автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Научно-просветительские общества в Абхазии в конце XIX - начале XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Научно-просветительские общества в Абхазии в конце XIX - начале XX вв."
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова
Р Г 5 ОД 2 2 ДПР 1996
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи Смыр Лариса Георгиевна
НЛУЧН0-ПР(Х1^ЕТИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА В АБХАЗИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
Раздел 07.00.00 - исторические науки Специальность 07.00.02,- отечественная история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических, наук
Москва 1996
Работа выполнена на кафедре истории, археологии, этнологии Аохааии исторического факультета Абхазского государственного университета
Научный руководитель: доктор исторических наук, член-корр. АН ГССР профессор Г.А.Дзидзария
Научный консультант:
доктор исторических наук, профессор А.Э.Куправа
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор В.М.Селунская
кандидат исторических наук С.А.Козлов
Ведущая организация - Абхазский институт гуманитарных исследований
Защита состоится " % " «/¿¿М 1996 г. в час. на
заседании ■^дисоврадгоанв'р«^ Совета К.05аГ05.27 по отечественно истории при Московском государственном университете имени М.ВДомоносова
Адрес:119899, Москва,Воробьевы горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, ауд. №
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А.М.Горького /Ш, 1-й корпус гуманитарных факультетов/.
Автореферат разослан " 5 "(Iftft&iJ 1396 года
Ученый сектетарь диссертационного Совета к.и.н., допент Я.Г.Кислятина
1. Общая характеристика работы
Предмет исследования. Просветительская деятельность - одно из самых ярких и благородных общественных явлений в истории человеческой культуры. Зародившись вместе с идеями европейского Просвещения, великие деятели которого мечтали о всечеловеческом "царстве разума, свобода,•естественного права", просветительство, как социальный феномен, пережало эпоху своего созидания, внеся в по-следувдем огромный вклад в интеллектуальный прогресс мировой цивилизации, в становление и распространение гуманистических принципов общественного устройства, в борьбу против социальных пороков, мракобесия и невеяества.
В каждой стране просветительское движение - его характер, цели, организационные формы - имели свои особенности. Ьти особенности не были случайны. Они отражали реальную социально-экономическую ситуацию своего времени и воплощали специфические общенациональные культурные задачи, стоявшие в тот период перед данным обществом и народом. Поэтому уникальный исторический опыт просветительского движения в каждой конкретной стране нуздается во внимательном изучении а сообщении.
Важной особенность» российского просветительства является го, что во многом оно реализовывалось в национальных регионах страны, где деятельность по просвещению масс сочеталась с национально-этническим культуртрегерством. Поэтому просветительская деятельность на местах также имела свои специфические особенности, цели и задачи. Это ярко проявилось на примере просветительского движения в Абхазии.
В 1810 г. произошло присоединение Абхазского княжества к Российской .империи. Это было ванное событие в гизни края. После бес-
конечных разорительных войн устанавливается относительная политическая стабильность, происходят перемены во всех областях шзни. Абхазия приобщается к новым формам экономика, социального быта, культуры. Под влиянием передовой русской интеллигенции пробуждаются местные общественные и политические силы, появляется национальная интеллигенция, получившая образование в российских учебных заведениях и хорошо понимавшая необходимость просветительского движения среда родного народа.
В конце XIX - начале IX веков в Сухуме - административном и культурном центре Абхазии - возникает ряд общественных организаций культурно-просветительского, научного и благотворительного характера, которые создавались по примеру аналогичных обществ в центральных областях России. К этому времени в крае сло^шлись объективные условия и потребности для создания общественных научных и просветительских учреждений, объединявших людей на почве профессиональных интересов или во имя общей идеи. Инициаторами создания этих обществ в Абхазии были в основном представители местной русской интеллигенции, заинтересованные в культурном, научном и экономическом развитии края, в изучении его прошлого и настоящего, в духовном раскрепощении народа. Ъти. начинания находили кивой отклик и поддержку также и со стороны представителей национальной интеллигенции, многие из которых были активными инициаторами и членами создаваемых обществ.
