автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Национальное самосознание

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Шахбанова, Мадина Магомедкамиловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Национальное самосознание'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шахбанова, Мадина Магомедкамиловна

Введение.

Глава I. Методологические и теоретические проблемы изучения национального самосознания.

§ 1. Сущность национального самосознания и его место в общественном сознании.

§ 2. Структура национального самосознания.

§ 3. Социальные функции национального самосознания.

Глава II. Формирование и функционирование национального самосознания.

§ 1. Специфика становления национального самосознания народов Дагестана.

§ 2. Религиозный фактор в национальном самосознании.

§ 3. Традиции и обычаи как форма выражения национального самосознания.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Шахбанова, Мадина Магомедкамиловна

Исследование состояния и тенденций развития национального самосознания в условиях социально-экономических, политических преобразований, представляется актуальной, во-первых, в виду ее слабой разработанности, во-вторых при решении межнационального вопроса, в третьих, при выработке оптимальной национальной политики. Основой для этого является осознание необходимости радикальных перемен в современной общественной жизни.

В национальном самосознании находят отражение все социальные изменения, свойственные современному обществу. Уже неоспоримым фактом является то, что преобразования, происходящие в общественных отношениях, сопровождаются противоречивостью в развитии национального самосознания. В настоящее время для общества характерен переход от определенной узости взглядов о путях общественного развития народов к более широкому признанию общечеловеческих интересов, утверждению нового статуса личности, то есть к признанию, что "человек сам по себе разумен, в этом заключается возможность равноправия всех людей, отсюда вытекает никчемность отстаиваемого различения человеческих пород на привилегированные и бесправные"1.

Содержание национального самосознания определяется развитием народов, наций, их внутренними и внешними связами, их национальными интересами в основе которых лежат проблемы социально-экономического характера.

Главной и решающей силой в национальном возрождении и формировании национального самосознания является политическое устройство общества и связанные с ним социально-экономические преобразования.

В современном обществе важным фактором предстает осмысление про

1 Гегель Г. Сочинения. - М.; Л., - 1935. - Т.З. - С.70. цесса становления национального самосознания народов Дагестана и его направленности, определение существенных обстоятельств, воздействующих на сущность национального самосознания.^Таким образом, актуальность исследования обусловлена общественной потребностью осознать свое историческое наследие, культуру, обычаи, традиции, а также необходимостью выявить тенденции социально-политического, экономического, культурного развития и определить, что может способствовать росту национального самосознания народов.

В настоящее время в общественном сознании существует противоречие, обусловленное, с одной стороны, появлением возможностей для свободного демократического развития народов и, с другой стороны, противостоянием различного рода общественно- политических движений и объединений. Можно заметить как ярко выраженный кризис социально-психологического состояния общества, который анализируется обществоведами, так и неспособность официальной, государственной и общественной власти решить проблемы, связанные с ростом преступности, с ухудшением социально

Нг экономической, политической, экологической ситуации в республике. Данное исследование в определенной степени может способствовать осознанию и осмыслению существующих противоречий с целью их возможного разрешения.

ХДинамические изменения коренных преобразований в обществе, их незавершенность не позволяют в настоящее время сделать всеобъемлющий анализ развития национального самосознания, что однако не исключает возможности его изучения, анализа современного состояния, выяснения наиболее характерных черт и тенденций развития.

Проблема формирования этнических стереотипов, где основа их возникновения у народов Дагестана, формирование образов "мы" и "они", что является базой для консолидации народов Дагестана, какова взаимосвязь националыюго и религиозного в их жизнедеятельности, какие символы и ценности национального самосознания, связанные с деятельностью национальной интеллигенции, национальных и общественно-политических движений и объединений важны в настоящее время - вот проблемы , требующие анализа.

Как свидетельствуют события последних лет как в целом в стране, так и в Дагестане, характер протекающих политических событий во многом определяется исторической памятью народов. Взаимные обиды и претензии, корни которых находятся в прошлом, обусловили интерес к исторической памяти, способствуя, в свою очередь возрождению исторического сознания.

В современных условиях, когда республики бывшего СССР получили возможность свободного выбора развития, закономерным является возрастающая роль национального самосознания, его влияние на жизнедеятельность народа. Но государственной власти необходимо учесть, что нынешнее состояние национального самосознания может быть охарактеризовано как "разорванное самосознание" (Гегель).

Социально-экономическое, духовное, политическое развитие народа остао ется главным при национальном возрождении и формировании национального самосознания. ^

Степень научной разработанности проблемы. При анализе природы, сущности национального самосознания, путей и противоречий его формирования необходимо обратиться к понятиям "сознание", "самопознание", "самосознание". Эти понятия нашли разработку в трудах философов ( Аристотель, Декарт, Локк, Кант, Гегель и др.), русских ученых (Н.Бердяев, Е. Бобров, Н.Алферов)1.

Философы XVII - XIX вв. в основном уделяли внимание проблеме самосознания личности, хотя можно встретить и некоторые исследования, затра

1 См.: Гарнцев А.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). - М., - 1987; Бердяев Н. Самопознание. - М., - 1991; Бобров Е. О самосознании. - Казань, - 1898. гивающие проблему самосознания социальных общностей. Марксизм при изучении проблемы самосознания основное внимание уделял классовому самосознанию.

Историография проблемы национального самосознания была непростой, ибо оказалась тесно связанной с переменами в обществе. Часто национальное самосознание отождествляли с национализмом, впоследствии И.В.Сталин не включил его в число признаков нации и, соответственно, эта проблема оставалась долгое время закрытой для исследователей. Подробно и содержательно этот вопрос освещен в работах Л.М. Дробижевой1.

-(-Философы, социологи, психологи, педагоги, этнографы и другие обратились к этой проблеме лишь в последние годы, следствием чего явилось не только разнообразие, существенный разброс взглядов, суждений в научном исследовании феномена национального самосознания, но и отсутствие ответов на наболевшие вопросы современного состояния национальных отношеX ний. В конце 80-х годов Ю.В. Бромлей обратил внимание на отсутствие общепринятого определения объектно-предметной зоны национальной проблематики2.

X Сам термин "национальное самосознание" начали использовать в отечественной научной литературе со второй половины 40-х годов, а исследования этого феномена как самостоятельного направления, появляются в конце 40-х \ в начале 50-х годов .

