автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Национальные школы в Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX вв.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Хубаева, Лана Казбековна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Владикавказ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Национальные школы в Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальные школы в Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX вв."

На прав

оуквписи

ХУБАЕВА Л АН Л КАЗБЕКОВНА

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ второй половины XIX — первой трети XX вв.

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

б ИЮН 2013

Владикавказ 2013

005061223

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова», на кафедре российской истории и кавказоведения

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор

Канукова Залина Владимировна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор кафедры экономической, социальной и политической географии ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» Кусов Генрий Измаилович;

кандидат исторических наук, профессор кафедры гуманитарных, социальных и экономических наук ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Плахтий Сергей Яковлевич

Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государ-

ственный педагогический институт»

Защита состоится 26 июня 2013 г. в «~fß » часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по историческим наукам в ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» по адресу: 362025, PCO-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова».

Электронная версия автореферата диссертации размещена на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ » мая 2013 г., режим доступа: www.vak.ed.gov.ru, и на официальном сайте СОГУ, режим доступа: www.nosu.ru, мая 2013 года.

Автореферат разослан » мая 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, профессор

С. Р. Чеджемов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. стали важным рубежом в социально-экономической, политической и культурной жизни России нового времени. Общими процессами экономической и социальной трансформации России были предопределены и основные направления культурно-исторического развития на окраинах государства. Начало реформ совпало с завершением Кавказской войны, открывшим эпоху мирного освоения Кавказа. Проведение буржуазных реформ, скорая интеграция в общероссийские процессы, развитие городской жизни способствовали миграционной привлекательности Осетии. В течение всего пореформенного периода в ходе широкого переселенческого процесса в этнической структуре Осетии формировались внешние (зарубежные) и внутренние (российские) диаспорные группы представителей разных народов: немецкого, татарского, еврейского, греческого, польского, грузинского, армянского и др.

В полиэтничном и поликонфессиональном обществе перед каждой диа-спорной группой неизбежно встает проблема сохранения этнокультурной идентичности. Разные по численному составу и уровню инкорпорированно-сти в хозяйственно-экономическую и общественно-культурную среду Осетии, диаспоры создавали институты, обеспечивавшие сохранение идентичности. Важным звеном в этой системе культурной самозащиты была национальная школа, которая, кроме образовательных функций, выполняла задачи внутриэтнической консолидации и межпоколенной передачи традиционной культуры, становилась этнокультурным центром для всей группы.

В наше время, в условиях расширяющейся глобализации, вновь актуализируется задача сохранения национальной идентичности, а вместе с ней и ценный исторический опыт организации национального образования. Распад СССР и смена политической системы в России дали новый импульс росту национального самосознания и стремлению народов к возрождению своей национальной культуры, в первую очередь ее главного элемента — национальной школы.

Опыт жизнедеятельности этнических групп в инокультурном окружении ясно показывает, что школа может стать фундаментальной основой, на которой формируется и модифицируется весь этнокультурный комплекс диаспоры. Поэтому сегодня пристальное внимание представителей этнических сообществ привлекает история своей национальной школы, так как давно и

хорошо известно, что «всякое дело, а учебное особенно, опирается на опыты прошлого»1.

Востребованность этого исторического опыта, позволяющего осмыслить и практически применить принципы и методы организации национального образования, подтверждает актуальность проведенного исследования.

Цель настоящей диссертации заключается в изучении истории национальных школ Северной Осетии во второй половине XIX — первой трети XX в. (в том числе осетинской школы и школ диаспорных групп), определении периодизации и общих закономерностей их развития. Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

— характеристика социокультурной среды, в которой проходило становление и развитие национальных школ диаспорных групп;

— восстановление фактической последовательности событий, связанных с историей и организационными основами всех национальных школ;

— выявление механизмов формирования этнической и конфессинальной идентичности в национальной школе;

— определение места школ диаспорных групп в системе народного образования дореволюционной эпохи;

— исследование судьбы национальных школ в условиях нового, советского политического режима.

Объектом исследования является национальная школа как важная составляющая жизнеустройства диаспорных групп в Осетии.

Предметом исследования является история основания, образовательная деятельность, механизмы реализации этнокультурных функций школами осетин и проживавших в Осетии второй половины XIX — первой трети XX в. диаспорных групп (армян, евреев, персов, немцев, греков, поляков, татар, ассирийцев и др.).

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX и первую треть XX в., т. е. период функционирования национальных школ. Середина XIX в. - начало земельной реформы и административных преобразований в Осетии, совпавшее с реорганизацией системы образования на Кавказе и первыми попытками создания школ с этнокультурными целями. Освобождение зависимых сословий и другие модернизационные реформы в центре империи и на ее окраинах способствовали интенсивному экономическому развитию, росту городов, миграционному движению населения на

1 Гассиев А. А. Школьное дело между инородцами на Кавказе // Гассиев А. А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С. 268.

окраины России. Эти процессы привели к усложнению этнической структуры и территориальному расширению полиэтнической среды. Именно в рассматриваемый период в Осетии формируются диаспорные группы, которые создают собственные институты сохранения этнической идентичности и, в частности, национальные школы. Смена политического режима после Октябрьской революции 1917 г., привела к изменению политико-правовых условий функционирования национальных школ, а затем и прекращению деятельности абсолютного большинства из них в 30-е гг. XX в.

Методологию исследования составили теоретические достижения современной исторической науки, предметом познания которой является человеческая деятельность, понимаемая как внутренне обусловленный и закономерный процесс общественно-исторического развития во всем его многообразии, пространственной и временной конкретности.

В диссертации применены следующие специально-научные методы исторического исследования.

Метод историзма позволил в пределах нашей темы описать этнические общности на территории Осетии во второй половине XIX — начале XX в., раскрыв их деятельность, направленную на сохранение этнической идентичности.

Системно-структурный анализ позволил определить структурные уровни и иерархию в управлении школами, выявить типы национальных школ и нормативно-правовую базу, регламентирующую их деятельность.

Системно-функциональный метод необходим в изучении динамики образовательного процесса в каждой этнической общности, в определении качества обучения и воспитания, структуры учебного материала и т. д.

Комплексный подход позволил определить многоаспектную значимость национальной школы как образовательного учреждения, этнокультурного центра диаспорной группы, механизма сохранения этнической идентичности и социокультурного института адаптации в полиэтнической городской среде.

Степень изученности темы. Историографию рассматриваемых проблем хронолог ически можно условно разделить на три этапа: дореволюционный, советский, постсоветский. Исследование находится на стыке трех гуманитарных наук (дисциплин) - истории, этнологии и педагогики, чем объясняется обращение к соответствующей литературе.

Дореволюционная российская историография системы образования достаточно обширна, однако она не включает монографических трудов, посвященных школам этнических групп - ни в целом по России, ни, в частности,

по Осетии. В правилах и положениях, принимаемых правительством относительно школ инородцев, школы циаспорных групп не были выделены как отдельное звено системы народного образования. Появление школ «инородцев» упоминалось лишь в общем контексте начального образования или еще уже — в рамках описания церковно-приходских школ.