В 1895 г. сыло учреждено Сухумское общество сельского хозяйства. В последующем научно-просветительская я благотворительная деятельность заметно расширилась, и за два предреволюционных десятилетия в крае появилось немало.обществ и организаций, отражавших научные и гуманитарные устремления передовых общественных сил
Абхазии. Так, в 1906 г. оыло учреждено Общество вспомоществования нуждающимся во всех учебных заведениях г.Сухума, в 1908 г.- Сухумское общество 'народннх университетов и Сухумское общество борьбы с туберкулезом, в 1909 г. - Общество распространения просвещения среди абхазцев и Сухумское отделение общества по распространении грамотности среди грузин, в 1913 г. - Сухумское медицинское общество, в 1915 г. - Сухумское общество любител&й и исследователей природы и населения Сухумского округа и в 1916 г. - Общество содействия молодым абхазцам, обучающимся в высших учебных заведениях.
Цель я задачи исследования. Целью настоящей работы является создание возможно Солее полной и объективной исторической картины, охватывавшей когяшекс проблем, связанный с движением просветительства в Абхазии в указанных хронологических рамках. При этом, исходя из многогранности темы, в работе сформулированы некоторые специальные исследовательские задачи, которые заключаются в следующем:
- выявить и собрать сведения о всех общественных организациях гуманитарного профиля, функционировавших в Абхазии в конце XIX -начале XX вв.;
- осветить историю создания обществ, рассмотреть объективные социокультурные предпосылки, а также конкретные события и акции, приведшие к учреждению и институдаализации того ила иного оощества;
- проанализировать уставные программные документы обществ, определить их целевые задачи, общественные и идеологические позиция;
- изучить основные этапы просветительского движения в Абхазии, воссоздать в хронологической последовательности конкретные. формы. деятельности просветительских обществ в регионе, показать их со-
циальную активность в сооственно просветительском, а также идеологическом, научном, публикаторском и других направлениях;
- собрать сведения о видных деятелях, внесших вклад в просветительское движение в Абхазии и через это в более широкий контекст
социокультурной истории региона.
^ *
Хронологические рамки исследования ограничены концом XIX -началом XX вв., т.е. периодом, в который укладывается первый крупный этап движения просветительства в Абхазии. Никяяя хронологическая граница совпадает с возникновением этого движения в крае, ибо организационные формы просветительства появились здесь лишь в самом конце прошлого столетия, .верхняя граница ограничена началом 1920-х годов. В марте 1921 г. в Абхазии была установлена советская власть. Новые политические , социальные и идеологические реалии резко изменили всю социокультурную ситуацию в регионе. "Старое"" просветительское движение перестало существовать, а новые его формы приняли весьма специфический характер, изучение которых, требует дополнительного исследования.
Научная новизна. Данная диссертация является первым специальным исследованием истории просветительского движения в Абхазии, в частности, деятельности научно-просветительских обществ в крае в конце XIX - начале XX вв.
Степень научной разработанности. Несмотря на актуальность темы, она до сих пор не была предметом специального изучения. В существующей литературе встречаются лишь краткие сведения о деятельности в Абхазии научно-просветительских организаций. В монографии профессора Г.А.Дзидзарая "Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции"^- содержится некоторый материал об отдельных деяте-
1. Дзидзария Г. А. Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции.Сухуми.1979.
лях местной русской и национальной интеллигенции, работа которых была тесно связана с общественными организациями. Ученый подчеркивает их исключительно важную роль в развитии экономики и культуры дореволюционной Абхазии. Вскользь касаются деятельности отдельных обществ Х.С.Бгахба2, Л.М.Прицкер3, Г.Г.Айба4, Ш.Д.Гогохия5, И.Х.Да-мения®. В то же время важнейшие вопросы истории просветительского движения в Абхазии, деятельности научно-просветительских обществ остались вне поля зрения предшествующей историографии.-
Источники. Настоящее исследование основано на трех группах источников. Первую группу составили архивные материалы, которые были сосредоточены,главным ооразом, в фондах Центрального государственного архива Абхазии. Здесь были изучены фонды Сухумского окружного управления /ф.58/, Сухумского общества сельского хозяйства /Ф.ЗО/, Сухумской садовой сельскохозяйственной опытной станции /Ф.9/, Сухумской сословно-поземельной комиссии /Ф.57/, Сухумской городской управы /Ф.4/,*Гагринской климатической станции /Ф.51/. Ряд материалов содерхался в фондах личного происхождения - Смецко-го H.H. /Ф.46/, Дзвдзария Г.А. /Ф.833/, Чочуа A.M. /Ф.841/.
