автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе"
□□316Э775
На правах рукописи
ЮСУПОВ ИЛЬШАТ ФАРИТОВИЧ
НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
22 00 06 - социология культуры, духовной жизни
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
2 г МАЙ 2008
Майкоп -2008
003169775
Работа выполнена на кафедре теории и истории социологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Файзуллин Фаниль Саитович
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор
Петров Владимир Николаевич
кандидат социологических наук, доцент Ильинова Надежда Александровна
Ведущая организация: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.
Защита состоится д? 1» .^а. з_2008 года в /О часов на заседании
диссертационного совета Д 212 001 05 по социологическим наукам при Адыгейском государственном университете по адресу 385000, г Майкоп, ул Университетская, 208, конференц-зал АГУ
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета
Автореферат разослан «/¿» 2008г
Ученый секретарь
диссертационного совета, ?
доктор философских наук ( //•■ •/.¿-¿¿¿-'/^ САЛяушева
1/
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования Радикальное реформирование российского общества в конце XX века после распада СССР отразилось не только на общественно-политической, социально-экономической ситуации в стране, но также резко обострило ситуацию в духовно-нравственной сфере Трансформационные процессы, происходящие в современном мире, демократизация общественных отношений обусловили формирование качественно иной социокультурной системы на основе новых ценностных ориентации, идей, принципов и стандартов, которая стала отвергать прежде устоявшиеся нравственные идеи и моральные принципы общественного развития В этой связи проблемы, связанные с воспитанием человека и формированием его как личности, как никогда вышли на передний план в современной науке и практике
Все это в значительной степени усилило и актуализировало значение таких институтов социализации и формирования личности, как национальная культура и искусство, которые всегда считались основными инструментами формирования высоконравственной личности, поскольку именно в традициях своей национальной культуры человек находит тот стержень и духовную опору, которые возродят его и отгородят от сегодняшней духовно-нравственной «опустошенности»
Наблюдаемая в последние годы демократизация национальных отношений, рост национального самосознания и процессы, связанные с национальным культурным возрождением в полиэтничных регионах Российской Федерации, значительно повысили значение вышеуказанных социальных институтов формирования личности в этническом контексте духовной жизни многонационального российского общества
Национальная культура и искусство всегда поддерживали и выражали духовный и нравственный потенциал народа, без которого существование и качественное духовное развитие как этноса, так и отдельной личности, не представляется возможным и, скорее, утратило бы всякий смысл Известно, что любой народ, который лишен традиций, народного фольклора и искусства, обречен на исчезновение, именно в них сосредоточены многовековые фундаментальные ценности народа, его духовно-нравственный и социально-культурный опыт, который оказывает сильнейшее влияние на внутренний мир человека, укрепляет его духовный потенциал, способствует формированию его личностных качеств
Актуальным становятся выяснение удельного веса национального искусства в общей системе художественных интересов и духовно-эстетических запросов населения Республики Башкортостан, а также определение этнокультурных ориентаций молодежи региона как динамично развивающейся части общества
Республика Башкортостан - полиэтничный регион, поэтому разработка социальных аспектов проблем национальной культуры остается сегодня наиболее актуальным, и дает возможность глубже изучить и рассмотреть вопросы национальной художественной культуры различных народов, проживающих в Республике Башкортостан, и наметить конкретные пути их дальнейшего развития
Актуальность настоящего исследования определяется также и тем, что большинство аспектов данной проблемы практически до сих пор не были предметом специального теоретико-методологического и социологического анализа в научных кругах Республики Башкортостан
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, охватываемые темой диссертации, изучались представителями различных наук- социологами, философами, искусствоведами, музыковедами, культурологами, историками, педагогами, этнографами, фольклористами и др
В зарубежной и отечественной научной литературе представлены многочисленные методологические и теоретические разработки проблем взаимодействия искусства и общества По данной проблеме существуют многочисленные подходы социокультурный, философский, искусствоведческий, этнологический, психологический, педагогический и ДР
В зарубежной обществоведческой науке уже с XVIII века в работах исследователей (И Гердер, Ш Монтескье, Э Таймп, Г Клеми, Л Уайт и др) начал складываться этнологический взгляд на культуру
Особый интерес при разработке темы нашего исследования представляют работы отечественных ученых советского периода, а также современных российских исследователей по проблемам художественной жизни общества, значимости искусства как социального феномена в становлении и формировании человека как личности
Социальная природа и социальная значимость искусства представлена в работах таких исследователей, как А Луначарский, М Коган, А Куклин, Н Киященко, Н Лейзеров, Е Волкова, Ю Фохт - Бабушкин, Ю Капустин, Ю В Перов, Ю Давыдов Особое значение для нас имели работы А Сохора, труды которого можно назвать теоретиче-
ским фундаментом отечественной социологии искусства и художественной жизни общества
Значительную помощь при разработке данной проблемы оказали труды зарубежного западноевропейского исследователя в области социологии и философии искусства Т Адорно, А Банфи Среди современных отечественных исследователей следует особо отметить работы Е Ладенкова, В Сергеева, В Холоповой, Е Дудкова, В Жидкова, Ю Осокина идр
Исследования Г Ломидзе, А Егорова, К Гизатова, Е Зингера, Н Шахназаровой и мн др посвящены национальной специфике искусства, его социальной и общественной значимости, в которых широкое распространение получили такие понятия как «национальная специфика искусства», «национальные особенности искусства», «национальная форма искусства»
Различные подходы к сущности этнической культуры (философский, культурологический, искусствоведческий, этнографический, исторический и др ) нашли отражение в работах современных исследователей В Добрыниной, Л Ионина, Л Закса, Л Выготского, А Флиера и др
Среди современных исследователей большой интерес для нас также представила работа ЛИ Михайловой «Социодинамика народной художественной культуры детерминанты, тенденции и закономерности», где затронуты актуальные проблемы социального характера национальной художественной культуры в современных условиях развития России
Философские проблемы теории и практики национальных отношений, и в частности, вопросы национального сознания и самосознания, проблемы развития национальной духовной культуры, широко рассмотрены учеными Башкортостана Они нашли отражение, в частности в исследованиях А Р Абдуллина, Д Ж Валеева, Р М Валиахметова, А X Вильданова, Б С Галимова, И Г Галяутдинова, Дж М Гилязитдинова, С А Галина, И И Зайлалова, А Я Зарипова, Р И Ирназарова, А В Лукьянова, Л И Нагаевой, 3 Я Рахматуллиной, Р А Султангареевой, Р М Тухватуллина, Ф С Файзуллина и мн др
Объектом исследования является искусство как социальный институт формирования личности
Предмет исследования - национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе
Цель исследования - осуществить теоретико-прикладной анализ особенностей национального искусства как фактора формирования личности в современном российском обществе В соответствии с общей целью ставятся и решаются следующие задачи:
• уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию роли национального искусства в формировании личности в современном российском обществе,
• раскрытие функциональных особенностей искусства как социального института и механизмов воздействия искусства на формирование личности в условиях трансформации общества,
• проведение анализа уровня национально-культурных потребностей населения Республики Башкортостан и запросов на основные виды национального искусства (театральное, музыкальное, художественная литература),
• разработка рекомендаций по совершенствованию механизма воздействия национального искусства на духовное развитие личности
Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой исследования являются принципы структурно-функционального, институционального и системного подходов с использованием методов социокультурного анализа Теоретическую базу диссертации составляют труды зарубежных, отечественных и региональных исследователей прошлого и настоящего в области социологии, социологии искусства, социологии культуры и духовной жизни, философии, социальной философии, этнополитологии, этносоциологии, этики, эстетики, искусствоведения, культурологии, психологии, истории, педагогики и др
Эмпирическую базу исследования составляют:
1) данные статистики Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые отражают основные показатели деятельности учреждений культуры и искусства, Статистические данные Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан и т д ,
2) результаты российских и региональных социологических исследований, проведенных Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан, Центром социально-политических исследований Академии наук Республики Башкортостан, Сектором социально-правовых исследований ИСЭИ УНЦ РАН («Государственная политика в сфере сохранения национальных культур и удовлетворения этнокультурных и образовательных потребностей народов республики Башкортостан» (Уфа 2005) и «Социально-политический портрет моло-
дежи Республики Башкортостан» (Уфа 2006), при участии соискателя, «Молодежь Башкортостана социально-экономический портрет» (2006))
Диссертантом проведен специальный опрос в Чешской республике и в Республике Башкортостан по проблемам потребления национальной культуры, в ходе работы были использованы также некоторые результаты других социологических опросов проведенных в республике
Научная новизна работы и положения выносимые на защиту:
• определена «сущность искусства» как социального института, в котором в концентрированном виде выражается дух социальных отношений, ценности, нормы, которые могут формировать в человеке его личностные качества,
• обосновано концепция о сущности национального искусства как специфического социального феномена, вида духовно-практической деятельности определенного этноса, основу которой составляют историческое своеобразие условий жизни и продукты национального художественного творчества,
• раскрыты особенности механизмов воздействия национального искусства на человека выражающиеся в реализации им (искусством) познавательной, эстетической, воспитательной функции с использованием художественных средств,
• на основе обобщения материалов общероссийских и республиканских статистических данных, результатов социологических исследований, выявлены, основные причины снижения динамики потребления населением продуктов искусства в последние годы,
• разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию уровня национальной художественной жизни в Республике Башкортостан по повышению эффективности воздействия положительных национальных традиций на развитие личности
Теоретическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы данной работы могут быть использованы для дальнейшего осмысления роли национального искусства в социокультурном развитии личности, а также могут стать методологической основой исследования других социокультурных проблем
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть применены в процессе изучения проблем по социологии культуры, духовной жизни, социологии искусства, культуры народов Башкортостана, социальной философии, эстетике, культурологии, этнографии, при чтении лекций и
специальных курсов по общественно-политическим и гуманитарным дисциплинам
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на следующих республиканских, межрегиональных и всероссийских, международных научно-практических конференциях
• Межрегиональная научно-практическая конференция «Межнациональные отношения в полиэтничном регионе проблемы и пути оптимизации» (Уфа, 2005),
• Республиканская школа-семинар молодых ученых «Россия и Башкортостан в условиях глобальных трансформаций» (Юматово, 2006),
• Всероссийская научно-практическая конференция «Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан» (Уфа, 2006),
• Международная научно-практическая конференция «Россия и Башкортостан история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, 2007),
• Международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию ЮНЕСКО «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (У фа, 2007) и т д
Общий объем публикаций автора по теме диссертации составил 3,1 п л
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 187 наименований
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, формулируются цель и задачи, характеризуются научная новизна, методологическая база, ее теоретическая и практическая значимость и апробация
В первой главе диссертации «Методологические вопросы изучения влияния национального искусства на человека» раскрывается сущность искусства как социального явления, выявляются национальные особенности искусства, закономерно влияющие на формирование личности, определяются основные функциональные особенности искусства познавательная, эстетическая, воспитательная
В первом параграфе «Национальное искусство в структуре духовной культуры общества» диссертант отмечает, что искусство как художественное отображение социальной жизни человечества возникло в глубокой древности. Методологический фундамент современного понимания проблем взаимосвязи искусства и общества, формирования культуры личности был заложен еще мыслителями древней Греции, Индии, Китая и др Автор указывает об увеличивающемся в последние годы размахе исследований социальной природы искусства с различных сторон, в частности, в такой современной обществоведческой науке, как социология искусства
На базе широкого круга источников рассматривается и анализируется искусство как социальное явление Разделяя мнение Н П Скурту об искусстве как «форме общественного сознания и средстве познания, и отрасли духовного производства, и способе самовыражения личности», автор определяет что искусство - это специфический социальный институт, важнейший регулятор духовно-практической, социальной деятельности общества, основу которой составляют продукты художественного творчества человека
Рассматривая проблемы сущности искусства, диссертант подробно затрагивает и вопрос о взаимоотношениях художника (создателя искусства) и социальной среды Отмечается, что «творца» искусства, художника можно назвать поистине «социальным генератором» искусства и в его творениях непременно отображается и обнаруживается социальная действительность В работе учитывается и этническая принадлежность художника, которая играет немаловажную роль в его творчестве В диссертации подчеркивается, что художник, деятельность которого отвечает его высокому статусу, является преемником и продолжателем духовных традиций своего народа, носителем его ценностного сознания Художник, проживая в условиях определенной этнической общности, старается «улавливать» и выражать в своем творчестве ту национальную особенность, что в искусстве присуще его народу Осваивая специфическую духовную культуру своего народа - его музыку, художественную литературу, изобразительное искусство, хореографию, он воспроизводит ее национальное своеобразие с помощью различных художественных выразительных средств В результате в нем активно формируется «национальный характер творда»
При этом диссертантом отмечается, что «творец», как правило, не ограничивается художественным материалом только своего народа, а создает произведения и на материале других народов, оставаясь при
этом подлинно национальным художником, композитором, поэтом или писателем Особую важность по мнению диссертанта приобретает не только то, на каком материале художник «своего или не своего» создает свои произведения, но и то, как отображает в своем творчестве национальные архетипы восприятия общечеловеческих проблем, например, творчество таких литературных гениев, как Л Н Толстой, Ф М Достоевский
Диссертант приходит к выводу, что сущность искусства как социального явления заключается в том, что в нем в концентрированном виде выражаются некий дух социальных отношений, его ценности, нормы, требования которые могут формировать в человеке его личностные качества и его достоинства
