автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Национальный колорит в произведениях для духового оркестра
Текст диссертации на тему "Национальный колорит в произведениях для духового оркестра"
61; УУ- ГЦЫ> -
Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского._
На правах рукописи.
Чугреев Владимир Сергеевич
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ
ДУХОВОГО ОРКЕСТРА»
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.
Научный руководитель кандидат искусствоведения, профессор Г.И.САЛЬНИКОВ
Москва - 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................4
Глава I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ПЕРВИЧНЫХ
ФАКТОРАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА........................16
а. Цитатное использование фольклорного материала............17
б. Преломление фольклорных интонаций..............................26
в. Проявление национальной специфики в ладо-гармонической основе..........................................................................36
г. Заимствование метро-ритмической организации фольклорного мелоса........................................................................51
Глава II. ТЕМБРОВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-
ВЫРАЖЕННОГО ТЕМАТИЗМА................................61
а. Роль тембра в национально-образной сфере сочинений конца XIX - начала XX века...........................................70
б. Роль тембра в выражении национальных черт сочинений 30-40-х годов нашего столетия.......................................76
в. Тембровое воплощение национально-выраженного тема-тизма в творчестве послевоенных лет..........................79
Глава III. СЛУЧАИ ОСОБОЙ РОЛИ ОРКЕСТРОВЫХ СРЕДСТВ
В РАСКРЫТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ............92
а. Претворение тембровой специфики народного инструметария..................................................................92
1). Тембровое цитирование........................................95
2). Имитация звучания народных инструментов.......104
б. Тембро-фактурное обрамление тематического материала........................................................................114
в. Случаи особой активности тембрального фактора........119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................140
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................152
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ....................................................................164
ВВЕДЕНИЕ
Многовековая история развития профессионального музыкального искусства характеризуется неразрывной связью композиторской практики с фольклорной первоосновой. На протяжении веков композиторские плеяды, опираясь на народное творчество, своим талантом рождали национальные образы и характеры, способствовали становлению национальных музыкальных школ. И если рассматривать с подобной точки зрения творчество выдающихся мастеров прошлого и современности, вряд ли возникнут сомнения в том, что музыка Баха - немецкая, Шопена - польская, Дебюсси - французская, Бартока - венгерская, Гершвина - американская. Об этом непосредственно свидетельствуют как их творческое наследие, так и музыковедческие изыскания, проводимые в данной области.
Среди культур, несущих на себе неповторимую печать национального, существенное место занимает наша отечественная музыкальная культура. Имена таких композиторов, как М.Глинка, М.Мусоргский, М.Бородин, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский, С.Рахманинов и др. служат достойным образцом тесной связи профессионального композиторского творчества с жизнью своего народа, опора на его национальные традиции и фольклорное наследие.
Эстетические принципы, заложенные великими мастерами прошлого, нашли достойное продолжение в творчестве современных композиторов, и сегодня в музыке С.Прокофьева, Н.Мясковского,
Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Р.Щедрина, В.Гаврилина, равно как и многих других авторов, со всей очевидностью прослеживается глубокое и всестороннее отражение средствами музыкального искусства национальной специфики своего народа.
Среди музыкальных жанров особой близостью к народным истокам проникнута духовая музыка. В основе подобного явления лежит специфика выполняемой ею общественно-эстетической функции, которая обуславливает не только определенные концертные формы выступлений, но и соответствующую репертуарную практику, обращенную к самым широким слушательским аудиториям.
Еще в 1867 году, давая оценку роли духовой музыки, В.В.Стасов в статье «Европейский концерт» писал: «Разве не заключается большая важность в военных оркестрах в том, что они играют и как играют?! Теперь нельзя более смотреть на эти оркестры свысока, презрительно; это была бы непростительная близорукость. Нынче нельзя уже оставаться при мнении, что военная музыка - ну она и существует для военных... Нет, это неправда, роль ее ныне уже не та. Военные оркестры - проводники не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в процессии, в каждом народном или национальном торжестве, кого же народ всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь из музыки, как не через него?»/! 55, с. 177-178/ И в этой связи не случайно, что несмотря на доминирование военно-прикладной функции, равно как и преобладание в армии иностранных капельмейстеров, духовая музыка того времени все же нередко базировалась на фольклорной основе. Об этом свидетельствуют такие произведения как «Фантазии на русские
песни» А.Львова, «Фантазия на русские песни» А.Дерфельдта, «Увертюра на русские темы» («На Родине») В.Шуберта, «Фантазия на славянские народные песни» А.Циммермана и многие другие сочинения авторов тех лет.
Существенным стимулом активизации национального элемента в отечественной духовой музыке послужили новые социальные условия послеоктябрьского периода развития нашего государства. Демократичность жанра в обстановке, когда искусство выходило, по словам Б.Асафьева, «из замкнутых помещений на вольный простор»/15, с.22/ предопределила духовой музыке роль одного из ведущих проводников демократического искусства.
