автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Развитие русско-осетинских культурных связей во второй половине XIX века

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Мельниченко, Елена Христофоровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Орджоникидзе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Развитие русско-осетинских культурных связей во второй половине XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Мельниченко, Елена Христофоровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

§ I Экономическое развитие Северной Осетии в пореформенный период

§ 2 Социальные изменения и обострение классовой борьбы в 70-90-х годах XIX века

ГЛАВА П. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕЖ

§ I Начальные школы

§ 2 Возникновение средних учебных заведений

ГЛАВА Ш. РАЗВИТИЕ ОСЕТИНОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННО

ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА

§ I Вклад русских ученых в развитие осетиноведения

§ 2 Развитие общественно-политической мысли в Осетии

ГЛАВА 1У. СТАНОВЛЕНИЕ ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И ИСКУССТВА

§ I Развитие осетинской литературы и искусства во второй половине XIX века

§ 2 Роль кавказской периодической печати в освещении жизни горцкв

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Мельниченко, Елена Христофоровна

Сила и могущество Советского Союза заключается в единстве народов разных наций, входящих в его состав и объединенных понятием "советский народ". Как отмечалось на ХХУ1 съезде Коммунистической партии Советского Союза, в настоящее время происходит "расцвет и взаимообогащение национальных культур, формирование культуры единого советского народа - новой социальной и интернациональной общности"^. Исторически сложившиеся связи народов нашей страны явились одной из основных предпосылок указанного процесса. Поэтому важной и актуальной проблемой советской исторической науки является изучение истории зарождения и развития дружбы народов СССР, плодотворного влияния, которое оказывала передовая русская культура на развитие культуры всех его народов, и происходившего одновременно процесса взаимообогащения культур.

Актуальность темы диссертации вытекает из поставленной ХХУ съездом КПСС задачи углубленного исследования советской культуры, которая может быть успешно решена при условии изучения кульр турного наследия народов СССР . "Пролетарская культура, - указывал В.И.Ленин, - должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые челшЕечество выработало под гнетом капиталистического общества, гомещичьего общества, чиновничьего об3 щества . В связи с этим возрастает необходимость изучения ис

1 Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. -В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.57.

2 Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. - В кн.: Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с.57.

3 Ленин В.И. - Полн.собр.соч., т.41, с.304-305. тории культуры всех народов России до Великой Октябрьской социалистической революции, а также влияния русской культуры на этот процесс. История развития русско-осетинских культурных связей является одним из аспектов этой проблемы.

Актуальность данной темы определяется также необходимостью разоблачения антинаучных измышлений буржуазных историков, преднамеренно искажающих историю отношений русского народа с другими народами нашей страны, в том числе историю русско-осетинских отношений. Отождествляя русский царизм с русским народом, буржуазные фальсификаторы пытаются доказать существование ненависти народов национальных окраин к русским, стараясь, тем самым, подорвать дружбу народов Советского Союза"^.

С момента добровольного присоединения Северной Осетии к России история осетинского народа неотделима от истории русского и других народов нашей страны. Несмотря на колониальные методы, которые применял царизм в проведении своей политики на национальных окраинах, определяющими в судьбе осетин были, несомненно, прогрессивные последствия присоединения: рост производительных сил, подъем духовной культуры, развитие общественно-политической мысли, революционного движения.

Историографический обзор. Проблема русско-осетинских культурных связей второй половины XIX века, в целом, еще не являлась предметом специального исследования.

Историки - представители охранительного направления рус

I См., например, Магомедов М.А. Несостоятельная попытка очернить советскую историографию. (По поводу книги американского историка Лоуэлла Тиллета "Великая дружба". Советские историки о нерусских национальностях). - История СССР, 1973, № I.

12 3 ской историографии - П.Бутков , В.Потто , Н.Дубровин , В.Чуди

4 - ' нов и другие, в силу своих политических воззрении, не могли, да и не хотели, отделить действительно прогрессивные моменты во взаимоотношениях России с Кавказом от реакционных. Приписывая царизму цивилизаторскую роль в истории национальных окраин, они оправдывали все мероприятия русского правительства по управлению Кавказом. Роль русской культуры в развитии духовной жизни кавказских горцев их не интересовала, поскольку они вообще отрицали самостоятельное историческое развитие народов национальных окраин. Выражая точку зрения апологетов самодержавия, А.Лилов писал: "Несомненно, этим племенам, этим народам (речь идет о народах Северного Кавказа - Е.М.) не суждено историческое самостоятельное развитие. Они и должны идти вместе с русскими людьми, или лучше, они не должны оставаться айсорами, удинами, осетинами и пр., а сделаться русскими и по языку"5.