Дискуссия по проблеме национальных отношений в 60-е годы (1966-1969 гг.) значительно повлияла на рост интереса к данной проблеме и исследова

1 См.: Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции в современном обществе . - М., - 1990. - С. 226 - 234.

2 См.: Бромлей Ю.В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики // Советская этнография. - 1989. - № 4. - С.З.

3 См.: Мавродин В.В. Формирование русской нации. - Л., - 1947; Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. - М., - 1949. -Вып.8. тели сделали вывод, что национальное самосознание - реальность субъективного порядка, которая производна от объективных условий функционирования и развития национальных общностей1.

В течение последнего десятилетия положение в области исследования феномена национального самосознания существенно изменилось, о чем свидетельствуют труды Р.Г. Абдулатипова, Э.А.Баграмова, Л.М. Дробижевой, М.С. Джунусова, Л.В. Скворцова, А.К. Уледова, К.Н. Хабибуллина, А.Г. Агаева и др .

В начале 90-х годов были защищены диссертации, разрабатывающие отдельные аспекты проблематики национального самосознания, в которых были сделаны успешные попытки раскрыть природу, сущность и функции национального самосознания, выявлены его связи с другими формами общественного сознания3.

К проблеме национального самосознания народов Дагестана в прошлом

1 Материалы дискуссий опубликованы в ж. "Вопросы философии", "Вопросы истории", "Советская этнография", "Народы Азии и Африки", "Дружба народов" и др. за 1966 -1969 гг.

2 См.: Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. - М., - 1982; Скворцов J1.B. Культура самосознания,- М., - 1989; Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. - Л., - 1989; Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции в современном обществе. -М., - 1990; Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. - Алма-Ата, - 1990; Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М., - 1990; Абдулатипов Р.Г. Человек, нация, общество. - М., - 1991; Агаев А.Г. Нациология. - Махачкала, - 1992; Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. - Махачкала, - 1995.

3 См.: Джендубаев А.Р. Религиозное и историческое в национальном самосознании. (По материалам Северного Кавказа): Автореф. дисс. . к. филос. наук. - М., - 1991; Мухаммет-бердиев О.Б. Национальное самосознание. - М., - 1992; Калмырзаев A.C. Нация и человек: социально-философский анализ: Автореф. дисс. . д. филос. наук. - М., - 1992; Чагай Л.П. Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования: Автореф. дисс. . к. филос. наук. - М., - 1992; Мусаелян М.Ш. Межнациональные противоречия и конфликты и поиск путей их разрешения. - М., - 1992; Атаев К.К. Развитие национального самосознания туркменского народа: Автореф. дисс. . к. филос. наук. -М., - 1992; Шпак Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дисс. . к. филос. наук. - М., - 1993; Овля-кулиев Е. Формирование национального самосознания: социально-философский анализ. -М., - 1993. обращались некоторые ученые, а в последние годы, в связи с социально-экономическими, политическими, духовными преобразованиями в жизни народов Дагестана, с ухудшением межнациональных отношений, возникла потребность в осмыслении существующих проблем в межнациональной сфере1. Существенным недостатком было отсутствие исследования национального самосознания в динамике, что нередко приводило к необоснованным оценкам и извращению духовной культуры и ее тенденций. В существовавших исследованиях анализу подвергалось этническое самосознание народов республики и только в последние несколько лет обратились конкретно к проблеме национального самосознания народов Дагестана.^

Такой подход не давал возможности выявить всю глубину противоречий становления национального самосознания, а это в свою очередь позволяло извращать реальную сущность национальной истории, игнорировать ее самобытность. В результате появились выводы о том, что из-за разобщенности и отсутствия единого языка многие дагестанские народы нельзя считать народностями и формирование национального самосознания у народов Дагестана началось в послеоктябрьский период.^

Нынешние условия требуют объективной оценки национальной истории народов республики, достижений и негативных явлений в общественно-политическом и национальном развитии. Необходимо глубоко изучить состояние национального самосознания при закономерном развитии общест

1 См.: Ихилов М.М. К вопросу о национальной консолидации народов Дагестана // Советская этнография. - 1965. - №6; Ибрагимов Х.А. Опыт социологического исследования соотношения языков и национального (этнического) самосознания // Социально-этническое и культурное развитие городского населения Дагестана. - Махачкала, - 1978; Ибрагимов М.-Р.А. К вопросу о типологии этнических общностей Дагестана XIX - начала XX в. // Историческая этнография: Межвузов, сборник. - Л., - 1985. - Вып.2; Магомедханов М.М. К изучению этнического самосознания народов Дагестана. // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX - нач. XX вв. - Махачкала, - 1987; Хизроев Х.А. Современная зарубежная литература о национальном самосознании дагестанцев как граждан России // Дагестан в составе России: эволюция государственно-правового статуса,- Махачкала,-1996. венных отношений, а также становлении новых социальных институтов и политических структур в Дагестане.

Таким образом, необходимость изучения процессов развития национальных отношений и национального самосознания, потребность в ответах на стоящие в нынешнее время вопросы и недостаточная научная разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования, его логику, структуру.

Объектом диссертационного исследования является национальное самосознание народов Дагестана как культурно-исторический феномен.

Предметом исследования является процесс формирования национального самосознания, его становление, развитие, прогресс в современных условиях, сущность и специфика проявления национального самосознания у народов Дагестана.

Цель исследования: выявить и проанализировать процессы в сфере общественного сознания, национального самосознания, развития последнего у народов Дагестана, уточнить понятие сущности, структуры и функций национального самосознания с учетом социально-экономических, политических преобразований в обществе, сформулировать рекомендации направленные на оздоровление национального самосознания, повышение его роли в обществе.

Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- провести анализ современного состояния философской, социологической, исторической, этнографической научной литературы, осмыслив отечественную теоретико-методологическую базу исследования национального самосознания; уточнить понятие феномена национального самосознания в связи с его широкой трактовкой в научной и публицистической литературе;

- выяснить место национального самосознания в системе общественного сознания и самосознания; выявить его функции; показать сущность, структуру, этапы становления, противоречия роста, специфику становления национального самосознания у народов Дагестана;

- исследовать роль религии в национальном самосознании, их взаимосвязь и взаимовлияние; выявить связь между религией и традициями, обычаями народов Дагестана;

- изучить роль национальной интеллигенции, направленность деятельности общественных национальных движений и объединений в Дагестане и их влияние на формирование национального самосознания народов республики;

- раскрыть роль традиций, обычаев, ценностей и символов в формировании национального самосознания народов Дагестана, определить их место в жизнедеятельности народов республики;

- выявить движущие силы, источники и механизм противоречий в национальном самосознании народов республики, показать пути и формы преодоления негативных явлений.