При всей своей спорности и противоречивости, социально-политические тенденции тех лет оказали позитивное влияние на развитие творчества для духового оркестра. Новая общественная функция духовой музыки выдвинула на одно из ведущих мест вопрос обновления репертуара духовых оркестров. Благодаря творчеству Н.Мясковского, С.Василенко, М.Ипполитова-Иванова, Р.Глиэра, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Н.Ивано-ва-Радкевича, В.Кручинина, А.Дзегеленка, С.Чернецкого и многих других видных отечественных композиторов на смену примитивным меланхоличным «садовым» вальсам, легковесным полькам и галопам, многочисленным попурри из шлягерных песенок иностранного происхождения постепенно появлялись произведения, сочетающие в себе глубину драматургического замысла с доступностью музыкального языка.
Уже в первых сочинениях для духового оркестра («Украинские марши» С.Чернецкого, «Походный марш Красной Армии» С.Василенко, «Увертюры на темы песен народов СССР» Н.Иванова-
Радкевича и др.) определились такие существенные черты последующего этапа развития отечественной духовой музыки, как опора на народные истоки и традиции русской классической музыки, обращение к богатому своим разнообразием фольклорному творчеству других народов.
Укрепление связей с фольклорной первоосновой, углубление драматургической содержательности произведений, возрастание эстетических требований к духовому оркестру и многие другие факторы, сопровождающие последующий исторический период развития духовой музыки, позволили ей в дальнейшем превратиться в самостоятельный, подлинно народный жанр музыкального искусства. И сегодня лучшие сочинения этого жанра характеризуют ярко выраженная национальная окраска и колоритность музыкального языка, то есть «... те неуловимые, ускользающие свойства, которые сообщают творениям печать неповторимости.»/153, с.42/
В научно-теоретических работах, посвященных проблемам духовой музыки, вопросы проявления национальной характерности в произведениях для духового оркестра стали занимать по праву одно из ведущих мест. Это объясняется не только тем, что «музыки -согласно высказывания Н.А.Римского-Корсакова - вне национальности не существует, и в сущности, всякая музыка, которую принято считать за общечеловеческую, все-таки национальна»/145, с.20/, но и самой спецификой духовой музыки. Для нее опора на фольклорно-национальные истоки является краеугольным камнем, лежащим в основе демократичности и общедоступности жанра.
Именно благодаря этому в отечественной духовой музыке реже встречаются сочинения с нивелированной национальной спецификой, где «живительный родник» фольклорного мелоса не составлял
бы основу образного содержания. И здесь представляется уместным подчеркнуть, что наличие столь огромного количества сочинений с национальной окрашенностью свидетельствует о принципиальной важности затрагиваемых в диссертации положений для духовой музыки, ибо они касаются самого существа репертуара духовых оркестров, эстетических взглядов работающих в данном жанре композиторов.
Среди аналитических исследований, посвященных методу цитатного использования народного тематизма, выделяются статьи «Народная песня в маршах» З.Городецкой и Л.Маганизер и «Русская народная песня в произведениях советских композиторов для духового оркестра» В.Тутунова. В последней работе, при рассмотрении цитатного метода использования народного мелоса в концертных и танцевальных пьесах, а также маршевой литературе, В.Тутунов в ряде случаев обращает внимание на тесную связь ладо-гармонической основы анализируемых сочинений с народным творчеством.
Весомую лепту в раскрытие национальных граней внес диссертационный труд Л.Дунаева «Творческое наследие Н.П.Иванова-Радкевича - новый этап в развитии инструментовки для духового оркестра». В нем сквозь призму рассмотрения творческой практики одного из наиболее видных композиторов, работавших в жанре духовой музыки, Л.Дунаев не только акцентирует внимание на всесторонней связи тематического материала с фольклорной первоосновой, но и раскрывает новаторскую грань в подходе композитора к преломлению фольклорного мелоса. «Важная черта стиля композитора, - отмечает Л.Дунаев, - тесная связь тематизма и всего музыкального языка с фольклором. Начав с цитирования,
Н.Иванов-Радкевич пришел к овладению складом русского народного творчества, что является новым в практике духовой музыки» /67, с.60/.
В плане затронутой темы несомненный интерес представляет и работа В.Худолея «Стилистические черты инструментовки для духового оркестра в творчестве советских композиторов 40-х - 80-х гг.». Анализируя оркестровую фактуру, трактовку инструментов и оркестровых групп в сочинениях М.Готлиба, Г.Калинковича, Б.Кожевникова, Е.Макарова, Г.Сальникова, автор статьи нередко связывает свои теоретические положения с фольклорной первоосновой, с национальной спецификой воплощаемых композиторами образов. При этом В.Худолей констатирует , что «...заметной тенденцией становится учет композиторами в момент формирования замысла конкретных тембро-выразительных и технических свойств инструментов: в лучших образцах тембр инструментов не просто усиливает выразительность мелодии, но составляет неотъемлемую сторону звукового целого, не менее важную, чем интонационная и фактурная.» VI72, с. 136/
Отдельные положения по взаимодействию профессионального композиторского творчества с фольклором находят отражение в диссертационных исследованиях Е.Макарова («Концертные сочинения советских композиторов для духового оркестра и их роль в развитии духовой музыки в СССР»), Б.Ноздрунова («Русская военная музыка во второй половине XIX века»), Е.Аксенова («Новое в инструментовке советского военного марша»), В.Емельянова («Трактовка тембра в современных увертюрах советских компози-
1 Здесь имеется в виду и музыкальный материал национально-выразительного свойства.
