автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Национальный характер как проблема социальной философии

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Кашаев, Владимир Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Национальный характер как проблема социальной философии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кашаев, Владимир Евгеньевич

Введение. % стр.

Глава 1. Феномен национального характера в социально-гуманитарном знании. 16 стр.

Параграф 1. Национальный характер как проблема социально-гуманитарного знания. 16 стр.

Параграф 2. Национальный характер как объект познания социально-гуманитарного знания.42 стр.

Глава 2. Феномен национального характера в философской традиции.88 стр.

Параграф 1. Методологический аспект философского изучения национального характера. 88 стр.

Параграф 2. Мировоззренческий аспект философского анализа национального характера.107 стр.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Кашаев, Владимир Евгеньевич

Давно назрела необходимость разобраться в многообразии существующих концепций и теорий национального характера. В социально-гуманитарных науках XX века нет единства мнений по обозначенной проблеме. Поэтому, философское исследование феномена национального характера, в наибольшей степени абстрактное и одновременно обобщающее, конкретное является актуальной задачей, решение которой позволит выявить и изучить важные тенденции социального строительства и развития. Отсутствие по-настоящему действенных политологических, социологических и культурологических подходов к решению национальных проблем современного мира только подчеркивает актуальность заявленной темы.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ Список трудов отечественных психологов, этнографов, культурологов, политологов в различное время обращавшихся к проблемам анализа национального характера весьма обширен, но с сожалением приходится признать, что свобода исследований в этой области вплоть до начала 90-х годов была ограничена требованием придерживаться рамок марксистского подхода, что не могло не сказаться на трактовке сущности самого феномена национального характера, его детерминант, объективных условий существования, динамики развития. Однако констатация существования такого положения вещей не умаляет значения отечественной школы изучения национальных и социальных проблем, на достижения которой в первую очередь имел возможность опереться диссертант. К ее наиболее сильным сторонам относится высокий уровень теоретической рефлексии, прекрасное знание материала, привлечение максимально возможного круга источников и работ зарубежных авторов, что дало возможность заинтересованным исследователям получить достаточно полное представление об общих тенденциях, результатах, перспективах и состоянии искомой области знаний в странах Западной Европы и США. Наиболее интересными, на наш взгляд, были работы Б.Ф. Поршнева1, Г.М. Андреевой2, Г. Гачева3, Ю.В. Бромлея4, Л.Н. Гумилева5, А.К. Байбурина.6, в которых с позиций социальной психологии, этнографии, культур-географии рассматривались обстоятельства формирования и функционирования национального характера. Особо следует выделить работы И.С Кона, практически первого отечественного философа, получившего значимые результаты в анализе национального

1 Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1966; Он же: Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.

2 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

3 Гачев Г.Национальные образы мира. М., 1988,

4 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., Наука, 1983

5 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. характера7 и В.Г. Байбакова, В.М. Семенова8, интегрировавших результаты этнографического исследования с философским анализом проблемы. Вообще, в отечественном социально-гуманитарном знании феномен национального характера в основном рассматривался в контексте этнографических исследований.

В конце 80-х, в 90-х годах появился широкий спектр работ, рассматривающих проблемы национального характера с точки зрения исторической этнографии и этнопсихологии: Л.М.Дробижевой9, C.B. Лурье10, Т.Г. Стефаненко11, Я.В.Чеснова.12, А.О. Бороноева.13, Н.М. Лебедевой14, В.И. Козлова15, Е.М. Колпакова16, Э.В. Тадевосян17 и др. Представляют большой интерес коллективные монографии "Социальная психология и общественная практика"18, "Этнические стереотипы поведения"19,

6 Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

7 Кон И.С. К проблеме национального характера // История и общество М. 1971, Он же: Национальный характер- миф или реальность// Иностранная литература, 1968,№ 9.; Он же: Маргарет Мид и этнография детства. // Мид М. Культура и мир детства М., 1988.

8 Байбаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М., 1996.

9 Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях. // Вопросы психологии, 1997, № 4; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996.

10 Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала Спб., 1994. Историческая этнология. М., 1997,

11 Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов. // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Еникопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993,; Она же: Социальные стереотипы и межэтнические отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987; Она же: Этнопсихология. М., 1999.

12 Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998

13 Бороноев А.О, Павленко В.Н. Этническая психология. Спб., 1994; Бороноев А.О., Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования). // Введение в этническую психологию. Спб., 1995.

14 Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций М., 1993; Она же: Новая русская диаспора: Социально-психологический анализ М., 1997.

15 Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в истории этноса // Советская этнография, 1974, №3.

16 Колпаков Е.М. Этнос и этничность// Этнографическое обозрение , 1994, № 5.

17 Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность // Социс,1998, № 6.

18 Социальная психология и общественная практика. М., 1985

Этнопсихолингвистика"20, "Этническая психология и общество"21 и ряд других, анализирующих национальный характер в контексте психологической науки. Результаты, полученные в ходе указанных исследований, имеют важнейшее значение для понимания психологической природы национального характера и для его последующего философского анализа.

Национальный характер достаточно интенсивно исследовался в отечественной социологической науке. Исследования З.В. Сикевич22, В.Н. Стрелецкого23, А.Г Здравомыслова24 обозначили эмпирический срез анализа проблемы. Особо надо отметить работу С.А. Арутюнова., JLM. Дробижевой, A.A. Сусоколова "Этносоциология"25, впервые в русской социологической науке рассматривающей национальный характер в русле проблемы определения национальной идентичности.