2. Ьгажоа Х.С. Труды.Т. 1.Сухуми. 1987.
3. Прицхер
1980. J£2.; Селекционер-мичуринец .Советская Абхазия.1964.
18?декабря; Поиск рождает поиск.Советская Абхазия.1973.9 января.
4. Айба Г. Г. Русские ученые-ботаники в Абхазии. Труда Сухумского ботанического сада..выпуск ХХУ.Тбилиси.1986.
5. Гогохия И.Д. Здравоохранение в Абхазия.Сухуми.1966; Народное здравоохранение в Абхазии за годы советской власти-Сухуми.1982.
5. Даыения И.Х. Россия.Абхазия. Из истории культурных взаимоотношений в Х1Х-начале ХХвв.Санкт-Петербург.1994.
Использованы также материалы, хранившиеся в архиве Абхазского института языка, литературы и истории ил.Д.И.Гулиа /ныне Абхазский институт гуманитарных исследований/56.
Нами были ооследованы фонды Цантрадьного государственного истор! ческого архива Грузии /ЦШАГ/. К сожалению, фонд Общества распространения грамотности среди грузин остался нам недоступным в следствие языкового барьера. Изучение материалов других фондов, документов по интересующей нас проблеме.не дало.
Вторую группу источников составила печатная продукция, издававшаяся научно-просветительскими обществами в Абхазии. Это были журналы "Вестник Сухумского оощества сельского хозяйства", "Черноморское сельское хозяйство", "Черноморский селянин", "Хутор", "Труды куррртной комиссии" и другие, в которых, наряду со специализированными статьями, помещались материалы о деятельности обществ /отчеты статистические данные, доклады, письма и т.д./.
Третью группу источников составили материалы периодической печати. Газеты, выходившие в тот период в Абхазии - "Сухумский вестник' "Сухумские вести", "Сухумский листок объявлений", "Сухумский листо: "Наше слово", "Наш путь" уделяли много внимания просветительскому движению в крае,-часто и подробно освещали деятельность некоторых обществ и организаций, став тем самым ценным источником сведений по интересующей нас теме.
а К сожалению, документальных материалов перечисленных фонда» ухе не существует. Они погибли в пламени пожаров, охвативших здания ЦГА Абхазии и Абхазского института в октябре 1992 г. во время грузино-абхазской войны.
Практическая значимость. Выводы и положения диссертации могут быть использованы при' изучении истории научно-практической мысли и культурно-просветительской работы в Абхазии в дореволюционный период, а такяе применены в учебном процессе по истории Абхазии, при чтении спецкурсов по истории русско-аохазских культурных взаимоотношений.
Опыт, рассмотренных в работе ооществ, мо&ет сыть использован на современном этапе новыми оощественными организациями - и движениями, возникшими в последнее десятилетие на волне демократизации и общественно-политической активности.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории, археологии, этнологии Абхазии Абхазского государственного университета и на заседании кафедры Истории России XIX - начала XX вв. Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. Основные положения диссертации использовались в учебной работа исторического факультета Абхазского университета, в выступлениях автора, в частности, на научной, конференции в Сухуме в 1992 г., они отраяеыы также в его научных публикациях.
Структура работы обусловлена задачами и хронологическими рамками исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка источников и литературы.
П. Основное содержание работы
Во введении определяется предмет исследования, рассматриваются предпосылки,появления общественного движения научного и просветительского направления, формулируются его цели и задачи, определяются хронологические рамки и этапы, характеризуется источнико-вая база, анализируется предшествующая историография, обосновыва-
- Шлется практическая ценность работы.