Представители прогрессивного лагеря - революционеры-демократы отмечали прогрессивную роль России в судьбах нерусских народов Российской империи. Вместе с тем, они решительно выступали против колониальных методов, которые применял царизм в проведении своей политики на национальных окраинах, отстаивали пр&во каждого народа самостоятельно решать свою судьбу.

1 Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1603 гг. - СПб, 1869, - ч. 1-3.

2 Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Тифлис, I885-I89I, - т. 1-5.

3 Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавка-. зе. - СПб, 1871-1888. - Т. 1-6.

4 Чудинов В. Окончательное покорение осетин. - Кавказский сборник, Тифлис, 1889, т.13.

5 Лилов А. Деятельность общества восстановления православного христианства на Кавказе за I860-I870 гг., - Тифлис, 1872; с.37.

Всякий народ, - писал В.Г.Белинский, - есть нечто целое, особое, частное и индивидуальное; у всякого народа своя жизнь, свой дух, свой характер, свой взгляд на вещи, своя манера понимать и действовать"^.

Советские ученые внесли большой вклад в изучение взаимоотношений народов Северного Кавказа с русскими. В работах С.К.Бу

О О I. с шуева , Т.Х.Кумыкова , А.В.Фадеева , М.С.Тотоева , А.С.Гаджиеfi 7 ft ва , М.М.Блиева , Н.П.Гриценко рассматриваются отдельные аспекты этой проблемы, подчеркивается прогрессивный характер присоединения народов Северного Кавказа к России. Успешно'разрабатываются вопросы социально-экономического развития Северной Осетии, в том числе, вопрос об экономических связях с Россией^.

1 Белинский В.Г. Полн.собр.соч., 1953, т.2, с.552.

2 Бушу ев С.К. Из истории русско-кабардинских отношений. - Нальчик, 1956.

3 Кумыков Т.Х. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. - Нальчик, 1957.

4 Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX века. - М., I960.

5 Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим jgccKHM народом. - 2-е изд., перераб. и доп. - Орджоникидзе,

6 Гаджи ев А.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана.- Махачкала, 1964.

7 Блиев М.М. Русско-осетинские отношения. - Орджоникидзе, 1970.

8 Гриценко Н.П. Истоки дружбы. Из истории экономических, культурных связей и дружбы чеченского, ингушского народов с великим русским народом и народами Кавказ-а. - Грозный, 1975.

9 Дзокаев К.Х. Экономическое развитие осетинского крестьянства от пореформенного периода до 1925 года. - ИСОНИИ, 1948, т,.11, вып Л; Фадеев А.В. Вовлечение Северного Кавказа в экономическую систему пореформенной России. - История СССР, 1959, ' 6; Казбеков Г.В. Формирование и развитие рабочего класса в Северной Осетии. - Орджоникидзе, 1963; Кулов С.Д. Социально-экономическое развитие Северной Осетии в конце XIX века и в начале XX века. - Орджоникидзе, 1966; Ортабаев Б.Х. Развитие экономики Северной Осетии в конце XIX - начале XX века. -Орджоникидзе, 1967; Он же. Развитие промышленности и торговли в Северной Осетии в конце XIX - начале XX вв. - Орджоникидзе, 1978.

Исследование духовной культуры осетинского народа идет по нескольким основным направлениям: во-первых, изучаются общественно-политические взгляды отдельных представителей осетинской интеллигенции, литературное творчество осетинских писателей и поэтов; во-вторых, вопросы развития просвещения в Осетии; в-третьих, деятельность русских ученых-кавказоведов, вклад, внесенный ими в разработку проблем осетиноведения.

I 9 3

Работы Л.П.Семенова , М.С.Тотоева , Б.А.Цуциева , С.Ш.Габараева\ Х.К.Цаллаева^, Н.М.Ардасенова^ посвящены анализу общественно-политических и научных взглядов прогрессивных представителей осетинской интеллигенции, выяснению роли русской культуры в становлении их мировоззрения.

