автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Национальное и интернациональное в творчестве народных шаиров

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Джумамуратова, Малика Тилеубергеновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нукус
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Национальное и интернациональное в творчестве народных шаиров'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное и интернациональное в творчестве народных шаиров"

МИНИСТЕРСТВО ШСШЕГО И СРЩЩЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

КЛРАИАЛПАКСЮЙ ГОСУДШЛВЕНШЙ УНИВЕРСИТЕТ та.ЕЕРДдХА

На правах рукописи УД{ Ш4.3П;323Л;Ь27.3.

да'М/^ОТАТОВА Малика Тилсубергеновна

НАЦИОНАЛЬНОЕ И ШТШЩКОНАЯЬНОЗ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНЫХ 2Л/.Р0Б /На материале творения АДусаева, А.Двбклоза, С,Нурдг.гбегог-п , Т. Д~:/мэ мурато г.а/

10,01,02 - Литература неродпэ СССР

/каракалпакская л^тэрат.уря/

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата ф;:лологи че сх'их на;/;;

Нукус - 1992

Работе выполнена на кафедре каракалпакскс/f. литературы Кгракедчшкского Государственного университета им.Еердаха.

Ндучаїд? руководитель: заслуженный деятель науки Узбекской ССР

и Каракалпакской АССР, лауреат республиканской премии имени Бер.,ахь, доктор филологических' каук,процесор MAKCETCS K.M.

О-вциальнне оппоненты: Лауреат Государственной премии; Узбекской

ССР и«. Беру ни, доктор филолошческих наук . БШДОРСВА. С.Б.

і

заслуженный работник кульгуры Каракалпакии, кандидат филологяческих наук КОШКБШ АД.

Ведт^ая орі-снигацип: Иукусский Государственный педагогический

институт.

Зазвіте состоится ЗО twciuf 1992 г. в часов на заседании специ&лизиросанного совгта К.06?.01.01. по защите кандидатских диссертаций по филологическим наукам при Каракалпакском госушяерсптете им.Бердаха по адресу: 742012, г. Ну к:,'с,

ул.Университетская,!

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Каракалпакского гссунязерситета им.Бердаха .742012, Нукус, ул.Университетская,!.

Автореферат разослан

1Z ^ е^Я I99Z г.

Учены?, секретарь специализированного Совета, кандидат филологических наук: O^^^j^^ß

ОБЩАЯ ШАКТЕРИМИКА .

Крупный в км яд а к«рякалпакску» литературу нягсла :трсдЕк; ¡аиры Аялберген Мусаез, Л'5ба.з Дабьшов, Садая Нуричйетоз, Тклаубер-■"ен Дяухтз-Л'рзтов, но тем не менее чх гверчгстзэ изучалось иало.

Ахт^адьнссхь исгягдуемсЯ темы объясняется теп, что тзорг л-ество А.Муслена, Л.Дэбшювс , С.Н/рымбгтовп, Т. Е^умч Муратова ока-}йг.о воздействие на есп духознуо яизнь у.аракалпйксиого народа и томегяе? осмуслать ряд вэлнеМях вопроеоэ, сгяза!- ¡их с резвз-ягем каргкалпа-сскэй литературы в разках нагаочалънкх культур. Ахтусль-чость яэбрасяэй точи обусловлена с "г и н еда стато едой изуч~кнзстьт> «урожгстнйчнэто мастерстса няредпых шаиров, плетей! ях по-этл-чесяой ШКО^Ы. Мзученнз особенностей ХУДСЕеСТЕвН'ЛОГО мастерства народны* иакров 2 точки зрения науртояалЕНзгс .и интернационального необходимо I; для исследования захонокерностай пязк'тяк керпкнлплоской литературы последних лет, так как их тнорчгеюге репешгя оказалась плсдотворяга для ее развития, основываясь на зстетм-еской концепции национального и интернацяонелънг -»означала.

Проблекз национального я интеряа^шздьнага в гитеьатурэ йг по ей. Однако, актуальность теоретичгсксго се с-сг-задгая ?с-2сэ н» нссгзла я не уменьшилась, напротив-, з условиях рясгадг 6п~гго Союза к необходимаста духоьно обогатить обцееггэ а период кргзйй-каго состояния* онч нуждается в нсгоь осмыслскяя.

Це5Ь работы:

- раскрыть спьцяфику творческих ¡'ндньздуьлы-:с ст;Я кгракгл-пакских н=род':>к у л;« рок оорреммяоетл АЛусчсвч, А.Добь-лсзз, С.Ну рыкбетовп, 1\,т,й.ума:«'уратова черкэ янаьлен;*я наЕВСйального з нациокалького а як творениях.

- искать ;?зц;;ональг:оз у народных паироь а кх благородная сия кок носителей поэтачесчих традиций его г го народа,

- изучить с во йст 2<?н«ке народном иаиргм сбцност?, индагидусль-особенности кгздого занра, их даатгаюыгкяя, хтро6~сху ¿¡зсгсрст-

Е2. ' \

■ - вияЕЧТь роль народных дояров в г.охренгияя нгщзонагъяэй культурь:, разнит;; ! литературу г ндоЛно-худоясстмн^о!^ гпчотио« о?ноо!£нчи, абогзп^нии национального яоина, .осагтрть ^-зтгомзццо-кальный дух кх произведений.

исследования стали пролзвгдекая ¿«Мусаега, А.Дзбэлэгэ, С.Нуркибетога, Т.Ддуна.чура?опа.

4 ' _

Степень изученности проблемы» К шестидесятым годам нашего столетия в литературоведении усилился.интерес к проблеме диалектического едккстза национального и интернационального. На страницах гурналов органиоогалось обмены пнгнипт, дискуссии, висказывалисъ цекьыг мысли породи кие ц-лый ряд ш:>дое. Кон^г-реэдзш во всесоюзной масштабе были лссьякекы изучению дрнкой проблемы, изданы результаты исследования. Ученые Г.Ломидзе, ¡¿.Пагпокенко, Г.Апресян, ЙДрзпчгнко, г.Ксдр'/.на, К.Зелинский, Е.-Ейзукоез к другие внесли большой вклад в исследование закономерностей развития ьгкегонаанонадьиоя литературы на сснэге мяв-яския вецкояельнэго в интернационального в неЯ.

Проблема кациоиальшго и интернадаональиого в литературах соседних ks родов исследуется б монографических трудах р разных аспектах, иногда ка материале целой национальной литератур», а так хе в творчестве отдельного конкретного писателя или поят а"1 с продолжает оставаться актуальной, что сш.'дгтельств.ует о масштабности и' серьсэиостл проблемы. Одчако оно не иаляв свое гал-нскривное реаение в каракалпакской литературе.

Е исследованиях Ь.ДаЕкараеЕа ,упошаа?тся и • цьональиая и Ентеркацяоиальиая природа каракалпакской литературы".

Следует отмгтить труди К.Айшбе-тва, К.^ансетогэ. С. Fa лады posof*, Н.Каиаладз, Т.Ндгтуллаепа, К.МсмбетксзарОЕЗ, А.Алимова, А,Алиева, Е.Х&ьяиязова, А.Такимуратова о своеобразии каракалпакской литературы и роли фольклора в ее развитии.

По угвзргдекипи Б.Исизилоьа, И.Свп1тоьа, А.Кариювв, А.Мур тозазва, А.Яирназарова, Аб Лирназеровг, К.Маибетсв?, Б.Коянмбе-тос£, К;Аллакберге»юра творчестьо каракалпакских поэтов-классиков проникнуто традициям? восгочьой культур».

¿.-тсратуроведь- НДапакоа, А.Пахратдзков, К.Байниязов, С.Н;>а?уллаег,изучал творчество кародгых аадри нглеР зпег.и, видят'BX еткгмур ос-бгвиость в том, что в ник сохраняется традиции народной поэтики.

1.Csf.i Садыков А. Национальное и.интернациональное в киргизской совгтено? литературе,- До кт. дн с о. vny н э г, 797J; Абдл кадров А. Надаонадыюсч'ь твсрчестве Ч.Айтыатэва. Канд.дисс.М. ,1973; Ра-сулэв Ы„ Национальное и инт^счьционалънсе как кскпгГчпгя особенность формирования творческой личности погта.Конд.дисс.М., I9i35*

2.flavK3p£CB Н. Шагирйальтл'пич толык жиГн-лп:. 3 т. ,Коглс,1977.