Историки, исследовавшие церковно-приходскую школу (Ф. В. Благови-дов, П. Ф. Каптерев, Н. В. Чехов, С. В. Рождественский2) по-разному оценивали их роль в системе образования. Так, сторонник ведущего участия духовенства в народном образовании Ф. В. Благовидов утверждал, что деятельность духовенства была положительной и самоотверженной, а П. Ф. Каптеров считал, что церковно-приходская школа была воспроизведением допетровского образования и его характерного свойства — церковности.

В истории педагогической науки наиболее близки нашей теме труды Н. И. Ильминского3, который «создал цельную и законченную школьно-просветительскую систему для инородцев»4, основным принципом которой было обучение детей на родном языке. Рубеж XIX и XX вв. — время борьбы за всеобщее обучение, но «всеобщее обучение и преподавание на родном языке -это две стороны одной и той же медали... Вся история борьбы за начальное образование... является вместе с тем и историей борьбы за образование на родном языке»5.

Вопросы осетинского национального образования поднимали многие просветители и общественные деятели, в том числе К. Хетагуров, А. Колиев, А. Гассиев, С. Гадиев, Г. Дзасохов, X. Уруймагов, отстаивавшие право нерусских национальностей на образование и выступавшие против чрезмерной регламентации школьного дела со стороны государства. «Из прямых, непосредственных хозяев школ учителя делаются подчиненными триединому начальству в лице заведующих школами священников, заведующих группами школ благочинных священников и инспекторов всех школ», — писал X. А.

2 Благовидов Ф. В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II. Казань, 1891; Каптерев II. Ф. Современные задачи народного образования. М., 1913; Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912; Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX вв. СПб, 1902.

3 Ильминекий И. Н. Беседы о народной школе. Казань, 1888; Ильминский И. Н. О способах обучения инородцев / Церковные ведомости. СПб, 1900. № 2; Зеленин Д. К. Н. И. Ильминский и просвещение инородцев / Русская школа. СПб, 1902. № 2.

4 Дзасохов Г. О просвещении инородцев // Дзасохов Гиш: Жизнь и творчество. Владикавказ: Проект-Пресс, 2011. С. 181.

5 Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России. М., 1982. С.

Уруймагов6. На открытии школ для нерусских народов «по педагогической системе, сходной с системой профессора Ильминского:»7 настаивал А. А. Гас-сиев.

Отстаивая принципы осетинской школы, осетинские просветители, способствовали развитию школ других этнических групп, проживающих на территории Осетии - ведь школы функционировали в едином территориально-административном и образовательном пространстве и в официальных документах были объединены общим определением — «инородческие».

Таким образом, дореволюционная историография темы имела в основном описательно-полемический характер и не включала монографических исследований.

Для советской историографии характерно преуменьшение достижений образования в дореволюционной России и особенно роли духовенства в его становлении. Считалось, что «школы были не столько местом получения образования, сколько местом насаждения православия»8. В этом ключе и рассматривали дореволюционную школу Г. Е. Жураковский, Н. А. Константинов, В. М. Струминский, Э. Д. Днепров и др.9 История образования в Осетии с идеологических позиций советского времени рассмотрена в книгах X. С. Черджиева и М. С. Тотоева10, однако интересующие нас сюжеты в них не упоминаются. Таким образом, советская историография темы не отличалась обширностью и решала преимущественно политико-идеологические задачи.

В 90-е годы XX в. в связи с изменениями в политической жизни страны началась переоценка состояния образовательной системы в России исследуемого периода. Следует признать, что наиболее продуктивная и обширная часть историографии - постсоветская. Впервые появились историко-обра-зовательные исследования об этнических сообществах как России в целом,

6Уруймагов X. А. Начальная школа в Осетии // Утро гор. Баку, 1910, № 1. С. 45.

7Гассиев А. Школьное дело между инородцами на Кавказе. С. 277.

8 Фидченко О. В. Влияние государственных отношений на развитие народного образования в России 1880-1905 гг. Автореферат канд. ист. наук. М., 2003. С. 5.

9Жураховский Г. Е. Очерки по истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978; Константинов

Н. А., Струминский В. М. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953; Днепров Э. Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики: проблемы, тенденции и перспективы. М., 1981.

'"Черджиев X. С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958; Тотоев М. С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1962.

так и Осетии. Оживилось изучение истории церковно-приходских школ (Т. Г. Леонтьева, Н. В. Флит, С. Пивоваров)".

Появились исследования по истории образования на Кавказе в XIX — начале XX в. (Л. С. Гатагова, В. К. Кочисов, А.Х. Пашаев, Б. В. Туаева12).

История осетинской школы и этапы становления системы национального образования в Северной Осетии представлены в работе Р. С. Бзарова13.

Исторические судьбы всех диаспорных групп Северной Осетии и история их образовательных проектов изучены в работах 3. В. Кануковой14. Исследователь отмечает первостепенное значение национальных школ в жизни диаспор и в числе фунциональных задач выделяет «наряду с общеобразовательными целями межпоколенную трансляцию этноконфессиональных традиций»15.

О становления и развития грузинской школы, о представителях грузинского общества Владикавказа, принимавших непосредственное участие в деятельности этой школы, пишет В. 3. Дзидзишвили16. Истории еврейской общины во Владикавказе посвящена книга М. Петрушанского и О. Метревели, включающая информацию о еврейской дореволюционной школе в Осетии17. Отдельную главу в книге «Греки Владикавказа» посвятил дореволюционной греческой школе в Осетии В.А. Шахбазов18. Краткие сведения о школах этнических групп содержатся в обобщающем издании по истории образования в

11 Леонтьева Т. Г. Церковно-приходские школы в системе начального образования России второй половины XIX в. М., 1994; Пивоваров С. Образовательная деятельность РЦП: проблемы освоения наследия. Новосибирск, 1996; Флит Н. В. Школа в России в конце XIX — начале XX вв. М., 1991.

1г Туаева Б. В. Роль общественной благотворительности в развитии народного образования в городах Северного Кавказа (конец XIX — начало XX вв.). Владикавказ, 2004; Гатагова Л. С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1993; Пашаев А. X. Очерки истории народного образования на Кавказе в XIX- начале XX вв. Баку, 1991; Кочисов В. К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии - история, теория, практика. Владикавказ, 1997.

" Бзаров Р. С. Очерки истории осетинской школы / Историко-филологический архив. № 3. Владикавказ. 2005.

14 Канукова 3. В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние. Владикавказ, 2009. С. 13; Канукова 3. В. Федосова Е. В. Осетия - перекресток народов и культур. Владикавказ, 2011.

"Канукова 3. В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние. Владикавказ, 2009. С. 13.

16 Дзидзишвили В. 3. Грузинская диаспора в Республике Северная Осетия-Алания. Владикавказ, 2010.

17 Петрушанский М., Метревели О. Шолом, Владикавказ. Владикавказ, 2000.

18 Шахбазов В. А. Греки Владикавказа. Владикавказ, 2001.

Северной Осетии «От века к веку», где приводятся статистические данные о числе учащихся и учителей, о школьных программах этнических школ и делается вывод, что «в XX век Северная Осетия вступила со сформированной образовательной системой»i9.

Таким образом, исследование истории национальных школ в Осетии успешно ведется в постсоветский период. Однако специального исследования, посвященного школам диаспорных групп, до настоящего времени не было.

Источниковую базу диссертации составляют документы официального делопроизводства и личного происхождения, а также материалы периодической печати второй половины XIX - первой трети XX в.