В первой главе "Научные общества" рассматриваются общества, деятельность которых имела преимущественно научно-практическую направленность - Сухумское-общество сельского хозяйства, Сухумское общество любителей а исследователей природы и населения Сухумского округа. Сухумское общество борьбы с туберкулезом, Сухумское медицинское оощество. Внутри разделов, посвященных конкретным обществам, материал группируется по. смысловым блокам, в частности, прослеживается история создания общества, идеологические и научно-практические предпосылки его возникновения, анализируются уставные и программные цели, формулируются основные этапы деятельности, рассматривается личный вклад в работу обществ наиболее выдающихся представителей научно-просветительской интеллигенции Абхазии.
В главе осооое внимание уделяется анализу деятельности Сухумского общества сельского хозяйства. Самое многочисленное и деятель ное, оно решало одну из сложнейших, проблем края - экономическую, Общество выполняло функции руководящего органа сельскохозяйственной жизни Сухумского округа. Оно проводило многогранную работу, вникая во все стороны жизни округа и его населения. Первоначальной программой Общества предусматривалось удовлетворение нувд своих *' членов, но вскоре оно расширило эти рамки, распространив деятельность на все сельское население Абхазии.
В главе ваделены и проанализированы четыре основные направления деятельности Общества - агрономическое, издательское, организационное и просветительское.
Научная агрономическая деятельность осуществлялась на Сухумской опытной станции, основным направлением которой были исследования по интродукция и акклиматизации новых субтропических культур на Чер-
номорском побереаье Кавказа.
Благодаря научным, опытным и практическим работам Оощества в округе получили оольпее развитие виноградарство и виноделие, полеводство, хлопководство, шелководство, огородничество, садоводство, выращивались неизвестные ранее субтропические и южные культуры / фейхоа, цитрусы, хурма, мушмула, чай и др. /, эфиромаслич-ные, декоративные и технические растения.
Обществу такке принадлежит приоритет в разведении на территории округа некоторых лекарственных растений и в организации на этой Сазе производства лекарственных препаратов.
Впервые в Абхазии была внедрены в производство результаты исследований на опытной станции по консервированию плодов и овощей, открыта консервная фабрика.
Организационное направление в деятельности Оощества выразилось в активном участии во многих общероссийских мероприятиях - съездах, совещаниях, ярмарках, выставках. Почетным признанием деятельности Сухумского общества сельского хозяйства / СОСХ /были полученные награды, медали и другие знаки отличия, которыми оно удостаивалось за свои достижения и экспонаты. Другое направление организационной деятельности заключалось в оказании практической помощи населению, устраивая с этой целью показательные участки на их землях, обучая эффективным приемам земледелия, снабжая семенами, популярной литературой, проводя беседы. СОСХ. содействовало населению-з реализации сельскохозяйственных продуктов.
Заслугой Общества является изучение, подбор и перевод иностранной литературы по выращиванию субтропических и других ишнхткуль-тур, переработка ее в соответствии с требованиями местных климатических и природных условий для дальнейшего использования в ка-
честве практического руководства.
Издательская деятельность COCI была интенсивной. Общество выпускало ряд печатных изданий - "аестник Сухумского общества сельского хозяйства" /1904/, "Черноморское сельское хозяйство" /19051917/, "Черноморский селянин" /1911-1916/, "Хутор" /1905-1908/, "Труды курортной комиссии" /1915/, которые dum источником научной и практической информации в области сельского хозяйства, рекламным и справочным пособием, служили средством общения с другими подобными организациями в России.
Отдельно рассматривается деятельность наиболее выдающихся членов СОСХ - В.В.Марковича, Н.Н.Смецкого, A.A.-Остроумова, В.М.Козлова, Г.А.Рыбинского и многих других.
На базе Сухумского общества сельского хозяйства оыло создано Абхазское научное общество /АбНО/, ооъединившее большую часть интеллигенции Абхазии. В 1931 г. на базе АбНО и Академии абхазского языка был организован научный центр абхазоведения - Институт языка, литературы и истории / ныне Абхазский институт гуманитарных • исследований /.