Труди М.Нур-чух&доедоез С.Лхмето-а, З.Назтзудладгой» К.Ка-аяэва, Н.Нэуамбетаза, Н.Сул?шк>?а, А.КоккхО'яога, А.Ласруззсгзе. Дурйая€аевз , К.ХудаЯбергеяога, Е.Язхрагдлнова, Г.Кссмуратога, . Аллаяроза, М.Нйоа'-'атдянова, Т.Мамбетния&о еэ , К.Нзрпмбето ва, .Есеновз, РЛарибаеиз:*, Т.К.урсЗанбаезой, А Лаг.сыбзэвз по^в.ягйнь? пет-«.р'.яЕлТк?; современной «аксиальной литературы, ее гг.ан-оп:а осо-5иннэетдас, кзсимасвязи -> ззагизвлйякяп культур, х.удгмест-гчкаму г.срероду и другим аспектам изученья каракаг.изкской лзте-агурьл В а:!х а тс£ 'ЛЛ'А ян эй мэре затрапгвжг-гск про.Тлелга изэто-?льиого я интернационального.

Неписаны статьи,касзгияеея рассматриваемого запроса*.

Все гыггугзспкяие труды, ч<? обводя чгау нацелг!Ы.'дэ пр'сгбле-;;/, я тлелись еззскеСЬш оркентя^зи в изучении особой ыколц ¡¡арод-■ы.с пгяро? через ;ж-;элсп:!п в г¡ix соотношения ИОТРОКСЛЬНОГО 'Л

-вриагсонгльъ'огз -

Еднкстгеккчм то.удс;.;, которой посгпчгн непосредстгсяйо проГ;-;с;.:з национального и интер^р^юкалы^о ь гаоадаял&квьо'.' лйтерату-;з стела !;в::,:;:;ца1'Сг,пя д-хсертатая /¡."теулиеги^. В ней уцелело акз-'агае, в ссисг;:о:.! ся.с:ср!Л!-;э иитерН8пкенгяь..ого духа и эполэтцта ¡ацоинальчего характера в '."■ьоругстиз гмса-гг.пя Т.КаГялбергснопа > гсоота И.Юсушрз.

Пращ:-;? яаигго исслэдогспкя /тверт^елго АДусйена, А.Дэок-: , СЛ-'.урн;-;б2това , ТЛлууемуратоосмусл=кь: в ид-зйяо-тема?;!-■аэсяан, кзирогс:.?, сталгвом аспехтех^.

Сягай?оа 'Л. Эдебвот х;эм дпУЯп.Н5гасДеШ,РЛ(39-1.<1; . Ахксто» С. 'Галаптка талгп.КдкисД-гСс.Е.50-72; Байяйгтада Ц. госыкукг-: куши. Нэки;, 1077.Е.7-22; йизэкзтдоиое М. Идея другом к а годе г, г, пт)о:'п»сдеч;1г" Ечздпха// Взстьлк Капачалпз какого •Ылиале. Ан УзСС?,193Э. '.'2,С- 65-59; Дарйоееуе Р. Ао'бгз оим-ар-:'-зйао'Я5?а гстпкотйан хе» агглгркадосяаляаи. "Согет Карах&гпак,-стень;" газетаЬы,1589,14 апрель, /15242/.

3."твуллез У. !!дзн интернационализма в каракалпакской сзечтскоЯ литераторе >1 эеолгоня на&яонального характера. Каад.дасс.Тап-

З.См.: ?спа!ссз Н. Агпс??ргеа М'л/сзевп.'Н ткорчестзоса.Какие, 1564; Цур-чухзумлдоп Я. Аяпбёггеа -чу,уса улы-каракаяяац соззт олзбаяты-"УЧ тийяаруя салцуан.Нвкяс,1^81; Вайкиязов К.Аяяб?ргея Ку^саез-Т1Л1, стилпн;«?; аз1,епол:1хлери.Некчс,1^';'2; (Тахтзгтдиков

Сады;-: Нур!й:св?аитын твэри?сгаолт?х* голи,Кочзс, 1976; 8го хй.Хазнк аайызлг?рында па5ысликтк'{ хег.ип. тагыу тар$«1хк1Г£й .Ногио 41980; Его же. Роль >, .мзечонйо теор^гсгва народных закрое в ст5«юйлйи>5я :: рас13-:та:-г клргиньлггакской советской лктеоатуры.Нукус Л982; Няйетул-ласп С. Аббаз Др.быловткм, тмриестполыц уколы.НзкисЛ972; И-чхсстЬв

Хзлут? кп^ь-тла-с-о хэи холач поэзиксн.//Эыи,удэрья,135Э,:?12.Б. 102-1x1; Каг-гзлоЕ'Ц.Тклоуо'грген Кумамуаативтан, е«ит!и хзн тсорче.-т-еосы.//Карг^алпа:; ссзет гдебияты.-ЬтстсЛ5&4.Е, 1сб-<;97; Мемб51-киязоб 1. тлеуборген ;Ку ,,1 уураток. //Л с т о р и л каракалпакской советской л::терятург.ТалкиктД9Р1.С,306-313; Султанов К.Шайыр голы. Некие,1966.

Но на:;->:снальная и иктернзцяснзльквя сущность и особенность кз: т-шрчесТЕй в монографическом тане не изучена. Следовательно, проблема национального :шт ерн а ц:1 с в ал ы ¡о го тг-орчсстсе народных сакрэа. обусловленная ^вдачяии рзсхштня секретов худоаест-вйнного касгерсгво, орнгинвльногта еочстення нвотоксчьнл'о и ;:н-терйЕЦйокклы'огс тргбу»т специального исслйдоганкя.

Норкяна исследования. Работа предстагллгт собой первую пэ-тсгку осмыслит*» кац?-.г>игль«0б к интернаьтонйльнес н творчеэт па ьа родвкг шгзрав советского пгрвсдп. Ъперв^а понят;!? "народные пэи-рг" обосновано как хвгаратур«ыя тчртан г плеяда, назьгвсеиая неродное пгапры, взята как- единое цыюс. Подвергается глубокому ис-

СЛЕДСЬЕНХЮ СКЭПсТГСНЯЫй ¡ХЖДП^;,' ИЗ ЫУХ ОСОбЫШОСТИ худСНССПОНпО

го каст-срства.

Творчество иагзачгшх четырех шаирои ох-гат-льзе? период со Еренгча зарождения и формирования каракалпакской литерпгуры совет злого периода до наегояздго зрекени.'Сто гкоаолило наябэ.'.сг убедита»ьно показать обогащение народиоя тра^хллгл в сост£-е.тэт-е.чи с тргбоэаь">!/>л! врсасал« уеснуэ. с£язь ях »»прчссгаа с народной хкаиьп к елгелъп, ка- .обр^То-гаг и сог^рягнетзоплись г их тьэр нкпх соотношение 'нацгокслыюго у, кнеерпгпдеэводъногс.

Опредздейноа Еа'иыгш:« .удмево-ралкритив'ранее -иезатрэчутес граае» яигврагурной хязни няроднюс кадров, Тля этой ц-ль- лрчвлс-чйку г екаайэу отдольйкг сти>:й мастеров перп, которые рчнге 1?е тг/блмповг^г/.сь гз печати. Внесена ясность з обнар.уяьтаг и опублк-кошпше в последил? годы с та к;., отобраны »; предлог, с-ну зчимажз неумной обздсгБекнооти те варианты, которое обладая? аисоким художественным урэлнгм.

Лорою книаши; текста пронзпгдсгая/и£2хзд;:ря/ с варианта;!".«, ьзпзсаннымк из уст самого автора из каП'итофсннуп л гиту и какекмаяьно йлийкй к оригиналу, у на э?о.*1 осьске дольются соответствуете шзэдк.. - .

Быдсагаются попросы о нсобходакостл.тедтглоного пересмотра наследия народных шаироз, о новом оеккоягнии их ткорчоэтпл.

рабстк. Рзсемзтре

а'.'.с данная проблемы,. показ гарком:;;-: национального к ичтгрнацко-¡шыюро з уворчзстгв народных пааров, отвячагпухся своеобразной позтччс-схой шкодой, позволяет- осготаггь. недостаточно игученние ОСОббКВОСТИ КХ *ГБОр-{£СКОЙ ПНДИБйД.уаЛЬИОСТИ К ПОС1ДЛЯ4? КК'СИТЬ сг,ой постльвыЯ в-:«ад б райреве1.'ии проблеш нэцно'^лыюго >:нтег пацковалг^'.оро б литературное процзеог:.