Теоретической и методологической базой работы послужили принципы и подходы, выделенные исследователями национальных отношений. Диссертация выполнена на основе принципов научности, системности, единства исторического и логического.

Теоретическую основу диссертации составили труды и публикации известных философов, социологов, этнографов, психологов прошлого и настоящего, в которых проанализированы проблемы общественного сознания, национального самосознания, духовной жизни.

В диссертации нашли применение документы общественно-политических движений и объединений, анализирующие современное положение национальных отношений, состояние общественного сознания, тенденции и перспективы развития.

Эмпирическую основу исследования составляют публикации отечественных и зарубежных авторов, материалы периодических и массовых изданий, статистические сборники, справочники, содержащие информацию о национальных отношениях и национальном самосознании.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, даны на основе использования результатов социологических опросов по теме исследования: "К изучению формирования национального (этнического) самосознания народов Дагестана" (1997), "Формирование политических взглядов молодежи" (рук. Кисриев Э.Ф.) (1997) "О роли интеллигенции в социальных конфликтах" (1998).

Научная новизна диссертации определяется тем, что в период обострения межнациональных отношений произошел рост национального самосознания и эта проблема наиболее остро встала перед многонациональным Дагестаном. После распада СССР, ликвидации партии коммунистов, которая являлась авангардом советских народов, последующая смена общественно-политического курса - ликвидация тоталитарного режима и построение демократического общества, упадок экономики, жизненного уровня, приватизация и борьба за власть, которая может перейти в межнациональный конфликт, - способствовала росту национального самосознания, формированию национальных и общественно-политических объединений и движений.

В диссертации поставлена задача комплексного и всестороннего изучения национального самосознания народов Дагестана, исследованы этнические стереотипы ценности и символы национального самосознания, раскрыта роль традиций и обычаев в национальном самосознании, роль религии в частности исламского фактора генезисе национального самосознания народов республики.

В работе раскрываются сущность, структура и функции национального самосознания, причины его возрождения, особенности его проявления в условиях современного общества, противоречивость этого процесса в республике, при этом использованные данные современных исследований позволяют сделать вывод, что росту национального самосознания способствуют национальные чувства и интересы, связанные с историческим прошлым, грубые просчеты в национальной политике, кризис в идеологии, экономике, духовной жизни народов. До недавнего времени вопрос о формировании национального самосознания народов Дагестана не имел самостоятельного статуса научной проблемы и систематически не рассматривался ни этнографами, ни философами, ни социологами республики. Некоторое исключение составляют работы А.Г. Агаева, М. Магомедханова, М.-Р. Ибрагимова, X. Ибрагимова, Э.Ф. Кисриева, в которых рассматривались вопросы национального самосознания народов на разных этапах их этнической истории. Между тем возникший в последнее время интерес к этой проблеме как со стороны общественности, в частности творческой интеллигенции, так и со стороны специалистов привел к осознанию неадекватности обыденных представлений об этапах, процессах и механизмах складывания национального самосознания дагестанских народов, социальных и географических ареалах его проявления, формах стабилизации, исторической преемственности, связи и соотношении с другими этническими признаками. \

В диссертации исследована двойственная роль интеллигенции в формировании и росте национального самосознания, выражающаяся с одной стороны, как забота о своем народе о его самосохранении других народов, что неизбежно приводит к национализму. процессе обновления общества важно определить место и роль религии в современной жизни, с осознанием, что она является не только частью культурного наследия, но и активной социальной силой, способной оказать большое влияние на жизнедеятельность общественного организма.^

В диссертации также дан анализ символов, ценностей, традиций и обычаев и их роли в формировании национального самосознания, с осмыслением тех преобразований имеющих место в обществе.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы:

- при углубленном изучении межнациональных и национальных отношений народов республики, сопровождающемся противоречиями и ростом национального самосознания;

- в деятельности национальных общественно-политических движений и объединений с учетом необходимости обновления государственной политики в межнациональной сфере;

- при разработке программ развития народов республики, роста их национального самосознания и способов ее регуляции;

- содержащийся в работе фактический материл может быть полезен воспитателям, педагогам и другим исследователям, занимающимся смежной проблематикой, а также может иметь большое значение при подготовке работников органов власти и управления.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании отдела социологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.

Отдельные положения диссертации изложены в наших публикациях: "К вопросу об этническом статусе" // Дагестанский социологический сборник -97. - Махачкала, - 1997; Экосистема "Каспий - Предгорье" // Проблемы экологической безопасности Каспийского региона. - М.; - Махачкала, - 1997; О роли исторической памяти в истории народа // Наука и молодежь. - Махачкала, - 1997; Особенности проявления этнических стереотипов у молодежи Республики Дагестан (по данным социологических исследований) // Тезисы докладов научно-практической конференции "К 80-летию ВЛКСМ и актуальные проблемы современной молодежи". - Махачкала, - 1998; Особенности восприятия некоторых межэтнических процессов молодежью РД (по данным ан

14 кетных исследований) // Там же; К проблеме этнической самоидентификации // Дагестанский социологический сборник - 98. - Махачкала, - 1998.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальное самосознание"

Основные выводы диссертации:

- Проблема национального самосознания является важнейшей среди проблем современного, пронизанного противоречиями общества.

- Национальное самосознание носит самобытный характер, ибо каждый народ имеет свою историю развития, где проявляется его особый национальный характер, национальный дух, образ жизни.

- В настоящее время в республике наблюдаются усиление влияния исламского фактора на национальное самосознание, выступления "ваххабитов", пропагандируется идеи о шариатизации республики, что оказывает определенное влияние на дестабилизацию ситуации не только в республике, но и в целом в регионе.

- Современная ситуация характеризуется также обострением противостояния между официальной властью и оппозиционными структурами (национальными движениями и их лидерами).