Основную группу использованных источников составляет официальная делопроизводственная документация, к которой относятся распоряжения по отдельным начальным училищам, отчеты по их деятельности, прошения, рапорты, уведомления, деловая переписка, финансовые документы. Учетная документация представлена приказами о назначениях, списками учителей и учащихся, годичными ведомостями и проч.

Ряд выявленных документов содержит сведения о духовных учреждениях, а также приходах и храмах, которые представляют интерес для нашего исследования, поскольку нередко при них или при их активном участии открывались национальные школы. Широко привлечены документы, характеризующие жизнедеятельность различных этнических групп и позволяющие сделать выводы о национальной школе как центре этнокультурного развития.

Указанные документы позволяют проследить деятельность школ с момента их открытия, организацию и содержание учебного процесса, выявить персональный состав преподавателей и учащихся, учредителей и попечителей национальных школ, их взаимодействие с администрацией Терской области, с городскими властями.

Большинство использованных документов впервые вводится в научный оборот. Они извлечены из фондов Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА PCO-А)20 и Научного архива Се-

19 От века к веку. Под ред. А. В. Черджиева и А. Ю. Белогурова. М., 2001.

20 ЦГА РСО-А: фонд 11 «Терское областное правление»; фонд 12. «Канцелярия начальника Терской Области»; фонд 123 «Дирекция народных училищ Терской области»; фонд 124 «Инспектор народных училищ 1-го района Терской области»; фонд 125 «Инспектор народных училищ 2-го района Терской области»; фонд 131 «Владикавказское реальное училище»; фонд [47«Владикавказское окружное отделение Епархиального училищного совета»; фонд 199 «Терское областное правление по обществам и союзам»; фонд Р-2 «Отдел нацменьшинств»; фонд Р-Зб « Терский област-

веро-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева (НА СОИГСИ)21.

Наряду с архивными документами использованы также опубликованные источники. Ценную информацию содержат научные публикации документов и материалов — пятый том «Материалов по истории осетинского народа», посвященный истории образования, и сборник документов «История Владикавказа (1781 - 1990)»22.

Важное значение для изучения истории национальных школ, их роли в общественной и культурной жизни имеет периодическая печать. В газетах «Кавказ», «Терские ведомости», «Жизнь национальностей» публиковались сведения о культурно-просветительной деятельности школ. К материалам периодической печати примыкает информация, содержащаяся в сборнике «Антология педагогической мысли Северной Осетии»23, объединившем публицистическое наследие известных деятелей культуры и образования.

Научная новизна диссертации заключается во впервые предпринятой попытке комплексного изучения истории школ диаспорных групп на территории Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX в., при этом в научный оборот введен значительный массив неопубликованных источников.

На защиту выносятся следующие основные положения:

— история национальных школ в Северной Осетии неотрывна от общей истории национального образования в России, от господствовавших в обществе политических доктрин и идеологических стереотипов;

— судьба осетинской школы на каждом этапе ее истории определялась общей культурно-политической ситуацией в Осетии;

— миграционные процессы пореформенного времени способствовали формированию внешних (зарубежных) и внутренних (российских) диаспор-

ной комитет совета рабочих и крестьянских депутатов»; фонд Р-49 «Отдел народного образования Исполнительного комитета Владикавказского окружного Совета; фонд Р-121 «Народный комиссариат просвещения Терской области»; фонд Р-123 «Народный комиссариат просвещения Горской АССР»; фонд Р-124 «Северо-Осетинский областной отдел народного образования»; фонд Р-786 «Министерство просвещения СО АССР».

21 НА СОИГСИ: фонд 1 « История»; фонд 10 «Архивные материалы по истории возникновения и развития народного образования в Северной Осетии»; фонд «Лингвистика».

"История Владикавказа (1781 - 1990 гг.). Сб. документов и материалов. Владикавказ: Ир, 1991; Материалы по истории осетинского народа. Т. V. Сборник по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе, 1942.

23 Антология педагогической мысли Северной Осетии. Сост. Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993.

ных групп; при этом, как правило, обязательным элементом диаспорной структуры становилась национальная школа;

- национальные школы диаспорных групп обычно выполняли функции этнокультурных центров для своих этнических сообществ, поэтому создавались и содержались за счет организованной диаспорами благотворительной деятельности;

- одной из главных задач национальных школ было сохранение родного языка, преподавание которого было обязательным условием деятельности школы;

- в имперский период в образовательные программы национальных школ входило преподавание соответствующего вероучения (православного, армяно-григорианского, римско-католического, лютеранского, иудейского, исламского), служившее механизмом передачи подрастающему поколению национально-конфессиональных традиций;

- национальные школы никогда не были замкнутыми структурами, изучение в них русского языка, отечественной истории и география было направлено на формирование общероссийской идентичности.

Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальности ВАК РФ: п. 10. Национальная политика Российского государства и ее реализация. История национальных отношений; п. 11. Социальная политика государства и ее реализация в соответствующий период развития страны; п. 12. История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории образования, для написания учебных пособий по истории отечественного и регионального образования, в преподавательской практике при чтении лекций и проведении семинарских занятий, разработке общих и специальных курсов в высших и средних учебных заведениях, в практической деятельности национально-культурных обществ.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в пяти научных статьях, а также изложены на международной научной конференции «Россия и Кавказ» 6-7 октября 2009 г., на 5-й ежегодной Школе-конференции молодых ученых «Современная методология гуманитарного исследования».

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры российской истории и кавказоведения Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова.

Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, трех глав, содержащих 14 параграфов, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его хронологические рамки, методологическая основа, степень изученности рассматриваемых проблем, источниковая база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, цель и задачи работы.

В первой главе «Институты национального образования в системе народного просвещения Осетии середины XIX - начала XX в.» характеризуется общий социальный и политический фон развития школьного дела, описана система просвещения и место, которое занимали в ней первоначальные институты национального образования.

В первом параграфе рассмотрены исторические предпосылки и условия появления национальных школ в Северной Осетии. Со второй трети XIX века здесь начинается период быстрого становления системы народного образования. В количественном отношении преобладали так называемые осетинские школы, работавшие в осетинских селениях. Сеть образовательных учреждений города Владикавказа состояла из общеобразовательных либо специализированных школ смешанного национального состава.

В ходе политического благоустройства и экономического освоения Кавказа происходила его колонизация — переселение российских и иностранных граждан, создание и развитие новых поселений. Например, во Владикавказе к концу XIX в. проживало 1730 армян, а в 1920-е гг. армянская община состояла из 12 тысяч человек. Грузин в 1899 г. было 816, а к 1914 г. - 3806. Греков в 1897 г. во Владикавказе проживало 487 человек. Численность евреев в 1899 г. - 764 человека, в 1905 г. -993, в 1914 г. - 1154. В 1903 г. азербайджанцев и персов было 2000 человек. Численность поляков в 1882 г. составляла 1021, в 1899 - 1037, в 1914 г. -1879 человек. Немцев во Владикавказе в 1876 г. было 251, в 1882 г. — 220, в 1899 г: — 510, в 1911 Г.-568 человек. Владикавказская татарская община насчитывала в 1897 г. примерно 800 человек. Тогда же греков зарегистрировано 487 человек, а в 1905 г. - 438, в 1910 г. - 478, в 1914 г. —463 человека.

