автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Национальное и профессиональное в творчестве художника (на материале художественного творчества народов Северного Кавказа)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное и профессиональное в творчестве художника (на материале художественного творчества народов Северного Кавказа)"
* О •
\ ^ •• •'
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
БАШЛАЕВА Муслимат Сагитовна
НАЦИОНАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА (на материале художественного творчества народов Северного Кавказа)
Специальность 09.00.04 - эстетика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 1996
Работа выполнена на кафедре эстетики философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Мигунов A.C.
Официальные оппоненты: -доктор философских наук, профессор Кулаев Казбек Владимирович - кандидат философских наук, доцент Попов Александр Сергеевич
Ведущая организация - Академия сферы быта и услуг
Защита состоится " " июня 1996 г. в 15 час. на заседании специализированного Совета /Д 053.05.21/ по философским наукам в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова (Москва, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, 11-й этаж, ауд. 1157).
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ.
Автореферат разослан " " 1996 г.
Ученый секретарь специализированного Совета
Кузнецова Т.В
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ АКТУАЛЬНОСТИ
Культура в целом и важнейший ее компонент. - произведение искусства - в равной мере испытывают на себе влияние национального и индивидуального. В художественном творении мы более всего замечаем и ценим почерк или манеру любимого художника. Творческий почерк или манеру, как отличительные особенности работы каждого конкретного художника, мы обычно связываем с тем, насколько художник владеет материалом и формой своего будущего произведения. Гораздо реже в эстетике и искусствознании ставится вопрос о национальном и этническом своеобразии творческого процесса. Между тем, национальные и этнические корни питают культуру и искусство с самого начала. Существует множество аспектов этой сложной, запутанной, но чрезвычайно актуальной проблемы. Это можно легко показать на примере взаимоотношений культуры и этноса.
Чаще всего за основу этнической идентификации принимают не всю совокупность культурных черт, определяющих национальную специфику культурного явления, а язык и религию, как обладающих наибольшей этнической нагрузкой. Однако, зачастую несколько разных народов обладают общим языком, например, испанским (мексиканцы, аргентинцы, кубинцы, сами испанцы и др.). Есть и такие случаи, когда части одного этноса говорят на разных языках. То же самое можно сказать и в отношении религии. Ислам является религией мусульманских народов, но сколь разнообразны их культура и искусство.
На уровне пространственной и временной локализации этнокультурного генезиса Кавказ занимает особое место как древний "очаг" распространения культуры с востока на запад и с юга на север. С Кавказом
связано становление "столпов" европейской и мировой культуры -греческой, римской, романской. Указание на кавказские корни протоантичной культуры этрусков, басков, иберов подтверждаются многочисленными примерами из области мифологии, быта и экономики. Так, металлургия, во многом определившая облик культуры кавказских народов, получила отражение и в некоторых классических мифах (например, воспевание огня в мифах о Гефесте, Прометее, Весте).
Большие перспективы открывает перед исследователем осознание пограничности Кавказа, как своеобразного "востока - запада". Данное обстоятельство во многом определило интерес крупнейших русских художников XIX в. к этому краю. Кавказ представляет большой интерес и как художественный образ (Кавказ - поэтический в культуре Европы и России) и типологический (близость русской культуры, сформированной на христианской основе).
Диссертация посвящена анализу 'тно-культурных процессов, места и роли творческой индивидуальности в искусстве на материале художественной культуры народов Северного Кавказа. Данный регион необычайно богат самыми разнообразными видами художественной и эстетической деятельности. Здесь у разных народов широко представлено устное и письменное литературное творчество, эпос, лирика, произведения прикладного искусства, музыка и архитектура. Северный Кавказ дал России деятелей культуры, науки и искусства, известность которых вышла далеко за пределы своей Родины. Среди них известные музыканты В. Дударова и Ю. Темирканов, легендарный танцор . и хореограф Махмуд Эсамбаев, писатели Р.Гамзатов, К.Кулиев, Ф.Искандер.