Далее в главе рассматривается деятельность Общества любителей и исследователей природы и населения Сухумского округа. Отмечается, что определящим фактором создания Общества явилось пробуждение творческой активности у местной интеллигенции, а такне интереса к изучению национальных, духовных и культурных ценностей. При отсутствии в Абхазии учреждений подобного профиля. Сухумское общество любителей природы явилось первопроходцем в зароадении и развитии новых для края научных направлений по исследованию природы и населения - археологии, этнографии, истории и др.
В своей деятельности Общество практиковало чтение научных до-
кладов, проведение экскурсий а экспедиций. Вгнем работало несколько научных секций, была открыта библиотека. Важным событием для края оыло открытие в 1917 г. музея с различными экспонатами по истории, археологии, этнографии, зоологии, ботанике, геологии и др.
Общество занималось просвещением школьников, организуя для них лекции, привлекая юс к сбору коллекций, устраивая для них интересные целевые экскурсия.
.Наиболее активными членами Общества любителей природы были
A.В.Синицын /председатель/, Я.Я.Мушяский /председатель с 1916 г./,
B.К.Семашко, В.В.Маркович, А.С.Меерович, Ю.Н.Воронов и. другие. Почетным членом его был айадемак В;ЯтМарр.;: -
Деятельность Общества способствовала пробуждению национального самосознания, воспитывала потребность в изучении и сохранении древних памятников а народных традиций. Занимаясь исследованием своего края, оно пыталось заложить основы для изучения истории народа, для подготовки национальных научных, кадров, Общество любителей природа и населения Сухумского округа ставило целью привлечь к своей работе все краеведческие силы округа, однако сложности военного времени не позволили ему полностью осуществить задуманное.
Сухумское медицинское общество было чисто профессиональным по составу и научным по основным направлениям своей деятельности. Члены Общества обменивались опытом в методах лечения, диагностике, организовывали выступления с научными докладами, популярными лекциями. По их инициативе в 1916 г. 'были открыта курсы для подготовки сестер и братьев милосердия.
Важной задачей деятельности Общества была борьба с малярийными заболеваниями. Созданная противомалярийная комиссия приступила к исследованию источников этого заболевания, поискам путей их унич-
тожения, осуществлению профилактических мер, просветительской ра-ооте среди населения, оказанию медицинской и материальной помощи, организации соора пожертвований, раздаче лекарств. Как наглядное пособие для изучения истории болезни, методов лечения ео. был создан малярийный музей.
»
Большой вклад в работу Сухумского медицинского общества внесли А.Т.Менчанский / председатель /, А.С.Меерович / председатель с 1915 г. /, Н.Г.Рукан, А.Л.Григолия, В.А.Шервашидзе и другие...
Более широкая деятельность была развернута Обществом борьбы с туберкулезом, которая была научного и благотворительного направления. Члены этого Общества проводили самоотверженную раооту по оказанию разноооразной помощи туберкулезным больным, '¿то было началом планомерной оорьбы в Абхазии с этим грозным заболеванием.
Общество изыскивало все возможные средства для расширения своей деятельности. Ьюдает Общества складывался,как и у других, из поступлений от членских взносов и пожертвований, как от своих членов, так и от других кителей города и-.-округа, сочувствующих его целям.
Основная часть денег расходовалась на оказание материальной поддержки приезжим больным, находящимся в крайне тяжелом положении. Не имея возможности удовлетворить просьбу всех нуждающихся в помощи, Общество не оставалось безучастным к их отчаянному положению и обратилось в соответствующие туберкулезные общества и отделы Туберкулезной Жиги России, призвав, их позаботиться о материальном обеспечении своих больных, направляемых на лечение в Абхазию. Сухумским обществом борьбы с туберкулезом были открыты общедоступный пансион, амбулатория для бесплатного обслуживания больных, а в период 1-ой мировой войны лазарет для больных тубер-
кулезом воинов.
Учитывая естественную неосведомленность приезаих, Общество организовывало- выпуск ёяенедельного справочного приложения к местной газете, в котором приводились подробные сведения о медицинских учреждениях, санаториях, пансионатах, практикующих врачах, условиях и часах, приема, адресах и т.д.
Они избрали из своего состава исполнительный орган - попечительство. Членами попечительства были хенщияы, которые самоотверженно выполняли свои обязанности. Они посещали на дому тяжелобольных, направляли их на лечение, занимались сбором сведений о наличии туберкулезных больных, юс состоянии и материальном положении, знакомили их близких с правилами гигиены и ухода за ними.
