автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Астежева, Айшат Маевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Карачаевск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Астежева, Айшат Маевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО

ТЕАТРА И ДРАМАТУРГИИ АДЫГОВ.

1Л. Становление адыгского национального театра в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкесии.

1.2. Зарождение драматургии. Тематика и проблематика первых пьес и спектаклей исторической темы.

1.3. Жанровая характеристика драматургии Б.К. Утижева в свете проблем художественного историзма.

ГЛАВА II. ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ. СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВДЫ В ДРАМАТУРГИИ Б.К. УТИЖЕВА

2.1. О соотношении исторической и художественной правды в пьесе Утижева Б.К. «Дамалей».

2.2. От фольклорного источника к реалистическому трагедийному образу.

2.3. Художественное решение исторической темы в драме

Б.К. Утижева «Князь Кучу к Жанхотов».

2.4. Принцип историзма в изображении личности в драме

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Астежева, Айшат Маевна

Жанры адыгских литератур (адыгейской, кабардинской и черкесской) развиваются достаточно синхронно (имеется ввиду поэзия и проза) и к настоящему времени достигли эстетической зрелости. Значительные достижения прозы, поэзии, были связаны с именами Али Шогенцукова, Алима Ке-шокова, Аскера Евтыха, Тембота Керашева, Абдулаха Охтова и других. В последние годы значительных успехов достигли писатели, работающие в жанре драматургии. Сравнительно «молодой жанр - драматургия» благодаря творчеству пистателя, такого как Б. Утижев, обретает высоту, преодолевает отставание от других жанров литературы. Тем не менее до настоящего времени остаются нерешенными проблемы театра (в плане обеспеченности новыми репертуарными произведениями, и вопросы, связанные с жанрово-видовыми особенностями самой национальной драматургии. В адыгском литературоведении мало работ, посвященных развитию национального театра, национального искусства этого жанра. Первой работой явилась книга А. Шортанова «Театральное искусство Кабардино-Балкарии» (1961), которая была посвящена проблемам становления театра, характеристике ее первых постановок. Автор частично касался и некоторых аспектов драматургических жанров зарождения и развития театрального искусства и национального театра XX века. Из работ, посвященных проблемам адыгской драматургии, следует отметить и книгу литературоведа А.Ч. Абазова «Очерки истории кабардинской драматургии» (1996). Отсутствие проблемных работ вызывает необходимость исследования творчества талантливых драматургов 60-90-х годов XX века, которые вывели адыгское театральное искусство на высокий профессиональный уровень. Творчество известного драматурга, Народного писателя КБР, поэта, ученого-лингвиста, художника-чеканщика, Заслуженного деятеля культуры РФ Бориса Кунеевича Утижева, внесшего значительный вклад в развитие драматургических жанров адыгских литератур, дает возможность всесторонне охарактеризовать закономерности становления и развития драматургических жанров в адыгских литературах, его вклад в национальное театральное искусство на новом этапе его развития в 60-90-е годы прошлого века, но не получило еще научного осмысления. Опираясь на традиции предшественников - А. Шортанова, 3. Аксирова и других, Б. Ути-жев вывел кабардинскую драматургию на новый художественный уровень, поэтому, естественно, его пьесы составляют основной репертуар кабардинского и других адыгских театров последних десятилетий XX и начало XXI веков.

В предлагаемой работе предпринята попытка исследовать драматургию Б. Утижева в аспекте проблем историзма и национальной самобытности, которые приобретают все большую актуальность в современной науке о литературе и театре, так как проблема историзма тесно связана с творческим методом, с развитием реализма в младописьменных литературах. В более широком плане индивидуального проблема национального своеобразия, историзма художественного мышления имеет прямое отношение ко всем жанрам адыгской литературы и поэтому должна рассматриваться в контексте развития всей жанровой системы адыгских литератур. Многолетняя работа драматурга Б. Утижева, большое количество произведений различной тематики и проблематики, созданных им, дает возможность поставить и решить крупную литературоведческую проблему, а именно, художественного историзма, и его проявления в индивидуальной самобытности автора.

Современная адыгская драматургия отличается углубленным изображением национального быта и процессов, происходящих в нем, психологически достоверным изображением характера. В произведениях, посвященных исторической тематике, на первый план активно выдвигаются общечеловеческие ценности. Исторические деяния оцениваются в категориях добра и зла, усиливается философское осмысление бытия. Важнейшие компоненты историзма - объяснение происхождения вещей (генезис), достоверность фактов что и как было на самом деле), хронологическая последовательность событий и явлений, временная дистанция между ними - были известны еще с древности. Однако идея зависимости человеческих судеб от внутренних изменений общественного уклада жизни, от времени - идея внутренней обусловленности общественного развития, на основе которой разрозненные элементы историзма цементируются в единое целое, в понятие собственно исторического времени, которое многие века отсутствовало в искусстве. Для ее возникновения не было объективных предпосылок. Принцип историзма не был известен ни «отцу истории» Геродоту, толковавшему об изменениях в природе и обществе, ни Фукидиду, придававшему первостепенное значение политической жизни, ни Тациту, ни Флавию, ни Ф. Бэкону. Сознание историзма стало пробуждаться лишь после Английской буржуазной революции, впервые, с глубокими последствиями для всей Европы, потрясшей до основания окостеневший феодально-сословный уклад, и тем донесшей до сознания мыслящих людей, что завтра, именно вследствие перемен во внутреннем общественном укладе их отношений, их дети будут жить иначе, чем их отцы. Однако интенсивное утверждение историзма, породившее романтизм, началось лишь после Великой Французской революции (Наполеоновских войн).

В настоящее время историзм как принцип осмысления (с определенных методологических позиций) объективного содержания исторического процесса глубоко укоренился в обществе, и даже писатели, идейно тяготеющие к антиисторическим воззрениям, но одаренные чутьем художественной правды, не могут противостоять принципам художественного историзма в изображении жизни - исторической и современной.

Под осознанным историзмом мы понимаем особенность мышления, которая равно проявляется как в подходе к прошлому, так и к настоящему. Это в основном степень проникновения художника в ход истории на основе знаний ее законов, умение понять и раскрыть смысл явлений в реальных жизненных связях с прошлым, настоящим и будущим. В разных видах творчества историзм проявляется по-разному. В жанре исторических драм он определен «дистанцией времени» (тема и понимание прошлого), имеет свои критерии, связанные с отношением к прошлому, сохранением достоверности в описании событий и характеров людей (исторических деятелей). Так, например, в адыгских литературах: романы А. Кешокова трилогия «Чудесное мгновение», И. Машбаша «Жернова», «Хан-Гирей», «Редадэ» М. Кандура трилогия «Кавказ», пьесы И. Цея «Кочас», П. Шехихачева «Корогот», Б. Утижева «Князь Кучук Жанхотов», «Дамалей», «Тыргатао» и др., в которых образ типического героя из народа становится фокусом, где стягиваются и преломляются лучи всех грандиозных изменений, произошедших в жизни. Чем больше воплощает в себе положительный герой свойств народа, преобразующего мир и самого себя, тем он становится типичнее - при всем своем своеобразии. Человеческое побеждает во всем, меняет соотношение психологического, национального и общечеловеческого в облике героя. Огромную роль при этом играет исторический фактор.