В работе также выявлены и проанализированы национальные особенности искусства Автор отмечает, что укоренившиеся в научной среде в XX в феномены «глобальной», «общемировой» культуры заметно повысили интерес ученых-обществоведов к различным проблемам этнической и национальной культуры, в том числе и к проблемам изучения таких направлений национальной культуры, как национальное искусство Рассматривая такие устоявшиеся в науке понятия, как «национальное в искусстве» и «национальное искусство», автор подчеркивает, что понятие «национальное в искусстве» обладает теми же общими признаками, что и «искусство» как общепринятое понятие, но важнейшим их отличительным признаком все же является присутствие в первом элементов этиичности Во многом это и делает его особенным и уникальным явлением культуры
Автор на базе широкого круга источников обосновывает, что особенности общественно-политического, экономического, исторического развития этноса придают его культуре и искусству неповторимый специфический колорит, а уникальность и своеобразие в известной мере призваны усиливать его практическую регулятивную значимость для человека
Основным компонентом, который отражает характер этнического сознания народа, является его искусство Как и все основные элементы национальной культуры (язык, традиции, обряд, фольклор) искусство народа не в меньшей мере призвано быть орудием развития национального самосознания Именно через искусство передаются духовно-культурный опыт поколений, традиции, общая система менталитета этноса, что играет неоценимую роль в духовном и культурном развитии человека, особенно в периоды его становления как личности Диссер-
тант подчеркивает, что в искусстве «заложено» духовное составляющее национальных ценностей и ценностных ориентации Национальное искусство формирует в человеке особое национально-ценностное сознание, а национально ориентированное ценностное сознание становится личностным свойством человека, в котором и отражены социальные требования к поведению личности
Диссертант отмечает, что проживая в определенной этнокультурной среде, человек не может быть изолирован от тех норм культуры, в том числе и художественной культуры и традиций, которые его окружают, и это своего рода зависимость не может не отразиться на его духовных потребностях, затем уже на его нравственных установках и на личностных качествах В человеке, формирующемся под влиянием национального искусства, в течение жизни вырабатываются определенные стереотипы восприятия окружающего мира, т е определенные установки на восприятие Отсюда возникает избирательное отношение человека к художественной информации Он становится более восприимчивым к художественно-эстетической информации культуры своего этноса Тем самым человек начинает видеть, чувствовать и отличать культуру своего народа, в целом ощущать духовную близость к своему народу и к его культуре Во многом это способствует формированию в нем национального самосознания и его этнической идентификации в этнокультурном пространстве В свою очередь, этническая идентификация личности является одним из основных компонентов национального самосознания Автор присоединяется высказанной в литературе точке зрения, что «Литература и искусство оказывает огромное влияние и на духовный мир, на воспитание, формирование становление его как личности Они формируют у него так называемое «этническое восприятие», когда все явления действительности индивид начинает оценивать через призму культуры своего этноса Такое сравнение и оценка (иногда неосознанное), несомненно, помогают росту его этнического сознания Искусство тем и богато, тем и ценно в воспитании и формировании личности, что несет в себе колорит, дух и своеобразие народа» (А Я Зарипов)
Этническая идентификация через искусство способствует формированию в человеке своеобразного этнического психического склада, пониманию духовной и культурной принадлежности к своему народу, уважению к лучшим традициям и богатствам его неповторимой своеобразной культуры, любви к своей малой родине, которые всегда состав-
ляли неотъемлемые свойства патриотического и гражданского сознания личности
Проведенный анализ дает основание сделать вывод, о том, что национальное искусство как социальный институт обеспечивает развитие неповторимых индивидуальных качеств человека, благодаря которым он способен внести свой вклад в общенациональное и мировое культурное развитие
Во втором параграфе «Механизмы воздействия национального искусства на человека», выявляются функциональные особенности искусства, детально анализируются познавательная, эстетическая, воспитательная функции
Отмечая познавательные возможности искусства, диссертант подчеркивает, что искусство представляет собой особую форму передачи информации, а именно информации художественной Если искусство рассматривать как художественную информацию, то возникает необходимость познания этой информации человеком Любое постижение информации, есть процесс познания, и оно в известной мере непосредственно связано с просвещением человека Познавая и оценивая окружающий мир, человек пропускает его через свое личное восприятие, а восприятие в искусстве - это и есть процесс познания, только в художественной форме
Познавая действительность через искусство, человек видит ее не только в повседневной обыденной форме, как привык он видеть ее всегда, а у него вырабатывается особое, художественное отношение к окружающему миру, в результате он начинает в особо художественной форме воспринимать окружающий его социальный мир Именно благодаря художественному восприятию окружающего мира, в человеке активно начинает развиваться этическое и эстетическое восприятие мира
Познавательные функции искусства в диссертации раскрываются на примере музыкального искусства Здесь подчеркивается значимость музыки в общественной жизни, расширении рамок музыкального искусства в современных условиях Вместе с тем автор указывает на негативные проявления в современном музыкальном искусстве, подчеркивая, что современная музыка становится средством манипуляции общественным сознанием, а манипуляция искусством человеческого сознания «стирает» индивидуальное творческое начало в человеке и ограничивает творческое и духовное развитие человека как личности
Соискатель отмечает важность единства научного и художественного познания «Наука и искусство - это как бы два глаза человеческой
культуры Именно их различие и равноправие создают объемность нашего знания Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям Искусство - форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существу ет сознания с одним полушарием» (Ю Лотман)
Искусство, лишенное познавательного значения и смысла, было бы бесцельным, производило бы бесполезную информацию и не имело бы никакого воспитательного, эстетического, нравственного смысла для человека в процессе формировании его личностных качеств Познавая мир через искусство, человек обогащает свой духовный и нравственный потенциал, тем самым духовно формируется как личность в социальной среде общества Только человек, любящий, знающий и понимающий искусство, может глубоко и всесторонне познать окружающий его мир, а познание окружающего мира есть основа человеческого развития и его социального прогресса Искусство как средство познания играет неоценимую роль в данном процессе
Рассматривая эстетические функции искусства, автор отмечает неразрывность искусства с эстетическим восприятием Восприятие в искусстве, так называемое художественное восприятие - это сложный, многоуровневый процесс, результатом которого является деятельность человека, направленная на овладение произведениями искусства После того, как художественные образы восприняты и усвоены человеком, они становятся мотивирующей силой человеческого поведения, смыслооб-разующими факторами жизни людей, которые способствуют выработке у них нравственных и эстетических идеалов
Одним из высших проявлений эстетической культуры личности является уровень ее художественной культуры, которая выражается в отношении к искусству и миру художественных ценностей Человек с высокоразвитым художественно-эстетическим потенциалом в наши дни способен к более успешному выполнению социальных ролей, что, в свою очередь, способствует совершенствованию в целом производственных, социальных отношений и всей духовной жизни общества Искусство продолжает оставаться одним из важнейших средств формирования личностных качеств человека и его эстетического сознания
Воспитательную функцию искусства, автор рассматривает с позиции художественного воспитания и анализирует огромное просветительское и воспитательное значение для человека художественной литературы На художественных творениях великих русских поэтов и писателей, таких как А Пушкин, М Лермонтов, Ф Достоевский, Л Тол-