Материалы и целый ряд синодов диссертация уза испадглуат-• на лекциях ъ дастах it средних специальных .учебккх заведениях, і опіпкурсак,иг. отдельных кафедрах пс проблеме национального v ¡тернацаонаяьногэ в литературе, Оча такі« быть полезна д::я

;х, кто янтерзоуетея творчеством народных saap's.

oeSotm г.зслужгл»! тр.уды деятель Л ї.уїси, лйтерагууч в искусств, дзетажечхя совре«йиого лктграту-¡гвдекпя.

ДщмЙаУйЕ работы. Огвдльнуз пояояегстя и еызош диссертации злягались на нсучно-тзорети^-еских кОпсгсреициях ггролэдямх s Карз-гллаксксм госукиаерситете в разяь.'«- х^ди. /1987, I9ÜQ, ISÔ9V 1990, 331/.

По теме исследования одуйликомич "t?írps :хур:зэльнл/::, три гз-птйых статьи.

Работа состоит из зведеная, трех глав, захяхчйимя я библпог-

СОДЕРЖАНИЕ ЙСШДОВАШЯ

Во звемкии обосновывается выбор тсиы» ее вкгуадьчоеть, фор-иряется цель ксоледовашя, определится нзучаая нэй-лзиа. тгоог-ячесгая и практя«сс:га.ч з^ау.-'уїсть пеа?/«еи»гас результатов, мзтода»еги-eaan осноЕЯ диссертация.

Чтобы гкязїять проблему кеционзльного а, йнтйрнйгз-'онаггьяогг ; 'î;ops.*;стce psoí-ux пагодчгм ааздов .ебладакггх сгоеобразчвдж í-кро-:эзкаккя13!, инди вя&у&яг-иша* с г-л л г кіт.; особенности:« ,кукно бчло рзс-.р'ггь с&ыгя самого понятая «сродного вз«ра в углоы-.лх сэяредеь-'остя. Поотоку первая гаа?а работы сзагланпгка "Харгкалллкгкяв іпро/ікие s а яру и нх тсэрчбскке особенна

Лъгэр з croe» иссгедоеакш постапг"» сбоско »¿sae? *гзавс ■ «¡ret, что нвдооьельиое и инге^наїроняльнсе а худо,*.ес?вси«зои ¡пдйянї! пргдо/ачдкет егбей сзігае^ах з'гд'лгем пглом, ксторое ¡.згллчяйт др.у:--друга «s г.-огут сузгс?г>овзтъ друг без друга.

В -еворчесггс Н~.р./ДІ!ЬХ гзмроз ЙЬіГЧГНаЯЬКОг проягаяется пртзде

a ÏÎX пр;. ье^г;спрости поэ'.'йчаося: трздїцаяа, iœ-

по н.'іСС-дїіСс?/ АУ~У.

з рлбете е:-ссг;тсг: ло::ост;> з - гуги'-ллгг-

-л к;: ••'г.єд'ї rrúpsr&aK.íCí-ors, л;сяхс:.ого, узбекиаогзгирі-кз-

:::л-о. ч др„ с ¡тресбл^г^елл-г трядицяяліи ус-

ws?. к со..;.? гглгс пгторог npüc2csrc;r пертс-м пза-

уг.ДСйч Г..»i ССОС;;Є уї'і! Псргд КйрСДС.Ч M 0üC,5S??í.-ííí-

h3c?¿>v3, суссств.ует í: другое noHñivs "верэдаиЯ tiodt". Б соседние литературах оно связакз с гкеиакз:. Двайбуяз Дгабаеиэ, Эргаов Дяу-йг.-гбуябмугя:;, кт& Сгдыг-;а, Тсктапуга Сгтияггнэга, Суяей»:аяг» Сггитьсггагз !' друг:::-;. В Карйкллпагснг' Аяпбергсн Mytuí-j?, Лббаг Дг-Ossros, Садггс Куркибетог, 'Гиягубеоген ¿Ьху^гщ-ратоз пгызигкы к?:с иергднкь tsanna.

Г'оьоря с скх кисатся з г:гду те, к го кренят ъ пауяги к дойо с:: г до наг ус~»ое к?,редкое яворчгсгзо той кяи иьэ?. уацич, тг, йсяааичгт к ргеяр?странлгг фольклорные узэрегая, тьзрерик ccspí.síí!:k;!:c!>ü, сгсш собств-кн^с создан;:::::

хкпрэвззгггрс:«-::» спосоСам» д'легупчы;.? языыя. т.е. .китературярг от про^ссЕзи&льжл позюе. 2!:a»s?s:oe?b :íx

fopojícro ^acvepcn';, К::рз;;глпз1:л НСБЫЗ^ЙТ га "н'фодше сайра1*, га;охи ""ьвина", ю'.ргтеа ниргцв, туу:::.:.*!!;; "¡кхир:.:*, ""азуги".

НастйЕгп;;;": ке.содл:л: ^síTips7ypj ¿^Zlu

Нцрэу5 Кукясд-г, кг.ум'лт, ПсрдЕХ. к др. г.мллась *епгл-

пкгэго цдльх^р:., нт.л.усть. s-i-iz^ra обрзпу ус; ной л.:-.-: рег'урк. Их iíOütíít;scísí3 т&шге бал reef л связан с гсгу.лстго-и Сок-сй-т«еацзз, хирсу-скгзкзд&з!'., ^гссгхаестг-ги-пгкусеглэм чтецов «г-рг5дв'":с £8.:г'»улч?и годоеэм, i:nr;jc-oc?poc2c-z*-í!:u к хрпснэргсик. Уровень таланта козтэв у каггкек-ою, KKpniscsoro, кррчьчлялкско-го народеь опредигзкоя яастсрсгг.зк з пгсыи'.ом состязаний v О'ой-коиьэ ssaic. Карзкал&аискиЬ, гезав^гклй» 13>;рп5зс:;;-н" а Ять:с-пе ее fínese сосг«зс«;гв, узбекская гсхкл-оптрэслог.гс, узб?яс:;гя, тажкк-«я;аг. .»гукоиры-сеггпэз'гже позтез - гто народная гргщкдая. Народ бьет кригйкок пззтоз. Ученак постов вяаеезгх» - Сэдых аалр утЕ-гр дзет:

Дзэв сеаров но ивзчткшагся* /иэ м&гут быть пр/знвгяодаг/

Иска кг выступят пергд кгродоя.

/Подстрочный перу со д/.

Следо-вл re.'ibücj, ягрэоаачалышм сакпэт кеггочнкаоа, оказав-ипд благсгБОрггхгг злггягшг стилеelw ос-обскшсти, пззгиг?гс?отэ Екояу,' позткческог миропоэиаииг'йэродаых-Сйкроз кашзй олэх:5 яа'/Jrocb .устное народное ТЕорчестаа, _ . ..

Так, как карадкуг аа;:ри''Б от соьремсн'шх профессй

каяьньх каэтОЕ язлокеь нспосредсгагрн^»'! хрянотх-ляг// фояьото-ра, tcki» i:?o доносях aro от поколею'.я к покогкют, их творчзс," вз глубоко пронпдауго кзродкэй поэзией. Она в соьершенстзе зназ asía народнугз к>"дрость, глубоко йзитахлиг ее в себя, ире;фаско

- 9 -

пользовалась язико Еы:ла еозмс:енсстя:"1, хорошо пэнимлхи авляннч, сокро-екнпе кечты а чаяния своего карода. Богатая сэкроЕИ~ш;ца помята играла ретьэдуп роль в их творчестве.

Наряду с традецяомкши кзчсстзчуи, ;сагс г"-пхая-, г^гномг-нзльная память, дар имире;е;:зац.;я,из рззЕ:пмг творчеотза нарезных п^гров созетского периода оказали йгзготюрлое шглян:?'* их ■геенне сопрахсснозегюя с новой жязкьз, о прс^ескюнапъньйк тда?-тика.'.г.!, с Огазсм гп:сзт?лей, возможность переработать еьсг, произведения, спу'лико веть их.

Другим 'легочником пхолы иародньз; кгглроэ явллгтея аоотохдазй культуры на нх творчество.