Изображение типических фактов в свете исторической перспективы, в аспекте основных конфликтов противоборствующих сил, ведет к повышению конкретики в современном искусстве, к открытию новых форм обобщения и типизации. Выбор главного, фиксация внимания на исторически важном ведут к глубокому и всестороннему освещению характерного, позволяют яснее выявить противоборствующие силы в острейших столкновениях (в соответствии с исторической правдой). Углубление принципа историзма в национальных литературах привело к созданию в прозе нового вида романа - эпопеи, в поэзии - к философской поэме, в драме - к народно-героической драме, в которой изображались исторически значимые конфликты, действовали крупные характеры. Историзм наполняется новым содержанием, диктует новое отношение к прошлому и к настоящему, героическому, созданию нового общества — которое имеет свою собственную историю, традиции, этапы развития. История - лучший аристарх. Она сама отбирает ценности, отметая все наносное, временное. В этом значении историзм есть необходимая составная часть реализма. Разработка проблем историзма и реализма на материале крупного художественного произведения имеет основополагающее теоретическое и практическое значение.

Нынешнее состояние адыгских литератур дает все основания для постановки и осмысления важнейшей проблемы художественного историзма. Актуальность данной проблемы хорошо выразила литературовед Н. Воробьева, которая утверждает: «Исследование фундаментальной проблемы «человеческого фактора» в литературе на основе принципа историзма позволяет глубже понять сущность развития и обогащения творческого метода литературы, осмыслить закономерность современного литературного процесса в исторической перспективе»[43; 127].

Обретение новописьменными литературами такого важного качества, как историзм, было всегда, и особенно сейчас, задачей первостепенной важности. Формирование нового эпоса на всех этапах было отмечено стремлением к самопознанию этноса, определению своего места в историческом движении народа. Так, адыгские литераторы, осваивая метод реализма, активно освещали материал действительности и героя с позиций народности и историзма.

Адыгские драматурги, обращаясь к возможностям реалистической, психологической драмы, все более овладевая принципом историзма, сумели создать и раскрыть значительные характеры героев, разработать сложные сюжетные ходы, показать героя и обстоятельства в их взаимообусловленности.

Проблема духовной преемственности, закономерная и для адыгской драматургии на современном этапе ее развития, определяет и трактовку героя. В произведениях адыгской драматургии обретает прочное место тема памяти; при ее решении особое значение придается гуманистическим идеям прошлого и настоящего, уточняют их нравственные и духовные критерии. В образах, заимствованных из национально-художественной традиций, воплощается идея преемственности связей времен и поколений, исповедующих демократические нравственные традиции народа.

Как и вся современная российская многонациональная литература, адыгская драматургия все тверже становится на позиции утверждения неразрывности истории и судеб народа. В связи с укреплением историзма мышления воссоздание национального характера становится диалектичнее. Процесс формирования исторического мышления не следует ограничивать рамками только литературы. Прав был В. Белинский, когда утверждал: «Век наш - по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собою все сферы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии» [29;90].

Постижение прошлого в новописьменных литературах сопровождалось постоянным интересом к истории. Это нашло выражение и в произведениях современных драматургов. Вполне закономерно, что такие пьесы, как «Коро-гот» П. Шекихачева, «Каншоби и Гошегаг» З.Кардангушева, «Кочас»И. Цея, «Касей» А. Тхаркахова, создавались на основе фольклорных сюжетов и мотивов. Обращение авторов пьес к фольклору имело принципиально важное значение в условиях неграмотности или малограмотности населения: посредством хорошо знакомых народу образов и сюжетов драматурги приобщали народные массы к новому времени, решали актуальные политические задачи. Закладывая основы национальной драматургии, авторы первых пьес становились на путь историзма. Поиски реалистического метода приводили писателей к национальным истокам, к демократическим традициям народа. Открытие таких творческих принципов реализма, как осознанный историзм, народность, взаимосвязь судьбы народа и героя, совершается через переосмысление материала фольклора. Поэтому можно утверждать, что национальные писатели приходят к реалистическому методу через посредство фольклорных образов, мотивов и поэтики. Примечательно, что самое значительное произведение И. Цея «Кочас» (1925) было создано по сюжетам и мотивам адыгейской народной песни о прославленном охотнике, народном заступнике, жившем в конце XVIII века. Взяв за основу популярную в народе песню о легендарном охотнике Кочасе, погибшем от руки князя Дао (Дэоепщ) и его свиты, И. Цей заострил свое внимание на социальной стороне конфликта. Пьеса кабардинского драматурга П. Шекихачева «Корогот» как бы примыкает к пьесе «Кочас». «Корогот» - это история трагедии унаутов Кабарды. Идею и суть произведения достаточно точно выразил в свое время актер Камбиев Тари -исполнитель роли Корогота: «В исторической трагедии «Корогот» я играю роль холопа князя Астемирова - Корогота. Я хочу так сыграть эту роль, чтобы зрителей взволновали картины гнета и кошмара, приводящие к гибели Корогота. В лице Корогота я хочу показать учащимся кабардинцам, какова была жизнь в прошлом, показать прошлое так, чтобы зритель ненавидел врагов, угнетавших трудовое население»[176;46].

Почти все драматурги 30-40-х годов пришли из театра: к ним относятся первые драматурги - К. Мазоков, К. Блаев, X. Черкесов, Р. Гиляев, М. Шха-гапсоев, 3. Аксиров, 3. Кардангушев, И. Цей, Б. Кобле и др. Первоначально все они были актерами.

Примечательно, что принципами реалистической поэтики драматурги старались овладеть, опираясь на национальные, художественные традиции, ибо многие мотивы фольклора оказались созвучными идеям современности. Такие элементы фольклора, как идеализация героизма и героики, взаимосвязь героя и общества, четко выраженная симпатия народа по отношению к защитникам его интересов, осуждение власть имущих - все это способствовало рождению на национальной почве новых эстетических принципов, ведущих к реалистическому художественному методу.

Решение проблемы положительного героя, воплощающего в себе лучшие черты народа, требовало освоения национального художественного опыта, обогащенного традициями классической русской литературы. Став важнейшим принципом метода реализма, историзм, в свою очередь, способствовал аналитическому осмыслению героя и действительности. В пьесах на историческую тему, созданных известными драматургами в последние десятилетия, история народа, ее движение, судьба народа оцениваются на принципиально новой концептуальной основе. Стремление истолковать наиболее судьбоносные моменты жизни требовало от драматурга знаний историка-ученого, философа и художника. Фолькпорно-повествовательная традиция, сыгравшая позитивную роль на первом этапе становления жанров драмы, на следующих этапах оказалась недостаточной для глубокого и всестороннего воссоздания исторического бытия народа. В адыгских литературах уже в первый период формирования жанров возникла потребность художественного осмысления исторических преобразований в жизни народа. Историзм как основополагающий принцип развития молодых литератур определил творческие интересы писателей на всем протяжении их творчества. В повестях, романах, драмах историзм определил концепцию общественного развития народа, его истории, а также в отборе персонажей, действующих в художественной структуре произведения. В 60-90-е годы XX века изменился арсенал изобразительных средств во всех жанрах литературы, в том числе и в драматургии. В этот период драматургия овладевает искусством соотнесения истории с конкретной судьбой человека, становится способной увязывать развитие характера в тесной связи с обстоятельствами. На смену оценочным характеристикам в фольклоре пришли реалистические характеры, новая концепция исторического деятеля и личности.