Представляют интерес работы по этнополитологии, частично пересекающиеся по объему с этносоциологией26. В этой связи немалый интерес представляют работы А.П. Серцовой27, в которых исследованы интернационалистские аспекты проблемы изучения наций.

В собственно философском знании проблема национального характера не часто становилась предметом специального исследования. Исключением являются уже упоминавшиеся работы И.С. Кона, а также работы М.Н.

19 Этнические стереотипы поведения. М.,1985.

20 Этнопсихопсихолингвистика. М., 1988.

21 Этническая психология и общество. М., 1997

22 Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996.

23 Стрелецкий В.Н. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы //Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

24 Здравомыслов А.Г. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. H.H., 1993; Он же: Социология конфликта. М., 1994.

25 Арутюнов С.А., Дробижева J1.M., Сусоколов A.A. Этносоциология. М., 1998

26 См. Напр. Чичановский A.A. Национальная система массовой коммуникации -этнополитические аспекты. // Социс, 1996; Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе .// Вопросы социологии, 1993, № 1-2.; Он же: Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. Абдулатипов Р. А. Федеральный договор и перспектива развития. // Этнополис, 1993, № 1.

Руткевича28, К. Касьяновой29, З.В. Знак30, В.Ф. Шаповалова31, Л.И. Яковлевой32, E.H. Коломоец33, Х.М. Казанова34, ряд других35 работ. В основном, исследование проблемы национального характера в отечественной философии идет в русле размышлений о русском менталитете, работ, посвященных анализу только феномена национального характера, почти нет в отечественной философской литературе.

Проблематика исследования национального характера нашла свое отражение в работах отечественных авторов, не посвященных ей специально, но включающих ее в круг своих интересов. Результаты, полученные Д.С. Лихачевым в ходе культурологических изысканий36, М.А. Кукарцевой,37 И.Н. Сиземской и Л.И. Новиковой38- вопросов философии истории, В. Г. Федотовой39 - проблем социального развития, А.П. Алексеевым40 и A.M.

27 Серцова А.П. Социализм и развитие наций .М., 1983.

28 Руткевич М.Н. Теория нации: Философские вопросы. // Вопросы философии, 1999, № 5.

29 Касьянова К. О русском национальном характере . М., 1994

30 Знак 3. В. О некоторых особенностях русского менталитета // Философские исследования, 1997, №4.

31 Шаповалов В.Ф. Смысл национальной идеи. // Независимая газета от 23. 08. 96. Он же: Археология гуманитарного знания и образы России. // общественные науки и современность 1995, №3.

32 Яковлева Л. И. Русская идея и национальный характер. Скептические размышления. // Здравый смысл, М., 1997, №3 Она же: О некоторых аспектах национальной идеи. Деп ИНИОН РАН № 52774 от 1.07.97.

33 Коломоец E.H., Кукарцева М.А. Национальный характер в зеркале социологии и философии истории // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания Иваново, 1999, выпуск 1.

34 Казанов Х.М. Национальный характер как фактор исторического процесса. // Философия и социология Майкоп., 1996, № 4

35 См.: Российская ментальность. Материалы "круглого стола" .// Вопросы философии, 1994, № 1.

36 Лихачев Д.С. О национальном характере русских. // Вопросы философии, 1990, № 4.

37 Кукарцева М.А. Современная философия истории США. Иваново, 1998; Она же: Менталитет в контексте философско-исторических исследований. // Менталитет и политическое развитие России м, 1996.

38 Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Русская философия истории. М., 1998

39 Федотова Г.В. Модернизация "другой" Европы М., 1997.

40 Алексеев А.П. Теория и практика аргументации. // Теория и практика коммуникации М., 1996.

Коршуновым41 - проблем методологии науки и рядом других отечественны^ ученых выбраны в качестве приоритетных в диссертационной работе.

Диссертационное исследование выполнено с учетом традиции русской философской мысли: И. А.Ильина, JL П.Карсавина, Н. О.Лосского,

А. Ф. Лосева, Г. Г. Шпета, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева и др. i' Предметное поле исследования также потребовало привлечения работ специалистов в области философии и социологии средств массовой коммуникации - Э.М. Андреева42, H.H. Богомоловой43, логики - И.В.

Дмитревская44, литературоведения - Ю.М.Лотмана45, культурологии - A.B.

Михайлова.46, Т.Ф. Кузнецовой47 и др.

Выбранная диссертантом проблематика потребовала знакомства и рассмотрения обширного массива исследований, выполненных зарубежными учеными. В первую очередь в круг изучаемых работ были включены монографии и статьи Э. Геллнера48, Э. Хобсбаума49, А. Инкелеса и Д.

Левинсона50., а также Маргарет Мид, Рут Бенедикт, Джефри Горера,

Е.Адамсона - Хн|)беля, Д.Мартиндейла, Д.Рисмена и ряда других. Высокий уровень междисциплинарного анализа, теоретический инновационизм, отличающий эти работы позволили автору глубже понять специфику изучаемого им предмета. Вместе с тем, указанные исследования, так же, как и большинство отечественных, выполнены в контексте нефилософского

41 Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.

42 Средства массовой коммуникации и реформирование России. // Социально-политический журнал, 1996, №4

43 Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991

44 Дмитревская И.В. Логика. Иваново, 1999.

45 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб.: Искусство, 1994 Он же: Несколько мыслей о типологии культур // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992 в. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры

46 Михайлов A.B. Языки культуры М., 1997.

47 Кузнецова Т.Ф. Философия как основание культуры и познавательной деятельности специалистам., 1990.

48 Геллнер Э. Нации и национализм M., 1992.