стой и т д, воспитывается подрастающее поколение Отмечается роль башкирских писателей XX века, X Давлетшиной, 3 Биишевой, М Ка-рима, Н Наджми, Р Гарипова, Я Хамматова, Р Бикбаева, Р Назарова в формировании нравственного опыта в воспитании гуманной личности Подчеркивается важность национальной художественной литературы, которая по мнению автора, тесно связана с воспитанием, нравственными и эстетическими представлениями народа и способна оказать большое духовное и просветительское воздействие на человека
Диссертант рассматривает роль искусства в патриотическом воспитании молодого поколения Искусство есть средство патриотического воспитания человека, которое формирует в нем любовь и уважение к своей родине, важнейшие положительные качества истинного гражданина страны
Становление и формирование личностных качеств человека неразрывно связанны с получением им образования, а искусство всегда активно применялось в воспитательном процессе в системе образования «Художественное воспитание - это сложный вопрос технического характера, в котором невозможно разобраться без рассмотрения проблемы музыкальных прослушиваний, театра и зрелищных мероприятий вообще, создания и оборудования музеев, не говоря уже о постановке подлинно художественного образования в школах Поэтому достаточно заметить, что решение этого вопроса требует не только ясного анализа и эстетического осознания структуры искусства, но и просвещенного взгляда на его общественную направленность» (А Банфи)
Соискателем анализируется система художественного образования в Республике Башкортостан, отмечается его важность как социального института воспитания подрастающего поколения, функции, которой заключаются в целенаправленном формировании и преобразовании нравственных, волевых, личностных качеств человека, его эстетических вкусов, развитии всей эмоциональной и духовной сферы
Заключая первую главу, автор подчеркивает, что на современном этапе возрастает потребность в практической и социальной значимости искусства Основная роль, которой заключается в усилении и поддержании в обществе духовно-психологического и нравственно-культурного климата и необходимость использования ресурсов искусства как механизма формирования личности в последние годы многократно стал возрастать
Вторая глава диссертации «Проблемы повышения эффективности воздействия национального искусства на развитие человека»
посвящена анализу художественных интересов и потребностей жителей региона и обозначены рекомендации по совершенствованию национальной художественной жизни населения Республики Башкортостан
В первом параграфе «Развитие уровня удовлетворения национально-культурных потребностей как основа повышения воздействия искусства на человека» рассматриваются вопросы удовлетворения этнокультурных потребностей в сфере культуры и искусства в полиэтнических регионах с ростом этнического самосознания народов, проживающих на территории бывшего СССР
Поскольку жизнедеятельность любого человека во многом зависит от качества его окружающей культурной среды, то в полной мере, удовлетворяя свои этнокультурные потребности, человек способен почувствовать комфорт от своего пребывания в обществе, что является немаловажным фактором, особенно в период формирования и становления его как личности «Содержание и острота этнических потребностей во многом определяют характер и динамику этнического развития И это понятно этническая потребность ищет удовлетворения в определенном уровне этничности, стимулирует деятельность, направленную на достижение или поддержание такого уровня». (Б X Бгажноков)
Этнокультурные потребности и интересы всегда выступали и будут выступать структурными элементами этнического сознания А оно, в свою очередь, остается основным признаком этнической идентификации этнической общности
Искусство, как и остальные элементы национальной культуры, служит основным механизмом трансляции этнокультурной и художественной информации во времени, обеспечивая коллективную культурную память этноса
Понятие «этнокультурные потребности» автор определяет следующим образом этнокультурные потребности представляют собой органическую часть общекультурных потребностей общества, специфически преломляющихся и сочетающихся со специфическими особенностями культуры данного этнического образования
Отличие между этнокультурными и общекультурными потребностями заключается прежде всего в том, что у каждого этноса свои устоявшиеся специфические этнокультурные потребности, которые формировались в его сознании веками и тысячелетиями Этнокультурные потребности в основном всегда динамичны и прогрессивны, и по мере развития этнической общности они усиливаются Каждая удовлетворенная потребность ведет к формированию новых потребностей в более
прогрессивных формах Это, в частности, проявляется в эволюции музыкального искусства башкир В недавнем времени у башкирского народа не было потребности в опере в удовлетворении своих музыкально-эстетических потребностей Но по мере эволюции музыкального искусства башкиры, обрели свою национальную оперу, балет, симфонию и т д Естественно, в этом процессе немаловажную роль сыграла и интеграция культур народов (русской и башкирской)
В диссертации раскрывается практическая роль и значение основных видов национального искусства в формировании личности театрального и музыкального искусства, художественной литературы Анализируя широкий круг общероссийских и республиканских статистических данных, результатов социологических исследований, соискатель приходит к выводу, что динамика потребления населением искусства, несмотря на строительство новых объектов культурного назначения не только в республике, но и по всей стране, снижается (см табл 1)
Таблица I1
Деятельность театров Республики Башкортостан (на конец года)
Годы 1990 1995 2000 2002_ 2003 2004
Кол-во профес-х театров 8 10 И 13 13 12
Кол-во обслуж-х театрами, зрит тыс чел 1208,9 819,0 820,6 881,0 878,1 901,8
Кол-во посещ театров на 1000 населения 304 200 196 199 214 221
Экономическая нестабильность, а также социально-политические преобразования, которые происходили в конце XX века, привели к тому, что культура, в частности, высокое искусство, перестали быть опорой социальной жизни общества, что в конечном итоге сказалось и на ее востребованности
Соискатель анализирует результаты социологических исследований, проведенных в Республике Башкортостан, с целью выявления знания молодежью региона элементов своей национальной культуры (см табл 2)
' См Образование, наука и культура в Республике Башкортостан Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республики Башкортостан Уфа, 2005г - 135с
Таблица 2
Знание молодежью элементов национальной культуры2 (в % с учетом национальности)
Театр Башкир(ка) Русский(ая) Татар(ка) Другая
Знаю хорошо 21,1 16,5 166 5,5
Знаю слабо 52,5 50,7 48,4 39,7
Не знаю 23,5 24,6 31,1 43,8
Затрудняюсь ответить 2,9 8,2 3,9 11,0
Музыка
Знаю хорошо 45,3 49,0 36,7 28,0
Знаю слабо 42,4 41,1 49,9 50,7
Не знаю 9,6 5,9 12,1 18,7
Затрудняюсь ответить 2,6 4,0 1,3 2,7
Песни
Знаю хорошо 42,3 43,6 30,7 20,0
Знаю слабо 42,9 45,4 48,9 50,7
Не знаю 3,3 7,7 19,1 26,7
Затрудняюсь ответить 1,4 3,2 1,3 2,7
Во втором параграфе «Пути совершенствования механизма воздействия национального искусства на развитие человека» обозначены рекомендации по совершенствованию воздействия национального искусства на формирование личности
В воздействии институтов культуры, обеспечивающих существование и развитие культуры и искусства, условно можно выделить два фактора внешние и внутренние К внешним факторам относятся роль и значение государственных институтов министерств и ведомств, комитетов и агентств культуры, а также деятельность различных общественных организаций, национально-культурных объединений, деятельность которых направлена на обеспечение и создание базовых условий для развития национальной культуры и искусства, а также на регулирование процессов, связанных с их управлением
Обращаясь к материалам социологических исследований, в частности, к оценке современной ситуации в части удовлетворения этнокультурных потребностей, соискатель приходит к выводу, что ситуация в части удовлетворения этнокультурных потребностей респондентами оценивается как относительно благополучная
2 См Молодежь Башкортостана социально-экономический портрет - Уфа Гилем, - 2006 -С 127-129 Объем выборки составил 1600 человек
17
Диаграмма I
Оценка современной ситуации в части удовлетворения этнокультурных потребностей'' (в % от числа опрошенных респондентов) Эксперты Население
□ Ситуация благополучная
О Скорее как благополучную, чем неблагополучную О Скорее неблагополучную, чем благополучную О Лтгуация неблагополучная В Затруднились ответил.