Современная историческая адыгская драматургия свидетельствует о том, что драматурги в поисках достоверных сведений о жизни и судьбе народа обращаются к самым разным источникам. Большое влияние на развитие драматургии в наши дни оказывают документальные источники. В драматургических произведениях изменилось соотношение документа и вымысла: факт и вымысел не только пришли в диалектическое равновесие, но вымысел в ряде случаев активно восполняет историо-графические пробелы. В современной драме меняется и качество вымысла: «Историческое воображение -одно из важнейших слагаемых художественного историзма, который предполагает глубокое образное проникновение в исторический процесс, осознание социальной причинности, социально-исторической детерминированности личности, перспектив общественного развития» [178;23]. Историзм теснейшим образом связан с категориями «типичность», «народность», поэтому не случайно он получает истинное развитие в реалистической литературе, становясь ее родовым качеством.

Проблемы факта и вымысла, характера и события в исторической драме волновали художников и теоретиков литературы на протяжении многих веков.Аристотель,Лессинг,Д.Дидро,А.С.Пушкин, В.Белинский,A.M. Горький. JI.H. Толстой - таков далеко не полный перечень великих мыслителей и художников, обращавшихся к этим проблемам. В младописьменных литературах проблема правды и вымысла была поставлена на повестку дня уже в первые годы их развития и не снимается по сегодняшний день. Сущность современных споров о проблеме «правды» и «вымысла» в исторических жанрах нашла отражение в статьях С.Голубова «О правде и вымысле в советском историческом романе» и В.Р.Шербины «Некоторые вопросы советской литературы». Один из них утверждает, что «воплощение облика нового человека, рожденного социалистической эпохой, лежит в основе всех произведений советской литературы», что «новое событие, новые социальные отношения раскрываются, прежде всего, в характерах» [178; с 37].

Для современного этапа развития исторической драматургии характерно все более широкое обращение к деятельности исторических личностей. Эта тенденция усилилась в 60-90-е годы XX века. Впрочем, интерес к прошлому своей страны, народа находит отражение во всех жанрах литературы. В этой связи и драматургия актуализирует необходимость обращения к художественному опыту всей исторической литературы.

Проблема историзма в творчестве Б.Утижева является важной составной частью национального своеобразия исторического жанра в адыгских литературах. Художественный историзм Б.Утижева наглядно проявился в исследовании и воплощении жизни и судьбы народа на протяжении веков. В его произведениях прошлое и настоящее предстают как процессы, подготавливающие будущее. Поэтому изучение основных принципов творческого метода Б.Утижева особо актуально. С ними связаны утверждения художественных тенденций, обладающих большим значением для современной адыгской драматургии, исторического жанра в целом. Учитывая то, что Б.Утижев одним из первых в адыгской литературе обратился к художественному изображению в драматическом жанре противоречивой исторической личности, он реализует в художественной практике вопросы взаимодействия исторического факта и творческого вымысла, типизации образов, композиционных решений. Отсюда становится очевидным, что его опыт, несомненно, выходит за рамки частных творческих исканий, оказывая глубокое влияние на решение проблемы историзма в национальной драматургии. Из этого опыта, в силу различных обстоятельств, которых мы будем касаться в нашем исследовании, возникает необходимость глубокого изучения драматургии Б.Утижева. И потому, на наш взгляд, поиски концепций героя, философско-нравственных основ развития общественной и личной жизни человека и судьбы народа, составляющие ядро драматургических поисков Б.Утижева, становятся главной задачей нашего исследования. Эта задача определяет и принципы построения нашей работы. Мы не касаемся путей формирования драматургических жанров в адыгских литературах: эта работа выполнена нашими предшественниками. Среди работ, освященных формированию жанра драматургии в адыгских литературах особо следует выделить книги

А.Т.Шортанова «Театральное искусство Кабардино-Балкарии» и А.Ч. Абазо-ва «Очерки истории кабардинской драматургии». Мы же предприняли попытку на примере творчества крупнейшего современного адыгского драматурга Б.Утижева исследовать эволюцию самого жанра, решить проблему формирования историзма художественного мышления в драматургии, а также изучить национальное своеобразие его творчества, охарактеризовать национальный мир образов писателя. Динамика развития этих проблем прослеживается в процессе изучения особенностей творческого метода драматурга, учитывается также жанровая специфика произведений, определявшая художественные средства изображения характера исторической личности.

Влияние Б.Утижева на развитие национальной литературы не ограничивается только драматургией. Оно воздействует на прозаиков и поэтов в их поисках на путях глубокого проникновения в сущность закономерностей современного литературного процесса в целом. Рассмотрение исторических событий с позиций осмысления их истоков, отображение фактов прошлого во взаимосвязи с современностью базируется на принципе историзма. Проблема давно стала предметом исследования в русской и молодых национальных литературах. Это диссертационные работы: М.В. Калиниченко «Исторические драмы И.А. Кочерги», З.Д. Нурмухамедовой «Проблема создания характера исторической личности: к вопросу о роли конфликта и вымысла», JI.M. Борисовой «Принципы изображения характера в современной исторической драматургии», М.Г. Хамидулиной Драматургия Баязита Бикбая. Проблема личности и народа в исторических произведениях», М.Б. Плюхановой «Изображение исторического лица в литературе переходной эпохи. Национальные корни литературной биографии XVIII века». Однако проблема историзма художественного сознания в адыгском литературоведении не стала объектом специального изучения, хотя некоторые аспекты историзма в адыгской литературе затронуты в работах JI.A. Бекизовой, Т.Х. Кумыкова, Б.М. Курашинова, Р.Г. Мамий, А.Х. Мусукаевой, З.М. Налоева, У.М. Панеша, А.А. Схаляхо, Х.Х. Хапсирокова, Т.Н. Чамокова, К.Г. Шаззо, Х.М. Ше-мирзова. и др. Художественные принципы создания образа исторической личности и отражения исторических событий явились предметом исследования М.И.Алиевой в работе «Становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева» (1993).

Как было сказано, драматургия Б.Утижева до сих пор не стала предметом специального монографического изучения. Неисследованными остаются темы его драматургии, проблемы историзма, принципы создания характеров и художественной концепции действительности. Отдельные аспекты творчества Б.Утижева, как было уже сказано, нашли отражение в вышеуказанных монографиях, а также в целом ряде рецензий о пьесах и спектаклях драматурга: О.Данилюка «Удивительный этот Утижев», Т.Муратова «Одаренность. Этюд об увлеченном человеке», Е.Белгороковой «Бунт неизбежен?» (о постановке пьесы Б.Утижева «Бунт невесток?»), Л.Оразаевой «Найти отклик», Н.Афасижева, З.Назарова «Стих воспевающий», Гъут 1э. «Л1ып1э иу-ващ», Т.Акъсакъ «Къэбэрдей адыгэхэр дызэщ1игъэплъэжащ», З.Гоплачева «Чтоб мудро жизнь прожить», М.Бицу «Дунеижьыр мэкЬрахъуэ шэрхъыу». Указанная тема в основном рассматривалась в статье Б.Курашинова «Вера в предлагаемые обстоятельства» (о спектакле Б.Утижева «Тыргатао») и О.Балабина «Опубликовано в Сирии» (Трагедия Б.Утижева «Тыргатао»). Большинство этих работ носят критико-библиографический характер или же являются отзывами на постановки.

Новые методологические подходы в литературоведении, набирающие силу на волне мощного, проникающего во все сферы жизни, процесса демократизации, предполагают необходимость объективного освещения не только современного периода, но и прошлого.

Актуальность исследования. Обращение к теме диссертационного исследования обусловлено необходимостью решения целого ряда проблем, связанных с историзмом художественного мышления и национальной самобытности адыгов, которые приобретают всё большую актуальность в современной науке о литературе и театральном искусстве. Проблема историзма тесно связана с творческим методом, с развитием реализма в младописьменных литературах.

