автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Алексеев, Дмитрий Игоревич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений"

На правах рукописи

АЛЕКСЕЕВ Дмитрий Игоревич

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-2004

Работа выполнена на кафедре философии и права

Московского государственного индустриального университета

Научный руководитель:

кандидат философских наук, профессор Ильина Т.А.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Волобуев В.А кандидат философских наук, доцент Тарасович A.M.

Ведущая организации:

РОССИЙСКИЙ государственный химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева

Защита состоится " "_2004 г. в_часов на заседании диссертационного совета К.212.142.03 в Московском юсударст-венном технологическом университете "СТАНКИН" по адресу: 127055, Москва, Вадковский пер., дом 3-а, ауд._.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного технологического университета "СТАНКИН".

Автореферат разослан " " мая 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

Логина Н.В.

ОБШДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Причины обращения к проблеме национального самосознания заключаются в необходимости рефлексии:

— современной геополитической ситуации страны;

— осложнения процессов межэтнического взаимодействия на постсоветском пространстве;

— кризиса либеральных (западных) ценностей, материализованных в ходе реформ 90-х гг.

Мировая практика показывает, - государства, находящиеся в состоянии упадка, могут совершить державный рывок благодаря объединительной национальной идее. Так происходило в Германии, Японии, потерпевших военный, политический крах во Второй мировой войне.

Развитие страны невозможно без понимания сущностных оснований национального самосознания, приводящих к уточнению базовых скрепляющих начал государственности. В условиях России обостряется вопрос межэтнического взаимодействия, от успешности разрешения которого зависит укрепление территориальной целостности, налаживание эффективного хозяйственного механизма, формирование единого ценностного культурного пространства.

Степень разработанности проблемы. Историческая традиция изучения природы этноса, нации закладывается Н. А. Бердяевым, Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым, Н. О. Лосскнм, П. Н. Милюковым, В. С. Соловьевым, П. А. Сорокиным, Н. Ф. Федотовым, П. М. Хомяковым, Г. Г. Шпстом и др. П. М. Хомяков началами национальной целостности признает язык, государственность, реализуемую в интересах личности; П. А. Сорокин основу нации видит в единстве территориального, куль-

РОС. НАЦИОНАЛЬНА« БИБЛИОТЕКА

турного; И. А. Ильин рассматривает страновую общность на основании единства географических, религиозных, языковых, культурных, правовых, государственных, хозяйственных факторов; Н.Ф.Федотовым отмечается историческая детерминанта как базовая в державном единстве; Н. Я. Данилевским указывается на необходимость введения концепта цивилизации для понимания страновых отличии России.

В советской обществоведческой литературе долгое время вообще не употреблялось понятие "этнос", различение общностей производилось с помощью категорий "племя", "народ", "нация". Критический анализ европоцентризма, идей прямолинейного восходящего прогресса заставил усомниться в возможностях использования триады как для классификации, так и выявления специфики взаимоотношений реально существующих общностей. Ю.В. Бромлесм в 1970-1980-е гг. вводится в оборот понятие этноса. В 80-е гг. появляются работы, раскрывающие содержание и функции национального самосознания. Это - труды А. Г. Агаева, А. А. Акласва, В. Г. Бабакова, М. Н. Губогло, А. И. Дерончен-кова, Л. М. Дробнжевой, А. А. Захарова, А. Г. Здравомыслова, Г. У. Сол-датовой, А. К. Улсдова, К. Хабпбуллнна, М. А. Чешкова и др. Проблемы межнациональных отношений на современном этане развития евразийской цивилизации обсуждаются А. С. Ахнсзсром, А. Г. Душным, Л. Д. Гудковым, М. В. Иорданом, В. В. Ильиным, С. В. Лурье, Э. А. Поздняковым, Е. Н. Соколовым, В. А. Тишковым, Р. М. Шариповой, В. В. Ше-лохасвым, др. Среди зарубежных работ в области межэтнических отношений выделяются сочинения У. Альтерматта, Б. Андерсона, Ф. Барта, 3. Баумана, П. Брасса, У. Бека, П. Ван дсн Берга, Э. Геллнсра, Ж. Девере, Р. Джскинса, Г. Лебона, С. Лсви, А. Лейнхарта, Л. Нндсрле, М. Олсоиа,

К. Оффе, Р. Мэста, Дж. Ротшильда, А. Смита, С. Xaптингтона, С. Эилоу и др.

Автор опирается на основные документы, касающиеся межэтнических отношении: "Всеобщая декларация прав и свобод человека ООН", "Международный пакт о гражданских и политических правах", "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (1996), Парижская хартия всей Европы (1990), европейская "Декларация о хартии народов и регионов" (1996). Среди отечественных документов — первый перестроечный закон СССР, посвященный этническим вопросам - "О национальном развитии граждан, проживающих за пределами своих национально-территориальных или национально-административных образовании" (1990), "Концепция государственной национальной политики РФ", Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" (1991), Закон РСФСР "О языках народов Российской Федерации" (1991), Федеральный закон "О национально-культурной автономии" (1996), Концепция национальной политики РФ, Ст. 72 Конституции РФ (содержит формулировку "основ федеральной политики" и "федеральных программ" в области "национального развития")» федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005)" (2001).

В работе используются результаты социологических исследований.

Объект исследования — национальное самосознание в рамках межэтнических отношений современной России.

Предмет исследования — особенности национального самосознания в структуре межэтнических отношений на российском постсоветском пространстве.

Цель исследования - специфика национального самосознания в структуре межэтнических отношений современной России.

Задачи исследования:

- охарактеризовать природу национального самосознания;

- выявить особенности национального самосознания в России;

- оценить динамику межэтнических отношений в РФ.

Научная новизна работы заключается в следующих полученных

автором результатах:

- охарактеризована природа нащюналыюго самосознания как системы ценностей культуры, отражающих национальную идентичность; нация - предстает как групповая целостность, наделенная культурно-исторической, политической, хозяйственной, территориальной спецификой; выделяются основные функции национального самосознания -познавательная, эмоционально-ценностная, регулятивная. Познавательная функция заключается в осознании "мы", своей реальности, отсюда начинается процесс интенсификации познавательной активности самосознания. Эмоционально-ценностная — в складывании системы оценочной информации о культурных традициях, их развитии. Регулятивная функция самосознания - в выполнении самосохранения, подчинения деятельности достижению определенной цели, механизма регуляции . жизнедеятельности. Суть регулятивной функции национального самосознания выражается в направлении волн нации к достижению определенной цели, в том числе самоопределению. Национальное самосознание нацелено на. самоопределение, строится на понимании целей, идеалов развития, выражается в идеологии, укрепляющей единство нации как социально-политической общности;

- выявлены характеристики отечественного национального самосознании; отход от формационных установок, утверждение цивнлизацн-онного подхода позволяет квалифицировать Россию как автономный этнокультурный ландшафт - евразийский. На оформление российской цивилизации оказал влияние ряд факторов: геоклиматический, геополитический, географический, державный. Географическая специфика выражалась в неблагополучности региона для ведения хозяйственной деятельности, что предполагало экономическую целесообразность отечественной колонизации. Минимальный объем получаемого прибавочного продукта в целях эффективной утилизации предопределял его жесткую централизацию. Реальность централизма обеспечивалась необходимостью обеспечения направленной моральной и материальной поддержки удаленных и неблагоприятных районов. В геополитическом отношении Россия всегда занимала определяющее место в определении мирового порядка.