Выбор темы диссертационного исследования обусловлен рядом причин.
Во-первых, этно-национальное и индивидуальное в художественном творчестве до сих пор не рассматривалось а качестве предмета эстетического исследования на материале творчества народов Северного Кавказа.
Во-вторых, Северо-Кавказский регион' представляет собой чрезвычайно ценный объест исследования сточки зрения множественности зтно-культурных групп и одновременного присутствия различных религиозных верований (язычество, христианство, ислам). Данные обстоятельства позволяют на столь богатом материале прогнозировать яркий тип творческой индивидуальности.
В-третьих, как известно, Северный Кавказ представляет собой сегодня одну из наиболее "горячих" точек России. Собранный материал и выводы, содержащиеся в диссертации, в какой-то мере воспроизводят тип личности северокавказца (темперамент, уровень эмоциональных реакций, стиль поведения) и позволяют прогнозировать поведение такой личности. Таким образом, диссертация представляет собой комплексное исследование на стыке эстетики, психологии и социологии, целью которого является построение этно-культурной модели личности в искусстве.
Степень изученности проблемы
Культура и искусство Кавказского региона оказались предметом пристального изучения еще в XIX в. Можно назвать имена крупных ученых XIX в., внесших значительный вклад в это изучение. Прежде всего, это А. Берже, много занимавшийся археологическими исследованиями северокавказских территорий1 и внесший значительный вклад в изучение
1 Берже А.П. Этнографическое обозрение Кавказа,- С.-Петербург, 1879 г.
нравов, обычаев, культуры и искусства чеченцев.1 М.Ковалевский2 и Ф. Леонтович3 также известны своими работами по исследованию различных особенностей этноса, обычаев и верований данного региона. Много интересных наблюдений над обычаями и верованиями северокавказских народов можно найти в исследовании В. Миллера4.
В настоящее время интерес гуманитарной науки к культуре и искусству, самому человеку Северного Кавказа не ослабевает. Следует отметить труды дагестанских ученых Г.Г.Гамзатова, Г.А.Султановой, М.А.Якубова, З.А.Гейбатовой-Шолоховой, Ф.Дж.Магомедова,
Д.М.Магомедова, Р.Михайловой и др. Эти ученые, не исследуя непосредственно эстетическую культуру народов Северного Кавказа в целом и эстетическое сознание в частности (как элемента эстетической культуры), на большом фактическом материале показывают генетическую и типологическую общность литератур народов Дагестана, смену художественных методов, опыт культурного строительства в Дагестане, последовательно анализируются важнейшие этапы историко-художественного процесса, становление и развитие театра и драматургии, музыкальной культуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Автор при исследовании данной проблемы опирался на работы этих ученых. Исследованию данной проблемы помогли книги М.М. Бекижева, М.Н. Герандокова, Х.И. Бакова и др.
1 Берже А.П. Чечня и чеченцы.- Тифлис, 1858 г.
2 Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе.-М., 1890г.
3Леоитович Ф.И. Адагы кавказских народов.- Одесса, 1883 г., т.2.
4 Миллер В. Сборник материалов для описапия местностей и племен Кавказа.-Тифлнс, 1893 г.
Есть работы обобщающие, теоретические, посвященные проблемам соотношения искусства и религии. К ним относятся прежде всего труды ученых Е.Г. Яковлева, Д.М. Угриновича и др.
Цели и задачи исследования.
Основная цель диссертационного исследования состоит в попытке выяснить степень влияния этно-национального и индивидуального в типологии творческой личности. Богатый исторический, этнический, культурно-художественный материал Северного Кавказа открывает перед исследователем большие возможности в реализации этой цели. Конкретными задачами исследования, обусловленными основной целью, были следующие:
- выявить основные этно-культурные детерминанты творческой личности в искусстве;
- показать различие персонального и трансперсонального уровней в творчестве художника;
- показать, как связаны между собой героический эпос, как культурно-художественное явление, и национальный характер;
- выявить признаки устойчивости этноса на материале творчества писателей.