Выдвинутая проблема - «Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма художественного мышления» -исследуется на материале творчества Б.Утижева, составляющего значительный пласт художественной культуры народа.

Это дает нам основание обозначить ряд положений, выносимых на защиту:

• дать полную характеристику жанрового состава драматургии Б.Утижева в контексте развития адыгских литератур;

• проследить динамику формирования драматургического эпоса Б.Утижева, обозначить эволюцию развития жанров и видов драматургического творчества писателя;

• исследовать творчество Б.Утижева в свете проблем художественного историзма, уяснить принципы создания историзма характера, проследить соотношение художественной правды и художественного вымысла, национальной самобытности созданных образов;

• исследовать проблему генезиса творчества Б. Утижева, уяснить роль мифоэпических традиций в создании национально самобытных характеров, национального своеобразия творчества.

Цель и задачи предпринятого исследования определены проблемами, связанными с историзмом художественного мышления современной литературы. В этой связи мы в нашей работе пытаемся выявить принципы художественного изображения конкретной личности на материале исторической драматургии, установить их связь с новаторством идейно-мировоззренческих основ творчества Б. Утижева, позволивших ему воссоздать характер исторического лица во всей его реалистичности, социальной обусловленности, рассмотреть становление важнейших качеств художественного метода драматурга. В работе рассматриваются вопросы мастерства автора, особенности языка, стиля, творческой индивидуальности художника слова Б. Утижева.

Методологической основой диссертационного исследования послужили труды, как отечественных теоретиков, так и северокавказских ученых, этнографов, историков, литературоведов, философов.

Теория драмы, разработанная в трудах Гегеля, Лессинга, Белинского, Дидро, определила подходы к исследованию творчества драматурга Б. Утижева. Мы опирались на теоретические положения таких ведущих литературоведов, как М.Е. Бабичева, В.А. Бочкарев, В. Валькинштейн, А.Н. Ве-селовский, Н.Н. Воробьева, Н.Г. Золотухин, В.И. Козлов, И.С. Кон, А.Д. Лихачев, В.Я. Пропп, Б.Л. Сучков, Б.В. Томашевский, Э. Трёльч, В.Д. Щербина.

В работе также использованы труды северокавказских исследователей: Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, A.M. Гутова, К.С. Давлетова, А.Х. Мусукаевой, Ю.М. Тхагазитова, А.Х. Хакуашова, Х.Х. Хапсирокова, Р.Х. Хашхожева, К.Г. Шаззо и других. В основу работы легли труды, посвященные адыгскому театру и драматургии - А. Шортанова и А.Абазова, а также достижения русской и зарубежной эстетической мысли, о которых ясное представление дают фундаментальные труды А.Аникста, А.Ф.Лосева и других историков эстетики.

Научная новизна работы состоит в обращении к неисследованному ранее аспекту проблемы историзма в драматургии Б. Утижева, в исследовании динамики формирования драматургического эпоса и соотношение художественной правды и художественного вымысла. Навизна в новых подходах к исследованию проблемы генезиса творчества драматурга, уяснении роли мифоэпических традиций, в создании национально-самобытных образов мира. В центре внимания исследователя - проблемы поэтики драматургического искусства изобразительных средств драматурга. Исследование предпалагает дать целостную картину художественного мира драматургического творчества Б. Утижева.

Материалом исследования послужили драматическая поэма «Солнце нартов», трагедия «Тыргатао», драмы «Дамалей», «Мазаго», «Князь Кучук Жанхотов», проанализированные в свете заявленной темы - национальное своеобразие драматургии Б.Утижева, позволившей выявить жанровую характеристику его творчества, динамику формирования историзма художественного мышления, соотношения исторической и художественной правды, поэтику и стилистику его произведений. В ходе анализа драматургических жанров исследуется природа жизни адыгских исторических пьес с 30-х годов XX века в динамике их развития.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что сделанные обобщения и выводы позволяют раскрыть важнейший аспект развития национальной драматургии Б. Утижева, проблему историзма художественного мышления, осмыслить ее национальное своеобразие, исследовать философию образа национального характера, раскрыть его духовный мир, охарактеризовать самобытный язык произведений драматурга, выявить природу его образного мышления. Всесторонний анализ конкретных произведений выявляет специфические особенности драматургического искусства Б. Утижева, позволяет сделать ряд теоретических выводов и обобщений. Проникновение в творческую лабораторию драматурга, раскрытие его искусства может стать школой мастерства для новых поколений творцов адыгской драмы.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты диссертационного исследования могут обогатить сегодняшнее представление о проблемах национального мировидения, о принципах создания национального характера в творчестве Б. Утижева.

Практическая значимость работы состоит в том, что она способствует определению места драматургии Б.Утижева в современном развитии литературы. Данное исследование может стать учебным пособием, в котором остро нуждаются преподаватели родной литературы и студенты филологических факультетов.

Результаты исследования могут быть использованы при создании словаря литературоведческих терминов на родном языке, а также при написании истории кабардинской литературы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и списка текстов художественных произведений Б. Утижева. В первой главе «Генезис и формирование национального театра и драматургии адыгов» исследуются вопросы становления кабардинского театра 30-40-х годов, зарождение первых жанровых образцов драматургии, их тематика и проблематика, проблемы генезиса. Обращено внимание на преемственность традиции в творчестве Б.Утижева, развившего в своем творчестве опыт предшественников. В этой главе дается характеристика проиведений исторической темы, а также классификация драматургических произведений Б. Утижева. Анализ поэтики и стилистики пьес Б. Утижева подчинен выявлению жанрового, идейно-тематического многообразия в тематической характеристике драматургического эпоса писателя. Основные тенденции развития творчества Б. Утижева рассматриваются в главе в типологических схождениях с достижениями жанра генетически родственных адыгских литератур - адыгейской, черкесской, прослеживается эволюция и динамика формирования жанров. В первой главе характеризуются пьесы Б. Утижева, положившие начало эпического осмысления исторического прошлого адыгов. В этой связи анализируются первые драматургические произведения, основанные на мифоэпиче-ской традиции адыгов. Драматическая поэма «Солнце нартов», трагедия «Тыргатао», а также другие произведения, лежат в основе эпического осмысления темы жизни и судьбы народа в драматургии Б. Утижева. В первой главе на примере пьесы «Тыргатао» исследуются принципы создания жанра трагедии, а также принципы типизации образа реального исторического лица

Тыргатао, вступившей в борьбу с Босфорским царством, часто посягавшем на земли адыгов (синдов и меотов).

Как и во всяком произведении исторической темы, в центре внимания художника находятся события, связанные с попытками консолидации адыгских племен, создания государства, способного отстоять свой народ, свою землю от внешних врагов. В ходе анализа исторического времени усугубляется историзм мышления драматурга, определяется умение создать полноценные реалистические характеры исторических деятелей адыгов, раскрыть их духовный мир в ходе психологического анализа.