Россия как особый цпвилпзацпонный ареал предстает мощным монархическим государством, объединением культурных, исторических, хозяйственных, ментальных зон народов, реализующим начала веротерпимости в условиях поликонфсссионалыюсти. Национально-государственная идеология, являющаяся совокупностью как универсальных, так и локальных целсориентирующих установок, императивов, нацелена на консолидацию нации на основании реалистических моделей добротной жизни, достижения баланса этнического и государственного;

- оценена динамика межэтнических отношений в РФ с позиций внешней и внутренней политики. Суть трансформаций - в переходе к умеренным, трезвым, гуманитарно адаптированным возможностям, ут-

верждающим солидарность, преемственность, гуманизм, государственность. Принцип российской полиэтнической демократии строится на основании полной, естественной гармоничности национальных связей, обеспечивает гарантии, равнодостоинство, равноправие, в то же время способствует проведению национальных интересов на державном уровне. Их реализация - в направленном патронировании нацменьшинств с поддержанием общегражданского равноправия, культурно-экзистенциальном, а не территориально-государственном самоопределении. Россия - соединение равноправных народов, интегрируемых на началах партнерства, сотрудничества, единства исторического и фактического существования.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Существенным признаком нации как начала гражданского выступает национальное самосознание. Национальное самосознание определяет статус нации как субъекта истории. Самосознание представляет духовное образование, где социальный субьект осознает общие, коренные интересы, место в обществе, отношение к классам, государству, обществу в целом.

- В советской общественной мысли национальное самосознание трактовалось достаточно узко. Большинством этнографов, социологов, психологов суть национального самосознания сводилась к осознанию индивидом принадлежности к определенной национальной общности. В настоящее время нация рассматривается как общность гражданско-нолитнческого порядка. Атрибут нации - "державность" - политико-государственная организация осваивающего определенную территорию народа. В силу признания характеристик государственности базовыми

для нации, она предстает совокупностью граждан державы на базе конституированного отношения согражданства.

Новые направления анализа позволяют критически оценить историю развития страны, прийти к пониманию урегулирования сложнейших вопросов межнациональных отношений на постсоветском пространстве. Теоретическая интерпретация базовых понятий этноса, нации позволяет подойти к сути проблемы национального самосознания, межэтнических отношений в современной России.

- Национально-государственная идеология, предстает специфической настройкой эмоционально-волевой, сознательной сферы, противостоящей социальной деструкции, центробежности, развалу. Ее конструктивная роль - способствование консолидации общества, привнесение элементов стабильности, инвариантности, непрерывности, стимулирование положительного творения национальной истории.

Сегодня существует потребность в идеологии, включающей фундаментальные ценности, идеалы существования, которые целеориеити-руют, регулируют, мотивируют жизнь на уровне высокого.

После развала советского пространства в стране усилились тенденции сепаратизации. Им может противостоять цивилизация, реализующаяся в столь сглаживающих технологиях как урбанизация, интенсивная коммуникация образование, армия.

- Природа российского национального самосознания определяется цивилизационной спецификой страны. Исторически Россия предстает государством с сильной централизованной властью, полиэтническим, поликонфессиональным образованием. Строительство империи происходило на вовлечении народов в общецивнлизационный процесс при сохранении самобытных ценностей. Российское сообщество народов, не

представляя целостной этнонационалыюй системы, проявляло себя на разных исторических этапах в первую очередь как государственно-политическое, потом как цивилизационное образование. Центральным вопросом становления российского национального самосознания остается вопрос гражданской и этнической идентичности.

Динамику межэтнических необходимо оценивать исходя из насущных вопросов внешней и внутренней политики. Одна из особенностей эпохи - формирующиеся противоречия между интересами народов в глобализирующемся взаимозависимом мире и стремлением отстаивать национальную идентичность. Решение задачи предполагает: сохранение традиционного взаимодействия народов, вмещающих народы природных условий; раскрытие вопросов в области мировоззрения - совместимость культурных укладов, сохранение, взаимодействие языков и др.; принятие мер, направленных на восстановление естественного, целостного взаимодействия народов. Интерес к идеологии федерализма обуславливается центральным конфликтом эпохи — глобальным и.локальным противостоянием. Реализация полшики регионализма способствует сглаживанию этнических противоречии — региональное своеобразие, региональная самобытность, уникальность выступает системообразующей ценностью.

— Очевидна необходимость формирования общегражданского национального самосознания населения России, которое должно приобрести доминирующий характер по , отношению к локальным этнокультурным различиям. Развитие этиополитнческого процесса в России в 90-х гг. прошло фазу противостояния политических сил, ориентированных на сепаратизм и сохранение целостности страны. Можно констатировать, что непосредственная угроза распада России миновала. Ос-

тастсн комплекс пока не урегулированных проблем межэтнических отношений, в числе которых на первом месте - социально-экономическая, политическая разностатусность народов.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В диссертационном исследовании используются примордиалистскан, конструктивистская поисковые платформы.. Учитывая комплексный, полиморфный строй социальной материи, эвристический базис изысканий составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности рассмотрения, системности, целостности.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и методологическое значение, позволяют формировать адекватную картину генезиса и статуса национального самосознания, его роль в контексте оптимизации социального устроения.

Практическая значимость исследовании. Данные диссертации могут быть использованы в высшей школе — при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по социальной философии, политологии, политической социологии.

Апробация научного исследования. Диссертация обсуждена на кафедре философии, культурологии и права Московского государственного индустриального университета рекомендована к защите.

Результаты исследования излагались на Ломоносовских чтениях 2003 г. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена ее задачами и принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении раскрываются актуальность темы, степень ее научной разработанности, формулируются объект и предмет, цель и задачи исследования, определяется его новизна, теоретико-методолотческие основы, практическая значимость.

В первой главе диссертации "Природа национального самосознания" характеризуется феномен национального самосознания — один из существенных признаков нации. Национальным самосознанием определяется статус нации как субъекта истории в силу интегратнвного (ду-ховно-эмоционалыюго, интеллектуального) концентрата "духа народа".

Самосознание является основой сознания социального субъекта. Самосознание тождественно духовным образованиям, в которых социальный субъект осознает общие, коренные интересы, место в обществе, отношение к другим классам, к государству, к обществу в целом. Именно данными факторами определяется место самосознания в сознании социального субъекта, значение его жизнедеятельности.

Осознанность социальными субъектами интересов, потребностей составляет суть, самосознания. Самосознание отражает бытие через призму адекватного, объективного видения интересов, потребностей субъекта.

В советской общественной мысли национальное самосознание трактовалось достаточно узко. Большинством этнографов, социологов, психологов суть национального самосознания сводилась к осознанию индивидом принадлежности к определенной национальной общности. В 60-е гг. вопрос национального самосознания обострен С. Т. Калтахчя-ном, писавшим, что национальное самосознание включает сознание этнической общности, отношений к другим этносам; приверженность национальным ценностям, языку, территории, демократической культуре; осознание социально-государственной общности; патриотизм.