- Национальное самосознание как объект исследования выступает и как система и как процесс, которому свойственны зарождение, становление, развитие, ограничение, торможение, кризис, рост.

- Структура национального самосознания включает в себя: осознание общности происхождения, самоназвание, единый язык, историческую память, осознанность национальных интересов, этнический стереотип и ценности и символы, традиции и обычаи, через которое оно проявляет себя как самостоятельное духовное образование.

- Национальное самосознание как сложное духовное явление выполняет следующие функции: познавательную, приспособительную, защитную, регулятивную и функцию самоконтроля и ответственности.

- Ценности и символы, в частности символы государственной атрибутаки, не получили должного осознания в национальном самосознании народов республики.

- В современных условиях влияние религии в жизни дагестанских народов значительно возросло, это связано с тем , что национальное самосознание направленное на осознание самобытности национального бытия, связано с исламом, включенным в национальную культуру.

- В процессе обновления общества важно определить место и роль религии в современной жизни, осознать что она является не только частью культурного наследия, но и активной социальной силой, способной оказывать большое влияние на жизнедеятельность общественного организма.

- В настоящее время в республике можно наблюдать своеобразную "этнизацию" ислама, то есть отождествление в массовом национальном самосознании религиозной и национальной принадлежности.

- Самосознание народа, самобытность его общественного развития наиболее ярко выражаются в обычаях и традициях. Они являются сложными общественными явлениями, отражающими самобытность развития каждого У народа. Обычаи, традиции, имеют национальную окраску и не могут существовать вненационально. По мнению диссертантки, в национальных традициях, обычаях, культуре находят яркое отражение лучшие черты национального характера, нравственно-духовные качества.

- В условиях углубляющегося социально-экономического кризиса возможен рост национализма и националистических тенденций, появление новых очагов межнациональной напряженности. Снова может возникнуть вопрос о "выживаемости" народов и поиск "врагов" и "виновников" всех бед среди других народов.

- Может снова возникнуть вопрос о территории и о переселенцах с гор (аварцы, лакцы), а также вопрос о самоопределении лезгинского и кумыкского народов (Съезд коренных народов, оказавшихся в меньшинстве на своих территориях, г. Хасавюрт 1998 г.).

- При признании выраженности этнической, бытовой культурной обособленности народов Дагестана, в основе которой лежат социально-культурные ценности и традиции ислама, в настоящее время невозможно установление шариатского государства в республике, несмотря на всю активность религиозных движений и лидеров.

- Потенциальным источником увеличения напряженности в Дагестане может явиться возникновение условий для проявления экстремистских форм исламского фундаментализма.

- Для народов Дагестана более перспективным является не путь разрушения, а путь адаптации, эволюционный переход к светскому обществу, с пересмотром традиционных структур и с учетом исламского фактора в жизни народов республики.

В качестве конкретных задач могут быть выделены:

- изучение влияния характера и форм проявления религиозности дагестанских народов на состояние их национального самосознания;

- изучение роли этнических стереотипов и автостереотипов, исторической памяти и их влияния на национальное самосознание народов республики;

- анализ психологического настроя и самочувствия национальных меньшинств республики;

- анализ проявления национального самосознания диаспор, требующий особого внимания исследователей.

Проведенное исследование не исчерпывает всех актуальных вопросов, относящихся к национальному самосознанию, к его сущности, содержанию и развитию в современном обществе. Более детальный анализ тенденций развития и форм проявления национального самосознания предполагает продолжение исследования этого феномена.

144

Результаты и выводы проведенного исследования могут быть использованы при проведении аналитической работы по проблемам национальных процессов в Республике Дагестан. Имеющийся в диссертации теоретический и фактический материалы могут быть использованы при проведении научных исследований национального самосознания, при подготовке кадров для органов власти и управления. Эти знания могут способствовать разработке национальной политики, направленной на стабилизацию межнациональных отношений и в некоторой степени решить и предотвратить возможные в дальнейшем межнациональные противостояния.

Заключение

После распада огромного государства, когда оказались разорванными экономические, культурные, политические связи между регионами, республики оказались как бы предоставленными самим себе, и из числа общественно-политических проблем, существовавших в обществе, на первый план выдвинулись национальные.

Их базой является углубляющийся кризис в экономике, политике, социальной и духовной сферах. Все чаще стали подниматься вопросы и проблемы малых народов. Как считают исследователи, вместо интеграции в единый общедагестанский народ наметилась двухуровневая интеграция, создавшая внутри Дагестана неравноправное положение разных этнических общин. Это относится к тем коренным народам Дагестана (андийцы, дидойцы, багулалы, чамалинцы, тиндинцы, бежтинцы, ахвахцы, каратинцы, ботлихцы и др.), которые оказались в свое время по воле руководства причисленными к более крупному по численности народу - аварцам.

Процесс формирования и развития народов Дагестана и их самосознания характеризуется как всеобщими закономерностями, так и региональными особенностями. Для народов республики эта специфика прежде всего связана с теми преобразованиями, которые имели место в послереволюционный период, хотя базировались на предпосылках дооктябрьского периода.

На специфику этого процесса имело определенное влияние то, что при осуществлении социалистических преобразований имели место деформации, связанные с попытками заставить дагестанские народы искусственно перешагнуть через естественные ступени национального развития.

В основе многих нынешних межнациональных конфликтов, таких как споры о территориях, об ущемлении прав, лежит неправильная национальная политика - переселение с гор на равнину, высылка целого народа - чеченцеваккинцев, языковые реформы, борьба против исламских пережитков и т.д.

Национальная интеллигенция, особенно гуманитарная, использовала национальную идею для возрождения национального самосознания, консолидации народов, для решения насущных проблем, но отдельные ее представители преследовали при этом свои цели, удовлетворяли личные амбиции .

Исследование причин и факторов, способствующих дестабилизации межнациональных отношений, показывает, что объединение национальной идеи с общечеловеческими интересами и общегражданскими ценностями может обеспечить нормальное функционирование не только народов, но и общества в целом.

Единство Дагестана при свободном взаимодействии народов должно стать единой общедагестанской идеей дальнейшего развития народов республики, способствовать сохранению мира, политической стабильности, хотя как вокруг Дагестана, так и внутри, можно наблюдать напряженность. В общественном сознании народов должна существовать идея и стремление общими усилиями защищать и отстаивать Дагестан в целом, а не этнотерри-торию как таковую или территорию одного народа.