В эпоху буржуазных реформ, совпавшую с окончанием Кавказской войны, на Кавказе была проведена реорганизация системы образования. Перед

правительством стояли задачи скорейшего мирного освоения края, и школа, по мысли реформаторов, должна была сыграть важную роль в подготовке местных кадров бюрократии, помочь культурному слиянию кавказских окраин с российской метрополией, способствовать интеграции коренных и иммигрантских этнокультурных групп в единую имперскую нацию.

В 1874 г. наместник утвердил «Правила начальных приходских школ Общества восстановления христианства на Кавказе», главной целью которых было распространение русского языка. Фактически школа на Кавказе, особенно начальная, стала средством достижения имперских целей. Именно для этого в 1876 г. создана Терская дирекция народных училищ, и в том же году учреждена должность попечителя Кавказского учебного округа.

Интерес диаспор к образованию выразился в появлении и развитии национальных школ. Зачастую учреждению начальных школ предшествовало появление Обществ распространения грамотности. Национальные общины, как правило, имели свои храмы и мечети, при которых впоследствии открывались школы, замыкая цепь «общество - храм - школа». Конечно, эти школы нельзя рассматривать как самостоятельный институт национального просвещения, — как социально, так и бюрократически их деятельность была привязана к государственной системе общего образования, имевшей специальную законодательную базу для приходских школ Кавказа.

Во втором параграфе рассматривается система народного просвещения и определяются принципы образовательной политики в Северной Осетии середины XIX - начала XX в. В образовательной политике на Кавказе боролись две основные тенденции. Регионалисты ориентировались на учет социально-политических и этнокультурных особенностей Кавказа. Централисты, напротив, стояли за скорейшую унификацию по общероссийскому образцу.

С середины 1850-х гг. все большую силу набирала тенденция унификации. В ходе школьной реформы развернулась борьба вокруг принципиального вопроса о языке преподавания в школах национальных регионов. Ее итогом явилась статья 4 «Положения о начальных народных училищах» 1864 г., предписывавшая вести преподавание на русском языке.

В пореформенное время Министерству народного просвещения подчинялся Кавказский учебный округ во главе с попечителем. Школы, действовавшие в Северной Осетии, находились в ведении Дирекции народных училищ Терской области. Однако главная роль в организации школьного дела принадлежала созданному в 1860 г. Обществу восстановления православного христианства на Кавказе. Несомненная заслуга Общества состоит в создании

стройной системы начального образования, хотя в целом его деятельность получила негативную оценку в демократическом лагере.

В 1870-е гг. руководство учебным процессом было передано в ведение Кавказского учебного округа, заменившего священников молодыми учителями со специальным образованием. В 80-е гг. XIX в. состоялось отступление к прежним позициям, соответствовавшее духу контрреформ. Центральное место в учебном плане заняли закон Божий и церковно-славянский язык.

Духовное ведомство упорно препятствовало открытию светских (т. и. «министерских») школ. Лишь в конце XIX в. в Северной Осетии появляются министерские школы — вначале в мусульманских селениях. В начале XX в. развернулось широкое движение за упразднение церковноприходских школ и замену их министерскими. Демократизация и секуляризация системы образования произошла в результате Февральской революции.

В третьем параграфе рассматривается положение так называемой «осетинской школы». Официальная педагогика империи допускала существование национальных особенностей лишь на уровне начального образования. Школы, в которых обучались осетины, было принято именовать «осетинскими школами». В 60-е гг. XIX века число начальных сельских школ в Северной Осетии возросло до 30. Относительно благополучно развивалось даже женское образование. По данным 1914 г., в осетинских церковноприходских школах обучалось 4 055 человек — из них 1 089 девочек, в школах Дирекции народных училищ было 2 514 учеников - из них 472 девочки.

Вопрос о месте родного языка в образовании был наиболее важным предметом обсуждения. Широкие планы «национального образования осетин», выдвинутые церковной интеллигенцией, остались неосуществленными. Осетинский язык служил в школе только вспомогательным средством для введения детей в область изучения русского языка.

Движение за приобщение школы к культурным нуждам народа активизировалось в начале XX в. Летом 1901 г. съезд учителей церковноприходских школ Северной Осетии постановил приступить к составлению учебников осетинского языка. В 1905 г. съезд учителей Северной Осетии потребовал сделать родной язык обязательным предметом. Наконец, в конце революционного 1905 г. наместник Кавказа признал необходимым в начальных училищах вести преподавание на родном языке учащихся. Это стало самым крупным достижением начала XX в.

В 1917 г. Первый Всеосетинский учительский съезд заключил, что осетинская начальная школа должна быть национализирована, т. е. основана на

родном языке. Актуальные вопросы строительства новой системы народного образования в Осетии были обсуждены на Втором съезде учителей в 1918 г.

В период гражданской воины не удалось осуществить в полном объеме поставленные Первым и Вторым учительскими съездами задачи. Однако главное было сделано: заложены основы системы национального образования.

Во второй главе «Национальные школы внутренних (российских) диа-спорных групп Осетии второй половины XIX — начала XIX в.» рассматриваются действовавшие на территории Осетин школы внутренних диаспорных групп, а именно армян, евреев, грузин, поляков и литовцев, казанских и закавказских (азербайджанских) татар, то есть представителей национальных меньшинств Российской империи. При этом национальными называются те школы для национального меньшинства, в которых содержание образования включало этнокультурный компонент.

Армянская школа в Осетии начала свое существование еще в XVIII в. Уже в 1764 г. в Моздоке действовали небольшие частные армянские школы и функционировало приходское училище, относившееся к двум местным церквам

Армяно-григорианские церкви и училища при них находились в подчинении Эчмиадзинского армяно-григорианского Синода. Дня организации постоянного контроля за работой армянских школ были приняты «Правила об армяно-григорианских церковных училищах на Кавказе» от 16 февраля 1884 г.

В 1898 году две владикавказские армяно-григорианские церковно-при-ходских школы объединены в армяно-григорианское начальное училище. В 1900 г. открыта армянская женская начальная школа. Церковно-приходские школы для детей обоего пола действовали и в Моздоке.

Грузинская школа во Владикавказе была основана в 1888 г. известным общественным деятелем и публицистом М. 3. Кипиани. Ежегодно Общество по распространению грамотности среди грузин выделяло школе 200 рублей, а деньги на зарплату учителям, оформление школы и другие нужды жертвовались грузинами-владикавказцами.

Когда в 90-е гг. XIX в. ужесточились требования к национальным школам, очередная ревизия грузинской школы выявила, что дети достаточно овладели русским языком. По заключению властей, это обстоятельство отменяло необходимость в преподавании предметов на грузинском языке. Грузинская община с трудом отстояла право на свою школу. Еще одна грузинская школа действовала в Алагире.

Римско-католическое церковноприходское училище открылось 19 октября 1901 г. В училище принимались все дети, принявшие римско-католическую веру, независимо от их этнического происхождения, в графе «национальный состав» отчетных ведомостей подчеркнуто, что речь идет не об иностранцах, а о гражданах империи. Основным ученическим составом римско-католической школы были дети поляков и литовцев, прихожан Владикавказского костела.

