001, Диноршоев М. О некоторых принципах философии национального мира. Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. - Душанбе: «Ирфон», 2011; Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую тео-

В третьих, публикации по проблемам трансформирующегося общества и экстремальной ситуации.'

Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся в современной философской литературе научные публикации, разработки, посвященные конкретному анализу проблем национальных действий в условиях трансформации общества, отсутствуют. Таким образом, недостаточная разработанность проблем, связанных с сущностью и спецификой действий национального субъекта в условиях социальной трансформации, отсутствие специальных работ, посвященных действиям людей в экстремальных ситуациях и их спецификации, обусловили выбор данной актуальной исследовательской темы кандидатской диссертации.

Комплексный анализ данной идеи находит свое непосредственное отражение в определении цели диссертации, предполагающей выработку научно-обоснованной концепции действий субъекта национальной общности в условиях социальной трансформации и их спецификации в экстремальных ситуациях социального характера.

Не претендуя на освещение всех аспектов этой сложной и многогранной проблемы, реализация поставленной автором цели достигается посредством решения задач, определяющих стратегию диссертации и общий концептуальный взгляд на проблему. Это:

- разработать концепт, что исследование совокупного национального действия субъекта в условиях социальной трансформации, как особый вид социальных массовых действий людей, возможно только на основе применения к его изучению основополагающих методологических инструментарий социально-философской науки;

- обосновать положение о том, что национальное действие субъекта в контексте его конкретно-исторической жизнедеятельности выступает как социокультурный феномен;

- фиксировать значение ценностных регулятивов действия национального субъекта в условиях социальной трансформации как конструкт в системе детерминирующих и регулирующих его факторов;

- определить понятие «экстремальная социальная ситуация» и проанализировать спецификацию действий национального субъекта при такой ситуации;

- подвергать анализу тезис о том, что в условиях кризиса общества, особенно конкретного национального социума, когда субъекты находятся в межеобы-

рию нации. - Ашхабат: «Ылым», 1988; Его же. Нация как социально-этническая общность лю-дей//Вопросы истории, 1966. - № 4; Куличенко М.И. Нация и социальный прогресс. - М.: «Наука», 1983; Поздняков Э.А. Понятие национального интереса// Национальные интересы: теория и практи-ка//Сб.сг.: Академия наук СССР, Ин-т мировой экономики и международных отношений. Подред. Э.А Позднякова. - М., 1991; Его же. Нация. Национализм. Политика // Национализм: Теория и прак-тика//Сб.ст.: Ин-т мировой экономики и международных отношений. Под.ред. Э.А.Позднякова - М., 1994; Шамолов A.A. Национальная идея Таджикистана.-Душанбе «Ирфон», 2007; Его же. Традиции и процессы демократизации в Республики Таджикистан,- Душанбе «Ирфон», 2010.

Общественное мнение и социальная трансформация. - Душанбе: «Докиш», 1997; Идиев Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. - Душанбе, 2003; Эйзенштадг Ш. Революция и преобразования общества. -М.: «Аспект-Пресс», 1999.

тийном, межфункциональном состоянии, в изучении их действий наряду с традиционными методами познания следует использовать эвристические возможности теории самоорганизации сложных систем, т.е. синергетическую парадигму - выработать основные положения стратегии действия национального субъекта и управления им в экстремальных социальных условиях;

- попытаться выявить способы прогнозирования действий национального субъекта и управление ими в экстремальных социальных ситуациях.

Объектом исследования являются массовые социальные действия людей в трансформирующемся национальном обществе, а также чрезвычайные социальные ситуации, качественно влияющие на действия совокупного национального субъекта.

Предметом научного анализа выступают социокультурная сущность национального действия, его ценностные регулятивы в условиях социальной трансформации, прогнозирования действий национального субъекта и управления ими в экстремальной социальной ситуации.

Теоретико-методологическую и источниковедческую базу исследования составляют:

-принцип системности, диалектический и синергетический подходы к анализу социальных процессов, сравнительно-исторический метод осмысления общественных явлений;

-фундаментальные учения о социальном действии совокупного субъекта в различных аспектах его анализа;

-концептуальные положения обще-диалектического метода и синергетиче-ской парадигмы изучения социальных явлений;

-использование данных смежных отраслей обществоведческой науки: исследование ведущих отечественных и зарубежных философов, культурологов, историков, нациологов, социологов, политологов, демографов, психолингвистов, экономистов и т.д.

-результаты проведенных учеными конкретно-социологических исследований, статистические сборники, материалы научных конференций и периодической печати

Научная новизна работы. В диссертации впервые делается попытка исследовать и теоретически обосновать проблему национального действия, в условиях трансформации и экстремальной социальной ситуации поскольку комплексная научная разработка в такой ее постановке до сих пор в социально-философских исследованиях не нашла своего отражения.

- В работе осуществлена дифференциация ценностных регулятивов массовых действий национального субъекта на актуальные и потенциальные, финальные и инструментальные.

- Качественно новым моментом исследования является структуризация и определение понятия «экстремальная социальная ситуация».

- Проанализирована специфика национальных действий в экстремальных ситуациях преимущественно социального характера, которые иногда провоцируют национальный субъект на хаотические, нестабильные действия, где преобладает спонтанность и существенно ослаблено управленческое начало.

- Разработана стратегия национального действия в экстремальных социальных условиях, осуществлена попытка прогнозировать действия людей и найти механизмы управления ими при таких ситуациях.

Основные положения, выносимые на защиту, которые отражают содержание цели и задачи исследования, можно сформулировать следующим образом:

а) Национальное действие, как вид массовых социальных действий людей в период трансформации общества, объяснимо только в плане его актуализации как явление социокультурного характера. Фиксация действий национального субъекта как социального и культурного феномена может быть аргументировано сущностью основополагающих методологических положений его философии, нашедшие свое достаточно аргументированного объяснения в философской литературе.

б) Разработанная и научно-обоснованная исследователями структура массовых действий национального порядка, безусловно, пропитана социокультурным содержанием. Как и в любом другом явлении социальной жизни, в действиях национального субъекта невозможно отделить «социальную часть» от его «культурной части».

в) Действия национального субъекта в условиях трансформации общества объективно детерминированы и регулируются различными факторами. В качестве одной из основных выступают ценностные регулятивы, которые упорядочивают жизненные реалии, вносят в них осмысленные оценочные моменты, а иногда усиливают специфический колорит содержания национальной жизнедеятельности и придают смысл человеческим действиям. Ориентация на высокие духовные ценности позволяет преодолеть социальной разброд в трансформационный период и консолидировать общество. В переломных ситуациях национальный субъект соизмеряет свое действие с нормой идеала, цели, которые выступают в качестве образца, эталона. Поэтому его мир оказывается ценностно-окрашенным и самобытным.

г) В ситуации социального цвишенизма, которая часто имеет место в переходных периодах, не исключаются возникновения явлений непредвиденного характера (например, экстремальная социальная ситуация), существенно влияющие на содержание и форму действий национального субъекта.

д) Национальные действия при экстремальной социальной ситуации нередко носят спонтанный, самоорганизирующийся характер. Они, по существу, приобретают хаотический, дезорганизованный и не целенаправленный смысл. В таких условиях необходимо выработка научно-обоснованных методов социального прогнозирования, поскольку субъект остро нуждается в усилении управленческого начала своих действий для выхода из создавшегося социально-духовного кризиса.