Дискуссии о природе национального самосознания оживились в 70-80-е гг. Ю. В. Бромлей указывал, что под национальным самосознанием необходимо понимать комплекс представлений национальности о себе, интересах, ценностных ориентациях, установках по отношению к

1

другим национальностям .

А. К. Уледов дает более широкое трактование национального самосознания: национальное самосознание проявляется как совокупность идей, взглядов, чувств, связанных, во-первых, с самоопределением национальной общности, осознанием своего места среди других национальных общностей, и, во-вторых, с осознанием общественно-политических ценностей2. Л. М. Дробижева характеризует национальное самосознание как духовное образование, включающее национальные автостерсотипы, представления о территории, культуре, языке, об историческом прошлом, также эмоциональную составляющую — отношение к культурным, историческим ценностям своего народа. Главным в на-

1 Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР. - М., 1988. - С.57

2 Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М., 1990. — С318

циоиалыюм самосознании являются национальные интересы, стимулирующие деятельность людей3.

В структуру национального самосознания входит система автостереотипов (устойчивых, зачастую иррациональных представлений, оценок и т.д., связанных со своим народом), гетеростереотипов (связанных с нациями-соседями), соответствующий комплекс установок.

Функциями национального самосознания выступают: познавательная, эмоционально-ценностная, регулятивная. Познавательная функция заключается в осознании "мы", своей реальности, отсюда начинается интенсификация познавательной активности самосознания. Эмоционально-ценностная состоит в складывании системы оценочной информации о культурных традициях, их развитии. Регулятивная функция самосознания сводится к выполнению самосохранения, подчинению деятельности достижению определенной цели, механизму регуляции жизнедеятельности. Суть регулятивной функции национального самосознания выражается в направлении волн нации к достижению определенной цели, в том числе самоопределению.

Самоопределение - конструктивный акт самовыражения, самоутверждения. Потребность в самоопределении - один из важнейших побудительных мотивов жизнедеятельности нации. С самоопределением связана деятельность нации, направленная на дальнейшее самосовершенствование, полную реализацию себя как творца собственной истории, преобразование собственного наличного бытия.

Стремление к самосовершенствованию основывается на механизмах саморегуляции, предполагает наличие у нации ясно осознанных целей, идеалов. Желание нации в самосовершенствовании связано с соот-

3 Дробижева ЛМ. Выступление на "круглом столе" // Вопросы философии. —1988. - №6. - С.31

встствующим уровнем национального самосознания, т.е. с таким его уровнем, когда оно включает адекватные представления о прошлом, настоящем, потенциальных возможностях нации. Самосовершенствование нации тем успешнее, чем адекватнее отражены в ее самосознании потенциальные возможности, чем реальнее цели, которые нация ставит перед собой.

В теории существуют две базовые концепции, проясняющие природу этноса: примордиалистская и конструктивистская. Примордиали-стская концепция была наиболее распространена. Этнос (от греч. Ethnos - народ) трактуется здесь, исходя из признания территориального признака как образующего черты национального сознания. Этническое определяется через примордиалыюе - то, что предшествует человеку.

Выделяется два подхода: биосоциальный и социально-исторический. В первом этнос - сообщество индивидов, основанное на биологических закономерностях, трансформированных в социальные. Возникновение этноса основывается на эволюционно-генетических идеях. Биосоциальную версию теории в отечественной мысли представляет Л. Н. Гумилев, понимавший этнос как явление географическое, за рубежом - П. ван ден Берге, описывающий этннчность как предрасположенность человека к родственному отбору.

Во втором этнос трактуется через социальную призму. Взаимная привязанность членов этноса обусловливается соцналыю-исторнческим контекстом, языком, культурой, идентичностью. В отечественной науке социально-культурное направление представлено историком-этнологом Ю. В. Бромлсем, в зарубежной - Э. Смитом. Этнос понимается как устойчивая форма групповой интеграции, обладающая культурными характеристиками, самосознанием. Ю. В. Бромлсй указывал: этнос — соци-

альнаи группа, характеризующаяся атрибутивными свойствами (язык, культура, самосознание, скрепленное в самоназвании), формирующими ся в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Э. Смит определял этнос как общность люден, имеющих имя, разделяющую мифы о предках, имеющую совместную историю и культуру, ассоциированной со специфической территорией, и обладающей чувством солидарности.

Согласно конструктивизму (Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, В. А. Тишков, др.) этническое сообщество, возникающее на основе дифференциации этнокультур, существует, базируясь на различных доктринах, имеющих место в той или иной этнокультуре.

На основании данных подходов к анализу этнпчиостн делается вывод о природе этнического самосознания как многофакторного явления. . Исходные позиции прнмордиалшма и конструктивизма следует рассматривать как взаимодополнительные. Важнейшее их следствие -понимание этноса, этичности как сложного единого пространства, где системообразующими характеристиками выступают как природные, так и социокультурные положения.

В традиционной социологической мысли реалнзовывалнсь классические установки на понимание природы нации как единства территориального, культурного, гражданского пространства. Однако, в советское время ситуация кардинально изменяется, - как в науке, так и в политике доминирует этионационалнзм.

В. В. Ильин, полагает: главная отличительная черта, этноса -общность, строящаяся на натуралистическом основании. В отличие от этноса, нация - общность социально-политическая. Этническое начало не выступает сущностноообразующим атрибутом нации.

В. А. Тишков вводит модель релятивистской теории нации как оппозиции радикальному национализму, безапелляционно настаивающему на защите интересов собственной национальной общности (в ущерб другим общностям такого же типа).

Основу для анализа современного полинациоиалыюго пространства постсоветской России представляет полипарадигмальный подход.

Термин "нация" объединяет понятия "государство (держава)", "народ (население)", "этнос (племенная группа)". Главный атрибут нации — "державность" - политико-государственная организация осваивающего определенную территорию народа, позволяющая се охранять, сохранять, поддерживать. В силу признания характеристик государственности базовыми нация есть совокупность граждан державы на базе конституированного отношения согражданства.

Нация — образование историческое, включающее признаки политического, территориального, хозяйственного, культурного единства.. Субъектом-носителем государственности является не нация-этнос, а нация-народ. Нормальное, взвешенное государствосозидание основывается на началах деэтнификации государственного устройства, деполитизации < национального вопроса.

Наиболее приемлемый механизм - реализация института национально-культурной автономии (НКА). Важно сохранение и культивирование собственной культуры для обеспечения прогрессивного развитии. Здесь - основание собственной ценностной самондентнфикацнн, передачи традиций, наследства, самовоспроизводства. Этнос укореняется в собственной культуре. Поддерживать культуру, а значит, и этнос и позволяет механизм НКА.

НКА выступает одной из гуманитарно адаптированных тенденций национального устроительства. Схема национально-культурной автономии следует понимать в широком ключе. В данном случае понимается не нация, обладающая атрибутикой государственности, а национальность, которая реализуется через язык, культуру, традиции, обычаи.

