автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.05
диссертация на тему:
Влияние средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Мадияров, Адип Бариевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.05
Диссертация по социологии на тему 'Влияние средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия'

Текст диссертации на тему "Влияние средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия"

На правах рукописи

Работа выполнена в отделе социологии Института социально-экономических и правовых наук АНТ

Мадияров Адип Бариевич

ВЛИЯНИЕ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ \ ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ

Специальность 22.00.05 - политическая социология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Казань 1998

Научный руководитель: доктор филос. наук, прбфессор Нугаев Р. М.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Раздел 1. Идеология межэтнического согласия как объект социологической науки. 12

Раздел 2. СМИ как система информационного воздействия на этническое самосознание и средство обеспечения межэтнического согласия. 52

Раздел 3. Механизмы влияния средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия. 101

Раздел 4. Основные направления повышения эффективности работы СМИ в формировании идеологии межэтнического согласия.. 137

Заключение.. 170

Список литературы..

175

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы исследования. Данная работа затрагивает две исключительно актуальные современные проблемы — роль СМИ (средств массовой информации) в общественной жизни и проблему межэтнических отношений. Каждая из них заслуживает специального исследования. Но не менее важна и актуальна проблема влияния СМИ на межэтнические отношения, в том числе на формирование идеологии и общественной практики межэтнического согласия.

В советском обществе обеспечивалась единая, цельная и однородная, по крайней мере в основных чертах, система воззрений, которая обеспечивала единство норм поведения и жизненных ценностей огромного числа людей. Духовное единство этого общества было основой его сплоченности и целостности. Несмотря на ряд сложностей, мощный механизм идеологического влияния и, прежде всего, средства массовой информации обеспечивали распространение единой идеологии на территории бывшего СССР и других стран «реального социализма».

Процессы, начавшиеся с 1985г., все изменили. Теперь монополия интерпретации мира, принадлежавшая касте партийных руководителей и идеологов, оказалась элиминированной, и место замкнутого, организованного и

материально обеспеченного отряда партийных интеллектуалов начала постепенно занимать свободная интеллигенция. В силу своей неоднородности она стала рупором разных социальных сил и слоев, соперничающих друг с другом. Постепенно исчезает иллюзия, будто существует только один способ интерпретации, понимания мира. Основанная на единодушно принимавшемся представлении о мире социальная стабильность рушится, чтобы уступить место идеологическим, ценностным конфликтам, конфликтам идентичности, часто перерастающим в политические конфликты, нередко носящие межэтнический характер [1]. В этой ситуации очевидна необходимость разработки системы идей, установок на межэтническое согласие, на формирование которого, помимо прочего, влияет деятельность СМИ.

Степень разработанности проблемы. Первыми систематическими исследователями идеологии как феномена общественной жизни были К. Маркс и Ф. Энгельс [2]. Именно в марксизме общественное сознание — не просто отражение общественного бытия, а необходимая сторона практики. Общественное сознание характеризует одну сторону практики как стихийный, бессознательный процесс (общественная психология), а другую — как сознательное применение теории (общественная идеология).

Эта часть творческого наследия Маркса и Энгельса была впоследствии воспринята и развита в работах Ленина, Грамши [3], Альтюссера [4], Хорк-хаймера, Адорно и Хабермаса [5], для которых, согласно ленинской формулировке, сознание «не только отражает мир, но и творит его».

В рамках неомарксизма представители франкфуртской школы [6], одними из первых стали рассматривать идеологию в связи со становлением СМИ, в контексте стандартизации и рационализации культурных форм в эпоху развитого рыночного хозяйства.

Современные теоретики отказались от слишком узкой трактовки идеологии как выражающей интересы только классов, расширив ее до выражения интересов всех мало-мальски значимых в индустриальном или постиндустриальном обществе групп, различающихся не только по классовым, но и по тендерным, этническим и другим признакам [7]. Более того, согласно получающему все большее распространение в современной социологии представлению, идеология — это даже не свойство продуктов массовой культуры, а одна из функций, содержательных характеристик взаимодействия духовных образований с породившим и воспринимающим их социально-экономическим и социокультурным контекстом [8].

Применительно к проблеме диссертации мы можем заявить, что те или иные этнические ценности будут носить характер идеологии межэтнического согласия не сами по себе, не в контекстах их собственных национальных культур, а лишь при взаимодействии их с окружаюшим социокультурным фоном — и прежде всего с ценностями других культур, а также с другими значимыми социальными факторами. Таким образом, идеология способна быть не только цементом, скрепляющим индивидов и могущим упорядочивать общественную жизнь, но и детонатором социального

взрыва и фрагментации общества на ряд осколков разной величины, как это уже случилось со многими странами, включая СССР.