Методологическая основа диссертации.
В качестве методологической основы диссертации автор избрал сравнительно-исторический метод исследования, который помог сопоставить культуру и искусство Северного Кавказа и русскую культуру, мусульманский этно-культурный тип личности в искусстве соотнести с христианским, поставить вопрос о четырех типах творческой личности;
западный, латино-американский, восточный (мусульманский) и дальневосточный (буддийский).
Изучению проблемы этноса и национальных культур способствовало знакомство с последними исследованиями генома человека на стыке философии, биологии, этнографии в работах A.A. Баева, Л.Н. Гумилева, П.П. Горяева, Т. Шилова, А.Г. Агаева, С.А. Арутюнова, Г.Д. Гачева и др.
Типология культур, этно-культурный тип творческой личности и многие другие проблемы современной культуры рассмотрены в содержательных трудах авторитетных ученых: Л.М. Баткина, B.C. Библера, Д.С. Лихачева, И.К. Кучмаевой, Ю.М. Лотмана, В.М. Межуева, З.С. Маркаряна, Н.С. Злобина.
В качестве методологической основы автор диссертации рассматривал труды выдающихся русских ученых: H.A. Бердяева, Н.С. Булгакова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, И.О. Лосского, B.C. Соловьева и др.
Формированию концепции диссертации способствовало знакомство автора с трудами современных философов, эстетиков, искусствоведов, психологов, также много сделавших для изучения современных культурно-художественных процессов. Среди них: В.Ф.Асмус, Е.Я. Басин, М.М. Бахтин, В.В. Бычков, Е.В. Волкова, Л.С. Выготский, А .Я. Зись, В.П. Крутоус, А.Ф. Лосев, Е.Г. Яковлев.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- впервые в эстетике проблема национального своеобразия и творческой индивидуальности в культуре и искусстве рассмотрена на материале народностей Северного Кавказа.
- материал мусульманского в целом и, в частности, северокавказского эпоса рассмотрен в тесной связи с национальным характером.
- прослежена связь художественных традиций в контексте современных этнокультурных отношений на Северном Кавказе.
- введено понятие "устойчивости" этноса в связи с анализом творчества северокавказских писателей - эмигрантов.
- предложена этно-кулыурная типология творческой личности в искусстве.
Научно-практическая ценность работы заключается в том, что материалы, положения, обобщения и выводы ее могут быть использованы для разработки спецкурсов и лекций по истории и теории эстетики философии искусства, теории и методологии современного искусствознания, социологии и психологии искусства.
Отдельные результаты исследования могут быть включены в лекции по проблемам типологии (исторической и региональной) искусства, его восприятия и оценки на основе различных по регионам эстетических вкусов.
Выводы диссертационного исследования могут быть использованы при сравнительном анализе различных направлений и различных регионов современного искусства, при выявлении междисциплинарных связей эстетики, теории и истории искусства, психологии художественного творчества, а также способствовать дальнейшему решению современных проблем эстетики и искусствознания.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова 13 мая 1996 г. и была рекомендована к защите. Основная идея диссертации изложена автором в двух публикациях.
Структура и объем диссертации. Структура диссертации определяется целью, задачами исследования и самим исследуемым
материалом. Диссертация содержит 145 страниц машинописного текста. Состоит диссертация из введения, двух глав и заключения. В конце работы дается также библиография.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, его новизна, выносимые на защиту концептуальные положения, теоретическая и практическая значимость.