В главе "Национальное самосознание в России" анализируется специфика формирования национального самосознания в контексте реалий отечественной истории. Обострение проблемы национального самосознания в России определяется рядом факторов.

1. Необходимостью сохранения собственных национальных интересов в период усиления экспансии Запада.

2. Сохранением собственной национальной самобытности.

3. Культивированием самобытных культурных ценностей, участвующих в диалоге мировых цивилизаций.

Наиболее приемлемой моделью анализа российского социума выступает евразийство.

Евразийство формировалось еще на рубеже столетий, заявило о себе как самостоятельном течении в эмиграции. Евразийство в период кризиса ценностей цивилизационного развития было нацелено на поиск оптимального пути развития страны. Евразия трактовалась как "особый материк, как место развития специфической культуры, евразийской и русской..." Отмечалось, что культурное, географическое единство Евралш проявляется в истории, определяет хозяйственное развитие, самосознание, историческую миссию в отношении к Европе, Азии.

А. Г. Дугин выделяет следующие парадигмы, сформированные в ходе российской истории на пороге новой истории: национал-консервативная школа (С. С. Уваров, К. П. Победоносцев, Д. И. Иловай-

скин, т.д.); революционно-демократическая школа, позже развившаяся в маркснстско-советскую (от А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, Г. В. Плеханова, М. Н. Покровского и т.д. до советских историков-марксистов); либерально-этатистская западническая школа (от Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В.' О. Ключевского до Б. Н. Чичерина, К. Д. Кавелина, П. Н. Милюкова, П. Б. Струве); славянофнльско-евразийская школа (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья А. С. и К. С. Аксаковы, К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, кн. Н. С. Трубецкой, А. В. Флоровский, Г. В.' Вернадский, П. Н. Савицкий, Н. В. Устрялов).

В одном случае субъектом истории выступало преимущественно Государство (национал-консервативная и либерально-этатистская школа), в другом - народ (революционно-демократическая школа), в третьем — классы (марксистская школа), в четвертом — хозяйство (либеральная и социалистическая школа), в пятом - геополитическая общность, цивилизация (славянофилы, евразийцы) 4. А. Г. Дугин отдает предпочтение евразийству как наиболее адекватной парадигме развития общества.

В. В. Ильин приводит следующую классификацию национальной идеи: "Москва - третий Рим", "панславизм", "почвенничество", "народничество", "вселенская теократия", "большевизм", "вестерн"5. И также отдает предпочтение евразийству.

Выявление существенных отличий национального самосознания невозможно без уточнения цивилнзационной специфики.

4 Дугин А.Г. Эволюция национальной идеи Руси (России) // Отечественные записки. - 2002. - №3. -С.46

5 Ильин В В., Ахиезер А.С Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. - М., 2000. -С.70-80

После крещения Киевская Русь представляет геополитически слабо централизованное восточноевропейское государство, с православно-византийской идеологией и сильным евразийским элементом. Исторически Россия формировалась как империя, предстает полиэтническим, поликонфессиональным государством. Строение державного тела России происходило на экспансивных началах. Колонизация характеризуется рядом отличительных черт. Для колонизируемых народов сохранялась возможность культурной автономии. За счет вхождения в российское государственное пространство обеспечивалась возможность подключения к ценностям мировой цивилизации. Вне жестких технологий уничтожения аборигенов государственное объединение происходило на принципах симбиоза.

Центрально-административное властвование обеспечивалось органичными условиями построения державного целого. Наиболее существенное среди них — минимальный объем получаемого прибавочного продукта в целях наиболее эффективной утилизации предопределял его жесткую централизацию. Абсолютистско-дсспотическии тип правления - закономерность, формирующаяся в результате поиска оптимального модуса бытия для выживания.

Данный тип государственности обладал рядом издержек - автономностью, доминированием, превалированием над народной жизнью. Главный недостаток - нереализованность важнейшей ценности государственной жизни - народа. Преимущества централистского государства -стабильность. Национализм исключался в силу недопущения геноцида центром. Цешрализм обусловливал консолидацию России как единого национально-государственного образования. Так, развал РОССИИ В два-

дцатом веке дважды определялся разрушением централистской государственности.

В отличие от практики других стран Запада и Востока, присоединенные к России народы не подвергались шовинистической унизительной дискриминации в системе управления. Для них она чаще всего имела не прямое, а косвенное предназначение, без посягательства на основные нормы их общественного быта, при соблюдении уважительного отношения к их обычаям и религиозным прпвержснностям. В сфере гражданских прав русская власть избегала резкой ломки, считаясь с правовыми навыками населения. Внутренняя самостоятельность инонациональных сообществ и внешние российские административные ограничения указывают на то, что в государственную систему России заложено не подавление, а именно политический компромисс.

У покоренных народов сохранялась культурно-национальная автономия. Освоение новых земель не сопровождалось геноцидом. Русские осваивали новые территории, но не боролись с культурами. Объединяясь со схожими сообществами, обеспечивающими себя минимум прибавочного продукта, русские вживались в местные типы культуры, а не разрушали их. Потребностью становилось налаживание общих хозяйственно-экзистенциальных функций на основании местных укладов.

Мягкое протекание колонизации с установлением обоюдовыгодного сотрудничества, взаимопрорастанпем устоев, традиций, культурной кооперацией исключали борьбу с представителями иной веры.

К концу XIX в. многовековой процесс формирования территориальных пределов российского государства подходил к завершению. С учетом складывавшихся геополитических реалий в начале XX в. после вхождения в состав Империи еще ряда регионов, наступал ее последний

этап развития. Охватив 1/6 часть земли, Россия обрела, как считали тогда и это признавалось международными договорами, "свои естественные границы".

В начале XX в. Россия - обширная территория, единое природное, торговое, хозяйственное пространство. Еще раз подчеркнем, что в России формирование самобытности народов достаточно успешно на протяжении многих веков происходило в рамках единого государства, отражавшей интегрировашюсть этнонациональных сообществ Евразии в некую вполне устойчивую целостность.

С приходом большевизма базовые принципы державострошель-ства разрушены. Ликвидировались казачьи округа, происходила депортация великороссов,, упразднялись русские административно -территориальные единицы в нацрайонах, русские поражались в правах при формировании выборных органов власти.

Большевики внедряли абсолютно порочную для многонационального государства модель права этнических групп на госсамоопределение. Этносы получали территориальную самостоятельность.

Советская федерация представляла многоуровневую систему национально-территориальных единиц. Среди положительных тенденций государствообразовання можно назвать следующие. В 20-З0-е гг. проводились эффективные меры по обеспечению быстрого роста экономического, культурного потенциала ранее отсталых советских республик. За первых две пятилетки советское правительство вложило в народное хозяйство Узбекистана 3335 млн.руб., Туркмении - 999 млн., Киргизии -более 700 млн. В силу капиталовложений в Средней Азии построено

свыше 700 новых промышленных предприятий6. За период существования СССР в. 1922-1982 гг. объем промышленной продукции Казахстана вырос в 938 раз, Таджикистана - более чем в 898 раз, Киргизии - более чем в 712 раз, Узбекистана - почти в 730 раз, Туркмении - более чем в 209 раз.