На процесс развития общедагестанского единства и впредь будет оказывать воздействие национальное самосознание народов, что предполагает необходимость постановки новых крупномасштабных комплексных исследований.

В данной диссертации исследована специфика формирования и функционирования национального самосознания народов Дагестана. В работе рассмотрено место национального самосознания в структуре общественного сознания, дано определение феномена национального самосознания, выявлены его сущность, структура, социальные функции и наиболее характерные черты.

Исследование показало, что национальное самосознание является атрибутом нации, включает в себя всю совокупность ее признаков, оно по своей природе и сущности носит самобытный характер, ибо каждый народ имеет собственную национальную историю, национальные специфические черты, национальный характер, свои традиции, обычаи, ценности и символы.

Анализ научных работ, публикаций в периодической печати, данных социологических исследований, материалов научных конференций позволяет выявить специфику и самобытность формирования и функционирования национального самосознания народов Дагестана. На его развитие оказывает определенное влияние кризис в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни общества.

Содержание и формы проявления национального самосознания народов Дагестана обусловлены их историей, а также современной общественно-политической обстановкой.

Национальное самосознание, являясь относительно самостоятельным образованием, формируется и развивается как под воздействием внутренних, так и внешних факторов. И, конечно, определенное влияние на национальное самосознание имеет национальная политика. Суть национального самосознания состоит в осознании народом, нацией, своих национальных интересов, себя как общности, как носителя собственных национальных интересов, как субъекта исторического процесса, а также осознание своей истории и культуры.

Национальные интересы, являясь одним из важнейших элементов в структуре национального самосознания, способствуют проявлению его природы. Роль национальных интересов двояка: они могут играть как положительную, так и отрицательную роль в межнациональных отношениях. А в кризисный период наиболее характерно проявление, когда интересы одного народа ставятся выше интересов всех остальных, которые просто игнорируются и не учитываются. Это в конечном итоге приводит к появлению шовинизма и национализма.

Переоценка ценностей социализма, переосмысление истории народов Дагестана повлекли за собой возрастание роли этнических ценностей и символов, осознание специфики традиций и обычаев, языка, культуры. Новую оценку получили такие события исторического прошлого, как борьба Шамиля против царской России в XIX веке, репрессии советского периода.

Исследование показало, что одним из важных факторов, влияющих на характер и формы проявления национального самосознания народов Дагестана, является деятельность национальных и политических партий и объединений. Они активно участвуют в разработке идеи национального возрождения и развития. Однако в республике нет политической силы, выражающей в полном объеме национальные интересы и идеи. Разобщенность, а иногда и противостояние в деятельности отдельных партий и движений не способствуют консолидации всех народов Дагестана для решения единой задачи экономического, культурного подъема республики. В будущем это может привести к углублению межнациональной напряженности, а преодолеть это можно на базе выработки общедагестанских целей, с учетом национальной специфики всех народов, живущих в республике.

Благодаря активизации национального самосознания на различных уровнях - личностном и национальном - проявились благоприятные тенденции в жизни народов республики. Поднялся статус родных языков, немалое внимание уделяют изучению истории, традиций, обычаев, культуры народов Дагестана. Свободное национальное развитие должно способствовать реализации прав и возможностей народа независимо от его численности, а не вести к самоизоляции.

В развитии национального самосознания не меньшую роль играют деятельность властных структур, их умение решить национальные вопросы в многонациональной республике.

 

Список научной литературыШахбанова, Мадина Магомедкамиловна, диссертация по теме "Социальная философия"

1.Bennigsen А., Wimbush S.E. Muslims of the Soviet Empire. -London. -1985.

2. BrownR. Social psychology. N.-Y.-1965.

3. Campbell D.T. Stereotypes and the perception of group differences. -Am. Psychol. -1967.

4. Sumner W.I. Folkways. -L. -1958.

5. Абдуллаев M.A. Мыслители Дагестана XIX нач. XX вв. -Махачкала. Дагучпедгиз-1963.-267 с.

6. Абдулатипов Р.Г. Заговор против нации: националистическое в судьбах народов. -СПб Лен. -1992.-193 с.

7. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". -Мысль. -1991.-171 с.

8. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. -М. Наука-1996. -420 с.

9. Абдуллатипов Р.Г. Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени. -М. -1994. -286с.10 .Аварские мифы // Эхо Кавказа. -1994. -№ 1. -14-24 с.

10. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. -Махачкала, Юпитер. -1993. -352 с.

11. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в, -М. Наука. -1981. -326 с.

12. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, -1986. -173 с.

13. Атаев Д.И. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, Даг. ФАН СССР ИИЯЛ. -Махачкала, -1963, -254 с.

14. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М. Славянский диалог. -1995. -220 с.

15. Авксентьев A.B. Национальное самосознание народов Северного Кавказа и религиозная идеология // Социология, атеизм, религия. -Т.З. -Вып. 1. -Грозный. -1972. -102 с.

16. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. -Махачкала. -1965. -285 с.

17. Агаев А.Г. Нациология. Философия национальной экзистенции. -Махачкала. -1992. -220 с.

18. Агаев А.Г. Нация, ее сущность, самосознание // Вопросы истории. -1967. -№7.-67-73 с.

19. Агаев А.Г. Октябрь и дагестанская литература // К высотам социалистической культуры. -Махачкала. -1967. -181 с.

20. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. -Махачкала. Дагучпедгиз -1995. -96 с.

21. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. -1985. -№3 -75-82 е.

22. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов //

23. Вопросы психологии. -1986. -№1. -95-102 с.

24. Адаты аварцев. -РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. -Д. 1662.

25. Алкадари Г. Асари Дагестан. -Махачкала. -1929. -184 с

26. Алябьева З.С. Национальное самосознание и личность // Обновление: межнациональные отношения и перестройка. -Лен изд. -1989. -188 с.

27. Артамонов В.И. На симпозиуме по межнациональным проблемам // Психологический журнал. -1989. -№4. -20-26 с.

28. Артановский С.Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. -Л. Наука-1979. -259 с.

29. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М. Наука-1989.-246 с.

30. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание//Социс.-1990.-№7.-42-50 с.

31. Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. -М. -1995. -129 с.

32. Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология. Критика новейших социологических концепций. -М., Мысль -1982. -240 с.

33. Байбурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и культура// Советская этнография. -1985. -№2. -36-46 с.

34. Беджанов М.Б. Развитие национальных отношений на современном этапе: опыт, уроки, проблемы. -Майкоп; Б.п. -1994. -184 с.

35. Белов Г.А. О национальных интересах и "русской идее" // Вестник МГУ. Социально-политические исследования. -1993. -№5. -69-75 с.

36. Бердяев H.A. О современном национализме // Философские науки. -1991.-№3.-17-24 с.

37. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Интеллигенция в России. Сб. ст. 1909-1910. -М. Мол. гвардия. -1995. -463 с.41.Библия. М. 1994.-1371 с.

38. Богословская И.В. Национальный костюм и национальное самосознание // Этнографическая наука и этнокультурные процессы: способы взаимодействия. -СПб. МАЭ.-1993. -244 с.

39. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. -М. Изд-во МГУ.-1982.-199 с.

40. Бородай Ю. Национализм болезнь души или спасение плоти? (круглый стол) // Знание - сила. -1992. -№9. -10-19 с.

41. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. -СПб.: СПБ ГУ. -1991. -60 с.

42. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. -СПб. Лениниздат. -1992. -142 с.

43. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР. В поисках новых подходов. -М.: Наука -1988. -208 с.

44. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М. Наука. -1983. -412 с.

45. Бурмистрова Т.Ю. Социология национальных отношений // Социс. -1994.-№5.-97-103 с.

46. Волкан В., Оболонский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политологическим комментарием // ОНС. -1992. -№6. -31-49 с.

47. Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX нач. XX вв. -Махачкала: Дагучпедгиз.-1987.-315 с.

48. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура.-М.: Наука.-1990.-383 с.

49. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. -М.: АН СССР.-1961.-387 с.

50. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. -Махачкала: Дагкнигоиздат. -1978. -420 с.

51. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. -М. Наследие -1996. -652 с.

52. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. -Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского университета.-1992.-316 с.

53. Гегель Г. Работы разных лет. -Т.2. -М. Мысль -1971. -630 с.

54. Гегель Г. Философия права. Сочинения. -Т.7. -М. -1934. -380 с.

55. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. -М. Наука. -1965. -391 с.

56. Геллнер Э. Нация и национализм. -М.: Прогресс. -1991. -319 с.

57. Громыко М.М. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян в XIX в. -М.: Наука. -1986. -236 с.

58. Губогло М.Н. О проекте "Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве" // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. -1996.-№1.-47-56 е.63 .Гумилев Л.Н. Корни нашего родства // Известия. -1988. -13 апреля.

59. Гумилев Л.Н. Чем опасны мифы истории? // Смена. -1988. -4 дек.

60. Гурвич В. Национальная идея и личность // Новый мир. -1993. -№5. -94- 7 101 с.

61. Гусев В.Е. Фольклор как источник изучения социальной психологии // Проблемы общественной психологии. -М.: Мысль. -1965. -470 с.

62. Дагестанские лирики. -Л.: Советский писатель -1961. -403 с.

63. Дашдамиров А.Ф. К методике исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. -1983. -№2. -34-49 с.

64. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. -Баку. -1976. -210 с.

65. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. -М.: Наука -1979. -54 с.

66. Дагестан: этнополический портрет: Очерки. Документы. Хроника. Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. М., 1993. Т. 1, 2.-361 с; -312 с.

67. Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке // Советская этнография. -1987. -№4. -9-22 с.

68. Джунусов М.С. Мы самые, самые .II Жизнь национальностей. -1993. -№5-6. -21-27 с.

69. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. -Алма-Ата. Казахстан. -1990. -197 с.

70. Дробижева JI.M. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. -М: Прогресс -1981. -197 с.

71. Дробижева JI.M. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции в современном обществе. -М.: Наука. -1990. -247 с.

72. Дробижева JI.M. Межличностные национальные отношения: основные черты и особенности // Социс. -1982. -№4. -34-41 с.

73. Дробижева Л.М. О тенденциях в этническом самосознании русских на рубеже последнего десятилетия XX века // Современные этнические процессы в СССР и СФРЮ. -М.: Политиздат. -1992. -287 с.

74. Дробижева Л.М. Роль интеллигенции в развитии национального самосознания народов СССР в условиях перестройки // Духовная культура и этническое самосознание. -М.: Инст-т этнографии. -1990. -Вып.1. -241 с.

75. Духовная культура и этническое самосознание. -М.: Институт этнологии и антропологии. -1991. -Вып.2. -210 с.

76. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал.-1981.-№5.-5-10 с.

77. Дьяконов И. Все мы люди // Знание-сила. -1991. -№4. -29-34 с.

78. Знаменский A.A. Этнонационализм: основные концепции современной американской социологии (аналитический обзор) // Социс. -1992. -№12. -118126 с.

79. Ибрагимов М-Р. А. Этнические и этнодемографические процессы у даргинцев в XIX-XX вв. -Махачкала. -1983. // РФ ИИЯЛ. ф.З, оп.З, д.569.

80. Ибрагимов М-Р. Народы Дагестана в XX в. (этно-демографические проблемы) // Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник-М.-1991.-240 с.

81. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России // Социс. 1994. -№6. -32-40 с.

82. Ильин Д. "Русская идея" на полигоне демократии // Наш современник.-1991. -№3.-5-28 с.

83. Итошенко В. Национализм и интеллигенция // Мировая экономика и международные отношения. -1993. -№6. -15-24 с.

84. Иорданский В. Национализм или затление разума // Мировая экономика и международные отношения. -1990. -№10. -33-41с.

85. Иорданский В.Б. Две грани общественного сознания: этническая и национальная // Мировая экономика и международные отношения. -1993. -№6 -87-101 с.

86. Иорданский В.Б. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. -1990. -№4. -151-162 с

87. Ипатов А.Н. Национальная культура и религия. -Киев «Вищи школа» -1982.-80 с.

88. Исламов Т., Миллер А. Национализм в СССР и Восточной Европе // ОНС.-1991.-№1.-105-114 с.