Во введении диссертации подчеркивается, что впервые в истории нашего отечества сложилось ситуация, при которой так называемые малые народы получили действительную свободу выбора пути, по которому сни могли бы дальше развиваться. Обнаружилось, что реальных направлений на этом пути всего два: вернуться к первоистокам своей национальной культуры и попытаться восстановить все, утраченное за годы и десятилетия вынужденной несвободы, а затем развивать свою культуру дальше. Второй путь - расстаться со всем, что не соответствует обстоятельствам современности и войти в мир новой реальности. В диссертации показано, почему народы преимущественно выбирают первый путь. Здесь же, во введении диссертации показано, почему Кавказ явился для мировой культуры древним очагом распространения культуры.
Глава I "Этно-культурные детерминанты творческой индивидуальности в искусстве" посвящена сравнительному анализу культур разных регионов на основании существующих этносоз, национальностей, мировых религий.
Уникальность художественного творения связана с индивидуальностью художника. Однако, любые попытки выяснить мотивы
творчества художника, аромат его образов и ценностных ориентиров - все это обречено на неудачу, если исследователь не сумеет выйти за пределы феноменального, не коснется так или иначе трансперсонального пласта творчества художника, к которому диссертант относит общекультурные представления, мораль, религию, национальные и этнические черты, растворенные в художественном произведении.
Но и это не все. В работе показано, что индивидуально-творческое в искусстве раскрывается не только на трансперсональном уровне общечеловеческих ценностей. Не менее важную роль в выявлении яркой творческой индивидуальности играют этнический и национальный признаки. Но так сложилось в нашей отечественной истории, что еще в недалеком прошлом национальное и этническое подменялось классовым, а сейчас чаще всего на месте национальных черт личности можно видеть общечеловеческие.
Между тем, национальное и этническое являются естественным, органическим фундаментом, на котором формируется будущий художник, всегда остающийся связанным с этими основаниями невидимыми нитями. Какие черты и признаки национального колорита приобретают характер общечеловеческих, как происходит такой отбор - это задача многих исследований. В какой-то мере пролить свет на данную проблему является задачей настоящей диссертации. С самого начала в диссертации утверждается, что существует прямая зависимость между масштабами признания художника, никогда не теряющего свой национальный колорит, и общечеловеческими ценностями. На классическом примере В. Шекспира показано, что национальный окрас его произведений, ставших мировыми ценностями, сохранился ровно настолько, чтобы не войти в противоречие с колоритом итальянской национальной культуры ("Ромео и Джульетта"), или
культуры северо-африканского региона ("Отелло"). Для исследователя представляют интерес так же случаи ослабления национальных признаков в том или ином общепризнанном художнике. В западно-европейской живописи XX века П.Пикассо и С.Дали, увлеченные изобретением оригинальных методов творчества (кубизма - у Пикассо, "параноидально-критического метода" - у Дали), почти не демонстрируют признаков своих национальностей. В целом, в диссертации подчеркнуто, что касаясь соотношения национальности и этноса можно сказать, что этническое выступает как часть национальной культуры, которая воплощает ее специфические черты, отличающие ее от других национальных культур 1.
Этническое - это нижний слой национальной культуры. Можно согласиться сточкой зрения, согласно которой люди могут не замечать этот очень устойчивый слой, скрытый в глубине сознания, но он заявляет о себе со всей мощью и бескомпромиссностью, если на него начинают покушаться.
Этно-культурные детерминанты в сфере художественного творчества в диссертации разделены на макро- и микроуровневые. К макроуровневым отнесены важнейшие культурные регионы планеты, имеющие свой особый колорит. Так, можно выделить четыре основных региона, представляющие на сегодня различные типы функционирования культуры: Западный, Латино-Американский, Восточный (мусульманский) и Дальневосточный. Внутри каждого из них существует множество национальных культур, в рамках которых творит художник.
Как показано в диссертации, первый макро-уровень образован не по признаю/ религиозного характера. Скажем, северо-американское и латино-
1 Бромлен Ю.В. Очерки теории этноса. М. Наука, 1984.