В соответствии со сформулированной в заглавии проблемой, условно можно выделить две группы исследований, где в большей или меньшей степени анализируются вопросы, которые составляют предмет диссертационной работы. В первую группу входят работы ученых, которые посвящены разнообразным — этнополитическим, образовательным, историческим и социокультурным — аспектам межэтнических отношений. Среди фундаментальных работ этого направления можно отметить работы В.А. Беляева, Л.А.Воловича, А.Г.Ворже-цова, М.З.Закиева, Ф.Г.Зиятдиновой, Г.А.Исаева, Т.Г.Исламшиной, О.Н.Коршуновой, С.М.Михайловой, Г.В.Мухаметзяновой, Ф.М.. Мухаметшина, З.Г. Ниг-матова, М.Х. Фарукшина, Ф.Ф. Харисова, Я.Шарапова, и др. [9]

Ко второй группе относятся исследования, посвященные роли средств массовой информации в общественной жизни. Среди наиболее значительных работ этого направления следует отметить исследования, Н.Н.Богомоловой, Ю.П.Буданцева, Б.А.Грушина, Э.Дэнниса, Л.М.Земляновой, Ю.Ю.Комлева, В.С.Коробейникова, Г.С.Мельника, Д.Мэррила, Э.Ноэль-Нойманна, Л.Г.Толчинского, Л.Н.Федотовой, А.А.Чичановского и др.[10].

Несмотря на значительность описанных выше результатов, особое значение для решения поставленной проблемы имеют исследования, посвященные проблемам формирования татарстанской общественной идеологии, идеологии межэтнического согласия, способной объединить не

только татар, но и всех жителей Республики Татарстан [11]. В полном соответствии с развиваемым подходом, эта идеология должна состоять прежде всего в создании таких социокультурных, социально-политических и социально-экономических условий, которые препятствовали бы не выработке и совершенствованию этнических ценностей, а использованию их (равно как и других ценностей) в качестве инструментов доминирования одного этноса над другим, одной социальной общности над другими. Поэтому меры, направленные на достижение этих целей, должны включать не только выработку и внедрение ценностей межэтнического согласия, но и практические шаги по созданию соответствующих социально-экономических и социально-политических условий. К ним относятся прежде всего меры по созданию действенного общественного контроля над деятельностью СМИ.

Очевидно, что указанные проблемы не могли не найти своего отражения в исследованиях как федерального, так и регионального уровней. Несмотря на значительность полученных теоретических и научно-практических результатов, можно констатировать, что не все актуальные проблемы нашли свое решение. Например, требуют более тщательного изучения процессы функционирования идеологии не в обществе 19 века, описанном в работах классиков, а в современном обществе, когда роль СМИ становится доминирующей. Изданные в Республике Татарстан работы, как правило, формированию национального самосознания [12]; тогда как проблемы формирования идеологии межэтнического согласия остаются в тени.

Поэтому цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть роль средств массовой информации в создании идеологии межэтнического согласия. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

— поиск концептуальных основ анализа феномена идеологии вообще и идеологии межэтнического согласия в частности, выявление сущности, содержания и структуры этого понятия ;

— исследование воздействия СМИ на этническое самосознание;

— рассмотрение механизмов влияния средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия ;

— раскрытие основных направлений повышения эффективности СМИ в деле укрепления идеологии межэтнического согласия .

Объектом диссертационного исследования является процесс становления идеологии межэтнического согласия в современных условиях.

Предмет исследования — влияние СМИ на становление идеологии межэтнического согласия в РТ.

Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие концепции и теории:

— реляционный подход к изучению феномена идеологии (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, А.Грамши, Д.Лукач, М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Ю.Ха-бермас, Д.Томпсон и др.)

— деятелыюстный подход к изучению общественной жизни (Е.А. Ануфриев, В.Г.Афанасьев, К.Т.Гизатов, Э.В.Ильенков, A.M. Коршунов, М.А.Нугаев, Р.М.Нугаев, В.С.Тюхтин, В.С.Швырев и др.);

— системный, комплексный подход как традиционное направление методологии научного познания социальных процессов (Н.А.Аитов, Э.С.Рахматуллин, М.Н.Руткевич, Х.Ф.Сабиров, В.Н.Садовский, Ж.Т.Тощенко, Б.Г.Юдин, В.А.Ядов и др.).

Информационную базу диссертации составили данные статистики и результаты ряда социологических исследований как по Российской Федерации, так и по Республике Татарстан. В частности, выборочную совокупность проведенного под руководством и при участии автора опроса населения г. Казани (1998г.) с целью установления роли СМИ в выработке идеологии межэтнического согласия составили 600 человек, относящихся к следующим социальным группам — школьникам старших классов, студентам, работникам промышленных предприятий, сферы обслуживания и пенсионерам. Опрос проводился по репрезентативной, квотно-территориальной выборке с достаточной для целей нашего исследования точностью (5%).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

■ определены концептуальные предпосылки исследования феномена идеологии в трансформирующемся обществе, состоящие в применении основных принципов реляционного, деятельностного и системного подходов к исследованию общественного сознания; межэтническое согласие рассмотрено