Класса :от пяскЯ литературы в оэлганал« свободно читали написайка« арабской графикаЯ произведения Нагой, Назздя, '¡>!р~ дауся, Мизула, Маятимкута-же^цуданы восточной культур«. еереяно храня в п&мют эти произяеде!:йя, они распространяли их ерада народа и з оригинале я в переводе яз каракалпакский язык.

А5баз счятагаий себя наелгдкякси по&тячеготх градаций класса-:.-02, говоря-?:

Остаггяася вдохновен?»» гясьа&йа ?воз. На распространяем среда народа, Нагой.

/ПодСГСбЧ!?ЗЯ г.ееэгод/ Анализ поэзии агироз позполлл едглп?*, выгод, чсо'влидккз другая гесотчиях культур является • одна» яэ оджтавехэде признаков ТЕорчастзз народнях гаироз соптского пераода.

В качеств« третьего источника ыягао назвать влия^г русской прогрессивной' культур« «а аар&пезнгпяе караз£ляахс!ях народных са-лроа. "У всякого акта прясосдмнгнчя существовали сторону, дьэ рез.уд.'./гзтй7'1. Пргсаедзнаихе каракалпаказ к Роса:;:: в 1573 году способствовало прообразовав^®.? в крае.

Поэта здасегта кяхя рсдосгниз и герастяыи пгрода, "л творчество прокатано сбцзче;;езечсск::»а, гу^-ж сти ад екк »л; иделаз, гл";СС0з;л.'и прота во ретин*«, протестам; против нчравеУстса.

Творчество народны;: ксхроз советского перйодз Дяпб-гсг-сна, Аббгзй. С-здккз, Тиляубергзнз, как :: их орадетеггзяегкоа оснсаа-ко на псэмгчгсдоя духовности всстодаоя культу-,;,: и прогрзеезгнеч ?аро г.оягр5?1~д-т.

И. Ежгаркаларяязч ега '^ог-.гпг-;-;, I тс«.Кзх:5с,

- IG • ~

Аяпбергеї-', Л5й£з , Садык всегда находились еместг со сгоїгм народом, разделяли с ними рздости к горести, писали полю-пйеси^ся! стихи тем богатым языком,. который создан cîîwîw ке народом, зг.нккгзлись хыссаханством-вьгразитеяьнкл чтением народных лниг. Ü2 л сада они бкли такими, беднякаии, чьи "бою1"да, волосы поседели от жтоа нужду* /Аяпбэрген/, "светильником со сдоманноГ подствекой, дутаром со ся о манко я рукоктыэ* /Абйаз/, для кого ".утелениєк ÖL.T- лишь его стихи" /Садхк/. Оки отличались от представителей классической литературы тем, что стали оченкдцелг/ двух разных эпох. Солидчрность со счастьем народа послужили для них, дозиезях до совет crcf- эпохи, основой радости в еосхищения. Счастливое будущее он»; видели в осуществлении новых идей.

АялЗергона, Аббапа, Садыка, Тилеубергека кь: считаем народ-ккш игаирааи по упомянутой алк» поэтической .сколе, с обзидо признаками, при суши»: карздн-w пакра»;. По ходу кзученил их творчества ка убедились¡ в то», что народные оаири "6ке?.кт разных тк-пгв"^.

К примеру, Аяпберген к Аббгэ сни скалі: изззстность среди народа чащз всего как хыссяхскы. Се дик удостоила.' звання на и па 5 »гением ц?»»венко îs кет ко реагировать на «ьпзд с острословием в ейгисг-лгсенком состязании. Хотя Twy&epreH и :;ачес?£в поэта енкекчл популярность cbomkïî с-кха.-.ш, он продаг-чзл традиции ка-рздмгк шакрос, нг pas гаходкл победите лам б айтисах. Из ус? народа ке СХОДИТ Є ГО ум&НКР І5ГИО ВеЧНО, СТЯХОТВОріІШЯІ строками рЄ~ апгаэксть ка кытад сопернккг.

Адатбергри, Аббез, Саду;; иапрн ебкнно чители свои с'-'нш по манере "градационного чтеда /хыссахеь'ОЕ/ иевучк.ч голосом /даже п этом он:; окяь*еи7Ся друг от друга/. .Хотя Tkaeyóeprsn препръою чувствуе? »зверь? сеоих учителе!5, читать стихи певучим голосом по пжяпутей огхедел этой кгяергП і. іргкената кс-вольаоваг ее, но е.. б основной, wjrtüi свои е?::хи заразительно. L rc sa время кювь облагается со свовык учитгляж тем, ?.?о -M'vur: ose»; сїяхн /дзже- больсие произведении/ нпигустг, л прк случае TJT йО'СХЕГа* PK в 0шров»зяро ьан«ой форме.

Худогеатг-знное мастерство каждого кайра, :-:¡¡t; син-; ccosco врокеая, &ьвасит тоег.є от тех оЗсгоктеяъсгг, готтрыг окисал/ вдад-т'.г нз его ¡¡ярозозз рейке. ї£огдз пронзозел бояіги:: и^го^чг-.гл?

Х.А-уозэз К. дкаыбуг >5 ватдяас 8:<а<ш.Со0ї!.соч.т? гС'-тг, токг. t.

юворот, каким яоияась Октябрьская револлцй.я, Аяпбергену-згаяру г сфор!Шрозг.ЕГС!«ся стилем - было 37 лат. Айбазу бчло торга 19, а Седыку -- лет, хотя они довольно ыс-тодьл-'и сии ска.';;? п^пулгр-«ость. Что касастся Тилеубеэгннз он. пгчг.э рсвесни:; Октября. Как свой наставник? /Аяпберген, Аббаз, Са^ык/ .учился сначала в дореволюционной пколе с а ряб с. кой правкой, затем б ноаой сколе, б МЛ ПрОПИТВН СОЬреМйННКЧЯ профессиональными знаниями.

Следовательно, индивидуальный стиль, гармокия национального и интернационального аьыяднт. особо у таждого а? них.

Кярсгнке пгяру являлись .•учителям',! ..учану.каия друг друга, что и соответствовало национально!} поэтической традиции.

Их взаимоотношения ряскрывззтся з дыссертацня, опираясь на спубликовачныз я неплубляков&нкиз стихи каяроз, посвящгннкг друг к другу, ка яосго>.?ияания, .на нсгяедовачия литература задов.

По Еоспоичнаняям затеянного дассетеснтом из уст Тиле.у-бергена, Аббаз в мечте угидс-ть и услвсз*гь. наотазяензя прославленно г о ззарз сред;! нерола Аялбрргяга, про :дя дшшный путь /от Тастаадгготр« до МуКяака, к местности "Яанатайдыя еолены4/, аазес-тпл копра, Аяпберген,чувствуя даэт^чгсхиЯ дар молодого Аббаза поаелаа доброго пут:; и успехов, на что вдо&х&ет Аббсэ з стзяот-Еореяиа "П!аярд> Анпбергеяу" и Тнкеуберген в балладэ. пэезкщгнкйи Аббазу "Заседат-:?4 цодтзерздает схапанное.

Аббго поезяткл ст:ггш Садазгу, Тклеубергеау. Он высказал ?г::еале о тек, что "среди современных поэтов особо признает Тклэ-убергена"*.

о

Садук статал Аяпбергеаа езоим, нгзставязком . Он же П"ссл ст::х:! "Аббаз чадру", "Народней аанр Гклзуберггн" н т.д.

Тйлеубергся с признанием. вссс?;?!1кяет .Аспбергснз а свояй статье с нем. Считает его парка? 5дох-.но;гитсле?Р. Аббазу и посвят:*;; ряд стихов, п котор:гл оня аозгелячеяы, кая гордость сеоз-го народа. Глубоко чувстгует их позтк-^скйй дер икг.рОЕЯзйцйй и сху сс г г;о -.чк с саха и от во,

Х.См.: Пахчатдцко^ Э» Хргя^ оаЩргггрця^а така

З.^м^Напаков Н, Аяпбергеа йуусле,вг?ч ■?Езрчзсгагси.йакус,15б4. З.См,:с Т. ПЬйья^^х^рггакяде. '"Сое?? Дзрацяляа^стан;;*

Аяттбгрген, Аббаз, Садык, Тияеуберген якчялнсъ верными наследвяка-гл предиоственкиков-тарЕкалпакских повтор-классиков. В новое время успелно передавали друг другу кародн-т эстаф-зту. Сим зопло:дали б себе те иацяомгльние поэтические традиции, которые отвечала понятия "народный пзпрн к какдъ:й из hi .с ды-танстрирогжл индивидуальные особенности через СЧОИ ТЕОрСКИП.