Во второй главе «Динамика формирования историзма художественного мышления и соотношение исторической и художественной правды в драматургии Б. Утижева» на материале исторической драматургии рассмотрены проблемы поэтики и стиля, проблемы реализма и реалистические принципы воссоздания национального характера, героя и действительности в драматургии Б. Утижева. Размышляя о соотношении исторической и художественной правды в пьесе «Дамалей», подчеркивается мысль о том, что Б. Утижев в своей пьесе стремился увидеть глазами наших современников реальную историческую эпоху, передать концепцию исторической адыгской действительности прошедших времен. Исторические события прошлого Б. Утижев воссоздает в целом ряде пьес: «Тыргатао», «Дамалей», «Князь Кучук Жанхотов», «Мазаго», в которых наглядно ощутим синтез художественного вымысла и правды истории, воссоздаваемые с опорой на мифологическую традицию и факты истории. В драматургии Б. Утижева выявляются особенности адаптации мифов, эпических традиций адыгов, а также философско-нравственные основы адыгского этикета - Адыге хабзе, установки которого Б. Утижев использует при создании нравственного идеала народа, его этических представлений о предназначении человека. Эти идеи лежат в основе характеристики героя и действительности, характера и обстоятельств произведений драматурга. Художественное решение исторической темы в драме «Князь Кучук Жанхотов» свидетельствует о возросшем мастерстве и реализме письма Б. Утижева.

О жанровом многообразии драматургии творчества Б. Утижева свидетельствуют его произведения, обращенные к современности. Они написаны в жанре комедий, музыкальных комедий и водевилей. Произведения о современности помогают уяснить динамику формирования драматургического эпоса Б. Утижева, определить его вклад в развитие жанров драматургии адыгских литератур, объяснить популярность его произведений, охарактеризовать неповторимый самобытный язык его творчества, выявить природу образного мышления драматурга. Немаловажно также своеобразие юмора Б. Утижева, который имеет народную основу, но писатель этот естественный юмор доводит до изящной тонкости. Это один из показателей высокой народности творчества драматурга.

21

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная адыгская драматургия в творчестве Б.Утижева предстает в жанровом и идейно-тематическом многообразии. Достижения её обусловлены мастерским использованием традиций родного фольклора, диалектически обагащенного и развитого на основе творческого усвоения опыта русской и мировой литературы. В адыгской литературе усложнился драматический конфликт, разнообразились тематика и проблематика произведений, эпический охват действительности, усложнились принципы создания характера. Эти тенденции особенно ярко проявились в драмах на макро- и микроуровнях его произведений. Б. Утижев сумел всесторонне осмыслить философию национального характера, раскрыть его духовный мир, дать всестороннюю психологическую характеристику действующим лицам. В драматургии Б. Утижева сложились новые принципы создания героя, вырастающего в тип. Б.Утижев постоянно сохраняет кровное родство с устным народным творчеством адыгов, с его мифоэпическими традициями. Драматург привлекает в различных формах народные песни, которые становятся сюжетообразующи-ми компонентами целого ряда его драматических произведений. Действие его пьес всегда исторически масштабно. Эпически масштабен и конфликт. Писателю присуща особая речевая образность и ритмика слога. Б. Утижев также внес большой вклад в развитие жанра социально-бытовой драматургии, посвященной современнику. Произведения, обращенные к современности, дают возможность говорить об эволюции и о закономерностях развития драматургического конфликта, обусловившего принципы изображения характеров и концепцию героев. Его комедии, изобилующие национальными типами и характерами, в основе своей разрешают конфликты социальные и моральные, занимаются, говоря словами Гоголя, «исцелением дурных нравов общества». Б.Утижев, обращаясь к современности, обнаруживает различные подходы к теме. Обогатились и способы обобщения, типизации, язык. В драматургии Б.Утижева выявляются две тенденции: тесная связь и зависимость от народной эстетики (в приемах воссоздания форм комического, опосредованная связь с народно-смеховой культурой) и инновации, сложившиеся под воздействием литературных реалистических традиций.

В своей работе мы стремились, анализируя произведения драматурга, уяснить поэтику и стилистику творчества Б. Утижева, выявить характерные приемы и средства комического, проследить эксцентрическое поведение персонажей, сверенное с национальным бытом, определить место традиционного юмора, веселой шутки в языке персонажей. В первую очередь мы уяснили зависимость Б.Утижева от литературных образцов, формы обращения к классическим образцам.

Анализ драматургии Б. Утижева 60-90-х годов убеждает нас в значительном расширении жанрово-видовых границ драматургии. В творчестве Б.Утижева сложились такие жанровые виды, как психологическая драма, трагедия, лирическая комедия, водевиль. В рамках этих жанров определяются социально-нравственные ориентиры народа, исследуется его философско-нравственные предпочтения.

Творчество Б. Утижева составляет веху в развитии кабардинской литературы. Он создатель драматургического эпоса. Его произведения исторической и современной тематики обозначили новое качественное развитие как кабардинской драматургии, так и адыгской в целом.

Мы рассматриваем историзм как одно из важнейших художественных поисков любой литературы, в том числе и молодых адыгских литератур. Основы историзма мышления были заложены адыгскими писателями-просветителями - Шорой Ногмовым, С. Казы-Гирем, С. Хан-Гиреем, А. Ке-шевым, Ю. Ахметуковым и другими писателями, чье творчество принято рассматривать, как предысторию адыгских литератур. Для нас представляет значительный интерес в свете решаемой проблемы опыт Ю. Ахметукова в создании драматургических жанров, в частности пьес «Тяжелый долг» и «Надежда гор».

История в общечеловеческом индивидуально человеческом содержании, выраженная в образах реалистического искусства, составила основу и динамику развития историзма художественного мышления адыгских писателей на всех этапах ее формирования. Для современной литературоведческой науки представляет первостепенную важность исследование принципов историзма, начало которому было положено уже в литературной практике писателей-просветителей XIX в., в профессиональной литературе адыгов.

Повышенный интерес писателей к отечественной истории, историческому прошлому народа, к историческим деятелям способствовал появлению произведений исторической темы во всех жанрах литературы. В своих исканиях представители младописьменных народов ориентировались на опыт русских писателей, творчество которых во все периоды развития русской литературы было ориентировано на исследование связи времен, на осмысление прошлого, настоящего и будущего народов России. Историческая проза адыгских литератур раскрыла мир национального героя в контексте нового исторического времени в его социально-общественном, нравственном эстетическом измерении.

На материале творчества Б. Утижева - писателя яркой творческой индивидуальности, нами рассмотрена проблема создания национально-самобытного индивидуально окрашенного характера драматургического типа. Б. Утижев внес значительный вклад в развитие эпических жанров адыгских литератур, в первую очередь кабардинской. В этой связи следует особо сказать о его драматургическом эпосе. Как известно Б. Утижев положил начало драматическому осмыслению исторического прошлого адыгов, воссоздав в своих пьесах, в целом во всей драматургии образы исторического времени, фигуры реальных исторических деятелей, сыгравших значительную роль в истории адыгских народов. Драматургический эпос Б. Утижева вписывается в художественные искания адыгских литератур 60-90-х годов. Интерес писателей к истории не только определенная тенденция к углублению художественного историзма мышеления, но и попытка создания жанровых разновидностей эпоса: поэмы, стихотворной драмы. В этих жанрах успешно работает Б.Утижев, используя традиционные приемы диалога, метафор, эпитетов, реплик и других стилистических средств адыгского фольклора, в котором всегда предполагался слушатель и диалог с ним.