Попечительство проводило санитарно-дросветительскую работу среди школьников, занималось их обследованием с целью выявления больных. или расположенных к легочным заболеваниям детей, для оказания им необходимой помощи.
Члены Общества борьбы с туберкулезом занимались просвещением населения, выступали с докладами, проводили беседы, распространяли популярные брошюры о заболевании туберкулезом и необходимых мерах профилактики.
В своей деятельности они опирались на помощь комиссий, которые была созданы для решения некоторых вопросов — это школьная, просветительская, по сбору пожертвований, по строительству оздоровительной площадки.
Членами Общества были люди разных профессий, но основная нагрузка лохилась на врачей, без звания и опыта которых невозможно было бороться с таким', заболеванием.! как туберкулез.
Наиболее активными членами Сухумского общества борьбы с тубер-
кулезом были А.С.Меерович, А.И.Мостков, Е.Ф.Симонова /председатель/ Н.Л.Авилова /председатель с 1915 г./, А.С.^аншиева, почетный член H.H.Сменкой, Р.Й.Какуба, Е.С.Шервашидзе /Соллогуб/ и другие.
.da второй главе "Просветительские общества" рассматривается деятельность Сухумского общества народных университетов, Общества
»
распространения просвещения среди аохазцев, Сухумского отделения общества по распространению грамотности среди грузин, Общества вспомоществования нуждающимся во всех учебных заведениях города Сухума, Общества содействия молодым абхазцам, обучающимся в высших. учебных заведениях, а также просветительские аспекты деятельности Сухумского общества сельского хозяйства.
Создание Сухумского общества народных университетов полонило начало просветительскому движению среди народа. Первые народные университеты имели общеобразовательный а культурно-просветительский уклон. Дальнейшее их развитие привело к открытию отделений различного профиля. Обучение в народных университетах проводилось солее целенаправленэ и системно по сравнению с воскресными школами для взрослых.
Основным направлением деятельности этого Общества оыло: открытие школ, проведение лекций, подбор преподавательского состава, набор слушателей, составление планов, разработка методика обучения, финансирование целевых мероприятий.
Одной из его заслуг является открытие бесплатных вечерних школ для взрослых различного профиля обучения, которые пользовались большой популярностью. Отмечается демократичность всех мероприятий, проводимых Обществом, - свободный набор слушателей, бесплатность обучения, учет пожеланий учащихся при составлении программ, чтение лекций на национальных языках. Чтение лекций на различные
интересные темы, проведение литературных и музыкальных вечеров, открытие школ для взрослых - все это оживило жизнь города, наполнив ее новым содержанием. Для учета интересов слушателей при подборе тематики лекций Народные университеты составляли и рассылали "особые вопросные листки". О предстоящих мероприятиях сообщалось населении через местную печать.
Для пополнения своего бвдаета они практиковали платные спектакли с участием грузинского драматического кружка, а иногда и с участием знаменитых' артистов /например,Сарадаишвили/.
Знаменательным для деятельности Общества было избрание его председателем М.Л.Томара - одного из самых выдающихся общественных деятелей Абхазии начала XX в., который сумел сплотить и активизировать ранее пассивных членов правления.
Деятельность Сухумского общества народных университетов оказала благотворное влияние на духовную жизнь города, приобщая ее к своим культурно-просветительным мероприятиям широкий крут участников, слушателей или зрителей из разных слоев городского населения.
Неустанной заботой местной национальной интеллигенции было создание национальных школ для обучения детей на родном языке. Ьтой цели служили Сухумское■общество по распространению "просвещения среди абхазцев и Сухумское отделение общества распространения грамотности среди грузин.
Спецификой деятельности Оацесхва по распространению просвещения среда абхазцев было научное сотрудничество его членов с известными российскими учеными - Н.Я.Марром в изучении диалектов абхазского языка, сбора фольклорного материала, этнографических исследований края.