Научно-практическая значимость диссертации определяется остротой проблем, вызванных динамикой современных национальных процессов, поиском новых путей суверенных государств в решении назревших проблем в период тотальной трансформации социума. Полученные результаты исследования могут быть использованы:

- в целях обогащения методологического потенциала философии социального действия, нациологии, социально-философской теории наций и национальных отношений;

- для более глубокого понимания сущности действия национального субъекта, их особенностей в условиях трансформирующегося общества;

- дальнейшего изучения проблем социального действия вообще, национальной ее модификации, в частности.

Результаты диссертационной работы могут быть полезны научным работникам, аспирантам, изучающим вопросы, связанные с данной проблемой. Теоретические заключения и выводы исследования могут быть широко использованы в процессе преподавания философских, общественно-политических, социологических, культурологических дисциплин.

Апробация и опубликованность результатов диссертации. Работа частично и в целом обсуждалась на кафедре философии и истории таджикского народа Таджикского Государственного медицинского университета имени Абуали ибн Сины, а также в Отделе социальной философии Института философии, политологии и права АН РТ. Основное содержание, идеи и выводы исследования изложены в научных публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, 4-х параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание диссертационной работы

Во введении обоснованы выбор темы и её актуальность, определена степень её разработанности, намечены цель и задачи диссертационного исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, определяются элементы научной новизны, показана теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации - «Философия национального действия в измерениях методологического анализа» осуществлена попытка проводить социально-философский анализ сущности и содержания действий национального субъекта, которого нельзя объективно имплицировать без методологических положений философии социального действия.

В первом параграфе данной главы - «Национальное действие как социокультурный феномен», на базе имеющейся в социально- философской науке публикаций отмечено, что обсуждение и обоснование национального действия как социокультурного феномена предполагает акцентировать внимание на концептуальные моменты социокультурной методологии, так как «... в форме особой социокультурной теории и методологии изучения человека, общество, где предмет исследования не редуцируется ни к человеческим отношениям любой формы, ни к культуре, но нацеливает познание, прежде всего, на переход между этими двумя аспектами человеческой жизни и деятельности. Этот переход можно рассматривать как цель и одновременно

как результат, как содержание человеческой активности, действий, мыслей, всей жизнедеятельности».1

Рассматривая соотношения понятий «социальное» и «культурное» через призму их философского осмысления, в данном параграфе отмечается, что обсуждение и обоснование национального действия, как социально-культурного феномена предполагает акцентировать внимание на концептуальные моменты социокультурной методологии.

Несомненно, в любом явлении социальной жизни, в частности, массовом действии национального субъекта, невозможно отделить «социальную часть» от его «культурной части». По образному выражению современного немецкого философа Ф. Тенбрука, здесь на лицо «бесшовное соединение».2 Культура не может быть ложной, ибо общество именно таково, каким оно является в культуре.

Фиксация национального действия как социально-культурного феномена аргументируется сущностью основополагающих положений его философии. Это, прежде всего, проявляется в содержании, имеющегося в социально-философской теории, определения национального действия «как относительно локализованного в историческом времени и социальном пространстве конкретный акт деятельности, обладающего национально- специфическими признаками субъекта и представляющий собой активную трансформацию социальной реальности соответственно его потребностям и целям»3, с чем трудно не согласиться.

Внушительным аргументом социокультурности национального действия выступает содержание его специфики и структуры. В этой связи уместно отметить, что национально-особенные, специфические черты в действиях социального субъекта, являясь качественно значимыми, формируются в результате самобытной социальной жизнедеятельности, творчестве и культурного развития данной этно-национальной общности. Поэтому национально-специфические черты в социальном действии су&ьекта - это отражение и проявление тех особенностей, которые складываются у каждого этноса в процессе его культурно-исторического прогресса. Эти моменты характеризуют в действиях национального субъекта исключительное, неповторимое и выступают, в какой-то мере, этно-дифференцирующим признаком, определителем уникальности данной нации, ее отличия от других.

Более того, национальное действие, как действие социального субъекта вообще, в основе своей есть, в тоже время, проявление сущности как условий функционирования и развития социума в целом, так и его конкретного типа на уровне социокультурной организации индивидов, составляющих определенную этно-национальную общность. При этом специфичность

Ахиезер А. Философские основы социокультурной теории и методологии// Вопросы философии 2000.-№9.-С.29. '

Tenbruck F.N. Representative Kultur. - Fr.-of Main: Suhkamp, 1990. - S. 47. Саидов A.C. Нация как субъект социального действия. - Минск-Душанбе- «Дониш» 1999.-С. 45.

действий национального субъекта есть не просто совокупность, слепок, зеркальное отражение черт и признаков социальной жизнедеятельности индивидов. Она, по своей сущности, есть сложный процесс трансформации социального, культурного, национального, особенного в индивидуальное и общ-ностное, взаимосвязь и взаимодействие форм и способов регуляции и мотивации действий, которые носят объективно-субъективный характер.

В силу своей массовости, составляющие национального действия многообразны и многоаспектны. Разработанная и научно-обоснованная исследователями структура массовых действий национального порядка, несомненно, пропитана социокультурным содержанием. Возникает объективная необходимость в кратком виде воспроизвести его основные структурные элементы, которые определены исследователями:

1. Действующий субъект. 2. Объект действия. 3. Платформа действия. 4. Способ воздействия на объект (насильственный и ненасильственный). 5 Социальная ориентация действия. 6. Степень и формы организации действия. 7. Координация усилий различных слоев общности. 8. Социальная ситуация действия. 9. Социальная локализация (социальное пространство) действия. !0. Границы актуального бытия действия. 11. Объективный результат действия.1

Необходимо отметить, что степень значимости, непосредственно организующие действия национального субъекта социальных факторов (социальное управление, государственные акты, правовое регулирование, социальные противоречия) и культурно - ценностных ориентаций (религиозные ценности, историческое сознание, традиции, обычаи, самосознание нации) для научного анализа исследуемой проблемы огромна. Изменения в социокультурной сфере непременно приводят, к изменению содержания массовых действий национального субъекта, возникновению их новых видов и типов.

Очевидно, что накопленные разными национальными общностями в советское время социальные ценности и нормы после распада СССР подвергались (и ныне всё ещё подвергаются) серьёзному пересмотру. В связи с этим, можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере, которые обуславливают адекватные социальные действия общностного характера.

Например, осуществляемый в Таджикистане, после завоевания суверенитета и независимости, переход от тоталитарного режима к демократическому правовому государству сопровождался глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и духовную. Нормальное состояние и развитие культуры в таджикском обществе во многом оказалось нарушенным в результате изменения духовных ценностей социума и, как следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим.

Начавшаяся в Таджикистане децентрализация культуры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией нача-

1 Саидов А С. Нация как субъект социального действия. - Минск-Душанбе: «Дониш», 1999.-С. 39-42..

ла 90-х годов, разразившаяся потом гражданская война, привели к резкому, серьёзному сокращению количества потребителей художественной культуры. Значительная часть населения в силу отсутствия достаточных средств к существованию, вынуждена отказываться от культурных ценностей. Каково содержание действий субъекта, не обладающего возможностями пользоваться ценностями культуры, и вообще, людей вне культурного положения, догадаться не трудно. Да и сами происходящие события в таджикском обществе и само его состояние в 90-е годы XX в. красноречиво свидетельствуют в пользу вышеуказанного суждения. Настораживает и тот факт, что на фоне отсутствия государственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированные на широкие пласты общества. Тотальная ориентация на бизнес ведёт к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и усиления агрессивного начала действий субъекта.