49 Хобсбаум Э. Нации и национализм, после 1780 года. M., 1998. анализа, что не делает их менее интересными, но осложняет собственно философский поиск. Только работы Дж. Сантаяны 51 выполнены в философском ключе, но, одновременно, в литературной, эссеистской форме.

В оборот исследований были также привлечены работы Поля Видаля де ла Бланша, Э. Дюркгейма, К.Леви-Стросса и целого ряда других ученых.

Таким образом, в отечественной и зарубежной философской литературе есть немного работ, в которых бы проблема национального характера анализировалась с точки зрения философии. Предлагаемая к защите диссертация лишь в определенной мере может восполнить образовавшийся пробел и ни в коей мере не может претендовать на всеохватывающий философский анализ феномена национального характера. Диссертант отдает себе отчет в сложности и широте заявленной темы. Именно поэтому автор выбрал ключевые, на его взгляд, аспекты философского анализа, рассмотрение которых задает угол зрения, позволяющий сформировать действительно философское и достаточно целостное представление о феномене национального характера.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель исследования. Актуальность темы определила цель исследования - выявить и проанализировать философские аспекты проблемы изучения национального характера.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

50 Inkeles G. Levenson D. National Character // Handbook of Social Psychology.N.Y., 1969

51 Santayana G. Character and Opinion in the United States N.Y., (1921) 1955$ The German Mind: a Philosophical Diagnosis N.Y., 1968.

- выявить и исследовать особенности феномена национального характера как проблемы социально-гуманитарного знания; сопоставить теоретические модели феномена национального характера как предметной области социально-гуманитарного знания, реализовав обобщающую функцию философии ;

- выявить и систематизировать принципы философской методологии в анализе феномена национального характера; вычленить мировоззренческое значение философского анализа феномена национального характера.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В своей работе диссертант стремился следовать методологическим принципам непредвзятого, исторически конкретного и обоснованного философского анализа, представленным в работах ведущих отечественных иследователей - В.Н. Барулина, A.M. Коршунова, П.А.Рачкова, А.П. Серцовой, В.Г.Федотовой, В.И. Шишкиной и др.

Методологической основой исследования послужили основополагающие идеи о многомерности и сложности бытия человека в условиях постоянно изменяющегося мира. В процессе исследования национального характера как социального и культурологического феномена в диссертации использовались герменевтический и сравнительно-исторический методы в рамках единства синхронического и диахронического подходов.

В целом диссертация построена на сочетании проблемно-теоретического и историко-дескриптивного методов исследования, и это во многом определило принцип отбора материала, основную логику изложения и структуру диссертационного исследования.

Конкретные результаты исследования и их научная новизна 1. Проанализировано понятие национального характера как проблемы социально-гуманитарного знания. Рассмотрены и философски обобщены основные концепции феномена национального характера и методологические подходы к его анализу в индивидуальной и социальной психологии, психоанализе, этнографии, культур-географии, социологии, политологии, юриспруденции;

Научная новизна полученного результата заключается в том, что национальный характер впервые исследован как "трандисциплинарный" феномен, составляющий для социально-гуманитарного знания проблему его реального существоания (существуют ли этносы и нации); понимания (духовное или биологическое явление); определения (нормативно или дискриптивно); структуирования (целое или совокупность частей); инварианта исследования (создание общего всем соответствующим наукам исследовательского поля и концептуальная ясность рабочих дефиниций); методологии (каково множество методов и подходов анализа); темпоральной устойчивости (изменяемость во времени); носителя (коллектив, индивид или в равной мере), выбора (национальная идентичность), идеологии (выработка национальной идеи, воздействие на массу).

Полученный результат также вносит определенный новый вклад в выявление пределов аналитических возможностей и меры эффективности понятийного инструментария рассмотренных социально-гуманитарных наук, при осмыслении ими философских проблем национального характера.

2. Исследована предметная область (область теоретических моделей объекта) изучения национального характера в социально-гуманитарном знании на основе сопоставления понятий "менталитет", "психологический склад", "архетип" "национальное сознание", "национальный характер", "народный характер", "социальный характер", "психический склад нации", "национальная психология" и ряда других.

Научная новизна результата, полученного при решении поставленной задачи заключается в уточнении понимания термина "национальный характер" как философского понятия; в доказательстве того, что национальный характер формирует и воспроизводит семантическое и символическое поле нации, в котором аккумулируются все процессы восприятия, понимания и объяснения мира как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного;

3. В диссертации выявлена и рассмотрена единая (то есть присущая всему) социально-гуманитарному знанию философская методология исследования национального характера, представляющая собой интегративную сумму междисциплинарного подхода как содержательного метода и системного подхода как формального метода.

Научная новизна полученного результата состоит в предложении наиболее адекватной философской методологии исследования национального характера в социально-гуманитарном знании, позволяющей увидеть искомый предмет не просто как схему, но как органическую целостность, представить его и как научное понятие, обладающее высокой эвристической плодотворностью, и как предметную определенность;

4. В диссертации вычленено и исследовано мировоззренческое значение философского изучения национального характера, важное для его теоретического изучения в социально-гуманитарном знании вообще и для решения ряда актуальных и сложных социальных проблем. Полученные результаты проиллюстрированы на конкретном материале информационной деятельности средств массовой коммуникации, что продиктовано сравнительно небольшой исследованностью этого вопроса в отечественной социально-гуманитарной науке и особым интересом, который вызывает этот предмет у самого диссертанта в силу его прямых профессиональных обязанностей, а также интереса к этой проблеме самой широкой аудитории.