В последние годы со стороны республиканских властей большое внимание уделяется развитию профессионального искусства, народному творчеству, а также в целом культурно-досуговой деятельности населения. Наблюдается активизация национального телевидения и радио. Все это связано с наличием в республике серьезной законодательно-правовой базы модели национальной культурной политики и успешно проводимой национально-культурной политики в республике, которая масштабно начала проводиться еще в 1990-е годы.
Глобализация и процессы демократизации формируют в обществе новые элементы и стандарты поведения и нормы культуры. В современном обществе «унификация» культурно-исторических форм, стандартизация, распространение различных культурных образцов, ценностных смыслов, нивелировка традиционных ценностей, утрата символического значения произведений национального искусства, размывание субъективной идентичности (исторической, этнической, личностной) обусловливают распространение массовой культуры. И в такой ситуации любая этническая культура становится менее защищенной и более подверженной культурной ассимиляции извне.
Процессы совершенствования культурной деятельности населения зависят не только от внешних факторов воздействия на культуру, т.е. институтов государства, но и во многом от внутренних факторов.
3 См.: Отчет по социологическому исследованию «Государственная политика в сфере сохранения национальных культур и удовлетворения этнокультурных и образовательных потребностей народов республики Башкортостан», Темы№ РБ-08-04 от 30 09.2004, Уфа 2005.
18
Внутреннее развитие и содержание искусства во многом обеспечивают институты распространения искусства и творчества
Совершенствование культурного обслуживания населения учреждениями культуры и искусства во многом зависит от того, как развивается культурная деятельность отдельного человека в обществе, как в этом процессе развивается личность и ее качества, общий уровень и развитие ее духовной культуры Деятельность учреждений культуры и искусства всегда создавала особую эмоционально-чувственную и морально-психологическую атмосферу, в которой личность и общность (этническая) ощущают комфортность своего пребывания в социуме, что способствует расширению коммуникативных связей человека Во многом они выполняют функции социальных институтов культуры, значение которых в обществе невозможно переоценить
В диссертации отмечается высокий уровень культурной инфраструктуры в республике Большинство респондентов (экспертов) при оценке общего уровня обслуживания населения культурными учреждениями Республики Башкортостан по сравнению с прошлыми годами выбрали ответ «повысился» (47,5% опрошенных ответили, что уровень этот повысился, 28,8% - повысился частично, лишь 9,6% опрощенных -этот уровень снизился, и 14,1% - затруднились в ответе)
Рыночные условия развития страны поставили учреждения культуры и искусства на новые, более жесткие условия Практически все они вынуждены отстаивать свою аудиторию и стараться проводить эффективный маркетинг своей продукции Соискателем отмечаются негативные тенденции коммерциализации современного искусства, которая начинает служить не для удовлетворения художественно-культурных, эстетических запросов и интересов населения, а в большинстве случаев для реализации ее коммерческих и рекламных целей К сожалению, в последние годы, где стал срабатывать механизм торговли. Диссертант присоединяется к высказанной в литературе словам, что «законы торговой конъюнктуры становятся препятствием для стимулирования высшего уровня творчества и создания истинных культурных ценностей. Продукция массовой культуры примитивного качества вытесняет народное и специализированное искусства» (Михайлова ЛИ)
Анализируя кадровые вопросы в сфере искусства, соискатель подчеркивает, что для сохранения и развития национального профессионального искусства в республике первоочередной задачей и необходимым условием должно оставаться совершенствование кадрового состава театрально-концертных и культурных организаций республики Снижение престижа профессии работника культуры и искусства продолжает
оставаться главной проблемой культурной отрасли не только в республике, но и во всей стране, что связано с низким уровнем заработной платы, социальной незащищенностью и т д
По мнению автора, несмотря на все условия, высокое служение искусству должно оставаться основным лозунгом человека, который работает в сфере профессионального искусства «культура только тогда живет полнокровной жизнью, когда «верхние этажи» ее здания органически вырастают из «нижних», т е народного духа, а ее интеллигенция (политическая, интеллектуальная, творческая элита) укоренена в собственной «почве», выражает и отстаивает интересы своего народа» (3 Я Рахматуллина)
В работе значительное место занимает анализ роли творческой интеллигенции в совершенствовании культурной деятельности населения Автор подчеркивает, что создателями, творцами искусства традиционно выступала и выступает особая социальная категория людей, образованная и мыслящая часть общества, представляющая его интеллектуальный, духовный и нравственный потенциал, это писатели, художники, драматурги, режиссеры, композиторы, музыканты-исполнители и тд На них лежит большая социальная ответственность за духовное и социально-культурное развитие общества и духовное формирование человека
Диссертант подчеркивает, что важнейшей функцией художественной творческой интеллигенции должно оставаться создание художественных ценностей, которые нашли бы отражение на нравственных, моральных установках всех членов общества По мнению автора, институты распространения искусства и творчества являются важнейшим звеном в системе функционирования культуры и искусства и от их успешной творческой деятельности зависит во многом сама художественная жизнь общества и его успешное социальное функционирование и дальнейшие совершенствование
В Заключении подводятся итоги исследования и отмечается, что данное исследование не исчерпывает всего многообразия и сложности проблем, связанных с осмыслением обозначенной в работе темы
Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Юсупов И.Ф. Национальное искусство как этнический идентификатор личности // Вестник Башкирского университета. - 2007. - №1 -С. 199-200 (входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ).
2 Юсупов И Ф Трансформация национальных форм в искусстве // Россия и Башкортостан в условиях трансформаций Материалы республиканской школы-семинара молодых ученых - Уфа РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. -С 145-148
3. Юсупов И Ф Роль национальной художественной культуры в формировании личности // Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО - Уфа РИЦ БашГУ, 2007 -С 202-205
4. Юсупов И Ф Национальные особенности искусства как факторы формирования личности // Россия и Башкортостан история отношений, состояние и перспективы Материалы Международной научно-практической конференции, посвященный 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России (Уфа, 5-6 июня 2007 г ) - Уфа Гилем, 2007 - С 323-324
5. Юсупов И Ф Опыт социологического анализа образовательной системы в культуре и искусстве Республики Башкортостан // социологическая наука и социологическое образование в Республике Башкортостан Сборник материалов конференции - Уфа РИЦ БашГУ, 2007 -С 258-262
6. Юсупов И Ф Опыт социологического анализа удовлетворения этнокультурных потребностей населения РБ (в художественной сфере) // Национальные и языковые процессы в Республики Башкортостан История и современность Информационно-аналитический бюллетень Института гуманитарных исследований АН РБ № 5-6. - Уфа, 2007 С 110-114
7. Юсупов И Ф Роль языка в художественной культуре // Национальные и языковые процессы в Республики Башкортостан История и современность Информационно-аналитический бюллетень Института гуманитарных исследований АН РБ № 5-6 - Уфа, 2007 С 83-85
8. Юсупов И Ф Методологические вопросы изучения искусства как социального явления // Проблемы социального развития Республики Башкортостан Сб науч трудов Института гуманитарных исследований АН РБ и кафедры социальной работы БашГУ - Уфа Гилем ,2007 С 115-121
ЮСУПОВ ИЛЬШАТ ФАРИТОВИЧ
НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
АВТОРЕФЕРАТ
Сдано в набор 13 04 08 Подписано в печать 14 04 08 Бумага типографская №1 Формат бумаги 60x84 Гарнитура Times New Roman Печл 1,0 Тираж 100 экз Заказ 055
Отпечатано на участке оперативной полиграфии Адыгейского государственного университета 385000, г Майкоп, ул Университетская 208
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Юсупов, Ильшат Фаритович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА.