Проводилась политика искоренения неравенства наций, народностей за счет подготовки кадров национальной интеллигенции. В Белоруссии уже в 1931 г. функционировало 20 вузов, 93 техникума, 37 рабфаков, 103 школы ФЗУ. В Грузии в 1932 г. - 16 вузов, 135 техникумов, 27 рабфаков. В 1940 г. в Казахстане и республиках Средней Азии было 67 вузов, 38 тыс. студентов, тогда как до революции здесь были только религиозные учебные заведения7.

Реализовывалась декларация о "полном решении национального вопроса в СССР", превосходстве принципа "социалистического", или, как считает В. А. Тишков, этноиацноналыюго федерализма над практикой "буржуазного" федерализма, построенного на региональной основе.

Из положительных тенденций, сформированных за существование СССР,' стоит отметить такие. Создана соответствующая идеология, реализующая коллективистские, интернационалистские начала. Экономика выступала прочной основой интеграции единого, планово реализуемого производственного комплекса, единой денежной системы. Правовая система опиралась на сопряжение гражданских, уголовных, административных кодексов союзных республик. Юридический статус граждан был одинаков. Культура укоренялась в многовековом опыте сосущест-

6 Гордиенко А.А. Создание советской национальной государственности в Средней Азии. — М., 1959. — С.226

7 Культурное строительство в СССР. Сборник статей. - М.,1940. - С.57

новации народов в рамках единого государства. Распространен институт межнациональных браков. Русский язык выступал языком межнационального общения. Армия организовывалась по принципу единых вооруженных сил.

Однако, имелся так называемый синдром скрытой межэтнической напряженности. Объективные обстоятельства для этого: уменьшение доли коренных жителей за счет миграционного потока; вторжение "большой индустрии" в район традиционного ведения хозяйства; несправедливые административные границы с позиций коренного этноса;. проживание этноса за границей СССР; просчеты в региональном планировании; ошибки в культурной, языковой политике; бытовой и неофициальный национализм; пропорции представленпости различных этносов в науке, культуре, административных органах; засекречивание информации, касающейся недавней истории. В СССР в инонациональном окружении проживало 55 млн.чел., что создавало условия скрытой межэтнической напряженности.

Фактор усиления национальной напряженности — уменьшение доли коренного населения в национальном составе большинства союзных республик, связанное с массовым переселением в основном русских за период РСФСР. По данным на 1991 г. на Украине процент русского населения составил 21%, в Белоруссии - 12%, в Эстонии - 30%, Латвии -33%, Казахстане - 41%, Киргизии - 22%. Наличие во всех союзных республиках крупных русских диаспор вносило изменения в образ жизни, традиционную культуру коренного населения.

Скрытая межнациональная напряженность увеличивалась за счет днепорпорцнй середины 80-х гг., обеспечиваемых неравным вкладом союзных республик в экономику страны, разницей между уровнями

жизни в ее различных регионах. В республиках сформировались существенные различия в уровне жизни между отдельными союзными республиками. За ними скрывалось существенное воздействие на динамику и направленность миграционных процессов, на характер межнациональных отношений.

Неравное социально-экономическое положение различных республик в системе советской федерации, создавшееся в итоге иеэквивалетно-го вклада в общесоюзную экономику, влияло на состояние национального самосознания, порождая у части населения настроения эгоизма, иждивенчества. Приведем характерный пример. В 80-х г. в Якутии проживали представители 75 национальностей. Русские составляли более 52% населения, якуты - 34,1%, украинцы - 6,1 %, народы Севера -2%, 6% -представители других национальностей. Студенты составляли достаточно однородный контингент. В Якутском университете на древнем отделении студенты-якуты составляли 79,5%, русские, представители других национальное!ей - 20,5%. Профессорско-преподавательский состав включал 441 преподавателя-якута, 171 представителя других национальностей. В промышленности республики якуты занимали 17,8%, в строительстве - 11,8%, на транспорте - 5,5 %8. Данные перекосы оказывали негативное влияние на национальное самосознание коренных народов союзных и автономных республик, способствуя формированию представлений о национальной исключительности, национальное самомнение, эгоизм. С нарастанием экономического, политического кризиса указанные тенденции стали возрастать.

В итоге к середине 80-х гг. в области межнациональных отношений в скрытой форме существовали причины, способствующие в даль-

8 Социалистическая Якутия. —1986. - 18 мая.

нейшем обострению межнациональных отношений. Происходил сдвиг в сторону приоритета национальных ценностей, приводящий к сепаратистской замкнутости. В силу названных отягчающих обстоятельств в 7080-е гг. данные негативные явления ослабили у населения страны чувство единения, принадлежности к единой нации, государственной территории.

В настоящее время в период затянувшегося кризиса российского социума обостряется проблема национальной идентичности. Возможность контроля центробежных тенденция строится на основании усиления факторов: использование природного богатства — территории, пространство, сырье; усиление центрального макрорегулирования для проведения модернизации.

Ряд административных мер уже принят к рассмотрению. Принципиальное значение для институционального пространства имело принятие Закона РФ "О национально-культурной автономии", "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" (1996г.). Принятие их означало признание: 1) в поле национальной политики попадают все народы, в том числе не имеющие своих административных образований, и 2) возможность "разгосударственного" самоопределения народов. Создание этнокультурных общественных объединений, центров, автономий расширяло пространство формирования гражданского общества.

В главе "Динамика межэтнических отношений" межэтнические отношения рассматривается, исходя из насущных вопросов внешней и внутренней политики.

Внешнеполитический аспект: национальное самосознание в условиях глобализации. Основные группы противоречий современной цивн-

лизации - между общечеловеческими интересами и национальными специфическими требованиями, между движением к гомогенизации и диверсификацией, между объединением и фрагментацией и т.д. Человечество сталкивается с проблемой сочетания глобализации, универсализма и актуализацией различий - национальных, этнических, расовых, религиозных.

Для обозначения локальных вариантов глобализации, альтернативных общемировому (типа ВТО) механизму либерализации торговли, нередко используется термин "глокализация", однако чаще употребляется понятие "новый регионализм".

Приоритетное направление современного развития - парадигма межкультурного, межнационального диалога, налаживание межцивнли-зационного партнерства.

Укрепление цивплшационной идентичности невозможно без отстаивания места России в современном мировом порядке. Важно корректировать наличный российский курс с учетом национальных интересов согласно исторически сложившимся геополитическим реалиям.

В целях разработки эффективной государственной политики в области формирования основ толерантного сознания, профилактики экстремизма, снижения социально-психологической напряженности в обществе, реализации системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм взаимопонимания, совершенствования межкультурных, межнациональных, межконфесснональных отношения 25 августа 2001 г. Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания, и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)".

В чем причина неотлаженной национальной политики российского государства? В итерировании, непонимании, подрыве капитальных для России начал имперостросния. Оптимально устранение административно-территориальной этноавтономности, обеспечение внутригосударственной гражданской мобильности, введение общезначимых языков межнационального общения, развитие института национально-культурной автономии. Приоритет должен отдаваться не этническим, а общегосударственным интересам на основании универсальных прав человека.