Обоснование национального действия как социо-культурного феномена даёт основания заключить, что объективно происходящие изменения в социальной и культурной сферах жизни общества, которые приводят к формированию новых ценностей, ибо, культура - это «прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта».1

Во втором параграфе - «Ценностные регулятивы действия национального субъекта в условиях социальной трансформации» отмечается, что ценности формируются в истории национального социума как некие духовные опоры, помогающие индивиду устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний. Они упорядочивают жизненные реалии, вносят в них осмысленные оценочные моменты, а порою усиливают специфический колорит содержания национальной жизнедеятельности и придают смысл человеческой жизни.

Важное место в структуре национального действия принадлежит ценностям, которые определяют выбор субъектом социальных приоритетов и формируют мотивы его поведения. Такие важные ценностные императивы, «как справедливость, сосуществование, сотрудничество, мир и свобода, лежали в основе человеческих действий на протяжении всей истории».2

Необходимо заметить, что без духовно-ценностной мотивации действия национального субъекта лишаются внутреннего основания, а это чревато деструкцией социального космоса, когда цинизм перестает удивлять, обычным становится нигилистическое отношение к святыням, проявляется крайняя нетерпимость к иному мнению, широко распространяются ненависть и жестокость. Наступление социального хаоса в трансформирующемся национальном обществе сопровождается усилением стихийных элементов в

Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. - Екатеринбург, 1993. - Ч. I. - С. 14.

Cea Л. Философия и культура//Общество и культура, философское осмысление культуры - М 1988.-Ч. 1.-С.68.

действиях людей. И наоборот, ориентация на высокие духовные ценности позволяет преодолеть социальный разброд в трансформационный период и консолидировать общество. В переломных ситуациях, в жизнедеятельности национального субъекта, особенно в процессе социальной трансформации, приоритетными, на наш взгляд, должны стать такие качества человека, как верность идеалам, мудрость, благоразумие, справедливость, милосердие, терпимость, благожелательность и т. д.

Следует констатировать, что регулятивная сторона в структуре действий национального субъекта представляет собой подсистему, в которую входят знания, ценностные представления, идеалы, нормы и цели. Ценности носят динамичный характер, и в зависимости от направления человеческой деятельности они меняются. Если действия национального субъекта в период социальной трансформации направлены на объект, тогда они выступают в виде технических требований, операциональных правил, политических деклараций, религиозных обрядов и т.д. Когда ценности служат регулятором поведения человека в обществе, управляют межсубъектными отношениями, тогда они выступают в виде моральных принципов («уважай старших», «будь трудолюбив», «оберегай слабых», «воздержись от неблаговидных поступков»), сложившихся обычаев (у таджиков, например, сложился такой обычай, как «хашар», когда люди объединяют усилия, чтобы сообща, без какого-либо вознаграждения, построить дом односельчанину, посеять и помочь убрать урожай, возводить мечети и клубы), а также законов государства.

При этом, с сожалением можно подчеркнуть, что условия социальной трансформации, которые периодически повторяются у разных народов, свидетельствуют также об обратном, когда оскудение природы, разрушение экономики и дефицит необходимых людям вещей, распад социальности ввергают национальное общество в состояние хаоса, что незамедлительно сказывается на ценностях массового сознания. В таких ситуациях происходит девальвация идеалов, широко распространяются меркантильные настроения, начинают превалировать сиюминутные интересы. Погоня за призрачными благами отнимает у людей все силы, и они уже больше не смотрят на небеса, не думают о высших ценностях, их души ожесточаются и черствеют. В этом плане весьма показательны, например события, развернувшиеся в государствах, возникших в постсоветском пространстве. Статистика неумолимо фиксирует распространение в них рост насилия, воровства, увеличение числа лиц, желающих пожить за чужой счет.

Регулятивами национального действия, в основном, выступают такие ценности, которые носят базисный характер. Они образуют основу су-шествования и развития, как отдельного индивида, так и общности. Их можно определить, как витальные - жизнь людей, любовь как человеческая форма продолжения рода, забота о семье и детях и т.д. Такого разряда ценности бывают безусловными. Существуют и другие ценности, регулирующие массовое национальное действие, которые зависят от ситуации, времени и места совершения данного социального акта.

Социальная ориентация действий национального субъекта и конечные их результаты, в решающей мере, зависят от характера циркулирующих в обществе ценностей, от способа их взаимосвязи. Реализованные в настоящей действительности актуальные ценности ориентируют, прежде всего, на потребление имеющихся в обществе жизненных благ, бесспорно, служат цивилизованной основе, в частности - национального типа социальных действий. Между тем, потенциальные ценности, являющие собой определенные тенденции и возможности изменения и развития социального организма общности, выражают преимущественно культурно-программирующую сторону национального действия. Они ориентируют на создание принципиально новых жизненных благ.

Что касается финальных и инструментальных ценностей, то у них иные функции: они регулируют сам процесс массовых действий национального субъекта, обуславливают их операционные моменты. Под их стимулирующим влиянием формируются цели, осуществляется набор средств, складываются нормы и корректируются результаты общностных действий.

Необходимо заметить, что актуальные ценности аккумулируют опыт прошлых социальных процессов и сохранению национальным обществом устойчивости, что архиважно для трансформирующего общества.

Тем самым, эти ценности побуждают к воспроизводству данной общностной культуры. Совокупность актуальных ценностей, воплощенных в системе материального производства, организации власти, способы обучения и воспитания и т.п., образуют аксиологические каркасы трансформирующегося национального социума. Актуальные ценности служат показателем уровня развития общества - характера материального производства, степени свободы индивида, роли государства и других социальных институтов в жизни субъекта национальных действий, способов получения, хранения и распространения знаний и т.д. Они могут ориентировать, например, на преимущественное развития земледелия (что характерно для действия национального субъекта в Таджикистане), жесткое ранжирование людей в социальной структуре с наперед заданными для каждой группы социальными функциями, сакральный характер существования знаний. Именно такой тип актуальных ценностей был присущ многим обществам древнего Востока, что на много столетий предопределило характерный для них уклад жизни.

Традиционное общество, как известно, концентрирует усилие субъекта действий на приспособление к окружающей природной и социальной среде. Развитие в нем приобретает экстенсивный характер и человек, при этом, полностью подчиняется социальному целому, а его индивидуальные качества не получают достаточного развития. Богатый этнографический и культурологический материал из жизни таджикской нации показывает, что строгое следование традициям, ограничивает диапазон социальных действий субъекта, перекрывая пути обновления общества.

Сталкиваясь с привычными жизненными ситуациями, традиционное общество испытывает большие трудности. Случалось, как это было в 90-е годы XX века, когда оно (т.е. таджикское общество) оказалось не способным организовать массовые действия с учетом изменившихся условий, что поста-

вило таджикский социум на грани саморазрушения. Однако, трудолюбие, особенно любовь к земле, унаследованные от своих предков, вера в собственные силы позволили таджикам выстоять, выработать в себе волю, мужество преодолеть страх перед возникшей катастрофической ситуацией.

При этом уместно заметить, что таджики - единственный этнос в Средней Азии, который имеет самую древнейшую национальную культуру и традиции; единственная общность, которая принадлежит к европейскому антропологическому типу. Более того, таджики - единственная нация, язык которой относится к индоевропейской семье языков и, наконец, на протяжении всей истории своего существования, даже тогда, когда у таджиков было сильное государство, эта нация, никогда, не вела захватнических войн, хотя неоднократно подвергалась агрессии со стороны других племён и государств, что, несомненно, указывает на мирный характер данного национального субъекта.