американское искусство сегодня во многом различны, но напрасно искать корень этих различий в области вероисповедания: и там, и здесь ведущими являются христианские конфессии верующих. Если же обратиться к культуре и искусству исламских народов, с одной стороны, и культуре классических: Китая, Индии, Японии, то различия по религиозному признаку здесь окажутся более значительными.
В первой главе диссертации показаны далее следующие культурно-психологические черты, свойственные народам северо-кавказского региона, определяющие поведенческие модели, культуру и особенности творческой деятельности:
1. Закрытость для внешних связей и влияний. В значительной степени благодаря наличию жесткой системы условностей и запретов (кланово-родовая система в Чечне, Ингушетии, Дагестане) мусульманские народы сохранили свой язык и этно-культурную самобытность.
2. Персистентность. Северокавказские культуры в целом можно охарактеризовать скорее как застывшие (персистентные), чем как динамичные. Консерватизм определяет их высокую приверженность к традиционным укладам, устойчивую межплеменную связь, определяющее значение канона в художественном творчестве.
3. Регламентированность. Северокавказские культуры характеризует стабильная система ценностей, устойчивость поведенческих стереотипов. Здесь высока значимость иерархии, старшинства, власти, таких особенностей поведения, как послушание , конформизм, покорность. Характерной особенностью является также стремление в любых случаях избежать неопределенности. Случаи отклоняющегося от нормы поведения порождают агрессивность.
Многочисленные страдания, преследовавшие северокавказские народы с XIX века, порождают не только отчуждение, но и прямо противоположное: чувство сострадания к слабым, душевную отзывчивость и доброту. В русской литературе это прекрасно показал М.Ф. Достоевский. Это же полностью характеризует культуру и характер северокавказских горцев.
В конце первой главы отмечается, что в задачу диссертационного исследования не входило показать решающую роль, которую составляют этно-культурные детерминанты в творчестве художника. Вместе с тем, специфика искусства такова, что художник, постоянно их ощущая, тем не менее поднимается в своем творчестве на более высокий уровень, где одинаково интересными и важными становятся общечеловеческие эстетические принципы и нравственные оценки.
Глава И. "Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в культуре и искусстве народов Северного Кавказа" посвящена анализу конкретной художественной практики северокавказских народов.
Проблемы национального и общечеловеческого всегда волновали умы философов, деятелей культуры и искусства разных народов. Интерес к ним заметно возрос в наше время, когда стали сменяться идеологические ориентиры в пользу гуманистических, общечеловеческих ценностей. Прогрессивные мыслители вопросы национального своеобразия искусства соотносят с историческим прошлым и современным бытием нации. В диссертации подчеркивается, что вопросы национальной самобытности искусства всегда нужно проецировать на историческое прошлое народа, на его традиционную культуру. Как и сама жизнь нации, национальная
специфика всегда переживает процесс динамичного движения и обновления, который и запечатлевает ярко произведение искусства.
В прошлое десятилетие наука рассматривала преимущественно вопросы общечеловеческого, отодвигая на второй план вопросы национального своеобразия искусства. При этом чаще всего под общечеловеческим понималось то, что нивелировало национальное. Общечеловеческое и национальное нередко противопоставлялось. А между тем эти явления находятся в диалектическом единстве и разрываются они лишь при абстрактном анализе. Научное рассмотрение этих емких категорий, говорится далее в диссертации, должно идти с помощью добротного эстетического анализа, а не с точки зрения традиционных политических формул. К сожалению, общечеловеческое нередко определяют по ставшим общими местами формальным признакам, что по своей тематике обращено ко всем: это и дружба народов, идеи общности людей, борьба за мир, за сохранение окружающей среды и т.д.
В прошлые десятилетия в нашей науке было приложено немало усилий для того, чтобы "возвысить", "приподнять" общечеловеческое над национальным. Вполне очевидно, что нельзя ослаблять вопросы интернационального воспитания, однако их следует вести в органичном сочетании с изучением национального. Возможно, имевшее место противопоставление общечеловеческого национальному - одна из причин заметного обострения национальных отношений в наше время, когда приходится ускоренно преодолевать разные формы невежества: незнание многими родного языка, своей культуры, обычаев, культуры и языка других народов.