§ 1.1. Национальное искусство в структуре духовной культуры общества.
§1.2. Механизмы воздействия национального искусства на человека.
Глава II. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ
ЧЕЛОВЕКА.
§2.1. Развитие уровня удовлетворения национально-культурных потребностей как основа повышения воздействия искусства на человека.
§2.2. Пути совершенствования механизма воздействия национального искусства на развитие человека.
Введение диссертации2008 год, автореферат по социологии, Юсупов, Ильшат Фаритович
Актуальность темы исследования. Радикальное реформирование российского общества в конце XX века после распада СССР отразилось не только на общественно-политической, социально-экономической ситуации в стране, но также резко обострило ситуацию в его духовно-нравственной сфере. Трансформационные процессы, происходящие в современном мире, демократизация общественных отношений, обусловили формирование качественно иной социокультурной системы на основе новых ценностных ориентаций, идей, принципов и стандартов, которая стала отвергать прежде устоявшиеся нравственные идеи и моральные принципы общественного развития. В этой связи проблемы, связанные с воспитанием человека и формированием его как личности, как никогда вышли сегодня на передний план в современной науке и практике.
Все это значительной степени усилило и актуализировало значение таких институтов социализации и формирования личности, как национальная культура и искусство, которые всегда считались основными инструментами формирования высоконравственной личности, поскольку именно в традициях своей национальной культуры человек находит тот стержень и духовную опору, которые возродят его и отгородят от сегодняшней духовно-нравственной «опустошенности». Не случайно, представители научной общественности Республики Башкортостан, занимающиеся вопросами социально-политического, экономического и духовного развития региона, не обходя стороной существующие проблемы, пишут, что «поиски духовности отражают сегодня глубокий кризис в нашем общественном сознании, связанный с разрушением прежних идеалов, оказавшихся надуманными, казенными, неистинными. Поэтому возникает потребность в поиске глубинных, надежных корней, основ народной жизни и одновременно в новых идеях и путях культурного построения жизни, ее обновления. И все это соединяется в потребности постичь духовные основы нашей жизни и выразить их в нашей сегодняшней деятельности» 1.
Наблюдаемая в последние годы демократизация национальных отношений, рост национального самосознания и процессы, связанные с национальным культурным возрождением в полиэтничных регионах Российской Федерации, значительно повысили значение вышеуказанных социальных институтов формирования личности в этническом контексте духовной жизни многонационального российского общества.
Национальная культура и искусство всегда поддерживали и выражали духовный и нравственный потенциал народа, без которого существование и духовное развитие как этноса, так и отдельной личности, не представляется возможным и, скорее, утратило бы всякий смысл. Известно, что любой народ, который лишен традиций, народного фольклора и искусства, обречен на исчезновение, именно в них сосредоточены многовековые фундаментальные ценности народа, его духовно-нравственный и социально-культурный опыт, который оказывает сильнейшее влияние на внутренний мир человека, укрепляет его духовный потенциал, способствует формированию его личностных качеств.
Актуальность темы исследования особенно возрастает в условиях демократизации национальных отношений в Российской Федерации, когда стали активизироваться проблемы формирования личности и ее этнической идентификации в этнокультурном пространстве.
Актуальным становятся выяснение удельного веса национального искусства в общей системе художественных интересов и духовно-эстетических запросов населения республики, а также определение этнокультурных ориентаций молодежи как динамично развивающейся части общества.
1 См.: Социальное развитие Республики Башкортостан / Под ред. акад. АН РБ Ф.С. Файзуллина. - Уфа: Гилем, 2001.-С. 256.
Республика Башкортостан - полиэтничный регион, поэтому разработка социальных аспектов проблем национальной культуры остается сегодня наиболее актуальной, и дает возможность глубже изучить и рассмотреть вопросы национальной художественной культуры различных народов, проживающих в Республике Башкортостан, и наметить дальнейшие пути их оптимизации.
Актуальность настоящего исследования определяется также и тем, что большинство аспектов данной проблемы практически до сих пор не были предметом специального теоретико-методологического и социологического анализа в научных кругах Республики Башкортостан.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, охватываемые темой диссертации, изучались представителями различных наук: социологами, философами, искусствоведами, музыковедами, культурологами, историками, педагогами, этнографами, фольклористами и др.
В зарубежной и отечественной научной литературе представлены многочисленные методологические и теоретические разработки проблем взаимодействия искусства и общества. По данной проблеме существуют многочисленные подходы (социокультурный, философский, искусствоведческий, этнологический, психологический, педагогический и
ДР-)
В зарубежной обществоведческой науке уже с XVIII века, с эпохи просвещения в работах таких исследователей, как И. Гердер, Ш. Монтескье, Э. Таймп, Г. Клеми, JI. Уайт и др., начал складываться этнологический взгляд на культуру 2.
Особый интерес при разработке темы нашего исследования представляют работы отечественных ученых советского периода, а также современных российских исследователей по проблемам художественной
2 См.: Садохин А.Н., Грушевская Т.Г. Этнология. - М., 2001. жизни общества, значимости искусства как социального феномена в становлении и формировании человека как личности.
Социальная природа и социальная значимость искусства представлены в работах таких исследователей советского периода, как А. Луначарский, М. Коган, А.' Куклин, Н. Киященко, Н. Лейзеров, Е. Волкова, Ю. Фохт -Бабушкин, Ю. Капустин, Ю.Перов, Ю. Давыдов. Особое значение для нас имели работы А. Сохора, которые можно назвать теоретическим фундаментом отечественной социологии искусства и художественной жизни общества.
Значительную помощь при разработке данной проблемы оказали труды западноевропейских исследователей в области социологии и философии искусства Т. Адорно, А. Банфи4. Среди современных отечественных исследователей следует особо отметить работы Е.Ю. Ладенкова, В.В. Сергеева, В.Н. Холоповой, Е.В. Дудкова, B.C. Жидкова, Ю.В. Осокина и др.5
Исследования Г. Ломидзе, А. Егорова, К. Гизатова, Е. Зингера, Н. Шахназаровой и мн. др. посвящены национальной специфике искусства и его социальной и общественной значимости,6 в которых широкое распространение получили такие понятия, как «национальная специфика искусства», «национальные особенности искусства», «национальная форма искусства». 3
См.: Луначарский А.В. В мире музыки. - Изд. 2-е. - М., 1971; Коган М.С. Вопросы социологии искусства. - Л., 1980;Коган М.С. Социальные функции искусства. - Л., 1987; Куклин А. Введение в социологию искусства. - Л., 1978; Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. — М., 1983; Волкова Е.В. Произведение искусства в сфере художественной культуры. — М., 1979; Фохт- Бабушкин Ю.У. Искусство и формирование личности. — М., 1987; Капустин Ю. Музыкант исполнитель и публика: Исслед. -Л.: Музыка, 1985; Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980; Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. — M., 1968; Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. — Л.: «Советский композитор», 1980.