Большой интерес представляет монография М.С.Тотоева "Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в поре7 форменный период" . Автор рисует общую картину развития культуры осетинского народа в рассматриваемый период. Одновременно он подробно останавливается на характеристике взглядов представителей осетинской интеллигенции, определяет общественную направленность политических и научных взглядов Хетагурова,. Гассиева, Ка-нукова, Цаголова, Ардасенова и других, вскрывает сильные и слабые стороны их мировоззрения.

1 Семенов Л.П. Этнографический очерк у Коста и его предшественников. - В кн.: Семенов Л.П. Избранное. - Орджоникидзе, 1964.

2 Тотоев М.С. Исторические взгляды К.Л.Хетагурова. - УЗСОГПИ, 1959 у *

3 Цуциев Б.А. К вопросу о развитии экономической мысли в Северной Осетии в эпоху К.Л.Хетагурова. - УЗСОГПИ, 1959, т.24

4 Габараев С.Ш. Георгий Цаголов. - Цхинвали, 1962.

5 Цаллаев Х.К. Философские и "общественно-политические воззрения Афанасия Гассиева. - Орджоникидзе, 1966.

6 Ардасенов Н.М. Алихан Ардасенов. Документальный очерк о революционной, научной и общественной деятельности. - Орджоникидзе, 1970.

7 Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. - Орджоникидзе, 1957.

Автор подчеркивает важную роль общественно-политической мысли в развитии культуры осетинского народа.

Работы З.П.Цховребова "Из истории развития общественно- политической и философской мысли осетинского народа в конце XIX - начале XX века" и "Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии"^ явились дальнейшим шагом в изучении данной проблемы. Анализируя взгляды И.Канукова, А.Гассиева, А.Ардасенова, К.Хетагурова, автор вносит существенные коррективы в имевшиеся в советской историографии оценки названных общественных деятелей Осетии. Работы содержат ряд ценных выводов. В качестве одной из задач своей второй работы "Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии" автор считает анализ взглядов "реакционной части интеллигенции, которая также оказала определенное р влияние на развитие политических и философских идей . Однако автор сосредоточил свое внимание на разоблачении идей реакционных деятелей только начала XX века, оставив, по существу, без внимания представителей реакционной идеологии предшествующего периода.

Мы полностью согласны с мнением З.П.Цховребова, что в научной литературе вопросы просветительства в Осетии не разработаны . Но сам автор, останавливаясь на характеристике взглядов просветителей-демократов, не дал оценки деятельности тех просветителей, которые стояли на либеральных позициях.

В значительно меньшей степени внимание ученых привлекали вопросы развития народного образования в дооктябрьский период. Мо

1 Цховребов З.П. Из истории развития общественно-политической мысли осетинского народа в конце XIX - начале XX века. - Тбилиси, 1973. Он же. Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии. - М., 1977.'

2 Цховребов З.П. Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии. - М., 1977, с.182.

3 Там же, с.23. нография М.С.Тотоева и несколько статей далеко не исчерпали этой важной темы^. Распространение просвещения во второй половине XIX века явилось важным следствием присоединения Северной Осетии к России и могучим фактором, способствовавшим приобщению осетин к русской культуре, формированию национальной интеллигенции.

В 1974 году В.Д.Магометовой была защищена диссертация "Просвещение и школа в Северной Осетии во второй половине XIX века". Автором было изучено большое количество материала, в том числе архивного, и на документальной основе исследовано развитие народного образования в Осетии, выявлены классовые основы политики царизма в школьном вопросе. Большое внимание автор уделил показу борьбы осетинского народа за просвещение. Особое место в работе отведено характеристике деятельности передовых учителей Осетии.

Вместе с тем в истории развития народного образования в Северной Осетии есть проблемы, которые, на наш взгляд, еще не получили своего разрешения. В частности вопросы формирования системы школьного образования в Осетии; роль школ в укреплении культурных связей Осетии с Россией; следует более конкретно показать политику царизма в развитии народного образования на национальных окраинах, объяснить колебания правительства от уступок к реакции в этой области.

Среди исследователей, изучающих научное наследие ученых-кавказоведов XIX века, большая заслуга принадлежит М.О.Косвену, который специально занимался вопросами этнографического изучения t

I Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. - Орджоникидзе, 1962. Симонов П.И. Горские школы. - Изв.Северо-Кавказ. пед. ин-та, 1937, т.13; Габеев А.Я. Владикавказское осетинское духовное училище. Учен. зап. Северо-Осетинского гос.пед. ин-та, 1940, т.2(15), вып.1.