Научная новизна полученного результата заключается в том, что в работе во многом впервые показано, что национальный информационный продукт может быть оригинальным и максимально исчерпывающим только в том случае, если при его создании будет в полной мере учтено и философски осмыслено все имеющееся знание о характере преобладающей в данном обществе нации.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ В ДИССЕРТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ Теоретическое и практическое значение полученных в диссертации результатов заключается в том, что в итоге применения широкого философско-культурологического анализа к исследованию национального характера, в значительной мере систематизированы представления о характере взаимоотношений психологии социума и его культурной традиции, нации и этноса, нации и истории, нации и государственных институтов; достигнуто более ясное понимание методологических ориентаций в исследовании сложных социокультурных феноменов; разработана более точная по сравнению с имеющимися модель философского анализа национального характера.

Положения, сформулированные в диссертации, могут . быть использованы в практике культурологических, этнографических, исторических, психологических исследований, в чтении спецкурсов по данной тематике, в основном курсе философии, разделе "Социальная философия".

АПРОБАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ В ДИССЕРТАЦИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ

С изложением отдельных результатов исследования автор выступал на междисциплинарных, межгосударственных и всероссийских научных и научно- практических конференциях и конгрессах, в том числе теоретической конференции "Фундаментальные проблемы общей и социальной философии, философской антропологии" (Пермь, 1999), научно-теоретической конференции "Рациональное и иррациональное в современной философии " (Иваново, 1999), втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург, 1999), общественном симпозиуме "Пути гражданского общества в России: взгляд из регионов" (Владимир, 1999), международной научной конференции "Мифы и мифология в современной России" (Шуя, 1999) и ряде других.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии гуманитарных факультетов Института государственного управления и социальных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова 18 апреля 2000 года.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Национальный характер как проблема социальной философии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе мы ставили своей целью рассмотреть феномен национального характера в контексте философского принципа его анализа. Национальный характер определен нами как совокупность специфических психо-культурологических черт нации (стиль мышления, эстетические вкусы, этические нормы, преобладающие настроения, схожие побуждения, формы и образцы эмоционального поведения и пр.), как правило, проявляющиеся у большинства взрослых индивидов данной нации в наиболее типичных жизненных ситуациях и в известной мере унифицирующие данную нацию. Национальный характер воспроизводит черты семантического поля нации, в котором аккумулируются все процессы восприятия, понимания и объяснения мира, как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного. Национальный характер, являясь трансдисциплинарным феноменом, представляет собой объект исследования для широкого спектра наук социально-гуманитарного знания. Для философии как базисного элемента этого знания, проблема изучения национального характера, прежде всего предстает как проблема методологическая и мировоззренческая; кроме того, философия здесь выполняет свою родовую функцию обобщения полученного другими науками знания.

Философия предлагает общую всему социально-гуманитарному знанию методологию исследования национального характера, которая в каждом конкретном случае, определяемом задачами и предметным полем определенной науки, дополняется частными методами. Основу такой методологии составляет интеграция междисциплинарного и системного подходов как синтеза содержательного и формального методов исследования.

Мировоззренческое значение философского исследования национального характера заключается, на наш взгляд, в том, что позволяет найти наиболее оптимальные и адекватные пути решения ряда важнейших задач социального и национального строительства. В диссертационной работе мы рассмотрели эту функцию философии на примере деятельности средств массовой коммуникации.

Разумеется, в рамках одного небольшого исследования невозможно рассмотреть все возможные аспекты анализа такой сложнейшей проблемы, такого комплексного социального явления как национальный характер. Поэтому многие из них остались вне тщательного рассмотрения: проблема философской интеграции результатов социально-гуманитарного исследования национального характера с целью создания всеобъемлющей системы знания о предмете, то есть выявление не только основных элементов системы, но и множества их связей, поиск и реализация концепта этих связей; построение на этой основе динамической модели (как идеальной, так и эксплицирующей ее любой конкретной модели) национального характера, соотношение элементов которой меняется в зависимости от социальных, культурологических, политологических, географических, психологических и иных причин. Предметом отдельного рассмотрения должна стать мера влияния национального характера на протекание социальных процессов в обществе, на строительство государственных учреждений, на строительство и функционирование экономики страны. На различных этапах жизни нации мы сталкиваемся с особыми системами национального характера, с неповторимыми связями и наборами его составляющих. Поэтому рассмотренные нами аспекты проблемы национального характера являются решением поставленных вопросов лишь в самом общем приближении. ".Не результат есть действительное целое, а результат вместе со всем его становлением, . а голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию"267. Мы полагаем, что выполненная работа, осуществив первоначальный анализ и сформулировав первые результаты, оставляет позади себя множество тенденций их развития, открывая дорогу дальнейшему научному поиску и возможно формулируя некоторые его новые перспективы.

267 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа Соч. В 30-ти тт. Т.4., Система наук, ч.1. М., 1959, с.2.

 

Список научной литературыКашаев, Владимир Евгеньевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдулатипов P.A. Федеральный договор и перспективы развития //Этнополис, 1993, №1.

2. Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная "словесность": (Противостояние и встреча двух творческих принципов)// Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971.

3. Аверьянов А.Н., Базалин Б.Г. Современные представления о категориях "система" и "элемент" // Материалистическая диалектика как научная система . М., 1983 .

4. Агеева Р. А, Страны и народы: Происхождение названий. М., 1990.

5. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из "Авторитарной личности") // Социологические исследования. 1993. № 3.