4 См.: Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. — M.: СПб, 1999; Банфи А. Философия искусства / Предисл. K.M. Долгова; Пер. с итал. Т.П. Смирнова. - М.: Искусство, 1989.
5 См.: Ладенкова Е.В., Сергеев B.B. Человек и музыка. Влияние музыкальных жанров на формирование личности в условиях мегаполиса. — M.: ИСПИ, 2003; Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2000; Введение в социологию искусства: Учеб. пособие для гуманитарных вузов / Е.В. Дудков, B.C. Жидков, Ю.В. Осокин и др.; M-во культуры Рос. Федерации; РАН; Гос. ин-т. искусствознания. - СПб.: Алетеия, 2001.
6См.: Ломидзе Г. Единство и многообразие. Советский писатель. — M., 1960; Егоров А.Г. Искусство и общественная жизнь. Советский писатель. - M., 1959; Гизатов К.Т. О развитии национальной формы литературы и искусства. - Казань, 1968; Зингер Е.А. Проблема интернационального развития советского искусства. Советский художник. - M., 1977; Шахназарова Н.Г. О национальном в музыке. - М.: Музгиз, 1963.
Среди современных исследователей большой интерес для нас также представляет работа Л.И. Михайловой «Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и закономерности»7, где затронуты актуальные проблемы социального характера национальной художественной культуры в современных условиях развития России.
Различные подходы к сущности этнической культуры (философский, культурологический, искусствоведческий, этнографический, исторический и др.) нашли отражение в работах таких современных исследователей В.И. Добрыниной, Л.Г. Ионина, JI.C. Выготского, А.Я Флиера и др.8
Философские проблемы теории и практики национальных отношений, и в частности, вопросы национального сознания и самосознания, проблемы развития национальной духовной культуры, широко рассмотрены учеными Башкортостана. Они нашли отражение в частности в исследованиях: А.Р.Абдуллина, Д.Ж. Валеева, P.M. Валиахметова, Б.С. Галимова, И.Г. Галяутдинова, Дж. М. Гилязитдинова, С.А. Галина, И.И. Зайлалова, А.Я. Зарипова, Р.И. Ирназарова, А.В. Лукьянова, Л.И. Нагаевой, З.Я. Рахматуллиной, Р.А Султангареевой, P.M. Тухватуллина, Ф.С. Файзуллина и
7 См.: Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и закономерности. Монография. — М.: Вузовская книга, 1999. - 240 с.
8 См.: Добрынина В.И. Актуальные проблемы культуры 20 века. - М.: Общ-во «Знание» РФ, 1993. - 190 е.; Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. -293 е.; Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: «Политиздат», 1968.-94 е.; Флиер А.Я. Культурогенез. - М., Академия. 1995. - 130 с.
9 См.: Абдуллин А.Р. Культура и символ. — Уфа, 1999; Валиахметов P.M. Национально-культурное развитие башкир в сельской местности на современном этапе: Дис. . канд. соц. наук. — Уфа, 1993; Гапимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. -Уфа, 2001; Гапяутдинов И.Г., Халфин С.А. О новой модели культурной политики в Республике Башкортостан в условиях реформирования страны (1990-2006 гг.) // Национальная политика и культура в современных условиях: Материалы Всероссийской науч-практической конф. (7 декабря 2006 г.): В 2-х ч. Ч.
2. - Уфа: Гилем, 2006. - С. 103.; Гипязитидинов Дж.М. Трансформация российского общества и этнические процессы. — Уфа, БашГУ, 2005 - 364 с; Галин С.А.Башкирский мифологический эпос. - Уфа, БИРО, 1998,103 е.; Зайлалов И.И., Рахматуллина З.Я. Функционирование культуры в многонациональном обществе. -Октябрьский, 2007. - 152 е.; Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и самосознание - Уфа: Гилем, 2000; Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. — Уфа: Гилем, 1997; Лукьянов А.В., Файзуллин А.Ф. Эстетическая культура: ее социальные и нравственные доминанты // Культура народов Башкортостана: история и современность: Материалы региональной науч. конф. «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященной памяти Д.Ж. Валеева (Уфа, 18 апреля 2003 года). - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - С. 95.; Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. - Уфа, 1995; Рахматуллина
3.Я. Духовное наследие башкир: прошлое, настоящее и будущее. — Уфа, 2001; Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. - Уфа, 1998; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных
Хочется отметить, что, несмотря на значительные успехи в изучении актуальных проблем национальной культуры и искусства как на региональном, так и на общероссийском уровне сегодня не до конца затронуты вопросы социально-регулятивных функций национального искусства.
Объектом исследования является искусство как феномен духовной культуры общества.
Предмет исследования - национальное искусство как социальный институт.
Цель диссертационной работы — исследование специфики национального искусства как фактора формирования личности в современном российском обществе на материалах Республики Башкортостан. В соответствии с общей целью ставятся и решаются следующие задачи:
Цель исследования — осуществить теоретико-прикладной анализ особенностей национального искусства как фактора формирования личности в современном российском обществе. В соответствий с общей целью ставятся и решаются следующие задачи:
- уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию роли национального искусства в формировании личности в современном российском обществе;
- раскрытие функциональных особенностей искусства как социального института и механизмов воздействия искусства на формирование личности в условиях трансформации общества; проведение анализа национально-культурных потребностей населения Республики Башкортостан и запросов на основные виды национального искусства (театральное, музыкальное, художественная литература); отношений. — Уфа, 1997; Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и самосознание. - Уфа: Башкнигоиздат, 1988. -208с.
- разработка рекомендаций по совершенствованию механизма воздействия национального искусства на духовное развитие личности.
Методологические и теоретические основы исследования.
Методологической основой исследования являются принципы структурно-функционального, институционального и системного подходов, с использованием методов социокультурного анализа. Теоретическую базу диссертации составляют труды зарубежных, отечественных и региональных исследователей прошлого и настоящего в области социологии, социологии искусства, социологии культуры и духовной жизни, философии, социальной философии, этнополитологии, этносоциологии, этики, эстетики, искусствоведения, культурологии, психологии, истории, педагогики и др.