Кавказа, в том числе и 'Северной Осетии, русскими учеными. Им дана характеристика состояния изученности отдельных проблем кавказоведения XIX века. Важное значение имеет собранная и изданная Косвеном М.О. библиография, снабженная краткими биографическими сведениями об авторах, и содержащая оценку наиболее значительных работ'*'. Всестороннему анализу деятельности известных ученых-кавказоведов В.Ф.Миллера и М.М.Ковалевского посвящены монографические исследования Б.А.Калоева "В.Ф.Миллер-кавказовед" и "М.М.Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа"^.

В последнее время вышла в свет работа Л.М.Васильевой "Пробг» лемы истории Осетии в русской науке (историографический очерк)". Автор прослеживает процесс накопления знаний по истории Осетии русскими учеными, дает характеристику различным взглядам на явления осетинской истории, рассматривает процесс становления осетинской историографии и основные закономерности ее развития. Работа основана на большом фактическом материале, в том числе архивном. К достоинствам работы следует отнести и то, что Л.М. Васильева показала роль передовой русской общественно-политической и исторической мысли в развитии осетинской национальной историографии; проанализировала классовую позицию авторов-осетин.

Однако в отдельных случаях автор делает, на наш взгляд, немотивированные выводы. Так, Л.М.Васильева считает, что в 60-90-е 4 годы XIX века "наблюдается влияние марксизма на осетинскую ис

1 Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. - В кн.: Кавказский этнографический сборник. М.; Л., 1955, 1958, 1962, т.1-3.

2 Калоев Б.А. В.Ф.Миллер-кавказовед. - Орджоникидзе, 1963. Он же. М.М.Ковалевским и его исследования горских народов Кавказа. - М. /1979.

3 Васильева Л.М. Проблемы истории Осетии в русской науке. Историографический очерк. - Орджоникидзе, 1975.

4. Там же, с.59, 156. ториorрафию, которое стало возможным благодаря работам прогрессивного буржуазного ученого М.М'.Ковалевекого". Мы считаем, что говорить о марксистском влиянии на осетинскую историографию в указанный период преждевременно. Кроме того, сам М.М.Ковалевский не стоял на марксистских позициях. Хотя он, в известной мере, и испытывал влияние марксизма, но ограниченности позитивистского мировоззрения преодолеть не смог.

Нельзя также согласиться с точкой зрения другого исследователя - М.П.Санакоева, который утверждает, что "для дореволюционной историографии характерна одна особенность - она интересуется только политическими событиями, бытом и нравами осетин, оставляя без внимания социально-экономическую историю Осетии.'.'* Эта характеристика неприменима к большому числу ученых, занимавшихся изучением истории Осетии во второй половине XIX века. Социальная структура осетинских обществ, вопрос об осетинском феодализме, сословные отношения в Осетии - все это привлекало внимание В.В.Сокольского, М.М.Ковалевского, Д.Лаврова, В.Б.Пфа-р фа и других1-. Конечно, дореволюционные исследователи не смогли подняться до понимания истинных причин происхождения сословий в Осетии, они игнорировали роль материального производства и классовой борьбы в развитии общества. Но первую постановку названных ранее вопросов следует отнести к заслугам указанных авторов.

1 Санакоев М.П. Историография истории Осетии. - Цхинвали, 1970, с.б.

2 Сокольский В.В. Архаические формы семейной организации у кавказских горцев. - ЖМНПр, 1881, ч.П8, № II; Ковалевский М.М. Поземельные и сословные отношения горцев Северного Кавказа. - Русская мысль, 1883, кн.12; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1980. -Т.1-2 и другие работы; Лавров Д.Я. Заметки об Осетии и осетинах. - СМОМПК, 1883, вып.З; Пфаф В.Б. Материалы для древней истории осетин. - ССКГ, I870-I87I, вып.4-5.

Таким образом, для историков дворянского и буржуазного направлений дореволюционной историографии вопроса о взаимодействии русской и осетинской культур не существовало. Революционеры-демократы, не занимаясь специально этой.темой, в своих произведениях поставили вопрос о прогрессивном воздействии русской культуры'на национальные культуры нерусских народов России.