89. Ихилов М.М. К вопросу о национальной консолидации народов Дагестана// Советская этнография. -М. -1965. -№6. -92-102 с.

90. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. -Махачкала. -1967. -396 с.

91. Касьянова К.О. О русском национальным характере. -М., Инст-т нац. модели экономики. -367 с.

92. Каймаразов ГШ. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. -М.: Наука -1988. -334 с.

93. ЮО.Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования национальной общности людей. -М.: Наука -1969. -431 с.

94. Кандель П.Е. Круглый стол. -Вопросы философии. -М. -1988. -№9. -325 с.

95. Карлов Н.В. Честь имени, или О русском национальном самосознании //Вопросы философии. -1997. -№4. -3-19 с.

96. ЮЗ.КерлотХ.Э. Словарь символов. -М.: Прогресс. -1994. -174 с.

97. Ю4.Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социс. -1997. -№3. -17-29 с.

98. Кисриев Э.Ф. Генезис этнических предубеждений (семиотический подход) // Тезисы докладов научной сессии "Перестройка и гуманитарные науки в Дагестане". -Махачкала. -1988. -180 с.

99. Юб.Козлов В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. -1993. -№2. -17-21 с.

100. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса// Советская этнография. -1974. -№2. -79-93 с.

101. Козлов В.И. Этнорасовые предубеждения и этнологическая наука // Расы и народы: -М.: Наука. -1993. -218 с.

102. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология.-М.: Наука.-1971.-384 с.

103. ПО.Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Иностраннал литература. -1968. -№11. -91-98 с.

104. Кон И.С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. -1966. -№9. -110-115 с.

105. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы философии. -1989. -№9. -37-49 с.

106. ПЗ.Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе "двойного сознания" // Вопросы философии. -М. -1991. -№1. -15-24 с.

107. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. -М. -1970. -78 с.

108. Королев С.И. Элементы духовной культуры в этнической психологии // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука. -1975. -173 с.

109. Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. -М.: Наука. -1976. -Вып.6. -335 с.

110. Кузеев Р.Г. Национальные движения в России // Этнографическое обозрение.-1993.-№6.-46-60 с.

111. Котович В.Г. Каменный век Дагестана. -Махачкала, Даг. ФАН. Институт истории, языка и литературы. -1964. -225 с.

112. Кумыки, их нравы, обычаи и законы. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. д.2153.

113. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. -М. Изд-во АН СССР -1951. -280 с.

114. Кцоева Г.У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. -М.: Наука -1985. -233 с.

115. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов //Психологический журнал. -1986. -№2. -9-15 с.123 .Лавров Л.И. Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический сборник. -М.-Л. АН СССР -1962. -Т.З. -275 с.

116. Лавров Л.И. Советская культура и быт лаков // Вопросы этнографии Кавказа. -Тбилиси. Изд-во АН Грузии -1959. -353 с.

117. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. -М. Наука. -1985. -233 с.

118. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 1. -Одесса, -1882. -437 с.

119. Лисовский В.Т. Феномен национализма // Обновление: межнациональные отношения и перестройка. -Л. Лениздат. -1989. -188 с.

120. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. Очерки из области русской литературы. -М. -Л. Изд-во АН СССР -1945. -120 с.

121. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М.: Политиздат. -1988. -336 с.

122. Мавродин В.В. Древняя Русь. Происхождение русского народа и образование Киевского государства -Л. Госполитиздат. -1946. -311 с.

123. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник // XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. -М. -1960. -125 с.

124. Магомедов P.M. История народов Дагестана: с древнейших времен доконца XIX века. -Махачкала. Дагучпедгиз. -1968. -340 с.

125. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй в Дагестане в XVIII нач. XIX в. -Махачкала. Дагкнигоиздат. -1957. -408 с.

126. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. -Махачкала. Дагкнигоиздат. -1992. -102 с.

127. Манхейм К. Проблема интеллигенции. Исследование ее роли в прошлом и настоящем. -М. ИНИОН. -1993. -89 с.

128. Маршаев Р., Бутаев Б. История лакцев. -Махачкала. -1991. -209 с.

129. Матвеева С.Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии // ОНС. -1997. -№1. -45-53 с.

130. Матяш Т.П. Сознание как целость и рефлексия. -Ростов-на-Дону. -1988.-174с.

131. Мачавариани Н. Нация, ее культура и язык // Литературная Грузия. -1971. №6.-97-103 с.

132. Медведев Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. -М. Политиздат. -1993. -230 с.

133. Медведев Н.Т. Национальная политика в России. -М.: Наука. -1993. -119 с.

134. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы философии.-1991.-№1.-16-27 с.

135. Мирский Г. Этнос, религия, национализм // Азия и Африка сегодня. -1994.-№2.-11-14 с.

136. Митрохин Л.Н. Религия и нация // Наука и религия. -1989. -№3. -3-6 с.147 .Митрохин Л.Н. Философы и религия // Вопросы философии. -1989. 9. -23-34 с.

137. Мунтян В.В. Подходы к разработке национальной политики в современных условиях // Национальные процессы в СССР. -М.: Наука.-1991. -280 с.

138. Мусаева М.К. Хваршины XIX нач. XX вв. Историко-этнографическое исследование. -Махачкала. -1995. -235 с.

139. Мусаелян М.Н. Межнациональные противоречия и конфликты и поиски путей их разрешения. -М.: Политиздат. -1992. -96 с.

140. Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социопсихологический анализ). -М.: Луч -1992. -139 с.

141. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал. -1994. -№3. -4-12 с.

142. Натадзе Н.Р. Нация и национальная культура. -Тбилиси. Мецниерба. -1990.-173 с.

143. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации нач. 1990-х годов. -М. -1994. -115 с.

144. Национальное сознание: версия Запада и России // Родина. -1994. -№2. -115-119 с.

145. Национальный язык и национальная культура. -М. Наука. -1987. -209 с.

146. Наджимов Г.Н. Народные традиции и культура. -Ташкент, Узбекистон. -1992.-120 с.

147. Никольская З.А. Исторические предпосылки национальной консолидации аварцев // Советская этнография. -1953. -№1. -32-41 с.

148. Нуруллаев A.B. К вопросу о взаимосвязи национального и религиозного // Национальные проблемы в современных условиях. -М.: Прогресс. -1988. -157 с.