6. Алексахина H.A. Этническая реидентификация история вопроса и принципы исследования // Социс , 1998, №2.

7. Алексеев А.П. Теория и практика аргументации // Теория иIпрактика коммуникации М., 1996.

8. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

9. Андреева И.С. Тело, дух, душа, мир // Человек: образ и сущность. М., 1997.

10. Ю.Ануфриев В. Лесная И. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен //Социально-политический журнал, 1997, №5.11 .Аристотель Поэтика Л., 1921.

11. Арутюнов С. А. Фантом безэтничности // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19.

12. Арутюнов С. А. , Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология. М., 1998.

13. Арутюнов С.А., Чебоксаров В.П. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы М., 1972. Вып. 2.

14. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Кондратьев B.C., Сусоколов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты. М., 1984.

15. АсмоловА.Г. Психология личности. М., 1990.

16. Ашин Г.К. Миф об элите и "массовом обществе" М., 1966.

17. Байбаков В.Г. , Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура М., 1996.

18. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения М., 1985

19. Байсаров Б. Вопросы психологии характера. Ашхабад, 1977.

20. Безансон А. "Убиенный царевич" М., 1999.

21. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.23 .Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США. // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

22. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

23. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Под ред. Е. М. Чехарина. М., 1990.

24. Бердяев H.A. Национальность и человечество// Судьба России М.,1918.

25. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль М., 1996.

26. Боас Ф. Ум первобытного человека M.-JI., 1926.

27. Богомолова Н.М. Социальная психология печати, радио и телевидения М., 1991.

28. Бойл Корагессан Т. Восток есть Восток // Иностранная литература. 1994, № 8.

29. Бороноев А.О., Павленко В.М. Этническая психология Спб., 1994.

30. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования) // Введение в этническую психологию. Спб., 1995.

31. Броек Я. Национальный характер в перспективе культурной географии //Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания Вып. 1, Иваново, 1999.

32. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1,983.

33. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.

34. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

35. Булгаков С.Н. О народности и народных делах. // Соч. В 2-х тт. М., 1993,т.1.

36. Бэн А. Об изучении характера. Спб, 1866.

37. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией М., 1994;

38. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб, 1995.

39. Велик А. А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения / Под ред. С. Я. Козлова, П. И. Пучкова. М, 1991.

40. Воловикова М. И, Гренкова Л. Л, Морскова А. А. Утверждение через отрицание // Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской и др. М., 1996.

41. Воронова А. О., Смирнов П. И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования) // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб., 1995.

42. Воронова А. О., Павленко В. Я. Этническая психология. СПб.,1994.

43. Вундт В. Очерк психологии. Спб., 1897.

44. Вундт В. Проблемы психологии народов. // Преступная толпа. М, 1998. " '

45. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

46. Вьюнов Ю.А. Истоки и основные свойства русского национального характера // Русская духовная культура М., 1995.

47. Гачев Г. Национальные образы и их конвергентность, М., 1998.

48. Гачев Г. Национальные образы мира М., 1988.

49. Гачев Г. Национальные обр.азы мира. Космо-Психо-Логос М.,1995.

50. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа Соч. В 30-ти тт. Т.4., Система наук, ч.1. М., 1959

51. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

52. Гоголь Н.В. О преподавании всеобщей истории Собр. Соч. В 7 тт. М., 1978, т. 6.

53. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

54. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М.,1993.

55. ГуревичА. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

56. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология / Под ред. С. А. Арутюнова и др. М.: 1979.

57. Декарт Р. Избранные произведения М., 1950.

58. Дмитревская И.В.Логика. Иваново, 1999. т

59. Дмитревская И.В. Текст как система: понимание, сложность, информативность. Иваново, 1985.

60. Доброхотова Т.В. Национальный характер и его роль в истории России//2-е Державинские чтения. Тамбов, 1996.63 .Донцов А, Я., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4.

61. Достоевкий Ф. М. Бесы П.С.С. вЗО-ти тт. Л., 1984, т. 26.

62. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы П.С.С. в 30-тт. Л., 1976, т.15

63. Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская- этнография, 1991, №1.

64. Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях // Вопросы психологии, 1997, № 4.

65. Дробижева Л. М„ Аклаев А.Р, Коротеева Б. Б., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996.

66. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в Истории. 1991 / Под ред. А. Я. Гуревича. М., 1991.

67. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии Спб., 1914

68. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. ( Труды по социальной анторопологии). М., 1996.

69. Евразийство: опыт систематического изложения Париж, 1926;

70. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. М., 1982.

71. Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарные связи // Гуманитарий, СпБ., 1992.

72. Ильенков Э.В. Противоречия реальные и мнимые // Диалоги М.,1979

73. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности М., 1993.

74. Ионин Л. Г. Социология культуры. М.,1996.

75. Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М.,1982.

76. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследовапния в обзорах и рефератах М., 1996.

77. История первобытного общества. /Под ред. Ю. В. БромлеячМ,1986.

78. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев Кн. 1, София, 1921

79. Кавелин К.Д. Наш умственАга строй М., 1889.

80. Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философи|||, как историко-культурная проблема//Гуманитарий, СпБ., 1992

81. Казанов Х.М. Национальный характер как фактор исторического процесса // Философия и социология Майкоп., 1996, № 4.91 .Кара-Мурза С. Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. 1990. № 9.

82. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

83. Керашов А. Т. Информационная безопасность и информационная политика в структурогенезии межнациональных отношений (на примере Северного Кавказа). Автореферат на соискание ученой степени доктора политологических наук М., 1999.