Что касается потенциальных ценностей, то они содержит в себе творчески-конструктивное начало и тесно связаны с инновационной деятельностью. Ведущее место в массовых национальных действиях эти ценности заняли в техногенной цивилизации, культура которой носит проектный характер и устремлена в будущее. Такие ценности возникают на основе расширения потребностей, когда постоянно обогащается спектр социальных и духовных запросов субъекта действий, тогда люди начинают испытывать необходимость в разнообразных формах общения. Важное место в их жизни приобретают категории долга и совести, а также все более тонкими становятся их эстетические чувства. Трансформационные процессы в экономике, социальной сфере и культуре под действием потенциальных ценностей принимают интенсивный характер.

Анализ ценностных регулятивов национальных действий, в условиях социальной трансформации, был бы неполным без определения роли общечеловеческих ценностей в социальных действиях людей. Определяя общечеловеческое, его можно связывать с неким высшим, идеальным, недостижимым первообразом, который никогда не реализуется в действительности, но выступает в качестве регулятивы человеческих действий. Под ним можно подразумевать также некоторые, общие для всех исторических эпох, условия жизнедеятельности людей и формы человеческого общежития, которые отражаются во всеобщих требованиях.

Общечеловеческие ценности нельзя придумать, искусственно сконструировать и навязать всем Призывы к объединению и братству никем не будут услышаны, если им ничто не соответствует в реальной жизни. Поэтому, общечеловеческое, на наш взгляд, должно:

а) иметь реальное эмпирическое бытие и быть общезначимым;

б) содействовать объединению людей;

в) являться «субстанцией» исторического процесса.

Следует подчеркнуть, что конкретным воплощением общечеловеческого, отвечающим приведённым выше критериям, является признание ценности человеческой личности. Общечеловеческое, следовательно, должно утверждаться через индивидуальное.

В виде юридического признания международным сообществом за каждым индивидом - неотчуждаемых от его личности прав и свобод. Равенство прав, одинаковая ответственность перед законом, элиминация всех форм человеческой зависимости и приоритет нравственных ценностей - всё это необходимое условие для достижения согласия между странами и народами, их интеграция во имя Человека.

На первый взгляд, данные рассуждения могут показаться чересчур абстрактными и оторванными от реалий сегодняшнего дня. Но это не совсем так. И в качестве аргументации можно сослаться на опыт интеграционных процессов, которые идут в различных регионах планеты - западной Европе (Евросоюз), арабском мире (Лига арабских стран), Центральной Азии (ЕврА-зЭС, ШОС) и другие. Разумеется, это весьма неоднозначные, трудные процессы. Несмотря на это, они набирают силу и одним из их следствие, в анализируемом нами плане, является утверждение личности.

Хотя свобода и равенство порою кажутся взаимоисключающими понятиями, однако в одном аспекте они не только не противоречат, но и диалектически взаимодополняют друг друга, если под равенством понимать не материальное положение, а доступ к духовным благам, ценностям культуры, научным знаниям, достижения техники. Небезосновательно, что «пока люди заняты дележом денег и вещей, измеряя ими размер своего богатства, они никогда не будут равны друг другу. Но в той мере, в какой они усматривают своё богатство в достижениях культуры, они оказываются фактически равными друг другу, равны между собой все, кто черпает из одной и той, же сокровищницы. Человеческое равенство - это «в духе», в культуре, а не в количестве съеденного, выпитого и, вообще, потреблённого или истраченного на себя».'

Констатация значимости общечеловеческих ценностей, как регуля-тивы действий национального субъекта, бесспорно, обосновывает органическое единство и взаимодействие национального, этнического, общечеловеческого и интернационального. Трансформационные процессы в национальном обществе - это эпоха перемен, час выбора, это шанс, предоставляемый данному этносу историей. Нация, которая оказывается не в состоянии им воспользоваться, сходит со сцены великого исторического действия. Таков её логос, который проявился в судьбах, канувших в Лету народов - больших и малых, не сумевших отыскать своё место на этой сцене.

Для нашего национального общества, через возрождение Отечества, он означает возможность реализовать своё историческое предназначение. Нередко его отождествляют с восстановлением культурно-исторической памяти таджикского народа, воссоединением разорванной духовной связи поколений. Это, безусловно, верно, но только как одно из его необходимых условий, предпосылок. Подлинный же смысл возрождения таджикского общества, на наш взгляд, заключается в пробуждении к сознательному творчеству народа, в качестве самостоятельного субъекта исторических действий.

' Межуев В.М. О национальной идеи//Вопросы философии, 1997. - № 2. • С. 69.

Данный процесс исключительно сложен, многогранен и вряд ли может быть исчерпывающе осмыслен в терминах рационального анализа, что неоспоримо требует проведения отдельных фундаментальных исследований, и то лишь некоторых, поддающихся экспликации в наиболее существенных его моментах.

Вторая глава - «Спецификация национального действия в условиях экстремальной социальной ситуации» посвящена анализу того, что важнейшим фактором детерминации действия людей является сложившаяся ситуация. Как показывает исторический опыт развития общества, нередко в период трансформации общества возникают экстремальные социальные ситуации, при которых действия социального субъекта могут иногда быть не прогнозируемыми и неуправляемыми, хотя в большей своей части они подвергаются управлению и их можно, в некоторой степени, предвидеть.

В первом параграфе - «Экстремальная социальная ситуация: сущность и содержание» исследуется феномен экстремальной социальной ситуации и ее влияние на действия национального субъекта.

Необходимо констатировать, что в современной науке, в частности социальной философии, экстремальной социальной ситуации посвящено недостаточное количество публикаций. Наверное, поэтому в определении даже понятия «экстремальная ситуация» - вообще, среди учёных пока ещё не сформировалось единое мнение.

Поскольку в данной работе не ставится цель - всесторонне и основательно анализировать феномен «экстремальной социальной ситуации», поэтому, опираясь на имеющийся в социально-философской науке исследования, мы ограничиваемся лишь дать определение данного явления в самом общем его виде. При этом необходимо разграничить наиболее общие понятия - «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация», где первое, скорее всего, выступает по отношению ко второму как родовое.

Как правило, экстремальная ситуация имеет отношение к человеку или группе людей, которая требует для выживания мобилизации значительного количества индивидуальных ресурсов. А чрезвычайная ситуация - более общее понятие, которая предполагает, помимо общей оценки сложившейся негативной обстановки, привлечение различных ресурсов для ее ликвидации, которые этой обстановкой не затронуты.

Хотя экстремальные ситуации имеют богатую классификацию (природные, техногенные, экологические, социальные и другие), и поскольку предметом нашего исследования выступает раскрытие сущности и структуры экстремальных социальных ситуаций, поэтому мы будем акцентировать внимание именно на них.

В процессе познания данного феномена научный мир все больше склоняется к тому, чтобы признать значимость экстремальных состояний системы для ее развития, в чем определяющую роль, несомненно, сыграли исследования И. Пригожина и появление теории систем Л. Берталанфи. Эти мыслители, изучая природу экстремальных ситуаций, пришли к такому важному эмпирическому обобщению: в развитии всех систем экстремальные периоды, когда все возможные катастрофы обрушиваются на систему одна за

другой, сменяются периодами развития в «канале эволюции», т.е. периодами инерционного развития.1

Как убедительно свидетельствует общественный прогресс, социальные общности, жизнь которых пришлась на экстремальные периоды, обычно не очень этому рады. Например, образованные римляне в 4-5 веках нашей эры вполне серьёзно ждали конца света, а многие таджики, пережившие тотальный общественный кризис в последние десятилетия XX века, совершенно не верили в скорейшую стабилизацию социально-политической и экономической обстановки в Таджикистане.