В диссертации показано, что проблема национального и интернационального затрагивалась в некоторых работах, опубликованных
в конце 50-х и в начале 60-х годов 1 . Чаще всего в проблеме "национальное и общечеловеческое в искусстве" рассматривается лишь вторая часть заявленной темы. А вопрос о национальном своеобразии искусства теряет свою самостоятельность, оказывается подчиненным другой такой же важной проблеме общечеловеческого в художественном творчестве.
Можно считать, что в недавнем прошлом северокавказские ученые: философы, искусствоведы, литературоведы, как и все остальные ученые СССР, испытывали на себе идеологический гнет тоталитарной пропаганды, заставлявшей нивелировать тонкие черты и особенности национального характера в искусстве в угоду классовому и идеологическому штампам.
В диссертации делается вывод, что наиболее полно сумели показать национальный характер в своих произведениях писатели, пришедшие в литературу в советское время. Это - Расул Гамзатов, Тембот Керашев, Кайсын Кулиев, Мусса Батчаев, Халимат Байрамукова, Шайхи Арсанукаев, Апим Кешоков, Аскер Евтых, Айдамир Айдамиров, Магомед Мамакаев и др.
Примечательно то, что национальное своеобразие наиболее отчетливо проявилось у писателей первого поколения, творивших в 20-40-е годы. Писатели первого поколения, несмотря на сильное воздействие на их творчество идей пролеткульта и вульгарной социологии, были более тесно связаны с первоисточником - с национальной конкретикой, с этнографией и историей, ближе находились к фольклорным истокам.
1 Имеются в виду Теунов X. Национальное и иитерцашшиалыюе в литературе.// "Дон" N 8, 1959 г., Хапсироков X. О национальном своеобразии.// Литература адыгских народов. Брошюра. Черхесск, 1960 г и другие.
В последующие периоды развития новописьменных литератур северокавказских народов усиливается субъективная роль автора, растет удельный вес его творческой индивидуальности. При этом черты национального своеобразия не исчезают, они как бы уходят вовнутрь творчества и найти их на поверхности становится все сложнее.
Следующий вывод настоящей диссертации состоит в том, что в научных исследованиях, посвященных проблеме национального и общечеловеческого , ученые чаще всего обращаются к прозе. Это и понятно, и, во многом, закономерно: национальную самобытность легче обнаружить в развернутых этнографических описаниях, а черты национального характера удобнее проследить в конкретных персонажах прозаического произведения. Гораздо труднее исследовать в данном аспекте поэзию, особенно лирику, ибо лирика не дает эпически развернутой картины национального бытия. Как известно, она не описывает и не повествует. Лирика прямо связана с субъективным видением автора: ее основным средством является форма передачи внутреннего мира лирического героя и сила поэтического самовыражения.
Весьма велика роль творческой индивидуальности в литературном процессе. Эта мысль хорошо развита в капитальных трудах М.Б. Храпченко. Такие крупные творческие индивидуальности, как Али Шогенцуков, Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов, Тембот Керашев, Алим Кешоков, Аскер Евтых, Раиса Ахматова, Халимат Байрамукова, Осман Хубиев, Мусса Батчаев, Шайхи Арсанукаев, Магомед Мамакаев оказали огромное влияние на младописьменный литературный процесс всего северокавказского региона. Они хорошо известны у всех народов Кавказа. Их творчество убеждает нас в том, что сила и мощь таланта конкретной
творческой индивидуальности - конкретного поэта или писателя - играют решающую роль в судьбе любой национальной литературы.