Польская школа открылась в 1915 г. - это была частная школа для детей вынужденных переселенцев польской национальности. Преподавание велось на русском и польском языках. В 1916 г. польская школа была переведена в здание римско-католического училища, а при училище под эгидой владикавказского отделения польского Общества впомоществования жертвам войны открылся детский сад. В том же году открылась еще одна польская школа — курсы по обучению грамоте для неграмотных взрослых людей.

Литовская школа была открыта в 1917 г. местными жителями и беженцами литовской национальности. Детей школьного возраста набралось 27. Выписали учительницу, которая обучала детей на литовском языке. Польское общество предоставило свое классное помещение, где литовцы могли проводить занятия в первой половине дня. В 1918 г. открылись вечерние курсы для взрослых литовцев.

Еврейская школа, открытая во Владикавказе в 1875 г. при синагоге, была молитвенной. Вторая начальная еврейская школа открылась в 1879 г. отдельно от синагоги с образованием при ней и отдельного молитвенного общества. Еще одну начальную еврейскую школу-хедер в собственном доме открыл отставной майор 3. Винницкий. Хедер — школа, выпускавшая меламедов -учителей еврейского религиозного закона. В 1899 г. было открыто еврейское училище в собственном доме умершего владикавказского мещанина С. В. Нитабуха. Преподавание велось на русском и еврейском языках.

Татарские (тюркские) школы объединены общим именем в документах. Татарскими, в соответствие с этнонимической традицией того времени, называются училища, созданные во Владикавказе представителями двух разных тюркских народов — казанских татар и азербайджанцев (закавказских татар). Первая татарская (в действительности азербайджанская) школа-мектеб была основана при Владикавказской шиитской мечети в 1902 г. Там преподавали Коран и татарский ( т. е. азербайджанский.) язык.

Школа казанских татар при Суннитской мечети действовала, как можно понять из некоторых документов, с 1913 г. По просьбе культурно-просветительского общества вл ади кавказских татар «Маариф» («Просвещение») рус-

ско-татарская школе при мечети была переведена в 22-е городское училище.

В третьей главе «Национальные школы внешних (зарубежных) диа-спорных групп Осетии второй половины XIX - начала XIX в.» рассматриваются действовавшие на территории Осетии школы внешних диаспорных групп, а именно персов, греков, французов и немцев.

Персидская школа была открыта при Персидском консульстве в 1902 г. Персидскому училищу дали праздничное название «Навруз». При училище было «общежитие, в котором проживали ученики. Важнейшим вопросом является этническая принадлежность учащихся персидской школы. В их= числе было много азербайджанцев, объединявшихся с персами но религиозным соображениям.

Греческая школа была открыта в 1894 г. Главной причиной открытия школы был страх утраты родного языка греческим населением Осетии. Греки попали сюда в 30-е годы XIX в., и несколько поколений выросло и сформировалось в иноязычной среде. Положением от 2 июля 1897 г. о церковноприходских школах деятельность греческой школы была приостановлена, так как, по положению, она должна была функционировать на средства духовенства, а здание — принадлежать греческому обществу. Школу спас купец П. Е. Марандов, построивший новое здание школы к 1902 г.

Французская школа во Владикавказе начала свою историю с 1901 г. — с так называемого французского детского сада, который одновременно планировался как начальная школа. В 1906 г. французская диаспора получила разрешение открыть вечерние курсы по разговорному языку в помещении Николаевского училища. Эти курсы именовались «читальным обществом».

В 1907 г. утвержден устав владикавказской группы уже существовавшего в России общества «Французский союз» («Альянс Франсе»). Секретарем владикавказской группы «Французского альянса стал Э. де Леклюз, ставший одновременно учредителем новой французской школы-сада.

Немецкая школа, открытая в 1882 г., была Евангелическо-лютеранским одноклассным училищем при Владикавказской лютеранской церкви. Обучение велось на русском и немецком языках. В 1895 г. было разрешено преобразовать школу в двухклассное училище с правом приема детей обоего пола. Владикавказское училище было не единственной немецкой школой в Осетии. Сохранились сведения о Моздокском евангелико-лютеранском училище и двух немецко-колонийских училищах: Михайловском и Кановском.

В четвертой главе «Национальные школы Осетии в 20-30-е гг. XX в.» рассматривается история национального образования в первые десятилетия советской власти.

В первом параграфе описан процесс национализации осетинской школы. Штабом строительства национальной школы в первые годы советской власти было Осетинское историко-филологическое общество, созданное в 1919 г. Национализацию школы и переход на родной язык обучения было решено проводить постепенно путем усиления преподавания осетиноведения. Помимо объективных экономических трудностей одним из важнейших препятствий оказалась нехватка учителей и их невысокая квалификация.

Осетины составляли 84,5 % от населения созданной 14 октября 1924 г. Северо-Осетинской автономной области (132 241 человек), русские — 12,9 % (20 147 чел.), представители других национальностей - 2,6 % (2 290 чел.). Уровень грамотности достиг у осетин 23,9 %, у русских— 38,9 %, у остального населения в целом - 19,2 %. Всех школьных работников было 205 человек, из них 20 с высшим образованием, 16 - со специальным средним, 63 человека без квалификации.

Главное достижение 1920-х гг. — решительный поворот к созданию осетинской школы с родным языком обучения. В 1924-25 учебном году было полностью введено преподавание на родном языке в первой группе школы первой ступени, в 1925-26 учебном году - во второй группе. В 1928-29 учебном году уже в первых трех группах школ первой ступени преподавание велось на осетинском языке. Русский язык в качестве учебного предмета вводился со второго года обучения. Переход на осетинский язык обучения в четвертой группе (четвертый год в школе первой ступени) начался в 1929-30 учебном году. В 1940-41 учебном году на осетинский язык переведено преподавание в 5 классе.

Во вторам параграфе рассматривается история национальных школ диа-спорных групп. Согласно постановлению Наркомпроса РСФСР от 31 октября 1921 г. «О школах нацменьшинств» все национальности пользовались правом обучения на родном языке. Восемь школ города Владикавказа официально числились «школами нацменьшинств» - грузинская, греческая, татарская, армянская, азербайджанская, еврейская, польская, немецкая. В 1926 г. к ним добавилась ассирийская школа.Циркуляр Наркомпроса Горской ССР предлагал всем городским и окружным Отделам народного образования прекратить взимание платы с родителей учащихся на содержание школы. Единственной причиной закрытия национальной школы мог быть ее религиозный характер. Именно по этой причине были закрыты еврейские религиозные училища. Остальные школы продолжали функционировать.

Работа среди нацменьшинств проводилась главным образом через Бюро национальных меньшинств Владикавказского Окркома ВКП(б) и низовые

«нацменорганизации» - партсекции. Конференция по вопросам школ нацменьшинств ноябре 1927 г. обсудила вопрос об изменении методов преподавания родного языка с тем, чтобы уделять особое внимание родному языку. В числе достижений были представлены учебные программы и материалы по измерению объема знаний и навыков по родному и русскому языку в немецких, армянских и греческих школах 1-й ступени.

В третьем параграфе описан переход к унитарной системе образования. В национальной политике 1920-х гг. факторы социального и экономического содержания преобладали над идеологическими установками, что открывало широкие перспективы развития культуры, образования, бесконфликтных межнациональных отношений. Однако, к сожалению, этим перспективам не суждено было осуществиться.