В драматургическом творчестве Б. Утижева обнаруживается стремление показать с позиций художественного историзма зарождение и становление социального и национального самосознания адыгских народов, исследовать прошлое и современное бытие народа в сопряженности времен, в динамике национального самосознания. Б.Утижев является автором целого ряда произведении исторической тематики, в которых воссозданы национальные образы мира, осмыслена жизнь и судьба народа на протяжении огромного исторического времени. Опираясь на народные традиции в осмыслении образов героев истории, Б. Утижев создает новый исторический эпос как истинный писатель-реалист. Широк тематический диапазон драматургического творчества Б.Утижева. Проблемы историзма мышления драматурга, эволюция национального самосознания народа исследуются нами и на произведениях современной тематики. Нами устанавливается преемственность фило-софско-нравственных традиций, осмысливается философия образов в обусловленности временем и социальными факторами. Избранная проблематика позволила охватить все жанровые формы, созданные драматургом Б.Утижевым, исследовать поэтику и стилистику жанра в таких категориях, как фольклоризм, мировидение, историзм, реализм. Избранный монографический принцип исследования дает возможность сделать целый ряд обобщений в утверждении философско-нравственных начал, высказать мысль о том, что Б. Утижев в своей драматургии воссоздал художественную летопись жизни и борьбы народа за счастье и свободу, за сохранение лучших нравственных традиций, утверждающих: «Быть адыгом означает быть человеком».

138

 

Список научной литературыАстежева, Айшат Маевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абазов А.Ч. Кабардинские писатели. - Нальчик: Эльбрус, 1999.

2. Абазэ А.Ч. Зыхуеим хуэдэу и гъащЬр иухуэну хуитакъым. //«Адыгэ псалъэ» газет. 1999, дыгъэгъазэм и 14-м.

3. Абазов А.Ч. Очерки истории кабардинской драматургии. Нальчик, 1996.

4. Абитов С.Д. Герой литературы Октября. Чересск, 1971. - С.16.

5. Адыги. Культурно-исторический журнал. №2. - Нальчик, 1991.

6. Адыгский этикет. Нальчик: КБГУ, 2000.

7. Адыгэ псалъэ. газет. 1999г. Гъатхэпэм и 19-м; 2000 накъыгъэм и 20-м.

8. Акъсакъ Т. Къэбэрдей адыгэхэр дызэхигъэплъэжащ. А. п., газет 1994, мартым и 1-м.

9. Аксиров З.П. Пьесы. Нальчик, 1957.

10. Акты кавказской археографической комиссии. Т.З, 4, 6.

11. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев: издательство Киевского университета, 1971.

12. Алиева М.И. Становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева: дис. канд. филолог, наук. Майкоп, 1993.

13. Аль Д. Основы драматургии: учебное пособие для студентов. Санкт-Петербург, 1995.

14. Аникст А. История учений о драме. Теория драмы от Гегеля до Маркса. -М.: Наука, 1983.

15. Аникст А. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. М.: Наука, 1980.

16. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.: Советский писатель, 1974.

17. Аристотель. Поэтика. М.: Художественная литература, 1957.

18. Ахлаков А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М.: Наука, 1981.

19. Афасижев Н., Назаров 3. Стих воспитывающий (о книге Б. Утижева «Бунт невесток»), КБП 1986, 24 июля.

20. Бабичева М.Е. Стилевые различия эпоса и драматургии в связи с проблемой инсценирования: дис. . канд. филол. наук. -М., 1985.

21. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп .1994.

22. Балабин О. Опубликовано в Сирии (Трагедия Б. Утижева «Тыргатао»). -«Трудовая слава», 1989, 17 октября.

23. Баяджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М.: Просвещение, 1988.

24. Бейтуганов С.М. Кабарда и Ермолов. Нальчик, 1993.

25. Бекизова JI.A. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974.

26. Бекизова JI.A., Караева А.И., Тугов В.Б. Жизнь, герой, литература. -Черкесск, 1987.

27. Белая Г.А. Историзм как нравственная и художественная позиция современной советской прозы. Под. ред. JI.M. Голак и В.Е. Ковского. М.: 1971.

28. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.З.

29. Белинский В.Г. Полн.соб.соч. в 13 том. Т.6. -М., 1995.

30. Белгарокова Е. Бунт не избежен? (о постановке пьесы Б. Утижева «Бунт невесток»). КБП, 1980, 22 мая.

31. Бетрозов Р. Адыги. Истоки этноса. Нальчик: Эльбрус, 1990.

32. Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик: Нарт, 1991.

33. Бицу М. Дунеижьыр мэкЬрахъуэ. А.п., 1995, февралым и 7-м.

34. Блок. В.Б. Система Станиславского и проблемы теории драмы: дис. . доктора филол. наук. М., 1969.

35. Богданов А. Малые формы драматургии. -BJL, 1967. №8. - С.227-228.

36. Борисова Л.М. Принцип изображения характера в современной исторической драматургии: дис. . канд. филол. наук. М., 1981.

37. Бородин А. О драматургических жанрах. М, 1955. - №15. - 335с.

38. Бочков В.А. Вопросы развития исторической драмы в освещении прогрессивной русской критики начала XIX века. Он же. И.С. Тургенев об исторической драме. // Учен. зап. Куйбыш. пед. института литературоведения. 1958. - Вып. 19. - С. 33-66, 193-222.

39. Бочков В.А. Учение В.Г. Белинского о соблюдении исторической истины в драме. В кн.: Вопросы русской и зарубежной литературы. - Куйбышев, 1966. - Т.2.

40. Веселовский A.M. Историческая поэтика. Л., 1940.

41. Волькенштейн В. Об исторической драме /в истории мировой драматургии/ С.191-211; Тальников Д. Драматургия и театр. - С. 212-236 // Советская драматургия: Второй дискуссион. сб. автон. Секции драматургов оргкомитета ССП. - М.: Сов. пис., 1934.

42. Вольненштейн В. Драматургия: метод, исслед. драм, произведений. М.: Нов. Москва, 1923.

43. Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух томах. -Майкоп, 1979, 1980.

44. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера. М.: Наука, 1978.

45. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. -Майкоп, 1987.

46. Гасанов Т.Г. Историческая трагедия «Ага Магомед Шах Каджар». Аб-дуррашимбека Ахвердиева: дис. . канд. филолог, наук. Баку, 1987. -144с.

47. Гегель В.Ф. Эстетика. Т.2. - М.: Искусство, 1969.

48. Годы, спектакли, судьбы. Майкоп, 1986.

49. Горький М. и советские писатели, «Литературное наследство»., Т.70.

50. Грабовский Н.Ф. Присоединение к России Кабарды. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876, вып.9.

51. Громов Н. Идея, конфликт, характер. Звезда. - 1952. - №8. - С.146-160.

52. Гоплачев 3. Чтоб мудро жизнь прожить. КБП, 1994, 1 марта.

53. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М.: Наука, 1993.

54. Гутов A.M. Художественно стилевые традиции адыгского эпоса. Нальчик: Эльфа, 2000.

55. Гъут 1э. Шып1э иуващ (тхак1уэ Ут1ыж Б. илъэс 50 ирокъу). JI. гъу., 1990, февралым и 24-м.

56. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: «Наука», 1986.

57. Данелюк О. Удивительный этот Утижев. С.М., 1975, 1 июля.

58. Дарсалия В.В. Пути развития абхазской драматургии (1919-1959гг.): дис. . канд. филолог, наук. Тбилиси, 1966.

59. Демченко С.И. И мысль и чувство: художественное своеобразие философской лирики Машбаша // Литературная Адыгея. Майкоп, 1998. -№2. - С. 139-146.

60. Дзамихов Х.М. Якуб Шарданов Нальчик, 1988.

61. Дмитреиев Л.А. Законы драматургии: теория и метод творчества. М.: ДиалаМГУ, 1998,

62. Добролюбов И. А. Полное собрание сочинений в 6 томах, Т 1.

63. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. -СПб., 1871, Т.1, кн.1.