Общество содействовало просвещению абхазского народа, воспитанию, образованию и распространению полезных знаний. Оно способствовало изданию абхазских книг - это первые поэтические произведения Д.И.Гулиа, а такке "Краткий очерк истории абхазской церкви" М.И.Тарнава.
Общество заботилось об открытии абхазских школ не только для городского, но и для сельского населения, проводились народные чтения. Его деятельность получила народное признание не только в городе, но и в-районах Абхазии, где были открыты его филиалы -Бзыбский Комитет, Адзюбнинское отделение. Они принимали активное участие в сборе фольклорного материала. Председатель Бзыбского Комитета С.М.Ашхадава составил абхазскую азбуку.
Обществом проводились платные развлекательные мероприятия -скачки, спектакли, концерты, буфеты.
Отмечается роль абхазских интеллигентов Р.И.Какуба. Д.И.Гулиа, А.М.Чочуа, С.М.Ашхадава, Н-С.Патейпа, М.И.Тарнава и других в развитии просвещения среди абхазского народа.
Материалы работы свидетельствуют, что Сухумское отделение оо-щества распространения грамотности среди грузин проводило большую работу по обучению грамоте народа, стремилось поднять национальное самосознание, способствовать его идейно-политическому воспитанию, поддержать демократические элементы.
Подчеркивается особенность работы Общества, которое проводило
просветительскую работу не только среда грузинского населения,
способствовало'
но и среда абхазского, а такаё^открыстии не только грузинских шол, .■л, но и абхазских.
Постоянные финансовые трудности' решались проведением спектаклей силами грузинского драматического крунка, проведением вечеров,
концертов с приглашением из Тифлиса видных артистов и режиссеров, поэтов.
Деятельностью Сухумского отделения общества распространения грамотности среди грузин длительное время руководила Ы.Н.Анчабад-зе, благодаря энергии, уму и сердцу которой проводились все добрые его начинания.
Наблюдавшаяся в бедных классах населения города жажда к просвещению, желание дать своим детям хоть некоторое образование, побудило интеллигенцию создать Общество вспомоществования нуждающимся во всех учебных заведениях г.Сухума. Деятельность его была направлена на создание материальной базы для обучения наиболее нуждающихся слоев населения. Целью Общества было способствование развитию просвещения, предоставление возможности учиться, оказание помощи учебниками, ни льем, одеждой, питанием, ограничением платы за обучение.
В работе отмечается роль председателя Общества вспомоществования нуждающимся во всех учебных заведениях г.Сухума А.С.Шаншиевой /Лаптевой/, делавшей личные пожертвования, доктора А.С.Мееровича, В И- Меерович, Б.В.Марковича и других, благодаря которым многиы нуждающимся, но жаждущим знаний, была оказана помощь.
Абхазия крайне нуждалась в воспитании своих национальных кадров. Многие желавшие учиться не могли получить высшее образование из-за бедственного материального положения. Сучувствуя таким людям и разделяя стремление к знаниям, видные общественные деятели А. И. джуте ли и Р.И.Какуба, решив привлечь к решению этой проблемы общественные силы, создали Общество содействия молодым абхазцам, обучающимся в высших учео'ных заведениях.
Общество выясняло нунды учащихся, . ___ обучавшихся в
разных учеоных. заведениях, чтооы оказать им посильную помощь. Оно добилось выделения земельного участка для строительства "ооль-шого оощежития" для абхазских детей, обучавшихся в сухумских учебных заведениях.
Оощество содействия молодил абхазцам, ооучашцимся в высших учес ных заведениях не успело развернуть свою деятельность, но тем не менее, внесло свой велааный вклад в общее дело распространения просвещения.
Одним из основных направлений деятельности Сухумского общества сельского хозяйства было просвещение. С 1907 г. Общество осуществляло широкомасштабную просветительскую деятельность среди крестьянского населения. По его инициативе и при непосредственном участии проводились сельскохозяйственные чтения сначала для рабочих Сухумской садовой опытной станции, а затем для более широких слоев населения такие чтения стали постоянными. Ооществом открывалис] сельскохозяйственные школы, курсы, училище для подготовки специалистов в области сельского хозяйства из числа местной крестьянско! молодеки.