Безусловно, в экстремальные периоды развития и в социуме наблюдается распадение привычной культурной системы. Отдельные его элементы - этносы, классы, сословия, профессиональные группы порой прилагают огромные усилия для того, чтобы сохранить привычное и понятное им свое положение. Но в итоге, всем ходом событий они обречены на то, чтобы эволюционировать самостоятельно.

Безусловно, попадание субъекта в необычные условия являются толчком для социокультурной эволюции. Такой толчок, как показывает историческая практика, получает всякая социальная общность при переселениях и миграциях: в необычных условиях оказались финикийцы в Карфагене, египтяне в Нубии, русские в Сибири (особенно в Восточной), китайцы в Маньчжурии, горные таджики в долине Вахш и т. п. В итоге, такое переселение, образуя для субъекта действий экстремальную ситуацию, становится мощным толчком для его развития.

С учетом всего этого, на наш взгляд, в сугубо философской интерпретации, «экстремальная социальная ситуация» - это понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки в историческом отрезке общественной жизни и, связанных с этим, особо неблагоприятных факторов для стабильности развития социальных процессов, жизнедеятельности людей, а также высокой напряженностью и риском в реализации целесообразных действий субъекта в данных условиях.

Опираясь на существующей в научной литературе классификации исследователей экстремальной ситуации, на наш взгляд, можно выделить следующие составляющие ее структурные элементы: 1. Локальный исторический период, в котором складывается данная ситуация. 2. Факторы, способствующие возникновению экстремальности в социуме. 3. Условия, в которых протекает экстремальная социальная ситуация. 4. Социальный субъект, находящийся под воздействием экстремальной ситуации. 5. Обстановка, которая создается з результате экстремальной социальной ситуации. 6. Последствия, вызываемые создавшейся экстремальной социальной ситуацией.

Во втором параграфе данной главы - «Прогнозирование действий людей и управление ими в экстремальных ситуациях» осуществлена

1 Пришжин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. - М., 1986.

попытка, на основе имеющихся в социально-философской литературе публикаций, выявить способы прогнозирования действий национального субъекта и управление ими в экстремальных социальных ситуациях.

В этой связи следует констатировать, что прогнозирование, образуя важнейшую часть предмета и инструментария теорий управления, операций и принятия решений, экономических теорий, техникознаниия и др., стало необходимой стороной человеческой практики и жизни, вообще. Субъект национальных действий в своих ожиданиях и планах, «заглядывая» в будущее своей социальной жизни, все время колеблется в диапазоне от пессимизма и совершенного отчаяния (алармизма) до полной уверенности в самом благоприятном для него исходе событий настоящего и будущего. Безусловно, успешность прогнозирования национального действия зависит от таких условий, как объёма и качества информации о прогнозируемой форме действия субъекта, объекте управления действиями, правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа их решения, наличия необходимых используемых средств в соответствии с выбранным методом.

По смыслу и способы применения можно выделить два вида прогнозирования, как социального, так и любого другого, вообще. Поскольку нас интересует прогнозирование действия социального субъекта, то в этом отношении можно акцентировать внимание на следующие виды предвидения социальных процессов. Это: а) Прогнозирование по поводу тактики человека, субъекта действия вообще, в их повседневной деятельности в рамках наличного бытия и окружения, которое является, своего рода, «прогнозирование сейчас», исчезающее вслед за исчезновением наличных возможных благ, экстремальных ситуаций, касающихся национального субъекта действия. Этот прогноз побуждает нацию здесь и сейчас к ответным реакциям. Он толкает к действиям в духе защиты, кооперации, поддержки (поиска союзников, приспособления, а также агрессии, выжидания и т.п.). В качестве убедительного доказательства сказанному можно привести, создавшуюся экстремальную социальную ситуацию в таджикском обществе последнего десятилетия прошлого века, когда повсеместно в республике имели место хаос и правовой беспредел.

Внимательно изучая социально-политическую ситуацию в Таджикистане, в первые годы его независимости, перебирая в сознании все факторы, так или иначе повлиявшие на события тех времен, можно заключить, что действия национального субъекта тогда имели неустойчивый, спонтанный и нелинейный характер. Безусловно, фаза неустойчивости в национальных процессах завершается либо деградацией системы, либо формированием более сложных, «щадящих» механизмов, позволяющих субъекту достигать вследствие своих действий полезного результата меньшими разрушениями природной и социальной среды.

Более того, в экстремальных социальных ситуациях, когда этнос стоит перед дилеммой - быть или не быть как исторически-общностное образование, именно уровень развитости культуры и степень значимости ее

основных ценностей для субъекта национальных действий в немалой степени определяют дальнейшую ее судьбу.

б) Прогнозирование по поводу стратегии субъекта действия, относительно будущего. Как известно, прогнозирование - это одно из основных способностей разума, чувств, интуиций, настроений членов этно-национальной общности. При этом у всех обшностных систем существует тройственная шкала ценности прошлого-настоящего-будущего. В ней, как правило, прошлое менее значимо, чем настоящее, потому, что прошлого уже нет, а будущее более весомо, чем прошлое, но не настолько, как настоящее. В конкретных условиях существуют различные отклонения из этого правила, связанные с субъективным пониманием всего этого комплекса, а также с ситуативным и конкретным восприятием действительности.

Характерно, что в ситуации социальной трансформации и общност-ной нестабильности национальный субъект по-иному переживает время собственного бытия, переосмысливая прошлое, настоящее и будущее, «иногда он теряет ощущение исторического времени, значит и цели собственных действий, что, несомненно, указывает на проявление одного из симптомов кризиса его социальной жизнедеятельности, возникновение социального цвишенизма».1

Если в нормальных условиях субъект ведет себя адекватно усвоенным нормам нравственности, в соответствии со своим правосознанием, убеждениями и идеалами, то при цвишенистском состоянии, кризисе духовных констант его жизнедеятельности, когда утрачиваются прежние регулятивы его действий, национальный субъект, чаще всего, оказывается сбитым с толку, проникается чувствами безразличия и апатии, политической индифферентности, либо, напротив, становится агрессивным и озлобленным, легко поддающимся инициированным психозам и провокациям, склонным к немотивированным и неорганизованным действиям, национальному нигилизму.

Необходимо иметь в виду, что факторы, формирующие ситуацию социального цвишенизма в жизнедеятельности субъекта действий, коренятся, в большей степени, в самой природе существования и образа жизни данной нации. Поэтому в экстремальных социальных ситуациях межсобытийного характера, когда нация стоит перед выбором формы дальнейшего своего развития, а иногда - угрозой не остаться как целостное самостоятельное общностное образование, именно уровень значимости используемых методов прогнозирования и управления действий субъекта определяют её дальнейшую судьбу.

В этой связи стоит акцентировать, что появление таджикской государственности в мировом сообществе по многим параметрам не было итогом последовательных и целенаправленных действий субъекта по обретению политической самостоятельности и независимости. В пользу сказанного свидетельствует легитимизация становления нового государства, основывающееся лишь на факты его прежнего состояния, то есть существования в

1 Харин Ю.А. Феномен цвишенизма. - Минск, 1996. - С. 25.

качестве одной из союзных республик советского времени, о чем обосновано писали зарубежные исследователи.'