Крах «новой экономической политики», резкий поворот в сторону жесткого политического и идеологического диктата в конце 1920-х гг. весьма негативно сказались и на проведении национально-культурной политики. Уже в 1930-е гг. национальное самосознание и ценности национальной культуры были объявлены вторичными по отношению к классовым приоритетам. Теперь ставка делалась на этнокультурную унификацию народов страны, на их быстрое слияние в утопическую наднациональную общность.

В 1930-е гг. получил распространение термин «коренизация», переход на родной язык обучения стали называть коренизацией школы. Началось отступление советской власти от первоначального плана обеспечить национально-культурное развитие всех народов. «Национализация» означала строительство национальной системы образования на основе национальной культуры, «Коренизация» же подразумевает лишь облечение в национально-языковые формы единой унифицированной структуры образования.

В постановлениях ЦК ВКП (б) 1931-1938 гг. о школе были отменены принципы, заложенные в первых документах Советского государства об образовании -в том числе демократизация школы, гибкие учебные планы, широкое распространение обучения и издания учебников на национальных языках и т.д. Содержание образования: теперь было подчинено потребностям унитарного государства и тоталитарного политического режима.

В постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) от 24 января 1938 г. «О реорганизации национальных школ» они объявлялись очагом буржуазно-националистического, антисоветского влияния на детей, национальные школы предлагалось превратить в обычные советские школы. В контексте изменившейся национальной политики руководства СССР 1938 г. стал последним для большинства национальных школ.

Предел перспективам развития национального образования в Северной Осетии был положен постановлением Северо-Осетинского обкома ВКП(б) от 9 июля 1938 г.

В заключении подведены итоги исследования. Историю государственных национальных школ в Северной Осетии рассматриваемого времени можно разделить на несколько основных периодов:

Первый период с середины XIX в. до 1917 г. — время появления институтов национального образования в контексте имперской системы просвещения на Кавказе.

Второй период с 1917 по 1923 г. - время выработки идейно-политических и методических основ национального образования в общем русле демократизации национально-культурной политики.

Третий период с 1924 г. по начало 1930-х гг. — время формирования советской системы национального образования.

Четвертый период охватывает 1930-е гг. - это время постепенного свертывания национальных школ и установления тотального государственного контроля над образованием.

Создание правовой, институциональной и даже материально-технической основы национального образования, эволюцию национальной школы и условия ее угасания во второй четверти XX в. невозможно рассматривать вне исторического контекста, включающего как развитие общества и его культуры. так и смену государственных и его политико-идеологических формаций.

Имперский период вместил в себя создание сети начальных школ, накопление опыта изучения национальных языков в духовных и светских учебных заведениях. Создание национальной системы начального образования в Осетии, хотя и противоречило главной установке имперской национальной политики, но все же время от времени становилось принципиально возможным. При этом имперская политика русификации воплощалась не в запрете на родной язык, национальную культуру и традиционную конфессию, а в отсутствии у них государственного статуса. Национальные языки использовались обычно лишь при первоначальном обучении детей, не знакомых с русским языком.

Второй период связан с формированием национальной школы в годы революции и гражданской войны в русле сложного процесса национально-государственного самоопределения и национально-культурного строительства. Важно отметить, что военное противоборство не помешало «белым» и «красным» в Осетии сохранить единство мнений по вопросу о необходимости национальной школы.

К 1920-м гг. относится начало процессов национализации образования — в частности, состоялся переход осетинской начальной школы на родной язык обучения. Школы диаспорных групп получили государственный статус в ведомстве Народного комиссариата просвещения и надежную поддержку партийных и советских органов.

Рубеж 20-х и 30-х гг. ознаменовался в СССР победой унитаризма. Идеологические изменения коснулись даже терминологии - в ведомстве народного просвещения «национализация» была заменена на «коренизацшо».

В целом можно констатировать, что за 1920-1930-е гг. уровень образованности диаспорных групп значительно вырос. Однако в предвоенные годы образовательный процесс резко замедлился, что стало следствием изменения государственной политики по отношению к национальным меньшинствам.

В дальнейшем был выдвинут новый принцип культурной политики: культура любого народа Советского Союза должна была стать «национальной по форме и социалистической по содержанию», что означало тотальную культурную унификацию всего многонационального государства на русскоязычной основе. В результате этого был нанесен огромный ущерб национальной культуре всех народов СССР, в том числе, конечно, и великой русской культуре.

Одним из важнейших проводников этой политики была, к сожалению, и система образования. Национальные школы, созданные сепаратно, без строительства целостной системы национального образования, без специальной подготовки педагогических кадров, оказалась весьма уязвимы. Национально-культурная инфраструктура, существовавшая в Осетии к этому времени, оказалась не в состоянии противостоять политике партии и правительства. Содержание образования определялось тотальной унификацией из центра. Учебники родного языка стали «калькой» с учебников русского.

Эпоху ликвидации национальных школ в конце 1930-х гп пережили из созданных в имперский период лишь грузинская и армянская школы, из созданных в советское время — осетинская, кабардинская и кумыкская.

Число родных языков, изучавшихся в школах РСФСР, постоянно сокращалось. Достаточно сказать, что с середины 1930-х до середины 1980-х гг. число изучаемых родных языков снизилось с 104 до 44. Если к 1930-м гг. обучение было организовано на 48 языках коренных национальностей, то во второй половине 1980-х гг. преподавание - как правило, в начальной школе - велось на 18 языках. При этом, как известно, Российскую Федерацию населяют не менее 120 этносов. Денационализация проводилась на волне форсированного «движения к коммунизму», требовавшего создания «новой

исторической общности людей — советского народа». Национальным культурам и языкам была отведена факультативная, самодеятельная роль.

Весьма показательно, что армянская, кабардинская и кумыкская школы просуществовали только до 1960-х гг. и закончили свою деятельность вместе с осетинской. Одна лишь грузинская школа в силу особых обстоятельств дожила до нашего времени.

Важная закономерность, действовавшая в истории национальных школ в Северной Осетии, заключалась в прямой зависимости положения школы от политической конъюнктуры при общей слабости гражданского общества и, в частности, механизмов этнокультурной самозащиты.

Опыт строительства национальной системы образования в 20-30-е гг. XX

в. очень важен для нашего времени. Прежде всего, он позволяет восстановить объективную преемственность становления и развития школы, нацеленной на воспроизводство и развитие культур народов России в условиях реализации современной концепции образования.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора, общий объем 2,5 п. л.:

В периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Хубаева Л. К. Немецкая школа в Осетии /У Вестник СОГУ. Владикавказ, 2010. №4. С. 38-43.

В других научных изданиях:

2. Хубаева Л. К. Римско-католическая школа во Владикавказе /У Россия и Кавказ. Материалы международной юбилейной научной конференции, посвященной 235-летию присоединения Осетии к России, 150-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова, 225-летию города Владикавказ (6-7 октября 2009

г.). Владикавказ, 2010. С. 91-93.

3. Хубаева Л. К. Персидская школа во Владикавказе // Известия СОИГСИ: Школа молодых ученых. Вып. 4. Владикавказ, 2010. С. 63-66.