Советские историки с марксистских позиций определили положительную роль русско-кавказских экономических и культурных связей в развитии экономики и культуры народов Северного Кавказа. Немало сделано и для изучения отдельных вопросов истории осетинской культуры. „Накопленный материал о возникновении и развитии осетинской общественной мысли, научных знаний, литературы, народного образования позволяет определить место и значение русско-осетинского культурного общения в становлении•осетинской национальной культуры. Однако вопросы об особенностях, характере и значении русско-осетинских культурных связей второй половины XIX века в целом, их роли в развитии духовной культуры осетинского народа еще не привлекали к себе специального внимания и требуют обобщения.

Цель исследования. Рассмотреть процесс развития русско-осетинских культурных связей в 60-90-е годы XIX века, определив его значение для национальной культуры осетин."

Задачи исследования:

1. Обобщить результаты конкретных исследований (по истории просвещения, общественно-политических и научных воззрений осетинской интеллигенции, осетинской литературы) и представить развитие осетинской культуры как единый процесс.

2. Выявить новые явления и закономерности в развитии осетинской культуры и общественной мысли, происходящие под влиянием изменений социально-экономических условий в Осетии и усиления русско-осетинского экономического и культурного сближения.

3. При анализе развития осетинской общественно-политической мысли, автор предпринимает попытку углубить решение этого вопроса, выделить и охарактеризовать основные направления в развитии общественной мысли.

4. Рассмотреть деятельность русских ученых-кавказоведов с точки зрения их роли в развитии русско-осетинских культурных связей, в зарождении осетинской научной мысли.

5. Показать значение деятельности прогрессивных представителей осетинской интеллигенции в укреплении связей Северной Осетии с Россией.

Методологической основой диссертации явились принципы исторического материализма, согласно которым "из определенной формы материального производства, вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства"^. Характерные признаки культуры, её специфические черты формируются в соответствии со сложившимися конкретно-историческим способом производства, социально-экономической организацией данного общества. Поэтому основному содержанию нашей работы мы считали необходимым предпослать главу о социально-экономическом развитии Северной Осетии в пореформенный период. Развитие культуры мы рассматривали в связи с социально-экономическими процессами, определяющими направление и основные черты этого развития.

I Маркс К. Теория прибавочной стоимости. - К.Маркс и Ф.Энгельс.

Соч. 2-е изд., т.26, ч.1, с.279.

Проникновение капиталистических отношений в экономику Северной Осетии, происходившие изменения социальной структуры осетинского общества создавали объективные предпосылки для возникновения новых явлений в духовной жизни и культуре горцев. Вторая половина XIX века характеризуется подъемом освободительного движения в Осетии, формированием демократического направления осетинской общественной мысли, складыванием системы народного образования, становлением и развитием национальной светской литературы. Общий подъем осетинской культуры, происходивший в рассматриваемый период, находился в тесной связи и под несомненным прогрессивным влиянием передовой русской культуры.

Определяя роль и значение русско-осетинских культурных связей в развитии культуры осетинского народа, мы руководствовались также указаниями В.И.Ленина, который не раз подчеркивал, что в каждой национальной культуре буржуазного общества есть две культуры - демократическая и черносотенная"'". Поэтому, характеризуя влияние русской культуры, необходимо помнить, что прогрессивная роль принадлежала её демократическому направлению.

Источниковую базу исследования составили документы, извлеченные нами из: Центрального- Государственного Исторического архива Грузинской ССР (ЦГИА Грузинской ССР, город Тбилиси), Центрального Государственного Архива Северо-Осетинской АССР (ЦГА СО АССР, город Орджоникидзе), а также материалы Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского научно-исследовательского института (ОРФ СОНИИ, г.Орджоникидзе). Некоторые архивные материалы в научный'оборот вводятся впервые.

Документы. ЦГИА Грузинской ССР: ф.12 Концеляри.и Главноначаль-ствующего Гражданской частью на Кавказе; ф.7 Департамента Главного Управления Наместника Кавказского; фЛ53, оп.2 Тифлисского Гу-I Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.24, с.120-121* 129. бернского жандармского Управления содержат сведения о борьбе правительства против распространения революционной пропаганды на Кавказе, в том числе, в Терской Области; о деятельности народников во Владикавказе. Здесь же находятся материалы следственного дела о народниках Закавказья и Терской Области; обширная переписка с Московским и-Петербургским Жандармскими управлениями. Зти документы позволяют не только проследить распространение народнической идеологии, но и выявить связи народников Осетии с народниками Москвы и Петербурга.