Важно учесть, что внезапно меняющиеся условия жизнедеятельности дезорганизационного содержания, накопления для данной ситуации социально-политических, этнических проблем сопровождаются негативными действиями национального субъекта, оказывают достаточно серьезное влияние на процесс ее социальной самоорганизации. При таких условиях национальный субъект «колеблется в выборе образа своих социальных действий, импульсивен, часто озлоблен и агрессивен, способен как «человек-масса» к внезапным немотивированным действиям».2 Вполне обосновано, что в создавшейся ситуации, толкающего национального субъекта к действиям деструктивного характера, необходимо искать и найти факторы, которые способствовали бы консолидации нации и стали управленческим началом спонтанных социальных процессов.

В этом плане нельзя не согласиться с мнениями исследователей, которые в качестве такого фактора определяют «национальную идею», «феномен, ускользающий при всякой попытке исчерпывающих описаний».3 Очевидный факт, что наличие национальной идеи предостерегает субъекта от нецеленаправленных и хаотически неуправляемых действий в критических ситуациях, поскольку он явно и осознанно может себе представлять, во имя чего и почему он действует," а главное, в каком направлении он должен их осуществлять, чтобы не задевать как национальные интересы свой страны, так и других'

Следует иметь в виду, что при всем принципиальном отличии направлений прогнозирование объединяет единая цель: определение характера протекания действий национального субъекта в будущем. Существующее множество методов решения задачи прогнозирования имеет одну общую идею: обнаружение связей между прошлым и будущим, между информацией

0 процессе в контролируемый период времени и характером протекания действий людей в дальнейшем. От того, насколько точно описаны исследуемые связи, будет зависеть точность прогнозирования действий национального субъекта в экстремальной социальной ситуации.

Примечательно, что в известный, исторически судьбоносный для таджикского этноса период (90-е годы XX века) коллективная мысль общности могла находить и распространять в национальной среде ту идею, которая существенно ослабила процесс разобщения нации и разрушения национальной целостности. Таким инструментом духовного воздействия стала идея «таджикской государственности», которая еще в конце первого тысячелетия

1 Roi О. The Civil War in Tajikistan: Causes and Implikation//Uni1ed States Institute of Pease. - Washinq-ton, 1993.-P. 237.

Харин Ю. А. Гуманистическая императивность социальной синергии в условиях тотального цви-шенизма. - Минск, 1998. - С. 75-76.

Султанов К.Н. Национальная идея и национальная литература, - М., 1996. - С. 24-32.

нашей эры была утрачена таджикским народом под воздействием как внутренних, так и внешних факторов (государство Саманидов).

Однако не следует забывать, что формирование национальной идеи, превращение ее в могучую объединяющую и управляющую силу массовых действий есть естественно-исторический процесс, определяемый как объективными условиями, так и субъективным фактором. Но реализуется этот процесс через активную, целенаправленную деятельность субъекта. Прочные, конструктивные и реалистические основы национальной идеи формируются интеллектуальной частью данной общности, т.е. сформулировать общенациональную идею - профессиональный и гражданский долг ученых-обществоведов.

Несомненно, превращение национальной идеи в значимое средство консолидации и управления действий национального субъекта в прогрессивном, положительном направлении должно основываться на принципе гуманизации общественных отношений, сущность, которой заключается в установлении или восстановлении человечности и человеко-сообразности там, где это по высшим ценностным критериям оправдано и уместно. Уместно акцентировать, что человеческие действия, являющиеся способом реализации гуманизаторской функции субъекта, далеко не всегда носят гуманистическое содержание. Поэтому в условиях экстремальной социальной ситуации, цвишенистского состояния общества, порождающего социальную дис-сипативность, гуманизация действий национального субъекта и отношения межобщностного порядка становятся очень востребованной. Такая актуализация вопроса вытекает из самой сущности реалий жизни национального субъекта, ознаменовавшихся кризисами, усиливающимся резким расслоением общества и деструкцией функционирующейся социальной системы, усиливающейся социальной криминализацией, разыгравшимися политическими и конфессиональными разборками, а также набирающими темп процессами популяции. На фоне всего этого происходит помрачение общественного сознания, игнорируются, даже порою отрицаются ценности науки, культуры и морали.

Следует иметь в виду, что средства и методы гуманизации действий субъекта, прежде всего, требует учета региональных и национальных особенностей его жизнедеятельности и создание оптимальных условий для разрешения имеющихся внутриобщностных противоречий. В этом отношении, на наш взгляд, совершенно правы те исследователи, которые утверждают, что, если в одних регионах в качестве инструмента решения социальных противоречий и гуманизации национального действия (преимущественно у западных регионах СНГ) выступает государство, выполняющее функцию фактора гуманистической ориентации массовых и индивидуальных ценностей, то в других (особенно в условиях жизнедеятельности субъекта национальных действий на Востоке СНГ) таким эффективным средством в сущест-

венно большей мере, вероятно, являются духовно-ценностные нормы жизни нации.1

В качестве заключительного суждения относительно вышесказанному можно констатировать, что национальное действие становится подлинно гуманными лишь тогда, когда субъект освободиться от узконациональных, индивидуально-агрессивных интересов, препятствующих созданию благоприятных условий для широкого развития наличных предпосылок взаимоотношений и взаимодействия с другими народами.

В заключении подводится краткий итог диссертационного исследования, излагаются основные выводы работы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Общечеловеческие ценности социальной жизни субъекта // Вестник Авиценны МЗ РТ.- Душанбе, 2008. - №4.

2. Спецификация действия социального субъекта в экстремальной ситуа-ции//Вестник Таджикского национального университета, 2010. - №2.

3. Национальное действие как социально-культурный феномен». // Известия АН Республики Таджикистан. Серия: Философия и правоведение. - Душанбе, 201!.-Xsl.

4. Ценностные регулятивы национальных действий в условиях социальной трансформации/ЛСультура и искусство: узы дружбы и братства. - Душанбе: «Эчод», 2006.

5. Спецификация социальных действий арийцев на основе учения зароаст-ризма/Жультура и искусство суверенного Таджикистана. - Душанбе: «Эчод», 2006.

6. Стратегия социального действия в экстремальных ситуациях // Культура и искусство суверенного Таджикистана. - Душанбе: «Эчод», 2006.

7. Особенности действия национального субъекта в экстремальной ситуации/Материалы международной конференции - «Современный мир: проблемы и перспективы взаимодействий культур». - Челябинск, 2007.

8. Ценности в динамике человеческих действий//Сб. статей республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 1150-летию А. Рудаки. -Душанбе, 2008.

9. Социальные отношения и национальные действия//Медицина эпохи Сама-нидов//Материалы 46-ой годичной конференции ТГМУ им. Абуали ибн Си-на. - Душанбе, 1998.

10. Экстремальная ситуация и ее влияние на развитие социального государ-ства//Сборник научных статей, посвященный 20-и летию государственной независимости Республики Таджикистан. - Душанбе: «Ирфон», 2011.

11. Становление демократического режима - фактор защиты национальных и религиозных ценностейШатериалы 59-годичной научно-практическая конференции ТГМУ им. Абуали ибн Сина. - Душанбе, 2011.

1 См.: Бабосов ЕМ. Как зеницу ока беречь национальное согласие/УБеларуская думка, 1998. - № 1.

Типография ТГМУ им. Абуали ибни Сино

Подписано к печати 20.01.2012г. Формат 60/84110 Бумага офсетная 80' / м!. Объём 1,5 пл. Тураж 100 экз. Заказ № 402.