В диссертации .указывается, что. народные таиры подцеживали советезу» платсрорку. 3 то же время они, ки мае на стыке днух эпох /Аяпберген, Аббаз, Спдык/, укали кеобходи.'сле, аеотод-

шгземьге веля. Радуясь тою/, как народ подучил равенство, с бес-тахэйстеяем относились к результата»? неприглядна): действий рья-klk сторонников "чисто пролетарского искусства". Иногда сомневаясь в прагхиыюсти некоторых атекстачесх/х: преобрнгсвагай,Аяп-Оерген с больс писал:

На suss, как нхгляди? будущее...

Эти абоненты в диссертации проелгляваатея на основе ранее кеэцубжикоьанш-к стт:ов, записанные кз уст народного ¡пзигл Ъ'ле-усергена. Зысказинавтг." мняну относительно глр::г.нта стихотворения Аянбсргена "Ке вейте"*. И предлагается другой, довольна ыгез-к о -гуд з е е с? e i; , значитэльно соотеетстзуизнЯ точности вариант деакого -ТЕоренип.

ik ockcsc гсризнгниого "бгзидейцы«", ке включавшегося в сборк;:кп стихотворения Аяпбергеий "Сегодня", а наиболее

близкого «гвлз наоьание:.: "Рулхасен" рг.скризвется содеркессеся » них худскествешае ыаетерстьо. .По ныгваю дкссеэтзнта, шеоко-гдейкэсть стихоз заключается в глуби ks изобреуектк г пах чувети, в й:*кпшзсф.'5, s кудожествгиййк уровне, г; ии-кшзцьк к обг,зггегэвгчгских кдаалоъ.

Ссаглагаь на шгие опублагаваннце сглхи Atfsasa "Невест:;", "З^авртгятся л к псяклое spew", степи*"-. д^ееерг-г^т лруход»м к е.:ьод.7,~чтэ иарчеотво народных-пиаров слитно, г^сгягапе-чвБО, sc&x сама яизнь.и ие сколется б рам»? о дне стерегшего тоякэгвнхя.

т.с^дта-л'рстрБ й: Аяпбепген Кууса укшуч аедадяч табулга» косук-' 1ЮГ, РЭ.Б.ЮТ-ГМ.

гарлЬскив атвихлар //£из>дэгч«я, 1^1«

3a-BTogon_ глазе "Особенности сочетания национального и интернационального н атака s поэзии народных шакров" стихи народных лавров привлекается и анализу с цельа выявления мэстерства в сочетании национального -и югтернздаонадьиого.

Интернациональное saTemer кз национального. Для того, trro-Сы интернациональное проявилось творчестве гот та, в ней дгтааы присутствовать патриотизм, челозекомбае, национальное начало. Сил г заложенная н народах сайрах, то есть богатство духовного w.'îpэ, способствузт глубокому ' человеческой страсти и

порсздеет солидарность с человеком независим от его кзц:: о калькой принадлежности.

Исгяедоэгаив творчс-сгвз народите зсхрев пэзаояило пркдса' к ытзодзм, что далънеПпзя хнтераьвдскализацйя об^сетагкнэ? -кз-а1;., сугг,естгик:!-:/.г. «тогзсбргзйя национальностей как нельзя лучаэ спзазбстэовалй дуетм кгк'ер-гнгяк к хсганагм народных вгкрэ» от-масятельяо гуманности, доедая дорокать другсбо?.. К зпег.на ест?от~ rt"Hо, что з «у. т:гОргк:::>•.'. ргавккались хзтгутозеси&гьагге гдег»

3 fliicccpïtts.;: подвергается зк&лхзу ет«::ск А^бзргенз, ASiass, Сздгзка в ротор«« окп уиелэ сочзтгат национпяькс * * * ггсрныжо-налькое, изучаете." г ерагяг.тсльчс« аспекте as *наро&пг.

поэтаа друглх гаг-аев Гакзат» Цздаси, Пугс'лгхиа Стал:-с:-;ого, Токгс—

Спт',-яг-'.:сга, Ата С«г;га» 2.Чарв»огл, .С.Зсеюлп• я >ругзх. что -оэводкло кллг-~тг. яерпстор г'.гу~-;а-;.'.!х :-7>д чадаочелч-л-гс ланка?: ст;;:;с1, ; тгиггя го. -:со чарзг.г.лг^гсчхо ггжрц скэг-t.î anneau:' j:oc г «-ързцчта пса?:?:; с~рзя2.

Л сз.-зевчаг-.тя с-' уро-'/т ^орк-то-.з^ил <п**8Г& го

гг.-лл, ?сг-рпств," oiv. з м ?ег%т-.?гмс.тз уч:ст;1Я э к::.--

нЯ'^г*Л!ое х.мт ттуро дагч:гс.гс/тьдал срсдл карогглсс

3 ргс erauax "Сбпвгг';.">■% '•îbpaoj-u.l*, "^¿с^Зйгаг'е1*

!: т.д. ¿л^-гр.-.'^етс. гл-

*?е, ;-:сч:..:<":, ;■:;:. д.-;:: л." р a л г: п ;

тур:.; г."лгг>

'чт.г.:.; iry-ir^tc;:- ;.;?-. .•-•:•,; •.."•;. .-хлзг.ик'г г:-ггг:о^':5йсч

чнт: .тгяя- тгл.О:? з 'гстзрз;.«

тутот^у^,'; '.репс: г.-эг-к rr.i; sct'i оке

Hici:-* л'"; :: ••. :•:• ^jyt.' о >■;.рг.^з. Лг- ^K-cepi, ':*^, JM;V/-

"'.'""у- гл '.v'T.ir: Îhmo С:: .fn.sc.ïî.'O' г.рз:

'T.-i'"' . rc'T^.J''.'-."арод:; ;г из

е го =r г; УДР:-"-^^'.' ' енног.з;»:

• ' ЧГСЛ'. •; • „V? s"."-'О'.Г-'г«

человеческим идеалам и эстетичесхиу вкусам лпбоп национальности и таи самим находило п;да> к сердцам людей, Но при сов-зт-с;<- Я власти для народов Совог понятие "Родина" намного расширилось, а произведения народных шаироя е=ле больше обогатились в тематическом, ханрОЕОЫ отношениях. И все ярче проявились их интернациональные , благие намерения, Б своем евнием творчесгоз Аяпберген воспезал сеочх односельчан, призывал к единству, наступая против межродикх распре!1 з сгоек ауле ./"ТзЯмасбек", "'¿атео шсиру"/. В последние времена он вплетал свой голос ь симфонии полосой национальностей, понимал счастье своего народа в связи п Сог-зок. Радуясь тому, что родной край приобрел политический статус "Свободной Каракалпакской автапоули"он делился своей радостью с дзугда народами в масштабе большой страна и с гордостью писал:

У кагдего представителя на руках есть письмо, Узбек, туркмен, у к£г,дой нации есть свое название.

/Подстрочный перевод/ Пр!!глдвечй5 Аббаза ¡; Садыка миров в 1939 году в столищ' края, принятие их в каракалпакский Писательский Сочз, их участие а работе съезда -¿того союза, а поздней поездка в города Таз-кен-.', Москву С ЦС-ЛЬЛ ЕШрОКОГО ознакомления С ПУЛЬСОМ'НОВОЙ ьяз-ия е стране, со всеми происходящими в ней преобразованиями стали незабываемыми ссбития.\гл в их жизни. Аббаз таяр напоя.лнал: Пусть пропадает пропадом мое прошлое. Когда я не ног пройти дальше Чкьйай.

/Подстрочный перевод/ А Садыгс ЕОЕОЛксвакн:: писал:

Пр-лдяазщзк нам но ваз силы а могущество. Постепенно охватываэцая зглзаь началась.