149. Общение и оптимизация совместной деятельности. -М. Изд-во МГУ -1987.-302 с.161.0влякулиев Е. Формирование национального самосознания: Социально-философский анализ. -Автореф. на соиск. д. филос. н. -М. -1993. -34 с.

150. Османов М.О. Расселение и численность даргинцев в XVII-XIX вв. // Дагестанский этнографический сборник. -Вып. 1. -Махачкала. -1974. -243 с.

151. Очерки истории советского искусства Дагестана (1917-1941). -М. Наука-1987.-319 с.

152. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М. Наука. -1979. -232 с.

153. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы, (круглый стол) // Социс. -1997. -№1. -24-36 с.

154. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана: Сб. ста-тей.//Инс-т истории, языка и литературы. Махачкала, Дат. Фан, -1988. -166 с.

155. Римаренко Ю.И. По следам снежного человека (о причинах национализма в СССР). -М.: Молодая гвардия. -1993. -238 с.

156. Рождественская H.A. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. -1986. -№4. -79-87 с.

157. Рубан JI.C. Межнациональные отношения и межконфессиональные противоречия (региональный аспект) // Социс. -1995. -№4. -63-69 с.

158. Садыков М.Б. Национальное самосознание: условия и факторы его развития // Актуальные проблемы развития межнациональных отношений, интернационализма и патриотического воспитания. -Алма-Ата, Казахстан. -1989. -367 с.

159. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. -Махачкала. Дагуч-педгиз. -1994. -133 с.

160. Салмин А.К. Этнология религии и народный обряд // Этнографическое обозрение. -1994. -№2. -16-21 с.

161. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. -Алма-Ата, Казахстан. -1974. -241 с.

162. Сарсенбаев Т.С. Национальное самосознание и национальное достоинство. -Алма-Ата. О-во «Знание» Каз. ССР. -49 с.

163. Сборник сведений о кавказских горцах. -Тифлис. -1868. -Вып. 1, 2, 3. -117,-117,-117 с.

164. Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв.: Сборник статей. -Махачкала. -1980. -119 с.

165. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР (опыт социально-философского анализа). -М. Наука. -1991. -234 с.

166. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). -М. Механик. -1996. -197 с.

167. Сингер Б.Д, Демократическое решение проблемы этнического многообразия // Вопросы философии. -1994. -№6. -39-46 с.

168. Скворцов A.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия.-М. Политиздат.-317 с.

169. Скворцов Л.В., Чеснокова И.И. Идолы национального самосознания // Актуальные проблемы формирования интернационалистического сознания. -Нальчик. -1988. -240 с.

170. Солдатова Г.У. Этнический стереотип и поведение: Структурный подход // Социально-психологические аспекты общественного сознания. -М. Наука. -1991.-141 с.

171. Соловей В.Д. Эволюция современного национализма // Вестник МГУ. -Серия история. -1993. -№5. -12-19 с.

172. Столярова Г.Р., Титова Т.А. Этническая культура, как индикатор самосознания, в национально-смешанных браках // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. ИЯЛИ. -Казань. -1992. -Вып. 1. -139 с.

173. Тишков В.А. Социальное и национальное в исторической антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. -№1. -37-45 с.

174. Тишков В.А. Что есть Россия? // Вопросы философии. -1995. -№2. -7179 с.

175. Тишков В.А. Этничность и власть в СССР // Советская этнография. -1991.-№3,-4-12 с.

176. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. -1964. -№11. -31-39 с.

177. Уледов А.К. Духовное обновление общества. Проблема методологического исследования. -М. Мысль -1990. -271 с.

178. Уледов А.К. Русская идея как феномен национального самосознания // Вестник Высшей школы. -1992. -№7-9. -17-24 с.

179. Урузманова Р.К. Еще раз о задачах этнографической науки в разработке, внедрении и совершенствовании социалистической обрядности // Советская этнография. -1987. -№3. -17-22 с.

180. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. -Т.З. Аварский язык. -Тифлис. -1889. -275 с.

181. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. -Т.4. Лакский язык. -Тифлис. -1890. -422 с.

182. Филатова И. Национальные конфликты // Диалог. -1994. -№7. -41-48 с.

183. Филиппов В.Р. О природе межэтнических конфликтов в России // Вестник МГУ. -Серия история. -1993. -№5. -80-89 с.

184. Философский энциклопедический словарь. -М. -1989.

185. Фирсов E.B. Национализм или тупик? // Вестник МГУ. -Серия 8. История. -1994. -№1. -14-19 с.

186. Флэтчер У. Современные верующие // Социс. -1987. -№4. -44-49 с.

187. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. ~Л. Наука. -1970. -275 с.

188. Фромм Э. Искусство любви. -Минск. Политфакт. -1990. -81 с.

189. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание в современной теории и социальной практике // Обновление: межнациональные отношения и перестройка. -Л. Лениздат. -1989. -188 с.

190. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение. -Л. Лениздат. -1989. -27 с.

191. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. -СПб. Петрополис. -1993. -118 с.

192. Чепели Д. Что мы знаем о национальном сознании интеллигенции? // Национальные отношения и этнические конфликты. -М. Политиздат. -1993. -243 с.

193. Чеснокова И.Н. Самосознание. -Социология: словарь-справочник // Междисциплинарные исследования. -М. Наука. -1994. -189 с.

194. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. -Л. Наука. -1986. -304 с.

195. Шибутани Т. Социальная психология. -М. -1969. -539 с.

196. Шихиев Ш.Б. К вопросу о "соподчиненности наций". -Махачкала. -1996.-34 с.

197. Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной психологии//Вопросы философии. -1971. -№5. -91-102 с.

198. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. -Махачкала. Дат. ФАН. -1969. -251 с.

199. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. -Л. Изд-во ЛГУ. -1991. -288 с.

200. Шлет Г.Г. Сочинения. -М. Правда. -1989. -601 с.

201. Элиаде М. Священное и мирское. -М. Изд-во МГУ. -1994. -143 с.

202. Эмблемы и символы. -М. -1995. -96 с.

203. Этнические стереотипы поведения. -Л. Наука. -1985. -32 с.

204. Юнг К. Архетип и символ. -М. Наука. -1991. -194 с.

205. Этносы и этнические процессы. М. Наука. -1993. -343 с.