Документы фонда Кавказской Археографической Комиссии (416, оп.З) и фонда Канцелярии Попечителя Кавказского Учебного Округа (422, оп.1), содержащие отчеты и циркуляры Попечителя Кавказского Учебного Округа, доклады директора Народных Училищ Терской Области, отчеты о ревизиях школ, помогли понять позицию правительства в области народного образования, отношение царизма к просвещению народов национальных окраин. Кроме того, на основании изученных документов мы смогли воссоздать общую картину развития просвещения в Северной Осетии с рассматриваемое время. В ежегодных отчетах из Терской Области, поступавших в канцелярию попечителя Кавказского Учебного Округа, имеются важные сведения о количестве школ и числе учащихся в Терской Области, обо всех преобразованиях, проводившихся в системе школьного образования в Осетии.

Данные о начальных школах в Осетии, подведомственных Инспекции Училищ Общества восстановления православного христианства, нами взяты из документов фонда 493 й 498 ЦГИА Гр.ССР.

Существенным дополнением к материалам Исторического Архива ' Грузинской.ССР служат документы, извлеченные нами из фондов Центрального Государственного Архива Северо-Осетинской АССР и

Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского научно-исследовательского института.

Прежде всего из фонда Канцелярии Начальника Терской Области (ф.12), где отложились документы самого разнообразного характера. Дела Судного Стола (ф.12, оп.З) содержат рапорты и донесения, свиг* детельствующие о классовой борьбе осетинского народа, о мерах, предпринимавшихся властями для подавления растущего сопротивления осетинского крестьянства.

При характеристике развития просвещения в Осетии мы опирались на Материалы Учебного стола Канцелярии Начальника Терской Области (ф.12, оп.7). Здесь сосредоточены циркуляры попечителя Кавказского Учебного Округа, отчеты директоров учебных заведений, позволившие расширить и конкретизировать наши представления о развитии народного образования в Осетии.

Мы использовали также документы фондов Директора и Инспектора Народных Училищ Терской Области (ф.123, оп.1; ф.124, оп.1) и фонды отдельных средних учебных заведений города Владикавказа, Реального училища, Владикавказской девичьей школы и др. Эти материалы дали возможность судить о деятельности каждого учебного заведения в отдельности, о мотивах их открытия или преобразования,

0 задачах, которые перед ними ставились, о программах, социальном составе и количестве учащихся.

Использованы нами и опубликованные документы^". Особый интерес для нас представлял пятый том "Материалов по истории Осетии", посвященный народному образованию.

Источниками для нас являлись также работы русских ученых XIX века, занимавшихся исследованием Осетии: М.М.Ковалевского, В.Ф.Мил

1 Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссиею. -Тифлис, 1866-1904, T.I-I2: Материалы по истории Осетии. -Орджоникидзе, 1942, т.2, 1950, т.З, 1942, т.5. лера, В.В.Сокольского, П.С.Уваровой и других; литературные произведения и публицистика А.Гасиева, Г.Цаголова, К.Хетагурова, И.Ка-нукова и других представителей осетинской интеллигенции; статьи и заметки, опубликованные в дореволюционных периодических и серийных изданиях"*".

Без использования публицистического наследия К.Хетагурова, Г.Цаголова, А.Гасиева, Х.Уруймагова, И.Канукова невозможно представить картину социально-экономического и культурного развития осетинского народа второй половины XIX века. Кроме того работы представителей осетинской интеллигенции позволяют проследить развитие их общественно-политических, научных, педагогических взглядов.

Документы официального характера носят "ярко выраженный тенденциозный характер, отражая, прежде всего, классовые позиции их авторов и выражая точку зрения правительственных кругов. Например, "Записка" Начальника Главного Управления Наместника Кавказа барона Николаи или "Отчет" Начальника Терской Области проясняют русификаторскую политику царского правительства по отношению к р просвещению народов Северного Кавказа . Поэтому, используя официальные документы, мы всегда помнили об их тенденциозности. Тем более, что зачастую только официальные документы являются единственным источником, содержащим сведения об интересующих нас событиях. сто прежде всего сведения о классовой борьбе осетинского крестьянства или о деятельности народников в Осетии, которые отражены в документах Канцелярии Начальника Терской Области (Судный стол), Тифлисского Губернского Жандармского управления.