Обоснован доктринальный отказ от пропаганды права этносов, входящих в федерацию, на державную суверенизацию. Наиболее приемлемая форма реализации механизма федерации в настоящее время — институт национально-культурной автономии. Федерализм строится началах не на национальных, а территориальных началах демократического устройства на основе реализации принципа волеизъявления всех проживающих в данной административной единице граждан.

Националистический сепаратизм должен быть блокирован идеей державного единения. Необходима гибкая дальновидная политическая линия заинтересованного слияния великороссов с другими этнонопуля-ционными единицами. Важно прекращать концентрацию "титульных" этносов с целью последующей инспирации государственности; добиваться нового административно-территориального деления страны с соответствующей нарезкой избирательных округов (гарантия равного, справедливого участия в политическом процессе представителей "нетитульных" национальностей); целенаправленно переходить на иной принцип управленческого устройства с территориально-административным делением пространства; выработать критерии деле-

пии регионов на административно-территориальные единицы, разумея естественную дисперсность многих народов по просторам России; поощрять образование не национально-государственных организации, а административно-территориальных управлений с НКА.

Противостоять локальным программам выживания, сепаратизму, автономизму может схема универсальной идентификации, рассчитанная на трансляцию мирового опыта, встраивание обособленных единиц человечества во внутренне связанный процесс планетарного развития.

В Заключении содержатся выводы диссертационной работы, намечаются перспективы дальнейшего обсуждения темы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Алексеев Д. П. К проблеме национального самосознания в современной России // Философия. Наука. Культура. - М.: МГУ, 2004. -вын.1. - С. 203-209

2. Алексеев Д. И. К вопросу межэтнических отношении в постсоветской России // Философия. Наука. Культура. - М.: МГУ, 2004. -вып. 1. - С. 168-175

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Алексеев Дмитрий Игоревич

Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений (отечественный опыт)

Типография ордена «Знак почета» издательства МГУ 117234, Москва, Ленинские горы Заказ №1284 Тираж 100 экз.

»12995

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Алексеев, Дмитрий Игоревич

Введение

Глава I. Природа национального самосознания

Глава II. Национальное самосознание в России

Глава III. Динамика межэтнических отношений

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Алексеев, Дмитрий Игоревич

Актуальность исследования. Причины обращения к проблеме национального самосознания заключаются в необходимости рефлексии:

1. современной геополитической ситуации страны;

2. осложнения процессов межэтнического взаимодействия на постсоветском пространстве;

3. кризиса либеральных (западных) ценностей, материализованных в ходе реформ 90-х гг.

Мировая практика показывает, - государства, находящиеся в состоянии упадка, могут совершить державный рывок благодаря объединительной национальной идее. Так происходило в Германии, Японии, потерпевших военный, политический крах во II Мировой войне.

Развитие страны невозможно без понимания сущностных оснований национального самосознания, приводящих к уточнению базовых скрепляющих начал государственности. В условиях России обостряется вопрос межэтнического взаимодействия, от успешности разрешения которого зависит укрепление территориальной целостности, налаживание эффективного хозяйственного механизма, формирование единого ценностного культурного пространства.

Степень разработанности проблемы. Историческая традиция изучения природы этноса, нации закладывается Н.А.Бердяевым, Н.Я.Данилевским, К.Н.Леонтьевым, Н.О.Лосским, П.Н.Милюковым, В.С.Соловьевым, П.А.Сорокиным, Н.Ф.Федотовым, П.М.Хомяковым, Г.Г.Шпетом и др. П.М.Хомяков началами национальной целостности признает язык, государственность, реализуемую в интересах личности; П.А.Сорокин основу нации видит в единстве территориального, культурного; И.А.Ильин рассматривает страновую общность на основании единства географических, религиозных, языковых, культурных, правовых, государственных, хозяйственных факторов; Н.Ф.Федотовым отмечается историческая детерминанта как базовая в державном единстве; Н.Я.Данилевским указывается на необходимость введения концепта цивилизации для понимания страновых отличий России.

В советской обществоведческой литературе долгое время вообще не употреблялось понятие «этнос», различение общностей производилось с помощью категорий «племя», «народ», «нация». Критический анализ европоцентризма, идей прямолинейного восходящего прогресса заставил усомниться в возможностях использования триады как для классификации, так и выявления специфики взаимоотношений реально существующих общностей. Ю.В.Бромлеем в 1970-1980-е гг. вводится в оборот понятие этноса. В 80-е гг. появляются работы, раскрывающие содержание и функции национального самосознания. Это - труды А.Г.Агаева, А.А.Аклаева, В.Г.Бабакова, М.Н.Губогло, А.И.Деронченкова,

Л.М.Дробижевой, А.А.Захарова, А.Г.Здравомыслова, Г.У.Солдатовой, А.К.Уледова, К.Хабибуллина, М.А.Чешкова и др. Проблемы межнациональных отношений на современном этапе развития евразийской цивилизации обсуждаются А.С.Ахиезером, А.Г.Дугиным, Л.Д.Гудковым, М.В.Иорданом, В.В.Ильиным, С.В.Лурье, Э.А.Поздняковым, Е.Н.Соколовым, В.А.Тишковым, Р.М.Шариповой, В.В.Шелохаевым, др. Среди зарубежных работ в области межэтнических отношений выделяются сочинения У.Альтерматта, Б.Андерсона, Ф.Барта, З.Баумана, П.Брасса, У.Бека, П.Ван ден Берга, Э.Геллнера, Ж.Девере, Р.Джекинса, Г.Лебона, С.Леви, А.Лейпхарта, Л.Нидерле, М.Олсона, К.Оффе, Р.Мэста, Дж.Ротшильда, А.Смита, С.Хантингтона, С.Энлоу и др.

Автор опирается на основные документы, касающиеся межэтнических отношений: «Всеобщая декларация прав и свобод человека ООН», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1996), Парижская хартия всей Европы (1990), европейская «Декларация о хартии народов и регионов» (1996). Среди отечественных документов -первый перестроечный закон СССР, посвященный этническим вопросам -«О национальном развитии граждан, проживающих за пределами своих национально-территориальных или национально-административных образований» (1990), «Концепция государственной национальной политики РФ», Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (1991), Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» (1991), Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996), Концепция национальной политики РФ, статья 72 Конституции РФ (содержит формулировку «основ федеральной политики» и «федеральных программ» в области «национального развития»), федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005)» (2001).

В работе используются результаты социологических исследований.

Объект исследования - национальное самосознание в рамках межэтнических отношений современной России.

Предмет исследования - особенности национального самосознания в структуре межэтнических отношений на российском постсоветском пространстве.

Цель исследования - выявить специфику национального самосознания в структуре межэтнических отношений современной России.

Задачи исследования:

- охарактеризовать природу национального самосознания;

- выявить особенности национального самосознания в России;

- оценить динамику межэтнических отношений в стране.

Научная новизна работы.