как сложное, многоуровневое явление, требующее применения отличающихся в концептуальном отношении подходов;

■ на основе анализа воздействия СМИ на этническое самосознание обоснован тезис, согласно которому национальная система СМИ является рациональной, если она соответствует характеру и особенностям государственного устройства ( и применительно к России — принципу федерализма);

■ вскрыты механизмы влияния СМИ на формирование идеологии межэтнического согласия;

■ выявлены пути и средства повышения эффективности деятельности СМИ для укрепления межэтнического согласия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе принципов деятельностного и системного подходов, применительно к современным условиям, исследован процесс влияния СМИ на становление идеологии межэтнического согласия, позволивший раскрыть новые, недостаточно анализировавшиеся черты идеологизации современной общественной жизни.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что выдвинутые в исследовании положения позволяют обогатить аппарат междисциплинарных исследований, проводящихся «на стыках» социологии, политологии, социальной психологии и теории массовых коммуникаций. Теоретические положения диссертации, практические выводы и рекомендации могут быть использованы в преподавании дисциплин гуманитарного цикла и

выработке мер управленческого воздействия на деятельность СМИ по оптимизации межэтнических отношений.

Апробация результатов исследования. Работа выполнена в отделе социологии института социально-экономических и правовых наук академии наук Республики Татарстан. Отдельные выводы диссертации докладывались на ряде конференций всероссийского и республиканского уровней (Чебоксары, 1996,Казань, 1997, Казань, 1998, Москва, 1998).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.

/

РАЗДЕЛ I. ИДЕОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Цивилизованное развитие общественных отношений предполагает поиск условий, факторов, механизмов установления социального согласия на всех уровнях организации социума. Это относится как к сфере производства, так и к сферам потребления, политики, юриспруденции, социокультурных и конфессиональных связей. В поиске согласия задействованы межличностные, стратные, общностные интересы. Неизбежно включение в него процессов и интересов разноэтнических групп. Следует вести речь о том, что межэтническое, более того, межнациональное согласие все больше и больше определяет содержание здоровых отношений в государстве, являясь основанием его прогресса, процветания, авторитета в мировом сообществе.

По существу межэтническое согласие есть своеобразная визитная карточка любого общества. Оно или есть или его нет, третьего не дано. И если его нет, то субъекты этнических общностей либо становятся объектом политических интриг, инструментом политических вымогательств, либо отключаются от активных социальных связей и ждут какого-либо улучшения в области национальной политики.

Можно утверждать, что межэтническое согласие — это состояние духовных отношений, связей между множеством этнических групп, общностей, которое обеспечивает их взаимопонимание, содружество, взаимодействие, взаимоподдержку при решении как автономных, так и общих задач. При этом актуализируются как положительный исторический опыт, так и все богатство межличностных контактов представителей различных этнических общностей. Человеческая история и личная жизнь каждого человека располагают огромным объемом такой информации и неизменно воссоздают как в социальной памяти, так и в памяти отдельных личностей ситуации, образы межэтнического согласия именно как достояние цивилизованного развития общества. Это относится к странам всего мира. Мы проследим это на примере России и одного из ее активных субъектов полиэтнического статуса — Республики Татарстан.

Изначально каждое из таких сообществ открыто для общения с другими сообществами такого же типа. Это было характерно для начального периода появления государств. Тем более оно характерно для настоящего времени. Россия в течение более пяти веков располагает таким полиэтническим потенциалом. Татарстан, находясь в центре Российской Федерации, как никакая другая ее составная часть несет в себе и выражает смысл полиэтнического сообщества.

История Татарстана от Булгарского ханства до настоящего периода его развития доказывает, что ведущим мотивом его развития было стремление к

социальному согласию между населяющими его народами. Такое согласие на межэтническом уровне достигалось вопреки различного рода агрессиям, будь то нападение войск Золотой Орды или Ивана Грозного. Его статус, тем более, когда интерес к его центру — Казани — и стал одним из ведущих в масштабе "Запад-Восток-Север-Юг", приобрел доминантный смысл.

Наша логика обращения к идее межэтнического согласия в условиях Республики Татарстан вытекает из того, что Татарстан граничит с тремя областями с преимущественно русским населением и с пятью республиками, где титульными национальностями являются марийцы, башкиры, чуваши, удмурты и мордва. Татары проживают повсеместно, но в других административных округах, кроме Татарстана, они составляют диаспорийные группы. И как бы то ни было, повсеместно на полиэтническом уровне речь идет о татарской и русской частях населения как активных участниках межэтнического сообщества и субъектах межэтнического согласия.

Вести речь о межэтническом согласии можно лишь при одном условии-осознании каждым из этнических образований своего места и роли в полиэтническом сообществе. Наличие такого осознания позволяет установить объем, меру и качество взноса каждого участника в общую полиэтническую копилку и пользоваться им как в интересах всего сообщества, так и в сво