/Подстрочная перевод/ Сч-кхи Аббаза наго:санные под евгкхм впечатлением "Увидел", "КазосяаГ-" и т.д. хотя :: явились сбш>т.;л темами данного времен:: они звучат в свойстве,-шкх только Лйбаау позт-лчясжгх красках. Мае теретво канрэ проявляется в том, оде злгеу. июесивциоиаиьныс идеи-прснязаиз кзродньзка понятия-«;"о хорошем и плохом, глубоко кецкокальноы, То, сто ааир, как глашатай в народе во весь голос обращает Епшагг;:« сй^зсткнисстя: Сдуг:айтз, дорогие мои ,

ГГ> -

услкеьтє, друзья кои! - это „уке прэяглачяа нециокаяьнз-"о :;слорита. И s 'го ?.о врсич опо к .утьеряденкс важности таких 'юездо?', ^згодная srr'xa сб ys&xcunu, призпииие достояния других •»в^ан&льчоггвЯ.

ü дкссеггагрли гисхазї-'влмтся учаккя о кян-хнии гг дел.у оета-девкя культуры.:« наслздле:;. Произведшая народных хгкрэв еле. дує? оцени?ь с точки зрения кх тараксго распрсегрг-нения среди нлрода, приобретения uva сбиенэсздчого характера,

йел;!са»яиз ня іічгегнг.пиинміьуп тецу их -стихи г своз вреігя »зала т.иеой от-да:к г сзпдітїх , геячасю» поддерзйі-аяись s-z-pazew.'irc g них яктерчагжойпльанй дух. нецйснаяьчка чугс-гг.а . Нзродчие гачры г.асазг iwcwieciMa строки по яксеикэ сердца, следуя Г.рисуце«у ям ПрС5Н*І.ЧПу Т07ПЄС 2УрЗ.?.Г.?Ь esse отношение ,tO Г; С Є— «у .удаденвэьг/ й яврїзктзіаг. Сто«» искренность», ас^естз®«-взеть?-. как плоди гдохиоternir расггросгрскялясь быстро среди îtîo— готгсячгий аудкторчх,

Елегосодмая кісся я Аобазз а Сгдока ? -г.честве кврздниг с особой сило? проягллзоь » лх псяо-'К Вэ»-чхт?

От^рИгсИЧОЯ ?ог.ни, гьгззнн воечкых лет з рзбз?є Г.КЗЛКїЛруа?-ся с точлл зрения е-з изобраз«трлі-чо-гота:г.:?рл;.т:-.: средств, опй-рзг^'чі'хср чл спогнзкенкя -¡лг^юнатмого я якгерн ашкжзльчоra.

З етикет юр^нчях еС~5ч?лэзэче-2као пгяггяя о патташтиз'.:?, ггроиг^А.ч. рз-лэг;г-.,гтся погтдг.стгса йхагародчгк »asjensit! жгрода поведать счастлчгого щ-тл /"Л-ггл'? победи гг.", "Ссток*/, пзлегать, ¡i» vcTíi7-<.':\> /Тіоясгглг.'.'.- с «fps и« и? устах.ть"/', обруп^зть гp\>¿?-

на ?-5Лодуг'-іж /"Народне ¡трзкяг.г;!-*/, прт-егл, еукатя - і;о~ псріг за дзЗруг pssTb /яддут тгох їЬптгрз

5 стихах ivcï'Hïo^o лрпйьчм госг'.гїиі,:.. с?ок гсчзль-

îîZjïx смрд"з, c;îâî.«-:ï-ï? or.іr;:>.v?'/, изго-ог" .•дохивтяисг кй CopïSy .--»г Э n-.'-'-'CrX--;; трїП"ГС:"з;'. обгг?":>ь":':. Dir'.;. -'îT0p:*vî<£K!-,:-ttû''is.;.ie?Cj* презблгд-и.'.е ог-їСоГ: ійссудят*«»ccr..'. t¡ rp-

cefl гсгда лі;;?, с*7ся л» ny'w, г.1р?ас>с/;г когсете.-:^ труд-

:-ос"' і " yr." уз« T-.v плх

'.оя, ¡' лзггйн гро . ,->;с.."'-а;с(т ^tne.^siine ссплотл^ь і; ¡:сї!з;я-2лї>-'•.oc'íh п;¡-; у; г-сдіс-ь-тіос-Тг •' ї».-родчсг» лгэтз , ; ^ а; î»

Зіг :'t?::rr "v т-ті-::'-■','<■' iíi у5:;скс;! '„ч" '• . :ry-":3'.'s.

' "vnr.;!: JO s'Й -5 -r 4V-Í-'•''-ï'-'tiO'V. ГЙ, Ü-.OÍ nr.::;-,:)-

сздгздя узбзкскйЯ поот Г.Гулям .в .писатель Р.Фаизи. На этот припер среагароаал Сгдак. б сіїїхоавареЕля "Родккэ Ленинградцы". .Аббао сзоэ пердуп позад' посвятял этой тоие - дсуабе.

Благодаря сярокояу ршверт;гаанга кглпьтуряо-лйтературках откопеняЯ нс.зд' народам-/., d посдавоенкае время в творчестве указанных - шааров, каявйлись строка не тем;/ друкби народов. Например, стиха Asfiasa "Друзьям Азербайджанцам", "Намшкюы" и Садика "Делегатам Аоер$а?да;акцзмв, "Поэту Некрасову", "Пушкину" V т.д.

Их интеряздюкглькость находила с-сое отражение и в тех случаях, з которых они тотчас, олэратквяо выражали свое отнопэ-кяе ко Ест:;/ новому з еиэви. Н&прикэр, стихр Аббаяа '"Сгих о ке-ЛЄ2НОЛ дороге*4, "АкбОГаТ" И Т.Д.

Народные нанры вагала а негу со сраменем, искали коше изо бразяталйно-гырат еяьнгзд средства, еоадаьалк прокаееденкя, в которых выразительно еопяэаенн насативь^е в у.нт«ри&ч<іокаль-ное.* Оии научал;; исторические условия, образ аазкв ссоях соседей, н&сеяя»дах'Соао, Тгорчзско« здохкоеєйі-є зтяіга знг;ын.\г.; стана ы;-лясь дую» их ггорєшїй о дружбе чародап. Это цикл стихов Аббаза с Хорезме, с Казахстане, ст;«к Садика ТюздроитЕи", "15а родяиа, родстгзяяист « ж йсязжи" к. т.д.

Ссотассшяо каш:оналшого и интернационального этого па-р":сдг,г:ак сача сгоаго зреасяя, яснее дарякею: е тиорчсстзз

йнтграэдаонадь-шй дух многогранного ТЕОрчзстгз Тияеубер-гс-кг подвергаете;; анализу ъ д;іссартаіді" ко оейовг фяоеофежого гкзода ааира: "Нзр какзчаяьнз сетварвн для всех!" и делагтея ваводы из рвалкз«. Создание стихов о других кьродгх возлагает болыда отзстстєошіссть, ае-ику» ьаіссиг. Требует болыгях зкеияй о там нар-да, с которой позі замял яз гаегть, изучйнзе ого историй, психолог:«» іа:гь г там случая, когда кнтераа к -;;•;:<-' ия других народов является сотастас;«;^ обстоятельством в tr,jp&-псзяаімя поэта, и когда он дохедхт до тахого творчзехого экстаза, что не wm? ке упатчь »заду загнип, аглчггерсеозануоста, поэт врекрзс»о сглад?адет веек отам к иастарски кзплокг.ет е сеойх псоигзгдайяях.

Стихи Тялеуз&ргака "Другу яз Хорезма", "Братья« Тадаикаи", "Еотрата в Аахеиаде" й т.д. пршер богатства его спаййй, естествен ост:; пртзяагкй к стрссгсе?. Следовательно, хдадасстаенаов досгонастго ckmos їидеугієргена і их xcdxhobosjuj и доступности,

гллгог.оа na'nc-з«

Ъ п-зруих ií2 поа.: --:а лїздїсууд З-jr." З лра;::>!л с.'зй зсзбі:? дар v.-«1 уобчхггхи ггзз? Г.Гуля:.: к

"•<ж;-г.л іїлер'-.:іе с; о i¡r.yj;.,H.'.-.< ~Улусік, 3 лйвлртчц»-: s;:.; I'.í'yJW-, С.■ ~?î Т.мг-.убэрггщ, егуїа^ипь -?

v.:' íx , з lï^'i'.sp:;-:.

ñ îï:^-:.:;:;:!. "лоу---"' отсго г.рггдй»*:.'

турм Дбг.-", -у.: г=уу ", .. "Ce , ""¡."о v.r.