- охарактеризована природа национального самосознания как системы ценностей культуры, отражающих национальную идентичность; нация предстает как групповая целостность, наделенная культурно-исторической, политической, хозяйственной, территориальной спецификой; выделяются основные функции национального самосознания - познавательная, эмоционально-ценностная, регулятивная. Национальное самосознание нацелено на самоопределение, строится на понимании целей, идеалов развития, выражается в идеологии, укрепляющей единство нации как социально-политической общности;

- выявлены характеристики отечественного национального самосознания; отход от формационных установок, утверждение цивилизаци-онного подхода позволяет квалифицировать Россию как автономный этнокультурный ландшафт - евразийский. На оформление российской цивилизации оказал влияние ряд факторов: геоклиматический, геополитический, географический, державный. Россия как особый цивилизационный ареал предстает мощным монархическим государством, объединением культурных, исторических, хозяйственных, ментальных зон народов, реализующим начала веротерпимости в условиях поликонфессиональности. Национально-государственная идеология, являющаяся совокупностью как универсальных, так и локальных целеориентирующих установок, императивов, нацелена на консолидацию нации на основании реалистических моделей добротной жизни, достижения баланса горизонтально этнического и вертикально государственного;

- оценена динамика межэтнических отношений в стране с позиций внешней и внутренней политики. Суть трансформаций - в переходе к умеренным, трезвым, гуманитарно адаптированным возможностям, утверждающим солидарность, преемственность, гуманизм, государственность. Принцип органической демократии строится на основании полной, естественной гармоничности национальных связей, обеспечивает гарантии, равнодостоинство, равноправие, в то же время способствует проведению национальных интересов на державном уровне. Их реализация - в направленном патронировании нацменьшинств с поддержанием общегражданского равноправия, культурно-экзистенциальном, а не территориально-государственном самоопределении. Россия - соединение равноправных народов, интегрируемых на началах партнерства, сотрудничества, единства исторического и фактического существования.

Охарактеризована институционализация национального самосознания в условиях глобализации; она сводится к обострению национальной, цивилизационной идентичности. Культурные разломы современной цивилизации определяются противоречиями между общечеловеческими и национальными интересами, между гомогенизацией и диверсификацией, совместимостью и несовместимостью жизненных укладов.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В диссертационном исследовании используются примордиалистская, конструк-тивисткая поисковые платформы.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и методологическое значение, позволяют формировать адекватную картину генезиса и статуса национального самосознания, его роль в контексте оптимизации социального устроения.

Практическая значимость исследования. Данные диссертации могут быть использованы в высшей школе - при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по социальной философии, политологии, политической социологии.

Апробация научного исследования. Диссертация обсуждена на кафедре философии, культурологии и права МГИУ и рекомендована к защите.

Результаты исследования излагались на Ломоносовских чтениях 2003 г. в МГУ.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена ее задачами и принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальное самосознание в структуре межэтнических отношений"

Заключение

Национальное самосознание определяет роль нации как реального субъекта исторического действия. В историческом пространстве и времени национальное сознание актуализирует историческую память, ценности национальной культуры.

В России принята Концепция Государственной национальной политики, но она не представляет стройной системы, положенной в основу плодотворной практики. Существуют просчеты конкретных политических действий, наиболее значимый среди которых - представление о стране как моноэтнической.

А.Г.Дугин указывает, - «период «либерализации» экономики и политики России закончился, но он закончился не из-за краха идей личной свободы, инициативы, предпринимательства, а в силу того, что практика осуществления либеральных идей в России игнорировала интересы большинства населения. Эта практика привела к формированию олигархического капитала, который под прикрытием лозунгов борьбы с тоталитаризмом и искоренения остатков коммунистической системы обогащался за счет расхищения внутренних ресурсов страны, пользуясь бессилием государственной власти и опираясь на нее. Новый этап в развитии страны предполагает опору на консолидацию интересов. Он строится на осмыслении тех конструктивных задач, которые стоят перед обществом, преодоление тех опасностей, которые возникают на этом пути.

Будущее открыто, и каким бы трудным ни был настоящий этап, борьба за Национальную Идею, за ее формирование, воплощение в жизнь

64 далеко не закончена» .

На настоящий момент укрепление начал федерализма, развитой региональной, культурной (этнокультурной) политики находится в процессе формирования. Остро заявлены проблемы прав человека, законности, правопорядка.

Особое внимание следует уделить разработке механизмов оптимального взаимодействия, как между народами России, так и с сопредельными народами в трех аспектах: природно-географическом, расово-биологическом, культурно-психологическом. Значение имеет обоснованная миграционная политика, которая, в том виде, как она существует в настоящий момент, представляет бомбу, заложенную в тело России. Разработка таких механизмов не может осуществляться только на законодательном уровне. Стоит обратить внимание на реальное включение в процесс специальных государственных учреждений, которые бы решали комплекс проблем исторического и современного взаимодействия региональных культур.

На настоящем этапе культурно-исторического развития характерно смешение этнических особенностей народов. Это заметно на «стыках» русской, региональных культур, в крупных городах. Нарастает процесс этнической маргинализации общества, психики конкретных людей в социокультурном, природно-биологическом отношении. Механизмом тонкого взаимодействия различных культур России как в региональном, так и в историческом аспектах должен быть подход, учитывающий этническую

64 Дугин А.Г. Эволюция национальной идеи Руси (России) // Отечественные записки. - 2002. - №3. - С.42 принадлежность человека не только «по самоопределению», но и реальное соотношение, подчас весьма разнородных этнокультурных элементов. Поэтому, наряду с подходом, учитывающим социально-культурные, территориальные, биологические особенности народов как целого (этнологический подход), необходим подход, учитывающий механизмы тонкого взаимодействия элементов различных этнокультур как в общественной жизни, так и в жизни отдельного человека (этнофункциональный подход).

Снижению межэтнического противостояния способствует введение культуротворческой программы, но никак не методы насилия. «Культура теперь (имеется в виду национальная культура - это необходимая общая среда., только внутри которой члены общества могут дышать, говорить и творить; значит это должна быть единая культура»65.

Этнополитика является эффективной, если она гибка, оперативно отвечает на вызовы практик, если законы действуют и их используют в случае нарушения прав человека и группы66.

В последнее время наблюдается усиление федерального центра, что отражает тенденцию усиления государственного начала, способствует укреплению общероссийской идентичности.

Гражданское самосознание не основывается на вменении идеологии центром. Необходимо, чтобы интересы, права граждан независимо от национальности были защищены государством, институты гражданского общества вели диалог с государством от имени конкретных групп, сооб

65 Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991. - С.93

66 Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации / Суверенитет и этническое самосознание. -М., 1995 ществ. При реализации подобных механизмов возможно формирование общероссийской консолидации.

В связи с существующей в современном мире системой вызовов и угроз, обеспечение безопасности в этнокультурной сфере приобретает все большую значимость. Оно направлено на оптимизацию режима этнокультурного воспроизводства при сохранении межгруппового обмена культурными навыками, повышении адаптивных возможностей этносов к происходящим социально-экономическим и политическим изменениям.

До адекватного осознания объективных общенациональных интересов нация поднимается в лице передовых представителей интеллигенции. На национальную интеллигенцию в первую очередь ложится функция отражения сути, ответственность за состояние «души» нации, обогащение ее общечеловеческими ценностями.

Национальное самосознание выступает духовным выразителем совокупного (культурного, социального, экономического, политического) самоопределения нации, идейно обеспечивает ход ее поступательного развития. Национальное самосознание способствует превращению национальной общности в подлинный субъект.