4. Хубаева Л. К. Национальные школы в Северной Осетии середины XIX - начала XX вв. /У Дарьял, № 5. Владикавказ, 2010. С. 204-219.

5. Хубаева Л. К. Грузинская школа в Северной Осетии середины XIX-начала XX вв. Вестник Владикавказского института экономики, управления и права, № 15. Владикавказ, 2010. С. 134-141.

Подписано в печать 21.05.2013. Усл. и.л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 70. Издательство Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

 

Текст диссертации на тему "Национальные школы в Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX вв."

ФГБОУ ВПО

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова

04201360494

Хубаева Лана Казбековна

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX В.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор Канукова 3. В.

ВЛАДИКАВКАЗ 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................................................................3

Глава I. Институты национального образования в системе народного

просвещения Осетии середины XIX - начала XX в...........................................14

§ 1. Исторические предпосылки и условия появления национальных школ

в Северной Осетии.........................................................................................14

§ 2. Система народного просвещения и принципы образовательной

политики в Северной Осетии середины XIX - начала XX в.....................21

§ 3. «Осетинская школа» в XIX - начале XX в...........................................32

Глава II. Школы внутренних (российских) диаспорных групп Осетии второй

половины XIX - начала XX в.............................................................................41

§ 1. Армянская школа....................................................................................41

§ 2. Грузинская школа....................................................................................51

§ 3. Римско-католическая школа...................................................................62

§ 4. Польская и литовская школы................................................................65

§ 5. Еврейская школа......................................................................................69

§ 6. Татарские (тюркские) школы........................Г........................................79

Глава III. Школы внешних (зарубежных) диаспорных групп Осетии второй

половины XIX - начала XX в..................................................................................82

§ 1. Персидская школа..........................................г........................................82

§ 2. Греческая школа......................................................................................86

§ 3. Французская школа.................................................................................87

§ 4. Немецкая школа......................................................................................94

Глава IV. Национальные школы Осетии в 20-30-е гг. XX в..............................115

§ 1. Национализация осетинской школы.................................................115

§ 2. Школы диаспор в условиях национализации образования...............122

§ 3. Переход к унитарной системе образования.......................................134

Заключение.............................................................................................................143

Библиография........................................................................................................146

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. стали важным рубежом в социально-экономической, политической и культурной жизни России нового времени. Общими процессами экономической и социальной трансформации России были предопределены и основные направления культурно-исторического развития на окраинах государства. Начало реформ совпало с завершением Кавказской войны, открывшим эпоху мирного освоения Кавказа. Проведение буржуазных реформ, скорая интеграция в общероссийские процессы, развитие городской жизни способствовали миграционной привлекательности Осетии. В течение всего пореформенного периода в ходе широкого переселенческого процесса в этнической структуре Осетии формировались внешние (зарубежные) и внутренние (российские) диаспорные группы представителей разных народов: немецкого, татарского, еврейского, греческого, польского, грузинского, армянского и др.

В полиэтничном и поликонфессиональном обществе перед каждой диаспорной группой неизбежно встает проблема сохранения этнокультурной идентичности. Разные по численному составу и уровню инкорпорированности в хозяйственно-экономическую и общественно-культурную среду Осетии, диаспоры создавали институты, обеспечивавшие сохранение идентичности. Важным звеном в этой системе культурной самозащиты была национальная школа, которая, кроме образовательных функций, выполняла задачи внутриэтнической консолидации и межпоколенной передачи традиционной культуры, становилась этнокультурным центром для всей группы.

В наше время, в условиях расширяющейся глобализации, вновь актуализируется задача сохранения национальной идентичности, а вместе с ней и ценный исторический опыт организации национального образования. Распад СССР и смена политической системы в России дали новый импульс росту национального самосознания и стремлению народов к возрождению своей 3

национальной культуры, в первую очередь ее главного элемента - национальной школы.

Опыт жизнедеятельности этнических групп в инокультурном окружении ясно показывает, что школа может стать фундаментальной основой, на которой формируется и модифицируется весь этнокультурный комплекс диаспоры. Поэтому сегодня пристальное внимание представителей этнических сообществ привлекает история своей национальной школы, так как давно и хорошо известно, что «всякое дело, а учебное особенно, опирается на опыты прошлого»1.

Востребованность этого исторического опыта, позволяющего осмыслить и практически применить принципы и методы организации национального образования, подтверждает актуальность проведенного исследования.

Цель настоящей диссертации заключается в изучении истории национальных школ Северной Осетии во второй половине XIX - первой трети XX в. (в том числе осетинской школы и школ диаспорных групп), определении периодизации и общих закономерностей их развития. Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

- характеристика социокультурной среды, в которой проходило становление и развитие национальных школ диаспорных групп;

- восстановление фактической последовательности событий, связанных с историей и организационными основами всех национальных школ;

- выявление механизмов формирования этнической и конфессинальной идентичности в национальной школе;

- определение места школ диаспорных групп в системе народного образования дореволюционной эпохи;

- исследование судьбы национальных школ в условиях нового, советского политического режима.

Объектом исследования является национальная школа как важная составляющая жизнеустройства диаспорных групп в Осетии.

1 Гассиев А. А. Школьное дело между инородцами на Кавказе // Гассиев А. А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С. 268.

4

Предметом исследования является история основания, образовательная деятельность, механизмы реализации этнокультурных функций школами осетин и проживавших в Осетии второй половины XIX - первой трети XX в. диаспорных групп (армян, евреев, персов, немцев, греков, поляков, татар, ассирийцев и др.).

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX и первую треть XX в., т. е. период функционирования национальных школ. Середина XIX в. - начало земельной реформы и административных преобразований в Осетии, совпавшее с реорганизацией системы образования на Кавказе и первыми попытками создания школ с этнокультурными целями. Освобождение зависимых сословий и другие модернизационные реформы в центре империи и на ее окраинах способствовали интенсивному экономическому развитию, росту городов, миграционному движению населения на окраины России. Эти процессы привели к усложнению этнической структуры и территориальному расширению полиэтнической.. среды. Именно в рассматриваемый период в Осетии формируются диаспорные группы, которые создают собственные институты сохранения этнической идентичности и, в частности, национальные школы. Смена политического режима после Октябрьской революции 1917 г., привела к изменению политико-правовых условий функционирования национальных школ, а затем и прекращению деятельности абсолютного большинства из них в 30-е гг. XX в.

Методологию исследования составили теоретические достижения современной исторической науки, предметом познания которой является человеческая деятельность, понимаемая как внутренне обусловленный и закономерный процесс общественно-исторического развития во всем его многообразии, пространственной и временной конкретности.

В диссертации применены следующие специально-научные методы исторического исследования.

Метод историзма позволил в пределах нашей темы описать этнические общности на территории Осетии во второй половине XIX - начале XX в., раскрыв их деятельность, направленную на сохранение этнической идентичности. 5

Системно-структурный анализ позволил определить структурные уровни и иерархию в управлении школами, выявить типы национальных школ и нормативно-правовую базу, регламентирующую их деятельность.

Системно-функциональный метод необходим в изучении динамики образовательного процесса в каждой этнической общности, в определении качества обучения и воспитания, структуры учебного материала и т. д.

Комплексный подход позволил определить многоаспектную значимость национальной школы как образовательного учреждения, этнокультурного центра диаспорной группы, механизма сохранения этнической идентичности и социокультурного института адаптации в полиэтнической городской среде.