84. Климчук Ф. Д. Этнос и перепись: парадоксы статистики // Ожог родного очага / Под ред. Г. Гусейнова, Д. Драгунского. М., 1990.

85. Коган JI.H. Социология в системе наук о человеке и обществе // Гуманитарий СпБ, 1992

86. Козловски П. Культура постмодерна М., 1997.

87. Коломоец E.H. , Кукарцева М.А. Национальный характер в зеркале социологии и философии истории // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания Иваново, 1999. Вып 1.

88. Кон И .С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

89. Кон И Этноцентризм. // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

90. ЮО.Кон И, С. Маргарет Мид и мир детства. // Мид М. Культура и мир детства. М., 1988

91. Кон И. С Национальный характер- миф или реальность// Иностранная литература, 1968,№ 9.

92. Кон И. С. К проблеме национального характера. // История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. М., 1971.

93. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждения). // Новый мир, 1966, №9;

94. Ю4.Копнин П.В. Идея как форма мышления. Киев, 1963

95. Ю5.Коршунов А.П. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.

96. Юб.Коул М„ Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

97. Ю7.Крюков М. Б. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М.: Наука, 1989. Вып. 19.

98. Кузнецова Т.Ф. Философия как основание культуры и познавательной деятельности специалиста. М., 1990.л

99. Ю9.Кукарцева М.А. Менталит в контексте философско-исторических исследований. II Менталитет и политическое развитие.РоссииМ., 1996.

100. ПО.Кукарцева М.А. Современная философия истории США. Иваново, 1998

101. Лабрюйер Ж. Характеры и нравы этого века. Спб., 1889. 1

102. Лабрюйер Ж. Познание человека. Спб., 2000.

103. И.Лазар Дж. Юридические перспективы в изучении национального характера . Пер. С анг. Кашаева В.Е. // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания .Вып 1. Иваново, 1999

104. Н.Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. М., 1995.

105. Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998

106. Лебедева Н. М. Новая Русская, Диаспора: Социально-психологический анализ. М., 1997.

107. П.Лебедева Н. М. "Синдром навязанной этничности" и способы его преодоления. // Этническая психология и общество. / Под, ред. Н. М. Лебедевой. М., 1997.

108. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

109. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.т

110. Лебедева Н. М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп. // Этническая психология и общество. / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: 1997.

111. Лебон Г. Психологические законы эволюции народов. Спб,1906.

112. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб, 1995

113. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М, 1930 (1910).

114. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М, 1994.

115. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М, 1994.

116. Леви-Строс К. Структурная антропология. М, 1985.

117. Левкович В. П„ Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания. // Социальная психология и общественная практика. / Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левкович. М, 1985.

118. Лесин М.Ю. ЕПТК. Дела текущие.// Вестник ВГТРК, 1999, №7.

119. Лесков С. Работа не волк, а птица счастья. // Мир за неделю, 2000, № 7 (24).

120. Лосский И.О. Бог и мировое зло. М, 1994

121. Лосский И.О. Характер русского народа. Франкфурт -на-Майне, ^1957.

122. Лотман Ю, М. О метаязыке типологических описаний культуры // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992 г. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры.

123. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб, 1994.

124. Лотман Ю. M. Несколько мыслей о типологии культур // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992 в. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры.

125. Лурье С. Б. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994.

126. Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1997.

127. Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев, 199313 8. Любимова A.B. О своеобразии русского национального сознания, характера, культуры и этнокультурных процессов. // Современный ислам в диалоге культур. H.H., 1996.

128. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1996.

129. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.

130. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. // Советская этнография. 1981, №2

131. Марков В. Разум и сердце: история и теория ментальное™ . Спб.,1993

132. НЗ.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Собр. Соч., т. 3.

133. Мартиндейл Д. Социология национального характера. // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания. Вып. 1, Иваново, 1999.

134. Марцинковская Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994.

135. Ментальность россиян. М., 1997.

136. Мид Дж. От жеста к символу. // Американская социологическая мысль.М., 1996.

137. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988;

138. Митина С.М. Критика буржузиой социологии массовой коммуникации. // Некоторые проблемы современной зарубежной социологии. М., 1979.

139. Михайлов A.B. Языки культуры. М., 1997

140. Монтескье Ш. О духе законов. // Избранные произведения. М.,1955.

141. Морозова T.JI. Американская мечта и Русская идея. // Российский литературоведческий журнал. 1997, № 10.

142. Мосейко А.Н. Сравнительный анализ российской и африканской ментальностей: архаикм и современность. // Африка, 1996, выпуск 9.

143. Московичи С. Век толп .М., 1998.

144. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

145. Насиновская Е.Е. Возрождение характерологии. // Психологический журнал. 1998, №1

146. Науменко Л. И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период. // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М., 1997.

147. Национальная проблема: пути решения. Философско-психолого-экономические подходы. Ижевск, 1997.

148. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Сочинения в 2 -х т. Литературные памятники. М, 1990.

149. Новикова Л.И. Сиземская И.Н. Евразийский искус. // Мир Росии. Евразия. Антология М., 1995

150. Объяснение и понимание в специальных общественных науках. М., 1989.

151. Орешников Н.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск,1992;

152. Осипов Г.В. Россия: национальная идея и социальное отражение.// Вопросы философии. 1997;

153. Очерки по истории российского телевидения. М.,1999.

154. Павленко В. Н., Таглин С. А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков, 1993.

155. Парканский Н.Б Северный Кавказ: бочка с порохом или житница России .// Вестник ВГТРК, 1999, № 6.