На зрелом этапе развития искусства проблема национального характера выходит на передний план творчества как принципиальное требование реалистической художественности. Как известно, в современной науке нет единого мнения о самом понятии "национальный характер". В довольно солидных трудах некоторые ученые доходят до того, что вообще отрицают само понятие "национальный характер", что, на наш взгляд, ошибочно как со стороны теории, так и со стороны практики. Безусловно, исследование проблемы национального характера - дело достаточно сложное и многогранное. Не случайно и возникновение разных точек зрения на этот вопрос философов, этнографов, психологов, писателей.
Некоторые ученые иллюзорно полагают, что художник, развивая, культивируя в себе национальное органично перейдет на качественно новый общечеловеческий уровень. На самом деле национальный колорит художественного произведения либо присутствует, либо его нет. Отсюда и возникает проблема сохранения и бережного отношения к национальным корням искусства. К счастью, наиболее прогрессивно мыслящие исследователи по достоинству оценивают национальное и этническое в искусстве.
Известный ученый ' Г.И.Помидзе, рассматривая проблему национального и общечеловеческого, верно заметил, что "нет общечеловеческого как абстрактной, вечной сущности. Общечеловеческое вырастает на определенной социальной и национальной почве.
Общечеловеческое становится общечеловеческим благодаря этой конкретной почве, а не вопреки ей." 1
Опыт развития искусства показывает, что в основе национального всегда лежит сложившийся художественный менталитет, выработанный в фольклоре и развиваемый в современной литературе. В поэзии северокавказских народов национальная самобытность гармонично сочетается с яркой творческой индивидуальностью талантливых поэтов. Национальное и общечеловеческое в искусстве необходимо рассматривать как эстетические категории. Опыт поэзии и всего искусства северокавказских народностей показывает, что те художники, стиль и манера которых исчезли в произведении, мало заметны, не находят своих почитателей.
Во второй главе диссертации показано, что национально-самобытное - это одновременно и источник и способ существования художественной литературы, оно связано с реальной национальной действительностью, с конкретной этнической средой; оно питается во много м также национальной психологией.
В диссертации сделана попытка разработать понятия "национальное", "национальное своеобразие", "национальная самобытность". Это связано с достаточной конкретностью данных понятий. На их фоне "общечеловеческое", как понятие значительно более абстрактное, разработано гораздо меньше. На самом деле, хотя сама идея "общечеловеческого" безгранична, она приобретает в то же время вполне конкретные очертания у каждого отдельного художника. Современная
1 Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы., М. 1967, с. 101
эпоха - это эпоха интеграции, все более тесных связей экономики, духовной культуры народов. Если утверждать в искусстве только национальное, то нетрудно впасть в национализм и, наоборот, если в ущерб национальному стремиться к общечеловеческому - получаем личность-космополита. Условно можно обозначить путь движения творческой индивидуальности в современном художественном процессе следующим образом: творческая индивидуальность - национальное искусство - мировое искусство. Все три компонента , как в сообщающихся сосудах, взаимодействуют и вэаимообогащаются. Оперативнее всех жанров, например, в литературе, по этому пути движется медитативная лирика.
Индивидуальность творческой личности, положенная на мировой уровень художественной культуры делает художника популярным и в иноязычной среде. Именно высокий поэтический уровень и национальная самобытность вывели на российскую и мировую орбиту Расула Гамзатова; через его лирику читатели России и Европы узнали о высокопрофессиональной поэзии Северного Кавказа. За ним последовали К. Кулиев, А.Кешоков, И.Машбаш, М.Батчаев, Р.Ахматова. Этот важный процесс преемственности талантов будет продолжаться и далее.
В заключении диссертации формируются выводы, обобщающие результаты представленного исследования и очерчивается круг проблем, которые еще ждут своего дальнейшего изучения.
Основное содержание работы отражено в публикациях:
1. Этно-культурные детерминанты творческой индивидуальности в искусстве. М., Рукопись депон. в ИНИОН РАН, 1995
2. Героический эпос и национальный характер. М., Рукопись депон. в ИНИОН РАН, 1996