Впервые по инициативе Общества началось обучение и воспитание национальных сельскохозяйственных кадров.
Оно нашло верный путь для приобщения сельского населения к кул! туре земледелия, к наиболее рациональным приемам его ведения, организовав сельскохозяйственные курсы для народных учителей, которые овладев знаниями в области ведения сельского хозяйства,. испол] зовали их для того, чтооы грамотно заложить на своих школьных участках показательные сады, виноградники, огороды, передавая эти практические навыки не только своим ученикам, но и другим жителям
села.
Сельскохозяйственное обучение народных учителей, начатое Обществом сельского хозяйства в дореволюционные годы, было признано целесообразным и продолжено впоследствии в Аохазии.
Проводя сельскохозяйственные чтения в селах Абхазии, Общество привлекало к сотрудничеству абхазскую интеллигенцию - это А.И. Чукоар, Н.С.Патейпа, А.М.Чочуа.и других, которые проводили беседы и чтения на абхазском языке. Среди многих комиссий СОСХ важное место занимала комиссия по организации народных чтений, возглавляемая С.А.Алферовым.
3 работе подчеркивается огромная роль, которую члены Сухумского общества сельского хозяйства придавали просветительской деятельности.
В Заключении подводятся итоги исследования. Отмечается, что руоеж XIX - XX вв. стал переломным в истории Абхазии, которую не обошли стороной глубокие социально-экономические и общественно-политические процессы, затронувшие все сферы жизни Российской империи. Как и в центральных районах страны, социальные изменения послужили в Абхазии толчком к развитию культуры, науки, просвещения, укреплению этнического самосознания, пробуждению и утверждению национальных сил.
Передовые представители местной интеллигенции отчетливо представляли всю масштабность проблем, стоявших перед краем в области просвещения, сельского хозяйства, культуры, науки, медицины. Все эти проблемы были взаимосвязаны и для своего развития нуждались в квалифицированном руководстве. Следствием этого было возникновение в Абхазии в конце XIX - начале XX йв. ряда научно-просветительских обществ.
Научно-просветительские общества внесли огромный вклад в общественное и культурное развитие края. Их деятельность в Абхазии способствовала' пробуждению инициативы местного •населения,- вовлечению края в орбиту общероссийских культурных процессов, создавала благоприятные условия для поступательного движения абхазского общества.
В работе сделан вывод, что несмотря на различие целей и задач, интересы и деятельность обществ часто совпадали. Многие из местных, проблем, не терпящих отлагательства,' были предметом изучения и заботы кандого из них. Это.преаде всего, проблемы просвещения, местного благоустройства, благотворительная деятельность.
Научно-просветительские общества в Абхазии оыли созданы по аналогии с подобными учреждениями в центральных городах Российской империи. Однако, не имея предшественников в этой области на территории края, их деятельность носила во многом приоритетный и новаторский характер.
Изучение членского состава научно-просветительских обществ показало, что он отличался большим разноооразием. Члены ооществ имели различную социальную, этническую и религиозную принадлежность, различались образовательным и имущественным цензом. Тем не менее, это не явилось препятствием для их совместной деятельности. Обращено также внимание на гот факт, что многие представители русской и национальной интеллигенции были членами и активно сотрудничали в нескольких^ обществах, что свидетельствует о разнообразии их интересов, об активной жизненной позиции, о желании содействовать процветанию своего края и народа.
В историю деятельности научно-просветительских обществ в Абхазии вписано немало замечательных имен. Бескорыстное служение гума-
нистическим принципам просветительства, стремление личным вкладом принести наибольшую пользу народу, самоотверженность стали главными личностными характеристиками представителей многонациональной просветительской интеллигенции края.
Просветительское движение в Абхазии в конце XIX - начале XX вв. является одним из самых заметных общественных движений в регионе в последние предреволюционные десятилетия.
ПО ТЕМЕ ДШЖРГАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СВДУЩИЕ РАБОТЫ:
1. Сухумское общество сельского хозяйства /1898-1922 гг./. Москва. 1996. 5 п.л.
2. Из истории просветительской деятельности Сухумского оощества сельского хозяйства. Алашара. 1990. ЛЗ. 0,3 п.л.