и:;-.' ко -^у:;;rto

r-'ï ; игіагго^удсуіс;': ... /у :::.,■:■.

•'">■{ погкл^ "У.т.і, ІГрага ьок.;, s:.::¿--v:\ с

Г-;: - У. •,>,;,-/

Ну-ууеек-;;.. ч.л :>: : г; г . і. г. з

' - л;У'і п .-з

у;..-:;, •.:.: с, -о.У. o s:.:.—

:Ї ПО І" . ;; І'-олі;? -:є :. .■..>. ІІІІС."

'■•'J^j'jZ- - ';сг:о.;?ізул іМ'а epv.-Kvy;:.-. СП^ЧІ'-УСЛ

і :: •. :-v/¡: ..і.-:.1-- r.jo¡ v ry¡ ".": ve ¡л n

М-чїсл п.; ;;?да і:.'..:.

■ 'У;г V" /V г - ■.; -- _ ■

. ^

vH, лоот.т А.-:'; ¡Т./.-;-:- ■ "swju? '.".утч.- -.з .:<jp:>iy;-е"-K'j";.:: сл.ір ■> oijj"; r:v, -f. ои'.г.-з /І. '.У

оч"/, "j'^o L'/âoî. v rro GC: од;:г

; г.ю'сро?, ... л т'зупг^: 'Ó-, тг? c.r^q.oi.c^r'je

•■з J гглти,.у°;,гм r~:rpn

^ т.?:»!':?. /3 І::'; ov:"':ï;:viC!-jïb

• p:or ЛІ-ГТЦ.Ї'УІ'НОігп-Чnet">. і?.кa а

o'-íi5'ftHCjp-.i'0CíCM Kswcv's, v.zyüv.n ^.ynetr" лгзо:" к ро.^го.Ч "с::-ъ --;о о?де».гті. cyiyjy ^рсс.'О паро;;-- от ynyrir;:.

- s? сміхах с б^птею'х чізіпдлз /гкзагї.^'лглая 'гсь'-ч/

- к ?і:нч^с.«іх •.їроіізгсд.-ь:!;;:: і:аг.'іс<і:-.;лдс яя лул^ера рдсйіг: нзігсизяіїїост-гй вз ;:-«я ц?~«

- 18 -

В диссертации сдсл&н повод о той, что пословицы, поговорки, афоразыл о дружбе.- б ч-ьорчествс Тилеубергека основаны на действительных взаимоотношениях народов.

В третьей глаье "Обогаздкае народкичн шаирамк трэдйцяоь-•■:ой парадной погтиг.и" подвергается исследовании гармоник национального кктернашенглглго^о в оплчесхих полотках мастеров худо-г.аственкогс слова, которые созданы посредством -.¡епользонакчя не— родных приемов при отражении преобразования, волнуя«« саких идей.

Эпосн "Еахадыр" Аббяза, '"Еллчо.утрсбньо Срагья" Садика яред-стаЕЛйит собой большое достижение национальной литературы. Кздао-нальное в произведениях проявляется правде всего з их кайрах. У тюркокзычкых народов бользое значение икола мосстабная форма устной литерЕтуры-эпосы. Б них йОЗЕеличивалксь идеалы народа о свободе, лззбк?, героизме, человечности, гуманизма. Зтя ь:отиск отра-жавтея а гашеупомянуты* эпосах. Но поскольку исторический попорот времени приносил иовке темы о литературу, у;,-взирал ее аапраЕде-ние, онч испсльзогали канр эпоса для передача народных идс.?, ко содержание его брали ка норм преобразований.

Сцеккзгя общественные проблемы с точа; зрения национальной психология и сбщсчеловачкеста, ссодягол:: произведения Бототаэ-с/.е г себя яахугокальаао и вит ер к: ц'.;оагдьеое. Сдедогателыю, есхя носитель творчества наь:гриь£зтся показать нгщаон&хышЗк стремления, если он суус'от изобразите гиавь с. кесо!.:;-'оннй.; х.удо?.:ёСтв<ш-ггастерство.м, то дгс.-.е волглио воли автора национальные идезлн его промаедеаки еатекызт на сбаечелог-ечсск;;х идеи. Б опосзх через приз;.гу ькропозг-гашл каждого сакри «акк сьо-с отражение самосознание парода. "

Б дгегаках ярче прэядеяегся ксгсторетго народных гакрог по откспеспг к устно«,у народному тгерчсет--у. Зге но сое содержание, ■■ 3 то хе дреая своеобразие.«: фор:.;-.!. В х^щггогаш да стеках карод-икз 'сапри-нзсут-'ЛИ фольклора , \нспе.:.:г~:а-сл;:. 2 сОЕрь.-'гики-.с дас:а~ пах они - и и/, поокгггдоияя прездо всего на на

слу-сате-л;;, а к а "¿о ее-::., друг,:.";-; слога:.;;; си ДЕйхз-ьд" ■

■Л Л/ улк V;::;:. дптераорь;, ор::с;;гпрон;н;л ьг- гос-

пр:;г.т::е гр^о-гкого , слсеебаег:,- только однек^.-.тпо вос-

прлнлть текст, но :■: к зерйутьел.. „ К таг.о?.:у т-ох-

оту прсдьдкяяГ'Тся ногке гр^соьзи-.я*1.

1.Ку:р.«ура*св Т. Пред-елопиу„ И.АДабеггг. Еахчад,.Цукус»18В6.

Б ц:'егерта;ы:» в процессе «налнаы "Бэкадыр", "Еахтияр*", "Ндшнэутрзбнь'е братья" ряскригсвтся особенности каялого зггаса». творческие эакксгы дачдого яагра, сзотнозснип нелокального m ичті?рнзп:їонального s их лїроизпгдекля:;.

В зпэсе "Еа-садьр" с передаче нзтдпиального колорита, s тот»;о списанных костш"* гороаз, ¿ нзаасгх національного у.а, актера, с лпбояьз осхссшкгх обрядах Л seca araaiy". *мап yarey'*, Vocvk пснее укрзт я~;:у"/, страстно изобрахскіиюс сэдозкальчкх трг.дицяонних спортивних ;:грг.х я их г.отсмах /пр;:ег.:а национального состязания *'г.уг?рп - "мпл-траз плы;;"', "тог&нек ег-гиу" и т.д./, гоы'кх состязаниям, з состкзагдачх острослз?, з яеаояьзосвахи нот м.уош:Уького инструменте - дутара, как срздств поэтических зфор^лшйЯ-пролвдяется прО'р&сслэкглчз:! гватогса национально?, кудьт-урк if псиголэгкя. Отседа и гн5од-*Е»рз8ая народних ssitpn явяяэтся богагеїие.і акэлсй д'ч пселсдуэдггэ похоязшія.

На срлдтДу Ариел*« и fó.'ptrau пригласила гости из зосед-Н.ЧХ храез. На кошт сос^яззйии y-rqcTr.yov гсздиих узбпк со мл:»к "•roptr"*, казах с "ноз бє-деу", карахалгсзк с идораб£?н?>" т.д., р.осекчадцать зсодкакоа иг гястек f оюяьиосгсñ. Здєїй» ьт» жеааипс аззспа зекропать чгрфхіз трлдхд'.м 2 солрлмйіікости, с rss гс er? стргмлгт.їс к друлбе. '

Герой эпасг ;:з -.'залег es прздстзаитзля:лї ргкги-х saprroîîWn--кость Г: в отд».»мгзх про::ззед0Яая>: о дружбе/, но ч$р»э soct-sr.ee хр&сжя і:*?ьо проводит обдсчс-лс^гчггхяЯ идгнл о ку."*--

т.ург сос^-'естго-Г-кия,

Спос Содакз Fv ї : : о .у т r„> б í ; ы у брагъл'' начален '.¡оїіяопїть і:п-ггризцеткольнуа идею, оливглгь из лмагн.пгЯ йягег-вля огзего из~ р'да. дяч апавакі,, прептазддгид з агор ело сально гд:о'р"л ЭДСгЭ "er/UOyTpOf.b'?*' , ГОТОраз боле» псдх.оі;лт ЧСМ СЛОРЭ "родчіл* r.-cp'-ecK&iry яякксау тллрэ. Я -j этом. 2«?с;:каігю»ллм:ох.* по'духу пгоязведечгн реальность, »счгрг»т:;ость, кряоеть, гчеогохудокзет-» тл.лозтъ обеспечен«! благодари сугубо Fair^DiisavaocTs.