Хронологические рамки исследования - 60-90-е годы XIX века. В этот период в связи с утверждением новых социально-эк'ономичес

1 См. Список члитературы.

2 ЦГИА Гр.ССР, ф.416, оп.З, д.426; ЦГА СО АССР, ф.12, оп.7, Д.13. ких отношений, культурные связи Северной Осетии с Россией, имевшие место и в предшествующее время, становятся более прочными и постоянными, наполняются новым содержанием, испытывают воздействие со стороны революционно-демократического направления русской общественно-политической мысли и освободительного движения.

Научная новизна настоящей работы состоит в том, что впервые предпринимается попытка комплексного исследования и обобщения ряда вопросов, составляющих проблему русско-осетинских культурных связей; определяются особенности развития осетинской культуры в пореформенный период.

Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации имеют определенное значение для понимания исторических предпосылок и закономерностей развития дружественных связей народов . нашей страны; результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке проблем развития осетинской культуры, в высших учебных заведениях при чтении курсов истории Северной Осетии и истории народов Северного Кавказа, спецкурса по истории общественно-политической мысли народов СССР, в работе преподавателей истории средних школ (факультативный курс краеведения).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие русско-осетинских культурных связей во второй половине XIX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Падение крепостного права, победа и утверждение капитализма в пореформенной России ускоряли развитие национальных окраин. В Северной Осетии разрушение феодально-патриархальных отношений, вовлечение её в орбиту общего капиталистического развития, создавали объективную основу для все более тесного экономического и культурного общения русского и осетинского народов. Русско-осетинские культурные связи развивались и крепли под благотворным воздействием русской революционно-демократической мысли и демократической культуры, вопреки политике царизма - злейшего угнетателя народов страны.

60-90-е годы XIX столетия в истории осетинской культуры составили самостоятельный этап. Особенности этого периода, коренным образом отличающие;;его от предшествующего времени, заключаются в формировании светской национальной интеллигенции - главного участника и деятеля культурного прогресса, в возникновении разночинной интеллигенции и возрастании ее роли, в появлении и укреплении демократических тенденций в развитии духовной культуры осетинского народа. Черты нового можно видеть во всех областях осетинской культуры, в развитии просвещения, литературы и искусства, общественно-политической мысли.

Сделало шаг вперед в своем развитии и поднялось на более высокую ступень народное образование. Число грамотных исчислялось теперь не десятками, а тысячами. Помимо количественного роста числа учебных заведений, имелись и важные качественные изменения, решающим из которых было возникновение системы школьного образования, светских школ и школ для девочек; шел процесс, демократизации образования, который правительство, при всем своем желании, не могло прекратить. Школы,начальные, а в особенности,' средние стали своеобразной "материальной" основой осетинской культуры. Развитие школьного образования имело определяющее значение для дальнейшего культурного развития Осетии, поскольку расширялся круг лиц, не только способных воспринять культурные достижения других народов, и, прежде, всего, русского, но и участвовать, разумеется в разной степени, в развитии культуры своего народа.

В Осетию проникали идеи передовых русских педагогов - Пирого-ва, Ушинского, Водовозова и др. Находя здесь своих сторонников среди передовой части осетинского учительства, они стали основой в борьбе против мракобесия и схоластики за ^светскую школу и обучение осетинских детей на родном языке.

Русские ученые-кавказоведы, занимаясь исследованием вопросов этногенеза осетин, происхождения и развития осетинского языка, истории Осетии, явились основоположниками научного осетиноведе-ния. Они ввели кавказский, в т'ом числе осетинский материал, в русскую и мировую науку; приобщили часть осетинской интеллигенции к научным занятиям, руководили их деятельностью.

Научные исследования М.М.Ковалевского, В.Ф.Миллера, П.С.Уваровой, В.В.Сокольского, Д.Я.Лаврова.и др. явились важным вкладом в развитие русско-осетинских культурных связей.

Изменение социальной структуры осетинского общества создало базу для развития общественной мысли в Осетии, для которой характерен широкий охват общественных проблем; выделение нескольких направлений: просветительского, народнического, революционно-демократического. Подъем общественного движения в Северной Осетии был тесно связан с русским освободительным движением, под влиянием которого ускорилось формирование демократического направления осетинской общественно-политической мысли.