64. Дугар-Нимаев И.А. Историческая тематика в творчестве X. Намсараева и Ж. Тумунова: дис. . канд. филол. наук. - М., 1955.

65. Жермунский В.Н. Тюрскский героический эпос. Л., 1974.

66. Дзэмыхь Къ.ФГ Адыгэхэр. Налшык, 1994.

67. Золотухина Н.Г. Гуманистические традиции русской литературы конца XIX начала XX веков в творчестве адыгского писателя-просветителя

68. Юрия Кази-Бека Ахметукова: проблемы метода, жанра, поэтики. Автореферат. Майкоп, 1998.

69. Зряхов И. Битва русских с кабардинцами, или прекрасная магометанка, умирающая на гробе своего мужа. Русская повесь 2.ч. изд. 16-е. М., 1963.

70. Из истории русско-кавказской войны (документы и материалы). Сост. Эльмесов A.M., ред. Казанов Х.М. Нальчик, 1991.

71. Историческая поэтика. // Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994.

72. История адыгейской литературы. Т.1. Майкоп: Меоты, 1999.

73. История адыгейской литературы. Т.2. Майкоп: Меоты, 2002.

74. История Кабардино-Балкарии. Под.ред. проф. Мамбетова Г.Х. Нальчик: «Эльбрус», 1995.

75. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.-М., 1988.

76. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск II. М.: Наследие, 1996.

77. Юурашын Б.М. Гъуазэ. Налшык, 1996. (Тыргъэтауэ).

78. Курашинов Б. Вера в предлагаемые обстаятельства (о спектакле Б. Утижева «Тыргатао»), С.м., 1977, 19 апреля.

79. Юурашын Б.М. Лъэпкъ гъуазэ. Налшык, 2000.

80. Кабардино-русские отношения в XVI-XVII вв. в двух томах. Т. 1,2. М.: АН СССР, 1957.

81. Кажаров В.Х. Адыгская Хаса. Нальчик, 1992.

82. Калиниченко М.В. Исторические драмы И.А. Кочерги: дис. . канд. филолог. наук. Днепропетровск. 1955.

83. Камбачокова Р.Х. Адыгский исторический роман. Нальчик, 1999.

84. Кардангушев З.П. Адыгские песни и инструментальные наигрыши. Т.З.-М.: Советский композитор», 1986.

85. Кардангушев З.П. Туган и Химсад. Песня-сетование в книге «Народные песни» Нальчик, 1989., на каб. яз.

86. Карданов Ч.Э. Путь к России: Кабардинские князья в истории отношений Кабарды с Российским государством в XVI нач. XIX века. (Перевел с кабардинского В.Г. Кузьмин.) - Нальчик: Эльбрус, 2001. - 232с.

87. Кардэнгъущ1 З.Ш. Адыгэ уэрэдыжьхэр. Налшык, 1969.

88. Кардэнгъущ1 З.Ш. Хъымсад и гъыбзэ. «1уащхьэмахуэ» журнал, 1978, №2.

89. Къэрмокъуэ Хьэ.Гъу. Адыгэ 1уэры1уатэ Налшык: Эльбрус, 1999.

90. Катышева Дж.Н. Лироэпические структуры в драме. Проблемы сценического воплощения: Автореферат дис. на соиск. уч. степ, доктора искусствоведения: Гос. институт театра, музыки и кинодраматургии им. Н.К. Некрасова. Л., 1991.

91. Кененов Ш.-А.А. Проблема характера исторической личности в эпопее М.О. Ауэзова «Путь Абая»: дис. .канд. филол. наук. Алма-Ата, 1986.

92. Клейнер И. У истоков драматургии: опыт обоснования метода исследований драматургических произведений// Рос. Институт истории искусств. Л.: Academia, 1924.

93. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории и нации. Вопросы истории. -№1, 1967.

94. Кон И.С. Иностранная литература. №9. 1968.

95. Кузнецова A.M. Правда и вымысел, характер и событийное в исторической драме. см №3995. - С.114.

96. Кузнецова A.M. Проблемы реализма и художественная правда. Вып. 1. -Львов, 1961. - С.114-130.

97. Курашинов Б.М. Лъэпкъ гъуазэ: Статьи, очерки, зарисовки. Нальчик: Эльбрус, 1999.

98. Къардэн Ч.Э. Къэбэрдей пщы къудамэхэм я тхыдэ. Налшык, 1997.

99. Лихачев Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие.- Русская литература. 1968.

100. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

101. Лукач Г. Исторический роман и историческая драма. Л.К. - 1937. - №9.- С.27-54.

102. Луначарский А.В. Метод диалектического материализма в истории литературы. №7. - 1960. - С.91.

103. Мамий Р.Г. Пути адыгского романа (на адыг.яз.). Майкоп, 1977.

104. Маркс К. Из сочинения на выпускном экзамене в Трирской гимназии. -жур. Смена № 9, 1968. С.9.

105. Маркс К. Тезисы о Феербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.

106. МафЬдз С.Хь. Адыгэ хабзэ. Налшык, «Ашэмэз», 1994.

107. Маф1эдз С.Хь. Псалэжьымрэ гъэсэныгъэмрэ. // «Адыгэ псалъэ», 1991, ноябрым 20-м.

108. Методология современного литературоведения. Проблемы историзма. // М.: Наука, 1978.

109. Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск, 1973.

110. Милитинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1962.

111. Мир этноса (аспекты и методы исследования). Нальчик, 1999.

112. Миф фольклор - литература. - Л., 1978.

113. Моловиченко А.Л. Историко-биографическая пьеса в казахской советской драматургии: дис. .канд. филол. наук. Алма-Ата, 1952. - 244с.

114. Муратов Т. Одаренность. Этюд об увлеченном человеке. КБП, 1976, 10 авгута.

115. Мусукаева А.Х. Северо-кавказский роман. Нальчик, 1993.

116. Мэрзей Аслъэн. Зек1уэм пыщ1а хабзэхэр // «1уащхьэмахуэ» журнал, 1992, №3; 1996, №1.

117. Налоев З.М. На стыке фольклора и литературы. // Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах. Нальчик, 1980.

118. Нация. Личность. Литература. Выпуск I. М.: Наследие, 1996.

119. Нефед В.И. Размышления о драматическом конфликте. Минск: Наука и техника, 1970.

120. Николаева М.В. «История» А.А. Матвеева о стрелецком восстании 1682 г. (традиции исторического стиля XVI-XVII вв. в литературе петровского времени). уч. зап. Лен. пединститута им. Герцина. - 1966. - Т. 309. -С.25-55.

121. Новиков В. Движение истории движение литературы. - М.: Советский писатель, 1982.

122. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Под редакцией проф. Кумы-кова Т.Х. Нальчик, 1958.

123. Нурмухамедова З.Д. Проблема создания характера исторической личности: дис. . канд. филол. наук. Ташкент, 1974.

124. Овчинина И. А. Народно-песенные истоки русской исторической драмы середины XIX в. // Фольклорная традиция и литература. Межвуз. сб. на-учн. тр. Отв. Ред. Д.Н. Медриш. Владимир: Владимир, пед. институт., 1980. -С.44-55.

125. Опрышко О.Л. По тропам истории. Нальчик: Эльбрус, 179. - 299с.

126. Островский А.Н. Драматургия. / А. Островский, сост. колемон., справки и методические материалы.

127. Отчет об организационно-творческой работе союза писателей Кабардино-Балкарии между XI и XII съездами.

128. Охитин В. Проблема народа и вождя в историческом повествовании Шишкова В. «Емельян Пугачев»:дис. . канд. филол. наук. Саратов, 1952.