 

Текст диссертации на тему "Национальное действие в условиях социальной трансформации и экстремальной ситуации"

)

61 12-9/233

ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБУАЛИ ИБНИ СИНО Кафедра философии и истории таджикского народа

Азимова Момокиз Мировна

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских

наук

Специальность - 09.00Л1 - социальная философия

Научный руководитель: доктор философских наук Саидов А.С.

Душанбе - 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................

Глава I. Философия национального действия в измерениях методологического анализа..................................................1В

§1. Национальное действие как социокультурный

феномен......................................................................................21

§2. Ценностные регулятивы действия национального субъекта в условиях социальной трансформации....................................41

Глава II. Спецификация национального действия в условиях экстремальной социальной ситуации...................................70

§1. Экстремальная социальная ситуация: сущность

и

содержание..........................................................................72

§2. Прогнозирование действий людей и управление ими в экстремальных ситуациях..................................................93

Заключение.......................................................................115

Список использованной литературы...................................123

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертации обусловлена, прежде всего, теми кардинальными изменениями, которые происходят в национальных процессах современного этапа развития общества. Их сложность кроется в противоречивом характере развития современного социума в целом, и отдельных этно-национальных общностей в частности.

Нередко динамика национальных явлений остается непредсказуемой по своей направленности и остроте конфликтности, и в плане научного подхода не может оцениваться однозначно, так как она противостоит техногенной унификации, энтропии природно-экологического и социокультурного многообразия, а также остроконфликтному их характеру. Такая ситуация не только создает межэтническое противостояние, но и подрывает сами условия существования конкретной национальной общности.

Тем более, когда произошёл распад многонациональных государств (такие, как СССР, Югославия и др.), проблема нации и национального бытия требует нового, более высокого, чем было раньше, уровня научного осмысления.

Бесспорно, осознание уровня сложности ситуации обязывает исследователей концептуально, в теоретическом плане,

анализировать сущность такого значимого и раннее мало разработанного в философской литературе феномена, как национальное социальное действие. При этом отметим, что выделение национального действия как философскую проблему

вытекает из содержания существующих концептуальных научных парадигм, теорий и типологий массовых социальных действий.

Совершенно очевидно, что национально-специфические черты в социальном действии совокупного субъекта - это отражение и проявление тех особенностей, которые складываются у каждой национальной общности в процессе ее исторического развития. Эти черты характеризуют в жизни национального социума как нечто исключительное, неповторимое в действиях его субъектов и выступают, в какой-то мере, этно-дифференцирующим признаком, определителем уникальности данной нации и её отличия от других.

Актуализация фиксации нации как субъекта действий в переломных моментах развития общества, особенно в условиях социальной трансформации, предопределена также наличием негативных тенденций внутри общностного характера, обуславливающих раскол нации на этнорегиональные группы, нередко приводящий, как показывает практика таджикской нации, к страшным трагическим последствиям - гражданской войне.

Более того, возникновение совершенно иных ценностных ориентаций в сфере межнациональных и внутриэтнических отношений, качественные изменения в межобщностных связях, новые формы взаимодействия суверенных национальных государств в постсоветском пространстве порождают остро ощущаемую необходимость их социально-философского осмысления. Рассматриваемый в данной работе концепт национального действия исходит из признания устойчивой связи и относительной субординации его компонентов. В их взаимодействии осуществляются конкретные социальные акты по

преобразованию социальной действительности, отвечающие интересам и потребностям национального субъекта. Вместе с тем, при реально существующих условиях жизнедеятельности нации, возникающих специфических экстремальных социальных ситуациях, естественно, могут возникать новые значимые моменты в национальных действиях, требующие тщательного философского осмысления.

В то же время следует со всей основательностью подчеркнуть потребность разработки научно-обоснованной и раннее не рассмотренной в философской науке проблемы национального действия в условиях социальной трансформации, которая могла бы стать одним из важных элементов методологического арсенала социальной философии. Такая необходимость диктуется также интересами дальнейшего развития теории нации и национальных отношений как важного раздела в философской науке, а также задачами исследования ценностных регулятивов действий субъекта в трансформирующемся национальном обществе и их спецификация в экстремальной ситуации.

Степень разработанности темы. Анализ существующих исследований дает основание говорить, что в обществоведческой мысли вообще, и социально-философской науке, в частности, проблеме национального действия, посвящено незначительное количество работ. Со стороны отечественных и зарубежных ученых по этой теме, за исключением отдельных работ, фундаментальных трудов почти нет.1

1 Напр., см.: Саидов A.C. Нация как субъект социального действия. - Минск-Душанбе: «Дониш», 1999.

Такое состояние, скорее всего, объясняется тем, что в научном пространстве бывшего СССР философская мысль, находясь под жестким давлением коммунистической идеологии, которая насаждала в духовную жизнь разных народов и нации идею интернационализма, была лишена возможности объективно характеризовать национальные процессы.

Однако по аспектам самой общей проблематики социального действия опубликовано значительное количество работ. Имеющуюся литературу по философии социального действия можно объединить в две группы:

1. Коллективные труды и монографии. 2. Исследование отдельных авторов. По постановке и решению проблемы все эти работы можно условно подразделить еще на несколько подгрупп, в чем нет необходимости в данной диссертации. Мы будем останавливаться лишь на тех исследованиях, которые представляют наибольший интерес с точки зрения поставленной нами цели в настоящей диссертации и ее структуры. В данной связи выделяются работы И. Боровского, A.JI. Блинова, И.А. Васильева, М. Вебера, Ф. Знанецкого, Т. Котарбинского, М.Ш. Магомед-Эминова, М.В. Митина, Т. Парсонса, Н.В. Рябоконя, A.C. Саидова, Ю. Хабермаса, Ю.А. Харина, П.Штомпки, Я. Щепанского, В.А. Ядова, К. Ясперса и др.1

1 Вебер М. Основные социологические понятия.//Теоретическая социология: Анталогия в 2-х частях. - М.: Книжный дом «Университет», 2002; Боровский М.И. Моральное действие// Социальное действие/Под. ред. Ю.А.Харина. - Минск: «Наука и Техника», 1980; Блинов A.JL, Петров В.В. Элементы логики действий. - М: Наука, 1991; Znaniecki F. Nauki о culture: Narodzny I rozwoj.- Warszava, 1971; Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Издательство МГУ, 1991; Контарбинский Т. Трактат о хорошей работе: Перевод с польского. - М.: Экономика , 1975; Митин М.В. Социальное познание и социальное действие//Вопросы философии, 1976. -№1; Parsons Т.

В трудах этих ученых, в основном, разработаны общетеоретические и методологические аспекты проблемы социального действия вообще. Через призму возможностей научных инструментарий социологии, психологии, философии истории, политологии и философии в них раскрываются основополагающие познавательные принципы данного феномена.

Исключением составляет исследование отечественного ученого А. С. Саидова, где целенаправленно в ракурсе методологии познания социальных процессов основательно рассмотрены ключевые понятия и положения проблемы национального действия как модификация массового социального действия людей.

Исследование проблемы социального действия во многоаспектных его проявлениях в последнее десятилетие вызывает огромный интерес со стороны ученых-обществоведов. Показателем в этом отношении выступают, состоявшиеся международные научно-теоретические конференции: «Философия социального действия и перспективы демократии» (Минск, 1994), «Социальные действия: цели и результаты» (Гродно, 1996) и др.