Развитие освободительного движения и общественно-политической мысли в Осетии ускоряло формирование национального самосознания осетинского народа, вовлекало наиболее передовую его часть в борьбу с самодержавием. Общность интересов русских и осетин нашло свое выражение в их совместной революционной борьбе. Общественная деятельность осетинской интеллигенции, выступления крестьян, зарождение рабочего движения заложили основу будущего революционного движения, которое уже в первые годы XX столетия переживало период дальнейшего подъема и вступило в новый этап своего развития - пролетарский.

В литературном творчестве осетинских писателей и поэтов, чьи общественно-политические и эстетические взгляды складывались под воздействием передовых идей русской литературы, поднимались насущные вопросы осетинской действительности. Развитие национальной осетинской литературы, неразрывно связанное с выработкой норм осетинского литературного языка, являлось важным фактором культурного прогресса. Благодаря активной публицистической деятельности- К.Хетагурова, Г.Цаголова, А.Гассиева усилилось влияние печатного слова на формирование взглядов современников; литература становится неотъемлемой частью культурной жизни осетинского народа.

Развитие осетинской культуры в 60-90-е годы XIX века было органически связано с русской культурой и освободительным движением, ибо русская культура идейно питала развивающуюся культуру осетинского и других народов страны. Одновременно осетинская культура оставалась глубоко национальной, поскольку была тесно связана с осетинской действительностью, явления которой она отражала и потребностями которой была вызвана.

Высокий взлет социалистической культуры осетинского народа, который мы наблюдаем в настоящее время, был бы невозможен без исторической связи и благотворного влияния, испытанного осетинской культурой со стороны передовой культуры русского народа во второй половине прошлого века.

Вместе с тем, в условиях царской России, когда душились все проявления демократической культуры, насаждался великодержавный шовинизм и национальное угнетение народов национальных окраин, существовали многочисленные преграды на пути культурного общения народов. Только в условиях социализма создаются все условия для * того, чтобы любая из советских национальных культур могла черпать из духовного богатства других братских народов и, со своей стороны, оказывать на них благотворное влияние, обогащать их.

 

Список научной литературыМельниченко, Елена Христофоровна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. ТРУДЫ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

2. Маркс К. Теория прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф.' Соч. 2-е изд, т.26, ч.1, с.1-426.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс.К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.23-178.

4. Ленин В.И. Аграрный вопрос в России к концу XIX века. -Полн.собр.соч., т.17, с.57-137.

5. Ленин В.И. Аграрная программа либералов. Полн.собр.соч., т.10, с.44-52.

6. Ленин В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов. Полн.собр.соч., т.16,с.193-413.

7. Ленин В.И. Гонители земства и аннибалы либерализма. Полн. собр.соч., т.5, с.21-72.

8. Ленин В.И. Задачи революционной молодежи (письмо первое). -Полн.собр.соч., т.7, с.341-356.

9. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Полн.собр.CD4., т.41, с.298-318.

10. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати в России. Полн.собр. соч., т.25, с.93-101.

11. Ю. Ленин В.И. К вопросу о политике Министерства Народного Просвещения. Полн.собр.соч., т.23, с.125-135.

12. Ленин В.И. "Крестьянская реформа" и пролетарски-крестьянская революция. Полн.собр.соч., т.20, с.171-180.

13. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн.собр.соч., т.24, с.113-150.

14. Ленин В.И. Письмо А.Н.Потресову 26 января 1899 г. Поли, собр.соч., т.46, с.18-22.

15. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т.З, с.1-790.

16. Ленин В.И. Речь на П Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 г. Полн.собр.соч., т.37,с.430-433.

17. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

18. П. ОФКЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

19. Отчет ЦК КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. Доклад ХХУ съезду КПСС 24 февраля 1976 года. В кн.: Материалы ХХУ съезда. М., Политиздат, 1976, с.3-90.

20. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. Доклад ХХУ1 съезду КПСС 23 февраля 1951 года. - В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с.3-80.1. Ш. ИСТОЧНИК и

21. Акты, собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею. -Тифлис, 1895, т.10г 426 с.

22. Материалы по истории Осетии. Орджоникидзе: Гос.изд-во Севе-ро-Осет.АССР, 1950. - Т.З. Сборник документов, относящихся к периоду от 1868 до 1904 г. - 315 с.

23. Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе: Гос.изд-во Северо-Осет. АССР, 1942. - Т.5. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. - 294 с.22