торов для духового оркестра»). Сюда же можно отнести статьи В.Цуккермана («Произведения для духового оркестра» 1947г.), Г.Корнилова («К вопросу о взаимодействии фактуры и тембра в музыке для духового оркестра»), а также Л.Магазинер, Б.Нозд-рунова, В.Тутунова, опубликованные в сборнике «Советская военная музыка» и посвященные творчеству советских композиторов в этой области.
Ни в коей мере не умаляя достоинств всех вышеперечисленных исследований, все же приходится констатировать, что вопросы, связанные со специфическим отражением в сочинениях для духового оркестра национального колорита, еще не получили, как нам кажется, должного научного обоснования. Подобное положение и послужило одним из стимулов обращения диссертанта к данной теме.
Говоря о проблеме национального колорита в произведениях для духового оркестра, следует подчеркнуть, что явление это чрезвычайно сложное и многогранное. Отсюда понятно что поставленный вопрос не может претендовать на всеобъемлемость его освещения в рамках одного диссертационного исследования. В этой связи представляется целесообразным оттенить те положения, которые, по мнению автора, способны внести ясность в постановку проблематики настоящей работы.
Известно, например, что в музыкальном искусстве национальная определенность находит свое наиболее яркое проявление в первичных факторах музыкальной выразительности - мелодии (интонационном строе), ладо-гармонической и метро-ритмической основах. Их приоритетность в общем ряду экспрессивных средств отмечал, в частности, Н.А.Римский-Корсаков. Работая над материалами для учебника оркестровки, он писал: «Мелодия, гармония и
ритм суть главные - первичные деятели музыкальной фактуры или сложения.
Окраска звука (колорит) и оттенки выразительности (экспрессии) суть деятели побочные - вторичные.»/141, с.791/
Важность выше перечисленных факторов в процессе передачи средствами духового оркестра национальной самобытности, конечно же, не может оказаться вне поле зрения исследовательского анализа. Поэтому в настоящей работе первичным деятелям музыкального сложения уделено самое пристальное внимание.
Вместе с тем, в последние десятилетия в целом ряде сочинений отечественной и зарубежной духовой музыки наметилась устойчивая тенденция повышения роли инструментовки в процессе раскрытия творческого замысла композитора.
Благодаря этому инструментовка становится так же одним из факторов отображения национальной специфики, способного не только оказывать заметное влияние на характер передачи национального колорита, но в ряде случаев и выступать в качестве одного из важнейших факторов передачи присущих тому или иному фольклору черт.
В этой связи нельзя не упомянуть работу известного музыковеда А.Дмитриева «Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки». В ней, анализируя специфику оркестрового мышления основоположника русской музыкальной классики, автор в частности, отмечает: «К сожалению следует констатировать печальный факт, что проблема народности в музыкально-теоретических «концепциях» не распространяется на инструментально-оркестровую сферу музыки Глинки. Подобное положение в корне не верно. Более того, оно не-
терпимо, так как является значительным тормозом в деле развития современной науки об оркестре...»/62, с.23-24/.
Таким образом, исходя из предыдущих положений, главная цель диссертации, помимо рассмотрения первичных факторов музыкальной речи заключается в выявлении возможностей инструментальных средств духового оркестра оказывать воздействие на характер передачи национальных черт, на процесс раскрытия специфического драматургического замысла сочинений.
Определенный отпечаток на изложение материала налагает и то, что исследуемые принципы и закономерности отражения в духовом оркестре национального колорита носят в значительной мере универсальный характер и потому могут быть направлены на передачу специфического своеобразия любой национальной культуры. Но вследствие чрезмерной обширности темы, автор сознательно ограничивает себя анализом произведений прежде всего с ярко ощутимым русским колоритом, что, впрочем, не мешает в отдельных случаях обращаться к иным партитурам, в том числе принадлежащим композиторам зарубежных стран, в которых с большой убедительностью отражаются черты других национальных культур.
Затрагиваемая данной работой проблема предполагает непосредственную опору на теоретические исследования в самых различных областях музыкознания - фольклористики, инструментовки, истории и теории музыки и т.д. Поэтому в диссертации находят отражения такие труды, как: «Русская народная песня как предмет науки» А.Серова, «Русская народная музыка в ее строении мелодическом и ритмическом» П.Сокальского, «Заметки об инструментовке» М.Глинки, «Основы оркестровки» Н.Римского-Корсакова, «О подражании в музыке» Г.Берлиоза, «Речевая интонация» Б.Асафьева,
«О мелодии» Л.Мазеля, «Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки» А.Дмитриева, «Трактовка инструментов оркестра»
A.Веприка, а также ряд работ В.Стасова, В.О