156. Пашко A.A. К вопросу моделирования понятийной области "характер человека". Киев, 1990. Деп ИНИОН АН СССР, № 43714, 1990.

157. Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат. // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М.,1994.

158. Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980

159. Платонов К.И. Проблемы способности. М., 1972

160. Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.

161. Полан Фр. Психология характера. Спб., 1896

162. ПЗ.Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.

163. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

164. Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб., 1995.

165. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

166. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // http://www pravitelstvo gov. /Goverment /minister / article v.v.p.l htmt 27 декабря 1999г.

167. Ракитов А.И. Понимание и рациональность. // Вопросы философии. 1986, №8.

168. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемология. М., 1999.

169. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество. // Р.Ж. ИНИОН РАН, серия Социология, 1992, № 2.

170. Ш.Рисмен Д. Несколько вопросов изучения американского характера в XX столетии Пер. С англ. Кашаева В.Е // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания Вып 1. Иваново, 1999

171. Розанов В.В. Черты характера Древней Руси // Религия и культураМ., 1990

172. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума. // Вопросы философии. 1997 № 6.

173. Ронич В. Они и мы: некоторые отличия в менталитете бельгийцев и россиян. // газета "История", 2000, №8 (приложение к газете "1-е сентября")

174. Российская ментальность. Материалы "круглого стола" // Вощюсы философии. 1994.

175. Ротенберг B.C. Разные формы отношений между сознанием и бессознательным. // Вопросы философии. 1978, № 2.

176. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1957.

177. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии .М., "1946.

178. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М.,1959.

179. Русская душа в оценке философов, историков, писателей, поэтов, друзей и недругов. М., 1999.

180. Рушайло В.Б. ЕПТК. Дела текущие. //Вестник ВГТРК, 1999, №7.

181. Самойлов H.A. Востоковедно-исторические исследования и новые возможности междисциплинарного подхода (на примере изученияфи.взаимного образа России и Китая второй половины XIX- начала ,ХХ вв.). // Гуманитарий. СпБ, 1992

182. Сащенко Н.П.Психологические особенности массового сознания избирателей (методические рекомендации). // Телевидение в избирательных компаниях. М, 1996.

183. Сементковский P. Qé. изучении характера. Предисловие к книге > Фр. Полана Психология характера. Спб, 1896. •••-*1^5.Семов М. Народопсихология. Варна, 1995.

184. Серебрякова Ю.А. Национальное самосознание и национальная культура: сущность, специфика и взаимодействие (социально-философский аспект). Автореф. На соискание ученой степени доктора философских наук. Иркутск 1997.

185. Серцова А.П. Социализм и развитие наций .М, 1983.

186. Сиземская И.Н, Новикова Л.И. Русская философия истории. М,1998.

187. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М, 1996.

188. Симонов Н.В, Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М, 1983» 201-.Сингер Б.Дж. Демократическое решение проблемы этническогомногообразия. // Вопросы философии. 1994, №6.

189. Современная зарубежная,^социальная психология. М, 1984.

190. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. M., ^1998.

191. Соловьев B.C. О народности и народных делах. //,Соч. В 2-х тт. М, 1989, т. 1.

192. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (обзор). // Общественные науки за рубежом: РЖ. Серия II. СоциологияЩ992. № 2.

193. Социальная психология и общественная практика. M., J985.

194. Средства массовой коммуникации в реформировании России. // Социально-политический журнал. 1996, № 4.

195. Стефаненко Т. Г. Методы исследования этнических стереотипов // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Я. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993

196. Стефаненко Т. Г. Методы подготовки, к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н" Методы этнопсихологического исследования. М., 1993

197. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. // Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.

198. Стефаненко Т. Г. Этнописхология. М., 1999.

199. Стрелецкий В. Н. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М., 1997.

200. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи. // Вехи: Из глубины. М., 1991.

201. Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса. // Расы и народы. М.: Наука, 1990. Вып. 20.

202. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

203. Теребихин Н.М. Богословие русской земли или теософия русской души (к разработке начал православной культурной антропологии). // Концепты. Архангельск, 1997, вып. 2.

204. Терин В.П. Основные направления исследования теории массовой коммуникации. // СОЦИС, 1997, № 11

205. Терин В., Шихирев В. Массовая коммуникация как объект социологического анализа. // "Массовая культура": иллюзии и действительность. М., 1975

206. Тишков В. А. Очерки теории и политики этиичности в России. М., 1997.

207. Тишков В. А. Что есть Россия? // Вопросы философии 1995, №2

208. Тишков В. Этничиость, национализм и государство в посткоммунистическом обществе. //Вопросы социологии. 1993. № 1/2.

209. Токарев С А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

210. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995

211. Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллин, 1988.

212. Уемов А.И Системный подход и общая теория систем. М., 1978;

213. Уемов А.И. Логика и методология системных исследований. Киев-Одесса, 1977.

214. Уфимцева Н.В. Русский национальный характер: XX века миф и реальность. // Проблемы этносемантики М., 1998.

215. Февр Л. Проблема "человеческой географии".//Февр Л. Бои за историю М., 1991,

216. Федотова В.Г. Модернизация "другой" Европы. М., 1997.

217. Федотова В.Г. Понимание в системе методологических средств современной науки .// Объяснение и понимание в научном познании. М., 1983

218. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

219. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993 (1936).

220. Фрейнкман-Хрусталева Я. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СПб., 1995.

221. Фулье А. Психология французского народа. // Революционный невроз. М., 1998.