129. Пал И.С. О жанре. М.: ВТО, 1962.

130. Панеш У.М. Типологические связи и формулирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990.

131. Плюханова М.Б. Изображение исторического лица в литературе переходной эпохи. Национальные корни литературной биографии XVIII в.: дис. . канд. филол. наук. Тарту, 1982.

132. Половинкина Т.В. Черкесия большой исторический очерк (древнейшее время - начало XX в.). - Майкоп: РИПО «Адыгея», 1999. - 196с., ил.

133. Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. / М.: Наука, 1980.

134. Проблемы Адыгской литературы и фольклора. Майкоп, 1988.

135. Проблемы теории литературы. / Ред. коллегия: В.Р. Щербина и К.К. Гей; ИМЛИ. М.: АН СССР, 1958.

136. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958.

137. Путилов Б.Н. О типологической приемственности словянских народов. -В кн.: Межсловянские культурные связи. М., 1971.

138. Пшибиев И.Х. Адыгское устное народное творчество. Нальчик: «Эльбрус», 1998.

139. Резнов В. Домысел и вымысел. //«Литературная газета». 1951, 23 октября.» № 126.

140. Сахновский-Панкеев В.А. Актуальные проблемы теории драмы. / Конфликт, композиция, драма и театр). Автореф. дис. на соиск. степени доктора искусствоведения. Л., 1973.

141. Семенова С. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика. Видение мирра, Философия. М.: Наследие, 2001.

142. Словарь драматургии М. Горького. 1994 АВТ. Сост. Н.И. Бахмутова и др.

143. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.

144. Смирнов И.П. Место «мифоэпического» подхода к литературному про-ивдению среди других толкований текстов в книге «Миф, фольклор, литература». Л., 1978.

145. Современный литературный процесс. Проблемы историзма. Черкесск, 1989.

146. Советская кабардинская драматургия. М., 1957.

147. Софинов С.А. А.С. Пушкин исследователь пугачевского движения. «Исторический журнал», 1997. - №1,8.

148. Сталь К.Ф. Этнографический очерк чераесского народа. Кавказский сборник. Тифлис, 1900.

149. Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. -Майкоп, 1988.

150. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М., 1973.

151. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991.

152. Теувэжыкъуэ И.Ж. Жэнхъуэт Кушыку и образыр ди литературэм къызэ-рыхэщыжыр. Налшык, 2001. (Научн. рук. - Абазэ Альбэч).

153. Тимофеев Л.И. О принципах анализа языка литературного произведения. Журн. «Литература в школе». 1939. - №3.

154. Тлепов Ж. Проблемы историзма в казахской литературе начала XX в.: дис. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1992.

155. Талпа М. Кабардинский фольклор. М., 1936.

156. Толстой А.Н. О драматургии. Доклад на первом Всесоюзном съезде советских писателей. Соб. соч. Т.VII.

157. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996.

158. Трьёльч Э. Историзм и его проблемы: логическая проблема философии. -М.: Юрист, 1994.

159. Туганов Р.У. Измаил-Бей. Нальчик, 1972.

160. Туганов Р.У. Кабарда и Балкария во время ермоловщины. 4.1. Живая старина. - Нальчик, 1992, вып.2.

161. Тугов В.Б. Герой и время.// Современный литературный процесс. Герой и время. Черкесск, 1998.

162. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1996.

163. Фролов В.В. Жанры советской драматургии. М.: Советский писатель, 1957.

164. Фирсов Н.Н. Народные движения в России до XIX в. Историко-социологические очерки. Изд. т-ва «Мир» 1924.

165. Хакуашев А.Х. Адыгский фольклор. Учебное пособие для кабардино-черкесских школ по УНТ (на каб. яз.). Нальчик: Эльбрус, 1992.

166. Хамидулина М.Г. Драматургия Баазита Бикбая. Проблема личности и народа в исторических произведениях: дис. . канд. филол. наук. Уфа, 1980.

167. Хамуев В.Е. Драма как род литературы: (Поэтика, генезис, функционирование). М.: издательство Московского университета, 1986.

168. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи жизни черкесов. // «Русский вестник». -1842. №4.

169. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX начала XX века. - Нальчик: Эльбрус, 1996.

170. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф.1.0п.1.Д.10.

171. Ципинов А.А. Народная историческая проза адыгов. Нальчик: Эльфа, 2000.

172. Чирков А.С. Эпическая драма. Проблемы теории. Поэтика. Автореф. на соиск. учен. степ, доктора филолог, наук: АН УССР институт им. Т.Г. Шевченко. Киев, 1969.

173. Чичеров В. К проблеме исторической и жанровой специфики русских былин и исторических песен. В кн.: Чичеров В. Вопросы теории и истории народного творчества. - М., 1959. - С.257-310.

174. Шаззо К. Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978.

175. Шестаков А. Исторические темы советской литературы «Литературная газета». 1937, 26 сентября.

176. Ширдий М. Жьым зевмыгъэхь, губжьыр зытевмыгъак1уэ, фи псэм фы-темылажьэ. // «Адыгэ псалъэ», 1999, январым и 20-м.

177. Шортанов А.Т. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961.

178. Шортанов А.Т. Пьесы. Нальчик. 1957.

179. Щербина В.Р. Литературоведение и принципы историзма современного литературоведения. Проблемы историзма. М.: Наука, 1978.

180. Щоджэн Хь.И., Къардэнгъущ1 З.П1. «Адыгэ хабзэу щы1ахэр». Налшык: Эльбрус, 1995.180. «Этнография». Журнал. № 1- 1928.1.

181. Акъсырэ 3. Хъымсад. 1ыхьит1р теплъэгъуищу зэхэлъ драмэ. «1уащхьэ-махуэ» журнал, 1994, №4.

182. Ахметуков Ю.К. Тяжелый долг. // Драма в 5-ти актах. Бобруйск, 1901.

183. Маф1эдз С.Хь. Гъыбзэ хуэфащэщ. Роман. Налшык: «Эльбрус», 1992.

184. Маф1эдз С.Хь. Мыщэ лъэбжьанэ. Роман. Налшык: «Эльбрус», 1998.

185. Нало А.Хь. Тхыгъэхэр томищым щызэхуэхьэсауэ. Налшык: Эльбрус, 1995.

186. Нало А.Хь. Нэхущ шу. Роман. Т. 2. Налшык: «Эльбрус», 1995.

187. Нало А.Хь. Псы 1уфэм унэ ц1ык1у. Т.З. Налшык: «Эльбрус», 1995.

188. Утижев Б.К. Пьесы. Нальчик: Эльбрус, 1983. - 184с., ил.

189. Утижев Б.К. С добрым смехом. Нальчик: Эльбрус, 1993.

190. Утижев Б.К. Мир это театр. - Нальчик: Эльбрус, 1998.191. 1ут1ыж Б. Кушыкупщ. Драмэ. «1уащхьэмахуэ» журнал, 1998.

191. Утижев Б.К. Сочинения. Нальчик: Эльбрус, 2000.

192. Утижев Б.К. Тыргатао. (пер. на рус. X. Кадзокова)

193. Утижев Б.К. Князь Кучук. (пер. на рус.яз. X. Кодзокова).

194. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.

195. Цей И. «Кочас» пьеса. // Избранное. Майкоп, 1965.

196. Щоджэн Хь. Дамалей пщыхэм зэрэзэуар. // «Адыгэ псалъэ» газет, ок-тябрым и 20-м.I