В тоже время стоит отметить, что в выше названных научных конференциях предметом обсуждения и дискуссий выступали

The social System. - London: Tavistock publ., 1952; Рябоконь H.B. Детерминация социального действия: философско-методологический анализ. - Минск: Университетское, 1992; Саидов A.C. Нация как субъект социального действия.- Минск-Душанбе: «Дониш», 1999; Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handels: 1-n Bd. - Frankfurt - am Main: Sunkamp, 1981; Харин Ю.А. Диалектика социального отрицания. - Минск: БГУ, 1972; Его же. Марксистская социальная диалектика. - Минск: Университетское, 1985; Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект-Пресс, 1996; Щепански Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1996; Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с немецкого.-2-е изд. - М.: Республика, 1994; Ядов В. Есть ли у России будущее?// Социум, 1995. - №6.

анализ общенаучных аспектов проблемы социального действия субъекта в изменившейся социально-политической обстановке. Конкретно вопросам национального действия вообще, и его спецификации в условиях трансформации общества и экстремальной социальной ситуации со стороны их участников не было уделено внимания.

Вместе с тем, мы в своем анализе опирались на большой массив публикаций методологического характера, позволивших в своей совокупности выявить основные эвристические ориентиры предпринятого исследования.

Это, во-первых, общефилософские и социально-философские труды с обсуждением вопросов социодинамики, структуры и диалектики общественного развития (классическая философия, социологическая культурологическая литература; работы B.C. Барулина, Л.Г. Гумилева, В.Ж. Келле, И.О. Лосского, М.К. Мамардашвили, В.М. Межуева, Л.И. Мечникова, А.И. Ракитова, B.C. Соловьева, В.М. Степина, Ф.А. Хайека, В. Холличера, А.К. Уледова и др.),1 в которых в той или иной степени исследованы концептуальные положения социокультурной реальности,

1 См.: Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. - М.: МГУ, 1987; Гумилев Л.Н. В поисках промышленного царства. - СПб.: Абрис, 1994; Его же. От Руси к России. - М.: Прогресс- Т, 1992; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса.- М.: Политиздат, 1981; Лосский И.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991; Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки: Сб.ст. - М.: Прогресс-Пангея, 1995; Ракитов А.И. Историчекое познание: Системно-гносеол. подход. - М.: Политиздат, 1982; Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии, 1994. №3 ; Холличер В. Личность и гуманизм. -М.: Прогресс, 1981; Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Перевод с английского. - М.: Издательство новости, 1992; Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек, 1994. - №5; Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исслед. - М.: Мысль, 1980; Межуев В.М. О национальной идее // Вопр. Философии, 1997. - №12.

теоретические аспекты трансформационных социальных процессов и значимость влияния культурных ценностей в регуляции и управлении действиями людей в современных условиях.

Во вторых, широкий круг исследования по проблематики нации и национальных отношений (труды А.Г. Агаева, J1.M. Архангельского, В.В. Бартольда, H.A. Бердяева, Дж. Вико, Б.Г. Гафурова, М.К. Гафаровой, Э. Геллнера, Г.Е. Глезермана, М.С. Джунусова, М.И. Куличенко, Э.А. Позднякова, М.Диноршоева, А.А.Шамолова, П.Д.Шозимова, Ш.Шоисматуллоева и др.).1 В работах названных ученых на достаточно высоком теоретическом уровне исследуются вопросы, связанные с национальными

1 См. Агаев А.Г. Нациология: проблемы конструктирования //Философия науки, 1991. -№5; Его же. Теория нации в тисках схоластического догматизма //Социал.-полит.науки. 1990. - №12; Архангельский JI.M. Племя, народность, нация как исторические формы общности. - М.: «Высш.шк.»,1961; Бартольд В.В. Таджики: Историч. очерк. Соч.: в 9т. -М: «Изд-во востлит», 1963. - Т 2, 4.1; Бердяев H.A. Судьба России:Опыты по психологии войны и национальности: Репринт, вопроизвед. изд. 1918. - М.: «Изд-во МГУ», 1990; Вико Дж. Основания новой науки: Об общей природе нации. - М.: «RLFL - book», 1994; Вишневский А.Я. Ленинская национальная политика в действии. - Душанбе: «Дониш», 1982; Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. - М.: «Наука», 1972; Гафарова М.К.Общественное сознание,- Душанбе: «Ирфон»,2001; Геллнер

Э. Нации и национализм. - М.: «Прогресс», 1991; Глезерман Г.Е. Классы и нации. - М.: «Полииздат», 1974; Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию нации. -Ашхабат: «Ылым», 1988; Его же. Нация как социально-этническая общность людей//Вопросы истории, 1966. - № 4; Куличенко М.И. Нация и социальный прогресс. -М.: «Наука», 1983; Поздняков Э.А. Понятие национального интереса// Национальные интересы: теория и практика//Сб.ст.: Академия наук СССР, Ин-т мировой экономики и международных отношений. Под.ред. Э.А.Позднякова. - М., 1991; Его же. Нация. Национализм. Политика // Национализм: Теория и практикаУ/Сб.ст.: Ин-т мировой экономики и международных отношений. Под.ред. Э.А.Позднякова. - М., 1994; Диноршоев М. О некоторых принципах философии национального мира. Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе, 2011; Шамолов A.A. Национальная идея Таджикистана. Душанбе: «Ирфон», 2007; Его же. Традиции и процессы демократизации в Республики Таджикистан. Душанбе «Ирфон», 2010; Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. Душанбе: «Ирфон», 2006; Шозимов П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. Душанбе: «Ирфон», 2003.

процессами, отношениями, национальным самосознанием и национальной идентификации.

В третьих, публикации по проблемам трансформирующегося общества, экстремальной ситуации и прогнозирования социальных процессов (Ш.Эйзенштадт, И.В. Бестужев-Лада, Х.У.Идиев и др.).1 В работах этих исследователей раскрыты сущность и содержание трансформационных процессов, специфика экстремальной социальной ситуации, намечены способы и методы предвидения социальных процессов в неординарных условиях жизнедеятельности общества, на что, безусловно, мы опирались при написании диссертации.

Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся в современной философской литературе научные публикации, разработки, посвященные конкретному анализу проблем национальных действий в условиях трансформации общества, отсутствуют. Существующий пробел, по нашему мнению, можно частично восполнить теми результатами, которые получены в данном исследовании.

Таким образом, недостаточная разработанность проблем, связанных с сущностью и спецификой действий национального субъекта в условиях социальной трансформации, отсутствие специальных работ, посвященных действиям людей в экстремальных ситуациях и их спецификации, обусловили выбор данной актуальной исследовательской темы кандидатской диссертации.

1 Общественное мнение и социальная трансформация. - Душанбе: «Дониш», 1997; Идиев Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. - Душанбе, 2003; Эйзенштадт Ш. Революция и преобразования общества. - М.: «Аспект-Пресс», 1999.

Объектом исследования являются массовые социальные действия людей в трансформирующемся национальном обществе, а также чрезвычайные социальные ситуации, качественно влияющие на действия совокупного национального субъекта.

Предметом научного анализа выступают социокультурная сущность национального действия, его ценностные регулятивы в условиях социальной трансформации, прогнозирования действий национального субъекта и управления ими в экстремальной социальной ситуации.

Комплексный анализ данной идеи находит свое непосредственное отражение в определении цели диссертации, предполагающей выработку научно-обоснованной концепции действий субъекта национальной общности, в условиях социальной трансформации и их спецификации в экстремальных ситуациях социального характера.

Не претендуя на освещение всех аспектов этой сложной и многогранной проблемы, реализация поставленной автором цели достигается посредством решения задач, определяющих стратегию диссертации и общий концептуальный взгляд на проблему. Это:

- разработать концепт, что исследование совокупного национального действия субъекта в условиях социальной трансформации, как особый вид социальных массовых де