222. Чарльсворт Дж. Национальный характер в перспективе политологии. // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания Вып 1. Иваново, 1999.

223. Чичановский А.А. Национальная система массовой коммуникации этнополитические аспекты .// Социс. 1996, № 6.

224. Шаповалов В.Ф Археология гуманитарного знания и образы России. // общественные науки и современность. 1995, №3.

225. Шаповалов В.Ф. Смысл национальной идеи. // Независимая газета от 23. 08. 96.

226. Шарбонель В. Идеал и характер. Спб., 1900.

227. Шерковин Ю.А. Массовая коммуникация. // Философский энциклопедический словарь М., 1983.

228. Шлягина Е. И., Данзаева Э. У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт. // Этническая психология и общество. / Под ред. Н. М. Лебедевой. М., 1997.

229. Шлягина Е. Я., Ениколопов С. Я. Методы исследования этнической толерантности личности. // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. Я., Ениколопов С. Я. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.

230. Шпет Г. Г. Введение, в этническую психологию /./ Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М. Воронеж:, 1996.

231. Штейнер Р. О Росссии. Из лекций разных лет. Спб., 1997.

232. Шубарт Б. Европа и душа Востока. М.: Альманах "Русская идея", 1997. Вып. 3.246Шубарт В. Европа и душа Востока. // Общественные науки и современность, 1993, №1

233. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

234. Энциклопедический социологический словарь. // общ. Ред. Осипова Г.В. М., 1995.

235. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

236. Этнографическое обозрение . 1995, № 3.251 .Этнография. М., 1979.

237. Этнокогнитология. М., 1996.

238. Этнологическая наука за рубежом. М., 1991.

239. Этнология. / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М., 1994.

240. Этнопсихолингвистика .М., 1988

241. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. // Собр. Соч.т.1. Феноменология духа в искусстве и науке. М., 1992

242. Яковлева JT. И О некоторых аспектах национальной идеи. Деп ИНИОН РАН № 52774 от 1.07.97.

243. Яковлева JI. И. Русская идея и национальный характер. Скептические размышления. // Здравый смысл, М., 1997, №3

244. Ясперс К. Ностальгия и преступление. // Собрание сочинений по психопатологии: В 2 тт. М.-СПб., 1996. Т. 1.

245. Allport G. The Nature of Prejudice. N.Y., 1958.

246. Bagehot W. Physics and Politics. N.Y., 1948.

247. Barker E. National Character. L., 1927.

248. Baron de Montesquieu The Spirit of the law. N.Y., 1949.

249. Benedict R. Patterns of Culture. Boston. 1959 (1934).

250. Benedict R. The chrysanthemum and the sword: Patterns of Japanese culture. Boston: Houghton Mifflin Company, 1946.

251. Berry J. W. Poortinga Y. Я., Segall M. Я., Dasen P. R. Crosscultural psychology: Research and applications. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992.

252. Boas F. Antropology and Modern Life . N. Y., 1929.

253. Bock Ph. K. Rethinking Psychological anthropology. Continuity and Change in the Study of Human Action. N. Y.: W. H. Freeman and Company, 1988.

254. Dewey Ch. Human Nature and Conduct N.Y., 1922.

255. Emerson R. W. Character. // Essays, Riverside, 1898.

256. Gorer G., Rickman J. The People of Great Russia L., 1949.

257. Gorer G. National Character: Theory and Practice. // Mead M., Metraux R. The Study of Culture at a Distance Chicago, 1953.,

258. Gorer G. Modification of National Character : The Role of Police in England// Journal of Social Issues, v. 11 (1955)

259. Gourevitch J.-P. La politique et ses images. P., 1986.

260. Japanese Character and Culture. A Book of Selected Readings. Tucson. Univ of Arisona Press, 1962;

261. Linton R. The Cultural Background of Personality. L., 1952.

262. Lowental D., Prince H.C. English Landscape Tastes. // Geographical Review, v. 55

263. Mead M. Coming of Age in Samoa/ A Psychological Study of Primitive Youth for Western Civilisation. Morrow. N.Y., 1928.

264. Mead M. National Character. // Anthropology Today. N.Y., 1953.

265. Mead M., Bateson G. Balinese Character: A Photographic Analysis .N.Y., 1942. National Character. // Anthropology Today N.Y., 1953.

266. Mead M., Metraux R. The Study of Culture at a Distance. Chicago,1953.

267. Pepitone A. Lessons from the history of social psychology // American Psychologist. 1981. Vol. 36(9).

268. Pierce E. The Philosophy of Character. Cambridge, 1924.

269. R atzel F. Antropogeographie. Stuttgart, 1899.

270. Riesman D., R. Denney and N. Glazer. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character N. Haven. L., 1967 (1950).

271. Sauer C. O The Personality of Mexico. // Geographical Review v.31 (1941)

272. Selected Readings on Modern Japanese Society.Berkeley, 1971. 294.Siegfried A. L'Ame des peuples. Paris, 1950.

273. Siegfried A. Tableau politique de la France de l'ouest sous la Troisième. Republique. Paris, 1913.

274. Smith A. Nationalism in the 20-th century. Oxford, 1979.

275. Triandis H. C. Culture and social behavior. N. Y. etc.: McGraw-Hill,1994.

276. Vidal de la Blanche P. Principes de la geographie humaine Paris,1922.

277. Vidal de la Blanche Tableau de la geographie de la France. Paris,t1903

278. Weber M. From Max Weber: Essays in Sociology N.Y., 1958. 301-Xsu F. Clan, Caste and Club .Princeton. 1963.