Эмпирическую базу исследования составляют:
1) данные статистики Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые отражают основные показатели деятельности учреждений культуры и искусства; статистические данные Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, в ходе исследования автором были также привлечены неофициальные статистические данные;
2) результаты российских и региональных социологических исследований, проведенных Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан; сектором социально-правовых исследований Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук совместно с Государственным Комитетом Республики Башкортостан по молодежной политике; Центром социально-политических исследований Академии наук Республики Башкортостан, таких, как:
1. «Государственная политика в сфере сохранения национальных культур и удовлетворения этнокультурных и образовательных потребностей народов республики Башкортостан»10. Опрос проводился в Республике Башкортостан и был двухуровневым, были опрошены население и эксперты - члены наиболее активных и многочисленных национально-культурных общественных объединений республики, а также работники Министерства культуры и национальной политики Республики .Башкортостан. Выборочная совокупность составила 968 человек: 679 населения и 289 экспертов. Респонденты характеризовались следующими признаками: национальность, возраст, пол, семейное положение, образование, род занятий и место жительства. Среди опрошенного населения республики было 30,0% русских, 29,6% башкир, татары составили 26,1%, чуваши - 2,4%, марийцы - 2,0%, украинцы - 1,4, евреи - 2,6% и 6,0% - представители других национальностей. Среди экспертов башкир - 43,3%, русские составляют 15,4%, татары — 17,9%, чуваши - 2,0%, марийцы - 2,5%, украинцы - 2,0% и представители других национальностей).
2. исследования «Молодежь Башкортостана: социально-экономический портрет», где объектом изучения была молодежь Республики Башкортостан 14-34 лет, объем выборки составил 1600 человек
3. В исследовании «Социально-политический портрет молодежи Республики Башкортостан» ~ автор принимал непосредственное участие. Объектом данного исследования выступили молодые жители Башкортостана в возрасте от 15 до 34 лет, представляющие демографические, этнические, тендерные, территориальные и социальные группы. Опрос был проведен в г. Уфе, ряде других городов и сельских районов республики по месту жительства методом самозаполнения по стандартизованному опроснику. Объем выборки составил 1000 человек.
10 См.: Отчет по социологическому исследованию «Государственная политика в сфере сохранения национальных культур и удовлетворения этнокультурных и образовательных потребностей народов республики Башкортостан». (Темы № РБ-08-04 от 30.09.2004.) - Уфа. 2005.
11 См.: Молодежь Башкортостана: социально-экономический портрет. - Уфа: Гилем, 2006,— 148 с.
2См.: Академия наук Республики Башкортостан. Центр социальных и политических исследований. Аналитический отчет. «Социально-политический портрет молодежи Республики Башкортостан». - Уфа. 2006.
В ходе работы над диссертацией автором частично были использованы также результаты других социологических опросов.
Научная новизна работы и положения выносимые на защиту:
• определена «сущность искусства» как социального института, в котором в концентрированном виде выражается дух социальных отношений, ценности, нормы, которые могут формировать в человеке его личностные качества;
• обосновано концепция о сущности национального искусства как специфического социального феномена, вида духовно-практической деятельности определенного этноса, основу которой составляют историческое своеобразие условий жизни и продукты национального художественного творчества;
• раскрыты особенности механизмов воздействия национального искусства на человека выражающиеся в реализации им (искусством) познавательной, эстетической, воспитательной функции с использованием художественных средств;
• на основе обобщения материалов общероссийских и республиканских статистических данных, результатов социологических исследований, выявлены, основные причины снижения динамики потребления населением продуктов искусства в последние годы;
• разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию уровня национальной художественной жизни в Республике Башкортостан и повышению эффективности воздействия положительных национальных традиций на развитие личности.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что основные ее положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего осмысления роли национального искусства в социокультурном развитии личности, а также могут стать методологической основой исследования других социокультурных проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть применены в процессе изучения проблем по социологии культуры, духовной жизни, социологии искусства, культуры Башкортостана, социальной философии, эстетики, культурологии, этнографии, при чтении лекций и специальных курсов по общественно-политическим и гуманитарным дисциплинам.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на республиканских, межрегиональных и всероссийских, научно-практических конференциях и были опубликованы в различных научных изданиях: «Межнациональные отношения в полиэтничном регионе: проблемы и пути оптимизации» (Уфа, 2005), в республиканской школе-семинаре молодых ученых «Россия и Башкортостан в условиях глобальных трансформаций» (Юматово, 2006), на Всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан» (Уфа, 2006), на международной научно-практической конференции «Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, 2007), на международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО, «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (Уфа, 2007) и т.д.
Общий объем публикаций автора по теме диссертации составил 3.1 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 187 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе"
Результаты исследования, проведенного на общероссийском уровне, «Социальная стратификация современного российского общества», которое было беспрецедентным по своим масштабам и задачам, в целом также отражают активную посещаемость различных учреждений культуры и искусства 135. Туда были включены также вопросы досуга и свободного времени населения, т. е. посещения театров, концертов, музеев и выставок. На вопрос «Сколько раз за последние три месяца лично Вы были в театре, на концерте, в музее, на выставке?» «1 раз» ответили 9,4% респондентов, 2 раза посетили 4,4% опрошенных, 2,1% респондентов были 3-5 раз. Ни разу не посетили 83,2% респондентов. Как выясняется все же, из всех опрошенных 16,4%, по крайней мере, один раз в три месяца уделяют время посещению театров, концертов, музеев и выставок.
Конечно, опираясь только на результаты этих исследований и представленные статистические данные, на наш взгляд, нельзя делать окончательные выводы и полагать, что у населения в целом теряется' или повышается интерес к театральному искусству. Как мы уже отметили, средства массовых коммуникаций, в частности телевидение создает серьезную конкуренцию традиционным видам искусства, но, на наш взгляд, оно, скорее, обслуживает его. Телевидение в наши дни стало универсальным средством передачи художественной информации в обществе. К примеру, общероссийский канал «Культура» практически ежедневно транслирует постановки мировых театральных коллективов в своем эфире. Постановки республиканских национальных театральных коллективов также регулярно выходят в эфир на республиканских телеканалах. Отсутствие свободного времени и другие причины, на наш взгляд, вынуждают многих сделать выбор в пользу телевидения. Хотя, известно, что живого эмоционального контакта с искусством не заменит ни одно техническое средство.
135 См.: Реальная Россия: социальная стратификация современного российского общества. — M.: «Журнал Эксперт», 2006. - С. 332.
Необходимо понять, что в плане передачи художественной информации театр - это особый институт культуры, в котором сконцентрирована огромная техническая инфраструктура (свет, звук, декорации, костюмы), все это создает в театре особую атмосферу и ауру, и делает его в отличие от других видов искусства более зрелищным и неповторимым.
Исследование, проведенное Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан, показало, в качестве одной из главных причин редкого приобщения к национальной культуре как население, так и эксперты указали именно отсутствие времени, и этот ответ оказался в рейтенговом отношении первым (см. табл. 2.8). Как выяснилось, это проблема наиболее актуальной стала для женщин (69,5%) и жителей села (56%). Для нас не удивительно, что именно большинство этой категории населения выбрали такой ответ. Практика показывает о чрезмерной занятости именно этой категории населения.
Список научной литературыЮсупов, Ильшат Фаритович, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Диаграмма 2.6 Общедоступные (публичные) библиотеки республикина конец года)
2. Основа художественной литературы это язык. Именно он является важнейшим элементом национальной культуры, основным этническим
3. Еженедельно □ Ежемесячно □ Очень редко □ Не посещаю в Затруднились ответить
4. В республике стало традицией ежегодно проводить конкурсы и фестивали народного музыкального искусства разных народов, проживающих в республике. Все это стало способствовать активизации национально-музыкальной жизни населения республики.