Степень изученности темы. Историографию рассматриваемых проблем хронологически можно условно разделить на три -этапа: дореволюционный, советский, постсоветский. Исследование находится на стыке трех гуманитарных наук (дисциплин) - истории, этнологии и педагогики, чем объясняется обращение к соответствующей литературе.

Дореволюционная российская историография системы образования достаточно обширна, однако она не включает монографических трудов, посвященных школам этнических групп - ни в целом по России, ни, в частности, по Осетии. В правилах и положениях, принимаемых правительством относительно школ инородцев, школы диаспорных групп не были выделены как отдельное звено системы народного образования. Появление школ «инородцев» упоминалось лишь в общем контексте начального образования или еще уже - в рамках описания церковно-приходских школ.

Историки, исследовавшие церковно-приходскую школу (Ф. В. Благовидов, П. Ф. Каптерев, Н. В. Чехов, С. В. Рождественский1) по-разному оценивали их роль в системе образования. Так, сторонник ведущего участия духовенства в народном образовании Ф. В. Благовидов утверждал, что деятельность духовенства была положительной и самоотверженной, а П. Ф. Каптеров считал, что церковно-

1 Благовидов Ф. В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II. Казань, 1891; Каптерев П. Ф. Современные задачи народного образования. М., 1913; Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912; Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в ХУШ-Х1Х вв. СПб, 1902.

6

приходская школа была воспроизведением допетровского образования и его характерного свойства - церковности.

В истории педагогической науки наиболее близки нашей теме труды Н. И. Ильминского1, который «создал цельную и законченную школьно-просветительскую систему для инородцев»2, основным принципом которой было обучение детей на родном языке. Рубеж XIX и XX вв. - время борьбы за всеобщее обучение, но «всеобщее обучение и преподавание на родном языке — это две стороны одной и той же медали... Вся история борьбы за начальное образование... является вместе с тем и историей борьбы за образование на родном языке»3.

Вопросы осетинского национального образования поднимали многие просветители и общественные деятели, в том числе К. Хетагуров, А. Колиев, А. Гассиев, С. Гадиев, Г. Дзасохов, X. Уруймагов, отстаивавшие право нерусских национальностей на образование и выступавшие против чрезмерной регламентации школьного дела со стороны государства. «Из прямых, непосредственных хозяев школ учителя делаются подчиненными триединому начальству в лице заведующих школами священников, заведующих группами школ благочинных священников и инспекторов всех школ», - писал X. А. Уруймагов4. На открытии школ для нерусских народов «по педагогической системе, сходной с системой профессора Ильминского»5 настаивал А. А. Гассиев.

Отстаивая принципы осетинской школы, осетинские просветители, способствовали развитию школ других этнических групп, проживающих на территории Осетии - ведь школы функционировали в едином территориально-административном и образовательном пространстве и в официальных документах были объединены общим определением - «инородческие».

Таким образом, дореволюционная историография темы имела в основном описательно-полемический характер и не включала монографических исследований.

1 Ильминский И. Н. Беседы о народной школе. Казань, 1888; Ильминский И. Н. О способах обучения инородцев / Церковные ведомости. СПб, 1900. № 2; Зеленин Д. К. Н. И. Ильминский и просвещение инородцев / Русская школа. СПб, 1902. №2.

2 Дзасохов Г. О просвещении инородцев // Дзасохов Гиго: Жизнь и творчество. Владикавказ: Проект-Пресс, 2011.С. 181.

3 Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России. М., 1982. С. 97.

4 Уруймагов X. А. Начальная школа в Осетии // Утро гор. Баку, 1910, № 1. С. 45.

5 Гассиев А. Школьное дело между инородцами на Кавказе. С. 277. 7

Для советской историографии характерно преуменьшение достижений образования в дореволюционной России и особенно роли духовенства в его становлении. Считалось, что «школы были не столько местом получения образования, сколько местом насаждения православия»1. В этом ключе и рассматривали дореволюционную школу Г. Е. Жураковский, Н. А. Константинов, В. М. Струминский, Э. Д. Днепров и др.2 История образования в Осетии с идеологических позиций советского времени рассмотрена в книгах X. С. Черджиева и М. С. Тотоева 3, однако интересующие нас сюжеты в них не упоминаются. Таким образом, советская историография темы не отличалась обширностью и решала преимущественно политико-идеологические задачи.

В 90-е годы XX в. в связи с изменениями в политической жизни страны началась переоценка состояния образовательной системы в России исследуемого периода. Следует признать, что наиболее продуктивная и обширная часть историографии - постсоветская. Впервые появились историко-образовательные исследования об этнических сообществах как России в целом, так и Осетии. Оживилось изучение истории церковно-приходских школ (Т. Г. Леонтьева, Н. В. Флит, С. Пивоваров)4.

Появились исследования по истории образования на Кавказе в XIX — начале XX в. (Л. С. Гатагова, В. К. Кочисов, А.Х. Пашаев, Б. В. Туаева5).

История осетинской школы и этапы становления системы национального образования в Северной Осетии представлены в работе Р. С. Бзарова6.

1 Фидченко О. В. Влияние государственных отношений на развитие народного образования в России 1880-1905 гг. Автореферат канд. ист. наук. М., 2003. С. 5.

2 Жураховский Г. Е. Очерки по истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978; Константинов Н. А., Струминский В. М. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953; Днепров Э. Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики: проблемы, тенденции и перспективы. М., 1981.

3 Черджиев X. С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958; Тотоев М. С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1962.

4 Леонтьева Т. Г. Церковно-приходские школы в системе начального образования России второй половины XIX в. М., 1994; Пивоваров С. Образовательная деятельность РЦП: проблемы освоения наследия. Новосибирск, 1996; Флит Н. В. Школа в России в конце XIX - начале XX вв. М., 1991.

5 Туаева Б. В. Роль общественной благотворительности в развитии народного образования в городах Северного Кавказа (конец XIX - начало XX вв.). Владикавказ, 2004; Гатагова Л. С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1993; Пашаев А. X. Очерки истории народного образования на Кавказе в XIX - начале XX вв. Баку, 1991; Кочисов В. К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии - история, теория, практика. Владикавказ, 1997.

6 Бзаров Р. С. Очерки истории осетинской школы / Историко-филологический архив. № 3. Владикавказ. 2005. 8

Исторические судьбы всех диаспорных групп Северной Осетии и история их образовательных проектов изучены в работах 3. В. Кануковой1. Исследователь отмечает первостепенное значение национальных школ в жизни диаспор и в числе фунциональных задач выделяет «наряду с общеобразовательными целями межпоколенную трансляцию этноконфессиональных традиций»2.

О становления и развития грузинской школы, о представителях грузинского общества Владикавказа, принимавших непосредственное участие в деятельности этой школы, пишет В. 3. Дзидзишвили3. Истории еврейской общины во Владикавказе посвящена книга М. Петрушанского и О. Метревели, включающая информацию о еврейской дореволюционной школе в Осетии4. Отдельную главу в книге «Греки Владикавказа» посвятил дореволюционной греческой школе в Осетии В.А. Шахбазов5. Краткие сведения о школах этнических групп содержатся в обобщающем издании