Актуальность оформления идеологии национального самосознания как атрибутики крепкой государственности определяется следующим.

- Российская идентичность и способы ее воспроизведения в проведении и отстаивании национальных интересов. Базовой платформой здесь выступает не панславизм, не православие, не либерализм, не консерватизм, а государственность, выражающая программу страновой мощи.

- Геополитическая роль России в мировом сообществе. Россия выступает автономной составляющей мирового сообщества. Государственность выступает началом реализацией нацией высшего предназначения в мировом сообществе.

Противостояние этническому сепаратизму, национализму, изоляционизму обеспечивается формированием интеграционного процесса, складыванием целостности, внутренней устойчивости. Россия выступает надэтническим образованием, объединяющем менее продвинутые в ци-вилизационном отношении народы. Этносы, национальные группы российских окраин социально не конкурентоспособны. Ослабление связей с Россией национальных окраин влечет их деградацию, выражающуюся в падении уровня жизни, вырождении культуры, самоистреблении.

Складывание парадигмы экологизма - природовосстанови-тельного начала производительной деятельности. Необходимо усиление центрального планирования, ужесточение контроля над использованием ресурсов, ограничение рыночной саморегуляции, налаживание природоохранных мер.

- Значение консолидации по патриотическому признаку, реализующемуся в приоритете идеи гражданства над идеей национальности. Достижение политической сбалансирвоанности, социальной стабильности, противостояние националистически дезорганизующей автаркии возможно на основании политики сильной государственности. В этом случае возможно избежать этноцентризм, дискриминацию национальных меньшинств, сепаратно-националистическую консолидацию, межнациональные конфликты, монополизацию этническими кланами отсеков народного хозяйства.

 

Список научной литературыАлексеев, Дмитрий Игоревич, диссертация по теме "Социальная философия"

1.Г. Нациология. Философия национальной экзистенции. - Махачкала, 1992

2. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000

3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сукоколов A.A. Этно-социология: цели, методы и некоторые результаты исследования. — М., 1984

4. S Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993

5. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002с Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию.-М., 2001

6. Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. М., 2002

7. Борисов A.A. Американские консерваторы и мультикультурализм. Авто-реф. дис. на соискание уч. степени кандидата исторических наук. Пермь, 2000

8. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996

9. Деронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. Этнополитологический очерк. Спб., 1995

10. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996

11. S Духовная культура и этническое самосознание. М., 19902 о Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления. 2003. - №1.3! Захаров A.A. Федерализм и глобализация // Полис. 2002. - №6.

12. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997

13. Здравомыслов А.Г., Матвеева С .Я. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. 1996. - № 2. Здравомыслов А.Г. Национальное самосознание россиян / - М., 1996.

14. Здравомыслов А.Г. «Священность» этноса или релятивизм национальной конструкции? // Социологический журнал. 1998

15. Ильин В.В., Ахиезер A.C. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997чо Ильин В.В., Ахиезер A.C. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. — М., 2000

16. VИльин И.А. Собр. соч. -М., 1998гИордан М.В. Интернационализм против национализма. М., 1980

17. Конституция Российской Федерации. М., 1995

18. Коренное население. Глобальное стремление к справедливости. Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. — М., 1990

19. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994

20. Лебон Г. Психология народов. СПб., 1896

21. Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1998.$1 Малахов В.П. Загадка этничности // Скромное обаяние расизма и другие статьи. -М., 2001

22. Малинкин A.H. Новая российская идентичность: особенности и типы отечественного дискурса. Очерк социологии знания // Социологический журнал. 2001. - №4

23. GH Миллер А.И. Национализм как фактор развития // Общественные науки и современность. 1995. - № 1.

24. ТМилюков П.Н. Воспоминания (1859-1917), тт. 1-2. М., 1990 Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов. -М., 1995с Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социопсихологический анализ). М.: РАУ, 1992

25. Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. -М., 1989

26. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. Отв. ред. Л.М.Дробижева. М., 1994

27. S Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. -М., 1989lo Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. -Пг., 19223! Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция, социальный склероз. Новосибирск, 1998

28. Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001

29. Юффе К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе // Полис. 1996.-№2.т-Н Панарин С.М. Безопасность и этническая миграция в России // Pro et i Contra. Т.З. №4. - Проблемы безопасности. - М., 1998.

30. T-S" Перепелкин JI.C. Социальные предпосылки современных межэтнических конфликтов в Российской Федерации. М., 1997

31. Право народов на самоопределение: идея и воплощение. М., 1997si Проблемы и противоречия в национальных процессах. М., 1988

32. Противоречия в национальных отношениях и поиски межнационального консенсуса. М., 1990

33. Si Результаты проекта «Социально-экономическая дифференциация этнических групп и проблемы интеграции в России» (1999)

34. Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополити-ческой динамики России / Редкол.: А.Г.Здравомыслов, Н.М.Тихонова,1. A.А.Цуциев и др. М., 1998

35. Россия: опыт национально-государственной идеологии / Под.ред.1. B.В.Ильина. М., 1994

36. Русские. Этносоциологические очерки. Отв. ред. Ю.В.Арутюнян. М., 1992si Рябов В.В., Хаванов Е.И. Нация: единство этнического и социально-политического. М., 1992

37. М Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997

38. Ь 5 Саликов М.С. Сравнительный федерализм в США и России. Екатеринбург, 1998

39. Саликов P.A., Копылов И.Я., Юсупов Э.Ю. Национальные процессы в СССР.-М., 1987

40. Салмин A.M. Российская федерация и федерация в России // МЭиМО. -2002.- №2

41. Сикевич З.В. Национальное самоопределение как процесс // Россия в глобальной политике. 2002. - Xslsi Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах. М., 2003

42. Сиск Т. Распределение власти в полиэтнических государствах: принципиальные подходы и используемые практики // Доклад на международномсеминаре «Предотвращение смертоносных конфликтов; стратегии и институты». М., 1996

43. С Соколов E.H., Томко Т.В. Основные направления культурной политики РСФСР. 1990-2010 (проспект концепции) / Культурная деятельность и культурная политика (По материалам межинститутской конференции). Под ред. Томко Т.В. -М., 1991

44. Соколовский C.B. Права меньшинств. Антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. М., 1997з>Солдатова Г.У. Психология межнациональной напряженности. М., 1998

45. SS Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

46. Социалистическая Якутия. 19861.о Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. Под ред. Дробижевой JIM. M., 1998

47. V3-1 Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994и Этнометодология. Проблемы, подходы, концепции. Вып.1. - М., 1994., Вып.2. -М., 1995.i:* Anderson Benedict. Imagined Communities. London: Verso, 1994

48. UM Bhabha Homi (ed.). Nation and Narration. New York: Routledge, 1990

49. Comparing Regionalisms. Implication for Global Development. Edited by B. u; Hettne, A.Inotai, O.Sunkel. A UNU/WIDER Study. Palgrave. 2001.

50. US Smith A. Gastronomy or geology? The role of nationalism in the reconstruction of nations // Nations and nationalism. Vol. 1. - Part 1. - March. - 1995.