Хотя npOiiaF-TOisne а "длом, дра^аікшіл, во ав?ос »s ексг ае прояімть свой чпіроіїгльнун псахояопйэ.и пндикдуглы-гуг) особенность. Oiio лртлип&ио іго-дчоиа««ї.:(. œopou, споЗгтпс-ечгд; только " СяДОЧУ. Это, Е'> ПЗрИ«, S СПМСП'ІИГ! отркиятелънвх героео. Тойкдс-бяїї--і-?прртї"їслеч, ся-жн, жалок. Речь, поступил, дягэ жа Рхуябзч уокгаду» С тоьчелм «муром к крснттоП прондаэнн ',;д">гда

,7o г:: горсз» /юолоі-п >.:схд7 Дуу^ба:; :¡ їо^с^л, occiduo íío..-:,xV Дууобай я

Сссрани.з пободать трудності с го^ро^, нио-'аїкоС, ьедриз-ксг-слгл, mvci^J:": к г илоса ''сахгдес/' Есднзсть сьэ«х героев Лбсьо ксобркает

Счастье, богатстве; к !::::•■:, ї::- tov.'o по особому пр.-:гл?д>.'і-::-і:с,

Хоть я потяжеъ с дгумг: рука:,!:;, я:; g-j vro не подаі\.лут.

Діодссро;-і;ч;;і пере;»;;/

absHspry?. cree горе о потере откгкггет в vsxoít фзриз:

См-зргь ютбялаеь в ас ore кука сільнсь ;;с ни.

Дсрзюд КО C-f.JCT.--lf

йдв ас, о С'ЄСс.-.г.-.'слгкЕіос-.;: гогорктсл: "поз vsor сло-

Б опоег.х ьгродПі-'х ics^poi; посюелш-:, погоЕОраи. фройєаяогй-чс-сгйга обороіи сочс:а^тсл і- ^с:-:с.і'Є. Н.-::оторі;г

кия АбЗгзе у С&х.::<г. з^осл^д^л-з:;;; ІПГ.ЛІ; с^'дг.^родичг-'.; кр;'лигіл"; кгрзздкеямк. іїйярі.кзр, 'Вед-:ос-:ь - о'аслр'Гйкя:-. пустыня - 'Не су.зг про ií ir. ко л ро^г^ьгСій" s "feu'-U-'s :: д,Л:;г-'.-;ч-у с:;о*а-г.г»іішдс дорог"',

Дггсссрїскї mjc.Tcpssser ve госясд<!~5лл кс-дзйро-

со2і.їс:-45сго редакт«ровг.к/:г. кз-герл ьй.-ркчсг'іс.5. ь uno се "еадг-дитр0. Сраи;:;вая еп: єгроі-а с кгїі'кнї::.; и ч.;^,. когс^ый і'^'і оеп:-.-

сай к Б::¿CC СТ./ ЙЗ УСТ CaUCVO LViOpS-Atítitiaa 'шїае-г-ся "íoce.ttkofvitb ос!ір;:'нег: г.рогсгздсжя. З езя-ч- с эта.:

диссерггнт, укаот^ая не отсідє.тєлі.'.^з посі:-здст-г.іп нсу^еслиого треооі.сг:;;я к народны- сгьъси кеі:зме;;но пцидер..?!: есться і;о;-;:.с,'н;;еі;!-4cct:;;xt гте::ствчес»ж гзгл «;до з, считает, чі:о ари изучен1.!:-: лх кульТУРНОГО КЙ&.'СД/ІЯ СЛЄД/сТ рукОЬОДСТьОІАТЬСГі КОЩЙ ОСІЗДСДЄГІЯЄМ.

Единство наїкояьлкмгс « кягьда£-ц;:оио.'аного s тілренйг^

К£?ОДНЫХ E._¡;pCB СГіОССО'СТЬОEílT.K COBCplS'.iC :Т202И-ГЛа ХУДОЖЗСГЕгиКОЙ хярася^сгьиэста их прояосоден::й, пахия;:: на vos/a, высокую сту-. пень 'ях" остетгчасиий, ::;апрок-;й ypa-jtro. Пройз^едоіг.із народного искра ї^дєубергепп "Крсеавзца Кбкарья" из'одстййтяет собой яркий образец' надаоиаямзого фольклора и гсзи'^ймиэсть восточной поозки. Е^ргаая впогей разказг&аШ осдра о .дргсо*, око представляет собой таксе ценное творьчие, которое покусала кгх кг яадонл, с-озаогнсс-т;; богатого т дорийского ¡-сстйрсгЕО сигцу.а.

В работе «a ochoss «іелиза роіяаа в cr.jx£x "іСрасешца г&- • їсарья" шквдяа'гс.ч корта творчества 'ü:.ioytíeprcv:s. с народлам фолькло-

- 21 -

pou и опять ze еге интерипгґ/ональнкЯ пріос - "tiy.p изначально сстворем для 2сех!я.

"Кгшсьзица У.акарья" - пример високого достижения интернационального духа и художественного мастерс.твп псира.

Диссертант вьісказиьарі" унєниз по погоду дискуссии^ о жз:;ре прои?бєд(-н;ія. Не основе соотносит льного анэли-я с романами ч стихах ГдГ:рОгіа "Дон Syau", "ЧаРпд Гяролд", "Benno", Л.С.Пушкина "ЕвгениГ- Онегин", Мирмухсика "Зиед и ЛдиЬа" и т.д., "Краса-ви!V' "акарм:" Тиле.уборгена, диссертант поддерживает определение жанра своего произведения сакого автора /Роман в стихах/.

излагаются оскорные гывэдн дкеезртационного

исследования.

Творче саго Ыусагга, Дабялова, С.Нурымбетова, Т.Дхумзчура-тоьа явившись захзномкршг.! следствием литературного процесса, вобрало в себя р'лосиїскуіс, і;рягсті»с-нно-згзї«гские, зстетичєсхиа яоззрочия »«рода. СЬисырая сугубо национальную ?.изг?ь, очи ут-РнряДЗЛИ ОбЭД'чеЛСге'-ЧСККе кенноегд.

Тяаючгстуэ народних гаироь, основанное на нециональных'трз-дгчярч-бояьиое лятграг/рное яг-тснае. 3 отлииие еаокплини пгатов она баяй кэ отселяя фольклора, з т о -х> ppfiMji она л гаялись п;£дс?&пя?<глгеи пвсьмгчной литера гури, аанялве? дс.сто:"";ор »г со. Стали коря^с.тми литераvypu,уаетерехи обеспечив органичн-г сочетание нацлонл.тького t: иктеркягг-то:иль-кэге нзчала s сроих т по jäh яж.

2екое-лое ездер^ашїв о^рахе^о в лубликпгипх:

дру,<!?ы .-. хярэ«стдюасг?!8 сод.зтскс.і л::тсра"урз. ЛЬ r-pj"r-pe тэдрчества Т.Дзуиа'/урагмгэ/, Тг.зиси дя гладе з и '¡sefejs-наг. H>:fyc/lÇ^. С. 139-140.

Народності и ядоя гдеа^и ь ?пэсе "Нахяднр" А.ДаЗкдовп. '•'£гес::гяы Х'Ш-о 1 нзутео-тк^та^гокеЛ конференции тзрофасоорсяо -•іп«»подарательг'<сгэ cocían» iiii. Нуку"» 1933. С. 122-11:7.

3.*iíof» «f»p;-.i, цої'п емгт Октября'" /Амадарья. Нукус, С. 'С.ІС5-ІІ/7.

Зпкчег-:::г игкзняя ¡:зродиігх ev,7t-ob в традиционная козти-ко. //^.•и.УдаГ'Ьч- Дїнус, !?92,.r 6.C.ÎH-.. US..

■ Б Р»?С:ЇУ6ЛИКЗІІС»О»Х газетах: '

о І--2Г.:МЗСБЛЗЬГ, лстгратур. *Ссгг? І'З^/І»•(вляй^с«»«/'» »•- гз /итг/.

Ї.См.їсо-т т , 1024.Б.295-2f,ô.

- 22 -

2.Стили которые напли отклик в сердцах, "Ечкин ¿^арак;ал-па^стан". 1392, 12 /159Г.1/.

3.Национальное и интеркакиональноз в эпосе "Еахадар". "Еркин Кара кал пг^стан". 1992, 36 /15955/.